Святая екатерина сиенская просит христа освободить пальмертину, джироламо ди бенвенуто - Тайны со всего мира

Святая екатерина сиенская просит христа освободить пальмертину, джироламо ди бенвенуто

Как девушка с причудами стала знаменитым дипломатом и католической святой

К женщине — всего лишь женщине! — из Сиены приходило за духовным советом столько народу, что многих в католической церкви это смущало или даже возмущало. Речь ведь шла не о настоятельнице монастыря, изучившей все тонкости богословия — а об особе, которая только и рассказывала о своих чудесных видениях. Видения, конечно, с кем только не бывают, но поди их проверь — так что и рассказывать о них может всякий, кто только додумается.

Инквизитор Сиены Габриэле да Вольтерра, не выдержав всеобщих разговоров об откровениях и поучениях Екатерины, не поленился вместе с августинцем Джованни Тантуччи навестить женщину с видениями, чтобы вывести её на чистую воду как фантазёрку, невежу, лжеучительницу. Разговор, похожий то ли на экзамен, то ли на допрос, был долгим, и после него да Вольтерра отказался от всех своих постов и ушёл в монастырь во Флоренции. Имущество он тоже раздал, включая слишком дорогое постельное бельё.

По этому поводу женщина из Сиены была вызвана на церковный суд во Флоренцию. Доминиканцы опрашивали её, расспрашивали и допрашивали, пытаясь отыскать следы её популярности в искажении христианского учения. И в конце концов. признали пригодной проповедовать. Впервые за долгие годы после того, как Святой Павел запретил женщинам говорить речи в церквях и собраниях.

И эта победа была не единственной победой странной девы из Сиены. Позже историкам придётся перечислять многое. Была матерью итальянского языка, как стал его отцом Данте — Екатерина боролась за то, что на нём можно писать полноценные тексты и вести полноценные диспуты, — до того итальянский рассматривался как искажённая, изуродованная латынь, к которой образованному человеку стыдно обращаться.

Она проявляла себя не только как богослов и проповедница, но и как дипломатка, помощница и соратница папы Римского, у неё был общественный и политический вес — к которым она даже не стремилась. Трудно представить, как женщина незнатного происхождения могла достичь этого всего в Италии в Средние Века — даже если учесть, что церковь или, точнее, монастыри давали женщинам чуть ли не единственную возможность построить карьеру.

Девочка, которая всё принимала слишком близко к сердцу

Екатерина родилась в семье красильщика и дочери кузнеца. Потом именно на кузнеца будет долго оглядываться семья, пытаясь объяснить себе странности девочки: он тоже был немного не от мира сего, писал стихи (а зачем они кузнецу?). Дом Якопо и Лапы, родителей Екатерины, был полной чашей, и многочисленные их дети не знали нужды, плохой одежды, недоедания.

Само рождение Екатерины, как потом уже вспоминала мать, пытаясь понять, откуда ей такое дитя, было необычным. В 1347 году совпали Благовещение и Вербное воскресенье. В этот день Лапа родила двух девочек-близняшек; их назвали Джованной и Катериной. Джованна вскоре умерла. Оставшаяся, Екатерина, была резвой девочкой, подвижной и весёлой. Ничего «блаженного» в ней не наблюдалось. Когда в семь лет она объявила, что отдаст своё девство Христу, это сочли игрой.

В наказание Катерину превратили в служанку. Словно Золушка, она делала по дому всю грязную работу, но переупрямить её родителям не получалось. Силу применять было бессмысленно: их Катерина сказала бы «нет» в церкви даже разбитыми в кровь губами. Но на этом её странности не заканчивались. Она начала уносить из дома одежду, чтобы отдать её некоему нищему — хорошую, добротную одежду, которую он, уж конечно, где-то пропивал. Когда же семья заперла все шкафы и комоды, Катерина, выйдя к нищему, сняла и отдала свою последнюю рубашку, оставшись абсолютно голой.

Что делать с этой блаженной, никто не знал. Но родители до последнего боролись, чтобы она стала «нормальной». Отчего-то их страшило стремление дочери «похоронить себя в монастыре», как выражались порой непочтительно в народе. Уже двадцатилетней в орден «кающихся сестёр» Катерина буквально сбежала. Нет, она не постриглась, наконец, в монахини. Она стала вести монашеский образ жизни, оставаясь мирянкой.

Девушка с видениями

Чем дальше, тем яростнее Катерина постилась и тем меньше спала. К концу жизни она научилась обходиться одними Святыми Дарами в качестве еды и получасом сна раз в двое суток. Быть может, с этим и связаны её знаменитые видения — отказ от полноценного сна серьёзно влияет на сознание. Впрочем, католики замечают, что галлюцинации от недосыпа приходят ко многим, а Христа видит всё же не каждый — и не каждый потом разговаривает о вере не хуже учёных богословов.

Впрочем, по официальному житию, видения начались у Катерины с шести лет — из-за чего она в семь лет и поклялась родителям отдать своё девство только Христу. В подростковом возрасте видения стали чаще; они сопровождались чем-то вроде припадков, обмороков, которые сильно пугали родных. После обрезания волос Катерина видела Святого Доминика с пылающей лилией в руке; во время одного из карнавалов (которые церковь не очень-то одобряла) от грешных звуков её отвлекло видение с Христом — и Христос обменялся с Катериной обручальными кольцами.

Во время видений Катерина испытывала экстаз такой силы, что ни одно земное удовольствие не могло с ним сравниться; позже поэтому заговорят об эпилепсии — некоторые эпилептики испытывают после приступов невыразимое блаженство. Не веря её припадкам, вдовы из ордена «кающихся сестёр» и священник пытались вывести её на чистую воду, втыкая в неё иглы или стараясь причинить боль другим образом. Но Катерина не приходила в себя, да и некоторое время после припадка не чувствовала боли. Скептикам не раз приходилось признавать, что она не притворялась.

Но одни видения не сделали бы Катерину знаменитой. Она ходила ухаживать за больными, а после смерти братьев и сестёр от чумы решила каждый день делать что-то полезное для людей, заботиться о тех, о ком больше некому позаботиться. Приходящих к ней в горе простых людей она утешала, приходящих поговорить о Боге — поражала ораторским талантом: итальянский в её устах становился так же красноречив, как учёная латынь.

И всё же именно ей удалось письмами уговорить папу Римского вернуться в Ватикан, именно она ездила и проповедями прекращала в Италии войны и вражду — и люди, в чьих городах ещё не настал мир, призывали её. Она участвовала в противостоянии с Антипапой, и за её политическую деятельность враждебно настроенная к папе Урбану толпа пыталась разорвать её на кусочки. Екатерину отбили, но она разразилась рыданиями: оказывается, ей помешали принять мученическую смерть, о которой она мечтала.

И всё же смерть она приняла вскоре. В возрасте смерти Христа Катерина отказалась принимать воду — хотя ещё пила немного вина при причастии. Вскоре крайний аскетизм привёл к тому, что она стала терять сознание уже без видений, страдала от конвульсий, а потом перестала чувствовать ноги. Видения возобновились, но теперь вокруг Екатерины стояли демоны, угрожающие ей или искушающие её.

Агония длилась восемь недель. Екатерина скончалась в воскресенье перед Вознесением. Скептики говорят, что это была смерть по её выбору — то есть, грешная смерть. Сторонники возражают: если видения были от болезни, то и к смерти её вела болезнь, и выбор сделала за неё болезнь. То есть — всё во велению Господа.

Две невесты на одного жениха: Загадка живописного сюжета о мистическом обручении Святой Екатерины

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Невеста первая — Святая Екатерина Александрийская

Святая Екатерина Александрийская жила в Египте в III веке нашей эры. До принятия христианства она носила имя Доротея и была дочерью правителя Александрии. Девушка славилась своей необыкновенной красотой, мудростью, душевными качествами, и была, само собой, завидной невестой, но в женихи себе хотела лишь самого достойного – того, кто будет во всем ее превосходить. Тогда мать Екатерины отвела ее к старцу-отшельнику, творящему молитвы в пещере недалеко от города. Тот поведал девушке, что знает того, кто во всем ее лучше.

Образ Христа произвел сильное впечатление на девушку, и вскоре ее посетило видение: она очутилась перед Девой Марией с младенцем, но тот отказался взглянуть на Екатерину, ибо та была безобразной, нищей и безумной, поскольку не была отмечена Святым Духом. Тогда девушка попросила старца совершить над ней обряд крещения и принялась молиться. Новое видение явило перед ней Богородицу с младенцем, который назвал Екатерину невестой и надел ей на палец кольцо.

Через некоторое время в Александрию прибыл император Максимин. Екатерина отправилась во дворец правителя, чтобы убедить его отказаться от поклонения языческим богам и принять христианскую веру. Максимин позвал лучших ученых, чтобы, в свою очередь, вынудить девушку отречься от христианства. Но после беседы с девушкой мудрецы стали переходить в ее веру, за что разгневанный император повелел сжечь всех на костре. Девушку было приказано бросить в темницу, для нее император придумал пытки колесом, а всем, кто последовал за девушкой в новую религию, он уготовил смертную казнь, в том числе и своей жене. По легенде, колесо было разрушено спустившимся на землю ангелом. По велению императора Екатерина была обезглавлена мечом, приняв таким образом мученическую смерть в восемнадцать лет.

Читайте также  Мадонна с младенцем и ангелами (мадонна дель магнификат), боттичелли, 1483

Екатерина Александрийская была причислена к лику святых – произошло это до разделения церквей, а потому святая почитается и католической, и православной церковью. Ее именем был назван орден Российской империи, который был учрежден при Петре I. Первой дамой, удостоенной ордена, стала супруга Петра I Екатерина, а позже его вручали великим княжнам и княгиням, это был символ принадлежности к высшим кругам общества.

Невеста вторая — Святая Екатерина Сиенская

Но христианская история знала и другую Екатерину, святую католической церкви, и она тоже была Христовой невестой, изображаемой на картинах и иконах. Она родилась в итальянском городе Сиена в середине XIV века.
Свое имя Екатерина получила в честь той самой святой из Александрии, и в своем житии ориентировалась на нее же. В семилетнем возрасте она приняла так называемый обет девства. Семья девочки была поначалу против того, чтобы та посвятила себя Христу, ее пытались выдать замуж и нагружали работой по дому, чтобы сломить ее волю. Но однажды, увидев, как во время молитвы на ее голову с небес опускается голубь, сочли это знаком свыше и перестали противиться выбору Екатерины. Девушка вступила на путь монашеского служения.

С детства ее посещали видения. Во время одного из них Екатерине явился святой Доминик, который протянул девушке белую лилию – та горела, но не сгорала, как неопалимая купина из библейского сюжета.
А в 1367 году, когда в Сиене проходил карнавал, Екатерина предавалась молитвам, и по примеру святой из Александрии попросила Христа «сочетаться с ней браком в вере». Тогда он и Святая Дева явились к ней домой, и, как и в случае с Екатериной Александрийской, произошел обряд обручения. Невесте тоже было надето на палец кольцо, которое она носила до конца своей жизни, причем для всех, кроме самой Екатерины, оно было невидимым.

Дом на улице Фонтебранда – тот самый, где совершился обряд, с тех пор почитается верующими, во время карнавала, проходя мимо него, участники снимают маски. Надпись на здании гласит: «это дом Екатерины, невесты Христовой».

Святая Екатерина принадлежала к ордену доминиканцев, исповедовала аскезу, посвятив себя делам милосердия. Вокруг нее стала складываться община, количество последователей росло, Екатерина стала первой женщиной, проповедовавшей в церкви. Екатерина способствовала тому, что папская резиденция была возвращена из Авиньона в Рим. Переписка и литературное наследие невесты Христа оказывали большое значение на религиозную политику того времени. Причем, продолжая традицию мистических видений, ряд своих трудов она якобы писала в состоянии транса, экстаза, помимо собственной воли записывая божьи слова.

Екатерина Сиенская вела чрезвычайно аскетичную жизнь, она не ела мяса и вообще питалась очень скудно, носила весь год одну одежду, отдавая все нищим и обездоленным. Умерла она, по-видимому, от истощения физических и душевных сил. Произошло это, когда ей было тридцать три года – столько же прожил на земле Христос.

Невесты Христа в живописи

В историях о двух Екатеринах интересно то, что обе они признаются реальными, историческими личностями. И если в иконографии целью мастера было запечатлеть образы святых для прославления их праведной жизни и подвигов во имя церкви, то художники черпали вдохновение в самом сюжете обручения с Христом. Чаще всего Спасителя изображали младенцем на руках Богоматери – вероятно, для того, чтобы подчеркнуть духовный внегендерный характер обручения.

На холстах художников могли появляться и Екатерина Александрийская, и Екатерина Сиенская – определить, кто из них фигурирует в качестве участницы мистического обручения, можно по отдельным атрибутам. Вообще чаще изображали великомученицу Екатерину, куда меньшее количество произведений живописи посвящено святой из Сиены. Но художник Амброджо Боргоньоне пошел несколько дальше всех своих собратьев и написал обручение Екатерины сразу с двумя этими святыми.

Екатерина Александрийская обычно изображается в короне, иногда в горностаевой мантии – это признаки ее царственного происхождения. Часто на картине фигурируют колесо, меч, сама святая облачена в красные одежды – этот цвет символизирует мученичество.

Екатерину Сиенскую изображают в монашеской рясе, с лилией. Количество фигур, составляющих композицию произведения, варьировалось – от минимальных троих участников таинства до нескольких десятков – среди которых были и другие святые, и ангелы, и донаторы, оплатившие работу художника.

Мистическое обручение Святой Екатерины – очень популярный сюжет среди художников Возрождения. Выходящие из мастерских картины отображали не только саму историю, но и особенности эпохи, в которую они создавались. Соответствуя тем канонам, в рамках которых работали мастера, эти произведения, тем не менее, заставляют поразмыслить поздние поколения ценителей живописи. Например, традиция изображать Екатерину с округлым животом, с явными признаками беременности, поначалу повергает в недоумение – ведь обе Екатерины давали обет безбрачия и никак не могли иметь признаков скорого материнства.

Но объяснение следует искать в традициях Возрождения, когда главным предназначением женщины провозглашалось рождение детей, и это породило своего рода стандарт красоты для художников, которые порой гипертрофированно восхваляли эту способность как неотъемлемую от женщины часть ее образа.

Нередко при взгляде на одно из таких «обручений» можно рассмотреть признаки времени и места, где картина создавалась, например, происходящее на полотне Паоло Веронезе событие напоминает скорее веселый венецианский бал, чем тихую тайную церемонию.

Обручение Святой Екатерины — сюжет красивый, даже романтичный. Куда более неоднозначными были те, что использовал в своих работах великий Рубенс.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Церковь Евхаристического Чуда в Ланчано, Италия

На полпути из Лорето в Бари паломники видят зеленый указатель автострады LANCIANO. Ланчано — маленький старинный итальянский город, расположенный в 29 километрах в стороне от автострады, идущей вдоль Адриатического моря в области Абруццо.

Центром города является церковь, когда-то посвященная святому Лонгину, сотнику, проткнувшему своим копьем сердце распятого Христа. Теперь это церковь святого Франциска — так называется она официально, но на всех дорожных указателях этого города есть дублирующее название церкви — церковь Евхаристического Чуда (La chiesa del miracolo eucaristico), т.к. то, что приводит сейчас паломников и туристов в этот когда-то крупный торговый, а сейчас маленький провинциальный город, находится в этой старинной церкви.

В VIII веке в церкви Сан-Легонций совершалось Таинство Евхаристии. Но в душе одного из священников, служивших в тот день Литургию, возникло сомнение: истинны ли Тело и Кровь Господни, сокрытые под видом хлеба и вина. Зародившееся в его душе сомнение стало причиной Евхаристического чуда, почитаемого и по сей день.

Отец Василиан, так звали этого монаха, гнал от себя сомнения, но они назойливо возвращались вновь и вновь. «Почему я должен верить, что хлеб перестает быть хлебом, а вино становится Кровью? Кто это докажет? Тем более, что внешне они никак не изменяются и не изменялись никогда. Наверное, это всего лишь символы, просто воспоминание о Тайной вечере».

Да, Он, Жертвенный агнец, мог Своей Божественной властью во время Тайной Вечери обратить вино в кровь, а хлеб – в Плоть. Всё мог Он, пришедший по воле Отца Небесного.

Но Он ушел давно, оставив этот грешный мир и дав ему в утешение Свои святые слова и Свое благословение. И, может быть, Свои Плоть и Кровь? Но возможно ли это? Не ушло ли подлинное Таинство причастия вместе с Ним в мир горний? Не стала ли святая Евхаристия лишь обрядом – и не более того?

Тщетно пытался монах восстановить в душе мир и веру. Между тем, пресуществление произошло. Со словами молитвы он преломил Евхаристический Хлеб, и тут крик изумления огласил небольшую церковь. Под пальцами иеромонаха преломляемый Хлеб вдруг превратился во что-то другое – он не сразу понял, во что именно. Да и в чаше было уже не вино – там была густая алая Жидкость, похожая на кровь.

Ошеломленный священник смотрел на предмет, который был у него в руках: это был тонкий срез Плоти, напоминающий мышечную ткань человеческого тела. Монахи окружили священника, пораженные чудом, не в силах сдержать изумления. А он исповедал перед ними свои сомнения, разрешенные таким чудесным образом. Окончив литургию, молча упал на колени и погрузился в долгую молитву. О чем молился он тогда? Благодарил за данный свыше знак? Просил прощения за свое маловерие? Мы этого не узнаем никогда.

Но подлинно известно одно: с тех пор в городе Ланчано вот уже 12 веков хранятся чудесные Кровь и Плоть, материализовавшиеся во время Евхаристии в церкви святого Легонция. Весть о чуде быстро облетела тогда близлежащие города и области, и в Ланчано потянулись вереницы паломников.

Прошли века – и чудесные Дары стали объектом внимания ученых. С 1574 года над Святыми Дарами велись различные опыты и наблюдения, а с начала 1970-х годов они стали проводиться на научном уровне. Но данные, полученные одними учеными, не удовлетворяли других.Профессор медицинского факультета университета города Сиена Одоардо Линолди, крупный специалист в области анатомии, паталогической гистологии, химии и клиническрй микроскопии, проводил со своими коллегами исследования в ноябре 1970 и в марте 1971 годов и пришел к следующим выводам: Святые Дары, хранящиеся в Ланчано с VIII века, представляют собой подлинные человеческие Плоть и Кровь. Плоть является фрагментом мышечной ткани сердца, содержит в сечении миокард, эндокард и блуждающий нерв. Возможно, фрагмент плоти содержит также левый желудочек – такой вывод позволяет сделать значительная толщина миокарда, находящаяся в тканях Плоти.

Читайте также  Турецкая баня, жан огюст доминик энгр

Диаграмма крови тоже соответствует диаграмме человеческой крови, взятой в этот же день. И Плоть, и Кровь относятся к единой группе крови: АВ. К ней же относится и Кровь, обнаруженная на Туринской Плащанице. Кровь содержит протеины и минералы в нормальных для человеческой крови процентных соотношениях. Ученые особо подчеркнули: удивительнее всего то, что Плоть и Кровь двенадцать веков сохраняются под воздействием физических, атмосферных и биологических агентов без искусственной защиты и применения специальных консервантов, что уже само по себе исключительное явление.

Кроме того, Кровь, будучи приведена в жидкое состояние, остается пригодной для переливания, обладая всеми свойствами свежей крови. То есть речь идет о крови и о плоти живого человека, живущего сейчас, т. к. кровь соответствует той, которая была взята в этот же день у живого человека! А мы получаем в Евхаристии ту же самую живую Плоть, не из мертвого, но из живого и прославленного Тела, чтобы жить жизнью Христа.

Руджеро Бертелли профессор нормальной анатомии человека сиенского университета, проводил исследования параллельно с Одоардо Линоли и получил такие же результаты. В ходе повторных экспериментов, проводившихся в 1981 году с применением более совершенной аппаратуры и с учетом новых достижений науки в области анатомии и патологии, эти результаты вновь были подтверждены. По свидетельствам современников чуда, материализовавшаяся Кровь позже свернулась в пять шариков разной формы, затем затвердевших. И вот что поражает: что каждый из этих шариков, взятый отдельно, весит столько же, сколько все пять вместе. Это противоречит элементарным законам физики, но это факт, объяснить который ученые не могут до сих пор.

В 1976 году медицинская комиссия ВОЗ и ООН опубликовала выдержки из своего отчета о проделанной работе, в котором, среди прочего, говорится о том, что наука, осознавая свои пределы, останавливается перед невозможностью дать какое-либо объяснение. Последний параграф, разумеется, не является заявлением о религиозной мере, но, по крайней мере, он является апологией смирения, которое должен проявлять тот, кто посвятил себя научному поиску. Помещенная в античную чашу из цельного куска горного хрусталя, чудесная кровь уже 12 веков предстает взорам посещающих Ланчано паломников и путешествующих.

Для нас полвека представляют, практически, целую жизнь. Двенадцать веков кажутся нам вечностью, и, может быть, именно с этим ощущением вечности мы и «чувствуем» чудо Ланчано, где Господь допустил проверку человеческой наукой Своих святых слов: «Сие есть Тело мое, сие есть чаша Крови моей, Нового и Вечного Завета, тайна веры, за вас и за многих проливаемая в отпущение грехов».

Когда атеисты утверждают: «Наука похоронила религию, Церковь и молитва устарели», чудо в Ланчано решительно опровергает всё это. Наука с её сегодняшними возможностями доказывает подлинность чуда! Оно предназначено и для нашего времени неверия, ибо, как говорит святой апостол Павел, чудеса совершаются не для верующих, а для неверующих. В наше время, когда некоторые христиане сомневаются в истинном присутствии Христа в Евхаристии, только наука, признавая духовное присутствие Христа в душе причащающегося, доказывает очевидность чуда, которое длится уже более двенадцати веков.

Людям слабой веры, сомневающимся или не верящим в Евхаристию, были даны явные знаки, взывающие к обращению, к вере в реальное присутствие Иисуса в Евхаристии.

(Из итальянских источников)

Посетив в 2005 году это святое место, один из наших паломников Владимир Яковлевич Степанов написал такое стихотворение:

Кто мы есть, почему так живется,
Столь греховно, во светлые дни?
Существуя в миру, как придётся,
То «осанну» кричим, то — «распни».

Тех, кто в Божье не верует чудо, Вразумить может только Господь.
Он, чтоб мысль не чернила тень блуда, Превратил вино в Кровь,
хлеб — во Плоть!

Вопреки доказательству формул
Мер весов эталонных и длин,
Пять комочков неправильной формы Весят столько же, сколько один?!

Тот, кто циник, пускай, убедится,
Кто в сомненье — уверует вновь,
Что в Турине — Христа Плащаница,
А в Ланчано — Его Плоть и Кровь.

Все по воле Его — не случайно –
И в Небесном, и бренном миру Евхаристии явлена тайна
Во Священных Дарах наяву.

Пусть столетья проносятся мимо,
По проселкам безбожья пыля,
Чудо Божие явлено зримо

Королева-блудница: почему для неаполитанской королевы царство стало развратной игрой престолов

Казалось бы, в католической Европе XIV века не было места женскому разврату, но в каждом случае бывают исключения, особенно если речь шла о царствующей особе.

Коллаж © LIFE. Фото © Getty Images / bildagentur-online, © Shutterstock, © Wikipedia

Королева Джованна I взошла на престол Неаполя в 1342 году и правила городом без малого сорок лет. Престол она заняла по праву наследства — её дедом был король Роберт, которого прозвали Мудрым. При нём королевство выросло, отбилось от врагов, и наступила эра искусств — шла эпоха Возрождения. Джованна была дочерью старшего сына короля — Карла, который умер раньше отца.

Джованна I со своим дедом королём Робертом Мудрым. Фото © Wikipedia

На престол юная дева взошла в возрасте 17 лет. Неаполитанское королевство к этому моменту было самым влиятельным государством на Средиземном море, а короли Анжуйской династии прочно сотрудничали с банкирами из Флоренции. Казалось бы, девицу ждала прекрасная стартовая площадка! Да только она была уже не та, да и окружение больше напоминало серпентарий с ядовитыми змеями, чем королевский двор. Местная знать утопала в роскоши, а где роскошь — там всегда есть разврат, интриги, заказные убийства и отравления забавы ради.

Заправляли при дворе Неаполя две тётки Джованны: Екатерина де Куртене, титулярная императрица Константинополя (то есть императрица без государства), и дочь любовницы папы римского Агнесса де Перигор. Последняя, впрочем, плела интриги недолго — через два года её отравили весьма «изящным» способом — клизмой. Кто? Весь двор был уверен — это сделала её соперница Екатерина де Куртене, но на самом деле никто не знает, кто стоял за убийством. Может статься, это юная Джованна пробовала свои силы.

Тётки были настоящими «серыми кардиналами» Неаполя, и в их руках были ниточки от всего двора: они заводили любовников, плели интриги, чтобы низвергнуть или подвести под казнь недоброжелателей или просто тех, кто им не нравился, травили неугодных и нанимали наёмных убийц для врагов.

Неопытная Джованна быстро угодила в их сети. А тётки поняли — чем больше юная королева будет нежиться в постели с мужчинами, тем больше будут развязаны у них руки. Вскоре любимой книгой девушки стал «Декамерон», а любимым занятием — секс во всех его видах. Многочисленных любовников не смущало, что королева была замужем — в возрасте семи лет её обвенчали с венгерским принцем Андреем. Роберт Мудрый надеялся, что Джованна и Андрей как потомки великого короля Карла Анжуйского будут править вместе, но этого не случилось.

Когда Андрей Венгерский прибыл ко двору, ему сразу дали понять, что он будет консортом — с согласия папы римского Климента VI коронация Джованны прошла без него. Тогда ко двору прибыла влиятельная мать молодого человека — королева Елизавета. С помощью подкупа ей удалось добиться обещаний, что Андрей будет коронован, но уезжала она из Неаполя с тяжёлым сердцем. По преданиям, она оставила сыну защитный амулет, но он не помог. В одну из томных итальянских ночей в спальню к Андрею ворвались наёмные убийцы. Они избили принца, а потом задушили его лентой, вышитой рукой самой королевы, а тело сбросили вниз, во двор.

Юная Джованна слышала звуки борьбы из соседней спальни, но ей было не до мужа — она находилась в объятиях двух любовников, ласкавших её тело: одного звали граф Бертран д’Артуа, а второго — Луиджи Таранский. Её мало волновало, что рядом по её приказу убивают юношу, вместе с которым она росла. Пикантности добавлял тот момент, что королева была беременна. Позже историки назовут имена других молодых людей, участвовавших в заговоре, — это были сенешаль Роберто де Кабанни, маршал Газо Дениси, Бертрандо Артус, Роберто ди Таранто и Карло ди Дураццо, все они были связаны с королевой любовными узами, проще говоря, побывали в её постели.

Для отвода глаз

Убийство, совершённое так открыто, возмутило народ. Тогда на улицах Неаполя впервые раздались крики: «Долой королеву-блудницу! Смерть ей!». Толпа, собравшаяся у королевского дворца, оказалась такой разъярённой, что Джованна испугалась и пообещала провести расследование. Последствия были предсказуемы. В убийстве были обвинены несколько человек, с которыми Джованна мечтала поскорее покончить, — среди них оказалась и её наперсница донна Конча. Бедняг пытали, потом провели через толпу черни и сожгли на костре на центральной площади города. Джованна хладнокровно наблюдала за расправой с балкона.

Через три месяца после смерти мужа у неё родился ребёнок, которого признали сыном Андрея, но мальчик вскоре умер. Королева при народе делала вид, что оплакивает мужа, но на самом деле бросилась в самый настоящий разгул. Её двор стал напоминать публичный дом. Джованна то и дело меняла любовников, по-прежнему предпочитая, чтобы в её постели одновременно было двое, а то и трое мужчин, а приближённые ко двору кавалеры разыгрывали между собой придворных дам — кому кто достанется этой ночью.

Читайте также  Сад земных наслаждений, иероним босх

Однако для народа королева должна была быть безупречной, и потому вскоре Джованна вышла замуж за одного из своих неутомимых любовников — Луиджи Таранского. Поистине, муж и жена — одна сатана: супруги продолжали развлекаться с любовниками, не скрывая это друг от друга. Но позже Луиджи показал жёсткий характер — он относился к королеве, как к рабыне, и периодически избивал её.

Месть венгерского королевства

Людовик I Великий. Фото © Wikipedia

Брат Андрея Венгерского Людовик I Великий ни на минуту не поверил «официальному» расследованию Джованны и, собрав армию, пошёл на Неаполь войной. Ему удалось разгромить войска Луиджи Таранского, который, видимо, был лучшим любовником, чем полководцем, и взять Неаполь. Джованне с мужем пришлось бежать в вотчину королевы — Прованс.

На этот раз королеву-блудницу спасла чума, пришедшая из Китая по Великому шёлковому пути. Улицы Неаполя опустели, а венгры ушли восвояси, разнося болезнь по Европе. Джованна на год вернулась в притихший Неаполь, но вскоре снова бежала в Прованс — Людовик I Великий настиг её с новым войском, он поклялся отомстить королеве-блуднице за смерть брата.

Тогда Джованна бросилась на колени перед папой римским, пообещав продать ему владения в Авиньоне. Тот действительно вмешался в ситуацию, арестовал Джованну и устроил над ней показательный процесс. Разумеется, всё шло по заранее спланированному сценарию — Джованна призналась в намерениях убить супруга, а глава католиков объявил всем, что она ни в чём не виновата — это дьявол замутил разум королевы.

Муж-психопат и муж-немец

Для Неаполя наступила пора затишья, но авторитет королевства с каждым годом падал. Вскоре от чумы умер второй супруг королевы, Луиджи, и Джованна принялась подыскивать третьего супруга. Им стал король Майорки в изгнании Джакомо, который в день свадьбы прибыл в Неаполь со своим флотом. Отношения меду супругами и тут не сложились — Джакомо оказался душевнобольным, политические враги долго держали его в железной клетке. К тому же он был нездоров — поговаривали, что это сифилис.

Узнав об этом, Джованна отказалась ложиться с ним в постель, и тогда он просто её изнасиловал и впредь принуждал к соитию силой. Джакомо ловко раздавал должности и пособия из чужой обнищавшей казны, а Джованна боялась оставаться с ним наедине.

Провал её правления становился очевиден — Неаполь стоял на краю разорения, денег в казне не было, королева была уже не молода, все её дети от предыдущих браков умерли, наследников не было. Поэтому немудрено, что вскоре Джакомо, хлебнув яда, отправился к праотцам, а королева, которой было уже далеко «за», выбрала себе нового мужа — немецкого герцога Отто Брауншвейгского. Поговаривали, что несмотря на возраст, он был могучим любовником.

И тут Джованна заметалась. Корону нужно было кому-то завещать. Сначала она объявила наследником своего дальнего родственника и бывшего любовника, участвовавшего в убийстве Андрея, Карло ди Дураццо. Чтобы укрепить семейные узы, она даже выдала за него свою младшую сестру Марию. Но позже, вкусив любви немца, вдруг передумала и объявила наследником дальнего родственника Луиджи Анжуйского и даже усыновила его официально.

Её интрига обернулась трагедией. Обозлённый Карло ди Дураццо с помощью старого врага королевы — Людовика I Великого — собрал армию, взял Неаполь и захватил стареющую Джованну. Её чары на него уже не действовали. Отто Брауншвейгский бежал в Германию. Полгода Карл держал Джованну в башне, пытаясь заставить отменить усыновление Луиджи Анжуйского, а потом Её Величество задушили шёлковым платком.

Так бесславно закончился путь королевы-распутницы. Венгерский король Людвиг I Великий умер через три месяца после Джованны. Говорили, что он сделал это со спокойным сердцем, ведь его брат был отомщён.

10 самых странных реликвий религиозного культа, вызывающих споры даже у верующих

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Священный Эдесский мандилион

По легенде Эдесский мандилион – это полотенце, Иисус вытер лицо. По его поводу существует несколько весьма противоречивых легенд. По одной из них реликвия появилась после того, как турецкий царь Акбар Эдесский и послал своего гонца с письмом к Христу. В письме была просьба дать ему лекарство. Вернулся посол с полотенцем, на котором отпечатался облик Христа, а царь исцелился. Сегодня Мандилион Эдесский, который приравнивают к Туринской плащанице, хранится в Ватиканском дворце в часовне Матильды (Matilda chapel).

2. Грудное молоко Девы Марии

Одной из самых сомнительных христианских реликвий можно считать грудное молоко Девы Марии. В эпоху средневековья, ампулы с молоком Девы Марии были весьма популярным товаром. Молоку приписывали чудотворные свойства. Несложно догадаться, что в действительности это была подделка. Французский теолог Джон Кальвин критично замечал: «Даже корова за всю свою жизнь была бы не в состоянии произвести такое количество молока».

3. Зуб Будды

Из-за этой свяыни не раз развязывали войны. Специально для хранения зуба Будды в Канди построили храм Шри Далада Малигва, где он хранится и сегодня. Реликвия скрыта от глаз в золотой ступе открывают которую не каждый год и далеко не для всех. В редких случаях зуб выкладывают на золотую петлю, исходящую из золотого лотоса. Редкие счастливцы, которым довелось увидеть зуб, утверждают, что он около 9 см в длину и более 4 см в ширину. Сингальские буддисты утверждают, что Будда был настолько велик, что и все части тела его были огромны.

4. Кровь святого Януария

Святой Януарий был убит и обезглавлен в 305 году в вулканическом кратере Сольфара. После этого некая Евсевия собрала его кровь и принесла в Неаполь. С тех самых пор она стала «гарантом безопасности города». Святыню выносят ежегодно на показ, и считаетя добрым знаком, когда свернувшаяся кровь вновь становиться жидкой. За все время кровь не разжижалась только в 1527 и 1980 годах, когда случилась чума и землетрясение.

5. Хирку пророка Мухаммеда

Легендарный плащ пророка Мухаммеда был некогда привезен в Кандагар, что в Афганистане местным правителем Ахмед-Шахом. Для хранения плаща было построено специально здание, которое должно было также стать усыпальницей правителя. Уникальная мусульманская святыня хранится с XVIII века в святилище Кандагара

6. Гробница трех Волхвов

Гробница трех Волхвов – это самый большой реликварий в Старом мире. В тройном позолоченном саркофаге хранятся мощи святых. За время своего существования реликвия побывала в Константинополе, Милане, Кельне и в Иерусалиме.

7. Рука святой Терезы из Авилы

Одна из самых неоднозначных реликвий – это рука святой Терезы из Авилы. В свое время Святая Тереза сыграла значительную роль во время испанской гражданской войны. В XX веке мумифицированную конечность святой выкрал Франсиско Франко, который использовал ее в пропагандистских целях.

8. Десница Марии Магдалины

В 1191 году одна из двух рук Марии Магдалины хранилась в аббатстве Фекамп. Святой Гуго посетил это место в надежде получить реликвию, однако местные монахи отказали ему в этом. Тога Гуго просто откусил у мумифицированной руки два пальца.

9. Святая Екатерина из Сиены

Однажды Екатерине из Сиены было ведение о том, что сама Матерь Божья соединила ее руку и руку Христа обручальными кольцами. Это кольцо (само собой) было видно только ей, и носила его она до конца своей не очень продолжительной жизни. Умела будущая святая в 33 года. Местные жители хотели было оставить ее тело для поклонения, но им этого не позволили. Тогда преисполненная высоким чернь отрубила покойно голову.

10. Святая крайняя плоть

Крайняя плоть Иисуса Христа, по легенде, была отрезана у него на восьмой день и долго хранилась в Ватикане. Святыня была весьма популярна, поскольку считалось, что она списывает грехи за 10 лет. Известно, что в одном из видений Агнесса Бланбекин почувствовала святую крайнюю плоть у себя во рту, а святая Екатерина Сиенская, которой привиделось, что она помолвлена с Христом, носила святую крайнюю плоть, как кольцо. Всего в средние века по всей Европе насчитывалось до 18 «подлинных святынь». В 1990 году Священным синодом был издан указ, по которому любое
обсуждение Священной Крайней Плоти в духовных кругах каралось отлучением от церкви. Сегодня реликвия хранится в церкви Santissimo Nome di Gesù итальянского городка Calcata

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: