Жеребец уистлджакет - джордж стаббс - Тайны со всего мира

Жеребец уистлджакет — джордж стаббс

Лекция по истории искусств для объединения «Углубленное изучение изобразительного искусства» Художник-анималист Джордж Стаббс

МАОУ ДОД ЦРТДиЮ,

I квалификационная категория

Лекция по истории искусств для объединения «Углубленное изучение изобразительного искусства»

Художник-анималист Джордж Стаббс

Российским любителям лошади и специалистам-коневодам мало известна фамилия этого художника. А между тем почти каждый из нас видел в специальных и популярных «конных» книгах репродукции созданных им портретов Годольфина-Арабиана, Эклипса, других чистокровных верховых лошадей XVIII века, напечатанные без указания автора. Да и у себя на родине — в Англии — Джордж Стаббс был несправедливо недооценен и вскоре после смерти забыт. И только после выставки, проведенной в 1957 году в Лондоне, имя Стаббса как бы возродилось из небытия и приобрело заслуженную известность.

Джордж Стаббс родился в Ливерпуле в семье коммерсанта. Художественные способности проявились у него рано. С пяти лет он не расставался с карандашом, а в восемь уже делал под руководством местного врача зарисовки костей и других анатомических препаратов. Интерес к анатомии остался у Стаббса на всю жизнь. После основательной учебы у известного живописца Г. Уинстли двадцатилетний художник отправился в Йорк к хирургу Ч. Антинсону, чтобы углубить свои анатомические познания. По зарисовкам с натуры Стаббс выполнил 18 гравюр — иллюстраций медицинского трактата своего учителя. Впоследствии он применил опыт, полученный у Аткинсона, для детального изучения анатомии лошади. Итогом его многолетнего самоотверженного труда стала изданная в 1766 году «Анатомия лошади» с многочисленными иллюстрациями. Эта книга получила самую высокую оценку специалистов. Оригиналы анатомических зарисовок Стаббса были приобретены Лондонской королевской академической библиотекой. Современные английские ученые называли работу Стаббса величайшим научным подвигом, «эпосом XVIII столетия», прославившим не только автора, но его родину — Англию.

Вместе с известностью пришли и многочисленные заказы. Коннозаводчики и владельцы скаковых конюшен заказывали Стаббсу портреты своих лошадей, жанровые картины, в которых лошадям отводилась основная роль. Мастерская художника была настолько велика, что он мог заводить в нее лошадь и писать ее в натуральную величину. Наряду с портретами скаковых знаменитостей Стаббс очень часто писал кобыл с жеребятами. Обычно он изображал их на берегу моря. Водная поверхность с линией горизонта на заднем плане обеспечивала четкость силуэта лошадей. Композиция дополнялась одним или несколькими деревьями, изображенными на среднем плане. Другая излюбленная тема Стаббса — нападение на лошадь льва. В молодости, путешествуя по Африке, художник был свидетелем такой сцены и потом в своем творчестве много раз возвращался к этому драматическому сюжету. На своих картинах Стаббс изображал и других животных, часто экзотических. Однако, несмотря на успех у публики и восхищение ученых, официальная художественная критика того времени не оценила Стаббса. Изображение животных — «вульгарных скотов», как тогда выражались,— считалось занятием, недостойным серьезного мастера. Анималистам отводили роль художников второго сорта, и не удостаивали их почетных званий и наград, которые получали живописцы, избиравшие мифологические и исторические темы.

Современным советским зрителям, привыкшим к реалистической манере изображения лошадей , , Н, С. Самокиша и других русских анималистов, конские портреты Стаббса кажутся стилизованными. Но таковы вкусы XVIII века. Он рисовал лошадей с очень массивным мускулистым корпусом на сухих тонких ногах, с очень длинной изящно изогнутой шеей и маленькой легкой головой. Впрочем, заказчиков Стаббса вполне устраивало портретное сходство, которого он достигал в своих работах. Да и сейчас нельзя не залюбоваться высоким мастерством художника, энергичностью его рисунка, точностью композиции, красотой живописи. Нельзя не оценить мощную индивидуальность, делающую работы Стаббса легко узнаваемыми среди картин других авторов. Как и всякое подлинное искусство, творчество Джорджа Стаббса (1724—1806) имеет непреходящую ценность.

Уистлджакет (1762), Национальная галерея, Лондон

Написать такую картину, как «Уистлджакет», мог только «анималист по призванию», каковым и являлся Стаббс. Но своим мастерством Стаббс, разумеется, был обязан не только таланту, но и своим анатомическим штудиям и глубокому знанию искусства античности и эпохи Возрождения (не зря же он путешествовал по Италии). С работой Стаббса над полотном «Уистлджакет» связана одна любопытная история. Картина была уже почти закончена. Оставалось лишь нанести последние мазки. Чтобы освежить впечатление, Стаббс ненадолго отошел от холста, и в этот момент жеребец увидел картину. Он тут же стал беспокоиться и рваться из стойла, явно желая свести счеты с непрошенным гостем. Почти полтора года мастер провел на бойне. Он наблюдал, как лошадь, приведенную на убой, подвешивают к железным крюкам, свисающим с потолка, и выпускают кровь из перерезанной яремной вены. Затем по просьбе художника в артерии лошади закачивали специальный восковой раствор, который замедлял процесс разложения трупа, и Стаббс слой за слоем начинал снимать плоть животного, зарисовывая каждую мышцу и вену.
Результаты этих штудий художник зафиксировал в капитальном труде «Анатомия лошади».

Кобылы с жеребятами на плоском фоне (ок. 1762)

Кобылы у дуба (ок. 1763) — одна из самых известных работ художника

Белая лошадь, напуганная львом (ок. 1770)

Лев, нападающий на лошадь, — этот сюжет всегда будоражил воображение Стаббса. За тридцать лет работы художник возвращался к нему не менее семнадцати раз. Во всяком случае, именно столько его картин на эту тему дошло до наших дней.

Лось (1770)

Лось, послуживший «моделью» при создании этого полотна, был подарен герцогу Ричмондскому генерал-губернатором Канады. Стаббс изобразил лося на фоне соответствующего североамериканского пейзажа. Особенно должны были впечатлитъ зрителя огромные рога лося, которые он только что скинул.

Играющие тигрята (1780)

Лев, терзающий лошадь (1769)

Кроме «родных» лошадей и собак, Стаббс часто изображал и иноземных животных, не упуская возможности написать какого-нибудь редкостного зверя. Чаще всего ему приходилось иметь дело с питомцами королевского зверинца, переполненного живыми подарками из колоний.

СПАНИЕЛИ 18 ВЕКА НА ПОЛОТНАХ ДЖОРДЖА СТАББСА

«Норфолкский водяной спаниель»

«Fanny – шоколадно-белый спаниель» (1778)

«Полевой спаниель» (1784)

«Кламбер-спаниель»

«Пейзаж со спаниелем» (1771)

«Кинг-чальз-спаниель»

«Водяной спаниель» (1769)

«Лошадь породы «Хантер» и два спаниеля» (1777)

Охота на Стаббса, или Фаворит

Как английский мастер лошадиных бегов нежданно-негаданно стал звездой мирового рынка искусства, составил лошадиный канон и превратился в объект желания для континентальных англоманов

Одной из рекордных продаж на июльских торгах Christie’s 2011 года стал уход за £22,4 млн картины художника-анималиста Джорджа Стаббса «Джимкрек на Нью-маркетской пустоши с тренером, конюхом и жокеем». Произведение британского живописца, считающегося сугубо региональным, оказалось шестым в престижном списке топ-лотов «старых мастеров», преодолевших отметку в £20 млн, и заняло место среди творений Рубенса, Рембрандта, Рафаэля, Тернера и Понтормо. Со всей живописной и графической конюшней Стаббса можно познакомиться на его первой европейской ретроспективе, открытой с февраля в мюнхенской Новой Пинакотеке.

Переход художника из национальной команды в международную сборную, если воспользоваться спортивной терминологией, случается нечасто (речь идет о «старых мастерах», то есть о художниках XIV — начала XIX века; у рынка modern и contemporary art — свои правила игры). На тех кафедрах истории искусства, где не очень глубоко вникают в проблему the Еnglishness of English art, обычно мало, а то и вовсе не говорят о Стаббсе. Считается, что его взнос в мировую историю искусства не слишком велик — все же не Тернер. В Великобритании придерживаются другого мнения, а Национальная галерея в Лондоне гордится своими «стаббсами» не меньше, чем Леонардо, Гольбейном и Тицианом.

Читайте также  Топ-10 самых лучших фильмов всех времен и народов

О художнике-анималисте (его еще называют мастером sporting picture), вероятно, с большим знанием дела, чем искусствоведы, судят завсегдатаи ипподромов и жокей-клубов. И конечно, его высоко ценят в старинных британских семействах как частицу памяти о старой доброй Англии с традиционными выездами, дерби и охотой на лис. Со своими «стаббсами» там расстаются лишь в исключительных случаях. За ними же от Англии до Америки и Австралии охотятся весьма состоятельные покупатели, менее состоятельные готовы приобретать даже работы с пометкой after Stubbs, каковых на рынке немало. Аукционные дома и дилеры разделяют эту любовь к художнику, из года в год назначая все более высокие эстимейты на его работы.

Первый из иппоживописцев Англии

Сказать, что Джордж Стаббс (1724–1806) был просто талантливым художником-анималистом, значит превзойти в сдержанности самих англичан. Иппоживописцев («лошадников») в Англии хватало и до, и во время, и после Стаббса: Джеймс Сеймур и Джон Вуттон, затем Саури Гилпин, а позднее Бенджамин Маршалл и так далее. Однако только Стаббсу удалось, насколько это было возможно, поднять статус анималистической живописи, считавшейся в академической иерархии жанров третьестепенной, почти до второго ранга, то есть до искусства портрета. Действительно, он был самым настоящим портретистом, запечатлевшим благородных Эклипса, Шарка, Баронета, Пампкина, Годольфина, Уистлджакета и Джимкрека — всю эту чистокровную лошадиную аристократию времен Георга III, а затем и Георга IV. Разумеется, в стиле современного ему классицизма. Классику же Стаббс после недолгой учебы у Гамлета Уинстенли, последователя известного Готфри Неллера, практики в анатомичке и на скотобойне изучал по антикам и творениям мастеров Возрождения в Риме.

Создатель лошадиного канона

Как новый Поликлет, Стаббс составил лошадиный канон, один из примеров которого — знаменитый Уистлджакет из Национальной галереи в Лондоне. Пожертвовав анатомией животного, в которой он, как никто, знал толк (специалисты и поныне высоко ценят его атлас «Анатомия лошади» 1766 года), Стаббс художественно вывел породу благородного коня: очень тонкие ноги, мощный круп, в сторону которого (видимо, удивленно), едва справляясь с толстой шеей, обернулась маленькая гривастая головка. По отзывам недоброжелателей, скакун-рекордсмен, которого художник писал прямо в мастерской, остался недоволен своим слишком идеализированным портретом, а потому лягнул его копытом. Возможно, так оно и было: аристократы зачастую капризны.

Если Уистлджакета принять за парадный портрет вельможи a-ля Рейнолдс, то уже упомянутый Джимкрек не что иное, как портрет воителя: на первом плане он среди «адъютантов» — конюха и жокея, на втором — выигрывает сражение, то есть в скачке обгоняет конкурентов. Однако Стаббс не был чужд и некоторого сентиментализма, сопутствовавшего классицизму. Немало картин им было написано на сюжет «кобыла с жеребятами» у реки или в роще — своего рода трогательные семейные портреты на лоне природы кисти «лошадиного» Гейнсборо.

Любитель конины

Давая отдых чувствительности, Стаббс нередко позволял себе брутальность и жестокость. Можно сказать, что он не только показал, каково на вид благородное животное, но и какое оно на вкус. Считается, что кровожадные сцены нападения львов и леопардов на лошадь появились у него после посещения Северной Африки (некоторые полагают, что художник по пути из Италии в Англию заезжал в Марокко). Хотя нельзя сбрасывать со счетов и его прежние анатомические опыты на скотобойне и, возможно, как сказал бы психоаналитик, рецидивы детского травматизма (Стаббс — выходец из семьи скорняка и торговца кожами). В то же время пристрастие к кровавым зрелищам, если верить писателю Питеру Акройду, было такой же приметой старой доброй Англии XVIII века, как прогулки на пленэре. Так или иначе, хищники Стаббса впоследствии произвели большое впечатления на художников эпохи романтизма. К примеру, Теодор Жерико написал своего «Королевского тигра у ручья» after Stubbs. Так что определенный вклад в мировое искусство британский анималист все же сделал.

Сколько стоит портрет лошади

Стаббсу посчастливилось оказаться в нужное время в нужном месте — во второй половине 1750-х годов в Лондоне, неподалеку от которого в Нью-Маркете уже собирались первые члены элитного жокей-клуба. Через конюшню школы верховой езды в Сохо, точнее, при посредничестве ее владельца Генри Анджело он вышел на высокопоставленных заказчиков: герцога Ричмонда, виконта Болингброка, графа Спенсера, маркиза Рокингема, лорда Гросвенора. Наконец, он сумел заручиться благосклонностью принца Уэльского, будущего короля Георга IV, для которого и написал его любимцев Фаэтона и Томаса.

Сколько получал художник за портреты жеребцов-рекордсменов, точно неизвестно. Считается, что в лучшую пору он запрашивал по 100 гиней за работу (1 гинея = 1 фунту и 1 шиллингу золотом). Маркиз Рокингем заплатил ему за Уистлджакета 60 гиней. Свой иск в отношении одного задолжавшего заказчика Стаббс оценил в 300 гиней (скорее всего, в эту сумму вошли и судебные издержки). Если учесть, что в лучшие времена заказов было немало, то возникает образ вполне обеспеченного художника. Но лучшие времена не бывают особенно долгими. Приготовления к войне с Францией отвлекли многих клиентов Стаббса от sporting picture, и ему приходилось перебиваться редкими заказами, которыми он занимался в перерывах между работой над квазинаучным трудом «Сравнительная анатомия человека, тигра и птицы». Спустя 21 год после смерти художника все 142 рисунка из так и неопубликованного атласа были проданы на аукционе Christie’s. Причем скопом и, видимо, за весьма незначительную сумму. Только в 1957 году подборку листов обнаружили в Публичной библиотеке Вустера (Массачусетс, США).

Охота на «стаббсов»

О Стаббсе забыли почти на полтора столетия. Парадоксальным образом именно из-за его почитателей, которые просто не хотели выставлять дорогих их сердцам «стаббсов». Случилось так, что стаббсовскую Англию открыл американец — Пол Меллон. Сын известного финансового магната Эндрю Меллона, обучаясь в Кембридже, проникся британским духом. Сначала в конюшне (он обзавелся собственной фермой), потом на скачках. В конце концов он променял охоту на лис на охоту на «стаббсов». Первой покупкой Меллона, сделанной по наводке профессора колледжа Бэзила Тейлора, стал «Жеребец Пампкин», который обошелся ему в 1936 году в £5 тыс.

Со временем в художественной конюшне Меллона оказалось еще 15 «стаббсов», не считая большой подборки графики. Свою коллекцию (около 400 холстов британских художников) англоман-филантроп передал в 1977 году в Йельский центр британского искусства в Нью-Хейвене (США). Охота на «стаббсов» с большим или меньшим успехом продолжилась в 1960–1970-е годы. Но насколько Стаббс дорог для островного патриотизма, выяснилось лишь в 1997 году, когда Фонд лотереи «Национальное достояние», собрав сумму в £11 млн, выкупил у потомков маркиза Рокингема знаменитого «Уистлджакета», который перешел в Национальную галерею. На июльском аукционе 2010 года Sotheby’s картина «Кобыла с жеребятами на берегу реки» предлагалась за £10–15 млн (ушла все же за £10,1 млн). Интерес был подогрет и ретроспективой мастера, прошедшей в 2006 году в Галерее Тейт. И вполне понятно, что на июльском Christie’s «Джимкрек» стартовал уже с отметки в £20 ­млн.

Из соображений конфиденциальности аукционные дома не афишируют имен покупателей. Но все же можно предположить, что те, кто не скупясь приобретает верных «стаббсов», покупают не только качественную живопись с безукоризненным провенансом, но и своего рода клубную карточку, позволяющую если и не войти, то хотя бы приблизиться к обществу, в котором всегда знали, что такое the Englishness of…

Читайте также  Крещение христа, пьеро делла франческа

ХУДОЖНИК ДЖОРДЖ СТАББС — ПЕВЕЦ ЛОШАДИНОЙ КРАСОТЫ

ХУДОЖНИК ДЖОРДЖ СТАББС

— ПЕВЕЦ ЛОШАДИНОЙ КРАСОТЫ

  • Добавить в закладки
  • Пригласить к обсуждению

Комментировать

Все комментарии (33)

комментирует материал 25.08.2015 #

Талант живописца несомненный.

комментирует материал 25.08.2015 #

Благодарю. Очень интересно. И без сомнений талантливо.

Хорошее дополнение. Благодарю.

Удачи! До новых встреч! :)

+,Уел тёзку! :))) (к вопросу о таланте)

Уважай чужое мненье,
Но, достойный мудреца,
Сам высказывай сужденья
Лишь от первого лица.
В мире сто пороков есть,
Лжепророков в нем не счесть.
Хоть одна, как перст,
но вызов
Им бросает наша честь!
Знаю, орды двойников
Есть у всех клеветников,
Но двух истин не бывает,
Облик истины таков.
Высь ясна или темна,
Бал ли правит сатана
Или ангелы пируют,
Жизнь одна и смерть одна! (с)
А уесть вы меня пытаетесь, но бесполезно:))))

pawel pegow # написал комментарий 25 августа 2015, 15:15
Талант живописца несомненный.
0 2 2 кто? Ответить
———
Павел Алексеев-Точка # написал комментарий 25 августа 2015, 16:23
Благодарю. Очень интересно. И без сомнений талантливо.
0 3 3 кто? Ответить
—————————————
Зря сердитесь, Павел Пегов, я просто улыбнулась, а проплюсовала обоих. :))

Кто сказал вам, что я сержусь:))))) Я сержусь совсем не так:)

Вот и замечательно!:)))

Не ругайтесь, пожалуйста. Многое, что тут происходит, не имеет огромного смысла. Я вас обоих уважаю.

Паш, да и не волнуйся, и в мыслях не было.
А лошадей люблю с детства. Я и росла с ними в обнимку:маме приходилось уносить меня сонную из конюшни домой. :))) Довольно часто такое случалось. )

Лошади удивительные существа. Несомненно.

В самом далёком детстве и я жил в деревне:))))))

Не ругайтесь, пожалуйста. Многое, что тут происходит, не имеет огромного смысла. Я вас обоих уважаю.

Мы не ругаемся:))))))
https://www.youtube.com/watch?v=H9-tiZY2GsU

комментирует материал 25.08.2015 #

Это не картина , а фото. Просто предлагаю полюбоваться этой красотой.
Сколько себя помню , помню и лошадей. Дед был кузнецом.
. инопланетянка..

Хорош конёк, или лошадка.

комментирует материал 26.08.2015 #

Красота лошадей заслуживает воспевания!

комментирует материал 11.03.2016 #

Лошадь — друг человека.

комментирует материал 03.04.2016 #

комментирует материал 18.05.2016 #

комментирует материал 16.06.2016 #

События и мнения

  • Политика
  • Общество
  • Мир
  • Оружие
  • Религия
  • Наука
  • Происшествия
  • Спорт

Деловой мир

  • Экономика
  • Бизнес
  • Деньги
  • Недвижимость
  • Рынок труда
  • Потребительский рынок
  • Нефть и газ
  • Банки

Частные интересы

  • Культура
  • Путешествия
  • Технологии
  • Авто
  • Еда
  • Личная жизнь
  • Здоровье
  • Игры

  • Новости
  • Гайдпарк

Авторы Гайдпарка

Губернатор Нового Орлеана: Электричество вернется не ранее чем через месяц

Covid-free. У Шойгу опровергли информацию о заражениях на учениях «Запад-2021»

За кого вы будете голосовать на выборах в Госдуму?

Такие неглупые мужчины которых надо бы было называть «затоинтеллигенты»

Ради чего коммунисты идут на выборы?

Афган, ход конем?

Почему Путин единолично раздает звания Герой России и ордена?

Соглашения между Белоруссией и Россией — это первые шаги в фундаменте стратегического планирования.

Энергия создавать: Genesis запустил творческий марафон в соцсетях

Зарплата на украинском Донбассе втрое выше, чем на русском

Главное цивилизационное отличие

Мы в соцсетях
О Newsland
  • О портале
  • Правообладателям
  • Лицензионное соглашение
  • Редакция
  • Контакты
  • Мобильная версия
  • Технический партнер datahouse.ru
Пользователям
  • Пользовательское соглашение
  • Правила ведения блога
  • Правила размещения новостей
  • Правила комментирования
  • Как повысить рейтинг пользователя
  • Обратная связь
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
  • Рекламный отдел
  • Прайс-лист
  • TimeOut.ru
  • Film.ru
  • Zvezdi.ru
  • SportLiga.com

В соответствии с пользовательским соглашением редакция не несет ответственности за содержание материалов (новости, статьи, фото, видео, комментарии), которые размещают пользователи.
Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с редакцией и администрацией Newsland по вопросам контента и модерации.

  • Главные темы
  • Новости
  • Гайдпарк
  • Cообщества
  • Люди

Заказав эту услугу, Вас смогут все увидеть в блоке «Макспаркеры рекомендуют» — тем самым Вы быстро найдете новых друзей, единомышленников, читателей, партнеров.

Оплата данного размещения производится при помощи Ставок. Каждая купленная ставка позволяет на 1 час разместить рекламу в специальном блоке в правой колонке. В блок попадают три объявления с наибольшим количеством неизрасходованных ставок. По истечении периода в 1 час показа объявления, у него списывается 1 ставка.

Сейчас для мгновенного попадания в этот блок нужно купить 1 ставку.

Зарегистрированы в Newsland или Maxpark? Войти

Правда в картишах.

По-моему, этого не было.

Вообще, много есть вот на этом сайте:

[color=darkred:5941a7322d]Единственный способ найти друга — быть им. [/color:5941a7322d]

Постарайся сделать невозможное. Возможное сделают и без тебя.

[b:5941a7322d]Хочу забыть, что я бессильна
В огромной мировой войне
И драться, помня своё имя —

Нда. Фотографировать в Английской Национальной Галерее — это мощно. Хотя нашим, по-моему, разрешали это делать без вспышки.

[color=darkred:5941a7322d]Единственный способ найти друга — быть им. [/color:5941a7322d]

Постарайся сделать невозможное. Возможное сделают и без тебя.

[b:5941a7322d]Хочу забыть, что я бессильна
В огромной мировой войне
И драться, помня своё имя —

[color=darkred:5941a7322d]Единственный способ найти друга — быть им. [/color:5941a7322d]

Постарайся сделать невозможное. Возможное сделают и без тебя.

[b:5941a7322d]Хочу забыть, что я бессильна
В огромной мировой войне
И драться, помня своё имя —

Цитата
Даша_Белая
Да кстати меня после этой работы даже к психологу повели))))))

Да ладно? Че за бред. Кстати, а что за работу ты готовила? Для чего? (Можно в личку)

Вот есть описание памятника в Питере «Медный всадник»

Памятник Петру I («Медный всадник») открыли 7 августа 1782 года, в центре Сенатской площади. Автор скульптуры — Этьен-Морис Фальконе.

По приказу Екатерины II Фальконе пригласил в Санкт-Петербург князь Голицын. Советовали обратиться именно к этому мастеру профессора Парижской академии живописи Дидро и Вольтер, вкусу которых Екатерина II доверяла. Ему тогда было уже пятьдесят лет, работал он на фарфоровом заводе, но мечтал о большом и монументальном искусстве. Когда поступило приглашение о возведении в России памятника, он не раздумывая 6 сентября 1766 года подписал контракт. Его условия определяли: памятник Петру должен состоять из «главным образом конной статуи колоссального размера». Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше. В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло. Подготовка гипсовой модели памятника в натуральную величину заняла целых двенадцать лет, она была готова к 1778 году.
Работа над будущим «Медным всадником» велась на участке бывшего временного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. Сейчас на этом месте находится дом № 11 по Большой Морской улице. В 1769 году прохожие могли здесь наблюдать как гвардейский офицер взлетал на лошади на деревянный помост и ставил её на дыбы. Так продолжалось по несколько часов в день. У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное. Кони для работы над памятником были взяты из императорских конюшен: скакуны Бриллиант и Каприз.
Ученица Фальконе Мари-Анн Колло вылепила голову «Медного всадника». За свою работу она была принята в члены Российской Академии, а императрица Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10000 ливров. Змею под ногой коня изваял русский скульптор Ф.Г. Гордеев.
По замыслу скульптора основанием памятника служит естественная скала в виде волны. Форма волны служит напоминанием о том, что именно Пётр I вывел Россию к морю. Гранитный монолит был найден в районе Лахты, в двенадцати верстах от Санкт-Петербурга. Когда-то по местным преданиям в скалу попала молния, образовав в ней трещину. Среди местных жителей скалу называли «Гром-камень», так и стали потом называть её когда установили на берегу Невы под знаменитым памятником. Вес монолита — около 1600 тонн. Доставляли скалу до места назначения 9 месяцев, на барже. Во время перевозки десятки каменотёсов придавали ей необходимую форму. Прибыла она к Сенатской площади 26 сентября 1770 года. В честь необыкновенной транспортной операции Екатерина II повелела отчеканить медаль, на которой написано «Дерзновению подобно. Генваря, 20. 1770».
Долгое время никто не хотел браться за отливку статуи. Иностранные мастера требовали слишком большую сумму, а местных умельцев пугал её размер. Наконец нашёлся литейщик, пушечных дел мастер Емельян Хайлов. Вместе с ним Фальконе подбирал сплав, делал пробы. За три года скульптор в совершенстве овладел литьём. Начали отливать «Медного всадника» в 1774 году. Технология была очень сложна. Толщина передних стенок обязательно должна была быть меньше толщины задних. При этом задняя часть становилась тяжелее, что придавало устойчивость статуе, опирающейся всего на три точки опоры. Одной заливкой статуи дело не обошлось. Во время первой лопнула труба, по которой в форму поступала раскалённая бронза, была испорчена верхняя часть скульптуры. Пришлось её срубить, ещё три года готовиться ко второй заливке. На этот раз работа удалась. В память о ней на одной из складок плаща Петра I скульптор оставил надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года». Об этих событиях Санкт-Петербургские ведомости писали: «24 августа 1775 года Фальконе вылил здесь статую Петра Великого на коне. Литьё удалось кроме местах в двух фута на два вверху. Сия сожалительная неудача произошла через случай, который предвидеть, а значит, и предотвратить возможности вовсе не было. Вышеупомянутый случай казался столь страшен, что опасались, дабы всё здание не занялось пожаром, а, следовательно, всё бы дело не провалилось. Хайлов остался неподвижен и проводил расплавленный металл в форму, не теряя бодрости своей нимало при предоставляющейся ему опасности для жизни. Такой смелостью Фальконе тронутый по окончании дела бросился к нему и от всего сердца целовал и дарил его от себя деньгами».
К моменту установки памятника Петру I отношения скульптора и императорского двора сильно испортились. Дошло до того, что Фальконе стали приписывать только техническое отношение к памятнику. Оскорблённый мастер так и не дождался открытия монумента, вместе с Мари-Анн Колло уехал из России.
Установкой «Медного всадника» руководил Ф.Г. Гордеев. На церемонии присутствовала императрица Екатерина II и весь свет петербургского общества.
«Медным всадником» скульптуру в своей поэме назвал А.С. Пушкин. Это выражение стало настолько популярным, что стало практически официальным. А сам памятник Петру Первому стал одним из символов Санкт-Петербурга.
В настоящее время «Медный всадник» является популярным местом для молодожёнов.

памятник Петру I

Первый памятник императору Петру I был задуман в 1716 году. Этот монумент должен был появиться в центре главной площади Санкт-Петербурга — Коллежской, которая в то время проектировалась на Васильевском острове. Создание памятника поручили Карло Бартоломео Растрелли.

При жизни Петра I создать этот памятник не удалось. Литейную форму Растрелли завершил лишь в 1744 году, незадолго до своей смерти. Продолжил работу его сын — Франческо Бартоломео. 19 ноября 1744 года он донёс в Канцелярию от строений о готовности проекта, просил разрешить ему взять отливу статуи на себя. Разрешение было дано. 8 марта 1746 года модель была утверждена императрицей Елизаветой Петровной, 3 ноября 1747 года — закончена отливка памятника из меди.

В связи с переносом к этому времени центра Санкт-Петербурга на левый берег Невы, памятник предполагалось установить перед Зимним дворцом, в центре будущей Дворцовой площади. Однако, завершить формирование площади Растрелли не успел, был отстранён от дел пришедшей к власти Екатериной II. Памятник 53 года пролежал в сарае.

Наконец, в 1800 году Павлом I было указано окончательное местоположение памятника — на площади перед новой императорской резиденцией, Михайловским замком. На постаменте по его инициативе была создана надпись «Прадеду — Правнук».

Джорж Стаббс: лошадиное искусство — к бессмертию через смерть

Джордж Стаббс (George Stubbs) всегда начинал с перерезывания горла. Да, это был не самый быстрый и легкий способ достичь поставленной цели, но только он не оставлял следов и гарантировал абсолютную целостность тканей. Затем из тела нужно было выпустить кровь, ввести в вены и артерии воск (этому он научился в больнице). После чего наступал самый изнурительный этап работы, причем Стаббс уставал как морально, так и физически, ведь торс нужно было подвесить в воздухе. Стаббс придумал конструкцию: приделал к потолку железную решетку с крюками и деревянной платформой. Как только Джордж ставил тело на ноги, Мэри с помощью крюков фиксировала лошадь в вертикальном положении и животное застывало в статной и элегантной позе. А потом он сдирал кожу.

И это не сценарий фильма ужасов в духе Стивена Кинга. И даже не будни хирурга или ветеринара. Это эпизод из жизни известного британского художника-анималиста, посвятившего себя изучению и рисованию лошадей. Джордж Стаббс с партнершей Мэри Спенсер 18 месяцев жили в фермерском домике недалеко от деревушки Хоркстоу, что в графстве Линкольншир на востоке Англии.

Уединившись в глуши, парочка вскрыла 12 лошадей. Джордж анализировал все детали — сначала он изучал скелет животного, а затем методично исследовал строение мышечной системы, оставляя, впрочем, без внимания внутренние органы. И все это ради одной цели — Стаббс мечтал понять природу, вникнуть в анатомическое строение лошади, чтобы потом воспроизвести на холсте совершенное тело. И тем самым войти в историю одним из самых великих мастеров «лошадиной живописи».

Джордж Стаббс родился в семье дубильщика в Ливерпуле, но, повзрослев, решил переехать на север Англии и рисовать портреты. Чтобы отточить мастерство до совершенства, начал изучать анатомию. Затем сменил направление и «влюбился» в лошадей.

Во время работы на ферме Стаббс препарировал мертвых лошадей, изучал все волокна мышц, сухожилия, кости. И каждый этап тщательно зарисовывал. На основе эскизов создал и в 1759 году издал книгу «Анатомия лошади». В результате Джордж добился главного — в 1767 году переехал в столицу, заработал репутацию талантливого живописца, привлек внимание титулованных покровителей — Портленда, Рокенхема, Ричмонда, Гросвенура.

Искусствоведы отмечают, что у Джорджа Стаббса иногда возникали сомнения в правильности избранного пути, но целеустремленный характер и тяга к независимости не оставляли выбора и он шел до конца. В истории искусства с трудом можно насчитать хотя бы два десятка художников, посвятивших жизнь изучению лошади как объекту собственного творчества. Стаббс входит в этот список как основатель новых традиций и техник в «лошадиной живописи».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: