Сбор плодов, поль гоген, 1899 - JEKATERINBURG.RU

Сбор плодов, поль гоген, 1899

Сравнительный анализ картин Поля Гогена “Сбор плодов” 1899 г. и Винсента Ван Гога “Красные виноградники в Арле” 1888 г

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Сравнительный анализ картин Поля Гогена “Сбор плодов” 1899 г. и Винсента Ван Гога “Красные виноградники в Арле” 1888 г. (ГМИИ)

Винсент Ван Гог «Красные виноградники в Арле»…………. . . 4

Поль Гоген «Сбор плодов». . 8

Список источников и литературы……………………………….16

«Постимпрессионизм» – именно такой термин сформулировал в 1910 году Роджер Фрай, пытаясь подобрать подходящее для выставки название, которое охватило бы все разнообразие французской живописи конца XIX века.[1] Сейчас это слово, родившееся в долгих и мучительных поисках, кажется идеально подходящим для определения сложившейся в тот период ситуации. Можно даже сказать, что никакое другое понятие не представляется возможным, так как все творившие в тот период художники настолько индивидуальны и самобытны, что единственная общая для них черта – это факт того, что все они создавали свои произведения после импрессионизма и находились под значительным влиянием этого течения.

Разумеется, наиболее талантливые из художников сумели преодолеть привязанность к импрессионизму и создали свои собственные художественные миры, наполненные неповторимыми образами и идеями. Среди тех, кому это бесспорно удалось, находятся Поль Гоген и Винсент Ван Гог. Этих художников можно назвать ярчайшими представителями постимпрессионизма; их творчество особенно сильно повлияло на развитие искусства XX века . Об их произведениях и пойдет речь в данной работе.

Рассмотрение и сопоставление «Красных виноградников» Ван Гога со «Сбором плодов» Гогена позволит выявить основные черты, характерные для творчества каждого из художников, а также понять, каким образом они проявляются в формальном и смысловом отношении. Кроме того, анализ произведений данных авторов интересен, поскольку они не только были знакомы, но и находились в дружеских отношениях, и, соответственно, оказывали определенное влияние друг на друга, что, впрочем, не помешало каждому из них остаться самим собой. Данная работа – это попытка узнать, что представляют собой два столь близких и, в то же время, очень далеких мира – мир Винсента Ван Гога и мир Поля Гогена.

Описание и анализ картины Винсента Ван Гога «Красные виноградники в Арле»

Картина «Красные виноградники в Арле», как становится ясно уже из названия, была написана Винсентом Ван Гогом во время арльского периода, который стал для художника наиболее важным и плодотворным. Ван Гог прожил в Арле чуть более года, и за это недолгое время он окончательно вышел из-под влияния импрессионистов, а его неповторимый индивидуальный стиль укрепился и расцвел во всей своей силе. К этому периоду относятся 190 картин и 108 сохранившихся рисунков. В это время тяга Ван Гога к творчеству была поистине непреодолимой. В письме к своему брату Тео он говорил: «В жизни, да и в живописи я могу обойтись без Бога, но я, как человек, который страдает, не могу обойтись без чего-то большего, без того, что составляет мою жизнь, — возможности творить».[2]

Живя в Арле, Ван Гог работал без устали, создавая порой по нескольку картин за день, причем каждая из них наполнена необычайной энергией художника, каждая отражает его глубокую и напряженную внутреннюю жизнь. В ноябре 1888 года, когда и были написаны «Виноградники», Винсент испытывал состояние душевного подъема: он был очарован арльской природой, ставшей неиссякающим источником для его полотен; надежды Ван Гога на создание мастерской художников подкрепились недавним приездом Гогена. Раздоры еще не омрачали их жизнь, и до трагедии было далеко. В таких условиях была создана эта картина – единственная проданная при жизни работа Ван Гога.

Смотря на эту картину, мы видим совершенно обыденный сюжет: крестьяне собирают виноград в солнечный день. Однако буйство красок и не поддающийся логическому описанию мазок — живой, подвижный, готовый вырваться за пределы холста; а также ярчайшее солнце, лучи которого растворяются в небе и освещают все пространство картины, не дают нам усомниться в истинной глубине и нетривиальности этого произведения.

Картина была создана быстро, очень быстро. Создается впечатление, что, только лишь начав писать, художник сразу

10 женских образов на картинах любителя абсента Поля Гогена

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

8 мая 1903 на острове Хива-Оа во Французской Полинезии в возрасте 54 лет умер от сифилиса Эжен Анри Поль Гоген. Отец, о котором забыли собственные дети, писатель, ставший посмешищем парижских журналистов, художник, осмеянный современниками, он и подумать не мог, что после смерти его картины будут стоить десятки тысяч долларов. В нашем обзоре 10 картин великого художника, на которых изображены таитянки, дарившие Гогену любовь, радость и вдохновение.

1. Таитянские женщины на побережье (1891)

На Таити Поль Гоген написал более 50 картин, лучших своих картин. Особой темой для темпераментного живописца были женщины. Да и женщины в сравнении с чопорной Европой на Таити были особенными. Французский писатель Дефонтен писал: « Угодить на них невозможно, им всегда не хватает денег, как бы щедры вы ни были… Думать о завтрашнем дне и испытывать благодарность — и то, и другое одинаково чуждо таитянкам. Они живут лишь настоящим, о будущем не помышляют, прошлого не помнят. Самый нежный, самый преданный любовник забыт, едва ступил за порог, забыт буквально на следующий же день. Главное для них — опьянять себя песнями, танцами, алкоголем и любовью ».

2. Парау Парау — Беседа (1891)

На этой картине рукой самого Гогена сделана надпись, которая с языка островитян переводится как «сплетни». Женщины сидят кружком и заняты беседой, но будничность сюжета картины не лишает её таинственности. Эта картина не столько несколько конкретная реальность, сколько образ вечного мира, а экзотика природы Таити – всего лишь органичная часть этого мира.

Органичной частью этого мира стал и сам Гоген – он не переживал из-за женщин, не влюблялся и не требовал от местных дам того, чего они не могли дать ему изначально. После расставания с любимой женой, оставшейся в Европе, он утешался любовью телесной. Благо, таитянки дарили любовь любому неженатому мужчине, достаточно было только показать пальцем на понравившуюся барышню и заплатить её «опекуну».

3. Её зовут Вайраумати (1892)

И всё же на Таити Гоген был счастлив. Особенно вдохновенно ему работалось, когда в его хижине поселилась 16-летняя Техура. За смуглую девушку с волнистыми волосами её родители взяли с Гогена совсем немного. Теперь по ночам в хижине Гогена тлел ночник — Техура боялась призраков, ждущих своего часа. Поль каждое утро приносил воду из колодца, поливал огород и становился к мольберту. Гоген был готов жить так вечно.

Как-то Техура рассказала художнику о тайном обществе Ареои, пользовавшемся особым влиянием на островах и считавших себя адептами бога Оро. Когда Гоген узнал о них, он загорелся идеей написать картину о боге Оро. Картину художник назвал «Её зовут Вайраумати».

На картине сама Вайраумати изображена восседающей на ложе любви, а у её ног свежие плоды для её возлюбленного. За спиной Вайраумати в красной набедренной повязке сам бог Оро. В глубине полотна видны два идола. Весь придуманный Гогеном таитянский пейзаж призван олицетворять любовь.

4. Манао Тупапау – Дух мертвых бодрствует (1892)

У названия картины «Манао Тупапау» два значения – «она думает о привидении» и «привидение думает о ней». Повод к написанию картины Гогену дала бытовая ситуация. Он уехал по делам в Папеэте, а вернулся домой только поздно ночью. Дом был окутан мраком, потому что масло в лампе закончилось. Когда Поль зажёг спичку, он увидел, что Техура дрожит от ужаса, вцепившись в кровать. Привидений боялись все туземцы, и поэтому они по ночам не гасили в хижинах свет.

Читайте также  Пражский град в праге, чехия

Эту историю Гоген внёс в свою записную книжку и прозаически закончил: «А вообще, это просто обнаженная натура из Полинезии».

5. Жена короля (1896)

Картину «Жена короля» Гоген написал во время своего второго пребывания на Таити. Таитянская красавица с красным веером за головой, который является знаком королевского рода, заставляет вспомнить о «Олимпии» Эдуарда Мане и «Венере Урбинской» Тициана. Зверь, крадущийся по склону, символизирует женскую загадочность. Но самое главное, по мнению самого художника, а картине цвет. «. Мне кажется, что по цвету я еще никогда не создавал ни одной вещи с такой сильной торжественной звучностью», — писал Гоген одному из своих друзей.

6. Эа хаэре иа оэ — Куда идешь? (Женщина, держащая плод). (1893 г.)

В Полинезию Гогена привела романтическая мечта о полной гармонии – в мир таинственный, экзотический и не абсолютно непохожий на Европу. Он видел воплощение вечного ритма жизни в ярких красках Океании, а сами островитяне были для него источником вдохновения.

Название картины с языка племени маори переводится как приветствие «Куда идешь?». Самый, казалось бы простой мотив приобрёл практически ритуальную торжественность. Тыква (так островитяне переносили воду) на картине стала символом таитянского рая. Особенность этой картины — ощущение солнечного света, материализуется который в смуглом теле таитянки, которая изображена в красно-огненном парео.

7. Те авае но Мариа — Месяц Марии (1899 г.)

Картина, главной темой которой стало цветение весенней природы, была написана Гогеном в последние годы жизни, которые он провёл на Таити. Название картины – Месяц Марии – связано с тем, что в католической церкви все майские службы были связаны с культом девы Марии.

Вся картина проникнута впечатлениями художника от экзотического мира, в который он погрузился. Поза женщины на картине напоминает скульптуру с храма на острове Ява. На ней белое одеяние, считающееся символом чистоты и у таитян, и у христиан. Художник в этой картине соединял различные религии, создавая образ первозданности.

8. Женщины на берегу моря (материнство) (1899 г.)

Картина, созданная Гогеном в последние годы жизни, свидетельствует о полном уходе художника от европейской цивилизации. Эта картина вдохновлена реальными событиями – Пахура, таитянская возлюбленная художника в 1899 году родила ему сына.

9. Три таитянки на желтом фоне. (1899)

Ещё одна из последних работ художника – «Три таитянки на желтом фоне». Она полна загадочных символов, которые не всегда можно расшифровать. Не исключено, что художник закладывал в это произведение некую символическую подоплеку. Но при этом полотно это декоративное: полная гармония ритмичных линий и цветовых пятен, пластика и грация в позах женщин. На этой картине художник изобразил мир с той естественной гармонией, которую цивилизованная Европе утратила.

10. «Нафеа Фаа Ипоипо» («Когда ты выйдешь замуж?») (1892)

В начале 2015 года картина Поля Гогена «Нафеа Фаа Ипоипо» («Когда ты выйдешь замуж?») стала самым дорогим произведением живописи – она ушла с аукциона за $300 миллионов. Полотно, принадлежавшее швейцарскому коллекционеру Рудольфу Штехелину, датируется 1892 годом. Факт продажи шедевра он подтвердил, на сумму сделки не озвучивал. СМИ удалось выяснить, что купила картину организация Qatar Museums, которая покупает произведения искусств для музеев Катара.

Специально для ценителей живопись и для тех, кто только знакомится с мировыми шедеврами, 500-летняя история мужского автопортрета меньше чем за 5 минут .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Поль Гоген: жизнь художника — исполнение мечты или путь страданий?

Имя Поля Гогена принадлежит, пожалуй, к одним из самых громких имен мирового искусства. Он оказал огромное влияние на развитие живописи ХХ века. Его картины украшают картинные галереи, музеи и собрания частных коллекций во всем мире.

Великий художник является одной из главных фигур направления живописи под названием постимпрессионизм. Поль был не только живописцем, но и гравером, резчиком по дереву, скульптором, а еще писателем и критиком.

Уже уходя из жизни художник (за несколько дней до смерти) получил письмо. После прочтения Гогену стало ясно, что, оказывается, в Европе на него теперь смотрят не как на нищего чудака, а как на легендарного художника, затерявшегося в сказочной Океании. Насладиться славой Полю было не суждено — он ушел из жизни.

Изучая биографию и полотна Гогена, я пытался ответить на вопрос, что толкнуло его на очень трудную, полную превратностей и страданий жизнь художника вместо сытой и обеспеченной жизни французского буржуа? Пожалуй, корни этого стоит искать уже в раннем детстве художника…

Эжен Анри Поль Гоген родился 7 июня 1848 года в Париже. Его отец, Кловис Гоген, был радикальным журналистом в отделе политической хроники журнала Тьера и Армана Мара «Насьональ», а мать Алина Мария была родом из Перу. На пути к берегам Южной Америки отец Поля умер, и он остался вместе с матерью и старшей сестрой Марией в столице Перу Лиме.

Поль Гоген, «Натюрморт с попугаями», 1902 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Поль прожил в Перу до семилетнего возраста. Впечатления детства оказали огромное влияние на дальнейшую жизнь мастера. Поль навсегда запомнил яркие национальные костюмы и экзотическую природу Перу, необычные встречи и чудесные приключения. Именно тогда у него появляется непреодолимая тяга к путешествиям.

Уже позже, после возвращения во Францию, Гоген стал учиться в частном пансионе, так как мать будущего живописца считала, что Поль должен получить хорошее образование. Однако учеба, которая вначале казалась интересной, наскучила Полю, а память о привольной жизни в Перу вторгалась в его жизнь все чаще и чаще. В конце концов, Гоген покидает дом матери и отправляется за впечатлениями новой, интересной и яркой жизни.

Поль Гоген, «Сбор плодов», 1899 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Художник объехал весь мир! Он посетил Бразилию, Чили, Аргентину, Данию и Норвегию. Гоген не раз побывал в передрягах, бороздя просторы бескрайних морей. Но в 1867 году, когда он был в Индии, художник узнал о смерти матери, которая в своем завещании рекомендовала сделать ему карьеру.

В 1871 году Гоген возвращается во Францию, и тут, благодаря поддержке и рекомендациям друга матери — Гюстава Ароза (биржевого дельца, коллекционера и фотографа), он получает место в крупной биржевой фирме.

Пль Гоген, «Больше никогда», 1897 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Гоген прекрасно справляется с работой. Он все больше и больше превращается в преуспевающего дельца и приобретает уютный дом в пригороде Парижа, женится на молодой датчанке Мэтт-Софи Год. Казалось, все предрешено, но скучная упорядоченная жизнь живущего в полном достатке буржуа угнетала Поля. Отдохновения он искал в живописи.

Так днем Поль работал с цифрами, а вечером рисовал, передавая в своих картинах впечатления от былых странствий. Он все чаще стал задумываться о том, чтобы сделать живопись своим главным делом. Катализатором изменений в жизни Гогена стал биржевой кризис во Франции 1882 года. Именно тогда Поль Гоген, оказавшийся в очень непростой ситуации, и сделал свой окончательный выбор в пользу занятия искусством.

Поль Гоген, «Женщина, держащая плод», 1893 г.
Фото: ru.wikipedia.org

В заключение статьи хотелось бы отметить: свои лучшие картины Поль создал во время второго визита на Таити. Однако этот период его жизни нельзя назвать счастливым, поскольку беспробудная нищета и болезни полностью истощили его силы.

Читайте также  Какого роста самый низкий человек в мире + фото и видео

Гоген прибегал в своем творчестве к приемам японской гравюры, он обратил внимание на живописные традиции Индии, Камбоджи, Ирана и Египта. Он смог познакомить европейцев с жизнью и бытом далекой Океании. Но чтобы получить полное представление об искусстве великого мастера, советую обратиться к специальной литературе.

Поль Гоген — постимпрессионист и первый дауншифтер: биография, картины художника

Поль Гоген (Eugène Henri Paul Gauguin; родился 7 июня 1848 — умер 8 мая 1903 гг.) был французским живописцем, чье имя неразрывно связано с зарождением и развитием постимпрессионизма. Наряду с Полем Сезанном (Paul Cézanne), Ван Гогом (Vincent van Gogh) и Анри Тулуз-Лотреком (Henri de Toulouse-Lautrec), Поль Гоген впитал уроки импрессионистов, а затем — отрекся от стиля, создав на его «обломках» собственную художественную манеру.

Биография и творчество Поля Гогена

Эжен Анри Поль Гоген появился на свет в Париже, теплым летним днем 7 июня 1848 года. И практически сразу младенец оказался вовлеченным в вихрь политических событий: после поражения революции отец семейства, обозреватель либеральной газеты «Le National», Кловис Гоген решил перевезти семью в Перу. Начать новую жизнь в Южной Америке ему не довелось — в пути он внезапно скончался от разрыва аневризмы. Овдовевшая мать нашла пристанище у богатых родственников в Лиме: там прошли ранние годы будущего художника, оставившие в душе самые яркие впечатления.

Когда для Поля Гогена подошла пора обучения, семья вернулась во Францию. В Орлеане он сменил несколько школ и закончил католическую семинарию, которую ненавидел. Юноша мечтал о мореходном училище, которое открыло бы ему возможность путешествовать по миру, знакомиться с другими странами. Однако экзамен он провалил, в 1865 году завербовался в торговый флот матросом и в этом качестве плавал в Бразилию, Чили, Европу.

После франко-прусской войны знакомства помогли ему стать биржевым маклером. Молодой человек сумел добиться благосостояния и высокой репутации в деловых кругах и в 1873 году вступил в брак с датчанкой Метте Гад. К этому же времени относятся первые опыты Поля в живописи. Он посещал класс в частной академии Коларосси, где постигал азы рисунка с натуры.

В 1876 году Гоген выставил свою первую картину на Салоне — ежегодной парижской выставке. Работу Гогена заметил патриарх импрессионизма Камиль Писсарро (Jacob Abraham Camille Pissarro), о котором Поль в конце жизни написал: «Он был одним из моих учителей, и от этого я не отрекусь».

В 1883 году, уже будучи отцом пятерых детей, Гоген потерял работу из-за кризиса на биржевом рынке и принял решение целиком посвятить себя искусству. Надежды преуспеть на новом поприще быстро развеялись как дым, жена забрала детей и уехала к родителям в Данию.

В 1891 году, после нескольких лет проживания в Бретани, где вокруг него сгруппировались молодые художники понт-авенской школы, живописец отправляется на Таити, где обретает «второе дыхание». За один только следующий год он написал более 80 произведений.

После краткого визита в Париж в 1895 году Гоген возвращается во Французскую Полинезию — на этот раз навсегда. Здесь, в сочиненном им самим тропическом раю, он нашел упокоение 8 мая 1903 года — не признанный, одинокий, покинутый близкими.

Самые известные картины Поля Гогена

Картина Поля Гогена — «Когда свадьба?» — одна из самых известных работ. Создана в 1892 году, в период наибольшего творческого подъема автора. Моделью послужила юная Техаману, возлюбленная художника. Гогену удалось выразить неспешное течение таитянской жизни, гармонично согласованное с ритмами природы.

Картина два года удерживала рекорд, считаясь самым дорогим произведением искусства в мире, после того как владелец, швейцарский коллекционер, продал ее в 2015 году королевской семье Катара за $300 млн.

Художественным завещанием мастера принято считать произведение, в название которого он вынес три извечных вопроса: «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?». Работая над ним, творец одновременно пытался побороть желание покончить счеты с жизнью. Это был период глубокой депрессии: он получил известие о том, что в Копенгагене от пневмонии умерла его любимая дочь Алина.

Огромное, почти четырехметровое полотно создано в 1897 году в форме фриза: изображенные на нем фигуры олицетворяют жизненный путь человека от рождения до смерти и настраивают зрителя на символическое прочтение. Многие образы панно являются мотивами отдельных произведений художника, а все оно в целом словно обобщает вопросы, которые звучали в прежних его картинах.

Завершив работу, Гоген все же совершил попытку суицида. Поднявшись в горы, он принял мышьяк, однако слишком большая доза яда вызвала неукротимую рвоту, что и спасло его. Оправившись, несостоявшийся самоубийца почувствовал давно забытую жажду жить и творить.

На закате жизни художник создал ряд значительных произведений:

  • «Белый конь», 1898;
  • «Сбор плодов», 1899;
  • «Великий Будда (Идол)», 1899;
  • «Золото их тел», 1901;
  • «Юная девушка с веером», 1902;
  • «Натюрморт с попугаями», 1902.

Как это часто бывает, мастер не был по достоинству оценен современниками, и лишь после его смерти у всех будто раскрылись глаза. На ретроспективной выставке работ Гогена, прошедшей через три года после его кончины, запоздалая слава догнала живописца.

Масштаб таланта и незаурядность личности Гогена впоследствии не раз вдохновляли литераторов и кинематографистов. У Сомерсета Моэма в «Луне и грош» он выведен под именем Чарльза Стрикленда, Марио Варгас Льоса посвятил ему роман «Рай — немного дальше». В биографических фильмах о художнике на главную роль приглашались такие звезды как Дональд и Кифер Сазерленды (в разных кинолентах), Венсан Кассель.

Современные художники также черпают идеи в наследии мятежного романтика. Приобрести их работы вы можете на аукционах площадки Very Important Lot или напрямую у авторов. Кто знает, быть может, в будущем они составят славу вашей коллекции.

Поль Гоген (1848 — 1903)

Судьба Гогена необычна: один из крупнейших мастеров XIX века, оказавший решающее влияние на искусство XX столетия, до двадцати пяти лет и не помышлял о том, что станет художником. В жилах Гогена смешалась и бурлила кровь разных наций и рас, наложив отпечаток на его жизнь, на отмеченный необузданностью нрав, проявившись во внешнем облике, в лице с резкими, словно вырубленными топором чертами.

Детство прошло в Перу, в семье матери, происходившей из знатного перуанского рода; бабушка — Флора Тристан — была писательницей. С 1855 года семья живет во Франции, Поль учится в католической школе, откуда мечтает сбежать, чтобы стать моряком. В семнадцать лет нанимается матросом на трехмачтовый корабль «Лузитания», совершающий рейсы между Гавром и Рио-де-Жанейро. В 1871 году Гоген получает место маклера на парижской бирже и вскоре уже имеет значительное состояние.

Он ведет жизнь преуспевающего буржуа, интересуется искусством, пробует писать и лепить сам. В 1874 году поступает в частную студию Коларосси, где рисует с натуры и с гипсов, занимается скульптурой. Знакомится с импрессионистами, покупает их картины. В 1876 году дебютирует в Салоне, а в 1879 году на Четвертой выставке импрессионистов экспонирует скульптуру.

Живопись захватила Гогена, овладела всеми его помыслами, и когда в 1883 году он лишается места на бирже, то воспринимает это как знак судьбы. Отныне он художник.

Материальные трудности вынуждают Гогена отправить семью (у него к этому времени пятеро детей) к родственникам жены в Копенгаген, а сам он начинает вести кочевую жизнь, пробавляясь случайными заработками, все силы отдавая живописи. После недолгого увлечения импрессионизмом он углубляется в поиски собственного пути: «Я пребываю в ужасном состоянии глубокой меланхолии, — писал Гоген, — и все же рад найти что-то новое, а не идти проторенным путем. Это новое я чувствую, но выразить еще не могу». Художника притягивал не столько мир изменчивой природы, сколько сфера чувств, неизведанная и таинственная область подсознания. В поисках «истоков духовности» Гоген забирается в самые глухие уголки Франции, где он надеялся найти человеческие души, сохранившиеся в первозданной чистоте, самобытные нравы, обычаи, верования. В 1886—1890-х годах он работает в Бретани, затем в Нормандии — в Понт-Авене, в Ле-Пульдю. При выходе из церкви прихожанки видят перед собой сцену из Библии — настолько потрясла проповедь священника их простые души (Видение после проповеди. Борьба Иакова с ангелом, 1888, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии); бретонские крестьянки, собравшись возле распятия, скорбят, словно присутствуют при казни, которая происходит здесь, в данный момент (Желтый Христос, 1888, Буффало, Художественная галерея Облрайт-Нокс). На добрых лицах женщин сострадание и тихая печаль. Неумелое деревянное изваяние преображается в истязаемого Бога. Тело Христа такого же цвета, той же «сущности», что и расстилающиеся позади желтые осенние поля, холмы, перелески, а муки Господа воспринимаются как воплощение страданий, ниспосланных человеческому роду.

Читайте также  Какой высоты самые большие каблуки в мире?

Мощный творческий темперамент, властный характер, убежденность в своей правоте, талант — все это выдвинуло Гогена в лидеры. Вокруг него группируются молодые художники, которых не удовлетворял импрессионизм — так называемая Понт-Авенская школа: Бернар, Серюзье, Лаваль и другие.

Художники, близкие Гогену, упрощают формы, заполняют плоскость холста крупными цветовыми пятнами, очерчивая их четким контуром. Линии и краски не только передают явления действительности, но и обладают самостоятельной эмоциональной выразительностью. «Есть благородные линии, есть фальшивые… Цвета открывают еще больше… Есть благородные тона и обычные, сочетания спокойные …и будоражащие, — писал Гоген. — Внутренний мир человека, свободный от всех покровов, может быть полностью выражен». Об эмоциональной содержательности линии и цвета знали еще древние — достаточно вспомнить древнеегипетских Плакальщиц. Не случайно Гоген внимательно изучал искусство Египта и примитивов.

Для Гогена характерна неустанная жажда перемены мест. То он внезапно решает ехать в Панаму, затем на Мартинику, откуда привозит ряд ярких по колориту работ (1887). Осенью следующего года он в Арле, на юге Франции. Работает вместе с Ван Гогом, который мечтает о создании братской общины художников. Ван Гог тяжело заболевает, и все кончается ссорой и разрывом. Из Арля Гоген привозит Арлезианку (1888, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), Кафе в Арле (1888, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина) и другие полотна.

Вечное скитальчество отражало подсознательную надежду мастера на то, что есть на земле такое место, которое могло бы дать мощный импульс его творчеству. Он постоянно чувствует неудовлетворенность. Дега говорил о Гогене: «Он словно дикий волк из леса без ошейника». Гогена мучает невозможность выразить то, чем он хотел поделиться с людьми: «Я чувствую в глубине моего существа нечто великое; но в каких потемках мне приходится передвигаться…» — писал он. Духовные поиски сближают художника с символистами, он посещает кафе «Вольтер» — излюбленное место их встреч. Здесь же в марте 1891 года устраивается под председательством Малларме прощальный банкет в честь Гогена, который уезжал на Таити.

Этот отъезд был похож на бегство — от суеты, лжи, ханжества. Художник надеялся найти на далеком острове воплощение своей мечты о Золотом веке, о жизни в гармонии с природой и людьми, о том, что там он сможет, наконец, обрести самого себя, выразить то, что переполняло его.

На Таити талант Гогена разворачивается в полную мощь. Мечты художника воплотились в прекрасных картинах, полных солнца, ярких пылающих красок. Не только тропическая природа, но и люди племени маори, населяющие остров, покорили мастера. Они называли свою землю Ноа-Ноа. Гоген находит в них первозданную чистоту, нравственное здоровье, естественность отношений, утраченные цивилизованными народами. Но, чтобы понять человека, проникнуть в мир его души, недостаточно быть сторонним наблюдателем — надо жить жизнью народа, который хочешь понять. Художник поселяется вдали от столицы Папеэте: «С одной стороны море, с другой — горы… Между горой и морем стоит моя хижина… Между мною и небом ничего, кроме высокой легкой кровли из листьев пандана, в которых гнездятся ящерицы».

От одиночества, которое начинало тяготить Гогена, он избавился неожиданным образом. Однажды во время прогулки его пригласили к столу. «Ты ищешь женщину? Хочешь мою дочь?» — спросила таитянка. Так в доме художника появилась Техура. «Этот ребенок тринадцати лет (что соответствует восемнадцати или даже двадцати в Европе) восхитил меня, потряс меня и почти привел в ужас. …Отныне наступила жизнь, полная счастья… Благодаря ей мне удалось проникнуть в таинства, недоступные прежде» (Гоген).

Однажды, вернувшись домой ночью, он застал Техуру дрожащей от ужаса. «Здесь Дух мертвых», — прошептала девушка. На картине «Дух мертвых не дремлет» (1892, Буффало, Художественная галерея Олбрайт-Нокс) в ногах Техуры застыл белоглазый идол, испускающий таинственные эманации света, порхающие во мраке.

Гоген пишет таитянок то на раскаленном песке, розоватые тона которого оттеняют их янтарно смуглые тела («А, ты ревнуешь?» (1892, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), то среди тропической зелени («Таитянка с плодом манго», (1892, Балтимор, Музей искусств).

Чтобы адекватно передать новый мир образов и чувств, формы, связанные с классической античной традицией, которой следовало искусство Европы в течение шести веков, не годились. Художник усиливает эмоциональное и декоративное звучание колорита, пишет крупными пятнами цвета, обобщает, а подчас схематизирует объемы, упрощает линии, отходит от линейной перспективы. Возможно, мастер обращается к воспоминаниям своего перуанского детства, к музейным впечатлениям. Но еще важнее для формирования нового стиля Гогена было наблюдение за маори с их крепкими загорелыми телами, широкими прямыми плечами, четко вылепленными формами лиц со своеобразными «не европейскими» чертами. Таитян отличало особое, чуть угловатое изящество движений и жестов, присущее людям, привыкшим к физическому труду и не обременяющими себя одеждой.

После двухлетнего пребывания во Франции (1893—1895) Гоген вновь уезжает на Таити, а в 1901 году поселяется в Атуоне (Маркизские острова). Он много работает, но болезни, конфликты с местной администрацией подтачивают его силы, порой художник впадает в депрессию. Его мучают сомнения, и картины отражают тревогу духа («О, Таити, больше никогда», 1897, Лондон, Институт Курто). Перед неудачной попыткой самоубийства создана большая монументальная композиция «Откуда мы? Кто мы? Куда идем?» (1897, Бостон, Музей изящных искусств) — цитата из Паскаля. Однако в таких полотнах, как «Сбор плодов» (1899, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), «И золото их тел» (1901, Париж, Музей Орсэ) художник вновь утверждает красоту и плодородие счастливого острова.

Тяжело больной, страдая и физически, и морально, глубоко одинокий художник умер в Атуоне восьмого мая 1903 года. Своими солнечными полотнами мастер нес людям радость, веру в жизнь, открывал пути в будущее. Представим на мгновение XIX век без Гогена — насколько пресным, будничным предстанет перед нами искусство этого столетия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: