Вид на волге. барки, 1870, федор александрович васильев - JEKATERINBURG.RU

Вид на волге. барки, 1870, федор александрович васильев

Бурлаки на Волге (Далекое близкое, Репин И.Е.)

«Далекое близкое» – воспоминания знаменитого русского художника Репина Ильи Ефимовича (1844 – 1930) о его детстве, юности, зрелых годах, творчестве.

Бурлаки на Волге 1868—1870

II Пейзажист Ф.А. Васильев

Как я уже рассказывал, около этого времени у И. Н. Крамского я знакомился с Федором Александровичем Васильевым(4).

Это был феноменальный юноша. Крамской его обожал, не мог на него нарадоваться и в его отсутствие беспрестанно говорил только о Васильеве. Ему было всего девятнадцать лет, и он только что бросил должность почтальона, решивши всецело заняться живописью. Легким мячиком скакал между Шишкиным и Крамским, и оба эти его учителя полнели восхищения гениальным мальчиком(5).

Мне думается, что такую живую, кипучую натуру, при прекрасном сложении, имел разве Пушкин. Звонкий голос, заразительный смех, чарующее остроумие с тонкой до дерзости насмешкой завоевывали всех своим молодым, веселым интересом к жизни; к этому счастливцу всех тянуло сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом, а люди, появлявшиеся на сцену, сейчас же становились его клавишами, и он мигом вплетал их в свою житейскую комедию и играл ими.

И как это он умел, не засиживаясь, побывать на всех выставках, ляиниях, катках, вечерах и находил время посещать всех своих товарищей и знакомых?

Завидная подвижность! И что удивительно: человек бедный, а одет всегда по моде, с иголочки; случайно, кое-как образован он казался и по терминологии и по манерам не ниже любого лицеиста; зная языков, он умел кстати вклеить французское, латинское или смешное немецкое словечко; не имея у себя дома музыкального инструмента, мог разбирать с листа ноты, кое-что аккомпанировать и даже сыграл «Quаsi una fаnТаsiа» Бетховена, — это особенно меня удивляло.

Я не раз был свидетелем его восторгов высшего порядка, поэтических вдохновений (но это было после, на Волге). В искусстве он отлично знал и шелевскую галерею, и все славные, модные тогда имена французских и немецких художников так и сыпались с его языка: Т. Руссо, Тройон, Добин Коро, Рулофс и другие; разумеется, его, как пейзажиста, интересовали большей частью пейзажисты немцы: Мунте, Лессинг, бр. Ахенбг и другие(6).

Несмотря на разницу лет — ему было девятнадцать, а мне около двадцати шести,— он с места в карьер взял меня под свое покровительство я им нисколько не тяготился; напротив, с удовольствием советовался с ним.

В этих случаях из беззаботного балагура-барина Васильев вдруг превращался в серьезнейшего ментора, и за его советами чувствовался какой-то особый вес. Откуда? Это меня не раз поражало. Я уже кончал академические курсы как конкурент на золотые медали и в продолжение четырех с половиной лет усердно слушал научные курсы, а он — вчерашний почтальон, юнец — цинично хохотал над Академией художеств и всеми ее традициями, а уж особенно над составом профессоров, не будучи ни-когда даже в ее стенах. Чудеса! Ко мне он заходил только на квартиру, в дом Шмидта, на Четвертой линии, где жил я тогда с мальчиком-братом, вытащенным мною из провинции.

— Ну что, брат!— рассыпается его мажорный голос, едва он переступит мой порог.— А, бурлаки! Задело-таки тебя за живое? Да, вот она, жизнь, это не чета старым выдумкам убогих старцев. Но знаешь ли, боюсь я, чтобы ты не вдался в тенденцию. Да, вижу, эскиз акварелью. Тут эти барышни, кавалеры, дачная обстановка, что-то вроде пикника; а эти чумазые уж очень как-то искусственно «прикомпоновываются» к картинке для назидания: смотрите, мол, какие мы несчастные уроды, гориллы. Ох, запутаешься ты в этой картине: уж очень много рассудочности. Картина должна быть шире, проще, что называется — сама по себе. Бурлаки так бурлаки! Я бы на твоем месте поехал на Волгу — вот где, говорят, настоящий традиционный тип бурлака, вот где его искать надо; и чем проще будет картина, тем художественнее.

— Ого! Куда хватил! — со скребом в сердце почти ворчу я. Меня он облил холодной водой, и я готов был отшатнуться от его душа.

— Не вовремя и, особенно, не по средствам мне твоя фантазия. И я нисколько не жалею.

— Еще бы, знаю тебя: ты тут, в своей Академии, так усиделся, что даже мохом обрастать начал.

И он звонко и пленительно рассыпался здоровым смехом. Меня начинал сердить его покровительственный тон с насмешкой. И я угрюмо думал: «Все же он еще мальчик сравнительно со мной». Вспомнил как однажды у Крамского, когда в присутствии целого общества Васильев позволил себе во время серьезного разговора какую-то смелость, доходящую до нахальства, я обратился потом за разъяснением к Ивану Николаевичу [Крамскому],

— Этот птенец не по летам смел, — ворчал я, — в вашем и Ивана Иваныча [Шишкина] присутствии он до неприличия забывается. Как вы это считаете? Что он такое? — спросил я серьезно.

— Ах, Васильев! — ответил Крамской.— Это, батюшки, такой феномен, какого еще не было на земле. О, вы познакомьтесь с ним хорошень-ко, рекомендую — талант! Да ведь какой талант! И вообще я такой одаренной натуры еще не встречал: его можно сравнить с баснословным богачом, который при этом щедр сказочно и бросает свои сокровища полной горстью направо, налево, не считая и даже не ценя их.

Чудо-мальчик Васильев, так необыкновенно одаренный, был тактичен и проницателен тоже не по летам.

Он пристально взглянул на меня.

— О, что это? Ты уже не вздумал ли надуться на меня за мои же заботы о тебе?

И он опять весело расхохотался, блестя своими серыми живыми глазами как-то особенно ласково. Я невольно сдаюсь.

— Да ведь ты знаешь, что я не имею средств разъезжать по Волге, к чему же раздразнивать напрасно и выбивать из колеи? — уже смягчаясь, рассуждаю я.

— Средства?! А сколько тебе средств понабодилось бы? Ну, душенька, не серьезничай, давай считать.

— Ведь ты же знаешь, что со мной еще брат живет и его пришлось бы взять. Ведь это — на три месяца! Двоим двести рублей, не меньше понадобилось бы. Да, одним словом, давай говорить о другой. — Что ты, что ты! — уже делаясь каким-то необыкновенно влиятельным лицом, произносит докторально Васильев. — Слушай серьезно: вот не сойди я с этого места, — прожаргонил он комично, — через две недели я достану тебе двести рублей.

Собирайся, не откладывай, готовься, и брат твой, этот мальчик, нам пригодится. Все же, знаешь, в неизвестном краю лучше, когда нас будет больше.

А я до такой степени вдруг возмутился Васильевым, что даже обрадовался его скорому уходу; он всегда куда-то спешил, ему нигде не сиделось.

Поднявшись, он продолжал:

— Да только, знаешь ли, ты остригись. — он остановился в передней и отечески мягко стал назидать меня, — будь приличным молодым человеком. Ну как тебе не совестно запускать такие патлы? Ведь это ужас, как деревенский дьячок! Ах да, художник! Вот я ненавижу этих Худояровых(7) и ТuТТi quanТi *.[* ТuТТi quanТi — все прочие (итал.).]

Эти длиннополые шляпы, волосы до плеч, опошлевшая гадость! Меня разбирает такое зло и смех, когда я гляжу на этих печатных художников, такая вывеска бездарности.

Васильев меня уже раздражал этой своею развязностью большого и становился все неприятнее.

В передней он кокетливо, перед зеркалом, не торопясь, надел блестящий цилиндр на свою прическу — сейчас от парикмахера. — все платье на нем было модное, с иголочки, и сидело, как на модной картинке.

— А меня удивляет твой шик, — говорю я уж не без злобы,— я вот презираю франтовство и франтов.

— Ну не сердись, не сердись Илюха! Верь, что через два месяца ты сам наденешь такой же цилиндр и все прочее и будешь милым кавалером Ах, уж эти мне Шананы. Ну, прощай и помни обо мне! Через две недели я буду у тебя с возможностями, а через три — мы катим по Волге А?! Ты только подумай! Ты увидишь настоящих бурлаков. А? Адье мои шер! *[Adieu, Мon cНer — прощай, мой милый (франц.).]

«Это уже какое-то нахальство. Хлестаков! — подумал я. — Как малого ребенка, он ублажает и туманит меня. Но этого я уже и не ждал — смешон и не замечает, как пересаливает. Конечно, это он слышал какого-нибудь важного барина; тот таким же покровителем, вероятно, вытаскивал его из бедных и он туда же! Вот хлыщ. А Крамской? Неужели он так ослеплен, что не видит этого хвастуна?»

Читайте также  Какая самая большая домашняя кошка: список крупных пород + фото

Надо расспросить серьезно.

— Ого! Федор Александрович пообещал вам свою протекцию! — отвечал весело и серьезно Крамской. — Можете быть уверены, что он это сделает. У него есть большой покровитель, граф Строганов(8): это рука-владыка в Обществе поощрения художеств; а главную действующую роль как исполнитель тут, разумеется, сыграет Д.В. Григорович(9). Этот тоже души не чает в Васильеве; они его в последнее время совсем избаловали даже, но Васильев этого стоит.

«Посмотрим, посмотрим», — думал я про себя и не переставал сомневаться.

Примечания

4. Вacильeв Фeдop Aлeкcaндpoвич (1850—1873)—тaлaнтливый пейзaжиcт, oдин из coздaтeлeй pyccкoгo «пeйзaжa нacтpoeния , poдилcя в бeднoй семье мeлкoгo пoчтaмтcкoгo чинoвникa. Пoдpocткoм cтaл пoceщaть pиcoвaльвyю шкoлy товарищecтвa пooщpeния xyдoжecтв. В 1867 гoдy coвмecтнo co cвoим yчитeлeм И. И. Шишкиным coвepшил пoeздкy нa ocтpoв Вaлaaм. Пocлe пoeздки c Рeпиным нa Вoлгy пиcaл в 1870—1871 гoдax кapтины «Бapки», «Оттeпeль» и дp., пocлe чeгo был зaчислен «вoльнoпpиxoдящим» yчeникoм Aкaдeмни xyдoжecтв. Для пoлyчeния звaния xyдoжникa пepвoй cтeпeни дoлжeн был выдepжaть aкзaмeн пo нayчным пpeдмeтaм, нo болeзнь пoмeшaлa eмy, и Aкaдeмия xyдoжecтв дaлa eмy звaниe пoчeтнoгo вoльнoгo oбщникa. C вecны 1871 гoдa y Вacильeвa были oбнapyжeны cимптoмы чaxoтки. Oн yмep нa двaдцaть тpeтьeм гoдy жизни в Ялтe 8 ceнтябpя 1873 гoдa.

5. O Шишкинe — cм. пpимeчaниe 17 нa cтp. 461; o Кpaмcкoм cм. пpимeчaниe 1 нa cтp. 458.

6. Кyшeлeвcкaя гaлepeя Aкaдeмии xyдoжecтв — coбpaниe кapтин (бoлee 400 нoмepoв), пpинaдлeжaвшиx paнo yмepшeмy гpaфy Никoлaю Aлeкcaндpoвичy Кyшeлeвy-Бeзбopoдкo (1834—1862). Кyшeлeв зaвeщaл этo coбpaниe Aкaдeмии xyдoжecтв c ycлoвиeм, чтoбы гaлepeя былa пocтoяннo oткpытa для xyдoжникoв. Пoмимo кapтин cтapыx мaстepoв, yнacлeдoвaнныx жepтвoвaтeлeм oт дeдa, князя A. A. Бeзбopoдкo, кaнцлepa Eкaтepины II, гaлepeя cлaвилacь кoллeкциeй кapтин xyдoжникoв-бapбизoнцeв, в тoм чиcлe Тeoдopa Рycco (1812—1867), Кoнcтaнa Тpoйoнa (1810—1865), Шapля Дoбиньи (1817—1878), Жaнa Бaтистa Кaмиллa Кopo (1796—1875) и дpyгиx, твopчecтвo кoтopыx явилocь peaкциeй пpoтив ycлoвнoгo «клaccичecкoгo пeйзaжa». Пpeдcтaвлeн был в гaлepee и виднeйший мacтep бeльгийcкoгo peaлиcтичecкoгo пeйзaжa Виллeм Рyлoфc (1822—1897).

Пeйзaжeй нopвeжцa Гepxapдтa Мyнтe в Кyшeлeвcкoй гaлepee нe былo. Нeмeцкий xyдoжник Кapл Фpидpиx Лeccинг (1808—1880) извecтeн нe тoлькo кaк пeйзaжиcт, нo глaвным oбpaзoм кaк иcтopичecкий живoпиceц. Бpaтья Axeнбaxи Aндpeac (1815—1910) и Ocвaльд (1827—1905) — пeйзaжиcты тaк нaзывaeмoй дюcceльдopфcкoй шкoлы.

Нынe бoльшинcтвo кapтин Кyшeлeвcкoй гaлepeи нaxoдитcя в Эpмитaжe.

7. В Aкaдeмии в 60-х гoдax oбyчaлocь двoe Xyдoяpoвыx: Вoнифaнтий Иcaaкoвич, пoлyчивший в 1868 гoдy oт Aкaдeмии cвидeтeльcтвo нa звaниe yчитeля pисовaния в гимнaзияx, и нecкoлькo бoлee извecтный Вacилий Пaвлoвич (1831—1892). Oднoгo из ниx и имeeт в видy Вacильeв, пpeвpaтивший фaмилию Xyдoяpoв в нapицaтeльнyю кличкy.

8 Этo был гpaф Cepгeй Гpигopьeвич Cтpoгaнoв (1794—1882), a нe cын eгo Пaвeл Cepгeeвич, кaк yкaзaнo в книгe «Ф. A. Вacильeв» (Гoc. изд. изoбpaзитeльныx иcкyccтв. М., 1937, cтp. 212).

Гpaф C. Г. Cтpoгaнoв — извecтный дeятeль pyccкoгo пpocвeщeния и xyдoжecтвeннoгo oбpaзoвaния, пoпeчитeль Мocкoвcкoгo yнивepcитeтa (1835—1847), oкaзaвший мoгyщecтвeннyю пoддepжкy плeядe мoлoдыx пpoфeccopoв yнивepcитeтa вo глaвe c Т. Н. Гpaнoвcким, yчpeдитeль Cтpoгaнoвcкoгo yчилищa тexничecкoгo pиcoвaния. Имeннo oн был в 60—70-х гoдax «pyкoй-влaдыкoй» в Oбщecтвe пooщpeния xyдoжecтв.С. Г. Cтpoгaнoв «вcячeски пooщpял. нaчинaющиx тaлaнтливыx xyдoжникoв.» нeкpoлoг, «Xyдoжecтвeнный жypнaл», 1882. N 4, cтp. 260). Гepцeн в cвoeм «Днeвникe» нeoднoкpaтнo oтмeчaл «личнoe блaгopoдcтвo» C. Г. Cтpoгaнoвa. «Я yвaжaю и люблю eгo,— пиcaл oн.— Дoceлe из вcex apиcтoкpaтoв, извecтныx мнe, я в нeм oднoм вcтpeтил мнoгo чeлoвeчecкoгo (Гepцeн. Пoлн. coбp. coч., т. III. П., 1919, cтp. 58. 98 и дp.).

9. Гpигopoвич Дмитpий Вacильeвич (1822—1899) — пиcaтeль, aвтop пoвecтeй из кpecтьянcкoгo бытa «Aнтoн Гopeмыкa» и «Дepeвня», был знaтoкoм изoбpaзитeльныx иcкyccтв и нaчинaя c 1864 гoдa зaнимaл дoлжнocть ceкpeтapя Oбщecтвa пooщpeния xyдoжecтв.

Фёдор Васильев: жизнь и творчество художника

Фёдор Алекса́ндрович Васи́льев (10 февраля 1850, Гатчина, Российская империя — 24 сентября 1873, Ялта) — русский живописец-пейзажист.

СОДЕРЖАНИЕ

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Фёдор Васильев родился 10 февраля 1850 года в городе Гатчине (ныне Ленинградская область) в семье мелкого почтового чиновника из Петербурга.

В двенадцатилетнем возрасте был отдан на службу в главный почтамт, где получал 3 рубля жалованья в месяц. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию.

Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. К окончанию учёбы Васильев вошёл в среду известных художников, особенно сблизился с Крамским и Шишкиным. Важным событием в этот период для юного художника стала его поездка на остров Валаам, где вместе с И. И. Шишкиным он проработал более пяти месяцев: с июня до поздней осени 1867 года.

В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом), и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. В 1870 году Васильев вместе с художниками И. Репиным и Е. Макаровым предпринял поездку по Волге. Плыли по великой реке от Твери до Саратова, а творческую квартиру устроили в окрестностях самарского Ставрополя, напротив Жигулей.

Масса впечатлений и множество рисунков от этого волжского лета послужило основой для ряда картин, наиболее значимые из которых — «Вид на Волге. Барки» и «Волжские лагуны». По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Её авторское повторение, в более тёплых тонах чем первый вариант, было показано на всемирной выставке 1872 г. в Лондоне.

Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. По предложению графа П. С. Строганова художник провёл лето 1871 года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни.

В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. Центральное произведение о крымской природе — большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея). В Крыму Васильев написал и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу.

Ф. А. Васильев скончался 24 сентября (6 октября) 1873 года в Ялте. Могила находится там же, на Поликуровском кладбище.

ТВОРЧЕСТВО

Он с ранних пор пристрастился к рисованию.

Творческое и духовное развитие Васильева шло так стремительно, словно он знал наперед, что судьба отпустила ему слишком мало времени и нужно успеть сделать как можно больше, не упустить из своего внимания и памяти ни одного мига, какой дарует жизнь.

Окружающие поражались его феноменальной одаренности.

Она проявлялась во всем — в быстроте и легкости, с которой воспринимались им профессиональные навыки и накапливались знания из самых разных областей. Удивляли его начитанность, знание предметов, умение глубоко судить о вещах сложных при том, что получить систематическое образование у него попросту не было. Природная одаренность позволяла ему все схватывать на лету, а глубокая натура перерабатывала знания в серьезную систему.

Васильев поступил в рисовальную школу Общества поощрения художеств, а несколько позже стал пользоваться советами И.Н. Крамского и И.И. Шишкина.

Шишкин научил Васильева видеть разнообразие форм природы, различать конструкцию, характер деревьев и листьев. Он внушил ученику любовь к тщательному наблюдению, к анализу, и, наконец, к самому процессу художественного труда.

В ранних пейзажах Васильева немало «шишкинского»: пристальный аналитический взгляд на мир, внимание к деталям.

Впрочем, уже тогда Васильев не умел смотреть на мир бесстрастно: в его холстах природа неспокойна. Тяжелые тучи нависают над притихшей равниной, стремительно и низко проносятся птицы, горизонт заволакивает сизо-синяя дождевая пелена. В юношеских работах заметна тяга к романтическому восприятию природы. В этих картинах больше действия, чем настроения; художник лишь начинает свое открытие мира.

В 1867 г. Васильев написал на Валааме несколько этюдов с натуры, которые были выставлены в Обществе поощрения художеств. В 1870 г. вместе с Репиным и Макаровым предпринял поездку по Волге и написал картины: “Оттепель”, “Вид на Волге” и “Зимний пейзаж”, доставившие ему известность.

Картина «Вид на Волге. Барки» (1870) — важнейший итог этой поездки. Спокойное величие широкой реки поразило Васильева, и именно это ощущение простора наполняет полотно. Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. Глаз свободно скользит от переднего плана к глубине, от одного края картины к другому, задерживаясь лишь на барках у берега — смысловом и зрительном центре картины. Всеми средствами он старался выразить основное впечатление во всей его полноте: неоглядная даль, раздолье, покой. Но для художника природа — прежде всего обитель людей. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. Они изображены в глубине картины, художник не фиксирует на них внимания, но Волга в его представлении немыслима без тяжкого бурлацкого труда.

Несомненный талант признавали за ним все современники: и художники, и критики. Крамской сравнивал его со сказочным богачом, не знающим счета своим сокровищам и щедро и безрассудно бросавшим их, где попало.

В Крыму Васильев провел два года и, кроме множества рисунков, написал две картины: “Болото” и “Крымский вид”, за которые ему была присуждена премия от Общества поощрения художеств в 1872 г.

Читайте также  Самые большие краны в мире - гиганты-строители

Наиболее значительные произведения Васильева: “Приближение грозы”, “Полдень”, “Болото”, “Вид на Волге”, “Перед грозой”, “Зимний пейзаж”, “Взморье”, “Оттепель”, “Зима”, “Мокрый луг”. Федор Васильев — один из самых талантливых русских пейзажистов; картины его отличаются поэтичностью и редкой гармонией красок.

Федор Александрович Васильев прожил короткую жизнь, но вклад его в русское искусство велик: он оставил замечательные картины родной природы, где правдивость сочетается с тонким, проникновенным лиризмом.

Перед его холстом, особенно когда он писал или переписывал облака, в изумлении останавливались и Крамской, и Репин. В его пейзажах всегда присутствует живое волнение художника, влюбленного в красоту природы.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Все оставшиеся после него произведения, большей частью неоконченные, были раскуплены. Из альбомов его два были приобретены покойной императрицей Марией Александровной и два находились в библиотеке Академии художеств.

Современники, да и поздние исследователи видели в Васильеве художника, который мог бы совершить громадный переворот во всей пейзажной живописи, если бы не ранняя смерть.

Сестра Ф. А. Васильева Евгения вышла замуж за И. И. Шишкина в 1868 году.

Можно ли создать шедевры, прожив двадцать три года? Федор Васильев

«Едва ли есть выше наслаждение, как наслаждение творить».
.

Мне почему-то очень близки и понятны художники 60−70-х годов XIX века. Может потому, что это время расцвета пейзажной живописи, а я очень люблю природу. Искусство этого времени выдвинуло таких выдающихся художников-пейзажистов, как А. Саврасов, И. Шишкин, М. Клодт, В. Поленов, А. Куинджи. Среди них и Федор Васильев.

Прочувствованный образ родной природы, в котором выразились могучие светлые душевные силы русского народа — вот главный смысл творчества этих пейзажистов. Красоту эту они донесли до миллионов сердец, обогатив отечественную и мировую культуру. В развитии лирического, поэтического восприятия природы Федору Васильеву принадлежит выдающаяся роль.

Федор Александрович Васильев родился в 1850 г. в семье бедного почтового чиновника, служившего на Петербургском почтамте. Из-за отсутствия средств будущий художник в детстве не получил никакого образования и уже с 12 лет стал работать почтальоном. А по вечерам Федор рисовал. Он торопился в рисунке передать живые впечатления, пейзажи. Не всегда хватало воображения, но он много и усердно перерисовывал, копировал понравившиеся картинки в журналах, которые потихоньку листал на почте.

Рано проявившаяся у сына страсть к искусству заставляет родителей задуматься о его будущем. Они соглашаются, чтобы он сменил работу. Многие отговаривают юношу от пути художника, пути, полного лишений и неизвестности. Но искусство манит Федора, и он поступает подмастерьем к реставратору картин, а в свободное время посещает школу Общества поощрения художников. Работа по реставрации дает юноше необходимые знания материала и техники живописи. Это был ценный опыт, который помогает ему в дальнейшем творчестве.

Общение с художниками помогло Васильеву рано найти свое главное призвание — пейзаж. Решающим было знакомство с Иваном Шишкиным, который увидел в юноше яркие способности и взял на себя руководство его занятиями. Этюды, написанные Васильевым в совместной с Шишкиным поездке на остров Валаам в 1867 г., приносят молодому пейзажисту быстрый успех. Эти первые его самостоятельные работы сразу привлекли внимание широкой публики. В них отразилась поэтическая, мечтательная душа художника, необыкновенно чуткая к восприятию природы.

Большим событием для Васильева оказалась поездка в 1870 г. по Волге с Ильей Репиным. Дружба с Репиным, душевное волнение, которым наполняла художника встреча с волжской красотой, новые мотивы способствовали необычайному взлету живописной поэзии Васильева. День за днем шла кропотливая работа с натуры, делалось множество альбомных зарисовок. В результате появились такие картины, как «Вид на Волге. Барки», «Зимний пейзаж» и «Оттепель».

Мне они кажутся музыкальными. Возможно, нужно просто смотреть на картину, но у меня очень часто картины почему-то ассоциируются с какой-нибудь музыкой. В пейзажах Васильева мне слышится мелодия русской песни, раздольной и грустной. Его картины очень похожи на картины Алексея Саврасова. Та же задумчивость далей, торжественная грусть влажного весеннего неба, трогательное внимание к деталям.

С картиной «Оттепель» Васильев выступил на конкурсе Общества поощрения художников весной 1871 г., выступил в соревновании с самим Саврасовым, представившим на тот же конкурс полотно «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода». И Васильев победил, получив первую премию. Еще прежде конкурса его «Оттепель» была приобретена П. Третьяковым. Поражает тихая красота русской дали. Ее беспредельность, уходящая к темному горизонту, дорога, по которой с трудом пробираются одинокие путники. Столько печали и сердечной боли в этом пейзаже.

Жизнь Федора Васильева была нелегкой. Нужда, лишения в детские годы подорвали его здоровье. Зимой 1870 г. после сильной простуды он смертельно заболел. Заботы друзей и почитателей его таланта уже не могли его спасти. Летом 1871 г. безнадежно больной Васильев живет на юге России, а потом в Крыму, где продолжает много, упорно и увлеченно работать, несмотря на болезнь и упадок сил. Он создает по ранее сделанным наброскам проникновенные пейзажи. Иногда это образы-воспоминания о русской природе, от которой он вдали. Одна из лучших картин этого цикла — «Мокрый луг».

Судьба Федора Васильева трагична. Двадцати трех лет, в самом расцвете таланта, он уходит из жизни. Но его творчество продолжает свою бессмертную жизнь. Произведения, сохраняя дух теперь уже далекой эпохи, покоряют безграничной любовью к русской природе, ко всему живому на земле, воспевают самые прекрасные чувства человека, которые тот переживает, глядя на красоту родной земли.

И даже репродукции его картин помогают сохранить духовный мост с Родиной тем, кто по каким-либо причинам оказался от нее вдали.

Васильев, Фёдор Александрович

24 сентября (6 октября) 1873 ( 1873-10-06 ) (23 года)

Рисовальная школа Общества поощрения художеств,
Императорская Академия Художеств

Содержание

Биография

Фёдор Васильев родился 10 [22] февраля 1850 года в городе Гатчине (ныне Ленинградская область) в семье мелкого почтового чиновника из Петербурга.

В двенадцатилетнем возрасте был отдан на службу в главный почтамт, где получал 3 рубля жалованья в месяц. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. К окончанию учёбы Васильев вошёл в среду известных художников, особенно сблизился с Крамским и Шишкиным, с которым впоследствии даже породнился — сестра Ф. А. Васильева Евгения вышла замуж за И. И. Шишкина в 1868 году. Важным событием в этот период для юного художника стала его поездка на остров Валаам, где вместе с И. И. Шишкиным он проработал более пяти месяцев: с июня до поздней осени 1867 года. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом), и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника.

В 1870 году Васильев вместе с художниками И. Репиным и Е. Макаровым предпринял поездку по Волге. Плыли по великой реке от Твери до Саратова, а творческую квартиру устроили в окрестностях самарского Ставрополя, напротив Жигулей. [2] Для Васильева это были дни упоительного единения с природой, дни самозабвенной работы, дни творческих поисков и замыслов. Масса впечатлений и множество рисунков от этого волжского лета послужило основой для ряда картин, наиболее значимые из которых, этапные, – «Вид на Волге. Барки» и «Волжские лагуны». Художник сложился в оригинального мастера русской пейзажной школы. Взошла короткая, но изумительная заря совершенно нового, ярчайшего явления в русской пейзажной живописи. Уже сразу по возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Её авторское повторение, в более тёплых тонах чем первый вариант, было показано на всемирной выставке 1872 г. в Лондоне.

Читайте также  Самый большой волк в мире: где живут крупные и сильные особи

Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. По предложению графа П. С. Строганова художник провёл лето 1871 года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. В этот крымский период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин совершенных во всех отношениях. В них художник одинаково выразительно, сильно и взволнованно говорит и о новой для него Крымской природе, и о милом сердцу севере. Крым Васильева запечатлён во многих картинах: «В Крымских горах», «В Крыму. После дождя», «Зима в Крыму» … Центральное произведение о крымской природе, поэма о Крымских горах, это, безусловно, большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея). В Крыму Васильев написал и свои самые проникновенные и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Картины эти написаны по старым этюдам и всегда живым и волновавшим художника воспоминаниям о милом севере. Поражает и количество и качество созданного Васильевым в Крыму. Работал он много и напряжённо, порой в ущерб лечению, по неосторожности усугубляя болезнь. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу.

Ф. А. Васильев скончался 24 сентября (6 октября) 1873 года в Ялте. Могила находится там же, на Поликуровском кладбище.

Вид на волге. барки, 1870, федор александрович васильев

«Г ениальный мальчик» — такое определение чаще других встречается в оценке творчества Федора Васильева. Подвижный, остроумный, необычайно обаятельный, он казался всем, кто видел его впервые, родившимся в сорочке. Что-то напоминающее Моцарта или молодого Пушкина было в натуре Васильева, солнечной и артистичной.
«Нет у нас пейзажиста-поэта в настоящем смысле этого слова, и если кто может и должен им быть, то это только Васильев», — говорил о художнике его современник И. Крамской.
И. Крамской постоянно восхищался необыкновенной талантливостью юноши, сравнивая его с «баснословным богачом, который при этом щедр сказочно и бросает свои сокровища пoлнoй горстью направо, налево, не считая и даже не ценя их».

Замечательному русскому художнику-пейзажисту Васильеву судьба отпустила до обидного мало: всего 23 года жизни. Но и за это время он оставил заметный след в русском искусстве.

Фёдор Васильев родился 22 февраля 1850 года в Петербурге, в семье бедного почтамтского чиновника. Двенадцатилетним ребенком Федор был отдан на службу на главный почтамт.

С ранних пор он пристрастился к рисованию и отдавал все свободное от работы время любимому занятию. Детство Васильева было омрачено бедностью и смертью отца, после которой на плечи 15-летнего Фёдора легли заботы о хлебе насущном.

Васильев работал у реставратора Академии художеств Соколова и продолжал свои занятия искусством. Он поступает в рисовальную школу Общества поощрения художеств, в ней преподавал Крамской, с которым Васильев был близок всю свою недолгую жизнь. Впоследствии Васильев сближается с Шишкиным, который стал авторитетным наставником начинающего художника.

В июне 1867 года Васильев с Шишкиным отправляется на Валаам, где он учится работе на натуре. На Валааме художник сближается с петербургскими пейзажистами. В 1867 г. Васильев пишет несколько этюдов с натуры, которые затем были выставлены в Обществе поощрения художеств.

Образы природы приобрели в живописи Васильева одухотворённость, особую поэтичность, романтизм и глубину чувств. Эти черты определились уже в пейзажах 1868 — 69 “Возвращение стада”, “Перед дождём”, в которых художник запечатлел яркие и эффектные моменты жизни природы. В этих картинах живописная манера характеризуется звучными акцентами цветовых пятен, динамичностью свободного мазка.

Известные картины художника “Деревенская улица” и “После грозы”, исполненные в это же время, прочно связаны с актуальной для Васильева темой деревенского пейзажа и характеризуются полужанровым сюжетом, мотивом дороги, стремлением вывести содержание картины за пределы изображенного. Васильев постоянно находится в творческом поиске. Большое влияние на него оказали произведения художников барбизонской школы Т. Руссо, Ж. Дюпре, М. Диаза. Они поразили его одухотворенным восприятием природы, изображенной в простых сюжетах.

В 1868 году Фёдор Васильев представил на конкурс в Общество поощрения художников картину “Возвращение стада”, и она получила высокую оценку. Дальнейшее творчество художника оказывается свободным от каких-либо влияний. Восхищаясь чувственной красотой природы, Васильев стремиться показать радость своей духовной причастности к ней. Известны такие картины этого периода: “Раннее утро, “После дождя”, “Вечер”, “Деревня”.

В 1870 году Васильев с Репиным и Макаровым предпринял поездку по Волге, в результате появились живописные произведения “Вид на Волге. Баржи”, “Волжские лагуны”, “Зимний пейзаж”, “Приближение грозы”, “Перед грозой”.

Вернувшись в Петербург Васильев пишет одну из своих главных картин — “Оттепель”. Весной 1875 года она на конкурсе в Обществе поощрения художников удостоилась первой премии. «Оттепель» проникнута тоской и грустью, навеянными горькими раздумьями о жизни русской деревни.

Зимой 1870 Фёдор Васильев простудился, у него обнаружилось сильное заболевание легких, а с наступлением весны болезнь обострилась и перешла в туберкулез. По предложению Строганова Васильев лето 1871 года провел в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях. К этому периоду его творчества относятся: пленэрный пейзаж “Рожь”, “Тополя, освещенные солнцем”, неоконченный пейзаж “Деревня”. Несмотря на благоприятные условия жизни у Строганова, его здоровье не поправилось. Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств, ему присвоили звание художника 1-й степени с условием выдержать экзамен.

Общество поощрения художеств дало Васильеву средства на поездку в Крым. Он переселился в Ялту, забрав с собой рабочий альбом с этюдами и набросками украинских деревенских мотивов. В Крыму по этим этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин — широкое эпическое полотно “Мокрый луг” (1872). Строгая по композиции картина поражает свежестью, глубиной и богатой внутренней градацией цвета. Образ природы, запечатленный Васильевым, таит в себе сложную гамму чувств, переживаний художника. Эта картина глубоко взволновала Крамского.

В Крыму Васильев провел два года; степень напряженности его творческой жизни была поразительной. Делая из-за болезни вынужденные перерывы в работе, исполняя заказанные ему картины, отнимавшие большее количество времени, весной 1872 года художник осваивает мотивы крымской природы. Кроме множества рисунков, он написал две картины: “Болото” и “Крымский вид”, за которые ему в 1872 году была присуждена премия от Общества поощрения художеств. Он начинает картину “В крымских горах”, работает над полотном “Прибой в Ялте”. Произведениям этой поры присуще возвышенное представление о бытии горного мира. Последняя законченная работа Васильева — “В крымских горах” (1873) — отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых серовато-коричневым тоном; природы приобретает оттенок героического величия. Эту картинуа Крамской признал гениальной.

Последние работы Васильева “Утро”, “Болото в лесу. Осень”, “Заброшенная мельница” частично не закончены. “Заброшенная мельница” представляет собой лучший пример такого живописного решения, о котором мечтал художник. Он старался на практике проверить выношенное им понимание колорита. Эти картины означали новый этап в творчестве художника, связавшего по новому им осмысленные романтические традиции XIX века с пейзажной живописью второй половины XIX века.

Весной 1873 года занятия живописью продолжались. Художнику было необходимо закончить заказанную и уже оплаченную картину “Рассвет”, но смерть оборвала его творчество. Федор Васильев 24 сентября 1873 скончался.

На устроенной в Петербурге посмертной выставке его произведений все картины были распроданы еще до её открытия. Два альбома художника были приобретены императрицей Марией Александровной.

Фёдор Александрович Васильев — один из самых талантливых русских пейзажистов. Его произведения написаны сияющими, насыщенными красками, проникнуты одухотворённым восприятием природы и романтическим волнением, поэтичностью и восхищением чувственной красотой мира.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: