Тигр и лев, эжен делакруа, 1856 - Тайны со всего мира

Тигр и лев, эжен делакруа, 1856

Эжен Делакруа, картины наполненные романтизмом

Ладья Данте (1822, Лувр, Париж)

Эжен Делакруа (Шарантон-Сент-Морис, 1798 — Париж, 1863) был главой французской романтической школы; его картины написаны с фантастической свободой и наполнены мощной экспрессией, характеризующейся насыщенным и открытым цветом, что окажет потом существенное влияние на становление техники у импрессионистов.

В 1822 г. он представил на Салоне картину Ладья Данте, имевшую огромный успех, произведения. Затем последовали Резня на Хиосе (1822) и Смерть Сарда (1827), тоже вызвавшие интерес публики, однако возмутившие сторонников классицизма.

Июльская революция 1830 г., в результате которой на троне оказался Луи Филипп Орлеанский, покровительствовавший Делакруа, открыла самый успешный период его карьеры: Свобода, ведущая народ (другое название Свобода на баррикадах, 1830, Лувр, Париж), выставленная на Салоне 1831 г., была приобретена государством.

Свобода, ведущая народ (другое название Свобода на баррикадах, 1830, Лувр, Париж)

Путешествие, совершенное Делакруа в 1832 г. в Марокко (его целью были дипломатические переговоры), а также в Алжир и по южной Испании, дало художнику массу ярких впечатлений и новое видение цвета (Алжирские женщины, 1834; Марокканец, седлающий коня, 1837). С 1833 г. он приступил к крупным проектам оформления интерьеров: Королевская гостиная и библиотека Бурбонского декоративной дворца (1833—1847), библиотека Люксембургского дворца (1840—1847), плафон галереи Аполлона в Лувре (1850-1851), плафон в Гостиной мира (Salon de la Paix) парижской ратуши (1852-1854, разрушен в 1871).

Велико графическое наследие Делакруа: рисунки, акварели, литографии. Его живопись, интеллектуально насыщенная, богатая особым чувством истории и большой культурой, глубоко связанная с политикой, литературой, музыкой, философией и научной мыслью того времени, стала выражением образа видения, чувствования и мышления всего романтизма.

Именно в его полотнах с наибольшей силой проявилась бунтарская сущность французского романтизма. Эжен Делакруа оказал огромное влияние на развитие не только французской, но и мировой живописи.

Картины Эжена Делакруа

Алжирские женщины (1834, Лувр, Париж )

Вступление крестоносцев в Константинополь (1840, Лувр, Париж)

Греция на руинах Миссолонги (1826, Художественный музей Бордо)

Лошадь, испуганная молнией (1824, Музей изобразительных искусств, Будапешт)

Эжен Делакруа — Марокканец, седлающий коня (1837, Нант)

Резня на Хиосе (1822, Лувр, Париж)

Сирота на кладбище (1823 — 1824, Лувр, Париж)

Эжен Делакруа — первый художник-романтик европейской живописи

Эжен Делакруа (Eugène Delacroix; родился 26 апреля 1798 г. — умер 13 августа 1863 г.) — талантливый график и незаурядный художник XIX века, автор одной из самых узнаваемых картин в истории искусства. Эжен Делакруа известен как основатель европейского романтизма, испробовавший себя в ориентализме и пейзажном жанре. Каким же он был, создатель «Свободы, ведущей народ», отказавшийся от канонов академизма и ставший кумиром французских живописцев?

Биография Эжена Делакруа

Эжен Делакруа появился на свет 26 апреля 1798 года в одном из пригородов столицы в многодетной семье видного политического деятеля. Мальчик получил достойное образование — сначала он учился в парижском лицее Людовика Великого, затем перешел в руанский лицей Пьера Корнеля. С малых лет проявлял интерес и незаурядные способности к литературе, а страсть к живописи испытал после совместных поездок в Нормандию с дядей-художником.

Эжен Делакруа потерял родителей в 16-летнем возрасте. И юноша, которому пришлось самостоятельно искать средства на жизнь, сделал выбор, определивший всю его дальнейшую судьбу. Так в 1815 году Эжен поступил на работу к Пьеру-Нарсису Герену (Pierre-Narcisse Guérin) — мастеру классического портрета. Спустя еще один год молодой человек сдал экзамены в Школу изящных искусств и занялся изучением техники рисунка.

Особое влияние на формирование Делакруа оказали частые походы в Лувр, где Эжен узнал произведения старых мастеров — Питера Рубенса (Rubens), Тициана (Tiziano Vecellio) и Паоло Веронезе (Paolo Veronese). В это же время он познакомился с Теодором Жерико (Théodore Géricault), дружба с которым стала знаковой. Сильнейшие эмоции Эжен Делакруа испытал после создания Жерико знаменитого «Плота „Медузы‟», осознав, что в искусстве можно и нужно творить по-новому, ломая стереотипы и отказываясь от традиционализма.

Первую серьезную работу Делакруа написал в 1822 году. Он выставил ее в Салоне и продал за 2 тысячи франков. Это была «Ладья Данте» (в настоящее время находится в Лувре). Настоящий фурор произвела следующая картина художника, в которой он изобразил фрагмент из войны греков за независимость. Делакруа и его «Резню на Хиосе» критиковали в излишнем натурализме и в желании передать всю глубину человеческих страданий.

Но истинным потрясением для изнеженных парижан стала «Смерть Сарданапала» с шокирующим для большинства зрителей изображением обнаженной женщины на переднем плане. Красивая девушка борется с убийцей и изо всех сил цепляется за жизнь, несмотря на то, что участь ее уже предрешена — через секунду нож перережет ее горло. На этот раз Эжена Делакруа назвали эротоманом и садистом, изобразившим похоть и убийство, но главная цель художника была достигнута — он привлек к себе всеобщее внимание. И выбрал путь борца за свободу, по крайней мере — в искусстве.

Бунтарский дух живописца ярко проявился в знаменитой «Свободе, ведущей народ», которую он посвятил революции 1830 года. И в этой же картине можно наблюдать за перерождением живописца в романтика. Свобода представлена в образе молодой и красивой женщины, перешагивающей через тела погибших людей и ведущей народ к чему-то неизвестному, новому и прекрасному.

А потом Эжен Делакруа поехал в Марокко и вернулся оттуда совершенно иным художником, вложившим неоценимый вклад в развитие ориентализма. Он полностью погрузился в Африку с его загадочным миром, непривычным бытом и интересными традициями. Сделал сотни эскизов, с которыми работал даже спустя 15-20 лет. По возвращении на родину художник стал более узнаваемым, а его финансовое положение улучшилось. Его пригласили поработать в королевских дворцах — расписать Бурбонский, украсить Люксембургский, оформить потолки в Лувре.

Личная жизнь Эжена Делакруа не сложилась. У него были связи с женщинами (Жуэльетта де Лавалетт, Мари-Элизабет Блаво-Буланже), однако официально он так и не женился. Искусствоведы предполагают, что художник избегал брака из-за нелюбви к детям, которых он считал воплощением шума и грязных рук.

Умер Эжен Делакруа от болезни горла после длительной и утомительной работы над фресками для парижской церкви Сен-Сюльпис. Сердце одного из самых ярких и известных французов перестало биться 13 августа 1863 года.

Самые известные картины Эжена Делакруа

Картины Эжена Делакруа хранятся в разных музеях мира, но крупнейшая коллекция произведений собрана в доме-музее мастера. Живописец оставил после себя великое наследие — это пейзажи, батальные сцены, мифологические сюжеты, работы в жанре ню и в восточном стиле. Перед вами лишь некоторые из них:

  • «Арабы, играющие в шахматы» (1847-1848) — произведение написано с эскиза, сделанного в Марокко. Картина изображена на почтовой марке, выпущенной к серии «История шахмат» в Никарагуа.
  • «Охота на тигра» (1854) — еще одно произведение с восточным мотивом. Хранится в Лувре.
  • «Охота на львов в Марокко» (1854) — африканский горный пейзаж, выполненный по эскизам из Марокко. Находится в Эрмитаже.
  • «Христос на кресте» (1853) — картина хранится в Национальной галерее в Лондоне. Один из нескольких вариантов на тему «Распятие», созданных художником.
Читайте также  Миланский (кафедральный) собор, милан

На аукционах сайта Very Important Lot вы можете выторговать картины в жанре романтизм, ориентализм или реализм. Интересные произведения искусства предлагают современные художники, которые выставляют свои работы в каталог онлайн-платформы и продают их напрямую.

7 самых известных картин Эжена Делакруа

12 августа 2013 16:16

Даже если вам незнакомо имя этого художника, вы наверняка видели репродукцию его знаменитой картины «Свобода на баррикадах» в учебниках истории. Эжен Делакруа родился в пригороде Парижа в 1798 году. Официально его отцом считался Шарль Делакруа, но ходили упорные слухи, что на самом деле Эжен – незаконнорожденный сын всесильного короля интриги, министра иностранных дел Франции Шарля Талейрана или даже самого Наполеона. От природы будущий художник был наделен взрывным темпераментом. Александр Дюма, который был другом детства художника, вспоминал: «К трем годам Эжен уже вешался, горел, тонул и травился». Стоит пояснить: будущий гений живописи едва не «повесился», нечаянно обмотав вокруг шеи мешок, из которого кормили лошадей овсом; «горел», когда над его детской кроваткой вспыхнула противомоскитная сетка; «тонул» во время купания в Бордо; «травился» наглотавшись краски-медянки…

Эжен рано остался сиротой, ему самому пришлось выбирать свою стезю. Делакруа выбрал живопись. Азы рисунка будущий художник получил в Парижской школе изящных искусств. Но настоящей школой своего творчества Эжен Делакруа всегда считал Лувр, где он учился, копируя картины художников эпохи Возрождения, и дружбу с молодым художником-романтиком Теодором Жерико.

Первой картиной, представленной 24-летним Эженом Делакруа на суд публики, стала «Ладья Данте». Сюжет полотна заимствован из песни XVIII «Божественной комедии» Данте. Полотно наполнено художественными символами: лодка, плывущая по волнам времени в потусторонний мир. Нарочито натуралистично выписаны фигуры грешников, отчаянно цепляющихся за края утлого суденышка, особенно бросаются в глаза зрителю…

Настоящий успех пришел к Делакруа позже, в 1824 году, когда он выставил на обозрение в парижском художественном салоне свою картину «Резня на Хиосе». Полотно живо описывало ужасы недавней войны Греции за независимость. Французский поэт Бодлер назвал картину «жутким гимном року и страданию». Критики поспешили обвинить молодого художника в чрезмерном натурализме.

Несмотря на нападки критиков, Эжен Делакруа продолжает как будто любоваться в своих работах нарочитой жестокостью и эротизмом. Следующая работа, представленная публике, называлась «Смерть Сарданапала». Делакруа создавал образ Сарданапала, чтобы предупредить: кто не стремится в своей жизни к добродетели, того ждет бесславный конец. Легенда о Сардонапале гласит, что беспутный царь, чтобы не быть жертвой мятежников, решает покончить жизнь самоубийством. На картине изображен момент, когда он приказывает убить своего любимого коня, собак и женщин, уничтожить все свои сокровища. Огромное красное покрывало, на фоне которого все происходит, символизирует льющиеся реки крови…

В 1830 году Париж восстал против монархии Бурбонов. Делакруа симпатизировал восставшим и считал своим долгом посвятить следующее полотно подвигу современников: «Если я не сражался за Родину, то я хотя бы буду для нее писать».

Так в 1831 году парижане смогли увидеть «Свободу, ведущую народ» (больше знакомая нам по школьным учебникам, как «Свобода на баррикадах»). Делакруа потребовалось всего три месяца, чтобы написать картину. Творение было восторженно принято и тотчас куплено правительством. Но из-за революционного сюжета полотно на протяжении последующей четверти века не выставлялось на всеобщее обозрение. Молодая женщина с обнаженной грудью в центре символизирующая свободу и отвагу революционеров. Мужчина в цилиндре с ружьем слева от Свободы — сам Делакруа.

Эжен Делакруа был человеком светским, блистал острым умом, отличался исключительными манерами и элегантностью. Художник всегда был желанным гостем в лучших домах Парижа, был знаком и дружил со многими знаменитостями своего времени. Делакруа оставил несколько портретов своих знаменитых современников.

К концу жизни Делакруа становится признанным, всеми уважаемым живописцем-классиком: его избирают в городской совет Парижа, награждают орденом Почетного легиона, персональная выставка полотен Делакруа украшает Всемирную парижскую выставку. Но художник сокрушается, что его помнят и любят по его старым картинам. Новые полотна не вызывают интереса публики. Последняя картина, которую художник представил на суд публике в 1859 году, не была замечена любителями искусства и критиками. Полотно «Овидий среди скифов» мало напоминает творения молодого Делакруа. Никакого бунтарства -картина излучает покой, тихий, теплый свет. Спустя 4 года, 13 августа 1863 года, Эжен Делакруа умер от заболевания горла, которым страдал много лет.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Эжен Делакруа

Биография

Эжен Делакруа – французский художник-романтик начала 19 века. Будучи живописцем и монументалистом, он использовал экспрессивную технику кисти, изучал оптические эффекты цвета, оказывая глубокое влияние на творчество импрессионистов, а его страсть к экзотике вдохновляла художников-символистов. Прекрасный литограф, Делакруа иллюстрировал различные произведения Уильяма Шекспира, Вальтера Скотта и Иоганна Вольфганга фон Гете. Основное собрание картин живописца сейчас находится в Лувре.

Детство и юность

Фердинан Виктор Эжен Делакруа родился 26 апреля 1798 года в пригороде Парижа – Шарантон-Сен-Морис региона Иль-де-Франс. Его мать Виктория была дочерью краснодеревщика Жана-Франсуа Робина. У него было трое старших братьев и сестер. Карл-Анри Делакруа дослужился до генерала в наполеоновской армии. Генриетта вышла замуж за дипломата Раймонда де Вернинака Сен-Мора. Анри был убит в битве при Фридланде 14 июня 1807-го.

Портрет Эжена Делакруа

Есть основания полагать, что отец Шарль-Франсуа Делакруа не был истинным предком будущего художника. Шарль Талейран, министр иностранных дел Франции при Наполеоне, который был другом семьи и которого взрослый Эжен напоминал по внешнему виду и характеру, считал себя его настоящим родителем. Шарль Делакруа умер в 1805 году, а Виктория — в 1814-м, оставив 16-летнего сына сиротой.

Азы образования мальчик получил в лицее Людовика Великого в Париже, а затем в лицее Пьера Корнеля в Руане, там он проявил склонности к литературе и живописи, получал награды в этих областях.

Министр Шарль Талейран, возможный отец Эжена Делакруа

В 1815 году, после кончины матери, Эжена взяла на воспитание небогатая семья родственников. Делакруа решил посвятить себя живописи и поступил учеником в мастерскую Пьера-Нарцисса Герена, а затем в 1816 году в Школу изящных искусств.

Ученики много писали с натуры, совершенствуя технику рисунка, посещали музеи, чаще всего Лувр. Там юный художник познакомился с Теодором Жерико, талантливым начинающим живописцем, повлиявшим на его творчество. Работы именитых мастеров восхищали Эжена, он был очарован полотнами Гойи, Рубенса и Тициана.

Читайте также  Геракл и деянира, адриан ван дер верфф, 1699

Живопись

Первую крупную картину Делакруа «Ладья Данте», написанную под влиянием «Плота Медузы» Жерико, общество не оценило, но при содействии Талейрана она была куплена государством для люксембургских галерей.

Картина Эжена Делакруа «Ладья Данте»

Успех пришел к художнику после демонстрации в салоне «Резни на Хиосе» в 1824 году. На картине представлена жуткая сцена гибели греческого народа в войне за независимость, поддерживаемой английским, русским и французским правительствами. Делакруа был быстро признан властями ведущим живописцем в новом романтическом стиле, а картину выкупило государство.

Его изображение страданий было спорным. Многие критики выражали сожаление по поводу отчаянного тона картины, художник Антуан-Жан Грос называл ее «резня искусства». Пафос в изображении младенца, сжимающего грудь мертвой матери, имел особенно мощный эффект, хотя критики осудили эту деталь как непригодную для искусства.

Картина Эжена Делакруа «Резня на Хиосе»

Вскоре Делакруа создал вторую картину на тему греко-турецкой войны – захвата города Миссолонги турецкими войсками. «Греция на развалинах Миссолонги» отличалась сдержанностью палитры. Художник изобразил женщину в греческом костюме с обнаженной грудью, руки, наполовину поднятые в умоляющем жесте перед ужасной сценой: самоубийство греков, которые решили погибнуть и уничтожить свой город, но не сдаться туркам.

Картина послужила памятником народу Миссолонги и идее свободы, борьбы против тиранического правления. Художник обратился к этим событиям не только из-за его симпатий к эллинам, но и потому, что в это время в Греции умер поэт Джордж Гордон Байрон, которым Делакруа искренне восхищался.

Картина Эжена Делакруа «Греция на развалинах Миссолонги»

Поездка в Англию в 1825 году, встреча с молодыми художниками Томасом Лоуренсом и Ричардом Бонингтоном, цвет и манера письма английской живописи дали толчок для написания произведений разных жанров в духе романтизма.

Это направление в искусстве, для которого характерны изображение сильных характеров и страстей, одухотворенных личностей и целительной природы, интересовало Эжена более 30 лет. Кроме того, он выпускал литографии, иллюстрирующие Шекспира и Фауста Гете. По возвращении на родину были написаны «Поединок Гяура с Хасаном» и «Женщина с попугаем».

Картина Эжена Делакруа «Поединок Гяура с Хасаном»

В 1828 году в Салоне выставили картину Делакруа «Смерть Сарданапала». Художник изобразил осажденного короля, безучастно наблюдающего, как стражи выполняют его приказы убивать слуг, наложниц и животных. Литературным источником работы послужила пьеса Байрона. Критики назвали картину ужасной фантазией о смерти и похоти.

Особенно их поразила борьба обнаженной женщины, чье горло вот-вот будет перерезано, расположенная на переднем плане для максимального воздействия. Чувственная красота и экзотические цвета композиции сделали картину одновременно приятной и шокирующей.

Картина Эжена Делакруа «Смерть Сарданапала»

Пожалуй, самое известное произведение Делакруа появилось в 1830 году. «Свобода, ведущая народ» — полотно, ознаменовавшее переход от романтического стиля к неоклассическому.

Художник чувствовал композицию в целом, одновременно думал о каждой фигуре в толпе как о типе. Мертвые воины, лежащие на переднем плане, остро подчеркивали символическую женскую фигуру со знаменем триколора, олицетворяющего свободу, равенство и братство, торжественно освещенную, словно в свете прожекторов.

Картина Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ»

Вместо того чтобы прославлять фактическое событие, революцию 1830 года, Делакруа хотел передать волю и характер народа, вызвать романтический образ духа свободы. Интересен факт, что мальчик, держащий пистолет справа, иногда считается вдохновением для персонажа Гавроша в романе Виктора Гюго «Отверженные».

Хотя французское правительство купило картину, чиновники сочли ее опасной и убрали из поля зрения общественности. Тем не менее, художник по-прежнему получал много государственных заказов на фрески и потолочные росписи. После революции 1848 года, которая привела к концу правления короля Луи Филиппа, «Свобода, ведущая народ», была, наконец, выставлена на обозрение Наполеоном III в Лувре.

Фрески Эжена Делакруа

В 1832 году Делакруа отправился в Марокко в составе дипломатической миссии. Он хотел вырваться из цивилизации Парижа в надежде увидеть более примитивную культуру. Во время поездки живописец создал более 100 картин и рисунков, сцен из жизни народов Северной Африки. Делакруа считал, что жители этого региона в своем одеянии подобны людям классического Рима и Греции:

«Греки и римляне здесь, у моей двери, в арабах, которые укутываются в белое одеяло и выглядят как Катон или Брут».

Художнику удалось тайно нарисовать некоторых восточных женщин («Алжирские женщины в своих покоях»), но он столкнулся с трудностями в поиске мусульманских натурщиц. Находясь в Танжере, Делакруа сделал много набросков людей и города, животных. На их основе в конце жизни живописец создал картины «Арабские лошади, дерущиеся в конюшне», «Охота на львов в Марокко» (несколько версий, написанных между 1856 и 1861 годами), «Марокканец, седлающий коня».

Картина Эжена Делакруа «Охота на львов в Марокко»

Делакруа черпал вдохновение из многих источников: литературные произведения Уильяма Шекспира и лорда Байрона, мастерство Рубенса и Микеланджело. Но от начала и до конца своей жизни он нуждался в музыке. От печальных зарисовок Шопена или «пасторальных» пьес Бетховена художник получал больше всего эмоций. В какой-то момент своей жизни Делакруа подружился с Шопеном и написал портреты композитора и его избранницы, писательницы Жорж Санд.

В течение жизни живописец создал несколько картин на библейские сюжеты: «Распятие», «Кающаяся грешница», «Христос на Генисаретском озере», «Иисус на кресте».

Картина Эжена Делакруа «Кающаяся грешница»

С 1833 года художник получил заказы на оформление общественных зданий в Париже. В течение 10 лет он писал картины в библиотеке во Дворце Бурбонов и Люксембургском дворце. В 1843-м Делакруа украсил церковь Святого Причастия большой Пьетой, а с 1848 по 1850 годы расписывал потолок в галерее Аполлона в Лувре. С 1857-го по 1861-й он работал над фресками часовни ангелов в церкви Сен-Сюльпис в Париже.

Личная жизнь

По официальной информации, Делакруа не был женат. Однако он был страстно влюблен в Жюльетту де Лавалетт, жену Тони де Форже, родственницу императрицы Жозефины.

Жюльетта де Лавалетт

Когда началась эта связь, неизвестно, сохранилось письмо Эжена к возлюбленной, датированное 23 ноября 1833 года. В это время Жюльетта рассталась с супругом и жила с матерью в Париже. Их роман вскоре перерос в нежные дружеские отношения, длившиеся до смерти художника.

Во время работы во дворце Бурбонов Делакруа начал длительную дружбу с художницей Мари-Элизабет Блаво-Буланже, подробности их отношений – белое пятно в биографии обоих.

Мари-Элизабет Блаво-Буланже

Одной из причин безбрачия живописца исследователи считают тот факт, что он не любил детей. Для него ребенок был воплощением грязных рук, портящих холсты, шума, отвлекающего от работы.

Делакруа жил в Париже, а с 1844 года приобрел небольшой коттедж на севере Франции, где любил отдыхать в сельской местности. С 1834 года до самой смерти о нем добросовестно заботилась его домработница Жанна-Мари Ле Гийю, которая ревностно охраняла его личную жизнь.

Читайте также  Кто самый накаченный в мире человек, девушка и ребенок

Смерть

Утомительная работа над фресками подорвала здоровье Делакруа. Зимой 1862-1863 годов он страдал от тяжелой инфекции горла, ставшей причиной смерти.

1 июня 1863 года он обратился к своему врачу в Париже. Через 2 недели ему стало лучше, и он вернулся в свой дом за городом. Но к 15 июля состояние ухудшилось, а приглашенный доктор сказал, что больше ничего не может для него сделать. К тому времени единственной пищей, которую ел художник, были фрукты.

Могила Эжена Делакруа

Делакруа понял серьезность своего состояния и написал завещание, каждому из друзей предназначался подарок. Доверенной домработнице, Дженни Ле Гийю, он оставил достаточно денег, чтобы жить. Затем приказал продать все в своей студии. Последней волей Эжена был запрет на любое его изображение,

«будь то посмертная маска, рисунок или фотография».

13 августа 1863 года художник скончался в Париже, в доме, где в настоящее время находится его музей. Могила Делакруа расположена на кладбище Пер-Лашез.

В Лувре отмечают 220-летие со дня рождения великого французского художника Эжена Делакруа

Ровно двести двадцать лет назад, 26 апреля 1798 года, родился Эжен Делакруа, один из крупнейших мировых представителей романтической живописи в Европе. Этого талантливого художника, человека острого ума и почитателя революции на родине во Франции любят особенно пылко. В честь этой памятной даты в Лувре до 23 июля открыта его крупная ретроспективная выставка.

«Один из гигиантов французской живописи» — так пишут на сайте Лувра о Делакруа, при этом его последняя крупная выставка в Париже устраивалась в далеком 1963 году к столетию со дня смерти. Масштабная юбилейная выставка этого года проводится при поддержке крупнейших музеев мира Лувра и Метрополитан и представляет сто восемьдесят работ, по большей части живописных.

Произведения Эжена Делакруа размещены в центре Парижа в трех пространствах: отдельном луврском зале с постоянной экспозицией его работ, секции с потолочными фресками, которые Делакруа с особым трепетом выполнял в Лувре в 1850-1851 годы, и выставочном.

К самым знаменитым его работам относятся:

The Barque of Dante. Ладья Данте
1822
Musée du Louvre, Paris

«Ладья Данте» считается одним из полотен, знаменовавших собой переход от неоклассицизма к романтизму в истории западноевропейской живописи. А сюжет по «Божественной комедии» Данте Алигьери изображает самого поэта с проводником Вергилием, переплывающих Стикс, реку мертвых.

Massacres at Chios. Резня на Хиосе
1824
Musée du Louvre, Paris

В высоту более четырех метров, это полотно изображает реальные исторические события 1821-1824 годов, когда во время греческой войны за независимость от Османской империи погибло более двадцати тысяч мирных жителей, а многих увели в рабство или депортировали.

The Death of Sardanapalus. Смерть Сарданапала

Картина «Смерть Сарданапала» настолько масштабна, что ни в одном экспозиционном зале Лувра, отведенном под временные выставки, не поместится. Размер холста составляет 392 × 496 см, поэтому она вынуждена оставаться в своем зале Мольен даже в период проведения юбилейной выставки своего создателя.

July 28, 1830: Liberty Leading the People. Свобода на баррикадах, или Свобода, ведущая народ
1830
Musée du Louvre, Paris

На этом знаменитом полотне есть автопортрет художника — это мужчина в цилиндре. Он же символизирует обобщенный образ французской буржуазии.

Self-Portrait with Green Vest. Автопортрет с зеленым жилетом
circa 1837
Musée du Louvre, Paris

Фердинан Виктор Эжен Делакура родился в сложный и бунтарский период истории Франции — во время Великой революции. Его официальным отцом считается политический деятель Шарль Делакруа. Но им также могут быть министр иностранных дел Шарль Талейран, служивший при Наполеоне, и сам Наполеон.

Характер Эжена прекрасно описал его друг детства, известный писатель Александр Дюма: «. к трём годам Эжен уже вешался, горел, тонул и травился», — то есть рос, как минимум, сорванцом. Мальчик едва не повесился на обмотавшемся вокруг его шеи мешке для кормления лошадей, чуть не сгорел от вспыхнувшей над его кроваткой маскитной сетки, тонул во время купания в Бордо и травился краской-медянкой.

Художественный вкус мальчик унаследовал от своей матери Виктории, дочери знаменитого потомственного краснодеревщика. Свой талант в словесности и живописи Эжен проявил, учась в лицее Людовика Великого. Большое влияние на его последующую жизнь оказали походы в Нормандии с его дядей, который брал мальчика с собой для рисунков с натуры.

Эжен Делакруа стал сиротой в шестнадцать лет, и жизненный путь ему пришлось выбирать быстро — сестра, к которой он переехал после смерти матери, в скором времени стала испытывать большие финансовые трудности. Уже в семнадцать лет он поступил в Школу изящных искусств и в мастерскую известного тогда живописца-классициста Пьера Герена. Так юноша впитал академические принципы, но этого ему было мало. Он посещал Лувр, вдохновляясь великими колористами прошлого: Рубенсом, Веронезе, Тицианом. Наибольшее же впечатление на него произвел друг и романтик Теодор Жерико, чей яркий талант, в связи с ранней смертью, быстро угас, но оставил яркие воспоминания Делакруа на всю жизнь.

Делакруа позировал своему другу Жерико, когда тот создавал свой скандальный шедевр «Плот Медузы», наделавший много шума во французском обществе. А увидев законченную картину, Эжен «в восторге бросился бежать, как сумасшедший, и не мог остановиться до самого дома»:

Le Radeau de La Méduse. Плот Медузы

Theodore Gericault
1818-1819
Musée du Louvre, Paris

Эжен еще при жизни вкусил успех, его, франта и остроумного собеседника, были рады видеть у себя дома представители высшего общества, но запомнился он своими полотнами первого творческого десятилетия. Остальные тридцать лет революционный пыл угасал, художник увлекся созданием фресок, проявилась болезнь горла, и мастер умер в некотором забвении в своем парижском доме от рецидива в возрасте шестидесяти пяти лет.

Художник пережил семь политических режимов, при которых Францию кидало из одной крайности в другую. Служа королю или республике, он сразу же получал от представителя власти распоряжение на приобретение его новой картины.

Пять остроумных цитат Эжена Делакруа

1. Привычка к упорядоченности мыслей единственная для тебя дорога к счастью; чтобы достигнуть его, необходим порядок во всем остальном, даже в самых безразличных вещах.

2. Страшно подумать, сколько памятников и произведений искусства погубили революции.

3. Никогда не бываешь многословным, если говоришь именно то, что хочешь сказать.

4. Живопись — неболтливое искусство, и в этом, по-моему, ее немалое достоинство.

5. Превосходное дело — обязательно ежедневно выполнять небольшой долг.

1818
Oeuvre du Musée des Beaux-Arts de Rouen

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: