Святая вероника, эль греко - Тайны со всего мира

Святая вероника, эль греко

Крестный путь

Приблизительное время чтения: 4 мин.

В этом году мы предлагаем нашим читателям провести Страстную неделю на Святой земле вместе с «Фомой» и протоиереем Игорем Пчелинцевым: увидеть святые места, связанные с последними днями земной жизни Иисуса Христа, и пройти по Крестному пути до Голгофы.

Претория. Начало Крестного пути

Мы с вами около Претории, темницы Спасителя, где сейчас православный монастырь Иерусалимского Патриархата. Отсюда начинается Крестный путь, как его понимает Православная Церковь.

В темнице Спаситель ожидал Своей участи, здесь взял Крест, отсюда пошел сначала немножко вниз, а потом стал подниматься на Голгофу.

  • Гюстав Доре. Христос, покидающий Преторию. 1867-1872

Перед подъемом, уже обессиленный страданиями и мучениями, Он не смог нести Крест и отдал его Симону Киринейскому.

Это место очень знаменательно для православных христиан: здесь начинается служба Страстной Пятницы, она начинается здесь и заканчивается у Голгофы.

Место последней встречи Христа с Богоматерью

Мы с вами у одной из остановок Крестного пути, здесь находится замечательная часовня. По православному преданию, это место последней встречи Спасителя с Божией Матерью, место Ее материнского благословения на Крестный путь и Его Божественного благословения на терпение Ее великих скорбей.

Здесь, наверное, была и в древние времена часовня, но именно эта примечательна вот чем. В конце Второй мировой войны в Иерусалиме располагался то ли батальон, то ли полк польских солдат-католиков, которые, в общем-то, британскими властями были немножко заброшены. Они испытывали нужду и в пропитании, и в денежном содержании. Но это были верующие люди, они на остатки своих средств отремонтировали, расписали и украсили эту часовню – это стало выражением их благодарности Богу за приближающуюся победу в великой войне. Эта часовня очень трогательна: здесь изображения несущего Крест Спасителя и погибших воинов.

  • Уголино ди Нерио. Несение креста 1324-1325

Здесь есть, возможно, и воспоминание о Первой мировой войне, которая для Европы была, конечно, большим испытанием.

Я думаю, не будет большого греха, если православные христиане России, Украины, Белоруссии будут здесь вспоминать и павших в Великой Отечественной войне.

Место передачи Креста Симону Киринейскому

Мы с вами находимся на повороте Крестного пути, Виа Долороза, всего лишь примерно в двухстах метрах от Претории, где Спаситель взял Крест и стал возносить его на Голгофу.

Здесь, на этом месте, Он упал и уже не смог подняться с тяжестью Креста, поэтому, как повествует Евангелие, Крест был передан некоему Симону Киринейскому. И дальше уже до Голгофы он нес его вместо Спасителя, взяв такой на себя подвиг.

В этом месте построена католическая часовня и православные здесь всегда молятся тоже, читая евангельский отрывок о том, как Спаситель упал под Крестом. И в этом месте из древней мостовой взят камень, к которому прикладываются паломники, как напоминание об этом трагическом событии Крестного пути.

Вероника и лик Спасителя

Мы с вами у шестой станции Крестного пути, как ее считают, в основном, католики, но православные любят здесь останавливаться, вспоминая восхождение Спасителя к Голгофе.

На этом месте, согласно преданию, некая Вероника вышла из своего дома и дала Спасителю полотенце, чтобы Он утер окровавленное, измученное лицо. И на этом полотенце отпечатался нерукотворенный лик Христа.

Также на этом месте обычно читают место из Евангелия, где Спаситель обращается к иерусалимским женщинам, чтобы они не плакали о Нем, а плакали о Иерусалиме и его детях.

Здесь католические монахини делают очень красивые иконы в коптско-эфиопском стиле. Эти иконы получаются такими «детскими», и в этом, мне кажется, их особая привлекательность и особый молитвенный настрой. Есть иконы Вероники и иконы Богородицы с маленьким Спасителем, который к Ней бежит. Бывают и реплики, копии коптских икон, которые тоже по-детски интересны и, по моему мнению, располагают к чистой молитве.

Святая Вероника — Эль Греко

Эль Греко несколько раз обращался к теме священного платка. На картине, написанной около 1579 г., задумчивый взгляд аристократичной св. Вероники отведен в сторону, что позволяет зрителю сосредоточиться на образе Христа, запечатленном на платке, который она показывает.

Христос смотрит прямо на зрителя, черты его лица спокойны и утончены, а не искажены ранами или болью. Такое представление о человеческом образе Христа сходно с величественным нерукотворным Спасом — образом, почитаемым православными христианами, с которым Эль Греко, будучи критянином, должен был быть знаком.

Подобно платку Вероники, плащаница была куском ткани, на котором оказался чудесно запечатленным образ Христа, когда он поднес его к лицу, поэтому считается, что она передает его подлинные черты. И плащаница, и платок Вероники являлись для средневекового христианства важными реликвиями, но в живописи образ на платке чаще представляет только сам лик Христа со струйками пота и крови, что побуждает зрителя сосредоточиться на размышлениях о страданиях Христа, принятых им во искупление грехов человеческих. СВ.

В апокрифических евангелиях Вероника упоминается как женщина, страдавшая кровотечением и исцелившаяся, прикоснувшись к краю одежды Христа. Было также известно, что у нее есть изображение лика Христа, которое, согласно легенде, она получила, вытерев пот с его лица куском льняной ткани, когда Христос нес крест на Голгофу: его лик чудесным образом запечатлелся на этом куске ткани.

Ткань, называемая платком Вероники, впоследствии оказалась в Риме и стала важной реликвией базилики св. Петра. Имя «Вероника» можно считать произошедшим от латинских слов вера икон, означающих «истинный образ». Эту святую изображают держащей свой платок, как на картине Эль Греко, или же стоящей среди отвратительной толпы, окружившей Христа перед его распятием, выделяясь изяществом своего облика, как на картине Босха.

Похожие описания:

Святая Вероника — Робер Кампен Легендарная Святая Вероника выглядит старше, в скорби готовящаяся преклонить колени перед ликом Христа. Кусок прозрачного воздушного шелка с ее головного убора, которым она отирала лицо.

Святая Троица — Эль Греко Картина «Троица» была написана Эль Греко в 1577 г., и относится к одной из первых произведений художника, созданных после его переезда в Испанию. Она изначально.

Положение Христа в гроб — Эль Греко «Положение Христа в гроб» кисти Доменико Теотокопули, впоследствии прозванного Эль Греко, одно из немногих уцелевших произведений раннего периода творчества мастера. Оно было создано в период.

Похороны графа Оргаса — Эль Греко Икусство прославленного испанского художника, крупнейшего представителя маньеризма Эль Греко долго пребывало в забвении и лишь в начале XX в. было вновь открыто. Художник в начале.

Пьета, или Оплакивание Христа — Эль Греко «Пьета», или «Оплакивание Христа», была создана молодым Доменико Теотокопули, известным нам под именем Эль Греко, во время его пребывания в Риме. Во многом эта картина.

Снятие одежд с Христа (Эсполио) — Эль Греко Драматична картина испанского художника Эль Греко «Снятие одежд с Христа «. На ней запечатлен тот момент, когда перед казнью солдаты срывают с Христа одежды. Этот.

Христос, несущий крест — Эль Греко Картина испанского художника Эль Греко «Христос, несущий крест». Размер картины 105 х 79 см, холст, масло. Необычные приемы изобразительного языка, свойственные Эль Греко, не являются.

Сошествие Святого Духа — Эль Греко Одно из наиболее известных произведений Эль Греко позднее полотно «Сошествие Святого Духа» . Динамичная композиция развертывается снизу вверх, что характерно для позднего периода творчества Эль.

Гора Синай — Эль Греко Возможно, эта картина была написана художником Доменико Теотокопули, который приобрел мировую известность под именем Эль Греко, по заказу Фульвио Орсини, библиотекаря кардинала Аллесандро Фарнезе, во.

Святой Иоанн Евангелист и святой Франциск Ассизский — Эль Греко Живопись Эль Греко относят то к маньеризму, то к барокко, на самом деле она не принадлежит ни к одному из течений. Оригинальность манеры этого художника.

Мария Магдалина — Эль Греко Картина испанского художника Эль Греко «Мария Магдалина». Размер картины 157 х 121 см, холст, масло. Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц, преданнейшая последовательница Иисуса Христа, исцеленная.

Поклонение имени Христа — Эль Греко После успеха «Эсполио», найдя в Толедо семью, друзей и покровителей, Эль Греко мог и дальше спокойно работать в этом городе. Однако мечта получить заказ в.

Портрет пожилого дворянина — Эль Греко ​Большую часть творческого наследия Эль Грека составляют картины религиозного содержания.. Помимо этого, художник уделял достаточное внимание лишь одному жанру живописи — портрету. Сохранилось около 30.

Исцеление слепого — Эль Греко Произведения на сюжет Исцеления слепого Эль Греко писал, по крайней мере, три раза. Все картины имеют схожую композицию, но различаются в трактовке деталей. Эта картина.

Портрет монаха Ортенсио Парависино — Эль Греко Картина испанского живописца Эль Греко «Портрет монаха Ортенсио Парависино». Размер картины 112 x 86 см, холст, масло. Между образами святых Эль Греко и его портретными.

Аллегория испанской пословицы — Эль Греко «Аллегория испанской пословицы», — одна из «ночных» картин, написанных Эль Греко в Италии. На ней изображен юноша, раздувающий уголек, чтобы зажечь от него свечу. Долгое.

Алтарь церкви Санто-Доминго эль Антигуо в Толедо — Эль Греко Эль Греко оформлял алтари в ряде церквей. Один из них, в церкви Санто-Доминго эль Антигуо в Толедо, он украсил скульптурами; в других случаях Эль Греко.

Моденский триптих — Эль Греко Доменико Теотокопули, известный нам под именем Эль Греко, написал триптих, который называли Моденским по месту его хранения, или «Благовещение на горе Синай». Небольшой сборный алтарный.

Непорочное зачатие — Эль Греко Художественный стиль позднего Эль Греко уникален и динамичен. Его характеризует явное движение от натурализма к мистической проникновенности. Усилилась тяга художника к удлинению и искажению человеческих.

Крещение Христа — Эль Греко Огромное, вытянутое в высоту полотно «Крещение Христа» — единственная картина, о которой достоверно известно, что она принадлежала алтарному циклу, написанному Эль Греко для школы обутых.

Читайте также  Одиссей и навзикая, серов, 1910

Страсти в саду (Моление о чаше) — Эль Греко В Гефсиманском саду, оставив учеников, Иисус удалился для молитвы: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия» . Атмосфера тревожного предчувствия надвигающейся беды передана.

Апостол Лука пишет образ Богородицы — Эль Греко Наряду с иконой «Успение Богородицы», «Апостол Лука пишет образ Богородицы» — одна из наиболее ранних из известных нам работ Доменико Теотокопули, известного нам под именем.

Святые Апостолы Петр и Павел — Эль Греко Эль Греко — автор новых, неизвестных до него в Испании, церковных циклов «апостоладос» . К ним тесно примыкает эрмитажная картина «Апостолы Петр и Павел». Сопоставление.

Поклонение пастухов — Эль Греко Поклонение пастухов — один из эпизодов рождения Иисуса Христа, описание которого было представлено в Новом Завете. Пастухи были впервые упомянуты в священном писании, когда к.

Вознесение — Эль Греко На сороковой день после Воскресения собрались апостолы в одном доме, и Христос вновь предстал перед ними. Беседуя с учениками, он направился на гору Елеонскую. Там.

Святое семейство с Марией Магдалиной — Эль Греко Картина испанского живописца Эль Греко «Святое семейство с Марией Магдалиной». Размер картины 132 x 100 см, холст, масло. В конце 1590-х — начале 1600-х годов.

Автопортрет — Эль Греко Автопортрет испанского художника Эль Греко. Размер картины 53 x 47 см, холст, масло. Эль Греко Доменико, испанский художник. Грек по происхождению. Сведения о жизни, особенно.

Святое Семейство со Святой Анной — Эль Греко Святое Семейство со Святой Анной [1590-1595] К произведениям лирической линии относятся написанные в 1590-е годы варианты Святого Семейства. В Святом Семействе со Святой Анной в.

Снятие пятой печати — Эль Греко Картина испанского живописца Эль Греко «Снятие пятой печати». Размер картины 222 x 193 см, холст, масло. В поздний период творчества все острее и настойчивее звучит.

Мальчик, раздувающий лучину — Эль Греко Эль Греко написал ряд «ночных» картин, среди которых и нехарактерную для него по тематике «Мальчик, раздувающий лучину». Это произведение прекрасно демонстрирует рост мастерства художника, соеденившего.

Моление о чаше — Эль Греко Художники часто переносят на полотно не то, что видят, а то, что рисует им их собственное воображение. Но живописное пространство не зависит напрямую от исходного.

Поклонение волхвов — Эль Греко В восемнадцатом веке эту картину приписывали Джованни Ланфрансо, а позже семейству Баззано. С 1951 года было официально принято авторство Эль Греко, тем не менее, все.

Воскресение — Эль Греко Картина «Воскресение» была написана Эль Греко для бокового алтаря церкви Санто Доминго эль Антигуо, вероятно, в 1577-1579, сразу после завершения Центрального алтарного образа. Обязательное изображение.

Мученичество святого Маврикия — Эль Греко Картина испанского живописца Эль Греко «Мученичество святого Маврикия». Размер картины 448 x 301 см, холст, масло. Остро и последовательно визионерский характер искусства Эль Греко сказался.

Портрет живописца — Эль Греко Эль Греко сумел насытить искусство портрета огромным духовным богатством. Некоторые произведения мастера выходят за рамки его портретного стиля, утрачивают состояние психологической замкнутости, вступают в контакт.

Тайная вечеря — Эль Греко В Болонской национальная картинной галерее хранится небольшая незавершенная картина, написанная Эль Греко в тот непродолжительный период, когда он находился в Венеции. Это одна из первых.

Благовещение — Эль Греко Картина испанского живописца Эль Греко «Благовещение». Размер картины 114 x 66 см, холст, масло. Особенности творчества Эль Греко, нашедшие развернутое воплощение в картине «Погребение графа.

Портрет мужчины — Эль Греко Портрет мужчины мастер Доменико Теотокопули написал в конце его учебы в Риме. На сегодняшний день не удалось установить, кто изображен на этом портрете, существует несколько.

Святой Апостол Андрей — Эль Греко Картина Эль Греко «Апостол Андрей» изображает святого в полном согласии с традицией. Это старец, обликом похожий на своего брата Апостола Петра. В его руках —.

Святой Иосиф с юным Христом — Эль Греко Картина испанского художника Эль Греко «Святой Иосиф с юным Христом». Размер картины 182 x 89 см, холст, масло. Иосиф, в Новом Завете, обрученный муж Пресвятой.

Эль Греко.

Эль Греко (El Greco; собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский живописец, архитектор и скульптор. Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана; с 1570 работал в Риме, испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто.

В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком; особенностями венецианского колоризма. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (“Изгнание торгующих из храма”, 1570, Национальная галерея, Вашингтон; “Исцеление слепого”, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден; портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте; портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др.), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция “Погребение графа Оргаса”, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо; “Святое Семейство”, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).

«Изгнание торгующих из храма» 1570 Вашингтон, Национальная галерея

Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (“Мученичество святого Маврикия”, 1580-1582, Эскориал). Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных.
Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (“Главный инквизитор Ниньо де Гевара”, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (“Портрет неизвестного рыцаря”, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).

«Дама в мехах» 1577-1580 Собрание Стерлинг Максвелл, Глазго

«Мария Магдалина» 1578 Музей изящных искусств, Будапешт

«Христос, несущий крест» 1580-е Музей Метрополитен, Нью-Йорк

«Молитва святого Доминика» 1585-1590, Частное собрание

«Мальчик, раздувающий лучину» 1590 Национальная галерея, Эдинбург

«Апостолы Петр и Павел» 1592 Эрмитаж, Санкт-Петербург

» Снятие пятой печати» 1610-1614

Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (“Снятие Пятой печати”, Метрополитен-музей; “Лаокоон”, Национальная галерея искусства, Вашингтон, — обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция

“Вид Толедо” (1610-1614, Метрополитен-музей).

Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения. Отмеченное напряженным стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа, творчество Эль Греко в XVII-XIX веках было забыто и заново открыто только в начале XX века.

«Иоанн Евангелист» 1595-1605

«Погребение графа Оргаса» 1586

«Поклонение пастухов» 1610

«Портрет монаха Гортензио Феликса Паравичино»

«Святое семейство с Марией Магдалиной»

«Святой Людовик, король Франции» 1592-1595

«Мученичество святого Маврикия» 1581

«“Изгнание торгующих из храма”

«Святой Мартин и нищий» 1597-1599

«Святой Франциск в экстазе» 1594-1595

«Святой Иосиф с юным Христом»

«Мария » фрагмент «Святого семейства»

«Святая Вероника с Нерукотворным Образом»

«Апостол Лука, как художник» 1608

«St. Matthew Апостол Матфей»

«Апостол Иуда Apastalas Judas. 1610 1614»

«Апостол Павел» 1614

«Apostle St. James the Greater Giclee»

«Рыцарь с рукой на груди»

«Христос, исцеляющий слепого» 1577

«Святое семейство» 1594-1604

«Мадонна заступница» 1603

«Св. Иероним, как кардинал» 1600

«Портрет дамы с цветком»

«Портрет поэта Эркилла-и-Заниха»

«Портрет Джулио Кловио»

«Ritratto del cardinale Fernando Nino de Guevara»

ПОЗНАЙ СЕБЯ

Меню навигации

  • Главная
  • Форум
  • Участники
  • Регистрация
  • Войти

Пользовательские ссылки

Объявление

Информация о пользователе

Вы здесь » ПОЗНАЙ СЕБЯ » Искусство » Плат Вероники. Вуаль Вероники.

Плат Вероники. Вуаль Вероники.

Сообщений 1 страница 5 из 5

Поделиться12013-10-09 21:13:39

  • Автор: Надежда
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 2012-04-09
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 3165
  • Уважение: +1871
  • Провел на форуме:
    2 месяца 6 дней
  • Последний визит:
    2021-09-02 19:33:38

Уже много лет идут споры вокруг Туринской плащаницы, при этом почему-то забывают, что плащаница — не единственная реликвия, на которой имеется нерукотворный образ.

Другая — это «Плат Вероники» — нерукотворное изображение Иисуса Христа. По преданиям, некая женщина дала Христу платок, когда он нёс крест на Голгофу, чтобы он мог вытереть пот и кровь от терновых игл с лица.

В канонических Евангелиях прямо не описано появление ни одного из трёх изображений.

Существуют неканонические рассказы о трёх нерукотворных изображениях Иисуса Христа:

Лик из Эдессы (Спас Мокрая Брада, Спас Нерукотворный);
Плат Вероники (Вуаль Вероники);
Туринская плащаница.

Её загадка не разгадана до сих пор. Как появился отпечаток, когда он возник — радиоуглеродные анализы дают дату гораздо позднее смерти Христа. Сама Католическая церковь официально не признаёт плащаницу подлинной, хотя хранит её и почитает.

В 1143 году каноник собора св. Петра Бенедикт, описывая праздничную мессу, впервые упомянул святыню, которую в России принято называть “плат Вероники”:

“Затем Папа проследовал к судариуму Христа, который называют Вероникой, и окадил его”.

Самая древняя версия легенды о Веронике, возникшая в VII-VIII веках и вошедшая в короткую латинскую повесть “Смерть Пилата”, говорит, что некоей жительнице Иерусалима Веронике захотелось иметь портрет Иисуса, и Спаситель взял у неё канву для вышивания, прижал к Своему лицу и вернул с изображением. В VII веке была сочинена повесть “Исцеление Тиберия”, в которой Веронику отождествили с “кровоточивой” из евангельского рассказа, — может быть, потому, что евангелист упоминает прикосновение этой женщины к одежде Христа. Автор заставил Веронику отправиться в Рим и там чудесной тканью исцелить от проказы императора Тиберия. Но постепенно утвердилась другая версия: во время следования Иисуса с крестом по улицам Иерусалима, некая Вероника услышала шум, вышла из любопытства, сжалилась над Страдальцем и дала ему напиться, протянула платок отереть пот. Спаситель вернул ей платок со словами: “Благословенна ты, смелая женщина”. На этом платке и остался запечатленным Нерукотворный Образ.

Читайте также  У сводни, ян вермеер дельфтский, 1656

На Западе с XVI века сложилась традиция делить Крестный Путь Христа на 14 эпизодов (остановок, “станций”) — эпизод с Вероникой стал шестым, поводом для молитвы и созерцания. Заодно совершенно забыли, что имя “Вероника” — весьма древнее, происходит от названия растения, и стали его истолковывать как слово, образованное от латинского выражения “верум иконум” — “истинный образ”: как будто Веронику после происшествия с “платом” переименовали в его честь.

В 1207 папа Иннокентий III установил ежегодную процессию с платом от собора св. Петра до госпиталя Святого Духа. “Плат Вероники” торжественно выставлялся в юбилеи (праздничные года, объявлявшиеся папами) 1300 и 1350 годов. А потом он как-то стушевался, и, возможно, это связано с тем, что в конце XIV века в Риме стало известно о существовании подлинной Плащаницы; закрались сомнения. В 1527 году, когда Карл V разграбил Рим, ходили слухи, что пьяные солдаты торговали этой святыней в кабаке.

Сторонники подлинности Туринской плащаницы полагают, что «Судариум Вероники» — подлинный, что он хранится в Ватикане, а не показывается. Чтобы не возбуждать страсти, видимо.

Характерными особенностями Лика из Эдессы являются: то, что Иисус Христос вытирал полотенцем мокрое после умывания лицо, поэтому Его волосы и борода были мокрыми и разделены на три пряди: две пряди мокрых волос и одна прядь мокрой бороды, поэтому Лик из Эдессы называют также Спас Мокрая Брада. Полотенце было из плотной ткани. Ни проколов от терновых иголок, ни кровоподтёков на этом изображении нет и не могло быть. Оригинал утрачен, сохранились только копии.

Изучать Святой Лик начали достаточно давно, можно вспомнить, в частности, А. Калканьино (начало XVII века). Первые действительно научные исследования были проведены по пожеланию Кардинала Сирии в 1968 году профессором Колет Дуфо из Университета Генуи при технической поддержке профессора Пико Челлини (Рим) с использованием радиографии и томографии.

Под слоем темперы обнаружилась льняная ткань, закрепленная на основе из кедра, четко просматриваются края ткани. Возможно, это тот самый лён, на котором Христос, согласно преданию, запечатлел Свой Лик. Со временем понадобилось ретуширование, чтобы лучше выявить черты, стёршиеся с течением времени.

Исследования позволили отделить изначальные черты лица от последующих реставрационных дополнений. Кроме этого, Пико Челлини удалось установить соответствие между Ликом из Генуи и Туринской Плащаницей.

Изначальная кедровая основа хранит следы прежнего украшения вокруг Лика Христа: это был ряд мелких жемчужин, от которых ещё остаются отверстия. Во время исследований был выявлен ещё один бесценный элемент – фрагменты древних персидских (эпохи Сасанидов) и арабских (эпохи Фатимидов) тканей. Речь идет о так называемых «Брандомах» – «реликвиях через контакт», в эти ткани, видимо, и был завернут Лик. В XV веке в Генуе была приклеена и другая бесценная ткань – лигурийская с изображением гранатов серебряными нитями.

По сей день реликвия находится в церкви Святого Варфоломея Армянского, основанной в 1308 году двумя монахами-базиликанцами с Чёрной Горы (знаменитая гора Сев Лер) в Киликийской Армении. И монахи-базиликанцы (их еще называли варфоломитами), и армянские колонии в Генуе были тесно связаны с культом Святого Варфоломея, до сих пор существуют шесть церквей, посвящённых этому апостолу-мученику, одному из двух апостолов, которые благовествовали Веру Христову в Армении.

Образ Спасителя на стене Храма Гроба Господня отличен от канонического «Спаса нерукотворного». Христос изображен в терновом венце с закрытыми глазами. Этот образ называют «Плат Вероники».

Согласно этому преданию, праведная Вероника, прикоснувшись к краю ризы Спасителя, получила исцеление. Это событие описано в Евангелие от Матфея, глава 9 (20-22). Считается также, что жизнеописание этой святой тесно связано с историей обретения Нерукотворного образа. Когда Христа вели на Голгофу, Вероника вытерла платом залитое потом и кровью лицо Иисуса, и оно отобразилось на материи. Существует и другая версия этого сказания, согласно этому Вероника была ученицей Спасителя, однако она не могла всё время сопровождать его, тогда решила заказать живописцу портрет Спасителя. Но по дороге к художнику она встретила Спасителя, который и запечатлел чудесным образом свой лик на её плате. Плат Вероники был наделен силой исцеления. С его помощью был излечен Римский император Тиберий.

Вуаль Вероники была из сетчатой ткани. Так как Иисус Христос нёс свой крест на Голгофу после того, как на его голову одели терновый венец, то многие художники изображают на Вуали Вероники лик Иисуса Христа с терновым венцом на голове и с кровоподтёками от проколов терновыми иглами.

На Туринской плащанице тернового венца уже нет, так как его уже сняли, но остались проколы от терновых иголок и кровоподтёки.

Известны два «Плата Вероники» — в соборе Святого Петра в Ватикане и в церкви в Манопелло, за признание подлинности одного из них идет настоящая война.

Одна реликвия хранится в соборе св. Петра в Риме. На платке на просвет видно изображение лица Иисуса.

Так же, как и на плащанице — изображение было нанесено не краской, и не какими-либо известными органическими материалами.

Ватикан отказывается признать подлинность хранящейся в отдаленном монастыре итальянской деревни Манопелло иконы «Вуаль Вероники». Это и понятно — если вуаль в Манопелло подлинная, это означает, что другая вуаль Вероники, которая хранится в соборе Святого Петра в Ватикане, но которую видели всего несколько человек, подложная.

Римская католическая церковь причислила Веронику к лику святых, хотя нет достоверных сведений о том, что история с вуалью действительно имела место. По крайней мере в Новом Завете об описанном событии нет упоминания.

Интересные факты.

По официальным данным Ватикана Платок Вероники — самая ценная реликвия христианства, до сих пор хранится в Базилике Святого Петра.

В 1628 году Папа Урбан VIII издает запрет, и торжественные демонстрации Вуали верующим прекращаются.

Вуаль Вероники вынимается из колонны на всеобщее обозрение единственный раз в году — в пятую воскресную вечерю Великого Поста, но время показа коротко и, к тому же, она демонстрируется с высокой лоджии Столпа Святой Вероники.

Приблизиться к реликвии разрешается лишь каноникам Базилики Святого Петра.

Дотошный немецкий журналист Паул Бадде, весной 2004 года обратился к кардиналу Франческо Маркизано, генеральному викарию Ватикана и протоиерею Базилики Св. Петра, с просьбой увидеть сокрытую в колонне реликвию.

Отказы кардинал объяснял тем, что «с течением лет изображение слишком поблекло».

Наконец, настойчивость журналиста победила, и для него сделали исключение — позволили войти в хранилище Ватикана, расположенного в Столпе Вероники.

Он пережил глубокое разочарование: льняное полотно не только не произвело на него никакого впечатления, но на нём с трудом можно увидеть, что изображение больше похоже на тёмное пятно.

Бадде подозревает, что в начале семнадцатого века, когда ещё строилась новая Базилика Святого Петра, Вуаль была украдена, а на её место подложена неудачная копия.

Спор о вуали из Монапелл.

«Официальное признание после стольких веков молчания имело бы огромное теологическое и иконографическое значение», – заявил представителям итальянской прессы ещё один сторонник подлинности монастырской иконы, немецкий священник-иезуит, преподаватель искусства Грегорианского университета в Риме Франк Генрих Фейфер.

Изучив вуаль, он пришел к выводу, что она обладает необычными, можно сказать, сверхъестественными свойствами. Вуаль представляет собой небольшой кусок ткани размером 6,7 на 9,4 дюйма (примерно 17 на 24 см).

Она почти прозрачная, красновато-коричневого цвета, на ней запечатлено лицо бородатого мужчины, никаких следов краски на ней нет.

В зависимости от наклона лучей солнца, лицо то пропадает, то появляется, что в средние века само по себе считалось чудом. Кроме того, изображение есть с обеих сторон — то и другое абсолютно идентичны друг другу.

Реликвия потрясает наблюдателя своими свойствами. Она представляет собой смесь диапозитива и голограммы человека средиземноморской наружности с разбитым лицом и сломанным носом. Такие детали, как тонкая борода и выщипанные брови, выглядят почти как фотография или, по крайней мере, негатив.

При тусклом освещении изображение теряет цвет, отпечатки становятся темнее и черты лица Христа выглядят такими, как у покойника.

Если повернуть изображение против дневного света, оно исчезает, а когда за ним наблюдаешь со стороны алтаря, выражение глаз на лице Иисуса меняется, и он как будто смотрит вбок.

Считают, что вуаль сделана из виссона – очень качественного шелка, получаемого из нитей мидий, с помощью которых эти моллюски прикрепляются к скалам.

В древности из виссона ткали одежду для фараонов и самых высокопоставленных иудейских священнослужителей.

Эти нерукотворные изображения стали первыми иконами и дали начало множеству образов, где лик изображается на плате.

Святая Вероника: жизнеописание и 2 молитвы для женщин

Господь, покрытый множеством ран, нес на Себе крест. Под тяжестью креста Он склонился почти до самой земли. Вся дорога была покрыта крупными и частыми каплями крови.

Вероника увидела, что Господь упал под тяжестью креста и тут же бросилась к нему. Она напоила его водой, и отерла Его лик платом. Стражники, увидев это, стали оттаскивать женщину. Они ругались на нее, угрожали ей смертной казнью.

Наша статья — о святой Веронике, которая отерла платком лицо Христа.

Святая Вероника — христианская святая. В православной церкви день памяти 25 июля, а в католической 12 июля. Вероника праведная не указана в месяцеслове Русской православной церкви, но почитается в Константинопольской Православной церкви.


Икона Вероники помогает женщинам при различных женских болезнях

Читайте также  Венера, завязывающая глаза амуру, тициан вечеллио

Святая Вероника жила во времена земной жизни Иисуса Христа

Из жития святой Вероники мы можем узнать совсем немного. Жила праведная во времена земной жизни Иисуса Христа. Около двенадцати лет она страдала очень тяжелым заболеванием, женским кровотечением. Оно очень сильно истощало ее состояние, и никто из врачей к кому она обращалась, не могли ей помочь.

За годы своей тяжелой болезни она истощила все свое имение и пришла в еще более ужасное и плачевное состояние. Ко всему прочему она была изгоем в своем народе — согласно закону иудеи не могут касаться женщины в нечистоте.

Вероника уже совсем отчаялась, и потеряла всякую надежду на смысл своего существования, понимая то, что никогда не сможет излечиться от страшной болезни.

Однажды она шла по городу и увидела мимо проходящего Господа. Ее сердце сильно заполыхало. На то время она лишь немного слышала об Иисусе Христе, ходило много споров о нем. Но она твердо верила в то, что он тот самым Мессия, Христос.

В голове ее зародилась некая мысль, и она начала взвешивать все за и против. И в конце решилась на отчаянный, но дерзкий шаг. Ведь за такое она могла, была быть побита камнями своего же народа.

Намерение у Вероники было одно: осторожно прикоснуться к краю одежды Спасителя.

Она хотела этого, чтобы исцелиться и решила, пусть будет что будет.

Но она верила в глубине души, что если прикоснется к Его одежде, то обязательно получит исцеление от своей болезни. Она пошла вперед. Протискиваясь сквозь огромную толпу, которая окружала Спасителя, Вероника подошла сзади и прикоснулась к краю его одежды.

«И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни. В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде? Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это…»

С того самого момента Вероника стала полностью здоровой. После чего она стала христианкой. Она всегда старалась быть там, где проходил Господь.

В честь своего исцеления Вероника решила заказать статую, но она не дошла до наших дней. Что именно это была за статуя, никто не знает, она так и не была найдена. Возможно, можно предположить, что это была статуя самого Господа нашего Иисуса Христа.

Чем отличается плат Вероники от Спаса Нерукотворного

Сказание о “плате Вероники” как о подлинном первом изображении Иисуса Христа распространено среди католиков. В Православие же историю появления первого изображения Спасителя относят к совершенно иному событию. Предание гласит, что больной проказой эдесский царь Авгарь послал своего слугу к Иисусу Христу. Царь был наслышан о чудесах исцеления, которые совершал Спаситель. Он приглашал Христа посетить город Эдессу. Если же Иисус Христос не смог бы прийти лично, слуга должен был изобразить Его на холсте.

Иисус Христос взял воду, умылся и льняным платом (убрусом) отер лицо. На убрусе проявилось изображения лика Спасителя. Убрус был доставлен Авгарю, после чего царь исцелился от проказы. Плат с изображением Христа, был особо почитаем среди народа, как первая нерукотворная икона Спасителя. Отсюда пошло название иконы “Спас Нерукотворный”.

Отличительной особенностью иконы “Спас Нерукотворный” от “плата Вероники” является отсутствие тернового венца на главе Христа. Лик Спасителя на “плате Вероники” наполнен страданий, видны кровавые подтеки из-под тернового венца. В то время как “Спас Нерукотворный” является воплощением спокойствия и умиротворения.

Существует икона святой Вероники, которую можно приобрести

Но все-таки существует и икона Святой Вероники. На ней также изображена женщина, держащая в руках плато с образом Спасителя.

Все те, кто посылает искренние молитвы к святой Вероники, те получают спасение от многих бед, а также икона святой Вероники помогает в обретении счастья.

В чем еще помогает икона святой Вероники:

  • помогает обрести себя;
  • помогает быть верным себе и своим убеждениям;
  • помогает в укреплении веры православной;
  • помогает в различных жизненных ситуациях;
  • помогает женщинам в женских болезнях.

Помимо всего этого, святая Вероника считается заступницей фотографии и всех фотографов.

Купить икону Вероники в интернет-магазине «Православные иконы»

Каждый желающий может купить икону святой Вероники в любой церковной лавке. Большой выбор в интернет-магазине «Православные иконы», только после получения, икону нужно будет освятить в храме.

Многие предпочитают заказывать икону и мастеров. Это тоже приветствуется, только необходимо после освятить икону.

LiveInternetLiveInternet

Имя святой Вероники неразрывно связано с Нерукотворным образом Спасителя. Согласно легенде, некая благочестивая женщина из толпы, сопровождавшей Христа в Его скорбном пути на Голгофу, отерла Ему лицо от пота и крови своим платком. На этом платке чудесным образом запечатлелся лик Иисуса. Плат святой Вероники со временем попал в Рим и стал здесь известным под именем Нерукотворного образа.

В канонических Евангелиях нет ссылок на эту историю. В Евангелиях от Матфея и от Луки есть рассказы о женщине, страдающей кровотечением. Она прикоснулась к краю одежд Христа и исцелилась. (Мф.9:20-22, Лк. 8:43-48). Считается, что это и была Вероника. Впервые рассказ о святой Веронике появляется в апокрифических Деяниях Пилата, относящихся к IV или V веку. В XI веке история была доработана, а связь с несением креста и чудесным явлением образа была проведена в XIII веке Roger d’Argenteuil в Библии на французском языке. В средние века почти каждая церковь имела изображение Вероники с ее сударием (потовым платом).

Фламандский живописец Ганс Мемлинг (нидерл. Jan van Mimmelynghe), 1480год

На картине Иеронима Босха святая Вероника изображена стоящей среди отвратительной толпы. Вокруг ужасные, гротескные физиономии. Лишь два лица спокойны и отрешенны. Это Христос и Вероника. Они идут с закрытыми глазами, как бы всматриваясь в свой внутренний мир, не обращая внимания на творящуюся вокруг них вакханалию. На губах Вероники чуть заметная улыбка, в руках платок, с которого смотрит на нас лик Христа.

Иероним Босх, «Несение креста» 1490-1500 годы

В изображении нидерландского художника Робера Кампена (нидерл. Robert Campin) святая Вероника выглядит старше. На её лице скорбь. Кусок прозрачного воздушного шелка — настоящий шедевр художника. Складки не проступают на лике Христа, благодаря чему чудесный образ кажется видением, возникающим перед материей.

Робер Кампен, 1420-1425 годы

Испанский художник Эль Греко несколько раз обращался к теме священного платка.

На картине, написанной около 1579 г., задумчивый взгляд аристократичной св. Вероники отведен в сторону, что позволяет зрителю сосредоточиться на образе Христа, запечатленном на платке, который она показывает. Христос смотрит прямо на зрителя, черты его лица спокойны и утончены, а не искажены ранами или болью.

Эль Греко, около1579 года

Но чаще лик Христа представляли со струйками пота и крови, чтобы побудить зрителя задуматься о страданиях , принятых во искупление грехов людских. Таков образ Христа на картине французского художника Филиппа де Шампань (фр. Philippe de Champaigne) «Вуаль святой Вероники»:

Филипп де Шампань, «Вуаль святой Вероники»

Или на картине итальянского художника Доменико Фетти (итал. Domenico Fetti):

Доменико Фетти, «Вуаль святой Вероники», 1622 год

Доменико Фетти, «Вуаль святой Вероники» — фрагмент

Изображения святой Вероники, держащей плат, редко встречаются в итальянской живописи. Интерес к этой теме возрастает после 1625 года, когда культ этой святой получил широкое распространение благодаря папе Урбану VIII. К этому периоду относится работа итальянского живописца Гвидо Рени (итал. Guido Reni):

Гвидо Рени, «Святая Вероника», конец 1630-х годов

И ещё несколько работ.

Мастер Святой Вероники — обозначение художника, работавшего в Кёльне в конце XIV — начале XV веков. Обозначение дано по наиболее известному произведению мастера, «Святая Вероника с плащаницей», созданном около 1420 года для церкви святого Северина в Кёльне и представлявшей собой центральную часть триптиха. Настоящее имя Мастера Святой Вероники неизвестно.

Фламандский художник Рогир ван дер Вейден (нидерл. Rogier van der Weyden), «Распятие», 1440-1445 годы:

Рогир ван дер Вейден, «Распятие» — фрагмент

Немецкий художник Дерик Бэгерт ( нем. Derick Bägert), «Несение креста и святая Вероника с судариумом» 1477-1478 гг.

Тоже Дерик Бэгерт, центральная часть алтаря доминиканского монастыря в Дортмунде, около1475 года. Кстати, в этой работе художник оставил свой автопортрет. Вот он, слева, рядом со святой Вероникой. Это первый известный автопортрет в северо-западной европейской живописи.

Фламандский художник XV века, прозванный Мастером легенд о святой Урсуле за полиптих , изображающий сцены из жизни этой святой. Несколько других картин были отнесены к его работам на основе стиля. Сюда входит и работа «Святая Вероника с судариумом», 1475-1500 годы:

Лоренцо Коста (итал. Lorenzo Costa) — итальянский художник, «Святая Вероника», 1508 год:

Джакопо Понтормо (настоящее имя Jacopo Carucci), итальянский живописец, представитель флорентийской школы. Это роспись люнета капеллы папы Льва X во Флоренции, фрагмент:

Бернардо Строцци (Bernardo Strozzi) — итальянский художник, «Святая Вероника», около 1628 года:

Возможно, французский художник Жан Бланшар (Jacques Blanchard) писал свою «Святую Веронику», вдохновленный произведениями, увиденными им в Венеции. Может быть, непосредственное влияние оказала на него картина Доменико Фетти «Вуаль святой Вероники», которую Бланшар мог видеть в Венеции:

Маттиа Прети (итал. Mattia Preti) — итальянский художник, «Вероника с платом,» около 1655 года:

Французский живописец Поль Деларош (Paul Delaroche), 1856 год:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: