Танец в буживале, ренуар, 1883 - JEKATERINBURG.RU

Танец в буживале, ренуар, 1883

Танец в буживале, ренуар, 1883

«Вряд ли в прямом смысле к театральным можно отнести три портрета танцующих пар, написанных Ренуаром в 1883 году: «Танец в городе», «Танец в Буживале», «Танец в деревне», которые иногда называют зимней, весенней и летней картинами. С некоторым сомнением их можно назвать и портретами, хотя Ренуару позировали конкретные и известные люди. Во всяком случае, женский образ на двух из этих трех картин изображает натурщицу Мари-Клементину Валадон, ставшую впоследствии известной художницей под именем Сюзанны Валадон, а ее сын Морис Утрилло стал всемирно известным художником. А на третьей картине изображена Алина Шериго.

Танцующие пары представлены Ренуаром не на сцене, а в бытовых интерьерах. С этой точки зрения их никак нельзя назвать театральными, и все-таки, доверившись ощущениям Ренуара, представлявшего жизнь как волшебный театр, эти три картины зритель воспринимает как сияющий театрализованный праздник. Композиция танцующих пар на каждом холсте возвращает нас к одному из ранних портретов Ренуара 1868 года: «Портрету Сислея с женой».

Эта двухфигурная композиция по-новому развернулась в танцевальной паре, представленной на трех картинах. Сюжет, знакомый нам с картины «Бал в Мулен де ла Галетт», как бы приблизился к зрителям и персонифицировался. В большой картине бала много пар, а здесь на каждом холсте только одна, представленная во всех подробностях. Партнер и партнерша кружатся в плену танцевального ритма, но мы видим только миг, хотя, если мысленно представить рядом три эти работы, то получится почти полный оборот движения танцующих пар.

Среди этих трех работ выделяется «Танец в Буживале». Причем замысел этой картины владел Ренуаром достаточно долго. В собрании графики венского музея Альбертина есть рисунок, помеченный 1880 годом, почти в точности изображающий композицию картины и в первую очередь рисунок танцующей пары. И хотя, когда видишь сам холст, кажется, будто все написано мгновенно, как бы в один присест, однако само это впечатление есть результат долгой работы живописца, к которому он стремился и который ему удалось достичь.

Композиция картины состоит из двух планов с мелкими бытовыми деталями, вроде брошенного на землю в первом плане маленького букетика цветов и нескольких растоптанных окурков. Центр и всю основную часть холста занимают две фигуры танцующих, а второй план, как бы театральный задник, составляет вид летнего кафе, уставленного простыми крашеными столами и стульями, заполненного шумной толпой сидящих за кружкой пива или толпящихся среди деревьев и сочной зелени людей. Легко и свободно лежат на холсте просвечивающие краски, так, что даже ствол дерева кажется каким-то бестелесным, потому что написан почти светлыми серыми, сиреневвыми, зелеными и охристыми тонами.

Сами фигуры написаны плотными слоями красок, и мы видим, каким путем пошел Ренуар, преодолевая казавшуюся ему теперь зыбкой и не очень убедительной манеру импрессионистического письма. Только яркий цвет красной шляпки девушки и желтой шляпы мужчины, в особенности канареечные цвета с сиреневыми и фиолетовыми мазками на мужской шляпе, а также фон и густая крона деревьев, написаны в классической импрессионистической манере.

Цвета платья девушки и костюма мужчины подобраны в свойственном, возможно, только Ренуару сочетании и выглядят одновременно и контрастно и как бы дополняя и сочетаясь друг с другом. Эти цвета, составляющие основу колорита всей картины, плотно обрисовывают фигуры танцующих и подчеркивают их упругое движение. Мужчина одет во все темное, его брюки, куртка и простая блуза написаны густыми синими красками, которые приобретают глубокие бархатистые оттенки в обрамлении канареечных цветов, окрашивающих его головной убор и грубые туфли.

На девушке светло-сиреневое, почти белое, платье, как раз этим нежным сиреневым отливом еле уловимо перекликающееся с темными красками костюма партнера. Почти прямая вертикальная линия обозначает границу сочетания их нарядов, и вокруг этой воображаемой оси закручиваются пышный подол женского платья и отлетевшая пола мужской куртки.

Мари-Клементина Валадон, позировавшая художнику в образе танцующей девушки, а через два года, в 1885 году, послужившая моделью для портрета Ренуара «Косы», хранящегося сейчас в частном собрании в Швейцарии, имела довольно типичную для женщины Монмартра и вместе с тем необычную судьбу, которая вывела ее в ранг известных французских художниц. Дочь белошвейки и неизвестного отца она появилась в Париже, когда ей не было и пяти лет, трудно и бедно жила со своей матерью, зарабатывавшей уборкой квартир. Проучившись немного в религиозной школе, она затем работала в швейной мастерской, была нянькой, подавальщицей, торговкой овощами. Полюбив цирк, в пятнадцать лет она стала акробаткой в цирке Молье. Однажды, исполняя номер, она сорвалась с трапеции и упала на арену. С цирком пришлось распрощаться навсегда.

С детства она рисовала и мечтала попасть в среду художников. Помогая матери разносить белье из прачечной клиентам, она познакомилась с одним изних, Пюви де Шаванном, и стала натурщицей. Судя по портретам Ренуара, в особенности на картине «Косы», Мари-Клементина Валадон была очень красивой девушкой с прекрасными густыми волосами и стройной фигурой, а ее поразительное, при том что она была натурщицей и моделью, упорство и трудолюбие превратили ее склонность к рисованию в подлинный художественный талант. Сюзанна Валадон стала известной художницей, и кто знает, может быть, восторженный взгляд Ренуара, представивший ее прелестной и очаровательной девушкой на своих картинах, укрепил ее дух и веру в себя, в свои силы, в свое призвание.»

Красота и радость Огюста Ренуара

«Я еще не умел ходить, а уже любил женщин», — говорил Огюст Ренуар .

Он считал, что именно женщины приносят в мир красоту и радость, а эти два явления — главнейшие в искусстве: «Для меня картина… должна быть всегда приятной, радостной и красивой, да — красивой! В жизни достаточно скучных вещей… Я знаю, трудно добиться признания того, что большое искусство может быть радостным».
Ренуар любил женщин, женщины любили Ренуара, и, если перечислить его возлюбленных, дав самую краткую биографическую справку о каждой, список составил бы увесистый том. «. Та планета, которая была ранее населена существами длинными и бледными,благодаря отцу наполнилась маленькими пухленькими созданиями с румянцем во всю щеку…» (Жан Ренуар, кинорежиссер, сын художника) . Люди, жившие в одно время с Ренуаром, утверждали: художник и его жизнерадостные, вечно поющие и болтающие натурщицы вместе создавали новый мир, переписывали его идеалы и перекрашивали в новые цвета.

К творчеству Огюста Ренуара можно возвращаться снова и снова, но я хотела бы сделать акцент на его любимых женщинах- натурщицах.

Лиза Трео.

Лиза была первой юношеской любовью Ренуара. Её портрет стал его первым признанным шедевром. Но девушка предпочла молодому художнику состоявшегося архитектора.

« Летом. Цыганка»

Огюст, обладая легким характером, легко перенес эту утрату. У него появились другие натурщицы…

Алина Шариго.

Алина Шариго в свои двадцать лет — круглолицая, розовая, полнотелая, с рыжевато-белокурыми волосами — являла собой идеал Огюста Ренуара. Ренуар пригласил Алину позировать. Она согласилась. И вскоре была уже влюблена в художника… И готова была позировать ему вечно. Алина стала важной частью его жизни, она практически поселилась у Ренуара. Алине так хотелось окружить любимого мужчину всесторонней заботой, что она вместо прачки стирала его белье, а однажды даже перестирала все занавески, и оказалось, что они не темно-серые, а голубые. Но все же Ренуар не хотел сдаваться. И когда Алина, в своем простодушии, предложила ему переехать из Парижа в Эссуа, где он мог бы жить в доме ее семьи и писать в свое удовольствие, он возмутился — она предложила ему едва ли не содержание! — и порвал всякие отношения с девушкой. Чтобы забыть Алину, Ренуар отправился в давно планируемое путешествие: Алжир, Италия, Испания, все самые знаменитые музеи… Но чем дольше он находился в разлуке со своей светловолосой любовницей, тем сильнее тосковал. На Капри он написал одну из самых знаменитых своих картин: «Белокурую купальщицу». Это был портрет Алины…

Читайте также  Какой самый крупный в мире грызун: список больших животных

Алина встретила художника на перроне — и больше они не расставались.
Своего первого ребенка, Пьера, Алина родила в 1885 году, еще не будучи обвенчанной с Огюстом.

«Танец в деревне». Партнер Алины Шариго — друг Ренуара журналист и писатель Поль Лот. 1883 год

Она умерла 27 июня 1915 года. Прежде чем она испустила последний вздох, Огюста в инвалидном кресле отвезли попрощаться с ней. Он долго смотрел на лицо той, с которой счастливо прожил тридцать пять лет. А потом быстро поцеловал ее в губы и скомандовал сиделке: «Пошли!» Он попросил отвезти его в мастерскую, где немедленно сел к мольберту, на котором был закреплен неоконченный натюрморт с розами — и взялся за кисть. Огюст плакал и резкими мазками рисовал эти розы, словно утверждая торжество искусства над смертью.

Маргарита Легран.

Ренуар был отчаянно влюблен в рыжеволосую хохотушку с бесцветными ресницами— она так естественно позировала и так звонко распевала уличные песни в мастерской. Художник познакомился с девушкой в 1875 году. Маленькая Марго позировала для таких картин как «Качели», «Девушка в лодке», «После концерта» и «Чашка шоколада» . «Чашка шоколада» — первая картина Ренуара, принятая на Парижский Художественный Салон 1878 года.

«Чашка шоколада»

«Качели»

Маргарита не отличалась красотой, но в ее внешности, несомненно, была своеобразная выразительность. Живая, бойкая Марго водила сомнительные знакомства. Ренуар часто возмущался ее неаккуратностью. И однако, несомненно, его привлекала эта натурщица, хотя он и исправлял некоторые недостатки ее лица. Нравился ему и жизнерадостный, пылкий нрав Марго. Художник был очарован ее естественным изяществом и смелостью.
Маргарита умерла от оспы в феврале 1879 года. Для Ренуара ее смерть была большой утратой.

Сюзанна Валадон.

Валадон— любимая натурщица Монмартра, возлюбленная Тулуз-Лотрека . Ренуар постоянно прибегал к услугам этой привлекательной натурщицы. Он изобразил Сюзанну в серии «Танцы». Для «Сельского танца» позировала жена художника Алина Шариго, а в «Танце в Буживале» и в «Танце в городе» (оба панно относятся к 1883 году) изображена Сюзанна Валадон.

« Танец в Буживале»

«Косы»

Сюзанна Валадон — французская художница, первая женщина, принятая во французский союз художников (1894). Также известна как натурщица и мать художника Мориса Утрилло . Она была известна свободомыслием и даже эксцентричностью. Говорили, что она как-то появилась в обществе с букетиком морковки, держала в студии козу, ела свои неудачные картины и по пятницам, в честь постного дня, кормила своих кошек икрой.

« Зонтики»

Над этой картиной Ренуар работал на протяжении ряда лет, как раз в то время, когда произошли кардинальные перемены в его манере письма. Он начал эту картину незадолго до отъезда в Италию, где находился в 1881-1882 годах, но работа оставалась незавершенной еще как минимум пять лет.

Габриелла Ренар.

Габриелла — натурщица, которая появляется на картинах Ренуара чаще всех других. Чаще приглашенных и профессиональных, чаще близких подруг и возлюбленных, чаще, чем жена художника. Она ста ла важным членом семьи художника. Работая н ян ей сына ( Жана Ренуара ) , поощряла интерес мальчика к кино.

« Габриелла с розой»

« Габриелла Ренар и Жан Ренуар»

Андре Реш линг ( Дедэ ).

Фильм Жиля Бурдо » Ренуар. Последняя любовь.», можно было бы назвать «Первой любовью Ренуара», поскольку двадцатилетний Жан Ренуар (сын художника) был влюблён в Андре.
Фильм рекомендую любителям красоты, поскольку удивительные пейзажи, женщины, интерьеры радуют глаза и душу. Это наслоение ассоциаций и связь творчества отца и сына делают фильм более глубоким и объемным, чем просто история про состарившегося знаменитого художника и его молодого сына, плененными одной и той же женщиной. После смерти отца Жан женился на Андре Решлинг. Дедэ хотела играть в кино, именно для нее Жан Ренуар написал свой первый сценарий. Дедэ взяла псевдоним Катрин Гесслинг.

« Женщина с букетом»

Шедевром истории искусства является картина «Большие купальщицы ». Картина написана в 1887 году и находится в Музее искусств в Филадельфии. Для картины Ренуару позировали будущая жена Ренуара Алина Шариго и Сюзанна Валадон. Ренуар работал над этой картиной около трёх лет, и в процессе работы нарисовал большое количество набросков и эскизов, включая по крайней мере две полномасштабные многофигурные версии.

«Большие купальщицы»

В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание. Умер художник 3 декабря 1919 года.

« Девушки в черном»

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

«Страшная Мари»: невероятная судьба скандальной музы Ренуара

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Мари-Клементина Валадон была дочерью прачки, а об отце она ничего не знала. С 11 лет ей пришлось работать: она нянчила детей, подавала напитки в бистро, торговала овощами на рынке. В 15 лет она поступила на службу в любительский цирк и стала акробаткой. Ее цирковая карьера закончилась после того, как она сорвалась с трапеции и упала на арену. Из-за полученной травмы девушка больше не могла выполнять акробатические трюки.

Ее мать открыла прачечную, и Мари-Клементина помогала ей разносить белье заказчикам. Среди них были художники, и один из них – Пюви де Шаванн – обратил внимание на привлекательную девушку, предложив ей работу натурщицы. В каждом персонаже картины «Священная роща» угадываются черты Мари-Клементины.

Позже девушка стала натурщицей также для Ф. Зандоменеги и О. Ренуара. В 1883 г. Валадон родила сына, отцом которого называли каждого из художников, с которыми она работала. Девушка не отличалась пуританскими взглядами и вела свободный образ жизни. В том же году натурщица позировала для двух картин из танцевальной серии Ренуара. «Страшная Мари» в его исполнении – само очарование, мягкость и женственность.

Совсем по-другому видит ее Тулуз-Лотрек. В своих работах художник не льстит девушке, заостряя внимание на тех чертах, которые выдают в ней вздорный характер. Исследователь жизни и творчества Тулуз-Лотрека А. Перрюшо писал: «В портретах Лотрека у Мари резкие, жесткие черты лица, такие, какими они станут, когда она утратит прелесть своих двадцати лет. У нее не по возрасту печальное лицо, сжатые губы, мрачный, устремленный в пространство отсутствующий взгляд».

По совету Тулуз-Лотрека Мари-Клементин взяла псевдоним Сюзанна, и именно под этим именем позже ее узнал весь мир. В ту пору у натурщицы с художником начался бурный роман, в котором А. Перрюшо видит не только страстное увлечение друг другом, но и творческий союз двух талантливых людей: «Мари нравилась любовь. Она занимала в ее жизни большое место. Вид Лотрека, его уродливая внешность, его страстная натура не отпугнули ее, а скорее наоборот – привлекли. Она стала любовницей Лотрека. Оба они, казалось, были созданы друг для друга. И эта плебейка и потомок графов де Тулуз были абсолютно свободны от каких-либо предрассудков. И он и она трезво смотрели на действительность. Пользуясь любым случаем, чтобы поучиться у художников их ремеслу, Валадон ценила талант Лотрека, его острый глаз психолога, трезвость его взглядов, его неумение писать «красиво», его зачастую бичующие карандаш и кисть».

Читайте также  Самый большой дельфинарий в москве, где он находится

Сюзанне Валадон нравилось рассказывать о себе небылицы, что подтверждал Тулуз-Лотрек: «Воображения у нее предостаточно, ей ничего не стоит солгать». Но об одном она никогда не говорила – о своем серьезном увлечении живописью. Тулуз-Лотрек однажды случайно увидел ее работы и был поражен незаурядным талантом художницы. Он показал ее картины Эдгару Дега, и тот воскликнул: «Вы – наша!».

«Страшная Мари» заставляла Тулуз-Лотрека выполнять все ее капризы, изводила его истериками, надолго исчезала без объяснений, постоянно врала. После того, как она разыграла спектакль с самоубийством, терпению художника пришел конец, и больше они не встречались. Позже она вышла замуж, а в 44 года ушла от мужа к 23-летнему любовнику, с которым прожила почти 30 лет.

К своим произведениям Валадон относилась куда более серьезно, чем к мужчинам: над одной картиной она могла работать более 10 лет. В 1894 г. Валадон стала первой художницей, принятой в Национальное общество изящных искусств, и одной из немногих, кто добился признания и финансового благополучия при жизни. Своему сыну Морису Утрилло Сюзанна Валадон не дала ни материнской заботы, ни любви, но зато передала любовь к живописи – он также стал художником. Их называли последними наследниками импрессионизма.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

ngasanova

Вспомнить, подумать.

  • Recent Entries
  • Friends
  • Archive
  • Profile
  • Add to friends
  • RSS

Auguste Renoir учит

От мудреца Pierre-Auguste Renoir

Огюст Ренуар прожил захватывающую, долгую и счастливую жизнь. Бывало, что он платил за
пару ботинок или миску фасоли своими картинами. А потом стал первым художником, картину
которого приняли в луврское собрание еще при жизни. Он был знаком с самыми блестящими
женщинами своего века, но женился на крестьянке и души в ней не чаял всю жизнь.
Ренуар мог быть мудрым, уверенным и лукавым, а через полчаса сомневаться в собственных
высказываниях и признаваться в полном отсутствии знаний и правильного опыта.
Впрочем, как все мудрецы.

Ренуар за работой.

В конце жизни он вынужден был пользоваться коляской — страдал от ревматизма.

Живописцу засчитывается только то, что он запечатлел на холсте. А это не имеет
ничего общего с мечтами. Его область — это добротные краски, разведенные добротным
льняным маслом и слегка — скипидаром.

Пьер Огюст Ренуар Танец в Буживале 1883

Когда женщина была рабой, она была, в сущности, и госпожой. Ныне, приобретая права,
она утрачивает свое значение. Став ровней мужчин, они познают подлинное рабство.

Пьер Огюст Ренуар Танец в деревне 1890

Разлучайся со своей супругой почаще, но ненадолго. После короткого отсутствия встреча
приносит радость. Зато после длительной разлуки ты рискуешь обнаружить, что она
подурнела, а она, что ты стал дурен. Когда старишься вместе, перестаешь видеть друг
друга. Исчезают морщины и полнота. Впрочем, любовь — это очень много, и я
недостаточно мудр, чтобы все объяснить, но в нее входит и привычка.

Пьер Огюст Ренуар Танец в деревне

Глупости делаешь, пока молод. Они не имеют значения, если не несешь никаких
обязательств. Когда становишься старше, непростительно терять время с
потаскушками, вместо того чтобы развлекаться живописью.

Пьер Огюст Ренуар Танец в городе

Когда речь идет о моде, женщины теряют рассудок.
От всего этого только богатеют фабриканты корсетов,
которых следовало бы посадить в тюрьму!

Пьер Огюст Ренуар Бал в Мулен де ла Галетт 1876

Движение может быть таким же вечным, как и неподвижность, если оно отвечает
равновесию природы и служит выражением вечной функции существа. Полет ласточки
так же вечен, как спокойствие фигуры Сидящего писца. Статуи Люксембургского
музея воплощают эмоции, которые вызваны мотивами интеллектуальными, надуманными
причинами. Ласточка рассекает воздух, чтобы поймать мошку и утолить голод,
а не для того, чтобы провозгласить принцип.

Пьер Огюст Ренуар Пейзаж близ Кань 1902,

Пригласите крестьянина из Эссуа и заставьте его прослушать шедевр шедевров —
«Дон-Жуана» Моцарта: он будет до смерти скучать и предпочтет кафешантанную песенку,
что бы ни утверждал лицемер Жан-Жак Руссо. Тогда все очень просто: надо начинать
с такой песенки, но суметь выбрать ее.

Пьер Огюст Ренуар Две женщины и девочка на фоне пейзажа

Мне приходилось чистить горошек — я ненавидел это занятие. Однако я знал, что оно
составляет часть жизни. Если бы я этого не делал, возможно, лущить горошек пришлось
бы моему отцу и заказ клиента не был бы выполнен в срок… и земля перестала бы
вертеться к великому стыду Галилея…

Пьер Огюст Ренуар Натюрморт с чашкой 1905

На каком основании мне могли бы запретить поклоняться золотому кролику,если бы я
захотел это сделать? Впрочем, религия золотого кролика стоит любой другой.
Я отсюда вижу великих жрецов в длинноухих колпаках.

Пьер Огюст Ренуар Каштаны в цвету 1881.

Нам говорят, что дерево представляет химическую комбинацию. Я предпочитаю верить,
что его создал бог и что в нем обитает нимфа.

Я всю жизнь попадаю пальцем в небо. Преимущество старости заключается в том,
что быстрее видишь собственные промахи.

Камиль Коро Орфей, ведущий Эвридику из преисподней

Не существует ни одного человека, ни одного пейзажа, ни одного мотива, которые
были бы начисто лишены всякого, хотя бы крохотного интереса… иногда глубоко
скрытого. Когда живописец открывает такое сокровище, другие сразу провозглашают
красоту мотива. Папаша Коро открыл нам красоту берегов Лоэна, реки, которая
похожа на все остальные; я уверен, что и японские пейзажи не лучше других.
Только одно: японские художники сумели найти спрятанный клад.

Пьер Огюст Ренуар Дорога в Варжемоне 1879.

Надо быть всегда готовым отправиться за мотивом. Никакого багажа.
Зубная щетка и кусок мыла.

Вначале я вижу мотив как бы сквозь туман. Мне известно: все, что я обнаружу позднее,
уже заложено в нем, но выявляется лишь постепенно. Иногда самые значительные вещи
открываются последними.

Пьер Огюст Ренуар Букет хризантем

В конце концов, картина пишется для того, чтобы ее смотрели в закрытом помещении,
с окнами, которые часто создают фальшивое освещение. Поэтому к работе на природе с
ледует добавлять немного работы в мастерской. Надо отрешиться от опьянения подлинным
светом и тщательно проверить свои впечатления в приглушенном освещении комнаты.
Затем снова выходить на простор, чтобы набраться солнца! Так, переходя от одного
к другому, и начинаешь чего-то добиваться!

Пьер Огюст Ренуар Гладиолусы

При Людовике XV я был бы вынужден писать сюжеты. Самым важным в нашем движении
я считаю то, что мы освободили живопись от сюжетов. Я волен писать цветы и
называть их попросту «цветами», без того, чтобы у них была своя история.

Пьер Огюст Ренуар Анемоны

Современный театр нагоняет тоску своей торжественностью. Словно месса.
Когда мне хочется послушать мессу, я отправляюсь в церковь!

Пьер Огюст Ренуар Букет роз

Живопись не смотрят. С ней живут. У тебя есть небольшая картина. Ты лишь изредка
на нее смотришь и никогда не анализируешь. И она становится частью твоей жизни.
Она действует как талисман. Музей — это только на худой конец. Возможно ли
прийти в волнение перед картиной, когда вокруг тебя двадцать посетителей
шепчут ерунду?
Только если пойти очень рано утром — тогда есть шанс посмотреть как следует.

Читайте также  Самые удивительные животные мира: звездонос, капибара и другие

Леонардо да Винчи Тайная вечеря 1495

Леонардо да Винчи мне надоедает. Он мог бы ограничиться своими летательными машинами.
Его апостолы и Христос сентиментальны. Я убежден, что эти славные еврейские рыбаки
были готовы положить голову за свою веру, но вряд ли у них в глазах было это
выражение вареного судака!

Пьер Огюст Ренуар Зонтики 1886

Те же вечные лагери под разными именами в разные века. Протестанты против католиков,
республиканцы против монархистов, коммунары против версальцев. Ныне пробуждается
старая распря. Появились дрейфусары и антидрейфусары. Мне бы хотелось быть просто
французом. Поэтому я за Ватто, против мсье Бугро!

Пьер Огюст Ренуар Портрет супругов Сислей

Парижанин — очаровательное существо, когда он сидит в бистро Сент-Антуанского
предместья. Вне Парижа он все портит!

Пьер Огюст Ренуар Плоды из Миди

Уничтожить огнестрельное оружие и заменить его кулечками с перцем. Пусть противники
засыпают им глаза друг другу, это больно, но обойдется налогоплательщикам много
дешевле тяжелой артиллерии.
Сражение быстро кончается — противникам надо протереть глаза.

Источник цитат: книга Жана Ренуара «Ренуар».

Импрессионизм в сети

«Танец в деревне»,
«Танец в Буживале»,
«Танец в городе»

Пьер Огюст Ренуар: коллекция картин

Пьер Огюст Ренуар: жизнь и творчество

Пьер Огюст Ренуар в музеях

Пьер Огюст Ренуар: литература


«Танец в деревне». 1882-1883 гг.
Холст, масло. 180х90 см.
Музей д’Орсэ, Париж.

«Вряд ли в прямом смысле к театральным можно отнести три портрета танцующих пар, написанных Ренуаром в 1883 году: «Танец в городе», «Танец в Буживале», «Танец в деревне», которые иногда называют зимней, весенней и летней картинами. С некоторым сомнением их можно назвать и портретами, хотя Ренуару позировали конкретные и известные люди. Во всяком случае, женский образ на двух из этих трех картин изображает натурщицу Мари-Клементину Валадон, ставшую впоследствии известной художницей под именем Сюзанны Валадон, а ее сын Морис Утрилло стал всемирно известным художником. А на третьей картине изображена Алина Шериго.

Танцующие пары представлены Ренуаром не на сцене, а в бытовых интерьерах. С этой точки зрения их никак нельзя назвать театральными, и все-таки, доверившись ощущениям Ренуара, представлявшего жизнь как волшебный театр, эти три картины зритель воспринимает как сияющий театрализованный праздник. Композиция танцующих пар на каждом холсте возвращает нас к одному из ранних портретов Ренуара 1868 года: «Портрету Сислея с женой».

Эта двухфигурная композиция по-новому развернулась в танцевальной паре, представленной на трех картинах. Сюжет, знакомый нам с картины «Бал в Мулен де ла Галетт», как бы приблизился к зрителям и персонифицировался. В большой картине бала много пар, а здесь на каждом холсте только одна, представленная во всех подробностях. Партнер и партнерша кружатся в плену танцевального ритма, но мы видим только миг, хотя, если мысленно представить рядом три эти работы, то получится почти полный оборот движения танцующих пар.

Среди этих трех работ выделяется «Танец в Буживале». Причем замысел этой картины владел Ренуаром достаточно долго. В собрании графики венского музея Альбертина есть рисунок, помеченный 1880 годом, почти в точности изображающий композицию картины и в первую очередь рисунок танцующей пары. И хотя, когда видишь сам холст, кажется, будто все написано мгновенно, как бы в один присест, однако само это впечатление есть результат долгой работы живописца, к которому он стремился и который ему удалось достичь.

Композиция картины состоит из двух планов с мелкими бытовыми деталями, вроде брошенного на землю в первом плане маленького букетика цветов и нескольких растоптанных окурков. Центр и всю основную часть холста занимают две фигуры танцующих, а второй план, как бы театральный задник, составляет вид летнего кафе, уставленного простыми крашеными столами и стульями, заполненного шумной толпой сидящих за кружкой пива или толпящихся среди деревьев и сочной зелени людей. Легко и свободно лежат на холсте просвечивающие краски, так, что даже ствол дерева кажется каким-то бестелесным, потому что написан почти светлыми серыми, сиреневвыми, зелеными и охристыми тонами.

Сами фигуры написаны плотными слоями красок, и мы видим, каким путем пошел Ренуар, преодолевая казавшуюся ему теперь зыбкой и не очень убедительной манеру импрессионистического письма. Только яркий цвет красной шляпки девушки и желтой шляпы мужчины, в особенности канареечные цвета с сиреневыми и фиолетовыми мазками на мужской шляпе, а также фон и густая крона деревьев, написаны в классической импрессионистической манере.

Цвета платья девушки и костюма мужчины подобраны в свойственном, возможно, только Ренуару сочетании и выглядят одновременно и контрастно и как бы дополняя и сочетаясь друг с другом. Эти цвета, составляющие основу колорита всей картины, плотно обрисовывают фигуры танцующих и подчеркивают их упругое движение. Мужчина одет во все темное, его брюки, куртка и простая блуза написаны густыми синими красками, которые приобретают глубокие бархатистые оттенки в обрамлении канареечных цветов, окрашивающих его головной убор и грубые туфли.

На девушке светло-сиреневое, почти белое, платье, как раз этим нежным сиреневым отливом еле уловимо перекликающееся с темными красками костюма партнера. Почти прямая вертикальная линия обозначает границу сочетания их нарядов, и вокруг этой воображаемой оси закручиваются пышный подол женского платья и отлетевшая пола мужской куртки.

Мари-Клементина Валадон, позировавшая художнику в образе танцующей девушки, а через два года, в 1885 году, послужившая моделью для портрета Ренуара «Косы», хранящегося сейчас в частном собрании в Швейцарии, имела довольно типичную для женщины Монмартра и вместе с тем необычную судьбу, которая вывела ее в ранг известных французских художниц. Дочь белошвейки и неизвестного отца она появилась в Париже, когда ей не было и пяти лет, трудно и бедно жила со своей матерью, зарабатывавшей уборкой квартир. Проучившись немного в религиозной школе, она затем работала в швейной мастерской, была нянькой, подавальщицей, торговкой овощами. Полюбив цирк, в пятнадцать лет она стала акробаткой в цирке Молье. Однажды, исполняя номер, она сорвалась с трапеции и упала на арену. С цирком пришлось распрощаться навсегда.

С детства она рисовала и мечтала попасть в среду художников. Помогая матери разносить белье из прачечной клиентам, она познакомилась с одним изних, Пюви де Шаванном, и стала натурщицей. Судя по портретам Ренуара, в особенности на картине «Косы», Мари-Клементина Валадон была очень красивой девушкой с прекрасными густыми волосами и стройной фигурой, а ее поразительное, при том что она была натурщицей и моделью, упорство и трудолюбие превратили ее склонность к рисованию в подлинный художественный талант. Сюзанна Валадон стала известной художницей, и кто знает, может быть, восторженный взгляд Ренуара, представивший ее прелестной и очаровательной девушкой на своих картинах, укрепил ее дух и веру в себя, в свои силы, в свое призвание.»

По материалам из книги М.С.Лебедянский «Портреты Ренуара». — М.: Изобразительное искусство, 1998. — 176 с.: ил.

Узор и фактура

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: