Зима на реке, ян ван гойен - JEKATERINBURG.RU

Зима на реке, ян ван гойен

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 107

Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа

Императорский Эрмитаж нельзя рассматривать (подобно Берлинскому музею) как систематическое пособие к изучению истории искусства. Характер коллекции отражает скорее личные вкусы русских государей или тех коллекционеров, собрания которых целиком вошли в состав Эрмитажа. Кроза [1], Брюль [2], Вальполь [3], Екатерина II и Николай I каждый привнесли свою часть для создания того, что сделалось главным музеем Российского государства. Однако в этом собирании они не руководились целью дать полную картину истории живописи, но лишь искали окружить себя превосходными предметами. Двухвековое собирательство в совокупности объяло все же значительные области художественного прошлого. Некоторые эпохи и страны представлены у нас с достаточной полнотой. Но есть в Эрмитаже и большие пробелы, к сожалению, как раз в тех отделах, которые особенно интересуют современное общество. Отсутствуют итальянские “прерафаэлиты”, малочисленны старые нидерландцы XV и англичане XVIII века, наконец, даже в богатом собрании голландцев и фламандцев недостает таких мастеров, как Вермеер, Гоббема, К. Фабрициус, П. Брейгель старший, Троост и другие.

Тем не менее, собираясь ознакомить посетителя с картинами Эрмитажа, мы выбираем историческую систему — как наиболее удобную. Только нужно оговориться: можно (и даже следует) рассматривать историю искусства как одно большое целое для всех стран, имевших однородную культуру. Великие переживания искусства, известные под названиями: Возрождение, барокко, классицизм, реализм и т. д., были явлениями общими для всей европейской жизни последних шести веков и принимали, сообразно с условиями местностей, лишь различные оттенки. Однако было бы трудно ориентироваться в Музее, размещенном по так называемым “школам” (или, иначе говоря, по странам и народам), если бы мы выбрали строго исторический способ изложения. Поэтому мы делим и наш путеводитель на “школы”, предупреждая, однако, читателей, что самое представление о каких-то школах, растянутых на многие века, есть фикция и что чаще больше общего между представителями разных школ, живших в одно время, нежели между представителями одной и той же школы, разделенными веками.

Историю живописи “новой истории” начинают обыкновенно с Италии, и это понятно, потому что на Аппенинском полуострове обозначились первые признаки той культурной весны, которую принято называть Возрождением — Ренессансом. Под этим названием не следует, однако, видеть возобновления греко-римской древней культуры и искусства. Возрождение готовилось издавна, как только общественность стала снова входить в русло после катаклизма переселения народов и с распространения христианства, когда снова стали расти материальное благополучие и энергия духовной жизни. К концу XII века “весна” эта обозначилась в Италии, где преемственность образованности никогда вполне не прерывалась. Одним из ее главных выразителей явился вернейший сын церкви св. Франциск Ассизский (1182 — 1226), заставивший Европу забыть о давящем кошмаре церковного порабощения и вспомнить о благословенной прелести жизни, о широкой воле, о милых радостях. Нищенствующие францисканцы, пошедшие по всему миру разглашать откровения своего учителя, приблизили снова Спасителя к человеку и разрушили суровое наваждение, заставлявшее в Христе и во всем Царстве Небесном видеть недоступный, надменный двор с неподвижным этикетом. С исчезновением же строгости снова могла взыграть жизнь, снова возникла мечта о свободном развитии как отдельных личностей, так и целых общественных групп. Возродилась наука и дерзость ее исследования, а вместе с тем вспомнились забытые учителя, древние философы, поэты и художники. Когда из одоленной турками Византии явились в Италию ученые с драгоценными манускриптами и традиционными знаниями, они нашли на новой родине не школьников, а ревностных и зрелых деятелей. Возрождение началось не в 1453 году (когда пал Константинополь) и не тогда, когда стали впервые откапывать античные статуи, а когда жизнерадостное миропонимание, свойственное античной культуре, стало снова близким, когда человечество снова познало себя и обрадовалось своему знанию.

Нельзя приурочить грандиозную помощь, которую оказало пластическое искусство в этом завоевании и благословении жизни, к какому-либо одному имени. Не Чимабуе (XIII в.) один и первый нарушил сковывавшие традиции “византизма”, но сотни и сотни требований, сотни и сотни вдохновений, выразившихся как в картинах, фресках, миниатюрах, так и в целых сооружениях. Ведь и северная “готика” есть такое же утверждение радостного упования в Бога, бытия в Боге и в то же время такой же протест против тусклого церковного страха, как проповеди Франциска или Мадонны Чимабуе и Дуччио. “Вольные каменщики” и полчища художников, помогавших им свести небо на землю, были по существу такими же врагами церковного рабства и такими же фанатиками просветления в красоте, как первые гуманисты. Гениальная прозорливость римских первосвященников сказалась в том, что они приняли этих протестантов в свое лоно, сделали их своими ближайшими детьми и слугами.

Отражение в живописи первых лучей Возрождения почти не представлено в Эрмитаже. Слабая позднейшая копия с фрески Кавалини (XIII век), ряд строгих, внушительных икон сиенской и флорентийской школ (частью переданных из бывшего Музея христианских древностей), две ремесленные картины начала XV века (недавно еще без основания приписывавшиеся великому Андреа дель Кастаньо) говорят так слабо об одной из самых “громких” страниц истории, что напрягать своего внимания на изучение их людям, не интересующимся специально данной эпохой, не стоит.

Анжелико, Фра Беато

Хорошим примером искусства, близкого к этим “первым примитивам”, может служить только Мадонна “блаженного” монаха Анжелико из Фиезоле (1387 — 1455) с предстоящими святыми Домиником и Фомой Аквинским.

Фра Беато Анджелико. Мадонна с Младенцем, святыми Домиником и Фомой Аквинским. 1424 — 1430

Тихая, слегка грустная нежность струится от этого монастырского образа (вывезенного в 1882 из доминиканского монастыря в Фиезоле) [4], в особенности из несказанно доброго и чистого лика Пресвятой Девы и из серых, однотонных красок. Фра Беато поступил в орден св. Доминика и не пожелал идти следом за св. Франциском, к сущности которого он был так близок. Но произошло это потому, что уже в первые 150 лет своего существования францисканское монашество успело развратиться и забыть заветы своего основателя, а, с другой стороны, дух св. Франциска за это время проник во многие другие обители и пленил все пламенные души, за какими рясами они бы ни скрывались. Как раз флорентийские доминиканцы (и среди них такой крупный церковный деятель, как Дж. Доменичи), оставаясь верными основным принципам своего ордена, были в то же время лучшими из продолжателей святого дела Франциска.

Но если эрмитажная фреска фра Беато — прекрасный пример того одухотворения благодатью, той любовной смиренности, которыми ознаменована первая эпоха Возрождения, то для характеристики того десятилетия, в которое она написана (около 1425), она уже не годится. Среди яркого, ликующего

Ян ван Гойен.

Речной пейзаж. 1625 г.

Ян ван Гойен считается главой школы реалистического пейзажа в Голландии первой половины XVII века. Яну очень нравилось рисовать. Он любил пейзажи крестьянских деревень , замков, морские пейзажи , берега . О н придавал большое значение небу и хорошему освещению. Но в свое время его ценили мало и только со времен импрессионизма он считается одним из ведущих голландских художников.

Читайте также  Самая длинная река африки: топ-4 крупных африканских рек

Голландцы мне нравятся с той поры , когда ко мне попала перва книга-сборник голландских пейзажистов . Не смотря на всю реалистичность , которую я не очень люблю , этих ребят я очень полюбил.

Основные сведения о жизни ван Гойена можно почерпнуть из исторической хроники города Лейдена , составленной Яном Орлерсом , и книги Арнольда Хаубракена: «Ян ван Гойен родился в Лейдене в 1596 году. Его отец любил искусство и , заметив талант сына , отдал его в обучение первоначальным основам искусства… Потом отец послал его учиться живописи по стеклу. Но Ян ван Гойен объявил , что только занятия масляной живописью доставляют ему удовлетворение , поэтому , чтобы не препятствовать его стремлениям , отец послал его в Горн… к Виллему Герретцену , у которого тот около двух лет работал с усердием и прилежанием. После этого он снова приехал в Лейден и работал самостоятельно. Когда ему было около 19 лет и у него появилось желание странствовать , он поехал во Францию , но после того как посетил важнейшие города , вернулся назад. Тут его отец , чтобы сын имел теперь достаточный успех и чтобы подготовить из него большого мастера , поехал с ним в Харлем и привел его к известнейшему пейзажисту Эсайасу ван-де Велде , у которого тот оставался год и сделал такие успехи , что каждый поражался. Потом он женился и работал с 1631 года в Лейдене. Затем выехал по какой то причине в Гаагу , где и умер в конце апреля 1656 года. Он писал большей частью спокойные водные пейзажи с милыми его сердцу торговыми и рыболовецкими судами , церковью или какой либо деревней на заднем плане , которые он большей частью зарисовывал на природе. Эти заштрихованные черным мелком листы продавались , и их очень высоко ценили любители».

Сенокос. 1630 г.

А вот что написал Тарасов Ю.А. : «Обилие и дешевизна картин в буржуазной Голландии , где они зачастую рассматривались как товар , а также зависимость художников от стихии рынка заставляли их зарабатывать себе на жизнь побочными от живописи средствами. Так , Гойен , чрезвычайно активный по своему характеру , перепродавал и сдавал внаем дома , устраивал аукционы картин , торговал луковицами тюльпанов , за которые сам платил по 60 гульденов за штуку , что в десять раз превышало ту сумму , которую он мог получить за один свой пейзаж. Среди сохранившихся эскизов Яна ван Гойена есть целый ряд архитектурных набросков , портала дома , интерьера комнаты , украшения напольных часов — то есть его творческая натура проявлялась и в сугубо прозаической деятельности коммерсанта. Несмотря на занятия коммерцией , Гойен так и не разбогател , и после его смерти кредиторам нелегко было собрать его долги. Все имущество художника распродали с аукциона , при этом три его картины оценили всего лишь в 40 гульденов. Такова была судьба многих художников пейзажистов национального направления».

Сельские дома и крестьяне. 1636 г.

Обитая в Гааге с 1631 года и до самой смерти ( 27 апреля 1656 года), Ян много путешествовал по родной стране , делая зарисовки в альбомах. До нас дошли всего четыре альбома и сотни разрозненных листов с набросками .
В своих ранних работах просматривается еще стиль учителя Ван Гойен а — Э. ван-де Велде. Он пишет и жанровые сцены и пейзажи. Характерным примером подобных работ является «Паром» ( 1625). Произведения тридцатых-сороковых годов позволяют уже говорить о сложившемся пейзажисте , имеющем свое творческое лицо , свои темы и почерк.

Побережье у Схевеннинга. 1645 г.

В «Пейзаже с крестьянской хижиной» ( 1634) можно найти все характерные приемы этого периода: диагональная композиция , чередование полос света и тени , тональное решение цветовой гаммы. Незатейлива композиция и «Пейзажа с дубом», где изображены кряжистое дерево возле хижин и путники на дороге.

Вид на Емерих. 1645 г.

«Эти картины Гойена , несмотря на обыденность мотива , а верно именно благодаря ему , открывают новый этап в пейзажной живописи, — пишет Ю. А. Кузнецов . — Конкретность сюжета усилена в них подчеркнутой вещественностью и осязаемостью в трактовке предметного мира , приемы тонального колорита создают ощущение единой световоздушной среды. Даже ошибки в этих произведениях показательны. Мы видим , что художник ставит перед собой новую важную задачу: изображение солнечного света. На картине есть все: и контраст освещенных и затемненных участков , и падающие тени — нет только солнечного света. Да в рамках тональной живописи передать его было и невозможно , так как и тени и света писались при этом в одинаково холодных тонах , а основной закон эффекта солнечного освещения состоит в контрасте теплых светов и холодных теней».
После переезда в Гаагу художник стал создавать тихие морские пейзажи («Спокойная вода», «Парусная лодка») и «открытые» речные пейзажи ( «Вид на Дордрехт из Папендрехта» ( 1633), «Вид на Оверсхи» ( 1635)). Ему нравится писать устье реки с виднеющейся вдали гаванью: «Вид на Веере в ветреную погоду» ( 1639), «Вид на Зюдерзе у Муйдерберга» ( 1640). Создает Ваг Гойен и картины береговой панорамы: «Вид вдаль» ( 1641), «Дали» ( 1641).

Ян ван Гойен создал виды многих городов Голландии , особенно часто он писал Нейменген и Дордрехт: «Вид на Дордрехт из Папендрехта» ( 1633), «Вид Мерведе у Дордрехта», «Вид Неймегена» ( 1643), «Вид Неймегена с Фалкенхофом» ( 1648), «Вид реки Ваал близ Неймегена» ( 1649).
Как пример можно привести картину «Вид реки Ваал близ Неймегена». Глазами путника х удожник пишет свои пейзаж ы . Перед ним расстилается широкая голландская равнина , спокойно течет ре ч ка , лениво копаются люди около лодок , стоят коровы на песчаной отмели , между постройками старинной крепости то там , то здесь растут зелен ые деревья , и надо всем этим прекрасным пейзажем встает высокое , красивое облачное небо. Горизонт опущен совсем низко , и у зрителя создается впечатление полн ого реализма . Картина кажется написанной одной двумя красками; и без того приглушенные тона , которые Гойен мог наблюдать в натуре , в картине еще более неопределенны , как и очертания и фактура предметов , но в пределах ограниченной красочной гаммы развивается все богатство оттенков , переходов цвета. Ян отлично рассчитывает линейную , цветовую и воздушную перспективу , создавая неуловимую глубин у пространства. Глядя на картину , почти реально ощущаешь влажную атмосферу и теплые лучи солнца. .

Дюны. 1629 г.

Арнольд Хаубракен пишет о методе работы художника: «После того как он записал весь холст более или менее многокрасочно , он начал ставить на заднем плане кляксы краски , из которых обозначились крестьянские дома… Короче говоря , его опытный глаз в хаосе нераспутанных еще красок выискивал лежащие там образы… и картина была закончена совершенно прежде , чем можно было сообразить , что он собственно намеревается сделать».
Ван Гойен так же был больш им мастер ом зимнего пейзажа. В сороковые годы подобные картины создаются в виде панорамы одного из голландских городов , где на переднем плане замерзшая река: «Зимний вид в окрестностях Гааги» ( 1645) и «Зимний пейзаж», «На льду вблизи Дордрехта» ( 1644), «Катание на коньках и санях». Одна из самых известных «зимних» картин художника «Конькобежцы» ( 1641).

Лето на реке. 1643 г.

Небольшая по размеру картина исполнена в тончайших нюансах серебристо серых тонов. Е. Ю. Фехнер пишет: «В атмосфере холодного зимнего дня фигуры конькобежцев постепенно превращаются в чуть заметные силуэты. Лишь одно цветовое пятно ориентирует глаз — это красный цвет плаща человека на переднем плане. Высокое облачное небо сливается на горизонте с гладью замерзшей реки. Простирающаяся во все стороны ледяная поверхность способствует впечатлению безграничного пространства.

Читайте также  Самые большие краны в мире - гиганты-строители

Ветряная мельница у реки. 1642 г.

Если « Конькобежцы» Гойена — наглядный образец тональной живописи с мягким , без плановых делений разворачиванием пространства в глубину , то в картине « Зимний вид в окрестностях Гааги», написанной четыре года спустя , выступает новый важный фактор его искусства — противопоставление светлых и темных планов. Сохраняя тональное единство и подчеркнутость горизонтальной протяженности , художник теперь строит картину на контрасте между первым темным планом и светлеющей далью».

Пейзаж с дюной. 1628 г.

В более позднем этапе своего творчества п алитра Яна становится более светлой и разнообразной. Так написаны «Вид на реке Маас» ( 1645), «Лодки в тихом море» ( 1646) и «Голландский пейзаж». Здесь художник показывает лучшие качества своего таланта колориста и блестящее владение кистью воздушной перспективой.
Последние работы художника просто превосходны : «Речной пейзаж с рыбачьими лодками» ( 1653), «Харлемское море» ( 1656), «Река с лодками», «Устье реки с выходящими судами» ( 1655).
Как всегда уголок голландской природы , изображенный художником с непритязательной простотой , воспринимается как частица большого мира , созданного как бы из единого целого , проникнутого во все его картины .

Зима. 1625 г.

Дюнный пейзаж. 1631 г.

Крестьянские избы. 1633 г.

Деревья у реки. 1636 г.

Гроза. 1641 г.

Речной пейзаж с руинами. 1634 г.

Зима на реке. 1627 г.

Фермерский дом со стогом сена. 1632 г.

Лето. 1625 г.

Речной пейзаж с ветряной мельницей и разру-

Паромная переправа на реке Ваал в Неймегене. 1641 г.

Нидерландский художник — Ян ван Гойен. Биография и творчество

Ян ван Гойен родился 13 января 1596 г. в Лейдене, в семье сапожных дел мастера. В 10-летнем возрасте мальчик был отправлен на учебу в мастерскую живописи. Однако требования учителей ему были не по нраву и за два неполных года у него сменилось четыре мастера: Конрад Адрианс Шилперорт, Изак ван Сваненбург и Ян Арентс ле Ман.

Портрет художника Яна ван Гойена

Поскольку дарование подростка замечали все учителя, то родители приняли решение отправить его в Хорн к пейзажисту Виллему Герритсу, где он провел два года. Затем еще год Ян проходил обучение у Эсайаса ван де Вельде в Харлеме. Влияние этого мастера, можно заметить в картинах Гойена раннего периода.

Ван Сваненбург прекрасно писал полотна на исторические темы, другие мастера изображали пейзажи. К сожалению, их творения были утеряны и искусствоведы стараются установить как традиция лейденской школы повлияла на творчество художника ван Гойена.

Он писал картины, продавал их и работы других мастеров, а еще его часто приглашали для оценки различных предметов искусства, как знающего эксперта. Он всегда стремился к богатству, поэтому занимался еще и торговлей недвижимостью, участками земли и даже луковицами тюльпанов. Но особого, достаточно устойчивого финансового положения достичь так и не сумел.

В 1631 г. мастер с семьей перебрался в Гаагу, где прожил до конца своих дней, продолжив тщетные попытки стать богатым предпринимателем. К 1656 г. сумма его долга превысила 18 тыс. гульденов. К счастью, неблагоприятное финансовое положение не повлияло на его творческий настрой.

Ян ван Гойен «Пейзаж с дубом»

Ян ван Гойен «Пейзаж с двумя дубами»

С 1620 года мастер начал указывать дату завершения своих творений, поэтому искусствоведы смогли досконально изучить эволюцию его стиля. Ван Гойен — один из основоположников «реалистического» пейзажа в Голландии. Его пейзажи часто включают также различные здания и небольшие группы людей. Художник писал их яркими красками и обводил коричневатым контуром.

Гойен создал несколько серий на тему «Времена года», напоминающих традицию мастеров конца XVI века. Да, и в композиции можно без труда заметить несомненное влияние творчества Яна Брейгеля с его жанровыми сценками.

Ян ван Гойен «Зима на реке»

В 1625-1630 манера письма мастера меняется. Яркую колористику сменяет монохромная палитра. Композиционное решение очень простое, выделена группа деревьев, домиков или несколько дюн, изображенные в одном из нижних углов полотна. Утрачена живость пейзажа и красота произведения зависит только от череды светлого и темного участка.

С 1630 г. главную роль в его пейзажах играет водное пространство. Стоит отметить, что в это же время Саломон ван Рейсдал при помощи аналогичной техники изображает живописные озера и реки Голландии.

Многие историки искусства утверждают, что эти живописцы имели тесные дружеские отношения и, возможно, делились некоторыми секретами творчества. Однако Гойен добивается исключительной виртуозности изображений. Это тщательная детализация и динамизм маньеризма, которые так характерны для периода 1620-1625 годов. Впоследствии эти приемы все чаще заменяются экономной структурой произведений.

Нижнюю часть полотна, занимающую около четверти композиции, художник делит на воображаемые зоны воды и суши. Их ритм создается небольшими деталями (лодки, животные, здание…), которые выполнены с неподражаемым изяществом.

Ян ван Гойен «Пейзаж с рыбаками»

Мазок мастера всегда очень точен и виден (как у Хальса), он оживляет картину. Облака, словно вереница белых лебедей (очень характерная деталь у голландских мастеров), медленно проплывают по небу. Небо у живописцев той эпохи почти всегда занимает более половины полотна, этим мастер старался придать особую величественность своему произведению.

Ян ван Гойен «Гроза»

В поздний период творчества мастера, композиция становится значительно проще. Возможно, мастер просто не успевает ее детально продумать, поскольку заказов становится все больше с каждым годом. Гойен подготовил довольно много этюдов с натуры.

До 1625 года он писал исключительно пером, а потом — карандашом. Сохранились сотни его набросков и десятки альбомов с эскизами. На многих листах указана дата, а если присмотреться к зданиям, то можно ориентировочно сказать, в каком месте был сделан тот или иной эскиз.

В мастерской эти эскизы Гойен использовал для написания картин. Однако, стоит учитывать, что хотя многие произведения кажутся «реалистичными», на самом деле придуманы. Реализм живописца в его таланте и мастерстве точно изобразить природу Голландии: реки, озера, небо…

Ян ван Гойен «Речной пейзаж с полуразрушенным зданием»

В 1651 году для городской мэрии Гойен написал «Вид Гааги». Мастер прославился еще при жизни, это подтверждает огромное количество подражателей и заказы от короля. На рубеже XVIII — XIX веков его творчество было забыто.

Критики рьяно упрекали его в монотонности. Только при импрессионистах творчество Яна ван Гойена, как и Франса Хальса, было открыто заново. Художник оставил после себя богатое наследие, его полотна экспонируются в музеях Голландии, в других странах Европы и США.

Ян ван Гойен «На рынке в Гааге» эскиз

Ян ван Гойен

Ян Йозефс. ван Гойен ( Лейден , 13 января 1596 г. — Гаага , 27 апреля 1656 г. ) Является голландский ( Соединенные Провинции ) пейзаж художник и рисовальщик из Золотого века . Ван Гойен оставил множество картин, изображающих лесные тропы, реки, озера и каналы вокруг Гааги, Роттердама , Делфта , Дордрехта , Лейдена, Гауда , Арнема и Эммерика.

Читайте также  Мученичество апостола матфея, микеланджело караваджо

Резюме

  • 1 Биография
    • 1.1 Его ученики
  • 2 Стиль и работа
  • 3 выставки
  • 4 Варя
  • 5 Примечания и ссылки
  • 6 приложений
    • 6.1 Библиография
    • 6.2 Статьи по теме
    • 6.3 Внешние ссылки

биография

Ван Гойен родился 13 января 1596 г. , сын Йозефа ван Гойена, который работает сапожником. В какой-то момент между 1608 и 1615 годами он уехал в Хорн , пройдя обучение у трех художников и отказавшись от профессии стеклодува.

Примерно в 1615/1616 году, в возрасте 19 лет, он предпринял учебную поездку во Францию в компании своего бывшего учителя, прежде чем продолжить свое обучение в Харлеме около 1617 года с Эсайасом Ван де Вельде , который научил его новому изобразительному стилю. В 1618 году он вернулся в свой родной город, женился там и вступил в гильдию Сен-Люка . Помимо того, что он художник, он также занимается (как Вермеер ) деятельностью торговца произведениями искусства — к тому же он будет привлечен в качестве эксперта.

Его первая подписанная работа датируется 1620 годом. Впоследствии он создал около тысячи картин и восьмисот рисунков. В 1629 году он купил дом у художника-мариниста Яна Порселлиса .

В 1632 году он поселился в Гааге, городе, который он собирался уехать лишь на несколько поездок, в том числе в Харлем в 1634 году. Ван Гойен начал писать морские пейзажи, часто расположенные на побережье Эгмонд-ан-Зее . В 1637 году он был заражен тюльпаноманией . Очевидно, он приобрел некоторый капитал, в частности, путем покупки и продажи полдюжины домов (в 1649 году он арендовал один из своих домов на Данн-Биркаде — канал, пересекающий Гаагу — Паулюсу Поттеру ; ван Гойен жил в нем по соседству). Между 1638 и 1653 годами он создал около десяти картин в Валкхофе в Неймегене . Он также поехал в Антверпен и нарисовал форт Лилло на Шельде.

Ян Стин , который, как и он, был католиком, в 1649 году женился на дочери ван Гойена, Гретье; Стин также сделает портрет семьи. Его ученик Герард Терборх также нарисовал портрет Ван Гойена, как и Бартоломеус Ван дер Хелст .

Ян ван Гойен скончался в Гааге 27 апреля 1656 г. . После его смерти его имущество было продано с аукциона, чтобы выплатить оставленные им долги.

Его ученики

  • Пояс Корнелиса
  • Николаес Берхем
  • Питер Де Молин
  • Франс де Момпер (1603-1660)
  • Питер Монинкс (ок. 1606-1686?)
  • Питер Мюльер Старший (ок. 1615-1670)
  • Питер Мюлье Младший (ок. 1637-1701)
  • Питер Питерс. По Нейн (1597-1639)
  • Питер Янс. Ван Аш (1603-1678)
  • Якоб ван Мошер (годы жизни ок. 1635-1655)
  • Исаак ван Остаде (1621-1649)

Стиль и работа

Работы Ван Гойена относятся к эпохе барокко .

Подобно Джейкобу и Саломону Ван Рейсдал , он специализировался на пейзажной живописи. С 1630 года он внес свой вклад в развитие живописи морских и речных пейзажей под дождливым небом, наполненным облаками, которые заставляют цвета блекнуть.

Для его стиля характерно чередование темных и более светлых полос, что характерно для его более поздних работ. Он не рисовал реалистично, что можно увидеть, посмотрев на его изображение Лейденского холма Хогландс у реки; и это не столько разные элементы, составляющие их, сколько общее впечатление, которое характеризует его картины. Более того, их характер определяется деятельностью человека: ван Гойен был большим наблюдателем деталей повседневной жизни.

Он усовершенствовал эту формулу пейзажа, которая заключалась в резервировании трех четвертей поверхности картины для самого неуловимого элемента — неба.

Ван Гойен записывал подготовительные заметки и рисунки в свой альбом для рисования сначала ручкой, затем углем. Его более поздние работы — самые важные, такие как Gezicht op de Kaag и Storm op het Haarlemmermeer .

Ян ван
Гойен

Ян ван Гойен (Jan van Goyen) – голландский живописец, применявший в создании пейзажа особые методы, которые продумывал и сформировывал сам.

Он, Питер де Молин и Саломон ван Рёйсдал известны тем, что работали в жанре тонального пейзажа. Но что же именно выделяло их творения из ряда других?

Чтобы разобраться в этом, взглянем на одну из самых чувственных картин ван Гойена – «Парусные шхуны в грозу».

И небо, и море, и шхуны написаны практически в одной цветовой гамме, а по всей картине разбросаны острые золотистые линии, потёртости, усиливающие сюжетную составляющую произведения. Почти монохромная палитра – это и есть то, что свойственно тональному пейзажу. Кроме того, работы ван Гойена отличаются особым отношением перспективы и горизонта, которое даёт зрителю возможность глубже погрузиться в сюжет полотна.

Ян ван Гойен – художник, которому повезло с семьёй. Отец поощрял его пристрастие к искусству и помогал сыну найти свой собственный творческий путь. Он находил для него таких наставников, которые обучали начинающего живописца основам мастерства и способствовали развитию его уникального стиля. У ван Гойена было много учителей, но можно предположить, что самое сильное влияние на него оказал Эсайас ван де Велде, у которого он учился в течение одного года в Харлеме. Влияние этого известного мастера заметно в ранних работах ван Гойена.

Взглянем, например, на картину «Пейзаж с дюнами» 1630-1635 годов. Она написана в тёплых тонах, а жёлтые оттенки на ней переливаются один в другой, связывая небо, землю и крошечные фигурки людей. Желтизна обычно не свойственна пейзажам, так как она придаёт картине излишнюю эмоциональность и отдаляет её от действительности. Но Ян ван Гойен не боялся неожиданных решений и уверенно шёл на подобные эксперименты. На его работе в центре внимания находятся дюны, и кажется, что пыль с них будто взвивается в воздух, образуя тяжёлые облака. Надо отметить, что небо занимает большую часть картины и создаёт некую напряженность, которая свойственна природе перед дождём. Плотные кучевые облака словно давят на дюны с расположившимися на них людьми, смещая их к нижнему краю картины. Это воспринимается как напоминание о том, что мир людей, как бы он ни был велик,- крошечный по сравнению со Вселенной.

В позднем творчестве ван Гойена стали преобладать светло-зелёные, серебристо-серые и буроватые оттенки.

Способы передачи воздушного пространства, лирическая нечёткость силуэтов и цветовые предпочтения художника утвердились в стилистике национального пейзажа Голландии.

Ван Гойен был человеком, желавшим охватить разные сферы деятельности. Он занимался предпринимательством, оценивал произведения искусства, даже попробовал себя в ажиотажной торговле тюльпанами. Но его призванием была живопись, а «цветочный бизнес» привел лишь к долгам. К счастью, финансовые проблемы не заставили художника впасть в депрессию и не отразились на его творчестве, которое со временем становилось все совершеннее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: