Заросший пруд. домотканово, серов, 1888 - Тайны со всего мира

Заросший пруд. домотканово, серов, 1888

ДМОТКАНОВО. Картины Валентина Серова, написанные в Домотканово.

Домотканово — любимое Валентином Серовым место на земле. «Ароматный воздух полей проникал в самую душу, — вспоминала дочь художника, О.В.Серова. – Дом окружал прохладный парк, который приводил к девяти прудам, а затем начинался еловый лес. Холмистость, еловые дали В.Серов оценил сразу. Он приезжал в Домотканово в самое разное время и живал там неделями… Приезжал он сюда, как в родной свой дом». Здесь он создал около тридцати живописных работ и бессчетное количество рисунков.

Девушка, освещённая солнцем. Портрет М.Я.Симонович. 1888.

Солнцем северным зацелована
Очень юная, сероглазая,
Но как быстро промчится молодость
С ее радостями. соблазнами.
Ты пока еще — ожидание,
И натянуты нервы струнами,
Предвкушаешь свои свидания
Ты с такими же — очень юными.
Ты мечтой своей зачарована,
И под солнышком этим северным,
Ты сидишь, как будто, спокойная,
И пока. просто ждешь.. наверное..

«В то лето, когда Серов писал этот портрет, мы оба находились в усадьбе Домотканово Тверской губернии. Обширный парк с липовыми аллеями создавал какую-то таинственную атмосферу. Серов предложил мне позировать; после долгих поисков в саду наконец остановились под деревом, где солнце скользило по лицу через листву. Задача была трудная и интересная для художника – добиться сходства и вместе с тем игры солнца на лице. Сеансы проходили по утрам и после обеда – по целым дням: я с удовольствием позировала знаменитому художнику, каким мы все тогда его считали, правда, еще не признанному в обществе, но давно уже признанному у нас в семье. Он с удовольствием писал модель, которая его удовлетворяла больше всего, думаю, как идеальная модель в смысле неуставаемости, держания позы и выражения, что дало ему возможность серьезно изучить строение лица и игру света не торопясь и так, как он считал нужным; я же со своей стороны понимала всю важность такой работы для него и знала, что он ценил натуру, которая проникается тем же чувством – сделать как можно лучше, не щадя трудов. Усаживая с наибольшей точностью на скамье под деревом, он руководил мною в постановке головы, никогда ничего не произнося, а только показывая рукой в воздухе с своего места, как на полмиллиметра надо подвинуть голову туда или сюда, поднять или опустить.

Портрет М.Я. Львовой (Симонович). 1895

Заросший пруд. Домотканово. 1888

Старая баня в Домотканово

Дуб в Домотканово. 1890-е

Владимир Дмитриевич Дервиз на скамье. 1892–1893

А.С. Пушкин на скамье. 1899.

Баба в телеге. 1896.

Октябрь. Домотканово. 1895 (По жнивью)

Октябрь. Домотканово. 1895 (По жнивью) (офорт)

Зимняя дорога в Домотканово. 1904

Баба с лошадью. 1898

Баба с лошадью. 1898 (офорт)

Осенний вечер. Домотканово. 1886

Осень. Домотканово. 1892

Портрет В.Д.Дервиза. 1888

Портрет Н.Я. фон Дервиз с ребенком. 1888—1889

Портрет А.Я. Симонович. 1889

У окна. (Портрет О.Ф. Трубниковой). 1886

Летом. Портрет О.Ф. Серовой. 1895

Портрет Ольги Федоровны Трубниковой.

Открытое окно. Сирень. 1886

Стригуны на водопое. Домотканово. 1904

Полосканье белья (На речке). 1901

Русалка (Эскиз к одноименной картине). 1896.

Иллюстрация к басне И.А. Крылова Волк и пастухи. (офорт)

История одного портрета кисти Серова: как сложилась судьба «девушки, освещенной солнцем»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

«Девушку, освещенную солнцем» Серов написал в 23 года. В 1888 г. он гостил в усадьбе Домотканово, у своего друга Владимира Дервиза. Тот был женат на одной из его двоюродных сестер – Надежде, а вторая сестра – Мария – и стала моделью, портрет которой решил написать художник.

Мария Симонович вспоминала, как позировала Серову: «После долгих поисков в саду для выбора места наконец остановились под деревом, где была врыта в землю деревянная скамья. Сидящий на ней освещался тем летним, играющим от листвы, колеблемой бесшумным ветерком, светом, который легко скользил по лицу. Он с удовольствием писал модель, которая его удовлетворяла больше всего, я думаю, как идеальная модель в смысле неуставаемости, держания позы и выражения. Я должна была постоянно думать о чем-нибудь приятном для того, чтобы не нарушать раз принятого выражения. Мы работали запоем, оба одинаково увлекаясь: он – удачным писанием, а я – важностью своего назначения. В начале четвертого месяца вдруг я почувствовала нетерпение; часто художник, желая достигнуть еще более совершенного, портит то, что есть. Я этого боялась и потому со спокойной совестью сбежала, именно сбежала в Петербург под предлогом своих занятий по скульптуре в школе Штиглица».

В 1890 г. в Париже Мария Яковлевна вышла замуж за врача-психиатра Соломона Львова. Он был политическим эмигрантом, и Мария осталась жить за границей вместе с супругом. Она часто приезжала в Россию и обязательно навещала сестру в Домотканово. В один из таких приездов в 1895 г. Серов написал еще один ее портрет, который стал восьмым и последним по счету, и подарил его Марии.

В 1911 г. Серов скончался от приступа стенокардии в возрасте 46 лет. Игорь Грабарь, друг художника, вспоминал, как незадолго до смерти Серов зашел в галерею и долго молча стоял возле этой картины, а потом сказал: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло, тут весь выдохся. И самому мне чудно, что это я сделал. Тогда я вроде как с ума спятил. Надо это временами – нет-нет да малость и спятить. А то ничего не выйдет».

В 1936 г. в письме сестре Мария Яковлевна рассказала интересную историю, связанную с «Девушкой, освещенной солнцем». Как-то раз к ним с мужем зашел в гости русский инженер, проводивший отпуск в Париже. Увидев на стене календарь с этим портретом, он признался, что эта незнакомка 30 лет назад стала его первой любовью: каждый день он ходил в Третьяковскую галерею, чтобы полюбоваться портретом. Он, конечно, не узнал в 71-летней хозяйке дома ту самую девушку. Он был очень удивлен этой встречей, признался, что у нее глаза все такие же, как на портрете, и на прощание сказал Марии: «Благодарю за глаза».

В 1939 г. умер муж Марии Яковлевны, а вскоре началась Вторая мировая война. Ее сыновья были мобилизованы, и она осталась в Париже одна. В ее дневнике сохранились такие записи: «1943, июнь. Мне 78 лет, но живу еще, хотя чувствую, что кончина здесь, близко, сторожит удобный момент. Самое большое мое желание: это приехать в Россию, если не пожить, то по крайней мере взглянуть на всех понимающих меня и. умереть среди вас, чтобы и похоронили по русскому обычаю, и лежать в своей земле. 1944, май. Через месяц мне 80 лет. Русские молодцы, эти победы над немцами придают силу всем людям и надежду освободиться от ненавистного ига. Мое желание и убеждение: так как Серов – художник русский, то произведения его принадлежат русским, родине. Поэтому очень прошу моего сына Андрея сделать необходимые распоряжения и принести в дар Третьяковской галерее мой портрет, который пока находится у него».

Читайте также  Самые большие коты в мире

Мария Яковлевна дожила до 90 лет и умерла в Париже в 1955 г. Последний ее портрет кисти Серова, написанный в 1895 г., так и остался во Франции: сын Марии, микробиолог, лауреат Нобелевской премии Андре Мишель Львов после смерти матери передал картину в парижский музей Д’Орсэ.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Домотканово: прудов каскадных волшебство

«. Раньше чем приняться за работу, я хочу съездить в Домотканово … Ах, летом там чудесно. Неужели ты не приедешь погостить там у этих восьми прудов?» — писал Валентин Серов своей невесте Ольге Трубниковой в 1888 году. Уникальная система прудов сохранилась в Домотканове и по сей день.

В дворянских усадьбах особое место отводилось воде как одной из стихий мироздания. Водоемы в усадебных парках играют такую же важную роль, как зеркало в интерьере. Неслучайно профессиональные гидрологи и ландшафтные архитекторы широко используют термин «зеркало воды». Действительно, вода, отражающая солнечные блики, сияние луны, деревья, павильоны, беседки, статуи, дает парку новое измерение. Именно за счет той самой зеркальности она визуально расширяет границы усадебного пространства и вводит в статичные композиции стихийную игру облаков, динамику водной ряби, появляющейся при дуновении ветра. Вода наполняет парк движением, действием, сообщает ему мотив загадочности, таинственности. Все эти свойства присущи и домоткановским прудам, в общем ансамбле усадьбы занимающим особое место. Из восьми упомянутых Валентином Александровичем Серовым прудов на современной музеефицированной территории усадьбы сегодня располагаются пять водоемов. Площадь водного зеркала прудов, ручья и обводного канала составляет 4960 квадратных метров при общей площади усадебного комплекса в 6.2 гектара.

Деревня Красная Новь, на территории которой расположена усадьба Домотканово, находится на северном (так называемом Бурашевском) склоне Тверской моренной гряды. Рельеф территории довольно сложный — в восточной части усадьбы овраг с крутыми склонами, в котором и расположилась система прудов. Пруды разделены между собою земляными дамбами, сквозь которые прорыты и спрятаны в трубы небольшие каналы. Источником питания рукотворных водоемов являются многочисленные родники, находящиеся за пределами усадебной территории, вода из которых стекает ручьями с северного склона оврага. Там, где их воды сливаются, образуя единое русло, сейчас возведена беседка. Высокое качество воды в родниках отмечалось еще в старину. В здешних ключах «вода необыкновенной чистоты и прозрачности, и не уступает по виду и вкусу знаменитой Мытищинской воде», которая известна с середины XVIII века и, по преданию, была оценена самой Екатериной II. В 1911 году Владимир Дмитриевич Дервиз писал: «В имении находится замечательный ключ, который дает в день более 30 тысяч ведер хорошей питьевой воды и своим истоком образует 9 проточных прудов, которые не замерзают зимой».

Картография Домотканово свидетельствует о том, что в последней трети XVIII века каскад прудов уже существовал, а, значит, комплексная гидротехническая система появилась в усадьбе уже в это время. Усадьба, находящаяся на водоразделе не имела прямого выхода к реке, нуждалась в воде, поэтому пруды были вырыты вручную крепостными крестьянами.

Эпоха классицизма, в которую создавался Домоткановский каскад, предопределила стилистические особенности гидротехнической системы: прямоугольную правильную форму прудов, их симметрию и соразмерность, а также расположение по одной оси. Устроение прудов требовало организации сопутствующей ландшафтной инфраструктуры — беседок, павильонов разного назначения, купален, мостиков; катание же на лодках, прогулки вдоль берегов, а в жаркие летние дни и купания становились неотъемлемой частью усадебных развлечений.

Первый помещичий дом в Домотканово стоял на склоне оврага, восточный фасад его был обращен к прудам. До наших дней он не сохранился. Мы можем лишь представить, как господский дом, находящийся в непосредственной близости от водоема, отражался в зеркальной глади воды. Единственное сохранившееся до наших дней архитектурное напоминание о XVIII веке в старой усадьбе — фрагменты ведущей к прудам белокаменной лестницы на террасированном склоне. В начале ХХ века лестницу нашли и расчистили Дервизы. Как вспоминала Анна Чехова, супруга Мити Дервиза: «Центральная липовая аллея спускается к прудам. Митя слева от нее, у самого пруда, случайно обнаружил под землей каменные ступени. Откопал. Оказалось, лестница очень старая, и никто из домоткановских жителей не подозревал об ее существовании. Митя нарядил меня в старинное платье из бабушкиных сундуков, сфотографировал на ступенях этой лестницы в окружении папоротников. Вышла поэтическая картинка». Впоследствии это место стало излюбленным фоном для семейных фотографий.

К 1886 году, когда усадьбу приобрел Владимир Дмитриевич Дервиз, берега прудов заросли серой ольхой, а зеркало воды покрылось ряской. Новым владельцам для того, чтобы приспособить запустевший парк под нужды хозяев и их многочисленных гостей, пришлось взяться за обустройство усадебной акватории. Именно в это время на четвертом пруду устраивается купальня, а на острове посередине пятого пруда возводится беседка-ротонда.

Самый большой из пяти каскадных прудов Домотканово был запечатлен на полотне Валентина Александровича Серова «Заросший пруд», написанном художником в 1888 году. Отпечаток старины и легкого запустения читается в отражениях темных крон ольхи и подчеркивается контрастом сияющих проталин светлого неба. «Заросший пруд» Серов писал в пасмурные дни, когда в силу погодных условий была невозможна работа над «Девушкой, освещенной солнцем». Своими вдохновителями сам художник считал барбизонцев и в шутку называл написанный им пейзаж «Мой Добиньи – Руссо». Искусствоведы считают, что полотно «Заросший пруд» было высшей точкой развития в пейзажном творчестве раннего Серова, которому на тот момент исполнилось 23 года.

Четвертый по счету пруд системы был самым глубоким, на нем и была возведена купальня, воссозданная сегодня. Красота этого пруда и особенный цвет его воды, коричневый от слоя прелых листьев на дне, настроила Серова писать «Русалку». Как вспоминала Ольга Серова, дочь художника, писал Валентин Александрович на хлипких мостках, ведущих от берега к купальне. Ставя перед собой мольберт, он усаживался на табуретке с ящиком красок. Как-то задумавшись, он подвинулся, центр тяжести переместился и мольберт с холстом полетели в воду, а за ними и сам живописец. В отличие от «Девушки, освещенной солнцем», историю которой мы рассказывали на прошлой неделе, в работе над «Русалкой» Серов не мог положиться на безупречность модели. Никто из женщин, гостивших в Домотканово, не хотел ему позировать в воде, поэтому ему пришлось опустить на веревке в пруд найденную поблизости гипсовую голову Венеры.

На пятом пруду, замыкающем современную каскадную систему, гости усадьбы могут видеть насыпной искусственный остров с беседкой-ротондой — круглой постройкой, увенчанной куполом, который опирается на колонны. Беседка как традиционный элемент ландшафтно-парковой архитектуры XIX века появилась на острове во времена Дервизов, сегодня же в Домотканово мы видим ее современную реконструкцию. Пруды с островом посередине были популярны в провинции. Они создавали дополнительные возможности для отдыха: акватория между островом и материком выглядела как канал, его берега обсаживали деревьями (чаще — липами), которые, разрастаясь, затеняли поверхность воды и почти перекрывали небо над головой. В таком пруду помимо обычного купания, прыжков в воду с подвесных качелей и канатов было возможно и катание на лодке вокруг «острова». В жаркий летний день лодочная прогулка по затененной водной глади могла доставить немалое удовольствие. Как видим, усадебные развлечения, связанные с водой, в Домотканово были достаточно разнообразны.

Читайте также  Караульня, давид тенирс младший, 1642

Обновленная усадьба Домотканово готовится принимать посетителей, и как только в Тверской области наладится эпидемиологическая обстановка, каждый сможет прогуляться вдоль знаменитых каскадных прудов, полюбоваться «Заросшим прудом» и «беседкой на острову», посидеть в экседре, испить вкуснейшей воды из домоткановского ручья и представить себя гостями Владимира Дмитриевича Дервиза и Валентина Александровича Серова.

Картина Осенний вечер. Домотканово Валентина Серова

Валентин Серов: ближний круг. Часть 1

Автору автопортрета шестнадцать лет. Вообще Валентин Серов рисовал себя многократно, но сейчас я выбрала этот. Потому что разговор о ближайшем его окружении — о тех, кого он портретировал, на ком даже «тренировался», — уместно начать с самого раннего возраста художника.

И для начала показать его маменьку.

Глядя на изображение этой валькирии, трудно предположить, что здесь Валентине Серовой всего 34 года (портрет сделан ее сыном в 1880 году). Но за плечами у молодой еще женщины немало усилий по деланию собственной — достаточно необычной для женщин ее поколения — карьеры.

Валентина Серова, урожденная Бергман — первая в России профессиональная женщина-композитор. А также пианистка, музыкальный критик, даже общественный деятель. Оказавшись ученицей композитора Александра Серова, бывшего старше ее на четверть века, она вскоре выйдет за него замуж. И в 26 лет останется вдовой с шестилетним сыном на руках.

Только вот жить затворницей, посвящая себя воспитанию сына, Валентина Серова ни в коем случае не собирается. У нее в планах — дописать недописанную оперу мужа, написать собственную (напишет, и не одну). Сына она оставляет то у знакомых в некоей народнической «коммуне», то у родственников, то в Абрамцеве у Мамонтовых. Временами возит с собой по заграницам, где периодически — и урывками — его обучают люди весьма образованные и квалифицированные. О последнем мать — а она переживет не только мужа, но и сына — впоследствии напишет мемуары — «Как рос мой сын».

Но есть у Серова и портрет отца — причем живописный, большеформатный (отец, Александр Серов — автор опер «Юдифь», «Рогнеда», «Вражья сила», автор симфоний, первый постановщик в России оперы Вагнера «Лоэнгрин», а также автор двух с половиной сотен статей о музыке). Написан портрет в 1889 году. Понятно, что отца Валентин, лишившийся его в очень юном возрасте, вряд ли мог помнить хорошо. Тем более, что над портретами обычно работал подолгу, с многочисленными сеансами позирования. Тут же пришлось опираться на фотографии, на портреты отца, писанные ранее другими художниками. Для фигуры позировал натурщик, интерьер с конторкой тоже был воссоздан — в общем, Валентин Серов работал в привычной для себя манере.

Ну, а теперь к другим родственникам. К семье Симонович — такова была в замужестве фамилия сестры Валентины Серовой, Аделаиды. К сестре Валентина подкидывала надолго малолетнего Тошу, когда тому было еще три-четыре года. А уж с момента своего вдовства — тем более.

Так вот, многие из ранних работ Валентина Серова — как раз портреты многочисленных кузин. В том числе портрет, известный как «Девушка, освещенная солнцем».

Это Маша Симонович, и впоследствии она напишет: «Сеансы проходили по утрам и после обеда — по целым дням. Он изучал и писал лицо в утренние часы, при одном и том же освещении, а после обеда, когда освещение менялось, подготовлял рисунок аксессуаров: руки, одежду и пейзаж.» И так, между прочим, все лето — целых три месяца.

Портрет, надо сказать, привлек внимание публики — но и вызвал активную критику. Особенно возмущались цветовыми пятнами на руках модели.

Мария займется скульптурой (среди ее учителей будет Марк Антокольский), поедет учиться в Париж. Выйдет замуж за врача Соломона Львова, политэмигранта. И так и останется во Франции. Оттуда в конце 1930-х годов передаст в Третьяковку через Роберта Фалька еще один свой порет работы Серова — карандашный набросок.

А вот еще один портрет Марии Симонович-Львовой приехал на нынешнюю московскую выставку из Парижа, из Музея Орсе. Которому он — портрет — был подарен в 1980 году сыновьями героини. Их уже звали Андре Львофф (к слову, нобелевский лауреат) и Стефан Львофф.

Писался же портрет в один из приездов Марии из Парижа. И тоже довольно долго — племянница и тезка модели, Маруся фон Дервиз, вспоминала, как они с сестрой ежедневно собирали свежий букетик (он виден на картине слева).

Но прежде чем разбираться с племянницами, посмотрим и на других сестер.

Чуть моложе Марии — Надежда Симонович.

Это она будет в замужестве носить фамилию фон Дервиз. В чем «повинен» и Валентин: Владимир фон Дервиз был одним из его ближайших друзей, они вместе посещали в Академии художеств мастерскую Павла Чистякова. В конце концов и породнились.

После женитьбы Владимир фон Дервиз приобретает имение Домотканово и активно включается в жизнь земства. Там будут написаны и многие пейзажные работы Серова.

Написал Серов и портрет отца своего приятеля. Дмитрий Григорьевич фон Дервиз, из немецкого дворянского рода, юрист, действительный тайный советник, был одним из авторов судебной реформы 1864 года. Сенатор, член Государственного совета. Ну, и коллекционер живописи — что, возможно, и определило круг интересов сына Владимира.

Ну, и вот портрет Надежды фон Дервиз с ребенком.

Писался в редкие уже приезды Серова в Домотканово (он и сам уже женат, о чем дальше), и писался в результате два года. Поэтому ребенок, которого Надежда держит на руках — это сначала Маруся (впоследствии художница Мария Фаворская), а позже младшая дочь фон Дервизов Лёля.

Вот чуть позже и портрет подросшей Лёли (Елена фон Дервиз станет пианисткой). Все там же, в Домотканове.

Остается добавить, что Домотканово останется столь благоприятным уголком только до революции. В 1919 году Владимир фон Дервиз (Надежды к тому времени уже не будет в живых) переедет к семье дочери Марии в Сергиев Посад. Где окажется хранителем музея при Лавре и предотвратит разграбление экспонатов.

Но вот портрет еще одной кузины. Аделаида Симонович станет женой математика Валериана фон Дервиза (брат мужа сестры, погибнет в Москве во время боев 1917 года). Автор считал портрет незаконченным — успел провести только три-четыре сеанса.

Но надо сказать, что и личная жизнь самого Серова тоже решилась в доме Симоновичей. Здесь помимо многочисленных собственных дочерей имелась воспитанница — Ольга Трубникова.

Этот этюд с сиренью за окном не случаен — он был подготовительным для многочисленных вариантов портрета невесты.

А вот уже портрет жены.

На заднем плане здесь — двое старших детей, Ольга (она напишет воспоминания об отце) и Александр.

Александра мы увидим и на другом портрете, вместе с братом Юрой.

Оба окажутся в эмиграции, где Александр, выпускник Санкт-Петербургского политехнического, отметится на инженерном поприще, а Георгий, ученик студии Вахтангова и один из основателей Первой судии МХТ, будет сниматься в кино и даже выступать в парижском театре «Ателье».

К «ближнему кругу» Серова еще вернемся. Кроме того, о выставке я уже писала здесь и здесь.

Усадьба ДОМОТКАНОВО, Тверская область, Калининский район

Красота этой усадьбы щедро дарила Валентину Александровичу вдохновение. Исследователи творчества Серова даже выделяют особый, «домоткановский» период в его профессиональной биографии. Тем не менее, в наши дни усадьба Домотканово еще недостаточно известна. Давайте же познакомимся с ней поближе!

Читайте также  Мальчик с собакой, бартоломе эстебан мурильо

Кто владел усадьбой Домотканово? Какую роль в ее истории сыграл Владимир Дмитриевич фон Дервиз? Почему Домотканово называли «тверским Абрамцево»? Какие известные деятели культуры гостили в усадьбе? Благодаря чьим усилиям Домотканово было спасено в советские годы? Что происходит в усадьбе сейчас? И были ли вы в усадьбе Домотканово?

Усадьба Домотканово относится к числу наиболее значимых дворянских поместий близ Твери. Она находится всего в 17 километрах от областного центра, и, постепенно возрождаясь, привлекает все больше и больше туристов.

2. В усадьбе Домотканово не будет скучно никому.

История усадьбы Домотканово насчитывает несколько веков. Первые упоминания о ней появились еще в Писцовых книгах XVI века. В ту пору территория современной усадьбы принадлежала помещикам Ржевским. Однако, усадьба часто меняла своих хозяев. В разное время усадьбой Домотканово владели представители семейств Озеровых, Давыдовых, Головиных.

3. Главный дом.

Во второй половине XVII века усадьба более чем на век обрела постоянных хозяев в лице дворян Постниковых и их родственников – семейства Воробьевых. Во времена Постниковых-Воробьевых в усадьбе появился парк, часть которого была выполнена во французском стиле, а другая часть – в английском.

4. План усадьбы.

5. В усадьбе регулярно проходят праздники и мероприятия для туристов.

Парк славился своей живописной и причудливой системой прудов. Центром усадьбы стал двухэтажный дом в классическом стиле. Он был украшен портиком с колоннами тосканского ордера. Первый этаж главного дома усадьбы Домотканово была выполнена из кирпича, а второй – из бревен.

6.

Уже к середине XIX века Домотканово запросто можно было назвать процветающей и хорошо развитой усадьбой. К тому времени в имении появились цветники, оранжереи и множество хозяйственных построек.

7. Картины Валентина Серова расположены в тех местах, где они были написаны.

В это же время главный дом в Домотканово был перестроен в полукаменный. Его внешний вид стал еще более скромным. Многочисленные гости подъезжали к дому по новой подъездной аллее, которая вела их с южной стороны усадьбы.

8.
Семейство Воробьевых продало усадьбу Домотканово в 1886 году. Новыми владельцем усадьбы стал художник и земский деятель Владимир Дмитриевич фон Древиз. Он был очень талантливым и деятельным человеком. Владимир Дмитриевич обладал различных знаний и умений. Он прекрасно разбирался в живописи, был силен в правовых науках, любил музыку и сам умел музицировать, знал толк в старине и музейном деле.

9.
Владимир Дмитриевич фон Дервиз неоднократно избирался Председателем губернского земского правления, почетным мировым судьей Тверского и Корчевского уездов, был членом Тверской Ученой Архивной Комиссии и членом совета Тверского музея. Однако, будучи творчески одаренным он был замечательным управленцем и хозяином для собственной усадьбы.

10. Малые архитектурные формы.

Поселившись в усадьбе вместе со своим семейством, он был изначально ориентирован на то, чтобы развить в Домотканово еще более прибыльное хозяйство. Усилиями Владимира Фон Дервиза в усадьбе появились дополнительные хозяйственные постройки, был разбит масштабный плодовый сад, а также был перестроен главный дом.

11.

12.
Дворянский особняк в Домотканово при фон Дервизах был оформлен с южного фасада террасой с шестью кирпичными колоннами. Благоустройство затронуло и существующую систему парков и прудов.

13. Главный дом находится в процессе восстановления.

14.
Со временем рядом с Домотканово поселился и брат Владимира Дмитриевича, Валериан. Он строит неподалеку от усадебного дома брата свой дом, создавая собственное небольшое имение.

15.
Тем временем, слава Домотканово росла с каждым днем. Гостеприимный, талантливый и общительный хозяин словно магнит притягивал к себе великих деятелей искусства того времени. Современники Владимира фон Дервиза вспоминали, что ему удалось превратить в Домотканово в тверской аналог подмосковной усадьбы Абрамцево, где собирались талантливые художники, деятели культуры и меценаты.

16. Музейная экспозиция.

В Домотканово гостили такие выдающиеся личности, как И.И. Левитан, И.Я. Билибин, В.А. Фаворский, И.С. Ефимов и Н.Я. Симонович-Ефимова, первая в России женщина-композитор В.С. Серова, педагог А.С. Симонович, ученые А.Е. Фаворский, Я.В. Чехов. Культурная жизнь в усадьбе кипела. Здесь проводились творческие и литературные вечера, маскарады и балы, салоны и постановки спектаклей.

17.

18. Знаменитые гости усадьбы.

Одним из тех, кто стал завсегдатаем Домотканово, стал великий русский художник Валентин Александрович Серов. Именно ему было суждено прославить усадьбу Домотканово как в России, так и за ее пределами. Валентин Серов был подружился с Владимиром Дмитриевичем фон Древизом во время учебы в академии. Они сохранили теплые товарищеские отношения и после окончания учебы.

19. Макет имения в Домотканово.

20. Архивные фото.

Валентин Александрович гостил и работал в усадьбе с 1886 по 1911 год. Вдохновляясь удивительной красотой домоткановских пейзажей, он создал здесь свои лучших произведения. Немногие знают, что такие знаменитые картины, как «Девушка, освещенная солнцем» и «Заросший пруд. Домотканово»; «Октябрь. Домотканово», «Баба в телеге», «Баба с лошадью» и почти все другие работы «крестьянского» цикла, а также — иллюстрации к басням Ивана Крылова и многие другие работы художника были написаны здесь, в тверской усадьбе Домотканово.

21.

22. Ну и какая усадьба без котейки?

Валентин Александрович Серов писал свои шедевры в Домотканово вплоть до своей собственной смерти. А спустя несколько лет в России грянула революция 1917 года. Домотканово ждала национализация. Усадьбу разграбили и превратили в колхоз. В эти годы бывшая усадьба Домотканово понесла значительные потери. Усадьбу, где творил Валентин Серов, была спасена исключительно благодаря подвигу небезразличных людей.

23. Хранитель музейных ценностей.

24.

В 1965 году, к столетию со дня рождения В.А. Серова, по инициативе представителей сельской интеллигенции, в Домотканове был открыт народный музей мастера, где располагалась и мемориальная комната. В 1976 году Мемориальный музей В.А. Серова стал филиалом Тверской областной картинной галереи.

25. Искусная работа.

26.
Экспозиция музея, расположенная в четырех залах дома Валериана Дмитриевича Дервиза — брата хозяина усадьбы, знакомит посетителей с ее историей, владельцами и гостями, с событиями происходившей здесь культурной жизни. Особый раздел экспозиции посвящен пребыванию в усадьбе Валентина Серова и созданным им произведениям.

27.

28.

29. В Домотканово вы найдете очень много картин.

В наши дни усадьба продолжает развиваться. Здесь с любовью встречают туристов, проводят для них экскурсии и интерактивные мероприятия. А местная природа, как и в позапрошлом веке, очаровывает каждого, кому хотя бы раз удалось здесь побывать.

30.

31.

32.


Серов В. А.. «Девушка, освещенная солнцем».


Серов В. А.. «Заросший пруд. Домотканово».


Валентин Александрович Серов, автопортрет.


Домотканово до революции.


Вид на главный дом.

1) Официальный сайт музея-усадьбы Домотканово;

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: