Триумф галатеи, рафаэль, 1511 - JEKATERINBURG.RU

Триумф галатеи, рафаэль, 1511

Фрески Рафаэля на вилле Фарнезина. «Триумф Галатеи» (1511-1514)

Римский период творчества Рафаэля (1508-1520)

Роспись Ватиканских фесок принесла Рафаэлю большой успех. В 1511 г Рафаэль начинает работу на вилле Фарнезина для для римского банкира и мецената Агостино Киджи, одного из богатейших людей своего времени (сейчас эта постройка называется виллой Фарнезина в честь семьи Фарнезе, купившей ее в 1579 году.) К украшению виллы были привлечены различные художники, в том числе Балдассаре Перуцци (который был также архитектором) и Себастьяно дель Пьомбо. Многие работы по проектам Рафаэля выполнялись его учениками, однако «Галатею» он написал собственноручно.

Эта фреска была частью серии мифологических сцен, которые Рафаэль предполагал использовать для украшения лоджии и которые так никогда и не были написаны. От этих фресок отказались, по всей видимости, после катастрофического паводка, случившегося на реке Тибр в 1514 году. В результате наводнения все стены виллы отсырели, и стало ясно, что расписывать их фресками лишено смысла, поскольку влага непременно разрушит краски.

Фреска «Триумф Галатеи» проникнута духом античной классики с ее культом чувственной красоты. Художник использовал обработку флорентийским поэтом Анджело Полициано античного мифа о прекрасной нимфе, отвергнувшей любовь великана Полифема.

Согласно мифу Галатея была прекрасной морской нимфой. Она полюбила прекрасного юношу по имени Ацис, но в это время к Галатее воспылал страстью одноглазый гигант Полифем. Когда он увидел влюбленных наедине, то метнул огромную скалу и убил ею Ациса. В своей фреске Рафаэль отходит от точного изложения сюжета и рисует сцену, известную как «Похищение Галатеи».

Окруженная тритонами, нереидами и парящими в воздухе амурами, Галатея мчится по волнам, стоя на раковине, увлекаемой двумя дельфинами. Художнику удалось передать стремительность движения и вместе с тем создать впечатление безупречного равновесия и гармония, вызвавшее всеобщее восхищение.

Колесница Галатеи состоит из гигантских раковин. Они похожи на те раковины, из которых рождается Венера на знаменитом полотне Боттичелли. Правда, свою повозку Рафаэль снабдил еще миниатюрными колесами с лопастями. Слева изображен мощный Тритон (получеловек-полурыба), который бесцеремонно хватает морскую нимфу. Позади него, верхом на лошади, сидит еще один Тритон, трубящий, как в рог, в морскую раковину. Справа расположены три фигуры, в которых сочетаются черты людей, лошадей и рыб. Рафаэль создавал свою фреску по поэме, написанной в XV веке поэтом Полициано, однако позволял себе вольности в некоторых деталях.Два дельфина, везущих колесницу Галатеи, выглядят очень свирепыми созданиями. Вероятнее всего, Рафаэль никогда не видел живого дельфина.

Известный писатель-гуманист, друг Рафаэля Бальдассаре Кастильоне прислал ему восторженное письмо, восхваляя красоту созданного им образа Галатеи. В ответ Рафаэль писал: «Что до Галатеи, то я почел бы себя великим мастером, если бы в ней была хоть половина тех великих вещей, о которых Ваша милость мне пишет. Но в словах Ваших я узнаю любовь, которую Вы ко мне питаете. И я скажу Вам, что для того, чтобы написать красавицу, мне надо видеть много красавиц; при условии, что Ваша милость будет находиться со мной, чтобы сделать выбор наилучшей. Но ввиду недостатка как в хороших судьях, так и в красивых женщинах, я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на мысль. Имеет ли она в себе какое-либо совершенство искусства, я не знаю, но очень стараюсь его достигнуть».

Такой творческий метод художника был характерен для всего искусства Высокого Возрождения. Исходя из реальности, Рафаэль вместе с тем стремится поднять образ над обыденностью и приблизить его к идеалу.

В последние годы недолгой жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что привлекал к росписи некоторых фресок лоджии Психеи виллы Фарнезины (1517-1518) и лоджий Ватикана своим помощникам и ученикам (Джулио Романо, Дж. Ф. Пенни, Перино дель Вага и др.), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами; в этих произведениях отчетливо проявляется тяготение к маньеризму.

Фреска, по-видимому, привела Киджи в восхищение, ибо он снова обратился к Рафаэлю с просьбой расписать дарованные ему другом Юлием II капеллы в двух римских церквах, построенных при его дяде, Сиксте IV, — Санта Мария дель Пополо и Санта Мария делла Паче.

Рафаэль и тайна синего цвета

Исследование фрески Рафаэля «Триумф Галатеи» на римской вилле Фарнезина показало, что художник использовал при работе над ней пигмент египетский синий, популярный в древности, но впоследствии забытый. Возможно, Рафаэль сам воссоздал древний рецент.

Египетский синий — возможно, самый древний пигмент, который люди научились получать искусственно, а не просто брать из природного источника. Древнейшие его следы в Египте археологи относят к III тысячелетию до нашей эры. Пигмент представляет собой тетрасиликат кальция-меди (CaOCuO(SiO2)4). У него имеется природный аналог — минерал купрориваит, но его кристаллы очень маленькие, так что открыт он был лишь в 1938 году. А искусственный пигмент египетские мастера получали, сплавляя кальцит, песок и содержащие медь минералы (азурит или малахит): Cu2CO3(OH)2 + 8SiO2 + 2CaCO3 → 2CaCuSi4O10 + 3CO2 + H2O. В течение трех тысячелетий ярко-синий краситель использовался в египетском искусстве. Он был применен при создании бюста Нефертити и некоторых фаюмских портретов.

В античную эпоху пигмент широко экспортировался из Египта в страны Средиземноморья. Римляне обозначали его словом caeruleum, производным от caelum — небо. Лишь после распада Римской империи его производство стало падать, и постепенно он оказался забыт. Подробнее об истории египетского синего можно прочитать в очерке Кирилла Власова.

Рецепт пигмента сохранился в труде Витрувия «Десять книг об архитектуре» (I век до н. э.):

«Приготовление лазури было впервые изобретено в Александрии, а впоследствии ее начал изготовлять Весторий в Путеолах. Способ ее получения довольно замечателен. Растирают песок с селитряным цветом настолько тонко, что он превращается как бы в муку; ее посыпают опилками кипрской меди, содранными грубыми напильниками, для получения теста, которое затем скатывают руками в катышки и лепят их для сушки; после того как они высохнут, их складывают в глиняный горшок, а горшки ставят в печь; когда же медь и песок, нагревшись от сильного огня, сплотятся, то, взаимно друг в друга испаряясь, они утрачивают природные свойства и, потеряв свои качества под действием силы огня, достигают лазоревого цвета» (VII, 11, 1. Перевод Ф. А. Петровского).

Хотя в Средние века в монастырских библиотеках имелись рукописные экземпляры трактата Витрувия (их дошло до нас 92 экземпляра), книга не оказывала влияние на практическую деятельность, вероятно, из-за того, что использованная автором латинская терминология стала непонятной для читателей, живших через тысячу с лишним лет. «Возвращение» Витрувия состоялось в 1414 году, когда флорентийский гуманист Поджио Браччолини нашел экземпляр трактата в библиотеке монастыря Святого Галла в Швейцарии. В 1486 году веронский ученый Джованни Сульпиций подготовил первое печатное издание латинского текста, десять лет спустя вышло второе издание. Художники Высокого возрождения читали Витрувия и находились под его влиянием. Размышляя над приведенными в трактате идеальными пропорциями человеческого тела, Леонардо да Винчи рисует в своем дневнике около 1490 года знаменитого «Витрувианского человека». В 1511 году в Венеции было напечатано первое издание с иллюстрациями, а в 1521 напечатали первый перевод труда на итальянский язык.

Читайте также  Галерея современного искусства в милане, италия

Работа Рафаэля над фресками виллы Франезина шла в 1511–1512 годах. Вилла была построена как загородная резиденция Агостино Киджи, сиенского купца и банкира, кредитовавшего римских пап Юлия II и Льва X. Киджи был в то время самым богатым человеком в Риме и пригласил украшать стены своей виллы самых знаменитых художников, в том числе Рафаэля, который выполнил фрески «Триумф Галатеи» и «Амур и Психея» в лоджии первого этажа. Первая из фресок изображает нереиду Галатею стоящей на раковине, запряженной двумя дельфинами, вокруг находятся тритоны и нереиды, а сверху купидоны направляют на Галатею свои стрелы. Фреска иллюстрирует стихи Анджело Полициано (1454–1494).

Дельфины, в колесницу запряженные,
Мчат Галатею, правящую ими,
Плывут и дышат вровень, окруженные
Резвящимися тварями морскими:
Кто исторгает брызги вод соленые,
Кто кружится, играет с остальными.
(Стансы на турнир, Книга I, CXVIII. Перевод А. Триандафилиди).

Ходили слухи, что Рафаэль в образе Галатеи изобразил знаменитую римскую куртизанку Империю Коньяти, любовницу хозяина виллы. Однако, по другим сведениям, сам Рафаэль отрицал, что его Галатея написана с реальной женщины. «Когда он закончил Галатею, один придворный спросил, как ему удалось найти такую прекрасную модель. Художник ответил, что он не копирует натуру, а следует «некой идее», сложившейся у него в голове» (Гомбрих «История искусств», гл. 15, перевод В. А. Крючковой).

Реставрационные работы на вилле Фарнезина начались в 2019 году. Присутствие во фреске египетского синего пигмента было выявлено при помощи микрорентгенофлуоресцентной спектроскопии. Примечательно, что во второй работе Рафаэля на вилле — «Амур и Психея» — этот пигмент не обнаружен, синие элементы изображения сделаны на ней при помощи лазурита (Агостино Киджи мог позволить себе это). Нет египетского синего и во фресках, выполненных на вилле другими художниками.

Мог ли Рафаэль и другие художники его времени восстановить рецепт синей краски, пользуясь ставшим доступным для них текстом Витрувия? Еще совсем недавно ученые сомневались в этом. Одна из причин сомнений в том, что в рецепте Витрувия пропущен один компонент. Там не хватает карбоната кальция. В Египте его источником служил кальцит, а в Риме времен Витрувия кальцит добавлять не приходилось, так как итальянский речной песок и без того богат карбонатом кальция. С другой стороны, если отсутствие кальцита не мешало римлянам I века до н. э., почему оно помешает приготовить пигмент в XVI веке нашей эры?

Возможно, более важным доводом служило отсутствие египетского синего в работах европейских художников с X и вплоть до XIX века. Поэтому считалось, что рецепт удалось восстановить лишь после того, как образцы пигмента стали находить во время археологических раскопок. Первым химиком, исследовавшим их, стал знаменитый Хэмфри Дэви в 1814 году, посетивший раскопки терм Тита в Риме. Окончательно технология была восстановлена в последней трети XIX века.

Однако в XXI веке при исследовании химического состава фресок был обнаружен ряд случаев применения египетского синего в Италии XVI века. Так что есть вероятность, что мастера эпохи Возрождения смогли изготовить древнюю краску. Косвенным доводом в пользу того, что ее применял Рафаэль, служит письмо художника к своему другу Бальдассаре Кастильоне, где он благодарит за восторженный отзыв о Галатее и связывает свою картину с древними произведениями, описанными Витрувием. Правда, это письмо сохранилось в копии и подлинность его многими ставится под сомнение.

Рафаэль Санти – творческий путь и картины художника

Сильная и яркая художественная индивидуальность Рафаэля Санти (Урбино, 1483 — Рим,1520) — живописца и архитектора, интерпретатора классической формы, сумевшего наделить ее христианской духовностью. Его искусство создает образ возвышенной красоты, идеальной и вместе с тем совершенно естественной.

Творчество в ранние годы жизни

К ремеслу живописца его приобщил отец, Джованни Санти. На первом этапе определяющим было влияние Перуджино: об этом говорят плавный, волнистый ритм композиций и мягкие переходы цвета в таких его ранних работах, как Коронование Марии (1502—1503) и Обручение Марии (1504). Интенсивная игра светотени и четкая пространственная артикуляция Штандарта города Кастелло (1499) свидетельствуют, напротив, о глубоком и вдумчивом освоении искусства Пьеро делла Франчески.

С 1504 по 1508 г. Рафаэль находился во Флоренции. К этим годам относятся картины Сон рыцаря флорентийского, Святой Михаил периода и Святой Георгий и Три грации; удивительные произведения, одно время считавшиеся плодами его раннего творчества, Мадонна Конестабиле, Мадонна Грандука, Бельведерская Мадонна (1506), Мадонна со щегленком (ок. 1507), так называемая Прекрасная садовница (1507). Рафаэль проявил себя также и в первых портретах: Дама с единорогом, Аньоло Дони и Маддалена Дони (1506) и Немая (ок. 1507).

В Риме, где его присутствие впервые зафиксировано в 1509 г., Рафаэль приступил к украшению Ватиканских Станц для папы Юлия II, лично написав фрески в Станце делла Сеньятура (1508— 1511) и в Станце Элиодора (1511-1514).

Мадонна со щегленком (ок. 1507, Галерея Уффици, Флоренция)

Творчество в последние годы жизни

В последние годы жизни Рафаэль был загружен ответственными заказами, выполнение которых шло у него с чередованием моментов наивысшего творческого вдохновения и периодов кризиса и усталости: фрески зала Галатеи (1511), украшение Лоджий Ватикана (1517—1519), картоны Евангельской истории к коврам для Сикстинской капеллы (1515-1516), Мадонна Фолиньо (1511-1512), Сикстинская Мадонна (1513—1514), Мадонна в кресле (1514), Преображение (1518-1520, в нижней части завершено Джулио Романо). Он пишет и портреты: Бальдассаре Кастильоне (1514—1515), так называемая Донна Велата (ок. 1516), Папа Лев Х (1518—1519, Галерея Уффици, Флоренция) и Папа Юлий II (1512, там же).

После смерти Браманте (1514) Рафаэль стал ведущим архитектором на строительстве собора Святого Петра, а затем и хранителем римских древностей (1515). Ему приписывают также проекты пеллы Киджи в Санта-Мария дель Пололо, Вилла Мадама и церкви Сант-Элиджио дель и Орефици.

Картины Рафаэля Санти с описанием

Бельведерская Мадонна (1506, Музей истории искусства, Вена)

Видение Иезекииля (1518)

Дама с единорогом (1506, Галерея Боргезе, Рим)

Донна Велата (ок. 1516, Палаццо Питти, Флоренция)

Коронация Девы Марии (1502-1503, Музеи Ватикана)

Лоджия Ватикана (1517—1519)

Мадонна в кресле (1514, Палаццо Питти, Флоренция)

Мадонна Грандука (1504 — 1505, Палаццо Питти, Флоренция),

Мадонна Конестабиле (1502, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)

Мадонна Фолиньо (1511-1512, Музеи Ватикана)

Немая (ок. 1507, Национальная галерея Марке, Урбино)

Обручение Девы Марии (1504, Галерея Брера, Милан)

Папа Лев Х (1518—1519, Галерея Уффици, Флоренция)

Папа Юлий II (1512, Галерея Уффици, Флоренция)

Портрет Аньоло Дони (1506, Палаццо Питти, Флоренция)

Портрет Бальдассаре Кастильоне (1514—1515, Лувр, Париж)

Портрет Маддалена Дони (1506, Палаццо Питти, Флоренция)

Преображение (1518-1520, в нижней части завершено Джулио Романо; Пинакотека Ватикана)

Святой Георгий (1503, Лувр, Париж)

Святой Михаил (1503 — 1505, Лувр, Париж)

Сикстинская Мадонна (1513 — 1514, Картинная галерея, Дрезден)

Сон рыцаря флорентийского (1504, Национальная галерея, Лондон)

Читайте также  Список самых лучших триллеров всех времен

Фрески виллы Фарнезина «Триумф Галатеи» (1511-1514)

Роспись Ватиканских фесок принесла Рафаэлю большой успех. В 1511 г Рафаэль начинает работу на вилле Фарнезина для для римского банкира и мецената Агостино Киджи, одного из богатейших людей своего времени (сейчас эта постройка называется виллой Фарнезина в честь семьи Фарнезе, купившей ее в 1579 году.) К украшению виллы были привлечены различные художники, в том числе Балдассаре Перуцци (который был также архитектором) и Себастьяно дель Пьомбо. Многие работы по проектам Рафаэля выполнялись его учениками, однако «Галатею» он написал собственноручно. Эта фреска была частью серии мифологических сцен, которые Рафаэль предполагал использовать для украшения лоджии и которые так никогда и не были написаны. От этих фресок отказались, по всей видимости, после катастрофического паводка, случившегося на реке Тибр в 1514 году. В результате наводнения все стены виллы отсырели, и стало ясно, что расписывать их фресками лишено смысла, поскольку влага непременно разрушит краски.

Фреска «Триумф Галатеи» проникнута духом античной классики с ее культом чувственной красоты. Художник использовал обработку флорентийским поэтом Анджело Полициано античного мифа о прекрасной нимфе, отвергнувшей любовь великана Полифема.

Согласно мифу Галатея была прекрасной морской нимфой. Она полюбила прекрасного юношу по имени Ацис, но в это время к Галатее воспылал страстью одноглазый гигант Полифем. Когда он увидел влюбленных наедине, то метнул огромную скалу и убил ею Ациса. В своей фреске Рафаэль отходит от точного изложения сюжета и рисует сцену, известную как «похищение Галатеи».

Окруженная тритонами, нереидами и парящими в воздухе амурами, Галатея мчится по волнам, стоя на раковине, увлекаемой двумя дельфинами. Художнику удалось передать стремительность движения и вместе с тем создать впечатление безупречного равновесия и гармония, вызвавшее всеобщее восхищение.

Колесница Галатеи состоит из гигантских раковин. Они похожи на те раковины, из которых рождается Венера на знаменитом полотне Боттичелли. Правда, свою повозку Рафаэль снабдил еще миниатюрными колесами с лопастями. Слева изображен мощный Тритон (получеловек-полурыба), который бесцеремонно хватает морскую нимфу. Позади него, верхом на лошади, сидит еще один Тритон, трубящий, как в рог, в морскую раковину. Справа расположены три фигуры, в которых сочетаются черты людей, лошадей и рыб. Рафаэль создавал свою фреску по поэме, написанной в XV веке поэтом Полициано, однако позволял себе вольности в некоторых деталях. Два дельфина, везущих колесницу Галатеи, выглядят очень свирепыми созданиями. Вероятнее всего, Рафаэль никогда не видел живого дельфина.

Известный писатель-гуманист, друг Рафаэля Бальдассаре Кастильоне прислал ему восторженное письмо, восхваляя красоту созданного им образа Галатеи. В ответ Рафаэль писал: «Что до Галатеи, то я почел бы себя великим мастером, если бы в ней была хоть половина тех великих вещей, о которых Ваша милость мне пишет. Но в словах Ваших я узнаю любовь, которую Вы ко мне питаете. И я скажу Вам, что для того, чтобы написать красавицу, мне надо видеть много красавиц; при условии, что Ваша милость будет находиться со мной, чтобы сделать выбор наилучшей. Но ввиду недостатка как в хороших судьях, так и в красивых женщинах, я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на мысль. Имеет ли она в себе какое-либо совершенство искусства, я не знаю, но очень стараюсь его достигнуть».

Такой творческий метод художника был характерен для всего искусства Высокого Возрождения. Исходя из реальности, Рафаэль вместе с тем стремится поднять образ над обыденностью и приблизить его к идеалу.

В последние годы недолгой жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что привлекал к росписи некоторых фресок лоджии Психеи виллы Фарнезины (1517-1518) и лоджий Ватикана своим помощникам и ученикам (Джулио Романо, Дж. Ф. Пенни, Перино дель Вага и др.), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами; в этих произведениях отчетливо проявляется тяготение к маньеризму.

Фреска, по-видимому, привела Киджи в восхищение, ибо он снова обратился к Рафаэлю с просьбой расписать дарованные ему другом Юлием II капеллы в двух римских церквах, построенных при его дяде, Сиксте IV, — Санта Мария дель Пополо и Санта Мария делла Паче.

Триумф галатеи, рафаэль, 1511

176. Перуджино. Портрет Франческо дель Опере. Флоренция, Уффици.

177. Рафаэль. Обручение Марии. 1504 г. Милан, галерея Брера.

178. Рафаэль. Платон и Аристотель. Фрагмент фрески «Афинская школа». 1509 — 1511 гг. Ватикан, дворец.

179. Рафаэль. Афинская школа. 1509 — 1511 гг. Фреска станцы делла Сеньятура. Ватикан, дворец.

180. Рафаэль. Изгнание Элиодора. 1511 — 1514 гг. Фреска станцы д’Элиодоро. Ватикан, дворец.

181. Рафаэль. Мадонна в кресле. 1516 г. Флоренция, галерея Питти.

182. Рафаэль. Сикстинская мадонна. 1515 — 1519 гг. Дрезден, Галерея.

183. Рафаэль. Дама в покрывале. 1514 г. Флоренция, галерея Питти.

184. Рафаэль. Портрет папы Льва X с кардиналами. 1518 г. Флоренция, Уффици.

185. Рафаэль. Триумф Галатеи. 1515 г. Фрагмент. Рим, Вилла Фарнезина.

186. Рафаэль. Портрет кардинала. 1518 г. Мадрид, Прадо.

Книга IV. ЖИВОПИСЦЫ СЕВЕРНОЙ ИТАЛИИ

187. Альтикьеро. Обезглавливание св. Георгия. Ок. 1377 — 1379 гг. Падуя, Капелла Сан Джорджа.

188. Аванцо. Чудо св. Лючии. Ок. 1377 — 1379 гг. Падуя, Капелла Сан Джорджа.

189. Альтикьеро. Поклонение волхвов. Ок. 1377 — 1379 гг. Падуя, Капелла Сан Джорджа.

190. Пизанелло. Св. Георгий освобождает дочь трапезундского царя. 1430 г. Фрагмент. Верона, церковь Санта Анастазия.

191. Пизанелло. Легенда о св. Евстафии. 1430-е гг. Лондон, Национальная галерея.

192. Пизанелло. Портрет Лионелло д’Эсте. 1440-е гг. Бергамо, Академия Каррара.

193. Антонелло да Мессина. Распятие. 1460-е гг. Фрагмент. Лондон, Национальная галерея.

194. Антонелло да Мессина. Св. Себастьян. 1476 г. Дрезден, Галерея.

195. Антонелло да Мессина. Св. Иероним. Лондон, Национальная галерея.

196. Антонелло да Мессина. Мужской портрет. 1475 г. Лондон, Национальная галерея.

197. Антонелло да Мессина. Благовещение. 1465 — 1474 гг. Сиракузы, Музей.

198. Мантенья. Шествие св. Иакова на казнь. Конец 1440-х — 1450-е гг. Фрагмент. Падуя, Капелла Оветари в церкви Эремитани.

199. Мантенья. Шествие св. Иакова на казнь. Конец 1440-х — 1450-е гг. Падуя, Капелла Оветари в церкви Эремитани.

200. Мантенья. Распятие. 1457 — 1459 гг. Париж, Лувр.

201. Мантенья. Моление о чаше. 1460 г. Фрагмент. Лондон, Национальная галерея.

202. Мантенья. Семейство Лодовико Гонзага. Ок. 1475 г. Фрагмент фрески Камеры дельи Спози. Мантуя, Палаццо Дукале.

203. Мантенья. Встреча Лодовико Гонзага с кардиналом Франческо Гонзага. Ок. 1475 г Фрагмент фрески камеры дельи Спози. Мантуя, Палаццо Дукале.

204. Галассо Галасси. Аллегория осени. 1460 — 1470-е гг. Берлин.

205. Козимо Тура. Св. Себастьян. 1450-е гг. Фрагмент. Дрезден, Галерея.

206. Франческо дель Косса. Сад любви. Ок. 1470 г. Фрагмент. Феррара, Палаццо Скифанойя.

207. Франческо дель Косса. Сад любви. Ок. 1470 г. Фрагмент. Феррара, Палаццо Скифанойя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: