Вид большого канала в венеции - у. тёрнер, 1835 - JEKATERINBURG.RU

Вид большого канала в венеции — у. тёрнер, 1835

Рисование.ру

Уильям Тёрнер

Британского художника Уильяма Тёрнера искусствоведы называют провозвестником не только импрессионизма, но и символизма, и даже сюрреализма.

Уильям Тёрнер. Картины художника

Уильям Тёрнер. Последний рейс корабля «Отважный»

1839 г. Национальная галерея, Лондон

На этой картине старый корабль «Отважный» отправляют в док для разборки. Новаторской по тем временам является техника живописи, позволяющая нам рассмотреть практически все последовательные красочные слои — в 1830-х Тёрнер писал очень экспрессивно.

Уильям Тёрнер. Дождь, пар и скорость

1844 г. Национальная галерея, Лондон

Предположительно на картине изображен мост Мейденхед над Темзой, по которому мчится поезд. Капли дождя, пар из топки, стоящий над рекой туман — все это смешивается в фантастическое желтовато-сиреневое марево, превращая поезд в сказочное существо. В то время поездки по железной дороге становились все более популярны, и художник живо интересовался всеми техническими новшествами.

Уильям Тёрнер. Трафальгарская битва

1822 г. Национальный морской музей, Лондон

Тёрнер представляет ключевой момент сражения, после которого Британия окончательно станет владычицей морей: гибель адмирала Нельсона в схватке с испано-французской флотилией. Главные герои здесь — корабли, людей довольно сложно разглядеть, несмотря на размеры картины: 238 х 172 см. Это самое крупное полотно из созданных Тернером.

Уильям Тёрнер. Большой канал в Венеции

1835 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

В Венеции Тёрнер бывал много раз и очень любил этот город. На картине — не столько достоверное отображение одного из известнейших «открыточных видов», сколько живое, непосредственное впечатление от яркого солнечного дня. Здания второго плана как будто растворяются в золотистом свете, стирая линию горизонта.

Уильям Тёрнер. Извержение Везувия

1817г. Йельский центр британского искусства, Нью-Хейвен

В свое время картина вызвала негодование у британской публики: люди желали любоваться нежными туманными пейзажами, а Тёрнер представил им натуралистичное (правда, написанное не с натуры) изображение разбушевавшейся стихии. Новатор во всем, Тёрнер не боялся непонимания и несоответствия вкусам — и остался в истории как один из величайших живописцев XIX века. Ну, а «Везувий» давно признан шедевром.

Уильям Тёрнер. Современный Рим — Кампо Ваччино

1839 г. Музей Гетти, Лос-Анджелес

Дерзко нарушенные правила композиции и законы перспективы, непредсказуемая игра со светом и цветом. Работа нашего современника? Нет, пейзаж Тёрнера 1839 года! Сочетание видных на втором плане современных художнику зданий и античных развалин придает полотну дополнительный фантасмагорический оттенок. Прозрачный летний туман и солнечное небо прописаны безупречно.

Уильям Тёрнер. Дидона, основательница Карфагена

1815 г. Национальная галерея, Лондон

Своим учителем Тёрнер считал Клода Лоррена, который, правда, жил на 200 лет раньше и не мог наставлять «ученика» лично. Это полотно действительно во многом напоминает лорреновские пейзажи с их невероятно красивым природным светом. Сам Тёрнер считал эту картину своим лучшим произведением и, по легенде, даже хотел, чтобы его похоронили вместе с ней. Но потом изменил завещание.

10 лучших картин Уильяма Тернера

Приблизительное время чтения: 1 мин.

240 лет назад родился знаменитый английский художник Уильям Тернер. Предлагаем читателям обзор десяти лучших картин этого автора.

Печальны помыслы мои

Но ты, великая Природа,

Коснись меня и оживи!.

Как с наступлением весны

Цветут бесплодные долины.

Как оживляет свет луны

Ночные серые руины.

Уильям Тёрнер. Автопортрет. 1799

Одним из ярких представителей живописи Викторианской эпохи (период правления английской королевы Виктории в 1837—1901 гг.) был художник Уильям Тернер. Сын парикмахера, получивший самое простое образование, он вошел в историю искусства своими прекрасными романтическими пейзажами, морскими батальными сценами, акварелями и гравюрами. Его называли предшественником французских импрессионистов.

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (англ. Joseph Mallord William Turner) родился 23 апреля 1775 года в лондонском районе Ковент-Гарден.

С 1785 года из-за болезни матери он был отправлен к дяде в Брентфорд, где впервые проявил интерес к изобразительному искусству.

Окончив школу в конце 1780-х и немного поработав у лондонских архитекторов и топографов Уильям поступил в 1789 году в Королевскую академию. Экзамены у него принимал Джошуа Рейнолдс (Первый президент академии). Лекции Рейнолдса по идеалистическому направлению в искусстве оказали впоследствии большое влияние на творчество Тернера.

Уже через год учебы акварельная работа Уильяма Тернера удостоилась экспозиции в Академии. В том же 1790 году Тернером была написана картина маслом, которая также экспонировалась на академической выставке.

С 1791 года Тернер работал художником-сценографом, давал уроки и писал многочисленные пейзажи, совершая этюдные поездки по Европе.

В 1799 году он был избран членом-корреспондентом Королевской академии. Его картина «Море у Бриджуотера», выставленная в Академии в 1801 году, имела большой успех, и в 1802 году он был удостоен звания королевского академика, что давало ему право выставлять свои работы без предварительного отбора их комиссией.

Его эмоциональные акварели своей выразительностью и мастерством исполнения не уступали масляной живописи.

На посту профессора перспективы, который он занимал в академии с 1807 года, Тернер разработал программу, посвященную вопросам «поэтической живописи».

Но впоследствии общество Викторианской эпохи под влиянием критики коллекционера и художника сэра Джорджа Бомона стало прохладно принимать живопись Уильяма Тернера, представлявшую для того времени новый тип пейзажа – легкий, без лишней детализации, наполненный яркими красками и граничащий в чем-то с абстракционизмом. Не смотря на то, что его поддержал английский художник, писатель и теоретик искусства Джон Рёскин, королева Виктория отказалась возвести Тернера в рыцарское достоинство.

Умер Уильям Тернер 19 декабря 1851 года в Лондоне и был похоронен согласно своему завещанию у собора Святого Павла.

1. Рыбаки в море. 1796 год

Рыбаки в море. 1796 г. 91 x 122 см. Холст. Масло. Тейт Британ, Лондон, Великобритания

Эта картина была выставлена в Королевской академии в 1796 году вместе с десятью его акварельными работами и получила похвальные отзывы, а пресса отметила владение Тернером масленой живописью на уровне академического мастерства.

Уже в этом своем раннем полотне Тернер передал ощущение смятения и неустойчивости бытия, свойственное его мировосприятию и проявившееся во всех его последующих произведениях.

2. Озеро Баттермир, с радугой и ливнем. 1798 год

Озеро Баттермир, с радугой и ливнем. 1798 г. Холст, масло. Тейт Британ, Лондон, Великобритания

В этой работе Уильям Тернер показал новую ступень своего мастерства и одновременно явил столь характерное ему художественное свободомыслие, изобразив отражение радуги в глади озера.

3. Пантеон, утро после пожара. 1792 год

Пантеон, утро после пожара. 1792 г. Акварель, 39,5 x 51,5 см Тейт Британ, Лондон, Великобритания

В 1792 году состоялась первая поездка Уильяма Тернера по Британии. В поездке он делал зарисовки городских видов. Тернер был нанят для декорации Пантеона (ротонды римского образца) на Оксфорд-стрит. Но уже через полгода — 14 января 1792 года — огонь уничтожил здание. Сделав на следующий день зарисовки последствий пожара, Тернер затем написал акварелью картину, которая была выставлена в Академии.

4. Переход Ганнибала через Альпы. 1812 год

Переход Ганнибала через Альпы. 1812 237,5 x 146 см. Холст. Масло. Тейт Британ, Лондон, Великобритания.

Ко времени написания этой картины в пейзажах Уильяма Тернера все более важное место стала занимать световоздушная среда (атмосфера во всех ее проявлениях). Уже в этой – одной из своих ранних работ – Тернер мастерски изобразил разгул стихии в огромном пространстве, рядом с которым человек почти не заметен.

На картине изображено историческое событие — переход карфагенского полководца Ганнибала через Альпы в 218 году до н. э. Выбрав именно этот исторический момент художник символически изобразил события 1812 года, предвозвестившие окончательное поражение Наполеона в последующей через три года битве при Ватерлоо.

5. Последний рейс корабля «Отважный» («Бесстрашный»). 1839 год

Последний рейс корабля «Отважный» («Бесстрашный»). 1839 г. 121,9 x 90,8 см. Холст. Масло. Лондонская Национальная галерея, Лондон, Великобритания.

Эту картину Уильям Тернер написал больше как историческое свидетельство прощания с одним из прославленных фрегатов Трафальгарского сражения.

6. Современный Рим — Кампо Ваччино. 1839 год

Современный Рим — Кампо Ваччино. 1839. холст, масло. 90,2 × 122 см.
Музей Гетти, Лос-Анджелес

Развалины Римского форума, изображенные на картине, в старину иногда называли Кампо Ваччино (Campo Vaccino — «пастбище для коров»).

Картина была выставлена в Королевской академии художеств 1839 года и входит в серию Римских видов, написанных Уильямом Тернером в течение двух десятилетий.

7. Большой канал в Венеции. 1835 год

Это полотно было написано на пике славы художника. Город, вдохновлявший многих художников, конечно не оставил равнодушным и Уильяма Тернера — певца красоты стихии и пейзажа, — который бывал в Венеции многократно. На картине Тернер воссоздает солнечную атмосферу прекрасного города посредством яркости красок и воздушной глубины цвета, слегка обозначив композицию при помощи рисунка. Большой канал изображен со стороны церкви Санта Мария делла Салуте (на картине она виднеется справа). На заднем плане слева видна колокольня собора св. Марка и Дворец дожей.

Читайте также  Исаакиевский собор и памятник петру i, м. н. воробьев, 1844

Большой канал в Венеции. 1835. Холст, масло. 91,4 х 122,2 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Картина «Большой канал в Венеции», признанная одной из лучших работ Уильяма Тернера, была представлена с четырьмя другими произведениями художника на выставке в Королевской академии в 1835 г.

8. Гора Риги: вид на Люцернское озеро на восходе. 1842 год

Об этой акварели Уильяма Тернера, написанной после поездки в Швейцарию, английский искусствовед Джон Рёскин был очень высокого мнения.

Гора Риги: вид на Люцернское озеро на восходе. 1842 г. Акварель, бумага, 45 x 29,7 см. Тейт Британ, Лондон, Великобритания.

Картина является сегодня национальным достоянием Англии.

9.Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигнал бедствия, попав в мелководье. 1842 год

Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигнал бедствия, попав в мелководье. 1842 г.
Холст, масло. 91,5 x 122. Галерея Тейт, Лондон, Великобритания.

Полотно живописца, наиболее подвергшееся беспощадной критике. Предчувствуя гениальной интуицией художника приближение катастроф времени, Тернер попытался передать свое ощущение в образе шторма.

10. Пейзаж с далекой рекой и плотиной. 1835-1840 годы

Пейзаж с далекой рекой и плотиной. 1835-1840. Холст, масло. 93×123.
Париж, Лувр.

В этой картине, как и во многих других своих пейзажах, Уильям Тернер мастерски передает воздушность атмосферы, оттененную ярким сочетанием красок. Размытость очертаний и плавный переход цветов, формирующий объем, столь характерные для стиля Тернера, отличали его творчество от живописи старых мастеров. Такая манера письма приближала его произведения к абстракции, в полной мере явившейся в изобразительном искусстве лишь спустя полвека. Уильям Тернер опережал в своей живописи время, в котором ему было суждено творить, и поэтому оставался до конца непонятым современниками.

На анонсе статьи картина Уильяма Тернера «Канал в Чичестере», 1828 г.

«Дождь, пар и скорость романтика пейзажа Джозефа Тёрнера .

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (англ. Joseph Mallord William Turner, 1775—1851) — британский живописец, мастер романтического пейзажа, предтеча французских импрессионистов.

Джозеф Тернер родился 23 апреля 1775 года в семье цирюльника в самой гуще центральных улочек Лондона. Детство художника, по всей видимости, было омрачено душевным расстройством матери, склонной к неожиданным и неконтролируемым приступам гнева. В бумагах и письмах Тернер не упомянул о матери ни разу за всю свою жизнь.
Уже в детстве мальчик проявил большие способности к рисованию. Он целыми днями пропадал возле Темзы, без конца рисуя саму реку и ее берега. Таким образом, главную тему своего творчества (пейзаж) художник нашел еще в отрочестве.
В 1785 году Тернера отдали учиться в школу в Брентсде-форде. Приблизительно к этому времени относятся самые ранние из дошедших до нас набросков и рисунков художника. Первая подписанная им акварель (с видом Оксфорда) датирована 1787 годом, а три года спустя акварель Тернера (с видом дворца Ламбетт) была выставлена в Королевской академии. К этому первому успеху Тернер пришел уже не дилетантом, успев поучиться у архитектора Томаса Хардвика и у тонкого художника-акварелиста Томаса Мелтона.

«Уэльский мост в Шрусбери» 1794 г.
акварель частная коллекция

В 1790-х гг. Тёрнер обратился к масляной живописи. В его маринах заметно влияние голландских мастеров XVII в. Ранние произведения художника исполнены вполне традиционно, в темной гамме («Рыбаки в море», 1796, Галерея Тейт, Лондон). Здесь особенности освещения становятся средством нагнетания драматического настроения.

«Рыбаки в море». 1796 г.

91 x 122 см. Холст. Масло.
Тейт Британ, Лондон, Великобритания

На картине несколько рыбачьих судов в открытом море ночью. Лунный свет, льющийся в прорывы облаков, освещает на волнах лодку, на которой мигает красноватый огонек фонаря. Тернер осваивает непривычные для него возможности масляной живописи: он усиливает контрасты между освещенными и затемненными частями и старается передать едва уловимое различие рефлексов фонаря от бликов лунного света на волнующейся водной глади океана. Уже в этой первой картине маслом он строит беспокойный световой овал композиции и окружает месяц туманным ореолом. Тернер воплотил в этой картине свое трагическое ощущение неустойчивости бытия в зыбкости набегающих пенистых валов, столкновении резких диагоналей мачт и парусов и безнадежности усилий копошащихся в лодках людей, выхваченных из мрака надвигающейся бури случайно прорвавшимся лучом. Характерный овал композиции особенно ясно виден в подготовительном рисунке с его черной громадой поверженного на бок корабля и стремящейся наперерез ему по орбите огромной кривой волны утлой лодчонки, белый парус которой стремительно несется к своей гибели и точно взывает о помощи.

С первых своих работ Тёрнер начинает разрабатывать тему конфликта между человеком и разрушительными силами стихии («Мол в Кале. Французы готовятся выйти в море: прибывает английское пассажирское судно»), которая будет возникать на протяжении всего творческого пути художника («Пожар парламента, 16 октября 1834»).

«Мол в Кале. Французские рыбаки выходят в море, прибывает английское пассажирское судно». 1803 г.
Холст, масло. 172х240 см.
Галерея Тейт, Лондон.

В этом шедевре Тёрнера явь сплетается с вымыслом, что вообще характерно для лучших его картин. В работе отразились впечатления, связанные с прибытием художника во Францию во время его первого путешествия за границу. Корабль, на котором он плыл, попал в шторм, из-за чего не мог пришвартоваться в Кале. Сгоравший от желания как можно скорее оказаться на суше, Тёрнер пересел в шлюпку. Эта затея чуть не закончилась трагедией. Путешественник позже записал в своем дневнике: «Мы все же высадились в Кале. Но едва не утонули при этом». Тёрнер всегда стремился к тому, чтобы как можно реалистичнее передать на картине происходящее. На полотне великолепно изображены пенящиеся волны, рвущие паруса порывы ветра, развевающиеся одежды людей, стоящих на причале. А бурное море и небо, с пробивающимися то тут, то там сквозь тучи лучами солнечного света, заставляют вспомнить о более поздних работах художника. При этом многие детали здесь являются художественным вымыслом Тёрнера.

«Пожар в Лондонском парламенте»

К середине 1830-х гг. Тёрнер достиг вершины мастерства. Он давал уроки живописи на вернисажах, заканчивая там свои картины. Так, на глазах у восторженной публики и изумленных художников он за несколько часов почти полностью написал полотно «Пожар парламента, 16 октября 1834». Этот пожар произошел в 1834 году. Сотни людей наблюдали это драматическое зрелище. Стихия бушующего огня потрясла Тёрнера, он сделал на месте девять акварелей, на основании которых и создал через год большую картину.

Гневные состояния природы: штормы, бури, ураганы и связанные с ними катастрофы — пришлись по душе английской публике, и Тёрнер сделал потрясающую карьеру.

В 1804 году Тёрнер открыл собственную галерею, где собирался выставлять свои лучшие полотна. Галерею он открыл «Кораблекрушением». М.А. Орлова пишет о картине: «Явственно ощутимо тут сопротивление волн яростному урагану, всей силой своей тяжести они влекутся обратно в океан. И с такой же энергией люди на пострадавшем паруснике и лодках, спешащих ему на выручку, силятся удержаться на волнах. Это уже вполне романтическое полотно построено на смелых контрастах светлого и темного, тонов холодных — темное море с изумрудными отливами — и горячих — пятна красного и желтого, какими набросаны фигуры на судах».

39,7 x 28,6 см.
Бумага, акварель.

Уже в 1802 г. Тёрнер был избран действительным членом Королевской академии искусств, а в 1807 г. был утвержден в должности профессора. Художник верой и правдой служил ей до конца своих дней, участвуя в организации выставок, читая лекции для широкой публики и обучая студентов.

«Дождь, пар и скорость. Большая Западная железная дорога» . 1844 г.
Холст, масло. 91х122 см.
Национальная галерея, Лондон.

Во времена Тёрнера Англию охватила настоящая железнодорожная лихорадка. Художники, чуткие по отношению к современности, выразили ее на своих полотнах. Впрочем, и на этом фоне Тёрнер стоит особняком. Другие воспевали красоту машины, стараясь как можно тщательнее выписать ее детали, — Тёрнер же сумел избежать этого искушения. Единственная цель, которую он преследует, — передать ощущение скорости. Поезд, подобный темному и яростному зверю, мчится у него по новому мосту, построенному в 1837-39 годах. Пейзаж позади него скрывается в дымке, а в нижней части картины мы видим крошечную лодку и пахаря — они,изображенные очень статично, символизируют уходящую медлительную эпоху. На берегу реки написаны призрачные фигуры людей, загипнотизированных видом поезда. Эта картина Тёрнера приводила в восторг начинающих импрессионистов.

Читайте также  Что представлял собой мусейон

Одним из признанных шедевров, написанных художником на склоне лет, стала картина «Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигналы бедствия, попав на мелководье». Потоки морской воды, снег и дым, идущий из трубы корабля, сливаются в единый мощный шквал водяных брызг и пронизывающего ветра, изображенный художником с большой эмоциональной силой. Существует легенда, что для того чтобы правдоподобно передать в этой картине эффект вьюги на море, 67-летний художник велел привязать себя на четыре часа к капитанскому мостику корабля, плывшего в шторм из Харвича.

«Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигнал бедствия, попав в мелководье.» 1842 г.

Холст, масло. 91,5 x 122.
Галерея Тейт, Лондон, Великобритания

В каталоге, в примечании к названию, добавлено: «Автор был в эту бурную ночь на «Ариэле». Тернер словно вложил в эту работу трагическое мироощущение — предчувствие грозящих миру катастроф. Ему казалось, что картины разбушевавшихся стихий: лавины, бури, метели и урагана — вообще, всякие чрезвычайные состояния природы могут адекватно передать смятение человеческого сердца и ума, очистить душу и сознание.
Огромные океанские валы, густой туман и вихри мокрого снега сливаются в единый неистовый водоворот. Центром его служит неясный абрис корабля. Но это нечто большее, чем простое внешнее описание бури. Это воплощение не только наблюдений над разбушевавшейся природой или одних зрительных впечатлений, а создание некоего неразложимого единства — буйства стихий, красок и внутренних переживаний. Критика, конечно, не преминула обозвать картину «мыльной пеной, смешанной с раствором для побелки». Тернер рассердился: «Я писал ее не для того, чтобы ее поняли, просто мне хотелось показать, на что это похоже. Я упросил матросов привязать меня к мачте, чтобы я мог наблюдать; меня привязали на четыре часа, я не надеялся уцелеть, но я считал своим долгом дать отчет об этом, если уцелею. А картина не обязана нравиться кому бы то ни было». Когда оксфордский студент пытался утешить старика, тот крикнул: «Да и видели ли они когда-нибудь море?!»

У него нет пейзажей с близкой точки зрения. У Тернера сцена почти всегда обнимает несколько десятков миль, она представляет огромные пространства, и над этой бесконечной перспективой царит величавый круг солнца.

«Ангел стоящий в солнечном свете»

Уильям Тёрнер и его солнце сквозь холсты

Уильям Джозеф Тернер – британский художник-пейзажист, предвестник импрессионистов. Раннее творчество Тернера – буйство цвета и света на холстах, позднее – предвосхищение абстрактной живописи.

Происхождение и детство

Уильям Тернер родился 23 апреля 1775 года (дата неточная) в центральном районе Лондона в семье парикмахера. Отец держал цирюльню и изготавливал парики, что по тем временам пользовалось спросом. Мать имела прогрессирующее психиатрическое заболевание, что стало причиной переезда сына в возрасте 10 лет в семью родственников в Брентфорд.

В этом пригороде столицы зародился Тернер-художник – изобразительное искусство его живо интересовало. Все дни напролёт он пропадал на реках (в Брентфорде сливаются Темза и Брент), пейзажные мотивы с этих пор излюбленные.

Учёба

Первыми учителями стали Томас Хардвик, архитектор, и Томас Мелтон, известный художник-акварелист. Уже в 14 лет Тернер удостоился чести представить свою работу на выставке в Королевской академии, вслед за чем юноша получил право свободного доступа на занятия. Президентом академии тогда был сэр Джошуа Рейнолдс – молодой художник Уильям Тернер безмерно уважал авторитетного мастера. Почитание первого президента академии стало решающим фактором в процессе обучения – Тернер к его лекциям относился самым серьёзным образом, глубоко и вдумчиво штудировал все учебники.

Глава академии устраивал ученикам экскурсии, в том числе по своему дому, где Уильям познакомился с подлинниками Рембрандта, Рубенса, Пуссена. Много лет спустя Тернер будет вспоминать часы общения с Рейнолдсом, как счастливейшие в своей жизни.

Первые успехи

1790-й – год появления у Тернера первой картины маслом. Выставки его работ в академии стали постоянными. Любимое дело начало приносить доходы: в «Пантеон Опере» молодой художник занимался сценографией, кроме того давал частные уроки.

В 1791 году живописец предпринимает первую поездку на этюды. Впоследствии такие творческие путешествия станут нормой, и художник побывает в Италии, Швейцарии, Франции, открыв для себя неисчерпаемый источник вдохновения – разноликую природу Европы. Эти зарисовки служили основой для картин, работа над которыми велась уже в Лондоне.

Кумир

В процессе учёбы начинающие художники копируют работы признанных мастеров. Делая это, Тернер рассматривал картины-образцы под углом сегодняшнего переосмысления, через собственное отношение и видение.

Творческие вкусы Уильяма были таковы, что кумиром его в мире искусства стал Клод Лоррен (1600-1682), французский мастер-пейзажист. Увидев его «Отплытие царицы Савской», Тернер был растроган до слёз. Для себя он решил, что к подобному он и должен стремиться. Подражание Лоррену, внимательное изучение его техники, применение таких же способов живописи стали для Тернера основными приёмами в достижении высот в изобразительном искусстве. Составляя альбом, учебное пособие для начинающих художников, Уильям также опирался на опыт Лоррена, ставшего для него путеводной звездой. Популярность Тернера росла.

Взлёт карьеры

В конце 1799 года Тернер уже член-корреспондент Королевской академии. Через два года получил звание академика, став в истории учебного заведения первым художником столь юного возраста, удостоившимся такого звания. Теперь его произведения выставляются, минуя отборочную комиссию, которая, впрочем, была благосклонна к молодому дарованию. Так, ещё до звания академика нашумела картина Тернера «Море у Бриджуотера». После её выставки художника наделяли самыми приятными эпитетами и даже сравнивали с Рембрандтом.

Искусство Тёрнера постоянно совершенствовалось. Причём вода, архитектура, воздух, ландшафт интересовали художника с научной точки зрения их взаимодействия. Его акварели теперь так же выразительны и поэтичны, как обычно бывают работы, написанные маслом. Картины художника Тернера на исторические темы, в частности о Наполеоновских войнах, также понравились публике и сделали их автора более известным живописцем, которому под силу широкий спектр тем.

В 1807 году художник назначен на профессорскую должность. К преподавательской работе относился очень ответственно, охватывая в лекциях материал, гораздо больший, чем того требовала должность (профессор перспективы). Но его, не обладающего хорошей дикцией и поставленным голосом, студенты слушать не любили. Раскрывался как страстно любящий искусство преподаватель Тёрнер в другом – когда речь шла не о теории, здесь уж ученики боялись пропустить слово.

Палитра становится ярче – публика холоднее

После путешествия в 1919 году в Италию, где Тернер побывал во многих городах-хранилищах шедевров величайших старых мастеров, художник сделал свою палитру насыщеннее, сочнее; в ней теперь больше основных цветов. Это не понравилось приверженцам реализма, отдающим предпочтение почти фотографической точности картин, выполненных чаще всего в тусклых красках, но гармоничных, по их мнению.

Дидона, основательница Карфагена

Художник не собирался ничего менять и меняться сам – через краски он выражал себя. С 1830-х критика в адрес Уильяма Тёрнера звучала всё чаще и громче. Даже королева Виктория приняла решение, что он недостоин звания рыцаря, и ему было отказано. Мало кто осмеливался защищать живописца. Одним из заступников стал Джон Рёскин (1819-1900), но слова молодого деятеля искусств в защиту «величайшего художника всех времён», как он его назвал, тонули в гневных высказываниях старожилов.

Новаторство в творчестве Тернера, несмотря ни на что, набирало обороты и стало первыми искрами – до импрессионизма оставалось лет пятьдесят. Иные работы были написаны на грани абстракционизма, до которого было чуть дальше. В некоторых выпадах даже звучали обвинения в сумасшествии.

Многие картины остались в мастерской до самой смерти художника – их не принимали на выставки.

Тёрнер и деньги

Уильям Тёрнер был хватким, деловым и принципиальным в вопросах оплаты своего труда. Сохранились воспоминания Вальтера Скотта о художнике, как о высочайшем профессионале, который ни одним своим талантливым пальцем не пошевелит бесплатно, за деньги же – с удовольствием.

Относясь столь щепетильно и даже жадно к финансам, Тёрнер при этом позволял одному из своих постояльцев, который снимал комнату в доме художника, жить долгие годы практически бесплатно – когда квартирант лишился средств к существованию.

Тёрнер и дружба

Закадычных друзей у художника не было, всё-таки он был больше погружён в искусство, себя и собственную эксцентричность, чем в общение. Да и по воспоминаниям современников, у Тернера был резкий нрав. Особенно заносчивым стал, когда был назначен профессором. Он часто бывал желчным и насмешливым, его колкости отбивали охоту тесно дружить с этим человеком, но коллеги ценили его профессионализм – все замечания всегда были в точку.

Читайте также  Самый северный город мира и северная точка россии: насколько там холодно?

Но однажды открылась его чувствительность – похоронив близкого 38-летнего товарища, Тернер признался, что лучше больше не привязываться ни к кому – терять больно. Это было странно слышать, исходя из того, какое о нём было мнение в обществе, к тому же эти слова не совсем соответствовали наружности художника, грубого человека.

Внешность соответствует методам работы

Это был невысокий, коренастый, крепкий мужчина с грубоватым лицом. Он мало заботился о своей внешности. Если бы не положение, так бы и ходил перемазанным красками. Внешне напоминал простого моряка или извозчика, но никак не академика. Сам признавал, что к труду относится, как к главному секрету успеха, не знал «другого гения, кроме гения упорной работы».

Способы его работы ошеломляли свидетелей действа. Первым аккордом было опрокидывание на лист бумаги или холст жидкой краски. Затем, при её подсыхании, художник бросался распределять пятна краски по одному ему ведомому алгоритму. Он что-то царапал и тёр, скрёб и размазывал, со стороны казалось, что его движения хаотичны. Но вдруг проступало изображение, с каждым прикосновением всё более явственное и прекрасное.

Случалось, Тёрнер писал способом «одновременной игры» – пока одна картина подсыхает, он колдует над другой, третьей. Но совсем лишало дара речи современников художника, когда тот подходил к своей картине буквально в последние минуты перед открытием выставки, чуть плевал в выбранную точку и пальцем доводил картину до нужного совершенства, по мнению автора.

Личная жизнь

Вместе с Тернером жил его отец, который помогал сыну в работе и поддерживал все его начинания. Отец и сын были очень близки. В 1829 году отца не стало – для Уильяма это стало настоящей трагедией, принесшей пустоту. С этих пор он стал время от времени впадать в депрессию. Мать художника окончила дни в специализированной клинике. Любые разговоры об этом выводили Тернера из себя – глубоко внутри он опасался, как бы болезнь матери не сказалась и на его психике (как дурная наследственность).

Тернер никогда не был женат. Его женщинами были вдовы: первая, Сара Дэнби, старше художника на 10 или 15 лет, позже вторая, София Кэролайн Бут, младше на 23 года. В доме второй, Софии, он и встретил старость. Здесь 19 декабря 1851 года художник умер, завещав свои произведения британскому народу. Сегодня многие его работы в коллекции Лондонской галереи Тайт.

Самые известные произведения Уильяма Джозефа Тёрнера

Странствия – вот источник сюжетов, тем, впечатлений, красок художника. Родная Темза или далёкая Венеция, туманный густой воздух или лёгкий и слившийся с солнечными лучами – всё вдохновляло, давало пищу для эмоций, находящих отражение в творчестве.

Наиболее знамениты картины под названиями:

  • «Рыбаки в море» (1796),
  • «Автопортрет» (1799) – редкая для творчества Тёрнера картина в портретном жанре,
  • «Переход Ганнибала через Альпы» (1812),
  • «Дидона, основательница Карфагена» (1815),
  • «Большой канал в Венеции» (1835),
  • «Последний рейс корабля «Отважный» (1839),
  • «Современный Рим – Кампо Ваччино» (1839),
  • «Гора Риги: вид на Люцернское озеро на восходе» (1842),
  • «Метель. Пароход выходит из гавани и подаёт сигнал бедствия, попав в мелководье» (1842),
  • «Свет и цвет» или «Утро после всемирного потопа» (1843),
  • «Тьма после всемирного потопа» (1843),
  • «Дождь, пар и скорость» (1844),
  • «Ангел, стоящий на солнце» (1846).

По легенде последними словами Тёрнера перед смертью стала фраза: «Солнце есть Бог». Его картины – шаги-доказательства к этому утверждению, а животворящее солнце – главный герой.

Биография Уильяма Блейка – величайшего миротворца и гения — мистика

Рембрандт, биография правдивого гения

Клод Моне и его утонченное впечатление на картине «Впечатление. Восходящее солнце»

Вид большого канала в венеции — у. тёрнер, 1835

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Уильям Тёрнер. Преодолевший время. Часть 2.

К 44 годам Уильям Тёрнер взашел на самую вершину художественного Олимпа. Об этом было рассказано здесь. Он был признанный пейзажист, маринист и создал себе славу в историческом жанре, самом престижном в то время. В 1819 году он предпринял путешествие в Италию и это самым серьезным образом повлияло на его дальнейшую жизнь и творчество.

Маршрут был такой. Турин, Париж, Лион, озеро Комо, Милан, Верона и, наконец, первая встреча с Венецией! Это была любовь на всю жизнь. В тот раз он пробыл там всего пять дней и уехал покоренный, заполнив рисунками 160 страниц своих альбомов. Еще он сделал несколько восхитительных акварелей венецианского утра, на которых полупрозрачный, неосязаемый свет передан мазками голубого и желтого. Именно такое ощущение света больше никогда его не покинет – оно останется с ним навсегда. Вот две работы того периода. Не правда ли выглядит совсем современно. Эта без названия.

А эта — «Венеция, вид восточнее острова Джудекка, восход солнца.»

Из Венеции Тёрнер не спеша двинулся в Рим, куда прибыл в конце октября. Он пробыл там до середины декабря и за этот срок сделал примерно полторы тысячи рисунков карандашом. Тут как раз проснулся Везувий, и Тёрнер отправился в Неаполь.
«Рим-Коллизей».

«Рим-Святой Петр смотрит на усадьбу Барберинни».

Итальянское путешествие конечно же принесло и другие плоды. Ценой упорного труда он сумел закончить большую картину маслом как раз к академической выставке 1820 года. Называлась она “Рим из Ватикана: Рафаэль, сопровождаемый Форнариной, готовит свои картины, дабы украсить Лоджию”.

В 1824 году он отправился в путешествие по рекам Мёз и Мозель. Поездка продолжалась чуть больше месяца, и за это время он сделал тысячи рисунков. Но лишь одно полотно маслом было создано по материалам этой поездки — “Гавань в Дьепе” – публика увидела его на академической выставке в следующем, 1825 году. Одни встретили картину восторжденно, а другие критиковали за то, что Дьеп больше похож на Венецию.

В августе того же года Тернер направился в Голландию и Бельгию, а потом в плавание по Рейну. Снова посетил те места, что живописали прославленные голландские мастера. Съездил в Гаагу, Амстердам, Антверпен, Гент и Брюгге. Работал теми же методами, что и в прошлом году, с блокнотом, который всегда под рукой и для беглых зарисовок, и для более детальных рисунков. Плодом этой поездки стало одно из самых знаменитых его полотен, “Кёльн: Прибытие пакетбота. Вечер”, которую он представил на выставке в 1826 г. Эту работу заметили в основном потому, что художник весьма необычно использовал в ней желтую краску. Подлинные достоинства полотна почти и не обсуждались. К этому времени приверженность желтому Тернера стало уже сюжетом карикатур.

В этом же году Тёрнер положил начало самой большой серии гравюр по его рисункам, озаглавленной “Живописные виды Англии и Уэльса”, в связи с чем предпринял несколько путешествий по стране. Вот некоторые из этих работ.

В этом году Тернер много время провел в усадьбе Петуорт своего покровителя, лорда Эгремонта. Он рано вставал и трудился, пока другие гости спали. Среди холстов, которые со временем созрели как плоды этой рабочей дисциплины, – “Парк в Петуорте: в отдалении видна Тиллингтонская церковь” . Этот огромный парк известен самым большим стадом ланей в Англии.

Другая картина, написанная там — “Озеро в Петуорте. Вечер”. Сохранились сведения, что Тёрнер, “работая над этими пейзажами, держал дверь на замке и открывал ее только хозяину дома. Здесь уже можно говорить о Тернере как предвестнике импрессионистов. Не правда ли?

Общепринято считать, что на этом закончился второй этап биографии художника. Сделаем остановку и мы. (Оканчание следует).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: