Святой бенедикт, ганс мемлинг, 1487 - JEKATERINBURG.RU

Святой бенедикт, ганс мемлинг, 1487

Почему один из лучших художников Средневековья писал картины для больницы: Ганс Мемлинг

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Биография Мемлинга

Ганс Мемлинг был одним из самых важных художников раннего периода Нидерландов (входил в группу так называемых «фламандских примитивов»). За свою тридцатилетнюю карьеру он внес множество новшеств в нидерландское искусство. Ганс Мемлинг родился в Зелигенштадте, недалеко от Франкфурта в регионе Среднего Рейна. Известно, что Мемлинг проходил обучение в Майнце или Кельне.

Джорджио Вазари в своей «Vite» (биографии художников) писал, что Мемлинг был учеником и коллегой Ван дер Вейдена. Их сотрудничество предположительно длилось до смерти Ван дер Вейдена 18 июня 1464 года. Вскоре после этого, в 1465 году, Мемлинг зарегистрировался как бюргер Брюгге. В этот период портреты были одной из важнейших частей творчества Мемлинга. Треть работ художника, сохранившихся до наших дней, — это именно портреты. Популярность этих работ, вероятно, была связана с личным подходом, который он внес в существующий портретный стиль. Кстати, итальянская клиентура особенно ценила портреты Мемлинга.

Прекрасным примером является портрет мужчины из коллекции Королевского музея изящных искусств Антверпена, вероятно, написанный в 1473-74 годах. Мужчина в черном пальто с белым воротником и черном уборе смотрит на зрителя. В руке он держит монету. В центре картины, у нижнего края, Мемлинг нарисовал несколько лавровых листьев. Мужчина сидит перед широким, протяженным ландшафтом, где мы наблюдаем лебедей, человека на лошади и пальму.

С 1470-х гг. Мемлинг работал и над другими видами картин. Одним из таких заказов была роспись двух панелей алтаря по заказу Гильдии библиотекарей. К сожалению, эти панели, нарисованные около 1479 года, утеряны. Также в 1479 году Мемлинг написал свои единственные две работы, которые были датированы и подписаны: Ретабль Святого Иоанна и Триптих Яна Флорейна. Оба алтаря были изготовлены для священнослужителей больницы Св. Иоанна. Не раз высказывались подозрения, что у Мемлинга были особые отношения с больницей Св. Иоанна из-за большого количества работ, которые больница заказала у него. Многие исследователи считают, что Мемлинг, будучи доблестным солдатом армии Карла Смелого, принимал участие в военных действиях и даже был ранен. Именно больница Святого Иоанна помогла художнику излечиться. В благодарность за помощь Мемлинг написал множество работ для учреждения.

Триптих Святого Иоанна

Триптих был написан для Высокого алтаря часовни больницы Святого Иоанна. Старая надпись на нижней части рамы включает дату 1479 года и имя художника Ганса Мемлинга. Алтарь, конечно же, посвящен святым покровителям больницы. Центральное изображение Богородицы может быть связано с давними и тесными связями больничной часовни с Девой Марией. Две святые женщины, Екатерина и Варвара, были особенно важными святыми для тяжело больных людей. Их присутствие в больничном контексте часто объясняется тем, что они символизируют созерцательную и активную жизнь монастырского сообщества больницы.

Вместе с Гданьским «Страшным судом» и «Любекскими страстями» это один из трех самых больших триптихов Мемлинга. Три запрестольных образа служат важными вехами в развитии его творчества. «Алтарь св. Иоанна» датируется 1479 годом и, таким образом, находится точно на полпути между Гданьским (1467 г.) и Любекским (1491 г.) триптихами.

Композиция

Композиция триптиха в целом оригинальна не только с точки зрения повествования, где различные компоненты взаимосвязаны пространственно и тематически. Новшество касается и изображения Девы Марии на небесах и Апокалипсиса. Иконография такой группы святых, сидящих и стоящих вокруг восседающей на троне Девы, встречается довольно редко. Мемлинг, вполне вероятно, вдохновлялся алтарями Яна ван Эйка.

— На левой панели изображена смерть Иоанна Крестителя (Усекновение главы),
— На правой панели Иоанн Богослов, изображенный на острове Патмос,
— На центральной панели изображена Мария с младенцем Иисусом в окружении двух Иоаннов и святых Екатерины Александрийской и Варвары. Узкие вертикальные проемы между колоннами открывают непрерывный пейзаж с руинами и зданиями, в которых разыгрываются небольшие эпизоды из жития двух святых.

Заказчиками триптиха были четыре благочестивых жителя Брюгге, которые изображены на обратной стороне крыльев.
• Якоб де Сеунинк (монах в больнице),
• Антеунис Сегерс (начальник больницы),
• Агнес Казембруд (настоятельница больницы) и
• Клара ван Хулсен, медсестра.
Позади них находятся святые, в честь которых они были названы: Святой Иаков Великий, Святой Антоний Аббат, Святой Агнес и Святой Клэр.

К моменту своей смерти (11 августа 1494 года) Мемлинг был признанным художником у себя на родине и за рубежом. Его стилю, композициям и использованию красок следовали многие будущие художники. Заметно влияние Мемлинга — в большей или меньшей степени — в произведениях Джерарда Дэвида, Йооса ван Клеве, Квинтена Матсиса и Питера Поурбуса. Таким образом, Мемлинг сыграл определяющую роль в развитии живописи Брюгге.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Галерея Уффици (fb2)

Главная часть алтаря представляет обширное пространство, в центре которого лежит Младенец Христос, выглядящий особенно маленьким по сравнению с фигурами Богоматери, Иосифа и пастухов. Итальянский мастер в этом случае нарисовал бы пухлое и крупное дитя, чтобы подчеркнуть его необычное происхождение, но нидерландский художник верен реалиям жизни, поэтому в алтарном образе Ван дер Гуса новорожденный младенец мал, у него туманный взгляд едва появившегося на свет человека и слабые движения ручек и ножек. Изобразив Бога, пришедшего в мир в образе крошечного, трогательного ребенка, художник задал особое настроение произведению — умиление.

Это чувство у него выражено тонко, поскольку никто здесь не умиляется открыто: Богоматерь погружена в созерцание Сына, ангелы обстоятельно приступают к молитве, на лицах прочих персонажей — глубокая задумчивость и серьезность. Но по тому, как разметаны волосы Иосифа, не успевшего от волнения их пригладить, по его старательно сложенным в молитве рукам, по тому порыву, в котором склоняются перед Младенцем пастухи, чувствуется радостное потрясение, сменяющееся растроганностью в душах всех этих людей. И только один из пастухов с грубоватым, простонародным лицом, не успевший опуститься на колени и сложить молитвенно руки, смотрит на происходящее, буквально открыв рот от изумления. Ко всем этим подробностям внимателен художник, поскольку они создают настроение картины, как и цветы в вазе на переднем плане, частично осыпавшиеся, и расшитые одеяния ангелов справа, и красивый, пронизанный светом пейзаж на заднем плане.

Когда в 1483 алтарь через море был привезен во Флоренцию, он поразил увидевших его и оказал большое влияние на итальянскую живопись.

Ганс Мемлинг (между 1433 и 1440–1494) Святой Бенедикт 1487. Дерево, масло. 45,5×34,5

Творчество ученика Рогира ван дер Вейдена, Ганса Мемлинга, принадлежало к новому периоду в нидерландской живописи XV века, которая находилась уже под немалым влиянием итальянской, о чем можно судить по представленному портрету.

Святой Бенедикт является родоначальником западного монашества и автором легшего в основу его общежития устава. Мемлинг изобразил Бенедикта в черном монашеском одеянии, с посохом, внимательно читающим Библию. Святой словно проговаривает шепотом божественные слова. Художник передал в облике этого подвижника и отшельника выражение, появляющееся на лице человека, погруженного в чтение и восхищающегося написанным. Мягкая светотеневая живопись лица и рук святого Бенедикта еще более дает почувствовать его образ, тишине и сосредоточенности которого вторит вечереющий пейзаж за окном.

Маттиас Стомер (около 1600 — после 1649) Благовещение 1633–1637/1638 (?). Холст, масло. 113×166

Маттиас Стомер был одним из тех, кого называют «караваджистами», то есть последователем итальянского художника Микеланджело Меризи да Караваджо, чью живопись голландец мог видеть во время своего пребывания в Неаполе. От него Стомер перенял в том числе и особенности светотени, которые использовал в данной картине.

Дева Мария и явившийся Ей архангел Гавриил озарены пламенем стоящей на столе свечи, выхватывающим их фигуры из сумрака комнаты. Колеблющийся свет усиливает напряжение всей сцены, читающееся в выражении лица Марии и Ее жесте. Все изображенное Стомером выглядит в этом свете волшебным. Но художник, прибегая к такому способу освещения, не только создает настроение, но и решает чисто живописные задачи. Руки и лица персонажей приобретают теплоту, и кажется, что сквозь прозрачную кожу видно пульсирование крови. Зритель чувствует себя стоящим совсем рядом с этим столом, то есть свидетелем происходящего. Такого эффекта добивались в живописи и сам Караваджо, и все, кто находился под его влиянием.

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669) Автопортрет Около 1639. Дерево, масло. 62,5×54

Рембрандт был тем художником в новой европейской живописи, кто стремился проникнуть в глубины человеческой души, поэтому он так много писал автопортретов, словно беседовал с самим собой. В молодости, еще будучи счастливым и даже беспечным, он любил изображать себя нарядным и слегка позирующим. «Рембрандт любил наряжаться и переодеваться, как заправский актер, — отметил французский писатель и художник Эжен Фромантен. — Он надевал тюрбаны, бархатные береты, фетровые шляпы, камзолы, плащи… Он

Читайте также  Коронование марии, фра филиппо липпи

Ганс Мемлинг: Страсти Христовы

События Страстной недели в работе Ганса Мемлинга и Северном Возрождени

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

– Здравствуйте, это радио «Фома». Приближается Страстная неделя – время, которое для каждого христианина является, наверное, самым важным в году. Ничего удивительного нет в том, что к теме Страстей Христовых очень часто обращаются самые разные художники, композиторы, режиссеры – словом, люди-артисты. Так было всегда. Есть масса полотен, посвященных Страстям Христовым, авторы которых – средневековые художники. В эпоху Возрождения это тоже одна из самых значимых тем в живописи, в скульптуре.

Очень яркий пример – «Страсти Христовы» Ганса Мемлинга. Большое, многособытийное полотно. И все события Страстной недели на этом полотне разворачиваются в декорациях типичного фламандского города XV века.

С одной стороны, это очень странный шаг, ведь когда мы говорим о Страстях Христовых, мы имеем в виду Иерусалим первого века нашей эры. С другой стороны, это вполне типично и для средневековья, и для эпохи Возрождения, когда Евангельские события переносятся в декорации того времени, когда живет сам художник. Ведь он рассказывает об этом, прежде всего, для своих современников и таким образом актуализирует события и подчеркивает, что они имеют самое прямое отношение к нам, живущим здесь и сейчас людям.

О том, как появилось это полотно, какую роль оно сыграло в судьбе Мемлинга, кто такой сам Мемлинг и почему в связи с ним говорят о Северном Возрождении, фламандском Возрождении – обо всем этом мы говорим с Тимофеем Китнисом, историком, богословом, руководителем Паломнического центра апостола Фомы в Европе. Здравствуйте!

– С чего начнем? С Мемлинга?

– Думаю, да. Сам Ганс Мемлинг – немец по национальности. Считается, что как художник он сформировался в Кельне, под влиянием другого очень известного немецкого художника Стефана Лохнера. До сих пор те, кто посещает Кельнский собор во имя Пресвятой Богородицы и апостола Петра, могут увидеть замечательную работу Лохнера «Поклонение волхвов».

– А где она там расположена?

– Она находится с правой стороны, там есть отдельный придел, посвященный Божией Матери и двум Кельнским святым, покровителям города – святому Гериону и мученице Урсуле. И уже там можно увидеть то, о чем вы говорили. Все они – и святой Герион, и Урсула, и волхвы изображены в одеждах современников Лохнера и Мемлинга. Это одна из черт, которая характерна для раннего Северного Ренессанса, для художников Германии и Нидерландов в первую очередь.

– О каком периоде времени идет речь?

– Это первая половина XV века. Более известным Мемлинг становится тогда, когда он уже гражданин Брюгге – с 1465 года. Брюгге в то время – политическая столица Великого герцогства Бургундского. И конечно, Брюгге – это самый богатый город того времени. Его называли «северными воротами Европы». В то время там правил знаменитый Карл Смелый. Это последний герцог великой Бургундии. В то время там расцветали ремесла и художества. Достаточно вспомнить свадьбу Карла Смелого, которая была устроена в Брюгге. Представьте себе картину: Карл сидит вместе со своей невестой, а вокруг феерия. Мастера Брюгге сделали такой огромный двенадцатиметровый металлический стержень, из него выезжали время от времени искусно изготовленные козлы, которые танцевали, волки играли там на флейтах. Вокруг гигантского стержня обвивался гигантский дракон, из пасти которого вылетали живые птицы. Их тут же подстреливали и подавали к столу. А этого дракона поражал гигантский Геракл. В каналы Брюгге заходили суда, были фейерверки… В течение недели все, кто был в городе, могли просто есть и пить за счет щедрости Великого герцога.

– Фантастика!

– Да. И вот в это время, когда Брюгге – самый богатый город Европы, здесь процветает живопись. В это время здесь работал другой великий фламандец, Ян ван Эйк, отец масляной живописи (масляная живопись рождается здесь, в Нидерландах). И в 1465 году сюда приезжает Мемлинг, становится гражданином города. Он поступает художником в Гильдию святого Луки, творит, пишет свои произведения. Он очень долго работает здесь в госпитале и монастыре во имя святого Иоанна.

Сам по себе Мемлинг был очень скромным человеком. Многие свои работы он подписывал специфически, по-немецки это звучало «Wie kann ich», что можно перевести как «Простите, как смог, так и написал». Так сказать, простите автору его ошибки, как говорили средневековые испанские драматурги.

– А именем своим он подписывался при этом?

– Иногда подписывался, иногда нет. Но благодаря тому, что Брюгге был в то время по сути столичным городом, одним из известнейших на то время в Европе, работы Мемлинга стали быстро расходиться, его заметили. Никуда из города он потом уже не уезжал, там он прожил всю жизнь, там он и похоронен. Кстати, в том госпитале и монастыре сейчас находится его музей, где можно видеть его картины. В Брюгге он женился, вырастил троих детей…

Внешне он прожил жизнь довольно незаметную. Про него, правда, несколько позднее, когда его имя стало известным, стали складывать легенды. О том, например, что он якобы участвовал в известной битве 1477 года при Нанси, где погибли и Карл Смелый, и само Герцогство Бургундское.

Та картина, о которой мы говорим, «Страсти Христовы», была написана Мемлингом в 1470 году. Это время творческого расцвета художника. Ему 40 лет, он находится, возможно, на пике своей известности. И сама эта работа чрезвычайно любопытна. Во-первых, что касается Мемлинга, то он первым из авторов Северного Возрождения стал писать пейзаж в своих работах. Во-вторых, как вы уже заметили, действие Страстей Господних проходит непосредственно в городской среде. Это не Иерусалим – это Брюгге. И в принципе, в нем можно узнать любой нидерландский город.

Вообще, что такое «Страсти Христовы» как жанр в искусстве? Кстати, не только в живописи, но и в музыке – «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею» Баха… А сегодня и в кинематографе есть, например, знаменитая работа Мэла Гибсона «Страсти Христовы». Все это в точности соответствует жанру, который сформировался в позднее средневековье и был очень популярен в период раннего Возрождения. Он породил такие мистерии, когда в Страстную пятницу вспоминалось несение Господом Креста, когда для поклонения и почитания выносили святыни, которые были в городе.

Так вот, Мемлинг пишет события Страстной пятницы. Они начинаются в Гефсиманском саду и заканчиваются распятием и смертью Христа. Причем что интересно – здесь мы видим, как соблюдается очень характерный для немецкого и, соответственно, нидерландского раннего Ренессанса иконографический принцип, когда на одном пространстве картины совмещаются сразу несколько событий. У Мемлинга мы видим слева взятие под стражу в Гефсиманском саду, далее видим воина, которому апостол Петр отсек ухо, и вот сейчас Спаситель его исцелит. Мы видим, как далее стремительно начинают развиваться события, причем художник передает динамику этих событий за счет движения. Мы видим, как происходит бичевание Христа, и как Ему уже готовят крест. Тут есть очень интересный момент. Ведь Пилат, когда отдал приказ бичевать Христа, таким образом пытался Его спасти. Ведь согласно римским законам, за одно преступление нельзя было наказывать дважды. Пилат говорил: итак, наказав Его, отпущу. И вот он отдает приказ о бичевании. Это страшная пытка. Но потом, как мы помним, Пилат вывел Христа к иудеям, показав на Него, сказал: «Се Человек» и снова предложил Его отпустить.

– Но столкнулся с реакцией разъяренной толпы, которая кричала: «Распни Его».

– Он столкнулся с очень твердой позицией. Как мы помним, Пилат хотел досадить старейшинам синедриона. Но он понимал важную вещь. Все эти события происходили вокруг Пасхи иудейской, в Иерусалиме было огромное количество паломников. При таком скоплении людей, в этой ситуации стоит только бросить искру – и, что называется, возгорится пламя. И, конечно, Пилат не мог настоять на своем, потому что понимал, что если начнутся крупные беспорядки, то он не сможет объяснить в Риме, что они вызваны его желанием отпустить Узника, Которого иудеи не хотели отпускать.

Читайте также  Чем славилась александрия?

И вот мы видим на картине, как готовят крест. И после этого события начинают развиваться еще стремительнее. После того, как Христа берут под стражу в Гефсиманском саду, Его вводят в город. Центральный момент картины – это бичевание и несение Креста. И вот Спаситель сразу же – и здесь мы говорим о динамике картины – выходит с Крестом из города в сопровождении толпы и римских воинов и следует к Голгофе. На полотне очень грамотно распределена перспектива. Пейзаж тоже типично нидерландский. Ничего из ландшафта Палестины здесь и близко нет. Далее происходит распятие. И, согласно событиям Страстной пятницы, мы видим уже справа на полотне положение во гроб.

Уже совсем вдалеке, на периферии картины, – Воскресение Христово. Тему дальнейшей Пасхальной радости все же нельзя обойти. Да, Христос уже сошел во ад, Он уже воскрес. Но узнают об этом все-таки несколько позже. А сейчас, в этот момент времени – в центре внимания Страсти Христовы.

Это замечательная, потрясающая картина. И я считаю, что не случайно она сейчас находится в музее в Турине.

– Турин – город в Италии, где находится Плащаница, в которую было завернуто Тело Христово при положении во гроб. Плащаница – это фактически документальное свидетельство тех страстей, страданий, которые Христос претерпел. На ней есть следы от всех Его ран.

– Да, эту святыню не зря называют «пятым Евангелием», потому что это наиболее яркое свидетельство не только Страстей Господних, но и Его Воскресения. Так что эти, можно сказать, два шедевра – один из области святых реликвий, другой из области живописи, – находятся в одном городе.

– Спасибо вам за разговор! И до встречи на радио «Фома».

Святой Бенедикт — Ганс Мемлинг

Творчество ученика Рогира ван дер Вейдена, Ганса Мемлинга, принадлежало к новому периоду в нидерландской живописи XV века, которая находилась уже под немалым влиянием Итальянской, о чем можно судить по представленному портрету.

Святой Бенедикт является родоначальником западного монашества и автором легшего в основу его общежития устава. Мемлинг изобразил Бенедикта в черном монашеском одеянии, с посохом, внимательно читающим Библию. Святой словно проговаривает шепотом божественные слова.

Художник передал в облике этого подвижника и отшельника выражение, появляющееся на лице человека, погруженного в чтение и восхищающегося написанным. Мягкая светотеневая живопись лица и рук святого Бенедикта еще более дает почувствовать его образ, тишине и сосредоточенности которого вторит вечереющий пейзаж за окном.

Похожие описания:

Святой Христофор — Ганс Мемлинг В 1484 г. Биллем Морил заказал Мемлингу триптих для алтаря часовни в церкви Св. Иакова в Брюгге. На центральной части алтаря изображены св. Мавр и.

Рака Святой Урсулы — Ганс Мемлинг Самым знаменитым созданием мастера является реликварий Рака св. Урсулы. Его украшают шесть композиций, которые рассказывают о паломничестве в Рим юной принцессы из Бретани и ее.

Святой Иоанн Креститель и святая Мария Магдалина. Боковые створки из триптиха — Ганс Мемлинг В 1851 году собрание Лувра пополнилось двумя боковыми створками из триптиха Ханса Мемлинга с изображением Иоанна Крестителя и Марии Магдалины. Обе фигуры искусно включены в.

Алтарь двух Иоаннов — Ганс Мемлинг Интересно, что Мемлинг, судя по документам, никогда не играл заметной роли в гильдии и не занимал никакого административного поста. Действительно, в отличие от Петруса Кристуса.

Страшный суд. Левая створка — Ганс Мемлинг Слева Святой Петр ведет небольшую группу праведных душ вверх по хрустальным ступеням. Перед входом в Рай ангелы дают им одеяния, соответствующие занимаемому при жизни положению.

Страшный суд. Центральная створка триптиха — Ганс Мемлинг В истории искусства известны мастера, творчество которых соединяет в себе достижения предшественников и современников. При этом оно гармонично, способно вызывать восхищение, но в нем нет.

Диптих. Мартина ван Ньювенхофе. Правая половина — Ганс Мемлинг Кажется, что длинные волнистые волосы Мартина чуть дрожат на концах от дуновения ветерка, наполняющего комнату через раскрытое окно. Его полные полуоткрытые губы произносят молитву. Его.

Алтарь двух Иоаннов. Внешние створки — Ганс Мемлинг На внешних сторонах створок триптиха изображены коленопреклоненные донаторы со своими святыми покровителями. На левой створке — настоятель Антоний Зегерс и казначей Якоб де Кенинк, на.

Алтарь двух Иоаннов. Правая створка — Ганс Мемлинг На правой створке — Иоанн Богослов на Патмосе. Изображения на капителях колонн над головами обоих святых на центральной части произведения — еще одна иллюстрация их.

Страсти Христовы — Ганс Мемлинг Композиция Страсти Христовы представляет собой детальное и тщательно разработанное художественное повествование. Все сцены развертываются в средневековом городе. Даже такой драматичный сюжет, как Мученичество св. Себастьяна.

Портрет Марии Морель — Ганс Мемлинг Этот портрет, на котором изображена Мария Морель, дочь бургомистра Брюгге Гийома Мореля, является одним из высоких шедевров ренессансного ниднрландского портрета. В ней можно найти и.

Алтарь двух Иоаннов. Левая створка — Ганс Мемлинг На левой створке — Усекновение главы Святого Иоанна Крестителя и соблазнительная Саломея. В целом композиция триптиха безупречна с повествовательной точки зрения: разные части произведения взаимосвязаны.

Святой Себастьян — Ганс Бальдунг Алтарь «Святой Себастьян». На центральной панели алтаря Ганс Бальдунг Грин изображает Святого Себастьяна, которого расстреливают два лучника, а сам Грин в это время стоит за.

Диптих. Мартина ван Ньювенхофе. Левая половина — Ганс Мемлинг Произведения такого типа предназначались для дома. Изображенный человек постоянно творит молитву перед Девой Марией даже в том случае, если диптих сложен и убран в футляр.

Святой Лаврентий — Франсиско-де Сурбаран В картине «Святой Лаврентий» тема мученичества представлена художником как триумф; он словно показывает не шествие на казнь, а последующее небесное торжество святого. Лаврентий, облаченный в.

Мадонна с Младенцем, святой Екатериной и святой Урсулой — Джованни Беллини В разработке этой темы, самой «обширной» в его творчестве, Беллини можно сравнить разве что с Рафаэлем. Время от времени он писал Богоматерь по заказам частных.

Прибытие святой Урсулы и паломников в Кельн — Витторе Карпаччо Картина Витторе Карпаччо «Прибытие святой Урсулы и паломников в Кельн». Размер полотна 280 x 255 см, холст, темпера. Первый и наиболее удачный цикл картин был.

Святое семейство со святой Екатериной — Хусепе де Рибера Родившись в Испании, Хусепе де Рибера большую часть жизни прожил в Италии, сначала работая в Риме, а потом — при неаполитанском королевском дворе. На его.

Портрет пожилой женщины — Ханс Мемлинг «Портрет пожилой женщины» кисти знаменитого фламандского живописца Ханса Мемлинга поражает удивительной реалистичностью изображения лица модели, позволяющей судить о ее возрасте, предполагать те или иные особенности.

Святой Иоанн Евангелист и святой Франциск Ассизский — Эль Греко Живопись Эль Греко относят то к маньеризму, то к барокко, на самом деле она не принадлежит ни к одному из течений. Оригинальность манеры этого художника.

Святой Георгий, поражающий дракона — Витторе Карпаччо Картина Витторе Карпаччо «Святой Георгий, поражающий дракона». Размер картины 180 x 226 см, холст, масло. Второй цикл картин, уже не столь большого размера также состоит.

Святой Иоанн Креститель в пустыне — Янс Синт тот Гертген Поэтическим слиянием человека с природой подкупает картина «Святой Иоанн Креститель в пустыне». Картина наполнена покоем и тишиной, свойственным самым значительным произведениям Гертгена. Среди свободно развивающегося.

Святой Георгий и дракон — Лукас Кранах «Святой Георгий и дракон». В христианстве святой Георгий Победоносец — один из наиболее почитаемых святых, каппадокийский воин, принявший во II в. н. э. мученическую смерть.

Святой Антоний — Иероним Босх «Жизнеописание святого Антония», написанное Афанасием Великим, повествует о том, что в 271 году н. э. еще молодой Антоний удалился в пустыню, чтобы жить аскетом. Прожил.

Святой Иоанн и двадцать четыре старца — Альбрехт Дюрер Гравюра «Святой Иоанн и двадцать четыре старца» — иллюстрация к 4-й и 5-й главам книги «Откровение» Иоанна Богослова: Художник изобразил Творца и Книгу Судеб, которая.

Мадонна со святой Маргаритой и другими святыми — Франческо Пармиджанино Картина Пармиджанино «Мадонна со святой Маргаритой и другими святыми». Размер картины 222 x 147 см, дерево, масло. Полное название картины — «Мадонна со святой Маргаритой.

Рыцарь, молодая девушка и смерть — Ганс Бальдунг Из немецких живописцев 16 века ближе всего к гиганту Альбрехту Дюреру по творческим исканиям, схожести композиций и структурности рисунка стоит творчество Ганса Бальдунга Грина и.

Читайте также  Самые опасные вулканы мира

Святой Иероним — Корреджо (Антонио Аллегри) Работа «Святой Иероним», относится к раннему периоду творчества Корреджо. Выразительность картине придает контрастное освещение. Святой, изображенный по пояс, задумчиво глядит на череп, размышляя, по-видимому, о.

Святой Сергий Радонежский — Николай Рерих Николая Константиновича Рериха как тонкого художника и ценителя красоты притягивали сложные, великие образы, будь то горные вершины или герои духа. В творчестве Рериха присутствует исключительный.

Святой Михаил и Дьявол — Рафаэль Санти Картина Рафаэля Санти «Святой Михаил и Дьявол». Размер картины 268 x 160 см, дерево, масло, перенесено на холст. На картине художником изображен классический вариант библейской.

Святой Георгий и дракон — Джованни Беллини Картина Джованни Беллини «Святой Георгий и дракон». Размер картины 40 x 36 см, дерево, масло. По-видимому, около 1475 Беллини совершил путешествие вдоль побережья Адриатики, где.

Святой Иероним за книгой — Микеланджело Меризи да Караваджо В этой картине, написанной Караваджо специально для Шипионе Боргезе, художник изобразил Святого Иеронима за его учеными трудами. Льющийся сквозь невидимое окно свет выхватывает из полумрака.

Обручение святой Екатерины — Корреджо (Антонио Аллегри) Корреджо не раз обращался к житию святой Екатерины, дочери царя Ксантоса, претерпевшей мученическую кончину по воле императора Максимиана. В юности святая дала обет безбрачия и.

Святой Иоанн Креститель — Микеланджело Меризи да Караваджо Вероятно, эта работа Караваджо была одной из трех картин, которые он взял с собой, отправившись с Мальты в Рим в надежде получить после совершенного убийства.

Святой Лаврентий, принимающий сокровища церкви и раздающий их нищим — Анджелико Фра Эта фреска — одна из тех, которыми Фра Анджелико украсил капеллу папы Николая V в Ватикане. Отметим, что римская серия фресок отличается от серии фресок.

Сон святой Урсулы — Витторио Карпаччо Сон святой Урсулы» смело можно назвать шедевром. С точки зрения развития событий», картина не занимает важного места в цикле, посвященном жизни этой святой. Здесь ничего.

Святой Георгий и дракон — Содома Содома — сиенский художник Высокого Возрождения. Его деятельность в Сиене засвидетельствована документально с 1501. Он учился у Джованни Спансотти, сильное влияние которого заметно в ранних.

Мужской портрет — Ханс Мемлинг Перед вами одна из самых значительных Портретных работ Мемлинга. Это погрудное изображение немолодого сурового мужчины. Художник дает его как можно более крупным планом, масса круто.

Святой Иероним — Антонио де Переда-и-Сальгадо Испанский живописец Антонио де Переда-и-Сальгадо испытывал влияние Риберы и Веласкеса, писал картины на исторические и религиозные темы. Отшельник, представленный на картине, изображен в соответствии с.

Портрет Марии Барончелли — Ханс Мемлинг Марии Барончелли было всего лишь четырнадцать лет, когда она стала женой тридцатитрехлетнего Томмазо Портинари. Соответственно бургундской моде на девушке высокий головной убор, отделанный кружевами, длинное.

Рака Святой Урсулы Ганса Мемлинга

Рака Святой Урсулы,Ганс Мемлинг,1489г

В одном из залов Музея Академии в Венеции моё внимание привлёк совсем маленький портрет,выполненный на доске художником Гансом Мемлингом( 1433-1494гг).Казалось,что мужчина совсем на вас не смотрит,но вы всё равно присматриваетесь,стараясь понять,что он за человек.Художник сумел придать человеческим чертам мягкость и нежность.Речь идёт о Портрете молодого человека.1470-1480гг

Одним из самых знаменитых произведений мастера является реликварий Рака Святой Урсулы. Реликварий резного дерева в виде капеллы в готическом стиле, украшенный сценами из жизни святой был заказан аббатиссой женского монастыря в Брюгге.
Его украшают шесть композиций, которые рассказывают о паломничестве в Рим юной принцессы из Бретани и ее мученическом конце. Это изящное и наивно-прямодушное повествование характерно для искусства Мемлинга.Эту работу мы рассмотрим более подробно.Её вы видите на иллюстрации вверху.

НЕМНОГО О ХУДОЖНИКЕ

Ганс Мемлинг крупнейший фламандский живописец второй половины XV века.Уроженец Гессена, он работал главным образом в Брюгге, где имеется музей его имени.
В 1465 год он уже — полноправный гражданин Брюгге, домовладелец и семьянин., затем — член местной гильдии святого Луки. Далее жизнь его текла вполне мирно. От жены, Анны Фалькенаре, у него родилось трое сыновей: Ян, Корнелис и Николас. В 1480 году он купил каменный дом, за ним ещё два для сдачи внаём.
Материальное положение его было очень хорошим. В 1487 году художник овдовел, а через семь лет в 1494году -умер.

Конец 1460-х — первую половину 1470-х годов можно назвать самым спокойным временем в жизни Мемлинга. Он был богат, востребован, почитаем. И даже принадлежал «Братству Снежной Богоматери», состоять в котором считалось почётным, ибо в него входил сам Карл Смелый.

К 1480-м годам Мемлинг остался единственным хранителем старых традиций нидерландской живописи. Да и вообще — единственным крупным мастером во Фландрии (Босх только начинал свой творческий путь).

Мемлинг создал много прекрасных полотен,которые стали шедеврами.Позже мы рассмотрим их более подробно.

«Вирсавия» (1485—1490) — редкое для того времени изображение обнажённой женщины. Мемлинг окружает библейскую героиню любовно выписанными предметами быта богатого бюргерского дома, создавая картину, полную интимного уюта.Художник пользовался европейской известностью. Заказчики Мемлинга жили в Англии, Франции, Италии.

ЛЕГЕНДА ОБ УРСУЛЕ.

Основой истории св. Урсулы послужил действительный факт: в конце IV века в Кёльне были убиты римлянами или гуннами несколько девушек-христианок. Легенда же рассказывает о дочери бретонского короля, которую ожидал брак с принцем-язычником.
По одной версии, она, чтобы сохранить чистоту своей веры и свою девственность, бежала в Рим; по другой (изложенной Иаковом Варагинским), отправившись к английским берегам, где ждал ее жених, была застигнута бурей; гонимый ветром корабль вошел в устье Рейна, где и был захвачен кровожадными гуннами.
Мемлинг ближе к первому варианту; во всяком случае, он показывает только паломничество св. Урсулы в Рим и сцены ее мученичества.

РАКА СВЯТОЙ УРСУЛЫ

Рака Святой Урсулы – это знаменитое произведение искусства периода Северного Возрождения. Она хранится в нидерландском городе Брюгге в Госпитале Святого Иоанна.

Реликварий резного дерева в виде капеллы в готическом стиле, украшенный сценами из жизни святой был заказан аббатиссой женского монастыря в Брюгге.

Тончайшей работы реликварий в чисто готическом стиле украшен резными золочеными колонками, фронтонами, пинаклями, ажурными аркадами, даже миниатюрными раскрашенными фигурками святых в угловых нишах.

Мемлингу предстояло написать восемь картин (самые большие из которых не достигали и полуметра в высоту) на стенах раки и шесть медальонов на ее двускатной ажурной крыше.

Шесть боковых изображений были последовательным повествованием о судьбе св. Урсулы, живопись на торцах служила как бы обобщающими символами ансамбля — мадонна и сама святая со своими спутницами, медальоны же изображают музицирующих ангелов, а два из них — большего диаметра — отчасти повторяют сюжеты торцовых картин.
В длину по каждой стороне они достигают около 11 сантиметров. На них изображены сцены: «Прибытие Урсулы в Кёльн» — на дальнем плане картины виден недостроенный Кёльнский собор, «Плавание по Рейну», «Прибытие в Базель» и др.

Эту миниатюрную и изысканную живопись можно увидеть как следует лишь через увеличительное стекло – только тогда становится видна каждая деталь. Несмотря на миниатюрность, живопись отличается яркостью и сочностью красок, композиционной целостностью, чистотой формы.

21 октября 1489 года в присутствии епископа в Брюгге произошла церемония вложения реликвии в Госпиталь Святого Иоанна. С того времени этот шедевр не покидал этого здания.

О творчестве ГАНСА МЕМЛИНГА

Оставаясь около тридцати лет верным раз и навсегда выбранному стилю, Мемлинг был продолжателем традиций таких мастеров Северного Возрождения, как Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден. Однако впоследствии его влияние продолжалось ограниченное время и только в пределах одной страны: по словам Фридлендера, «последующие поколения расценили его произведения как бледные и невыразительные».
Вновь открыл живопись Мемлинга Фридрих Шлегель, поставив его произведения в один ряд с выдающимися картинами немецкой школы.

«Если романтики и викторианцы считали его мягкость высшим выражением средневекового искусства, то мы склонны сравнивать его с таким композитором, как Феликс Мендельсон. Иногда он очаровывает, но никогда не раздражает, никогда не шокирует и никогда не потрясает.»Эрвин Понофский.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: