Благовещенский мост в санкт-петербурге - история, фото - JEKATERINBURG.RU

Благовещенский мост в санкт-петербурге — история, фото

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге (старое название которого мост Лейтенанта Шмидта или Николаевский мост) является самым первым разводным мостом, возведенным через реку Большая Нева на основе постоянного функционирования. Этот мост проложил горожанам путь через Большую Неву. Сооружение соединяет между собой Васильевский остров (и, соответственно, Василеостровский район) с Адмиралтейским районом города (второй Адмиралтейский остров которого по совместительству является также центром Санкт-Петербурга).

Разводка Благовещенского моста в Санкт-Петербурге

Каждый год начиная с апреля и заканчивая ноябрем, разводные мосты Санкт-Петербурга обеспечивают свободное движение по реке Нева, благодаря специально разработанному графику их развода.

Благовещенский мост имеет следующее время развода:

  • Первая разводка: прекращение движения транспорта в 01:25, начало судоходства в разводной пролет 01:35, окончание судоходства в разводной пролет 02:40, открытие движения транспорта 02:45.
  • Вторая разводка: прекращение движения транспорта в 03:10, начало судоходства в разводной пролет 03:20, окончание судоходства в разводной пролет 04:55, открытие движения транспорта 05:00.

История Благовещенского моста

Благовещенский мост был первый, на момент его строительства, постоянный мост Санкт-Петербурга, проложенный через быстроходную Неву. 15 октября 1842 года был принят проект Станислава Кербедза на строительство переправы. По предложенному им проекту необходимо было выполнить абсолютно новые для тех времен задачи, например, вбить сваи в дно реки или вести работы под водой с учетом того, что скафандров в то время не существовало.

С именем Кербедза и Благовещенским мостом связывают также необычную легенду, согласно которой Николай I дал ему обещание, что будет повышать звание за каждый возведенный пролет моста. Якобы из-за этого Кербедз увеличил количество пролетов в отличие от изначального проектного решения. В качестве украшения моста служили изображения Нептуна и раковин, трезубца и морских коньков на его перилах, ограде и решетке, выполненные под руководством известного архитектора Брюллова. Ко всему прочему, во времена запрета курить из-за боязни пожаров, на Благовещенском мосту делать это было разрешено. Ради такого удовольствия сюда стекались толпы народа.

Первая масштабная реновация моста была проведена в 1936–38 годах. Это в большей степени было связано с тем, что для растущих судов, идущих по важным Беломоро-Балтийскому и Волго-Балтийскому путям, проход через раздвижную часть моста становился мал. В ходе работ ширину проходной части моста увеличили на 4 метра, а мостовые опоры укрепили.

В 2004 году было решено провести ещё одну реконструкцию моста, при этом как можно более приблизив его внешний вид к изначальной исторической архитектуре XIX века. Вторая реконструкция моста прошла в 2005–2007 годах. Взамен ремонтируемой постройки возвели временную переправу, которая впоследствии послужила заменой при реконструкции Дворцового моста. За время работ было переделано все, кроме опор времен Кербедза. Разводной пролет был значительно расширен, размеры самого моста увеличены и убраны трамвайные рельсы.

Год открытия: 1850

Категория моста: разводной, автомобильный, пешеходный

Общая длина: 349,8 метров

Ширина: 38,07 метров

Масса крыльев разводного пролета: 597 тонн каждое

Водная преграда: река Большая Нева

Архитектор: Брюллов А.П.

Инженер: Кербедз С.В.

15 августа 2007 года состоялось официальное праздничное открытие Благовещенского моста. По сей день сооружение имеет вид арочного моста времен Николая I и носит свое первое историческое название — Благовещенский мост.

Благовещенский мост, названный так своим создателем, за время своего существования несколько раз менял наименование. С 1855 по 1918 год он назывался Николаевским мостом в честь императора Николая I. А с 1918 по 2007 год он был переименован в мост лейтенанта Шмидта. Это название до сих пор популярно среди жителей Петербурга. Названо так сооружение было в честь Петра Шмидта — прославленного лейтенанта черноморского флота, расстрелянного за организацию восстания в Севастополе. Оригинальное название Благовещенского моста было возвращено ему после реконструкции 2007 года вместе с историческим внешним обликом.

Благовещенский мост Санкт-Петербурга на google-панорамах

Как добраться

Благовещенский мост находится недалеко от площади Трезини в районе Университетской набережной с правого берега Невы и площади Труда в районе Английской набережной. Сооружение имеет статус видимой границы между Невой и Невской губой, с которой начинается Финский залив. Недалеко от моста находится Дворец Меншикова, который в наше время является филиалом Эрмитажа.

Доехать до Благовещенского моста можно на общественном транспорте Санкт-Петербурга. В непосредственной близости от моста проходят автобусные маршруты под номерами 3, 6, 22, 27, 71 и 100 и маршрутные такси К-6К, К-62, К-124, К-169, К-306, К-350 — остановка называется площадь Труда. Ближайшая к мосту станция метро — Василеостровская линии 3. Также в городе работают все известные сервисы для вызова такси: Uber, Яндекс. Такси, Gett, Maxim и другие.

Поездка по Благовещенскому мосту Санкт-Петербурга на google-панорамах

Видео Благовещенского моста в Санкт-Петербурге

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Благовещенский мост

Мосты

Краткое описание

Благовещенский мост считается первым постоянным мостом через Неву. Он был построен в 1842-1850 годах по проекту архитектора С. В. Кербедза с участием А. Брюллова. Размеры моста — 331 х 24 метра, вес – 95 тыс. тонн. На момент сооружения это был самый протяженный мост в Европе.

Мост, долгое время носивший имя Лейтенанта П. Шмидта, сегодня имеет первоначальное историческое название – Благовещенский. Оно произошло от Благовещенской церкви лейб-гвардии Конного полка. Ее планировалось построить на берегу, в качестве части целого архитектурного ансамбля. Мост был построен, а церковь нет.

История

Кратко хронологическая история моста может быть представлена так:

  • 1842-1843 гг. – проектирование моста и окрестной территории, в частности – предмостной площади
  • 1843-1850 гг. – строительство моста
  • 1936-1939 гг. – перестройка моста, изменение его архитектурного вида
  • 2006-2007 гг. – реконструкция моста, возвращение ему первоначального облика и имени

Проект моста составлял часть больших проектов реорганизации той части города, где Крюков канал выходит к Неве. Участок перед рекой был специально засыпан и на нем устроена предмостная площадь. В 1843 году архитектор Н. Е. Ефимов спроектировал здание в стиле Ренессанс перед мостом. Тогда же французский инженер А. Жоффрио предложил свой проект перепланировки. От моста должна была протянуться новая магистраль, открывающая вид на Никольский собор. А на площади – построена церковь лейб-гвардии Конного полка, дающая название собору. Ни один проект не был реализован.

При проектировании предполагалось и художественное оформление моста. По рисунками Клодта и Пименова планировались аллегорические фигуры, но на это не хватило денег.

К 1930 году Благовещенский мост уже не обеспечивал достаточного пропуска как сухопутного, так и морского транспорта. Устои были использованы старые, расширены механизмы развода, устроены павильоны управления. Мост стал современным в техническом плане, но архитектурно существенно уступал прежнему. Пролеты были демонтированы и увезены в Тверь, где после войны установлены на мосту через Волгу.

В конце ХХ века опоры моста стали не справляться с нагрузкой транспорта. Генеральная реконструкция позволила вернуть первоначальный облик.

Сегодня длина моста – 331 м, ширина – 37 м, ширина тротуаров – 3 м. Демонтированы трамвайные ветви.

Архитектура

Благовещенский мост, одним концом упирающийся в Английскую набережную, а другим выходящий к сфинксам у Академии Художеств и Дворцу Трезини, словно создан для пеших прогулок. С него открывается великолепная панорама на дельту Невы и Университетскую набережную. Вдали видны Петропавловский собор и Эрмитаж, с другой сторон – ледокол Красин и Адмиралтейские верфи.

Благовещенский мост представляет собой чугунную конструкцию, опирающуюся на гранитные устои, углубленные в русло на 10 метров. Он состоит из 8 пролетов и 7 пологих арок, один пролет – разводной. Все пролеты одинаково пологи, так что мост выглядит гармонично. Все элементы соединяются методом электросварки, во время возведения использовались заклепки и свинцовые прокладки для стыков.

Благовещенский мост впервые связал Васильевский остров и центральную часть города – Адмиралтейские острова. В его облике воплотились идеи «рациональной архитектуры»: большепролетные металлические конструкции не прикрыты никакими декорациями. Фактически мост стал образцом, на который ориентировались в дальнейшем при сооружении других постоянных мостов.

Расписание развода моста на 2019 год

График разводки моста

  • 1:25 – 2:45
  • 3:10 – 5:00

Днем мост разводят для экстренного прохода судов и при случае в дни государственных праздников – например, в День ВМФ

Лучшее место и время для наблюдения развода моста

  • Лучшее место для наблюдения развода моста – Английская набережная. С нее открывается великолепный вид на всю структуру моста и на дельту Невы.
  • Лучшее время наблюдения – «белая ночь», т. е. одна из ночей в конце мая – начале июня. В этот момент мост поражает сочетанием величественной металло-гранитной мощи и тонкой филигранной отделки.

Легенды и приметы

Одна из легенд связана с проектированием моста. Она рассказывает, что император Николай I настолько серьезно относился к сооружению прочного моста через Неву, что обещал архитектору очередное повышение в чине за каждый построенный пролет. Так что первоначальный 5-пролетный мост превратился в 8-пролетный.

Система чинов в российской империи определяла положение чиновника при императорском дворе: высокий чин давал постоянное денежное содержание и разные социальные блага. Так что архитектор, соорудив 8-пролетный мост, имел неслыханное довольствие – поднялся сразу на 8 чинов – от майора до генерал-майора.

Читайте также  Паломническая служба в санкт-петербурге: валаамский паломник

Где находится

Адрес

Он находится в дельте Невы, недалеко от Медного всадника и Исаакиевского собора.

Метро

  • Адмиралтейская
  • Василеостровская

Как добраться

Добраться до моста можно, гуляя по Английской набережной или Конногвардейскому бульвару.

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге — фото, описание

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге – жемчужина среди мостов города. С его строительством начали создаваться постоянные переправы. А его конструкция стала примером для мостостроителей следующих поколений. Его популярность не исчезает. Каждый год к нему стекаются туристические потоки со всего мира.

  1. Где находится и описание
  2. История строительства
  3. Интересные факты про Благовещенский мост
  4. Благовещенский мост: график разводки
  5. Адрес и как добраться

Где находится и описание

Благовещенский мост раскинут между двумя берегами Большой Невы – с одной стороны он опирается на Васильевский остров, с другой на набережную Адмиралтейского района. Если смотреть глубже, то он связывает вместе площадь Трезини на Университетской набережной и площадь Труда с другой стороны.

Если на улицах города вы подойдете к кому-то и спросите, где в Санкт-Петербурге находится Благовещенский мост, то можете услышать, что он располагается прямо на границе Невской губы и Невы. То есть практически в Финском заливе. Это первый по расположению мост в Питере.

По нему разрешено движение автотранспорта и пешеходов. На нем расположены восемь дорожных полос и тротуары для пеших прогулок и велосипедистов. Для безопасности они отгорожены парапетом из металла.

Уникальная чугунная решетка Благовещенского моста известна далеко за пределами СПб. Это проект, созданный старшим братом Карла Брюллова – архитектором Александром Брюлловым. За основу он взял изображения гиппокампов – морских лошадей с хвостами рыб. Вместе с ними он добавил туда трезубец Посейдона и морские раковины.

Перила, освещение и павильоны Благовещенского моста охраняются как культурное наследие России и находятся под опекой ГИОП. У него восемь пролетов, включая двукрылый – разводной. Он располагается в самом центре конструкции и может подниматься под углом 72 градуса. Механизм разводки – домкраты, работающие на гидравлике.

В длину мост 331 метр, в ширину – 37 метров, а вес его составляет 4,3 тонны.

Интересно! В 1850 году мост в СПб признали самым протяженным среди европейских собратьев. Тогда он был немного короче, и его длина составляла триста метров.

История строительства

История Благовещенского моста в СПб началась с 1842 года после указа императора о строительстве новой постоянной переправы через Неву. Его чертеж создал инженер Станислав Кербедз. Он разработал первый российский проект моста с использованием металла в конструкции.

В 1843 году постройку заложили. Планировалось, что за 4 года работа будет окончена, но получилось иначе. Срок растянулся до восьми лет.

Нева – река полноводная, с сильным течением. Работа по забиванию свай в дно оказалась не такой уж и легкой, как рассчитывали строители. Она и затормозила процесс возведения моста. Все металлические детали конструкции изготовили на городском заводе Ч. Берда.

Из-за строительства пришлось облагораживать близлежащую к Неве территорию. С левого берега появилась Благовещенская площадь и одноименный собор. На правом берегу увеличили набережную.

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге открыли в 1850 году, а первый переход через него сделал Николай I в сопровождении семьи.

В начале XX века его решили перестроить. Предпосылки для этого были и раньше, но воплощению планов помешали политические события в стране в то время.

Строители сделали его цельносварным, при переделке использовалась электросварка. От старой конструкции остались только опора и чугунная ограда. Лишние детали отправили на строительство других объектов, например, в Тверь «ушли» чугунные конструкции. Их использовали для постройки переправы через Волгу.

Обновленный мост простоял до 70-х годов, пока не было принято решение произвести его капитальный ремонт. В частности, деревянный настил надо было поменять, поэтому его заменили на белее стойкий настил из металла.

В начале XXI века стартовал новый этап улучшения конструкции. Инженеры решили переделать облик моста. Сделать его похожим на далекого предшественника из XIX века. И вернуться к тому, как раньше назывался мост в СПб – Благовещенский.

Стальные конструкции пошли под замену, а вот фундамент опоры оказался крепким – его оставили нетронутым. Увеличилась и ширина моста, отчасти благодаря тому, что трамвайные пути убрали. Разводной пролет тоже стал больше, а подъем крыльев моста стал плавнее и быстрее из-за замены системы разводки на гидравлическую.

Мы переехали в Анталию. Все подробно рассказываем в нашей группе в контакте: https://vk.com/antalya2. Также смотрите наши видео на YouTube: https://youtu.be/Ox-vg2P2kJo

Открыли обновленный Благовещенский мост в августе 2007 года.

Интересно! Первая перестройка моста состоялась только спустя 70 лет после введения его в эксплуатацию.

Интересные факты про Благовещенский мост

  • Рядом с ним часто швартуются огромные иностранные лайнеры. Они привозят множество туристов из всех уголков земного шара. Особенно их наплыв наблюдается во время белых ночей.
  • Он – рекордсмен по количеству наименований. Как только его не называли! Изначально данное имя вернулось к нему только спустя 152 года! Он успел побыть Николаевским, благодаря почившему в 1855 году императору Николаю I. В советское время ему дали другое название – мост Лейтенанта Шмидта, в честь человека, руководившего восстанием на «Очакове». Лишь к 2007 году он вновь стал зваться Благовещенским, в память о соборе на одноименной площади. К сожалению, собор снесли в 1929 году.
  • Он строился долго, целых семь лет. Это было вызвано трудностями в работе на глубине в тех местах, где Нева имела сильное течение.

  • На внутренней стороны стоек расположены изображения различных сосудов, в качестве украшения хотели добавить аллегорические скульптуры, но финансов на это из городской казны не дождались.
  • Прямо на нем построили церковь Святого Николая Чудотворца.
  • Впервые в России при его строительстве применили поворотную систему.
  • Возле него находился известный всем крейсер Аврора, с которого в 1917 году был дан залп по Зимнему Дворцу.
  • Детали декора использовались на других архитектурных постройках.

Интересно! Местоположение для Исаакиевского моста, предшественника Благовещенского, выбирал сам Александр Меншиков, доверенное лицо Петра I.

Благовещенский мост: график разводки

Гостям города, конечно, важно знать, во сколько начинается разводка, и когда сводят Благовещенский мост. Это помогает им спланировать свой день и маршрут так, чтобы успеть полюбоваться на незабываемое зрелище.

Разводят его в Питере два раза в сутки. Чтобы информация о расписании была более наглядной, она помещена в таблицу (по московскому времени):

Адрес и как добраться

Точное место нахождение Благовещенского моста: город Санкт-Петербург, Английская набережная, 38.

До него можно добраться на метро. Ближайшее к нему метро будет «Василеолевская». Но дойти можно и от «Адмиралтейской».

Если двигаться по поверхности, то самые близкие остановки общественного транспорта будут: «Площадь Труда» и «9 линия В.О.»

Лучше всего прогуляться пешком. Это даст возможность познакомиться с городом и увидеть места, куда экскурсии не водят. Например, можно пройтись до Исаакиевского собора, зайти в одно из многочисленных кафе, расположенных на набережной Невы.

Путь будет лежать мимо зданий Синода и Сената, по Английской набережной. На ней можно полюбоваться постройками начала XIX века.

Со стороны Васильевского острова по дороге к мосту можно многое увидеть. Например, дворец Меньшикова, Университет и Дворцовый мост.

Если вы впервые посещаете Петербург, то увидеть Благовещенский мост нужно обязательно. Особенно хорош вид на него с Английской набережной. А приезжать лучше летом, во время белых ночей. Тогда воспоминания об этой поездке останутся с вами надолго.

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours .
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook . А апартаменты на Airbnb .
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster .
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa .
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings . Или байк на BikesBooking .
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi .

Юбилей Благовещенского моста

175-летний юбилей в 2025 году отмечает Благовещенский мост — первый постоянный разводной мост через Неву, построенный в Петербурге. Он соединил Васильевский и 2-й Адмиралтейский острова.

История

Проекты постоянных мостов через Неву разрабатывались, начиная со второй половины XVIII века. Их авторами выступали как инженеры-мостостроители из России и других стран, так и выдающиеся народные изобретатели, такие как Иван Петрович Кулибин. До середины 1840-х годов в российские государственные учреждения поступило свыше 60 различных проектов.

Наиболее интересными были проекты висячих мостов. Самый ранний эскиз такого моста принадлежал известному архитектору-изобретателю Александру Лаврентьевичу Витбергу, который в 1809 году составил проект висячего моста через Неву. Строить его предполагалось на месте Исаакиевского наплавного моста, где Нева имела ширину около 244 метров. А.Л. Витберг предложил выдвинуть береговые устои моста в реку, посередине реки устроить портальную арку с отверстием около 21 метр, достаточную для пропуска судов. К ней примыкали два цепных моста пролетом по 85 метров.

Читайте также  Памятник довлатову в петербурге и дом, где жил писатель

Однако в то время сооружение постоянных разводных мостов через Неву было слишком сложной технической задачей и обошлось бы казне непомерно дорого. Поэтому долгое время Санкт-Петербург обходился наплавными мостами. С 1727 года Адмиралтейский остров с Васильевским соединял Исаакиевский мост, расположенный выше по течению, в створе Сенатской площади.

Только в 1842 году было принято решение о строительстве первого постоянного моста по проекту инженера Станислава Валериановича Кербедза, внесшего заметный вклад в теорию и практику российского мостостроения.

Станислав Валерианович Кербедз — инженер путей сообщения, почетный член Петербургской Академии наук, выдающийся отечественный мостостроитель. Родился 26 февраля (10 марта) 1810 года в Паневежеском уезде. Закончил Виленский университет и институт Корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге. Автор проекта и строитель Благовещенского моста, первого постоянного моста через Неву, Морского канала в Санкт-Петербурге и Александровского моста через Вислу в Варшаве, а также первых в России металлических железнодорожных мостов. Последние годы жизни провёл в Варшаве, где и скончался в 1899 году.

Кербедз Станислав Валерианович (1810-1899)

С.В. Кербедз предложил два варианта — висячий мост, близкий к идеям А.Л. Витберга, и арочный. Выбран был проект чугунного арочного восьмипролетного моста на каменных опорах с разводным пролетом поворотной системы.

15 октября 1842 года проект был утверждён Императором Николаем I. Архитектором выступил Александр Брюллов, старший брат знаменитого художника Карла Брюллова.

1 января 1843 года мост был заложен. Согласно контракту, работы должны были быть завершены к 1846 году, однако они затянулись на 8 лет, так как строители столкнулись с большими трудностями. Грунтовые условия оказались крайне неблагоприятными для сооружения фундаментов опор, проблема усугублялась большой глубиной и быстрым течением реки.

Сооружение моста обошлось казне в 4 381 400 рублей. Численность рабочих, занятых в строительстве, составила около 1500 человек.

Особое внимание С.В. Кербедз уделил сооружению фундаментов и укреплению дна реки у опор. Для производства работ было построено множество сложных машин и механизмов: подъёмные краны, рамы с механизмами, водолазные колокола, вороты, копры со сваебойными бабами, машины для испытания частей ферм и т.д.

Место каждой будущей опоры оградили перемычкой из деревянного шпунта. Под её защитой были забиты многочисленные деревянные сваи, а затем вся нижняя часть опоры укреплена мощной обсыпкой из камня. Верхние части свай были соединены системой деревянных брусьев, на которых возведены каменные массивы опор, облицованных гранитом.

Для облицовки береговых устоев и быков был использован гранит, полученный после разборки стенок набережных Адмиралтейского и Крюкова каналов. Береговые устои моста были углублены в русло реки на 10 метров.

Благовещенский мост имел семь русловых пролетов, перекрытых чугунными арками, восьмой пролет – разводной.

Разводной пролёт размером 21,3 метра размещался у правого берега Невы, ближе к Васильевскому острову. Он состоял из двух раздельных частей, расположенных под небольшим углом. Два крыла поворачивались в горизонтальной плоскости в направлениях, противоположных друг другу — такая конструкция была применена в России впервые. Каждое крыло представляло собой сквозную ферму с чугунными раскосами. Это был первый в мире пример использования металлической раскосной фермы в качестве крыла разводного пролёта. Все чугунные конструкции изготовлены на заводе Берда в Санкт-Петербурге.

Николаевский мост стал последним крупным чугунным мостом в России и на момент открытия — самым длинным чугунным мостом в мире. Его длина составила 298,2 метра, ширина — 20,3 метра при ширине тротуаров 3,2 метра.

Декор моста отличался изысканностью, благодаря чугунной решетке перил художественного литья, выполненной по рисунку архитектора А.П. Брюллова. Узор решетки отображает аллегории морской стихии: трезубец, к которому с двух сторон обращены фантастические морские коньки-гиппокампы, чьи завитые рыбьи хвосты вплетены в растительный орнамент.

У опор моста и на набережной были установлены 22 газовых фонаря на стойках в виде колонн коринфского ордера.

Открытие моста состоялось 21 ноября 1850 года при участии Императора Николая I и членов царствующей фамилии.

К знаменательной дате была выпущена серебряная памятная медаль по эскизу графа Ф. Толстого. На аверсе изображена Афина Паллада переводящая Геракла через водный поток по положенной поперек его дубинке, вверху написано «БЫСТЪ», на реверсе — вид моста со стороны Васильевского острова и годы его закладки и открытия.

Мост был назван Благовещенским по находившейся на левом берегу Благовещенской площади и Благовещенского собора (снесён в 1929 году). После кончины Императора в 1855 году мост был переименован в Николаевский. 17 ноября 1918 года переправа получила новое имя в честь лейтенанта Шмидта — руководителя восстания на крейсере «Очаков» в 1905 году. Наконец, 14 августа 2007 года мосту было возвращено историческое название — Благовещенский.

Реконструкции и ремонты

В 1854 году у въезда на мост со стороны Васильевского острова была сооружена часовня Святого Николая Чудотворца по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера. В 1930 году часовню снесли: на ее месте планировалось установить памятник лейтенанту Шмидту, но проект не был осуществлен.

В 1863 году через Николаевский мост начали ходить экипажи конно-железной дороги (конки), а 29 сентября 1907 года по мосту пустили трамвай. Для прокладки трамвайной линии была усилена проезжая часть разводного пролёта. Тогда же демонтировали газовые фонари, их заменили на новые электрические, а старые светильники перенесли к зданию Главного штаба и к Невской ограде Летнего сада. Сегодня 16 таких фонарей можно увидеть на Марсовом поле.

В 1936–1938 годах мост Лейтенанта Шмидта был перестроен по проекту инженера Григория Передерия. Количество пролетов сохранилось прежним, но разводным стал средний пролет. Поворотную систему разводного пролета заменили раскрывающейся.

В 1975–1976 годах произведен капитальный ремонт переправы. Деревянный настил разводного пролета заменили металлическим, утяжелив конструкцию.

В 2005–2007 годах состоялась масштабная реконструкция моста, в результате которой ему был возвращен исторический облик, а затем и историческое название.

Подробнее о реконструкциях Благовещенского моста читайте на странице, посвященной открытию моста после реконструкции 2005–2007 годов, в разделе «Юбилеи мостов».

Характеристики моста

Благовещенский мост перекинут через Большую Неву в створе площади Труда и Английской набережной на левом берегу и в створе площади Трезини, Университетской набережной и набережной Лейтенанта Шмидта — на правом.

Длина переправы составляет 349,8 метров, ширина — 38,07 метров. Мост восьмипролетный с разводным пролетом посередине. Пролётное строение металлическое двукрылое раскрывающейся системы. Масса крыльев — 497 тонн каждое.

Разводка осуществляется с помощью гидравлического привода, крылья поднимаются полностью за 3–5 минут. Павильоны управления расположены прямо на поверхности моста.

Перильные ограждения, столбы освещения и павильоны Благовещенского моста входят в список памятников истории и культуры регионального значения и находятся под охраной Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.

Информация для туристов

Благовещенский мост, будучи выдающимися инженерным сооружением, окружен легендами. Самая известная из них такая: будто бы царь Николай I обещал Кербедзу повышать его в звании за каждый построенный пролёт моста, и потому инженер быстро пересмотрел проект и увеличил число пролётов. В действительности количество пролетов со дня утверждения проекта оставалось неизменным и равнялось восьми.

При этом карьера С.В. Кербедза в самом деле оказалась стремительной: начав проект в чине майора Корпуса путей сообщения, он вскоре был произведен в чин подполковника, окончил строительство уже полковником, а 21 ноября 1850 года, в день открытия Благовещенского моста, получил звание генерал-майора.

Согласно еще одной городской легенде, Благовещенский мост долго был единственным местом в Петербурге, где позволялось курить. На остальных мостах, которые в большинстве своем были деревянными, равно как и на улицах города, курить было строжайше запрещено из-за опасности пожаров.

Благовещенский мост

Аудиогид

  • play
  • pause
  • stop
  • mute
  • unmute

Фотографии

Благовещенский мост — является одним из самых красивых мостов, раскинувшихся над Невой. В дневное время он выглядит легким и невесомым, но с наступлением сумерек обретает величественный вид. Со стороны набережной, Благовещенский мост напоминает драгоценное ожерелье, одетое на красавицу Неву.

История

С момента основания Петербурга, через Неву были перекинуты так называемые временные мосты. Первые проекты постоянных мостов появились в 1750-х годах. Строительство таких переправ требовало большого финансового вложения и инженерных мыслей. Дополнительную сложность в возведении постоянного моста, добавляли весенние ледоходы Невы. Также необходимо было чтобы новый постоянный мост, имел разводной пролет. Для того чтобы через него без труда проходили мачтовые суда. Благодаря всем этим сложностям город долгое время обходился наплавными мостами.

С годами, технология мостостроения развивалась и в середине 19 века появилась возможность сооружения постоянных переправ через Неву. В 1840 году группой инженеров был составлен и предложен проект по строительству постоянного моста. Основная идея проекта заключалась в сооружении переправы в виде металлических решетчатых ферм с использованием параллельных поясов.

В 1841 году инженер Станислав Валерьянович Кербедз предоставил свой проект по строительству цепного трехпролетного моста. 22 мая этого же года была проведена комиссия, на которой присутствовали специалисты мостостроения, инженера. Проект был тщательно изучен и получил высокую оценку у специалистов. Но, несмотря на это он не был одобрен, по мнению инженеров, конструкция моста должна была состоять из чугунных арок. Кербедз не понаслышке знал о такой системе строительства, ведь она уже использовалась в Петербурге, и он сам лично являлся автором одно из подобных проектов. В 1842 году Кербедз предоставил комиссии второй план переправы, в нем основным фактом являлось использование чугунных арок. 15 октября того же года проект был одобрен и утвержден.

По проекту первый постоянный мост в Петербурге должен был служить переправой между Английской набережной и Васильевским островом. Будущему проекту было дано имя «Невский мост».

Строительство

Во время строительства Благовещенского моста, впервые были забиты сваи на глубину 10 метров. Под водой работа проводилась при помощи воздушных колоколов.

При строительстве моста использовались только отечественные материалы. Всего на переправе было построено восемь пролетов. Разводной пролет располагался у правого берега чарующей Невы. Он был создан по всем нормам того времени. Как только запускался механизм, два крыла раздвигались в горизонтальной плоскости. Для того чтобы мост полностью раздвинулся, требовалось 40 минут.

Техника раздвижения Благовещенского моста была не новшеством в сфере мостостроения, но впервые были изготовлены крылья в виде металлических раскосых ферм.

Мост был оформлен чугунными перилами, которые были изготовлены по проекту Александра Павловича Брюллова.

Новая переправа получилась очередным архитектурным произведением искусства в Петербурге. Торжественное открытие моста было назначено на 21 ноября 1850 года. В этот памятный день были приглашены знатные гости. Все началось с молебна, затем император Николай Первый вместе со своими детьми пешком отправился по новой переправе до Васильевского острова. Обратно он поехал вместе с наследником на открытом экипаже. Вслед за ними ехала другая карета, в ней присутствовали герцог Лейхтенбергский и остальные сыновья императора.

Новое имя и реконструкция

В 1855 году после смерти Николая Первого. Было принято решение назвать переправу его именем. Так в Петербурге появился Николаевский мост.

В конце 19 и в начале 20-х веков стало бурно развиваться кораблестроительство. Николаевский мост для новых судов стал неудобен. В 1901 году, инженерами было принято решение переделать переправу, основная идея заключалась в переносе разводного пролета в центр русла реки. Но, осуществлению замысла помешала Первая Мировая война.

В 1905 году произошло восстание на легендарном крейсере «Очаков». Петр Петрович Шмидт был руководителем этого бунта, его впоследствии казнили за организацию мятежа на крейсере. В 1918 году осенью, было решено в честь памяти Шмидта, переименовать Николаевский мост. Так на страницы истории вошел мост Лейтенанта Шмидта.

В 1931 году началось масштабное строительство Беломоро-Балтийского канала. Из-за этого транспортная нагрузка на мост Лейтенанта Шмидта была значительно увеличена. До этого в 1930 году была деформирована правобережная опора, а в связи с дополнительной нагрузкой на переправу судьба моста была предрешена. Городская Дума решила полностью перестроить мост. Многие инженера подготовили детальный план перестройки, но в итоге в 1936 году был выбран проект инженера Григория Петровича Передерия.

Реконструкция переправы шла в течение 3-х лет, и была завершена в 1939 году. За это время был полностью сменен дизайн моста, были обновлены все детали механизма. От старого моста лишь остались знаменитые перила Брюллова. Сваи не стали менять из-за финансовых соображений. Да и к тому же, несмотря на временной порог, они находились в хорошем состоянии.

При реконструкции моста был впервые использован метод электросварки при соединений стальных механизмов. Во время ремонта мостовых опор использовался шведский метод подводного бетонирования.

Новый мост

Обновленный мост лейтенанта Шмидта выглядел грациозно, он своим видом дополнял величие Невы. Длина моста составила 331 метр, ширина 24 метра. Общая масса переправы составляла 2 400 тонн.

Мост разводился при помощи среднего пролета за 55 секунд. В центре моста были установлены памятные таблички с именами авторов проекта. Также располагалась доска посвященная Петру Петровичу Шмидту.

Проверка моста на прочность была запланирована на 8 сентября 1938 года. В этот день у правобережной проезжей части были установлены пять огромных ящиков. Каждый из них вмещал в себя 900 тонн. Все они были заполнены водой из Невы, и оставлены на три часа. Такая импровизация была равносильна, если бы на мосту в пять ярусов были установлены автомобили. Спустя три часа эксперимент завершился, вся вода из ящиков была возвращена в реку. Далее такую же проверку нужно было провести на левобережной стороне конструкции. Движение по переправе было открыто 5 ноября того же года.

Мост стал одним из главных украшений реки Нева. В дневное время он служил жителям города равносильно спящему красавцу, а с наступлением сумерек он оживал многочисленными огнями, и его отражение переливалось лунными бликами на красавицу Неву. Из года в год он стоял как рыцарь, прочностью ему мог позавидовать любая переправа в мире. В 1976 году настил разводного пролета был сменен на металлический.

С каждым годом, как и все материальное в этой мире, мост стал постепенно обветшать. В 2004 году было принято решение о новой реконструкции. Этот процесс, по мнению специалистов должен был занять не один год. Мост Лейтенанта Шмидта являлся важной переправой, и закрыть его на несколько лет было практически невозможно. Поэтому было принято решение на время закрытия моста, сконструировать временную переправу. Началось строительство моста-дублера в 2005 году и завершилось в 2006.

Реконструкцию моста полностью доверили институту «Стройпроект». Согласно проекту реконструкции, мост после завершения строительных работ, должен выглядеть как в середине 19 века. Организаторы объясняли свое решение тем, что нужно архитектурным комплексам, в том числе и мостам, вернуть их былой вид.

Внешнее сходство было максимально сохранено, но технические параметры были намного улучшены. В первую очередь это касалось ширины моста, она была увеличена с 24 до 37 метров. Также был изменен разводной пролет. Его общий вес и ширина были увеличены, в связи с этим нужно было изменять соответствующие опоры на переправе. На это требовалось много времени и инженерных мыслей.

Но времени было мало поэтому инженеры пришли к другому решению. На концы боковых пролетов были оперты тяжелые крылья моста. Впервые в истории мостостроения при изготовлении противовесов были использованы свинцовые блоки. Подъем крыльев разводного пролета должен был осуществляться при помощи системы гидропривода. Этот метод давал подъему легкость и быстроту.

Фундаментные опоры было решено оставить. Несмотря на то, что прошло более 150 лет со дня их укладки, они все еще находились в рабочем состоянии.

Торжественное открытие моста состоялось 2007 году 15 августа. Замысел инженеров и архитекторов был осуществлен. Глядя на реконструированную переправу, можно было мысленно унестись в середину 19 века, внешнее сходство было очевидным. Мост вернул себе не только внешний облик, но и историческое название. Теперь переправа именовалась «Благовещенский мост».

На сегодняшний день Благовещенский мост не перестает удивлять своей красотой и величием. Он, несмотря на пройденный временной путь, все также является одним из главных украшений реки Невы. Его жизнь, неразрывными узами связана с городом и его жителями.

Интересные факты

1. По легенде, во время строительства моста Николай Первый обещал Кербедзу, за каждый выстроенный пролет моста – чин. После таких слов, проект был полностью переделан и у переправы появились дополнительно 5 пролетов.

2. Однажды, когда император проезжал по Благовещенскому мосту, он увидел дряхлую повозку, на ней был неокрашенный гроб, повозка ехала в сторону кладбища в сопровождении двух инвалидов в преклонном возрасте. Увидев такое зрелище, император отправил своего слугу узнать, кого хоронят. Оказалось, что хоронят отставного солдата, который всю свою жизнь прослужил во имя Бога, Родины, Императора. Узнав эту новость, Николай Первый вышел из кареты и отправился вслед за повозкой. Через некоторое время, за гробом уже шла многотысячная толпа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: