Собор сан джованни э паоло и площадь сан-марко, антонио каналь - Тайны со всего мира

Собор сан джованни э паоло и площадь сан-марко, антонио каналь

Антонио Каналетто-великий мастер ведуты

А.Каналетто, Праздник обручения венецианского дожа с Адриатическим морем.1729-1730гг.

В настоящее время картина находится в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва), куда поступила в 1930 году из Государственного Эрмитажа.

На картине изображена набережная Большого канала во время традиционного венецианского праздника: венецианский дож в день Вознесения выезжал в море и бросал в Адриатическое море золотое кольцо, что, согласно легенде, должно было благоприятствовать мореплаванию. На ведуте знаменитые Дворец Дожей, собор св. Марка, колокольня и библиотека Сансовино.

Джова;нни Анто;нио Кана;ль , известный также под именем Канале;тто 1697- 1768, Венеция) — итальянский художник, глава венецианской школы ведутистов, мастер городских пейзажей в стиле академизма. Прозвище Каналетто, кроме Антонио Каналя, носил и его племянник, Бернардо Белотто, также знаменитый пейзажист.

С именемэтого художника связаны возникновение и расцвет в искусстве Венеции XVIII столетия особого вида пейзажа — ведуты. Городской пейзаж, в котором предметом изображения является сама Венеция, события, происходящие на ее улицах, площадях, набережных, каналах, обретал все большее признание среди коллекционеров, пользовался спросом у туристов.

Вводимые в изображение городского пространства бытовые эпизоды подчеркивали достоверность происходящего, позволяли передать более широкую панораму города. Создание точной ведуты («veduta esatta») отвечало стремлению к объективной передачи реальности, что было неотъемлемой чертой искусства века Просвещения.

С этой целью художники-ведутисты обратились к «камере-обскура» — оптической камере, устройству, в котором рисунок переносится на бумагу с помощью линзы и зеркала.

Каналетто — самый прославленный мастер венецианской ведуты — сделал этот вид пейзажа высокопоэтическим искусством. Он был учеником своего отца, театрального декоратора Б. Каналя. Работал в Риме (1717—1720), где писал городские виды и познакомился с произведениями римского ведутиста Дж.П. Паннини и голландского мастера пейзажа Г. ван Виттеля.

С 1723 года Каналетто работал в Венеции. Он обратился к жанру ведуты, постепенно отказываясь от изображения иллюзорного перспективного пространства, приемов барочной сценографии и передавая с помощью камеры-обскура все более широкие панорамные виды.

Топографическая точность всегда сочетается в его ведутах с декоративным, несколько приподнятым восприятием света, которым он передает красочную и театрализованную атмосферу жизни «дивного города-острова», как называли Венецию XVIII века попавшие под магию ее обаяния путешественники.

В 1730-е годы к нему приходит известность в связи с исполнением серий ведут для английского консула в Венеции Дж. Смита и герцога Бедфорда. В эти же годы Каналетто начинает публиковать серии офортов со своих произведений, что приносит художнику мировую славу.

В серии для двух знатных английских заказчиков входят более камерные полотна с изображением видов города и ведуты, на которых запечатлены многолюдные сборища венецианцев по случаю торжеств.

Яркие краски, которыми переданы одеяния дожа и знатных сановников республики Святого Марка, костюмы горожан, позолота резьбы «Бученторо» и гондол, сверкающие в солнечных лучах палаццо, переливающаяся гладь воды Большого канала или водного бассейна Сан Марко у Пьяцетты образуют единую нарядную и праздничную колористическую гамму полотен.

Маленькие площади (кампи) Венеции со зданиями церквей и филантропических братств (скуол), виды мола, вид таможни на мысе острова Джудекка, перспективы Большого канала с его легкими мостиками, под которыми проплывают гондолы, набережными с выстроившимися вдоль них палаццо из истрийского камня оживлены в его ведутах фигурками горожан, рыбаков, торговцев, гондольеров.

В последних он передает сцены выезда дожа на его галере «Бученторо» в день Вознесения или празднования обряда обручения дожа с морем, театрализованные пешие процессии («андате») в церковь Санти Джованни э Паоло на службу, регаты на Большом канале, церемонии приема послов. Каналетто тщательно фиксирует подробности исторических событий в жизни Венеции, представляющих для него как художника века Просвещения особую ценность.

Плодотворным периодом в творчестве Каналетто были годы его пребывания в Англии (1746—1750; 1751—1756). Здесь он писал ведуты с изображением мостов через Темзу и дворцов, расположенных на ее набережных, виды английских парков с их бесконечной перспективой и не павильонами, устремленных ввысь средневековых аббатств. Его внимание привлекали и многолюдные сборища на Темзе в дни праздников, напоминавшие ему венецианские регаты.

Знакомство с английским пейзажем открыло новые возможности для совершенствования в манере тональной живописи. Он привлек его своей более естественной красочностью, менее яркой и бутафорской, чем облик Венеции.

По возвращении на родину Каналетто в основном повторял старые сюжеты, не создав уже больше произведений, по художественной значимости равных ранним работам. В 1763 году шестидесятилетний художник, уже обретший мировую известность, был удостоен чести стать членом Академии художеств Венеции.

На его надгробии современники, высоко ценившие его талант, оставили такую поэтичную надпись: «Антонио Каналь, венецианский ведутист, к которому по уму, по вкусу и по правдивости мало кто из старших и никто из современников не мог приблизиться».

Дорогие друзья.Я поместила несколько снимков тех мест Венеции,которые запечатлел Каналетто на своих картинах,чтобы вы смогли сравнить как изменился город за эти годы и по достоинству оценить работы великого мастера ведуты.

Каналетто (Джованни Антонио Каналь) Canaletto (Giovanni Antonio Canal) (1697-1768)

Каждый день интеллигенция мира устремляется в Венецию. Город расположен на сотне островов, которые окружает море… Мир Венеции начинается с путешествия на гондоле, старом средстве передвижения по венецианским каналам. Этот мир навсегда остался на полотнах Каналетто (Джованни Антонио Каналь), творившего в эпоху классицизма.

КОММЕНТАРИИ: 8 Написать Ответы

Великий Каналетто

Каждый день интеллигенция мира устремляется в Венецию. Город расположен на сотне островов, которые окружает море…

Мир Венеции начинается с путешествия на гондоле, старом средстве передвижения по венецианским каналам. Этот мир навсегда остался на полотнах Каналетто (Джованни Антонио Каналь), творившего в эпоху классицизма.

Жизнь этого художника не описана биографами: до нас дошли незначительные сведения из прожитой жизни. Письма (их немного), дневники современников, которые восхищаются талантом Джованни, несколько расписок, сообщающих о том, что картину Каналетто написал в срок.

Но художник запоминается своими полотнами. Любой, даже самый непосвященный в вопросы живописи, человек, взглянув на картины Джованни Антонио, восклицал: «А все-таки он талантлив!» Это восклицание пронеслось через толщу веков.

Семья Канале

Известно, что великий итальянский живописец и офортист Джованни Антонио Канале по прозвищу Каналетто родился 7 октября 1697 года в Венеции. Талант ему достался от отца, посвятившего свою жизнь театру. Только Бернардо Канале не был актером, он был театральным художником.

Отец стал для Джованни первым учителем. Практику юноша отрабатывал в театре, помогая отцу декорировать сцену.

«А все-таки он талантлив!»

Имя молодого художника зазвучало среди скульпторов и живописцев Венеции в 1720. Этому предшествовала поездка в Римв 1719 году, где двадцатидвухлетний юноша знакомится с картинами Д. П. Паннини. Знакомство вдохновило молодого человека к занятиям живописью. Первая картина «Архитектурная каприччио» датирована 1923 годом. Появляются новые полотна, на которых красуются панорамы Венеции.

Его талант никто не оспаривал, работы выставлялись рядом с полотнами Карлевариса, мастера городского пейзажа – ведуты. Картины двух мастеров кисти были похожи изображаемыми миром. Современники путали полотна, не замечая того, что мир на картинах молодого художника пестрый и радостный, наполненный удивительным светом.

Отличительной чертой мастерства Каналетто была его манера писать ведуты сразу с натуры без эскизов и набросков. Позже стал писать картины в студии с помощью камеры-обскуры. Его первые работы отличаются высокой детализацией видов. По ним можно изучать зодчество 18 века.

Джозеф Смит в судьбе Джованни

Иногда судьба благосклонно относится к гениям, посылая им настоящих друзей. Такими для Джованни оказались купец Джозеф Смит и ирландец Оуэн Максуини. Они были знатоками живописи, высоко оценили шедевры Каналетто и помогали ему продавать их. Основными покупателями были англичане.

Смит заказал художнику 14 небольших полотен с изображением Большого канала, с которых Антонио Висентини – известный итальянский офортист, сделал гравюры. В 1735 году был издан первый альбом под названием «Вид Большого канала Венеции» с гравюрами Висентини по картинам Каналетто. Смит послал каталог в Англию. Успех был ошеломляющим. Заказов стало поступать так много, что Каналетто уже не справлялся с ними, пришлось брать помощников. Популярность Джованни стала приманкой для мошенников и завистников. Итальянский рынок наводнили подделки и копии.

Читайте также  Самые древние религии мира – иудаизм, даосизм, индуизм и другие

К 1740 году положение дел резко ухудшилось, так как в связи с военными действиями англичане перестали посещать Венецию, а значит, и покупать картины мастера. Чтобы поправить материальное положение, Каналетто решает перебраться поближе к своим потенциальным покупателям.

Лондонский период

В 1745 году в возрасте 48 лет живописец меняет место жительства. В столице Британии он провел неполные десять лет. Лондон предстает перед Каналетто под дугами нового лондонского моста через Темзу. Продолжительное время он рисует столицу, ведуты с её окрестностями, улицами и домами, английские парки с их бесконечной перспективой. Изображает сборища толпы в праздничные дни, которые напомнили итальянцу венецианские регаты.

Талант художника продолжает развиваться, он совершенствуется в исполнении тональной живописи. Его картины наполнены естественными красками, отсутствует бутафорность и яркость, присущая ранним венецианским работам.

Лондонский период стал очень плодотворным, хотя в чопорной Англии он чувствует себя неуютно, да и продаж особых нет.

Возвращение на родину

В 1755 году следует возвращение в Венецию. Однако, это уже не тот восторженный молодой художник, покоривший мир радостным светом. Каналетто в основном воспроизводит старые мотивы, не создавая новых сюжетов. В работах зазвучали пессимистические мотивы.

В 1763 Каналетто избирается членом только открывшейся венецианской Академии Художеств. Это была большая честь. Художник при вступлении должен предоставить свою новую работу, но Джованни сделал это только через 2 года. Изначально он хотел представить «Площадь Сан-Марко: вид с юга и запада», датированную 1763 годом, но по совету друзей остановил свой выбор на полотне «Каприччо с колоннадой», воплотившее полет фантазии автора, в котором слились архитектурные памятники Рима, Падуи, Венеции и Англии. Жюри эта работа действительно очень понравилась, поскольку в Академии приветствовались работы с фантастической или искаженной перспективой.

Последняя работа

В возрасте 68 лет он сделал свой последний рисунок пером и тушью, изобразив певчих в соборе Сан-Марко. Датировал свою работу 1766 годом и сделал на ней памятную надпись: «…сделал этот рисунок…не прибегая к очкам».

В 1768 году великий художник ушел из жизни. Венеция почтила память Каналетто, устроив ему пышные похороны. Заупокойную мессу отслужили 12 священников. На его надгробии сделали надпись: «Антонио Каналь, венецианский ведутист, к которому по уму, по вкусу и по правдивости мало кто из старших и никто из современников не мог приблизиться».

Наследство

Несмотря на большую популярность и прижизненное признание после смерти Джованни Каналетто осталась только поношенная одежда, пара дешевых личных вещей и 28 картин.

При жизни художник не был женат, у него не было детей, распорядителем наследства стал Джозеф Смит, доверенное лицо мастера. Почти все картины он продал английскому королю Георгу III. В королевском собрании оказалось настоящее сокровище – большая часть лучших работ итальянского художника Каналетто.

Последователи манеры кисти Каналетто

Многие художники стали последователями его таланта, стремились понять технику его кисти. Тему городского пейзажа продолжил Алексеев Федор Яковлевич, который учился на его работах.

Говорят, чтобы познать Венецию, нужно прокатиться на гондоле или рассмотреть полотна великого Каналетто…

Об Италии

Достопримечательности Италии с описанием и фотографиями

  • Об Италии
  • История
  • Достопримечательности
    • Валле-Д’Аоста
    • Венето
    • Венеция
    • Лигурия
    • Ломбардия
    • Пьемонт
      • Турин
    • Трентино
    • Фриули
  • Контакты
  • Об Италии
  • История
  • Достопримечательности
    • Валле-Д’Аоста
    • Венето
    • Венеция
    • Лигурия
    • Ломбардия
    • Пьемонт
      • Турин
    • Трентино
    • Фриули
  • Контакты

Санти-Джованни э Паоло

Санти-Джованни э Паоло

Санти-Джованни э Паоло

Известная в народе под названием Сан-Заниполо, Собор Санти-Джованни э Паоло (Basilica dei Santi Giovanni e Paolo) наряду с Фрари считается самой величественной готической церковью города. Выстроенная доминиканцами в XIV в., она поражает своими грандиозными размерами и строгостью архитектуры.

Здесь покоятся останки 25 выдающихся личностей, среди которых 18 дожей Венецианской республики, из-за чего церковь называют венецианским Пантеоном. Здесь есть несколько замечательных творений семейства Ломбардо и других ведущих скульпторов.

Санти-Джованни э Паоло

Санти-Джованни э Паоло, Мадонна Делла Паче

Огромное здание из красного кирпича, построено в итальянском готическом стиле, является основной Доминиканской церковью Венеции, предназначенной для проповеди крупных общин. Она посвящена Иоанну и Павлу, но не библейских апостолов, а двух неизвестных мучеников ранней христианской церкви в Риме, чьи имена были зарегистрированы в 3-м веке, хотя их легенда имеет более позднюю дату.

Когда в 1246 году дож Джакопо Тьеполо увидел во сне стаю белых голубей, кружащих над болотистым местом, и услышал голос Божий: «Вот избранное место для моих проповедников», он нашел его и подарил ордену доминиканцев, недавно обосновавшемуся в Венеции. 12 ноября 1430 года церковь была торжественно освящена епископом Ченеды Антонио Коррарио, венецианским дворянином и племянником папы римского Григория XII.

Алтарь святой Екатерины Сиенской с ее стопой.

Собор Сан-Заниполо содержит много погребальных памятников и картин, чудесную византийскую статую Мадонна Делла паче, которая находится в его собственной часовней и стопу святой Екатерины Сиенской — главную реликвию церкви.

Крестовые своды интерьера стянуты деревянными балками и опираются на каменные колонны

Санти-Джованни э Паоло, интерьер

Дож Себастьяно Веньер

Бронзовая статуя — памятник дожу Себастьяно Веньер, который командовал флотом при Лепанто.

Бронзовая статуя Себастьяно Веньера

Надгробие Никколо Марчелло

Этот великолепный ренессансный памятник дожу Никколо Марчелло (ум. в 1474) создан Пьетро Ломбардо.

Надгробие Никколо Марчелло

Надгробие Пьетро Мочениго

Превосходное надгробие работы Пьетро Ломбардо (1481) напоминает о военных успехах этого дожа.

Надгробие Пьетро Мочениго

Надгробие Андреа Вендрамина

Шедевр Ломбардо (1476-1478) в форме римской триумфальной арки.

Надгробие Андреа Вендрамина

Полиптих Беллини

Эта живопись (ок, 1465) изображает святого Винсента Феррера, испанского церковника, между святыми Себастьяном и Христофором.

Портал

С византийскими рельефами и резьбой работы Бартоломео Бон — одно из ранних ренессансных творений в Венеции.

Санти-Джованни э Паоло, Портал

Главный алтарь

В стиле барокко, начатый в 1619 г., приписывается Бальдассаре Лонгене.

Санти-Джованни э Паоло, Главный алтарь

Церковь Сан-Джовани э Паоло (Святого Иоанна и Павла. Готика 1246-1430) являет собой, по сути дела, официальный Пантеон Венецианской республики. В ней хоронили дожей и кондотьеров. Но не всех. А только самых именитых. Поэтому рядом с огромным зданием церкви, на площади, установлена конная статуя кондотьера Бартоломео Коллеони. Работа великого флорентийца Верроккио, законченная его учеником — Леопарди. Коллеони умер в своем замке Мальпага. Похоронен в Бергамо, в своей капелле.

Полиптих Дж. Беллини — одна из прекрасных работ этого коренного венецианца.

А в капелле Розарии потолочные плафоны расписали Веронезе, Тинторетто, Пальма Младший, Бассано. Как всегда, впечатляет Большой алтарь — Бальдассара Лонгена, архитектора, который даже могилы не умел делать без размаха… А вот могила сенатора Брагадина — «приемного отца» Казановы являет собой всего лишь памятную доску на стене церкви. Учитывая статус церкви — тоже неплохо… А род Брагадинов — очень древний и знатный венецианский род… Жаль, прервался, а то попроситься бы в «сыновья лейтенанта Шмидта»… В свое время Казанове это удалось. И ведь неплохо пожил…

Рядом с собором великолепное здание Скуола Гранде ди Сан Марко — Мауро Кодусси и Пьетро Ломбардо (1485-1495). Два гениальных венецианских архитектора. Особенно хорошо смотрится после пяти, при заходящем солнце, падающем под углом на фасад и резче очерчивающем изумительно декорированные стены здания…

Одно из чудес Венеции — Базилика делла Салюте (Санта-Мария делла Салюте — Бальдассара Лонгена, 1633-1653), которую венецианцы поклялись Мадонне построить, если она спасет их от чумы. Обе стороны обещание сдержали… А шедевр барокко, как огромный восклицательный знак, стоит в конце Канала Гранде, перед его выходом на просторы лагуны. Широчайшая лестница перед церковью — вообще одна из гениальных находок Лонгена, неоднократно повторенная позже в других проектах по всему миру. Так же, как улиткообразные валюты у основания мощного барабана… В убранстве церкви — «Каин и Авель» (1542), «Давид и Голиаф» (1542) кисти Тициана, а также известный на весь мир «Брак в Кане галилейской» Тинторетто (1561). Только ради одной этой живописи стоит переплыть канал: от «Сан-Марко» туда идут почти все «вапаретто» — первая остановка…

Читайте также  Святой себастьян, андреа мантенья

Если пройти под аркадами Новых Прокураций и дальше, в основном прямо, по лабиринту прилегающих к Сан-Марко улочек, можно подойти к церкви Сан-Мозес, посвященной ветхозаветному еврейскому пророку Моисею. Это великолепный образец венецианского барокко, построенный архитектором Алессандро Треминьоном в XVII в. на месте церквей VII и IX вв. Очень редкий алтарь в виде скульптурной почти натуральной горы Синай, где осененный «рожками» Моисей принимает из рук Господа скрижали. Что будет потом, всем известно… Там же находятся две картины: «Тайная вечеря» Пальмы Младшего и «Омовение ног» Якопо Тинторетто.

Этот удивительный, нигде более не встречаемый скульптурный алтарь, изображающий сцену получения Моисеем скрижалей с десятью христианскими заповедями, — произведение скульптора Энрико Мейринга. Стоит церковь на маленькой уютной Кампо. Рядом — пристань гондольеров, около изящного мостика через канал… Именно с этого мостика церковь и следует изучать, по крайней мере, тогда можно охватить взглядом весь великолепный, исключительно затейливый барочный ее фасад. Внутри на редкость благожелательный священнослужитель, который норовит обязательно что-нибудь интересное вам рассказать, наивно полагая, что уж итальянский-то язык все знают…

Как можно не знать?

Скуола Гранде ди Сан-Рокко (Бартоломео Бон, Санте Ломбарде, Скарпанио. Барокко 1515-1560) и церковь Сан-Рокко -одна из лучших европейских галерей. Ядром экспозиции являются гениальные росписи Якопо Тинторетто — 21 картина на потолке плюс 12 настенных холстов. И все на ветхозаветные темы. Тинторетто победил в конкурсе на роспись Скуолы в 1564 г. Картины периода 1562-1588 гг. Совершенно великолепный Тинторетто и, к счастью, не такой потемневший, как в других собраниях… Кроме него: Тициан — «Благовещение» (1525), Джованни Баттиста Тьеполо и так далее… Музей мирового класса, не возразишь…

Последнее, о чем просто нельзя не упомянуть, даже при столь кратком и беглом знакомстве, — это Галерея Академии. Создана она была декретом Сената от 24 сентября 1750 г. И вновь учреждена Наполеоном в 1807 г. Находится в здании, построенном Антонио Сельва, блестяще объединившем «Скуола делла Конфра-терни», «Монастырь латеранских каноников» Андреа Палладио и церковь Санта-Мария делла Карита.

Здесь вас ждет просто великолепное собрание — Карпаччо, Беллини, Тициан, Паоло Веронезе, Тинторетто, Джорджоне, Лоренцо Лотто, Парис Гордон, Тьеполо и др. В том числе знаменитое полотно Веронезе «Пир в доме Левия», из-за которого художник предстал перед судом инквизиции. Эта «компетентная организация» в общем-то вполне справедливо утверждала, что так много народу на ужине не присутствовало. Художник согласился, а на вопрос — почему же? — бесхитростно ответил, что оставалось так много пустого полотна, да и краски уже разведены были… Инквизиторы развели руками… Тот самый случай, когда «простота хуже воровства». А вот поди ж ты, — спасла…

В дополнение к названным — Каналетто, Франческо Гварди, Пьяццетта и Строцци — эти подлинные фотографы и хроникеры ушедшей в небытие старой Венеции. Спасибо им: благодаря этой нетленной живописи Серониссима жива… А Скуола Сан-Рокко справедливо считается, в общем-то, одной из лучших галерей Италии, дающей полное представление о ее живописи с XIV по XVIII в.

Джованни Антонио Каналь Каналетто (1697 — 1768)

С именем этого мастера связаны возникновение и расцвет в искусстве Венеции XVIII столетия особого вида пейзажа — ведуты. Городской пейзаж, в котором предметом изображения является сама Венеция, события, происходящие на ее улицах, площадях, набережных, каналах, обретал все большее признание среди коллекционеров, пользовался спросом у туристов. Вводимые в изображение городского пространства бытовые эпизоды подчеркивали достоверность происходящего, позволяли передать более широкую панораму города. Создание точной ведуты («veduta esatta») отвечало стремлению к объективной передачи реальности, что было неотъемлемой чертой искусства века Просвещения. С этой целью художники-ведутисты обратились к «камере-обскура» — оптической камере, устройству, в котором рисунок переносится на бумагу с помощью линзы и зеркала.

Каналетто — самый прославленный мастер венецианской ведуты — сделал этот вид пейзажа высокопоэтическим искусством. Он был учеником своего отца, театрального декоратора Б. Каналя. Работал в Риме (1717—1720), где писал городские виды и познакомился с произведениями римского ведутиста Дж.П. Паннини и голландского мастера пейзажа Г. ван Виттеля. В юношеские годы Каналетто испытал и влияние М. Риччи, работавшего в другом виде традиционного пейзажа — каприччо. Фантазия и пейзажное восприятие мира были объединены в нем с изысканным чувством декоративности и живописности. Ранние каприччи Каналетто 1719—1720 годов написаны широким пастозным мазком. Распределение света и тени фиксируется крупными пятнами темных и светлых тонов. Фантастические руины оживлены фигурками людей в современных костюмах. Используя прием сценографов барокко (Каналетто помогал отцу и сам работал над созданием театральных декораций), художник часто использует прием «угловой» перспективы, открывая пространство с боковой точки зрения. В каприччо этого времени он использует зарисовки античных построек, сделанные во время путешествия в Рим. Пейзажный рисунок отныне стал особой стороной его деятельности. Он был не просто подсобным материалом, из которого черпаются детали, но самостоятельным произведением, передающим первое впечатление от натуры, от увиденного пейзажного мотива, архитектурного ансамбля.

С 1723 года Каналетто работал в Венеции. Он обратился к жанру ведуты, постепенно отказываясь от изображения иллюзорного перспективного пространства, приемов барочной сценографии и передавая с помощью камеры-обскура все более широкие панорамные виды. Топографическая точность всегда сочетается в его ведутах с декоративным, несколько приподнятым восприятием света, которым он передает красочную и театрализованную атмосферу жизни «дивного города-острова», как называли Венецию XVIII века попавшие под магию ее обаяния путешественники. В 1730-е годы к нему приходит известность в связи с исполнением серий ведут для английского консула в Венеции Дж. Смита и герцога Бедфорда. В эти же годы Каналетто начинает публиковать серии офортов со своих произведений, что приносит художнику мировую славу. В серии для двух знатных английских заказчиков входят более камерные полотна с изображением видов города и ведуты, на которых запечатлены многолюдные сборища венецианцев по случаю торжеств. В последних он передает сцены выезда дожа на его галере «Бученторо» в день Вознесения или празднования обряда обручения дожа с морем, театрализованные пешие процессии («андате») в церковь Санти Джованни э Паоло на службу, регаты на Большом канале, церемонии приема послов. Каналетто тщательно фиксирует подробности исторических событий в жизни Венеции, представляющих для него как художника века Просвещения особую ценность.

Яркие краски, которыми переданы одеяния дожа и знатных сановников республики Святого Марка, костюмы горожан, позолота резьбы «Бученторо» и гондол, сверкающие в солнечных лучах палаццо, переливающаяся гладь воды Большого канала или водного бассейна Сан Марко у Пьяцетты образуют единую нарядную и праздничную колористическую гамму полотен. Полихромия ведут с изображением торжеств в картинах с изображением будничной жизни Венеции сменяется более приглушенными красками. Маленькие площади (кампи) Венеции со зданиями церквей и филантропических братств (скуол), виды мола, вид таможни на мысе острова Джудекка, перспективы Большого канала с его легкими мостиками, под которыми проплывают гондолы, набережными с выстроившимися вдоль них палаццо из истрийского камня оживлены в его ведутах фигурками горожан, рыбаков, торговцев, гондольеров.

Ведуты для английских заказчиков написаны мелким точным мазком («tocco forte»), в них нет напряженной динамики красочных цветовых пятен ранних римских каприччо. В соответствии с перспективными задачами художник варьирует силу тона, передавая тонко дифференцированные градации света и тени, смягчая этим четкость планового построения ведут. Краски неба, воды, архитектуры, костюмов приведены в них к сплавленному тональному звучанию. Как поэтическое воспоминание о Венеции воскресают в памяти полотна Каналетто с изображением самых живописных уголков города — церкви Санта Мария делла Салюте на острове Джудекка или построенной Палладио церкви Сан Джорджо Маджоре. Каналетто изображает их на фоне водного пространства с различных точек города, словно передвигаясь, находя все новые ракурсы и связанные с ними нюансы освещения. В видах 1740-х годов художник иногда объединяет венецианские и римские постройки, придавая этим воображаемым ведутам вид грандиозный театральной декорации. Возможно, они были исполнены во время второго пребывания в Риме в 1742 году. В них меньше поэзии и больше рассудочности, чем в ранних каприччо.

Читайте также  Какая самая большая и высокая башня (телебашня) в мире, в россии

Плодотворным периодом в творчестве Каналетто были годы его пребывания в Англии (1746—1750; 1751—1756). Здесь он писал ведуты с изображением мостов через Темзу и дворцов, расположенных на ее набережных, виды английских парков с их бесконечной перспективой и неопалладианскими павильонами, устремленных ввысь средневековых аббатств. Его внимание привлекали и многолюдные сборища на Темзе в дни праздников, напоминавшие ему венецианские регаты. Знакомство с английским пейзажем открыло новые возможности для совершенствования в манере тональной живописи. Он привлек его своей более естественной красочностью, менее яркой и бутафорской, чем облик Венеции.

По возвращении на родину Каналетто в основном повторял старые сюжеты, не создав уже больше произведений, по художественной значимости равных ранним работам. В 1763 году шестидесятилетний художник, уже обретший мировую известность, был удостоен чести стать членом Академии художеств Венеции. На его надгробии современники, высоко ценившие его талант, оставили такую поэтичную надпись: «Антонио Каналь, венецианский ведутист, к которому по уму, по вкусу и по правдивости мало кто из старших и никто из современников не мог приблизиться».

Джованни Антонио Каналетто
GIOVANNI ANTONIO CANALETTO

18/28 октября 1697 Венеция – 19/20 апреля 1768 Венеция.

Итальянский художник. Глава венецианской школы ведутистов, мастер городских пейзажей в стиле барокко. Автор пейзажей-панорам («ведут»).

Подробная его биография неизвестна. Кое-какая информация сохранилась в редких письмах и дневниках его современников, случайных деловых бумагах, одной или двух расписках в том, что порученная Каналетто работа выполнена и получена. Все остальное — его картины. Каналетто никогда не был женат. Детьми он не обзавелся. Богатство его творческого наследия свидетельствует о том, что всю свою жизнь он посвятил исключительно живописи.

Прозвище Каналетто (то есть «маленький Каналь») кроме Антонио Каналя носил и его племянник, Бернардо Белотто, также знаменитый пейзажист. Каналетто уже в детстве помогал отцу. Джованни Антонио учился живописи у своего отца Бернардо Каналя, театрального художника. В 1719 г. посетил Рим, где познакомился с творчество знаменитого ведутиста Джованни Паоло Паннини. После этого начал писать свои знаменитые виды Венеции. В списке членов городской гильдии скульпторов и живописцев его имя появляется в 1720 году. Несмотря на молодость, уже тогда его уникальный талант ни у кого не вызывал сомнений. Ведуты Каналетто ценились наравне с работами признанного мастера этого жанра Карлевариса. Более того, если верить документам, он составлял ему серьезную конкуренцию.

Каналетто волшебным образом наполнял свои работы пестрой живой жизнью и удивительным светом. Эти особенности живописи Каналетто сразу же привлекли к нему внимание. Среди интересующихся были два иностранца, сыгравшие немалую роль в судьбе художника.

Один из них — Оуэн Максуини. Этот жизнерадостный ирландец, обанкротившись, покинул Лондон. В Венеции он зарабатывал на жизнь, продавая картины английским аристократам, традиционно навещавшим Венецию. Именно по совету Максуини Каналетто начал писать миниатюрные виды Венеции для богатых англичан. Дружба с Максуини, к сожалению, не выдержала испытания временем. По чьей вине — не ясно. Во всяком случае, не слишком симпатичный человеческий образ Каналетто сформировался в литературе благодаря откровениям ирландца. «Этот капризный парень, — однажды заметил Максуини в письме к одному из своих клиентов, — ежедневно меняет цены на свои картины». «Этот ненасытный человек, — читаем в другом его письме, — пользуется тем, что обожатели готовы платить за его работы любую цену». Впрочем, эти фразы косвенно свидетельствуют и о том, насколько популярен уже в 1730-е годы был художник.

С торговцем Джозефом Смитом, с юных лет обосновавшимся в Венеции, отношения у Каналетто сложились более счастливые. Смит, который с 1744 г. возглавлял английское консульство в Венеции, прекрасно разбирался в искусстве. Когда речь заходила о продаже написанной на заказ картины Каналетто, он, заботясь о цельности творческого «багажа», часто просил художника сделать для себя ее копию. В делах Смит выступал замечательным профессионалом. Он заказал Каналетто двенадцать небольших видов Большого канала и два масштабных полотна с изображением венецианских праздников, а когда работы оказались у него в руках, попросил своего друга, Антонио Висентини, сделать с них гравюры. Составив из них альбом, он отослал его в Англию. В результате на Каналетто пролился дождь новых заказов. Второе (расширенное) издание сделало художника по-настоящему знаменитым. Заказов стало так много, что Каналетто пришлось обзавестись помощниками. У этого успеха была и оборотная сторона. Выпущенный альбом позволил освоить манеру популярного художника тем, кому не давали покоя его лавры. Рынок наводнили сотни подделок каналеттовских ведут.

К концу 1730-х годов спрос на картины Каналетто упал. В Европе бушевала война, и Венеция обезлюдела. Устал, по всей видимости, и сам мастер. Его работы явно потеряли свежесть, из них ушло живое дыхание жизни. Но верный Смит (зная наверняка, что не сможет продать новые полотна) упорно заставлял Каналетто работать.

В отличие от большинства художников того времени Каналетто на раннем этапе своего творчества писал свои виды (ветуты) сразу с натуры, не делая предварительных набросков и эскизов. Впоследствии стал писать в студии, пользуясь камерой обскурой.

В 1746 г. Каналетто едет в Лондон, где его преданно любили, чтобы быть ближе к каналам сбыта своих картин. Его приезд совпал с завершением строительства нового Вестминстерского моста. Сэр Хью Смитсон попросил Каналетто написать вид на Лондон через арку нового моста. За этим заказом последовали другие. Отметим среди них большую панораму «Вид на Темзу и Вестминстерский мост издали».

В Лондоне Каналетто провел девять лет (за вычетом краткой поездки в Венецию в 1750 году). В этот период в его творчестве появляется вторичность, техника перестает нравиться заказчикам. Домой он вернулся в 1755 году. Жизнь на родине не радовала. Денег хронически не хватало. Его работы сохранили блеск, но им не хватало былой уверенности. Чувствовалось, что художник перестал любить жизнь.

В 1763 году Каналетто избрали членом только что созданной венецианской Академии, хотя необходимую для показа при вступлении в нее новую работу он написал только спустя два года. Ею стало знаменитое «Каприччо с колоннадой», поражающее своей искусной перспективой. Есть сведения, что первоначально Каналетто хотел представить в Академию панораму «Площадь Сан-Марко: вид с юга и запада» (1763), единственную свою датированную позднюю картину, однако ему подсказали, что жюри вряд ли понравится городской вид, выполненный с низкого ракурса (а именно так писал Каналетто в старости). Полотна же с фантастической или искаженной перспективой в Академии неизменно приветствовались.

Последняя дошедшая до нас работа Каналетто — рисунок пером и тушью. Несмотря на годы, взгляд художника остается по-прежнему зорким, а рука — крепкой. В нижней части листа написано: «Я, Джо-ванни Антонио де Каналь, сделал этот рисунок, изображающий певчих в соборе Сан-Марко, в возрасте 68 лет, не прибегая к очкам. 1766 год». Спустя два года художник умер и был похоронен с большими почестями. Заупокойную мессу по нему служили 12 священников.

Если говорить об оставленном им наследстве, то оно оказалось весьма скромным: поношенная одежда, несколько личных вещей и 28 картин, которые так и не удалось продать.

Учеником Каналетто был его племянник Б. Беллотто, унаследовавший прозвище учителя.

Каналетто Большой канал и Санта Мария делла Салюте с фигурами в лодках

Каналетто Большой канал с мостом Риальто 1724-1725 гг.

Каналетто Большой канал 1725 г.

Каналетто Дворец Дожей 1725 г.

Каналетто La punta della Dogana 1726-1728 гг.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: