Сыновья борис и александр, пастернак леонид осипович - Тайны со всего мира

Сыновья борис и александр, пастернак леонид осипович

Пастернаки. Дар понимания

Если назвать фамилию Пастернак, то, скорее всего, большинство людей по ассоциации продолжат – Борис. Имя Бориса Леонидовича Пастернака известно в России любому культурному человеку. По крайней мере, знакомому со школьной программой по литературе. И знают Пастернака прежде всего как поэта. А вот отец нобелевского лауреата Леонид Осипович Пастернак – человек ничуть не меньших талантов и известности, правда, в другой области искусства.

Леонид Пастернак. Борис Пастернак. Работы Л.Пастернака.

Леонид Пастернак: рисовать вопреки

На вопрос «Как вам живется?» он отвечал: «Я не живу, я рисую». Поэтому, наверное, и смог пройти через подавление родителей, вплоть до физического уничтожения рисунков. Леонид Осипович Пастернак родился 22 марта 1862 года в Одессе, в бедной еврейской семье (хотя, согласно фамильному преданию, среди предков числись и весьма известные средневековые деятели – философ и политик дон Исаак Абрабанель и его сын поэт Иегуда). Осип Постернак (именно так изначально писалась фамилия) содержал постоялый двор на окраине, его жена Лия несла на себе заботы о хозяйстве. Они понимали счастье и успех сына по-своему и хотели, чтобы «он вышел в люди». Иначе говоря, получил «нормальную еврейскую профессию» — стал бы медиком или юристом.

Но Леонид оказался человеком – хотя пока и маленьким – но уже с характером. Так что бросать рисование он и не думал, и все равно находил пути выхода своей творческой энергии. Например, расписывал стены угольком. (Казалось бы, ничего особенного, мало ли кто из мальчишек не рисовал на стенах? Но тут есть повод лишний раз подумать о талантах детишек и присмотреться к юным художникам, певцам, актерам, фокусникам и т.д. внимательнее.)

В семь лет он получил первый заказ. От дворника, который жил неподалеку. Тот попросил мальчика сделать несколько картин про охоту. Мастер заказ выполнил, а дворник, которого художник впоследствии шутливо называл «моим первым Лоренцо Медичи», остался доволен. И даже заплатил «солидный» гонорар в размере пяти копеек. Правда, за каждое «полотно».

В 1881 Леонид окончил Одесскую гимназию, и уже на следующий год попытался поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако вакансия уже оказалась занята — и не кем-нибудь, а дочерью Льва Толстого Татьяной. При этом Пастернак уже учился на медицинском факультете Московского университета – наверное, это можно назвать данью желаниям родителей. Оттуда он вскоре перевелся на юридический факультет, а в 1883 году поступил в Мюнхенскую королевскую академию художеств, которую и окончил по натурному классу, притом экстерном.

Вернувшись на родину, Леонид Осипович стал счастливым супругом талантливой пианистки Розалии Кауфман.

Леонид Пастернак и Розалия Кауфман

А через год в семье Пастернаков родился сын – Борис. Затем – сын Александр и две дочери, Лидия и Жозефина. Все они выросли людьми талантливыми, высококультурными. Но именно Борису Леонидовичу Пастернаку суждено было завоевать всемирное признание, превосходящее известность отца.

Леонид Пастернак с сыновьями Борисом и Александром и дочерьми Лидией и Жозефиной. 1907 год.

Борис Пастернак: путь к поэзии

Дети в семье Пастернаков росли в атмосфере высочайшей и несколько ортодоксальной, свойственной, скорее, 19 веку, культуры. Мать – замечательный музыкант, отец – прекрасный художник. Друзья семьи – чего стоит одно перечисление имен — Лев Толстой, Сергей Рахманинов, Райнер Мариа Рильке и многие другие выдающиеся люди. Все это, разумеется, формировало внутренний мир того юноши, который вскоре станет одним из главных поэтов 20 века.

Когда родителям кажется, что стихи, рисунки, музыкальные занятия их ребенка – только лишь хобби, которое скоро пройдет и забудется, а получить серьезную профессию необходимо – такая ситуация, согласитесь, встречается настолько часто, что ее, пожалуй, можно считать нормой. Родители Леонида Пастернака желали своему сыну добра, и вряд ли их можно винить за то, что они препятствовали увлечению будущего художника. Иной вариант, когда родные всерьез принимают творческие искания ребенка, является, скорее, исключением. И чаще всего мы видим такой подход в семьях, где сами родители – художники в широком смысле слова. Так и воспитывался Борис Пастернак. Отец и мать хотели, чтобы сын нашел свое место в жизни и был счастлив. И они всячески поощряли его увлечения – во всем их творческом многообразии.

Леонид Пастернак с сыном Борисом

До того как сознательно и бесповоротно определиться с выбором творческого пути, Борис поступает в Московскую консерваторию. Здесь тоже не обходится без семейных связей – в данном случае, речь идет о Скрябине, близком друге Леонида Осиповича. Но вскоре будущий поэт оставляет мысли о музыкальной карьере, несмотря, как говорится, «на все данные». Он становится студентом историко-философского факультета Московского университета. А в 1913 году он отправляется в Марбург, где изучает философию уже под началом профессора Когена, главы Марбургской неокантианской школы. Однако увлечение философией тоже продолжается недолго, Борис влюбляется, возвращается в Москву и осознает себя, наконец, лириком – более, нежели логиком.

В следующем же году выходит первый поэтический сборник Пастернака «Близнец в тучах», поэт знакомится с Маяковским и другими футуристами, оканчивает университет и полностью отдается литературной деятельности.

И все-таки, как поется в одной хорошей песне, «ничто на земле не проходит бесследно» — и философии, и тем более музыке в поэзии и прозе Бориса Пастернака всегда будет отводиться важное место. Об этом еще напишут критики и литературоведы – от Марины Цветаевой до Дмитрия Быкова.

Многое досталось Борису от матери – умение жить искусством и в искусстве, творческая и жизненная самоотдача.

С отцом можно найти немало общих черт в творчестве. Художник Леонид Пастернак старался запечатлеть мгновение, это был один из основных его методов, во многом сформировавшихся под влиянием опыта импрессионизма. Он делал зарисовки буквально «на ходу». По сути, поэт Борис Пастернак в своих текстах делал то же самое. Из некой последовательности метафор и образов «чем случайней, тем вернее» получался эффект как бы мгновенного кадра, который можно в подробностях рассмотреть. Некоторая импрессионистская «фотографическая» смазанность, рождаемая быстрым движением «камеры», также роднит кисть Леонида Осиповича и слово Бориса Леонидовича.

Борис Пастернак в 1910 году на картине Леонида Пастернака

Поэт-отец: «ребячества пришлось на время бросить…»

В 1921 году Леонид Пастернак с женой и дочерьми уезжают из Советской России. Как они думали – на время, для лечения. Как оказалось – навсегда. Они живут в Мюнхене, где художник переносит глазную операцию и много пишет. В тридцатые к власти приходят нацисты, нормальная творческая жизнь быстро становится невозможной, и в 1935 Леонид Осипович перебирается в Оксфорд, где его уже ждет дочь Лидия, вышедшая замуж за англичанина. Сыновья Борис и Александр остаются на Родине.

Леонид Пастернак, Борис Пастернак, Розалия Пастернак, Александр Пастернак, Берта Кауфман, Жозефина Пастернак и Лидия Пастернак

Вскоре после отъезда родителей, Пастернак женится на Евгении Лурье, талантливой портретистке. Брак их продлился недолго, но в этом браке в сентябре 1923 появился на свет первенец поэта — Евгений. Отец был очень счастлив, в чем признавался в дневниках, письмах, разговорах. Хотя, опять же, по собственным уверениям, был еще не готов к отцовству.

«Я бедствовал. У нас родился сын.
Ребячества пришлось на время бросить.
Свой возраст взглядом смеривши косым,
Я первую на нем заметил проседь», — писал об этом времени Пастернак в своем романе в стихах «Спекторский».

Борис Пастернак, Евгения Лурье и их сын Евгений. 1924 г.

Мальчик рос очень похожим на отца – сходство было буквально портретное, более того, сын походил на Бориса Леонидовича и голосом, и даже почерком. Отношения у них складывались доверительные, близкие, и сын стал настоящим другом для отца, а впоследствии и вдумчивым исследователем отцовского творчества, автором множества работ, связанных с биографией и литературным наследием Пастернака.

В 1931 году Пастернак женится вновь, на сей раз его избранница — Зинаида Николаевна Нейгауз, которая в 1938 году подарила Борису еще одного наследника – Леонида. Беременность пришлась на тяжелое и жуткое время зимы «большого террора».

«Но мальчик родился, милый, здоровый и, кажется, славный. Он умудрился появиться на свет в новогоднюю ночь с последним, двенадцатым ударом часов, почему, по статистике родильного дома и попал сразу в печать, как «первый мальчик 1938 года, родившийся в 0 часов 1 января». Я назвал его в твою честь Леонидом», – писал Борис отцу (6 января 1938, Москва).

Борис Пастернак с сыном Леонидом

Отношения со вторым сыном у Бориса Леонидовича были, может быть, даже более нежными, внимательными, чуткими. Сложно судить, каким он был отцом, но по воспоминаниям детей ясно одно – папу они любили, уважали, интересовались им. И это было взаимно.

Поэт-сын: «Я писал папе…»

Из писем того времени многое можно понять о Борисе Пастернаке – и как сыне, и как отце. Причем внимание Бориса Леонидовича и Леонида Осиповича относится не только к творческой, но и к обыденной стороне жизни друг друга.

Вот характерные выдержки из письма Бориса Пастернака отцу, датированного одним из последних мирных дней 1941 года, 19 июня.

«Дорогой папа!

Изображенный на карточке — твой внук и тезка Лёня, самое робкое, удивительное и ранимое существо из всех, когда-либо мной виденных, главная страсть которого — рисование и который на вопрос: “Кто лучше всех рисует? ” показывает пальцем на твои великолепные графические и масляные эскизы на стене и отвечает “Мой дедушка”.

Среди прочих забот я занят “Ромео и Джульеттой”, половина которой уже сделана мной по-русски. Не суди “Гамлета” слишком строго. Тебе, привыкшему к хорошим старым переводам, он никогда не понравится.

А теперь, до свиданья! Не мучай себя частым писанием писем. С нас достаточно, как и прежде, твоих телеграмм. Прости меня, если я чем-нибудь огорчил тебя своими словами.
Нежно тебя целую.

(19 июня 1941 г., перевод с английского)

Леонид Осипович Пастернак ушел из жизни 31 мая 1945 года, в возрасте 83 лет. Борис Леонидович узнал об этом из телеграммы, которая пришла в ответ на его безуспешные попытки выяснить судьбу своего письма отцу.

Он прислал оставшимся в Оксфорде родным телеграмму, в которой помимо прочего были такие слова:

Читайте также  Распятие, или гиперкубическое тело, сальвадор дали, 1954

«Как пережить невозвратимую потерю и мрачную бесцветную жизнь без этого удивительного большого человека, художника и жизненного примера. Бедный, бедный, дорогой папа».

(перевод с английского)

Когда-то Борис Пастернак написал об отце так:

«Папа! Но, ведь это море слез, бессонные ночи и, если бы записать это, – тома, тома, тома. Удивленье перед совершенством его мастерства и дара, перед легкостью, с которой он работал (шутя и играючи, как Моцарт) перед многочисленностью и значительностью сделанного им, – удивленье тем более живое и горячее, что сравнения по всем эти пунктам посрамляют и унижают меня. Я писал ему, что не надо обижаться, что гигантские его заслуги не оценены и в сотой доле, между тем как мне приходится сгорать от стыда, когда так чудовищно раздувают и переоценивают мою роль… Я писал папе…, что, в конечном счете, торжествует все же он, он, проживший такую истинную, невыдуманную, интересную, подвижную, богатую жизнь, частью в благословенном своем XIX веке, частью – в верности ему, а не в диком, опустошенном нереальном и мошенническом двадцатом…»

Лучшего свидетельства об отношениях «отцов и детей» в семье Бориса Пастернака, наверное, не стоит искать.

Леонид Пастернак

П ервые работы на заказ Леонид Пастернак написал в шесть лет, а своего заказчика — местного дворника — художник всю жизнь называл «мой Лоренцо Медичи». Позже в творческой биографии Пастернака появились портреты родственников и знаменитых современников, полотна и рисунки со Львом Толстым, а также иллюстрации к его произведениям. Работы художника хранятся в российских и зарубежных музеях и частных собраниях.

Выпускник мюнхенской Академии изящных искусств

Леонид Пастернак родился в 1862 году в еврейской семье в Одессе. С раннего детства мальчик много рисовал, углем он делал мгновенные наброски всего, что видел вокруг. Первый заказчик у маленького художника появился, когда ему было 6 лет: местный дворник попросил его создать зарисовки на охотничьи темы. Каждый рисунок стоил 5 копеек, которые Леонид Пастернак потратил соответственно возрасту: на конфеты. Однако в семье не приветствовали легкомысленного увлечения рисованием. Родители, владельцы постоялого двора, видели младшего сына в будущем врачом, аптекарем или «на худой конец, ходатаем по делам». Несмотря на это, Пастернак посещал Одесскую рисовальную школу.

Уступая родительской воле, в 1881 году Леонид Пастернак поступил на медицинский факультет Московского университета. Однако медицину он не любил и через 2 года перевелся на юрфак Новороссийского университета в Одессе. В Российской империи студенты только этого вуза могли выехать за границу.

Практически сразу после поступления на юрфак Пастернак уехал в Мюнхен: параллельно он решил учиться живописи в Королевской Академии изобразительных искусств у немецкого художника Иоганна Каспара Гертериха. Приезжая в Одессу для сдачи экзаменов, Пастернак печатал в местных журналах карикатуры, юмористические и бытовые сценки.

В 1885 году художник блестяще закончил Академию и экстерном юридический факультет. После учебы выпускнику предстояло пройти службу в армии, и в 1885–1886 годах он был вольноопределяющимся в артиллерии. Привычка делать быстрые и точные наброски не покинула его и на службе. Один из эскизов того времени стал сюжетом для большого полотна «Вести с родины».

Вернувшись в Одессу, Леонид Пастернак познакомился с талантливой пианисткой Розалией Кауфман. В 1889 году они поженились и переехали в Москву.

«Первый русский импрессионист»

В том же 1889 году Леонид Пастернак подарил Павлу Третьякову свое полотно «Еврейка с чулком», а чуть позже, на выставке передвижников, меценат приобрел его работу «Вести с родины». Деньги от продажи Пастернак вложил в парижское путешествие. Он изучал французское искусство и пробовал новые приемы живописи. Критики отмечали, что после поездки рука художника стала «более свободной и изысканной».

Вернувшись в Москву, Леонид Пастернак вместе с портретистом Виктором Штембером открыли школу живописи и рисунка. В 1890 году художник стал редактором литературно-художественного журнала «Артист» и сблизился с кружком Василия Поленова, куда входили Валентин Се­ров, Константин Коровин, Исаак Левитан, Михаил Врубель. Позже из этого объединения вырос «Союз русских художников». Участники кружка пропагандировали полную свободу в творчестве, и Леонид Пастернак первым из русских художников назвал себя импрессионистом.

Однако он регулярно участвовал в выставках передвижников. На одной из таких экспозиций в 1893 году Пастернак встретился с Львом Толстым, который разглядывал его картину «Дебютантка», а позже признался, что следит за творчеством художника. Через некоторое время художника пригласили в гости к писателю, и вскоре Пастернаки стали часто бывать у него — и в Ясной Поляне, и в Москве.

Постепенно художник создал серию семейных портретов Толстых. Кроме того, Пастернак сделал иллюстрации к роману «Воскресение», и эти работы получили медаль на Всемирной выставке 1900 года в Париже. В 1902 году картину Леонида Пастернака «Толстой с семьей в Ясной Поляне» для Русского музея приобрел великий князь Георгий Александрович. Другой великий князь — Сергей Александрович — лично утвердил кандидатуру Леонида Пастернака на пост профессора Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

К 1902 году у Пастернаков было уже четверо детей: два мальчика — Борис и Александр, и две девочки — Жозефина и Лидия. Художник писал семейные портреты и сценки из домашней жизни, эти работы успешно продавались. Друзья семьи шутили, что так дети кормят своих родителей.

Портретист, исследователь, основатель ленинианы

В 1905 году Петербургская академия художеств избрала Пастернака академиком живописи, но с началом революции и беспорядков в Москве семья уехала в Германию. В Берлине Леонид Пастернак устроил выставку своих работ и писал портреты на заказ.

Вскоре Пастернаки вернулись в Москву. В 1910-х годах художник написал множество портретов культурных деятелей и политиков России и Европы. В его портретной галерее появились композиторы Александр Скрябин и Сергей Рахманинов, литераторы Максим Горький и Константин Бальмонт, Валерий Брюсов и Вячеслав Иванов, микробиолог Илья Мечников, английский режиссер Генри Крэг, создатель идеологии анархо-коммунизма князь Петр Кропоткин. Также Леонида Пастернака считают одним из основателей ленинианы. Он первым из художников академического направления начал делать зарисовки Владимира Ленина и других революционных деятелей на съездах и собраниях.

В начале 20-х годов Пастернаки с дочерьми эмигрировали в Германию. В Берлине художник продолжил писать портреты литераторов, художников и ученых. Среди них был и Альберт Эйнштейн. С ним супружеская пара познакомилась на музыкальном вечере в советском посольстве, где Розалия Пастернак аккомпанировала на фортепиано играющему на скрипке ученому.

Тогда же Пастернак заинтересовался темой еврейства в истории искусства: выпустил монографию «Рембрандт и еврейство в его творчестве», 2 альбома о деятелях еврейской культуры. В 1924 году Леонид Пастернак участвовал в Палестинской историко-этнографической экспедиции, откуда привез десятки этюдов и рисунков, чтобы включить их в монографию. В Германии прошли персональные выставки Пастернака в 1927 и 1932 годах.

Однако в тот период в стране уже начали проявляться нацистские настроения: почти весь тираж монографии Пастернака с воспоминаниями о Толстом сожгли, следующую выставку запретили. Когда к власти пришел Адольф Гитлер, порядки совсем ужесточились. Переговоры о возвращении в Советский Союз затянулись. В 1935 году, когда вышли Нюрнбергские расовые законы, Пастернаки переехали в Лондон. Там прошла еще одна персональная выставка художника.

23 августа 1939 года, за несколько дней до начала Второй мировой войны, скончалась Розалия Пастернак. Художник продолжал работать над полотнами. Последней и уже незаконченной его работой стал портрет Владимира Ленина. Леонид Пастернак умер в Оксфорде 31 мая 1945 года.

Сегодня работы Леонида Пастернака хранятся в известных российских музеях и за рубежом — в Париже, Лондоне, Оксфорде, Бристоле — а также в частных коллекциях.

Дома друзей и муз. Гид по Москве Бориса Пастернака

Строки Бориса Пастернака «Достать чернил и плакать», которые знают даже те, кто не читал ни одного из его произведений, посвящены февралю. А 10 февраля исполняется 130 лет со дня рождения поэта, писателя и переводчика. В этот день предлагаем прогуляться по местам, связанным с его биографией.

Дом Веденеева: место, где родился Пастернак

Улица 2-я Тверская-Ямская, дом 2

По этому адресу расположено трехэтажное здание в стиле классицизм — типичный московский доходный дом XIX века. В историю русской литературы этот дом, принадлежавший тогда купцу Ивану Веденееву, вошел 10 февраля 1890 года — в тот день в жившей здесь семье живописца Леонида Пастернака и пианистки Розалии Кауфман-Пастернак родился сын Борис. Молодая семья снимала шесть небольших комнат на втором этаже. После рождения ребенка Пастернаки прожили тут еще год, а потом переехали в другую квартиру.

И отец, и мать будущего поэта вспоминали то время как не самое простое в их жизни. Несмотря на то что к тому времени Леонид Осипович уже добился известности, а его картину «Вести с родины» приобрел для своей коллекции сам Павел Третьяков, денег катастрофически не хватало — Веденеев требовал нешуточную сумму. Художнику приходилось подрабатывать в журналах — московских и одесских (он был родом из Одессы), давать уроки рисования. Создавать полноценные картины он не мог: комнаты были слишком тесными. Розалия Исидоровна вносила свой вклад в семейный бюджет, занимаясь с учениками музыкой.

Впрочем, это недолгое и не самое счастливое время осталось запечатленным в семейном архиве. За месяц до появления младенца в гости к Пастернакам приезжал композитор Антон Рубинштейн. Леонид Осипович быстро сделал карандашный набросок, изобразив друга слушающим музыку в кресле.

5-я Московская гимназия: годы учебы

Улица Поварская, дом 14

Учился будущий поэт в 5-й Московской гимназии, которая находилась в старом здании на пересечении улиц Поварской и Большая Молчановка. У Бориса были хорошие музыкальные способности, он обожал творчество Александра Скрябина, и все думали, что мальчик пойдет по стопам матери-пианистки. Параллельно с учебой в гимназии он шесть лет занимался на курсе композиторского факультета консерватории, но потом понял, что музыка не его путь. Гимназию он, кстати, окончил с золотой медалью. Там же он познакомился с Владимиром Маяковским.

Сегодня это здание мы не увидим: в 1950-х годах его снесли, а на его месте построили новое. Сегодня в нем находится школа № 91.

Доходный дом И.М. Коровина: квартира Надежды Синяковой

Тверской бульвар, дом 9

Дом с эркерами, высокими подъездами, украшенными лепниной, ажурными воротами и балконами с легкими коваными решетками, построенный по проекту архитектора Ивана Кондратенко, в начале ХХ века был магнитом для творческих молодых людей. В одной из самых дешевых квартир на верхнем этаже жили богемные сестры Синяковы.

Читайте также  Святой себастьян, андреа мантенья

Старшая из сестер, Зинаида, была певицей — к ней в 1913–1914 годах перебрались из Харькова остальные. «Синяковых пять сестер. Каждая из них по-своему красива. В их доме родился футуризм. Во всех них поочередно был влюблен Хлебников, в Надю — Пастернак, в Марию — Бурлюк, на Оксане женился Асеев», — вспоминала о них Лиля Брик.

Родители Бориса Пастернака не одобряли увлечение сына, были против того, чтобы он посещал квартиру Синяковых, «клоаку», как они ее называли. Особенное недовольство будущий поэт вызвал, когда уехал вслед за заболевшей Надей в село Красная Поляна под Харьковом и провел там три недели. После этого их роман продлился еще почти год.

Доходный дом Первого российского страхового общества: работа над ленинианой

Улица Кузнецкий Мост, дом 21/5

В этом здании некоторое время располагался Народный комиссариат иностранных дел. В 1924–1925 годах Борис Пастернак составлял здесь библиографию иностранных откликов на смерть Владимира Ленина. Эту неожиданную работу ему, отчаянно нуждавшемуся в то время в стабильном заработке, нашел друг литературовед Яков Черняк. В числе материалов, с которыми работал Пастернак, — 108 аннотаций некрологов, написанных на французском языке. Особое внимание он уделял текстам, созданным некоммунистическими авторами и русскими эмигрантами.

Сохранился рассказ об этой работе от первого лица. В письме сестре Жозефине Пастернак признавался: «…Мне приходится читать целыми комплектами лучшие из журналов, выходящие на трех языках. Ты даже не представляешь себе, как их много. Там подчас попадаются любопытные вещи. Я врежу себе, на них задерживаясь, так как я подряжен сдельно и вырабатываю пропорционально количеству и скорости требуемых от меня находок».

Кстати, отец Пастернака Леонид Осипович считается одним из основателей ленинианы — так в СССР называлась совокупность литературных и художественных произведений, посвященных фигуре вождя мирового пролетариата. Считается, что Леонид Пастернак первым из художников запечатлел Ленина, сделав зарисовку на одном из съездов.

Дом генерала Орлова: гувернер сына Филиппа Морица

Улица Пречистенка, дом 10

Дом с богатой историей: в разное время здесь жили князь Иван Одоевский, герой Отечественной войны 1812 года генерал Михаил Орлов, художник Исаак Левитан, часто бывали Александр Пушкин и Антон Чехов.

С 1905 года и до революции 1917-го особняком владел французский фабрикант, хозяин универсального магазина на Лубянской площади, коллекционер живописи Филипп Мориц. В 1915 году сюда переехал Борис Пастернак, получив работу педагога сына хозяина Вальтера.

Поэт говорил о нем как о «славном мальчике» — ребенок не доставлял никаких хлопот. Позже он использует этот эпизод из своей молодости в «Повести», герой которой становится гувернером мальчика Гарри, сына богатого фабриканта.

Доходный дом Лазаревых: тайна встречи с Эренбургом

Нащокинский переулок, дом 6

Летом 1917 года в квартире 16 поселился Борис Пастернак. Квартиру снимала его давняя подруга Фанни Збарская, получившая в том году место земского врача под Мытищами. Квартира пустовала, и хозяйка предложила поэту пожить там вместо нее.

Пастернак прожил здесь совсем недолго, но это время осталось вписанным в его биографию. Все дело в визите, который нанес в этой квартире поэту Илья Эренбург. Точнее, во впечатлении от него: у хозяина и гостя о нем сохранились совершенно разные воспоминания.

«Он читал мне стихи. Не знаю, что больше меня поразило: его стихи, лицо, голос или то, что он говорил. Я ушел полный звуков, с головной болью. Дверь внизу была заперта — я засиделся до двух», — писал Эренбург о том визите. Пастернак же отрицал, что читал стихи. Он говорил, что было наоборот: свои сочинения читал именно Эренбург и они Пастернаку совсем не понравились.

Дом Герцена: писательская дружба

Тверской бульвар, дом 25

Домом Герцена особняк на Тверском бульваре стали называть почти через 100 лет после того, как здесь родился будущий писатель-революционер. В обиход название вошло в 1920-м, когда здесь разместились Всероссийский союз писателей и другие литературные объединения. Тогда же квартиры в доме начали давать литераторам.

В 1932 году Борис Пастернак со второй супругой Зинаидой Нейгауз переехал в дом на Тверском бульваре. Это произошло благодаря дружбе с двумя писателями — Иваном Евдокимовым и Виктором Слетовым, которые выделили ему по комнате от своих квартир. Так поэт оказался в маленьком двухкомнатном жилище, где сначала не было даже электричества — его провели через несколько месяцев.

Дом кооператива «Военный строитель»: дом Лары

Улица Покровка, дом 7/9/11

В 1946 году в этом доме с матерью, отчимом и двумя детьми жила Ольга Ивинская, ставшая последней любовью Пастернака и — по мнению многих литературных критиков — прототипом Лары в романе «Доктор Живаго». Ее дочь Ирина вспоминала, как бабушка осуждала этот роман: негоже честной женщине связываться с женатым человеком, к тому же годящимся в отцы. Когда влюбленные выходили на прогулку во внутренний двор, мать Ивинской занимала караульный пост у окон. Пастернака смешила эта слежка, и однажды он крикнул: «Смотрите, какая-то женщина хочет выброситься с шестого этажа!» Это заставило мать отойти.

Они расстались через два года, спустя еще год Ивинскую арестовали за «антисоветскую агитацию». После этого Пастернак помогал ее семье деньгами. После ее возвращения из лагеря в 1953 году они продолжили общаться. Ивинская стала заниматься издательскими делами Пастернака, поскольку тот почти не появлялся в городе, все больше предпочитая дачу. На ее адрес приходили письма, адресованные ему, в том числе те, которые были связаны с романом «Доктор Живаго», за который ему присудили Нобелевскую премию (и исключили из Союза писателей). А в 1958-м ее квартира стала местом сбора друзей и единомышленников писателя.

Доходный дом В.Н. Никифорова: «Детство Люверс»

Переулок Сивцев Вражек, дом 12

Этот адрес связан еще с одним важным произведением Пастернака. В доме, похожем на замок, Пастернак снимал комнату в 1917 году. Вокруг — разруха, неподалеку был даже вырыт окоп. Здесь он написал повесть «Детство Люверс», а также поэтический цикл «Болезнь». Зимой Пастернак заболел испанкой, холодную комнату было нечем топить. На время к нему переехала мать, а отец сделал набросок, как сын лежит в кровати и читает. Позже родители забрали его к себе.

Дом Маяковского: дружба и разногласия

Переулок Маяковского, дом 15/13

Дом главного футуриста страны распахнул свои двери в 1926 году, когда Маяковский получил квартиру на Таганке — в Гендрикове переулке, который после смерти поэта был переименован в переулок Маяковского. Четыре последних года жизни поэта прошли здесь. В квартире всегда было людно: то дружеские посиделки, то заседания редакции «ЛЕФа». Сюда часто приходил и Борис Пастернак, с которым Маяковский дружил еще с гимназии. В их отношениях было все: громкие ссоры, примирения, разногласия, взаимная критика и взаимное восхищение.

Их предпоследняя встреча прошла на новогоднем празднике в квартире Маяковского, а последняя — в Театре Мейерхольда на премьере «Бани» в середине марта 1930 года. Когда Пастернаку сообщили о смерти друга, тот поспешил в его дом. Квартира опустела. «Вдруг внизу, под окном, мне вообразилась его жизнь, теперь уже начисто прошлая. Она пошла вбок от окна в виде какой-то тихой, обсаженной деревьями улицы, вроде Поварской», — вспоминал Пастернак.

Дом-музей Бориса Пастернака: последний адрес

Переделкино, улица Павленко, дом 3

С 1939-го Пастернак стал все больше времени проводить на даче на окраине Переделкина. Здесь были созданы «Доктор Живаго», циклы стихов «Переделкино», «На ранних поездах», «Земной простор», «Когда разгуляется…», здесь он переводил Шекспира и Гете, узнал о том, что ему присудили Нобелевскую премию. Здесь же он скончался в 1960 году.

При жизни здесь его навещали Анна Ахматова, Петр Капица, Сергей Рахманинов, Корней Чуковский. После его смерти сюда стали наведываться поклонники, чтобы увидеть место, где поэт творил.

В 1980-е годы многие писатели выступили с инициативой создать тут дом-музей. Его открыли в 1990-м, событие приурочили к 100-летию со дня рождения Бориса Леонидовича. А два года назад здесь воссоздали обстановку, которая была при жизни писателя.

Гениальный художник Леонид Пастернак, оставшийся в тени всемирно известного сына

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Леонид Пастернак был рожден в Одессе в 1862 году в большущей еврейской семье. Шестого ребенка родители нарекли двойным именем Абрам-Исаак, но все его звали только Леонидом, которому не просто жилось с такой путаницей в именах и в фамилии, потому как первоначальная ее версия была не Пастернак, а Постернак. В связи с этим художнику частенько приходилось писать пояснительные записки в официальных учреждениях.

Семья Пастернаков, будучи одной из древнейших и уважаемых еврейских семей, считала, что их род берет начало от самого царя Давида. И мать с отцом мечтали, что их младшенький станет «аптекарем, или лекарем, или, на худой конец, «ходатаем по делам»».

Но мальчишку очень увлекало рисование, которым занимался тайком, чтобы родители не видели. А творил Леонид свои «шедевры» обычным черным углем. А однажды дворник их двора попросил мальчика нарисовать картинки на охотничью тему и пообещал заплатить по пять копеек за каждую работу, чтобы украсить ими дворницкую. С заданием мальчуган справился на отлично: в 6 лет к нему пришло признание и первый заработок.

И годы спустя Леонид Пастернак, вспоминая того судьбоносного дворника, будет называть его — «мой Лоренцо Медичи». Да и пристрастие рисовать углем и простым карандашом, заложенное с детства, останется у художника до конца его дней.

По настоянию родителей Леонид поступает в Московский университет на медицинский факультет, где его сразу же оттолкнул предмет — анатомическое строение человека. Он так и не смог преодолеть отвращение к трупам, однако ту ее часть, что следовало знать художнику, он все же освоил. После чего подал прошение о переводе на юрфак Московского университета, а позже и вовсе перевелся в родной город.

Новороссийский университет в Одессе был единственным во всей Российской империи, дававший право студентам выезда за границу. Воспользовавшись случаем, Пастернак поехал в Германию и поступил в Мюнхенскую королевскую академию. По конкурсному отбору он прошел первым номером! Да и закончил он академию с золотой медалью, при том умудрится получить экстерном и диплом юриста.

Читайте также  Общество в парке, антуан ватто

Талантливый молодой художник вернулся в Москву с целым арсеналом учебных экспериментальных работ, которые вмиг разобрали коллекционеры. И тут Пастернаку пришел час идти на службу в армию, где так же в свободное время плодотворно работал над живописью. Большое полотно, написанное под впечатлением от службы — «Вести с родины», прямо с мольберта купил Павел Третьяков для своей коллекции.

Вскоре художник женится на довольно известной пианистке Розалии Кауфман. Молодожены обоснуются в Москве, а по истечению года у них родится первенец, в будущем ставший лауреатом Нобелевской премии — мастер литературного слова Борис Пастернак. Затем на свет появятся сын Александр — будущий архитектор, две дочери — Жозефина и Лидия.

Пастернак причислял себя к одному их первых русских импрессионистов, ничуть не опасаясь непонимания и холодного отношения к импрессионизму в России в целом. «Он был более модернист, чем Репин. Он позволял себе быстрые обобщения и приблизительные текучие контуры в духе парижских голландцев, а также резкие превращения линии в пятно, что было не по зубам тому же Репину, незнакомому с мюнхенской школой. А своим немецким товарищам Пастернак не уступал во владении колоритом, умея добиться свечения в интерьере мягкого и цветного, как у импрессионистов, и драматичного, в духе основательно подзабытого всеми караваджизма» , — писала историк искусства о Пастернаке Елизавета Плавинская.

Однажды на выставке работ передвижников, где Леонид Осипович выставлял и свою работу «Дебютантка», произошло знакомство двух талантливых мастеров — пера и кисти. Супруги Пастернаки были представлены Льву Толстому, позже в доме у которого стали частыми гостями.

Их дружба вылилась в тесный и плодотворный творческий союз. Пастернак проиллюстрировал множество произведений Льва Николаевича, в том числе и роман «Воскресение», иллюстрации к которому в 1900 году были выставлены на Всемирной выставке в Париже.

«Зеркало» Льва Толстого — так называли в те годы Леонида Пастернака, в подтверждение чего следует сказать, что художник создал не только огромное количество иллюстраций к его творениям, а и тридцать шесть портретов писателя.

А когда полотно Пастернака «Студенты» было приобретено Люксембургским музеем в Париже, это стало знаковым событием в России, о котором восторженно писала одесская пресса: «Люксембург — один из первых художественных музеев в мире. Сюда может попасть только очень большой художник, и то, если он француз. Картин, принадлежащих иностранцам, в Люксембурге всего несколько. Русских картин ни одной». Вот так работа русского художника стала первой, удостоенной чести быть украшением самого известного музея мира.

К тому же Леонид Пастернак написал огромное множество портретов великих и знаменитых современников. Ему позировали Рубинштейн и Скрябин, Гершензон и Горький, Мечников и Эйнштейн. С последним его связывали дружеские отношения очень многие годы. Художник создал серию портретов знаменитого ученого.

К тому же Пастернак считается одним из основателей ленинианы. Посещая партийные съезды и конгрессы, делал множество набросков и зарисовок вождя и других политических деятелей. Он был первым из художников академического направления, удостоенный такой чести правительством страны Советов. Однако впоследствии многие из этих портретов, были уничтожены новой властью.

Художник попал в опалу и был вынужден выехать в 1921 году с семьей в Германию, по иной же версии он ехал туда на лечение. Вернуться в Россию ему уже было не суждено. В 1938 году пришедший к власти фашизм заставил Пастернака покинуть Германию. А в мае 1945 года он умер в Оксфорде. (Великобритания).

Первая персональная экспозиция работ художника в СССР состоялась в 1979 году в Третьяковке, а через 22 года там же прошла еще одна выставка под названием «Пастернак в России и Германии». К 150-летию со дня рождения были выставлены творения мастера на его родине — в Одессе. Полотна мастера на сегодняшний день являются украшением крупнейших музеев мира и коллекционных собраний.

Удивительна судьба русско-американского живописца из Казани, эмигрировавшего в Америку в послереволюционный период, и забытого исторической родиной на долгие годы — Николая Фешина , создавшего огромное количество потрясающих портретов в уникальной «фешинской» манере, которые в наши дни продаются за десятки миллионов долларов.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Пастернак Леонид Осипович
Пастернак Исаак Иосифович

Русский художник. Живописец. График. Педагог. Мастер жанровых композиций и книжной иллюстрации. Отец писателя и поэта Бориса Пастернака и архитектора Александра Пастернака. Его работы представлены во многих музеях и частных коллекциях Европы, Америки, Азии и Австралии.

Леонид Пастернак родился 3 апреля 1862 года в городе Одесса, Украина. Вырос в многодетной семье. Уже в детстве проявил любовь к рисованию, но родители настояли на более «земной» профессии. В 1881 году поступил в Московский университет на медицинский факультет, а через два года перевелся на юридический факультет в университет Одессы, который окончил в 1885 году.

Занятий живописью во время своего студенчества не прекратил. В этот период брал уроки в московской школе-студии Евграфа Сорокина, учился мастерству офорта у Ивана Шишкина, а потом прошел по конкурсу в Королевскую Мюнхенскую академию живописи и уехал в Германию. Эти годы являлись временем вдохновения и становления мастера.

Вскоре его картину «Письмо из дому» приобретает Павел Третьяков для своей знаменитой Третьяковской галереи. Пастернак получает возможность поездки в Париж, о которой мечтал всю жизнь. После поездки его кисть и карандаш становятся более свободными и изысканными. Пастернак начинает применять новую технику: сочетание темперы и пастели, много рисует углем. Его произведения становятся более динамичными, выразительными и естественными.

Леонид участвует в ежегодных выставках передвижников. На очередной выставке картина Пастернака «Дебютантка» привлекает внимание Льва Толстого. Их знакомят, и Пастернаки становятся частыми гостями Толстого в Москве и Ясной Поляне, где художник рисует писателя и создает иллюстрации к «Войне и миру» и «Воскресению», которые одобрены самим Толстым и отмечены медалью Всемирной Парижской выставки-1900. К этому времени Леонид Пастернак уже являлся профессором прославленного Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

В 1910-х годах художник написал множество портретов культурных деятелей и политиков России и Европы. В его портретной галерее появились композиторы Александр Скрябин и Сергей Рахманинов, литераторы Максим Горький и Константин Бальмонт, Валерий Брюсов и Вячеслав Иванов, микробиолог Илья Мечников, английский режиссер Генри Крэг, создатель идеологии анархо-коммунизма князь Петр Кропоткин. Также Леонида Пастернака считают одним из основателей ленинианы. Мастер первым из художников академического направления начал делать зарисовки Владимира Ленина и других революционных деятелей на съездах и собраниях.

В 1921 году Пастернак вместе с женой и дочерьми уехал на лечение в Германию, так как мастеру потребовалась операция на глаза. Сыновья Борис и Александр остаются в Москве. После операции семья Пастернака не спешит возвращаться в связи с тем, что много работ нужно завершить в Германии. В 1927 и 1932 годах в Берлине состоялись две персональные выставки художника. В 1933 году к власти в Германии приходит Гитлер и Пастернак с женой уезжают к дочерям, которые к тому времени уже живут в Англии.

Леонид Осипович Пастернак скончался 31 мая 1945 года в английском городе Оксфорд, прожив яркую и наполненную жизнь. Мужчина оказался счастлив в браке и смог реализовался как художник. Работы мастера представлены в музеях и частных коллекциях Европы, Америки, Азии.

Творчество Леонида Пастернака

За работой. Этюд. Масло
«Не выпить ли?». 1883.В собрании Одесского художественного музея.
Портрет А. Г. Рубинштейна (1886),
Иллюстрации к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
В кабинете артистки. 1893. В собрании Одесского художественного музея.
Портрет неизвестной. 1893. В собрании Одесского художественного музея.
«Ночь накануне экзамена», 1895. Музей Орсе, Париж
Иллюстрации к роману Л. Н. Толстого «Воскресение». (1899)
Иллюстрации к драме «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1891)
Иллюстрации к поэме «Мцыри» М. Ю. Лермонтова (1891)
Няня с ребенком. Зайчик. 1901. В собрании Одесского художественного музея.
«Заседание совета преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества» (1902)
Л. Н. Толстой с семьей в Ясной Поляне (1902)
В ложе театра. 1902. В собрании Одесского художественного музея.
«Вести с родины»,
Портрет С. С. Шайкевича
Портрет А. Б. Высоцкой. 1912. Пастель
Портрет А. Б. Высоцкой. 1912. Пастель
Портрет М.Горького (1906),
Портрет А. Н. Скрябина (1909),
Портрет Ил. М. Мечникова (1911),
Портрет Вяч. Иванова (1915)
Уроки музыки. 1909. Пастель
К родным (1891) Масло.

Память о Леониде Пастернаке

После смерти Леонида Пастернака организованы выставки его работ в Англии и Германии. Первая персональная выставка художника в СССР состоялась в 1979 году в Третьяковской галерее, а в 2001 году там же прошла выставка «Л. О. Пастернак в России и Германии». К 150-летию со дня рождения выставка работ художника состоялась и на его родине — в Одессе, тогда же на доме, где жил Леонид Осипович, была установлена мемориальная доска.

В 1999 году в Оксфорде в доме, где Леонид Пастернак прожил последние несколько лет жизни и где находилась его мастерская, был создан музей художника.

Именем Леонида Пастернака названа улица в Тель-Авиве.

Семья Леонида Пастернака

Жена — Розалия Кауфман (брак с 1889), пианистка.

Сын — Борис Пастернак — писатель, поэт, лауреат Нобелевской премии
Внук — Евгений Пастернак
Внук — Леонид Пастернак

Сын — Александр Пастернак — инженер, архитектор, градостроитель и преподаватель

Дочь — Жозефина Пастернак

Дочь — Лидия Пастернак
Внучка — Лиза Пастернак-Слейтер — профессор Оксфордского университета
Племянница (дочь сестры Хаси Иосифовны Пастернак и изобретателя Моисея Филипповича Фрейденберга) — филолог-античник Ольга Михайловна Фрейденберг
Внучатый племянник (внук сестры Екатерины Осиповны Якобсон) — французский художник Филипп Германович Гозиасон

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: