Танец жизни, эдвард мунк, 1899 - JEKATERINBURG.RU

Танец жизни, эдвард мунк, 1899

Самые знаменитые картины Эдварда Мунка

Норвежец Эдвард Мунк — самый удивительный и таинственный художник конца 19, начала XX столетия. Его жизнь была сложной, спорной, порой даже трагической. В начале своей творческой карьеры он был многим не по нраву, в 40-годах, когда к власти пришли фашисты, а Мунк был уже глубоким стариком, его картинам было устроено настоящее гонение. Но, в наши дни его творчество определённо имеет огромное значение для всего мира. Таинственные картины Мунка — настоящие шедевры экспрессионизма, образцы гениального мастерства тонкого и мудрого художника.

Самые знаменитые картины Эдварда Мунка:

Больная девочка (1886)

Мунк считал эту картину знаковой и главной в своём творчестве. Она стала началом поиска новых средств выражения чувств и терзаний художника. Критики встретили эту картину непониманием и отрицанием. В штыки было воспринято буквально всё: колорит, композиция, средства изображения. И только в середине XX века Мунк был признан величайшим мастером экспрессионизма, а это полотно — мировым шедевром.
Сюжет полотна взят из детства художника. Болезнь, а потом и смерть сестры наложила на маленького мальчика неизгладимое впечатление, граничащее с душевным расстройством.

На картине изображена больная девочка. Лежащая в постели, а над ней склонилась бабушка или няня. Девочка очень бледная, её волосы разметались по подушке. Хрупкое тело покидают силы. Тёмные тона и чёрный цвет подчёркивают неизбежность смертельного исхода больной.

Вечер на улице Карла Юхана (1892)

Картина входит в группу работ под названием «Фриз жизни» и в группу «Страх жизни». Это философское послание художника своим современникам. Толпа, идущая навстречу зрителю, которым является и сам художник, безликая, безразличная и гнетущая. Одиночество сквозит по улицам города, несмотря на то, что вокруг полно людей. Но, все они бредут сами по себе, натянув безликую маску абсолютного равнодушия.

Эта картина кричит об одиночестве художника, его не восприятии окружающего мира. Некая аутичность Мунка всегда была его пыткой и вечной душевной болью.

Крик (1893)

Картина «Крик» — самый знаменитый шедевр норвежского художника экспрессиониста Эдварда Мунка. Многие современники художника полагали, что работа была написана в состоянии его душевного потрясения. Каждый видит в ней своё значение. Некоторые видят предсказание экологической катастрофы или безумной войны. Некоторые — психической болезни автора. Но редакция most-beauty считает, что главное — это впечатление, которое производит картина на зрителя.

На фоне пылающего неба, которое опустилось на дрожащие воды пролива, изображён мост. Мост разделяет картину на две части по диагонали. На переднем плане — нереальная фигура кричащего человека, лицо которого слилось в зеленовато-жёлтую маску ужаса. Изображение безумного кричащего существа, пересекаясь с цветом, формой мазков, передаёт зрителю мощнейшие эмоции. Сочетание двух цветов синего и красного создаёт основу картины, техника написания включает в себя как масло, так и темперу.

Картину несколько раз похищали, но причиной похищения были не огромные деньги, которые она стоит, а её воздействие на человека. Эта картина — предчувствие катастрофы XX века.

Звёздная ночь (1893)

Этот ночной пейзаж представляет береговую линию в Осгордстранде, небольшом пляжном курорте к югу от Осло в Норвегии, где Эдвард Мунк проводил лето начиная с 1880-х годов. Здесь Мунк пытался уловить эмоции, вызванные ночью, а не записывать его живописные качества. Синий цвет передаёт мистику и тоску пейзажа, который кажется полным предчувствий. Абстрактная насыпь справа представляет собой скопление деревьев.

Смерть в больничной палате (1893)

Смерть в больничной палате 1893 года восходит к памяти о смерти сестры Софи. Она умерла от туберкулёза в 1877 году. Этот мотив — одно из многих проявлений болезни, смерти и печали в семье Мунка.

В скудно обставленной комнате художник нарисовал себя вместе со своей ближайшей семьёй — братом, сёстрами, отцом и тётей. Его 15-летняя сестра сидит в кресле, спинкой стула смотрит на нас.

Мунк: Её последней просьбой было встать с кровати и сесть на стул. «Я очень хочу жить,» — сказала она. Но в этом кресле Софи умерла …

Вампир (1893)

Картина «Вампир» является отождествлением ужаса и страха перед женщиной. Её образ, хищный и ужасный, накрывает свою жертву. Но первое впечатление от картины быстро развеивается. Перед зрителем возникает пара, страстная, предающаяся объятиям. И угнетающая окраска картины изменяет своё первоначальное значение.

Борьба мужского и женского начала всегда привлекало художника. Страхи и тайные комплексы выплёскивались на полотно, обретая нереальные, кошмарные черты, как в страшном сне.

Тревога (1894)

Тревожные картины Мунка — его визитная карточка. Темы смерти, тревоги, ужаса, беспокойства всегда присутствовали в его работах. В судьбе художника было немало моментов, которые повлияли и на его характер, и на здоровье, и на мировоззрение, и на восприятие окружающего мира. В раннем детстве (в 5 лет) он лишился матери, через год умерла его сестра. Эти события повлияли на ребёнка так сильно, что целый год он молчал.

Картина «Тревога» создана после знаменитой картины «Крик». И если «Крик» — это сплошной ужас и отчаяние, то «Тревога» — душевное беспокойство, когда человек не находит места от предчувствий чего-то плохого. Композиция картины повторяет композицию «Крика». Тот же мост, тот же огненно-синий пейзаж. Но в этом случае, группа людей в чёрных одеяниях всем своим видом источают тревогу. Их лица неестественны, размыты, лишь только глаза отражают внутреннее состояние людей.

Основа «Тревоги» — это потрясающий цвет. Можно ли цветом передавать душевное состояние? Мунк это доказал. Огненное пылающее небо и вибрирующее тёмное пространство за мостом создают неповторимое впечатление.

Расставание (1896)

Личная жизнь Эдварда Мунка была суматошной, мучительной, сопряжённой с душевными травмами, ссорами, и даже попыткой самоубийства любимой женщины. Все эти события тесно переплелись с творчеством художника и отразились в его работах. Картина «Расставание» является отпечатком пережитого разрыва самим Мунком. Мужчина на картине страдает физически, его боль сосредоточена в области сердца. Кровавое пятно у его ног — символ боли и эмоциональной опустошённости.
Женщина, напротив, целеустремлённа и решительна. Она лишена индивидуальности, так как является общим образом всех женщин. Мунк считал, что мужчина сильнее переживает разрыв, а женщина более жизнестойка.

Не пропустите, на нашем сайте most-beauty.ru вы можете также полюбоваться самыми известными картинами Шагала.

Танец жизни (1899)

Обычный танец влюблённой пары — это ли не жизнь? Слева юность, в образе милой девушки в белом, справа старость, в виде пожилой дамы в тёмном платье, а в центре танцует зрелая пара. Юность с надеждой смотрит в будущее, а старость — с грустью вспоминает прошлое. Пара в центре медленно танцует и всецело поглощена собой. Она — самое яркое пятно на картине. Красное платье дамы — явный символ жизни, страсти и любви, без которых жизнь не имеет смысла.

Ребёнок и смерть (1898)

В старости художник писал о травмирующих годах своего детства: «Мой дом был домом болезней и смерти». Картина «Ребёнок и смерть» — одно из самых ярких свидетельств Мунка о тематическом комплексе смерти, смерти и горя. На нём изображена маленькая девочка, которая смотрит из картинки и держит уши закрытыми. На заднем плане мы видим её покойную маму. Для Мунка характерно то, что он имеет дело не с человеком, который умирает, а с психологическим состоянием тех, кто остаётся. Основная тема этой картины — боль девушки. Но вместо того, чтобы выражать это в слезах, ребёнок кажется испуганным.

Брошь. Ева Мудоччи (1903)

После 1902 года литографии Мунка были в основном нарисованы на бумаге.
Были, однако, некоторые исключения, такие как этот портрет Евы Мудоччи 1903 года, выполненный на камне с использованием различных литографических техник.

Ева Мудоччи была известной британской скрипачкой, которая вместе с пианисткой Беллой Эдвардс гастролировала по всей Европе, включая Норвегию.

Эдвард Мунк встретил её в Париже в 1903 году. Они стали близкими друзьями. Первоначально отношения носили любовный характер, но со временем они стали больше похожи на отношения между братом и сестрой. С 1902 по 1908 год она была одним из ближайших доверенных лиц Мунка.

Звёздная ночь (1922)

Мунк обожал наблюдать за таинственным звёздным небом, и посвятил этому великолепному зрелищу несколько работ. Картина «Звёздная ночь» передаёт красоту зимнего звёздного неба, которое художник наблюдал со своего крыльца. Окружающий пейзаж не интересует художника, он поглощён красотой сияющих звёзд, на фоне которых Луна смотрится бледным пятном. Оттенки голубого и глубокого синего подчёркивают холод зимней ночи. Город ещё не спит. Он светится огнями окон, которые подчёркивают зелёные отблески звёздного неба.

Послесловие

Эдвард Мунк завещал свои полотна родному Осло, и после смерти художника, Нидерланды стали обладателем огромной коллекции его потрясающих работ. На основе более 1 тыс. картин был создан музей, который сейчас пользуется мировой известностью.

Эдвард Мунк. Танец жизни. 1899

Венский сецессион организовывал различные выставки: в 1900 году он познакомил публику с творчеством Макинтоша и его сотрудников. Там выставляются Макс Клингер, Эжен Грассе, Огюст Роден, Джованни Сегантини, Уистлер, Сомов, Галлен-Каллела и многие другие. Как видим, Вена становится одним из международных центров модерна.

Читайте также  Тигр и лев, эжен делакруа, 1856

В 90-е годы модерн захватывает и «малые» европейские страны. Он находит себе почву, например, в Голландии, где видными его представителями становятся архитектор X. П. Берлаге и живописец и график Ян Тороп. В Голландии, как и в некоторых случаях в Германии, чувствуется стремление связать новые формы с традиционной архитектурой или орнаментикой. В зданиях Страхового общества (1895), Дома Союза рабочих — гранильщиков бриллиантов (1899—1900), Биржи (1897—1903) в Амстердаме мы нередко находим башни наподобие старинных, встречаем традиционные кирпичные фасады, некоторые национальные декоративные элементы. В немецкой критике эта тенденция получила специальное наименование — «национальное искусство» («Heimat-kunst»).

Эдвард Мунк. Крик. 1893

Ян Тороп, родившийся на Яве (тогда бывшей колонией Нидерландов), использовал яванские мотивы в своей живописи. Известная картина Торопа «Три невесты» (1893), зашифрованная и символистская, неоднократно подвергалась истолкованию. В ней находят отзвуки индуистской философии и мифологии, а в композиционном строе — восточной орнаментации. Этот орнаментальный язык Тороп применял и в своих плакатах.

Интересные проявления «Heimatkunst» были в Скандинавских странах и Финляндии. Здесь многие художники увлекались возрождением национальных традиций художественного ремесла, собирали памятники этого ремесла, пытались поддерживать художественные промыслы. Живописцы часто обращались к национальной мифологии. Наиболее ярким примером этой тенденции становится творчество А. Галлен-Каллелы в 90-е и 900-е годы. Он обращается к мифологии Калевалы, создавая сначала картины-панно, а затем и фрески для Финского павильона Всемирной Парижской выставки 1900 года. В этих работах живописца наиболее последовательно в финской и скандинавской живописи выражаются черты стиля модерн. Обобщенный рисунок, подчеркнутый линейный контур фигур и предметов, однотонный колорит, условность общего строя при конкретности некоторых деталей — все это свидетельства нового стиля.

Ф. О. Шехтель. Камин гостиной особняка Деро-жинской в Москве. 1901

Аксель Галлен-Каллела. Мать Леминкяйнена. 1897

Добавим к этому разносторонность интересов Галлен-Кал-лелы: он занимался мебелью, витражами, чеканкой по металлу, оформлял интерьеры, резал гравюры на дереве. Показательно, что новые стилевые искания совмещались у него с национально-традиционными элементами.

Успехи стиля модерн в странах Северной Европы демонстрирует не только творчество Галлен-Каллелы или таких его соотечественников и современников, как М. Энкелль или X. Симберг. Центральное место во всем «северном модерне» принадлежит норвежцу Эдварду Мунку, превосходившему других и своим талантом, и остротой восприятия окружающего мира, и особым, почти мистическим возбуждением, позволившим ему стать одним из родоначальников экспрессионизма. 90-е годы в творчестве Мунка были как раз тем временем, когда он, пройдя через влияние позднего французского импрессионизма, закрепился в стиле модерн и одновременно как бы совместил его основные приемы и формы с принципами экспрессионизма. В этом отношении наиболее показательны картины «Крик» (1893), «Танец жизни» (1899), многочисленные графические варианты «Поцелуя», «Мадонны», «Меланхолии», «Ревности». Почти все эти образы имеют символический смысл; их иконография оказывается целиком в пределах Югендстиля и Ар Нуво (несколько лет Мунк провел во Франции и в Германии). Но характером выразительности все эти произведения сильно отличаются от французских и немецких образцов. Мунк преображает натуру, подчиняя каждый раз композицию ярко выраженному линейному движению, создавая из линий некие фигуры, которые отдаляются от реальных прообразов, приобретают самостоятельную экспрессию, непосредственно выражающую душевный порыв художника и героя. Работы Мунка, созданные в 90-е годы, закрепили достижения стиля модерн и одновременно открыли путь к экспрессионизму. В скором времени по этому пути пошли многие европейские художники.

Как, наверное, заметил читатель, мы пока оставили в стороне такие южные страны Европы, как Италия и Испания.

Правда, у нас шла уже речь о Гауди, но в 80-е годы этот мастер был явлением единичным в современной ему испанской архитектуре. В 90-е годы картина переменилась: начал формироваться «каталонский модерн» — стиль «модернизмо», достигший вершины, правда, позже — уже в 900-е годы. Испанский вариант имел существенное отличие: он возникал как бы на пересечении эклектики и модерна. Последний не отменял первой. Типичным представителем этой тенденции явился Л. Доменек-и-Монтанер, автор известного здания Дворца каталонской музыки в Барселоне (1906—1908). В творчестве этого мастера, как и его ученика Пуча, заметны мавританские черты. Они же придают своеобразную окраску южноамериканскому модерну.

Разумеется, на фоне не очень сильно развитого испанского модерна (получившего в основном распространение в Барселоне) творчество Гауди и в 90-е и 900-е годы остается явлением выдающимся и по значению своему несоизмеримым со всем остальным. В 90-е годы он с особой интенсивностью работает над церковью Саграда Фамилиа, а в начале XX века создает свои знаменитые парк Гуэль, дом Батло, дом Мила.

Среди живописцев испанского модерна автор известной книги о европейской живописи модерна Ханс Хофштеттер упоминает двух — И. Зулоагу и X. Англаду, получивших известность в Париже. Оба эти художника вряд ли могут представлять живописный модерн в чистом его виде.

Для южных европейских стран модерн не был особенно типичен. Опыт Испании подтверждает и Италия. В итальянской архитектуре «стиль Либерти» запоздал и не дал значительных явлений. Основные постройки этого стиля относятся к 900-м годам. Известная вилла Флорио в Палермо (1899— 1904) архитектора Эрнесто Базиле составляет исключение среди произведений этого стиля — ее архитектура довольно сдержанна, лишена излишнего декоративного убранства, хотя в основе своей эклектична. В целом итальянский «стиль Либерти» отличается соединением эклектизма и модерна, а так-же обилием декоративных деталей. 1ипично в этом отношении здание выставки в Турине, построенное в 1902 году одним из наиболее популярных мастеров «стиля Либерти», Р. д’Аронко. Частные дома сохраняли в Италии, как правило, форму традиционного палаццо. Новации касались в основном декоративного оформления — скульптуры порталов, разного рода масок или сложнодекоративных наличников окон. В качестве примеров можно привести Палаццо Кастильоне в Милане (1903) архитектора Дж. Соммаруги, который использовал причудливые, подобные фантастическим черепам львиные маски, или Каза Кампанини в том же Милане (1904— 1906) архитектора А. Кампанини, где главный вход фланкирован аллегорическими фигурами, украшен растительным декором, чрезвычайно перегружающим архитектуру и полностью скрывающим ее конструкцию. Надо заметить, что в 900-е годы подобные тенденции мы встречаем и во французской архитектуре Ар Нуво и у Гимара и у Лавирота, хотя там в поздний период стиля заметно и движение к конструктивизму. В Италии во время кратковременного увлечения «стилем Либерти» уже маячила на горизонте фигура Сант’Элиа — мастера, связанного с футуристическим движением.

Ф. О. Шехтель. Ярославский вокзал. Фрагмент фасада

Ф. О. Шехтель. Ярославский вокзал в Москве. 1902

Эдвард Мунк: нервный гений или успешный профессионал?

Выставка в Третьяковской галерее представляет все этапы творческого пути норвежского художника, классика европейского модернизма

Эдвард Мунк (1863–1944) — прославленный модернист, но далеко не во всем и всеми понятый художник. Феноменальная популярность его картины «Крик», одного из самых цитируемых произведений мировой живописи, дает слишком поверхностное представление о большом мастере. Выставка в Государственной Третьяковской галерее «Эдвард Мунк. Танец жизни» должна помочь узнать и оценить всю сложность и глубину художественного наследия великого норвежца. Выставка привезена из Музея Мунка в Осло, где хранятся в большинстве своем произведения, созданные в ХХ веке, а ранние и самые известные картины — «Девушки на мосту», «Мадонна» и тот же «Крик» — представлены в графической версии или, как «Смерть Марата», «Созревание» и «Танец жизни», в авторских повторениях. Счастливым открытием для публики окажется именно поздний, зрелый Мунк — не такой яркий, как в молодости, но пронзительный и умудренный.

Выставка выстроена по тематическим разделам: автопортреты, портреты, пейзажи, цикл о жизни и смерти «Фриз жизни» и картины, с ним связанные, отдельно показаны графика, фотографии и документальные материалы. И этого, кажется, достаточно, чтобы не только составить представление о своеобразии легко узнаваемой манеры Мунка, но и проследить развитие его творчества, естественный переход от символизма к экспрессионизму как следствие нового понимания сути и задач искусства. Оставаясь верным себе, Мунк менялся и как человек, и как художник вместе с современным ему миром и с искусством, призванным, как утверждали модернисты, отражать эту современность.

Часто своеобразие творчества Мунка объясняют его биографией. Смерть матери, когда художнику было пять лет, через десять лет смерть любимой сестры от того же туберкулеза, крайняя религиозность отца, потом богемная жизнь, запойное пьянство, вызванный им нервный срыв и лечение в клинике, роковые любовные связи. Кажется, что драматическими обстоятельствами жизни, особенностями психики и характера можно объяснить сюжеты картин с удручающими названиями «Меланхолия», «Убийца», «Смерть», «Запах смерти», ну и, конечно, «Крик» как апофеоз экзистенциального ужаса. Но это иллюзия.

Разумеется, Мунк писал о себе, своих чувствах и страданиях, страхах и тревогах. «Своим искусством я пытался объяснить жизнь и ее смысл самому себе — и хотел помочь разобраться в жизни другим», — говорил он. Но творчество для него было делом осознанным, отрефлексированным. Мунк продумывал и выстраивал свои картины, передавая в них эмоции, но не подчинялся им. «Все должно быть написано с намерением и с чувством. Нет никакого проку привносить в картину вещи непрочувствованные и ненамеренные». Так что биография, кстати не такая уж уникальная для художника, мало что определяет. Тем более Мунк жил долго, работал много, рано получил известность, а вскоре и европейское признание, в зрелые годы имел заказы на оформление общественных зданий (правда, не все, что хотел), писал по нескольку повторений самых известных своих работ. Это биография успешного профессионала, а не нервного гения.

Читайте также  Одиссей и навзикая, серов, 1910

Мунк был человеком своего времени, европейцем и норвежцем. Получил профессиональное образование в Королевской художественной школе в родной Кристиании, как тогда назывался Осло. Норвежской академии художеств в то время еще не существовало, но хорошие художники в этой культурной провинции были, и Мунк мог у них учиться.

Одна из первых публично выставленных картин художника — «Больной ребенок» — вызвала недовольство критиков своей, как им показалось, небрежностью исполнения, незаконченностью — реакция, нам сейчас непонятная. Через шесть лет, 5 ноября 1892 года, вызвала скандал погромче выставка Мунка в Берлине, и опять же не из-за сюжетов картин, а из-за их воплощения: серьезные немецкие художники увидели в нем тлетворное влияние французского импрессионизма. Выставку через неделю сняли, но Мунк не был этим расстроен — скандал, прозорливо посчитал он, принесет популярность. Так и случилось. Он подписал контракт с галеристом, и выставку открыли в Кельне и Дюссельдорфе, публика расхватала на нее билеты (кстати, треть от вырученной суммы художник получил в качестве гонорара).

Стажировка в Париже и жизнь в Берлине познакомили Мунка с новейшими, причем самыми радикальными, течениями в искусстве и погрузили в богемную жизнь, к которой молодой художник имел склонность. Еще в родном городе он сблизился с обществом «Богема Кристиании», где творческие молодые люди проповедовали согласно прогрессивным веяниям времени свободу в любви, творчестве и от денег. Здесь же Мунк получил от лидера компании Ханса Егера наказ «писать свою жизнь».

Мрачные настроения, роковая любовь, мистика, грешницы в образе святых, художник, распятый на кресте, — все это стало сюжетами самых известных, чувственных и дерзких, картин Мунка периода символизма. Тогда же он утвердился в своей манере писать «незаконченные картины», часто оставляя на них фрагменты незакрашенного холста, отказался от прямых линий в пользу закрученных, взвинченных, волнистых.

В Берлине Мунк близко сошелся со шведским писателем Августом Стриндбергом, польским литератором Станиславом Пшибышевским и имевшей со всеми ними роман красавицей Дагни Юль. Она и послужила моделью для многих работ Мунка. Увлечение всех четверых мистицизмом, оккультизмом и сатанизмом плохо влияло на душевное здоровье, но стимулировало творчество. Об одной из эксцентричных картин того времени, «Вампире», где рыжеволосая женщина впивается в шею любовнику, Мунк много позже холодно отзывался: «Литературный сюжет делает собственно название „Вампир“, на самом деле это просто женщина, целующая мужчину в загривок».

Здесь же, в Берлине, он написал первый «Крик», вспомнив о внезапном паническом ужасе, охватившем его в парке Кристиании. Предполагается, что напугавший художника кровавый закат был отдаленным следствием извержения вулкана Кракатау. Хотя, собственно говоря, не важно, каким именно впечатлением вызвана работа, поразительно то, какое воздействие она до сих пор оказывает на зрителя. В Германии Мунк начал цикл «Фриз жизни», над которым работал в течение 30 лет.

«Мои картины, мои дневники, я пишу не то, что вижу, а то, что увидел» — одна из самых известных фраз Мунка. После долгих лет, проведенных в Германии, художник в конце 1890-х возвращается на родину, где его жизнью и религией становится работа. Он пишет портреты и пейзажи, продолжает много экспериментировать с литографией и гравюрой, большую часть времени проводит в мастерской. Вторая половина его профессиональной жизни не менее плодотворна, чем первая, хотя не так прославлена в истории искусства. Портреты Мунка со временем становятся монументальнее, пейзажи — ярче и светлее, в картинах исчезают многозначительные надуманные сюжеты, уступая место прозаическим. Мунк по-прежнему пишет свою жизнь, только его жизнь изменилась.

Как именно — можно проследить на выставке в Третьяковке, сравнив, например, «Автопортрет в аду» 1903 года, где на фоне адского пламени картинно стоит обнаженный герой, с полным самоиронии «Автопортретом с бутылками» 1938 года, который куда интереснее и смелее по живописи. Не говоря уже об одном из последних шедевров Мунка, «Автопортрете между часами и кроватью», где нет никакого заигрывания со смертью, а только смирение в ожидании ее. Причем трагизм достигается не эффектным соседством огненного и демонически черного, как в ранней работе, а столкновением синего, зеленого, желтого и красного в почти бытовом сюжете, то есть декоративностью, которую в юности так презирал художник.

Большая выставка Мунка в последний раз прошла в нашей стране в Эрмитаже 35 лет назад. Тем, кто не видел показов его работ в музеях мира — а они проходят постоянно, — Третьяковская галерея и Музей Мунка в Осло дают возможность по-настоящему узнать автора «Крика». Пренебрегать этой возможностью нет смысла.

Государственная Третьяковская галерея
Эдвард Мунк
17 апреля – 14 июля

Страхи художника Эдварда Мунка, отразившиеся в его полотнах

11 декабря 2013 12:02

12 декабря 1863 года родился Эдвард Мунк, норвежский художник-экспрессионист. Предлагаем познакомиться с картинами, в которых живописец символично воплотил свои душевные переживания и страхи: перед смертью, одиночеством, несчастной любовью

Страх смерти

Тема смерти, страха перед этим таинственным явлением и ее неизбежностью проходят сквозной нитью через все творчество Эдварда Мунка. Они навеяны безрадостными событиями его детства: Мунк в пять лет лишился матери, через несколько лет умерли от туберкулеза старшая сестра Софи и брат Андреас. С тех пор смерть навсегда вошла в жизнь художника. Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он не избавился до конца своих дней. Художник вспоминал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия… С момента моего рождения ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом…»

Одна из ранних картин Эдварда Мунка — «Весна». В центре композиции в кресле изображена больная девочка с усталым бледным лицом и худыми слабыми руками. Рядом с ней — мать. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. Луч весеннего солнца пронизывает комнату, бросая яркие блики на исполненные страдания и печали лица. Эмоциональная выразительность картины строится на контрасте — художник показывает медленное угасание жизни вопреки радостному возрождению природы.

Образы больных и умирающих постоянно появляются на полотнах Мунка. В картине «Больная девочка» воплощены разные душевные состояния художника: просветленность, грусть, боль, безысходность.

В 90-е годы XIX века Мунк создает произведения, в которых тема страдания и одиночества доведены до крайности. Безрадостным, глухим к чужому несчастью представляется художнику мир, который он воплощает в веренице символических образов. На картине «Мертвая мать» центральная фигура – не умершая женщина, вокруг которой могли бы горевать родственники. Мунк выражает свое постоянное ощущение горя и одиночества через трагическое поведение ребенка. Девочка закрылась от звуков внешнего мира и не хочет знать, слышать и признавать, что потеряла самого близкого человека.

Страх одиночества

Чувство одиночества постоянно преследовало художника: «Я шел по дороге с двумя приятелями, вдруг солнце зашло, и все небо стало кровавым, при этом я как будто почувствовал дыхание тоски. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Так появилось самое знаменитое произведение Эдварда Мунка — «Крик». Одинокая человеческая фигура на полотне кажется затерянной в огромном гнетущем мире. Горизонт с извивающиеся линиями фьорда и неба, необычные краски пейзажа, полыхающего красным цветом. Лицо человека, похожее на безликую маску. Спокойные фигуры двух мужчин противопоставлены трагической гримасе его лица, искаженного криком. Живопись Мунка достигает в этой картине пика энергии и напряженности, а эмоции — остроты. Полотно — символ отчаяния и одиночества. Картина стала важной вехой не только в творчестве Мунка, но и в европейском искусстве XIX века. В 2004 году «Крик» и картина «Мадонна» были похищены из музея Осло. Полотна были найдены и возвращены, но их пришлось серьезно реставрировать.

Автопортреты Мунка — своего рода исповеди. Самый символичный – автопортрет «На операционном столе», где художник изобразил себя лежащим обнаженным и беспомощным на белой простыне. Кровавое пятно на переднем плане создает ощущение тревоги и страха перед болью и смертью. На простертое одинокое тело художника взирают равнодушные лица, похожие на бледные пятна. Единственное тщательно прорисованное лицо на этом полотне — лицо самого художника.

Читайте также  Самые лучшие мультфильмы диснея, интересные и популярные

Тщета жизни, страх остаться одиноким. Эти настроения пронизывают «Танец жизни» — главную композицию цикла картин «Фриз жизни», программного произведением Эдварда Мунка. Озаренные мягким светом северной белой ночи, кружатся в танце пары. В вихре движений контуры персонажей растворяются, а лица становятся похожими на маски. Четко показаны только две фигуры по краям композиции — молодая девушка в белом платье и одетая в черное женщина средних лет. Лицо женщины выражает усталость и отчаяние. Надежды юности сменяются одиночеством и старостью — таков смысл полотна.

Страх несчастной любви

Мысли о серьезных отношениях с женщиной приводили художника в отчаяние. Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь — это пожар. Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище».

В 1890 году Эдвард Мунк написал картину «Поцелуй» — мужская и женская фигуры без лиц, слившиеся в поцелуе. Любовников как будто скрывает мгла. Это не конкретная пара, а одни из тысяч, кто соединяет будущие поколения с прошлыми.

Неудачный любовный опыт самого Мунка отразился в его картинах. У художника был роман с дочерью богатого купца, которая всеми силами пыталась женить его на себе. Боясь связывать себя брачными узами, художник бежал от возлюбленной, но она преследовала его. Загнанный в угол, Мунк впал в глубокую депрессию и оказался в психиатрической больнице. В это время в его картинах появляются образы демонических женщин. На картине «Вампир» (другое название «Любовь и боль») рыжеволосая женщина хищно склонилась над мужчиной, готовая впиться ему в шею. Ее длинные волосы выглядят, как струящаяся кровь. И хотя на картине не изображено ничего фатального, художник создает впечатление, что любовь может иногда превращаться в ужас. Кстати, эта картина недавно была продана на аукционе «Кристис» за рекордную сумму 38 миллионов долларов.

А вот образы недоступных ему женщин на картинах Мунка прекрасны. В 90-е годы художник присоединился к авангардной группе богемы во главе с поэтом Станиславом Пшибышевским. Под его влиянием Мунк внес в свои картины множество сексуальных символов. Подруга, а затем жена Пшибышевского, Дагни Хьелл, стала для Мунка музой и моделью. Ее облик запечатлен на многих картинах. Наиболее известная работа и вершина творчества художника – картина «Мадонна».

Преодоление страхов

С годами, после неоднократного лечения в психиатрических клиниках, страхи постепенно оставляют Эдварда Мунка. В начале ХХ века меняется тематика картин художника. В 1913 году он пишет полотно «Солнце», на котором светило — источник всех жизненных сил на земле.

В творчестве Мунка начинается период пейзажей. Картина «Девушки на мосту (Белая ночь)» наполнена созерцательностью и покоем. Стремительные линии моста, завороженные фигуры молодых женщин, зеркало воды и силуэты деревьев с пышными кронами вплетены в единое полотно. Мост — символ перехода в иной мир. Люди, глядящие на струи воды навевают мысль о том, что все бренно, все проходит. Вечна лишь одна природа.

Особенностью этого пейзажа становится полное слияние человека с природой в единую гармонию – картина «Плодородие». Кстати, эта картина из частной коллекции выставлена на продажу на аукционе «Кристис» и обещает побить рекорд по цене.

В 1940 году нацисты, оккупировавшие Норвегию, признали творчество художника дегенеративным. Его картины были выдворены из музеев. Мунк скрылся в своем загородном доме, занимался огородом, разводил кур и свиней. Писал редко, приводил в порядок свой архив. Смерть, которую всю жизнь так боялся художник, была к нему милосердна. Эдвард Мунк прожил долгую жизнь – 81 год. Он умер 23 января 1944 года, читая роман Достоевского «Бесы» в кресле у окна.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

«Я всю жизнь боролся с китчем»: Эдвард Мунк об искусстве и самом себе

В Третьяковской галерее открывается крупнейшая российская выставка Эдварда Мунка — в Москву привезли знаменитый «Крик» и еще около ста работ норвежца. Изучив воспоминания современников, дневники и литературные тексты художника, Time Out узнал, что Мунк думал о самом себе, своем творчестве и полотнах, которые с 17 апреля можно увидеть в Третьяковке.

О творческом процессе

— Мое искусство — это добровольное признание и попытка объяснить самому себе мое отношение к жизни. Потому оно представляет из себя разновидность эгоизма. Но я надеюсь, что с помощью него я могу помочь другим познать чистоту.

— Рисуя картину за картиной, я следовал за впечатлениями, улавливаемыми моим глазом. Я писал только воспоминания, ничего не добавляя — никаких деталей, которых я не видел. Отсюда простота моих картин, их пустота.

— Я начинал как импрессионист, но во время сильных эмоциональных и экзистенциальных потрясений во время жизни в Богемии в импрессионизме мне стало недоставать выразительности. Мне пришлось найти стиль, в котором я мог бы выразить, что двигало моим разумом. Значительное влияние на мои поиски оказало знакомство с Хансом Йегером (норвежский писатель-анархист — примеч. Time Out). Впервые с импрессионизмом я попрощался в картине «Больная девочка» — я добивался выразительности (экспрессионизма). Но из-за того, что у меня не вышло соединить ее с импрессионизмом, полотно осталось незавершенным.

— Я выстраиваю что-то вроде стены между мной и моделью, за которой я мог бы спокойно писать. Без этого какие-нибудь ее слова могут запутать и отвлечь меня.

— Мои картины должны висеть вместе; они что-то теряют, когда их выставляют с работами других художников.

— Я уже создаю работы, которые можно назвать китчем, хотя боролся с этим всю свою жизнь.

«Глаза в глаза», 1899-1900

О картинах

— «Фриз» («Фриз жизни» – цикл, объединяющий такие картины, как «Крик», «Танец жизни», «Вампир», «Поцелуй» и другие знаковые полотна художника — примеч. Time Out) задуман как серия декоративных работ, которые вместе должны создавать картину жизни. В них петляет извилистая береговая линия, рядом раскинулось море, всегда в движении, а под кронами деревьев бурлит многообразная жизнь с ее радостями и печалями.

— Изображая цвета, лини и формы, увиденные в оживленном настроении, я стремился передать это настроение так же живо, как это сделала бы фотография. Так появились картины «Фриза жизни».

«Танец жизни», 1925

— Я начал работать над новой картиной «Танец жизни»: одним ясным летом на лугу молодой священник танцует с женщиной с плавно ниспадающими волосами. Они смотрят друг другу в глаза, и ее волосы обвивают его голову. Позади кружится дикая человеческая масса: толстяк, кусающий женщину за шею, карикатурные силачи, обнимающие дам…

«Крик», 1983. Первый вариант композиции

— Однажды вечером я шел с двумя товарищами по холмистой тропинке неподалеку от Христиании… Солнце клонилось к закату — погружалось в языки пламени за линией горизонта. Будто пламенеющий кровавый меч, разрубающий небосвод. Небо, разрезаемое на огненные полосы, было похоже на кровь. Холмы сделались темно-синими, а фьорд окрасился холодным синим, желтым и бордовым. Кроваво-красный растекался по тропе и перилам. Мои спутники стали пронзительно желтыми. Я почувствовал, услышал пронзительный крик: цвета ломали линии пейзажа, они пришли в движение. Это трепет жизни привлек не только мое зрение, но и мой слух — я действительно услышал крик. Затем я написал картину «Крик».

О безумии

— Мой отец был нервного темперамента и одержимо религиозным — до психоневроза. Я унаследовал от него зачатки безумия. Ангелы страха, печали и смерти стояли подле меня с самого моего рождения.

— Безумие часто проявляется в неуемной болтовне. Разговор дает отдохнуть от собственных больных мыслей, он в некотором роде защищает тебя от других людей. Если слова беспокоят их и утомляют их ум (сколь малым бы он ни был), я знаю, что использую слова для защиты. Когда я говорю, я ограничиваю собеседника, будто превращаю его в своего пленника.

— Сколько я себя помню, я страдаю от глубоких приступов тревоги, которую я и пытаюсь передать в моем искусстве.

Выставка картин Эдварда Мунка пройдет в Инженерном корпусе Третьяковской галереи с 17 апреля по 14 июня 2019

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: