Увенчание терновым венцом, тициан вечеллио - Тайны со всего мира

Увенчание терновым венцом, тициан вечеллио

Коронование терновым венцом — Иероним Босх

К:Картины 1572 года «Коронование терновым венцом»
(итал. Incoronazione di spine) — картина является более поздним вариантом «Возложения тернового венца» Тициана 1540-х годов и принадлежит к самым известным и значительным работам Тициана, написанным в «поздней манере». Картина оставалась в доме Тициана после его смерти, куплена у наследников его младшим современником Тинторетто, после смерти которого в 1594 году, картина продана его сыном Домеником баварскому курфюрсту.

Сюжет картины

В отличие от раннего варианта картины, находящегося в Лувре, в новой картине Тициан придаёт сюжету больше трагической глубины. В беспокойном движении красочных мазков возникают очертания тонущей во мгле, тускло освещённой огнём светильника колоссальной арки портала, ожесточённо движутся фигуры палачей, скрещиваются над головой Христа копья. В центре ожесточённого движения предстаёт спокойная и благородная фигура Христа, устало и скорбно приоткрывающего глаза. Герои позднего Тициана гибнут под натиском тёмных сил действительности, изведав и душевную боль, и физические страдания. Но для самого художника они остаются высшим воплощением человечности и высокого благородства.

В картине Тициан открывает новую красоту — красоту познавшей страдание, но несломленной человеческой души.

Сюжет картины[ | ]

В отличие от раннего варианта картины, находящегося в Лувре, в новой картине Тициан придаёт сюжету больше трагической глубины. В беспокойном движении красочных мазков возникают очертания тонущей во мгле, тускло освещённой огнём светильника колоссальной арки портала, ожесточённо движутся фигуры палачей, скрещиваются над головой Христа копья. В центре ожесточённого движения предстаёт спокойная и благородная фигура Христа, устало и скорбно приоткрывающего глаза. Герои позднего Тициана гибнут под натиском тёмных сил действительности, изведав и душевную боль, и физические страдания. Но для самого художника они остаются высшим воплощением человечности и высокого благородства.

В картине Тициан открывает новую красоту — красоту познавшей страдание, но несломленной человеческой души.

Отрывок, характеризующий Коронование терновым венцом (картина Тициана)

– Ah, maman, ne dites pas de betises. Vous ne comprenez rien. Dans ma position j’ai des devoirs, [Ах, маменька, не говорите глупостей. Вы ничего не понимаете. В моем положении есть обязанности.] – заговорилa Элен, переводя разговор на французский с русского языка, на котором ей всегда казалась какая то неясность в ее деле. – Но, мой друг… – Ah, maman, comment est ce que vous ne comprenez pas que le Saint Pere, qui a le droit de donner des dispenses… [Ах, маменька, как вы не понимаете, что святой отец, имеющий власть отпущений…] В это время дама компаньонка, жившая у Элен, вошла к ней доложить, что его высочество в зале и желает ее видеть. – Non, dites lui que je ne veux pas le voir, que je suis furieuse contre lui, parce qu’il m’a manque parole. [Нет, скажите ему, что я не хочу его видеть, что я взбешена против него, потому что он мне не сдержал слова.] – Comtesse a tout peche misericorde, [Графиня, милосердие всякому греху.] – сказал, входя, молодой белокурый человек с длинным лицом и носом. Старая княгиня почтительно встала и присела. Вошедший молодой человек не обратил на нее внимания. Княгиня кивнула головой дочери и поплыла к двери. «Нет, она права, – думала старая княгиня, все убеждения которой разрушились пред появлением его высочества. – Она права; но как это мы в нашу невозвратную молодость не знали этого? А это так было просто», – думала, садясь в карету, старая княгиня. В начале августа дело Элен совершенно определилось, и она написала своему мужу (который ее очень любил, как она думала) письмо, в котором извещала его о своем намерении выйти замуж за NN и о том, что она вступила в единую истинную религию и что она просит его исполнить все те необходимые для развода формальности, о которых передаст ему податель сего письма. «Sur ce je prie Dieu, mon ami, de vous avoir sous sa sainte et puissante garde. Votre amie Helene». [«Затем молю бога, да будете вы, мой друг, под святым сильным его покровом. Друг ваш Елена»] Это письмо было привезено в дом Пьера в то время, как он находился на Бородинском поле.

Тициан Вечеллио

Между 1572 и 1575 гг. Тициан создает второе “Венчание терниями”. Измученного, со связанными руками, еле живого Христа пытают, избивают палками по голове; тащат еще палок, и каждый старается достать подальше и побольнее. Уже несут и секиру. И все это происходит в густом мраке, которого на рассеивает, но лишь еще более подчеркивает зловещий, лихорадочный свет чадящих светильников (кажется слышно, как потрескивает огонь). Картина пронизана душераздирающим трагизмом, перед которым меркнет жуткое впечатление, производимое первым вариантом той же темы. Художник выразил в этой картине торжество человеческого скотства и бессилие добра.

Среди картин Тициана две известны всему свету. Это “Кающаяся Мария Магдалина” и “Св.Себастьян”. Хотя их разделяет десятилетие, обе написаны великим художником уже в старости, когда он достиг власти над цветом и мог им одним строить композицию, столь же безупречную и пластичную, как рафаэлевская.

Щемящее горе кающейся грешницы опять-таки утопает в красоте живописи, знаменует торжество жизнеутверждающего начала, присущего всему творчеству Тициана. Прекрасно лицо Магдалины, прекрасна влага слез на ее глазах, с такой верой поднятых к небу. А для нас в этой картине — радужное упоение: и сама эта цветущая венецианка с пухлым полуоткрытым ртом, нежной бархатистой кожей и дивно шелковистыми тяжелыми косами, и осенний вечерний пейзаж, составляющий с ней и ее горем неразрывное целое.

“Св.Себастьян” написан Тицианом незадолго до смерти. Тема трагическая, но это не страшит Тициана: он желает победить человеческое страдание, обреченность, великое беспокойство, охватившее под старость собственную душу, показав их нам полностью.

Вблизи кажется, будто вся картина — хаос мазков. Живопись позднего Тициана следует рассматривать на некотором расстоянии. И вот хаос исчез: среди мрака мы видим юношу, погибающего под стрелами, на фоне пылающего костра.

Тициановская палитра создает грозную симфонию красок, словно оповещающую о космической катастрофе во всем ее ужасе и безнадежности. Но вопль отчаяния преодолен и здесь. Из этой симфонии мазков вырастает героически прекрасная фигура мученика. И эта фигура идеальных пропорций тоже вся вылеплена из цвета.

Один из учеников Тициана оставил подробное описание того, как мастер работал в последние годы, доводя эту симфонию цвета до совершенства:

“Тициан покрывал свои холсты красочной массой, как бы служившей ложем или фундаментом для того, что он хотел в дальнейшем выразить. Я сам видел такие энергично сделанные подмалевки, исполненные густо насыщенной кистью в чистом красном тоне, который призван был наметить полутон, либо белилами. Той же кистью, окуная ее то в красную, то в черную, то в желтую краску, он вырабатывал рельеф освещенных частей. С этим же великим умением при помощи всего лишь четырех цветов вызвал он из небытия обещание прекрасной фигуры . Он покрывал затем эти остовы, представляющие своеобразный экстракт из всего наиболее существенного, живым телом, дорабатывал его посредством ряда повторных мазков до такого состояния, что казалось: ему не хватало только дыхания . Последние ретуши он наводил легкими ударами пальцев, сглаживая переходы от ярчайших бликов к полутонам, и втирал один тон в другой. Иногда тем же пальцем он наносил густую тень в какой-либо угол, чтобы усилить это место, либо же лессироваль красным тоном, точно каплями крови, для оживления живописной поверхности . К концу он поистине писал больше пальцами, нежели кистью”.

Трагическая линия в творчестве Тициана достигает апогея в его последней картине — “Оплакивание Христа” (1573-1576), оставшейся неоконченной. Действие разворачивается у тяжелой ниши, за нею — глухая стена. Эта безнадежная, отчаянная предельность наводит на мысль, что почти 90-летний художник в этой картине оплакал самого себя, и доля истины в таком предположении, очевидно, есть. Но то, что он изобразил, далеко выходит за рамки личного.

Традиционная тема оплакивания трактована оригинально и весьма вольно. Полная живой и, вместе с тем, строгой скорби Мария держит на коленях тело Христа, а оно сползает, начинает валиться. Впечатление такое, что он только что умер, или даже — вот сейчас умирает у нее на руках. Выражение лица таково, словно он еще пытается бороться за жизнь, словно хочет что-то сказать (еще и рот полуоткрыт), но больше не может: глаза закрываются, и левая рука упала бессильно. Это впечатление усиливает поза и движение Никодима, который только что опустился на колени (плащ резко сполз с его плеча), чтобы помочь: он трогает повисшую руку Христа и, подняв голову, заглядывает в его лицо, или хочет услышать его последние слова. Но поздно, Христос умер, и в ужасе от свершившегося, вскочила на ноги и отчаянно закричала Магдалина. Она не плачет, она повернулась в противоположную сторону — влево и туда выбросила поднятую руку: она кричит, что Христос умер, она зовет всех. Но никого нет, никто не спешит на зов. Около умершего — только три одинокие фигуры.

Страницы: 3

Поплярное на сайте:

Бахаизм Бахаизм (бехаизм, вера Бахаи) — это религиозная доктрина, первоначально возникшая как сектантское реформационное течение в исламе. Её истоки восходят к 1844 г., когда в иранском городе Ширазе некий юноша по имени Сеид Али Мохамед провозгл …

Читайте также  Какой самый тонкий мобильный телефон в мире

Исповедальная трилогия Руссо Не опубликованную при его жизни “Исповедь” (1766) Руссо оставил в трех рукописях. Первый текст, неполный, храниться в библиотеке швейцарского города Невшатель. Второй текст, полный, находиться в библиотеке французского парламента, и его у …

Именем авиаполка «Нормандия – Неман» «Жители города Демидова – воинам 43-й армии…» – написано на этой стене Летчики полка «Нормандия – Неман» улетели во Францию после окончания войны на новеньких «яках», подаренных им Советским правительством. А память о них остала …

Самые известные картины Тициана Вечеллио

Многие картины Тициана достойны отдельного упоминания в нашей статье. Кроме перечисленных выше работ великий живописец создал и другие известные шедевры:

  • «Любовь небесная и любовь земная» (1514) — знаменитая аллегория раннего периода творчества великого мастера. На ней изображены пышно одетая светская женщина и богиня Венера. Произведение наполнено множеством иносказательных символов, а современное название появилось лишь спустя 200 лет после написания картины.
  • «Венера Урбинская» (1538) — гениальный образ женской красоты кисти знаменитого венецианца. Это произведение через 300 лет после создания вдохновило Эдуарда Мане (Édouard Manet) на написание знаменитой «Олимпии».
  • «Се человек» (1543) — монументальная картина на библейскую тематику. Художник сумел мастерски совместить в композиции элементы действительности своих современников с событиями ранней христианской эпохи.
  • «Кающаяся Мария Магдалина» (1565) — глубоко эмоциональное произведение религиозного жанра. Согласно одной из легенд, именно с этой картиной в руках великий живописец умер в своей мастерской.

Имя Тициана сегодня известно каждому ценителю живописи. Работы великого мастера потрясают и заставляют задуматься о вечных человеческих ценностях. А портал Very Important Lot предоставляет своим посетителям уникальную возможность принять участие в аукционах искусства. Посетители сайта также могут недорого купить картины напрямую у современных художников.

Тициан

Тициа́н Вече́ллио (итал. Tiziano Vecellio , 1488/1490, Пьеве-ди-Кадоре — 27 августа 1576, Венеция) — итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Имя Тициана стоит в одном ряду с такими художниками Возрождения, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль. Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.

По месту рождения (Пьеве-ди-Кадоре в провинции Беллуно, Венецианская республика) его иногда называют да Кадоре; известен также как Тициан Божественный.

Содержание

  • 1 Биография и творчество
    • 1.1 Молодые годы
    • 1.2 Выработка своего стиля
    • 1.3 Зрелость
    • 1.4 Поздний период
  • 2 Галерея
  • 3 Память
    • 3.1 В художественной литературе
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

Биография и творчество

Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Точная дата его рождения неизвестна. Когда Тициан уже был в пожилом возрасте, он указал в своём письме к Филиппу II, что родился в 1474 году, но это маловероятно [1] . Писатели-современники, жившие во времена уже пожилого Тициана, дают данные года рождения, варьирующиеся между 1473 и 1482 годами [2] . Большинство современных исследователей считают, что наиболее вероятной датой рождения Тициана является 1490 год. Нью-Йоркский музей Метрополитен и Исследовательский институт Гетти придерживается даты 1488 года [3] .

Молодые годы

В возрасте 10 или 12 лет Тициан, рано проявивший способности к рисованию, для дальнейшего обучения живописи приехал в Венецию. Сначала его устроили учеником в мастерскую Себастьяно Цуккато, выполнявшего заказы для главной церкви города, собора Сан-Марко. Затем он перешёл в мастерскую братьев Джентиле и Джованни Беллини. В это время он познакомился со многими художниками и учениками, проживавшими в Венеции и представлявшими различные школы живописи, среди них были и такие одарённые, как Лоренцо Лотто или Себастьяно дель Пьомбо. Тесные, и даже дружеские, отношения сложились у него с Джорджоне, тоже учившимся в мастерской Беллини. Первые работы, принёсшие известность, — наружные фрески в торговом доме Фондако-деи-Тедески (1508—1509), — Тициан выполнил совместно с Джорджоне; сохранилось лишь несколько фрагментов.

К ранним работам Тициана относятся также «Портрет Джероламо Барбариго» (1509), впоследствии вдохновивший Рембрандта на «Автопортрет», и «Мадонна с младенцем и святыми Антонием Падуанским и Роком» (около 1511). Эти святые, как полагали современники Тициана, могут защитить от чумы, свирепствовавшей в это время в Венеции и унёсшей жизнь Джорджоне в 1510 году.

Стиль Тициана в это время очень похож на стиль Джорджоне, он дописывает за него те картины, которые остались незавершёнными. В 1511 году он отправляется на несколько месяцев в Падую, где в Скуола дель Санто пишет фрески о чудесах святого Антония Падуанского.

Тициан пишет много мадонн и женских портретов. «Его образы в этот период спокойны и радостны, отмечены жизненным полнокровием, яркостью чувств, печатью внутренней просветлённости. Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок». [4] Наиболее известными картинами этого периода являются «Цыганская мадонна» (около 1511), а также «Любовь земная и Любовь небесная» (1514) — картина, написанная по заказу Николо Аурелио, члена Совета десяти, и «Женщина с зеркалом» (около 1514).

Выработка своего стиля

После смерти Джорджоне и отъезда Себастьяно дель Пьомбо в Рим, в Венеции не осталось художников, способных соревноваться с Тицианом. После смерти Джованни Беллини в 1517 году Тициану присвоен титул первого художника Венецианской республики. Звание давало право на достойное жалование, но и обязывало писать портреты новоизбранных дожей за символическую плату [5] .

Внимательно изучая работы Рафаэля и Микеланджело, Тициан постепенно вырабатывает свой стиль. «В этот период художник отдавал предпочтение монументальным композициям, исполненным пафоса и динамики. Он создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен». [4] Он создает эпические полотна на религиозные и мифологические темы. Характерными творениями являются:

  • «Вознесение Богоматери» (1516—1518);
  • «Мадонна и Младенец со святыми Франциском и Блэзом, а также с молящимся Альвизе Гоцци» (1520);
  • «Вакх и Ариадна», где видно влияние Рафаэля.
  • «Андреане» (около 1523—1524) написаны под влиянием Микеланджело.

В портретах Тициан старается выразить максимально точно характер портретируемого — «Мужчина с перчаткой» (1523), «Портрет Томмазо Мости» (предположительно 1520).

В «Мадонне Пезаро» (1526) уже виден собственный стиль Тициана.

В 1525 году Тициан женится на Чечилии Сольдано, к тому времени матери двух его сыновей, однако в 1530 она умирает во время родов второй дочери Тициана, Лавинии.

Зрелость

Тициан пользуется покровительством Федерико Гонзага, герцога Мантуи. Благодаря ему в 1529 году, в Парме, Тициан получил аудиенцию с императором, Карлом V, пообещавшим ему своё покровительство. Во время второй их встречи, прошедшей в Болонье в 1533 году, император возвёл Тициана в графское достоинство с титулом графа Палатинского и рыцаря Золотой шпоры ( англ. ) [6] [7] .

В 1534 у Тициана умирает отец.

Конец 1530-х—1540-е гг. — время расцвета портретного искусства Тициана. С удивительной прозорливостью изображал художник современников, запечатлевая самые различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность в себе, гордость и достоинство, подозрительность, лицемерие, лживость и т. д. Наряду с одиночными он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображенных, драматизм ситуации. С редким искусством Тициан находил для каждого портрета наилучшее композиционное решение, выбирал характерные для модели позу, выражение лица, движение, жест. С 1530-х гг. в каждой картине Тициан находил неповторимо индивидуальное колористическое решение. Колорит складывался из тончайших тональных оттенков, причём тщательно дифференцировались ведущие и подчинённые краски, слагающиеся из еле уловимых нюансов. Этот развитый колоризм Тициан в немалой степени определяет глубочайший психологизм и эмоциональность тициановских портретов. Колористический строй произведения художник выбирал с таким расчётом, чтобы эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам характера человека [4] . К лучшим портретам этого периода относятся:

  • «Портрет Федерико Гонзага» (1529),
  • «Портрет Карла V с собакой» (1533),
  • «Портрет графа Антонио ди Порчиа» (1535),
  • «Портрет архитектора Джулио Романо» (около 1536),
  • «Красавица» (1536—1537),
  • «Кларисса Строцци» (около 1542),
  • «Рануччио Фарнезе» (1542),
  • «Портрет Пьетро Аретино» (1545).

Он создаёт замечательные женские образы в «Кающейся Магдалине» (около 1533), «Венере Урбинской» (до 1538).

Библейским сюжетам посвящены работы «Введение Марии во храм» (1534—1538), «Благовещение» и «Ужин в Эммаусе» (обе — середина 1530-х).

В 1545 году Тициан едет в Рим писать портреты папы Павла III, там он встречается с Микеланджело.

Для создания портретов в 1548 он едет в Германию по приглашению императора Карла V, где пользуется большим почётом и уважением. Легенда повествует о том, что когда однажды художник уронил кисть, Карл V поднял её и сказал: «Услужить Тициану почётно даже императору».

В 40-е годы Тициан создаёт монументальные полотна: «Коронование терновым венцом» (1542), «Се человек» (1543), несколько вариантов «Данаи».

Художник достигает вершин своего мастерства. С помощью композиционных и колористических решений Тициан способен передать на полотне самый сложный характер, движение души, трагизм ситуации, воспеть волю к жизни или красоту человеческого тела. Он создаёт такие шедевры, как:

  • «Глория» (1551—1554),
  • «Венера и Адонис» (1554),
  • «Портрет мужчины в военном костюме» (1550-е),
  • «Девушка с веером» (около 1556),
  • «Диана и Актеон» (1556—1559),
  • «Похищение Европы» (1559—1562),
  • «Венера перед зеркалом» (около 1555),
  • «Аллегория благоразумия» (середина 1560-х),
  • «Кающаяся Мария Магдалина» (1560-е).
Читайте также  Какой самый лучший телевизор: какие модели выбрать

К этому периоду относится и самый знаменитый автопортрет, на котором художник изобразил себя с кистью в руке.

Поздний период

«Отличительное свойство поздних работ Тициана — их тончайший красочный хроматизм. Мастер строит колористическую гамму, подчинённую приглушённому золотистому тону, на неуловимых оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блёкло-зелёного. Поздние картины Тициана переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность. Манера письма художника обретает исключительную свободу. И композиция, и форма, и свет строятся с помощью красочной лепки. К концу жизни Тициан выработал новую технику живописи. Он накладывал краски на холст и кистью, и шпателем, и пальцами. Прозрачные лессировки в его поздних картинах не скрывают подмалёвка, обнажая местами зернистую фактуру холста. Из сочетания многообразных по форме свободных мазков, как бы обнажающих творческий процесс художника, рождаются образы, исполненные трепетной жизненности и драматизма». [4]

К последним шедеврам относятся:

  • «Положение во гроб» (1559),
  • «Благовещение» (около 1564—1566),
  • «Венера, завязывающая глаза Купидону» (около 1560—1565),
  • «Несение креста» (1560-е),
  • «Тарквиний и Лукреция» (1568—1571),
  • «Св. Себастьян» (около 1570),
  • «Коронование терновым венцом» (около 1572—1576),
  • «Пьета» (1575—1576).

В 1575 году в Венеции начинается эпидемия чумы. Тициан, заразившись от своего сына, умирает 27 августа 1576 года. Его нашли на полу мёртвым, с кистью в руке.

Вопреки законам, предписывавшим сжигать тела умерших от чумы, Тициан был похоронен в венецианском соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари.

На могиле живописца высечены слова:

«Здесь лежит великий Тициан Вечелли —
соперник Зевсов и Апеллесов»

Галерея

См. также категорию Картины Тициана

Коронование терновым венцом (картина Тициана)

Тициан
Коронование терновым венцом. 1572-1576
Incoronazione di spine
Холст, масло. 280 × 181 см
Старая Пинакотека, Мюнхен

К:Картины 1572 года

«Коронование терновым венцом» (итал. Incoronazione di spine ) — картина является более поздним вариантом «Возложения тернового венца» Тициана 1540-х годов и принадлежит к самым известным и значительным работам Тициана, написанным в «поздней манере». Картина оставалась в доме Тициана после его смерти, куплена у наследников его младшим современником Тинторетто, после смерти которого в 1594 году, картина продана его сыном Домеником баварскому курфюрсту.

Сюжет картины

В отличие от раннего варианта картины, находящегося в Лувре, в новой картине Тициан придаёт сюжету больше трагической глубины. В беспокойном движении красочных мазков возникают очертания тонущей во мгле, тускло освещённой огнём светильника колоссальной арки портала, ожесточённо движутся фигуры палачей, скрещиваются над головой Христа копья. В центре ожесточённого движения предстаёт спокойная и благородная фигура Христа, устало и скорбно приоткрывающего глаза. Герои позднего Тициана гибнут под натиском тёмных сил действительности, изведав и душевную боль, и физические страдания. Но для самого художника они остаются высшим воплощением человечности и высокого благородства.

В картине Тициан открывает новую красоту — красоту познавшей страдание, но несломленной человеческой души.

Напишите отзыв о статье «Коронование терновым венцом (картина Тициана)»

Литература

  • Alessandra Fregolent. Parigi, Louvre. — Milano: Electa, 2005. — С. 159. — ISBN 9-770391-786715.
  • Wielkie muzea. Stara Pinakoteka, wyd. HPS, Warszawa 2007, ISBN 978-83-60688-30-4
  • Wielkie muzea. Luwr, wyd. HPS, Warszawa 2007, ISBN 978-83-60688-31-1

Ссылки

Отрывок, характеризующий Коронование терновым венцом (картина Тициана)

– Ah, maman, ne dites pas de betises. Vous ne comprenez rien. Dans ma position j’ai des devoirs, [Ах, маменька, не говорите глупостей. Вы ничего не понимаете. В моем положении есть обязанности.] – заговорилa Элен, переводя разговор на французский с русского языка, на котором ей всегда казалась какая то неясность в ее деле.
– Но, мой друг…
– Ah, maman, comment est ce que vous ne comprenez pas que le Saint Pere, qui a le droit de donner des dispenses… [Ах, маменька, как вы не понимаете, что святой отец, имеющий власть отпущений…]
В это время дама компаньонка, жившая у Элен, вошла к ней доложить, что его высочество в зале и желает ее видеть.
– Non, dites lui que je ne veux pas le voir, que je suis furieuse contre lui, parce qu’il m’a manque parole. [Нет, скажите ему, что я не хочу его видеть, что я взбешена против него, потому что он мне не сдержал слова.]
– Comtesse a tout peche misericorde, [Графиня, милосердие всякому греху.] – сказал, входя, молодой белокурый человек с длинным лицом и носом.
Старая княгиня почтительно встала и присела. Вошедший молодой человек не обратил на нее внимания. Княгиня кивнула головой дочери и поплыла к двери.
«Нет, она права, – думала старая княгиня, все убеждения которой разрушились пред появлением его высочества. – Она права; но как это мы в нашу невозвратную молодость не знали этого? А это так было просто», – думала, садясь в карету, старая княгиня.

В начале августа дело Элен совершенно определилось, и она написала своему мужу (который ее очень любил, как она думала) письмо, в котором извещала его о своем намерении выйти замуж за NN и о том, что она вступила в единую истинную религию и что она просит его исполнить все те необходимые для развода формальности, о которых передаст ему податель сего письма.
«Sur ce je prie Dieu, mon ami, de vous avoir sous sa sainte et puissante garde. Votre amie Helene».
[«Затем молю бога, да будете вы, мой друг, под святым сильным его покровом. Друг ваш Елена»]
Это письмо было привезено в дом Пьера в то время, как он находился на Бородинском поле.

Тициан – биография, фото, личная жизнь, произведения, картины

Тициан: биография

Тициан — итальянский художник, чей вклад в мировую живопись невозможно переоценить. Творчество Тициана нередко ставят в один ряд с картинами Рафаэля и Микеланджело, а подробности биографии художника до сих пор интересуют и искусствоведов, и просто ценителей прекрасного.

Тициан. Автопортрет (фрагмент)

Уже к 30 годам живописец заслужил славу самого талантливого творца в Венеции, а через некоторое время стал известен и на весь остальной мир как непревзойденный мастер.

Детство и юность

Тициан Вечеллио — таково полное имя художника — родился в итальянском городке Пьеве-ди-Кадоре. О точном годе рождения мастера до сих пор идут споры: исходя из разных источников, Тициан появился на свет в период с 1488 по 1490 годы. Кроме того, сохранилось письмо Тициана испанскому монарху Филиппу II, в котором уже пожилой художник называет годом своего рождения 1474-й. Однако наиболее вероятными датами признаны 1488 и 1490 годы.

Тициан. Автопортрет

Талант Тициана проявился с раннего детства, а уже в 10-летнем возрасте отец отправил сына в Венецию на обучение к Себастьяно Цуккато, именитому мастеру-мозаичисту. Через некоторое время юноша перешел на обучение в мастерскую семьи живописцев и скульпторов Беллини, где и познакомился с талантливыми мастерами того времени, а также постепенно начал оттачивать собственный стиль живописи.

Дом, где родился Тициан Вечеллио

Известно, что близким другом и вдохновителем для Тициана в тот период стал художник Джорджоне, и первые серьезные работы (речь идет о фресках для венецианского дворца Фондако-деи-Тедески) молодой человек выполнил совместно с ним. К сожалению, от этих фресок в сохранности остались только небольшие фрагменты.

Живопись

С самых ранних работ Тициан много внимания уделял церковным и мифологическим сюжетам. Наиболее известными произведениями начального периода творчества мастера стали «Портрет Джероламо Барбариго» и «Мадонна с младенцем и святыми Антонием Падуанским и Роком». Обе картины написаны в промежутке с 1509 по 1511 годы.

Тициан, «Мадонна с младенцем, святые Рок и Антоний Падуанский»

Святые для «Мадонны с младенцем» были выбраны не случайно — Антоний Падуанский и Рок, по убеждению современников художника, оберегали от чумы. В 1510 году из-за этой страшной болезни умер Джорджоне, друг и наставник Тициана. После его смерти Тициан несколько месяцев дописывал картины, которые не завершил Джорджоне.

Творчество Тициана того периода посвящено женской красоте: художник написал десятки мадонн и портретов симпатичных горожанок. Дамам с полотен мастера присущи спокойствие и внутренняя умиротворенность. Из особенностей стиля искусствоведы отмечают чистоту красок и пространственную глубину картин. Самыми известными работами середины 1510-1520 годов до сих пор остаются «Цыганская мадонна», «Женщина с зеркалом», «Любовь земная и Любовь небесная».

Тициан, «Цыганская мадонна»

Со смертью Джорджоне, который считался лучшим венецианским живописцем, это звание перешло к Тициану. К тому времени художник окончательно выработал собственный стиль. Тициан по-прежнему оставался верен сюжетам библейской мифологии, однако в его картинах постепенно стала проявляться монументальность, «широта размаха», которая по сей день восхищает знатоков искусства. Композиции некоторых полотен мастер расположил по диагонали, что также придавало картинам жизненную мощь, а зрителям — ощущение «движения» образов. Таковы «Вознесение Богоматери», «Вакх и Ариадна», «Мадонна Пезаро».

Тициан, «Вакх и Ариадна»

В 1533 году Тициан удостоился дворянского звания графа Палатинского. В это время художник писал в основном портреты. Мастер не отказывался от заказов обыкновенных горожан и знати, однако рисовал и по собственному выбору. Тициану с легкостью удавалось ухватить главное в образе человека — характер, настроение, доброту или, напротив, лживость и лицемерность. Художник не щадил никого, показывая правду на своих полотнах. Помимо одиночных портретов, Тициан брался и за групповые работы, заменявшие в то время фото — такие полотна особенно нравились зажиточным горожанам и знати.

Тициан, «Бегство в Египет»

Особенностью «тициановских» портретов искусствоведы называют тщательную работу с цветами. Именно при помощи ярких красок, резких или плавных переходов между оттенками, светом и тенью Тициан достигал психологизма картин. Каждый герой полотен мастера кажется одушевленным, художнику удавалось передавать даже мимолетные эмоции людей. Самыми выдающимися портретными работами Тициана считаются «Портрет Федерико Гонзага», «Портрет архитектора Джулио Романо», «Портрет Карла V с собакой», а также картины «Красавица» и «Кающаяся Магдалина».

Тициан, «Флора»

Талант Тициана позволил мастеру много путешествовать: художник побывал во многих итальянских городах. Приглашения знатных людей, желавших получить портрет кисти Тициана, стали постоянными. Также мастер выезжал и в другие страны. Так, в 1545-м художник удостоился чести писать портрет папы Павла III, а тремя годами позднее, в 1548-м, отправился в Германию, чтобы увековечить облик Карла V.

Сохранилась легенда, что во время работы над портретом этого монарха Тициан однажды неловко повернулся и выронил кисть. Тогда император Карл V сам нагнулся, чтобы подать кисть художнику и сказал, что считает честью услужить самому Тициану.

Тициан, «Аллегория благоразумия»

Середина 1540-х считается периодом расцвета зрелого творчества художника. Именно в это время Тициан создает шедевры «Коронование терновым венцом», «Се человек». Также из-под кисти мастера появляется несколько различных вариантов «Данаи». Библейские мотивы по-прежнему доминировали в работах художника, однако главным мотивом стала красота человеческого тела — такого, каким его задумал бог. Тициану удавалось передавать жизнелюбие, эмоциональность и душевную красоту в чертах лица, одухотворенных позах, застывших жестах. Даже самые сложные характеры легко читаются на полотнах мастера.

Тициан Вечеллио, «Даная»

1550-1560 годы в творчестве Тициана отмечены картинами «Аллегория благоразумия», «Портрет мужчины в военном костюме», «Девушка с веером», мифологическими сюжетами «Венеры и Адониса» и «Дианы и Актеона», а также библейскими «Кающаяся Мария Магдалина» и «Несение креста». В эти же годы художник нарисовал и автопортрет, на котором изобразил собственный образ с кистью в руке.

Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» (фрагмент)

Главной чертой поздних картин художника искусствоведы называют колористический хроматизм. Тициан придавал значение оттенкам цвета, их смешению, плавным или контрастным переходам. С помощью ювелирной работы с цветами мастер передавал то, что хотел сказать зрителю: эмоции изображенных людей, погоду, настроение сюжета картин. Интересный факт: в конце жизни Тициан попробовал новый способ нанесения краски на холст. Художник отказался от привычных кистей и стал переносить краску руками и шпателем. Такие мазки ложились неровно, кое-где оставался виден чистый холст, однако эта техника помогала мастеру создавать картины, полные драмы и эмоций.

Тициан, «Венера Урбинская»

Самыми известными творениями того периода стали «Положение во гроб», «Венера, завязывающая глаза Купидону», «Коронование терновым венцом» и, конечно, «Пьета». Последняя названная картина стала и последней работой в жизни великого живописца. Композицию и игру цвета, которые продемонстрировал Тициан на этом холсте, до сих пор ставят как пример живописи «тициановской» эпохи. К сожалению, «Пьета» так и осталась неоконченной из-за смерти художника.

Личная жизнь

О личной жизни Тициана известно немногое. Художник был женат, супругу мастера звали Чечилия Сольдано. Женщина подарила возлюбленному двоих сыновей и двоих дочерей. К сожалению, во время четвертых родов, в 1530-м, Чечилия скончалась.

Смерть

Чума, свирепствовавшая в то время в Европе, не щадила никого. В 1576 году «страшный мор» унес жизнь сына Тициана. Вскоре мастер понял, что и сам заразился этой болезнью, ухаживая за сыном. 27 августа 1576 года художника не стало. Считается, что мастера нашли на полу мастерской с кистью, зажатой в руке.

Тициан, автопортрет

Несмотря на закон, который предписывал предавать тела умерших от чумы огню, Тициана похоронили в земле. Могила художника находится в соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари, в родной Венеции. На надгробном камне увековечена надпись: «Здесь лежит великий Тициан Вечеллио — соперник Зевсов и Апеллесов».

Собор Санта-Мария деи Фрари. Гробница Тициана

Работы художника сильно повлияли на творчество последующих поколений европейских мастеров. Необычность его поздней техники не нашла отклика у современников, однако позднее на десятилетия стала популярной во многих художественных школах.

Австрийский писатель Гуго фон Гофмансталь настолько проникся творениями мастера, что написал пьесу, получившую название «Смерть Тициана». Кроме того, в литературе нашла отражение и картина «Динарий кесаря», под впечатлением от которой Федор Достоевский написал главу в романе «Братья Карамазовы».

Тициан Вечеллио

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/art-grea.ru/wp-content/uploads/2016/08/Titsian-Vechellio.jpg?fit=225%2C300&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/art-grea.ru/wp-content/uploads/2016/08/Titsian-Vechellio.jpg?fit=730%2C975&ssl=1″ data-lazy-src=»https://i1.wp.com/art-grea.ru/wp-content/uploads/2016/08/Titsian-Vechellio.jpg?resize=870%2C400&ssl=1″/>

  1. Тициан Вечеллио
  2. Женские образы
  3. Великий портретист эпохи

Тициан Вечеллио

(1477 или 1480—1576)

Прожил долгую жизнь, в которой ему было дано многое: здоровье, богатство, благополучие, талант. У него была привлекательная внешность, благородная, величественная осанка. Он жил в собственном дворце в Венеции на берегу морской лагуны, где прозрачная вода искрилась под ярким солнцем. Он прогуливался в тенистом саду, куда не
проникал шум богатого людного торгового города. Он был знатным и состоятельным человеком и славился как гениальный живописец. Влиятельные князья и государи, папы и кардиналы, ученые и писатели — все стремились иметь картину, написанную Тицианом.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/art-grea.ru/wp-content/uploads/2016/08/Titsian-Vechellio.jpg?fit=225%2C300&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/art-grea.ru/wp-content/uploads/2016/08/Titsian-Vechellio.jpg?fit=730%2C975&ssl=1″ svg+xml,%3Csvg%20%20viewBox=’0%200%20450%20450’%3E%3C/svg%3E» alt=»P00407A01NF2007″ width=»450″ height=»450″ data-lazy-srcset=»https://i1.wp.com/art-grea.ru/wp-content/uploads/2016/08/Titsian-Vechellio.jpg?resize=450%2C450&ssl=1 450w, https://i1.wp.com/art-grea.ru/wp-content/uploads/2016/08/Titsian-Vechellio.jpg?resize=180%2C180&ssl=1 180w, https://i1.wp.com/art-grea.ru/wp-content/uploads/2016/08/Titsian-Vechellio.jpg?resize=300%2C300&ssl=1 300w, https://i1.wp.com/art-grea.ru/wp-content/uploads/2016/08/Titsian-Vechellio.jpg?resize=600%2C600&ssl=1 600w, https://i1.wp.com/art-grea.ru/wp-content/uploads/2016/08/Titsian-Vechellio.jpg?zoom=2&resize=450%2C450&ssl=1 900w, https://i1.wp.com/art-grea.ru/wp-content/uploads/2016/08/Titsian-Vechellio.jpg?zoom=3&resize=450%2C450&ssl=1 1350w» data-lazy-sizes=»(max-width: 450px) 100vw, 450px» data-recalc-dims=»1″ data-lazy-src=»https://i0.wp.com/art-grea.ru/wp-content/uploads/2016/08/Titsian-Vechellio-450×450.jpg?resize=450%2C450″/>

Женские образы

Художник полон сил и вдохновения, и в своих великих картинах он воспевает радости жизни, любовь, богатство, благополучие. В своих шедеврах «Венера Урбинская», «Праздник Венеры», «Вакх и Ариадна» художник прославляет женскую красоту и поклоняется ей.
В «Венере Урбинской» Тициан в образе античной богини любви изображает земную женщину. Она только что пробудилась ото сна и еще нежится в постели. У ее ног собачонка. На втором плане служанки выбирают в сундуке одежду для своей госпожи. В спокойной позе Венеры, в плавных очертаниях ее тела чувственная земная красота сочетается с возвышенной, идеальной. То же преклонение перед женской красотой, как божественным даром, наполняет и другую картину мастера — «Венера перед зеркалом» . Живопись Тициана передает все краски природы и материального мира : теплоту тела, легкость золотых волос, блеск шелка и матовость бархата, переливы драгоценных камней и прозрачность стеклянного сосуда . В знании колорита, в подборе цветов Тициан не имел себе равных . Можно сказать, что он мыслил красками . Ими, а не карандашом он делал подготовительный рисунок . Сопоставляя тона, он как бы предлагал зрителю насладиться созвучием красок, множеством оттенков и переходов цвета . Именно колорит в картинах Тициана создает настроение, выявляет смысл изображенного. Приковывает взгляд сочетание синих и красных то нов в огромной, около семи метров высоты, картине «Вознесение Марии», написанной для алтаря одной из церквей. Религиозные картины Тициана лишены вся кой мистики. В «Вознесении Марии» Бого-матерь изображена как обычная, земная женщина. Апостолы, с изумлением взирающие на нее, — это простолюдины с крепки ми мускулами и бронзовым загаром кожи. В религиозной сцене все наполнено земной энергией и движением. Другая картина на евангельский сюжет «Введение Марии во храм» переносит действие на улицы итальянского города. Здесь глаз зрителя привлекает пышность архитектурного фона, грандиозность размеров ком позиции, тщательно выписанные детали: длинная пологая лестница, узорная кладка стены.

Венера Урбинская. 1538 г.

Великий портретист эпохи

Как портретисту Тициану было мало равных. Он умел раскрыть сложный внутренний мир своих персонажей. В парадном портрете Римского Папы Павла III с внучатыми племянниками он показывает три разных характера: хилого старика — властного и хитрого Папу, согнутого в кресле; его внука, холодного, выжидающего кардинала Александра Фарнезе; льстивого, коварного и уродливого Оттавио. Рассказывают, что Папа испугался, когда увидел, насколько правильно Тициан передал атмосферу папского двора с его интригами.

«Святой Себастьян»

К лучшим произведениям Тициана относится картина «Святой Себастьян». Себастьян — это герой эпохи Возрождения, и никакие мучения не могут победить силы человеческого духа. Себастьян — молодой римский воин — уверовал в христианское учение. Несмотря на истязания, он остался сторонником Христа. На картине Тициана герой, привязанный к стволу дерева и пронзенный стрелой, сохраняет мужественность и самообладание. На его лице читается глубокое страдание. Красные отсветы зловеще заволакивают небо, сообщая всей картине тревожное звучание. Но даже гибель этого прекрасного юноши пробуждает в зрителе не безнадежность, а веру в величие человеческого духа.
Тициан Вечеллио умер с кистью в руках почти 90-лет ним старцем, завершая работу над картиной «Оплакивание Христа». В последние годы он разработал «позднюю манеру» письма, столь новую, что она была оценена не сразу и не нашла понимания у современников . Поверхность его поздних полотен, например «Коронование терновым венцом», на первый взгляд напоминает хаос мазков. Но на расстоянии эти мазки сливаются, и возникают человеческие фигуры, здания, пейзажи . Эта манера Тициана была взята на вооружение и развита живописцами XIX в. во Франции. Это течение в живописи назвали импрессионизмом. В своих произведениях Тициан всегда остается художником Возрождения с верой в силу и разум человека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: