Турецкая баня, жан огюст доминик энгр - JEKATERINBURG.RU

Турецкая баня, жан огюст доминик энгр

Жан Огюст Доминик Энгр, картины и творчество художника

Художник Жан Огюст Доминик Энгр (Jean Auguste Dominique Ingres; Монтобан, 1780 — Париж, 1867) связан с классицистическим течением, которое отличалось крайней композиционной лаконичностью и колористическим пуризмом, но в то же время и далек от него, психологической, почти в духе романтизма, остротой образов в портретах и явно ощутимой чувственной окраской выразительных и формальных аспектов своей живописи. Ученик Давида, он выиграл в 1801 г. Римскую премию, после чего исполнил ряд официальных портретов, в том числе знаменитые Первый консул Наполеон и Наполеон на императорском троне.

Наполеон на императорском троне (1806, Музей Армии, Париж)

Первый консул Наполеон (1804)

Творчество в Риме

В 1806 г. он смог, наконец, уехать в Рим, где изучал произведения Микеланджело, и прежде всего Рафаэля (Рафаэль и Форнарина). В 1810-е гг. Энгр написал много портретов, оформил виллу Альдобрандини и потолок Квиринальского дворца (композиция Сон Оссиана, 1813-1815). Кроме того, он написал картины, которые по возвращении его в Париж были жестоко раскритикованы, но в итоге оказались в числе самых значительных его творений: Юпитер, умоляемый (1811); Большая одалиска (1814) и Руджеро освобождает Анжелику (1819).

Обед Людовика XIII (1824, собор, Монтобан)

Директор Французской академии в Риме, Энгр выполнял много официальных заказов, но работал и по собственным проектам: написание им картины Одалиска с рабыней (1839) и Антиох и Стратоника (1840) сделали его возвращение во Францию в 1841 г. триумфальным.

Одалиска с рабыней (1839, Музей Фогг, Кембридж, Массачусетс)

Портретист Энгр обладал непревзойденным даром портретиста, лучшие из его работ: Мадам Гоне, Баронесса Ротшильд. К композициям историко-экзотического характера относятся полотно Апофеоз Наполеона I, написанное для префектуры Парижа; Источник и Турецкая баня (1859-1863, Лувр, Париж).

Картины Доминика Энгра

Антиох и Стратоника (1840, Музей Конде, Шантийи)

Апофеоз Наполеона I (1859-1863, Лувр, Париж)

Баронесса Ротшильд (1848, частное собрание, Париж)

Большая Одалиска (1814, Лувр, Париж)

Источник (1859-1863, Лувр, Париж)

Купальщица Вальпинсона (1808)

Портрет мадемуазель Ривьер (1805)

Рафаэль и Форнарина (1814, Музей Фогг, Кембридж, Массачусетс)

Руджеро освобождает Анжелику (1819, Лувр, Париж)

Сон Оссиана (1813-1815, Музей Энгра, Монтобан)

Турецкая баня (1859-1863, Лувр, Париж)

Эдип и Сфинкс (1808)

Юпитер, умоляемый (1811, Музей Гране, Экс-ан-Прованс)

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Энгр: картины, биография художника

Автор:
Павел Ин

Жан-Огюст-Доминик Энгр (1780-1867)

1804. Автопортрет (Шантильи, музей Конде)

«Меня упрекали и, быть может, справедливо, что я слишком часто повторяю свои композиции, вместо того чтобы создавать новые. . Примером для меня служит великий Пуссен, часто повторявший одни и те же сюжеты». Так писал в 1859 году один из старейших художников Франции, пронесший через все бури 19 столетия верность высокому идеалу, — Жан-Огюст-Доминик Энгр.

На протяжении уже полутора сотен лет произведения Энгра считаются примером академического искусства. История сохранила легендарный образ художника — хранителя классической традиции, непримиримого борца против романтизма, прославленного директора Французской академии в Риме, исполнителя официальных заказов на исторические сюжеты. Но этот образ, инспирированный самим художником, создает ложное представление об искусстве Энгра. За свою семидесятилетнюю творческую жизнь Энгр написал лишь несколько картин, которые можно было бы назвать академической живописью. Среди них — одна из первых работ молодого художника, за которую он был удостоен Большой римской премии 1801 года. Вполне в духе классицизма звучало название этой композиции: «Послы Агамемнона, посланные умиротворить Ахилла, находят его в шатре с Патроклом за вос­певанием подвигов героев» (1801, Париж, Школа изящных искусств). Построенная по аналогии с античным барельефом, сцена из IX песни гомеровской «Илиады» производит впечатление мастерски написанной штудии по мотивам Пуссена.

Всю свою сознательную жизнь Энгр стремился создать совершенную художественную форму. Будь то стилизация греко-романского искусства в композиции «Ромул, победитель Акрона» для резиденции Наполеона в Риме (1812, Париж, Школа изящных искусств) или лаконичная пластическая формула классицизма во втором варианте «Вергилия, читающего «Энеиду» (1819, Брюссель, Музей изящных искусств) — на столько законченная, что даже фигура Вергилия убрана за рамки композиции; будь то развернутая просветительская программа «Апофеоза Гомера» (1827, Париж, Лувр) или изобра­зительная метафора гармонии во фреске «Золотой век» (1843—47, Франция, замок Дампьер) — везде Энгр фанатически преследовал идею воплощения красоты, очищенной от недостатков живой натуры. Однако лучшими и бесспорными достижениями художника оказались другие произведения — те, где формула выведена не из априорных «законов стиля», а из свойств самого предмета изображения.

Жан-Огюст-Доминик Энгр родился в 1780 году в городе Монтобане на юге Франции. Отец его был художником-декоратором, членом Тулузской академии живописи, скульптуры и архитектуры. В своем раннем «Автопортрете» (1804, Шантильи, Музей Конде) Энгр предстает настоящим южанином — невысокого роста, смуглым, черноглазым, полным сдержан­ной энергии. К тому времени годы учения были уже позади. Получив первые уроки рисунка и живописи у своего отца, ко­торый обучал его также пению и игре на скрипке, Энгр в возрасте 11 лет был отправлен в Тулузу. В 1797 году он приехал в Париж, чтобы поступить в мастерскую великого Жака-Луи Давида, первого художника Франции, создателя стиля ре­волюционного классицизма.

Энгр посещал мастерскую Давида до 1801 года, когда он по­лучил право на поездку в Италию и четырехлетнее пребыва­ние во Французской академии в Риме. Но по финансовым при­чинам поездка была отложена на пять лет, и тогда молодой Энгр начал заниматься самостоятельным творчеством. В этот парижский период художник написал несколько портретов, поражающих оригинальностью концепции. Много лет спустя Энгр как-то сказал: «На закате моей жизни я такой же, каким был и в начале ее». Действительно, у него не было произведений, которые можно было бы назвать ученическими, — Энгр начал с шедевров.

С ранней юности будущий художник вынужден был зара­батывать на жизнь; еще учеником Тулузской академии он иг­рал в оркестре. В Париже он стал брать заказы на живопис­ные портреты. Этот жанр Энгр всегда воспринимал как обузу, как досадную помеху, отвлекающую его от основного при­звания — исторической картины. Именно в жанре историче­ской картины, границы которого он существенно расширил, Энгр хотел создать «самое прекрасное и самое главное произ­ведение всей жизни». Такие попытки он неоднократно делал на протяжении всего своего творчества (достаточно назвать «Обет Людовика XIII», 1824; «Апофеоз Гомера», 1827; «Му­чение святого Симфориона», 1834, или позднюю композицию «Жанна д’Арк на коронации Карла VII в Реймсском соборе», 1854). Но на исходе своего пути, составляя список лучших работ для показа на Всемирной выставке 1865 года, Энгр вклю­чил в него многие портреты, завоевавшие признание совре­менников. Так, об «Автопортрете» Энгра 1804 года, также во­шедшем в этот список, Теофиль Готье писал: «Это один из тех волнующих портретов, с которыми человек не бывает в ком­нате один, — словно некто следит за ним из глубины своих темных зрачков».

В 1805 году Энгр создал три портрета членов семейства Ривьер, находящиеся сейчас в Лувре. Виртуозный по форме, но суховатый по характеристике портрет главы семейства Фи- либера Ривьера, крупного чиновника наполеоновской Импе­рии, уступает женским образам этой эффектной группы. Гос­пожа Ривьер с ее скульптурной полнотой и белоснежной ат­ласной кожей небрежно откинулась на спинку дивана в обрам­лении причудливого узора разнообразных по фактуре и цвету драпировок. Роскошный каскад складок обладает автоном­ной, почти абстрактной красотой. «Восхитительная мадемуа­зель Ривьер», как называл сам Энгр ее пятнадцатилетнюю дочь, стоит на балконе на фоне отдаленного пейзажа. Схема портрета напоминает построение изображений в живописи раннего итальянского Возрождения. Заостренная характер­ность угловатой полудетской фигуры и слишком крупных черт круглого лица превращена художником в чеканную фор­мулу вечной юности. (Как свидетельствуют воспоминания госпожи Ривьер, она так и не смогла понять, почему Энгр так пленился внешностью ее болезненной дочери.) Узнаваемый облик конкретной модели становится символом пробуждаю­щейся жизни и одновременно — хрупкости ее. Двойствен­ность портретной концепции вызывает тревожное чувство, же­лание разгадать загадку «французской Джоконды», как на­зывают портрет мадемуазель Ривьер.

Читайте также  Самая популярная игра в мире, какие игры сейчас наиболее известные

Энгр мучительно ощущал трудность той двойной задачи, которую он ставил перед собой: сквозь черты изображаемых лиц прозреть идеальный прообраз, сохранив сходство и пере­дав индивидуальность. «Женский портрет! Нет на свете ничего более трудного, это невыполнимо», — жаловался художник. И вместе с тем всю свою жизнь Энгр писал блистательные жен­ские портреты: «Прекрасная Зели» (1806), Мари Маркоз (1814), графиня Луиза д’Оссонвиль (1845), баронесса Рот­шильд (1848), Инее Муатессье (1856) и другие царицы аристо­кратических и буржуазных салонов увековечены кистью по­следнего олимпийца 19 века.

Написанный в Риме «Портрет госпожи Девбсэ» (1807, Шантильи, Музей Конде) более, чем все другие произведения Энгра на современный сюжет выдает его постоянное стремле­ние к идеалу. Прекрасная возлюбленная французского послан­ника при папском дворе изображена в простом и благород­ном черном платье. Как драгоценное изваяние» выделяется на фоне глубоких золотисто-коричневых и красноватых тонов голова на точеной шее. Формат картины прямоугольный, но плавно завершенный силуэт и круглящиеся линии придают ей вид тондо. Портрет заставляет вспомнить лучшие создания Рафаэля — не внешним сходством, но чувством гармонии и любви к идеалу. Однако» будучи сыном своего века Энгр едва заметно нарушает гармонию, даже допускает анатомическую неправильность: чересчур длинная шея, отсутствие видимых суставных сочленений, кажущаяся бескостность модели вы­дают диктат высшего закона, которому подчинил свое твор­чество Энгр.

Художника часто обвиняли в погрешностях против анато­мии. Большинство произведений, где присутствовала обна­женная натура, подвергались строгому разбору со стороны критиков. «Купальщица Вальпенсон» (1808» Париж» Лувр) с ее мягким, как бы стекающим силуэтом «Юпитер и Фети­да» (1811, Экс-ан-Прованс, Музей Гране), где изумительная по красоте женская фигура распластана на плоскости подобно орнаментальному арабеску, знаменитая «Большая одалис­ка» (1814» Париж» Лувр)» у которой насчитывали на три по­звонка больше анатомической нормы» — все эти произведения вызывали недоумение с точки зрения законов академического рисунка. Завершением этого направления поисков абстракт­ной гармонии стало одно из последних значительных произ­ведений Энгра — «Турецкая баня» (1862» Париж» Лувр). В сравнительно небольшом пространстве двадцать пять об­наженных женских тел, прихотливо изгибаясь» образуют безу­пречную «симфонию линий».

Внешние события жизни Энгра складывались в биографию благополучного и преуспевающего художника. Плодотворно работавший при всех режимах, Энгр дважды писал Наполео­на — Первым консулом (1804) и императором на троне (1806), выполнял заказы членов королевской фамилии, а позднее — Карла X» Луи-Филиппа» Наполеона III. Двадцать четыре го­да художник провел в Италии: с 1806 по 1820 год в Риме, до 1824 года во Флоренции, с 1835 по 1841 год вновь в Риме на посту директора Французской академии. Получивший в 1825 году звание академика и орден Почетного Легиона из рук самого Карла X, Энгр постоянно удостаивался почестей и на­град. В 1858 году галерея Уффици во Флоренции заказала ему автопортрет для коллекции портретов знаменитых ху­дожников всех школ и эпох.

Сам Энгр хотел видеть себя «хранителем добрых доктрин, а не новатором ». Постоянным объектом художественной по­лемики служили для Энгра произведения его главного со­перника — великого художника-романтика Эжена Делакруа. Противоположность их характеров выразилась в июльские дни революции 1830 года, когда оба художника охраняли со­кровища Лувра во время уличных боев в Париже. Делакруа находился возле любимого им Рубенса, Энгр — у полотен сво­его кумира Рафаэля. Но и Энгр испытал воздействие роман­тизма. Проницательный современник назвал Энгра «китай­ским художником, заблудившимся в развалинах Афин» (Теофиль Сильвестр). Метафора оказалась удивительно точной: причудливые извилистые линии, отсутствие теней, пряный колорит придают даже самым классическим сюжетам худож­ника экзотический привкус Востока. Сочетание чувственности и холодной отстраненности в искусстве Энгра вносит тот не­классический диссонанс, который выдает его безусловную принадлежность 19 столетию. Неудивительно, что искусством Энгра восхищались будущие импрессионисты Эдгар Дега и Огюст Ренуар; его творчество высоко ценили и крупнейшие мастера 20 века — Пабло Пикассо и Анри Матисс.

Жан Огюст Доминик Энгр: биография, творчество, лучшие картины художника

Жан Огюст Доминик Энгр (Jean Auguste Dominique Ingres; родился 29 августа 1780 г. — умер 14 января 1867 г.) — это известный французский художник первой половины XIX столетия, ставший самым выдающимся академистом своего времени. Картины Жана Энгра выполнены в стиле неоклассицизма. Высшим расцветом изобразительного искусства он считал эпоху Итальянского Возрождения и стремился вернуть в живопись былую красоту. В творчестве этого автора оживают эпичные сцены из истории, мифологии и литературы. Не менее высоко ценятся его портреты.

Биография Жана Энгра

Жан Энгр — сын живописца из Тулузы, осевшего в городе Монтобан. Будущий прославленный академист родился 29 августа 1780 г. и стал старшим из троих детей. Учиться рисованию мальчик начал у отца, а продолжил в местной художественной школе. В 17 лет он поступает в парижскую Академию изящных искусств и становится учеником одного из самых ярких представителей классицизма — Жака-Луи Давида (Jacques-Louis David).

Жан Энгр быстро стал одним из лучших студентов Академии. Он мечтал о Римской премии, дававшей право на четырехлетнюю стажировку в Италии. В 1801 году он достиг этой цели, создав сразу две выдающихся работы: «Мужской торс» и «Послы Агамемнона у Ахилла». Второе произведение стало дебютным в парижском Салоне и вызвало хвалебные отзывы. Но поездку пришлось отложить по финансовым соображениям. Сам Энгр был беден, а ассигнования от правительства пришли только через пять лет.

В ожидании путешествия художник держал небольшую мастерскую, писал портреты для заработка и копировал произведения классиков для повышения мастерства. Одна из лучших работ этого периода — «Портрет мадемуазель Ривьер».

В 1806 году состоялась долгожданная поездка в Рим. Жан Энгр полюбил Италию и прожил в ней значительную часть своей жизни: сначала 14 лет в Риме, затем еще четыре года — во Флоренции. Когда оплачиваемая стажировка закончилась, художник не поспешил на родину. Во Франции его ранние работы принимали прохладно, а в Италии не было недостатка в заказчиках. Живописец восхищался шедеврами Рафаэля и создал в этот период многие из своих самых значительных произведений.

Возвращение в Париж состоялось в 1824 году, когда в Салоне выставлялась знаменитая «Резня на Хиосе» Эжена Делакруа (Eugene Delacroix). Жан Энгр успел выставить масштабный холст «Обет Людовика XIII», после чего стал считаться главной надеждой сторонников классического искусства, противостоявших тенденциям романтизма. В дальнейшем Энгр посвятил себя преподаванию и собственные работы писал нечасто. Важная работа второго парижского периода — «Апофеоз Гомера», который считается одним из наиболее программных произведений живописца.

В 1834 году Жан Энгр снова отправляется в Италию и посвящает себя преподаванию в Римской Академии. Времени на живопись оставалось мало, и все же появилось несколько выдающихся работ, например, «Одалиска и рабыня». В 1841 году художник с триумфом возвращается во Францию — теперь уже навсегда. О его статусе свидетельствует приветственный банкет на 400 гостей и личная встреча с королем.

Читайте также  Ужин в эммаусе, микеланджело караваджо, 1601

Жан Энгр был счастливо женат на Мадлен Шапель и тяжело переживал ее смерть в 1849 году. Спустя некоторое время 71-летний мастер женился повторно на Дельфине Рамель, окружившей его заботой и комфортом. Умер художник 14 января 1867 г. от воспаления легких, прожив 86 лет. Детей у него не было. Все имущество было завещано родному городу Монтобану, где открылся действующий и сейчас Музей Энгра.

В истории живописи Энгр известен как главный соперник Эжена Делакруа. В их многолетнем противостоянии отразилась борьба академизма и романтизма. Влияние «последнего оплота классической школы» испытывали многие европейские художники:

  • Фредерик Лейтон (Frederic Leighton);
  • Эдгар Дега (Edgar Degas);
  • Огюст Ренуар (Auguste Renoir);
  • Анри Матисс (Henri Matisse);
  • Пабло Пикассо (Pablo Picasso) и другие.

Самые известные картины Жана Энгра

Картины Жана Энгра отличаются виртуозным исполнением и выверенной композицией. Сам живописец превыше всего ставил исторический жанр и воспевал красоту обнаженного женского тела. Современные искусствоведы больше ценят его портреты, позволяющие лучшие узнать ушедшую эпоху. Вот самые значимые произведения Энгра:

  • «Портрет Наполеона на императорском троне» (1806). На этом холсте император предстает в образе Юпитера, что подчеркивает его могущество и власть. Также прослеживается сходство с фигурой Бога-Отца на Гентском алтаре.
  • «Большая одалиска» (1814). Автор написал идеализированную красавицу в восточном антураже и намеренно пожертвовал анатомической достоверностью, чтобы сделать образ более выразительным.
  • «Мадонна перед чашей с причастием» (1841). Эта работа из собрания Пушкинского музея хорошо известна в России. Она была написана для Александра II.
  • «Источник» (1820-1856). Над этим произведением, посвященным поиску совершенной женской красоты, художник работал более тридцати лет.
  • «Турецкая баня» (1862). Эта картина со сложной композицией считается венцом работ Энгра в жанре ню. Художник завершил ее в возрасте 82 лет.

На сайте Very Important Lot можно найти работы старых мастеров, выполненные в стиле неоклассицизма и других направлений. Произведения искусства удобно приобретать на аукционах, которые регулярно проходят на нашем сайте. Здесь же можно недорого купить картины, графику, скульптуры напрямую у современных художников.

Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867)

Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867) | «Лучший способ обладать женщиной — это писать ее.»

— Мадам, вам не страшно покориться моей кисти? — молодой художник застыл в ожидании ответа.
— Нет, маэстро.
Он уловил в ее чистом голосе озорные нотки и подумал, что напишет портрет непременно звонким и будоражащим, почти таким же, как перезвон бубенцов — достаточно будет только прикоснуться взглядом к ее глазам. И Энгр неожиданно проговорил:
— У вас удивительные глаза.
— Скажите, маэстро, все начинающие художники льстецы?
Энгр нервно поднял голову и твердо сказал:
— Я докажу вам, что это правда.

Она села в мягкое кресло багряного цвета, который так гармонировал с ее черным бархатным платьем. Складки на нем не просматривались, не отвлекали, все внимание поглощали непостижимо совершенные линии. Мадам Девосе на миг положила руки на колени и прямо, на редкость открыто, посмотрела на художника. Потом она села поглубже и прислонилась к спинке кресла, но тот, первый, миг не ушел из памяти, и Энгр решил не беспокоить ее.

(Антония Duvaucey де Nittis)

Он знал, что напишет мадам Девосе независимым и одновременно удивительно простодушным существом, женщиной, в которой самое лучшее способен раскрыть только один-единственный мужчина, если, конечно, он родился на этом свете.
— Мадам, — нотка огорчения от сознания того, что он не тот единственный, прозвучала в голосе Энгра, — мадам, я так благодарен судьбе за эту встречу. Это счастье для художника. Мне хочется говорить и говорить о вас.
— Так в чем же дело?
— Я художник, а не оратор. Я расскажу о вас языком красок.

— И что же, маэстро, вы намерены рассказать?
Энгру показалось, что она верит в его предчувствие. Мадам Девосе смотрела так, будто была уверена, что он ее поймет, как и следовало бы. Это была уверенность человека, ни на секунду не сомневающегося в благородстве людей. То смотрело на Энгра само целомудрие.
Художник резко опустил голову, делая вид, что растирает краски — слезы любви заволокли его глаза. Он был влюблен в свою модель, как ребенок влюблен в игрушку, в которой уместился весь мир.
Ему хотелось подойти поближе, взять руку этой богини, усадить ее так, как хотелось бы, но он знал, что не сделает и шага. Многие художники боятся в начале работы близко подходить к модели: любая деталь- родинка, морщинка — могут убить восторг души.
— Вы так долго не начинаете и так долго…

— Простите, мадам, — и Энгр взмахнул кистью.
Он работал молча, почти неслышно дыша, бросая отрывистые взгляды на модель, но мадам Девосе чувствовала, что он не видит ее. Взгляд художника падал на губы, шею, грудь и сразу сплавлялся с мыслью. Она ощущала на своем теле ни с чем несравнимые прикосновения чудесных мыслей маэстро – легкие, незримые поцелуи влюбленного. Сердце мадам Девосе не выдержало натиска чувств художника и по-женски благодарно устремилось взглядом к нему. Энгра осенило:

— Лучший способ обладать женщиной — это писать ее.

Биография

Родился 29 августа 1780 в Монтобане на юго-западе Франции. Учился в тулузской академии изящных искусств. По окончании академии переезжает в Париж, где в 1797 становится учеником Жака-Луи Давида. В 1806—1820 учится и работает в Риме, затем переезжает во Флоренцию, где проводит ещё четыре года. В 1824 возвращается в Париж и открывает школу живописи. В 1835 вновь возвращается в Рим в должности директора Французской академии. С 1841 года до конца жизни живёт в Париже. Скончался 14 января 1867, похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез.
Также, он был скрипачом[источник не указан 593 дня].

Buste d’Ingres (Palais du Luxembourg, Paris)

Творчество

В своём видении классицизма Энгр не разделял ни революционной тенденции своего учителя Давида, ни консерватизма Кановы; его идеал был противоположен романтическому идеалу Делакруа, что привело к упорной и резкой полемике с последним. Более всего Энгра интересовала форма, которая у него не сводилась к некому идеалу, но была связана со своеобразием предмета изображения.

Энгр вошёл в историю французской живописи прежде всего как великолепный портретист. В числе множества написанных им портретов особенно стоит отметить портреты поставщика императорской армии Филибера Ривьера, его жены и дочери Каролины, из которых более всего известен последний (все три — 1805); портреты Наполеона — первого консула (1803-04) и императора (1806); Луи-Франсуа Бертена (старшего), директора газеты Journal des débats (1832).

Мария Marcoz (позже виконтесса де Senonnes)

Porträt der Madame Leblanc

Портрет мадам Поль-Sigisbert Moitessier

Portrait of the Princess Albert de Broglie

Мадам Мари Маркотт

Наполеон Бонапарт первый консул

Наполеон, как Юпитер престоле

Baronesss Бетти де Ротшильд

Каролина Мюрат, королева Неаполя

Рафаэль и La Fornarina

Виконтесса Луиза Альбертина d’Hausonville

Графиня де Tournon

Читайте также  Сад любви, рубенс, 1632

Также писал и большие программные полотна: «Триумф Гомера», «Передача ключей св. Петру», «Обет Людовика XIII»; однако, при всём мастерстве и упорстве, вложенном в эти работы, их содержание было в известном смысле оторвано от проблем и потребностей времени (чем они отличаются от, например, «Клятвы Горациев» или «Сабинянок..» Давида), что придавало им определённую эклектичность и холодность.

Предоставление Христа Петру ключи от рая

Обет Людовика XIII

Широкую известность получили работы Энгра, воплотившие его понимание обнажённой женской натуры, такие, как т. н. «Одалиска Вальпинсона» (1808), «Большая одалиска» (1814), «Венера Анадиомена» (1848). Однако Энгр склонен к самоцитированию, и поза фигуры в «Венере Анадиомене» один в один повторена в картинах «Источник» (1856) и «Турецкие бани» (1863). Последняя работа являет собой некую «ретроспективу» найденных им образов ню; узнаваема, в частности, фигура «Одалиски Вальпинсона» на первом плане.
Энгр первым из художников свёл проблему искусства к своеобразию художественного видения. Вот почему, несмотря на классическую направленность, его живопись привлекла к себе пристальный интерес импрессионистов (Дега, Ренуара), Сезанна, постимпрессионистов (в особенности, Сёра),

p_i_f

ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ

— Мадам, вам не страшно покориться моей кисти? — молодой художник застыл в ожидании ответа.
— Нет, маэстро.
Он уловил в ее чистом голосе озорные нотки и подумал, что напишет портрет непременно звонким и будоражащим, почти таким же, как перезвон бубенцов — достаточно будет только прикоснуться взглядом к ее глазам. И Энгр неожиданно проговорил:
— У вас удивительные глаза.
— Скажите, маэстро, все начинающие художники льстецы?

Энгр нервно поднял голову и твердо сказал:
— Я докажу вам, что это правда.

Она села в мягкое кресло багряного цвета, который так гармонировал с ее черным бархатным платьем. Складки на нем не просматривались, не отвлекали, все внимание поглощали непостижимо совершенные линии. Мадам Девосе на миг положила руки на колени и прямо, на редкость открыто, посмотрела на художника. Потом она села поглубже и прислонилась к спинке кресла, но тот, первый, миг не ушел из памяти, и Энгр решил не беспокоить ее.

(Антония Duvaucey де Nittis)

Он знал, что напишет мадам Девосе независимым и одновременно удивительно простодушным существом, женщиной, в которой самое лучшее способен раскрыть только один-единственный мужчина, если, конечно, он родился на этом свете.
— Мадам, — нотка огорчения от сознания того, что он не тот единственный, прозвучала в голосе Энгра, — мадам, я так благодарен судьбе за эту встречу. Это счастье для художника. Мне хочется говорить и говорить о вас.
— Так в чем же дело?
— Я художник, а не оратор. Я расскажу о вас языком красок.

— И что же, маэстро, вы намерены рассказать?
Энгру показалось, что она верит в его предчувствие. Мадам Девосе смотрела так, будто была уверена, что он ее поймет, как и следовало бы. Это была уверенность человека, ни на секунду не сомневающегося в благородстве людей. То смотрело на Энгра само целомудрие.
Художник резко опустил голову, делая вид, что растирает краски — слезы любви заволокли его глаза. Он был влюблен в свою модель, как ребенок влюблен в игрушку, в которой уместился весь мир.
Ему хотелось подойти поближе, взять руку этой богини, усадить ее так, как хотелось бы, но он знал, что не сделает и шага. Многие художники боятся в начале работы близко подходить к модели: любая деталь- родинка, морщинка — могут убить восторг души.
— Вы так долго не начинаете и так долго…

— Простите, мадам, — и Энгр взмахнул кистью.
Он работал молча, почти неслышно дыша, бросая отрывистые взгляды на модель, но мадам Девосе чувствовала, что он не видит ее. Взгляд художника падал на губы, шею, грудь и сразу сплавлялся с мыслью. Она ощущала на своем теле ни с чем несравнимые прикосновения чудесных мыслей маэстро – легкие, незримые поцелуи влюбленного. Сердце мадам Девосе не выдержало натиска чувств художника и по-женски благодарно устремилось взглядом к нему. Энгра осенило:

— Лучший способ обладать женщиной — это писать ее.

Биография

Родился 29 августа 1780 в Монтобане на юго-западе Франции. Учился в тулузской академии изящных искусств. По окончании академии переезжает в Париж, где в 1797 становится учеником Жака-Луи Давида. В 1806—1820 учится и работает в Риме, затем переезжает во Флоренцию, где проводит ещё четыре года. В 1824 возвращается в Париж и открывает школу живописи. В 1835 вновь возвращается в Рим в должности директора Французской академии. С 1841 года до конца жизни живёт в Париже. Скончался 14 января 1867, похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез.

Buste d’Ingres (Palais du Luxembourg, Paris)

Творчество

В своём видении классицизма Энгр не разделял ни революционной тенденции своего учителя Давида, ни консерватизма Кановы; его идеал был противоположен романтическому идеалу Делакруа, что привело к упорной и резкой полемике с последним. Более всего Энгра интересовала форма, которая у него не сводилась к некому идеалу, но была связана со своеобразием предмета изображения.

Энгр вошёл в историю французской живописи прежде всего как великолепный портретист. В числе множества написанных им портретов особенно стоит отметить портреты поставщика императорской армии Филибера Ривьера, его жены и дочери Каролины, из которых более всего известен последний (все три — 1805); портреты Наполеона — первого консула (1803-04) и императора (1806); Луи-Франсуа Бертена (старшего), директора газеты Journal des débats (1832).

Мария Marcoz (позже виконтесса де Senonnes)

Porträt der Madame Leblanc

Портрет мадам Поль-Sigisbert Moitessier

Portrait of the Princess Albert de Broglie

Мадам Мари Маркотт

Наполеон Бонапарт первый консул

Наполеон, как Юпитер престоле

Baronesss Бетти де Ротшильд

Каролина Мюрат, королева Неаполя

Рафаэль и La Fornarina

Виконтесса Луиза Альбертина d’Hausonville

Графиня де Tournon

Также писал и большие программные полотна: «Триумф Гомера», «Передача ключей св. Петру», «Обет Людовика XIII»; однако, при всём мастерстве и упорстве, вложенном в эти работы, их содержание было в известном смысле оторвано от проблем и потребностей времени (чем они отличаются от, например, «Клятвы Горациев» или «Сабинянок..» Давида), что придавало им определённую эклектичность и холодность.

Предоставление Христа Петру ключи от рая

Обет Людовика XIII

Широкую известность получили работы Энгра, воплотившие его понимание обнажённой женской натуры, такие, как т. н. «Одалиска Вальпинсона» (1808), «Большая одалиска» (1814), «Венера Анадиомена» (1848). Однако Энгр склонен к самоцитированию, и поза фигуры в «Венере Анадиомене» один в один повторена в картинах «Источник» (1856) и «Турецкие бани» (1863). Последняя работа являет собой некую «ретроспективу» найденных им образов ню; узнаваема, в частности, фигура «Одалиски Вальпинсона» на первом плане.

Энгр первым из художников свёл проблему искусства к своеобразию художественного видения. Вот почему, несмотря на классическую направленность, его живопись привлекла к себе пристальный интерес импрессионистов (Дега, Ренуара), Сезанна, постимпрессионистов (в особенности, Сёра),

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: