Ужин, лев самойлович бакст, 1902 - JEKATERINBURG.RU

Ужин, лев самойлович бакст, 1902

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Метки

Рубрики

  • Галерея женской красоты. (61)
  • История России и мира. (56)
  • Заметки о фильмах (старых и новых). (54)
  • Проблемы Русского Возрождения. (52)
  • Музеи и города мира. (51)
  • Дневник писателя. (49)
  • Эпоха Ренессанса в России. (48)
  • Природа. Земля и Вселенная. (41)
  • Мир искусства. (38)
  • Разное. (31)
  • Культура и цивилизация. (31)
  • Истории любви и творений. (30)
  • Музыка, поэзия, живопись. (29)
  • Вопросы — ответы. (28)
  • Лирика. (24)
  • Чудесное в жизни (Форум Твоих Мечтаний). (21)
  • Презентации. (20)
  • Дизайн. Мода. Кинематограф. (19)
  • Современная живопись. (19)
  • Дневник дерзаний и тревог. (18)
  • Театр. (17)
  • ФТМ — Форум творческой молодежи. (17)
  • Мифы Древней Греции в картинках. (13)
  • Антология любовной лирики. (13)
  • Истории любви. (13)
  • Проза. Истории в стихах. (11)
  • Эпоха Возрождения в странах Европы и Востока. (9)
  • Стихи о любви. (9)
  • Поэмы о любви. (9)
  • ЖЗЛ. Юморески. (9)
  • Сокровища женщин. Эссе и стихи о любви и красоте. (8)
  • Философия и общество. (8)
  • Эстетические опыты. Классическая древность (5)
  • Эстетика любви и красоты. (3)
  • Собрание сочинений (1)
  • Европейская живопись XVII-XX столетий. (1)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Лев Бакст — художник с «золотыми руками».

Лев Бакст — художник с «золотыми руками»

О художнике Льве Самойловиче Баксте писать невероятно трудно. Трудно потому, что его творчество не укладывается ни в какие стандартные рамки: он не только портретист, но и пейзажист, он не только иллюстратор, но и театральный декоратор, он не только реалист, но и большой фантазер и сказочник. Александр Николаевич Бенуа в своем труде «Русская живопись в XIX веке» дал вот такую, несколько ироничную, характеристику Баксту: «У Бакста «золотые руки», удивительная техническая способность, много вкуса, пламенный энтузиазм к искусству, но он не знает, что ему делать. Бакст лихорадочно мечется и раскидывается, а между тем годы уходят и положительно становится досадно, что он не желает смириться, не желает понять круга своих весьма выдающихся способностей. На таких художников, как Бакст и, отчасти, как Врубель, в особенности пагубно сказывается современное положение искусства и художественной критики. В былое время «золотые руки» Бакста нашли бы применение. Он не стыдился бы посвятить себя тому, к чему он, в сущности, призван. Бакст был бы декоратором, ювелиром, быть может, миниатюристом — мелким, но интересным и истинным художником.» И все же Лев Бакст — художник! Хороший и интересный художник, художник эпохи модерна, художник эпохи «Русских балетов» и «Мира искусства».

Бакст Л.С. Эскизы костюмов к балету «Спящая красавица»

Как и заведено биография любого человека начинается с его рождения. Но перебрав множество источников, любопытный читатель так и не узнает доподлинно точной даты рождения Льва Бакста. Одни источники (такие как Википедия) утверждают, что Бакст родился в феврале, другие утверждают, что в марте-апреле, третьи же ссылаются на май месяц. Остановимся на последнем варианте и тогда получится, что 10 мая этого года Льву Самойловичу Баксту исполнилось бы 145 лет, ибо рожден он был на свет в 1866 году. Место рождения — город Гродно, имя при рождении — Лев Самойлович Розенберг.

Бакст Л.С. Автопортрет

Пропустим графу о родителях, т.к. опять-таки разные источники пишут по-разному о них, их роде занятий и происхождении. Вскоре после рождения родители мальчика переехали жить в Петербург, где и прошла большая часть жизни художника. Приобщение к искусству началось с чтения книг, обучения музыке и общения с дедом, который прожил много лет в Париже и превратил свою квартиру на Невском проспекте в подобие шикарного парижского салона. Мебель, картины, необыкновенные статуэтки — все это создавало вокруг мальчика сказочную атмосферу. Сказку продолжил театр, куда родители стали вывозить сына едва тот достиг сознательного возраста.

Бакст Л.С. Руины. Средиземноморский пейзаж

Бакст Л.С. Дорога к храму

В 1883 году Лев Бакст поступает на обучение в Академию художеств в Петербурге. Не имея материальной поддержки, Л.Бакст вынужден был во время учебы подрабатывать, в связи с чем он вынужден был освоить профессию иллюстратора книг, что и давало возможность продолжать учебу. Но проучившись в Академии четыре года и разочаровавшись в академических методах преподавания, он в 1887 году оставил учебу. В 1889 году художник впервые экспонировал свои работы, приняв псевдоним — сокращенную фамилию бабушки по материнской линии — Бакстер. В 1890 году Бакст поступил в мастерскую Альберта Николаевич Бенуа, изучая там рисование акварелью. В 1891 году Бакст отправился в путешествие по странам Европы, где брал уроки живописи в частных академиях.

Бакст Л.С. Портрет Сергея Дягилева с няней 1906

Бакст Л.С. Дама, сидящая на диване

Бакст Л.С. Портрет графини М.А. Келлер 1902

Бакст Л.С. Портрет Зинаиды Гиппиус 1906

Бакст Л.С. Портрет мужчины 1907

Бакст Л.С. Африканка

Бакст много времени проводит в Париже и там знакомится с А. Н. Бенуа, К. А. Сомовым и С. П. Дягилевым. Результатом становится создание объединения «Мир искусства» (1898). В этот период он занимается живописью в парижской студии Ж.-Л.Жерома, в академии Р.Жюльена, учится у А.Эдельфельда. Одновременно Бакст не отходит и от портретной живописи — им исполнены отличные графические портреты И. И. Левитана, Ф. А. Малявина (1899), и А. Белого (1905) и 3. Н. Гиппиус (1906), живописные портреты В. В. Розанова (1901), С. П. Дягилева с няней (1906). А картина «Ужин» (1902) стала своеобразным вызовом обществу, манифестом стиля модерн в русском искусстве.

Бакст Л.С. Ужин 1902

Бакст Л.С. Портрет герцогини с собакой 1924

Бакст Л.С. Осень (ваза) 1906

Бакст Л.С. Портрет Вальтера Федоровича Нувеля

Бакст Л.С. Портрет литератора Дмитрия Владимировича Философова

В 1907 году совместно с Валентином Серовым Бакст совершил путешествие по Греции, где он создал серию пейзажей и масштабное декоративное панно «Древний ужас», считающееся вершиной его творчества (только вот почему. ). В 1910 году Бакст поселился в Париже. С эти пор он всего несколько раз посетил Петербург.

Бакст Л.С. Портрет Л.П. Гриценко, жены художника 1903

Бакст Л.С. Андрюшенька, портрет сына художника

Бакст Л.С. Автопортрет 1906

Его пребывание в столице было осложнено тем, что в 1914 году (по другим источникам в 1910 году) царским правительством ему было отказано в виде на жительство и как иудей он должен был соблюдать черту оседлости. (Хотя опять-таки есть другая трактовка, связанная с тем, что Бакст якобы демонстративно вернулся в иудаизм после того, как развелся со своей женой Л.П.Гриценко (урожденной Третьяковой) и за это был примерно «наказан».). Тем не менее в мае 1914 года Лев Бакст был избран академиком Императорской Академии художеств, что давало ему право свободно передвигаться по стране, но художник уже не воспользовался этим правом, оставшись во Франции.

Бакст Л.С. Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя «Нос»

Бакст работал и в области книжной графики, иллюстрируя, например, Н.В.Гоголя или же А.Блока. Но все же самые значительные его достижения относятся к театру.

Бакст Л.С. Декорации к балету «Шехерезада» 1910

Бакст Л.С. Эскиз костюма к балету «Шехерезада» 1910

Бакст Л.С. Декорации к балету «Послеполуденный отдых фавна» 1912

Бакст Л.С. Декорации к балету «Дафнис и Хлоя» 1902

Бакст Л.С. Пробуждение

Бакст Л.С. Эскиз костюма к балету «Клеопатра» 1909

Бакст Л.С. Менаде 1916

Бакст Л.С. Эскизы костюмов к постановке «Магазин фантазий»

Талант Бакста развернулся в балетных спектаклях «Русских сезонов», а затем «Русского балета С. П. Дягилева». Это и «Клеопатра» (1909), «Шехерезада» и «Карнавал» (1910), это «Нарцисс» (1911), «Синий бог», и «Дафнис и Хлоя» и еще многие довольно экзотические театральные постановки, о которых мы сейчас даже уже и не вспоминаем. Это был просто сказочный мир балета, театральных фантазий и сказок. До сих пор эскизы к этим постановкам вызывают живейший интерес у любителей живописи и коллекционеров.

Бакст Л.С. Эскиз костюма к балету «Нарцисс» 1911

Бакст Л.С. Эскизы костюмов к разным балетам

Читайте также  Импровизация 7, василий васильевич кандинский, 1910

Лев Самойлович Бакст

Могила Льва Бакста на кладбище Батиньоль (фото с сайта Findgrave.com)

Первая мировая война окончательно отрезала художника от России. В 1918 году Лев Бакст покинул труппу С.Дягилева. А смерть от отека легких в 27 декабря 1924 года в Париже, в больнице Риэль-Мальмезон поставила точку на его блистательной карьере. Последнее место упокоения художника — парижское кладбище Батиньоль.

Женщина-вамп эпохи Серебряного века и ее истинное лицо

Женщина-вамп эпохи Серебряного века и ее истинное лицо

Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст)
«Ужин» 1902
150 × 100 см
Масло, Холст
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Сидит у стола кошка в дамском платье; ее мордочка в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе; тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но она сама смотрит в сторону, словно поставленные перед нею блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне; талия ее, весь склад и фигура – кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки и урода Бердслея. Невыносимая вещь!» — презрительно писал критик В. В. Стасов.

В. В. Розанов об этой же картине: «Стильная декадентка fin de siècle черно-белая, тонкая, как горностай, с таинственной улыбкой, à la Джиоконда, кушает апельсины».

✂… «>
Почитаем, что современные ученые о ней пишут.

«Картина «Ужин», прозванная в шутливом противопоставлении серовской «Девочке с персиками» «Дамой с апельсинами», – одно из самых популярных полотен Бакста. С одной стороны, этот большой холст относится к весьма распространенному в русском искусстве конца XIX – начала XX века жанру «портрета незнакомки». С другой, произведение отличается целым рядом черт, делающих его непохожим на салонные портреты безымянных красавиц. Художник создает образ близкий распространенному в европейском модерне специфическому типу «женщины-вамп», который оказал большое влияние и на кинематограф и на литературу того времени. (. )

Избрав в качестве внешнего прототипа героини жену Александра Бенуа Анну Карловну, художник в данном случае не ставит портретных задач. Претворяя весь облик модели – лицо, фигуру в длинном бархатном платье со шлейфом, – Бакст создает характерный для своего времени призрачный и вместе с тем чувственный образ «ресторанной незнакомки», одновременно и влекущей, и порочной. Светящееся, словно фарфор, лицо так и осталось ненаписанным, Бакст лишь наметил поверх масляной подготовки его легкую графику: миндалевидные глаза, тонкий нос, острый перевернутый «серп» алых губ. И дело здесь не в спешке перед открытием выставки, и даже не в «гениальной небрежности» (выражение одного из критиков того времени), а в достигаемом сочетанием различных приемов и техник свойственного модерну соединения реальности и условности».

Да, на необитаемом острове я был бы рад видеть рядом
с собой картину Бакста «Ужин». Сидит незнакомка, странная женщина — мистика!

Джон Боулт, искусствовед

***

Поговорим про даму, которая позировала для картины – Анну Карловну Бенуа (ур. Кинд).

Анна Карловна Бенуа, ур. Кинд (1869 — 1952)

Эта женщина — жена нашего замечательного художника и великого искусствоведа Александра Николаевича Бенуа.

Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст)
Портрет художника, критика и историка искусства Александра Николаевича Бенуа, 1898
64,5 x 100,3 см
Бумага на картоне, акварель, пастель
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Александр Николаевич и Анна Карловна, которую дома звали Атя, прожили вместе 60 лет, и это был счастливейший брак. Мемуары Бенуа — отличный способ втянуться в историю Серебряного века, и вот на них она второе главное действующее лицо после автора. О ней писали множество мемуаристов, например, Добужинский:

«Бенуа был нашим общим центром, и уюту его дома очень помогала его жена, Анна Карловна, женщина на редкость милого и веселого характера, которую все без исключения очень любили. Всюду, куда переезжали Бенуа (за петербургское время они переменили три квартиры), создавалась та же теплая патриархальность».

Многие рисовали Анну Карловну. Например, «картину» (а не портрет) создал Константин Сомов.

Константин Андреевич Сомов (1869 — 1939)
«Портрет Анны Карловны Бенуа», 1896
Картон, пастель
100 x 72 см
Государственный Русский музей


Известно, как эта картина создавалась. Этот портрет, хронологически открывающий ретроспективный ряд произведений Сомова, задумывался всего лишь как оммаж, реверанс Гофману. Анна появилась на маскараде, устроенном в январе 1896 г. ее сестрой Марией Эфрон, в платье «эпохи Директории» и соломенной шляпе с розовым пером, что вдохновило мужа и Константина Сомова (его ближайшего друга) на портретное соревнование. Бенуа в своих воспоминаниях пишет об этом эпизоде так:

Решено было, что мы будем писать оба, я и Костя одновременно, что сеанс будет происходить у нас в гостиной, у двух окон рядом и что оба портрета будут одинаковой величины, поколенные.

Однако вместо того, чтобы строго придерживаться натуры, мне сразу захотелось изобразить мою подругу в окружении осенней поэзии Ораниенбаумского парка. Атя выделялась бы светлым, слегка голубоватым силуэтом на фоне яркой и разноцветной листвы берез и кленов.

Костя же начал свой портрет без какой-либо предвзятой затеи и с намерением просто и реально передать видимость, однако и он по дороге отступил совсем в сторону и после нескольких колебаний и у него за фигурой Анны Карловны вырос старинный, погруженный в поздние сумерки сад стриженых боскетов, выделявшихся на лимонно-желтом небе. Все это вместе создало очень нежную поэтичность, очень приятную, довольно монохромную красочную гармонию, среди которой розовое перо на шляпе и красный шарф давали особые ноты; гофмановский же характер был подчеркнут тем, что в глубине на фоне стриженой, почти черной листвы, появились две фигуры старичка и старушки в одеждах XVIII века .

Бенуа свою работу вскоре бросил. А вот сомовский стал довольно известным, и, когда в 1926 году семья решила эмигрировать, советская власть даже не дала Бенуа его увезти за ценностью его для истории русского искусства. Так и попал он в музей.

Еще есть вот такой портрет Анны Карловны работы Валентина Серова — как известно, человека желчного и ехидного (1908):

Серов Валентин Александрович [1865—1911]
Портрет А. К. Бенуа. 1908

Сам Бенуа этот рисунок ненавидел, и даже собственноручно надписал на его обороте:

«Увы, это только одиозная карикатура на мою прелестную Акитцу, которую я сохраняю единственно по ее просьбе».

Позже А. Н. Бенуа расширил характеристику этого произведения: «…я не очень любил это изображение моей обожаемой супруги. Как художественное произведение это великолепная вещь, но как передача характера моей жены портрет далеко не соответствует истине. В серовском… портрете слишком подчеркнуто то, что в характере Анны Карловны было подвижного, веселого, открытого. Получилась какая-то забияка, вакханка. А это не соответствовало действительности. Серов очень ценил в моей жене ее „веселость“ Он любил с ней шутить и, мне кажется, ценил тот род шутливости, который был ей присущ. Но, желая передать именно эту черту, ему нравящуюся, он впал в ошибку и создал некую почти карикатуру. Чрезмерное подчеркивание было ему вообще свойственно…»

Сравнение с портретом кисти Зинаиды Серебряковой (1924), которая вообще имела тенденцию приукрашивать все женщин, которых реально было приукрасить, говорит о том, что улыбка в принципе Серовым была уловлена верно.

Зинаида Серебрякова
Анна Карловна Бенуа. 1924

Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст)
Портрет Анны Карловны Бенуа 1900
24 × 29 см
Литография

Добужинский М. В.
Портрет А. К. Бенуа, жены художника А. Н. Бенуа. 1915
Бумага, уголь. 68, 5 х 45

Бенуа, Александр Николаевич (1870-1960)
Набросок портрета Анны Карловны Бенуа
Санкт-Петербург, 1913
бумага карандаш 20,8 х 13,3 см
Государственный Эрмитаж

Бенуа, Александр Николаевич (1870-1960)
Портрет Анны Карловны Бенуа
Россия, 1915
бумага, сангина, карандаш синий
Государственный Эрмитаж

Анна Карловна не написала книг, не издала мемуаров. Но она родила и вырастила троих детей, и была с мужем и в горе, и в радости, и в 19 веке, и в революцию, и в гражданскую, и в эмиграции. Кто знает, что без нее смог бы создать Бенуа.

Читайте также  Мадонна с младенцем и ангелами (мадонна оньисанти), джотто — описание

Мне кажется, это была очень милая, очаровательная пара, не зря все пишут, как здорово было бывать у них в гостях.

Бенуа, Александр Николаевич (1870-1960)
Автопортрет. 1896
Бумага, тушь, перо
13,8 х 20,4 см

Бакст Лев Самойлович (1866 — 1924)

Бакст Лев Самойлович

Лев Самойлович Бакст (Розенберг) родился в Гродно, 10 мая 1866 года.

Детство его прошло в Петербурге, в среде, далекой от искусства. Он проявил способность к рисованию, но родители не поощряли этого. Стать художником Баксту помогло авторитетное вмешательство известного скульптора Марка Антокольского, благодаря чему он стал вольнослушателем Академии художеств.

Но учеба Бакста быстро разочаровала, он ушел из Академии и уехал в Париж, где занимался рисованием в разных студиях. В Париже на него произвели огромное впечатление работы французских импрессионистов и романтиков. Как и Делакруа, Бакст даже уехал на Восток для совершенствования своего мастерства.

Творчество художника перетерпело множество изменений, он долго искал свой путь. Пробовал свои силы в бытовом жанре, в иллюстрации. Научился владеть рисунком и цветом.
Большое влияние на формирование художника оказало знакомство с Александром Бенуа и его друзьями, вместе с которыми он стал членом общества «Мир искусства» и работать в журнале «Мир искусства». Бакст возглавил в журнале художественный отдел.

В его журнальных рисунках преобладали античные темы — виньетки с древними вазами, свисающими гирляндами, фавнами, развалинами храмов. Эти великолепные контурные рисунки были легкими и изящными, словно кружевной узор. Блестящая журнальная графика Бакста высоко ценилась современниками.

Особое место в деятельности художников «Мира искусства» занимал театр. Именно в театре Бакст нашел себя. Начиная с 1906 года художники «Мира искусства» организовали серию выставок в Париже, где были представлены как выставки русской живописи, так и концерты русской музыки. А в 1909 году состоялся первый «Русский сезон» в Париже, в программе которого значительное место занял балет. Ансамбль музыки, хореографии и живописи сделали спектакли триумфальными.

Бакст был значительной фигурой среди других художников. Зрители были восхищены его декорациями. Слава его в Париже достигла апогея. На родине же ему, как простому еврею, по закону о черте оседлости было запрещено жить в Петербурге. С горечью Бакст покинул Россию навсегда.

К концу 1900-х годов Бакст ограничился работой в театре, благодаря которой вошел в историю как выдающийся театральный художник. Он стал ведущим художником «Русских сезонов» и «Русского балета С.Дягилева», создал декорации и костюмы к таким балетным спектаклям, как «Клеопатра», «Шехерезада», «Карнавал», «Нарцисс», «Дафнис и Хлоя» и др. Они поражали зрителей своей фантазией, сказочной роскошью, утонченной изысканностью костюмов, смелыми сочетаниями красок.
Один из современников художника вспоминал театральные работы Бакста так: «Во всем цвела, играла и пела единая буйная живописная стихия. Париж был подлинно пьян Бакстом.»
Умер Бакст в Париже 27 декабря 1924 года от отека легких.

Портрет графини Келлер (1902)

Дафнис и Хлоя (Эскиз декорации к балету)

Дафнис и Хлоя (второе действие)

Древний ужас (1908)

Карнавал в Париже в честь прибытия русских моряков 5 октября 1893 года. (1900)

Эскиз костюма для Синего Бога

Костюм Клеопатры (1917)

Эскиз костюма пери к балету П.Дюка «Пери» (1911)

Мстительный султан (эскиз костюма) 1922

Мученичество Святого Себастьяна (эскиз декорации) 1911

Портрет девочки

Портрет С. Дягилева с няней (1906)

Портрет сына художника

Портрет танцовщицы М. Казати (1912)

Портрет Серебряковой (1897)

Послеполуденный отдых Фавна (декорация к балету) 1911

Пробуждение спящей Красавицы (декорация) 1921

Синий бог (эскиз декорации к балету) 1912

Танцовщица (эскиз к балету Жар-птица) 1910

Ужин (1902)

Вакханка (Эскиз костюма к балету «Нарцисс») 1910

Леон Бакст Ужин

Выбрать раму:

Галерейный подрамник вешается на стену без рамы в виде постера. Галерейная натяжка — вид безрамного оформления репродукций на холсте. Картина на холсте натягивается на подрамник, и закрепляется не на боковой стороне, как принято а сзади. На боковые стороны обычно попадает или часть изображения или специально напечатанное фоновая заливка цветом в тональности картинки (пожелания лучше уточнять по телефону). Холст аккуратно заворачивается в углах и выглядит прекрасно без рамы.

Выберите обычный подрамник для выбора рамы.

Леон Бакст
Ужин, 1902
На пятой выставке «Мира искусства» вокруг картины разразился скандал. Дескать, дама ужинает в одиночестве, что неприлично, и слишком чувственная. Но и это не главная претензия:)

Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст) Ужин

1902, 150 x 100 см • Масло, Холст

Описание картины «Ужин»

На картине Бакста «Ужин» изображена жена Александра Бенуа Ася, в девичестве – Анна Кид. Кстати, сам Бакст эту работу предпочитал называть «Дама с апельсинами» или «Дама в ресторане».

На пятой выставке «Мира искусства» в феврале 1903 года вокруг «Ужина» разразился скандал. Даже великий князь Владимир Александрович с супругой укорили художника в скабрезности и неприличной игривости. Чем же эпатировала искушенную публику эта невинная по сюжету картина?

Идеолог передвижников Владимир Стасов раскритиковал «Ужин» Бакста, камня на камне от него не оставив. Он назвал героиню «кошкой в дамском платье», а саму картину – невыносимой вещью. «…ее мордочка в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе; тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но она сама смотрит в сторону, словно поставленные перед нею блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне; талия ее, весь склад и фигура – кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки и урода Бердслея».

Сравнение с Бердслеем вполне уместно, а оценочное суждение Стасова спорно. Леон Бакст действительно написал картину в стиле модерн. И кошачьей грации героине не занимать. При внешней сдержанности сюжета изображенная женщина действительно завораживающе чувственная и манящая. Да и сама обстановка может вызвать разные трактовки. Это что же, она изволит в одиночестве в ресторане ужинать? Известно, что за девицы ходят одни в ресторан!

Изысканный головной убор, богатый наряд, небрежно брошенная на спинку стула меховая горжетка – дама явно обеспеченная (и у благочестивого обывателя возникает вопрос, откуда ее обеспеченность). А самое невыносимое – дерзкий взгляд! Ох и доставалось за него изображенным в одиночестве красивым женщинам. Будь речь о скандальной «Олимпии» Мане, или овеянной легендами «Неизвестной» Крамского, или бросающей вызов парижскому обществу женщине из кафе на картине Репина. Всем авторам досталось за эти картины, а уж что говорилось о самих героинях!

Помимо упреков в безнравственности Баксту пришлось выслушать много нелицеприятного и по поводу примитивного колорита. Отставим в сторону вопросы морали, но однозначно опротестуем последнее утверждение. При минимальном количестве использованных цветов Бакст проявил виртуозное владение колоритом, изобразив удивительно богатые переходы, переливы, оттенки и контрасты. Чего стоят складки скатерти!

Были и положительные отзывы на «Даму с апельсинами». К примеру, критик и философ Василий Розанов пришел в восторг от картины. В героине он увидел стильную, тонкую декадентку «с улыбкой аля-Джоконда». Кстати, любопытный и забавный нюанс. Возможно, свою лепту в скандализацию «Ужина» внесли устроители выставки. То ли случайно, то ли по чьему-то умыслу рядом с модерновой изящной дамой Бакста оказались «Три бабы» Малявина. Невольное сопоставление зрителями этих образов: крепких крестьянских баб и изящной декадентки – наводило на множество мыслей. Такие разные! Такие ли разные? Так далеки друг от друга! Полно, да правда ли далеки? Эти рядом расположенные ипостаси женственности не могли не взволновать посетителей выставки, потому разговоры об «Ужине» долго не смолкали.

Автор: Алена Эсаулова

Леон Бакст «Ужин» (1902)
Холст, масло. 39 x 48 см
Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Мастер, творивший в начале ХХ века, Лев Самойлович Бакст вошел в историю русского искусства скорее как театральный художник, нежели станковист. Оформив несколько десятков спектаклей для «Русских сезонов» С. П. Дягилева в Париже, Бакст придал театрально-декорационному искусству свое самостоятельное звучание на сцене. Феерия красок и роскошь костюмов, созданных художником, заставили французскую прессу 1900-1910-х воскликнуть: «Париж был подлинно пьян Бакстом!»

Станковое творчество мастера в основном посвящено жанру портрета и запечатлевает круг близких и знакомых художника. В работе «Ужин» изображена жена выдающегося художника, критика и учредителя объединения «Мир искусства» А. Н. Бенуа — Анна Карловна Кинд (прозванная домашними и друзьями просто Атя). Силуэтность и подчеркнутая графичность линий, контраст белого интерьера, черного наряда молодой женщины и рыжих акцентов на волосах и апельсинах создают стиль начала ХХ века. Мода на лаконизм изобразительных средств во многом сформировалась благодаря получившей распространение и популярной книжной графике и рекламе. Бакст стал одним из выразителей вкусов своего времени.

Читайте также  Преимущества смартфонов samsung

Художник Бакст Лев Самойлович: биография, творчество

Бакст Лев — белорус по происхождению, русский по духу, проживший много лет во Франции, в истории известный как выдающийся российский художник, театральный график, сценограф. Его творчество предвосхищает многие тенденции 20 века в искусстве, оно сочетает черты импрессионизма, модернизма и символизма. Бакст — один из самых стильных и утонченных художников России рубежа веков, оказавший мощное влияние не только на отечественную, но и на мировую культуру.

Семья и детство

Бакст Лев Самойлович родился в 1866 году в ортодоксальной еврейской семье, в белорусском городе Гродно. Семья была большой, с патриархальными устоями. Отец был ученым-талмудистом, также занимался торговлей, доход имел невысокий, поэтому сын часто гостил у деда в Петербурге. Тот был достаточно богат, он был модным портным, любил роскошь и светскую жизнь, вел парижский образ жизни, который очень нравился внуку. Он был большим театралом и привил эту страсть Льву. Именно в честь деда юноша берет фамилию Бакст, немного сократив ее, вместо своей настоящей – Розенберг, которая казалась ему совсем не поэтичной. Еще в детстве будущий художник любил разыгрывать перед сестрами сценки собственного сочинения, у мальчика были буйная фантазия и явные склонности к рисованию.

Призвание и учеба

В 12 лет он выиграл конкурс на лучший портрет А. Жуковского в гимназии. Бакст Лев мечтал учиться живописи, но отец не признавал такого несерьезного занятия в жизни, как рисование, и долгое время мальчику приходилось предаваться любимому занятию тайно, по ночам. В качестве последнего аргумента отец решил спросить совета у скульптора Марка Антокольского, ему в Париж были посланы рисунки будущего живописца. И когда был получен ответ, что в работах явно виден талант автора, отец сдался.

В 1883 году юноша поступает вольнослушателем в Петербургскую академию художеств. Лев Бакст, биография которого теперь навсегда связана с искусством, учился у таких преподавателей, как Чистяков, Аскназия, Венига, показывал хорошие результаты в течение четырех лет. Однако, проиграв конкурс академии на серебряную медаль, юноша покидает учебное заведение. Его работа была вычеркнута из списка участников из-за того, что все персонажи на картине на библейскую тематику имели еврейские черты. Этого художник стерпеть не смог. Навыки академического рисунка, полученные в академии, пригодятся ему в будущем.

Поиски пути в искусстве

Оставив учебу, Бакст Лев вынужден искать заработок, его отец умер, и ему нужно было помогать семье, которую в основном содержал дед. Ему помогло то, что еще во время учебы он завел связи в издательстве, где стал оформлять недорогие книги. Удовольствия эта работа ему не доставляла, но деньги приносила. В 1890 году он сближается с братьями Бенуа, они вводят Бакста в кружок прогрессивной творческой молодежи. Под их влиянием художник увлекается акварелью. Именно этот кружок, который потом перерастет в художественное объединение «Мир искусства», сформировал взгляды Бакста и его направление в живописи. В 1891 году Лев впервые едет за границу, он объехал Германию, Италию, Бельгию и Францию, осматривая музеи. С 1893 по 1896 год он занимается в студии французских художников в Париже. В это время Лев приобретает первую известность как хороший акварелист.

Бакст-портретист

Художник Лев Бакст был вынужден постоянно выполнять заказы, которые не доставляли ему удовольствия. Отдыхал и воплощал свои замыслы он в портретах, которые постепенно становятся популярными. В них проявилась изысканная манера художника, его мастерство рисовальщика и умение проникнуть в психологию персонажа. Начав писать портреты в 1896 году, он периодически обращался к этому жанру на протяжении всей жизни. Среди его лучших работ называют портреты А. Бенуа, И. Левитана, зрелые работы начала 20 века, портреты З. Гиппиус, И. Рубинштейн, С. Дягилева с няней, Ж. Кокто, В. Цукини. Большую часть творческого наследия художника составляют рисунки, он делал зарисовки привлекших его внимание лиц, набрасывал портреты знакомых и друзей.

Бакст-живописец

Лев Бакст, картины которого поражают разнообразием, много экспериментировал с живописной техникой. Он мог писать густыми мазками, а мог создавать сложное полотно с помощью лессировки. Он мало работал в жанре пейзажа, но имеющиеся работы показывают импрессионистское видение художника. В работах «Близ Ниццы», «Оливковая роща», «Подсолнухи под солнцем» ощущается свет и воздух природы, передается оптимистическое мировоззрение автора. Лев Бакст, выставка которого сегодня могла бы собрать большое количество поклонников его творчества в любом городе мира, не испытывал в себе уверенности как в живописце. Он слишком легко поддавался влиянию извне и не выработал четкой, собственной манеры письма. Но несомненными шедеврами являются его работы «Ужин», «В кафе», «Древний ужас».

Бакст и театр

Более всего свои таланты Бакст Лев Самойлович проявил в театральных работах. Он очень любил этот вид искусства. Лев Бакст, выставка театральных декораций и костюмов которого неизменно сопровождается аншлагом, много и с большим удовольствием работает для театра С. Дягилева. Он с блеском оформляет балеты «Шахерезада», «Клеопатра», «Нарцисс», «Жар-птица». Бакст стал настоящим соавтором зрелищ, органично воплощая замысел постановщика в декорациях, освещении, костюмах. С 1910 года художник живет в Париже и сотрудничает с театром С. Дягилева. Именно в сотрудничестве с ним Бакст совершает настоящую революцию в сценографии и театральном оформлении.

Разнообразный талант

Бакст Лев не только проявил себя в живописи и сценографии, по сути, он был дизайнером. Он нередко придумывал костюмы, и не только для сцены. Именно он придумал эмблему, как сегодня сказали бы, логотип, для журнала «Мир искусства». Он создавал дизайн интерьеров для изысканных дамских будуаров, для помещения дягилевской антрепризы. Бакст также трудился над созданием выставочных экспозиций. Работая над театральными костюмами, Лев обнаружил в себе талант стилиста, он рисовал эскизы дамских нарядов и стал настоящим законодателем моды в стиле модерн. Также он оказался хорошим педагогом. Елизавета Званцева пригласила в 1900 году Бакста в свою художественную школу, где он старался помочь юным дарованиям найти свой стиль в живописи. Именно он первым увидел талант в своем ученике – Марке Шагале.

Личная жизнь

Лев Бакст, картины которого пользовались таким успехом и принесли ему большую известность, был совсем неудачлив в личной жизни.

Первая его любовь к французской актрисе Марсель Жоссе была очень несчастливой. Она закончилась только благодаря отъезду художника из Парижа.

В Петербурге он влюбляется в дочь П. Третьякова, которая к тому времени была вдовой с ребенком на руках. Бакст принимает лютеранство, для того чтобы жениться на возлюбленной.

Л.С. Бакст с сыном Андреем. 1910-е

Брак был неудачным, хотя в нем родился сын художника – Андрей. Супруги много времени проводили в разлуке и в конце концов развелись в 1910 году. Но он продолжал дружить с бывшей женой и падчерицей, в 1921 году они по его приглашению смогли покинуть Советский Союз и поселиться в Париже.

В последние годы жизни Бакст очень много работал в Париже, Америке, Англии, это подорвало его здоровье, и 28 декабря 1924 года он скоропостижно скончался.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: