Смерть комиссара, кузьма сергеевич петров-водкин, 1928 - JEKATERINBURG.RU

Смерть комиссара, кузьма сергеевич петров-водкин, 1928

Смерть комиссара, кузьма сергеевич петров-водкин, 1928

Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.

Коллекция Государственного Русского музея

  1. Главная
  2. Онлайн ресурсы
  3. Коллекция
  4. Живопись
  5. Смерть комиссара

Смерть комиссара

  • Холст, масло . 196 х 248
  • Ж–7685

Пост. в 1962 из ЦМВС СССР

  • Экспонирование Корпус Бенуа, Зал 79Открыть панораму зала в виртуальном туре
  • Период Первая половина XX века
  • Категория Батальный жанр
  • Ключевые слова 1918-1941 | советское искусство | АХРР | военные | военная одежда | война | оружие
  • Виртуальные выставки и 3D-туры
    • МЕЧТЫ о мировом расцвете
    • Кузьма Сергеевич ПЕТРОВ-ВОДКИН. К 140‑летию со дня рождения

    Поделиться

    «Смерть комиссара» – работа, написанная Петровым-Водкиным в 1928 году по заказу Реввоенсовета для выставки «10 лет РККА». Картина занимает центральное место в советском периоде творчества Петрова-Водкина. Эта, одна из основных для художника тема жизни, жертвенности и смерти, была решена здесь впервые в образах героев революции. В основе сюжета – эпизод Гражданской войны.

    Здесь, как и в полотне «На линии огня», также зримо доминирует трагический момент боя. И действие вновь разворачивается на высоком холме. На первом плане две фигуры – смертельно раненный комиссар и поддерживающий его боец. Уносимый вихрем сражения, скатывается с холма отряд красноармейцев. Движимые вперед верой в праведность своей борьбы, бойцы исчезают за полукружьем зеленого холма, словно проваливаются в неведомую бездну. И снова смерть, пусть и во имя иных идеалов, обретает высокий смысл жертвенного служения человечеству. Поэтому неслучайно в композиции двух главных героев, изображенных на первом плане, прочитывается иконография Пьеты – сцены Оплакивания Христа.

    В этом произведении нашла свое выражение оригинальная художественная система автора, его понимание живописного пространства и колористического строя. Сосредотачивая внимание на основной группе, данной крупным планом, мастер широко раскрывает пространственную глубину с плавными силуэтами холмов, дальними селениями, синей лентой реки. Петров-Водкин отказывается от традиционной линейной перспективы в пользу «сферической», которая играет роль художественной метафоры, выражающей в поэтической форме мировосприятие автора. Здесь ключ к пониманию замысла – в последнем мгновении раскрывается смысл жизни комиссара, его героической жертвы, утверждающей революцию. Изображенное событие перерастает рамки единичного факта, приобретает поистине планетарное, общечеловеческое звучание. Это произведение подвело итог многим живописным и философским исканиям К. С. Петрова-Водкина.

    « Когда говорят о Петрове-Водкине и его школе, то возникают слова: трехцветка (очень дурно названо), наклонная перспектива или сферичность. Эти названия не объясняют вопроса вопрос – какое отношение цвета к задачам движения. Цвет, как нам известно, имеет свои плотности, весомости, прозрачность, но цвет, принимаемый как удовольствие, как впечатление чисто эстетическое, дает меньше, чем мог бы дать, если бы мы предъявили вопрос другого порядка – его органической сущности вопрос о зависимости цвета от насыщения формы тем или иным цветом, от композиционного их положения Взять хотя бы „Смерть комиссара“. Люди движутся, бегут не потому, что у них бегущая поза, а потому, что это динамически разработанная композиция формы и цвета, которые дали разрешение сюжета Мне хочется, товарищи, дать представление об увязке формального и содержательного значения картины » (Из стенограммы выступления на творческом вечере К. С. Петрова-Водкина в МОССХе 25 мая 1933)

    Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939]

    Смерть комиссара. 1928

      • предыдущая
      • следующая
      • Название Смерть комиссара
      • Год создания 1928
      • Материал Холст, масло
      • Размер 196 x 248
      • Собрание Государственный Русский музей
    • Все работы автораВсего: 257

      Описание

      «Смерть комиссара» (1928) — прямое продолжение картины « После боя После боя. 1923 Холст, масло, 154 x 121.5 Центральный музей Вооружённых сил ». Вместе с тем новая работа художника качественно отлична от прежней. В ней преодолевается временная разорванность повествования. То, что было в картине « После боя После боя. 1923 Холст, масло, 154 x 121.5 Центральный музей Вооружённых сил » разобщено, концентрируется в одном — узловом — моменте. Это дает художнику возможность более глубоко и многосторонне осознать явление. Смерть в бою понята им уже не только как человеческая утрата, скорбь о которой взывает к борьбе. Смерть в бою за революцию сама по себе героична, ибо человек погибает во имя общего дела, во имя мечты, которую продолжают нести его товарищи.

      Чтобы лучше уяснить смысл картины «Смерть комиссара», стоит вспомнить другое произведение Петрова-Водкина Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР. — « На линии огня На линии огня. 1916 Холст, масло, 196 x 275 Государственный Русский музей », написанное в 1915 году. Сравнение напрашивается само собой, так как обе работы посвящены одной проблеме — смерти человека в бою. Но решение этой проблемы художником в том и в другом случае совершенно различное.

      Создавая картину 1915 года, Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР. , как и многие другие деятели искусства того времени, несомненно был заражен националистическим угаром. Очевидно, он искренне верил в то, что царская армия защищает исконные идеалы России. Ее — любимую свою Родину — развернул он широкой панорамой за спинами солдат, простых русских парней, идущих в штыковую атаку.

      Может быть, художник и сам не осознавал того, что, вглядываясь в лица идущих прямо на зрителей солдат, он заглянул в лицо правде. Эти оцепенелые — с надвинутыми на глаза фуражками — лица уже словно бы не принадлежат людям. Да и сами люди не принадлежат себе, они не думают, они подчинены бою и только ему. Загипнотизированные страхом, они идут ему навстречу, сами страшные своей «заведенностью». Это «заведенность» войны, из которой нет выхода, кроме смерти. Смертельно раненный молоденький офицер нелепо вытянулся, его рука непроизвольно потянулась к сердцу. Он еще не понял, что с ним случилось, он еще продолжает идти. Но лицо его уже стало ико-нописно-отрешенным и совсем мальчишеским. Четко обрисовались его слегка приоткрытые губы. Он нашел свой выход.

      Заглядывая правде в лицо, художник словно бы убоялся рассмотреть ее до конца; он изобразил смерть красивой. Погибая, юный прапорщик обретает ореол святости. Пелена еще не упала с глаз художника. Однако, возможно вопреки намерениям автора, объективный смысл картины в том, что, только погибая, человек перестает быть автоматом и вновь становится человеком. Поэтизация художником смерти на империалистической войне невольно ставит под сомнение смысл и цель самой войны.

      В картине «Смерть комиссара» живописец не нуждается в подобной поэтизации. Признавая справедливость гражданской освободительной войны, о самой смерти он повествует прозаически сурово. Мы видим человека, грузно осевшего на землю. Тяжелеет, набухая смертной усталостью, его тело. Тяжелеют и словно бы становятся неповоротливыми ноги, обутые в солдатские сапоги. Правая рука еще сжимает винтовку. С помощью товарища он еще силится привстать. Его обнажившаяся голова поднята. Он пытается взглянуть в сторону уходящих в атаку товарищей. Но жизнь оставляет его. Кожа обтянула побелевшее лицо. Черты его напряженно обострились. Выступила голубизна чисто выбритого подбородка. На скуле появился костяной блеск.

      Нет, смерть некрасива. Красива акварельно прозрачная земля, которую оставляет человек. Земля уходит в безмерную глубину пространства. Вдали — подробно различимы — «игрушечные» домики селения. За ними простор полей, река. Повисая в воздухе, облачка шрапнельных разрывов «отсчитывают» своим мгновенным бытием секунды человеческой жизни. Мир прекрасен и огромен. И тающая в синеве, круглящаяся холмами земля нигде не кончается. Она — часть планеты.

      «Планетарное» видение, присущее художнику, приобретает в картине особый смысл. Бой идет не за населенный пункт. Бой идет за всю землю, ибо революция в России означает начало новой эры для всего человеческого мира.

      Комиссар расстается с миром. Лицо его обращено к уходящим в бой товарищам, и, как бы следуя за его взглядом и глядя его глазами, художник видит фигуры бойцов странно накренившимися. Мир для умирающего перестает быть реальным. Подобно отколотой глыбе, он начинает медленно «отваливаться». И, как в замедленной киносъемке, «падают» фигуры красноармейцев.

      Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР. отходит от внешнего правдоподобия. Доискиваясь внутренней правды, он переживает смерть комиссара вместе с ним. И то, что испытывает герой, испытывает и сам художник. Именно поэтому ему удалось достичь в своей картине высоты подлинной трагедии. Смысл ее в том, что смерть разрывает узы товарищества, связывающие гибнущего комиссара с его единомышленниками, с его соратниками. Но они продолжат то дело, которому он — коммунист — отдал свою жизнь. Красный цвет нарукавной повязки комиссара, вспыхивая в ленточках и повязках других бойцов, горит в алом знамени революции. Красный цвет, пунктирно прочерченный дугой, словно бы огибает землю.

      Петров-Водкин Кузьма Сергеевич: картины и творческий путь

      Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878—1939 гг.)

      Заслуженный деятель искусств России Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878—1939 гг.) в раннем своем творчестве отличался аллегорическими представлениями. Его портреты, натюрморты и жанровые произведения выделяются своей контрастностью и яркой выразительностью. Кузьма Сергеевич родился и вырос в Хвалынске — небольшом волжском городке под Саратовом.

      По его собственным словам:

      «Рождение на Волге уже указывает на что-то. Прежде всего, это сразу, с детства, устанавливает человеческий глаз на природные красоты, на красоты широкого водного пространства, холмов».

      С самого раннего детства Петров-Водкин увлекался рисованием. С 1890 по 1893 г. Кузьма Сергеевич учился в Хвалынском четырехклассном городском училище, где, как говорил он сам, «числился на никаком счету». Но однажды на уроке, слушая объяснения преподавателя, он начал делать набросок на чистом листе. Штрих за штрихом появлялось иллюзорное изображение, создающее впечатление разорванности листа. Когда учитель закончил опрашивать детей, Петров-Водкин громко объявил, что «дыра» нарисована. По сей день этот рисунок хранится в музее города Хвалынска.

      Ни родные, ни близкие не относились к увлечению Кузьмы серьезно. Но жажда творчества преодолела все преграды, и, приехав в Самару, чтобы учиться в железнодорожном училище, он поступил в классы живописи и рисования Федора Емельяновича Бурова.

      Летом 1895 г. Петров-Водкин переехал в Петербург и поступил в Штиглицкое училище, которое готовило художников прикладного искусства. С 1897 по 1904 г. Петров-Водкин продолжил свое обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

      Первые произведения Петрова-Водкина были ориентированы на символизм и модернизм немецких и французских художников. Хочется отметить такие полотна, как «Элегия», «Берег» и «Сон».

      Картины Петрова-Водкина с названиями и описанием

      1919 год. Тревога (1934г., Русский музей, Санкт-Петербруг)

      Берег (1908 г., Русский музей, Санкт-Петербруг)

      Бириби. Африка (1907)

      Богоматерь Умиление злых сердец (1914-15гг., Русский музей, Санкт-Петербруг)

      Бокал и лимон (1922)

      В Шувалове(1926г., Русский музейСанкт-Петербург)

      Весна (1935г., Русский музей, Санкт-Петербруг)

      Гибель (1914г., Русский музей, Санкт-Петербург)

      Девушки на Волге (1915, Третьяковская галерея, Москва)

      Землетрясение в Крыму (1927г., Русский музейСанкт-Петербург)

      Красный всадник (1926 г. )

      Купание красного коня (1912 г, Третьяковская галерея, Москва)

      На линии огня (1916, Русский музей, Санкт-Петербруг)

      Натюрморт с зеркалом (1919 г)

      Париж. Нотр-Дам (1924г., Русский музейСанкт-Петербург)

      Петроградская мадонна (1920 г, Третьяковская галерея, Москва)

      Полдень (1917г., Русский музей, Санкт-Петербург)

      Портрет жены художника (1915г., Иркутский художественный музей)

      Свеча и графин (1918г., Третьяковская галерея, Москва)

      Селедка (1918г., Русский музей, Санкт-Петербруг)

      Скрипка (1916г., Одесский художественный музей)

      Смерть комиссара (1928, Русский музей, Санкт-Петербруг)

      Утренний натюрморт (1918 г, Русский музей, Санкт-Петербруг)

      Утро. Купальщицы (1917, Русский музей, Санкт-Петербруг)

      Шах-и-Зинда (Самарканд) (1921г., Русский музейСанкт-Петербург)

      LiveInternetLiveInternet

      • Регистрация
      • Вход

      Рубрики

      • Авиация (150)
      • Астрономические явления (17)
      • Атмосферные конвективные явления (13)
      • Атмосферные оптические явления (30)
      • Атмосферные электрические явления (14)
      • Бабочки (20)
      • ВАТИКАН (23)
      • Владимир Джанибеков (8)
      • Водолей (20)
      • Вокруг Солнечной системы (80)
      • Вопрос-Ответ (2361)
      • Габсбурги (16)
      • Гаремы (7)
      • Далёкий космос (114)
      • Дальние страны (1258)
      • ДИНАСТИИ (39)
      • Дорога — это жизнь (39)
      • ДОСЬЕ (40)
      • Животные (536)
      • Загадки истории (445)
      • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
      • Замки и Дворцы (27)
      • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
      • ЗДОРОВЬЕ (268)
      • Земля (144)
      • ЗЕРКАЛО (5)
      • Искусство (715)
      • Истории любви (186)
      • ИСТОРИЯ (2446)
      • История одного стихотворения (2035)
      • История одной картины (1122)
      • Книги для детей (256)
      • Краса ветвей зависит от корней (30)
      • КУЛЬТУРА (249)
      • КУЛЬТУРНЫЙ КОД (53)
      • Легенды и мифы (185)
      • ЛИТЕРАТУРА (301)
      • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
      • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
      • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
      • ЛЮДИ (570)
      • Люди-легенды (120)
      • МАЯКИ (9)
      • Микеланджело Буонарроти (29)
      • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (30)
      • МИКРОмир (16)
      • Мода (54)
      • Москва (75)
      • Музеи (123)
      • Наполеон Бонапарт (68)
      • Насекомые (105)
      • НАУКА (621)
      • Облака (15)
      • Оружие (23)
      • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
      • ПАРАЗИТЫ (23)
      • Первые среди равных (197)
      • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
      • Поэзия (764)
      • Праздники (53)
      • Притчи (34)
      • Проза (478)
      • Прошлое и настоящее Ташкента (203)
      • Психология (81)
      • Птицы (214)
      • Растения (120)
      • Рекорды (19)
      • РОЗА ВЕТРОВ (22)
      • Романовы (106)
      • Россия (1238)
      • Сады и парки (36)
      • Самарканд — столица Тамерлана (22)
      • Санкт-Петербург (113)
      • Символы (165)
      • Скульпторы (38)
      • СЛОВАРЬ (77)
      • Соборы и Мечети (65)
      • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
      • Судьбы человеческие (1616)
      • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
      • Ташкент (18)
      • Узбекистан (213)
      • Фарфор (8)
      • ФЕНОМЕН (167)
      • ФИЛАТЕЛИЯ (195)
      • Фотографии (521)
      • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
      • Фра Беато Анджелико (13)
      • ХУДОЖНИКИ (804)
      • ЦВЕТЫ (48)
      • ЧАЙ (24)
      • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
      • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
      • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
      • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
      • ЭПОХА СССР (453)
      • ЮСУПОВЫ (21)

      Поиск по дневнику

      Подписка по e-mail

      Интересы

      Постоянные читатели

      Сообщества

      Статистика

      Петров-Водкин Кузьма Сергеевич «Смерть комиссара»

      Петров-Водкин Кузьма Сергеевич

      Смерть комиссара — Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. 1928. Холст, масло. 196х248. Музей: Русский музей

      Вариант 1

      Картина «Смерть комиссара» занимает центральное место в советском периоде творчества Петрова-Водкина. Ее созданию предшествовала такая значительная работа художника, как «После боя» (1923). Одна из основных для Петрова-Водкина тема жизни, жертвенности и смерти решена была здесь впервые в образах героев революции.

      Наиболее глубоко воплощение этой темы дано в произведении «Смерть комиссара». В основу сюжета картины взят один из эпизодов жестоких боев гражданской войны. Падает смертельно раненный комиссар, его тяжелеющее тело поддерживает красноармеец, отряд бойцов продолжает движение вперед. Однако в согласии с выработанной художником концепцией изображенная сцена перерастает рамки факта, поднимаясь до философского, символического звучания.

      В этом произведении находят свое полное выражение художественная система автора, его оригинальное понимание живописного пространства и колористического строя. Сосредоточивая внимание на основной группе, данной крупным планом, мастер открывает в картине значительную пространственную глубину с дальними селениями, плавными силуэтами холмов, с синей лентой реки. Словно глазами умирающего комиссара увиден этот мир, огромный, как планета, и в то же время, близкий и осязаемый, остро динамичный и застывший. Петров-Водкин отказывается от традиционной линейной перспективы. Композиционные точки зрения художник перемещает в строгой последовательности как бы по поверхности сферы, что дает ему наибольшую полноту охвата. Этот прием сферической перспективы играет роль художественной метафоры, выражающей в поэтической форме философскую позицию автора. Изображенное событие приобретает космическое общечеловеческое звучание. Здесь же и ключ к пониманию замысла картины — мгновение смерти комиссара открывает смысл его жизни, смысл его героической жертвы, утверждающей революцию.

      При всей многоплановости композиционного построения картина воспринимается как пластическое целое. Этому во многом способствуют точно найденные отношения силуэтных очертаний центральной группы, отряда и деталей пейзажа, единство ритмической организации.

      Значительную роль в образном решении играет колорит картины. Вся живопись выдержана в гармоническом сочетании голубовато-зеленых и охристых тонов. Цвет картины подчеркивает глубину пространства, акцентирует основные планы и группы, помогает ощутить легкость и прозрачность голубоватой дымки, материальность, весомость предметов и фигур. Напряженным, драматическим аккордом звучит черный в сочетании с красным в фигуре комиссара. Равновесие основных цветовых плоскостей определяет цельность и декоративность холста. Торжественной красотой колористического строя художник утверждает нравственную красоту героев, их подвига.

      Это произведение подвело итог многим живописным и философским исканиям Петрова-Водкина. Кроме того, оно стало одним из этапных произведений советского искусства.

      Вариант 2

      Драматическая работа «Смерть комиссара», законченная в 1928 году, ярко демонстрирует зрителю ещё одну тематическую сторону творчества Кузьмы Петрова-Водкина – жертвенность, гибель и героизм на пороге смерти, причём всё это отображено правдиво и честно, без ненужной патетики. Картина была приурочена к патриотической дате – 10-летию РККА (рабоче-крестьянская Красная армия).

      На полотне мы видим бой. Потресканная земля холмов, представляющая собой смесь глины, песка, камней, изрытая оврагами, служит красноречивой декорацией разворачивающегося на первом плане действа. А здесь, перед самым зрителем, умирает комиссар отряда, тяжело раненный в бою. Гибнущего командира, поддерживает красноармеец, остальные же бегут дальше в бой, хотя некоторые и оглядываются назад, силясь понять, что случилось с их комиссаром, который только что смело вёл их в бой.

      Поражает то, что вся экспозиция лишена всякого пафоса – просто бегут солдаты, тихо угасает человек на поле брани. И никаких последних напутствий и речей. Даже солдат выглядит очень просто и спокойно – ни горе, ни стенаний, ни гнева. Так и происходит всё в бою, а вся эта наносная патетика далека жестоких реалий – говорит нам живописец.

      Нельзя ни обратить внимание на цветовой колорит полотна: вроде бы реалистичный сюжет выдержан в гармоничном фантастическом сочетании голубых, охристых и зелёных тонов – такая необычная колористическая трактовка является одной из отличительных черт художественного стиля живописца.

      Картина «Смерть комиссара» явилась самой важной и яркой работой последнего периода творчества Петрова-Водкина. Известно, что работу над ней мастер начал ещё в 1927, тогда же появился первый карандашный эскиз. Целый год ушёл на поиск героя, композиционные решения и воплощение всего задуманного на полотне. В результате свет увидел картину, которая поражает своим глубоким драматизмом и предельной честностью.

      Кузьма Сергеевич Петров-Водкин: биография, творчество, лучшие картины художника

      Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (Kuzma Sergeevich Petrov-Vodkin; родился 5 ноября 1878 г. — умер 15 февраля 1939 г.) — выдающийся российский и советский художник первой половины ХХ века. Картины Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина выполнены в уникальной манере, которой живописец хранил верность всю жизнь.

      Кузьма Петров-Водкин черпал вдохновение, высматривая в толпе характерные лица, изучая итальянский Ренессанс и древнерусские иконы. Искреннее, естественное восприятие мира волшебным образом переплеталось в его работах с мистицизмом и символизмом.

      Биография Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина

      Кузьма Сергеевич Петров-Водкин появился на свет 5 ноября 1878 года в семье сапожника, в провинциальном городке Хвалынске.

      В 1890-м году мальчик познакомился с местными иконописцами, у которых постигал мастерство создания икон. Окончив в 1893 четырехклассное городское училище, он отправился в Самару учиться на железнодорожника, но провалил вступительные экзамены.

      Более полутора лет Кузьма перебивался случайными заработками, а также брал уроки рисования у самарского художника Федора Емельяновича Бурова. В апреле 1895 года юноша вернулся на малую родину, где ему помог случай.

      Летом 1895 года в Хвалынск заехал знаменитый архитектор Роберт-Фридрих Мельцер и остановился у своей приятельницы — купчихи Юлии Ивановны Казариной. Мать Кузьмы, служившая горничной у сестры Юлии Ивановны, показала гостю картины сына, и они произвели на архитектора глубокое впечатление. Тогда Юлия Ивановна Казарина назначила молодому человеку стипендию, и осенью 1895 года он начал обучение в петербургском Центральном училище технического рисования Штиглица.

      Своего преподавателя черчения новый ученик доводил до белого каления, демонстрируя полное отсутствие технических способностей при очевидном таланте живописца.

      В 1897 году, получив согласие Юлии Ивановны, Кузьма Сергеевич переехал в Москву и поступил в МУЖВЗ. Там его наставником стал Валентин Серов. К этому периоду относится первый автопортрет будущего гения.

      В апреле 1901 года живописец отправился на велосипеде в Мюнхен. Отдав в Варшаве свое транспортное средство попутчику, он добирался до места назначения на поезде и пешком. Голодным, обросшим бродягой появился Кузьма на пороге частной школы Антона Ашбе (Anton Ažbe), в которой прозанимался около месяца.

      Стремясь познать мир, в 1905-1906 гг. молодой человек сначала исколесил всю Италию. Работы Леонардо да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci), Джорджоне (Giorgio Barbarelli da Castelfranco, Giorgione), Рафаэля Санти (Raffaello Santi) произвели на художника неизгладимое впечатление. Потом он направился в Париж, где Пабло Пикассо (Pablo Picasso) трудился над «Авиньонскими девицами». Кузьма Сергеевич посещал авангардные выставки и делал наброски городских пейзажей. К 28 годам он уже мастерски владел живописными приемами и техникой рисунка.

      Посетив Алжир и Тунис, в 1909 году мастер возвратился на родину с разочарованностью в импрессионизме, восхищением Полем Сезанном (Paul Cézanne) и Анри Матиссом (Henri Émile Benoît Matisse).

      В России Кузьма Петров-Водкин сразу занял особое положение. Его творчество объединяло в себе величественную монументальность классики и эмоциональность авангарда. Одаренный художник стал открытием, иконой, на него возлагали огромные надежды, он приобрел известность в обеих столицах. К этому времени полностью сформировался неповторимый стиль мастера.

      Октябрьскую революцию и масштабные перемены в стране живописец воспринял как долгожданное обновление. Переломный момент истории ознаменовался работами «Петроградская Мадонна», «После боя», «Фантазия».

      В 1918 до 1932 года Кузьма Сергеевич преподавал в Высшем художественном училище в Петрограде.

      С конца 1928 года он тяжело болел. Врачи запретили ему работать маслом, но художник упрямо продолжал писать в одном из своих любимых жанров — натюрморте.

      Кузьма Сергеевич Петров-Водкин скончался от туберкулеза 15 февраля 1939 года. Он остался в истории искусства как великий мастер, нашедший точку пересечения новаторства и академизма.

      Самые известные картины Петрова-Водкина

      Картины Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина обладают внутренней динамикой. Яркие краски, выразительные образы захватывают зрителя, меняют их представление об окружающем мире. Среди самых значимых произведений:

      • «Сон» (1910) — работа, написанная в символическом ключе, отсылает ко «Сну рыцаря» Рафаэля.
      • «Купание красного коня» (1912) — картина-откровение, в которой соединились прошлое и будущее живописи. Космический ландшафт, «фирменный» сферический горизонт, могучий алый конь и юноша-мессия производят мощное впечатление.
      • «Селедка» (1918) — своеобразный гимн эпохи. Черный хлеб, картошка, ржавая селедка — все, чем можно поужинать в революционном Петрограде.
      • «Смерть комиссара» (1928) — в картине поднимается тема самопожертвования ради светлого завтра.
      • «Черемуха в стакане» (1932) — необычный ракурс. Коробок спичек и нехватка чашки с чаем свидетельствуют о незримом присутствии автора.
      • «1919 год. Тревога» (1934) — атмосфера накалена, в воздухе витает ожидание чего-то ужасного.

      Звучный довесок к фамилии художник получил неспроста. Дед Кузьмы Сергеевича, Петр, в пьяном угаре зарезал свою жену. Данное ему прозвище «Водкин» унаследовали потомки.

      На сайте Very Important Lot проводятся аукционы, на которых можно приобрести шедевры живописи прошлого и недорого купить картины, графику, скульптуры напрямую у современных художников.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: