Сожжение протопопа аввакума, мясоедов, 1897 - Тайны со всего мира

Сожжение протопопа аввакума, мясоедов, 1897

Протопоп Аввакум — мятежник или патриот? За что боролся идеолог раскола

400 лет назад, 5 декабря 1620 года, в селе Григорово, что на Нижегородчине, в семье приходского попа родился сын. Впоследствии он обойдёт родителя в церковных чинах, став не просто священником, а протопопом. То есть достигнет высшего сана белого духовенства — сейчас протопопу примерно соответствует благочинный. Наделённый особыми полномочиями священник, надзирающий за частью епархии — благочинием.

Другое дело, что все эти объяснения как бы и не нужны, поскольку в массовом сознании к чину протопопа давно и прочно приклеено одно-единственное имя. Если протопоп, то значит Аввакум. И никак иначе.

Почитание памяти главного идеолога раскола, яростного церковного диссидента, одного из самых жёстких оппозиционеров верховной власти и самого пламенного писателя отечественной литературной традиции явно выходит на новый уровень. Министерство культуры РФ ещё в начале года создало специальный оргкомитет, который утвердил план работы и график мероприятий — выставки, конференции, чтения… В частности, был создан сайт «Празднование 400-летия протопопа Аввакума», который анонсировал массу праздничных мероприятий на родине протопопа и приглашал всех желающих посетить эти места. Однако сейчас при нажатии кнопки «Расписание мероприятий» сайт выдаёт следующее: «В связи с решениями правительства и региональных администраций мероприятия по празднованию переносятся на неопределённое время».

Остаётся только гадать, как прокомментировал бы подобное сам мятежный протопоп, любивший изъясняться острым и ехидным слогом, не чуравшийся крепких и солёных выражений, а главное, никогда не признававший никаких компромиссов — ни с правительством, ни тем более с региональной администрацией.

С властями региональными Аввакум и вовсе не церемонился. Его сибирская эпопея обычно демонстрируется как невыносимые муки, непрекращающиеся преследования и издевательства со стороны начальника Даурской экспедиции, Нерчинского воеводы Афанасия Пашкова. Дескать, и чеканом он протопопа бил, и велел выписать ему 72 удара кнутом, и в ледяную воду сбрасывал… Но крайне редко вспоминают слова самого Аввакума, сказанные в адрес воеводы: «Десять лет он меня мучил или я ево — не знаю. Бог разберёт в день века». Насчёт десяти лет протопоп слегка загнул — в отряде Пашкова он провёл где-то лет семь. А вот всё остальное правда. Аввакум постоянно обличал воеводу во многих «неправдах» — и жесток он, и людей не жалеет, отправляя на верную гибель, и в вере нетвёрд, поскольку вместо молитвы к Богу обращается к местным колдунам: «Заставил инозема шаманить, сиречь гадать: удастся ли им сие, и с победой ли вернутся домой?» Самое интересное — обличал не только устно, но и письменно. Причём не только в своих личных записях, но и в донесениях самому царю Алексею Михайловичу. Донесения протопопа были аккуратно подшиты к делу воеводы, да так, что Афанасий Пашков был отстранён от должности, а впоследствии испытал серьёзное унижение.

В тот момент царь Алексей Михайлович рассорился с патриархом Никоном и явно искал в церковной среде тех, кто был Никоном обижен. Одной из самых заметных фигур был как раз Аввакум — его спешно вернули в Москву: «Государь меня тотчас к руке поставить велел и слова милостивые говорил… И я руку ево поцеловал и пожал… Велел поселить меня на монастырском подворье в Кремле, и, мимо двора моего ходя, кланялся часто со мною низенько таки, а сам говорит: “Благослови-де меня, и помолися обо мне”. Воеводу же мне царь головою выдал — Бог так изволил. Видя беду неминучую, пал он передо мною со слезами, я же простил его, постриг и посхимил». То есть протопоп в конце концов вчистую обыграл представителя региональной власти в административной игре, устранив его сначала из актуального политического поля, а потом и из светской жизни — свои дни Пашков кончил монахом Чудова монастыря.

Словом, вовсе не из страданий, а вот из таких или подобных моментов как раз и состояла жизнь неистового протопопа. Публицистика, скандалы, интриги и яростная политическая борьба, окрашенная в самые что ни на есть патриотические тона.

Дело в том, что церковный раскол мог приобрести совсем иные очертания. Потому что и Аввакум, и его оппонент патриарх Никон когда-то не просто были знакомы и приятельствовали — они были соратниками. Оба искренне считали, что церковная реформа необходима и что без неё Церкви в ближайшее время придётся худо от нестроения. Оба считали, что для исправления ситуации надо прежде всего исправить устав богослужения и церковные книги.

Единственное, где они расходились, так это в том, по каким образцам следует править эти самые книги. Никон полагал, что по греческому образцу, поскольку изначально православие пришло к нам оттуда, да и в богословском плане Константинопольский патриархат гораздо более продвинут.

Аввакум же твёрдо был уверен, что у нас есть собственная, русская святость, что свет Православия теперь исходит из Москвы, которую не напрасно назвали Третьим Римом. А также что какие-то там греки нам не указ, поскольку уже давным-давно погрязли в ереси и безверии, и если перенять богослужебный устав от них, то это приведёт к политической катастрофе: «Своего царя Константина (последнего императора Византии) потеряв безверием, предали турку, а теперь моего Алексея (царя Алексея Михайловича) в безумии обаяли, шиши антихристовы, прелагатаи (тайные лазутчики, шпионы), богоборцы!»

Вся разница в том, что Никон, будучи старше на 15 лет, обладал гораздо более серьёзным административным ресурсом и влиянием на царя. Аввакум проиграл только по этой причине, сохранив веру в свою правоту и патриотические убеждения до конца жизни.

Протопоп Аввакум: смерть за веру

В Страстную пятницу, 14 апреля 1682 года, по настоянию патриарха Иоакима в Пустозерске в деревянном срубе с тремя своими единомышленниками был сожжен мятежный протопоп Аввакум. 330 лет назад произошла не просто казнь. Погиб идеолог, вождь старообрядчества и первый русский писатель, пострадавший за свои убеждения. За что был убит протопоп Аввакум?

Церковный раскол — это одно из ключевых событий в истории России. Даже последовавшая затем Петровская реформа — устроение на месте Московского царства Российской империи — в какой-то мере может рассматриваться как последствие Раскола. Раскол не только разделил русское общество и народ, но и расчистил место для преобразований эпохи Петра Великого. Наша общая историческая судьба, к сожалению, изобилует многими бедами, но даже на их фоне Раскол выглядит одной из самых зловещих бед, ибо он стал предтечей Гражданской войны.

Как гласит древняя мудрость, даже боги не могут отменить случившееся. Так и потомки не в состоянии отменить произошедший в XVII веке Раскол. Вождем антигосударственного и антицерковного движения был протопоп Аввакум Петров. Мученик, открывающий мартиролог всех погибших русских писателей. Кроме своего основного призвания, борьбы с никонианством, Аввакум представляет собой незаурядного писателя. Собственно говоря, пламенное слово протопопа и было его главным оружием в борьбе с сильными мира сего.

Одним из главных отличий Аввакума от лидеров западноевропейской Реформации, таких как Лютер, Кальвин и другие, было отсутствие у русских староверов печатного станка. Лютер, пользовавшийся поддержкой некоторых немецких князей, мог позволить себе печатать направленные против папской власти филиппики. Печатное слово не в последнюю очередь сыграло свою роль в распространении идей протестантизма. Боярыня Морозова, в качестве сподвижницы Аввакума, поплатилась за это своей жизнью. На удивление, ни дальняя ссылка, ни стены, ни стража, ни отсутствие типографий не смогли воспрепятствовать проникновению идей мятежного протопопа в русское общество. Оригиналы на бересте, написанные рукой Аввакума, затем многократно переписывались и распространялись. Для тех, кто любит осовремененные сравнения, это был старообрядческий Самиздат.

Читайте также  Мадонна с младенцем и ангелами (мадонна оньисанти), джотто — описание

Поскольку историками документы о казни протопопа Аввакума до сих пор не обнаружены, спекуляции на эту тему продолжаются. Отсутствие документов об исполнении казни — следственного дела, приговора, донесений исполнителей — позволяют считать тему открытой для дискуссий. В частности, вопрос о конкретном обвинении, по которому был казнен Аввакум. Большая часть историков склонна полагать, что причиной казни Аввакума явились, прежде всего, его религиозные воззрения. Вынесению окончательного решения о судьбе томившегося в земляном срубе заполярной ссылки Аввакума со товарищи способствовало событие, произошедшее в Москве в праздник Богоявления Господня в 1681 году. Ежегодно 6 января с участием царя и высшего духовенства совершался крестный ход из Кремля на Москву-реку. На кремлевском холме собиралось до нескольких сот тысяч «чаяющих движения воды», которые съезжались со всех концов государства. Во время богоявленских торжеств и Крещенского водосвятия в присутствии царя Федора Алексеевича противники никоновских реформ устроили разгром в главных храмах Российского государства — Успенском и Архангельском соборах.

«Церковные ризы и гробы царские» раскольники марали дегтем и «сальные свечи ставили». Деготь — свидетельство позора, им мазали ворота дома, где незамужняя девка приносила в подоле ребеночка, а сальные свечи считались нечистыми и в церковном обиходе не использовались. Писатель Кирилл Кожурин, написавший биографию Аввакума со старообрядческих позиций, пишет: «В то же самое время старообрядец Герасим Шапочник поднялся на колокольню Ивана Великого и «метал» оттуда в толпу свитки с политическими карикатурами и «хульными надписями», обличающими царя, светских и духовных властей во главе с патриархом Иоакимом». Под карикатурами на вселенских патриархов были начертаны: «окаянный», «льстец», «баболюб», «сребролюбец», «продал Христа».

После церковного Собора, состоявшегося в ноябре 1682 года, в Пустозерск направили капитана стрелецкого стремянного полка И.С. Лешукова. Он учинил спешный сыск из-за распространения Аввакумом писаний, направленных против царя и новообрядческих иерархов. Итак, 330 лет тому назад были сожжены протопоп Аввакум, священник Лазарь, диакон Феодор и инок Епифаний. Встречающаяся в исторической литературе формулировка «за великие на царский дом хулы» заимствована не из официального текста приговора, а из записок графа А. А. Матвеева, написанных после 1716 года.

«Непонятно, за что вместе с Аввакумом сожгли других старообрядцев, если причиной казни стали светские преступления одного Аввакума. Наконец, невероятно известие, что старообрядцы мазали дегтем царские гробы. За никонианские реформы был ответственен только один покойный царь Алексей Михайлович. Все предыдущие цари почитались старообрядцами как благочестивые монархи и только в качестве таковых упоминались в старообрядческих сочинениях», — отмечает историк Е.О. Шацкий.

В документах, относящихся к 1681 году, масштаб противоправных действий, совершенных тогда в Москве значительно меньше, чем это описано в Синодальном объявлении. Оно было составлено 40 лет спустя, его авторы словно стремились лишить протопопа ореола мученичества за веру. Более того, из документов никак не следует какое отношение к карикатурам и к беспорядкам имел ссыльный Аввакум. Наиболее правдоподобной выглядит гипотеза о казни Аввакума за распространение им и его единомышленниками идей старообрядчества.

Читайте самое интересное в рубрике «Религия»

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Протопоп Аввакум Петров

Протопоп Аввакум Петров

  • 29.11.2016

Протопоп Аввакум Петров родился 20 ноября 1621 года в селе Григорово, нижегородских пределов, в семье священника. Рано потеряв отца, воспитывался матерью, «великой постницей и молитвенницей». Женился на односельчанке Анастасии Марковне, ставшей его «верной помощницей ко спасению».

В 21 год рукоположен в диаконы, в 23 — в иереи, а через восемь лет «совершен в протопопы» (протопоп — старший священник, протоиерей) г. Юрьевца Поволжского.

Дар проповедника, дар исцеления больных и бесноватых, готовность «душу положить за овцы своя» привлекали к нему многочисленных чад из всех слоев общества. Но суровые обличения произвола местных властей и нравственной распущенности паствы вызывали недовольство и озлобление, вследствие чего он не раз был биен едва не до смерти и гоним. Ища защиты в Москве, сблизился там с кружком ревнителей благочестия, возглавляемым царским духовником о. Стефаном Вонифатьевым. К кружку примыкал и будущий патриарх Никон.

Целью боголюбцев было упорядочение церковного богослужения, издание исправной богослужебной и духовно-просветительной литературы, а также улучшение нравов тогдашнего русского общества. Став патриархом, Никон стал действовать в противоположном направлении. Вместо исправления, он стал изменять книги и чин богослужения по новогреческим образцам, изданным в католической Венеции. Когда боголюбцы узнали об этом, у них, по выражению протопопа Аввакума, «сердце озябло и ноги задрожали».

Никоновские реформы застали Аввакума в Москве, где он служил в церкви Казанской Божией Матери на Красной площади. Борьбу за святоотеческое предание возглавил «огнепальный протопоп». Сторонники Никона не гнушались самыми жестокими средствами: пытки, уморение голодом, сожжение на костре, все шло в ход для насаждения «затеек» деспота патриарха. Аввакум был посажен «на чепь», потом вместе с семьей сослан в Тобольск, затем еще дальше на восток, в Даурию (Забайкальский край), под начало «лютого воеводы» Пашкова.

После десятилетнего скитания в невероятно тяжелых условиях Сибири, где он потерял двух малолетних детей, страдальца вызывают в Москву и убеждают принять Никоновы новины. Но Аввакум остается непреклонен. Опять ссылка, теперь уже на север. Перед собором 1666 года Аввакума вновь привозят в Москву, в Боровский монастырь, и десять недель уговаривают отказаться от борьбы, но тщетно.

«Сице аз верую, сице исповедую, с сим живу и умираю», — отвечал мучителям святой воин Христов.

Беззаконно расстриженный и преданный анафеме, вместе со своими единомышленниками иереем Лазарем, дияконом Феодором и иноком Епифанием он был отправлен в далекий Пустозерск, расположенный близ Северного моря, в край вечной мерзлоты, где в земляной яме томился 15 лет. Лишенный возможности устной проповеди, Аввакум пишет и через верных людей рассылает по всей Руси послания, толкования и утешения чадам Церкви Христовой. Ныне известно более 90 творений святого, и почти все они созданы в годы пустозерского заточения. Здесь же им написано знаменитое «Житие».

Внимая призывам протопопа Аввакума, все большее число русских людей вставало на защиту старой веры. Рьяный сторонник нововведений патриарх Иоаким стал требовать казни святых исповедников. После смерти царя Алексея Михайловича на российский престол восходит его малолетний сын Феодор. Протопоп Аввакум шлет новому царю челобитную с призывом вернуться к дедовскому благочестию. В ответ последовал приказ:

Сжечь пустозерских узников «за великия на царский дом хулы».

14 апреля 1682 года в день памяти святых новых мученик Антония, Иоанна и Евстафия, в Пятницу Страстной седмицы, приговор был приведен в исполнение.

Фрагмент картины Григория Мясоедова «Сожжение протопопа Аввакума» (1897)

Читайте также  Поклонение волхвов, паоло веронезе, 1573

На казнь собрался народ и снял шапки. Когда огонь стал набирать силу, над языками пламени взметнулась рука с двуперстием и стал слышен могучий голос протопопа Аввакума с прощальными словами, ставшими заветом и пророчеством:

Православные! Коли таким крестом будете молиться — во век не погибнете. А покинете этот крест, и город ваш песком занесет, а там и свету конец настанет! Стойте в вере, детушки! Не поддавайтесь лести слуг антихристовых…

Аввакум Петров – краткая биография

Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.

  • Стандартное промо
  • 3 000 промо-показов 49
  • 5 000 промо-показов 65
  • 30 000 промо-показов 299
  • Выделить фоном 49

Статистика по промо-позициям отражена в платежах.

Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.

Ой, простите, но у вас недостаточно континентальных рублей для продвижения записи.

Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.

Аввакум Петров (Петрович) – протопоп города Юрьевца-Поволжского, один из первых и самых замечательных деятелей русского старообрядчества («раскола»). Аввакум родился около 1620 г. в селе Григорове, Княгининского уезда, Нижегородской губернии, в семье священника. Рано лишившись отца, он 19-ти лет женился по указанию матери, найдя в жене верного впоследствии друга своей многострадальной жизни. Около 1640 г. Аввакум Петрович был назначен священником села Лопатиц, а затем переведен в г. Юрьевец, откуда должен был спасаться бегством в Москву, вследствие озлобления прихожан и местных властей за резкие обличения в разных пороках. В Москве, благодаря своим друзьям, царскому духовнику Степану Вонифатьеву и протопопу казанского собора Ивану Неронову, Аввакум был привлечен к участию в исправлении богослужебных книг, которое тогдашний патриарх Иосиф продолжал по более древним старопечатным славянским оригиналам.

Протопоп Аввакум, старообрядческая икона

С 1652 г., после смерти Иосифа, дело книжного исправления продолжил новый патриарх Никон, но теперь по греческим образцам. К пересмотру книжных текстов в ущерб русских справщикам было привлечено множество выходцев из Малороссии, учеником Киево-Могилянской бурсы, которые считались тогда (но вряд ли справедливо) более образованными, чем местные, московские начётчики. Никон сделал одним из главных справщиков и восточного выходца Арсения Грека – личность, морально крайне подозрительную. Ранее, во время своей жизни в Турции Арсений Грек под давлением османов на время отрекался от христианства и принимал мусульманскую веру, даже и обрезавшись. Теперь этот недавний отщепенец был сделан одним из руководителей реформы с целью дать русской церкви «правильные» богослужебные тексты. Новые справщики к тому же стали вводить в церковную обрядность странные, непривычные для великороссов черты, меняя облачение духовенство, убранство церквей, внешний вид богослужебных актов. Никон поначалу упирал на то, что его иноземные сотрудники лучше образованы, чем великороссияне. Однако ложность этих утверждений выяснилась очень скоро. Стало заметно, что люди патриарха сами не знают, какие тексты являются более достоверными. Новые редакции книг при Никоне выходили едва ли не ежегодно, и каждое обновлённое издание меняло не только прежний русский текст, но очень часто и те «правки», которые делались в книгах сотрудниками патриарха незадолго до этого.

Засилье при Никоне в деле исправления книг чуждых России иностранцев вызвало резкую оппозицию со стороны видных национальных церковных деятелей, в том числе и Аввакума Петровича. Новые справщики объявили прежних великих русских святых (Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Иосифа Волоцкого, Нила Сорского и др.) едва ли не еретиками, не знавшими истинной веры. Важнейшие национальные соборы (как проходивший при Иване Грозном Стоглав) теперь приравнивались чуть ли не к еретическим сходкам. Русские патриоты не без оснований стали опасаться извращения чистоты древней веры и благочестия. Было ясно, что сам Никон затеялреформы более всего в честолюбивых целях: этот грубый, малознающий, но энергичный, безжалостный и честолюбивый человек желал выставить себя творцом некоего великого духовного обновления (в котором русская церковь, собственно, и не нуждалась), чтобы затем превзойти своим авторитетом самого царя Алексея Михайловича – тогда ещё неопытного юношу.

Обладая редкой энергией и задором, будучи стойким приверженцем русских национальных начал, Аввакум Петров первый выступил с самым решительным протестом, которого не прекращал до конца своей жизни, несмотря на суровые преследования сначала со стороны Никона, а затем вообще светских и духовных властей. Уже в сентябре 1653 г. Аввакум за противодействие патриарху был брошен в подвал Андрониевского монастыря, а потом сослан в Тобольск. Он и здесь не переставал «ревностно бранить ересь Никонову», вследствие чего был переведен ещё дальше, в Енисейск, а затем отдан под начало грубому и жестокому воеводе Афанасию Пашкову, имевшему поручение завоевать Даурию (Забайкальская область). Шесть лет провел Аввакум Петров в Даурской земле, доходя до Нерчинска, Шилки и Амура. За обличения действий воеводы он неоднократно подвергался жестоким лишениям и истязаниям.

Путешествие Аввакума по Сибири. Художник С. Милорадович, 1898

Тем временем в Москве открыто бросивший вызов царской власти патриарх Никон потерпел поражение в схватке со светским авторитетом. Однако окружавшие Алексея Михайловича бояре, оттеснив самого Никона, не желали отвергать его «реформ». Начав борьбу с поляками за Малороссию, царь лелеял тогда утопическую надежду в самом скором времени изгнать турок из Европы, освободить и объединить весь православный мир. Никонианство, заменившее русское православие православиемвненациональным, казалось полезным для этого призрачного прожекта. Церковная «реформа» шла в русле интересов московских властей, но им требовалось окончательно устранить с патриаршего трона чересчур зарвавшегося в личных претензиях Никона. Было решено использовать против него некоторых старообрядческих вождей. Среди них и Аввакуму в 1663 г. позволили возвратиться в Москву, однако уже через год этот несговорчивый, не склонный играть роль игрушки в чужих руках патриот был сослан из столицы в Мезень, где оставался полтора года.

В 1666 г., во время суда над Никоном с участием подкупленных московским правительством восточных патриархов, Аввакум Петров был привезён в Москву. Происходивший там собор (который осудил лично Никона за потуги стать выше царя, но одобрил и окончательно утвердил его реформы) пытался склонить Аввакума к отказу от его русско-национальной оппозиции. Но Аввакум остался непреклонен и в 1667 г. вместе с другими патриотами – попом Лазарем и дьяком Феодором – был сослан в Пустозерский острог на Печоре. После 14-летнего, полного суровых лишений заключения, во время которого он не переставал поучать единомышленников-старообрядцев через послания, Аввакум Петров был сожжён. Предлогом казни было выставлено письмо Аввакума почитателю Никона царю Федору Алексеевичу, где автор вновь резко осуждал церковные «реформы» и утверждал, что умерший Алексей Михайлович сейчас мучается на том свете. Сожжение состоялось в Пустозерске 1 апреля 1681 года. Аввакум и его товарищи мужественно приняли своё мученичество.

Сожжение протопопа Аввакума. Художник П. Мясоедов, 1897

Читайте также  Смерть марии, микеланджело меризи де караваджо

В личности Аввакума Петрова, виднейшего деятеля русского старообрядчества, которое и теперь живет его традициями, дан пример героического стояния за идею. Аввакум был одним из величайших деятелей древнерусской литературы. Ему приписывается более 37 сочинений, в основном богословско-полемического содержания, в том числе и потрясающая по слогу и описанию пережитых мук автобиография («житие»). Часть писаний Аввакума сейчас утрачена. Вместо образа «фанатичного обскуранта» Аввакум Петров предстаёт в своих книгах образованным по тому времени человеком отзывчивой души и чуткой совести.

Книги от Аввакуме Петрове:

«Материалы для истории русского раскола» Н. Субботина (в предисловии дана биография Аввакума).

С. М. Соловьев, История России, т. XIII.

Макарий, История русск. Раскола

Биографии Аввакума написали Н. Ивановский, Д. Н. Жежеленко и др.

Иллюстрации

01. Протопоп Аввакум. Икона. XVIII в.

02. Пять патриархов Русской церкви

03. Макарьев Желтоводский монастырь

04. Священнический крест протопопа Аввакума

05. Вид Юрьевца-Повольского. Н.Чернецов. 1951 г.

06. Патриарх Иосиф

07. Епископ Павел Коломенский

08. Красная площадь в Москве. А.М.Васнецов

09. Царь Алексей Михайлович

10. Царица Мария Ильинична

11. Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке. А.М.Васнецов

12. Казанский собор на Красной площади

13. Московский Печатный двор

14. Чудов монастырь в Кремле

15. Московский Кремль в конце XVII века. А.М.Васнецов

16. Суд над патриархом Никоном. С.Д.Милорадович. 1906 г.

17. Патриарх Никон. Ф.Г.Солнцев

18. Патриарх Никон. С.Д.Милорадович

19. Видение преподобного Елеазара Анзерского о Никоне

20. Собор 1654 года. Старообрядческая миниатюра

21. Собор 1654 года. С картины А.Д.Кившенко

22. Царь Алексей Михайлович и Никон, Митрополит Новгородский у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского. Д.Литовченко

23. Сожжение епископа Павла Коломенского

24. Сожжение старообрядческих книг. К.В.Лебедев

25. Аввакум в Даурии. С.Д.Милорадович

26. Башня братского острога 1654 года, в которую был заключён протопоп Аввакум

27. Различия между старыми и новыми обрядами. Старообрядческая миниатюра

28. Никон в Новом Иерусалиме. В.Г.Шварц

29. Старовер. М.П.Боткин. 1877 г.

30. Мезень в XIX веке

31. Протопоп Аввакум. Миниатюра А.А.Великанова

32. Место заточения Аввакума в Андрониковом монастыре

33. Николо-Угрешский монастырь в XVII веке

34. Место заточения протопопа Аввакума в Боровске

35. Башня Боровского Пафнутьева монастыря, в которую был заключён протопоп Аввакум

36. Боярыня Морозова посещает протопопа Аввакума в тюрьме. Миниатюра А.А.Великанова

37. Протопоп Аввакум. К.А.Вещилов. Эскиз. 1906 г.

38. Священномученик Аввакум. Гуслицкая икона начала XX в.

39. Соловецкий Чёрный собор. С.Д.Милорадович

40. Соловецкие иноки отвергают никоновские новшества и исправление церковных книг

41. Казни соловецких иноков

42. «Умертвие» царя Алексея Михайловича

43. Соловецкий монастырь

44. Инок Епифаний

45. Изображение Пустозёрска XVII века

46. Автограф «Жития» протопопа Аввакума

47. Аввакум в земляной яме

48. Реконструкция Пустозёрска. Автор — академик архитектуры А.В.Ополовников (при участии А.Е.Ополовниковой)

49. Аввакум и его соузники. Старообрядческая икона XIX в.

50. Автограф Аввакума с карикатурами на никонианских архиереев

51. Аввакум пишет «Житие». Миниатюра А.А.Великанова

52. Священно протопоп Аввакум. Образ современного иконописца И.Е.Валетова

53. Сожжение священномученика Аввакума. Миниатюра И.Н.Шуршакова

54. Сожжение протопопа Аввакума. П.Е.Мясоедов. 1897 г.

55. Спас Благое Молчание и сожжение священномученика Аввакума. Современная икона

56. Протопоп Аввакум. Икона работы И.И.Михайлова. Середина XX в. Вильнюс

57. Автор у памятного знака, установленного на месте сожжения протопопа Аввакума с соузниками в Пустозёрске. Фото краеведа М.Фещенко. 2006 г.

Читайте также

Иллюстрации

Иллюстрации Зарифа и Гейдар Алиевы

Иллюстрации

Иллюстрации Семья Нестеровых: сидят (слева направо) — Маргарита Викторовна, Надежда Рафаиловна и сестра П. Н. Нестерова Александра Николаевна; стоят — Николай Николаевич (старший брат, впоследствии генерал Советской Армии) и Петр Николаевич в форме юнкера

ИЛЛЮСТРАЦИИ

ИЛЛЮСТРАЦИИ Герб рода Антоновых. Рисунок с печатки, передаваемой по наследству. Константин Дмитриевич Антонов, чиновник по особым поручениям, — дед конструктора. 1842 г. Константин Константинович Антонов, инженер-строитель, — отец авиаконструктора. Анна Ефимовна

ИЛЛЮСТРАЦИИ

ИЛЛЮСТРАЦИИ 1. Овидий Назон. Гравюра резцом XVIII в. Москва. Государственный музей А. С. Пушкина. 2. Дворец Августа. Реконструкция. 3. Внутренний двор виллы патриция. Помпеи. Casa dei Vettii. 4. Овидий. Статуя работы Гекторе Феррари. 5. Октавиан Август. Мрамор. Рим. Национальный музей. 6.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Иллюстрации

Иллюстрации Ф. Т. Фомин Ф. Т. Фомин в годы гражданской воины Грамота Почетного чекиста, подписанная Ф. Э. Дзержинским Аркадий Борисович Кушнарев Ефим Георгиевич Евдокимов Давид Моисеевич Давыдов Ян Борисович Гамарник Герой-пограничник Андрей Коробицын Вячеслав

Иллюстрации

Иллюстрации Рудольф Нуреев в балете «Послеполуденный отдых Фавна»CAMERAPRESS / FOTODOM.RU Марго Фонтейн де Ариас и Рудольф Нуреев, 1962 г.DIOMEDIA / Mary Evans / Ronald Grant Вечер с королевским балетом. Марго Фонтейн и Рудольф Нуреев, 1963 г.DIOMEDIA / Mary Evans Рудольф Нуреев, 1963 г.CAMERAPRESS / FOTODOM.RU Рудольф

Иллюстрации

Иллюстрации

Иллюстрации Тереза Брунсвик Бетховен. Гравюра Нейдля по рисунку Штейнхаузера, 1796 г. Элеонора Брейнинг. Гравюра на меди Бетховен. Гравюра Хёфеля по рисунку Летронна, 1824 Антон Шиндлер Бетховен на смертном одре. Рисунок

Иллюстрации

Иллюстрации Роземари Альбах родилась 23 сентября 1938 года в Вене.1, 2, 3. Роми, трижды заснятая папой: в 1, 2 и 3 года 1. Роми в возрасте 1 года 2. Роми в возрасте 2-х лет 3. Роми в возрасте 3-х лет 4. Роми в возрасте 8 лет 5. Отец Роми — Вольф Альбах-Ретти (1906-1967) 6. Мать Роми — Магда Шнайдер

Иллюстрации

Иллюстрации Семья Дж. Р. Р. Толкина в Южной Африке Блюмфонтейн в начале XX в. Школа короля Эдварда в Бирмингеме Бирмингем в конце XIX в. Дж. Р. Р. Толкин в 1916 г. Эдит Бретт Две башни вблизи Бирмингема, ставшие, как считается, прообразом башен Ортханк и Минас-Моргул в

Иллюстрации

Иллюстрации Губернаторы Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов Юрий Неелов (слева) и Александр Филипенко (справа) очень радовались победе Собянина на губернаторских выборах в Тюменской области. Особенно доволен был Филипенко – Собянин его воспитанник. Но радость

Иллюстрации

Иллюстрации Марк в возрасте пяти лет. 25 сентября 1916 г. Марк Бернес — гимназист. 25 октября 1918 г. М. Бернес. Начало 1930-х гг. Дом, в котором жил М. Бернес. Петровский переулок. М. Бернес в Московском драматическом театре (быв. Корша). Московский драматический театр. Ныне

Иллюстрации

Иллюстрации Мария Васильевна Ворошилова, мать Климента Ефремовича. Ефрем Андреевич Ворошилов, отец Климента Ефремовича. Железнодорожная будка на линии Екатерининской (ныне Донецкой) железной дороги, где родился К. Е. Ворошилов. К. Е. Ворошилов (второй справа в третьем

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: