Святое семейство с маленьким иоанном крестителем (мадонна строганова), аньоло бронзино - JEKATERINBURG.RU

Святое семейство с маленьким иоанном крестителем (мадонна строганова), аньоло бронзино

Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова) — Аньоло Бронзино

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения

На картине «Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем» Аньоло Бронзино изобразил Пречистую Деву Марию, праведного Иосифа и двух младенцев — Иоанна и Иисуса в минуты отдыха. Центром композиции художник сделал фигуру Богородицы. Лёгкая вуаль покрывает Её главу, поза расслаблена, Дева сидит облокотившись на правую руку, под Ее кистью мы видим толстый том, символизирующий Священное Писание. Такое расположение фигуры Девы, а так же цвет её облачения отсылает к композиции на картине Микеланджело «Святое Семейство Дони». Из-под спавшей с плеч синей накидки выглядывает босая стопа. Фигуры обнаженных младенцев развёрнуты к Богоматери, но взор Иоанна обращён в сторону зрителя, а Иисуса к Деве. Художнику удалось передать ощущение молчаливого диалога между Спасителем и Его Матерью. Лик Обручника Иосифа, живописец изобразил в анфас и не столь ярко освещенным, как остальные фигуры, что соответствует его скромной роли в жизни Спасителя.
В композиции картины художник, размещая фигуры в пространстве, применил разнонаправленные ракурсы, виртуозно соединив совершенное владение рисунком и живописное решение.

История создания

Являясь придворным художником Медичи, Аньоло Бронзино написал «Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем» в 1540 году, вскоре после бракосочетания Козимо I и Элеоноры Толедской. В образах заметно сходство с членами семьи Медичи, изображения которых хорошо известны. Святой Иосиф, изображенный в профиль, напоминает Козимо I, а Мадонна — его супругу, в лике Младенца Иисуса угадываются черты их сына Джованни.

В начале XIX века шедевр был приобретен графом А.С.Строгановым. В 1922 из Строгановского дворца-музея в Петрограде поступил в Эрмитаж, откуда в 1928-м был сдан в Антиквариат; а в 1932-м из Антиквариата в Москве отправлен в ГМИИ в обмен на картину Рубенса «Несс и Деянира».

Отношение автора к вере



Хотя дошедшие до нас сведенья о жизни выдающегося мастера Возрождения скупы, по их фрагментам и плодам его трудов можно воссоздать ту основную черту, которая и определяет смысл человеческой жизни — ответ души на призыв Бога.

Как человек выдающегося кругозора и интеллекта, художник, промыслом Божьим, был поставлен у истоков академического художественного образования Европы. Его современники свидетельствуют, что трудно было бы представить кандидатуру более проходящую на эту должность.
О многом говорит его дружба и искренее уважение к Элеоноре Толедской, глубоко верующей женщине, украсившей себя обильными делами благотворительности. Переход в вечную жизнь её и почитаемого Микеланджело вызвала в душе художника глубокую скорбь, выразившуюся в создании цикла сонетов.
Ещё одним ярким штрихом к портрету Бронзино является его ученик и талантливый художник Алессандро Аллори. Бронзино, повторяя поступок собственного наставника, усыновил мальчика, оставшегося круглым сиротой в пятилетнем возрасте. Вазари пишет, что приемный отец относился к Алессандро с большой нежностью.
Со временем, по зову души, Бронзино полностью посвящает себя религиозной живописи, отойдя от прославившего его портретного жанра. Не все религиозные полотна мастера принимались благосклонно. Обнаженная натура, которую Бронзино смело включал в свои полотна, смущала возможностью пробудить в зрителе не самые возвышенные и благоговейные чувства и помыслы. Очевидно, художник руководствовался словами апостола Павла: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть». (Тит.1:15)
Опытные в духовной жизни люди не дают оценку душе человека до его смерти, считая, что именно смерть являет достижения жизненного подвига человека. Бог даровал художнику непродолжительную очистительную болезнь, после чего принял его душу в Свои обители, оставив тело в руках любящих и скорбящих учеников и приемного сына. Все, что благодарные сограждане, почитатели таланта и ученики чувствовали к гениальному живописцу, они выразили в надгробной эпитафии: «Не умирает тот, кто жил, как Бронзино».

Биография



17 ноября 1503 года в Монтичелли, пригороде Флоренции родился будущий знаменитый итальянский художник Аньоло Бронзино. Подлинное имя мастера — Аньоло ди Козимо ди Мариано. Прозвище «Бронзино» означает загорелый, бронзовокожий. Вероятно, художник выделялся своим обликом даже среди смуглых итальянцев. О происхождении и детстве живописца ничего не известно. Даже Джордже Вазари, чьи «Жизнеописания» изобилуют подробностями, обошел молчанием этот факт. Лишь у одного из современников Бронзино, встречается замечание, что родители его были «людьми честными, смиренными и бедными». Первыми наставниками живописца стали Рафаэллино дель Гарбо и Джакопо Понтормо. Понтормо, один из известнейших художников своего времени, был не только наставником, но и близким другом своего ученика. Впоследствии, чтобы облегчить ему путь к успеху, наставник юридически оформил усыновление Аньоло, хотя разница между ними была всего в девять лет. Бронзино не расставался со своим наставником до смерти последнего в 1556 году. Им принадлежит роспись монастыря — ордена картезианцев в Галуццо, вилл Медичи в Кареджи и Кастелло. Плодом творческого тандема можно считать несколько картин Аньоло на религиозно-мифологические сюжеты, исполненные в духе и стиле маньеризма.
В копилке профессиональных достижений художника фрески и картины для алтарей и декора церквей и монастырей, полотна с мифологическими, аллегорическими и религиозными сюжетами. Но прижизненную славу Бронзино принесли работы портретного жанра, в которых кисть художника сумела запечатлеть одухотворенность и аристократическое благородство моделей.
В 27 лет художник получил приглашение служить придворным художником герцога Урбино. По долгу службы художник был задействован в масштабных работах на вилле Империале в Пезаро. Здесь для Гвидобальдо II были написаны картина «Состязание Аполлона и Марсия» и портрет самого герцога, принесшими ему первую известность как умелому и талантливому живописцу.
В возрасте 30 лет художник получает должность придворного художника Медичи во Флоренции, центре интеллектуальной и художественной жизни Тосканы. Через четыре года он был принят в гильдию Святого Луки. Бронзино совершил несколько непродолжительных поездок в Рим и Пизу, во время которых знакомился с работами великих мастеров Возрождения. Впоследствии, в работах Аньоло Бронзино ощущается влияние творческой мысли Микеланджело.
В 1563 году во Флоренции была основана Академия художеств, ставшая первым учебным заведением подобного рода в Европе. Бронзино был избран одним из ее руководителей. Другим избрали Микеланджело, но, живя в Риме, последний не мог принимать активного участия. Третьим руководителем, скорее «почетным», чем действительным стал Козимо Медичи. И основное бремя по устройству и управлению Академией было возложено на Аньоло Бронзино, в полной мере оправдавшего это доверие. Ведь Бронзино кроме живописи увлекался поэзией и числился одним из умнейших и образованнейших людей во Флоренции.
В последние годы жизни Бронзино помогал в работе его приемный сын Алессандро Аллори, закончивший незавершенные полотна после смерти мастера. Бронзино умер на руках своего ученика после тяжёлой, но непродолжительной болезни 23 ноября 1572 года.

Автор текста: Северинова Ольга

Аньоло Бронзино
Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова). Начало 1540-х годов

Подпись справа на камне, видны остатки букв имени: BR[onzin]O; ясно читается: FIOR.

Первоначальная деревянная основа предположительно была составлена в щит из трех досок с вертикальным направлением волокон древесины. Сохранность авторской живописи хорошая, за исключением незначительных утрат красочного слоя, в основном на одежде Мадонны, восполненных реставрационной ретушью. Исследование картины в инфракрасном излучении позволило выявить значительные авторские изменения в рисунке, особенно в центральной части композиции: рука Младенца Христа покоилась на груди матери и располагалась ближе к руке Иоанна. Небольшие, но важные изменения художник внес в положение ступни Мадонны, первоначально развернутой вниз, а также правой ноги Иоанна.

На обороте холста надпись: переложилъ съ Дерева на холстъ в Санпетербурге Реставраторъ. Ф.Табунцовъ 1857. Года.

Изображение Святого Семейства в западноевропейском, в том числе и в итальянском, искусстве появляется лишь в XV веке.

Атрибуция традиционная. В собрании графа А.С.Строганова, куда картина поступила в начале XIX века, она признавалась одним из наиболее значительных произведений, что подтверждают слова самого владельца: «Картина. может считаться одним из шедевров художника, который представляет совершенное соединение самых существенных составных частей искусства: композиции, рисунка, колорита, высокого стиля, — красоты форм Рафаэля, благородства и точности рисунка Микеланджело, грации (приятности) Корреджо, колорита венецианской школы» (Galerie A.Stroganoff 1807).

Лазарев (Lasareff 1923b) в своей ранней статье предпринял попытку отождествить работу из собрания ГМИИ с картиной, исполненной для Карло Герарди из Пистойи. Ученый также полагал, что из шести упомянутых Вазари картин на этот сюжет московская является позднейшей, написанной в 1550-е годы. Такой датировки (между 1555-1560) придерживался и Маккоум (McComb 1928), в то время как Фосс (Voss 1920) относил ее к 1530-м годам.

Несмотря на неоднократные попытки исследователей установить связь между известными на сегодня композициями Бронзино на тему Святого Семейства и приводимым у Вазари перечнем его работ, сделать это удается не всегда в силу исключительной краткости описаний. В этой связи справедливо замечание Чекки (Cecchi 1996), который писал, что картина для Карло Герарди «уже давно и единодушно отождествляется со Святым Семейством Строганова из Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, хотя и неизвестно, на каком основании» (цит. по: Чекки 1997, с. 74). По поводу картины для Карло Герарди Вазари пишет буквально следующее: «Для сер Карло Герарди из Пистойи, своего друга детства, Бронзино. написал. Богоматерь на холсте, одно из лучших произведений, когда-либо им созданных, ибо оно отличается как мастерством рисунка, так и необыкновенной рельефностью изображения». — Вазари 1971, V, с. 499; Vasari-Milanesi 1881, VII, p. 601).

Читайте также  Какой самый дешевый внедорожник в мире?

В действительности Святое Семейство было написано не в 1550-е годы, как полагал Лазарев, а несколько раньше, около середины 1540-х годов. Положение фигуры Мадонны восходит к знаменитой живописной композиции Микеланджело «Святому Семейству Дони» (или «Тондо Дони») из собрания Галереи Уффици во Флоренции.

Копия Святого Семейства, ранее находившаяся в Берлине, хранится в одной из частных нью-йоркских коллекций (фотография Немецкого института истории искусств во Флоренции, инв. 299718).

Картина Святое Семейство гравировано (очерковая гравюра) Михаилом Ивановым (1781/83-1839) по рисунку Егора Скотникова (1780-1843) в альбоме эстампов по картинам собрания А.С.Строганова (Galerie A.Stroganoff 1807; 1835).

Galerie A.Stroganoff 1807, л. № 5 (здесь и след. — воспр. гравюра М.Иванова; здесь и далее — Аньоло Бронзино); Galerie A.Stroganoff 1835, л. № 3; Harck 1896, S. 431; Бенуа 1901, с. 170, 176; Schulze 1909, S. XXVI; Schulze 1911, S. XXVI; Voss 1920, S. 212; Строгановский дворец-музей 1922, с. 10; Lasareff 1923b, S. 251-255, 257, Taf. 106, Abb. 2; P.E. 1924, с 43; McComb 1928, p. 31, 68, 691; Berenson 1932, p. 115; Berenson 1936, p. 99; Путеводитель ГМИИ 1938, с. 101; Кат. ГМИИ 1948, с. 12-13; Альбом ГМИИ 1956, с. 7, табл. 10; Кат. ГМИИ 1957, с. 18 ил.; Кат. ГМИИ 1961, с. 26 ил.; Всеобщая история искусств 1962, с. 232; Berenson 1963, I, р. 43; Musée de Moscou 1963, p. 44-45 ill.; Путеводитель ГМИИ 1964, с. 70-71 ил.; Альбом ГМИИ 1966, № 13 ил.; Baccheschi 1973, р. ЮЗ, № 106 ill.; Демская 1979, с. 116-117, Путеводитель ГМИИ 1980, с. 26-27 ил.; Альбом ГМИИ 1981, № 28 ил.; McCorquodale 1981, p. 115, pl. 78; Antonova 1982, р. 64-65, № 24 ill.; Кат. ГМИИ 1986, с. 34, ил. 19; Мизиано 1986, с. 86-94; Сахнова 1986, с. 54-55; Сахнова 1988, с. 60-61; Альбом ГМИИ 1989а, № 103 ил.; Альбом ГМИИ 1989б, № 95 ил.; Гренберг, Писарева 1991, с. 1-6; Маркова 1991, с. 23; Lecchini Giovannoni 1991, p. 216, cat. № 3, fig. 4 (Алессандро Аллори); Маркова 1992, с. 168, 169 ил.; (здесь и далее — Бронзино); Grenberg, Pissareva, Kireeva 1992, S. 180-184; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 96, 98 ил.; Guidebook 1995, р. 96-97 ill.; Кат. ГМИИ 1995, с. 86-87 ил.; Cecchi 1996, p. 73, ill. 74; Чекки 1997, с. 72-74, ил. 74; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 168, ил. 80; Markova 2002, I, с. 106-109, N. 50.

1986 (ГМИИ, М.Г. Сахнова) — удалены изменившиеся в тоне реставрационные заделки, заходившие на авторскую живопись, и потемневший загрязненный лак. Обнаружены остатки подписи художника. На завершающем этапе реставрационная ретушь на местах утрат авторской живописи выполнена С.Е.Герасимовым

Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова) — Аньоло Бронзино

Крупнейшим представителем маньеризма является флорентинец Аньоло Бронзино, придворный художник Козимо I Медичи, великого герцога Тосканского. «Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем» было написано вскоре после бракосочетания Козимо I и Элеоноры Толедской.

Полотно отличается блеском и виртуозностью исполнения. Оно дает яркое представление об искусстве Бронзино, творчески претворившего идеи Великого Микеланджело. Композиция картины сознательно усложняется художником, он использует изощренные разнонаправленные ракурсы при размещении фигур в пространстве, виртуозно соединяя свободное владение рисунком, безукоризненные соотношения пластических масс и изысканное живописное решение.

В образах святых угадывается сходство с членами семьи Медичи, чьи портретные изображения хорошо известны. Так, святой Иосиф, изображенный в профиль, напоминает самого Козимо I, Мадонна — его супругу, а Младенец Христос — их старшего сына Джованни.

Похожие описания:

Святое семейство со святой Анной и Иоанном Крестителем — Аньоло Бронзино Картина Анджело Бронзино «Святое семейство со святой Анной и Иоанном Крестителем». Размер картины 124,5 x 99,5 см, дерево, масло. Стремясь подчинить себе духовную жизнь страны.

Святое семейство Панчиатики — Аньоло Бронзино Бронзино демонстрирует блестящее владение рисунком. Художнику свойственна ясность построения композиции и движений изображаемых людей. На картине — Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем, обнимающим младенца.

Портрет Джованни Медичи — Аньоло Бронзино Бронзино относился к семейству Медичи почти с обожанием. В письме, датированном 1551 годом, он называет Козимо Медичи «лучшим правителем, которого знавал мир», его жену, Элеонору.

Лукреция Панчиатики — Аньоло Бронзино Заказчик: Бартоломео Панчиатики, парная картина его жены Лукреции к портрету самого Бартоломео, также находящемуся во Флоренции. Формирование живописи зрелого маньеризма тесно связано с Флоренцией, где.

Справедливость, освобождающая Невиновность — Аньоло Бронзино В 1545 году Козимо Медичи основал во Флоренции фабрику гобеленов, наняв для этого искусных фламандских ткачей. Фламандские мастера гобеленов славились тогда по всей Европе, и.

Мадонна с Младенцем и Святыми Марией Магдалиной, Иоанном Крестителем, Козьмой, Дамианом, Франциском Ассизским и Екатериной Александрийской — Сандро Боттичелли Это наиболее ранняя из сохранившихся алтарных картин Боттичелли. Хотя ее иногда называли «Алтарем Кошертитак» , точное назначение картины неизвестно. Фигура Мадонны крупнее, чем все остальные.

Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем — Рафаэль Санти Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем была создана в Риме, но уже в период творческой зрелости художника, в 1509-1510 годах, когда он работал и.

Портрет Бартоломео Панчатики — Аньоло Бронзино Бартоломео Панчатики был писателем и дипломатом. Судьба его полна неожиданных поворотов и ярких событий. В сороковых годах XVI столетия он находился во Франции. Там он.

Портрет Биа Медичи, дочери Козимо I — Аньоло Бронзино Картина Анджело Бронзино «Портрет Биа Медичи, дочери Козимо I». Размер картины 59 x 45 см, дерево, темпера. Сороковые годы 16 века, знаменующие начало следующего этапа.

Пигмалион и Галатея — Аньоло Бронзино Самые масштабные светские работы Бронзино не сохранились. Однако нам известно некоторое количество его небольших светских композиций, которые образуют очень интересную ветвь в творческом наследии художника.

Портрет Элеоноры Толедской с сыном Джованни Медичи — Аньоло Бронзино Аньоло Бронзино был представителем маньеризма, живописного направления, возникшего в недрах клонившегося к закату Высокого Возрождения. Маньеризм ставил искусство выше природы, отсюда — некоторая холодность, которой.

Мадонна с Младенцем, св. Иосифом и Иоанном Крестителем — Якопо Понтормо Период активного творчества Якопо Понтормо пришелся на время кризиса флорентийско-римского Высокого Возрождения. Художник стал одним из создателей стиля раннего маньеризма, складывавшегося в искусстве Италии на.

Рождество со св. Елизаветой и маленьким Иоанном Крестителем — Корреджо (Антонио Аллегри) Большое место в этой картине отведено деталям пейзажа, изображенным в мельчайших подробностях. Обращают, на себя внимание тонкие лучи, спускающиеся откуда-то сверху, из-за крал картины. Надо.

Портрет Лукреции Панчатики — Аньоло Бронзино Этот портрет Бронзино писал одновременно с портретом Бартоломее Панчатики. Заметьте, что Лукреция Панчатики держит на коленях раскрытую книгу. Книга присутствует и в портрете ее мужа.

Портрет Лауры Баттифери — Аньоло Бронзино Картина Анджело Бронзино «Портрет Лауры Баттифери». Размер картины 83 x 60 см, дерево, масло. Из блистательной череды аристократических портретов, созданных итальянским мастером, особой изысканностью отличается.

Портрет молодого человека — Аньоло Бронзино Представитель маньеризма, придворный портретист герцогов Медичи, Аньоло Бронзино, видимо, изобразил на картине Урбинского герцога Гвидобальдо II или одного из членов флорентийского художественного кружка, куда входил.

Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем — Сандро Боттичелли Имя Боттичелли обычно вызывает в памяти образ Мадонны. Будущий художник жил и воспитывался в патриархальной, глубоко религиозной семье, что наложило отпечаток на всю его последующую.

Мадонна с Младенцем, ангелами и Святым Иоанном Крестителем — Сандро Боттичелли Эта необычная картина изображает Мадонну и держащего гранат Младенца в присутствии молодого Иоанна Крестителя. Сидящие на скамьях ангелы на заднем плане похожи на школьников. Книги.

Этюд лица набожной женщины — Аньоло Бронзино Бронзино был великолепным рисовальщиком, хотя, по всей видимости, уделял рисунку не слишком много времени — до нас дошло всего около пятидесяти его работ, исполненных в.

Читайте также  Моление о чаше, андреа мантенья, 1455

Воскресение Христа — Аньоло Бронзино Эта картина стала первым большим алтарным образом, написанным Бронзино. Образ был заказан художнику семейством Гваданьи для их семейной капеллы в церкви Сантиссима Аннунциата. Он остается.

Аллегория с Венерой и Купидоном — Аньоло Бронзино Эту аллегорию заказал художнику герцог Козимо I Медичи, предназначавший ее в подарок французскому королю Франциску I. Символика этой чувственной сцены не поддается однозначному толкованию. Венера.

Портрет Козимо Первого Медичи в латах — Аньоло Бронзино Картина Анджело Бронзино «Портрет Козимо Первого Медичи в латах». Размер картины 74 x 58 см, дерево, темпера. На портрете мы видим сильного, волевого, уверенного в.

Святое семейство и кардинал Медичи — Алессандро Аллори Картина флорентийского художника Алессандро Аллори «Святое семейство и кардинал Медичи». Размер картины 263 x 201 см, холст, масло. Полное название картины живописца «Святое семейство и.

Мертвый Христос с Богоматерью и Марией Магдалиной (Пьета) — Аньоло Бронзино В своем раннем творчестве Бронзино интерпретирует тему смерти Христа еще не столь смело, как он делал это впоследствии. Лица Марци Магдалины и Богоматери не «грациозно-печальны».

Поклонение кресту с бронзовой змеей (фреска) — Аньоло Бронзино Анджело Бронзино «Поклонение кресту с бронзовой змеей». Фреска капеллы Элеоноры Толедской в Палаццо Веккио во Флоренции, стена у входа, размер 320 x 385 см, деталь.

Портрет Данте — Аньоло Бронзино Картина Анджело Бронзино «Портрет Данте». Размер картины 127 x 120 см, дерево, масло. Аллегорический портрет Данте написан спустя много лет после его смерти и является.

Моисей иссекает воду из скалы (фреска) — Аньоло Бронзино Анджело Бронзино «Моисей иссекает воду из скалы». Фреска капеллы Элеоноры Толедской в Палаццо Веккио во Флоренции, левая стена, размер 320 x 385 см, деталь. Измученные.

Переход через Красное море — Аньоло Бронзино По общему мнению, это самая впечатляющая фреска Бронзино из тех, что сохранились в капелле Элеоноры Толедской. Кроме того, «Переход через Красное море» — одно из.

Святое семейство или Мадонна с безбородым Иосифом — Рафаэль Санти «Святое семейство», или «Мадонна с безбородым Иосифом» , хранящаяся в Эрмитаже, относится к раннему, флорентинскому, периоду творчества художника. Иосиф, Мария и младенец образуют удивительно простую.

Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем — Якопо Бассано Эта изысканно-маньеристская картина была написана художником, по всей видимости, в первой половине 1540-х годов, вскоре после его возвращения в Бассано. Особого внимания заслуживает здесь его.

Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем — Витторио Карпаччо Карпаччо довольно часто трактовал религиозные сюжеты в жанровом ключе — чаще, чем современные ему венецианские живописцы. Однако одна из его религиозных картин необычна даже и.

Художественное оформление, роспись потолка — Аньоло Бронзино Фрески капеллы Элеоноры Толедской в Палаццо Веккио во Флоренции, роспись потолка, в центре: Троица, справа: Стигматизация св. Франциска, слева: св. Иоанн Евангелист на острове Патмос.

Мадонна с Младенцем, святыми Екатериной, Елизаветой и Иоанном Крестителем — Андреа дель Сарто Перед вами — одна из немногих картин Андреа дель Сарто, находящихся в нашей стране. Тем приятнее, что эта работа, внешне очень простая и непритязательная, относится.

Портрет Уголино Мартелли — Аньоло Бронзино Картина Анджело Бронзино «Портрет Уголино Мартелли». Размер картины 102 x 85 см, дерево, масло. Замкнутость, изолированность от действительности увеличивается в конце 1530-х — начале 1540-х.

Архангел Михаил — Аньоло Бронзино Анджело Бронзино «Архангел Михаил». Фреска капеллы Элеоноры Толедской в Палаццо Веккио во Флоренции, роспись потолка, размер 185 x 152 см, деталь. Роспись капеллы художник начинал.

Святое семейство с Марией Магдалиной — Эль Греко Картина испанского живописца Эль Греко «Святое семейство с Марией Магдалиной». Размер картины 132 x 100 см, холст, масло. В конце 1590-х — начале 1600-х годов.

Гирлянда с ангелами (фреска) — Аньоло Бронзино Анджело Бронзино «Гирлянда с ангелами». Фреска капеллы Элеоноры Толедской в Палаццо Веккио во Флоренции, орнамент на потолке, размер 185 x 152 см, деталь. Гирлянда с.

Портрет Стефано Колонна — Аньоло Бронзино Картина Анджело Бронзино «Портрет Стефано Колонна». Размер картины 125 x 95 см, дерево, темпера. Необходимо отметить череду блистательных портретов не менее замечательных личностей: политических деятелей.

Аллегория Счастья — Аньоло Бронзино Картина Анджело Бронзино «Аллегория Счастья». Размер картины 40 x 30 см, дерево, масло. Иносказательным языком искусства раскрывает художник многогранность такого понятия, как счастье. Восседающая на.

Портрет Андреа Дориа в виде Нептуна — Аньоло Бронзино Картина Анджело Бронзино «Портрет Андреа Дориа в виде Нептуна». Размер картины 115 x 53 см, холст, масло. Словно античная скульптура грозного владыки морских глубин предстает.

Аньоло Бронзино [Аньоло ди Козимо ди Мариано] (1503 — 1572)

Бронзино является одним из ведущих мастеров маньеризма — художественного течения, сложившегося в флорентийской живописи в 1520-е годы и ставшего доминирующим с 1530-х годов, распространившись впоследствии и на скульптуру. Первым учителем Бронзино был второстепенный живописец Раффаэлино ди Гарбо, но уже около 1518—1519 годов Бронзино поступил в обучение к Якопо Понтормо и, уже став профессиональным живописцем, продолжал работать в его мастерской до конца 1520-х годов, участвуя в качестве помощника в выполнении полученных его учителем заказов.

По рисунку Понтормо написана одна из первых композиций Бронзино «Пигмалион и Галатея» (ок. 1529—1530, Флоренция, Палаццо Веккьо), предвосхищающая своей рассудочностью и холодностью стиль более поздних работ Бронзино.

В 1530—1531 годах Бронзино работал по приглашению урбинского герцога Гвидобальдо в Пезаро, где написал несколько мифологических композиций и, видимо, впервые обратился к портретному жанру, который вскоре занял ведущее место в его творчестве. К числу самых эффектных работ Бронзино, выполненных в 1530-е годы, относится «Портрет Уголино Мартелли» (до 1537, Берлин, Государственные музеи). Необычным и новым для итальянского портрета этого времени является замысел художника изобразить молодого заказчика на сложном архитектурном фоне, в динамической позе, с резко повернутым влево лицом и взглядом, устремленным куда-то за пределы полотна. Четкие линии архитектуры великолепно подчеркивают утонченность облика юноши, изысканную плавность линии силуэта, непринужденную грацию позы.

В конце 1530-х — начале 1540-х годов Бронзино выполнил ряд заказов для флорентийской семьи Панчатики, в том числе парные портреты главы семьи Бартоломео Панчатики и его жены Лукреции. В этих портретах характерная для Портрета Уголино Мартелли эффектность и сложность композиции сменяется более холодным и чопорным стилем, который доминирует в портретах 1540-х годов. В «Портрете Бартоломео Панчатики» (ок. 1540, Флоренция, Галерея Уффици) еще сохраняется достаточно сложный архитектурный фон, но это именно фон, а не та жизненная среда, в которой пребывает Уголино Мартелли. Бартоломео Панчатики предстает на этом фоне в торжественно неподвижной позе, его лицо, обращенное к нам в фас, напоминает застывшую маску, резкий контраст которой составляют руки с длинными нервными пальцами. В том же повороте, почти в фас, изображено и лицо прекрасной Лукреции Панчатики, облаченной в темно-красное платье (ок. 1540, Флоренция, Галерея Уффици).

Изображение лица модели почти в фас становится в 1540-х годах характерной особенностью стиля Бронзино-портретиста. Портретисты Возрождения предпочитали изображать модель или в профиль, или в три четверти, что давало возможность зафиксировать строение лица — форму лба, носа, передать портретное сходство и подчеркнуть в них нечто, характерное для модели. Поворот лица в фас скрадывает некоторые характерные его черты, к тому же Бронзино сообщает его овалу идеальную правильность, лепит формы очень обобщенно. Торжественная неподвижность позы, холодность устремленного на нас взгляда придают облику моделей Бронзино высокомерную отчужденность и закрытость.

Эти черты присущи и самой эффектной работе Бронзино-портретиста — «Портрету герцогини Элеоноры Толедской с сыном Джованни» (1545, Флоренция, Галерея Уффици). На фоне других, более чопорных и строгих портретных композиций Бронзино этот портрет выделяется своим великолепием. Супруга герцога Козимо I Медичи, испанская принцесса, чье хрупкое от природы здоровье было подорвано бесконечными беременностями и родами, предстает как воплощение величия и цветущей, надменной красоты. Она изображена на фоне яркой синевы неба, облаченной в наряд из драгоценной серебристо-белой парчи, затканной крупными золотисто-розоватыми и черными узорами, на ее плечах и груди мерцают огромные розоватые жемчужины большого ожерелья, жемчужное колье охватывает стройную шею, небольшие жемчужины украшают сетку на гладко причесанных волосах. Непроницаемо спокойно прекрасное и строгое лицо, которому художник придал идеальную, фарфоровую гладкость, кажется изваянным из мрамора, лишено живой теплоты.

Наряду с галереей портретов семьи Медичи, самой значительной работой Бронзино для семьи Медичи являются росписи стен и свода личной капеллы герцогини Элеоноры в главной флорентийской резиденции Медичи — Палаццо Веккьо, бывшей ратуше Флорентийской республики. Росписи стен этой небольшой капеллы украшают библейские эпизоды, своды — изображения святых. Деталь многофигурной композиции «Утоление жажды в пустыне» (ок. 1541) дает представление о стиле этих росписей, в которых чеканность рисунка и холодная красочная гамма сочетаются с богатейшим репертуаром сложных, полных эффектности и пластической красоты поз и жестов, превратившихся у Бронзино в художественный прием, изобразительную формулу — «манеру».

Читайте также  Эдвард мунк, "вампир", 1893

Слабые стороны «манеры» — использование сложных мотивов движения, поз, контрапостов, ракурсов, заимствованных у художников Возрождения и в первую очередь у Микеланджело, умерявшееся в росписях капеллы Элеоноры присущим Бронзино даром декоратора, более негативно сказывается в его жеманно-холодной композиции «Аллегория (Венера, Купидон, Безумие и Время)» (до 1545, Лондон, Национальная галерея) и в алтарных картинах 1550-х годов, заполненных множеством фигур в эффектных позах. В последней его работе — фреске «Мученичество Святого Лаврентия» (1565—1569, Флоренция, церковь Сан Лоренцо) — все пространство заполняют великолепные колоссальные здания и несколько десятков зрителей, демонстрирующих сложнейшие позы и контрапосты, сливающихся в единую, полную движения, пронизанную вспышками света и провалами теней массу (мотив, явно заимствованный из Страшного Суда Микеланджело). Само действие, чрезмерно театрализованное, при этом лишено подлинного драматизма; театрален и сам Святой Лаврентий — прекрасный обнаженный юноша, в эффектной позе возлежащий на решетке, под которой тлеют угли. Эта эффектная и шумная композиция — самое яркое свидетельство того, что к концу 1500-х годов маньеризм как художественное направление исчерпал свои возможности.

ГМИИ им. А. С. Пушкина (3 стр.)

Собор двенадцати апостолов Константинополь Начало XIV века. Дерево, темпера, позолота. 38×34

Икона «Собор двенадцати апостолов» написана столичным константинопольским мастером и является выдающимся памятником византийского искусства периода Палеологовского Ренессанса. Сюжет связан с церковным праздником, посвященным двенадцати апостолам. Средневековый художник изобразил учеников Христа, призванных нести миру Его слово. В центре выделена фигура апостола Андрея, по христианской легенде, он считался первым епископом Константинополя. Изысканные сочетания синих, вишнево-пурпурных, оливковых и фисташковых тонов (традиционные цвета одеяний Иисуса), тонкие штрихи пробелов — вся цветовая гамма создает атмосферу высокой духовности и незримого присутствия главного лица — Иисуса, принесшего озарение Нового Завета. Лики апостолов отличаются строгой правильностью черт, богатство складок хитонов и статуарность поз напоминают о преемственности византийской империей античных классических традиций.

Пизанский мастер Мадонна с Младенцем на троне 1270-е. Дерево, паволока, темпера, позолота. 173×84

Икона пизанского мастера непосредственно связана с византийской традицией. Этот алтарный образ отличается изысканной цветовой гаммой и необычайным разнообразием использования ассистов, создающих удивительно тонкий декоративный орнаментальный ритм. (Ассист — тонкие золотистые линии на одеждах святых в иконописи — символ божественного отсвета.) Линейность рисунка и четкость силуэтов фигур усиливают ощущение плоскостности, бестелесности образов Мадонны и Младенца. Одновременно лик Девы Марии поражает выразительностью и редкостной красотой: большие темные глаза, тонкие линии носа и бровей, идеальный овал лица. Подобного рода алтарные образы были смысловым и духовным центром больших кафедральных соборов. Их символическое содержание несло идею божественной мудрости и небесного величия.

Мастерская Пьетро Перуджино Мадонна с Младенцем. Начало XVI века. Холст, масло (переведено с дерева). 51×38

С творчеством Пьетро Перуджино, учителя великого Рафаэля, связано становление в живописи Италии классического стиля, ознаменовавшего высшие достижения искусства Ренессанса. Произведению, созданному в мастерской умбрийского художника, присущи тонкий лиризм и поэтическое созвучие гармоничного состояния человека и окружающего его прекрасного мира. Облик Мадонны, исполненный кротости и печали, благородной красоты и ясности, царит над пейзажем, спокойно расстилающимся вдали. Цветовое и композиционное решение всецело подчинено главному — Марии с Младенцем Христом. Она изображена на фоне закатного неба, ее плавно очерченная фигура доминирует в пространстве, поэтому, несмотря на небольшой формат, образ обладает особой значимостью. Гуманистическая философия эпохи Возрождения о божественной сущности человека обретает зримое воплощение.

Джованни Антонио Больтраффио (около 1467–1516) Портрет юноши в образе святого Себастьяна. Конец 1490-х. Холст, масло по темперной подготовке (переведено с дерева). 48×36

В картине Больтраффио «Портрет юноши в образе святого Себастьяна» в полной мере воплощены ренессансные представления о человеке. В моделировке лица, оттененного дымкой прозрачной светотени, заметно влияние Леонардо да Винчи, в миланской мастерской которого Больтраффио долгое время учился и работал. На портрете изображен светский молодой человек, на христианскую историю мученичества указывает лишь стрела — атрибут святого Себастьяна (реальной исторической фигуры эпохи императора Диоклетиана). Композиция картины, трехчетвертной разворот фигуры, взгляд модели, обращенный непосредственно на зрителя, — все эти черты были характерны для творчества Леонардо. В передаче черт применен изобретенный им знаменитый прием — сфумато, при котором тонкие переходы градаций светотени придавали некую неуловимость и изменчивость выражению лица, подчеркивая тем самым сложность духовного мира человеческой личности.

Парис Бордоне (1500–1571) Явление Сивиллы императору Августу 1550-е. Холст, масло. 165×230

Картина представляет собой ранний пример сочиненного архитектурного пейзажа в итальянском искусстве. По словам самого Париса Бордоне, он изобразил «пять архитектурных ордеров в перспективе». Герои легенды о пророчестве Тибуртинской сивиллы в этом идеальном пространстве являются лишь стаффажами.

Легенда гласит, что когда римский сенат постановил праздновать апофеоз, или обожествление императора Августа, то он испросил совета сивиллы. Тибуртинская сивилла предсказала рождение младенца, который будет могущественнее всех римских богов. В тот момент небеса разверзлись, и император узрел Деву Марию с Младенцем Христом на руках.

Коленопреклоненный Август изображен в центре композиции рядом с сивиллой, указывающей на небо, где в облаках явлена Мадонна с Младенцем. Слева от Августа — слуга с императорским жезлом в руке. Однако главным героем здесь становится безупречно выстроенное пространство античного города. Художник демонстрирует превосходное владение прямой перспективой и знание ордерной системы античной архитектуры. Располагая второстепенных персонажей на лестнице и в портиках здания, Бордоне создает почти театральную мизансцену. Рельефы на цоколе здания в левой части картины прославляют военные победы императора Августа.

Аньоло Бронзино (1503–1572) Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова). Около 1 540. Холст, масло. 117×99

Крупнейшим представителем маньеризма является флорентинец Аньоло Бронзино, придворный художник Козимо I Медичи, великого герцога Тосканского. «Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем» было написано вскоре после бракосочетания Козимо I и Элеоноры Толедской. Полотно отличается блеском и виртуозностью исполнения. Оно дает яркое представление об искусстве Бронзино, творчески претворившего идеи великого Микеланджело. Композиция картины сознательно усложняется художником, он использует изощренные разнонаправленные ракурсы при размещении фигур в пространстве, виртуозно соединяя свободное владение рисунком, безукоризненные соотношения пластических масс и изысканное живописное решение. В образах святых угадывается сходство с членами семьи Медичи, чьи портретные изображения хорошо известны. Так, святой Иосиф, изображенный в профиль, напоминает самого Козимо I, Мадонна — его супругу, а Младенец Христос — их старшего сына Джованни.

Мастер Лихтенштейнского замка (работал около 1440) Рождество. Поклонение волхвов XV–XVI век. Дерево, темпера, позолота. 101×50

В середине XV века в Вене работал так называемый Мастер Лихтенштейнского замка — художник, чье имя осталось неизвестным, прозванный по месту нахождения его наиболее значительных произведений. Им был создан большой полиптих — алтарь для капеллы замка Зебенштейн, включавший около двадцати створок, две из них представлены в музее. На них изображены канонические евангельские сцены — «Рождество» и «Поклонение волхвов».

В «Рождестве» место действия показано весьма подробно — это хлев, отгороженный плетнем и перекрытый дырявой соломенной крышей. Новорожденный Иисус лежит в яслях — кормушке для скота. Вдали видны крепостные стены Вифлеема, куда, по евангельской легенде, Мария и Иосиф пришли на перепись. Облик Богоматери, Христа и ангелов идеализирован и противопоставлен простонародным лицам пастухов, пришедших на поклонение Младенцу. Расстановка фигур в узком формате доски и трактовка складок одеяний напоминают скульптурные резные алтари. Символика здесь традиционна: мул и вол, непременные участники этой сцены, олицетворяют иудейство и язычество, побежденные христианством. Часть каменной готической конструкции, поддерживающей крышу хлева, намекает на разрушенный ветхозаветный храм царя Соломона, на месте которого Христос возведет свою церковь новой веры. Золотой фон призван передать сияние божественного света, озаряющего все события Нового Завета.

«Поклонение волхвов» продолжает евангельский рассказ, на смену пастухам здесь появляются волхвы с дарами. Сцена словно наполняется неземным сиянием, исходящим от золотого фона, роскошных одеяний волхвов, драгоценных ларцов и сосудов с дарами, принесенных Младенцу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: