Воскрешение сына теофила, мазаччо и филиппино липпи - Тайны со всего мира

Воскрешение сына теофила, мазаччо и филиппино липпи

Капелла Бранкаччи – признанный шедевр флорентийской живописи

Капелла Бранкаччи – часовня в церкви Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции, знаменитая своими стенными росписями эпохи раннего Ренессанса.

Фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи совершили революцию в европейском изобразительном искусстве и предопределили вектор его развития на несколько столетий вперёд.

  1. История создания
  2. Художественные достоинства
  3. Микелино да Безоццо «Обручение св. Екатерины»
  4. Сцены Мазаччо
  5. Видео
  6. Как добраться
  7. Полезная информация

История создания

В 1367 году Пьеро ди Пьювичезе Бранкаччи приказал возвести в еще строящейся церкви Санта-Мария-дель-Кармине фамильную капеллу. На протяжении четырехсот лет капелла принадлежала роду Бранкаччи. Самым известным ее покровителем был выдающийся государственный деятель Феличе де Микеле Бранкаччи.

В 1422 году Бранкаччи сделал заказ росписи капеллы известному мастеру того времени Мазолино да Паникале и пока мало кому известному молодому юноше Мазаччо. Тема для фресок, а именно первородный грех и проповедь святого Петра, была обозначена самим Бранкаччи. Выбор художников оказался столь удачным, что имя Бранкаччи навсегда связали с высшими достижениями в искусстве Италии.

Мазолино и Мазаччо приступили к работе, разделив между собой разные эпизоды из жизни святого Петра. Однако уже вскоре стало понятно, что стили Мазаччо и Мазолино совершенно разные.

Так, фреска «Изгнание Адама и Евы из рая» поражает своей силой и остротой чувств, которые вложил в нее Мазаччо. Если Мазолино вписал Адама и Еву с максимальной мягкостью, то у Мазаччо они выражают бесконечное отчаяние: Адам, прикрывший лицо руками, и Ева в рыданиях, с искаженным от крика ртом.

В 1436 году Бранкаччи объявляют врагом государства. Работа в капелле полностью приостанавливается.

Через полвека цикл фресок были дописаны талантливым мастером – Филиппино Липпи, которого смело можно назвать духовным наследником Мазаччо. Фрески, наконец, получили свое заслуженное признание.

В 1171 году в церкви Санта-Мария-дель-Кармине случился серьезный пожар, который уничтожил практически все ее убранство. Но, к счастью, капелла не пострадала.

Художественные достоинства

Фрески Мазаччо в часовне Бранкаччи считаются шедевром ренессансной живописи, их отличают чёткость линий, жизненная конкретность в изображении персонажей и способность проникать в характеры изображаемых лиц.

Кроме того, великий Мазаччо прожил всего 27 лет, и именно этот цикл остался его главным произведением.

Важным достоинством работ Мазаччо стало то, что он обратил особое внимание на достоверную анатомию своих персонажей, применив полученные им знания из античной скульптуры — поэтому его люди кажутся обладающими реальными, массивными телами.

Кроме того, он помещает свои фрески в реальное архитектурное окружение, обращая внимание на расположение окна в капелле, и написав предметы так, будто они освещаются из этого источника света.

Поэтому они кажутся трехмерными: этот объем передан посредством мощной светотеневой моделировки. Вдобавок, люди соотнесены по масштабу с пейзажным фоном, который также написан с учетом световоздушной перспективы.

Основной темой фресок, по рекомендации заказчика, стало житие апостола Петра и первородный грех. Фрески расположены в два ряда по боковым и задней стенам капеллы (третий ряд люнет утрачен). По низу расположена панель, подражавшая мраморной облицовке.

Микелино да Безоццо «Обручение св. Екатерины»

Это картина, также написанная в1420-е годы, пример стиля интернациональная готика, по сравнению с которым реалистичность фресок в капелле Бранкаччи стала настоящим потрясением.

Сцены Мазаччо

Всего сохранилось двенадцать сцен, шесть из которых полностью, или почти полностью, написаны Мазаччо.

  • «Грехопадения» Адама и Евы
  • «Изгнанием из Рая»
  • «Чудо со статиром»
  • «Проповедь Петра трем тысячам»
  • «Крещение Петром неофитов»
  • «Исцеление Петром калеки»
  • «Воскрешение Тавифы»
  • «Павелнавещает Петра в темнице»
  • «Воскрешение сына Теофила»
  • «Пётр, исцеляющий больных своей тенью»
  • «Пётр, распределяющий имущество общины между бедными»
  • «Распятие Петра и спор Петра с СимономВолхвом»
  • «Ангел освобождает Петра из темницы».

Капелла Бранкаччи правая сторона Капелла Бранкаччи левая сторона

Композиции вертикальных изображений, как правило, соединяют несколько разновремённых эпизодов, что является данью средневековой традиции изобразительного рассказа.

Видео

Ближе познакомиться с картинами, укращающими капеллу поможет приложенное видео.

Как добраться

От железнодорожного вокзала пешая прогулка займет менее 20минут.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Авиация (150)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (14)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2361)
  • Габсбурги (16)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (114)
  • Дальние страны (1258)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (536)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (268)
  • Земля (144)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (715)
  • Истории любви (186)
  • ИСТОРИЯ (2442)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1122)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (30)
  • КУЛЬТУРА (249)
  • КУЛЬТУРНЫЙ КОД (53)
  • Легенды и мифы (185)
  • ЛИТЕРАТУРА (301)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (570)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (30)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (54)
  • Москва (75)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (621)
  • Облака (15)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (197)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (764)
  • Праздники (53)
  • Притчи (34)
  • Проза (478)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (203)
  • Психология (81)
  • Птицы (214)
  • Растения (120)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (106)
  • Россия (1238)
  • Сады и парки (36)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (113)
  • Символы (165)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (77)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1616)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (213)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (195)
  • Фотографии (521)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (804)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
  • ЭПОХА СССР (449)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Мазаччо «Воскрешение сына Теофила»

Мазаччо

Воскрешение сына Теофила — Мазаччо и Филиппино Липпи. 1426-1502. Музей: Капелла Бранкаччи

Мазаччо в середине 1420-х гг. был заказан цикл фресок для капеллы Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции, описывающих жизнь св. Петра. Св. Петр дважды фигурирует в сцене, в которой изображены одновременно два эпизода миссионерского путешествия этого апостола в Антиохию: возвращение им к жизни сына скептически настроенного правителя города Теофила (изображенный сидящим в нише в левой части композиции) и последующая за этим интронизация Петра горожанами в качестве их епископа. На фреске Мазаччо как свидетели этого чуда были изображены, вероятно, члены семьи Бранкаччи. Однако эта фреска была переписана Липпи в 1480-х гг., и многие первоначальные фигуры были заменены портретами современников самого Липпи. Кости под ногами коленопреклоненного мальчика (одного из персонажей, написанных Липпи) указывают, что он уже давно был мертв, когда Петр воскресил его.

Читайте также  Балаганы, кустодиев, 1917

СВ. ПЕТР. Петр, «князь апостолов», занимает особое положение среди учеников Христа, и в иконографии он всегда стоит на почетном месте, по правую руку от Христа. Его значимость подчеркивается в Евангелиях весьма часто — например, когда Иисус соглашается позволить ему идти вместе с ним по воде. После Воскресения Христос является Петру и повелевает ему: «Паси овец Моих». Петр стал проповедовать среди евреев, тогда как святой Павел — среди язычников; считается, что Петр был первым епископом Рима.

Петра принято изображать как бодрого старца с курчавыми седыми волосами и бородой; часто на нем желтый плащ поверх зеленых или синих одежд. Обычный его атрибут — два ключа.

В правой части фрески возле апостола Петра на кафедре стоят (справа налево) — Брунеллески, Леон Батиста Альберти, Мазаччо и Мазолино.

Воскрешение сына теофила, мазаччо и филиппино липпи

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Свежие записи
  • Архив
  • Друзья
  • Личная информация
  • Memories

Капелла Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине Во Флоренции

Капелла Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине знаменита своими фресками,
изучать которые сюда приходили и Леонардо да Винчи, и Микеланджело.

Когда в 1425 году известный живописец Мазолино был нанят богатым флорентийцем по фамилии Бранкаччи для росписи капеллы,
он взял себе в помощники никому не известного юношу с таким длинным и трудным именем, что все называли его просто Мазаччо («мазила»).
Художники разделили между собой сюжеты цикла фресок, посвященных жизни святого Петра.
Уже через несколько месяцев стала замета поразительная разница между работой Мазолино и Мазаччо.

Молодой человек стал первым художником, которому при помощи передачи перспективы удалось изобразить реалистичное пространство, а также правдоподобные жесты, позы и движения. Эти фрески сразу же стали неимоверно популярными. Их приходили копировать Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Рафаэль, Леонардо да Винчи и Микеланджело. Говорят, что именно здесь Микеланджело сломали нос. Это сделал приятель художника, которому Микеланджело сказал, что тот никогда не сможет рисовать так же, как Мазаччо.

Masaccio «Raising of the Son of Theophilus and St Peter Enthroned» 1426-27 г.г. Cappella Brancacci

Masaccio Detail «Raising of the Son of Theophilus and St Peter Enthroned» 1426-27 г.г. Cappella Brancacci

Творческая карьера Мазаччо продолжалась всего шесть лет, поэтому не удивительно, что его наследие невелико. Среди немногочисленных работ живописца особенно знамениты его выдающиеся фрески, которые по-прежнему находятся там, где он написал их, а именно в двух флорентийских церквях — Санта Мария Новелла (здесь можно увидеть «Троицу») и в капелле Бранкаччи при церкви Санта Мария дель Кармине. Фрески капеллы Бранкаччи настолько значительны для истории искусства, что их назвали «основанием, на котором зиждется все здание европейской живописи».

Строительство церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции началось в 1268 году, но освящена она была только в 1422 году. Мазаччо запечатлел это событие на одной из фресок церкви. Фреска называлась «Сагра» и считалась знаменитейшей работой художника, но, к сожалению, была уничтожена приблизительно в 1600 году во время ремонта.

Капелла Бранкаччи — чудом сохранившаяся старинная часть церкви, неоднократно перестраивавшейся. Семейство Бранкаччи построило эту капеллу в середине XIV века, а украшающие ее фрески были заказаны Мазаччо и Мазолино скорее всего Феличе Бранкаччи (1382-ок. 1450), который оставался владельцем капеллы с 1422 по 1434 год. Феличе состоял на дипломатической службе и часто уезжал из города. До нас не дошли документы XV века, подтверждающие работу Мазаччо и Мазолино над фресками в семейной капелле, однако историки полагают, что Феличе заказал роспись вскоре после возвращения из Каира в 1423 году. Таким образом, время написания фресок сужается до периода, ограниченного 1425-1428 годами. Маловероятно, чтобы работа была начата ранее 1425 года, поскольку Мазолино, который, по всей видимости, первым приступил к росписи капеллы, отсутствовал в городе до конца 1424 года. Прекращена же работа была не позже 1428 года, когда умер Мазаччо, а Мазолино уехал в Рим.

Из-за отсутствия документальных подтверждений точная дата создания фресок навсегда останется загадкой, однако для исследователей не представляет труда определить, какая часть работы выполнена Мазаччо и какая — Мазолино. Основные признаки, по которым следует различать стили этих двух художников, сформулировал еще Вазари. В своей книге, вышедшей в XVI веке, он сравнивал две фрески с изображением Адама и Евы, находящиеся в капелле Бранкаччи напротив друг друга. Одна — «Искушение», вторая — «Изгнание из рая». Как отметил Вазари, обнаженные фигуры Мазолино на фреске «Искушение» выглядят более изящными, почти невесомыми, в то время как фигуры, написанные Мазаччо на фреске «Изгнание из рая», воспринимаются как физически плотные тела, занимающие определенное место в пространстве картины. Кроме того, лица Адама и Евы у Мазолино кажутся кукольными, неживыми, а лица Адама и Евы Мазаччо исполнены трагической страсти.

Все остальные фрески в капелле Бранкаччи посвящены эпизодам из жизни святого Петра. Возможно, что сцены с Адамом и Евой были включены для того, чтобы показать источник первородного греха. Фрески расположены в два ряда по боковым и задней стенам капеллы. Всего сохранилось двенадцать сцен, шесть из которых полностью, или почти полностью, написаны Мазаччо.

После того как Мазолино и Мазаччо прервали работу — будто бы ради выгодных заказов, почему они и поспешили в Рим, — фрески в капелле Бранкаччи оставались незавершенными на протяжении более полувека. Лишь в 1480-х годах их дописал Филиппино Липпи.

Филиппино Липпи (ок. 1457 — 1504) — художник, который завершил работу над фресками, начатыми Мазаччо и Мазолино, в капелле Бранкаччи. Он был сыном и учеником Филиппо Липпи (ок. 1406-1469), бывшего в свое время монахом кармелитского монастыря во Флоренции. Современники свидетельствовали, что стать художником он захотел после того, как увидел Мазаччо за работой в капелле.

Филиппо Липпи изгнали из монастыря за любовную связь с монахиней. Плодом их страстной любви и стал Филиппино, который спустя десятилетия завершил фреску Мазаччо «Воскрешение сына Теофила» в капелле Бранкаччи. Он постарался не нарушить замысел своего великого предшественника, поэтому кропотливо копировал его манеру. Кроме того, Филиппино написал три новых фрески на остававшихся до тех пор пустыми стенах капеллы. Как художник Липпи-младший прославился алтарными образами, портретами, фресками, но особенно своими рисунками.

Капелла Бранкаччи во Флоренции

Капелла Бранкаччи – это часовня в храме Святой Марии-дель-Кармине, который находится во Флоренции. Эта капелла широко известна своими прекрасными фресками на библейские темы, написанными в художественном стиле раннего Ренессанса. Об этой уникальной часовне, ее истории и знаменитых фресках будет рассказано в этом очерке.

История капеллы

Церковь Св. Марии-дель-Кармине, в которой находится капелла Бранкаччи, не отличается роскошным фасадом, как и многие храмы во Флоренции. Однако внутри нее скрыта настоящая жемчужина настенной живописи. История ее появления берет начало в далеком 1367 году, когда Пьеро Бранкаччи приказал в строящемся с 1268 года храме Кармине создать фамильную капеллу. Позже сотворенный шедевр стал не только фамильной часовней, но и играл большую роль в жизни флорентийского общества, которое было очень набожным. В ней находилась известнейшая и особо почитаемая флорентийцами икона «Св. Мадонна-дель-Пополо», которая была написана написанная в начале XIII века.

Читайте также  Самые известные произведения гоголя и персонажи его книг

Фрески капеллы

Фрески капеллы Бранкаччи своим появлением обязаны Феличе Бранкаччи. Феличе был потомком основателя капеллы и являлся довольно влиятельным государственным деятелем Флоренции. Помимо этого, он был соперником Козимо Медичи (Старшего), который также занимался политикой.

Бранкаччи примерно в 1422 году заказал художникам Мазаччо и Мазолино сделать фрески в его фамильной часовне в церкви Кармине. Капелла находилась в правом трансепте (поперечном нефе) церкви.

В 1423 году Мазолино приступил к работе и провел первый этап художественной росписи. Он создал фрески люнетов (часть стены, ограниченная полукругом), которые, к сожалению, до настоящего времени не сохранились. Также он расписал свод капеллы Бранкаччи, а после этого покинул Флоренцию.

Продолжение росписи

В середине 1427 года Мазолино вернулся и возобновил свою работу над капеллой. Предполагается, что его напарник Мазаччо во время отсутствия Мазолино занимался росписью часовни, тем не менее документальных подтверждений этой версии нет.

Однако в 1436 году Козимо Медичи вернулся из трехлетней ссылки, и роспись капеллы Бранкаччи Мазаччо и Мазолино прервали. Самого заказчика Козимо Медичи в 1735 году заключил в тюрьму близ города Каподистрия (Словения) на 10-летний срок. Помимо этого, Феличе Бранкаччи был объявлен мятежником, в связи с чем все его имущество было конфисковано.

Завершение работы

Только в 1480 году художник Филиппино Липпи продолжил роспись фреской капеллы Бранкаччи, Мазаччо и Мазолино больше над ней не трудились. Благодаря кропотливой работе Липпи над фресками получилось сохранить стилистику предыдущих мастеров. Существует легенда о том, что Липпи захотел стать художником после того, как в детстве увидел фрески в этой часовне.

Капелла была в собственности у рода Бранкаччи более 400 лет, вплоть до августа 1780 года, когда влиятельный маркиз Рикорди заключил договор на выкуп патронажа часовни. Фрески неоднократно реставрировались, первая реставрация случилась в XVIII веке. В 1771 году в церкви произошел пожар, и фрески были повреждены копотью. Однако реставраторам удалось восстановить средневековый шедевр.

В середине и конце XX века были проведены последние масштабные реставрационные работы, которые коснулись не только фресок, но и архитектуры капеллы Бранкаччи. Был реконструирован бифорий (стрельчатое двустворчатое окно), который находился за алтарем, и входная арка. Арка, ведущая в капеллу, была переделана из стреловидной в полукруглую. По свидетельствам очевидцев, капелла и сама церковь раньше более были приближены к готическому стилю.

Описание фресок

Тематика фресок, по желанию заказчика, в основном касалась жизни апостола Петра, а также первородного греха. Фрески находятся на задней и боковых стенах капеллы в два ряда, третий ряд был утрачен. Под фресками расположена панель, которая имитирует мраморную облицовку.

До настоящего времени удалось сохранить 12 сцен, половина из которых были созданы Мазаччо практически полностью либо при помощи Мазолино. Начинается серия фресок с «Грехопадения», далее следует «Изгнание из Рая». Продолжают серию фреска «Чудо с сатиром» (на которой, предположительно, художники изобразили своего заказчика), затем идут работы, которые называются:

  • «Проповедь Петра 3 тысячам»;
  • «Крещение Петром неофитов»;
  • «Исцеление Петром калеки»;
  • «Воскрешение Тафивы»;
  • «Воскрешение сына Теофила»;
  • «Распятие Петра и спор Петра с Симоном Волхвом»;
  • «Петр, исцеляющий больных своей тенью»;
  • «Петр, распределяющий имущество общины между бедными»;
  • «Ангел освобождает Петра из темницы»;
  • «Павел навещает Петра в темнице».

Роспись была выполнена в очень реалистичном стиле для того времени. Фрески капеллы Бранкаччи во Флоренции были одними из первых подобных живописных новшеств. Они буквально потрясли людей, которые до того момента ничего подобного не видели.

Образец стиля

Важно отметить, что фрески капеллы Бранкаччи являются шедевром живописи эпохи Возрождения. Они отличаются четкостью и точностью линий, особой реалистичностью персонажей и передачей их настроения и характера. Жизнь Мазаччо была очень короткой, он прожил всего 27 лет, и это произведение стало главным для него.

Эти фрески, благодаря примененной новой технике изображения, а именно воздушной и линейной перспективе, моментально оказались объектом для подражания. Они стали называться основой (фундаментом) для всей живописи эпохи Ренессанса.

Считается, что именно эти фрески послужили ориентиром для большинства великих художников и скульпторов того времени. Например, такие мастера, как Леонардо да Винчи, Сандро Ботичелли, Микеланджело Буанаротти и Рафаэль Урбинский именно здесь перенимали художественный опыт, который позже использовали в своих гениальных произведениях.

Фрески в капелле Бранкаччи являются настоящим художественным шедевром эпохи Возрождения, который удалось сберечь до нашего времени. Если вы приедете во Флоренцию, после посещения ее многочисленных достопримечательностей обязательно зайдите в эту капеллу. Вы будете поражены красотой и энергетикой этого уникального места.

Воскрешение сына теофила, мазаччо и филиппино липпи

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Мазолино-Мазаччо. Удостоверилась самолично)

Как бывает важно (для понимания) и интересно (для развлечения) увидеть что-то «живьём». Недавно побывала в капелле Бранкаччи (церковь Санта Мария Кармине во Флоренции). Очевидцы пугали невозможностью попасть без предварительного заказа. Оказалось примерно так)

Народ периодически появлялся, но в очередь не выстраивались. Не сезон.

Наконец четко увидела и поняла разницу между Мазаччо (1401-1428) и Мазолино (1383-1440 или 1447). Эти два мастера раннего кватроченто (XV в.) неоднократно работали вместе (а с легкого пера Вазари и, учитывая, что Мазаччо был младше Мазолино на 17 или 18 лет, сложилось мнение, что первый являлся учеником последнего), но были абсолютно разными, даже можно сказать антиподам: Мазолино – готика, Мазаччо – Возрождение.
До того я могла отличить «чьих кистей полотна» только в «Грехопадении» (Мазолино) и «Изгнании из Рая» (Мазаччо). Но эти различия более чем очевидны любому.

Мазолино «Грехопадение» Мазаччо «Изгнание из рая»

Когда-то фигурам в «Изгнании» были пририсованы листья. Вот таким образом.

Фрески вообще сильно пострадали — в XVIII веке их несколько раз «реставрировали», а в 1771 г. случился Большой флорентийский пожар и копоть въелась в поры штукатурки, сильно изменив цвет.

Вот они же на выступающих пилястрах при входе в капеллу. Сразу разъясняют входящим — что бывает за грехи.

Такой сильный теневой контраст, как в «Изгнании из рая» Мазаччо использовал практически во всех своих работах, что делало изображаемое объемным, реалистичным и пространственным.

Внимательно пригляделась к другим фрескам и отчетливо увидела: апостол Петр (цикл росписей посвящен его жизни и чудесам) у Мазолино «приставлен» к фону и как бы «парит», а у Мазаччо твердо стоит на земле.

Мазолино «Проповедь Петра трем тысячам» Мазаччо «Крещение Петром неофитов»

Вот что делает светотеневая моделировка в умелых руках.

Интересно, что одна из фресок цикла выполненная Мачаччо называется «Пётр исцеляет больных своей тенью» или просто «Исцеление тенью». Очень символично получилось — Петр исцелил своей тенью больных, Мазаччо – живопись, погруженную в летаргию готических грёз, придав фигурам невероятную пластическую выразительность.

Читайте также  Какое самое маленькое государство в мире по площади и населению

Второе явственное отличие – это перспектива.
Например, сравните здания переднего плана на фресках «Святой Пётр, исцеляющий калеку и воскрешающий Тавифу» Мазолино (считается, что задний план написал Мазаччо)

и «Чудо со статиром» Мачаччо. (Когда была маленькая, то думала, что в книжке опечатка, и правильное название — «Чудо с сатиром». Сатир слева моет руки))

Слишком крутой подъём линий у Мазолино делает правый портик, в котором сидит Тавифа коробом и превращает перспективу в плоскость. В приведенной фреске «Проповедь Петра трем тысячам» противоположная ошибка – слишком низкая линия горизонта, делающая горы заднего плана картонными декорациями.

Благодаря этим двум составляющим — светотеневым контрастам и трехмерной перспективе, мы имеем третье отличие — на редкость выразительные фигуры и новые ракурсы.

Фрагмент «Крещения Петром неофитов». Ничего подобного в итальянской живописи до Мазаччо (да и некоторе время после) я не встречала.

Ну, и последнее, что заметно в работах Мазаччо даже не особо искушенному зрителю, — индивидуальные образы. В том числе портреты, включая собственный.
Фрагмент фрески «Воскрешение сына Теофила и проповедь Петра». Думаю, не нужно объяснять — где автопортрет.

А вот она полностью. Была начата Мазаччо, а завершена через полвека Филиппино Липпи.

Если внимательно посмотреть, то можно с большой долей вероятности предположить какие фигуры дополнены Липпи — группы слева и посереднине. В основном — по более яркому цвету.

На это фрагменте четвертая голова слева написана Мазаччо. Липпи, когда заврешал сцену почему то оставил этого персонажа без ног.

А здесь можно увидеть «нестыковку» — справа от стоящего бородача в зеленом вклинилось непропорциональное по размеру лицо. Вот от этого лица еще семь фигур вправо плюс ребенка, воскрешенного сына и саму фигуру (без головы) Теофила, стоящего на коленях в молтивенной позе добавил Липпи. У Петра хорошо заметна разница в цвете частей рукава — это граница.

Мазолино был очень хорошим художником. Ему просто «не повезло», так как пришлось работать бок о бок с гением. И тень Мазаччо накрыла его. Даже наиболее удачные работы Мазолино приписывались впоследствии его молодому помощнику. При этом, повторюсь, он был прекрасным художником, оставаясь в рамках общепринятой тогда позднеготической традиции. Но ведь по существу вся итальянская живопись первой половины XV века оставалась готической – потусторонней, возвышенной, стилизированной и задрапированной: застенчивые мадонны и нарядные ангелы Фра Анжелико, пышная сказочность Джентиле да Фабриано, рыцарская романтика Пизанелло, многофигурная роскошь Лоренцо да Монако, богатая декоративность уже более позднего Гоццоли и т.д. и т.п.

У Мазолино можно найти фрагменты, где он как мне кажется, он все же переступает тречентистскую традицию.
В Галерее Уффици висит еще одна совместная работа Мазолино и Мазаччо, написанная ими для флорентийской церкви Сант-Амброджо «Мадонна с младенцем и св. Анной».

Мазаччо написал Марию и младенцем и правого верхнего ангела.

Чтобы там ни писали искусствоведы, я считаю, что Анна Мазолино не уступает Марии Мазаччо. И лицо, и взгляд, обращенный на младенца, и простертая рука.
Что нельзя сказать про ангелов.

Мазолино Мазаччо

Дальше. «Пьета» для баптистерия в коллегиальной (монастырской) церкви Сант-Андреа в Эмполи (сейчас в музее при церкви), 1424 г. Прекрасные жесты и лица, полные отчаяния, облегченные драпировки и главное достаточно объемные фигуры.

В дальнейшем у Мазолино встречаются объемные фигуры.
Например, в сцене Крещения из баптистерия в Кастильоне Олона (Ломбардия) 1435 г. фрески безусловно готические, но имеется один интересный фрагмент. Вообще-то здесь принято обращать внимание на речной пейзаж, но мне кажется он не более чем фон. И представляется более удачной группа справа. В частности, человек, стоящий спиной. По сравнению с фигурами ангелов на потивоположном берегу раздевающиеся люди кажутся монументальными и реалистичными.

Фреска капеллы св.Екатерины римской церкви Сан-Клементе «Чудо с колесом», между 1427-1431 гг. Мужчина в нижнем левом углу.

Мазолино до конца жизни не оставлял попыток передать перспективу.

Лицевая центральная часть триптиха «Закладка храма Санта Мария Маджоре» (Национальная галерея Каподимонте, Неаполь) 1427-28 гг. Композиция — вглубь, зрители — полукругом, арки перспективно сокращаются, холмистый пейзаж вдали — кажется еще немного и всё у него получится. Но облака.

Перспектива Мазолино так никогда и не удалась. Более того, иногда она становится прямо-таки бутафорской.
Как в «Благовещении» (между 1427-1430 гг., Национальная галерея в Вашингтоне).

Сравним с «Троицей» Мазаччо (между 1425-1428 гг., Санта Мария Новелла, Флоренция)

Ну вот, хотела написать о таланте Мазолино, а в сущности получилось о гениальности Мазаччо).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: