Весенний пейзаж, анри руссо - JEKATERINBURG.RU

Весенний пейзаж, анри руссо

Анри Руссо: наивный сказочник или светлый примитив

Анри Руссо (Henri Julien Félix Rousseau; родился 21 мая 1844 г. — умер 2 сентября 1910 г.) — художник, работавший в жанре примитивизма, дилетант, картинами которого восхищались современники-импрессионисты. Именно Анри Руссо обязано признанием «наивное искусство», существовавшее еще с древнейших времен, но до того особо-то и не считавшееся культурным феноменом.

Анри Руссо писал картины, наполненные цветом. Они пленительны, очаровательны и, подобно нежной мелодии, незаметно погружают зрителя в мечты. Тропические пейзажи, удивительной красоты джунгли (кстати, вживую мастер их не видел) — свобода фантазии, полет на волнах сочных, чистых оттенков.

Биография Анри Руссо

Жизнь Анри Руссо — это светлый миф, биография-сказка, которой приятно зачитаться вечерком, когда погашен свет и стих уличный шум. После такого чтения кажется, что всё впереди, всё ещё возможно. Ведь у него получилось.

Родившийся 21 мая 1844 года во французском Лавале, Анри принадлежал к небогатой семье — отец мастера был всего лишь сантехником. О юности и молодости художника известно очень мало. Какое-то время он служил в Мехико, во французской армии, где занимал должность полкового музыканта. Затем, уволившись, принялся учиться живописи.

Руссо — один из тех сверкающих бриллиантов, которые вопреки всему — отсутствию образования, положения, покровителей, нужного окружения — поднимаются на поверхность из сумрачных глубин общества и сияют ярче солнца. Руссо учился рисовать сам, попутно работал в налоговом управлении, за что получил прозвище Таможенник (Le Douanier), ставшее затем его псевдонимом, известным всему миру.

Художник начал заниматься живописью еще будучи служащим. Первые картины, отправленные им на Салон Независимых в 1885-м, он сопроводил комментарием, что на создание этих работ ушло «пятнадцать лет труднейших поисков». Именно 15 лет и продолжалась служба на таможне. Его звезда взошла молниеносно, но учился мастер долго — первые из его работ датируются 75-77 годами XIX века.

В 1884 году, когда Анри получил разрешение посещать Лувр, он принялся срисовывать картины старых мастеров. А уже год спустя на Салоне появились его копии и два собственных произведения. В 1885 году Руссо было уже за сорок, и публика Салона независимых приняла его… неоднозначно. Кто-то посмеивался над немолодым примитивистом, но Поль Гоген (Paul Gauguin) и Камиль Писарро (Camille Pissarro), бывшие на выставке, пришли в совершеннейший восторг.

Был ли он действительно так наивен, как его полотна? Наверняка нет. Руссо состоял в Массонском ордене и при случае мог сразить собеседника метким словцом наповал. Это ли не признаки величайшего ума, привычно скрывающегося за маской простака?

Руссо умер от гангрены, в самом начале осени 1910 года — 2 сентября. Он похоронен в родном городе.

Картины Анри Руссо

Одно из самых известных произведений мастера — «Сновидение» — написано в 1910 году. Художник, который, как большинство робких людей, часто опасался, что его неверно поймут, снабдил его аннотацией. В ней говорилось, что Ядвиге приснился чудесный сон, где играет флейта, месяц освещает цветы и деревья и даже хищники замерли, слушая волшебную музыку. Говорят, история картины связана с одной из возлюбленных мастера, которую звали Ядвига. Но, скорее всего, Руссо просто любил это имя.

Другой, не менее знаменитый шедевр — «Война», датируется 1894 годом. На картине изображен один из всадников Апокалипсиса. Он равнодушно проносится по мертвым телам, держа в руках устрашающие меч и факел.

Всего же кисти мастера принадлежат 123 произведения, среди которых:

  • знаменитый «Карнавальный вечер», поразивший Писарро на первом в жизни мастера Салоне;
  • «Сон цыганки»;
  • «Нападение в джунглях»;
  • «Мальчик на скалах»;
  • пейзажи, портреты и натюрморты.

Сегодня картины Руссо стоят миллионы. Но сначала над ним смеялись. И самому проницательному зрителю на первом в жизни мастера Салоне наверняка в голову не пришло, что этот простоватый самоучка, начавший карьеру с подделок, станет одним из знаменитейших живописцев XX века. Эта история по-настоящему вдохновляет.

Нравится ли вам сказочный примитивизм? Если вы не против пополнить свою коллекцию одним из «примитивных» шедевров, добро пожаловать на онлайн-аукционы нашей платформы Very Important Lot. В каталогах сайта представлены также работы современных художников.

Анри Руссо (1844 — 1910)

Анри Руссо, художнику-самоучке, суждено было сыграть в истории искусства особую роль. Его творчество вызвало интерес профессионалов, благодаря чему был открыт целый пласт в художественной культуре, всегда существовавший, но ранее не привлекавший к себе внимания — так называемое наивное искусство, или искусство примитивов.

Сын провинциального жестянщика, Руссо служил в 1871—1893 годах в налоговом управлении Парижа, из-за чего получил впоследствии прозвище «Таможенник». Он начал рисовать и писать красками, по-видимому, около 1880 года, будучи уже вполне зрелым человеком. Малообразованный, не знакомый ни с изобразительной грамотой, ни с историей искусства, он, наверное, навсегда бы остался в неизвестности, если бы не созданное в 1884 году Общество независимых художников, которое отказалось от жюри и открыло двери своих выставок для всех желающих. Над картинами Руссо, представшими в Салонах независимых, потешались, хохотали до упаду, дивясь самонадеянности простака, решившего состязаться с хорошо обученными профессионалами.

Сам Руссо как будто не замечал в своей живописи отклонений от академической нормы. Он преклонялся перед Бугро и Жеромом, тогдашними кумирами официальных Салонов, и, искренне полагая, что продолжает эту традицию, называл себя «национальным достоянием Франции». Он оказался прав, хотя история предписала ему иную и, пожалуй, более существенную роль, нежели ту, на которую он претендовал.

К тому времени в европейском искусстве проявилась тенденция примитивизма — ориентации на народное творчество, на канонические формы первобытных цивилизаций. Люди из литературно-артистической среды подшучивали над простодушием «Таможенника», разыгрывали фарсы его официального признания, но в их насмешках проступал и неподдельный интерес к свободному от школьных предписаний самоучке, решившемуся начать с нуля, с чистой доски.

Живопись Руссо и в самом деле достойна самого пристального внимания. Она отличается необычной для «примитивов» энергетикой формы, ее волевой, уверенной организацией. По-видимому, художников авангарда пленяли и непреднамеренные смысловые сдвиги, расхождения видимого и подразумеваемого. Ведь, стараясь воспроизвести жанры и формы академического искусства, Руссо невольно создавал пародии на них.

Его «Муза, вдохновляющая поэта» (1909, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина) по замыслу — аллегорический портрет Аполлинера и его возлюбленной Мари Лорансен. Они представлены в неких райских кущах, Поэт — с его традиционными атрибутами: свитком и гусиным пером, Муза — в «античных» одеяниях и венке, с благословляющим жестом поднятой руки. В намерении придать Музе особую значительность художник сильно увеличил объем ее фигуры, но при этом «небесное вдохновенье» уподобилось толстушке из простонародья. Позы этих коренастых фигур неустойчивы, а жесты неуверенны, как будто им навязали не свойственные им роли. Старательный имитатор салонного искусства, Руссо излагает риторические обороты «высокого стиля» языком уличного просторечья, и его косноязычье выдает некую правду об обветшалости аллегорического жанра.

Репертуар Руссо был весьма разнообразен. Он писал портреты, семейные празднества и официальные церемонии, виды Парижа и его окрестностей, натюрморты, пейзажи с фигурами, военные парады и баталии. Но любимейшей его темой стали экзотические пейзажи — густые тропические леса с гуляющими по ним хищниками и аборигенами. В связи с этим родились слухи, будто в молодости Руссо участвовал в мексиканской экспедиции французской армии. Но, по-видимому, он никогда не покидал пределов Франции и в своих картинах передавал лишь всем знакомые детские мечты о заморских странах.

Поразительно умение Руссо заполнить пространство растительными переплетениями, оставив где-то в глубине некие полости, убежища для затаившихся зверей. Его тигры и ягуары с горящими глазами, сказочные птахи, хитрые обезьяны, изворотливые рептилии, темнокожие заклинатели змей различаются не сразу, а иногда едва заметны за густыми завесами огромных листьев и стеблей. Как будто художник обучался у дикой природы, наблюдая ее уловки — прятаться в укрытиях, таиться в темноте, исподтишка выглядывать, пугать внезапным появлением.

Читайте также  Моисей со скрижалями закона, гвидо рени

По поводу картины «Сон» (1910, Нью-Йорк, Музей современного искусства) Руссо теребили насмешливым вопросом: каким образом красавица на красном канапе оказалась среди джунглей? Он отвечал, что спящая представлена в окружении своих снов. На самом деле мы видим нечто другое — женщина будто только что очнулась и, приподнявшись, с изумлением вглядывается в фантастические заросли. Тигры, потрясенные ее внезапным появлением, таращатся круглыми глазами, испуганно припав на задние лапы, а диковинная жар-птица встрепенулась, забив пестрыми крыльями. Скрывающийся в тени темнокожий обитатель тропиков играет на дудочке, то ли заклиная уползающую змею, то ли исполняя серенаду вдруг очутившейся здесь красавице.

В цветистый пейзаж «примитивного» искусства прорвался мотив, заимствованный из репертуара официальных Салонов — обнаженная на ложе, и художническая интуиция Руссо отреагировала на неожиданность этой встречи сюжетом переполоха в девственном лесу. «Картина излучает красоту, это неоспоримо, — писал Аполлинер. — Спросите у художников, они все единодушны в своем восхищении». Надо думать, к этому восхищению примешивалась и толика зависти. Ведь в то время на такое совмещение несовместимых художественных программ мог отважиться только наивный самоучка.

Мастера авангарда, забавляясь над «Таможенником», удивлялись его необычным ходам и неосознанно учились, получая уроки незашоренного и потому способного на подлинные открытия восприятия. Пример Руссо стимулировал интерес к стихии любительского творчества, которое отныне стало подпитывать течение примитивизма в профессиональном искусстве.

Рисование.ру

Анри Руссо

Анри Руссо. Нападение в джунглях

1891 г. Национальная галерея, Лондон

Картины этого художника часто привлекают к себе детей. «Мама, он рисовал почти как я!» — такую фразу часто можно услышать от маленьких посетителей музеев, когда их взгляд падает на картины Анри Руссо — французского самоучки, яркого представителя так называемого примитивизма. Интересно, что больше всего Руссо привлекали сюжеты «из жизни джунглей», хотя он там никогда не бывал! Тигры, львы, удавы на его полотнах очень забавны.

Анри Руссо. Карнавальный вечер

1886 г. Художественный музей Филадельфии

Художник много лет проработал на таможне (отсюда и его прозвище — «Таможенник Руссо») и начал рисовать уже после сорока лет. Его «Карнавальный вечер», представленный публике на Салоне независимых, вызвал насмешки своей наивностью, театральностью, слабым владением формой — и бурный восторг своей гармоничностью тонов и тщательной проработкой деталей.

Анри Руссо. Прогулка по лесу

Ок. 1886 г. Музей Кунстхаус в Цюрихе

Недоброжелатели утверждали, что полотна Руссо напоминают старинные часы, в которых движутся маленькие фигурки: мол, персонажи на этих картинах такие же «механические» и немного нелепые. Но все же эти картины, наивные и не слишком профессиональные, привлекали тем, чем может похвастаться далеко не каждый академист, — искренностью. А также богатством цвета и буйной фантазией.

Анри Руссо. Спящая цыганка

1897 г. Нью-Йоркский музей современного искусства

Казалось бы, сюжет зловещий: в пустыне лев обнюхивает сморенную сном представительницу кочевого народа. Но почему картина вызывает не страх, а улыбку, даже несмотря на темное небо и зловещую луну? Может быть, потому, что лев скорее напоминает большого пуделя и совсем, как говорят дети, нестрашный? Сам Руссо считал свое произведение поэтичным.

Анри Руссо. Заклинательница змей

1907 г. Музей д’Орсе, Париж

Ни в одном ботаническом атласе вы не найдете такого богатства экзотических растений, как на полотнах Анри Руссо! В его «Заклинательнице змей» многие находят черты, общие с сюрреализмом. Интересно, что чувства зрителей при взгляде на эту картину разнообразны: кому-то видится умиротворение, а змеи выступают как символ укрощенного зла. Кто-то, наоборот, видит в фигуре заклинательницы, похожей на древний тотем, скрытую угрозу.

Анри Руссо. Мечта

1910 г. Нью-Йоркский музей современного искусства

Это огромное полотно (размер — почти 2×3 метра!) известно также как «Сон». Художник обычно снабжал свои творения аннотацией. В данном случае она гласила, что дама «уснула под звуки флейты неизвестного соблазнителя. Звери, и даже хищники, замирают под чудесные звуки музыки». Публика веселилась: «Почему дама сидит на диване посреди джунглей? И почему у львов человеческие и такие удивленные физиономии?»

Анри Руссо. Экваториальные джунгли

1909 г. Национальная галерея искусства, Вашингтон

Как всегда у Руссо, невероятно тщательная проработка деталей. Белые соцветия на первом плане, растения, которых никогда не существовало в природе. И посреди всего этого тропического великолепия — два странных зверя. Видимо, это тигры, но форма их морд и расцветка не позволяют судить об этом с уверенностью.

Наивную искренность Анри Руссо высоко ценили Тулуз-Лотрек, Анри Матисс, позднее — Пикассо. Вероятно, по той же причине картины Руссо очень популярны и у сегодняшних ценителей живописи, и представить постимпрессионизм без этих фантастических джунглей уже невозможно.

Анри Руссо

  • Русские художники 18-19 веков
  • Американские художники 19-20 веков
  • Американские художники иллюстраторы
  • Японские художники нач. 20 века
  • Адлер Янкель
  • Айвазовский Иван
  • Алисов Михаил
  • Алст Виллем ван
  • Альма-Тадема Лоуренс
  • Альтдорфер Альбрехт
  • Анисфельд Борис
  • Анкетен Луи
  • Архипов Абрам
  • Арчимбольдо Джузеппе
  • Ашиль Ложе
  • Бабадин Валериан
  • Бабушка Мозес
  • Баранов-Россине Владимир
  • Барбер Чарльз Бартон
  • Баския Жан-Мишель
  • Беггров Александр
  • Беллоуз Джордж Уэсли
  • Берн-Джонс Эдвард
  • Бернар Эмиль
  • Беро Жан
  • Берхем Николас
  • Бессонов Борис
  • Билибин Иван
  • Богданов-Бельский Николай
  • Боголюбов Алексей
  • Богомазов Александр
  • Больдини Джовани
  • Боннар Пьер
  • Борисов-Мусатов Виктор
  • Боссоли Карло
  • Босх Иероним
  • Босх Иероним — последователи
  • Ботеро Фернандо
  • Боттичелли Сандро
  • Боччони Умберто
  • Браз Осип
  • Брак Жорж
  • Брейгель Питер
  • Брейгель Питер младший
  • Брейгель Ян младший
  • Брейгель Ян старший
  • Брейтнер Георг
  • Бровар Яков
  • Бродский Исаак
  • Брюллов Карл
  • Брюне Эмиль
  • Бугро Вильям
  • Буден Эжен
  • Бурлюк Давид
  • Бурхард Федор
  • Буше Франсуа
  • Бэкон Фрэнсис
  • Вазарели Виктор
  • Вайсберг Леон
  • Валадон Сюзанна
  • Валемье Жорж
  • Валлотон Феликс
  • Вальта Луи
  • Ван Гог Винсент
  • Вард Хуг
  • Васильев Константин
  • Васильковский Сергей
  • Васнецов Виктор
  • Ватто Антуан
  • Вегенер Герда
  • Веласкес Диего
  • Вельц Иван
  • Верещагин Василий
  • Верещагин Петр
  • Вермеер Ян
  • Вессельман Том
  • Веттриано Джек
  • Вещилов Константин
  • Вивин Луи
  • Виноградов Сергей
  • Вламинк Морис
  • Волков-Руссов Александр
  • Врубель Михаил
  • Вуд Грант
  • Вюйар Эдуард
  • Гальен-Лалу Эжен
  • Ганзен Алексей
  • Гассам Чайльд
  • Геккель Эрнст
  • Гермашев Михаил
  • Гертлер Марк
  • Гестел Лео
  • Гийомен Арман
  • Гиллрей Джеймс
  • Гине Александр
  • Глакенс Уильям
  • Глюкман Григорий
  • Гоген Поль
  • Годвард Джон
  • Гойа Франциско
  • Гойа Франциско — графика
  • Гоох Питер де
  • Горбатов Константин
  • Горки Аршил
  • Грез Жан Батист
  • Григорьев Борис
  • Гримшоу Джон Эткинсон
  • Грис Хуан
  • Гро Антуан Жан
  • Грюневальд Исаак
  • Гужавин Михаил
  • Да Винчи Леонардо
  • Давид Жак-Луи
  • Дадд Ричард
  • Дали Сальвадор
  • Дардель Нильс
  • Дега Эдгар
  • Дейк Антони ван
  • Делакруа Эжен
  • Деларош Поль
  • Делоне Робер
  • Дельво Поль
  • Демут Чарльз
  • Дени Морис
  • Денисов-Уральский Алексей
  • Дерен Андре
  • Джакометти Аугусто
  • Джорджоне
  • Диас де ла Пенья Нарцисс
  • Донген Кес ван
  • Доре Гюстав
  • Древин Александр
  • Дрейпер Герберт
  • Дубовский Николай
  • Дусбург Тео Ван
  • Дэвис Артур
  • Дюрер Альбрехт
  • Дюфи Рауль
  • Егорнов Александр
  • Егорнов Сергей
  • Жаннин Джорджес
  • Жерико Теодор
  • Жером Жан-Леон
  • Жуковский Станислав
  • Занковский Илья
  • Иварсон Иван
  • Икар Луи
  • Йертен Сигрид
  • Кайботт Гюстав
  • Кало Фрида
  • Кампендонк Генрих
  • Кандинский Василий
  • Караваджо Микеланджело
  • Каррьер Эжен
  • Каспар Фридрих
  • Кассат Мэри
  • Кейн Джон
  • Кейп Альберт
  • Кент Рокуэлл
  • Кинкейд Томас
  • Кипренский Орест
  • Кирико Джорджо де
  • Кирхнер Эрнст
  • Киселев Александр
  • Кислинг Моисей
  • Кларк Гарри
  • Клевер Юлий
  • Клее Пауль
  • Климт Густав
  • Клингер Макс
  • Клодт Михаил
  • Кондратенко Гавриил
  • Констебл Джон
  • Кончаловский Петр
  • Коринт Ловис
  • Коро Жан Батист
  • Коровин Константин
  • Костанди Кирияк
  • Котарбинский Вильгельм
  • Кравченко Алексей
  • Крамской Иван
  • Кранах Лукас
  • Крачковский Иосиф
  • Крейер Педер Северин
  • Кремень Пинхус
  • Кросс Анри Эдмон
  • Крыжицкий Константин
  • Кувассег Чарльз
  • Куинджи Архип
  • Курбе Гюстав
  • Кустодиев Борис
  • Лагорио Лев
  • Лапшин Георгий
  • Лаховский Арнольд
  • Лебаск Анри
  • Лебур Альбер
  • Левитан Исаак
  • Леже Фернан
  • Лейтон Фредерик
  • Лемпицка Тамара
  • Лентулов Аристарх
  • Лиотар Жан Этьен
  • Лихтенштейн Рой
  • Лорансен Мари
  • Лот Андре
  • Лоури Стефан Лоуренс
  • Лоусон Эрнест
  • Луазо Гюстав
  • Люс Максимильен
  • Маврина Татьяна
  • Магритт Рене
  • Майоль Аристид
  • Маке Август
  • Маковский Александр
  • Маковский Владимир
  • Маковский Константин
  • Маковский Николай
  • Маковский Тадеуш
  • Малевич Казимир
  • Малявин Филипп
  • Ман Рэй
  • Манген Анри
  • Мане Эдуард
  • Маневич Абрам
  • Марк Франц
  • Марке Альбер
  • Маркусси Луи
  • Мартен Анри
  • Матисс Анри
  • Машков Илья
  • Мемлинг Ганс
  • Менстед Петер
  • Мещерский Арсений
  • Микеланджело Буонарроти
  • Милло Адольф
  • Минчин Абрам
  • Миро Хоан
  • Модильяни Амадео
  • Мондриан Пит
  • Моне Бланш Ошеде
  • Моне Клод
  • Монтезин Пьер Эжен
  • Монтичелли Адольф
  • Моран Томас
  • Моранди Джорджо
  • Море Анри
  • Моризо Берта
  • Моро Густав
  • Мохой-Надь Ласло
  • Мунк Эдвард
  • Муравьев Владимир
  • Муха Альфонс
  • Мюллер Отто
  • Мясоедов Григорий
  • Нестеров Михаил
  • Нилус Петр
  • Одюбон Джон Джеймс
  • Ондердонк Джулиан
  • Орловский Владимир
  • Пасхин Жюль
  • Пейн Эдгар
  • Перов Василий
  • Петров-Водкин Кузьма
  • Пикассо Пабло
  • Пиранези Джованни
  • Пиросмани Нико
  • Писсарро Камиль
  • Поленов Василий
  • Поллок Джексон
  • Попов Александр
  • Похитонов Иван
  • Прендергаст Морис
  • Пукирев Василий
  • Пюви де Шаванн
  • Райдер Альберт
  • Рансон Поль
  • Рафаэль Санти
  • Редон Одилон
  • Рейссельберге Тео ван
  • Рембрандт Харменс Ван Рейн
  • Рембрандт Харменс Ван Рейн — офорты
  • Ренуар Огюст
  • Репин Илья
  • Рерих Николай
  • Розен Карл
  • Розен Северин
  • Розенталь Янис
  • Россетти Габриэль Данте
  • Ротко Марк
  • Рохлина Вера
  • Рубенс Питер
  • Рублев Андрей
  • Руо Жорж
  • Руперт Банни
  • Русиньоль Сантъяго
  • Руссель Кер-Ксавье
  • Руссо Анри
  • Рыбак Иссахар-Бер
  • Рылов Аркадий
  • Рэкхем Артур
  • Саврасов Алексей
  • Саделер Валериус де
  • Сапунов Николай
  • Саутхолл Джозеф
  • Сегал Артур
  • Сезанн Поль
  • Семирадский Генрих
  • Сент-Экзюпери Антуан де
  • Сера Жорж
  • Серебрякова Зинаида
  • Серов Валентин
  • Серт Хосе Мария
  • Серюзье Поль
  • Сиданэ Анри Ле
  • Синезубов Николай
  • Синьяк Гийом
  • Синьяк Поль
  • Сислей Альфред
  • Соломаткин Леонид
  • Сомов Константин
  • Соролья Хоакин
  • Стелла Джозеф
  • Стеллецкий Дмитрий
  • Судейкин Сергей
  • Сулакруа Фредерик
  • Сутин Хаим
  • Танги Ив
  • Тархов Николай
  • Таулов Фриц
  • Тернер Джозеф
  • Тиссо Джеймс
  • Тиссо Джеймс — иллюстрации к Ветхому Завету
  • Тихменев Ефим
  • Тихов Виталий
  • Тициан Вечеллио
  • Тобин Феликс
  • Толстой Федор
  • Тома Ганс
  • Торрес-Гарсия Хоакин
  • Тулуз-Лотрек Анри
  • Туржанский Леонард
  • Уоллес Альфред
  • Уорд Хью
  • Уорхол Энди
  • Уотерхаус Джон
  • Утрилло Морис
  • Фальк Роберт
  • Фантен-Латур Анри
  • Федоров Семен
  • Федорова Мария
  • Фер Жорж де
  • Филонов Павел
  • Флавицкий Константин
  • Фрагонар Жан Оноре
  • Фрейндлих Отто
  • Френе Роже де ла
  • Фриез Эмиль Отон
  • Фуджита Леонард
  • Фьюэстад Густав
  • Халлстрем Эрик
  • Харинг Кит
  • Хартли Марсден
  • Хед Мартин
  • Хельцель Адольф
  • Ходлер Фердинанд
  • Холлар Вацлав
  • Хорнел Эдвард Аткинсон
  • Хох Питер де
  • Хундертвассер Фриденсрайх
  • Хьюз Артур
  • Цорн Андерс
  • Чайльд Хассам
  • Черч Фредерик Эдвин
  • Чехонин Сергей
  • Чюрленис Микалоюс
  • Шагал Марк
  • Швиттерс Курт
  • Шемякин Михаил
  • Шиле Эгон
  • Шильдер Андрей
  • Шишкин Иван
  • Шлеммер Оскар
  • Штратман Карл
  • Штук Франц фон
  • Шульце Иван
  • Элинга Питер
  • Эль Греко
  • Энгр Жан Огюст Доминик
  • Энсор Джеймс
  • Эрнст Макс
  • Эшер Мауриц Корнелис
  • Явленский Алексей
  • Яковлев Александр
Читайте также  Колосс (паника), франсиско де гойя

Бумага от 343 ₽ / Холст от 590 ₽

Бумага от 363 ₽ / Холст от 620 ₽

Бумага от 353 ₽ / Холст от 605 ₽

Бумага от 389 ₽ / Холст от 658 ₽

Бумага от 358 ₽ / Холст от 613 ₽

Бумага от 363 ₽ / Холст от 620 ₽

Бумага от 353 ₽ / Холст от 605 ₽

Бумага от 374 ₽ / Холст от 636 ₽

Анри Руссо – один из наиболее ярких представителей примитивизма – жанра, выступающего против технического прогресса и поддерживающего связь природы и человека. Не получил художественного образования, учился живописи самостоятельно. Интересный факт также, что за мольберт он сел в достаточно зрелом возрасте (на тот момент ему исполнился 41 год), имея за плечами опыт работы, далекий от художественной сферы. Бросив привычный уклад жизни, он решает посвятить себя тому, что нравилось ему больше всего. Написанные работы в основном датируются последней четвертью девятнадцатого века – первым десятилетием двадцатого.

Первый раз картины Анри Руссо увидели свет на выставке в Салоне Независимых Художников. Среди них была картина «Вечер карнавала», сразу же вызвавшая неоднозначную реакцию у присутствовавших. Многие, привыкшие совершенно к другим стилям в искусстве, осмеивали художника, однако, работа сразу же была высоко оценена Камилем Писсаро – одним из наиболее ярких представителей импрессионизма. Руссо оказался не до конца понят современниками и получил относительное признание лишь в последние годы жизни.

Весенний пейзаж, анри руссо

Анри Руссо. Автопортрет с керосиновой лампой. 1903 г.

Анри Руссо – художник из породы талантливых чудаков, сохранявших до конца жизни ощущение детства и волшебства.

Наивный, странный чудак и романтик, над картинами которого смеялись и специально водили своих знакомых, чтобы повеселиться, глядя на них, открыл новое направление в искусстве.

От картин Анри Руссо веет таинственностью, светом, непосредственностью восприятия и чудом.

Они завораживают, в них есть та магия, сила которой заставляет повиноваться воображению художника, как заставляет чарующая музыка выползать гадов на ее звуки, как на картине «Заклинательница змей».

Художник видел красоту и тайну там, где простому смертному все казалось обыкновенным и не стоящим внимания, он создавал атмосферу таинственности, а главное мог передать это в своих удивительных по силе воздействия картинах.

Он никогда не был в джунглях, никогда не был в Мексике, как любил иногда фантазировать, все его таинственные картины создавались силой воображения и фантазии. Дальше Ботанического сада в Париже он нигде не бывал. Но именно этот сад стал для него источником фантазий, действовавших на него также сильно и таинственно, как действуют теперь на нас – его картины.

А.Руссо. Экзотический пейзаж. 1908 г.

Впервые увидела репродукции картин Анри Руссо в советских журналах, из которых вырезала все самое интересное. Его репродукций собралось в моей папочке достаточно, чтобы отличить его стиль и почерк от других. Самая загадочная из них была без названия.

И какое было чудо увидеть вдруг эту картину наяву – счастью не было предела. Париж, Музей Орсе. «Заклинательница змей». Да, это была она! Я ее сразу узнала и остановилась перед ней как вкопанная. Ночь, луна, джунгли, таинственная природа, черная как ночь женщина, заклинающая дудочкой змей, выползающих на ее звуки из-под земли, из девственных лесов джунглей и кустов.

Анри Руссо. Заклинательница змей. 1907 г.

Они поднимают к ней свои головы, вытягивают неимоверно длинные шеи и тела, подбираясь к заклинательнице все ближе и ближе, обволакивая ее, замирая около нее, становясь ручными и послушными. В темноте не видно лица женщины, только две точки ее блестящих глаз на черном.

Увлечение джунглями началось у художника после посещение Ботанического сада в Париже: в 1891 году он написал первую работу на эту тему «Буря в джунглях». В центре картины тигр, его освещает молния, хлещет дождь, ветер срывает листву, но он весь в охоте, он ничего не замечает, он выслеживает свою добычу, готовясь к прыжку.

А.Руссо. Буря в джунглях. 1891 г.

Период работы над серией «Джунгли», длившийся более 15 лет, был самым плодотворным. Художник создал свой, неповторимый сказочный мир, достигнув вершины мастерства в картине «Сон» (1910г.). Первая картина серии была показана на выставке в Салоне Неизвестных и вызвала насмешки, но профессионалы сразу увидели в ней самобытный талант, детскую наивность и свежий оригинальный взгляд.

Потом появились другие картины этой серии: «Атака тигра» (1904), «Женщина в тропическом лесу» (1905), «Заклинательница змей» (1907), «Нападение тигра на буйвола» (1908), «Экзотический пейзаж» (1908), «Нападение тигра на быка» (1909) и другие.

А.Руссо. Нападение тигра на быка. 1909 г.

Они были необычны не только по сюжету, но и по композиции, цветовой гамме, деталировке деталей, четкости их исполнения, насыщенности одним цветом, но самых разных оттенков. Одними только оттенками зеленого, количество которых достигало пятидесяти, он мог создавать перспективу.Она ему никак не давалась, оставаясь тайной за семью печатями, потому что Анри был самоучкой и не мог овладеть многими техническими приемами.

Но он нашел способ как непрофессионализм сделать достоинством, как незашоренным академизмом взглядом открыть новый пласт в искусстве, отголоски которого мы видим у Пикассо , Гогена, фовистов, сюрреалистов. Новое направление, созданное им, принято называть «примитивизмом» или наивным искусством.

Второй картиной, поразившей меня так же, как и «Заклинательница змей», стала «Война или Всадница раздора» (1894). Ее тоже можно отнести к серии «Джунгли». Поразила она не не только меня. На выставке она вызвала бурную реакцию и первую положительную рецензию.

А.Руссо. Война или Всадница раздора. 1894 г.

Воительница войны скачет во весь опор на огромной черной лошади с мечом и огнем в руках. Она все уничтожает на своем пути: трупы покрывают землю, деревья стоят с сожженными листьями, черный цвет и огненные облака подчеркивают ужас войны. Все сгорает в этом пламени бойни.

Последняя работа художника «Сон Ядвиги» или просто «Сон» (1910) вызвала у ценителей полный восторг. Среди джунглей на диване лежит обнаженная молодая женщина. Джунгли в смятении: тигры присели на задние лапы, птицы всполошились от неожиданного появления красавицы в их доме, заклинатель то ли радуется, то ли заклинает красавицу.

Свой сюжет Анри Руссо объяснял так: молодая женщина уснула и ей снится сон, что она оказалась в джунглях под звуки дудочки заклинательницы (опять Заклинательница!).

А.Руссо. Сновидение (Сон). 1910. Нью-Йорк. Музей современного искусства

Но на самом деле здесь художник соединяет свой излюбленный сюжет с салонным изображением обнаженной Олимпии. Соединение несоединимого вызвало восторг и даже зависть. Такое мог позволить себе только непрофессионал и художник с совершенно невероятным видением мира.

Одна из самых дорогих картин «Сон цыганки» была найдена уже после смерти художника. Вокруг нее начались споры, кому она принадлежит: сюрреалисту или Руссо. Все, кто знал художника, однозначно высказывались за его авторство.

Читайте также  Топ-10 самых страшных фильмов ужасов в мире

И только когда нашли письма, в которых художник описывает эту картину и что она вовсе даже не сюрреалистична, а как раз наоборот, убедило, что эта картина его. Анри Руссо действительно считал себя реалистом и был им в высшей степени. Так около цыганки мы видим кувшин, который был наполнен водой, потому что, объясняет Руссо, действие происходит в пустыне, где вода является источником жизни.

А.Руссо. Спящая цыганка. 1897 г.

Цыганка устала и легла спать. В руках у нее трость, помогающая в пути, и музыкальный инструмент, верный спутник цыган. Вот только лев? А лев появился после того, как Анри Руссо услышал рассказ о святом Иерониме, к которому в пустыне приходил лев и он его кормил. Так почему бы и здесь не прийти льву к цыганке!

В свое время эта картина так понравилась самому художнику, что он предложил ее купить мэру своего родного города Лаваля. Всего за 2000 или даже за 1800 франков он хотел оставить городу память об одном из сыновей города. Мэр вежливо отказался. А через пятьдесят лет это полотно оценили в Лувре в 315000 новых франков.

Есть у художника и другие замечательные картины: городские пейзажи, портреты, автопортреты и жанровые зарисовки. В последние годы он стал изображать движение, игру в мяч, например. Из этих картин мне очень нравится «Сельская свадьба». Я купила ее репродукцию в Музее Орсе и она долго стояла у меня на полке пока я ее кому-то не подарила.

А.Руссо. Сельская свадьба. 1904-1905 гг.

Несколько слов о жизни художника. Родился он в небольшом французском городке Лаваль в 1844 году. Родился в бедной семье, которая вскоре после его рождения разорилась, продала за долги дом и вынуждена была уехать из города.

Но мальчик остался и жил при школе, где в то время учился. Потом с ним случилась неприятная история, в результате которой он был осужден и вынужден был уйти в армию, чтобы не попасть в тюрьму.

После армии он устроился сначала судебным приставом, потом стал работать на таможне. Отсюда его прозвище «Таможенник». Работая на таможне, он много наблюдал за природой и рисовал деревья. Работа таможенником была несложной и у него была возможность рисовать.

В своем творчестве он доходил до всего сам. Потом у него появилась возможность делать копии с картин в Лувре, с которыми он и начал выставляться. Анри Руссо во многом хотел следовать традиции, например, Делакруа, но у него все равно все получалось по-своему.

В 49 лет он вышел в отставку и полностью отдался творчеству. Но денег не хватало, он всю жизнь нуждался. Тогда они с женой (уже второй) купили маленькую лавочку с канцтоварами, где он пытался продавать свои картины, но желающих их купить было мало.

И он, чтобы зарабатывать на хлеб, стал уличным музыкантом. Личная жизнь у него не складывалась. Он пережил двух жен, из девяти детей, рожденных в первом браке, семь умерли в детстве, а потом,уже будучи взрослым, умер и сын. Осталась одна дочь, но с ней он виделся очень редко. Его отдушиной были природа, краски и музыка.

А.Руссо. Мост в Севре. 1908 г. Эрмитаж

Кроме художественного дара, Анри Руссо был наделен музыкальным талантом и обладал даром словом. В свое время он был отмечен наградами за музыкальные произведения. Можно только удивляться, как после всех ударов и несчастий он не сломался и в свои шестьдесят шесть лет по новизне стиля, цветовой палитре и энтузиазму не отставал от своих более молодых коллег.

В 1910 художника не стало. Умер он в нищете от случайной раны на ноге, которой он не придал значения, но она стала гноиться, поднялась температура, появился озноб. Врач поставил диагноз «белая горячка». Анри Руссо отправили в больницу, где он вскоре скончался от заражения крови и начавшейся гангрены.

А.Руссо. Женский портрет. 1895 г.

Похоронили Руссо на кладбище для нищих, рядом с могилой стояло всего несколько верных его друзей. Аполинер написал карандашом эпитафию художнику, которую позднее выгравировали на памятнике.

«Милый Руссо, ты нас слышишь? Мы приветствуем тебя, Делоне, его жена, Господин Кеваль и я. Пропусти наш багаж без пошлины к небесным вратам. Мы доставим тебе кисти, краски, холсты, Чтобы свой священный досуг, озаряемый светом истины, Ты посвятил живописи, И чтобы, как когда-то меня, ты написал звездный лик».

Дочь художника после смерти отца разорвала и выбросила все его рисунки и картины, не считая их достойными: в их доме никогда не было картин Анри Руссо. И когда друг художника Делоне после смерти пришел к нему домой, чтобы забрать его рисунки и картины, он ничего не нашел, ни одного рисунка, ни одной картины. Все превратилось в пепел. Сохранились только газетные вырезки с рецензиями, которые художник тщательно подклеивал в свои записные книжки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: