Большая хоральная синагога в санкт-петербурге: еврейский храм - JEKATERINBURG.RU

Большая хоральная синагога в санкт-петербурге: еврейский храм

Большая хоральная синагога в Санкт-Петербурге

Большая хоральная синагога в Санкт-Петербурге — это уникальный памятник архитектуры федерального значения. По своей величине данное сооружение самое большое на территории России и второе — в Европе. Синагога является центром общественной и религиозной жизни евреев Петербурга: по последним подсчетам приход составляет около 100 тысяч человек.

Сегодня это полноценный духовный комплекс, который включает в себя Большую и Малую синагоги, микву (так называют специальное сооружения для проведения ритуальных омовений), а также синагогу для грузинских евреев. Он располагается в районе Старая Коломна Санкт-Петербурга, на Лермонтовском проспекте, неподалеку от Мариинского театра.

Отдельных слов заслуживает акустика Большой хоральной синагоги, о которой знают во всем мире. Тем, кто впервые посещает это место, рекомендуем провести такой эксперимент. Необходимо встать лицом к стене в одной конце вестибюля и попросить знакомого на противоположной стороне что-нибудь сказать шепотом. Несмотря на то, что расстояние между вами будет около 10 метров, вы все прекрасно услышите.

История Большой хоральной синагоги

Еврейская община начала формироваться в Петербурге еще в XVIII в. Но лишь в XIX столетии, при Александре Втором, было принято решение построить в городе на Неве синагогу. Соответствующее постановление было подписано в 1869 г. Деньги решили собирать с помощью благотворительных пожертвований. Когда была собрана внушительная сумма, появилась новая проблема: власти Петербурга и евреи не могли договориться по поводу места, где будет располагаться духовный центр. Потребовалось 10 лет, чтобы определиться с земельным участком, где и появилась Большая хоральная синагога.

Летом 1879 г. был объявлен конкурс на лучший архитектурный проект будущей синагоги. Выбор пал на предложение Бахмана и Шапошникова, но император Александр II отказывался его принимать: ему показалось сооружение слишком шикарным. Он приказал «переделать проект в более скромных размерах». В 1883 г. уже Александр III утвердил проект синагоги, и ее строительство стартовало.

Основные работы были завершены к 1888 г. Дело оставалось за малым: необходимо было заняться украшением интерьера. На это потребовалось еще 5 лет. Лишь в декабре 1893 г. Большая синагога, зал которой был рассчитан на 1200 человек, был освящен. Работы по внутреннему убранству продолжались: например, в Свадебном зале, который также называли Александровским в честь Александра Второго, была установлена внушительных размеров люстра и проведено электричество. К 1909 г. вокруг синагоги был построен каменный забор.

В январе 1930 г. синагогу решили закрыть, несмотря на попытки еврейской общины противостоять этому. В решении сказано, что синагога служила интересам еврейской аристократии и буржуазии, и простые рабочие подобные места не посещают. Многие ценные реликвии из синагоги уже были вывезены и представлены в Антирелигиозном музее на территории Исаакиевского собора. Летом этого же года синагогу открыли снова.

Следующая попытка закрыть Большую хоральную синагогу выпала на 1941 г. Местные власти хотели использовать ее здание для показа фильмом и для проведения концертов. Но этим планам не суждено было сбыться из-за начавшейся вскоре Великой Отечественной войны. В 50-е годы прошлого столетия отношения между еврейской общиной и городскими властями становились все сложнее. Дошло до того, что Еврейское Преображенское кладбище было закрыто, и на территории синагоги запретили выпекать мацу.

В конце 70-х гг. синагоге повезло: ее решили отреставрировать, так как она попала в число важных экскурсионных объектов в рамках туристической программы к Олимпиаде-80 в Москве. Постепенно место стало центром возрождения религиозной жизни евреев сначала в Ленинграде, а затем в Санкт-Петербурге. Сегодня при синагоге работают детские сады, школы-пансионы для мальчиков и девочек. В благотворительных столовых ежедневно получают питание более 300 человек. Также здесь работает большая еврейская библиотека, магазин «Лехайн», ресторан «Лехаим», а также гостиница. Последняя реконструкция прошла в 2000–2005 гг.

Архитектурные особенности

Большая хоральная синагога выделяется среди своих собратьев. Дело в том, что в Израиле подобные сооружения отличаются скромностью и небольшими размерами. Петербургский же вариант — это совсем другое дело. Величавое здание из красного кирпича с лепниной невозможно не заметить. Оно построено в неомавританском стиле.

Внутреннее убранство синагоги также впечатляет. Про уникальную акустику мы уже говорили в самом начале. В Большой хоральной синагоге все располагается по канонам еврейской религии. Как известно, во время общения с богом мужчины не должны отвлекаться на женщин и наоборот. Поэтому на первом этаже синагоге располагается молельный зал для мужчин, на втором — для женщин. Еще выше находится мужской хор. К слову, в залах сохранились уникальные старинные деревянные скамьи: им удалось пережить непростые дни Ленинградской блокады, когда на дрова пускалось все, что придется. Стены синагоги покрыты разноцветной росписью.

При посещении этого святого места следует обратить внимание на внушительных размеров люстру, о которой мы также упомянули выше. Изначально она работала от газа, а позже была переделана под электричество.

Большая хоральная синагога в Петербурге окружена забором из камня, который украшен художественной кованой решеткой. Уличная территория также украшена большими хрустальными фонарями.

Посещение

Большая хоральная синагога в Санкт-Петербурге открыта для посещения с 10:00 до 18:00 ежедневно, кроме субботы и религиозных праздников. Администрация просит обратить внимание на тот факт, что в пятницу синагога открывается для туристов в зависимости от времени шабата. Всю интересующую информацию можно уточнить по телефону: +7(812) 713-81-86.

При визите в синагогу следует помнить о некоторых правилах:

  • Одежда должна быть опрятной, закрытой. Мужчины не должны быть в шортах. Женщинам рекомендуется юбка ниже колен, а рукава должны закрывать руки как минимум до локтя. Замужняя женщина должна покрыть голову, а мужчина обязательно должен быть в головном уборе.
  • Запрещено громко разговаривать, особенно во время службы (в том числе и из-за уникальной акустики).
  • В синагоге дотрагиваться можно только лишь до своих родственников. Даже рукопожатия и объятия знакомых не приветствуются.
  • Переступая порог синагоги нужно дотронуться до мезузы — футляра с пергаментом с отрывком из Торы, который укреплен на дверном косяке.

Аудиоэкскурсии

Панорама Большой хоральной синагоги

Как добраться

Большая хоральная синагога располагается в центральной части Санкт-Петербурга, поэтому добраться до нее не составит особого труда. Рассмотрим, как можно доехать до сюда от разных станций метро города:

  • От станций метро «Сенная площадь»/«Садовая»: на маршрутном такси № 1 необходимо доехать до пересечения Лермонтовского проспекта и улицы Декабристов.
  • От станции метро «Нарвская»: на маршрутном такси № 1 или № 169 необходимо доехать до пересечения Лермонтовского проспекта и улицы Декабристов.
  • От станций метро «Невский проспект» и «Адмиралтейская»: на автобусе № 3 или 27 необходимо доехать до Театральной площади или Лермонтовского проспекта или же на автобусе № 22 до пересечения Лермонтовского проспекта и улицы Декабристов.

Помимо вышеуказанных маршрутов до Большой хоральной синагоги можно доехать на автобусах № 2 (ост. «Проспект Римского-Корсакова, д.53»), № 50 и № 100 (ост. «Лермонтовский проспект, 10»), № 6 и 6к (ост. «Мариинский театр»).

Видео Большой хоральной синагоги в Санкт-Петербурге:

Большая хоральная синагога

Аудиогид

  • play
  • pause
  • stop
  • mute
  • unmute

Фотографии

Становление еврейской общины и строительство синагоги

История еврейской общины Санкт-Петербурга берет свое начало в XVIII веке, а к 20-м годам XIX столетия, согласно переписи, еврейское население города составляло 370 человек. В то время проживание в столице было разрешено лишь тем евреям, которые перешли из иудаизма в христианство. Это жесткое правило было частично отменено только после прихода на трон Александра II, известного своим либерализмом. Его указом было разрешено некоторым категориям евреев иудейского вероисповедания покидать черту оседлости и селиться в городах, в том числе, и в Петербурге. В городе появилось несколько еврейских молелен. А в 1869 году император официально разрешил строительство синагоги.

Так как в столицу были допущены только евреи высшего сословья – финансовые дельцы, купцы первой гильдии, дипломированные специалисты, то еврейскую общину Петербурга составляли люди весьма состоятельные. Поэтому сбор средств на строительство синагоги не занял много времени. В 1870 году община уже приобрела здание на набережной Фонтанки, ставшее временным молитвенным домом для иудеев. После этого комитет строительства синагоги столкнулся с сопротивлением городской администрации, которая не могла запретить возведение иудейского храма, но максимально осложнила выбор и покупку участка для строительства постоянного здания. Согласовать место будущей синагоги удалось лишь спустя 10 лет. К этому времени официально численность еврейской общины превысила 14 000 человек. В 1879 году был приобретен участок на Большой мастерской улице и объявлен конкурс архитектурных проектов.

В 1880 году, по итогам конкурса, был утвержден проект архитекторов Льва Бахмана и Ивана Шапошникова, предложивших оформить синагогу в традиционном североафриканском стиле. Император, однако, подписал проект лишь три года спустя – после того, как тот был существенно переработан в сторону уменьшения общей площади здания. Строительные работы начались в 1883 году, куратором проекта был назначен архитектор Николай Бенуа.

Зимой 1893 года состоялось торжественное открытие и освящение Большой хоральной синагоги Санкт-Петербурга.

Дореволюционный период

С открытием синагоги евреи Петербурга, как ни странно, получили большое количество проблем. Дело в том, что указом правительства от 1894 года были закрыты все остальные иудейские молельни Петербурга. Новое здание физически не могло вместить всех верующих, число которых непрерывно росло. Кроме того, посещение праздничных молебнов по субботам стало невозможным для жителей отдаленных районов: расстояние до синагоги превышало допускаемые иудаизмом нормы расстояний пешей ходьбы в шаббат. Неоднократно обращались еврейские активисты к правительству с просьбой снова открыть небольшие молельни в городе – и каждый раз получали отказ.

В начале ХХ века продолжаются отделочные работы в интерьере синагоги. Была приобретена большая люстра, в здание провели электричество, вокруг синагоги возвели забор из камня с художественной кованой решеткой. Двор украсили хрустальными фонарями.

Правление синагоги большое внимание уделяло вопросам благотворительности и образования. Довольно быстро заведение стало центром еврейской религиозной жизни и учебным центром. При нем возникло Еврейское училище, для которого на пожертвования прихожан было построено отдельное здание. После начала I Мировой войны, здесь был образован комитет помощи евреям, пострадавшим в зонах военных действий.

После свержения царской власти в 1917 году, еврейская община с радостью восприняла отмену вероисповедальных ограничений, видя в ней начало установления религиозного равноправия. Однако уже в том же году начались первые еврейские погромы в Петрограде.

При Советской власти

Большевики изначально придерживались позиции неприятия существования еврейской религиозной общины. Всякая деятельность правления синагоги была либо запрещена, либо подвергалась притеснениям. В 20-х годах начались репрессии. В 1929 году Ленинградская еврейская религиозная община была ликвидирована как буржуазная и националистическая. Синагогу официально закрыли, но после многочисленных жалоб евреев во ВЦИК через несколько месяцев она открылась вновь. К тому времени большинство ценных предметов культа было изъято и передано в музей Истории религии. Попытки закрыть синагогу и использовать ее здание для проведения культмассовых мероприятий были прерваны Великой Отечественной войной.

Деятельность синагоги и молитвы в ней не прекратились даже в годы блокады. В послевоенное время работа синагогального правления оказалась под прицельным вниманием властей, но и новая волна антирелигиозной политики не смогла уничтожить центр иудаизма в Петербурге.

В 70-е годы Большая хоральная синагога попала в список экскурсионных объектов для участников Олимпиады и впервые получила большие государственные дотации на реставрацию здания.

В перестроечное время заведение постепенно вернуло свои функции и былую активность, снова став образовательным и духовным центром.

Синагога сегодня

Сегодня Большая хоральная синагога живет и действует в нескольких направлениях. Здесь проходят крупные иудейские праздники и повседневные молебны. В образовательных учреждениях при заведении обучаются одновременно около 500 детей – от малышей до молодежи. В двух благотворительных столовых бесплатно питаются представители социально незащищенных слоев общества. Под защитой благотворительного комитета находится большое количество малоимущих, больных людей и пенсионеров.

Интересный факт

В настоящее время при синагоге действует центр знакомств, благодаря которому ежегодно образовываются десятки еврейских семей.

Большая хоральная синагога Санкт-Петербурга

Большая хоральная синагога — это не только памятник архитектуры федерального значения, но и исторический центр духовной жизни евреев Санкт-Петербурга.

Формирование еврейской общины

Формирование еврейской общины с религиозным центром в Санкт-Петербурге шло очень медленно, ведь по указу Екатерины I евреям было запрещено проживать не только в столице, но и вообще в России. Но если речь шла об особо важных особах иудейского вероисповедания, то им разрешалось находиться в столице временно. Так, среди евреев, приезжавших в Петербург в это время, встречаются финансовые дельцы, купцы и врачи. В основном это были люди состоятельные, имевшие не только домочадцев, но и слуг. Поэтому почти в каждом доме, где жила еврейская семья, был миньян — 10 взрослых мужчин, необходимых для общественной молитвы. Таким образом, хотя в Петербурге не было официальных синагог или молитвенных домов, евреи устраивали молитвы дома.

Императрица Елизавета Петровна в 1742 году издала указ о «высылке всех жидов как из Великороссийских, так и Малороссийских городов, сел и деревень, с их имуществом».

Екатерина II была изрядным дипломатом и понимала, что евреи приносят пользу, поэтому, хотя официально евреям было запрещено посещать Петербург, в государственных интересах Екатерина разрешала некоторым из них проживать в столице.

После трех разделов Польши в конце XVIII века, когда к России отошли большие западные территории, населенные в том числе и евреями, последние стали чаще бывать в столице. Сюда, например, ехали, чтобы держать экзамен при Медицинской коллегии на звание врача.

Еврейская община начала формироваться лишь с конца 70-х XVIII в., вокруг семьи предпринимателя Абрама Перетца, поселившегося в доме генерал-полицмейстера Чичерина на Невском проспекте. Эту общину составляли еврейские депутаты и жили они легально.

В 1802 году в лютеранской части Волкова кладбища было заложено еврейское кладбище и заведена первая общинная книга, «пинкас». Спустя 20 лет в городе официально проживало около 370 евреев. Община, группировавшаяся вокруг Перетца, со временем распалась, новые еврейские общины появляются в конце 1820-х годов. Речь идет о солдатских общинах (с 1828 года евреев стали призывать в русскую армию). Закон разрешал солдатам-евреям, как, впрочем, и всем нижним чинам, проживание с женами и детьми. Впоследствии указами Александра II им было предоставлено право повсеместного проживания в империи, в том числе и в столице. Либеральное правление Александра II привело к резкому росту еврейского населения в столице. По данным переписей, на 1869 год в Санкт-Петербурге проживало 6624 еврея и 6745 носителей еврейского языка, в 1881 г. — 14 249 евреев и 16 826 носителей еврейского языка.

Правительство не хотело держать в армии раввинов, поэтому религиозные обряды отправляли солдаты-раввины. Они и стали первыми раввинами еврейских общин. Евреи, законно проживавшие в столице, получили право приглашать для своих духовных нужд раввинов из других городов, теперь это были уже не только солдатские молельни.

Первым петербургским раввином с высшим светским образованием стал выпускник философского факультета Гендцбургского университета Абрам Исайя Нейман.

Строительство синагоги

1 сентября 1869 года император Александр II утвердил постановление Комитета министров о разрешении петербургским евреям построить синагогу взамен существующих молелен. Начался сбор средств на строительство: самое большое пожертвование сделал Евзель Гинцбург (70 тысяч рублей), по 25 тысяч внесли С. С. Поляков и И.А. Вавельберг, остальные взносы были меньше. Но все выбранные места для строительства синагоги, которые устраивали общину, по разным причинам не устраивали власти Петербурга. Только спустя почти 10 лет в 1879 году община приобрела участок А.А. Ростовского на Большой Мастерской улице, за 65 тысяч рублей.

В июле 1879 года был объявлен конкурс архитектурных проектов будущей синагоги, победил проект Бахмана и Шапошникова, но Александр II отказался его утверждать, приказав: «Переделать проект в более скромных размерах». Архитекторы бесплатно сделали новый вариант.

Наконец, 16 мая 1883 года Александр III утвердил эскизный проект синагоги. Куратором проекта стал председатель Петербургского общества архитекторов Николай Бенуа, вхожий в близкий круг императора, председателем Строительного комитета назначили донатора синагоги С. С. Полякова.

В 1888 году строительство завершилось, купол здания Большой синагоги был украшен орнаментом, но еще пять лет продолжалась отделка интерьеров, зал синагоги был рассчитан на 1200 мест. 8 декабря 1893 года Большую синагогу освятили, главы общины открыли серебряным ключом центральную дверь и внесли в зал 7 свитков Торы. На открытии раввин выразил надежду, что новый храм «станет началом храма будущего, храма всеобщей любви и мира на земле». Одновременно с открытием синагоги закрывались все старые молельни.

Отделка синагоги продолжалась и после освящения. Для Свадебного зала, названного Александровским в память Александра II, приобрели люстру, было проведено электричество, а в 1909 году был построен каменный забор и установлены хрустальные фонари.
После революции синагога продолжала работать, во многом благодаря деятельности еврейской общины, но 17 января 1930 года решением Президиума Леноблисполкома ее закрыли. Поводом для этого послужило обвинение в том, что синагога служит интересам еврейской аристократии и буржуазии, в то время как евреи-трудящиеся туда не ходят. Правда, после жалобы евреев в высший законодательный орган страны того времени факультета — ВЦИК — 1 июня 1930 года синагогу открыли. Однако за то время, что синагога была закрыта, из нее вывезли наиболее ценное имущество, в основном в пользу Антирелигиозного музея (открывшегося в Исаакиевском соборе), для отдела, посвященного иудаизму.

Но мысли о закрытии синагоги не оставляли правительство города, например, одно время ее хотели переоборудовать под театр юных зрителей. 6 марта 1941 года было составлено «Заключение о возможности использования здания Хоральной синагоги», в котором говорилось, что для театра помещение не подходит, а для демонстрации кинофильмов или для концертов — вполне. Закрытию Ленинградской хоральной синагоги помешала война.

Во время блокады двор синагоги был завален трупами евреев, которых хоронили в братских могилах на Еврейском Преображенском кладбище.

Синагога в послевоенное время

В 1950-е годы Гедалья Печерский, тогдашний староста синагоги, стал инициатором подачи петиций властям с просьбой о разрешении открыть курсы по изучению еврейской истории и иврита. Петиции были отклонены, а Печерский арестован и приговорён к 12 годам заключения. С началом очередной антисемитской и антирелигиозной кампании, в 1962–1964 годах было запрещено выпекать мацу, а также хоронить на Еврейском Преображенском кладбище.

После революции синагога капитально не ремонтировалась, но в преддверии Олимпийских игр в Москве и Ленинграде она попала в число основных экскурсионных объектов и в 1978 году были выделены средства на ее ремонт: в здании синагоги были положены дополнительные балки, и некоторые помещения были поделены на два этажа.

К концу 70-х часть активистов еврейского национального движения, ранее сосредоточенная лишь на политике и изучении культуры, обратилась к иудаизму.

К середине 80-х годов синагога стала центром возрождения религиозной жизни евреев в Ленинграде. В наши дни Большая хоральная синагога, которой более ста лет, вновь стала культурными общественным центром евреев, живущих в городе. При синагоге имеются два детских сада, две еврейские школы, школа-пансион для мальчиков и школа-пансион для девочек; их посещают в общей сложности около 500 детей. Ежедневно в двух благотворительных столовых бесплатно питаются более 300 человек.

Хоральная синагога в Санкт-Петербурге

Хоральная синагога находится в районе Старая Коломна. Тут не слишком много туристов, однако, если Вы собрались посетить Мариинский театр или Новую Голландию, то стоит заглянуть на небольшой Лермонтовский проспект и осмотреть этот интересный храм хотя бы снаружи.

В окрестностях синагоги можно встретить мужчин в традиционных шляпах Кнейч, в кипах и с пейсами. Великолепное здание терракотового цвета увенчано необычным по конструкции куполом. Фасад украшен башенками и резьбой, а главный вход выполнен в виде подковообразной арки.

Сейчас это самая большая в России и вторая по величине синагога в Европе, она рассчитана на 1500 человек. (Самая большая синагога построена в Будапеште).

Хоральная синагога в Санкт-Петербурге является памятником архитектуры конца XIX века и, конечно, это центр духовной жизни еврейской общины Северной столицы.

Еврейская община — одна из самых сплоченных в Северной столице и, неслучайно, в питерской синагоге совершаются не только религиозные обряды, это прекрасное место для встреч и проведения еврейских праздников.

Посетить синагогу могут все желающие независимо от вероисповедания. Ежегодно здесь проводится День открытых дверей, когда гости могут прослушать лекцию об истории здания, о традициях и обрядах еврейской общины. Особенно интересной бывает программа в Ночь музеев, во время которой проводятся экскурсии, организованы дефиле в традиционных еврейских костюмах и сессии вопросов-ответов с раввином.

При синагоге имеются библиотека, где собрана еврейская литература и книги по изучению иврита. В магазине «Кошер» можно приобрести сувениры, еврейские книги и кошерную еду.

Благодаря службе знакомств созданы десятки семей. Во внутреннем дворе работает ресторан «Лехайн» с кошерной едой и летнее кафе, где можно отведать очень вкусные пироги.

Следует иметь в виду, что по традиции в субботний день нельзя заниматься будничными делами и говорить о работе, а также совершать сделки. Поэтому магазин в Синагоге по субботам не работает. Если же Вы решили посетить ресторан, то заказ надо оплатить заранее.

Для справки: синагоги — это места общей молитвы. Они стали строиться после разрушения Первого Храма в Иерусалиме и призваны возрождать дух этого Храма.

Правила поведения в синагоге

Одежда должна быть опрятной, сюда нельзя приходить в шортах или открытой одежде. Женщинам желательно одеть юбку, а не брюки, причем ее длина должна быть ниже колен, а рукава блузки должны закрывать руки до локтя. По правилам, замужняя женщина должна покрыть голову, а на голове мужчин обязательно должен быть головной убор.

Нельзя громко разговаривать, а дотрагиваться можно только до своих ближайших родственников. Это значит, что если Вы в синагоге встретите друзей, то рукопожатия, обнимания и поцелуи с ними не приветствуются.

Краткое описание

Надо отметить, что синагоги в Израиле отличаются скромностью и небольшими размерами. Но синагога в Санкт-Петербурге — совсем другое дело. Это очень пышное сооружение из красного кирпича с лепниной.

Фойе здания славится своей акустикой. Произнесите слово шепотом и оно будет услышано в другом конце десятиметровой комнаты. Обратите внимание на серебряную люстру, когда-то она была газовой, а позже ее переделали в электрическую.

Молельный зал для мужчин расположен на первом этаже, а для женщин — на втором. Здесь недопустимо во время общения с богом отвлекаться и мужчинам глядеть на женщин и женщинам на мужчин. Еще выше располагается мужской хор.

Вокруг синагоги построен забор из камня, украшенный художественной кованой решеткой. Во дворе обратите внимание на хрустальные фонари.

История

При Екатерине I евреям запрещалось жить не только в Петербурге, но и в России. На непродолжительное время приехать Северную столицу могли лишь те, в чьих услугах нуждался двор. Анна Иоанновна пошла еще дальше — она выслала евреев из страны.

В государственных интересах Екатерина II разрешила поселиться в Северной столице некоторым евреям. Как правило, это были богатые купцы и врачи.

Ситуация резко изменилась в конце XVIII века, когда к России была присоединена большая территория, на которой проживали поляки и евреи. Выселять их было некуда и Александр II разрешил евреям проживать на всей территории России. Постепенно в Петербурге формируется еврейская община, насчитывающая к середине XIX веке 10 тысяч человек.

В 1869 году Александр II подписал указ о строительстве синагоги взамен существующих молелен. В знак благодарности императору Венчальный зал был назван Александровским.

При выборе места строительства учитывалось то, что ближайшая церковь не должна была быть ближе 200 метров. Проект здания создали архитекторы Иван Шапошников и Лев Бахман.

Первоначально планировалась постройка с пятью куполами, рассчитанная на 3000 человек, но император посоветовал быть скромнее и ограничиться зданием с одним куполом и вместимостью 1500 прихожан. По совету историка искусств и критика Владимира Стасова здание возведено в мавританском стиле. Работами руководил Николай Бенуа.

Интересно, что с началом стройки богатые прихожане стали раскупать места на храмовых скамейках. И сейчас в первых рядах Вы увидите именные скамейки.

Строение было возведено в 1888 году, а в течение следующих пяти лет проходили внутренние работы. Освящение святилища прошло 8 декабря 1893 года

Хоральная синагога относится к тем достопримечательностям Санкт-Петербурга, которые не входят в самые популярные экскурсионные маршруты. Вместе с тем, посетить или хотя бы осмотреть ее, несомненно, стоит. Это очень красивое здание, построенное в редком для Санкт-Петербурга мавританском стиле. В синагоге проводятся самые разные культурные мероприятия и это просто прекрасное место отдыха.

Виртуальные прогулки

Адрес

Санкт-Петербург , Лермонтовский проспект, 2

Большая Хоральная Синагога в Санкт-Петербурге:
одна из самых больших и красивых во всей Европе

Большая Хоральная синагога не похожа на религиозный храм в понимании православных. Помимо отправления религиозных служб она является центром культурной, просветительской и благотворительной жизни еврейского общества Санкт-Петербурга.

История

Отношение российских монархов к иудеям отличалось двойственностью. Официальные гонения и высылка евреев с территории России соседствовали с разрешением въезда и проживания в столичные города некоторым «полезным представителям» нации.

Только в 18 веке, после присоединения к Государству Российскому значительных площадей Польши с этническими евреями, представителям народности удалось ходатайствовать перед Екатериной II о смягчении отношения. Первая официальная община иудеев зарегистрирована в Санкт-Петербурге в 1740 году.

В 1869 году Александр II дал иудеям Санкт-Петербурга под предводительством Евзеля Гинцбурга соизволение построить единую молельню взамен нескольких существовавших до этого.

Строительство синагоги

Несмотря на быстрое решение организационных вопросов и создание комитета по постройке, поиск места расположения будущего храма затянулся на 10 лет, до 1879 года.

Проект храма в мавританском стиле за авторством Льва Исааковича Бахмана и Ивана Ивановича Шапошникова был единогласно принят комиссией в том же 1879 году. Однако государя не устроили внушительность и пышность здания. Л.И. Бахман и И.И. Шапошников безвозмездно взялись за чертёж более скромного проекта.

В 1883 году заложен первый камень хоральной синагоги Санкт-Петербурга. Главным архитектором назначили Алексея Васильевича Малова. Больших заминок в строительстве не было. Уже к 1886 году произошло освящение Малого храма, в 1888 году на Большую синагогу водрузили купол, а отделочные работы завершили 5 лет спустя, в 1893 году.

Радости и печали

Новая Хоральная синагога могла вместить чуть больше 12 сотен верующих. Однако подвалы, подсобные помещения, молельные залы храма были переполнены молящимися. Виной тому — решение кабинета министров закрыть остальные неофициальные иудейские молельни, сохранявшее силу до 1904 года.

Время шло, потребности возрастали, ведь синагога – не просто храм, это средоточие культурной и общественной жизни евреев. При синагоге появляются библиотека, общество просвещения еврейской молодёжи, училище. Несмотря на ежегодные взносы членов общества и прихожан средств на строительство и содержание здания катастрофически не хватало.

Хоральная синагога при Советах

После Революции 17 года жизнь еврейской общины и деятельность синагоги то и дело прерывались решениями различных исполкомов. К 1930 году храм был несколько раз закрыт и открыт вновь, большую часть ценного имущества большевики вывезли в антирелигиозные музеи. Запрет на сбор пожертвований ставил под вопрос возможность содержания здания синагоги и курируемых им заведений.

В течение 5 лет ВОВ в храме не прекращались молебны. Истощённые прихожане пробирались по мёрзлым тропинкам среди штабелей мёртвых тел, сложенных во дворе.

50-60 годы 20 века принесли новые испытания. Прихожан ограничивали в праве на работу, студентов исключали из вуз-ов и общественных организаций, но община продолжала существовать в основном за счёт стариков, прошедших через лагеря смерти, ссылки и репрессии.

В 1978 году перед Олимпиадой власти Ленинграда занялись ремонтом архитектурного объекта. Возрождение религиозного движения и деятельности Хоральной синагоги Санкт-Петербурга пришлось на 80-е годы.

В наши дни

В 90 годах 20 века благодаря щедрым пожертвованиям стала возможной полная реставрация здания и внутренних помещений Хоральной синагоги, оконченная к 2003 году. В настоящее время здесь проходят праздники, службы, обряды.

При здании синагоги функционируют 2 садика, школьные образовательные учреждения для девочек и мальчиков, академия «иешив». Под патронажем храма более 1200 нуждающихся, бесплатная столовая, центр гуманитарной помощи и услуги психотерапевта.

На базе синагоги находятся библиотека, центр знакомств, кошерные магазин и ресторан, а так же миква.

Изнутри и снаружи

Хоральная синагога – уникальное по красоте здание в позднемавританском стиле. Правки Александра II не дали воплотить в жизнь оригинальное трёхкупольное решение Бахмана и Шапошникова, но и по сей день терракотовый фасад с ризалитом, аркой, парными колоннами и сферическим куполом органично вписывается в панораму города на Неве и восхищает жителей и гостей Санкт-Петербурга.

Внутреннее убранство

Иудаизм предписывает обязательное наличие в синагоге вестибюля, где прихожане оставляют мирские помыслы. Вестибюль Хоральной синагоги северной столицы обладает потрясающей акустикой, позволяющей явственно слышать даже тихий шёпот.

Прихожан ждут роскошное убранство молельного зала с большими окнами, витражами, симметричными элементами декора, колоннадой и великолепным органом. В Большом зале можно увидеть оригинальные скамьи с именными табличками, пережившие страшные годы революции и войны.

Интересные факты

  • Словом «synagoge» в Греции издревле обозначали собрание. Одноимённые еврейские храмы имеют то же значение, ведь здесь сосредоточена не только религиозная, но и культурная жизнь еврейского сообщества. Хоральная синагога работает в духовных, просветительских и благотворительных традициях.
  • Синагога, пожалуй, единственный религиозный храм, на базе которого существует клуб знакомств. Дело в том, что понятие семьи у евреев тесно связано с понятием религии. Одиночество порицается священной книгой Торой, а семьи хотят видеть своих чад в браке с единоверцами. Логично, что самым удобным местом для знакомства в этом случае оказывается синагога. А сама процедура знакомства с целью создать семью называется «шудух».
  • Большая Хоральная синагога Санкт-Петербурга – вторая по величине среди всех иудейских храмов Европы и первая по величине в России.
  • В чердачном помещении хранятся сотни свитков и книг с императорских времён. Это – некошерные Торы, Талмуды и другие религиозные книги, в которых от чтения стёрты одна или несколько букв. Уничтожать их нельзя из-за упоминания Всевышнего на страницах.

Экскурсии

Большая Хоральная синагога Санкт-Петербурга открыта для посещения туристов ежедневно. Исключение составляют субботы и дни национальных религиозных празднеств с 9 до 17 часов.

Адрес: 190121, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., дом 2
Метро: «Садовая / Спасская / Сенная площадь»

Туры в Санкт-Петербург
с экскурсиями по храмам и соборам

Различные варианты туров в Санкт-Петербург:
Индивидуальные, сборные и для организованных групп; Еженедельные туры от 2 до 10 дней; Праздничные и событийные туры — Новый Год и Рождество, 23 февраля, 8 марта, майские праздники, Весенний и Осенний праздники фонтанов в Петергофе, Алые паруса, День города и День ВМФ






Речные круизы — акции

Акции и скидки до 30% на речные круизы в навигацию 2021 года!

Алые паруса — 2022

Все туры и экскурсии в Санкт-Петербург на Алые паруса!

Круизы по рекам Сибири

Круизы по рекам Сибири дают возможность любому путешественнику увидеть собственными глазами фантастические пейзажи и пер.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: