Женская фигура у окна, сальвадор дали, 1925 - Тайны со всего мира

Женская фигура у окна, сальвадор дали, 1925

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Цитатник

Всегда под рукой

Музыка

Рубрики

  • ВЫШИВАНИЕ (1)
  • ВЯЗАНИЕ (2123)
  • ДЕТКАМ (200)
  • ИНСТРУКЦИИ (16)
  • ИРЛАНДИЯ (6)
  • КАЙМА (9)
  • МОИ ВЯЗАЛОЧКИ (12)
  • МОТИВЫ (9)
  • УЗОРЫ ЖАККАРД (58)
  • УЗОРЫ КРЮЧКОМ (316)
  • УЗОРЫ СПИЦАМИ (481)
  • ЦВЕТЫ (6)
  • ДРУЗЬЯ (6)
  • ЗДОРОВЬЕ (111)
  • ИНТЕРЕСНО (253)
  • ИСКУССТВО (162)
  • Английские живописцы (4)
  • Американские живописцы (1)
  • БАЛЕТ (10)
  • Голландские живописцы (9)
  • Испанские живописцы (7)
  • Итальянские живописцы (14)
  • Немецкие живописцы (3)
  • Нидерландские живописцы (6)
  • Русские художники (31)
  • ТЕАТР (42)
  • Фламандские живописцы (5)
  • Французские живописцы (3)
  • ИСТОРИЯ (88)
  • КОРАБЛИ (2)
  • КОРОЛИ И ИМПЕРАТОРЫ (19)
  • САМОЛЕТЫ (6)
  • КИНО (76)
  • ЛЮБИМЫЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ (9)
  • ЛЮБИМЫЙ ФИЛЬМ (24)
  • КСЕНИНЫ ДРУЗЬЯ (о животных) (25)
  • КУКЛЫ (0)
  • ЛИТЕРАТУРА (339)
  • АУДИОКНИГИ (36)
  • КЛАССИЧЕСКАЯ (14)
  • ПРОЗА (40)
  • СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК (8)
  • СТИХИ (254)
  • МАГИЯ (105)
  • МЕДИТАЦИЯ (13)
  • МИР ЖЕНЩИНЫ (269)
  • МОЯ ВЕРА (63)
  • ПРАЗДНИКИ (43)
  • Российские храмы (3)
  • МУЗЫКА (1456)
  • AEROSMITH (1)
  • BON JOVI (4)
  • CREZY LOVE (65)
  • JAZZ (69)
  • JEAM (51)
  • JOE COCKER (8)
  • LAURENCE FOX (5)
  • QUEEN (5)
  • ROCK (1)
  • ROD STEWART (1)
  • SCORPIONS (15)
  • STING (3)
  • THE RASMUS (1)
  • В.ВЫСОЦКИЙ (20)
  • ГРИГОРИЙ ЛЕПС (1)
  • СLASSIK (43)
  • ОФОРМЛЕНИЕ (47)
  • АНИМАЦИИ (28)
  • ОБОИ,КАРТИНКИ (29)
  • ОЧЕНЬ ВКУСНО (413)
  • ГРЕЧЕСКАЯ КУХНЯ (57)
  • ДЕСЕРТ (38)
  • ИРЛАНДСКАЯ КУХНЯ (3)
  • ИТАЛЬЯНСКАЯ КУХНЯ (2)
  • МЯСО (32)
  • ПИРОГИ (22)
  • ПОСТ (7)
  • РЫБА (11)
  • САЛАТ (9)
  • СОУС (27)
  • ПЛЕТЕНИЕ ИЗ ГАЗЕТ (0)
  • поZитиFF (31)
  • ПРАЗДНИКИ (45)
  • 9 МАЯ (2)
  • ПРИРОДА (222)
  • animalis mundi (51)
  • aqua (вода) (2)
  • maris Oceani (16)
  • planta (растения) (9)
  • spatium (космос) (43)
  • terra (76)
  • МОЙ ПРЕКРАСНЫЙ МИР (18)
  • РАМОЧКИ ДЛЯ ДНЕВА (23)
  • вязание (5)
  • кулинарные (1)
  • МОИ рамочки (19)
  • текстовые (9)
  • СТРАНЫ (82)
  • ГРЕЦИЯ (47)
  • ИРЛАНДИЯ (5)
  • ИТАЛИЯ (7)
  • ПЕТЕРБУРГ (6)
  • ФИЛОСОФИЯ (58)
  • ЦВЕТЫ (33)
  • ШИТЬЕ И КРОЙ (23)
  • ЭКОЛОГИЯ (42)
  • ekofakty (3)
  • natura conservation (сохранение природы) (8)
  • ЯЗЫКИ (32)
  • ГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК (22)
  • ИТАЛЬЯНСКИЙ ЯЗЫК (1)
  • ПОСЛОВИЦЫ-ПОГОВОРКИ (5)
  • РУССКИЙ ЯЗЫК (7)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Сальвадор Дали — «Фигура у окна»

Figure at a Window, 1925
102 x 75 cм, Масло на холсте
Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofia, Madrid, Spain

Во время учебы в Королевской Академии изящных искусств, в 1925 году Сальвадор Дали пишет одну из самых совершенных картин того периода творчества — «Фигура у окна». Картина выполнена в стиле классического реализма, в молодости Дали много изучал творчество художников-реалистов. Все его знания и умения выплеснулись на это полотно. С точки зрения реализма, картина «Фигура у окна» является шедевром. Игра света переходит в игру полутеней и цветов. Из окна открывается вид на залив Кадакеса, но, кажется, он находится совершенно в другой реальности.

На картине «Фигура у окна», написанной в 1925 году, художник изобразил свою сестру Анну-Марию смотрящую из окна на залив в Кадакесе. В этом произведении, как и в известных «Женщине у окна в Фигерасё» и «Сидящей девушке», показана она со спины, и поэтому лицо ее скрыто; эта особенность, характерная для этого периода творчества Дали, в последствии превратилась в предмет различных психологических интерпретаций. Эффект, создающийся отсутствием человеческой личности, причудливо контрастирует с воскресным настроением, со светлой гаммой, а также с ясностью картины. Данная работа была представлена на его первой персональной в галерее Дельмо в Барселоне, где даже Пикассо восхищался ей. Анна Мария заменила мать Дали, который был совершенно непрактичным и беспомощным в обычной жизни, а также являлась единственной женской моделью для него, вплоть момента, когда он встретился со своей будущей женой, Галой Элюар. После этого Гала стала единственной моделью Дали, чем вызвала к себе непрекращающуюся враждебность со стороны Анны Марии.

От картины «Женщина у окна» словно веет покоем, свободой, аскетизмом, – это, пожалуй, как раз те слова, которые сходны с основным ее содержанием, однако лишь в связке с «памятью», «хрупкостью», «тревогой», «загадочностью» они дают полное описание картины… Облокотившись на подоконник, стоит девушка, она смотрит на пейзаж снаружи; окно, выглядящее так сиротливо, – это окно в доме Дали в Кадакесе. Незамысловатость, однако, присутствие в картине вместе с тем загадочной составляющей, напоминает магический реализм.

Если попробовать проанализировать и некоторые другие картины Дали, а также художников, которые являлись для него авторитетными, то можно увидеть очень интересную историю. Хотя, с картинами, наверное, всегда так? Они просто не могут существовать отдельно от всего остального творчества мастера…

Полотно пропитано духом нереальности сна, хотя написано в дотошном реалистическом стиле. В нем присутствует аура пустоты и одновременно чего-то невидимого, что притаилось за пространством картины. Кроме того, картина создает ощущение тишины. Если бы это была работа импрессионистов, зритель чувствовал бы ее атмосферу: слышал бы море или шептание бриза, но здесь кажется, что вся жизнь замерла. Фигура Анны-Марии изолирована, она находится в другом мире, и ее широкий зад, часть женского тела, которым Дали был одержим, лишен чувственности женских образов Ренуара или Дега.

*****
Женская фигура у окна Дали

Безмятежность приходит за ритмами
беспокойной крови,
и в минуты сиесты
серых стен равнодушие вытравить
занавески лазурью спешат для принцессы.

Бирюзовым приветствия сотканы;
Ветер- признанный маг
снова взору откроет-
мир, где небо касается локонов
задремавшего синего- синего моря.

Что же думаю я, заколдованный,
в час когда предо мной
засыпают стихии?
Что принцесса в окне- зацелована
мной у моря,
когда я читаю стихи ей.
© Разгадаев, 10.02.2013. Номер публикации: 10050-67606/100213

Картина Сальвадора Дали Женская фигура у окна
Элла Гоник

Что ты смотришь так пристально вдаль
На спокойную воду залива,
И какая на сердце печаль,
Что стоишь у окна сиротливо?

Может, милый покинул тебя,
И на сердце так грустно, тревожно,
Может, просто живёшь, не любя,
И с тоскою в душе невозможной?

Жизнь сложна и наполнена злом,
Доброты очень мало на свете,
Ты с заплаканным, горьким лицом
После ночи стоишь на рассвете.

Притаилась глубокая боль,-
И так сдержанны краски в картине.
Пусть войдёт в твоё сердце любовь,
Чтобы небо вновь стало бы синим!

Женская фигура у окна — Сальвадор Дали

Картина «Женская фигура у окна» (в оригинале — «Девушка у окна») была написана Сальвадором Дали летом 1925-го и в ноябре того же года выставлялась на первой персональной выставке Дали в барселонской галерее Жозепа Далмау.

До смерти Сальвадора Дали в 1989-ом «Женская фигура у окна» находилась в постоянной экспозиции Театра-музея Дали в Фигерасе, родном городе художника — а потом, к величайшему сожалению, уехала в Мадрид, и сейчас ей можно полюбоваться в мадридском Центре искусств королевы Софии.

Впрочем, периодически «Женская фигура» приезжает из Мадрида в Фигерас «погостить», и тогда для меня наступает настоящий праздник: я считаю эту раннюю вещь одной из лучших во всём огромном наследии каталонского художника.

«Женская фигура у окна» — история создания

Картина «Женская фигура у окна написана в загородном доме семьи Дали в Кадакесе, в местечке Эс Льянер, где Дали традиционно проводили летние месяцы.

Перенесемся в лето 1925-го. Сальвадор Дали молод — ему всего 21 год — талантлив, красив; его еще не выгнали из Академии изящных искусств в Мадриде, что случится годом позже; он пригласил с себе погостить прекрасного испанского поэта Федерико Гарсиа Лорку, своего ближайшего друга — жизнь, одним словом, складывается прекрасно!

В то время Сальвадор Дали невероятно много работает (впрочем, как и всегда), и без устали пишет единственную свою женскую модель до появления Галы — родную сестру Ану Марию. Этот период творчества Дали принято называть «ученическим», однако «Женская фигура у окна» — настоящий шедевр, за который не было бы стыдно ни одному из зрелых состоявшихся мастеров.

Читайте также  Самый высокий дом в мире, в россии и в москве

«Женская фигура у окна» — описание

Ана Мария, родная сестра Сальвадора Дали, стоит у раскрытого окна спиною к зрителю, облокотясь на подоконник. Лето, жара, покой. Лишь легкий ветерок поиграет тюлевой занавеской на подоконнике — и затихает вновь.

На противоложном берегу бухты видны плантации оливковых деревьев, которыми в окрестностях Кадакеса засажены все горные склоны. Белый парус лодки тоже, кажется, застыл в неподвижности. Именно созерцательностью и покоем веет от этого полотна — чему способствует простая, без изысков, и в то же время отчетливая техника, в которой выполнена картина.

В «Женской фигуре у окна» еще нет той изощренной академичности, которой Дали будет удивлять в конце 30-хх и, в особенности в 40-хх г.гг.; здесь нет и невероятного обилия тщательно выписанных второстепенных деталей, которые так свойственны Дали-сюрреалисту — но именно своей тщательно продуманной простотой картина очаровывает и подкупает.

Голубовато-розоватые тона — явная дань находящегося на пороге старта Сальвадора уже состоявшемуся художнику Пабло Пикассо, которого молодой Дали в те годы боготворил. Отметим, что при написании «Женской фигуры у окна» («Девушки у окна») Дали использует привычный для него и впоследствии прием «картины в картине», подсмотренный им у великих мастеров прошлого: у тех же Веласкеса и Вермеера, своих величайших кумиров.

В те годы Дали писал Ану Марию без конца — и не только потому, что сестра была единственной доступной и, к тому же, бесплатной моделью.

В те годы Сальвадор и Ана Мария были невероятно дружны

Не стоит забывать — до появления Галы в жизни Сальвадора Дали сестра Ана Мария оставалась самым близким юному художнику человеком, и эта любовь брата к сестре вкупе с восхищением её юной красотой (в 17 лет все девушки красивы, а Ане Марии здесь именно 17), отчетливой нотой звучат в картине.

Забегая вперед, скажем: после появления Галы, которую родные Дали ультимативно не приняли, углядев в ней распутную обольстительницу и явно староватую для их Сальвадора женщину-вамп, отношения художника с семьей прекратились чуть больше, чем полностью, а Ана Мария из наперсницы, родственной души и ближайшей подруги трансформировалсь в злейшего врага Сальвадора.

Эту вражду усугубила и книга Аны Марии «Сальвадор Дали глазами сестры», выпущенная в свет в 1949 году и ставшая жестким приговором и Гале, и всему движению сюрреалистов. Особенно досталось на страницах этой книги, конечно же, жене художника, укравшей у Аны Марии не только брата, но и роль вдохновительницы и музы.

Дали назвал книгу сестры «грязным пасквилем» и был вне себя от бешенства. Разумеется, после этого временно и условно восстановленный мир между братом и сестрой был расторгнут окончательно и навсегда. Сальвадор и Ана Мария так и умрут непримиренными — сразу брат, через несколько месяцев — сестра, причем сестра на похоронах брата присутствовать не будет — однако все это случится потом.

Удивительный секрет картины «Женская фигура у окна»

Я же хочу рассказать вам об одном удивителном секрете этой картины, о котором ни за что не догадаешься по репродукции. Как я уже сказал, картина находится в Мадриде, однако периодически ее привозят в наш театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе, так что наблюдать эту вещь в оригинале мне приходилось неоднакратно.

И вот что меня буквально поразило, когда я увидел «Девушку у окна» впервые — ощущение не покоя и созерцательности (это первое чувство, которое испытываешь, глядя на эту вещь в оригинале) — но странной и непонятной тревоги, которая охватывает тебя, стоит лишь вглядеться в эту довольно крупную (105 X 75 см) вещь. Дело в том, что, если вглядеться повнимательней, есть у этой картины одно несоответствие со стилем реализма, в котором, она, вроде бы написана: вода слишком близко подступает к подоконнику!

Это, повторюсь, совершенно не заметно на репродукции, однако в оригинале не увидеть это нельзя. Трехмерная, прекрасно выписанная Дали, это водяная масса ощущается прямо физически, ты чувствуешь, как одна давит на стену дома с наружной стороны. Кажется миг, и она продавится с обратной стороны внутрь и зальет все, включая и тебя. Отсюда и ощущение тревоги, неизбежно возникающее, когда смотришь на оригинал.

Кстати, я спрашивал у своих туристов, что чувствуют они — и их чувства полностью совпали с моими! Одним словом, будете в Мадриде — можете проверить этот эффект на себе! А картина «Женская фигура у окна», повторюсь — прекрасна! Это одна из любимых моих работ Сальвадора Дали.

Юная девственница, предающаяся содомскому греху при помощи рогов своего целомудрия

Долгое время, родная сестра была для него любимой моделью и музой. Но, после скандальных слов о привычке плевать на портрет мертвой матери, отношения разладились. Спустя пару десятков лет месть все же состоялась.

Картина «Фигура у окна» написана в 1925 году, когда Дали был 21 год. Это очень спокойная и свободная работа, одновременно хрупкая и загадочная.

На картине мы не видим лица девушки, тем самым художник фокусирует наш взгляд на том, на что она смотрит из своего окна. Из него открывается вид на бухту в Кадакесе (морского курорта в Испании, где Дали проводили свое лето). Доминирующие цвета картины: голубой и бледно-лиловый, придают ей ощущение покоя и умиротворения, столь нетипичного для работ Дали

В том же 1925 Дали пишет похожую картину «Молодая женщина, увиденная со спины»,

А в 1926 — «Спина девушки».

В этих картинах, пожалуй, зародилась загадочная часть последующего творчества Дали. На картине «Фигура у окна» сильно ощущается неподвижность, тягучесть времени, памяти – тому способствуют холодные голубовато-розовые цвета, прозрачность занавесок, белая ткань, необычно лежащая на подоконнике. В картине нет динамики, есть – монументальность. И только потом, в 1939, Сальвадор напишет свою знаменитую работу «Постоянство памяти», в которой присутствуют аналогичные чувства…

Мы потом это еще увидим: вид со спины, обнаженное плечо или вся спина, не видно лица. Это будет, например, «Гала со спины, смотрящаяся в невидимое зеркало» или «геодезический» портрет Галы

.
Это все будет потом, когда в жизнь Дали войдет Гала, а пока его моделью является его сестра Ана Мария. Это она позирует на всех трех картинах. Это её волосы он изучает и всё тщательнее и тщательнее прописывает. И, обратите внимание, все время ровно три пряди–ракушки.

Отношения Аны Марии и Сальвадора испортились, когда он на одной из картин написал «порой я плюю на портрет собственной матери, и это доставляет мне удовольствие». Мать их к тому моменту уже умерла и сестра всерьез обиделась за этот эпатаж. Ну, а с появлением Галы их отношения совсем расстроились.

В 1949 году Ана Мария пишет книгу «Сальвадор Дали глазами сестры», в которую включила его юношеские эссе о великих художниках, писала о нем без восхваления и утверждала, что сюрреализм испортил ему жизнь, а маска прирастает всё сильнее и сильнее. Книга привела Сальвадора в бешенство, он счел её предвзятой и наполненной ревностью к Гале. Еще лет десять после этого он гневно вспоминал книгу при каждом удобном случае. И вот, в 1954 появляется картина «Юная девственница, предающаяся содомскому греху при помощи рогов своего целомудрия»

На первый взгляд, нет ничего общего с картиной «Фигура у окна». Другой цвет волос, другая фигура, другое положение ступней.
Однако, поза женщины, её локоны, пейзаж за окном, цветовая гамма картины, всё это так перекликается.

Мы, конечно же, уже никогда не узнаем истину, но существует весьма распространенная версия, что великий сюрреалист таким образом отомстил сестре за её книгу.

Я был изгнан из семьи в 1930 году без единого гроша. Я добился всемирного успеха исключительно благодаря Божьей помощи, свету Ампурдана и ежедневному героизму великой женщины — моей жены Галы.

Читайте также  Самый большой волк в мире: где живут крупные и сильные особи

Когда я стал знаменит, моя семья согласилась принять меня в свое лоно. Однако моя сестра не устояла перед соблазном продавать мои картины без разрешения, спекулируя моим именем и публикуя при этом ложные описания моей жизни, что может быть доказано. Считаю себя обязанным известить об этом коллекционеров и биографов.

alindomik

Калейдоскоп

Мечтать не вредно

Из всех многочисленных поражающих воображение картин Сальвадора Дали мне больше всех близка довольно простая, «Фигура у окна». Её также называют часто «Девушка у окна» или «Девушка, стоящая у окна».

Покой, свобода, аскетизм – вот, на мой взгляд, слова, сходные с её основным содержанием, но только в связке с «памятью», «тревогой», «хрупкостью», «загадочность» они полностью описывают картину… Девушка стоит, облокотившись на подоконник, смотрит на пейзаж снаружи; сиротливое окно – окно в доме Дали в Кадакесе*. Незамысловатость, но в то же время присутствие загадочной составляющей в картине. Этим напоминает магический реализм**. Если проанализировать некоторые другие картины Дали, и художников, которые были для него авторитетными, можно увидеть интересную историю. Впрочем, с картинами всегда, наверное, так? Они не могут существовать вне всего остального творчества мастера…

Картина «Фигура у окна» написана в 1925 году (напомню, что родился Дали в 1904). Она заметно выделяется на фоне других ранних его работ. Впрочем, не она одна.

В том же 1925 году Сальвадор пишет ещё одну похожую картину, с той же девушкой: «Девушка со спины», а также в 1926 году – миниатюру «Спина девушки». Я не спроста упоминаю их здесь, в истории картины «Фигура у окна». Они тесно связаны. На всех трёх произведениях модель повернута к нам спиной, мы не видим её лица. Художник направляет наш взгляд за взглядом девушки: впереди на картинах пейзаж Кадакеса.

«Девушка со спины»

В этих картинах, на мой взгляд, зародилась загадочная часть последующего творчества Дали. На картине «Фигура у окна» сильно ощущается неподвижность, тегучесть времени, памяти – тому способствуют холодные голубовато-розовые цвета, прозрачность занавесок, белая ткань, необычно лежащая на подоконнике. В картине нет динамики, есть – монументальность. И только потом, в 1939, Сальвадор напишет свою знаменитую работу «Постоянство памяти», в которой присутствуют аналогичные чувства…

В ранний период Дали испытывает влияние творчества других художников на своё собственное. Между «Фигурой у окна» Сальвадора и «Женщиной у окна» Фридриха Каспара Давида*** можно провести некоторые параллели в плане композиционного решения:

«Женщина у окна», Фридрих Каспар Давид

А волосы девушек, тщательно прописанные, привлекающие внимание, заставляют вспомнить голландца Яна Вермеера, творчеством которым Дали восхищался и не раз использовал его образ и образы из некоторых его картин в своих работах.

Для всех этих трёх картин позировала Дали его сестра, Ана Мария (имя девушки пишется с одной «н»). После смерти матери, она была для него очень близким человеком. Ана являлась единственной моделью и музой, пока в жизни брата не появилась его будущая жена, Гала.

В 1926 году эта картина, как и «Девушка со спины», были выставлены в галерее Далмау. Они получили положительные отзывы критиков, художников, в том числе Пабло Пикассо.

В обеих картинах, как я уже отмечала, тщательно прописаны волосы, на всех их ровно три пряди. Но особо искусно они изображены на миниатюре (12,5 на 10 и ¾ см.) «Спина девушки». Здесь они являются центром композиции, главной её частью. Сальвадор Дали подверг их доскональному изучению, что, в его духе.

Позже в его творчестве не раз будут просматриваться основные черты картин 1925 года: изображение со спины, не видно лица, локоны-ракушки, поза Аны Марии полубоком, с оголённым плечом. Это и портрет Галы 1936 года, и «Знак тревоги», и «Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера», и «Обнажённая со спины».

С 1949 года история картины продолжается. Так можно сказать. В этот год появилась книга «Сальвдор Дали глазами сестры», воспоминания Аны о брате.

Это были довольно прозаичные воспоминания, в них Ана не превозносила брата, не восхваляла его гений, не соглашалась с его уникальностью и исключительность. Она писала, что становится больно, когда любимый человек надевает маску, и маска всё сильнее прирастает к душе.

Ещё в 1926 году их отношения испортились: на выставке появилась картина Дали с его надписью: «Порой я плюю на портрет собственной матери, и это доставляет мне удовольствие» (к тому времени мать уже умерла). Как истолковать эти слова? И есть ли в них другой смысл, кроме очевидного? Или это ещё один способ выделиться, привлечь к себе внимания, даже переступив через мораль? Близкие Дали не приняли этого. Отец выгнал сына из дома. Окончательно связь с сестрой (духовная) исчезала после появления Галы.

Книгу сестры Сальвадор воспринят негативно, резко. Она посмела утверждать, что сюрреализм испортил ему жизнь, что это зло, разрушившее их семью. Многие считают, что она была предвзята, что ревновала брата к Гале, что завидовала, в конце концов. Я не знаю, как было на самом деле. Но книга интересна, и её стоит прочесть.

Кстати, после книги, в 1954 году Дали написал необычную картину «Юная девственница, самосодомизирующая рогами собственного целомудрия»:

Сколько в ней общих черт с картиной «Фигура у окна»! Поза девушки, положение стоп, локоны, цвета. Можно предположить, что так Дали «отомстил» сестре — слишком большое сходство, и слишком много он говорил в своих интервью отрицательного про книгу Аны Марии.

Самые знаменитые картины Сальвадора Дали

«Сюрреализм — это я!» — так сказал о себе Сальвадор Дали. Его картины не забываемые, не передаваемые, красивые, потрясающие, нереальные и полные сновидений. Его называли гением, сумасшедшим, чудаком и подкаблучником. Во многом своим творчеством он был обязан своей неукротимой музе с русскими корнями — прекрасной Гале, которую он изображал на многих своих полотнах. Такой уж был великий Сальвадор Дали.

Лучшие и знаменитые картины Сальвадора Дали

Женская фигура у окна (1925)

Во время учёбы в Королеской Академии, которую он так и не окончил, Дали создаёт потрясающее полотно «Женская фигура у окна». Моделью послужила сестра художника Анна Мария. Это самая значимая работа того периода, выполненная в стиле реализма. Видно влияние на автора работ знаменитых реалистов конца XIX — начала XX века.

Стоящая спиной к зрителю женщина вглядывается в бесконечную гладь моря. Игра света и тени прекрасно передают формы женского тела, а пейзаж за окном и интерьер комнаты как бы существуют сами по себе в различных реальностях. Неповторимая манера автора уже становится неподражаемой. Это первый шедевр Дали.

Постоянство памяти (1931)

Сюрреализм — это перчатка, брошенная логике. Он вызывает не поддающиеся описанию ощущения. Свою творческую жизнь Дали полностью посвятил этому направлению в живописи. И все, кто хоть как-то пытался объяснить картины Дали, терпели фиаско, потому что объяснить содержание, мотивы и чувства художника практически невозможно.

Например, Дали говорил, что картина «Текучие часы» родилась после того, как он увидел плавящийся сыр на горячем тосте. Он пытался изобразить нелинейность времени, его текучесть и безвозвратность. Во время написания картины Дали жаловался на головную боль, и она отобразилась на холсте в виде спящей головы. Коричневый колорит работы очень пессимистичен. Густые тени от предметов говорят о приближающихся сумерках. Художник много внимания уделяет различным деталям, и точно их выписывает, несмотря на миниатюрный размер полотна (24×33 см). Именно эта миниатюрная картина стала самой знаменитой среди шедевров Дали. Он любил эту свою работу, много говорил о ней и очень ею гордился. Гала говорила об этом полотне, что увидев его хоть раз, больше его не забудешь.

Мягкая конструкция с варёными бобами (1936)

Картина имеет более широкое название «Мягкая композиция с варёными бобами: предчувствие гражданской войны». Она появилась перед самым началом гражданского противостояния в Испании. Несмотря на то, что Дали был приверженцем политики Франко, его работа отражает жестокость и беспощадность грядущих перемен.

Читайте также  Шар улетел, сергей алексеевич лучишкин, 1926

Картина изображает человекоподобные фигуры, борющиеся друг с другом подобием рук и ног. На лице одной фигуры дикая боль, другая имеет искорёженные руки. Зловещая картина подразумевает борьбу непримиримых внутренних сил Испании.

Внизу под фигурами рассыпана варёная фасоль, своими очертаниями напоминающая могильных червей. Ужас, хаос и смерть грядёт в Испанию.

Жираф в огне (1937)

Эта картина известна многим, так как её зрительные образы настолько нереальны, будто они явились из долгого мучительного сна. День близится к концу, таинственные женские фигуры, состоящие из выдвижных ящичков, возникают на фоне заката. Их руки и спины подпирают палки. С рук фигур содрана кожа, и ужасная багровая плоть пугает зрителя. Вдали виднеется полыхающий жираф.

Все эти галлюцинации — напряжение, страх и эмоции Дали. По натуре он был интровертом и избегал внешнего влияния других людей, но был очень чувствительным. Эта картина передаёт ощущение надвигающегося хаоса и ужаса.

Сон (1937)

Сальвадор Дали этой картиной подтверждает своё звание сюрреалиста. Только параноидальные видения могут быть такой силы, чтобы дать толчок на сотворение подобного полотна. Картина изображает огромную бесформенную спящую голову, напоминающую незаполненный мешок, которую поддерживают на весу множество тонких подпорок. Даже оплывшие веки пытаются поднять подпорки. Голова находится в голубом бесконечном пространстве, что усиливает нереальность происходящего. Даже маленькая собака, порождённая сном, изображена вдали от головы и нуждается в опоре.

Эту картину Дали написал под впечатлением от своих сновидений, в которых пытался забыться.

Метаморфозы Нарцисса (1937)

Сюрреалистичное полотно «Метаморфозы нарцисса» написано вод впечатлением от разговора двух рыбаков, который Дали случайно услышал, путешествуя по Италии со своей женой Галой. Мужчины бурно обсуждали своего знакомого, который обожал смотреться в зеркало. Это веселило рыбаков, и они называли его не меньше как чудаком «с луковицей в голове», то есть слегка больным на голову. В Древнегреческой мифологии Нарцисс был как раз самовлюблённым типом, которого боги превратили за это в цветок. А нарциссы — растения луковичные. Весь этот сюжет и воплотился на полотне Дали.

На переднем плане картины изображена рука, сжимающая яйцо, из которого произрастает цветок нарцисса. А с лева, сидящий на корточках и любующийся своим отражением человек, как бы повторяет форму руки с яйцом. Это отражение повторяется на вершине горы. Кстати, на most-beauty.ru вы можете посмотреть на фотографии самых красивых сортов нарциссов.

Лицо войны (1940)

Начало войны Дали встретил в Европе и его сразу охватил ужас предстоящих событий. Нормальная жизнь закончена, и Дали с женой спешно покидают Европу. Новый Свет встретил Дали с распростёртыми объятиями, и восемь лет, которые он провёл в США, сделали его настоящей мировой знаменитостью.

«Лицо войны» — настоящий ужас и впечатление от кровожадности войны. Это полотно Дали начал писать прямо на пароходе. Именно колоссальные события натолкнули мастера на срочную работу. Ему не терпелось выплеснуть свои эмоции на холст.

Это одна из немногих работ художника, которая чётко говорит о его мыслях и душевном состоянии. Смысл этой картины доступен каждому, ибо она изображает мёртвую голову, глазницы, и рот которой наполнены черепами. Это Молох, беспощадно и бессмысленно пожирающий людей. Атмосфера картины — кровавый ужас и смерть вводит в депрессию. Эта картина настоящий крик, предостережение человечества, предчувствие надвигающейся катастрофы для всего мира.

Корзинка с хлебом (1945)

Конец войны художник ознаменовал своей самой простой и загадочной картиной — обычным натюрмортом, изображающим корзинку с хлебом на тёмном фоне. Хлеб на картинах Дали был частым персонажем, и отношение к этому продукту у художника всегда было тёплым и уважительным. Эта картина говорит о конце страданий, смерти, голода. Реалистичность фактуры поражает. Можно часами наблюдать за переплетением лозы в корзинке и за трещинками в корочке хлеба. Но, несмотря на реалистичность, картина полностью передаёт «неисправимость» автора. Искривлённая перспектива и «парение» корзинки в пространстве — истинный почерк гения сюрреализма.

? На нашем сайте most-beauty.ru вы можете также познакомиться с прекрасными шедеврами вкуснейшей дрожжевой выпечки разных стран мира.

Атомная Леда (1949)

1945 год ознаменовался не только окончанием Второй мировой войны, но и знаковым событием — взрывом атомных бомб над Хиросимой и Нагасаки. Сальвадора Дали поразило это событие и в особенности мощью атомной реакции. Сама физика атомов заинтересовала художника настолько, что он нашёл сходство между атомами и самим собой. Будучи человеком аутичным, он не терпел соприкосновения с другими людьми, кроме своей обожаемой Галы. Так и атомы никогда не соприкасаются друг с другом, а постоянно отталкиваются один от другого. По этому принципу выстроена композиция «Атомной Леды». В ней ничто не соприкасается друг с другом.

В образе Леды, жены спартанского царя, которую соблазнил Зевс в виде лебедя, выступает прекрасная Гала. Она как бы олицетворяет мать Дали и его умершего брата (Кастора и Полидевка).

Мадонна Порт-Льигата (1949)

Атеист Сальвадор Дали до войны не верил ни в какие божества, но после войны стал истинным католиком. Его вера сильнейшим образом отразилась на творчестве. Картина, изображающая Деву Марию с младенцем Христом — этому подтверждение. Его работы на тему Евангелие немыслимым образом соединяются и мистицизмом, и силой веры. «Мадонна» была написана в двух вариантах. Папа Пий XII принял от Дали в дар первый вариант картины.

Христос Святого Иоанна Креста (1952)

Эта картина наполнена глубоким чувством веры и мистицизма. Вдохновлённый рисунком XVI века, выполненного св. Иоанном Креста, Дали изобразил своё видение распятия. Зритель смотрит на крест сверху, как бы, со стороны Бога Отца. Сам художник объяснял свою картину, что после двух видений у него чётко сформировалась композиция и сюжет картины. Вначале после первого видения он предполагал изобразить Христа в терновом венке и с кровью, которая превращается в красные гвоздики, но, после второго видения, в котором как бы говорилось, что Христа мало, а крови много, Дали убрал все кровавые атрибуты.

Тайная вечеря (1955)

Будучи настоящим и темпераментным испанским католиком, Дали, использовал тексты Евангелия для воссоздания в своих полотнах новых идей, форм и нового содержания. Картина «Тайная вечеря» визуально похожа на фреску, её композиция строго симметрична. Те же позы Христа и его учеников, те же жесты, но от этого полотна совсем другое впечатление. Перед зрителем воссоздан интерьер со стеклянной крышей и стенами, скорее похожий на здание будущего. За огромными окнами безжизненный пейзаж, над которым распростёрты Божественные объятия. Центральная фигура Христа очень живая, несмотря на то, что она прозрачна и сквозь неё проглядывается пейзаж. В противовес прозрачности и наполненной Святого Духа сущности Христа, его ученики изображены самыми обычными людьми. Они склонили головы, слушая проповедь. Жестами рук Христос будто бы говорит зрителю, что Он есть сын Божий.

«Распятие, или Гиперкубическое тело» (1955)

Сальвадор Дали в последние годы жизни стал очень верующим человеком и свои идеи он пытался воплотить в картинах на библейскую тематику. Тему распятия в своём творчестве Дали использовал несколько раз, но самое впечатляющее получило название «Гиперкубическое тело». Дали изображает Христа, распятого не на кресте, а на гиперкубе. Выгнутое тело с выпяченной грудной клеткой обращено к небесам. Это подчёркивает страдание и боль Христа. Традиционно классики европейской художественной школы изображали рядом с Христом и других персонажей. Подражая им, Дали поместил на полотно свою жену Галу, которая смотрит на распятие, словно на видение.

Послесловие

Картина «Галатея со сферами» 1952 г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: