Женщина, взвешивающая жемчуг, ян вермеер - JEKATERINBURG.RU

Женщина, взвешивающая жемчуг, ян вермеер

«Женщина, держащая весы»
Яна Вермеера

Ян Вермеер родился 31 октября 1632 года в нидерландском городе Делфт в семье торговца произведения искусств. Он создавал величайшие картины, а ещё помогал своей матери управлять трактиром. Биографических данных не так много, но одно мы знаем точно – это один из величайших живописцев Европы.

Наследие художника невелико, но каждая его картина (их по разным данным 35–60) – настоящий шедевр искусства. После Рембрандта Ян Вермеер (также известный как Вермеер из Делфта) считается вторым по величине голландским художником XVII века. Он был признан при жизни в Делфте и Гааге, но его скромная слава сменилась мраком забвения после смерти. Все изменилось в XIX веке, когда он был заново открыт Густавом Фридрихом Ваагеном и Теофильом Торе–Бюргером.

Особенность всех картин Вермеера – мастерски изображенные воздух и свет (неспроста его называют «волшебником света»). За это качество писатель Марсель Пруст в начале XX в. высоко оценил творчество голландца.

Излюбленный сюжет – женщина, занятая каким–то делом, при этом истинный смысл полотна раскрывается через детали. Художник всегда стремился к скрытому символизму и достиг в этом удивительного мастерства. Вермеер – один из немногих художников, который в начале своего творческого пути щедро использовал в технике работы ультрамарин для достижения необходимого художественного эффекта – непомерно дорогой пигмент в XVII веке. Кроме того, Вермеер был одним из первых художников, кто использовал в своей работе камеру–обскуру.

«Женщина, держащая весы» – идеальный образец гармонии, ритма и скрытого содержательного смысла. Ранее эта картина называлась «Женщина, взвешивающая жемчуг», однако, при микроскопической высокотехнологичной экспертизе было доказано, что на весах ничего нет. Картина была написана примерно в 1662-63 году. В эти годы Ян Вермеер занимал должность декана гильдии Святого Луки в Делфте, которая считалась очень почетной. Это позволило ему продавать свои произведения искусства в Делфте, обучать искусству и действовать как арт–дилер.

Позировала мастеру его жена – Катарина Болнес, в браке с которой у Вермеера родились одиннадцать детей. Несмотря на свое протестантское происхождение, он женился на католичке.

Модель одета по моде голландской буржуазии XVII века, в синий пиджак с дорогой меховой отделкой и в традиционный головной убор того времени. Художник изобразил этот платок таким образом, что он создает эффект «нимба». Женщина, по всей вероятности, беременна. Она безмятежно стоит за столом в углу комнаты, держа в правой руке весы, а левой – облокотясь на угол стола. Весы находятся в равновесии, что говорит о ее внутреннем покое.

Предметы, лежащие на столе, образуют богатый коннотациями натюрморт. Мерцающее синее полотно (где и использован редкий в те времена ультрамарин), три шкатулки, две нити жемчуга и золотая цепочка. Шкатулки с монетами и украшениями являются олицетворением материальных благ и тщеславия. И в целом картинку можно было бы назвать гармоничной, одухотворенной, если бы не излюбленный прием Вермеера – скрытый замысел.

Позади женщины, на задней стене комнаты, находится большая картина Страшного Суда в черной раме. Визуальное сопоставление женщины с весами и Страшного Суда подкреплено аллегорией: судить – значит взвешивать. Верующие, готовясь к Суду, оценивают свою совесть и взвешивают свои грехи и благодеяния. Это подчеркнуто светом – он ласкает спокойное, сосредоточенное и гармоничное лицо женщины, её руки с весами, а также сцену на картине за спиной женщины.

Свет в картинах Вермеера создает ощущение безмятежности и покоя. А картину на стене дополняет и зеркало – предмет, с помощью которого человек оценивает свои достоинства и недостатки в материальном мире. Перед женщиной земные сокровища, позади нее – символ вечных последствий ее действий на земле. Бурный сюжет в стиле барокко на картине контрастирует с невозмутимым спокойствием самой героини картины – квинтэссенция видения Вермеера. Драматическая апокалиптическая диалектика VS женская рассудительность, баланс и легкость.

И ещё одна деталь, жемчуг тут не просто украшение. Во времена Вермеера он воспринимался как символ человеческой души. В этой простой сцене перед нами раскрывается куда более сложная тема.

Какую мысль хотел донести до нас художник своим полотном? Вести свою жизнь с умеренностью. Картина в картине раскрывает важную подсказку: последний суд Христа повторяется собственными действиями женщины. Контраст между ценными предметами на столе, Страшным судом и весами, символами самого Суда, призван напомнить зрителю о важности сопротивления искушению земных богатств и умеренной жизни.

Что зашифровано на картинах самого загадочного художника Золотого века: Азбука живописи Яна Вермеера

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

В 1600—х многие люди не умели ни читать, ни писать. В этой связи творчество художников было очень кстати: они рассказывали свои истории через символы на картинах. Особенно актуальны были эти живописные рассказы во времена религиозных преследований и инквизиции.

Белый воротник — молодость, невинность и чистота.

Белый платок — аллегория нимба. («Женщина, держащая весы»).

Венок, горн и книга — обозначают Клио, музу истории. («Мастерская художника»).

Весы — символ взвешивания души, своих действий, метафора выбора между добром и злом. («Женщина, держащая весы»).

Виноград — признак плодородия.

Глобус — создавая картины «Географ» и «Астроном», художник задумал и образ ученого, занимающегося наукой, и символ вселенной, и связанную с ней идею конечной природы земного существования. Это был его любимый мотив в картинах XVII века.

Грозовое небо — назревающая проблема.

Двуглавый орел — символ династии Габсбургов, которая с XVI века управляла семнадцатью провинциями Нидерландов. История вдохновляет художника. В художественных кругах со времен античности это его самый важный предмет, дающий право художникам на престижную позицию в обществе. («Бокал вина»).

Жемчуг — тщеславие («Женщина с жемчужным ожерельем», «Госпожа и служанка», «Любовное письмо», «Женщина с лютней», «Гитаристка»).

Женщина — в священном писании и картинах художника символизирует Церковь.

Зеркало — символ оценки достоинств и недостатков, добра и зла, двойственность женской природы.

Змея, раздавленная камнем — символ победы Христа.

Золотые монеты и жемчужины — символизируют опасность мирского поведения. («Женщина, держащая весы»).

Карта Нидерландов — географическая карта в XVII в. была ценным предметом интерьера, свидетельствующая о богатстве, а заодно и о патриотических чувствах ее владельца («Мастерская художника», «Молодая женщина с кувшином воды», «Офицер и смеющаяся девушка»). На картине «Женщина читающая письмо» карта Нидерландов на стене позади означала, что письмо написано путешествующим мужем.

Кисть для пудры — символизирует легкомысленность молодых женщин из высшего сословия, отсутствие домашних обязанностей и склонность к пустячным занятиям («Женщина с жемчужным ожерельем»).

Книга — обращает внимание на важность сюжета («Мастерская художника»).

Корабль в море — тема картины прямо за головой горничной, и он символизирует поиск безопасной гавани («Любовное письмо»).

Читайте также  Какой самый высокий и большой вулкан в россии (действующий и спящий)

Кувшин вина и ваза с яблоками — символ падения человека в райском саду («Горничная спит», «Девушка, читающая письмо у открытого окна»).

Лимоны — олицетворяли собой кислую дружбу.

Метла , которая представляет голландскую поговорку «замужем за метлой» — еще один способ сказать, что они живут вместе вне брака. может свидетельствовать о том, что брак был забыт или отложен («Любовное письмо»).

Морские пейзажи — спокойное море означало спокойную жизнь, тогда как бурное море означало трудности.

Музыкальные инструменты — символизируют гармонию между мужчиной и женщиной. Музыка — это спутник радости, бальзам скорби. В живописи Вермеера музыкальная тематика часто перекликается с темой влюблённости и соблазна («Прерванный урок музыки», «Урок музыки», «Концерт», «Дама, сидящая за вирджиналем», «Женщина с лютней»).

Одинокий пейзаж с человеком — иллюстрирует разлуку влюбленных («Любовное письмо»).

Пара тапочек — символ женщины с сомнительной моралью («Любовное письмо»).

Смятые или отброшенные ноты могут представлять недостижимую гармонию («Любовное письмо, «Бокал вина», «Прерванный урок музыки».

Стол женщины — это стол Господа, и он говорит о единении с Христом, которое традиционно и символически встречается в символах хлеба и вина («Христос в доме Марфы и Марии»).

Ткани — декор, который способствует успеху картины. Скатерти и тканные полотна придают картинам контраст, необходимый Вермееру для закрепления геометрической компоновки. Очень часто используемый предмет интерьера («Женщина с жемчужным ожерельем», «Женщина, держащая весы» и др.).

Три шкатулки (для денег, для украшений, для весов) — символ материальных благ и суетных радостей («Женщина, пишущая письмо», «Женщина, держащая весы»).

Яблоко — означает первородный грех. («Девушка, читающая письмо у открытого окна»).

Таким образом, предметы на картинах Яна Вермеера скрывают заложенные художником коннотации. Символы передают контраст, дополняют композицию и олицетворяют истинный сюжет.

О творчестве этого художника ещё многое предстоит узнать. А недавно стало известно, что Купидон, спрятанный в картине Вермеера 200 лет назад, предстанет перед зрителями .

Автор: Djamilya Art

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ян Вермеер. В чем уникальность художника

В 2003 году на экраны вышел чудесный фильм «Девушка с жемчужной серёжкой». Это трогательная история любви служанки (Скарлетт Йоханссон) и голландского художника Яна Вермеера (Кёлин Фёрт).

Сценарист смело добавляет в сюжет события, эмоции, не придерживаясь автобиографических сведений. Почему?

Да потому, что их просто нет!

Яна Вермеера называют «делфтским сфинксом». Так как истории его жизни мы досконально никогда не узнаем. И лишь картины позволяют почерпнуть хоть какие-то сведения.

Что известно о Вермеере

Известно, что художник родился в городе Делфте (Южная Голландия) 31 декабря 1632 года. Его родители были людьми предприимчивыми: содержали постоялый двор, занимались продажей картин.

В 1653 году Ян Вермеер, от рождения протестант, принимает католичество, чтобы жениться на Катарине Болнес.

С Катариной они родили 15 детей. Даже для XVII века это было много. Голландцы уже тогда знали способы контрацепции. В среднем в семьях было по 4—6 детей. Так что Вермееры были исключением.

В 1675 году он умирает от сердечного приступа. В возрасте 43 лет.

Из-за экономического кризиса в последние годы большая семья Вермееров была вынуждена брать ссуды в банках. После смерти художника его супруга отказалась от наследства в пользу кредиторов.

Лишь картину «Мастерская живописца», которую Вермеер так любил, Катарина всеми правдами и неправдами оставила себе.

Ян Вермеер. Мастерская художника. 1666—1667. Музей истории искусств, Вена.

Вот и все известные биографические данные о великом художнике.

Художественное наследие Вермеера тоже скудное. Всего 35 картин дошли до наших дней. По двум причинам.

Долгое время работы Вермеера не ценились. Ещё в конце XIX века его знаменитая «Девушка с жемчужной серёжкой» была куплена за 2,5 гульдена (в наше время это около 100 рублей)! Смехотворно мало.

Вторая причина: Вермеер работал очень долго над каждой картиной. По году и даже больше (при этом размеры многих из них не более чем 50х50 см).

Но даже такого количества работ хватило, чтобы уже в XX веке Вермеер был признан одним из величайших мастеров всех времён. Наравне с Рембрандтом , Гойей , Веласкесом. Почему же?

Что необыкновенного в Вермеере

В плане сюжета Вермеер создавал довольно типичные для своего времени картины. Тщательно выписанный интерьер. Одна, две или три фигуры — зажиточные горожане. Часто его героини читают или пишут письма.

Это называется бытовой жанр, в котором работало немало художников в Голландии XVII века. Вермеер на первый взгляд ничем не выделялся.

Иногда сюжеты разных художников были очень похожи. Например, «Женщина с весами» Вермеера.

Ян Вермеер. Женщина с весами. 1662—1663. Национальная галерея искусства, Вашингтон.

А это «Женщина с весами» другого голландского художника —Питера де Хоха, который также специализировался на бытовом жанре.

Питер де Хох. Женщина, взвешивающая золото. 1664. Старая национальная галерея, Берлин.

В чем разница? Вроде картина Хоха более красочная, жизнерадостная. Но если приглядеться, она больше похожа на раскрашенную фотографию.

У Вермеера со светом и цветом все тоньше. Он настолько филигранно выписывает освещение, что его картина насыщается сверхъестественным правдоподобием.

Свет падает неравномерно, из небольшого окна у потолка. Художник расставляет тонкие акценты, насыщая цветом одни предметы и высветляя другие. Появляется лиричность и даже некоторая таинственность. И как-то уже сложно это назвать бытовым жанром. Да ещё и весы у женщины почему-то пустые…

Или вот ещё две работы для сравнения. Опять один и тот же сюжет. Девушка читает письмо. Это работа другого современника Вермеера, Герарда Терборха.

Герард Терборх. Письмо. 1660—1662. Королевская коллекция, Лондон.

Максимальная фотографичность. Диву даёшься, как искусно художник написал ткань платья.

А вот для сравнения «Девушка с письмом» Вермеера.

Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. 1657. Галерея старых мастеров, Дрезден.

И вновь поэтизация. Опять хочется додумывать. Ведь это целая трагическая история. Вот девушка держит в руках письмо, озарённая светом, будто некой надеждой.

Кроткая, красивая героиня в нетерпении скользит глаза по странице. Но опущенные глаза говорят нам о крахе всех чаяний.

Но главный герой здесь опять же свет. Посмотрите фрагмент.

Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. Фрагмент. 1657. Галерея старых мастеров, Дрезден.

Свет мягко льётся в окно. Но ведёт себя необычно, разбиваясь на мерцающие крупинки. Как будто волосы девушки, рукава платья, занавес покрыла роса…

Что мы можем сказать о характере Вермеера, анализируя его картины? Кажется, что он был человеком добродушным, мягким. Возможно, скромным и осторожным… Но не все так просто.

Он не боялся использовать яркие краски. Порой применял чистейший ультрамарин и краплак, став примером в смелости цветовых решений для многих художников XIX—XX веков.

Взять хотя бы его знаменитую «Молочницу».

Ян Вермеер. Молочница. 1658-1660. Государственный музей, Амстердам.

Читайте также  Какая порода собак самая редкая в мире

Ее фартук и полотенце на столе написаны чистым ультрамарином. Женщина изображена на фоне почти белой стены, что особенно смело подчёркивает насыщенный цвет.

А вот шляпу этой героини Вермеер написал чистым краплаком.

Девушка с жемчужной серёжкой

Конечно, невозможно не упомянуть о самом известном шедевре Вермеера — «Девушке с жемчужной серёжкой».

Вермеер написал обыкновенную для тех времен «трони». Это погрудное изображение человека в необычном одеянии или с необычными предметами.

Картины-трони так же, как и картины с бытовыми сценами, любили вывешивать в своих домах горожане и зажиточные крестьяне.

Особенно специализировался на трони современник Вермеера, Герард Доу. Он написал немало девушек и бабушек, выглядывающих из окон голландских домиков.

Герард Доу. Девушка с попугаем. 1665. Художественно-исторический музей в Женеве.

То есть это все не портреты. Для трони позировали анонимные модели или домочадцы художника, который наряжал девушку или парня в необычный наряд. В случае Вермеера это восточный чурбан. Герард Доу посадил на палец своей модели попугая. Тоже необычно.

Так как для этих работ позировали анонимно, лишь для того чтобы потом картина была продана совершенно неизвестным людям, никто никогда не записывал их имена.

В вышеупомянутом фильме выдвигается версия о том, что перед нами миловидная служанка Вермеера.

Но учитывая нравы голландского общества XVII века, такая версия маловероятна. Тогда хозяева и слуги держались очень отстранённо друг от друга. Статусные различия максимально подчеркивались. И сложно представить, чтобы служанку позвали позировать художнику.

В конце концов, у Вермеера было много домочадцев. Поэтому охотнее вериться в версию о его старшей дочери Марии, которой на тот момент было 13 лет. Вполне возможно, что именно она позировала отцу.

Кстати, Вермеер написал ещё одну дочь, младшую. Почти в том же развороте и с той же серьгой.

Ян Вермеер. Портрет девушки. 1665-1667. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Она, конечно, не такая симпатичная, как старшая: непропорционально крупная голова, далеко посаженные глаза.

Но Вермеер, очевидно, девочку любил. Не приукрасил ее, хотя и написал с особой нежностью. Подчеркнул озорство в ее глазах.

Вермеер обыкновенный. Камера-обскура

Живописец виртуозно владел перспективой и умением «выставить» свет в своих картинах. Поэтому многие считают, что Вермеер пользовался камерой-обскурой.

Можно заметить, что иногда на его картинах предметы или лица немного не в фокусе. Такой эффект возникает как раз при использовании камеры-обскуры.

Особенно это заметно на картине «Девушка, пишущая письмо». Ее лицо как будто покрыто дымкой.

Скорее всего, даме было сложно долго позировать, и Вермеер просто не успел проработать как следует все оттенки и нюансы. Плюс сказались особенности использования линз.

А вот с одеждой гораздо легче — ее можно надеть на чучело и писать хоть годами. Однако из-за линз часть изображения тоже может оказаться размытым.

Ян Вермеер. Женщина, пишущая письмо. 1665. Национальная галерея Вашингтона.

В 2007 году Тим Дженисон, инженер и предприниматель из Техаса, решил не гадать, а доказать это экспериментально.

Пользуясь теми же линзами и зеркалами, которыми предположительно пользовался и Вермеер, он создал копию картины мастера «Урок музыки».

Удивительно, но до этого эксперимента он никогда не рисовал. Вот что у него получилось.

Тим Дженисон. Урок музыки. 2007.

После этой работы Дженисон прокомментировал: он уверен на 95 %, что Вермеер использовал камеру-обскуру. Однако признал, что создать такое — тяжкий труд. У него самого подготовка заняла 5 лет. А картину он писал 100 дней практически круглосуточно.

И вот для сравнения “Урок музыки” самого Вермеера. Решайте сами, удалось ли Дженисону приблизиться к гению мастера.

Ян Вермеер. Урок музыки. 1662-1665. Королевская коллекция в Сент-Джеймском дворце, Лондон.

На мой взгляд, удалось. Но это не умаляет заслуг художника. Камерой-обскурой пользовались многие живописцы. Тем более в Голландии. Вспомните хотя бы фотографичные картины его соотечественника XV века — Яна Ван Эйка.

Ян Ван Эйк. Чета Арнольфини. 1434. Лондонская национальная галерея.

Вопрос в том, как художник этим чудом техники воспользуется. Сможет ли передать настроение и характер своих героев. Выстроит ли гениально композицию. И чтобы все это привело к работам, которые будут считать шедеврами.

Вермееру это удалось. Хватило бы всего одной картины, чтобы по праву назвать его выдающимся художником.

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Женщина, держащая весы, Ян Вермеер: значение, интерпретация 3 683 Раздел в процессе наполнения и корректировки

Текст ещё не готов

Женщина, держащая баланс Яна Вермеера анализ, интерпретация голландской жанровой живописи: Goldweigher, девушка Взвешивание Pearls ГЛАВНОЕ AZ INDEX

Женщина, держащаявесы (The Goldweigher) Ян Вермеер.Видел, как один извеличайших картин Ever , и важной работаПротестантской Реформации искусства 17 – го века.

Содержание Описание • Интерпретация женщины, держащей равновесие • Дополнительный анализ • Другие работы Вермеера

Описание Исполнитель : Ян Вермеер (1632-75) Medium : Картина маслом на холсте Тип : интерьер жанр картины движения : Голландский Реализм Место : Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия.

Для объяснения других картинок см.: Анализ известных картин.

Художественное образованиеЧтобы оценитьтаких художников жанра, как Иоганнес Вермеер, см. Наши учебные эссе: «Оценка искусства», а также «Как ценить картины».

Несомненно, одна из величайших жанровых картин, когда-либо созданных, « Женщина, держащая весы» была известна – пока подробный анализ не показал, что чаши весов пусты, – как «Голдвейгер» или « Девушка, взвешивающая жемчуг». Отсутствие золота и жемчуга в чешуе установлено анализом цветных пигментов. : на сковороде не было свинцово-оловянно-желтого блика – цвет, который Вермейер обычно использовал для изображения золота – и единственный слой блика на сковороде сильно отличается от обычного «двойного слоя» краски (серый плюс белый блик), который он раньше изображал жемчуг. На столе нет и жемчужин, ожидающих взвешивания. Тем не менее, маленькие, хрупкие весы являются центральной чертой и фокусом картины, которая посвящена сопоставлению преходящих материальных забот и духовных. Это более явно аллегорическая работа, чем обычно, но некоторые элементы остаются неясными. Работа является примером стиля жанровой живописи голландского реализма Вермеера с его сочетанием живописной техники, морального повествования и, прежде всего, интимности – стиля, не имеющего себе равных ни с одним другим. Голландские художники-реалисты из Лейдена, Харлема, Утрехта, Дордрехта или Делфта.

Символизм Как и многие его современники, жанровые картины Вермеера включали в себя богатый символизм, который передавал серьезное послание в остальном приземленный предмет. Женщина изображена тихо стоящей, почти как Мадонна, перед зеркалом. На стене позади нее висит картина Страшного суда в черной рамке. , который представляет духовные заботы и суд Христа; перед ней стол, усыпан жемчугом, золотая цепочка и другие украшения, которые представляют собой материальное имущество человека. Пустые весы, зажатые между ее тонкими пальцами, показывают, что она взвешивает духовные, а не материальные соображения. В ее изображении отсутствует напряжение или конфликт: напротив, она совершенно безмятежна в самопознании (представленном своим отражением в зеркале), что праведный подход состоит в том, чтобы вести умеренную жизнь, в ожидании окончательного суда Бога. (О работе, превозносящей целомудрие, см. « Девушка с жемчужной серьгой» (1664–1616, Маурицхейс, Гаага).

Читайте также  Топ-10 самых кассовых фильмов всех времен

Сочинение Между тем художественный баланс этого шедевра поддерживается традиционной и изысканной техникой живописи Вермеера. Композиция построена вокруг кончиков пальцев женщины, а это как раз то место, где находится точка схода изображения. Это место, отмеченное пересечением руки женщины и нисходящей линией на картине Страшный суд , также является центром всей картины. Также существует динамическая взаимосвязь между рядом вертикальных, горизонтальных и диагональных линий на протяжении всей работы. Таким образом, диагональные линии юбки и левой руки женщины, а также тень на стене контрастируют с прямыми углами картины и стола.

Цвет и кисти Как обычно, множество деталей позволяет Вермееру продемонстрировать свое умение обращаться с цветом и текстурой. Его фирменная палитра синего, серого и желтого придает сцене прохладную тональность и гармонию, в то время как его виртуозная манера письма – включая, например, тонкие отражения в балансе, блики жемчуга и контраст между тонкой голубой тканью в левый передний план и более грубая текстура женского желтого шерстяного платья, а также тонкая обработка света, проникающего через щель в шторах, превращают всю работу в мастер-класс по живописи изобразительного искусства.

Женщина, держащая весы — Ян Вермеер

«Женщина, держащая весы» (1662 — 1665) — восхитительный шедевр зрелого Вермеера, от которого так и веет спокойствием, гармонией и балансом, символом которого являются весы в руке изображенной на картине женщины. Да, картина буквально пронизана безмятежным покоем и неспешностью, с какой, как мы знаем, создавал свои шедевры никуда не торопившийся Вермеер.

Женщина в синей накидке с меховой оторочкой стоит у стола, на котором, помимо синей ткани, находятся шкатулки с нитками жемчуга и золотыми драгоценностями. Из окна слева льется мягкий рассеянный свет, напротив женщины — зеркало на стене, слева — религиозная картина в стиле барокко. Женщина очень спокойна и сосредоточена, поскольку занята важным занятием — она взвешивает золото. Вот собственно, и всё — но так кажется лишь на первый взгляд!

Ключ к разгадке картины лежит именно в весах — а точнее, в том, чего на них нет. Ранее принято было считать, как мы уже сказали, что женщина взвешивает золото, однако относительно недавнее микроскопическое исследование показало, что весы соверешенно пусты — и это в корне все меняет! Женщина, сосредоточившая взгляд на весах, оказывается, вовсе не занята тривиальным «учетом и контролем» драгоценностей. Глядя на весы — символ равновесия и баланса, она думает о неизмеримо более важном: о человеческой жизни!

А что есть жизнь, как не вечный выбор добродетелью и пороком, корыстолюбием и щедростью, добром и злом, светом и тьмой, наконец? Легких решений и готовых ответов, так уж сложилось, здесь никто не предлагает: каждый сам проживает свою собственную жизнь, и сам взвешивает свои поступки и решения, прежде чем сделать тот или иной выбор.

Как только понимаешь, для чего нужны в картине весы, сразу же открывается и другое: луч света из окна делит все пространство картины по диагонали надвое. В области тьмы как раз находятся золото и жемчуга, наверняка призванные символизировать земные блага, а в области света — висящая на стене картина с совсем неслучайным изображением сцены Страшного суда, подчеркивающим всю тщетность и эфемерность земного богатства в сравнении с вечностью.

И вовсе не случайность, что весы в руке женщины находятся как раз на границе между светом и тенью (возвышенным и земным) — это все то же указание на необходимость выбора, который приходится делать каждому из живущих.

Будь на весах золото, картину можно было бы интерпретировать и по-другому (как ее, собственно и принято было понимать ранее): женщина взвешивает именно драгоценности, зеркало на стене отображает всю суетность ее занятия, а картина с изображением Страшного суда напоминает, что за земные грехи и порочные пристрастия рано или поздно придется держать ответ перед Богом.

В целом трактовка близка к озвученной выше, за малым исключением: женщина из «филисофа в юбке» переходит в категорию «любительницы бриллиантов». Существует устойчивое мнение, что моделью в данном случае послужила «родная» жена художника Катарина, однако о том что она любила больше: Бога или брилланты, история сведений не сохранила.

После смерти Вермеера картина входила в большую коллекцию работ голландского художника, принадлежащую типографу Якобу Диссиусу. На распродаже в 1696 году в Амстердаме за картину «Женщина, держащая весы» типограф выручил 155 гульденов — гораздо больше, чем за «Офицера со смеющейся девушкой» (44 гульдена), но несколько меньше, чем за «Молочницу», которая ушла с молотка за 177 гульденов. Это показывает, что картина ценилась современниками Вермеера достаточно высоко.

В наши дни, учитывая репутацию Вермеера как одного из величайших художников мира, а также малочисленность его работ, ценник начинался бы с суммы никак не ниже 90 млн в твердой зеленой валюте — хотя, возможно, мы скромничаем и мелочимся: это же Вермеер!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: