Торжественное заседание государственного совета, репин, 1903 - JEKATERINBURG.RU

Торжественное заседание государственного совета, репин, 1903

История одного шедевра: «Торжественное заседание Госсовета» Репина

Столетие со дня образования Государственного совета отмечали со вкусом. Танцы, закуски, награды по случаю — это разумеется. Но заказали еще модному живописцу Илье Репину полотно. Чтобы каждый член совета был выписан узнаваемо, картину пришлось развернуть широко — 4 метра на почти 9 метров. Да и название у нее соответствующей длины — «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Почему эта картина не банальная портретная галерея и что спрятано за толпой чиновников?

Николай II, находящийся во главе собрания, читает юбилейную грамоту по случаю 100-летия учреждения Александром I Непременного совета — предшественника Государственного совета. Изначально, когда Илье Репину заказывали «фотографию в масле», предполагалось, что в этом и будет весь сюжет. Но художник предложил добавить жизни — так на полотне появились секретари, разносящие членам совета юбилейные медали.

Принято считать, что на полотне — 81 фигура. Но на самом деле, героев 82 — забыли посчитать всех изображенных на портретах. Кстати, с портретами вышла детективная история. Долгое время искусствоведы полагали, что этих картин в реальности не существует, а Репин изобразил их лишь как украшение интерьера. Однако, согласно заказу, ничего подобного художник не должен был выдумывать. И действительно, оба портрета — и Николая II, и его отца, а также Екатерины II, Александра I, Николая I и Александра II — висели в круглом зале петербургского Мариинского дворца (где, собственно, с 1885 года и проходили заседания совета).


Заседание Государственного совета

Такого портрета Николая II никто не знал, пока он не всплыл, что называется, на аукционе в 1990-х. И тут-то выяснилось, что после революции, когда большевики вывозили из Мариинского дворца все картины, в зале Госсовета нашли плотно Репина, а неподалеку — одну раму. Постепенно выяснили, что в этой раме был портрет Николая II кисти Репина. Картина была похищена, в 1990-е «возвращена». Ни один из музеев не смог купить ее — так много запросили «владельцы». Тогда полотно попросту изъяли до выяснения обстоятельств, потому что оно было заказано Репину государством.

Что же до сановников, то почти все они даны этюдно. Заказ был срочный, персон много, на каждого выделялось не более 3−4 сеансов. С кем-то — например, с теми, кто позировал затылком, — и вовсе за раз управились. «Вынужденный работать быстро, так быстро, как никогда раньше, он (Репин) постепенно выработал особую манеру односеансного письма. По существу это — потрясающие наброски кистью, почти мимолётные впечатления, но в то же время они и последний синтез многолетних пристальных наблюдений», — делился своими впечатлениями от полотна Игорь Грабарь.

Репин получил заказ в апреле 1901 года. К тому времени у него были серьезные проблемы со здоровье, в одиночку осилить такой масштаб в столь сжатые сроки художник не смог бы, потому потребовал себе помощников. Ассистентами Репина были его ученики Иван Куликов и Борис Кустодиев. Первый писал левую часть картины, второй — правую. Репин взял на себя центр.

К работе они приступили за несколько дней до юбилея, начав с интерьера. В день торжественного заседания, помимо рисовальных принадлежностей, живописец привез в зал фотоаппарат. В дальнейшем Репин не раз делал снимки происходившего, но, несмотря на это, продолжал писать с натуры, а не по фото.


Репин работает

Для художника подготовили список всех членов Госсовета с указанием чина, мундира, орденов Во время работы Репин настаивал, чтобы сановники вели себя естественно, находились на тех же местах, что и обычно.

За картину Репину было положено 20 тысяч рублей золотом. Однако, подсчитав, сколько красок израсходовано, Илья Ефимович намекнул секретарю Госсовета, что было бы неплохо увеличить сумму. В итоге он получил вдвое больше.

Судьба художника

Жизнь Репина была долгой и насыщенной. Начиная с «Бурлаков на Волге» о художнике заговорили как о новом явлении в искусстве. Со временем он стал одним из самых популярным портретистов. Позировали ему даже те, кто никогда не соглашался ни на чье предложение.

Вокруг личности Репина — немало мистических историй: о влиянии его картин на людей, о сумасшествии натурщиков и общении художника с колдунами. Есть ли в этом хоть доля правды, сказать, конечно, нельзя. Но в чем нет сомнений, так это в том, с каким азартом Репин каждый раз принимался за новую работу. Идеей он увлекал и семью, и друзей. Все они искали костюмы, позировали, буквально жили сюжетом.


Лев Толстой и Илья Репин, 1908

После завершения «Торжественного заседания Госсовета» Репин, ссылаясь на болезнь, переехал из столицы в свою усадьбу «Пенаты» на Карельском перешейке. Последние 30 лет жизни художник провёл в Финляндии, где продолжал писать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.

КАК СОЗДАВАЛСЯ ШЕДЕВР

Е. ПЕТРОВ (Санкт-Петербург).

Предложение запечатлеть юбилейное заседание Государственного совета Репин получил в апреле 1901 года. Переговоры вел вице-президент Академии художеств Иван Толстой. Конечно, не от него зависело приглашение художника: граф выполнял поручение министра императорского двора, согласованное с монархом. Репин согласился. Увлекла масштабность замысла, родившегося в чиновничьих головах. Понимают ли правительственные бюрократы, что подобного группового портрета — по количеству персонажей — более 80 — не найти, пожалуй, во всей мировой живописи? Как раз это и подзадоривало. Вступить в состязание с титанами прошлых веков, доказать, что и мы не лыком шиты, — как тут не загореться?! Однако мастер поставил условия. Главное — привлечь помощников. Труд предстоит огромный, требующий помимо прочего отменного здоровья. А у него болит от переутомления правая рука. Приходится подвязывать ее лентой через плечо и под локоть, но перевязь сковывает движения, и все равно больно. Когда совсем невмоготу, он пробует писать левой, но у левой нет необходимой уверенности и навыка. Словом, без помощников не обойтись. И тут нет ничего необычного, многие так делали. Рембрандт, например, или Рубенс. Подмастерья писали второстепенные части картины. Затем мастер создавал основное и проходил по всему холсту своей кистью, придавал изображению единство и неповторимый почерк. Да и сроки диктуют такой выход. Трое справятся с делом быстрее, чем один.

На том и договорились. Профессор выбрал в помощники лучших питомцев своей академической мастерской. Иван Семенович Куликов (1875-1941) участвовал в работе над портретом великого князя Михаила Николаевича, писал фон и детали костюма. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) обещал стать гордостью русской культуры. «На Кустодиева я возлагаю большие надежды, — говорил И. Е. Репин. — Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный, внимательно изучающий природу. Отличительные черты его дарования: самостоятельность, оригинальность и глубоко продуманная национальность; они служат залогом крепкого и прочного его успеха».

Конечно, Репин мог пригласить зрелых живописцев, и любой счел бы это за честь. Но для стилистического единства будущей картины требовались художники именно репинской школы, усвоившие его изобразительную систему. Оба ученика этому требованию вполне соответствовали, а зрелость — дело наживное.

Читайте также  Самый красивый танец в мире и как он называется

«Творческая бригада» начала работу за несколько дней до торжества. Первым этапом стали этюды интерьера. Ротонду каждый писал по отдельности, потом сравнивали написанное, исправляли и дополняли друг друга. В день юбилея на холсте уже была изображена вся обстановка. Оставалось запечатлеть фигуры людей в момент чтения императорского рескрипта. Мастер — в непривычной одежде, черном фраке и бабочке, — был бледен и взволнован. Чтобы успеть, нужно работать с молниеносной быстротой и абсолютной точностью. Правда, наготове помощники с карандашами и большими листами бумаги на мольбертах. Кроме того, они принесли тяжелый громоздкий фотоаппарат, установили его на треноге. Предварительно получив подробную консультацию у академического фотографа, Илья Ефимович в тот день сделал свой первый снимок. Он получился хорошим и послужил потом вспомогательным материалом.

Репина волновало и другое: сцена выходила чересчур статичной. Как преодолеть застылость, придать собранию сановников хоть какую-то динамику? Нужно объединить с кульминационным моментом события предыдущие, более живые: раздачу памятных медалей. Такое решение потребовало добавления на холсте к членам Государственного Совета статс-секретарей государственной канцелярии. Число персонажей картины выросло до восьмидесяти одного! Задача усложнилась. Зато композиция сильно выиграла.

Заседание продолжалось недолго. Минуты летели наперегонки. 57-летний профессор, превозмогая боль в руке, самозабвенно работал. И когда преисполненные величия члены императорской фамилии и царедворцы поднялись с мест, чтобы проследовать в дворцовую церковь на благодарственный молебен, эскиз размером 40,5х88,5 см был готов!

Репин остался доволен. Ученики смотрели на него восхищенно. Однако мастера по-прежнему занимала проблема композиции: даже при соединении двух эпизодов не исчезало ощущение монотонности. Картина разваливалась. Нужны были акценты на переднем плане. Чтобы уравновесить и оживить композицию из десятков сидящих фигур, Репин предложил слева изобразить во весь рост графа Бобринского (статс-секретарь Государственного Совета, а справа — служащего канцелярии (помощник статс-секретаря князь Д. П. Голицын-Муравлин). В центре стоял государственный секретарь Плеве, читающий высочайший указ. Если три стоящие фигуры мысленно соединить, образуется треугольник, который дает ощущение пространства. Это прекрасно выявило перспективу. И еще существенную деталь внес Репин: решил, что служащий с перьями в руках (помощник статс-секретаря В. А. Лыщинский) должен идти через зал по диагонали. Это внесло легкое неуловимое движение во всю картину.

Репин написал второй, уточненный эскиз. По условиям договора требовалось высочайшее одобрение. Увидев холст, придворные пришли в ужас: грубейшее нарушение этикета! Произвольно искажен ход церемонии! Мыслимое ли дело — Лыщинский гуляет по залу, когда должен замереть и весь обратиться в слух; сенатор Иващенков сидит спиной к государю; генерал Игнатьев отвернулся от императора; помощник статс-секретаря барон Дистерло отвлекает посторонним разговором академика Семенова. Да и другие участники торжественного заседания в трактовке господина живописца ведут себя непозволительно! вызывающе! это скандал! что скажет его величество?!

Николай II согласился с замыслом живописца. Как-никак царь получил блестящее образование, свободно владел четырьмя языками, постоянно находился в окружении художественных шедевров и не мог не испытывать их воздействия. Многие Романовы обладали верным вкусом, не был его лишен и последний российский самодержец.

После утверждения эскиза Репин два месяца приходил в Мариинский дворец, усаживался на облюбованное место и рисовал общие планы, фигуры, лица. Заполнил два альбома. Кроме того, получил специально для него составленный список членов Государственного Совета с необходимыми сведениями: в каком чине, в каком мундире, какими орденами награжден. На этом списке и в альбомах живописец делал пометки, помогающие уловить характер и внешность человека: Константин Победоносцев — «совсем сова»; граф Алексей Игнатьев — «гастроном, глаза хитрые, умные»; бывший начальник Главного тюремного управления Михаил Галкин-Враской — «сперва баки, затем уж лицо».

В конце июля автомобиль доставил в Мариинский дворец гигантский рулон. Опытные академические служители сноровисто раскатали холст в Квадратном зале, натянули на подрамник, установили вдоль стены. Дворцовая прислуга обеспечила живописцев стремянками. Подмастерья загрунтовали полотно и принялись чертить перспективу Ротонды с уходящими ввысь колоннами, двумя концентрическими кругами столов и кресел. Борис Кустодиев жаловался в письме невесте Юлии Прошинской: «Работа скучная и кропотливая — все линейки да циркуль, да угольник. Холст такой громадный, что чувствуешь себя перед ним совсем маленьким. Репин по обыкновению заставил переделывать почти все снова, что было уже нарисовано, и будет ли доволен теперь — не знаю».

Все же за лето подготовительную работу одолели. Написали и верхнюю часть картины. Осенью сановники вернулись из отпуска, возобновились заседания Государственного Совета. Наступила пора портретных этюдов. Их, как и всю площадь картины, поделили: Куликов пишет левую часть, Кустодиев — правую, Репин — центральную. Нередко все трое писали одного и того же «государственного натурщика», как посмеивались между собой ученики. Потом сравнивали, анализировали, у кого что получилось. Окончательное слово, разумеется, принадлежало профессору. Чаще он отбирал для картины собственную работу. Молодые не обижались, понимали: до Репина им далеко. Хотя и у них случались удачи, появлялись счастливые поводы слышать слова одобрения. Это была прекрасная школа. По письмам Кустодиева чувствуется, как изменилось его настроение: «Самая картина только началась, и начинается интерес к ней, и работаем мы с удовольствием»; «Над ней работы много и работы интересной. есть чему поучиться».

При написании портретов Илья Ефимович категорически отказался пользоваться фотографиями: только с натуры! Исключение сделал для императора и председателя Совета, и то лишь потому, что писал их раньше, мог воспользоваться готовыми портретами и заготовками к ним. Неукоснительно выполнялось и другое требование: позировать не где-нибудь, а в Ротонде, на обычном месте каждого сановника или там, куда его пересадил автор в соответствии с композицией картины. И никто не вздумал возразить. Их сиятельства и высокопревосходительства в парадных мундирах, со всеми регалиями в назначенный день и час аккуратно приезжали в Мариинский дворец, послушно принимали указанную позу и терпеливо ее сохраняли, сколько требовалось. Не сетовали даже те, кому выпало присутствовать на картине только спиной или затылком. Что поделаешь, такова высочайшая воля.

Иногда Репин назначал сеансы не одному, а сразу двоим или троим членам Совета, соседям по Ротонде. Это было важно для точности цветовых соотношений, для выбора более естественных и разнообразных поз. «Занят главным образом большой картиной, — сообщил Илья Ефимович в письме своему знакомому А. В. Жиркевичу 7 октября. — К ней постоянно делаю этюды с натуры, все с важнейших наших чиновников. Спасибо, на этот раз многие из них очень любезны, охотно приезжают позировать в зал Государственного совета, во всем параде. Такой блеск. Помощники мои, Кустодиев и Куликов, молодцы, увлекаются картиной так же, как и я, — делают хорошие этюды. Но скоро настанет тьма, придется забастовать работой — зал очень темный». Репин досадовал, что из-за осенних сумерек дело затягивается, хотя мог работать кистью не более трех часов в день. Правая рука почти не действовала. Писал в основном левой. Палитру, специально изготовленную по его чертежу, подвешивал на ремне к поясу. Молодые подмастерья (в 1901-м Куликову было 26, Кустодиев у — 23 года) трудились под наблюдением мастера дольше: «Время провожу довольно однообразно. К 10 часам иду в Совет, и там до 4-х работаем» (Б. М. Кустодиев).

Читайте также  Самые красивые отели мира, в каких странах они расположены

Увлеченность и упорство давали плоды. К лету 1902 года огромный групповой портрет уже был близок к завершению. По крайней мере, так казалось Борису Кустодиеву. «Недели через две такой усиленной работы, как сегодня, мы кончим картину. «, — спешил он обрадовать невесту. Однако ученик, хорошо зная наставника, все же недооценил его требовательности к себе и к помощникам, бескомпромиссного стремления к совершенству. Еще и в следующем году все трое писали портретные этюды. Некоторых членов Государственного совета просили позировать вторично.

Эти работы Репин рассматривал как подготовительный материал. По существу же многие из них являются законченными и вполне самостоятельными произведениями. Они обладают всеми достоинствами творчества крупнейшего русского портретиста той эпохи. Искусствоведы отмечают уверенную лепку объема, безукоризненную точность мазка, богатый и гармоничный колорит, мастерскую передачу фактуры одежды и окружающей обстановки, тщательную проработку и умелое выделение светом самых выразительных деталей — лиц и рук.

Наконец все портреты написаны и перенесены в общую композицию. Репин в последний раз прошел своей рукой по картине снизу доверху и слева направо. Вспоминая об этой работе, он в январе 1917 года писал Леониду Андрееву: «Правая рука на перевязи — так я левой. Но ведь я левой рукой написал весь «Государственный совет». » Тем самым Илья Ефимович подчеркнул свое единоличное авторство и имел на это полное право: не умаляя роли его помощников, специалисты признают картину созданием именно репинского таланта и мастерства. Групповой портрет, созданный Репиным, стал ценнейшим историческим памятником своего времени.

4 января 1904 года двери Мариинского дворца открылись для всех желающих. Публика получила возможность в течение нескольких дней увидеть и оценить «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Квадратный зал, где стояло взятое в раму полотно — одно из самых больших в русской живописи, стал местом паломничества. О картине писали и говорили как о выдающемся явлении художественной и общественной жизни.

Эта картина стала последним великим произведением необычайно плодовитого художника, самоотверженная преданность которого искусству привела к неизлечимой болезни: перетруженная рука стала сохнуть. Наступил упадок жизненных и творческих сил, последний период славной биографии, отмеченный лишь редкими удачами. Это и последняя работа, выполненная в Петербурге. Закончив ее, Илья Ефимович окончательно переселился в свою усадьбу «Пенаты» в дачном поселке Куоккала (ныне Репино) на Карельском перешейке, бывая в столице лишь наездами (см. «Наука и жизнь» № 2, 2002 г.).

Репин И.Е.. Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения.. 1903

Репин И.Е. Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения.

1903. Холст, масло.

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

  • Виртуальный тур по музейному комплексу.
  • Проект «Шедевры Русского»

Гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Рассказывает о событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках природы.

  • О музее
  • Дворцы/Сады
  • Музей Людвига в Русском музее
  • Филиал в городе Малага
  • Филиал в городе Кемерово
  • Справочная информация
  • Билеты
  • Реставрация музейных ценностей
  • Друзья Русского музея
  • Администрация музея
  • Партнеры и спонсоры
  • Пресса о Русском музее
  • Противодействие коррупции
  • Локальные нормативные акты
  • Справочная информация
  • Часы работы
  • Лекторий
  • Билеты
  • Правила посещения музея
  • Экскурсии
  • Доступный музей
  • Музей — детям
  • План мероприятий по улучшению качества деятельности музея и оценка условий труда
  • Текущие выставки
  • Будущие выставки
  • Прошедшие выставки
  • Постоянные экспозиции
  • Выездные выставки
  • Михайловский дворец
  • Корпус Бенуа
  • Строгановский дворец
  • Михайловский замок
  • Павильоны Михайловского замка
  • Мраморный дворец
  • Летний дворец Петра I
  • Домик Петра I
  • Каталоги и альбомы
  • Научные каталоги собрания
  • Научные сборники
  • Буклеты
  • Ежегодные отчеты
  • Мультимедиа
  • Русский музей: виртуальный филиал
  • Культурно-выставочные центры
  • Фестиваль «Императорские сады России»
  • Лекторий
  • Российский центр музейной педагогики и детского творчества
  • Сектор прикладной социологии и работы с молодежью
  • Студенческий клуб Русского музея
  • Консультационно-методический центр художественных музеев Российской Федерации
  • Аспирантура
  • Поддержать музей
  • Порядок оплаты
  • Договор пожертвования
  • О музее
  • Дворцы/Сады
  • Музей Людвига в Русском музее
  • Филиал в городе Малага
  • Справочная информация
  • Билеты
  • Администрация музея
  • Партнеры и спонсоры
  • Друзья Русского музея
  • Пресса о Русском музее
  • Противодействие коррупции

Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея

Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея

Описание картины Репина «Заседание Государственного совета»

Произведение выдающегося русского художника было закончено в конце 1903 года. На создание полотна по случаю векового юбилея Государственного совета России И.Е. Репин получил правительственный заказ. Картина выполнена маслом на холсте размером 400х877 см. Ценители искусства могут увидеть ее в Санкт-Петербурге, в зале 54 Михайловского дворца Государственного Русского музея.

Краткая биография И.Е. Репина (1844 – 1930)

Увлечение живописью проявилось у Репина рано, и в 1863 году уроженец Харьковской губернии отправился на обучение в Петербург. Первой большой работой Ильи Ефимовича стала картина «Бурлаки на Волге», вызвавшая восторг в мировом художественном сообществе. Всего за свою долгую жизнь он написал более 1000 картин, многие из которых известны во всех уголках земного шара. Репин считался настоящим реалистом, его творчество было наполнено идеей служения народу, поэтому искусство великого мастера дорого и близко людям.

Художник много путешествовал по России и Европе, а последние три десятилетия прожил в усадьбе Пенаты под Петербургом, где и был похоронен после кончины.

Описание картины

На картине «Заседание Государственного совета» Репин изобразил эпизод, когда сидящий под своим парадным портретом император Николай II закончил чтение грамоты, и началось вручение юбилейных медалей. Награды членам совета разносят секретари заседания.

Четкий ритм картине придают сочетания вертикальных элементов – колонны, украшающие зал заседания Мариинского дворца, многочисленные свечи в люстрах, фигуры людей. Настенные портреты и сферическая перспектива изображения выразительно подчеркивают иерархию государственной власти. Контрастные цвета на холсте – темные одежды участников совета на фоне белых колонн и документов – придают картине Репина строгую упорядоченность.

Художник реалистично показал типичные жесты беседующих чиновников и внимательные лица слушателей, наблюдательно подмеченные мастером в процессе работы. Глядя на полотно, кажется, что из его глубины доносится размеренная речь чиновников и официальная поступь секретарей. Зритель словно становится соучастником события, ощущая себя присутствующим в зале.

Кроме Императора Всероссийского на картине о юбилейном заседании Госсовета Репин изобразил многих известных людей своей эпохи, среди которых:

  • Михаил Николаевич – великий князь, Председатель Государственного совета;
  • Н.Н. Обручев – заслуженный профессор Николаевской военной академии;
  • Н.В. Муравьев – министр юстиции;
  • граф В.Н. Ламсдорф – министр иностранных дел;
  • С.Ю. Витте – министр финансов.
Читайте также  Самый мощный и большой в мире двигатель

Несмотря на то, что часть участников заседания показаны со спины, лица людей вполне узнаваемы, а при всей масштабности картины никто из присутствующих не теряется среди остальных. Всего на огромном полотне размещена 81 человеческая фигура, что свидетельствует о решении огромных живописных и композиционных задач.

История создания полотна

Болезнь правой руки вынудила Репина привлечь к созданию картины двух ассистентов – Ивана Куликова и Бориса Кустодиева. За несколько дней до торжественного заседания Государственного совета (7 мая 1901 года) Репин и его помощники приступили к работе. К юбилейной дате совета вся обстановка зала была нарисована. Фиксация его участников проводилась при помощи большого фотоаппарата.

Подготовительные работы завершились в течение лета, с осени в часы работы Госсовета Репин стал создавать портретные этюды. Илья Ефимович писал центральную часть полотна, Куликов работал слева, а Кустодиев – справа. Иногда каждый рисовал одного и того же человека, и, если Репин считал работу ассистента лучше своей, то отбирался этот вариант.

Иногда на сеанс приглашались сразу несколько членов совета, это требовалось для создания гармонии в цветовых связях и выбора оптимальной позы, отдельных людей звали повторно. Из-за коротких осенних дней и усилившихся проблем Репина с рукой работа сильно затянулась.

В начале 1904 года законченное произведение было продемонстрировано Императору и членам совета, все оценили его положительно. А сама картина стала не только выдающимся произведением своей эпохи, но и ее историческим документом.

Не ждали – отечественный шедевр Репина

Запорожцы, письмо, Репин и правда жизни

«Садко» Ильи Ефимовича Репина, загадочный сюжет картины

Торжественное заседание государственного совета, репин, 1903

Русский музей отправляет Репина по пути Куинджи. Ради поездки в Москву Госсовет дважды «низвергнут» и накатают на вал

Русский музей вновь посылает в Третьяковскую галерею картину из своего собрания — но эту уже незаметно не умыкнешь. Речь об одном из самых больших полотен в постоянной экспозиции ГРМ — картине Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета. ». Размеры — 4 на 8 метров.

Утром 11 февраля гигантское полотно, занимающее всю стену зала № 54, торжественно наклонилось вперед и, закрепленное на канатах, легло изображением вниз. К ногам многочисленных фотографов полетели клоки пыли с большой золоченой рамы. Впрочем, рама как раз никуда не едет: по итогам консультаций с реставраторами в музее решили, что ее нельзя собирать и разбирать. Скорее всего, ее оставят на стене и замаскируют, чтобы на этом месте выставлять другие картины. Среди претендентов называется «Христос и грешница» Василия Поленова (ее размеры — 325 на 611 сантиметров). Но это пока не точно.

Процедура «низвержения» Госсовета заняла полчаса. После чего взору изумленной публики открылась дверь, находившаяся позади картины и частично заложенная. «Куда она ведет?» — поинтересовалась «Фонтанка» у сотрудницы поста охраны. «Понятия не имею», — развела та руками. Не дали однозначного ответа и другие сотрудники музея: среди предположений звучала одна из галерей. В пресс-службе сообщили, что картину не снимали со стены с 2002 года.

«Торжественное заседание Государственного совета» отправляется в Третьяковкую галерею на межмузейную юбилейную выставку Ильи Репина, которая откроется в марте. Всего из Русского музея в Москву поедут 54 живописных и 24 графических произведения. Из знаменитых — «Бурлаки на Волге», «Садко», «17 октября 1905 года», «Какой простор!», «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных». Генеральный спонсор проекта — банк ВТБ. Из столицы, где выставка пробудет до августа, она, заметно видоизменившись, переедет в Петербург. У нас предсказуемые «очереди на Репина» выстроятся в октябре.

«Решение передать «Госсовет» в Третьяковскую галерею, конечно, нам далось непросто, — признала замдиректора по науке Русского музея Евгения Петрова. — Потому что, сами понимаете, это одна из центральных работ Репина в экспозиции, вместе с этюдами к ней она занимает целый зал. Для нас это значит на несколько месяцев изъять и чем-то заменить произведение — так, чтобы экспозиция нормально функционировала и зрители могли пройти из этой части здания в корпус Бенуа. Мы долго думали, потом долго совещались с реставраторам».

По словам Петровой, картину нужно «снять, накатать на вал, транспортировать в Третьяковскую галерею, раскатать ее с вала, экспонировать, а затем опять накатать на вал, привезти в Русский музей, скатать с вала и поместить на стене».

Фото: Михаил Огнев/»Фонтанка.ру»

В музее говорят, что шедевр в результате всех этих процедур опасности не подвергается — залогом тому замдиректора назвала высокий профессионализм реставраторов, которые заняты в передвижении Репина. Люди в белых халатах во время пресс-демонтажа картины 11 февраля, действительно, уже стояли наготове. Как накатывают картину на вал, журналистам не показали. В музее пока не сообщают и точную дату этой операции, предположив, однако, что она займет целый день.

«Помещение вещей большого размера на вал — это обычная практика», — поспешил заверить журналистов Владимир Гусев.

В Русском музее ненавязчиво упомянули, что договор об участии в этой выставке заключали задолго до нашумевшей истории с Куинджи. И в нынешнем проекте участвуют не столько ради сотрудничества двух музеев — сколько «ради Репина».

«Мы все-таки пошли на этот шаг, потому что для зрителей и гостей Москвы чрезвычайно важно увидеть эту картину в составе выставки Ильи Репина», — объяснила Евгения Петрова. Она уточнила, что после возвращения из Москвы «Госсовет» будет водружен на свое традиционное место — в корпус Бенуа — и на выставку его не понесут.

Справка:

Картина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения» представляет собой коллективный портрет с 81 фигурой. Она была написана в 1903 году для Мариинского дворца, где и проходили заседания. В 1917 году полотно передали в Музей революции, а в 1938 году — в Русский музей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: