Урок анатомии, рембрандт, 1632 - Тайны со всего мира

Урок анатомии, рембрандт, 1632

Урок анатомии доктора Тульпа

Описание картины «Урок анатомии доктора Тульпа»

«Урок анатомии доктора Тульпа» – один из самых узнаваемых образов в истории живописи, созданный 25-летним Рембрандтом после переезда из родного Лейдена в Амстердам. Сменить место жительства, завоевав успех в своём городе, было решением во всех отношениях рискованным. Однако тогда это был один из самых богатых и крупных городов Европы, где процветал средний класс – основной заказчик картин.

В XVII веке у голландцев пользовались спросом жанровые сцены, натюрморты, пейзажи и гравюры – они были доступными, небольшого размера и их можно было встретить в обычных домах. Масштабные и более сложные по составу групповые портреты также стали популярными в тот период. В основном их размещали в общественных местах для прославления членов тех или иных организаций.

Общий портрет амстердамской Гильдии хирургов, который со временем стал известен как «Урок анатомии доктора Тульпа», Рембрандту предложили написать всего через год после его переезда. Примечательно, что он получил этот заказ, будучи новичком в городе, хотя местные живописцы – например, Томас де Кейзер и Николас Пикеной – были старше и опытней в области группового портрета. Если другой художник, возможно, просто взял бы за основу предыдущее изображение и вписал новые головы вместо старых, Рембрандт создал нечто совершенно новое.

Он изобразил на своем полотне персонажей не так, как предшественники. Как правило, натурщики сидели в ряд и смотрели прямо на зрителя. Здесь же хирурги повёрнуты в профиль или в пол-оборота и сгруппированы в форме пирамиды, причём главный герой находится не на её вершине.

Доктор Николас Тульп был назначен прелектором (praelector – профессор или лектор, президент) амстердамской Гильдии хирургов в 1628 году. Одной из его обязанностей было проведение ежегодной публичной лекции по некоторым аспектам анатомии человека. В 1632 году урок состоялся 16 января – и именно его изобразил Рембрандт.

Фокусом группы на полотне является доктор Тульп, который показывает сгибающие мышцы на левой руке трупа. Он – единственный персонаж в шляпе, и тем самым Рембрандт подчёркивает его статус. Семеро коллег хирурга смотрят в разных направлениях – одни на тело, другие на лектора, третьи прямо на зрителя. Каждое лицо обладает собственным глубоко личным и психологическим выражением. Покойник – недавно казнённый вор Адриан Адриансон по прозвищу по прозвищу Арис Киндт – лежит почти параллельно плоскости изображения. Его тело полностью освещено, а ступни практически упираются в книгу в правом нижнем углу. Вероятнее всего, это труд De humani corporis fabrica («Строение человеческого тела», 1543) Андреаса Везалия. В целом Рембрандт показывает девять разных фигур, но делает это так, что они смотрятся единой группой.

Если композиция картины отличалась от всего, что было написано до Рембрандта, то тематика – от того, что можно было увидеть в католической Европе. Католический принцип воскресения требовал, чтобы мёртвые тела были погребены целостными. Однако в протестантской Голландии вскрытие человека было не только распространённой практикой, но и публичным зрелищем, которое сопровождалось застольем, музыкой и беседами.

Есть ещё один важный момент, необходимый для понимания картины – художественный вымысел. Любой студент, изучающий анатомию и физиологию, знает, что вскрытие человеческого тела почти всегда начинается с грудной клетки и брюшной полости – тех фрагментов, с которых обычно начинается разложение – и лишь потом анатомы переходят к конечностям. Более того, маловероятно, что столь важный хирург, как доктор Тульп, сам рассекает тело. Скорее, он бы читал лекцию, а эту задачу предоставил другим. Однако представляя застывшую сцену в красках, но без звука, Рембрандт выделяет его не только костюмом, но и действием.

Есть ещё несколько интересных фактов о картине «Урок анатомии доктора Тульпа»:

• один из старейшин гильдии держит в руках листок со списком имён собравшихся;

• первоначально у самого дальнего персонажа (во главе пирамиды) была шляпа, но на финальной версии картины от неё осталась только тень;

• Николас Тульп – хирург и мэр Амстердама – родился под именем Клас Питерсон, но со временем стал называться Николасом (более уважаемая версия имени Клас) Тульпом, «тюльпаном». Фамилию амбициозный молодой человек взял во время «тюльпанной лихорадки», а после её краха публично осудил спекулянтов;

• Рембрандт подписал картину своим полным именем, а не инициалами RHL (Рембрандт Харменс из Лейдена), как прежние. Это знаменует начало зрелой карьеры художника;

• сцена два столетия провисела в Палате мер и весов Амстердама, пока директор Рейксмузеума Корнелис Апостол в 1817 году не предпринял усилия по её переносу в своё учреждение. Однако, несмотря на то, что музею пришлось продать несколько произведений, чтобы выкупить шедевр Рембрандта, король Виллем I Нидерландский велел передать полотно основанной им галерее Маурицхёйс в Гааге.

Смелый, новаторский и глубоко психологический «Урок анатомии доктора Тульпа» стал началом пути Рембрандта к славе и богатству, а также оказал влияние на грядущие поколения художников. Без этой картины молодой американец Томас Икинс вряд ли написал бы свою «Клинику Гросса» в 1876 году – почти два с половиной столетия спустя.

Картина «Урок анатомии доктора Тульпа»: история, описание, ошибки

Рембрандт Харменс ван Рейн написал картину «Урок анатомии доктора Тульпа» в 1632 году. Работа выполнена маслом на холсте размером 169.5*216.5 см. Создана она была в период Золотого века Голландии и до сих пор является одним из наиболее значимых произведений живописи того периода. Увидеть картину можно в Королевской галерее Маурихёйс, расположенной в Гааге. В чем состоят особенности композиции, как вообще появилось это произведение и какие были допущены ошибки при его написании?

История создания

Художник получил заказ на написание картины в 25 лет, через год после переезда в Амстердам. Несмотря на то, что в то же время в городе жили и творили именитые живописцы (Томас де Кейзер, а также Николас Пикеной), именно Рембрандту выпал шанс написать общий портрет местной Гильдии хирургов. Впоследствии полотно получило известное ныне название.

Главный герой картины – доктор Николас Тульп – получил должность профессора в 1628 году. Назначение подразумевало проведение открытых лекций, одна из которых состояла в 16 января 1632 года. Именно эта сцена попала на полотно.

Работа Рембрандта на протяжении двух веков хранилась в Палате мер и весов Амстердама. В 1817 году Корнелис Апостол пытался перенести ее в Рейксмузеум, однако король Виллем I Нидерландский отдал приказ, согласно которому полотно передали в галерею Маурицхёйс в Гааге.

Уникальная композиция

Картина, написанная Рембрандтом, выделялась среди работ других живописцев благодаря следующим особенностям композиции:

  • В то время люди на групповых портретах стояли или сидели лицом к зрителю. Любой другой художник воспользовался бы «заготовкой» и попросту заменил их лица, однако Рембрандт расположил героев этого полотна в форме пирамиды. В вершине оказался второстепенный персонаж, а не доктор Тульп. Взгляды коллег профессора направлены в разные стороны, а не на зрителя;
  • Нидерландский живописец мастерски применил игру светотени и выделил лицо профессора при помощи контраста. Фигура Тульпа не только выделяется благодаря наличию шляпы (это атрибут, указывающий на знатность господина), но и кажется наиболее яркой и четкой;
  • В основании пирамиды лежит тело покойника. В то время существовала традиция закрывать головы умерших на картинах. Однако Рембрандт отошел от нее и расположил мертвеца в тени, при этом сделав акцент на бледности трупа. Данный прием создал контраст между ним и лицами ученых-хирургов, подчеркнув их свежесть и румяность. Кстати, проводить вскрытие разрешалось только на урках.
Читайте также  Галатея, гюстав моро, 1878

Все эти особенности – следствие присущего живописцу реализма изображения. Художник намеренно использовал необычные для того времени приемы при составлении композиции.

Доктор Николас Тульп

Главный герой картины, доктор Николас Тульп, был выходцем из семьи торговца. Имя, которое указано в названии полотна, – это его псевдоним. При рождении ему дали имя Клас Питерс. Чтобы казаться благороднее и солиднее, он усложнил его и стал Николасом. Фамилия Тульп была обусловлена финансовой лихорадкой из-за тульпанов.

Художник «приукрасил» ситуацию. В реальности доктор не проводил аутопсию, а лишь делился своими знаниями в форме лекции. Непосредственно вскрытием занимался кто-нибудь из его коллег. Более того, лицо урки было бы невозможно разглядеть, потому что для борьбы с неприятным запахом помещение «окуривали». Наконец, аутопсию начинают с брюшной полости, так как именно эта часть тела портится быстрее всего.

Ошибки

Перечисленные выше несоответствия были созданы намеренно, чтобы на картине основное внимание уделялось главному герою. Однако художник совершил ошибку, изображая тело умершего. Согласно историческим фактам, им был казненный за воровство преступник по имени Адриан Адриансон. Проявляется она в анатомии трупа: правая рука значительно короче левой. Вот некоторые объяснения этой ошибки:

  1. Рембрандт мог написать руки не с настоящего покойника. В 1669 году антиквар и специалист по генеалогии Питар ванн Бредероде передал ему часть своей коллекции, в которую входили различные раковины, кораллы, образцы оружия, фарфоровые изделия, а также «четыре освежеванные руки и ноги». Их забальзамировал основатель современной анатомии Везалий (Андреас ванн Везель). Вероятно, именно их он использовал при создании полотна.
  2. Правую руку он написал с трупа, а левую – с иллюстраций Джулио Кассерио к труду по анатомии Адриана ванн ден Спигела. Там конечность отделена от тела, возможно, и на полотне изображено то же самое.
  3. Вору могли отрубить правую руку перед казнью, поэтому художник дорисовывал кисть самостоятельно. При таком раскладе он мог ошибиться с размерами.

Таким образом, «Урок анатомии» – картина, которая стала сенсацией в момент своего появления. Рембрандт проявил мастерство при ее написании, однако дело не обошлось без некоторых ошибок. Впрочем, полотно все равно считается одной из наиболее выдающихся работ живописца.

Тайны «Данаи» Рембрандта

«Благовещение» Леонардо да Винчи: история и описание шедевра

Картина «Княжа Тараканова» – исторический документ или вымысел

Урок анатомии доктора Тульпа (картина, Рембрандт, 1632)

«Урок анатомии доктора Тульпа» (1632) — картина Рембрандта.

Содержание

Сюжет

Личности двух человек на этом портрете известны. Один из них — доктор Николас Тульп, который показывает собравшимся устройство мускулатуры руки человека. Другой — труп: Арис Киндт по прозвищу Младенец, настоящее его имя было Адриан Адрианзон. В своё время он тяжело ранил в Утрехте тюремного охранника и в Амстердаме избил и ограбил человека. За это 31 января 1632 года он был повешен и передан для публичной аутопсии амстердамской гильдии хирургов.

Подобные открытые анатомические уроки были обычным явлением не только в Нидерландах но и по всей Европе. Они проходили только раз в году, обычно в зимние месяцы, чтобы тело лучше сохранялось, носили торжественный характер и длились как правило несколько дней. Зрителями были коллеги по цеху, студенты, уважаемые граждане и простые горожане.

Групповой портрет гильдии

Аутопсии проходили в анатомических театрах, имевших круглую форму с поднимающимися кверху рядами. Стол с телом, стоящий в центре театра, был хорошо виден с любого места. Об амстердамском Teatrum Anatomicum известно немного, Рембрандт лишь обозначил его на своем полотне. Наполненное зрителями помещение можно представить на месте наблюдателя.

Тульп обладает более высоким саном в сравнении с остальными персонажами, он один изображен на картине в шляпе. Скорее всего остальные собратья по цеху не имеют академического образования. Может быть они совместно финансировали эту картину — групповой портрет служил прославлению изображённых на нем и украшением резиденции гильдии.

Рембрандт изобразил на своем полотне персонажи иначе, чем его предшественники. Как правило, они изображались сидящими рядами и смотрящими не на тело, а прямо на зрителя. Художник изобразил хирургов в профиль или полуоборот и сгруппировал их в форме пирамиды, причем главный персонаж расположен не на ее вершине.

Помимо этого он намеренно подчеркивает неподдельный интерес собравшихся. Два человека наклонились вперед, их осанка и взгляды указывают на то, что они непременно хотят все увидеть как можно ближе и точнее, при этом с трудом верится в то, что оба хирурга действительно увлеклись происходящим церемониальным действом и пытаются утолить свой научный интерес. Маловероятно, чтобы собравшиеся сидели так близко к месту действа, Рембрандт сконцентрировал происходящее на узком пространстве, окружив мертвеца напряжённым вниманием и жизнью.

Аутопсия

Удивительно, что аутопсия начата с руки. Обычно хирурги сначала вскрывали брюшную полость и вынимали внутренние органы. 24 года спустя Рембрандт написал полотно «Лекция по анатомии доктора Деймана», на котором изображено тело с открытой брюшной полостью — по существующим тогда канонам.

Это могло объясняться двумя причинами. Первая — дань Андреасу Везалию, основоположнику современной анатомии, ставшему известным благодаря исследованию анатомии руки. Вторая — изобразив руку, художник мог легче привнести религиозное послание на картину. Так же, как сухожилия управляют рукой, управляет бог людьми. Наука должна была доказывать людям могущество бога.

Доктор Николас Тульп

Доктора Николаса Тульпа на самом деле звали Клаусом Пиетерзоном, он родился в 1593 и умер в 1674 году. Фамилия Тульп берет свое начало из родительского дома, где когда-то был аукцион по продаже цветов.

Тульп принадлежал к верхушке амстердамского общества, несколько раз он был амстердамским бургомистром. Во время написания полотна он входил в городской совет и был прелектором (президентом) гильдии хирургов. Тульп был практикующим врачом в Амстердаме, анатомия была одной из областей, в которых он специализировался. Рембрандт подчеркнул его особое положение тем, что изобразил его в стороне от сидящих плотно друг к другу хирургов. Кроме того художник изобразил Тульпа единственного в шляпе — в помещении иметь привилегию носить головной убор всегда было признаком принадлежности к высшему обществу.

Тело Ариса Киндта

Художники до Рембрандта обычно изображали лицо покойного прикрытым платком или стоящим перед ним человеком. Наблюдатели должны были забыть о том что перед ними находится человек, которого расчленяют на их глазах. Рембрандт придумал промежуточное решение — он изобразил его лицо наполовину покрытое тенью. Типичная для Рембрандта игра на контрасте света и тени, как будто в полумраке видна ombra mortis — тень смерти.

Хотя Доктор Тульп и является центральным персонажем, тело Ариса Киндта занимает б́ольшую площадь на полотне. На него падает также основной свет, его нагота и окоченелость отличают его от изображенных на картине людей. Кажется что Рембрандт лишь затем так близко изобразил хирургов и придал такую динамику полотну, чтобы подчеркнуть тем самым неподвижность тела, сделать осязаемой его мёртвость.

Читайте также  Самые рейтинговые сериалы в мире, классные и крутые

Интересные факты

Скорее всего, первоначально на картине были изображены шесть человек, а крайний слева и самый верхний дописаны художником позднее. Также список с именами собравшихся, находящийся в руках одного из зрителей, появился позже — сегодня он облегчает идентификацию.

Картина подписана Rembrandt f[ecit] 1632. Первый раз подписывает Рембрандт картину своим именем а не инициалами RHL (Рембрандт Хармезон из Лейдена) что является признаком его растущей известности.

Последние исследования голландских ученых показывают несколько несоответствий в изображении рассечённой руки на картине Рембрандта и рассечением руки проведенным учеными. [1]

Художественная расчленёнка — уроки анатомии от Рембрандта

Рембрандт — Урок анатомии доктора Тульпа — 1632

Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmenszoon van Rijn), (1606-1669), — голландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство.

Этот групповой портрет Рембрандта предназначался для резиденции гильдии хирургов, где проходил урок анатомии, расположенной в Весовой Палате (de Waag) Амстердама на Новом рынке, и где уже находилось три подобных групповых портрета, выполненных в 1603, 1619 и 1625 годах другими художниками. Гильдия хирургов при подготовке к уроку анатомии, по обыкновению тех времен, заказала Рембрандту очередной групповой портрет, который призван был служить прославлению изображённых на нем хирургов.

Подобные открытые анатомические уроки были обычным явлением не только в Нидерландах, но и по всей Европе. Они проходили только раз в году, обычно в зимние месяцы, чтобы тело лучше сохранялось, носили торжественный характер и длились как правило несколько дней. Зрителями были коллеги по цеху, студенты, уважаемые граждане и простые горожане.

Обычно персонажи подобных портретов изображались сидящими рядами и смотрящими не на тело, а прямо на зрителя. Рембрандт же изобразил хирургов в профиль или полуоборот и сгруппировал их в форме пирамиды, причем главный персонаж (доктор Тульп) расположен не на её вершине.
Художник намеренно подчеркнул неподдельный интерес собравшихся. Два человека наклонились вперед, их осанка и взгляды указывают на то, что они непременно хотят все увидеть как можно ближе и точнее, при этом с трудом верится в то, что оба хирурга действительно увлеклись происходящим церемониальным действом и пытаются утолить свой научный интерес, ибо маловероятно, чтобы собравшиеся сидели так близко к месту действа.

Центральная фигура картины — доктор Николас Тульп, который показывает собравшимся устройство мускулатуры руки человека.
Труп — Адриаан Адриаанс по прозвищу Арис Киндт (Малыш). В своё время он тяжело ранил в Утрехте тюремного охранника и в Амстердаме избил и ограбил человека. За это 31 января 1632 года он был повешен и передан для публичной аутопсии амстердамской гильдии хирургов.

Однако аутопсия на полотне изображена не реалистично — типичное вскрытие начиналось с извлечения желудка, печени и селезёнки. Рентгеновское исследование картины показало, что кисть руки была дорисована позднее: вместо неё на первоначальной картине была культя, так как ворам перед казнью отрубали правую руку. Левая рука не соответствует размерам тела и, вероятно, тоже была пририсована позже.
Впоследствии исследования голландских ученых показали несколько несоответствий в изображении рассечённой руки на картине Рембрандта и рассечениями руки, проводимыми учёными.

Почему художник показал препарирование трупа не в обычной последовательности? Это могло объясняться двумя причинами. Первая — дань Андреасу Везалию, основоположнику современной анатомии, ставшему известным благодаря исследованию анатомии руки. Вторая — изобразив руку, художник мог легче привнести религиозное послание на картину: так же, как сухожилия управляют рукой, Бог управляет людьми. Согласно представлениям того времени, наука должна была доказывать людям могущество Бога.

Портрет Везалия из его книги по анатомии человека

Художники до Рембрандта обычно изображали лицо покойного прикрытым платком или стоящим перед ним человеком. Наблюдатели должны были забыть о том, что перед ними находится человек, которого расчленяют на их глазах. Рембрандт придумал промежуточное решение — он изобразил его лицо, наполовину покрытое тенью. Типичная для Рембрандта игра на контрасте света и тени, как будто в полумраке видна umbra mortis — тень смерти.

Весьма любопытна персона главного героя картины — доктора Тульпа. Доктор Николас Петерсзоон по прозвищу Тульп (Тюльпан) родился в 1593 и умер в 1674 году. Около 1621 года, на волне охватившей голландцев страсти к разведению тюльпанов, он принял имя Николас Тульп, а после избрания в 1622 году в городской совет Амстердама изобразил пестролепестный тюльпан на личной печати и на фасаде собственного дома. Тульп никогда не одобрял пьянства, процветавшего в среде торговцев тюльпанами, а после краха тюльпаномании в феврале 1637 года поспешил публично осудить спекулянтов и снял с фасада тюльпановый герб.

Доктор Тульп принадлежал к верхушке амстердамского общества, несколько раз он был амстердамским бургомистром. Во время написания полотна он входил в городской совет и был прелектором (президентом) гильдии хирургов. Тульп был практикующим врачом в Амстердаме, анатомия была одной из областей, в которых он специализировался. Рембрандт подчеркнул его особое положение тем, что изобразил его в стороне от сидящих плотно друг к другу хирургов. Кроме того, художник изобразил Тульпа единственного в шляпе — в помещении иметь привилегию носить головной убор было признаком принадлежности к высшему обществу.

Двадцать четыре года спустя Рембрандт написал полотно «Урок анатомии доктора Деймана», на котором изображено тело с открытой брюшной полостью — по существовавшим тогда канонам.

Рембрандт -Урок анатомии доктора Деймана — 1656

Картина по своим размерам представляет собой лишь четверть от первоначального варианта, который сильно пострадал во время пожара в 1723 году. В результате д-р Дейман стоит позади трупа, словно обезглавленный, ассистент, который держит снятый верх черепной коробки, ни с того ни с сего занял главенствующее положение, а другие присутствующие, заплатившие Рембрандту за свои места на полотне, безвозвратно исчезли.

Доктор Дейман вел курс анатомии после доктора Николаса Тюльпа. Лекции доктора Деймана проходили в январе 1656 года. Этот торжественный групповой портрет должен был служить той же цели, что и прежний «Урок анатомии».
На сей раз Рембрандт изобразил сцену точнее, чем раньше: сначала был вскрыт живот и удалены внутренности. Дейман демонстрирует строение мозга, а снятая с черепа кожа свисает по обе стороны лица подобно копне волос. Изображенные в ракурсе — в перспективе ноги, с сильным укорочением удаленных от зрителя частей, — замечательный визуальный прием.

Картина «Урок анатомии доктора Тульпа» Рембрандта Харменса ван Рейна — контраст жизни и смерти

«Урок анатомии доктора Тульпа» — картина гения золотого века Голландии Рембрандта Харменса ван Рейна (Rembrandt Harmenszoon van Rijn), представляющая членов амстердамской Гильдии естествоиспытателей. Это первая крупноформатная работа живописца, которая способствовала укреплению его позиций в нидерландской столице. На холсте изображен знаменитый в те времена доктор Николас Тульп, демонстрирующий коллегам анатомию и физиологию мышечной деятельности человеческой руки. На его голове широкополая черная шляпа — признак принадлежности к высокому сословию. Новаторство мастера заключалось в композиционном решении. Фигуры семи хирургов, имеющие одинаковое облачение и внешнее сходство, написаны в профиль или полуанфас и сгруппированы пирамидально. При этом центральный герой — Николас Тульп — помещен несколько в стороне от других персонажей. Таким образом художник подчеркнул привилегированное положение знаменитости. Автор мастерски показал различную реакцию участников сцены на то, что они видят и слышат. Сидящий рядом с Тульпом врач повернул голову в сторону оратора. Другой всматривается в содержание открытого анатомического атласа, помещенного живописцем в правый нижний угол картины. Выражения лиц участников события говорят об их заинтересованности темой. Рембрандт умело запечатлел эмоции и динамику персонажей и тем самым передал неподвижность горизонтально лежащего тела, занимающего большую часть холста. Произведение тяготеет к темным и серым оттенкам. Передний план намеренно затенен сильнее, и по контрасту с ним центр работы представляется ярко освещенным. Совершенное владение искусством передачи света и тени позволило гению четко выделить на картине живые человеческие лица и противопоставить им мертвецкую бледность трупа.

Читайте также  Самые большие в мире вертолеты - ми-12, ми-26 и другие

  • Название картины: «Урок анатомии доктора Тульпа» (нидер. De anatomische les van Dr. Nicolaes Tulp).
  • Автор:Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669).
  • Год написания: 1632 г.
  • Размер: 169,5 х 216,5 см.
  • Стиль:Барокко.
  • Жанр:Групповой портрет.
  • Техника:Масляная живопись.
  • Материал: Холст.
  • Местонахождение: Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага.

Рембрандт Харменс ван Рейн — выдающийся голландский живописец XVII века, рисовальщик, гравер. Его произведения отличаются ограниченной палитрой. Эмоциональная выразительность построена на богатстве светотеневых отношений. Всевозможные контрасты тонов, полутонов и рефлексы, наделенные особыми оттеночными качествами, характерны для работ мастера.

Картина была создана по заказу. Главной художественной задачей Рембрандта явилось удовлетворение пожеланий аристократов, которые хотели видеть в собственном отражении социальную значимость и увлеченность профессией. Художнику удалось мастерски запечатлеть анатомов, объединив их между собой и со зрителем, не упустив индивидуальных портретных черт.

Исследование картины при помощи рентгеновских лучей показало, что кисть правой верхней конечности трупа была пририсована позднее. Левая рука имеет несоответствие с размерами тела и, видимо, тоже была написана позже. В пристальном внимании художника к руке искусствоведы видят скрытую метафору: возможно, автор произведения стремился донести до зрителей, что подобно тому, как сухожилия сгибают и разгибают пальцы руки, божественные силы управляют мирозданием и людьми.

Картина «Урок анатомии доктора Тульпа» Рембрандта Харменса ван Рейна представляет собой постановочную сцену. Это виртуозный по исполнению шедевр, прославляющий хирургов гильдии и их исследовательскую деятельность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: