Балет «пламя парижа» в михайловском театре - JEKATERINBURG.RU

Балет «пламя парижа» в михайловском театре

Отзыв: Балет «Пламя Парижа» — Михайловский театр (Россия, Санкт-Петербург) — Прекрасный балет, хотя и не такой раскрученный, как конкуренты на музыку Чайковского

Вряд ли простые обыватели хоть раз слышали про балет «Пламя Парижа». Я, к слову, проучилась в музыкальной школе 7 лет, но о его существовании узнала только из афиши театра. Да и имя композитора мне ровным счётом ничего не говорило до переезда в Культурную столицу и открытия для себя мира театров оперы и балета. Но мне очень понравились отрывки из «Пламени Парижа», которые я нашла в Интернете, да и само либретто показалось интересным. Так я 2 года назад в очередной раз оказалась в Михайловском театре в центре Петербурга.

Балет относительно молодой. Он был поставлен в Советском союзе в 30-е годы. Композитором является Борис Асафьев — из его работ прежде я видела разве что оперу «Золушка» и что-то вроде музыкального спектакля в КЗ Мариинки «Ночь перед Рождеством», хотя в его репертуаре довольно много и оперы, и балета. Просто на данный момент и в Мариинке, и в Михайловском его ставят мало.

Подробное либретто можете почитать на сайте Михайловского театра. Я расскажу про завязку.

Итак, конец 18 века. Перед глазами зрителя предстаёт лесная опушка и семья крестьян: мужчина и двое его детей. Они незаконно собирают хворост в лесу маркиза, который очень неожиданно натыкается на них после охоты. Учинив разгром с тележкой крестьян, он неожиданно слышит революционную мелодию и убегает в свой замок. В это время на опушку выходит отряд повстанцев, который движется на Париж. Наши крестьяне решают примкнуть к революционному движению.

По сути балет рассказывает не о всей революции, а о взятии Тюильри. Это дворец правящих монархов, который пал жертвой революционеров в 1792 году. Официально до окончания Великой Французской революции оставалось ещё 7 лет (она длилась с 89го по 99ый гг).

Мне кажется, что сюжет должен был просто передать революционные настроения на примере того, как жили обычные люди и «дворцовые».

ПАНТОМИМА И ХОРЕОГРАФИЯ

Многие ругают балет за то, что здесь будет достаточно много так называемой пантомимы, когда артисты балета не танцуют, а что-то показывают руками. Я этого не отрицаю, но это лишь дело вкуса. Напомню, что эпизоды, где танцоры что-то показывают, есть и в признанных шедеврах: Лебедином озере и Щелкунчике Чайковского. Просто в балете «Пламя Парижа» такие моменты будут уже в первой сцене, от чего это так запоминается.

Мне нравится то, что балет в целом выглядит не современно, а «по классике», т. к. с прекрасной хореографией классического балета без примеси современных веяний, хотя эта постановка появилась в Михайловском лишь в 2013-м году. Возможно, это связано с тем, что постановку отдали не приглашённому хореографу испанцу Начо Дуато, который любит добавлять какие-то моменты от себя, а оставили её Василию Вайнонену (именно он впервые поставил «Пламя Парижа» в 1932 году, т. е. его хореография считается эталонной в этой постановке) в современной редакции Михаила Мессерера (управляет балетной труппой Михайловского театра).

Танцуют, я бы сказала, прекрасно. Мне удалось сходить на постановку, где в роли Филиппа (один из революционеров) был Иван Васильев. Это такая звезда Михайловского, имя которого на билетах автоматически гарантирует и аншлаг, и повышение стоимости билетов. Но он того стоит, да. Я специально не искала, есть ли постановки без него, но почему-то я часто натыкаюсь на афиши именно с Васильевым.

Ему прекрасно удаются роли, где надо танцевать резко и уверенно, где требуется мастерство. Чисто внешне он не очень похож на «воздушного» артиста балета, он скорее такой коренастый и крепкий парень, но конкретно на роль Филиппа именно такой и был нужен. Революция, что с неё взять?)

Про остальных исполнителей ничего сказать не могу, т. к. программу я давно потеряла. Но партии достаточно интересные. В танце всем удалось показать этот дух: кто-то изображал тревогу, кто-то — радость, а кто-то демонстрировал полную уверенность. В какой-то момент даже забываешь, что в балете принято смотреть на хореографию исполнителей. Я будто погрузилась в то настроение и действительно понимала сюжет, чем не могут похвастаться многие балетные постановки.

КОСТЮМЫ И ДЕКОРАЦИИ

Это тот редкий случай, когда создателям удалось создать по-настоящему гармоничную картинку. Мне очень понравились обычно скудные декорации, которые в этот раз просто порвали систему. Сейчас не было чего-то особенного, но всё равно прекрасно удалось передать и крестьянскую жизнь, и походно-революционную, и дворцовую. Лес, улицы, дворец — всё это хорошо прорисовано, не отвлекало на себя внимание, но прекрасно дополняло музыку и партии исполнителей.

Костюмы здесь тоже интересные. Всех исполнителей можно поделить на 2 части: бедные революционеры и богатая знать. Знать щеголяла в красивейших помпезных нарядах, простой люд нарядили примерно так, как у нас принято показывать французов в фильмах про 18 век: юбки с передниками у женщин и жилеты у мужчин.

Да, этот сюжет уступает многим другим, которые более известны и чаще встречаются на афишах: Жизель, Лебединое озеро, Щелкунчик. Но конкретно в Михайловском театре эта постановка нравится мне больше, чем многие другие. Во-первых, она здорово выделяется по настроению: яркая, эмоциональная, запоминающаяся. Музыка вроде бы и классическая, но со своим неповторимым оттенком революции. А ведь писал её советский композитор.

Во-вторых, я часто бракую постановки в Михайловском театре из-за того, что здесь экономят на декорациях и костюмах, поэтому многие постановки просто не смотрятся. Танец, конечно, никуда от этого не денется, но хочется видеть общий завершённый образ, а он включает в том числе декорации и костюмы. В случае с балетом «Пламя Парижа» такой проблемы нет.

В-третьих, она прекрасно подойдёт для того, чтобы приучать к прекрасному и детей. Постановку рекомендуют детям от 12 лет, хотя она достаточно динамичная и для того, чтобы её смотрели дети помладше. То же «Лебединое озеро» довольно сильно затянуто и не имеет достаточной динамики. Я советую выбирать более короткие постановки. «Пламы Парижа» идёт 2 часа 10 минут, но с двумя антрактами. В сумме выходит примерно 1 ч 10 мнут всей постановки без перерывов.

В общем, я ставлю пятёрку. Я не буду сравнивать этот балет с другими театрами, а оценку присуждаю с учётом того, что идёт только на сцене Михайловского. Балет считаю достаточно удачным, но это лишь моё мнение. Искусство — вещь субъективная. От себя же я балет «Пламя Парижа» очень даже рекомендую.

Ещё из репертуара Михайловского я советую балет «Корсар».

Пламя Парижа 04 апреля 18:00

Афиша

Описание

Отзывы

04 апреля 2021 в 18:00

Санкт-Петербург, 191186, пл. Искусств, 1

Стоимость билетов:
2000 — 12500 руб.

Продолжительность: 02:10

Антракты: 2

До события осталось:

В данный момент события Пламя Парижа на нашем сайте не представлены

балет в трёх актах

музыка Бориса Асафьева

Либретто Николая Волкова и Владимира Дмитриева по роману Феликса Гра «Марсельцы» в редакции Михаила Мессерера

Хореография: Василий Вайнонен в редакции Михаила Мессерера

Сценография и костюмы: Владимир Дмитриев

Балетмейстер-постановщик: Михаил Мессерер

Реконструкция декораций и костюмов: Вячеслав Окунев

Продюсер постановки: академик Дмитрий Астафьев

Историческая фреска о событиях Великой французской революции вернулась на сцену, опалив зрителей пламенем борьбы за свободу и личное достоинство. Хореография Василия Вайнонена, признанная ярчайшим достижением советского балетного театра, воссоздана Михаилом Мессерером.

Читайте также  Чемпионат мира по футболу 2019: расписание матчей

Лето 1792 года. Предместье Марселя. Опушка леса вблизи замка маркиза де Борегара. Из леса с тележкой хвороста выходят крестьянин Гаспар и его дети: 18-летняя Жанна и 9-летний Жак. Жанна играет с Жаком. Мальчик прыгает через разложенные им на траве вязанки хвороста. Слышны звуки рога — это возвращается с охоты маркиз. Гаспар с детьми, собрав вязанки, спешат уйти. Но из леса появляются маркиз де Борегар и егеря. Де Борегар разгневан тем, что крестьяне собирают хворост в его лесу. Егеря переворачивают тележку с хворостом, а маркиз приказывает егерям избить Гаспара. Жанна пытается заступиться за отца, тогда маркиз замахивается и на неё, но, услышав звуки революционной песни, поспешно скрывается в замке.

С флагами появляется марсельский отряд повстанцев под командованием Филиппа, они направляются в Париж на помощь революционному народу. Повстанцы помогают Гаспару и Жанне поставить тележку и собрать высыпавшийся хворост. Жак с воодушевлением размахивает революционным флагом, который ему дал один из марсельцев. В это время маркизу удается убежать из замка через потайную дверь.

Приходят крестьяне и крестьянки, они приветствуют солдат марсельского отряда. Филипп призывает их вступать в отряд. Присоединяются к восставшим и Гаспар с детьми. Все направляются в Париж.

Праздник в королевском дворце. Придворные дамы и офицеры королевской гвардии танцуют сарабанду.

Танец окончен, и церемониймейстер приглашает всех посмотреть спектакль придворного театра. Актриса Диана Мирей и актёр Антуан Мистраль разыгрывают интермедию, представляя героев, раненных стрелой Амура.

Входят король Людовик XVI и королева Мария-Антуанетта. Офицеры произносят хвалебные тосты в честь короля. Появляется маркиз де Борегар, только что прибывший из Марселя. Он показывает и бросает к ногам короля трёхцветный флаг восставших с надписью «Мир хижинам, война дворцам!» и топчет его, затем целует стоящее у трона королевское знамя. Маркиз зачитывает составленное им послание к пруссакам, в котором Людовик XVI должен призвать Пруссию ввести войска во Францию и покончить с революцией. Людовика просят подписать документ. Король колеблется, но Мария-Антуанетта убеждает его поставит подпись. Маркиз и офицеры, в порыве монархического энтузиазма, клянутся исполнить свой долг перед королём. Обнажив оружие, они восторженно салютуют монаршей чете. Королева выражает уверенность в преданности присутствующих. Людовик тронут, он подносит платок к глазам.

Королевская чета и большинство придворных дам покидают зал. Лакеи вносят столы, продолжаются тосты в честь монархии. Поклонники Дианы Мирей приглашают актёров принять участие в празднике. Мирей уговаривают что-нибудь станцевать, она и Антуан импровизируют короткий танец, восторженно принимаемый зрителями. Маркиз, уже с трудом стоящий на ногах, настойчиво приглашает Мирей на танец, она вынуждена согласиться. Ей противна его грубость, она хотела бы уйти, — но нельзя. Диана старается держаться ближе к Мистралю, который пытается отвлечь де Борегара, но маркиз грубо отталкивает актёра; несколько офицеров отводят Антуана к столу. Дамы незаметно покидают зал. Наконец Мирей под благовидным предлогом тоже выходит, но маркиз направляется за ней.

Вино оказывает всё большее действие, некоторые офицеры засыпают прямо за столами. Мистраль замечает забытое на столе «Обращение к Пруссии» и сначала машинально, а затем с любопытством читает его. Маркиз возвращается и замечает бумагу в руках Антуана: не владея собой, он выхватывает пистолет и стреляет, смертельно раня актёра. Выстрел и падение Мистраля приводят в себя нескольких офицеров, они обступают маркиза и поспешно уводят его.

На звук выстрела в зал вбегает Мирей. Безжизненное тело Мистраля лежит посреди зала, Мирей склоняется над ним: «Жив ли?» — и тогда надо позвать на помощь. Но она убеждается, что Антуан мёртв. Вдруг она замечает бумагу, зажатую в его руке: она берет её и читает. За окнами раздаются приближающиеся звуки «Марсельезы». Мирей понимает, почему убили Мистраля, и теперь она знает, что ей делать. Спрятав бумагу, она убегает из дворца.

Второй акт
Первая картина

Ночь. Площадь в Париже, куда стекаются толпы горожан, вооруженные отряды из провинций, в их числе овернцы и баски. Парижане радостно встречают отряд марсельцев. Своей ожесточённой готовностью к борьбе выделяется группа басков, среди них Тереза, активная участница уличных выступлений и демонстраций санкюлотов столицы. Появление Дианы Мирей прерывает танцы. Она отдаёт толпе свиток с обращением короля к пруссакам, и народ убеждается в предательстве аристократии.

Звучит «Карманьола», толпа танцует. Раздают оружие. Филипп призывает штурмовать Тюильри. С революционной песней «Ça ira» и развернутыми трехцветными знамёнами толпа идёт к королевскому дворцу.

Толпы вооруженного народа устремляются на штурм дворца.

Дворец Тюильри. Маркиз де Борегар вводит солдат швейцарской гвардии. По его команде швейцарцы занимают назначенные им посты. Кавалеры уводят испуганных дам. Внезапно двери распахиваются, народ врывается во внутренние покои дворца. Филипп сталкивается с маркизом де Борегаром. После ожесточенной схватки Филипп выбивает у маркиза шпагу, тот пытается застрелить Филиппа из пистолета, но толпа набрасывается на него.

Швейцарцы, последние защитники короля, сметены. Басконка Тереза вбегает со знаменем в руках и падает, пронзённая пулей одного из офицеров. Бой окончен. Дворец взят. Баски, Филипп и Гаспар поднимают над головами тело Терезы, народ склоняет флаги.

Третий акт
На площади у бывшего королевского дворца — торжество в честь взятия Тюильри. Танцы веселящегося народа сменяются выступлениями актеров парижских театров. Диана Мирей, в окружении девушек в античных костюмах, исполняет танец с трёхцветным флагом, олицетворяющий победу Революции и Свободу. Исполняются танцы-аллегории Равенства и Братства. Народ осыпает цветами танцующих Жанну и Филиппа: это также и день их свадьбы.

Звучит «Карманьола». Как символ свободы народ несёт на руках Диану Мирей.

Получайте анонсы всех мероприятий города!

  • Еженедельная подборка новых мероприятий
  • Первыми выбирайте лучшие места
  • Участвуйте в ежемесячных акциях и розыгрышах бесплатных билетов

Похожие события i

Ромео и Джульетта

    17 сентября 19:00 Мариинский 2-я сцена Билеты от 8000 ₽ Е

Балет на льду «Золушка»

    12 сентября 16:00 Мюзик-Холл Билеты от 800 ₽ Е

Балет «Пламя Парижа» — Михайловский театр, Санкт-Петербург — отзыв

Пожалуй, лучший балет в Михайловском. «Пламя Парижа» на музыку Асафьева про Французскую революцию

Здравствуйте!

На балет «Пламя Парижа» я ходила где-то 2-3 года назад. В Михайловском к тому моменту я уже была много раз, а потому особых ожиданий не строила: Мариинский мне всегда нравился больше. Но если говорить о «Пламени Парижа», то балет меня очень удивил в положительном смысле, так что если вы соберётесь в Михайловский, я его очень рекомендую.

Этот балет открывает зрителю мир Французской революции. Вернее, небольшой её части. Если вы хорошо знаете историю, то должны примерно представлять, что революция вспыхнула со взятия Бастилии, а уже потом прокатилась по всей стране. Балет «Пламя Парижа» рассказывает о том, что было несколькими годами позднее: о взятии царской резиденции Тюильри в 1792 году. Так что глазам зрителей предстанет два мира: мир простых людей и мир королей и придворных.

Завязка начинается с того, что на опушке леса бедная крестьянская семья собирает хворост. Но вдруг мимо проезжает маркиз, который владеет этими землями. Он хочет расквитаться с крестьянами, как слышит революционную мелодию и скрывается у себя в замке. На опушку выходят бунтовщики/революционеры, и крестьянская семья присоединяется к их движению.

Читайте также  Джазовый ресторан white night music joint: отзывы, описание, фото

Данный балет интересен в первую очередь благодаря своему либретто, т. е. сюжету. Я, честно говоря, устала от балетов Чайковского, которые базируются на довольно скучных историях, а потому у композитора есть все возможности, чтобы влепить пару актов «образцово показательных плясок», где все герои просто по очереди танцуют свои партии (привет, «Щелкунчик»). Это, конечно, красиво, но я люблю балет с историей. И «Пламя Парижа» мне такую историю подарило. Повествование понятно даже без чтения либретто, можно идти практически с пустой головой и без программки.

ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Этот балет был поставлен в советские годы, и он не является первой попыткой показать на сцене эту историю. Дело в том, что либретто писали с одной из французских поэм, если мне не изменяет память. После того, как она увидела свет, её ставили в Европе и в виде спектаклей, и балета, и вроде как была даже опера. А музыку к нашей постановке написал Барис Асафьев. Это выдающийся композитор довоенной поры прошлого века, но его работы не пользуются такой популярностью, как труды представителей 19 века. Хотя заядлые театралы должны хорошо знать это имя. Очень разноплановый автор, который умеючи передаёт настроение героев через музыку.

И всё-таки мне понравилось то, что балет хоть и выглядит современным, но хореография здесь классическая, нет явных экспериментов с декорациями и движениями. По факту использовали ту постановку, которую делал сам Василий Вайнонен ещё в 32-м году. Конечно, не обошлось без редакции главного управляющего балетной труппой Михайловского Михаила Мессерера. В целом, балет выглядит очень гармонично.

Помимо интересного сюжета, о чём я уже писала выше, мне понравилось то, как здорово был передан революционный дух. Музыка просто изумительная! Я бы сказала, что «Пламя Парижа» здорово выделяется на фоне других постановок и является весьма нетипичным по настроению балетом. Его нельзя назвать очень популярным, поэтому его мало где ставят. Большая часть того, что идёт на сцене Михайловского, лично мне не очень нравится. А «Пламя Парижа» хорошо вышло во всём: и музыка, и декорации, и сюжет, и костюмы, и хореография.

Костюмы и декорации тоже можете увидеть в коллаже. Балет хоть и поставили в 2013-м, но в этот раз обошлось без привычного для Михайловского минимализма. На декорациях и костюмах экономить не стали. Если вы будете далеко сидеть в зале, то можете не заметить всей красоты, так что захватите бинокль. Кстати, про места. Здесь задействована в основном центральная часть сцены, но я бы порекомендовала сидеть пониже, чтобы были видны и все декорации. Всё-таки на их фоне постановка воспринимается лучше.

Из явных минусов могут отметить разве что продолжительность: всего 1 час 10 минут, если не считать двух антрактов по полчаса. С другой стороны, на этот балет можно приходить с детьми, хотя в рекомендациях указано 12+.

Словом, для Михайловского с его скудными декорациями и любовью к собственной интерпретации вышло очень здорово! Да, это не «Лебединое», не «Щелкунчик» и даже не «Жизель». Если вы кому-то скажете название этого балета, то вряд ли хоть кто-то будет о нём знать. Но я считаю, что это очень достойная вещь для похода в театр.

Своё мнение я никому не навязываю, просто делюсь опытом. Но эту постановку я однозначно рекомендую.

Татьяна Кузнецова о «Пламени Парижа» в Михайловском театре

Михаил Мессерер, главный балетмейстер Михайловского театра (от несколько унизительной приставки «приглашенный» его избавили всего пару недель назад), рискнул сделать то, что пять лет назад не удалось Алексею Ратманскому в Большом: он взялся восстановить один из знаковых балетов советских времен — «Пламя Парижа».

Балет про Великую французскую революцию был создан к 15-летию революции Октябрьской ленинградскими эстетами-интеллектуалами — либреттистом Николаем Волковым, композитором Борисом Асафьевым, художником Владимиром Дмитриевым, режиссером Сергеем Радловым и молодым балетмейстером Василием Вайноненом. И оказался самым успешным идеологическим продуктом сталинской эпохи. Мало того, что «Пламя Парижа» полюбил сам вождь и, соответственно, партийные идеологи, на него валом валили не ангажированные советские зрители, голосовавшие за спектакль трудовым рублем. Балет обожали и артисты — из-за завидных ролей и не менее роскошных танцев, дающих возможность развернуться разнообразным талантам исполнителей. Особенно мужчинам: партия революционного марсельца Филиппа, в которой каждый танцовщик стремился превзойти предшественника, придумывая еще не виданные прыжки и вращения, стала катализатором развития мужской техники советского классического танца.

Героический балет трижды возобновлялся в Ленинграде и столько же раз в Москве, однако до наших дней не дожил: угас к середине 1960-х вместе с пантомимно-танцевальным жанром балетной пьесы, который сам же и породил. От забытого, но незабвенного «Пламени» сохранился лишь 18-минутный кинофильм 1953 года, кратко пересказывающий сюжет и содержащий дайджест лучших фрагментов, да хит гала-концертов — знаменитое па-де-де, в котором по сей день честолюбивые Филиппы совершают все новые трюковые подвиги. Именно эти 20 минут настоящего «Пламени» и вмонтировал Алексей Ратманский в собственный двухактный балет с новой хореографией, новым либретто и новыми декорациями, успешно идущий в Большом под историческим названием. Причем, надо признать, именно историческая инсталляция придает этому стремительному контрреволюционному новоделу эстетическую устойчивость.

Репетиция балета «Пламя Парижа» в Михайловском театре

Фото: Стас Левшин

Михайловский театр пошел другим путем, решившись на максимально полную реконструкцию исторического спектакля, благо на то имелись особые основания. Балетмейстер-постановщик Михаил Мессерер, наследник знаменитой московской династии, чьи мать и дядя, Суламифь и Асаф Мессереры, танцевали «Пламя» Вайнонена без малого тридцать лет, припомнил многое из того, что не сохранила кинопленка: эпизодические актерские партии, режиссерские мизансцены, массовые пантомимные эпизоды, характерные танцы французских провинций. «В семье многое, касавшееся этого балета, подробно обсуждалось. Я запомнил замечания, которые Вайнонен делал артистам»,— утверждает он. Исторические декорации Дмитриева восстанавливает — разумеется, с поправками на небольшой размер михайловской сцены — Вячеслав Окунев. Даже подробнейшее либретто по мотивам «Марсельцев», революционного романа Феликса Гра, сохранено в спектакле почти целиком — с исчезнувшим в московской версии заговором роялистов и его разоблачением придворной актрисой. И только эпизод штурма замка маркиза, в котором восставшие крестьяне колотили в ворота бревном-тараном, а испуганный аристократ улепетывал в Париж верхом на живом коне, Мессерер оставить не рискнул, сочтя эту сцену слишком уж архаичной. «В процессе подготовки к премьере я на каждом этапе репетиций задавал себе вопрос: как бы Вайнонен поставил эту сцену сейчас?» — объясняет Михаил Мессерер свое решение. Взамен постановщик внедрил в спектакль батальные кадры из старого фильма-балета — этот прием он успешно применил при реконструкции другого революционного спектакля, «Лауренсии» Вахтанга Чабукиани.

Но и «живых» сражений в спектакле будет предостаточно: в эпическом полотне занято сто сорок артистов балета и миманса под предводительством главного современного Филиппа — Ивана Васильева, исполнявшего эту партию и в Большом, и по всему миру во всевозможных гала. Правда, билетов на спектакли с его участием в кассах театра уже нет.

Михайловский театр, 22, 23, 24, 25, 26 июля, 19.30

Балет Пламя Парижа

Пламя Парижа

Балет в 3-х актах

Музыка: Борис Асафьев

Либретто: Николай Волков и Владимир Дмитриев по роману Феликса Гра «Марсельцы» в редакции Михаила Мессерера
Хореография: Василий Вайнонен в редакции Михаила Мессерера
Сценография и костюмы: Владимир Дмитриев
Балетмейстер-постановщик: Михаил Мессерер
Музыкальный руководитель: Валерий Овсяников
Реконструкция декораций и костюмов: Вячеслав Окунев
Художник по свету: Александр Кибиткин
Продюсер постановки: профессор Дмитрий Астафьев

Читайте также  Музей театрального и музыкального искусства в санкт-петербурге

Продолжительность спектакля:2 часа 10 минут

В спектакле: 2 антракта

Возрастная категория: 12+

Спектакль выдвинут на «Золотую маску» в 3-х номинациях!

Премьера постановки: 22 июля 2013

Легендарный балет о событиях Великой французской революции был поставлен в 1932 году и стал одной из самых больших удач советского музыкального театра. Спектакль на музыку Бориса Асафьева с хореографией Василия Вайнонена возвращает к жизни главный приглашенный балетмейстер Михайловского театра Михаил Мессерер. Восстанавливая хореографические элементы и мизансцены, он воскрешает героику и революционно-романтический пыл знаменитой постановки. Над сценографией спектакля работает народный художник России, главный художник Михайловского театра Вячеслав Окунев. Основой его творческих решений являются декорации и костюмы, созданные для премьеры 1932 года художником Владимиром Дмитриевым.

Историческая фреска о событиях Великой французской революции вернулась на сцену, опалив зрителей пламенем борьбы за свободу и личное достоинство. Хореография Василия Вайнонена, признанная ярчайшим достижением советского балетного театра, воссоздана Михаилом Мессерером

Первый акт

Первая картина

Лето 1792 года. Предместье Марселя. Опушка леса вблизи замка маркиза де Борегара. Из леса с тележкой хвороста выходят крестьянин Гаспар и его дети: 18-летняя Жанна и 9-летний Жак. Жанна играет с Жаком. Мальчик прыгает через разложенные им на траве вязанки хвороста. Слышны звуки рога — это возвращается с охоты маркиз. Гаспар с детьми, собрав вязанки, спешат уйти. Но из леса появляются маркиз де Борегар и егеря. Де Борегар разгневан тем, что крестьяне собирают хворост в его лесу. Егеря переворачивают тележку с хворостом, а маркиз приказывает егерям избить Гаспара. Жанна пытается заступиться за отца, тогда маркиз замахивается и на неё, но, услышав звуки революционной песни, поспешно скрывается в замке.

С флагами появляется марсельский отряд повстанцев под командованием Филиппа, они направляются в Париж на помощь революционному народу. Повстанцы помогают Гаспару и Жанне поставить тележку и собрать высыпавшийся хворост. Жак с воодушевлением размахивает революционным флагом, который ему дал один из марсельцев. В это время маркизу удается убежать из замка через потайную дверь.

Приходят крестьяне и крестьянки, они приветствуют солдат марсельского отряда. Филипп призывает их вступать в отряд. Присоединяются к восставшим и Гаспар с детьми. Все направляются в Париж.

Вторая картина

Праздник в королевском дворце. Придворные дамы и офицеры королевской гвардии танцуют сарабанду.

Танец окончен, и церемониймейстер приглашает всех посмотреть спектакль придворного театра. Актриса Диана Мирей и актёр Антуан Мистраль разыгрывают интермедию, представляя героев, раненных стрелой Амура.

Входят король Людовик XVI и королева Мария-Антуанетта. Офицеры произносят хвалебные тосты в честь короля. Появляется маркиз де Борегар, только что прибывший из Марселя. Он показывает и бросает к ногам короля трёхцветный флаг восставших с надписью «Мир хижинам, война дворцам!» и топчет его, затем целует стоящее у трона королевское знамя. Маркиз зачитывает составленное им послание к пруссакам, в котором Людовик XVI должен призвать Пруссию ввести войска во Францию и покончить с революцией. Людовика просят подписать документ. Король колеблется, но Мария-Антуанетта убеждает его поставит подпись. Маркиз и офицеры, в порыве монархического энтузиазма, клянутся исполнить свой долг перед королём. Обнажив оружие, они восторженно салютуют монаршей чете. Королева выражает уверенность в преданности присутствующих. Людовик тронут, он подносит платок к глазам.

Королевская чета и большинство придворных дам покидают зал. Лакеи вносят столы, продолжаются тосты в честь монархии. Поклонники Дианы Мирей приглашают актёров принять участие в празднике. Мирей уговаривают что-нибудь станцевать, она и Антуан импровизируют короткий танец, восторженно принимаемый зрителями. Маркиз, уже с трудом стоящий на ногах, настойчиво приглашает Мирей на танец, она вынуждена согласиться. Ей противна его грубость, она хотела бы уйти, — но нельзя. Диана старается держаться ближе к Мистралю, который пытается отвлечь де Борегара, но маркиз грубо отталкивает актёра; несколько офицеров отводят Антуана к столу. Дамы незаметно покидают зал. Наконец Мирей под благовидным предлогом тоже выходит, но маркиз направляется за ней.

Вино оказывает всё большее действие, некоторые офицеры засыпают прямо за столами. Мистраль замечает забытое на столе «Обращение к Пруссии» и сначала машинально, а затем с любопытством читает его. Маркиз возвращается и замечает бумагу в руках Антуана: не владея собой, он выхватывает пистолет и стреляет, смертельно раня актёра. Выстрел и падение Мистраля приводят в себя нескольких офицеров, они обступают маркиза и поспешно уводят его.

На звук выстрела в зал вбегает Мирей. Безжизненное тело Мистраля лежит посреди зала, Мирей склоняется над ним: «Жив ли?» — и тогда надо позвать на помощь… Но она убеждается, что Антуан мёртв. Вдруг она замечает бумагу, зажатую в его руке: она берет её и читает. За окнами раздаются приближающиеся звуки «Марсельезы». Мирей понимает, почему убили Мистраля, и теперь она знает, что ей делать. Спрятав бумагу, она убегает из дворца.

Второй акт

Первая картина

Ночь. Площадь в Париже, куда стекаются толпы горожан, вооруженные отряды из провинций, в их числе овернцы и баски. Парижане радостно встречают отряд марсельцев. Своей ожесточённой готовностью к борьбе выделяется группа басков, среди них Тереза, активная участница уличных выступлений и демонстраций санкюлотов столицы. Появление Дианы Мирей прерывает танцы. Она отдаёт толпе свиток с обращением короля к пруссакам, и народ убеждается в предательстве аристократии.

Звучит «Карманьола», толпа танцует. Раздают оружие. Филипп призывает штурмовать Тюильри. С революционной песней «?a ira» и развернутыми трехцветными знамёнами толпа идёт к королевскому дворцу.

Вторая картина

Толпы вооруженного народа устремляются на штурм дворца.

Дворец Тюильри. Маркиз де Борегар вводит солдат швейцарской гвардии. По его команде швейцарцы занимают назначенные им посты. Кавалеры уводят испуганных дам. Внезапно двери распахиваются, народ врывается во внутренние покои дворца. Филипп сталкивается с маркизом де Борегаром. После ожесточенной схватки Филипп выбивает у маркиза шпагу, тот пытается застрелить Филиппа из пистолета, но толпа набрасывается на него.

Швейцарцы, последние защитники короля, сметены. Басконка Тереза вбегает со знаменем в руках и падает, пронзённая пулей одного из офицеров. Бой окончен. Дворец взят. Баски, Филипп и Гаспар поднимают над головами тело Терезы, народ склоняет флаги.

Третий акт

На площади у бывшего королевского дворца — торжество в честь взятия Тюильри. Танцы веселящегося народа сменяются выступлениями актеров парижских театров. Диана Мирей, в окружении девушек в античных костюмах, исполняет танец с трёхцветным флагом, олицетворяющий победу Революции и Свободу. Исполняются танцы-аллегории Равенства и Братства. Народ осыпает цветами танцующих Жанну и Филиппа: это также и день их свадьбы.

Звучит «Карманьола»… Как символ свободы народ несёт на руках Диану Мирей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: