Святое семейство на лестнице, пуссен, 1648 - JEKATERINBURG.RU

Святое семейство на лестнице, пуссен, 1648

Как изображали «Святое семейство» известные живописцы 17-18 веков

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Рембрант «Святое семейство» 1645

Рембрандт ван Рейн родился в 1606 году. Он является одним из самых выдающихся художников в Европе и величайшим в Голландии. Его картины охватывают широкий спектр различных жанров — портреты, пейзажи, религиозные и исторические картины. В своих работах он использовал кьяроскуро и различные техники освещения и краски. В 1640-х годах Рембрандт выпустил несколько работ на тему Святого Семейства. Мир гармонии и любви, утраченный после смерти его любимой жены Саскии, снова возродился в его жизни с появлением Хендрикье Стоффельс. Это счастье художника проявилось в «Святом семействе». Ряд искусствоведов считают, что черты Хендрикье можно увидеть на лице Девы Марии, а спящий в колыбели маленький ребенок — прототип Тита, сына Рембрандта и Саскии.

На своем полотне «Святое семейство» (1645) Рембрандт изобразил семью так, словно художник зашел в гости к нидерландской семье XVII века и решил запечатлеть их на холсте. Например, плетеная детская кроватка может быть приписана периоду Рембрандта из-за его аналогичного использования другим художников того периода, Питером де Хухом. Сцена со «Святым семейством» — одна из самых ярких попыток Рембрандта иначе проявить свет на своих картинах. Здесь Рембрандт изобразил три источника света:

— освещенные ангелы (сопровождаемые божественным светом с небес),
— освещенное лицо Марии и колыбель Иисуса (свет от камина),
— рабочий стол Иосифа (источником является, вероятно, окно).

Дева Мария сидит на низком стуле, держа большую открытую книгу в левой руке. Она отрывается от чтения, осторожно приподнимает завесу колыбели и чуть наклоняется, чтобы заботливо проверить сон малыша. Ее лицо излучает свет любви и нежности. На переднем плане изображена плотницкая мастерская Иосифа, который занят своей работой. В колыбели тихо сопит ребенок, покрытый красным одеялом. Мария одета в темно-красное платье и темно-синюю юбку, ее голову покрывает белый платок. За ней в полутени Джозеф в коричневом рабочем платье формирует иго своим топором. На верхней части картины зрители видят парящих ангелов, наблюдающих за Иисусом. Зритель видит и подпись художника в нижнем левом углу («Рембрандт 1645»).
Наверняка первая эмоция глядящего на картину — невероятно теплая и домашняя атмосфера. «Пушистость» и мягкость ощущаются в коричневатом мраке и мирно проникающем чистом золотом свете, сопровождающем маленьких ангелов. Один из ангелов изображен в позе распятия на кресте.

Светотеневая техника проявилась особенно ярко и в работе Помпео Батони, создавшего свой вариант «Святого семейства».

Помпео Джироламо Батони «Святое семейство» (1777)

Помпео Джироламо Батони (1708 — 1787) был одним из самых знаменитых итальянских художников своего времени, а его покровителями и коллекционерами были королевские особы и аристократы со всей Европы. Известность и репутация мастера заметно ослабли в XIX веке и вновь возросли к XX веку.
Итальянский художник и рисовальщик, сын выдающегося ювелира, Помпео называют «последним старым мастером Италии», и он, действительно, был одним из последних великих итальянских мастеров, работавшем в Риме. Кроме того, Батони был ведущим портретистом XVIII века в Риме, а также высочайшим мастером аллегорических и мифологических работ. Помпео прославился прежде всего как религиозный историк.

Первая выставка, посвященная Помпео Батони, была проведена в его родном городе Лукке в 1967 году, две другие были организованы в Лондоне и Нью-Йорке в 1982 году. Большое количество иностранных гостей, путешествующих по всей Италии и достигающих Рима во время их «Гранд Тура», заставили художника специализироваться на портретах. Хотя Батони считался лучшим итальянским художником своего времени, в современных хрониках упоминается его творческое соперничество с Антоном Рафаэлем Менгсом. Вдохновение Батони черпал из элементов классической античности, французского рококо, болонского классицизма, а также работ Николя Пуссена, Клода Лоррена и особенно Рафаэля. Ныне Помпео Батони считается предшественником неоклассицизма.

Большой холст «Святое семейство» (1777) Помпео Батони создал не по заказу, а для себя. Написал и целых 5 лет продержал в своей мастерской, до тех пор, пока ее не посетили наследник русского престола царевич Павел Петрович и его жена Мария Федоровна (1728 год). Они приобрели понравившуюся картину в подарок своей матери, императрице Екатерине II. Присущие Батони живописные элементы очень отчетливо проявляются в этой работе: гладкое плотное наложение краски, элегантное звучание цвета, замечательная чистота рисунка.

Фигуры Марии с младенцем на руках и мальчика Иоанна Крестителя несколько абстрактны в своем совершенстве. Молодого Иоанна зритель узнает по одежде из шерсти и кресту в руках. Батони является одним из создателей классицизма, но его искусство никогда не принадлежало этому стилю полностью. В «Священном семействе» создан целый сюжет — Иосиф, который читает Библию и ненароком смотрит на Иисуса, Елизавета, которая хочет взять ребенка на руки. Мария одета скромно: на ней бежево-золотой платок, небесно синяя мантия и розовое платье. Художник использовал насыщенную контрастную палитру, акцентировав фигуру Марии с Младенцем с помощью светотеневой техники.

Помпео дал понять — это главные герои картины. Младенца зритель видит в белом одеянии (этот белый цвет создан мастерски, свечение подчеркивает святость своего героя). Тон кожи Мланденца самый светлый и мягкий из всех тонов героев (это очень знаменательно). Особенно притягательна интерьерная часть: стол, за которым сидит Иосиф, покрыт красным ковром и украшен прелестным букетом из роз и лилий. Оба цветка — символы Марии, но в то же время букет придает особый уют атмосфере комнаты и дополняет композицию.

Ниже представлена сравнительная инфографика двух картин «Святого семейства».

Современных учёных и сегодня интересует тайна Марии, матери Иисуса — Святая девственница или жертва ошибки перевода древнего текста.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Никола Пуссен — основоположник классицизма

Никола Пуссен (Nicolas Poussin: родился в июне 1594-го — умер 19 ноября 1665-го) — гениальный французский художник XVII века, родоначальник классического направления в живописи. Творчество Никола Пуссена оказало неоценимое воздействие на развитие изобразительного искусства. Биографию мастера удалось восстановить благодаря сохранившимся письмам.

Никола Пуссен и его картины — неисчерпаемый источник вдохновения для художников прошлого и настоящего. Методы выражения живописца считаются в классицизме эталоном. Большинство его работ связано с мифологическими и библейскими сюжетами.

Биография Никола Пуссена

Никола Пуссен появился на свет на севере Франции, в Нормандии, дата его рождения точно не установлена. Сведения о семье будущего гения и его ранних годах очень скудны. Юноша изучал латынь в Руане, в школе иезуитов, брал уроки рисования у Квентина Варена (Quentin Varin).

В 18 лет Никола Пуссен сбежал из семейного гнезда в столицу. Творческая жизнь в Париже била ключом, искусство процветало, но стать «своим» в замкнутой гильдии живописцев и скульпторов было весьма непросто.

Пуссен постигал азы мастерства у портретиста Фердинанда ван Элле (Ferdinand Elle), потом перешел в подмастерья к Жоржу Лаллеману (Georges Lallemand), живописцу-историку, но не сошелся с ним характерами. Никола, обладавший ярко выраженной индивидуальностью, не принимал студийную систему: всю свою творческую жизнь он писал медленно и тщательно, предпочитая работать в одиночку.

У молодого человека накопились внушительные долги. Он возвратился в отчий дом, но в 1616-м вновь уехал в Париж для изучения анатомии и перспективы. Благодаря дружбе с камердинером Марии Медичи Александром Куртуа (Alexandre Courtois) художник смог посещать Лувр. Собственный стиль Никола Пуссена формировался под влиянием картин Рафаэля (Raffaello Santi) и Джулио Романо (Giulio Romano).

Центром искусства тогда был Рим, о котором наш герой страстно мечтал. Две попытки уехать оказались неудачными: в первый раз художник сумел добраться только до Флоренции, во второй — задержался в Лионе. Здесь он создал одну из самых значимых своих картин, которая долгое время считалась утерянной — «Успение Богородицы».

Наконец живописцу улыбнулась удача, и в 1624-м тридцатилетний Никола Пуссен обосновался в Риме на долгие 16 лет. Он посещал церкви и монастыри, исследовал труды Леонардо да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci), Дюрера (Albrecht Dürer) и других великих мастеров эпохи Ренессанса. Его вдохновляли картины Тициана (Tiziano Vecellio), Аннибале Карраччи (Annibale Carracci), а к наследию Микеланджело (Michelangelo Buonarroti) Пуссен остался совершенно безучастен. Он терпеть не мог творчество Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) и считал, что тот был рожден, чтобы уничтожить живопись.

Читайте также  Кто самый сильный мальчик в мире: список маленьких силачей

В столице Италии Пуссен познакомился с кардиналом Франческо Барберини (Francesco Barberini il Vecchio). «Разрушение Иерусалима», написанное по заказу высокого покровителя, стало первой значимой работой итальянского периода. Оригинал картины не сохранился, а вторая ее версия находится в Музее истории искусств в Вене.

Среди других известных произведений того времени выделяется «Смерть Германика» — шедевр, ставший символом классицизма. Всем созданным в Риме картинам присущи ясность идеи, четкость композиции и мягкость цветового решения.

Достигнув успеха на чужбине, художник приобрел много заказчиков и на родине. Среди них был знаменитый кардинал Ришелье, который купил несколько картин Пуссена. Живописцу обещали выгодные условия, если он согласится вернуться во Францию. В переписке с друзьями Никола выражает опасения, что «совершает безрассудство», но все же на исходе 1640-го прибывает в Париж и проводит там следующие два года.

Выполнив взятые обязательства, в 1642 году Пуссен мчится обратно в любимый Рим. Его мастерство достигает апогея. Эпикурейские мотивы практически исчезают, художник все больше интересуется античной тематикой, пишет пейзажи.

В 1664 году Никола Пуссен овдовел. Спустя год после кончины супруги, 19 ноября 1665 года, живописец умер.

Самые известные картины Никола Пуссена

Картины Никола Пуссена подчинены принципам рационализма, в них нет ни малейшего намека на вычурность. Композиция безупречна, лишние детали отсутствуют. Среди лучших произведений художника:

  • «Смерть Германика» (1628) — композиция выстроена подобно античному барельефу.
  • «Чума в Азоте» (1630) — картина создана под впечатлением от эпидемии бубонной чумы, свирепствовавшей тогда в Италии.
  • «Царство Флоры» (1631) — в основе сюжета лежат овидиевы «Метаморфозы»: герои, умирая, превращаются в цветы.
  • «Пейзаж с Диогеном» (1648) — за основу взят эпизод из трактата Диогена Лаэртского.
  • «Вознесение святого апостола Павла» (1650) — парящие в воздухе фигуры кажутся устойчивыми, будто поднимающая их сила и сила земного тяготения равны.
  • «Аполлон и Дафна» (1664) — последняя, оставшаяся незавершенной работа автора.

Никола Пуссен — художник, писавший религию и мифологию

Никола Пуссен (1594-1665 г.г.) – французский художник, живописец, основоположник классицизма. Его полотнам свойственна ясность, четкость линий, тщательно выверенная композиция. Впоследствии методы работы Пуссена были положены в основу обучения Королевской академии живописи и скульптуры в Париже.

  • Детство
  • Творческий путь
  • Техника и стиль
  • Влияние на мир искусства
  • Личная жизнь
  • Смерть
  • Интересные факты
  • Известные картины

Детство

О детских, отроческих годах Пуссена сохранились отрывочные данные. Точная дата его рождения неизвестна: церковно-приходские книги, хранившие информацию о новорожденных, были утрачены. В литературе упоминается 15 июня 1594 год, но это лишь условность. Сам художник в одном из писем утверждал, что появился на свет в 1593 году. Его родина – местечко Лез-Андели в Нормандии.

Разрушение Иерусалима

Родители будущего гения не имели отношения к искусству. Мать была неграмотна, происходила из семьи разбогатевших крестьян. Отец обладал более высоким положением и смог обеспечить сыну достойное образование.

Показать таблицу

Историческая справка
Годы жизни 15 июня 1594 — 19 ноября 1665
Страна Франция
Жанр Живопись
Стиль Классицизм
Сюжеты Пейзажи, история, мифология, религия

Мальчик получил первые знания в Руане, столице Нормандии, при монастыре иезуитов. Там пристрастился к рисованию. Приехавший расписывать церковь парижский художник К. Варрен обратил внимание на работы талантливого отрока, забрал его с собой, в столицу Франции, сделал своим учеником.

В Париже Никола Пуссен некоторое время интересовался творчеством Фердинанда ванн Элле, затем перешел в ученики к Жоржу Лаллеману.

Смерть Германика

Его мировоззрение перевернулось после того, как молодой человек оказался в Лувре. Увидев картины итальянских художников эпохи Возрождения, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, очаровался ими. Именно тогда созрело решение отправиться в Рим, оттачивать мастерство, искать собственный путь в искусстве.

Родители стремлений сына стать художником не поддерживали. В возрасте 18 лет он сбежал в Италию, игнорируя их недовольство.

Творческий путь

Творческий путь Николы Пуссена начался в 1624 году, когда он прибыл в Рим. Начинающий художник изучал искусство античности, живопись мастеров эпохи Ренессанса.

Через год поступил заказ написать картину «Разрушение Иерусалима» (1625-1926). До наших дней полотно не сохранилось. Второй вариант этого же сюжета был создан художником через 10 лет, хранится в Венском музее.

Следующая работа «Смерть Германика» (1627) сегодня признана ярким произведением стиля классицизма. Основа сюжета – прощание римских легионеров с находящимся при смерти полководцем.

Ранние картины Пуссена посвящены религиозной тематике. С 1629-1633 г.г. начинается интерес к мифологии, литературным персонажам. В этот период времени свет увидели:

  • «Нарцисс и Эхо» (1629),
  • «Царство Флоры» (1631),
  • «Селена и Эндимион» (1630),
  • «Танкред и Эрминия» (1630).

В 1640 году слава Пуссена достигла Франции. Людовик XIII пригласил художника ко двору, сделал его королевским живописцем. Но уже через 2 года мастер вернулся в Рим: предлагаемая французским монархом работа показалась мелкой, скучной, а придворные постоянно плели интриги против нового фаворита.

Мученичество святого Эразма

Больше Никола не покидал Италии. Последние годы он рисовал пейзажи, самая знаменитая серия картин этого периода – «Четыре времени года» (1664).

Техника и стиль

Особенность творчества Пуссена – в его стремлении к реализму. Чтобы достичь идеальных пропорций, он измерял античные статуи. Перед написание картины делал восковые копии будущих персонажей, чтобы изучить положение теней.

Нарцисс и Эхо

Художника классицизма чрезвычайно интересовали работы двух авторов эпохи Ренессанса – Рафаэля и Тициана. Его первые полотна («Битва израильтян с аморреями», «Битва израильтян с амаликитянами») техникой, исполнением схожи с картинами Рафаэля, изображающими батальные сцены.

Последующие холсты обрели большую индивидуальность. Для них характерны:

  • гармония цвета – краски не слишком яркие, близки к естественным оттенкам,
  • изображение людей в благородных позах и одеяниях,
  • безупречная композиция, отсутствие вычурности, лишних деталей,
  • идейная, моральная направленность сюжета,
  • точность рисунка, идеальность пропорций,
  • четкое разделение планов при помощи игры цвета.

Никола Пуссен, первоначально писавший картины с библейскими сюжетами, не ограничивался только ими. В его коллекции – герои древних мифов, исторические события, изображение красот природы. Живописец решился создать два своих собственных портрета (1649, 1650 гг.). Благодаря этому есть возможность представить, как выглядел знаменитый художник.

Влияние на мир искусства

Никола Пуссен стал ярчайшим представителем французских живописцев эпохи барокко. Его влияние на творчество других европейских авторов оказалось колоссальным.

Первоначально работы художника не были оценены должным образом, воспринимались как некая диковинка, любопытная вещица. Лишь со временем стало ясно, насколько мощны его картины, какая сила таится в каждом их штрихе.

Царство Флоры

Пуссен привнес во французскую живопись высокий стиль итальянского Возрождения. До него художники обходили Ренессанс стороной, считая его пережитком прошлого. Частично возродив старые традиции, новатор снабдил их современным видением искусства, тем самым заложив основы методов классицизма.

Продолжателями идей Пуссена стали не живописцы XVII века, а художники-классицисты XVIII столетия. При жизни мастер кратко описал правила, которых он придерживался в работе. Впоследствии они легли в основу принципов обучения французской Королевской академии живописи и скульптуры.

Аполлон и Дафна

Картины Николы Пуссена сегодня украшают лучшие музеи мира – Эрмитаж, Лувр, Прадо, Лондонскую картинную галерею.

Личная жизнь

Никола Пуссен был женат. Супругу он встретил в Риме: Анн-Мари оказалась француженкой, дочкой кондитера. В 1629 году, когда художник серьезно заболел, семья Дюге взяла на себя заботы о его здоровье. За время пребывания в их доме живописец обратил внимание на старшую дочь хозяина и после выздоровления обручился с ней.

Селена и Эндимион

Свадьба состоялась в 1630 году. Союз был крепким, счастливым. Детей в браке не родилось. Жена Пуссена скончалась в 1664 году. Это событие подкосило мастера, он перестал работать, пребывал в меланхоличном настроении. Через год он последовал вслед за супругой.

Смерть

Из писем Пуссена известно, что состояние его здоровья было неважным, начиная с 1650 года. Самочувствие неуклонно ухудшалось, хотя достоверных сведений о том, каким заболеванием страдал великий мастер, нет.

Когда скончалась жена, силы оставили художника. Смерть родного человека приблизила его собственную кончину. Последние годы он не занимался творчеством, старался передать знания молодым живописцам – учил обмерять античные скульптуры, рассказывал о собственных принципах работы.

Танкред и Эрминия

Последние два месяца были мучительными – Пуссен медленно умирал. Осенью 1665 года его не стало. Мэтру был 71 год.

В доме гения обнаружили обширную коллекцию картин, гравюр, скульптур: около полутора тысяч экземпляров. Большая часть по наследству перешла к родственникам жены.

Интересные факты

Любопытные моменты жизни Николы Пуссена, на которые стоит обратить внимание:

  • По матери у художника были брат и сестра, но ни с ними, ни с родителями после отъезда в Рим он не общался и не упомянул их в завещании.
  • Общее число полотен живописца на сегодняшний день – 244, еще 30 – под вопросом (авторство установить затруднительно).
  • Самая известная картина Пуссена – «Мученичество святого Эразма» (Музей Ватикана).
  • Предметы искусства, обнаруженные в доме художника после его смерти, оценили в 60 тысяч экю.
  • Могила мастера находится в церкви, где проходило его венчание с супругой (Сан-Лоренцо-ин-Лучина, Рим.
  • Чтобы уехать из Парижа и не обидеть короля, Пуссен солгал им о болезни жены.
  • Последняя работа «Аполлон и Дафна» осталась незавершенной из-за смерти супруги: со дня ее кончины живописец не брал в руки кисть.
  • Пуссен больше гнался за славой, чем за богатством: даже когда заказчик присылал за картину меньшую сумму, чем было оговорено, художник не возражал.
  • Помимо художественных навыков, живописец подробно изучил анатомию, геометрию, чтобы создавать сюжеты, основываясь на точных знаниях.
  • Картины мастер писал долго, медленно, всегда самостоятельно, не привлекая помощников или учеников.
  • Памятники Пуссену установлены в Париже, Риме.
  • В 1631 году мастера избрали членом Академии Святого Луки – римского объединения художников.
  • Никола Пуссен прибыл в Рим, не имея за душой практически ничего, а умер одним из богатейших людей этого города.

Известные картины

Аркадские пастухи

Пейзаж с Полифемом

Явление Девы Марии св Иакову

Бегство в Египет

Ринальдо и Армида

Никола Пуссен – основоположник живописи эпохи классицизма

Франция не подарила миру такого большого количества великолепных картин средневековой эпохи и эпохи Возрождения, как Италия или Испания, Голландия или Германия.

Однако именно во Франции появился художник, ознаменовавший своим творчеством наступление нового периода в искусстве – эпохи классицизма. Этого художника звали Никола Пуссен.

Никола родился в семье бывшего солдата, который после времён кровопролитных религиозных войн во Франции, стал простым крестьянином. Семья Пуссена жила очень небогато, и поэтому мальчик не мог получить сколь-нибудь систематического художественного образования, несмотря на то, что его с детства привлекала живопись и написание картин. Воспользовавшись случаем, мальчик Никола убежал из дома, прибившись к странствующему бедному живописцу. Так он оказался в Париже. Денег с собой у него никаких не было, и ему часто приходилось голодать.

Пейзаж с Полифемом — Никола Пуссен.
1649 год. 155х199

Однако в какой-то степени Николё всё же улыбнулась удача. Он познакомился с человеком, который заведовал королевской библиотекой и художественными собраниями. С его помощью подросток получил возможность копировать картины гениев итальянской живописи. Пуссен страстно желал отправиться в Рим, чтобы оттачивать там своё искусство живописца.
Никола принял решение вернуться в свою деревню, чтобы упорным трудом накопить денег на поездку в Италию. Два раза он отправлялся в путешествие, но не мог добраться до Рима и снова возвращался в свою деревню, нищий и больной. Однако на третий раз он всё-таки оказался в Риме. Здесь ему повезло, ему помогли свести знакомство с самим кардиналом Барберини, которому целеустремлённый юноша понравился. Никола Пуссен стал получать свои первые заказы.

Венера, Фавн и путти — Никола Пуссен
1630-1635. 72×56

Со временем живописец приобрёл очень большую известность. Ему даже предлагалось место в академии искусств. Однако король Франции Людовик XIII по совету своего министра, всесильного Ришелье, решил вернуть художника на Родину. Приехав в Париж, Никола получил почётное звание первого придворного живописца короля. Художник, мальчиком голодавший на улицах французской столицы, теперь имел очень и очень солидный доход. Со временем Николе был дарован даже маленький дворец. Именно Пуссену было поручено расписывать Лувр – резиденцию французских королей и будущий музей, известный ныне по всему миру. Никола Пуссен имел теперь богатство и почёт, однако жизнь при дворе, дворцовые интриги мешали ему сосредоточиться на своей работе, на своих полотнах.

Возвращение Святого Семейства из Египта — Никола Пуссен
1628-1638. 117×99

Однажды Пуссен попросил у короля дозволения на время уехать из Франции обратно в Рим. Во время отсутствия художника умер великий Ришелье, а спустя полгода и сам король Людовик XIII. При дворе о живописце сразу забыли, и всю оставшуюся жизнь он так и провёл в Риме. Однако в отличие от многих других художников в схожих обстоятельствах Пуссен не стал нищим. Размеренная творческая деятельность позволяла ему жить в достатке.
Пуссен писал свои картины, как правило, на библейские или античные темы. Особенно известны такие его полотна, как «Аркадские пастухи», «Святое семейство», «Царство Флоры» и ряд других. Живопись Николы Пуссена отличается величественностью и возвышенностью. Герои его полотен, как правило, благородные люди. При этом картины художника всегда очень гармоничны.

Аркадские пастухи — Никола Пуссен
1630. 101х82

Творчество Николы Пуссена положило начало классическому периоду в живописи. В те времена «классическими» называли произведения искусства высшего разряда, самые лучшие и совершенные. Однако позже многие художники в своих классических картинах начали слишком сильно подрожать сложившимся канонам данного направления в искусстве. В результате такие полотна были несколько безжизненны, лишены чувств и движения. Поэтому классицизм многие стали считать академическим, сухим стилем. Однако произведения француза Николы Пуссена, основоположника классицизма, заслуженно относят к шедеврам мировой живописи. Эти картины пользуются неизменной любовью посетителей музеев и картинных галерей.

Суд Соломона — Никола Пуссен
1649, 101х150

живопись, рим, Никола Пуссен, классицизм, Суд, Соломон, Аркадские пастухи, Возвращение Святого Семейства из Египта, Людовик, Венера, Фавн и путти, Барберини, кардинал, Пейзаж с Полифемом, Лувр, античные.

Картины — Пуссен, Никола

Никола Пуссен картины с описанием.

15.06.1594, Вилье близ Андели — 19.11.1665, Рим

Пуссен Никола (Poussin), французский живописец и рисовальщик. Наиболее последовательный представитель классицизма в искусстве XVII в. Учился у К. Варена и др. Испытал влияние А. Карраччи, Доменикино, Рафаэля, Тициана; зарисовывал и обмерял античные статуи; изучал трактаты Леонардо да Винчи и А. Дюрера; занимался анатомией и математикой. Развивая принципы идеального пейзажа, Пуссен делает природу воплощением совершенства и целесообразности; часто мифологические персонажи, вводимые в пейзаж, олицетворяют различные стихии («Пейзаж с Полифемом», около 1649, ГЭ; серия «Времена года», 1660-64, «Аполлон и Дафна», 1664, — все в Лувре); используя в пейзаже эпизоды библейских и евангельских сказаний, Пуссен выражал идеи высшей необходимости или судьбы как начала, регулирующего взаимоотношения человека и природы.

Биография: Пуссен Никола

Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Москва. ГМИИ им. А.С. Пушкина

57 x 74 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Будапешт. Венгерский музей изобразительных искусств

Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Будапешт. Венгерский музей изобразительных искусств

121 x 175 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Париж. Лувр

165 x 241 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Париж. Лувр

Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Париж. Лувр

Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Париж. Лувр

320 x 186 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Рим. Ватиканская пинакотека
Первоначально для собора св. Петра в Риме

Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Рим. Ватиканская пинакотека
Первоначально для собора св. Петра в Риме

148 x 196,5 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Миннеаполис (штат Миннесота). Институт искусств
Заказчик — кардинал Франческо Барберини из Рима

Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Миннеаполис (штат Миннесота). Институт искусств
Заказчик — кардинал Франческо Барберини из Рима

Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Миннеаполис (штат Миннесота). Институт искусств
Заказчик — кардинал Франческо Барберини из Рима

147 x 171 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Шантийи. Музей Конде

301 x 242 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Париж. Лувр

Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Париж. Лувр

97 x 135 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Дублин. Национальная галерея Ирландии

101 x 82 см.
Холст, масло.
Барокко, классицизм.
Франция и Италия.
Чатсворт (Дербишир). Собрание герцога Девонширского.
Элегическая надпись на древнеримском саркофаге Et iп Arcadia Ego (и я [т.е. смерть] есть в Аркадии) возбудила любопытство группы пастухов. Исполненное меланхолии изречение задаст общий тон в этой буколической таинственной картине. Теплые краски осени и выверенное расположение фигур рождают настроение трагического примирения с неизбежным, пастушеская идиллия разрушена напоминанием о том, что смерть присутствует даже в самом совершенном из миров. Вызывая в памяти загадочные картины Джорджоне, эта работа вместе с тем представляет стиль Пуссена, более спокойный и ясный, чем барокко, основанный на классицизме Рафаэля и наследии античности. В противоположность театрализованной эмоциональности произведений его современников Петера Пауля Рубенса и Джанлоренцо Бернини. Пуссен ставит акцент на форме и моральноэтических аспектах содержания. Его работы получили высокую оценку в Риме в кругах современных Пуссену интеллектуалов.

74 x 100 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Париж. Лувр

119 x 98 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж

183 x 213 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Париж. Лувр

96,5 x 130,5 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Лондон. Национальная галерея

148 x 198 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Париж. Лувр

Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Париж. Лувр

131 x 181 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Дрезден. Картинная галерея

Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Дрезден. Картинная галерея

Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Дрезден. Картинная галерея

97 x 133 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Эдинбург. Национальная галерея Шотландии

154 x 210 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Мельбурн. Национальная галерея штата Виктория
Парная к ‘Поклонению золотому тельцу’

154 x 214 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Лондон. Национальная галерея
Парная к картине ‘Переходу через Чермное море’

108 x 148 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Филадельфия. Художественный музей
Заказчик — кардинал Ришельё

Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Филадельфия. Художественный музей
Заказчик — кардинал Ришельё

Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Филадельфия. Художественный музей
Заказчик — кардинал Ришельё

100 x 143 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Лондон. Национальная галерея

95 x 133 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Москва. ГМИИ им. А.С. Пушкина

95,5 x 121 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Вашингтон. Национальная картинная галерея
Заказчик — Казьяно даль Поццо, картина из цикла о семи таинствах Христовых

95,5 x 121 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Эдинбург. Национальная галерея Шотландии
Заказчик — Казьяно даль Поццо, картина из цикла о семи таинствах Христовых

106,5 x 82 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Дрезден. Картинная галерея

154 x 206 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Нью-Йорк. Музей Метрополитен

159 x 206 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Париж. Лувр

Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Париж. Лувр

Диаметр 297 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Париж. Лувр
Заказчик — кардинал Ришельё

99 x 135 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Берлин. Государственные музеи

97,8 x 129,5 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Кембридж (штат Массачусетс). Художественный музей Фогга

114 x 175 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Оукли-парк. Собрание графа Плимутского

118 x 197 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Париж. Лувр

Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Париж. Лувр

78 x 65 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Берлин. Государственные музеи

150 x 196 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж

150 x 198 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж

78 x 65 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Париж. Лувр

98 x 74 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Париж. Лувр

148 x 120 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Париж. Лувр

87 x 120 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Париж. Лувр
Смысл латинского названия (и надписи на гробнице в картине) — ‘И я был некогда счастлив’

120 x 187 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Мадрид. Прадо

192,5 x 273,5 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Франкфурт-на-Майне. Штеделевский художественный институт

Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Франкфурт-на-Майне. Штеделевский художественный институт

Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Франкфурт-на-Майне. Штеделевский художественный институт

122 x 195 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Париж. Лувр

Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Париж. Лувр

122 x 199 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Париж. Лувр

Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Париж. Лувр

105 x 145 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж

122 x 179 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Кембридж (штат Массачусетс). Художественный музей Фогга

118 x 179 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Шантийи. Музей Конде

117 x 160 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Париж. Лувр

Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Париж. Лувр

118 x 160 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Париж. Лувр

Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Париж. Лувр

119 x 160 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Париж. Лувр

Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Париж. Лувр

Холст, масло
Барокко
Франция и Италия
Париж. Лувр

155 x 104 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Париж. Лувр
Незавершенная картина

114 x 163 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Москва. ГМИИ им. А.С. Пушкина

98 x 134,5 см
Дубовая доска
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Мюнхен. Замок Нимфенбург

97 x 133 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Берлин. Государственные музеи

72 x 96,5 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Дрезден. Картинная галерея

103 x 149 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Мюнхен. Старая пинакотека

120 x 200 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Париж. Лувр

118 x 88 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Мадрид. Прадо

69 x 98 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Вашингтон. Национальная картинная галерея

117 x 175 см
Холст, масло
Барокко, классицизм
Франция и Италия
Эдинбург. Национальная галерея Шотландии

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: