Сикстинская капелла, ватикан. фото, фрески микеланджело и их описание - JEKATERINBURG.RU

Сикстинская капелла, ватикан. фото, фрески микеланджело и их описание

15 впечатляющих фактов о Сикстинской капелле

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Капелла была построена для поклонения и обороны

Строительство капеллы началось в 1475 году (что интересно, это совпало с годом рождения Микеланджело). Здание должно было стать местом религиозных собраний представителей духовенства и местной элиты. Строительство было завершено примерно в 1481 году. Проект предполагал крепкие высокие стены, чтобы была возможность обороняться при любых возможных атаках на Ватикан. Проект церкви создал архитектор Баччо Понтелли.

2. Капелла может быть воссозданием древнего храма

По мнению многих ученых, главный зал капеллы — точная копия Храма Соломона в Иерусалиме, который был разрушен римлянами в 70 году нашей эры. Согласно Библии, «храм, который построил царь Соломон, был шестьдесят локтей в длину, двадцать локтей в ширину и тридцать локтей в высоту», а это примерно соответствует размерам главного зала Сикстинской капеллы (приблизительно 40х13х20 метров).

3. В капелле и сегодня проходят мессы

Названная в честь Папы Сикста IV, который освятил ее и провел свою первую мессу 15 августа 1483 года, Сикстинская капелла была построена, чтобы быть личной часовней Папы, и она исполняет эту функцию и по сей день. Это также место папского конклава, где Коллегия кардиналов избирает новых Пап.

4. Микеланджело — не единственный художник, работами которого украшена капелла

Перед тем как Сикстинская капелла официально была открыта, Папа заказал художникам из других городов (Сандро Боттичелли, Козимо Росселли и Пьетро Перуджино) покрыть внутренние стены фресками. В итоге работы по росписи были закончены примерно в 1481 году. Из этих ранних работ в Сикстинской капелле до сих пор сохранились ложные портьеры, сюжеты из истории Моисея (юг и входные стены) и Христа (север и входные стены), а также портреты Пап (по всей капелле).

5. Оригинальный потолок был довольно простым

Самая известная работа часовни была создана только через несколько десятилетий после ее открытия. Оригинальный потолок выглядел как голубое небо с золотыми звездами. Это была работа художника Пьерматтео д’Амелии.

6. Гениальное творение Микеланджело появилось благодаря трещине

В 1504 году строительные работы возле часовни привели к появлению трещин в потолке капеллы. Трещины были заделаны, но это нарушило картину звездного потолка д’Амелии. Папа Юлий II (племянник Сикста IV) решил нанять нового художника, чтобы перекрасить потолок и в 1508 году его выбор пал на Микеланджело Буонарроти.

7. Микеланджело не считал сам себя хорошим художником

Микеланджело считал себя исключительно скульптором. Когда Папа поручил ему работать над Сикстинской капеллой, Микеланджело настаивал, что у него нет таланта художника и фактически был поставлен в неловкое положение, потому что он не мог отказать просьбе Папы. Но несмотря на сомнения по поводу своих способностей, Микеланджело справился с работой превосходно. Первоначально он должен был нарисовать 12 апостолов, но убедил Папу позволить ему сделать что-то гораздо более грандиозное. В итоге он расписал весь потолок площадью 1115 квадратных метров, а также другие сегменты стен часовни.

8. Микеланджело очень переживал по поводу порученной работы

Даже после того, как он предложил Папе свой амбициозный план, Микеланджело был все еще не уверен, что он сможет осуществить его. Это было не удивительно, поскольку у него не было ни малейшего опыта в росписи фресок. В итоге Микеланджело начал создавать свои шедевры с небольших законченных фрагментов, которые он просил оценить близких ему людей.

9. Специальные леса

Микеланджело и его команда разработали специальные строительные леса, которые позволили ему рисовать на потолке, оставаясь в вертикальном положении, а не лежа на спине. Миф о том, что художник рисовал лёжа, возник из-за неточной биографии Микеланджело, написанной в 1527 епископом Джовио. В ней использовалось слово resupinus, что означает «изогнутый назад», хотя некоторые интерпретировали его как «лежа на спине».

10. Микеланджело расписывал капеллу 4 года

Даже несмотря на специально разработанные строительные леса, роспись потолка капеллы оказалась очень сложной работой. Микеланджело понадобилось целых четыре года, чтобы закончить проект. Это нашло отражение даже в его последующих стихах.

11. Краску повредила плесень

В разгар написания своих фресок, примерно в январе 1509 года, Микеланджело столкнулся с большими трудностями в своей работе. Известь стала слишком влажной и на ней начали образовываться грибок и плесень. Большая часть уже выполненных работ была разрушена. Легенда гласит, что Микеланджело пошел к Папе и сказал: «Я предупреждал Ваше Святейшество, что не являюсь художником. То, что я сделал, было испорчено». Но Папа приказал ему продолжить работу. Микеланджело пришлось соскрести всю испорченную живопись и начать все заново с начала..

12. Микеланджело рисовал без эскизов

Несмотря на сложность его грандиозных планов, Микеланджело работал, что называется, «на лету». При росписи Сикстинской капеллы он рисовал все без эскизов.

13. Образ Бога

Для современных зрителей описание Микеланджело Бога, как бородатого человека (видно в центральной части работы на потолке) выглядит довольно каноническим. Но это было настолько уникальным и шокирующим на то время, что многие люди просто не понимали: кто этот бородатый старик.

14. Внутри капеллы не разрешается фотографировать

Более 4 миллионов человек посещают Сикстинскую капеллу каждый год. Несмотря на лавину туристов, внутри строения действует жесткое правило: съемка в главном зале запрещена.

15. В Мексике есть точная копия Сикстинской капеллы

Если кто-то хочет снять крутые фото работ Микеланджело, ему стоит съездить в Мексику. Ватикан одобрил создание полноразмерной копии главного зала Сикстинской капеллы, которая была открыта в Мексике в начале этого года. Capilla Sixtina en México обошлась в $ 2,4 млн, в все внутренние работы были старательно воссозданы путем копирования более 2,6 миллиона фотографий.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Сикстинская капелла

Сикстинская капелла (итал. Cappella Sistina) — бывшая домовая церковь в Ватикане, где в наше время собирается конклав для избрания Папы Римского. Достопримечательность известна великолепными фресками великого Микеланджело Буонаротти. Также капеллу украшают росписи таких известных художников, как Боттичелли, Синьорелли, Перуджино, Гирландайо и Росселли.

содержание:

Постройка
Художественное оформление:
фрески свода
фреска «Страшный суд» (западная стена)
фрески южной стены
фрески северной стены
фрески восточной стены
Практическая информация:
график работы
входные билеты
полезные ссылки
адрес
на карте Рима

Постройка Сикстинской капеллы

Сикстинская капелла была построена в период с 1473 по 1483 годы в честь Папы Сикста IV. Сооружение появилось на месте, где существовала «Великая капелла», в которой собирался папский двор, состоявший из около двухсот человек (кардиналы, представители различных религиозных орденов и знатных семейств).

Автором проекта капеллы был выбран архитектор Баччо Понтелли, а все строительные работы курировал Джордже де Дольчи. Сооружение было задумано Сикстом IV как место в Ватикане, где в особо опасные времена от военной угрозы мог бы укрыться папский двор. Поэтому внешне капелла выглядит как простое здание, скорее напоминающее бастион, нежели типично церковную постройку.

Капелла имеет прямоугольную форму и повторяет точные размеры Храма Соломона, как они указаны в Ветхом Завете — 40,9 метра в длину и 13,4 метра в ширину. Стены разделены на три части: нижняя цокольная украшена имитацией тканевых драпировок, средняя расписана фресками, а верхняя прорезана оконными проёмами. Капеллу покрывает почти плоский свод. Архитектурная простота и отсутствие декоративных элементов не отвлекают на себя внимание и являются великолепным обрамлением для художественных шедевров, которые украшают капеллу.

Фрески свода Сикстинской капеллы

В 1504 году в результате строительных раскопок, которые велись недалеко от капеллы, потолок покрылся трещинами. Его реконструкция и ремонт привели к тому, что фрески (сверкающие звёзды на фоне ночного неба) также необходимо было обновить. Однако действующий Папа Юлий II задумал расписать свод в новом величественном стиле. Для этого он в 1508 году пригласил Микеланджело Буонаротти. Интересно, что искусствоведы и биографы великого мастера до сих пор не пришли к окончательной версии почему заказ был отдан именно Микеланджело, который к этому времени был известен исключительно как скульптор, а не живописец.

План-схема фресок свода

Во время работы Микеланджело пришлось задействовать и свои технические способности, чтобы сконструировать новый тип лесов, которые не касались бы уже ранее расписанных стен и не мешали бы проводить службы в капелле. Впоследствии конструкция лесов Микеланджело стала широко распространённой и использовалась при росписи многих церковных сводов. Работа над фресками двигалась медленно и мучительно. Великий живописец стоял на лесах, запрокинув голову далеко назад. Несколько лет, проведённых под сводом капеллы, пагубно отразились на здоровье Микеланджело: он страдал артритом, сколиозом и инфекцией ушей, развившейся из-за краски, попадавшей на лицо.

Разделив плоский потолок капеллы на несколько частей, Микеланджело с помощью оптических средств визуально несколько приподнял его центр. Роспись была закончена в ноябре 1512 года. Микеланджело изобразил одновременно и красоту и низость человеческой души.

Фрески свода

В угловых парусах находятся фрески с изображением четырёх ветхозаветных сцен, где художник проиллюстрировал некоторые эпизоды чудесного спасения народа Израиля: «Давид и Голиаф», «Юдифь и Олоферн», «Казнь Амана» и «Медный змей». По периметру потолка чередуясь, располагаются фигуры Пророков и Сивилл, сидящих на монументальных престолах. На коротких сторонах находятся изображения пророков: над алтарём — святой Иона, на противоположной стороне — святой Захария. Чуть ниже, в люнетах размещены фигуры предшественников Иисуса Христа. Центральная часть свода отдана под девять историй из ветхозаветной Книги Бытия о происхождении человека, Вселенной и Зла.

Читайте также  Самая высокая точка в австралии: список больших гор и вершин

Фреска «Страшный суд» на алтарной стене

Спустя 25 лет после окончания росписи свода Микеланджело (в 61-летнем возрасте) вернулся в Сикстинскую капеллу, чтобы выполнить один из самых сложных и грандиозных своих шедевров. Речь идёт про фресковую роспись «Страшный суд», которая была заказана Климентом VII. Микеланджело работал над фреской четыре года (с 1537 по 1541). Масштабная роспись занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Её темой является второе пришествие Христа и апокалипсис.

Фреска «Страшный суд»

Картина Страшного Суда представляет грандиозную вселенскую катастрофу, где обнажённые фигуры ангелов, святых и грешников увлекает стихийный и неумолимый поток энергии, противостоять которому они бессильны. В центре композиции, наделённый титанической силой Христос, который с гневом вершит суд над человеком.

Фреска «Страшный суд»

Условно поделив фруске на три части, Микеланджело изображает вверху летящих ангелов, держащих в руках атрибуты Страстей Христовых, в центре — Иисуса Христа и Деву Марию, окружённых блаженными, а нижняя часть отдана сцене конца времён, где изображены играющие на трубах Апокалипсиса ангелы, взошедшие на небо праведники и низвергнутые в Ад грешники, а также показано воскрешение мёртвых.

Микеланджело оставил своеобразную подпись. В сцене мученичества апостола Варфоломея, держащего в руках собственную содранную кожу, великий мастер вместо лика мученика изображает своё лицо.

Фрески южной стены

Первоначально роспись южной стены начиналась с цикла фресок Перуджино на тему жизни Моисея, первой из которых была картина «Рождество Моисея». Однако она была утеряна, и таким образом, сегодня цикл фресок, иллюстрирующих Ветхий завет, начинается с «Путешествия Моисея в Египет». Затем следуют «Убийство египтян», «Борьба с пастухами, напавшими на дочерей Иофора», «Горящий куст», «Переход через Красное море» и «Передача скрижали Закона». На следующей панели находится довольно редко цитируемый эпизод Ветхого Завета — «Наказание Корея, Дафана и Авирона», иудейских священников, отрицавших Моисея и Аарона как гражданскую и религиозную власть над избранным народом. Последняя панель южной стены показывает сцены: «Наследие Моисея» и «Смерть Моисея». Завершающая фреска «Обсуждение над телом Моисея» расположена на стене со стороны входа. Под каждой панелью находится соответствующий сцене рассказ из жизни Моисея. Простенки между окон расписаны фресками, на которых изображены все первосвященники. Над ними работали такие видные живописцы как Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли, Козимо Росселли и Доменико Гирландайо. Фигуры первосвященников расположены в профиль, некоторые в момент благословления, отличаются они лишь наличием книги или свитка в руках.

Фрески северной стены

Северная стена была отдана под повествование жизни Христа. Цикл фресок Перуджино начинался с «Рождества», однако, как и на южной стене, она была утеряна в ходе работ Микеланджело над картиной «Страшный суд». В настоящее время роспись северной стены начинается с фрески «Крещение», за которым следует «Искушения Христа» и «Очищение Прокажённого». Далее находится «Призвание Апостолов Петра и Андрея», «Нагорная Проповедь» и «Передача ключей», то есть, передача власти от Христа к апостолу Петру, своему наместнику. Серия фресок на этой стене заканчивается картиной «Последняя Вечеря», где на заднем плане видны три эпизода из Страстей Христовых («Моление о чаше», «Арест Иисуса» и «Распятие»). Цикл рассказов жизни Христа заканчивается фреской «Воскресения Христова» на стене со стороны входа в капеллу.

Фрески восточной стены

На этой стене расположены фрески двух финальных эпизодов циклов Моисея и Христа, в оригинале исполненные художниками Гирландайо и Синьорелли. Однако, когда в 1522 году рухнула дверь, они были разрушены и заменены уже во время понтификата папы Григория XIII на произведения, выполненные Хендриком Ван ден Броком и Маттео да Лечче с изображением тех же сцен.

Сикстинская капелла: драгоценная шкатулка Ватикана

Серое неприметное здание, примыкающее к собору Святого Петра, выглядит довольно обыденно, а по внешнему виду скорее напоминает крепость, нежели церковное строение. Однако именно это здание служило в качестве домовой церкви Папе Римскому, а сегодня в нем собирается Конклав – специальное собрание, на котором избирается высшее духовное лицо – Папа Римский.

  • История
  • Фрески и украшения, фото росписей
  • Работа Микеланджело Буонарроти и «Страшный суд»
  • Часы работы, стоимость билетов
  • Где находится, как добраться

История

История Сикстинской капеллы берет начало в XV веке. На месте нынешнего церковного здания в маленьком государстве стояла так называемая Великая капелла, где для обсуждения важных вопросов собирался весь папский двор – на подобные встречи собиралось около 200 кардиналов, которые представляли различные религиозные ордены.

Но папа Сикст Четвертый полагал, что строение недостаточно безопасно для подобных мероприятий. На то были веские основания – в то время существовала прямая угроза со стороны турецкого султана Мехмеда «Завоевателя», да и отношения с флорентийской династией Медичи вряд ли можно было назвать дружественными. Поэтому Папа велел снести Великую капеллу и на ее месте выстроить новую, более надежную.

Работы по строительству нового церковного сооружения, автором проекта которого стал архитектор Баччо Понтелли, начались в 1473 году, а строительство возглавил архитектор Джорджи де Дольчи. Возведение часовни завершилось в 1481 году, а спустя два года – в 1483 году – было проведено торжественное освящение капеллы, получившей имя папы Сикста.

Освящение приурочили к празднику Вознесения Богоматери. К открытию было также приурочено создание специального мужского хора. Право петь в этом хоре получал далеко не каждый – туда принимались только мужчины, и только католической веры.

Своими размерами церковь в точности повторяла размеры ветхозаветного Храма Соломона – 40,9 метров в длину, 13,4 м. шириной, а высота здания достигала 21 метра.

Здание имеет три этажа, три яруса. Нижний, самый мощный и наиболее укрепленный, служил опорой всему зданию и одновременно убежищем в случае военной атаки. Второй ярус – основной, именно здесь были расположены помещения для совещаний. Третий ярус выполнял функции дозора: здесь были расположены караульни и галерея для обхода всего здания.

По первоначальному замыслу верхний ярус задумывался как открытый, но во время дождей воды заливали второй ярус, от этого фрески портились, поэтому со временем над галереей решено было возвести крышу.

Многочисленные прихожане и гости города могут узнавать о результатах выборов незамедлительно: если выборы состоялись, об этом извещает белый дым из печной трубы на крыше капеллы. Если же результаты выборов неудовлетворительны, то дым будет черного цвета.

Это вам может быть полезно: как добраться из аэропорта Фьюмичино в Рим? Автобусы и другие доступные пути.

После выезда за пределы Ватикана, обязательно взгляните на площадь Пьяцца Навона в Риме. Это удивительное место, достойное просмотра.

Как выглядит домашний стадион Ювентуса в Турине и где его найти? Узнайте все из этой статьи: https://expertitaly.ru/dostoprimechatelnosti/turin/stadion-yuventus.html

Фрески и украшения, фото росписей

Если посмотреть на здание с высоты птичьего полета, то по виду оно напомнит простую и незатейливую шкатулку. Но какие в этой шкатулке драгоценности!

Когда посетители попадают внутрь, то моментально забывают о неприметном внешнем виде. Кто же так искусно расписал потолки и своды Сикстинской капеллы в Ватикане?

Внутри здание представляет собой по форме простой прямоугольник. Посередине капелла разделена мраморной перегородкой (авторы – Андреа Бреньо и Джованни Далмата). Стены разделены горизонтальными рамами на несколько секций. Средняя секция – это фрески со сценами библейской жизни, а верхняя секция вместила портреты первых тридцати понтификов Римской католической церкви.

После окончания возведения капеллы, в 1481 году, Сикст Четвертый по согласованию с флорентийским правительством пригласил в Ватикан самых известных художников того времени – Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли, Козимо Росселли, Лука Синьорелли и других мастеров. Перед художниками стояла задача – расписать стены капеллы.

Мастерами было создано 16 величайших фресок, изображающих сцены из Ветхого и Нового завета. Каждая из росписей содержала около 100 персонажей, прописанных до мельчайших деталей. Основная тематика – житие Моисея («Поход через Красное море», «Избиение младенцев») и жизнь Иисуса Христа («Нагорная проповедь», «Тайная вечеря» и др.).

Цокольная часть здания украшена гобеленами, которые выполняли не только эстетическую функцию – гобелены скрывали вход в тайные или служебные помещения. На старинных гобеленах, выполненных по рисункам Рафаэля Санти, были изображены сцены из жизни апостолов.

До наших дней уцелели лишь 7 гобеленов, остальные уже не подлежали реставрации. Уцелевшие гобелены хранятся сегодня в музее, а капеллу украшают искусно выполненные копии.

Потолок по изначальной задумке папы Сикста IV должен был изображать звездное небо (автор проекта Пьер-Маттео ди Амелия). Но в 1504 году отсыревшая штукатурка рухнула прямо на головы понтифика и его кардиналов во время одной из встреч.

Папа Римский Юлий Второй повелел укрепить стены часовни и переделать потолочные перекрытия. От фрески со звездным небом ничего не осталось, кроме грубого слоя штукатурки. Тогда понтифик пожелал, чтобы свод был расписан заново. Для этого был приглашен мастер, считавшийся гением своего времени – Микеланджело.

Схема росписи свода потолка Сикстинской капеллы выглядит так, чуть ниже ее фото.

Работа Микеланджело Буонарроти и «Страшный суд»

Почему для создания внутреннего убранства пригласили именно Микеланджело Буонарроти, искусствоведы гадают до сих пор – ведь Микеланджело считается именно скульптором, а не художником. Но факт остается фактом – практически все фрески на сводах капеллы принадлежат великому живописцу.

Читайте также  Какая самая маленькая порода собак + фото этих собачек

Папа Юлий II специально пригласил Микеланджело для росписи стен и потолка. Но встреча имеет свою предысторию. Юлий II планировал, чтобы капелла служила впоследствии его гробницей, и именно этот вопрос он изначально обсуждал с Микеланджело. Но после того, как Папа отказался оплатить поставку мрамора для статуй, Микеланджело покинул Рим. Вернулся он после неоднократных просьб Папы, приступив к работе над фресками, и вопрос о гробнице больше не поднимался.

Этот заказ стал своеобразным вызовом для Мастера. Мало того, что объем работы предстоял колоссальный, она имела свои нюансы. Например, потолок Сикстинской капеллы сводчатый, и поэтому фигуры сюжетной росписи Микеланджело нужно было изобразить так, чтобы пропорции оказались не нарушены и смотрелись правдоподобно. Всего в росписи на потолке насчитали 343 фигуры – это величайший пример монументальной живописи.

Кстати, именно благодаря Микеланджело был создан новый тип подвесных строительных лесов, которые и по сей день используются при росписи храмов. Леса сконструированы таким образом, чтобы они не касались уже расписанных стен, и при этом не мешали ходу служб в храме.

Но работа Микеланджело не закончилась с освящением капеллы. В 1534 году мастер вернулся сюда снова – для работы над фреской «Страшный суд» по заказу понтифика (Климента, а после его смерти — Павла III). Создание фрески было завершено в 1541 году.

При работе над фреской мастер поступился канонами своего времени. Так, Иисус изображен без бороды, ангелы лишены крыльев, а святые изображены нагими. Просто описание картины не позволит полноценно понять, что изобразил Микеланджело в «Страшном суде» Сикстинской капеллы, поэтому взгляните на фото фрагмента росписи.

А на этом фото изображено «Сотворение Адама» в Сикстинской капелле, тоже созданное Микеланджело.

Работа продвигалась медленно из-за состояния здоровья мастера: ему приходилось подолгу стоять в неудобных позах, запрокинув голову, при этом частички краски и пыли попадали художнику в глаза и уши. Несмотря на то, что состояние здоровья и многочисленные инфекции сказывались на скорости работ, Микеланджело не допустил к фреске ни одного своего помощника, выполняя все работы самостоятельно.

Больше полезного и интересного о знаменитой Сикстинской капелле вы можете увидеть в этом видеоролике:

Удивительный собор Санта-Мария-делла-Салюте и его очаровательную архитектуру обязательно стоит посетить, пока вы путешествуете по Италии. Узнайте о нем все!

Путешествуя по Венеции, не забудьте пройтись по романтичному мосту Риальто. У нас на сайте вы можете прочитать о нем и взглянуть на фото.

Если вам нравится итальянская кухня, узнайте, как готовить карбонару с беконом и сливками — это очень просто и вкусно!

Часы работы, стоимость билетов

Капелла открыта для посещений с 9 до 16 часов.

Стоимость входного билета: 16 евро.

Билеты можно приобрести как в билетной кассе, так и на официальном сайте, в разделе предварительного бронирования (стоимость дополнительной услуги предварительной брони – 4 евро).

Где находится, как добраться

Найти Сикстинскую капеллу под силу даже самому неопытному туристу. Она примыкает к одному из значимых архитектурных сооружений – Собору Святого Петра. Добраться до него можно общественным транспортом Рима:

    Автобусы — № 49, 81, 492 и 982.

Линия метро – по линии «А» (ехать до станции «Ottaviano»).

Трамвай № 19 (остановка «Пьяцца ди Рисорджименто»).

Официальный адрес достопримечательности: Viale Vaticano, 00120, Cittа del Vaticano, Sistine Chapel

Телефон для справок: +(39) 055 713655

Сайт: www.mv.vatican.va

Ежедневно архитектурную достопримечательность посещает около 22 тысяч туристов. Сикстинская капелла хранит настоящую сокровищницу работ мастеров эпохи Возрождения. И каждый приходящий сюда окунается в загадочный мир библейских сюжетов, приподнимающий завесу над прошлым…

Фрески Сикстинской капеллы – самые известные росписи в мире

Фрески Сикстинской капеллы: фото, история создания, росписи боковых стен и потолочного свода, фреска Микеланджело «Страшный суд», где находится часовня

Восстановление наиболее важных христианских памятников в Риме, пришедших в заброшенность и упадок вследствие передачи папского престола в Авиньон (1309 – 1377), являлось одним из самых амбициозных проектов понтификов XV века. Свой немалый вклад в возрождение монументальности Вечного города внес папа Сикст IV, избранный в августе 1471 года. По его указу была проведена реконструкция главной часовни Апостольского дворца, названная позже в его честь. Для оформления внутреннего убранства громадного помещения, Папа привлек из Флоренции лучших художников. И сегодня великолепные фрески Сикстинской капеллы в Ватикане остаются самыми известными росписями эпохи Возрождения, увидеть которые приезжают туристы со всего мира.

  • Фрески флорентийских художников
  • Настенные росписи
  • Северная стена
  • Южная стена стена
  • Роспись свода
  • Фреска «Страшный суд»
  • Где находится Сикстинская капелла»

Фрески флорентийских художников

Первым этапом в оформлении восстановленной Сикстом IV часовни Апостольского дворца стала роспись потолка, созданная итальянским художником Пирматтео Лауро да Амелия (1445 – 1503). Уплощенный свод, окруживший стены на уровне оконных арок, первоначально был украшен звездным небом. На фоне бездонной синевы, переливаясь в мерцающем пламени свечей, светились писаные золотом звезды.

В рамках примирения существующей вражды между Сикстом IV и Лоренцо Медичи, флорентийский правитель предложил отправить в Рим своих лучших художников для оформления стен папской часовни. Их предложение было принято Папой 27 октября 1480г. и со следующей весны плеяда флорентийских живописцев – Сандро Боттичелли, Козимо Росселли и Доменико Гирландайо, приступила к работе. По мнению многих историков, схему фресок боковых стен разработал Пьетро Перуджино, а общая концепция иконографической росписи утверждена самим Сикстом IV, согласно которой фрески Сикстинской капеллы были разделены на три уровня.

Самая нижняя часть была украшена ложной драпировкой дамасской шторы, с нанесенными по ней гербами Папы. Несколько позже, в период 1515 – 1519гг, в Брюсселе для Сикстинской капеллы были заказаны десять гобеленов, которыми, при особо торжественных церемониях, закрывался нижний ярус росписи фальшивых штор.

Рисунки на гобеленах были выполнены по эскизам Рафаэля Санти, из которых семь оригинальных работ сегодня хранятся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, а сами гобелены – в Пинакотеке музеев Ватикана.

Сикст IV, чтобы подчеркнуть преемственность своих предшественниками, потребовал украсить верхнюю часть между арочных окон портретами понтификов, возглавлявших папский престол с I по IV век.

Росписи боковых стен Сикстинской капеллы

В росписях центрального, самого главного яруса боковых стен часовни изображены библейские сюжеты из жизни Моисея, как спасителя еврейского народа, и Иисуса Христа, как спасителя всего человечества. Эти фрески Сикстинской капеллы читаются параллельно, дополняя друг друга.

Северная стена

Представленные на ней сюжеты взяты из Евангелия от Матфея и повествуют о самых важных эпизодах жизни и деяниях Иисуса Христа.

Южная стена

На противоположной стене фрески Сикстинской капеллы представляют библейскую историю различных эпизодов из жизни Моисея и читаются, начиная от алтаря.

Из 16-ти оригинальных фресок Сикстинской капеллы, исполненных флорентийскими художниками, сегодня мы можем увидеть лишь двенадцать. На стене, расположенной на противоположной стороне от алтаря, фреска Гирландайо «Воскресение Христа» была с некоторыми изменениями перерисована в 1572г. голландским художником Хендриком ван ден Броком, а «Спор над телом Моисея» живописца Луки Синьорелли – итальянцем Маттео да Лечче в 1574-м.

Еще две фрески Сикстинской капеллы «Нахождение Моисея» и «Рождество Христа», написанные Пьетро Перуджино, были сколоты в 1534 году Микеланджело Буонарроти, чтобы освободить стену за алтарем для своей знаменитой росписи «Страшный суд».

Вечерняя экскурсия по музеям Ватикана

Творения мастеров Возрождения, интриги римских пап и совершенная красота Сикстинской капеллы

€260 за экскурсию

Экскурсия-квест «Ангелы и демоны»: тайны Ватикана

Расшифровать символы Ватикана и узнать секреты римских пап, выполняя логические задания

€130 за экскурсию

Паломничество в собор Святого Петра

Прикоснуться к главным реликвиям Ватикана и услышать историю величественного собора

от €50 за экскурсию

Роспись свода Сикстинской капеллы работы Микеланджело

Конфликтуя с правителями Флоренции и опасаясь агрессии со стороны Османской империи, Сикст IV задумывал перестройку часовни Апостольского дворца как неприступную крепость. В ходе проводившейся с 1475 по 1483 годы реконструкции предыдущего здания, толщина его стен была значительно увеличена. Старый фундамент, не выдержав нагрузки, несколько просел, в результате чего весной 1504 года на своде часовни образовалась большая трещина, испортив предыдущую роспись, сделанную Пирматтео Лауро да Амелия. Службы в папской часовне были приостановлены и ее закрыли для посещений.

В апреле 1506 года возглавивший папский престол Юлий II направил Микеланджело Буонарроти письмо, приглашая его сделать новую роспись потолка Сикстинской капеллы. Тем самым понтифик хотел загладить конфликт, возникший со скульптором из-за интриг, заблокировавших работу мастера над грандиозной мраморной скульптурой, которую он начал делать для будущего надгробия Папы.

Подозревая, что столь масштабный проект был предложен окружением понтифика с целью дискредитации его как художника, Микеланджело, тем не менее, согласился. В своей работе, начатой в 1508г, он ограничился росписью основной темы – изображением на своде фигур двенадцати апостолов, как это и было предусмотрено в заключенном контракте. Считая себя больше скульптором, чем художником, Буонарроти даже вернул Юлию II причитавшееся ему вознаграждение, отказавшись от дальнейшего продолжения столь масштабного проекта.

В качестве компромисса, Папа предложил Микеланджело сделать роспись потолка библейскими сценами по его собственному усмотрению. Результатом вынужденной сделки стала громадных размеров фреска Сикстинской капеллы, площадью 512 квадратных метров, на которой художник разместил более 300 фигур. За основную тему им были взяты сюжеты из истории человечества до рождения Христа, описываемые в Книге Бытия. 31 октября 1512 года Папа Юлий II торжественно открыл фрески свода Сикстинской капеллы на всеобщее обозрение.

Читайте также  Мадонна с младенцем, бартоломео эстебан мурильо

Фреска «Страшный суд» Микеланджело

В 1532 году, спустя два десятка лет после завершения росписи потолочного свода Сикстинской капеллы, папа Климент VII просил Микеланджело Буонарроти оформить алтарную стену часовни. Работы начались уже при следующем понтифике – Павле III Фарнезе, и проводились с 1535 по 1541 гг. В картине, охватывающей всю площадь стены позади алтаря, художник изобразил Судный день во время второго пришествия Христа, описанного в 20 главе Откровений от Иоанна.

Новая грандиозная фреска Сикстинской капеллы явилась символом превосходства и восстановления власти понтификов после трагических событий 1527 года, во время которых Рим был разграблен наемными войсками Ландскнехтов, а лютеранский кризис пошатнул авторитет Римской Церкви.

И еще хотелось бы добавить. Тысячи туристов, рассматривая фрески Сикстинской капеллы при посещении главной часовни Апостольского дворца, мало внимания обращают на ее пол. Инкрустированный разноцветным мрамором в технике косматеско, он сохранился в своем первозданном виде с 1400 года. Напольные мозаики показывают расположение папского престола и мест кардиналов. Серией кругов, идущих от входа, отмечен путь движения торжественных процессий. Конечно, чрезвычайно большое количество посетителей мешают гурманам искусства в полной мере насладиться шедеврами эпохи Ренессанса. Но постараться, все же, стоит!

Отели рядом с Ватиканом

Собираетесь в Рим и ищите комфортный отель недалеко от Ватикана — тогда посмотрите, что мы для вас нашли

Где находится Сикстинская капелла

Адрес: 00120 Città del Vaticano

Автор статьи: ©39rim.ru

Наши читатели, италоманы и опытные путешественники, знают, как проще и выгоднее всего организовать поездку самостоятельно, подобрать дешевые авиабилеты, лучшие предложения по аренде жилья, приобретению страховки и многое другое. А еще найти интересные и приемлемые по цене экскурсии на русском языке, трансфер и даже местных фотографов! Наш список сайтов, которые мы рекомендуем использовать для организации путешествия.

Сикстинская капелла в Ватикане

» class=»wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_post_btn_3145″>

Среди роскошных дворцов и храмов Ватикана находится неприметное здание, внутреннее убранство которого считается одним из величайших шедевров мира. Это Сикстинская капелла. Святыня является сакральным местом для католического мира. Здесь служит мессу Папа Римский, а также происходит избрание нового главы католической церкви.

Кто расписывал

Согласно вековым традициям, итальянский храм украшались восхитительными фресками, впечатляющих своих прихожан и гостей. Внутреннее оформление часовни олицетворяет величие и культурное достояние христианского Рима прошлых столетий. После возведения здания Сикстинской капеллы, на протяжении двух лет росписью храма занималась плеяда прославленных художников из Флоренции. Это были Сандро Ботичелли, Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино и Козимо Росселли.

В общей сложности живописцы создали 16 фресок, изображающих библейские сюжеты. Несмотря на то, что святыню расписывали разные мастера XV века, капелла стала поистине знаменитой благодаря работам гениального художника Микеланджело. Мастера пригласили расписать потолок и алтарную стену спустя 30 лет после возведения капеллы.

История строительства

Сикстинская капелла была построена в 1481 году по инициативе папы Римского Сикста IV, который присвоил этому небольшому сооружению своё имя. Папа являлся своеобразной одиозной личностью. Его правление ознаменовалось ростом коррупции, взяточничества, введением высоких налогов, а также публичным сожжением еретиков. Были у Сикста IV и светлые деяния. Он перенёс папскую резиденцию в Ватикан, занимался приобщением граждан к искусству, открывая музеи и библиотеки.

Политическая обстановка раздробленных княжеств Италии в средневековье не гарантировала безопасность главе Папского государства. Внутренние интриги и заговоры против понтифика, а также внешняя угроза со стороны Османской империи вынудили построить более защищённое здание, где могли бы укрыться папа Римский, кардиналы и религиозные служащие в случае возникновения опасности.

Архитектором капеллы назначили Баччо Понтелли. Согласно проекту зодчего, церковь должна была иметь высокие двадцатиметровые крепкие стены, способные выдержать нападение вражеских войск на Ватикан. Часовня строилась в виде крепостного сооружения прямоугольной формы с тремя этажами. Фасад церкви увенчан цилиндрическим сводом и украшен двенадцатью стрельчатыми окнами. Верхний ярус, опоясанный окнами-бойницами, предназначался для вооружённых солдат. Внешний вид здания был лишён какой-либо помпезности. В часовне не предполагалось проводить торжественных церемоний. Длина капеллы составляет 40 метров, а ширина 13 метров.

Описание

Помещение капеллы представляет собой просторный зал с овальным сводом, где расположен алтарь. Пол покрыт великолепной мозаикой, а стены и потолок расписаны фресками великих мастеров того времени. По периметру часовни стоят каменные скамьи. Зал разделён мраморной перегородкой с красивыми канделябрами. Визуально стены помещения разделены на несколько зон. Нижняя часть украшена серебряными и золотыми драпировками. Средний ряд представлен фресками, описывающими земную жизнь Иисуса Христа и Моисея. На верхнем ярусе расположены портреты первых правителей Папской области.

Первоначально потолок капеллы был расписан в виде звёздного неба, однако спустя некоторое время на нём стали появляться трещины. Папа Римский Юлий II (преемник Сикста IV) пригласил убрать изъяны на потолке молодого скульптора Микеланджело, который на тот момент не обладал достаточным опытом подобной работы. Как показывает история, выбор папы оказался абсолютно верным.

Микеланджело создал специальные «воздушные леса», которые крепились в отверстиях над окнами. Конструкция не препятствовала проведению в часовни службы, поскольку находилась в подвешенном положении без опор снизу. Перед Микеланджело стояла сложнейшая задача — покрыть живописными картинами поверхность, площадь которой составляла 600 м 2 .

Фрески

Северная стена капеллы оформлена фресками, изображающими историю Иисуса. Произведения описывают крещение, искушение, проповеди Христа, а также призвание апостолов. Действия картин разворачиваются на фоне итальянского пейзажа и архитектурных ансамблей. Помимо центральной фигуры Христа, на фресках изображено много людей.

Южная сторона часовни обрамлена циклом картин, которые рассказывают о деяниях Моисея. Особого внимания заслуживает произведение Сандро Боттичелли «Юность Моисея». Фреска описывает сразу несколько событий в пределах одной композиции. Моисей убивает египтянина, поднявшего руку на еврея, защищает и пасёт овец, убегает по тропинке в просторную даль, а также уводит своих соплеменников из Египта.

Потолок капеллы, расписанный Микеланджело, поражает своим обилием ярких персонажей. Его работа являет образы библейских героев и Пророков. Изображения отделены нарисованным архитектурным обрамлением. Основываясь на ветхозаветных сюжетах, художник своими произведениями излагает историю создания Богом мира и людей, разделения полов, грехопадения человечества и расплаты за проступок.

Все герои картин обладают могучей физической и духовной силой. В образах персонажей ощущается реализм и драматизм, описанных событий. Одной из центральных фресок Микеланджело является «Сотворение Адама». Художник талантливо изобразил атлетическое телосложение человека, который лежит в расслабленной позе в пустынной местности. К Адаму летит Творец, протягивающий ему руку, тем самым давая жизнь.

На потолке капеллы изображены следующие произведения: «Отделение света от тьмы», «Сотворение Солнца и Луны», «Сотворение Евы», «Первородный грех», «Изгнание из Рая». Над фресками Микеланджело работал с 1508 по 1512 года. Спустя 23 года после завершения оформления плафона капеллы, Микеланджело расписал алтарную стену фреской, именуемой «Страшный суд». Художник изобразил более 400 фигур, наполненными сложными неуверенными позами с отчаянными жестами. В центре композиции Христос и Дева Мария судят весь человеческий род. По левую сторону от Иисуса расположены грешники, которым уготована страшная участь, справа — праведники, избранные служению на небе.

Реставрация

Со временем пыль, грязь, копоть от свечей, а также протекающая крыша нанесли серьёзный ущерб потолочным и стенным фрескам капеллы. Масштабная реставрация часовни началась в 1979 году при финансовой поддержке Ватикана и японского телеканала, получившего эксклюзивные права на съёмку этапов реставрации. Для восстановления произведений потребовалось химическое средство, способное размягчать грязь, которую специалисты аккуратно удаляли стерильной губкой.

Интересные факты и тайны

Сикстинская капелла является местом заседаний конклава, где избирают нового папу Римского. Выборы осуществляют при закрытых дверях. Кардиналы со всего мира голосуют за человека, который достоин стать главой католической церкви. Во время процесса голосования на крыше капеллы устанавливают трубу. Если из неё пойдёт чёрный дым, то выборы не состоялись. Белый дым означает избрание нового папы Римского.

Все тайны Сикстинской капеллы связаны с гениальным художником Микеланджело. Учёные утверждают, что он в своих работах оставил потомкам зашифрованное послание, которое расходится с церковными постулатами. Микеланджело считал, что природа тела человека первична, а душа — вторична. На фреске «Сотворение Адама» можно увидеть вокруг Господа силуэт огромного человеческого мозга. Мастер показал, что духовная сила связана с высшим разумом. Во многих росписях художник изображает голых мужчин. Таким образом, Микеланджело подчёркивает, что сначала было оплодотворение, а потом одухотворение.

Время работы и стоимость билетов

Капелла открыта с 9:00 до 18:00 каждый день, кроме воскресенья. Для входа в часовню следует приобрести единый билет, включающий посещение Ватиканских музеев. Билет стоит 16 евро.

Где находится и как добраться

Сикстинская капелла находится в Ватикане рядом с Собором Святого Петра. Добраться можно на метро до станции Ottaviano, а также на автобусах и трамвае. Все остановки расположены вблизи центральной площади Ватикана, куда можно дойти просто пешком.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: