Аничков мост в санкт-петербурге: кони клодта на фото - JEKATERINBURG.RU

Аничков мост в санкт-петербурге: кони клодта на фото

Аничков мост

Аничков мост

Аничков мост — один из самых знаменитых мостов Санкт-Петербурга, история которого тесно связана с основанием Северной столицы. Сам мост не является шедевром архитектурной мысли; визитной карточкой и украшением Санкт-Петербурга он стал благодаря великолепным изваяниям скульптора Петра Клодта.

Сэкономь на путешествии!

История Аничкова моста

В начале XVIII века санкт-петербургская река Фонтанка именовалась Безымянным Ериком. А своё современное название она получила после прокладки через неё труб для фонтанов Летнего сада. В те времена широко разливавшаяся река была серьёзным препятствием для конного транспорта и пешеходов. Строящемуся Санкт-Петербургу срочно требовался мост.

В 1715 году Пётр I издал указ о строительстве постоянной переправы через реку, для чего из казны было выделено 50 рублей. И вскоре в выбранном Петром месте появился деревянный настил длиной в 150 метров. Опоры были покрыты простыми досками и стилизованы под камень. Руководил строительными работами подполковник инженерных войск Михаил Аничков, чья фамилия навсегда закрепилась в названии моста. Для прохода под мостом судов переправу оснастили съёмными деревянными щитами, которые поднимались и возвращались на место вручную.

Указатель Аничков мост в 18 веке

Перед Аничковым мостом размещалась застава, — в наши дни на её месте находится здание под номером 66 по Невскому проспекту. Мост был перекрыт шлагбаумом, за проезд по нему взимались деньги. В качестве оплаты принимались и камни, — они были необходимы для мощения городских улиц. После захода солнца попасть в город по мосту могли только дворяне. Для людей незнатного происхождения проход был закрыт до рассвета.

В 1718 году персидский падишах преподнёс Екатерине I в дар лошадей и девять слонов, и Аничков мост пришлось существенно укреплять для прохода животных.

В 1721 году переправу снова перестроили — теперь её центральную часть поднимали цепями и рычажным механизмом. Ночью мост оставался в разведённом состоянии, — так Санкт-Петербург защищался от волков, частенько забегавших в те времена на городские окраины.

Перестройка моста в 1841 году Аничков мост на Невском проспекте в сумерки. Художник Паоло Сала (1859-1924) Бонштедт, Людвиг-Франц-Карл Людвигович.Аничков мост на Невском проспекте.

В 80-х годах XVIII века старый мост снесли, и на его месте возвели усовершенствованное сооружение: боковые пролёты новой переправы были облицованы камнем, а средняя, деревянная часть поднималась специальным приспособлением при участии всего двух человек. Проект сооружения был стандартным, аналогичными были ещё 7 мостов, расположенных на Фонтанке.

Аничков мост в 19 веке

В 40-х годах XIX века нагрузка на мост существенно увеличилась, он стал слишком узким для Невского проспекта, а его деревянные конструкции сгнили во влажном петербургском климате. В 1841 году сооружение было полностью реконструировано. Переправу выстроили из кирпича, подъёмные части демонтировали — теперь суда могли проходить под высокими пролётами. Для увеличения проезжей части с моста убрали громоздкие башни, мешавшие постоянно возраставшему движению конных экипажей. Переправу оградили декоративной решёткой с фигурами русалок-лошадей и русалок-женщин. Идентичные изображения можно увидеть на ограде Дворцового моста в Берлине.

Предполагалось украсить переправу большими вазонами, для которых установили постаменты. Но вместо ваз на мосту появились скульптуры, созданные петербургским ваятелем Петром Карловичем Клодтом: «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». С одной стороны моста установили бронзовые фигуры, а с противоположного края разместили их гипсовых близнецов, расписанные под бронзу. Гипсовые фигуры предполагали заменить бронзовыми, но, когда изваяния были готовы, Николай I подарил их прусскому королю. Несколько раз Клодт создавал новые статуи, и каждый раз российский император одаривал ими какого-нибудь европейского монарха. Через несколько лет скульптор решил положить конец копированию и изготовил новые композиции, объединённые одной сюжетной линией — укрощение коня, победа человека над дикой силой.

Аничков мост. Фото 1912-1914гг Кони Аничкова моста занимают свои старые места (1 июня 1945 года)

Петербургские жители с восторгом приняли творения Клодта. Пресса наперебой расхваливала талантливого скульптора. Ваятель удостоился похвалы и внимания самого царя — в 1841 году, вскоре после церемонии в честь открытия моста, Николай I пожаловал Клодту орден Святой Анны третьей степени.

Тогда же родилось известное фривольное прозвище переправы — «Мост восемнадцати яиц». При подсчёте элементов мужского детородного органа учитывался и городовой, пост которого располагался на мосту вплоть до 1917 года.

К началу XX века мост был деформирован во многих местах, требовалась срочная его реконструкция. В 1908 году переправу перестроили, полностью сохранив её внешний вид. После ремонта на одну из опор прикрепили табличку с надписью «Аничкин мост». Потомки Михаила Аничкова указали городским властям на неправильное написание фамилии их знаменитого предка и потребовали исправить ошибку. Чиновники из городской думы нашли нужные документы в архивах и в скором времени восстановили историческую справедливость.

След от немецкого артиллерийского снаряда

Во время Великой Отечественной войны необходимо было уберечь знаменитых коней от обстрела. Фигуры были демонтированы, помещены в деревянные ящики и закопаны в саду Аничкова дворца. Вместо статуй разместили ящики с землёй, в которых жители осаждённого Ленинграда выращивали траву. Изваяния удалось спасти — в ноябре 1942 года на мосту взорвалась огромная бомба, и, если бы скульптуры находились на своём месте, они были бы уничтожены. Взрывной волной смыло в Фонтанку чугунную решётку и тумбы, поддерживающие перила. От обстрела серьёзно пострадали постаменты, — из них были вырваны большие куски гранита.

Ещё до окончания войны была отлита и установлена новая решётка, а в мае 1945 года, пролежав в земле 3 года, конные скульптуры вернулись на привычные места. На одном из постаментов сохранён след от снаряда как напоминание о войне.

Со времени своего создания вплоть до окончания XX века изваяния никогда не ремонтировались. А значительно возросшее число автомобилей катастрофически повлияло на их состояние. В 70-х годах прошлого века у скульптур начала разрушаться бронза, но применяемые в то время методы реставрации не принесли ощутимого результата. К проблеме вернулись в 2000 году. На 10 месяцев Аничков мост осиротел — для восстановительных работ изваяния были перевезены в мастерскую. Благодаря новой методике, обновляющей бронзу и защищающей её от коррозии, реставраторам удалось вернуть скульптурам первозданный вид. Кони снова приобрели оливковую масть — цвет расчищенной бронзы, — именно такими и создал их Клодт.

Аничков мост в наши дни

После реставрации фигуры немного выросли из-за увеличения несущих конструкций. Чтобы изваяния не задели электрические провода, пришлось менять маршрут доставки их к мосту. Для безопасности на головы лошадей были надеты чепчики розового цвета. Транспортировка скульптур происходила поздно ночью, но, несмотря на это, тысячи горожан пришли поприветствовать возвращение полюбившихся коней на их законное место.

Ремонт мостовых перил был выполнен десятилетием раньше. Точные копии ограждений изготовили в Ядерном центре города Снежинска Челябинской области, — если приглядеться к решётке, то на ней можно заметить эмблему предприятия, — композицию из снежинки и ядра с протонами.

Скульптуры

В первой скульптурной группе Аничкова моста запечатлён поверженный на землю водничий (так называется человек в композиции), и вздыбленный над ним конь. Разъярённый жеребец сбросил с себя попону, его копыта опасно зависли над головой юноши, который с трудом удерживает непокорное животное.

Вторая композиция изображает водничего, сумевшего подняться на одно колено и накинуть попону на коня. Человеку удаётся осадить рвущегося на волю жеребца.

В третьей группе человек поднялся с колен, ему уже не нужно слишком больших усилий для того, чтобы сдержать разгорячённое животное.

Четвёртая композиция — самая спокойная, — жеребец укрощён, он подчинился водничему и позволил укрыть себя попоной.

Этапы покорения коня скульптор акцентировал «говорящими» деталями: в первых двух группах, изображающих ещё дикое животное, на копытах жеребца пока нет подков, а в следующих композициях они уже появились.

На одном из пьедесталов размещена бронзовая табличка с надписью: «Лепил и отливал барон Пётр Клодт в 1841 году».

Скульптурная композиция Аничкова моста

О скульпторе

Пётр Клодт был выходцем из небогатого древнего рода. Начинал он свою карьеру на военной службе. Но вскоре Клодт увлекся искусством ваяния, и, окончив артиллерийское училище, молодой человек поступил в Академию Художеств. Скульптор был одержим творчеством. Его современники вспоминали, что Клодт постоянно наблюдал за лошадьми, их позами и движениями, стараясь передать в скульптуре всю красоту животных до «безупречной точности».

Талант Клодта со временем был высоко оценён в мире. Скульптор был избран в состав Академий Художеств Парижа, Берлина и Рима. Но успех не вскружил ему голову, — до конца своих дней Клодт оставался скромным и бескорыстным человеком, раздающим свои доходы бедствующим людям. О его смерти до сих пор ходит легенда: якобы недобрые люди сказали скульптору, что у двух жеребцов в его композициях отсутствуют языки. Это сообщение так сильно опечалило Клодта, что он тяжело заболел и вскоре скончался.

Кроме знаменитых коней на Аничковом мосту, авторству скульптора принадлежат: памятник Николаю I у Исаакиевского собора, знаменитый тем, что это был первый конный памятник в мире, опирающийся всего на две точки опоры; квадрига Аполлона, украшающая здание Большого театра в Москве; памятник баснописцу Ивану Крылову в Летнем Саду Санкт-Петербурга.

Аничков мост зимой

Интересные факты

Клодт ваял лошадей с натуры — ему позировал чистокровный арабский скакун Амалатбек. Жеребец был диким и непослушным, но скульптор смог объездить его. В работе Клодту помогала дочь, заставлявшая коня принимать нужные позы.

Лицо на гениталиях конях

Очертания интимных органов одного из жеребцов удивительным образом напоминают человеческое лицо. По одной из версий такого совпадения, скульптор таким образом отомстил какому-то своему недоброжелателю. По другому мнению, контуры гениталий коня воспроизводят лицо Наполеона, не так давно прошедшего по русской земле с разорительной войной.

После каждой реконструкции городские власти пытались закрепить за мостом название «Невский проспект», но оно не приживалось.

Во время Великой Отечественной войны фашистская пропаганда распространила фотомонтаж — немецкие солдаты стоят у коней Клодта. Свои провокационным плакатом гитлеровцы хотели заставить поверить весь мир, что Ленинград якобы уже захвачен.

Внутри фигур, располагающихся у Дворца Белосельских-Белозёрских, мастера, проводившие реставрацию в 2000 году, поместили медную капсулу. В капсуле — список всех участников восстановительных работ с подписью: «Мы сделали всё, что смогли. Кто сможет, сделайте лучше».

Кони Марли в Париже

Гости Санкт-Петербурга, думая, что мост связан с некоей Аничкой, неверно произносят название моста, делая в слове «Аничков» ударение на первую букву. Правильно же говорить — АнИчков, делая ударным второй слог.

Во времена сухого закона, введённого в СССР в 80-х годах прошлого века, родилась такая поговорка: «В Питере не пьют только четыре человека, им некогда — они коней держат».

Аналогичные композиции украшают въезд на парижские Елисейские поля.

В наши дни длина Аничкова моста составляет 54,6 метра, ширина — почти 40 метров.

Как добраться

От станций метро «Гостиный двор» или «Невский проспект» необходимо идти по проспекту в сторону увеличения нумерации домов. От станций «Маяковская» или «Площадь восстания» двигаться нужно в сторону уменьшения нумерации.

Недалеко от Аничкова моста можно осмотреть следующие достопримечательности: Храм Спаса-на-крови, Аничков дворец, Летний сад, Русский музей, скульптуру Чижика-Пыжика, Фонтанный двор, Дворец Белосельских-Белозёрских, Михайловский сад.

Аничков мост

Аничков мост располагается на территории Центрального района Санкт-Петербурга. Широкую известность он приобрел после установки скульптурных групп «Укрощение коня человеком» авторства Петра Клодта.

История

До 1715 года никто и не планировал строительство моста через реку Фонтанку, но вдруг выходит приказ Петра I, в соответствии с которым в кратчайшие сроки должна быть возведена переправа через водоем. В мае 1716 года на месте нынешнего моста появилась деревянная конструкция шириной в 6,5 метров и длиной в 150 метров. Она была оснащена подъемным механизмом — необходимая мера, так как в те времена Фонтанку бороздили суда разных размеров. Правда, приводился он в действие исключительно вручную.

На некоторых картинах 17 века можно увидеть, что люди переправлялись на другой берег по льду, и это стало одной из причин для постройки моста

Читайте также  Мариинский дворец в санкт-петербурге: история, фото, адрес

Прошло всего 5 лет после запуска переправы, как неожиданно было принято решение полностью переделать мост. В этот раз к работе подключился инженер из Голландии Харман ван Болес, а за архитектурный стиль отвечал швейцарец Доменико Трезини. Совместными усилиями они расширили пролеты, перила из дерева выкрасили в красный цвет. Следующая масштабная реконструкция Аничкова моста пришлась на 1737 год. Архитекторы спроектировали более широкую проезжую часть. Позже в 1744 году модернизировали подъемный механизм. Его изготовили в Сестрорецке уже из железа.

Изначально мост был деревянным и довольно узким, но впоследствии его расширили и реконструировали

Во второй половине 18-го века Санкт-Петербург постепенно стал разрастаться. И в какой-то момент Аничков мост перестал быть окраиной города. Территорию возле него благоустроили — организовали набережные и спуски к реке. Но наиболее важное изменение произошло с самим объектом — на месте деревянных конструкций появились каменные в соответствии с проектом, выполненным инженерами Фридрихом Бауэром, Иваном Герардом, Петром Сухтеленом и Карлом Модерахом, а также архитекторами Юрием Фельтеном и Василием Баженовым.

Помимо основных скульптур, на Аничковом мосте можно увидеть интересные работы других архитекторов, например, гиппокампы в форме мифических животных

Со временем проезжая часть Невского проспекта стала заполняться транспортными средствами, в результате чего узкий мост попросту не мог справиться с потоком. В 1839 году пришло окончательное понимание, что необходима масштабная реконструкция, в том числе и увеличение ширины пролетов. Официальное открытие обновленного моста состоялось только в ноябре 1841 года. Позже он еще несколько раз подвергался изменениям. Последний раз капитальный ремонт объекта производился в период с 2007 по 2008 год.

Под Новый год Аничков мост украшен серебряными гирляндами и прогулка по нему становится похожа на сказку

Легенды о Петре Клодте и его произведении искусства

  • Ходят легенды, что Петр Клодт специально подковал только двух из четырех лошадей. Так он хотел показать, что два коня следуют уже из кузницы, тогда как их «коллеги» только направляются за подковами.
  • Экскурсоводы рассказывают весьма увлекательную историю о портрете на яйцах одного из коней, входящих в композицию Петра Клодта. Якобы скульптор изобразил на гениталиях животного своего соперника, который едва не увел у него жену. Кто-то видит там просто лицо мужчины, тогда как другие утверждают, что это сам Наполеон. Зимой портрет виден особенно ярко.
  • Часто детям рассказывают историю о том, что когда-то мост назывался Анечкиным в честь девушки с непростой историей любви. Но это не более чем легенда.

Одна из легенд о конях Аничкова моста рассказывает о том, что по задумке скульптора подкованы только две лошади из четырех

Как добраться до Аничкова моста

Аничков мост обладает весьма удачным расположением. Он находится на главной городской и туристической магистрали — Невском проспекте, в центре Санкт-Петербурга. В нескольких минутах ходьбы были построены станции метрополитена — Гостиный двор и Невский проспект.

Посетить Аничков мост можно сегодня как в составе экскурсионной группы, так и самостоятельно. Последний вариант предусматривает использование общественного транспорта или личного автомобиля.

Точный адрес: Невский пр., Санкт-Петербург, 191025

Как добраться от аэропорта Пулково:

Автобус:от остановки Аэропорт Пулково-1 на автобусе №39 до станции метро Московской (35 минут).

Метро:от станции Московской по синей ветке 3 до станции Невский проспект (13 минут).

Автобус:от остановки Аэропорт Пулково-1 на автобусе №39 до станции метро Московской (35 минут).

Автобус:от станции метро Московской на автобусе №3 до проспекта Литейного (41 минута).

Как добраться от Московского вокзала:

Автобус:от площади Восстания на автобусе №1, 3, 7, 22, 24, 27, 181, 191 до Литейного проспекта (2 минуты).

Аничков мост на карте

Что посмотреть

Аничков мост уже давно стал неотъемлемой частью Невского проспекта, но он продолжает также оставаться и интересной достопримечательностью Санкт-Петербурга. И дело вовсе не в какой-то уникальной конструкции, а в скульптурах лошадей, расположенных по краям. История их весьма любопытна.

Выбор места для скульптур

Известный в те годы скульптор Петр Клодт, еще не подозревая, что через реку Фонтанку будет переброшен мост, приступил к работе над группой фигур. Произошло это примерно в 1705 году. Идея была весьма проста — продемонстрировать коня, вставшего на дыбы, и непосредственно человека, который его пытается сдержать.

Скульптор Петр Клодт на картине художника Ивана Горюшкина-Сорокопудова, 1912 год

Планировалось, что серия скульптур будет установлена на причале, в непосредственной близости от здания Академии художеств. И, казалось бы, уже ничто не может изменить эту задумку. Но не тут-то было. Неожиданно лошадей решили поменять на сфинксов, привезенных из Египта. В свою очередь кони авторства Петра Клодта должны были занять почетное место между Зимним дворцом и Адмиралтейством. Но снова их «обскакали» медные львы и вазы. Вдруг скульптор узнает, что Аничков мост стали реконструировать. Он предложил использовать фигуры лошадей для его украшения.

Изначально на мосту должны были быть установлены сфинксы, но впоследствии это решение было изменено и кони Клодта заняли свое почетное место

В ноябре 1841 года произошел долгожданный для автора момент — две его работы были установлены на Невском проспекте: «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». Их разместили на западной части моста. А вот восточную пришлось пока украсить гипсовыми копиями. Все дело в том, что недавно отлитые из бронзы скульптуры для этой части строения император Николай I передал в дар королю Пруссии Фридриху Вильгельму IV.

Некоторое время на мосту были установлены две гипсовые копии коней, так как оригиналы были подарены королю Пруссии

Только в 1843 году гипсовые скульптуры обновили на бронзовые. К сожалению, долго наслаждаться композицией не пришлось, так как ровно через 3 года государь преподнес их в подарок королю Сицилии. Только в 1851 году на Аничковом мосту вновь были установлены все 4 фигуры из серии «Укрощение коня человеком». Правда, две из них были абсолютно новой задумкой скульптора.

Только ближе к концу 19 века все скульптуры Анечкова моста вернулись на свои места и среди них уже не было копий, только бронзовые оригиналы

С чего начать знакомство с «Укрощением коня человеком»

По задумке Петра Клодта экскурсия по скульптурной композиции должна была начинаться от дома №40 по набережной Фонтанки. Далее туристу следует идти по часовой стрелке.

Аничков мост — вид сверху

Сначала он увидит юношу, припавшего на колено и укрощающего дикий бег коня. Далее следует поверженный человек и почти вырвавшийся на волю конь. Третьей группой выступает человек, осаживающий животное. И в завершении — юноша, покоривший коня.

Скульптуры в годы Великой Отечественной войны

В начале Великой Отечественной войны сохранность скульптур с укротителями коней была под угрозой, поэтому их сняли с Аничкова моста и закопали на территории одноименного дворца. Для того чтобы максимально сохранить произведение искусства, их покрыли техническим вазелином, затем бумагой, после чего скрыли в ящики. Только в июне 1945 года скульптурная композиция была возвращена на свое место. До сих пор жители Санкт-Петербурга связывают окончание войны и наступление мирной жизни именно с этим событием.

Во время Великой отечественной войны скульптуры были убраны с моста, чтобы их не разрушили военные действия

Часы работы и стоимость билетов

Познакомиться с уникальным мостом Питера можно в любое время суток. Достопримечательность ни разу еще не была полностью закрыта для туристов. За осмотр власти города на Неве плату не берут.

Осмотреть Анечков мост можно не только в пешей прогулке, но и в путешествии на небольшой лодке

Интересные факты

  • Строительство первого Аничкова моста началось по приказу Петра I. Это произошло еще в 1715 году.
  • Год постройки самого первого деревянного сооружения — 1716-й, а в камень ее облекли намного позже.
  • Изначально проект предполагал оснащение моста разводной конструкцией. И ею активно пользовались, в том числе для защиты города от волков. Но позже эту переправу прекратили разводить.
  • Интересно происхождение названия достопримечательности. Оказывается, свое имя она получила от командира инженерного батальона, занимавшегося непосредственно строительством объекта — Михаила Аничкова.
  • «Аничков» или «АнИчков»? Туристы теряются, когда пытаются произнести вслух это слово. Но, как утверждают местные, второй вариант постановки ударения более правильный.
  • В 1739 году мост едва не переименовали в «Невский», но горожане категорически отказывались так его называть. Поэтому было принято решение сохранить первоначальное имя.
  • Во время блокады Ленинграда, а также незадолго до 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга, Аничков мост на некоторое время лишался своей изюминки — скульптур коней. Если в первом случае их пытались защитить от разрушения, то во втором — проводили реставрацию.
  • Увидеть своими глазами, как выглядел первый мост, можно сегодня только на многочисленных гравюрах.

Еще одна из интересных легенд гласит о том, что скульптор изобразил на гениталиях животного своего соперника, который едва не увел у него жену

Полезные советы

  • Из-за расположения и популярности на Аничковом мосту постоянно толкутся туристы. Чтобы разглядеть в тишине и спокойствии композицию Петра Клодта, лучше приходить на Невский проспект поздним вечером, ранним утром или даже ночью.
  • Рассмотреть нижнюю часть мостовой конструкции можно во время водной прогулки. Кстати, причал с экскурсионными лодками находится всего в нескольких метрах от этой достопримечательности.
Виртуальная экскурсия по Аничковому мосту в Санкт-Петербурге
Аничков мост в Санкт-Петербурге на видео

На сегодняшний день Аничков мост входит в число самых популярных и распиаренных достопримечательностей Санкт-Петербурга. С точки зрения архитектуры этот объект вряд ли стал бы интересен без скульптур. Главной его изюминкой все-таки является композиция «Укрощение коня человеком» авторства Петра Клодта. Пройти мимо него просто невозможно во время прогулки по Невскому проспекту. Но также в этой части города располагаются и другие достопримечательности. К примеру, Музей Фаберже, Александрийский театр и Большой гостиный двор.

Аничков мост и кони барона Клодта.

Аничков мост через реку Фонтанка, безусловно, является украшением Санкт-Петербурга. На нем располагаются четыре скульптурные композиции «Укротители коней», изображающие противоборство человека и коня, который изо всех сил стремится вырваться на волю. Автором этих скульптур является барон Петр Карлович Клодт, который в середине XIX века снискал себе славу величайшего «лошадиного» мастера.

Пётр Клодт происходил из небогатой, но весьма аристократической балтийской немецкой семьи, состоявшей из доблестных воинов. Его прапрадед был одним из известных деятелей в истории Северной Войны, который честно служил Швеции в чине генерал-майора. Отец Петра был генералом, показавшим себя на полях сражений в Отечественной войне 1812 года. Портрет прославленного генерала занимает достойное место в галерее Зимнего дворца. Юные годы будущего скульптора прошли в Омске, где служил его отец. Именно здесь, в тихом городе, отдалённом от шумного и блестящего Петербурга с его соблазнами и пороками, Клодт увлекся рисованием и лепкой, оживляя в своих работах образы лошадей, которые у него особенно реалистично получались.

Петр Карлович Клодт
(1805-1867)

После обучения в войсковом казачьем училище Клодт вернулся в Петербург. В тот момент ему было 17 лет. Он без проблем поступил в артиллерийское училище, но свободные часы с вдохновением отдавал любимому хобби. При малейшей возможности Клодт брался за карандаш и рисовал фигуры лошадей, одновременно с этим углубленно изучая повадки грациозных животных.

После окончания училища Клодт получил действительный чин подпоручика и даже некоторое время прослужил в учебной артиллерийской бригаде, однако уже в 1828 году ушёл с военной службы, решив отныне заниматься только скульптурой. Двумя годами позже, не прекращая заниматься самообразованием, он поступил в Академию художеств в качестве вольнослушателя. Его учителями стали ректор Академии И. П. Мартос, а также мастера скульптуры С. И. Гальберг и Б. И. Орловский. Он состоял при мастерской известного литейщика Екимова, который руководил отливкой самых знаменательных памятников начала XIX века. Именно Екимов посвятил ученика в секреты своего дела.

Старая почтовая карточка начала ХХ века

Скоро Клодту поручили выполнить большой правительственный заказ совместно с такими опытными скульпторами как С. Пименов и В. Демут-Малиновский. Так появилась на аттике арки Нарвских триумфальных ворот несущая колесницу богини славы шестёрка коней, выполненная из кованой меди по модели Клодта в 1833 году. В отличие от классических изображений этого сюжета, кони в исполнении Клодта встают на дыбы, но при этом вся скульптурная композиция производит впечатление стремительного движения. После выполнения этой работы автор получил всемирную известность и покровительство царя Николая I. Известна легенда о том, что Николай I произнес фразу: «Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец».

Читайте также  Питерские дворы-колодцы: тайные и необычные места города

Старая почтовая карточка начала ХХ века

Следующее и, пожалуй, самое известное творение Клодта, над которым он трудился около 20 лет — это, конечно, скульптуры укротителей коней на Аничковом мосту. Заказ был получен в 1832 году. Знаменитые «Укротители коней» сначала должны были располагаться совсем не там, где их можно увидеть сегодня. Скульптурами планировалось украсить пристани Адмиралтейского бульвара, у входа на Дворцовую площадь. Место, и сам проект одобрил лично Николай I. Когда все уже было готово для отливки, Клодт решил, что негоже укрощать коней рядом с водой и кораблями. Он стал искать место и довольно быстро его выбор пал на Аничков мост, который и так нуждался в реконструкции и был достаточно невзрачен. Скульптор намекнул о своей идее, и император его поддержал.

Старая почтовая карточка начала ХХ века

На Невском закипела перестройка Аничкова моста. Архитекторы, путейцы, строители — весь Петербург работал на коней Клодта. Вскоре были отлиты две группы «Укротителей». И к первой и ко второй бронзовым группам Клодт сделал их копии в гипсе, тонировав под бронзу. Царю не терпелось поскорее открыть новый Аничков, поставив скульптуры на все четыре угла моста.

Аничков мост в Санкт-Петербурге в середине XIX века

Торжественное открытие Аничкова моста состоялось 20 ноября 1841 года. То, что увидел Петербург, восхитило всех. «Толпами собираются люди у нового Аничкова моста, — писали газеты. — Жизнь коня и человека на Аничковом представляет новый мир в искусстве. Подобно возничему, осаждающему коня, скульптор Петр Клодт взял-таки часть этого искусства в свои руки и своротил с ложной дороги на настоящую». После установки двух первых конных групп на Аничковом мосту их повторные бронзовые отливы отправили в Берлин в качестве подарка прусскому королю Фридриху Вильгельму IV, который был от скульптур без ума. Николай I подарил их прямо «с моста», и они отправились в Берлин украшать главные ворота Королевского дворца. Их установили на террасе перед порталом Королевского дворца со стороны Люстгартена. Сейчас они отреставрированы и находятся в Кляйст-парке перед зданием суда. Будут ли они возвращены на прежнее место, когда восстановят королевский дворец — неизвестно.

Терраса Королевского дворца в Берлине в середине XIX века

Король Пруссии в качестве ответного подарка заказал видному немецкому скульптору Х.Д.Рауху изготовление копий двух статуй Победы, созданных этим ваятелем и установленных в парке Эрцгерцогского дворца в Шарлоттенбурге в 1839 году и в Берлине на Белле-Аллианс Плаце в 1843 году. Две парные статуи аллегорических крылатых фигур были отлиты к ноябрю 1844 году в Лаухаммере и отправлены в Петербург, чтобы быть установленными на колоннах Славы, выполненных по проекту архитектора Карла Росси из серого гранита. Высота каждой колонны составляет 12 метров, из которых 2,5 метра занимают две крылатые фигуры богини Славы, венчающие эти колонны. Находится эта композиция в начале Конногвардейского бульвара, возникшего на месте Адмиралтейского канала, когда-то соединявшего Адмиралтейство с Новой Голландией.

Между тем, Клодту пришлось ехать с подарком в Берлин. По доставлении в Берлин, подаренных Государем Императором Его Величеству королю Прусскому двух конных групп, Клодт был пожалован от Его Королевского Величества орденом Красного Орла III степени 14 августа 1842 года. Известно, что находясь в Германии, Клодт ужасно тосковал по родине. Впрочем, «страдания» Клодта были вознаграждены: Фридрих Вильгельм IV, помимо ордена, пожаловал ему еще и бриллиантовую табакерку.

Старая почтовая открытка начала ХХ века

В 1844 году вновь отлитые кони установили на мосту, а через 2 года их Николай I опять подарил теперь монарху Королевства Обеих Сицилий Фердинанду II в знак благодарности за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии. Король Фердинанд II Бурбон, увидев коней Клодта пришел в полный восторг. Петр Клодт был награжден Неаполитанским орденом, а местные газеты вышли с заголовками: «В Неаполе находится нынче три чуда: тело Спасителя, снятое с креста, покрытое прозрачной мраморной пеленой, «Снятие Спасителя с Креста» — картина Эспаньолетта, и бронзовые кони русского барона Клодта». До сих пор скульптуры находятся у въездных ворот в Королевский дворец Неаполя — Палаццо Реале, где сейчас располагается Национальная библиотека.

Старая почтовая открытка начала ХХ века

Следующие скульптурные группы коней, отлитые в очередной раз Клодтом, были установлены у павильона Бельведер в Луговом парке Петергофа, построенном Николаем I для своей жены императрицы Александры. Но во время Великой Отечественной войны они безвозвратно исчезли.

Павильон Бельведер в Петергофе. До военная фотография

Кони авторской отливки Клодта стали также украшением дворцово-паркового ансамбля князя Алексея Федоровича Орлова в Стрельне, установленные на высоких постаментах перед фасадом дворца, обращенного к пруду.Территория была подарена графу, а позднее князю Алексею Федоровичу Орлову императором Николаем I в 1834 году за заслуги в подавлении декабрьского бунта 1825 года. Во время войны и оккупации германскими войсками скульптуры из Орловского парка тоже были похищены немцами. А сама усадьба сильно пострадала во время боевых действий Великой Отечественной войны, уцелели лишь башня с колодцем.

В усадьбе Голицыных в Кузьминском парке в очередной раз отлитые Клодтом кони были установлены у Конного Двора перед Музыкальным павильоном и сохранились до наших дней.

Музыкальный павильон Конного Двора в усадьбе Кузьминки. До военная фотография

Усадьба Кузьминки известна с XVIII века. Ее владельцами были бароны Строгановы и князья Голицыны. В XIX веке Кузьминки считались одним из красивейших мест в окрестностях Москвы.

Скульптурная группа в парке Кузьминки. Современное фото

Наивысшего расцвета Кузьминки достигли в первой четверти XIX века при Сергее Михайловиче Голицыне. При нем усадьбу называли московским Павловском.

Вид усадьбы в Кузьминках. Старая почтовая открытка начала ХХ века

Образцовое хозяйство, продуманная планировка, прекрасные архитектурные сооружения, живописные парки с прудами, островами, мостиками привлекали в усадьбу множество гостей.

Конный Двор в усадьбе Кузьминки. Современная фотография

В 1846 году Петр Клодт решил не делать больше копий коней и продолжил начатую тему «Покорение коня человеком». В 1850 году две новые группы были установлены в восточной части моста, и замысел скульптора был полностью воплощен в четырех скульптурных группах.

Аничков мост в Санкт-Петербурге имеет всемирную известность и его изображение можно видеть не только на фотографиях, но и во многих произведениях живописи. Композиция барона П. Клодта «Укрощение коня» стала одним из символов Санкт-Петербурга.

Друзья, спасибо, что смотрите наш сайт! Если понравилась публикация, вы можете поддержать нас, пройдя по ссылке ниже…

Люди и кони

21.07.2015 | Людмила Иванова, Санкт-Петербург | №24-25 (374) 12.07.15


Вряд ли какое другое сооружение петровской столицы имеет такую культурную мифологию, связанную даже не столько с самим мостом, сколько с его украшением — конями Клодта


Сегодня кажется, что фигуры Диоскуров были на Аничковом мосту всегда, Санкт-Петербург, 1912–1914 годы

Когда в 1715 году Петр I подписывал указ — сделать мост на Фонтанной реке в продолжение Першпективной дороги, будущего Невского проспекта, — вряд ли он думал о том, что именно этой переправе уготована необычная судьба. Топоры стучали повсюду, и мосты наводили массово. Уже 15 мая 1716 года царю доложили: «На першпективе через реку Фонтанную сделаны: намощено на обрубах длиннику 80 сажень, поперек 3 сажени пластинами, да сверх пластин о весь мост намощено досками ширины 4,5 аршина и подъемные щиты сделаны, и во весь мост по обе стороны на перила положены брусья». Так на границе Петербурга появился деревянный многопролетный мост на свайных опорах, раскрашенный «под камень», перекрывающий и проток Фонтанки, и заболоченную пойму.


Как войти в историю

Строил мост батальон под командованием подполковника Михаила Аничкова* * NT не сумел найти портрета подполковника Аничкова: как сказали нам в музее «Эрмитаж», чин Аничкова был недостаточно высок для портрета. , дислоцировавшийся на берегу Фонтанки в финской деревне. После сданного в срок объекта подполковник получил повышение по службе и земельный надел впридачу недалеко от слободы — в том месте, где сейчас Александринский театр. Мост окрестили Аничковским, или попросту — Аничковым. Деревня сама собой стала Аничковой слободой. Возникший переулок к Садовой улице тоже стал Аничковым (при советской власти его все же переименовали в переулок Ивана Крылова).

И даже когда императрица Елизавета Петровна, взойдя на престол, задумала украсить въезд в столицу и повелела построить у моста дворец для своего фаворита Алексея Разумовского, высокое барокко Растрелли тут же нарекли Аничковым дворцом.

Аничковы вели свой род от татарского хана Берка, который в 1301 году поступил на службу к московскому князю Ивану Калите и получил при крещении имя Оникий. В роду были стольники, думские дворяне, воеводы больших городов, один основал Кузнецк (теперь Новокузнецк), другой был послом в Швеции, но всемирную славу роду принес простой офицер, известный как строитель деревянной переправы. Да и она, как вскоре выяснилось, была построена так себе. Мост быстро вышел из строя. В 1749 году архитектор Семен Волков срочно возвел новый, типовой деревянный мост, украшенный фонарями на высоких деревянных столбах и оградой из деревянных балясин, стоящих между тумбами с вазами и шарами. Тогда из Тегерана в дар императорскому дому шествовали слоны, и караван хотели встретить достойно.

В 1780–1789 годах Фонтанку обустраивали — одели в каменные береговые стены со спусками к воде и поставили семь каменных однотипных мостов, крайние своды которых были облицованы гранитными блоками.

В «счастливое царствование» Екатерины II Петербург расширил свои границы. Аничков мост утратил статус ворот города, но приобрел идеологическое значение. В Александров день, 30 августа, от Казанского собора в Александро-Невскую лавру крестный ход шел уже по Невскому. На мосту шествие останавливалось, и старший духовный чин произносил молитву о благосостоянии столицы.

В декабре 1840 года Николай I утвердил очередной проект перестройки Аничкова моста, деревянная часть которого обветшала. К тому же Невский стал шире, и узкая переправа мешала движению.

Новую переправу возвели за семь месяцев, к осени 1841 года. Мост расширили, опоры и пролеты облицевали розовым гранитом, который сначала предназначался для Исаакиевского собора. Поставили чугунные перила с чередующимися парными изображениями морских коньков и русалок по рисункам Карла Фридриха Шинкеля. Точно такие же можно увидеть на Дворцовом мосту в Берлине. Лидер «романтического историзма» в немецком зодчестве был тогда в зените славы и нарасхват. Хотя историк Владимир Курбатов приписывает рисунок перил строителю Исаакиевского собора Огюсту Монферрану.

На каждой из опор поставили постаменты для бронзовых ваз, но вазы остались только в проекте. На границах моста появились гранитные пьедесталы для статуй.


«Вид Аничкова моста», акварель Василия Садовникова, Эрмитаж, 1842 год

Гривы и хвосты

Однажды Николаю I, большому любителю лошадей, подарили деревянного всадника. Скульптура так понравилась императору, что это чудесным образом изменило судьбу резчика по дереву. Автор деревянных коней барон Петр Клодт фон Юргенсбург, сын героя войны 1812 года, потомственный военный, недавно вышедший в отставку, бедствовал тогда в подвале на Выборгской стороне. Он вырезал из дерева фигурки лошадей, раскрашивал их, вставлял стеклянные глаза и делал гривы и хвосты из волос — на это и жил. Фигурки пользовались успехом, но большого дохода не приносили.


«Портрет скульптора П.К. Клодта фон Юргенсбурга»
работы Петра Соколова,
Государственная Третьяковская галерея,
1840–1849 годы

И вдруг — царская милость. Отставного офицера приняли вольнослушателем в Академию художеств, а через некоторое время он по ходатайству Николая I получил правительственный заказ на скульптурное оформление Нарвских ворот. Клодт не успел закончить работу, как поступило новое высочайшее распоряжение — нужны скульптурные группы Диоскуров, легендарных братьев-аргонавтов* * По преданию, Посейдон подарил Диоскурам коней и дал силу спасать терпящих кораблекрушение. , для украшения дворцовой пристани на Адмиралтейской набережной. Император одобрил клодтовские модели, обсуждение в Академии художеств тоже прошло успешно. К 1838 году первая группа была готова к переводу в бронзу.

Читайте также  Мономюзикл максима леонидова «я оглянулся посмотреть»

Но к тому времени царь раздумал ставить коней на пристани у Адмиралтейства. Скульптор был этому рад. Он нашел другое место для своего творения.

20 ноября 1841 года состоялось торжественное открытие заново отстроенного Аничкова моста. Газеты захлебывались от восторга:

«Новый Аничков мост приводит в восхищение всех жителей Петербурга. Толпами собираются они любоваться удивительной пропорцией всех частей моста и лошадьми — смело скажем — единственными в мире. В Аничковом мосту есть что-то открытое, ловкое, привлекательное! Въехав на мост, кажется, что отдохнул… Ни одно из петербургских сооружений не производило такого впечатления на жителей столицы, как Аничков мост! Честь и хвала строителям!»

В суматохе торжеств мало кто рассмотрел, что бронзовыми были лишь статуи на правом берегу, на левом поставили гипсовые раскрашенные копии.


«Вид с Аничкова моста на дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге». Литография с рисунка Иосифа Шарлеманя, 1850-е годы

«Мост восемнадцати яиц»

Вторую пару отлили через год. Но они на мост не попали, а украсили главные ворота дворца короля Фридриха Вильгельма в Берлине.

Прусский правитель был растроган подарком русского царя и послал в ответ два изваяния Славы, которые установили на Конногвардейском бульваре в Петербурге. Не остался без внимания и скульптор — Фридрих Вильгельм пожаловал Клодту орден Красного орла и бриллиантовую табакерку.

Новые статуи установили на Аничковом в октябре 1843 года, но в апреле 1846 сняли. На этот раз Николай I решил отблагодарить короля Сицилии Фердинанда за пышный прием русской императрицы. Оригиналы отправили в Неаполь, они там пришлись ко двору. На мосту опять поставили копии.

Европейские газеты писали: «В Неаполе нынче находится три чуда: тело Спасителя, снятое с креста, покрытое прозрачной мраморной пеленой, «Снятие Спасителя с креста» — картина Эспаньолетто и бронзовые кони русского барона Клодта».

Русский скульптор получил звание почетного члена академий художеств Берлина, Парижа, Рима и всемирную известность.

Тем временем гипсовые копии приходили в негодность.

Обер-полицейский докладывал президенту Академии художеств: «У алебастровой фигуры лошади оказалась трещина, а алебастр местами начал отваливаться, отчего фигура делается безобразной».


Кони Клодта украшали главные ворота Берлинского замка до 1945 года, Берлин, до 1870 года

И тогда у скульптора родились два новых сюжета для Аничкова, связанных с усмирением коня человеком. Сын Клодта Михаил писал: «В Павловске отец завел лошадей. Серко — старый ветеран придворной конюшни, совершенно белый, служил моделью, когда лепил Аничковых коней. Другая — Аламатбек — белая арабская, послушная, безукоризненно сложенная. Отец дрессировал ее: по приказу становилась на дыбы, принимала всевозможные позы. Двенадцатилетняя сестра ездила на ней в амазонке, по воле отца лошадь с всадницей лихо взвивалась на дыбы». В 1850 году на мосту наконец встали все четыре группы. Современники признали, что скульптуры Клодта — одна из вершин изобразительного искусства. Император по-солдатски прямо резанул: «Ну, Клодт, ты делаешь коней лучше, чем жеребец». Городской фольклор не отстал от венценосной особы:

«Барон фон Клодт представлен ко кресту / За то, что на Аничковом мосту/ На удивленье всей Европы / Он выставил четыре голых ж…».

Тогда же родилось и фольклорное название — «мост восемнадцати яиц». После открытия моста и до 1917 года там постоянно дежурил городовой.


Фердинанд II приказал установить «Укротителей коней» напротив Королевского дворца, Неаполь, 1880 год

Наполеон под хвостом

Аничков мост приобрел статус городской достопримечательности, что городские власти восприняли как руководство к действию. Несмотря на протесты Академии художеств, на мосту поставили фонари входящего в моду газового освещения. Потом появилась небольшая часовенка. Но уже в 1843 году обнаружилась беда пострашнее — деформация сводов. Переправу взяли «под особый контроль», периодически фиксируя разрушения. Но лишь в октябре 1902 года мост признали аварийным. По Невскому проспекту решили пустить трамвай, отступать было некуда. Комиссия городской железной дороги предложила мост полностью разобрать и возвести новый, однопролетный — так дешевле и быстрее.

В городе началась паника. Академия художеств официально выступила за сохранение исторического облика переправы, настаивая на полном сохранении даже патины на скульптурах. Академиков поддержал строительный комитет министерства внутренних дел.


Бойцы откапывают скульптуры Петра Клодта
в саду Аничкова дворца,
Ленинград, весна 1945 года

К авторитетному мнению прислушались. Реконструкцией, которая продолжалась с 1906 по 1908 год, руководил Алексей Щусев. Устои и быки (опоры моста.NT ) остались прежние, кирпичные своды переложены, для удобства пешеходов узкие сходни с моста заменили широкими ступенями. Такой большой реконструкции Аничкова больше не было. В 2008 году провели лишь капитальный ремонт сводов.

Сегодня невозможно себе представить Петербург без Аничкова моста. Мост «коня и человека» знают во всем мире. Если вы остановитесь и начнете рассматривать скульптуры, наверняка найдется человек, который объяснит, что Клодт подковал только тех коней, что ближе к Адмиралтейству, а другая пара лишь «собирается к кузнецам на Литейный». От экскурсоводов можно услышать и о том, как во время войны все скульптуры зарыли в саду Аничкова дворца, а в 2000-м они снова покинули постаменты, отправившись на реставрацию. Вам могут показать память о 250-килограммовой бомбе, попавшей в переправу во время блокады, — не только выбоины в постаменте, но и клейма «Лентрублита» на восстановленных решетках.

Ну и конечно, подведут к скульптуре у Аничкова дворца, чтобы в абрисе под хвостом коня вы увидели чеканный мужской профиль. По мнению многих, это портрет Наполеона.

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Аничков мост в Санкт-Петербурге

Мосты

Краткое описание

Аничков мост — один из негласных символов Санкт-Петербурга, который декорирован скульптурами укротителей коней. Сооружение соединяет два берега реки Фонтанки — Спасский и Безымянный острова. Общая длина моста — 54,6 метра, а ширина37,9. Мост поделен на три полосы автомобильного движения и тротуары для пешеходов по обеим сторонам.

История

Первым мостом через Фонтанку стало деревянное сооружение, которое возвели в 1716 году еще в правление Петра Великого. Мост длиной в 150 метров много раз укрепляли, перестраивали сначала в дереве, а потом и в камне. В 1721 году расширили переправу до восемнадцати пролетов. В средней части моста появился подъемный пролёт, так как было налажено судоходство.

В 1726 году мосту потребовался капитальный ремонт, как и в 1742. Семь лет спустя на этом месте был выстроен новый мост Семеном Волковым. Он ничем не выделялся на фоне мостов того времени.

Свой нынешний облик мост обрел полтора века назад в царствование Николая I. Он был торжественно открыт в начале 1842 года. Именно тогда перила стали чугунными с декором из морских коньков и русалок, а опоры и пролеты сооружения облицевали гранитом.

Первоначально мост, расположенный на Невском проспекте, тоже официально именовали Невским, но название не прижилось

В народе сооружение сразу стали называтьАничковым. Связано это с именем командира рабочего батальона, который возводил мост. Он находился под руководством Михаила Аничкова, подполковника-инженера. Он и его батальон возвели слободу неподалеку от моста.

Архитектор

К проекту сооружения через Фонтанку привлекли целую команду специалистов.

В качестве архитекторов выступили:

  • инженер-майор Иван Федорович Буттац
  • Андрей Данилович Готман
  • Александр Христофорович Редер

Для украшения ограждений были взяты за основу эскизы немецкого архитектора Карла Шинкеля. В то время такие же русалки, рыбы и морские коньки уже украшали берлинский Дворцовый мост.

Кони — главное украшение Аничкова моста

Декоративными элементами моста должны были послужить статуи быков и коней. Впоследствии решили, что на мосту останутся только скульптуры коней. Изначально они предназначались набережной Адмиралтейства, но планы изменились.

Тогда создатель композиций Петр Карлович Клодт предложил украсить лошадьми новый Аничков мост. Идея была принята благосклонно.

Скульптуры несколько раз преподносились в дар главам других держав. Так первая версия композиции сразу после отлития отправилась в Берлин, а на мосту появились гипсовые копии. Через три года коней снова послали в дар, на этот раз королю Сицилии за оказанное гостеприимство супруге царя.

Копии скульптур с лошадьми также отправились в Стрельну и Петергоф. Есть они и в усадьбе Голицыных.

Статуи коней, идущих в сторону Адмиралтейства, имеют подковы. Те же, что движутся в сторону Литейного проспекта идут без подков. Это связано с тем, что на современной площади Восстания некогда имелись кузницы и мастерские, где можно было подковать коней

Таким образом, композиции служили современникам Клодта своеобразным ориентиром, где можно подковать свою лошадь. Сегодня благодаря этим бронзовым животным узнают одну из популярнейших достопримечательностей северной столицы.

Ударение — как правильно

Строительство сооружения возглавлял Михаил Аничков. В честь него и назван мост. Ошибочно произносить название места с ударением на последний слог, как традиционно принято обозначать фамилии с подобной концовкой в России.

Род Аничковых выделяется из этого ряда. Ударение падает на второй слог фамильного имени, а значит — и в названии моста тоже.

Легенды

Аничков мост, как всякое красивое и старинное место, овеян преданиями. Четыре из них связаны с самим создателем скульптурных композиций и государем.

  • Николай I страстно любил верховую езду. В этом они совпадали с П. К. Клодтом. Однажды государь пригласил скульптора на конную прогулку. Там лошадь Петра Карловича внезапно понеслась вперед и он обогнал лошадь царя. Это было строжайшим нарушением этикета, но Николай I лишь заметил, что управлять лошадьми у Клодта получается не так хорошо, как ваять их.
  • Повторно такой ошибки никто бы не совершил, но Петру Карловичу однажды удалось и это. На Сенатской площади он однажды обогнал шествие государя. Царь вновь помиловал его, однако предупредил, указывая на скульптуры: — Только ради этих!
  • Государь также нередко хвалил скульптора за то, что Клодт делает лошадей лучше, чем любой жеребец.
  • За свои композиции архитектор заслужил место в народной частушке непристойного содержания. Когда о ней доложили государю, он немедленно приказал найти автора частушки и сурово его наказать.

Популярен миф о том, что у двух лошадей на мосту нет языков. Обнаружив это, Петр Карлович скончался.

Среди жителей города популярна шутка о том, что в северной столице не пьют спиртного лишь четверо. Они стоят на Аничковом мосту, и руки у них заняты лошадиной упряжью.

Не обошлось и без легенды о топонимике места.

Когда мост назвали по фамилии батальонного командира, некоторые ошибочно полагали, что это связано с любовной историей самого архитектора или одного из строителей. Предполагали, что девушка несчастно погибла на этом мосту.

Миф последних лет гласит о том, что в конце 90-х годов прошлого века один из бизнесменов в нетрезвом виде в день своего дня рождения, 20 ноября, оседлал одного из бронзовых коней. Примечательно, что по новому стилю день рождения Аничкова моста приходится на 20 ноября. После инцидента поползли слухи о том, что сам Клодт вселился в выпившего бизнесмена, чтобы поздравить мост с именинами.

Где находится

Адрес

Набережная реки Фонтанки, 38, лит. А

Метро

Как добраться

Если отправиться в составе экскурсионной группы к мосту, то сюда привезет автобус агентства. Отправляясь самостоятельно к Аничкову мосту, можно добраться на метро и выйти на станциях Гостиный двор, Маяковского или Невский проспект.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: