Виды залов зимнего дворца. кабинет императрицы александры федоровны, эдуард гау, 1858 - Тайны со всего мира

Виды залов зимнего дворца. кабинет императрицы александры федоровны, эдуард гау, 1858

Эдуард Гау — интерьеры Зимнего дворца

Эдуард Гау — Зимний дворец — Петровский зал

Эдуард Петрович (Иванович) Гау (1807, Ревель — 1887, Дерпт) — русский художник, мастер архитектурной акварели. Художник работал с акварелью в технике отмывки. Его «портреты интерьеров» выполнены с большим мастерством — точное построение перспективы, прорисовка деталей очень тщательная.

Наибольшую известность художнику принесли акварели интерьеров известных зданий Москвы, Санкт-Петербурга, Гатчины, написанные по заказу императорской семьи, хотя известно и несколько портретов в его исполнении. В Москве он рисовал интерьеры Большого Кремлёвского дворца, Николаевского дворца; в Санкт-Петербурге — Михайловского замка, Зимнего дворца и Эрмитажа, в Гатчине — интерьеры Большого Гатчинского дворца.

Слово «интерьер» имеет французское происхождение и переводится как «внутренний». Интерьером художники назвали жанр живописи, который предполагает изображение помещений и их внутреннего убранства. Это картины, которые воспевают жилье — на них изображена мебель, кухонная утварь, домашние вещи.

Зачатки этого жанра возникли еще в эпоху Возрождения. На иконах и картинах с религиозным сюжетом можно увидеть качественно прорисованные элементы внутреннего убранства. Библейские сюжеты происходят в помещениях — кельях, храмах, дворцах. Художники реалистично передают предметы обстановки и внутреннего убранства.
Окончательно жанр интерьера сформировался в Голландии. Художники воспевают быт, простое человеческое существование. Героями их картин становятся предметы домашней обстановки. Люди могут присутствовать в этих сюжетах, но их изображают, как правило, в статичных позах, в качестве дополнения к общему замыслу.

На первый взгляд интерьерная живопись достаточно проста и даже примитивна. Однако, при ближайшем рассмотрении интерьерный жанр является довольно сложной живописью, требующей определенного мастерства. Детальное изображение предметов, игра со светом и тенью, благодаря которой солнечные блики как будто скользят по помещению, перспектива — все это создавало неповторимую обстановку, которая ощущалась при взгляде на подобные картины. Произведения искусства передавали атмосферу тишины, величие домашнего уюта. Недаром некоторые специалисты называют интерьер «портретом помещений».

Начиная с XVII века и заканчивая XX-ым, жанр интерьера развивается, при этом в разных странах обрастает индивидуальными особенностями. Наибольшее распространение жанр получает в странах Северной Европы и в России. Произведения, выполненные в этом жанре, воспевают жизнь человека в его домашнем мире, передают реалистичность обыденной жизни. В начале XX века, в картинах русских мастеров, можно увидеть грусть по уходящей эпохе. Многие картины несут психологическую нагрузку, позволяя додумывать развитие сюжета.

Изображение интерьера требует «портретного сходства» с натурой. Здесь необходимо передать характер помещения, особенности его окраски, детали. Но это не просто фиксирование состояния натуры. В живописи интерьера, как и в живописи натюрморта, художник должен отразить эпоху, быт, культуру, интересы, социальное положение и профессию человека, различные оттенки его чувств и настроений.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОКОИ ЦАРЕЙ И ИХ РОДСТВЕННИКОВ

Эдуард Гау — Большой кабинет императора Николая I

Эдуард Гау — Кабинет императора Александра II

Эдуард Гау — Бильярдная комната императора Александра II

Эдуард Гау — Рабочий кабинет Великого князя Николая (будущего императора Николая I)

Эдуард Гау — Спальня Великого князя Николая (будущего императора Николая I), малый Эрмитаж

Эдуард Гау — Большая гостиная императрицы Александры Федоровны (жены Николая I)

Эдуард Гау — Кабинет императрицы Александры Федоровны (жены Николая I)

Эдуард Гау — Спальня императрицы Александры Федоровны (жены Николая I)

Эдуард Гау — Большой кабинет императрицы Марии Александровны (жены Александра II)

Эдуард Гау — Будуар императрицы Марии Александровны (жены Александра II)

Эдуард Гау — Малиновый кабинет императрицы Марии Александровны (жены Александра II)

Эдуард Гау — Спальня Великой княгини Марии Александровны (дочери Александра I)

Эдуард Гау — Гостиная Великой княгиня Марии Александровны (дочери Александра I)

Эдуард Гау — Спальня великой княгини Марии Николаевны (дочери Николая I, в замужестве герцогини Лейхтенбергской)

Эдуард Гау — Малый кабинет Великой княгини Марии Николаевны (дочери Николая I, в замужестве герцогини Лейхтенбергской)

Эдуард Гау — Большой кабинет Великой княгини Марии Николаевны (дочери Николая I, в замужестве герцогини Лейхтенбергской)

Эдуард Гау — Жёлтый салон Великой княгини Марии Николаевны (дочери Николая I, в замужестве герцогини Лейхтенбергской)

Эдуард Гау — Гостиная герцога Максимилиана Лейхтенбергского (мужа Великой княгини Марии Николаевны)

ДРУГИЕ ЗАЛЫ ЗИМНЕГО ДВОРЦА

Эдуард Гау — Голубая спальня

Эдуард Гау — Гостиная в стиле рококо с купидонами

Эдуард Гау — Зимний дворец — гостинная

Эдуард Гау — Зимний дворец — зеленая спальня

Эдуард Гау — Зимний дворец — караульное помещение

Эдуард Гау — Зимний дворец — туалетая комната

Эдуард Гау — Зимний дворец вторая комната военной галереи

Эдуард Гау — Зимний дворец гостинная

Эдуард Гау — Интерьер Зимнего дворца — угловая комната

Эдуард Гау — Собор Спаса Нерукотворного в Зимнем дворце

Виды залов зимнего дворца. кабинет императрицы александры федоровны, эдуард гау, 1858

Мастер архитектурной акварели

Эдуард Петрович (Иванович) Гау (1807-1887)

Известным живописцем-акварелистом середины XIX века был и Эдуард Петрович (Иванович) Гау. Уроженец прибалтийского города Ревеля (ныне Таллина) учился в Академии художеств в Дрездене (1830—1832).

В 1838 году Э. Гау получил от Императорской Академии художеств звание неклассного художника.

Стал известным своими строгими акварельными изображениями интерьеров Эрмитажа и Зимнего дворца, которые представляли и представляют большую ценность для истории русской культуры.

Всех ценителей творчества этого художника впечатляет его работа с интерьерами, которые он зарисовывал. Высокая точность прорисовки и проработанная перспектива выделяют в этом художнике особый талант.

Кабинет императрицы Александры Федоровны

Готическая гостиная великих княжен,в стиле второго рококо

Военная библиотека императора Александра II

Большая гостиная императрицы Александры Федоровны

Пятая запасная половина. Гостиная вел. княжны Марии Александровны

Белая гостиная императрицы Александры Федоровны

Вторая запасная половина. Первый зал

Зал Совета императора Александра I

Третья запасная половина. Спальня

Кабинет императора Александра II

Третья запасная половина. Гостиная

Третий зал Военной галереи

Третья запасная половина. Четвертая комната

Третья запасная половина. Гостиная

Туалетная комната императрицы Александры Федоровны

Большая гостиная императрицы Александры Федоровны

Спальня императрицы Александры Федоровны

Второй зал Военной галереи

Спальня императрицы Александры Федоровны (2)

Вторая запасная половина. Гостиная

Вторая запасная половина. Спальня

Гостиная в стиле второго рококо

Учебная комната во второй запасной половине дворца

Бильярдная императора Александра II

Учебная комната во второй запасной половине дворца

Большой кабинет императора Николая I

Серия сообщений «Музеи»:
Часть 1 — Музей Остапа Бендера
Часть 2 — Коты Эрмитажа. Потрясающие открытки Эльдара Закирова
Часть 3 — Царские интерьеры — Виды залов Эрмитажа и Зимнего Дворца | Эдуард Гау (часть 1.)

Виды залов зимнего дворца. кабинет императрицы александры федоровны, эдуард гау, 1858

Акварель «Арка Главного штаба» восхищает точностью, с которой художник запечатлел один из красивейших уголков Петербурга. Он выбрал интересный ракурс, показывающий вид с Большой Морской улицы через арки на Дворцовую площадь с колонной Михаила Архангела. В этой работе проявились главные особенности творчества мастера: точность и документальность в изображении городского пейзажа, не лишенного, однако, поэтического настроения. Но Садовников интересуется не только архитектурой, в его акварелях Петербург — живой город: прогуливаются нарядно одетые дамы, мчатся запряженные сани, точно переданы люди разных сословий. Творчество художника — прекрасный исторический документ, он живо и легко показал городскую жизнь эпохи правления Николая I.

Читайте также  Самые дорогие дома в мире: роскошные и красивые + фото

Эдуард Гау (1814–1891) Виды залов Зимнего дворца. Кабинет императрицы Александры Федоровны 1858. Бумага, акварель. 27×31,6

Эдуард Гау — русский художник середины XIX века, уроженец Ревеля, прославившийся прекрасными акварельными портретами современников середины XIX века. Кисти Гау принадлежат и многочисленные акварельные изображения интерьеров Эрмитажа и Зимнего дворца, представляющие большую ценность для истории русской культуры. Работа «Виды залов Зимнего дворца. Кабинет императрицы Александры Федоровны» поражает легкостью и четкостью передачи всех деталей насыщенного интерьера. С фотографической точностью изображены росписи голубого потолка с женскими фигурами, обтянутые красным шелком стены с висящими на них копиями картин Рафаэля, замысловатый узор цветастого ковра и обивки мебели. «Кабинет императрицы» — пример частного жилого интерьера середины XIX века, полностью отображающий вкус венценосной хозяйки и модные веяния того времени. Работа художника служит наглядным пособием по оформлению пространства в стиле «бидермайер».

Широко распространившаяся во второй половине XIX века фотография постепенно вытеснила подобные акварельные произведения.

Иван Константинович Айвазовский (1817–1900) Корабль среди бурного моря 1887. Холст, масло. 97×62,5

Прославленный художник-маринист и баталист Иван Константинович Айвазовский, армянин по происхождению (Айвазян), большую часть жизни работал в России. Его творческое наследие огромно, а популярность произведений лишь растет. В своих морских пейзажах живописцу удавалось воссоздать величественные картины борьбы кораблей со стихиями, грозные баталии, прелесть штиля и поэтичные ночные морские виды.

В картине «Корабль среди бурного моря» ясно читается романтический характер работы. Прошедшая буря нанесла непоправимый ущерб кораблю, его канаты перепутались и безвольно повисли среди мачт. Судно скрипит и стонет, еще держится на плаву, но жестокие волны постепенно сломят сопротивление и увлекут его ко дну. Осиротевший корабль в спешке покидают сидящие в шлюпке люди, отчаянно гребущие к берегу. Грозовое небо не до конца распогодилось, чуть проблескивают лучи солнца, озаряя холодную и пенящуюся поверхность морской глади. Зритель видит сквозь безбрежные просторы голубых волн обломки погибших кораблей. С каждым мазком мастера полотно становится все более драматичным.

Айвазовский — подлинный художник, влюбленный в природу и бескрайнее море.

Иван Николаевич Крамской (1837–1887) Портрет императрицы Марии Федоровны в жемчужном уборе 1880-е. Холст, масло. 55×47

Русский живописец и рисовальщик Иван Николаевич Крамской был разносторонне одарен. Он работал как мастер жанровой, исторической и портретной живописи, являлся видным художественным критиком. Обучаясь в Императорской Академии художеств, Крамской возглавил «Бунт четырнадцати» художников, отказавшихся писать выпускную работу на тему скандинавской мифологии и просивших выбрать тему самостоятельно. Позже он стал одним из основателей и идеологов Товарищества передвижных художественных выставок (Товарищества передвижников). Талант Крамского-портретиста высоко ценили и монаршие особы. В 1880-е ему был заказан портрет императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III.

Великолепный парадный портрет показывает еще достаточно молодую, хрупкую императрицу в жемчужном уборе. Восхитительные драгоценности не затмевают тонко прописанное волевое лицо правительницы, на долю которой выпали и годы семейного счастья, и страшные потрясения, связанные с гибелью детей и внуков в революционное время.

Константин Егорович Маковский (1839–1815) Портрет великой княжны Марии Николаевны 1905. Холст, масло. 133×84

Константин Егорович Маковский начинал свою художественную карьеру как участник Товарищества передвижников, выставляясь с картинами на тему повседневной жизни народа. Однако со временем его интересы поменялись, и с 1880-х он стал успешным салонным портретистом.

Образы детей, трогательные и нежные, — одна из наиболее сильных сторон творчества живописца. Мария Николаевна являлась третьей дочерью императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Четыре сестры были дружны между собой, но всеобщей любимицей считалась именно Мария. Глядя на картину Маковского, кажется, что девочка в легком белом платье, прижимающая к себе куклу, лишь на минуту присела попозировать художнику. Еще мгновение — и она соскользнет с большого кресла и помчится играть к своим сестрам. Воспитатель царских детей писал, что Мария отличалась крепким здоровьем и добросердечием, была красавицей, хотя немного крупной для своих лет, за что родственники в шутку называли ее «доброй толстой Туту». Однако княжна на них нисколько не обижалась.

Судьба юной девушки была трагична. В июле 1918 Мария вместе со всей императорской семьей была расстреляна большевиками в Екатеринбурге.

Андрей Андреевич Карелин (1866–1928) Портрет митрополита Антония 1911. Холст, масло. 140×108,5

Первые навыки рисунка, основы живописи и фотографии Андрей Андреевич Карелин получил у

Виды залов зимнего дворца. кабинет императрицы александры федоровны, эдуард гау, 1858

Э.П. Гау. Первая запасная половина. Гостиная герцога М. Лейхтенбергского. 1868 г.

Э.П. Гау. Первая запасная половина. Малый кабинет великой княгини Марии Николаевны. 1867 г.

Э.П. Гау. Первая запасная половина. Спальня великой княгини Марии Николаевны. 1867 г.

Э.П. Гау. Первая запасная половина. Туалетная великой княгини Марии Николаевны. 1867 г.

Э.П. Гау. Первая запасная половина. Большой кабинет великой княгини Марии Николаевны. 1867 г.

Э.П. Гау. Первая запасная половина. Кабинет герцога М. Лейхтенбергского. 1868 г.

После смерти императрицы Марии Александровны (1880 г.) и императора Александра II (1881 г.) их комнаты вошли в состав Первой запасной половины. С одной стороны, эти комнаты носили мемориальный характер, а с другой – официально значились в составе Первой запасной половины. По документам перечень комнат этой половины выглядел следующим образом: 1-я комната (от Александровского зала), 2-я комната, 3-я, 4-я и 5-я комнаты, Кавалергардский пикет, Приемная (общая). Далее шла «Мужская половина», т. е. комнаты императора Александра II: Гостиная, Кабинет, Опочивальня, Камердинерская. «Женская половина» включала: Желтую гостиную, Розовый кабинет, Библиотеку, Опочивальню, Уборную, Угловой кабинет (Зеленый), Ванную, Белый зал, В фонарике Столовую «Ея Величества» и Золотую гостиную[67].

Э.П. Гау. Первая запасная половина. Туалетная герцога М. Лейхтенбергского. 1867 г.

Э.П. Гау. Первая запасная половина. Салон герцога М. Лейхтенбергского. 1866 г.

На первом этаже южного фасада Зимнего дворца при Александре II между подъездом императрицы и до главных ворот, ведущих в Большой двор, окнами на Дворцовую площадь, шли помещения Дежурных дворцовых гренадер (2 окна), Свечной должности (2 окна) и отделение Военно-походной Канцелярии императора (3 окна). Далее шли помещения «Гоф-фурьерской и Камер-фурьерской должности». Эти помещения заканчивались у Комендантского подъезда, справа от которого начинались окна квартиры коменданта Зимнего дворца.

Примечательно, что ранее 6 комнат первого этажа занимала квартира гоф-фурьера Даниила Григорьевича Бабкина (1771–1858)[68]. Далеко не всякий гоф-фурьер имел подобную квартиру в Зимнем дворце. Впрочем, у красавца гоф-фурьера имелась большая семья, а один из сыновей рослого Бабкина при Николае I вышел в генералы.

Вид на южный фасад Зимнего дворца. Февраль 1913 г.

На антресолях первого этажа южного фасада Зимнего дворца при Александре II располагались две квартиры. Справа от Главных ворот, окнами на Дворцовую площадь выходили окна квартиры фрейлины Бартеневой 2-й. Справа от Комендантского подъезда располагалась квартира камер-фрейлины Е.Ф. Тизенгаузен[69].

Весь третий этаж южного фасада, вдоль длинного Фрейлинского коридора, занимали квартиры фрейлин. Поскольку квартиры фрейлин являлись своего рода служебной жилой площадью, то по воле хозяйственников или самого императора фрейлин могли перемещать из одной квартиры в другую. Так, 22 января 1827 г. «Государь Император Высочайше повелеть соизволил фрейлину Пущину переместить в комнаты, которые занимала в Зимнем Дворце фрейлина Глазенап, а в ее комнаты поместить фрейлину Чихачеву»[70].

Читайте также  Самые необычные люди мира с невероятными способностями

Если одни штатные фрейлины, быстро выходя замуж, навсегда покидали Зимний дворец, то другие жили там десятилетиями, встречая в стенах императорской резиденции не только старость, но и смерть. Некоторые из жительниц Фрейлинского коридора, так или иначе, оставляли свой след в российской истории, другие уходили бесследно.

Портрет Е.Ф. Тизенгаузен

Для того чтобы представить, кто жил на третьем этаже южного фасада Зимнего дворца в квартирах, выходящих на Дворцовую площадь, приведем их поименный список на февраль 1827 г. по «Расписанию квартир в верхнем этаже Зимнего Дворца по номерам, значащимся на плане сего этажа».

П.Ф. Соколов. Портрет И.Г. Полетики

Итак, глядя на фасад Зимнего дворца, проведем взглядом по окнам третьего этажа от юго-западного ризалита к юговосточному: кв. № 1 – гофмейстрины Ховен[71]; кв. № 2 – фрейлины И.Г. Полетики; кв. № 3 – камер-юнгферы Мальм; кв. № 4 – белошвей Вороновой, Васильевой и Коноваловой; кв. № 5 – камер-юнгферы Чернышовой; кв. № 6 – камер-медхен Вороновой; кв. № 7 – камер-медхен Христоповой; кв. № 8 – гардероб Государыни Императрицы Марии Федоровны; кв. № 9 и 10 – флигель-адъютанта Мердера[72]; кв. № 11 – девицы англичанки Кристи; кв. № 12 – девицы Форман; кв. № 13 – лейб-медика Крейтона; кв. № 14 – дежурная камердинерская; кв. № 15 – фрейлины Луниной; кв. № 16 – камер-юнгферы Брызгаловой 1-й; кв. № 17 – камер-юнгферы Пильниковой; № 18 – общая кухня; кв. № 19 – камер-юнгферы Яковлевой; кв. № 20 – камер-юнгферы Ивановой; кв. № 21 – камер-юнгферы Ярославцовой и камер-медхен Тиц; кв. № 22 – камер-фрау Кеннеди; № 23 – проходы и коридоры; кв. № 24 – канцелярия Государыни Императрицы Марии Федоровны; кв. № 25 – пуста; кв. № 26 – фрейлины Шишкиной; кв. № 27 – фрейлины Арсеньевой; кв. № 28 – фрейлины Кнорринг; кв. № 29 – фрейлины Кочетовой; кв. № 30 – камер-юнгферы Брызгаловой 2-й; кв. № 31 – фрейлины Загряжской[73].

РГИА. Ф. 469. Оп. 14. Д. 944. Л. 5. Подробная ведомость о количестве находящихся в двух церквах и по комнатам и залам Зимнего Дворца люстр, канделябр и жирандолей.

РГИА. Ф. 469. Оп. 11. Д. 169. Л. 184. О предоставлении министру двора разных планов дворца до бывшего в 1837 г. пожара и два дела с планами из архива Кабинета Его Величества. 1871.

РГИА. Ф. 485. Оп. 2. Д. 388. Л. 2. Генеральный поэтажный план Зимнего дворца. 1855–1880 гг.

РГИА. Ф. 466. Оп. 1. Д. 279. Л. 62. Высочайшие указы. 1827.

Ховен Наталья Семеновна (урожд. Борщова, 1757–1843), гофмейстерина при императоре Николае I, кавалерственная дама ордена Св. Екатерины.

Мердер Карл Карлович (1788–1834), генерал-адъютант, воспитатель императора Александра II.

РГИА. Ф. 466. Оп. 1. Д. 279. Л. 130. Высочайшие указы. 1827.

Виды залов зимнего дворца. кабинет императрицы александры федоровны, эдуард гау, 1858

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Кабинеты Их Величеств

Один из многолетних сотрудников Николая I описал «верхний» кабинет, который он подробно рассмотрел во время одного из заседаний в 1841 г. Барон М. Корф писал, что кабинет выходил «окнами к Адмиралтейству», что «вокруг всей комнаты идут полушкафы, на которых лежат книги и портфели. Посредине ее стоят два огромных письменных стола, в параллельном направлении; третий – поперек комнаты, с приставленным к одной оконечности его пюпитром. В целом – порядок удивительный: ничто не нагромождено, не валяется; всякая вещь, кажется, на своем месте… Во всей комнате только два огромных, как ворота, окна и в простенке между ними большие малахитовые часы с таким же циферблатом… Вся без изъятия мебель, стулья и кресла, карельской березы, обитая зеленым сафьяном; один только диван и ни одного Вольтера».

Дочь Николая I, великая княгиня Ольга Николаевна, в своих записках описывает кабинет отца «образца» 1838 г. совсем по-другому: «Светлое, приветливое помещение с четырьмя окнами, два с видом на площадь, два – во двор.

Э.П. Гау. Большой кабинет Николая I в Зимнем дворце. 1860-е гг. (в цвете)

В нем стояли три стола: один – для работы с министрами, другой – для собственных работ, третий – с планами и моделями для военных занятий». Однако на акварели Ухтомского, датированной серединой XIX в., это помещение с четырьмя окнами названо Угловой гостиной Николая I. Окон во двор в этом помещении не могло быть по определению, поскольку два окна выходили на Адмиралтейство и два окна – на стрелку Васильевского острова. Видимо, это ошибка Ольги Николаевны, поскольку свои воспоминания она писала много лет спустя.

К.А. Ухтомский. Угловая гостиная императора Николая I. Середина XIX в. (в цвете)

С перепланировками императорской половины в северо-западном ризалите Зимнего дворца связано появление второго рабочего кабинета императора Николая Павловича. Этот кабинет был оборудован на первом этаже северо-западного ризалита Зимнего дворца. «Новый» кабинет представлял собой небольшую узкую комнату, лишенную декора, с выбеленным потолком и оклеенными темными обоями стенами. Естественно, в кабинете находился письменный стол и стояла знаменитая складная походная кровать императора. Прохожие, проходя по набережной, вполне могли заглянуть в кабинет императора и убедиться в его аскетизме.

Кабинет Николая I на первом этаже Зимнего дворца. Походная кровать, на которой скончался император

Правда, этот аскетизм носил несколько демонстративный характер. Барон М. Корф упоминает, что «император Николай только в самые последние годы своей жизни переселился в тот маленький кабинет, где и умер».

Э.П. Гау. Кабинет императрицы Александры Федоровны. 1858 г. Зимний дворец (в цвете)

После смерти Николая I в феврале 1855 г. его кабинет на первом этаже Зимнего дворца сохранили как мемориальный. Память о Николае Павловиче чтилась. В феврале 1865 г., когда исполнилось десять лет со дня смерти Николая I, Александр II с сыновьями посетил кабинет отца и долго там молился. Затем состоялась панихида в Малой церкви Зимнего дворца. Своего деда чтил и Александр III. Мемуарист свидетельствует, что «он очень дорожил памятью своего деда. В кабинетах его он всегда останавливался и говорил о нем».

Жена Николая I, императрица Александра Федоровна, также имела во дворце свой рабочий кабинет. Он располагался в личной части ее апартаментов на втором этаже северо-западного ризалита.

Н.Г. Чернецов. Кабинет цесаревича Александра Николаевича (Александра II). 1837 г. Зимний дворец (в цвете)

Великая княгиня Ольга Николаевна описывала кабинет императрицы Александры Федоровны следующим образом: «Это была красивая угловая комната с видом на Неву, обтянутая зеленым с амарантом штофом, всегда наполненная цветами». Сейчас это зал № 185.

Интерьер кабинета Александры Федоровны был уничтожен в ходе ремонта 1895–1896 гг., когда на втором этаже дворца оборудовалась квартира для Николая II.

Читайте также  Самое дорогое блюдо и еда в мире

В начале 1840-х гг. обустраивали квартиру в Зимнем дворце для старшего сына Николая I, цесаревича Александра Николаевича, будущего Александра II. В числе комнат на его половине был оборудован и обязательный рабочий кабинет.

Половина цесаревича находилась на втором этаже юго-западного ризалита Зимнего дворца. На этой «территории» в конце XVIII в. проживал император Александр I. Его спальня и превратилась впоследствии в кабинет Александра II.

Сохранились акварели разных лет с изображением этого кабинета, по которым можно определить, как менялся его интерьер. На акварели 1837 г. Н.Г. Чернецова это – пустоватая рабочая комната молодого 15-летнего цесаревича. Видно, что стол повернут к окну так, чтобы свет падал на него с левой стороны. Между двумя альковами стоит кушетка. В простенке между окнами, на трельяже, расположились фигурки солдат из папье-маше под стеклянными колпаками. Этот «допожарный» кабинет пустоват и еще не обжит.

«Э.П. Гау, Кабинет Александра Николаевича. 1850-е гг. Зимний дворец (в цвете)

На акварелях Э. Гау запечатлен облик кабинета в 1850-х гг. На одной из акварелей мы видим цесаревича, сидящего за рабочим столом с двумя детьми. Кушетка сохранила свое привычное место, но стол уже отодвинут подальше от окон. На столе появились портреты дорогих царю людей. Увеличилось число фигурок под стеклянными колпаками. На стене множество картин с батальными сценами, окружающих небольшой портрет Александра I. О том, что цесаревич действительно работает за этим столом, свидетельствуют три массивных кожаных портфеля, лежащих на одном из полукресел. На столе стопка книг и кипы документов. Сама изображенная мизансцена задумана художником как краткий миг отдыха от дел, когда к цесаревичу забежали на минутку его дети и он с улыбкой отрывается от своих занятий. .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: