Вид из моего окна, камиля писсарро, 1886 - Тайны со всего мира

Вид из моего окна, камиля писсарро, 1886

ПИССАРРО
Камиль

Должность: Французский художник

Возраст: 191 год

  • 1. Биография
  • 2. Детство и юность
  • 3. Творчество
  • 4. Личная жизнь
  • 5. Смерть
  • 6. Картины

Биография

Биография

Камиль Писсарро – известный художник, родоначальник и приверженец импрессионизма, являлся одним из создателей парижского общества «отвергнутых» живописцев. Будучи одновременно учеником и учителем, мастер перенимал опыт предшественников и передавал полученные навыки потомкам.

Став творческим «отцом» Жоржа Сера, Поля Сезанна, Винсента Ван Гога и Поля Гогена, пейзажист проповедовал новое искусство. В глазах коллег и соратников талантливый француз был предметом восхищения, а критикам и публике казался примитивным дилетантом. Время расставило все по местам, и величие Писсарро признало большинство ценителей настоящего искусства.

Детство и юность

Жакоб Абраам Камиль Писсарро родился на одном из островов в Вест-Индии 10 июля 1830 года. Отец Абрам Писсарро был португальским евреем с французским гражданством, а мать, коренную доминиканку, звали Рашель Мансано. До 1842 года семья с четырьмя детьми проживала на острове Сент-Томас, принадлежавшем Дании, а затем переехала во Францию и обосновалась неподалеку от столицы.

Камиль учился в интернате, по окончании которого поступил в Академию Савари. Юноша рано начал ценить искусство и в студенческие годы брал уроки рисования и живописи у преподавателей учебного заведения. В 17-летнем возрасте Писсарро увлеченно писал с натуры, а отец, не принимавший творчество за профессию, заставлял сына работать на семейном предприятии.

В 1951 году Камиль ушел из родительского дома и переехал в Венесуэлу, где некоторое время работал художником-ремесленником. Собирая портфолио, молодой человек рисовал все, что видел, включая деревенские пейзажи и бытовые сцены, а через 2 года, вернувшись во Францию, устроился помощником в мастерскую датского живописца Антона Мельбе.

В Париже Писсарро посещал частные уроки и курсы мастеров Академии Сюиса, больше других предпочитая занятия Жан-Батиста Коро. Его дебютными работами стали множественные пейзажи Сент-Томаса, а также портреты его обитателей: «Залив на Сент-Томас», «Прачки на берегу реки», «Пейзаж с фигурами у реки» и др.

Творчество

В период раннего творчества Писсарро ценил точность передачи первозданной красоты природы. Художник покидал душные городские улицы, выходил работать на сельские просторы и рисовал пейзажи за один присест. Не принимая требований салонов, Камиль нашел единомышленников в лице Клода Моне, Армана Гийомена и Поля Сезанна и начал писать простые работы, не воспринимавшиеся публикой и не выставлявшиеся в галереях.

Первой демонстрацией картин этого периода стала экспозиция, размещенная в помещении для «отверженных» мастеров в 1863 году. Переезд в Англию в 1870-м благоприятно повлиял на биографию художника. Писсарро пересмотрел негативное отношение к работе в студии, и его картины стали приобретать спонтанный вид.

В 1870-1871 годах художник написал 12 работ маслом, самыми знаменитыми из которых стали «Церковь всех святых в Норвуде» и «Кристал Палас в Лондоне». Живописец до конца жизни оставался под влиянием британских пейзажей и неоднократно возвращался в Туманный Альбион, чтобы вновь и вновь запечатлеть на холсте любимые места.

По возвращении во Францию Писсарро с ужасом узнал, что из 1,5 тыс. картин, оставленных в Париже, уцелели всего 42, а остальные полотна была испорчены или уничтожены солдатами. Предполагается, что утраченные работы автор писал в манере зарождающегося импрессионизма, документируя первые шаги этого уникального творческого явления.

Камиль пережил трагедию и, переехав в деревню, написал серию лирических работ, одной из которых являлась зарисовка «Въезд в деревню Вуазен». В 1873 году он сыграл главную роль в создании художественного общества, объединившего мастеров-изгоев, собрав вместе Поля Сезанна, Клода Моне, Эдуарда Мане, Пьера Огюста Ренуара и Эдгара Дега.

Вскоре группа организовала первую выставку творчества импрессионистов, шокировавшую критиков, способных понимать лишь религиозные, исторические и мифологические полотна. Картины нового общества сочли вульгарными и обыденными, а стиль живописи назвали слишком схематичным по сравнению с традиционной художественной манерой.

Использование ярких и выразительных мазков наряду с тенями от призрачных объектов братья по ремеслу сочли дилетантством и издевательством над уважаемой профессией художника.

В начале 1980-х годов Писсарро устал от импрессионизма и начал исследовать новые приемы и методы живописи. Художник хотел открыть глаза общественности на некоторые простые вещи, рисуя людей за привычными повседневными занятиями. Такой картиной стал «Портрет мадам Писсарро за вышивкой перед окном», написанный в 1879 году.

Картины Камиля Писсарро «Улица Эписери, Руан» и «Портрет мадам Писсарро за вышивкой перед окном»
Через 5 лет мастер увлекся неоимпрессионизмом и научным подходом к живописи, подразумевавшим использование на картине крохотных пятен чистых цветов, смешивавшихся при затенении и созерцании издалека.

До 1888 года Камиль практиковал этот кропотливый и трудозатратный метод письма и создал ряд работ, появившихся в особом разделе на выставке импрессионистов в 1886 году, среди которых выделялись «Цветущая яблоня в Эраньи», «Жизор», «Стадо овец» и «Иль Лакро Руан эффект тумана».

В конце 1980-х Писсарро вернулся к раннему стилю, заявив, что точечная система слишком неестественна. Художник вновь занялся любимыми сельскими видами и сценами из жизни простого человека и написал около 100 пейзажей, портретов и бытовых зарисовок: «Мост Морет», «Сборщики яблок», «Парк в Кью», «Птичий рынок» и т.д.

В преклонном возрасте живописец начал страдать от хронической глазной инфекции, которая исключала пребывание и работу на улице. Глядя в зеркало, Писсарро нарисовал ряд автопортретов и по памяти создал серию картин на тему деревни.

На закате жизни Камиль написал непревзойденный цикл видов парижских улиц, бульваров и площадей, состоявший из 30 работ. Из окон верхних этажей художник наблюдал за жизнью города и воспроизводил увиденное на холстах. «Бульвар Монмартр в Париже», «Оперный проезд в Париже. Эффект снега. Утро» и «Улица Эписери, Руан (эффект солнечного света)» стали величайшими творениями импрессиониста и попали в коллекции лучших музеев мира.

Современники не оценили мастерство живописца и не горели желанием покупать его картины. Слава и коммерческий успех пришли к Писсарро спустя много лет после безвременной кончины художника, чьи работы стали оцениваться в миллионы долларов и выставляться в знаменитых залах и галереях России, Европы и США.

Личная жизнь

Вопреки воле родителей в 1871 году Камиль взял в жены служанку матери по имени Джули Вэллей, которая была дочерью виноградаря и родила художнику 8 детей. Семья жила за пределами Парижа, где Писсарро мог наслаждаться деревенскими пейзажами и спокойно работать.

Лишенный наследства из-за любви к простолюдинке, живописец едва сводил концы с концами, финансовое положение немного улучшилось лишь в конце жизни, когда в одной из галерей провели выставку-ретроспективу его картин. После начала Франко-прусской войны, не имея возможности вступить в армию из-за отсутствия французского гражданства, Писсарро перевез родных в Англию, а через 2 года вновь вернулся в предместья Парижа.

Сыновья много времени проводили в мастерской отца и постепенно приобщались к творческому процессу. Самым талантливым продолжателем традиций художника стал Люсьен Писсарро, посвятивший себя живописи, ксилографии и графике.

Жорж-Анри, бывший третьим ребенком Джули и Камиля, также был одаренным ребенком. Выбрав профессию художника, он, в отличие от отца и брата, увлекся модернизмом и создавал полотна под влиянием творчества Гогена.

Смерть

Подробности и причины смерти Камиля Писсарро неизвестны. Дожив до 73 лет, 12 ноября 1903 года художник скончался в гостиничном номере в Париже.

Импрессиониста похоронили на знаменитом кладбище Пер-Лешез, расположенном в восточной части французской столицы.

Картины

1864 – «Повозка с деревьями»
1869 – «Пейзаж в Лувесьен»
1871 – «Нижний Норвуд»
1874 – «Улица в эритаж Понтуазье»
1877 – «Поля»
1883 – «Пастушка»
1887 – «Яблоня в Эраньи»
1889 – «Стога»
1891 – «Косари на отдыхе»
1893 – «Улица Сент Лазар»
1897 – «Бульвар Монмартр утренний свет и туман»
1899 – «Портрет Поля Эмиля»
1902 – «Мост Нев в туман»
1903 – «Автопртрет»

Камиль Писсарро

«Я никогда не сомневался, что было основой пути, которым мы инстинктивно шли. Изображение воздуха».

«Работая, я забываю все горести и печали. Я даже просто их не знаю. Страдание подчиняет себе только бездельников».

«Человек должен быть уверен в успехе до конца, даже тогда, когда кажется, что надежды больше нет».
Камиль Писсарро

Камиль Писсарро. Автопортрет
Камиль Писсарро (1830-1903) – самый старший в плеяде импрессионистов. По возрасту он принадлежал к «поколению 1830 года», но прочно связал свою творческую судьбу с новым течением.
«Камиль Писарро был единственным из группы основателей, кто не покинул поле боя ни разу. В наиболее мрачные годы, когда самые стойкие откалывались, он один оставался на посту, обрекая себя на самую крайнюю нищету». (Л. Волынский, «Зелёное дерево жизни»).

Читайте также  Список самых лучших триллеров всех времен

ВРЕМЕНА ГОДА

Писсарро. Огород и деревья в цвету 1877.
«Небо тоже кажется цветущим». Л. Вентури


Камиль Писсаро. Красные крыши.
«В пейзаже всё подчинено передаче эффекта солнечного света и трепетности воздуха. Общее настроение определяется изображенными на первом плане тонкими деревьями. Они купаются в неярком зимнем солнце, их ветви, написанные небольшими зелеными и желтыми мазками, переплетаясь, образуют нежное золотистое кружево».
Д. К. Самин

«Будучи художником «тонких состояний» природы, Писсарро отдавал предпочтение переходным сезонам — весне и осени с их частыми переменами погоды. Удивительно, что он, уроженец Антильских островов, где контрасты света и тени отчаянно ярки, нашел себя именно в холодноватых, неброских осенне-весенних пейзажах Франции. Чудесно передает он и сумрачность весеннего пасмурного дня в «Пейзаже в Лувесьене», 1870, и влажно-морозную дымку над тронутыми снегом полями в «Эраньи, эффект снега», 1894, и «первоначальное увядание» в поздней картине «Осеннее утро в Эраньи. Облачно», 1901. Пейзажи Писсарро способны более очаровать, нежели восхитить».
«Художественная галерея. Писсарро», №111, 2006 г.
Камиль Писсарро был вместе с Клодом Моне организатором первой выставки импрессионистов и единственным, кто участвовал во всех восьми. …Моне и Писсарро связывала большая творческая близость, вместе они работали на пленэре в окрестностях Парижа, некоторые их пейзажи тех лет неопытному глазу даже трудно различить. Оба стремились схватить летучий момент в его динамике, передать атмосферу, свет и воздух. Но у Писсарро не было романтических наклонностей Моне. Он строже, как будто бы прозаичнее; не пренебрегает конструктивностью, ясным чередованием планов, перспективной глубиной – что можно видеть в «Оперном проезде». Недаром многому научился у Писсаррро Сезанн, считавший себя более всего обязанным именно этому художнику.

Клод Моне. Бульвар Капуцинок.
Улица видна с высоты. Мелькание, движение, мерцание. Половина видимого утопает в свете вечернего солнца, половина погружена в холодноватую серо-лиловую тень. Нет предметов – есть жизнь города. (Вспомним: ещё Делакруа говорил, что хочет написать не саблю, а блеск сабли.) Нет традиционного центра или стержня композиции, схвачено мимолётное зрительное впечатление. Справа видны полуобрезанные рамой фигуры людей, стоящих на верхнем балконе, — они смотрят вниз. Картина города – это то, что они видят оттуда.

Камиль Писсарро. Оперный проезд в Париже.

Серенький облачный день. Крыши слегка запорошены снегом, мостовая мокрая. Всё объемлется единым тоном – розовато-пепельным с сиреневым холодком. Ощутима особая «окраска воздуха», влажного, равномерно окутывающего улицу. Если подойти близко к полотну, видна мозаика мелких, прилегающих друг к другу, но не сплавленных мазочков – характерные «запятые» импрессионистов. Писсарро привлекает не столько чудесная фантасмагория света, как у Моне, сколько «обыкновенное чудо» воздушной атмосферы. Мир у него тоже как бы развеществлён: глядя на «Оперный проезд», мы не чувствуем ни каменности зданий, ни строений экипажей и человеческих фигур, — всё смотрится лёгкими пятнами и кажется сотканным из единой материи.

Необычайная динамика пейзажей художника рождается из той смелости и экономной точности, с какой он пользуется своей свободной живописной техникой. Для изображения фигуры человека с зонтиком ему достаточно двух мазков кисти – одного на человека, одного – на зонт. И ни на секунду не исчезает полная убеждённость, что это не два пятна серой краски, а человек под зонтом, — настолько движение мельчайших мазков строго следует форме и движению человеческой фигуры.
ГОРОДСКИЕ ВИДЫ
Особое место в творчестве Писсарро занимают полотна, посвященные Парижу. Мастер страстно любил Париж, поэтому большинство полотен он посвятил именно ему.
Как женщины Ренуара, как лондонские туманы Моне, так городские бульвары Писсарро – художественное открытие.

Камиль Писсаро. Бульвар Монмартр во второй половине дня. Дождь. 1897.

Камиль Писсаро. Бульвар Монмартр ночью.

Камиль Писсаро. Бульвар Монмартр туманным утром.
«Писсарро Париж пленяет непрекращающимся и всеобщим движением – ходьбой пешеходов и бегом экипажей, течением потоков воздуха и игрой света. Город Писсарро не перечень достопримечательных домов, попавших в поле зрения художника, а живой и беспокойный организм. Захваченные этой жизнью, мы не осознаем банальности строений, составляющих бульвар Монмартр. Неповторимое очарование находит художник в неугомонности Больших бульваров. Утренним и дневным, вечерним и ночным, залитым солнцем и посеревшим запечатлел Писсарро бульвар Монмартр, рассматривая его из одного и того же окна. Вся серия состоит из тринадцати полотен. Ясный и простой мотив уходящей вдаль улицы создает четкую композиционную основу, не меняющуюся от холста к холсту».
А. Д. Чегодаев

Писсарро. Площадь Французского театра в Париже. 1898


Писсарро. Эрмитаж в Понтуазе.
Любимым местом работы Писсарро долгие годы был холмистый Понтуаз, городок на реке Уазе. «Безоблачное небо, сочная зелень, яркое солнце – таким предстает лето в картине «Понтуаз» (1867). Короткие, интенсивные по цвету и, кажется, очень подвижные тени от фигурок и деревьев. Большие массы зеленого цвета, уравновешенные голубым, создают ощущение чистого и прозрачного воздуха. Эффекты ослепительного солнца, жаркого дня достигнуты сопоставлением контрастных цветов: среди холодных вкраплены горячие красные в фигурках людей, черепичных крышах»
Г. Абеляшева .

Если Эдуард Мане был вдохновителем, а Клод Моне – лидером, то Писсарро называли мозгом импрессионистического движения. С не меньшим правом он мог считаться и его совестью. «Папашу Писсарро не просто любили, его обожали… — вспоминал его младший современник Таде Натансон.- Он всегда один из первых, если не первый, различал и защищал всё новое и интересное. Что только появлялось в искусстве». «В нём всё было благородно: мысли, чувства, характер, — вспоминал Жорж Леконт. – Никогда он не произносил горьких слов или слов зависти и мелочной злобы… Бедняк, с трудом содержавший семью, он находил возможность делать добро – для него это было совершенно естественно – и помогать другим не только подбадривающим словом. Но и делом».
Идея публикации: Л.С. Михеева

Камиль
Писсарро

Камиль Писсарро (Camille Pissarro) – художник, работы которого отличает чуткое понимание происходящего, жизни, лучших сторон бытия. Его картины убеждают в том, что вокруг бесчисленное количество прекрасных вещей, и найти их можно в привычных и незатейливых ситуациях, отношениях и поступках. Для этого нужно только раскрыть своё сердце и начать получать непредвзятые впечатления, которые дарит окружающий мир. Чем, собственно, и занимался Писсарро, так как был импрессионистом.

Во время обучения в Школе изящных искусств и в Академии Сюиса в Париже художнику довелось совершенствовать своё мастерство под руководством Гюстава Курбе, Камиля Коро, Шарля-Франсуа Добиньи.

Интересно то , что Камиль Писсарро был анархистом, активно поддерживал единомышленников в Бельгии и во Франции. Если подобные политические взгляды и отразились в его творчестве, то сразу заметить это практически невозможно. Кажется, будто работы художника совершенно не связаны с политикой, далеки от хитросплетений властных структур и говорят зрителям только о простых радостях жизни.

Камиль Писсарро был знаком со многими импрессионистами, обращал внимание на отличительные особенности их творчества. Так, после знакомства с Жорж-Пьером Сёра он проникся пуантилизмом, находя эту технику весьма интересной. Правда, использовал ее недолго, и вскоре вернулся к своему собственному стилю. Нельзя не отметить тот факт, что Камиль Писсарро стал единственным участником всех восьми выставок импрессионистов.

Работы Писсарро нельзя назвать совершенно реалистичными, но они в несколько изменённом виде передают жизнь так точно, что при взгляде на них возникают воспоминания и ассоциации с реальными местами. Его картина «Въезд в деревню Вуазен» – отличный тому пример. Даже если зритель и не был в этой конкретной деревне, то полотно все равно вызовет у него знакомые чувства и возвратит в прошлое.

Настолько настоящим выглядит на этой картине солнечный свет и глубокие тени, что зрителю видится за полотном целую реальность, поразительно похожую на действительность. И всё же разница есть, ведь одновременно с сюжетом картины существует и впечатление самого Писсарро, которое подвигло его изобразить именно эту деревенскую сцену.

В 1898 году Писсарро написал картину «Улица Эписери, Руан», которая буквально переливается светлыми яркими красками. Персиковые и лимонные оттенки видны на стенах зданий и на дороге, по которой бродят тёмные фигурки жителей. Улица на картине живёт, кажется даже, что слышен тихий шум города, отрывки разговоров и звуки шагов.

Люди с плохим зрением видят мир особенным образом: очертания объектов расплываются, лица смягчаются, и в этом мире без чётких границ есть нечто романтическое. Зрение Писсарро к концу жизни тоже стало слабеть, но его творчество от этого отнюдь не пострадало. Изображённые им виды Парижа продолжали восхищать передачей света.

Читайте также  Самый экономичный кроссовер (дизельные и на бензине)

Камиль Писсарро – художник, впечатления которого удивляют зрителей и по сей день. Его эмоции и чувства не исчезнут, они будут жить в его картинах, помогая окружающим поверить в радость, скрывающуюся в красоте мира. В наши дни художника иногда называют «апостолом Писсарро», а его вклад в становление импрессионизма считают бесценным.

Словари

— Французский художник-импрессионист, создавший виды Парижа.

— Французский живописец XIX века, автор картин «Вспаханная земля», «Бульвар Монмартр».

— Французский живописец XIX века, автор картин «Оперный проезд в Париже», «Утро в Эраньи».

— Французский живописец XIX века, автор картин «Крестьянские дома», «В саду», «Дорога на Эннери».

— Французский живописец XIX века, автор картин «Сенокос близ Аржани», «Окраина деревни».

ПИССАРРО (Pissarro) Камиль (1830-1903) — французский живописец. Представитель импрессионизма. Светлые, чистые по цвету пейзажи («Вспаханная земля», 1874).

Писсарро́ Камиль (Pissarro) (1830-1903), французский живописец. Один из ведущих мастеров импрессионизма. В мягких по технике исполнения, чистых по цвету пейзажах придавал обаяние самым непритязательным мотивам, раскрывал поэзию и очарование природы Франции («Вспаханная земля», 1874). В 90-х гг. часто обращался и к городскому пейзажу («Бульвар Монмартр», 1897).

ПИССАРРО Камиль — ПИССАРРО́ (Pissarro) Камиль Жакоб (10 июля1830, о-в Сент-Томас, Виргинские о-ва — 13 ноября 1903, Париж), французский художник, признанный «старейшина» импрессионистов (см. ИМПРЕССИОНИЗМ), пользовавшийся среди них особым авторитетом.

Становление таланта

Родился в семье преуспевающего коммерсанта, французского еврея. Увлекся искусством и, вопреки желанию отца (надеявшегося, что он продолжит семейный бизнес), уехал в Венесуэлу, где в 1852-55 занимался живописью под руководством датского художника Ф. Мельби. В 1855, помирившись с отцом, приехал в Париж; учился там в Школе изящных искусств (с 1856) и «Академи Сюис» (с 1859), где познакомился с П. Сезанном (см. СЕЗАНН Поль) и К. Моне (см. МОНЕ Клод). Жил и работал в Париже, но в основном в его сельских предместьях (Лувесьене и др.).

Излюбленным жанром Писсаро всегда был пейзаж. Его ранняя живопись («Берег Марны в Шеневьере», 1864-65; и др.) обнаруживает сильное влияние Г. Курбе (см. КУРБЕ Гюстав), Ш. Ф. Добиньи (см. ДОБИНЬИ Шарль Франсуа), но в особенности К. Коро (см. КОРО Камиль). К концу 1860-х его живопись становится чисто импрессионистической («Версальская дорога в Лувесьене», 1870). Во время франко-прусской войны (см. ФРАНКО-ПРУССКАЯ ВОЙНА) (1870-71) бежал в Лондон, а по возвращении нашел свой дом в Лувесьене полностью разоренным и переехал в Понтуаз.

В 1-й половине 1870-х талант Писсаро достигает полной творческой зрелости; его полотна этих лет («Иней на старой Эннерийской дороге, Понтуаз», 1873; и др.) привлекают свежестью натурных впечатлений и обаянием цветового строя, складывающегося из мелких мазков чистого цвета. Однако под воздействием Сезанна (с которым он часто работал в этот в период вместе, над одним и тем же мотивом), а также позднего Ж. Ф. Милле (см. МИЛЛЕ Жан Франсуа) Писсаро испытывает все большую неудовлетворенность чисто импрессионистической стилистикой.

На пути к постимпрессионизму

Он активно экспериментирует с цветом, его мазки становятся еще более дробными, выражая исходящую от природы световую ауру или, напротив, устойчивые и незыблемые черты пейзажной натуры («Красные крыши, сельский уголок зимой»; «Бычий мост в Понтуазе»; обе — 1877; и др.). В 1855 Писсаро знакомится с Ж. Сера (см. СЕРА Жорж) и П. Синьяком (см. СИНЬЯК Поль) и, увлеченный их художественными открытиями, начинает работать в духе пуантилизма (см. ПУАНТИЛИЗМ) или неоимпрессионизма (см. НЕОИМПРЕССИОНИЗМ), т. е. окончательно дробит цветовое поле на «точки» (у него это скорее «запятые), которые должны сливаться в процессе зрительного восприятия.

Однако строго пуантиллистских работ у него сравнительно немного («Вид из моего окна в Эраньи-сюр-Эпт», 1888; и др.), неудовлетворенный этим методом, он возвращается к первозданно-импрессионистической манере. Однако при этом Писсаро по-прежнему испытывает острый интерес к новым художественным экспериментам: взаимные симпатии связывают его с поколением постимпрессионизма (см. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ) (в лице П. Гогена (см. ГОГЕН Поль) и В. Ван Гога (см. ВАН ГОГ Винсент)). В 1890-е гг. Писсаро все больше увлекают урбанистические мотивы, и ему блестяще удается воспроизвести трепетный пульс, саму духовную атмосферу городской жизни («Оперный проезд в Париже», 1898; «Площадь Французского театра в Париже», обе — 1898; и др.).

Вплоть до последних лет своей жизни Писсаро пользовался среди мастеров нового искусства репутацией «старейшины», успешно разрешавшего групповые и личные конфликты. К концу 19 в. его талант общественника выразился в симпатиях к анархизму: сблизившись с его лидерами Э. Реклю (см. РЕКЛЮ Жан Жак Элизе) и Ж. Граве, он помещал в издававшемся последним журнале «Тан нуво» («Новые времена») свои социально-критические литографии.

Писсарро в целом много и плодотворно занимался гравюрой (превзойдя в этом отношении всех прочих импрессионистов). Обращаясь к офорту, литографии и другим, весьма разнообразным техникам, он неизменно сохранял верность своему любимому пейзажному жанру.

ПИССАРРО Камиль (Pissarro, Camille)

КАМИЛЬ ПИССАРРО. КРАСНЫЕ КРЫШИ

(1831-1903), французский художник-импрессионист. Родился в местечке Шарлотта-Амалия на острове Сент-Тома (Виргинские острова) 10 июля 1830. В 1855 Камиль Писсарро уехал во Францию и стал художником. Уже в конце 1860-х годов он писал пейзажи, в которых особое внимание уделял изображению освещенных предметов в воздушной среде. В отличие от Клода Моне, Писсарро не ограничивался пейзажной живописью, а часто обращался к сценам из жизни крестьян Понтуаза, где он жил с 1872 до 1882. Писсарро обвиняли в подражании Жану Франсуа Милле; однако, в отличие от романтического реализма последнего, живопись Писсарро кажется гораздо более натуралистичной. После 1885 он некоторое время работал в дивизионистской манере, придуманной Жоржем Сера и Полем Синьяком, но к 1890 вернулся к собственному стилю. В последние годы жизни, несмотря на ухудшение зрения, художник создал серию видов Парижа, которая является одним из высших достижений импрессионизма в передаче света и атмосферных эффектов. Многочисленные рисунки и гравюры Писсарро не имеют равных среди произведений импрессионистов.

Умер Писсарро в Париже 13 ноября 1903.

Камиль Писсарро. «Пейзаж в Понтуазе».

ПИССАРРО (Pissarro) Камиль (1830 — 1903), французский живописец. Представитель импрессионизма. Светлые, чистые по цвету пейзажи («Вспаханная земля», 1874).

Художник-импрессионист Камиль Писсарро — известные работы мастера

Камиль Писсарро – один из основоположников импрессионизма и самый последовательный его представитель. Художника называют «певцом сельского пейзажа», ведь любовь к этому жанру он пронес через всю жизнь, создав сотни прекрасных и уникальных полотен.

Рождение и семья

Жакоб Абрахам Камиль Писсарро родился 10 июля 1830 г. на карибском острове Сент-Томас. Его отец Абрам был евреем, а мать Рашель – доминиканкой. Семья владела процветающим магазином. Родители надеялись, что Камиль продолжит семейный бизнес, который обеспечит ему спокойное, сытое будущее.

В 11 лет мальчика послали учиться в интернат в Париже. Там он увлекся живописью, проявив к ней, по мнению педагогов, недюжинные способности. Вернувшись домой в 17 лет Камиль без особого рвения стал помогать отцу в бизнесе. Все свободное время он занимался рисованием. Отличительной чертой будущего художника была непоколебимая убежденность в своем призвании.

Карьера коммерсанта не прельщала юного Писсарро, потому в возрасте 22 лет он оставил родителям прощальную записку и вместе с товарищем, художником Фрицем Мельбе, уехал в Венесуэллу. Без денег и связей, но с верой в собственное дарование, 3 года Камиль прожил в Каракасе. На жизнь зарабатывал рисованием, оттачивая мастерство владения кистью.

Деревня у подножия холма в Сент-Томас, Антильские острова. 1854-1855 гг.

Вернувшись на Сент-Томас, Камиль убеждает отца, что его будущее в искусстве.

Осенью 1855 г. с благословением родителей и небольшим денежным содержанием от них художник переезжает в Париж. Вскоре Абрам и Рашель также переберутся во французскую столицу.

Учеба

По приезде в Париж Камиль Писсарро поступает учиться в Парижскую школу изящных искусств, а также в частную академию Сюиса. У «папаши Сюиса» преподавание живописи, в традиционном его понимании, не велось. Здесь за небольшую плату художники получали помещение для работы и услуги натурщиков. В академии Писсарро начинает общаться с будущими импрессионистами Эдуардом Мане и Клодом Моне.

Кроме этого Камиль брал частные уроки у представителя Барбизонской школы пейзажиста Исидора Даньяна, отвергавшего академические традиции.

Творчество

В творчестве художника исследователи условно выделяют несколько периодов.

Раннее творчество

С середины 1850-х до начала 1860-х г.г. – время мощного влияния Барбизонской школы, а также Камиля Коро и Гюстава Курбе, работы которых Камиль Писсарро увидел сразу по возвращении в Париж в 1855 г.

Новаторские пейзажи этих мастеров, выполненные на пленэре, поразили молодого живописца своей свежестью и легкостью. Эти картины, разительно отличавшиеся от классических мрачных исторических полотен, оказали огромное влияние на манеру, предмет и цель живописи Камиля Писсарро.

Читайте также  Самый крутой телефон в мире - iphone или vertu?

Лесная тропа. 1959 г.

Главным любимцем художника стал мастер пейзажа Коро, по стопам которого Камиль выходит писать на пленэр. У Курбе художник заимствует метод нанесения краски – свободный мазок кисти. Также вслед за Курбе, который первым стал изображать простых крестьян, Камиль включает в пейзажи селян.

Первый скромный успех пришел к Писсарро в 1859 г. – на ежегодном Салоне, официальной художественной выставке Франции, выставили одну его картину. Еще одну продемонстрировали в 1864 г.

Тогда во Франции Салоны были единственной возможностью для художника показать свои работы, а значит найти на них покупателя. Редкое участие в этих выставках не помогло Камилю Писсарро в карьере, потому он задумался о выходе из системы.

Период импрессионизма

В конце 1860-х гг. пейзажист оказывается в среде молодых художников, которые скоро станут известны как импрессионисты:

  • Моне;
  • Ренуар;
  • Сислей;
  • Базиль.

Живописцы часто встречались в кафе «Гербуа» на Монмартре и подолгу спорили об искусстве. Благодаря этим обсуждениям картины Камиля Писсарро, Моне и Ренуара того периода выполнены в схожей манере.

Дилижанс на Лувесьенн. 1870 г.

Художники были увлечены работой на пленэре, использовали изменчивую манеру живописи, затенявшую детали. Они считали, что нужно рисовать современность, отвергали темные тона салонной живописи. В кафе «Гербуа» закладывались принципы импрессионизма, многие из которых были сформулированы именно Камилем Писсарро.

В 1874 г. Писсарро, Моне, Ренуар и Дега совместными усилиями организуют первую независимую выставку. В ней принимают участие 15 художников. Выставка провалилась, но привлекла внимание к новому течению в искусстве, иронично названному в прессе «импрессионизмом».

Наводнение в Сент-Уан-л’Омон. 1873 г.

Между 1874 и 1886 г.г. было проведено 8 аналогичных выставок. Отношение публики к полотнам импрессионистов постепенно менялось, становясь все более благожелательным. Камиль Писсарро со своей уникальной манерой живописи – единственный из художников этого направления, кто принял участие во всех 8 выставках.

Красные крыши. 1877 г.

Стиль Камиля Писсарро отличается от стиля других импрессионистов. Его живопись более спокойная, в приглушенных тонах, мазки мельче, пестрее. В сравнении с Моне и Ренуаром композиция Писсарро плотнее, картины более структурированы.

Позднее творчество

К началу 1880 г. сельская тема становится ведущей в творчестве Писсарро. От пейзажей он переходит к портретам. Его модели – молодые крестьянки на поле, рядом с животными, за работой.

В это же время он начинает отходить от импрессионизма, а к концу десятилетия полностью отказывается от него, примкнув к движению неоимпрессионистов.

Художники этого направления работали в технике пуантилизма, основанной на последних открытиях в сфере оптики и теории цвета. Краски не смешиваются на палитре в нужные оттенки, – чистые цвета наносятся на холст в виде маленьких раздельных точек или квадратов. При взгляде на картину с расстояния точки смешиваются в сложные тона на сетчатке человеческого глаза.

Но к концу 1880-х гг. Писсарро почувствовал, что этот метод стесняет выражение его идей, и вернулся к своему прежнему стилю.

В 1893 г. коллекционером Полем Дюран-Рюэлем организована персональная выставка художника. На ней демонстрировались 46 работ импрессиониста. Выставка имела успех, сделав художника популярным и обеспечив ему долгожданные финансовые стабильность и благополучие.

На закате жизни из-за проблем со зрением Писсарро становится сложно работать на пленэре, поэтому он пишет виды из окон номеров гостиниц на Монмартре. Серия динамичных и атмосферных картин с видом бульвара в разное время года и суток стала визитной карточкой художника.

Бульвар Монмартр, весеннее утро. 1897 г.

Личная жизнь

Если творческий путь художника не был озарен успехом, то в личной жизни Писсарро повезло.

В 1860 г. Камиль знакомится с горничной матери Жюли Валлей. С ней он проживет более 40 счастливых лет, добросовестно исполняя роль верного мужа и любящего отца.

В 1863 г. у пары родился сын Люсьен, первый из их 8 детей. До взрослого возраста доживут 5 сыновей художника и дочь Жанна.

В 1866 г. семья Писсарро переехала в небольшой городок Понтуаз, вблизи Парижа. Жилье здесь стоило значительно дешевле чем в столице, можно было выращивать овощи в собственном огороде. Кроме того, художник получил возможность работать на воздухе.

Яблоня в Понтуазе. 1868 г.

Весной 1869 г. семья переезжает в Лувесьенн. А летом Писсарро пишет на пленэре бок о бок с Моне и Ренуаром, приехавшими в провинцию работать.

В 1870 г. начинается Франко-прусская война. Под давлением матери и супруги, Писсарро перевозит семью из Франции в Лондон. Там вдохновленный туманным английским воздухом художник создает серию городских пейзажей.

Однако, английская публика картины Камиля Писсарро не оценила. Работы продавались плохо, несмотря на поддержку известного покровителя импрессионистов, коллекционера Поля Дюран-Рюэля.

Хрустальный дворец, вид с Фокс-Хилл, Верхний Норвуд. 1871 г.

Вернувшись во Францию, Камиль Писсарро обнаруживает, что почти все его картины, оставленные в Лувесьенне, уничтожены прусскими солдатами. Из почти 1500 полотен осталось только 42, 20 лет труда были, в буквальном смысле, растоптаны вражескими сапогами.

Камиль Писсарро не отчаялся, а начал работать с еще большим энтузиазмом. Выбора у художника не было. Несмотря на совмещение живописи с работой на предприятии отца, денег на содержание многодетной семьи постоянно не хватало. Жена неоднократно требовала найти стабильный источник дохода.

К концу 1880-х гг., пребывая в полнейшей нищете, художник пишет, что его этюды получаются безрадостными от одной мысли о том, что придется оставить живопись и искать другую работу.

Финансовое положение Писсарро значительно улучшилось только в 1893 г. после организованной Дюран-Рюэлем выставки его картин. В 1895 г. семья художника переезжает из небольшого городка Эраньи-сюр-Эпт, где прожила 11 лет, в Париж. Там Писсарро селятся в доме на улице Риволи, из окон которого виден Лувр.

Последние годы жизни

В последние годы жизни художник признавался друзьям, что больше сил тратит на борьбу со старостью, чем на работу.

Но во всем остальном судьба благоволила пейзажисту. Именно в последние годы его искусство стало приносить приличный доход. Семья выбралась из бедности, в которой жила десятилетиями. Общественность и критики признали талант художника и уникальность созданных им полотен. Картины мастера приобретались и выставлялись музеями.

Автопортрет. 1903 г.

На склоне лет Камиль Писсарро возвращается в Париж, где селится в гостинице на Монмартре. Из окна своего номера он любуется на бульвар и занимается любимым делом – пишет пейзажи, продолжая совершенствовать технику передачи света и атмосферных эффектов.

Не стало Камиля Писсарро 13 ноября 1903 г.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов из жизни художника:

  1. Камиль Писсарро, будучи убежденным анархистом, помогал деньгами французским анархистским изданиям. Если его политические взгляды и повлияли на творчество, то только в части выбора моделей – художник писал исключительно простых людей, в основном сельских жителей.
  2. Несмотря на свои иудейские корни в конце 60-х годов XIX века, возможно по причине финансовых трудностей и непризнанности, Писсарро становится воинствующим атеистом. Но в творчество он своих религиозных убеждений не несет.
  3. Камиль Писсарро стал родоначальником целой династии художников. Все 5 его сыновей писали картины, каждый в своем жанре и манере. Живописцами стали несколько внуков великого импрессиониста.

Люсьен Писсарро в интерьере. 1875 г.

До конца дней Камиль Писсарро был верен своей любви к пейзажам. Картины других жанров занимают в его творчестве незначительное место. При этом, какую бы художественную технику ни использовал живописец, его кисть мастерски передавала и запах земли, и поэзию полей, и музыку городских улиц.

Потребовалось время на то, чтобы человечество признало пейзажиста гением. Отрадно, что это произошло при жизни мастера. Сегодня картины Камиля Писсарро стоят миллионы долларов.

Расскажите в комментариях, какая из его работ нравится вам больше всего. Сохраняйте статью в закладки, чтобы вернуться к ней позже.

Рекомендуем видео по теме: Импрессионисты — Камиль Писсаро.

  • Камиль Писсарро. Письма. Критика. Воспоминания современников (пер. с франц.; вступ. ст., сост. и примеч. К. Г. Богемской), М.: 1974.
  • История импрессионизма. Дж. Ревалд / Пер. с англ. П. Мелковой, М., Л.: Искусство, 1959.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: