Сад любви, рубенс, 1632 - JEKATERINBURG.RU

Сад любви, рубенс, 1632

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Метки

Рубрики

  • акварели, рисунки, гравюра, скульптура (237)
  • *** акварель, рисунок, гравюра, скульптура (43)
  • *** акварель, рисунок, гравюра, скульптура /2 (44)
  • *** акварель, рисунок, гравюра, скульптура /3 (50)
  • *** акварель, рисунок, гравюра, скульптура /4 (49)
  • *** акварель, рисунок, гравюра, скульптура /5 (47)
  • антиквариат, резьба, фаберже, лалик (102)
  • *** антиквариат, резьба, фаберже, лалик (48)
  • *** антиквариат, резьба, фаберже, лалик/2 (45)
  • архитектура, замки и дворцы, мосты,мечети (395)
  • *** архитектура, дворцы, замки, мосты (50)
  • *** архитектура, дворцы, замки, мосты/2 (50)
  • *** архитектура, дворцы, замки, мосты/3 (50)
  • *** архитектура, дворцы, замки, мосты/4 (50)
  • *** архитектура, дворцы, замки, мосты/5 (50)
  • *** архитектура, дворцы, замки, мосты/6 (146)
  • афоризмы, цитаты, юмор (50)
  • блюда из овощей (253)
  • *** блюда из овощей (50)
  • *** блюда из овощей / 2 (52)
  • *** блюда из овощей / 3 (151)
  • блюда из птицы (181)
  • *** блюда из птицы (50)
  • *** блюда из птицы / 2 (50)
  • *** блюда из птицы / 3 (81)
  • блюда из рыбы (121)
  • *** блюда из рыбы (50)
  • *** блюда из рыбы / 2 (71)
  • великие романы (41)
  • *** великие романы (40)
  • выпечка (851)
  • *** рецепты хорошего теста, лепешки (45)
  • *** блины, оладьи, лепешки (74)
  • *** лазанья, пицца, хачапури (60)
  • *** пироги, пирожки (50)
  • *** пироги, пирожки / 2 (50)
  • *** пироги, пирожки / 3 (51)
  • *** пироги, пирожки / 4 (211)
  • *** торты, бисквиты, пирожные (50)
  • *** торты, бисквиты, пирожные / 2 (238)
  • вязание крючком и спицами (715)
  • вязание крючок схемы (219)
  • вязание спицами (496)
  • дачный участок,плодовые деревья и цветы (574)
  • *** дачный участок (34)
  • *** дачный участок / 2 (49)
  • *** дачный участок / 3 (49)
  • *** дачный участок / 4 (41)
  • *** огородные секреты (46)
  • *** огородные секреты / 2 (50)
  • *** огородные секреты / 3 (50)
  • *** огородные секреты / 4 (51)
  • *** цветы на даче (50)
  • *** цветы на даче / 2 (49)
  • *** цветы на даче / 3 (50)
  • *** цветы на даче / 4 (57)
  • дети фото, дети в живописи (142)
  • диеты, советы как похудеть (167)
  • *** диеты (50)
  • *** диеты / 2 (116)
  • дизайн интерьера,ремонт (136)
  • женские образы, жанровая живопись (467)
  • живопись старых мастеров (432)
  • живопись 15-17 вв (75)
  • живопись 18-19 вв (161)
  • живопись 20-21 вв (207)
  • живопись Япония, Китай,Корея (128)
  • животные фото и в живописи (386)
  • здоровье (861)
  • *** здоровье (48)
  • *** здоровье / 2 (45)
  • *** здоровье / 3 (40)
  • *** здоровье / 4 (50)
  • *** здоровье / 5 (50)
  • *** здоровье / 6 (50)
  • *** здоровье / 7 (575)
  • знаменитости, художники, балет (116)
  • *** знаменитости, художники, балет (48)
  • *** знаменитости, художники, балет/ 2 (50)
  • *** знаменитости, художники, балет/ 3 (16)
  • знаменитые женщины (97)
  • *** знаменитые женщины (36)
  • *** знаменитые женщины / 2 (49)
  • *** знаменитые женщины / 3 (12)
  • иллюстрации, открытки, пин-ап (195)
  • *** иллюстрации, открытки, пин-ап (45)
  • *** иллюстрации, открытки, пин-ап / 2 (48)
  • *** иллюстрации, открытки, пин-ап / 3 (44)
  • *** иллюстрации, открытки, пин-ап / 4 (55)
  • импрессионисты (128)
  • история, русское дворянство, короли и династии (137)
  • картины живопись (384)
  • кино (85)
  • кошки фото и в живописи (246)
  • куклы, игрушки, рамки (36)
  • кулинария (1192)
  • *** консервирование (50)
  • *** блюда из мяса (50)
  • *** блюда из мяса / 2 (49)
  • *** блюда из мяса / 3 (48)
  • *** блюда из мяса / 4 (48)
  • *** блюда из мяса, салаты, закуски / 5 (284)
  • *** десерты (50)
  • *** десерты / 2 (50)
  • *** компоты, напитки, коктейли, десерты (110)
  • *** консервирование / 2 (99)
  • *** кулинария, закуски (52)
  • *** салаты (50)
  • *** салаты / 2 (50)
  • *** соусы, маринады, подливы (53)
  • *** супы (50)
  • *** супы/ 2 (63)
  • любимые актеры (442)
  • *** звезды Голливуда (49)
  • *** звезды Голливуда / 2 (40)
  • *** звезды итальянского кино (23)
  • *** звезды французского кино (46)
  • *** легенды Голливуда (47)
  • *** легенды Голливуда / 2 (48)
  • *** легенды Голливуда / 3 (34)
  • *** советские актеры (49)
  • *** советские актеры / 2 (62)
  • макрофотографии, бабочки, насекомые (88)
  • маски, уход за волосами, лицом и телом (477)
  • *** маски, уход за волосами, глазами, телом / 2 (59)
  • *** маски, уход за волосами, глазами, телом / 3 (50)
  • *** маски, уход за волосами, глазами, телом / 4 (54)
  • *** маски, уход за волосами, глазами, телом / 5 (72)
  • *** маски, уход за лицом, волосами, телом (74)
  • *** маски, уход за лицом, волосами, телом / 6 (88)
  • ***маски, уход за волосами,глазами, телом/ 7 (80)
  • моды, имидж красоты (190)
  • монастыри, храмы, соборы (195)
  • *** монастыри, храмы, соборы (50)
  • *** монастыри, храмы, соборы / 2 (68)
  • Москва в живописи (17)
  • натюрморт живопись (265)
  • натюрморты с фруктами (84)
  • натюрморты с цветами (187)
  • натюрморты с цветами (3)
  • натюрморты с цветами /2 (7)
  • натюрморт фото (83)
  • острова (61)
  • *** острова (61)
  • парки мира (129)
  • *** парки Азии (22)
  • *** парки Африки, Австралии (8)
  • *** парки Европы (26)
  • *** парки России (6)
  • *** парки Северной Америки (48)
  • *** парки Южной Америки (3)
  • *** парки Японии (16)
  • певцы, композиторы, музыка (91)
  • *** певцы, композиторы, музыка (48)
  • *** певцы, композиторы, музыка / 2 (43)
  • пейзажи живопись (395)
  • *** пейзажи живопись / 1 (45)
  • *** пейзажи живопись / 2 (49)
  • *** пейзажи живопись / 3 (48)
  • *** пейзажи живопись / 4 (51)
  • пейзажи разные живопись (198)
  • Петербург в живописи (14)
  • полезные советы, компьютерная помощь (527)
  • *** полезные советы / 1 (50)
  • *** полезные советы / 2 (50)
  • *** полезные советы / 3 (50)
  • *** полезные советы / 4 (377)
  • портрет (488)
  • природа (704)
  • *** подводный мир / 2 (25)
  • *** природа: вулканы, ледники, кратеры (48)
  • *** природа: Горы, пещеры, скалы, каньоны (50)
  • *** природа: Горы, пещеры, скалы, каньоны/2 (50)
  • *** природа: Горы, пещеры, скалы,озера, каньоны/3 (71)
  • *** природа: Леса, поля, деревья (50)
  • *** природа: леса, поля, деревья / 2 (43)
  • *** природа: леса, поля, деревья, озера /3 (54)
  • *** природа: небо, облака, закаты, рассветы (48)
  • *** природа: небо, облака, закаты, рассветы/2 (25)
  • *** природа: Подводный мир (47)
  • *** природа: Пустыни (27)
  • *** природа: Реки, озера, водопады, моря (49)
  • *** природа: Реки, озера, водопады, моря/ 3 (64)
  • *** природа: Реки, озера, водопады, моря/2 (48)
  • птицы фото и в живописи (151)
  • путешествия (903)
  • *** великобритания — королевская жизнь (28)
  • *** путешествия по Австралии, Азии (82)
  • *** путешествия по Азии (48)
  • *** путешествия по Азии / 2 (46)
  • *** путешествия по Азии / 3 (50)
  • *** путешествия по Америке (50)
  • *** путешествия по Америке / 2 (46)
  • *** путешествия по Африке (13)
  • *** путешествия по Европе (48)
  • *** путешествия по Европе / 2 (50)
  • *** путешествия по Европе / 3 (50)
  • *** путешествия по Европе / 4 (49)
  • *** путешествия по Европе / 5 (50)
  • *** путешествия по Европе / 6 (118)
  • *** путешествия по России (50)
  • *** путешествия по России / 2 (48)
  • *** путешествия по России / 3 (94)
  • разное (442)
  • *** разные истории, самое интересное в мире (38)
  • *** разные истории, самое интересное в мире/ 2 (50)
  • *** разные истории, самое интересное в мире/ 3 (50)
  • *** разные истории, самое интересное в мире/ 4 (45)
  • *** разные истории, самое интересное в мире/ 5 (51)
  • *** разные истории, самое интересное в мире/ 6 (204)
  • реклама (415)
  • рукоделие,вышивка,поделки из бумаги, батик,декупа (218)
  • рукоделие,вышивка, поделки из бумаги (34)
  • сад на подоконнике (422)
  • *** сад на подоконнике (50)
  • *** сад на подоконнике / 2 (50)
  • *** сад на подоконнике / 3 (50)
  • *** сад на подоконнике / 4 (50)
  • *** сад на подоконнике / 5 (222)
  • сады мира (156)
  • *** сады Австралии (2)
  • *** сады Азии (33)
  • *** сады Африки (4)
  • *** сады Европы (46)
  • *** сады России (25)
  • *** сады США, Канады (18)
  • *** сады Франции (8)
  • *** сады Японии (20)
  • ссср (94)
  • стихи, поэты,писатели (99)
  • *** стихи, поэты, писатели (49)
  • *** стихи, поэты, писатели / 2 (50)
  • украшения,драгоценности (125)
  • *** украшения, драгоценности (48)
  • *** украшения, драгоценности / 2 (51)
  • *** украшения, драгоценности / 3 (27)
  • фарфор, хрусталь, стекло (111)
  • фитнес, йога (309)
  • *** фитнес, йога (50)
  • *** фитнес, йога / 2 (50)
  • *** фитнес, йога / 3 (50)
  • *** фитнес, йога / 4 (159)
  • фото (434)
  • франция (369)
  • *** Париж (28)
  • Париж (84)
  • Париж в живописи (134)
  • цветы в живописи (408)
  • цветы фото (360)

Цитатник

Тo, чтo cдeлaeт c твoeй пeчeнью 1 cтaкaн этoгo нaпиткa, мoжнo нaзвaть нacтoящим чудoм! ⠀ .

Все заболевания щитовидной железы можно разделить в зависимости от функционального состояния.

Сад любви (Рубенс) — The Garden of Love (Rubens)

Сад Любви это картина Рубенс, произведенный примерно в 1633 году и сейчас в Музей Прадо в Мадриде. Впервые произведение было внесено в список в 1666 году, когда оно было повешено в Королевский дворец в Мадриде, в спальне испанского короля. [1] В ранних инвентаризациях картина называлась Вечеринка в саду. [2]

Это апофеоз внешней изысканности Веселая компания жанровая живопись. Тема этой пьесы обычна в Барокко картины, в которых использовались преувеличенные движения и ясные, легко интерпретируемые детали для создания драматизма, напряжения и величия. Рубенс использует в своих картинах многослойную аллегорию и символику.

Содержание

  • 1 Описание
  • 2 Фонтаны
  • 3 Влияние
  • 4 Примечания
  • 5 Библиография
  • 6 внешняя ссылка

Описание

На этом фрагменте размером 6,5 на 9,4 фута большая группа хорошо одетых людей в стиле 17-го века отдыхает на пикнике в идиллическом саду. Все хорошо одеты, демонстрируя свое богатство и высокий статус. Это демонстрирует всю глубину сцены полного судебного заседания в рецессионной манере. [3] Амур взаимодействует с людьми, привнося мифологические фигуры в реалистичную сцену сада, создавая фантастическую картину. [4]

Повсюду в группе можно встретить символы супружеской любви, в том числе амуров, пару голубей, цветочные короны, музыку и павлина Юноны. Собаки олицетворяют верность и верность. Сад олицетворяет не только рай, но и плодородие. Эта картина — аллегория и восхваление любви и брака, а также веселой компании.

Читайте также  Последний кабак у заставы, в. г. перов, 1868

В крайнем левом углу мужчина-джентльмен сопровождает женщину в черном к окружению. Считается, что этим человеком был Рубенс, что позволило друзьям идентифицировать эту картину как автопортрет. Считается, что Сад любви является празднованием его брака с женой Рубенса: Элен Фурман.

Хелена Фурмент была второй женой Рубенса. Она была предметом нескольких портретов Рубенса и моделью для других религиозных и мифологических картин.

Фонтаны

Фонтаны Трех граций и Венеры олицетворяют супружеское счастье. Фонтанов Три Грации — три Рубенески обнаженные женщины — существа с мягким телом, сладострастные и очень сексуализированные. Эти формы подчеркивают плодородие и физическую красоту, отражая красивый сад. Прямо под Грейсами, ничего не подозревающая группа людей обливается фонтаном. [5] Второй фонтан также изображает обнаженную женщину — на этот раз с обнаженной Венерой, сидящей на спине рыбы и производящей струю воды из ее грудей. Она известна как Кормящая Венера и символизирует вынашивание и воспитание детей.

Павлин идентифицирует эту женщину в полный рост, как богиню Юнону, которая является богиней брака. Рубенс играет на узнаваемые темы, которые узнала бы его современная аудитория.

Рубенс использует мотивы скульптур эпохи Возрождения, но создает сцену в маньеристическом портике своего собственного дома в Антверпене.

Влияние

На веселую компанию Рубенса повлияли Адриан Брауэр, фламандский художник в стиле барокко, рисовавший очень натуралистичные жанровые сцены с веселой компанией. Хотя известно только 60 его работ, работы Брауэра повлияли на следующее поколение фламандских и голландских художников-жанристов. Брауэр писал атмосферные пейзажи, рисовал рыхлыми мазками — влияние этого стиля можно увидеть в произведении Рубенса.

Питер Пауль Рубенс — художник более 3000 гениальных картин

Талантливый живописец, дипломат и коллекционер Питер Пауль Рубенс (1577-1640) был выходцем из Фламандского региона Бельгии, который носил название Фландрия. Его считали одним из основателей популярного в Европе в XVII-XVIII веках художественного направления и архитектурного стиля барокко. По мнению современников художника, он обладал хорошо развитым интеллектом и природным даром видеть гармонию в окружающем мире.

  • Детство
  • Творческий путь
  • Техника и стиль
  • Влияние на мир искусства
  • Личная жизнь
  • Смерть
  • Интересные факты

Детство

Живописец появился на свет 28 июня 1577 г в немецком городке Зиген. Его отец работал юристом. Помимо мальчика в семье воспитывалось пятеро детей. Через некоторое время семья поменяла место жительства и перебралась в Кельн. Когда Рубенсу исполнилось 10 лет, его отец скоропостижно скончался. Мать приняла решение вернуться в родной город Антверпен, расположенный в Бельгии.

Показать таблицу

Историческая справка
Годы жизни 28 июня 1577 — 30 мая 1640
Страна Голландия
Жанр Портреты, живопись
Стиль Барокко
Сюжеты Портреты, история, пейзаж

Будущий художник получил хорошее образование. Он обучался каллиграфии и другим предметам в иезуитской школе. В процессе обучения мальчик овладел 7 иностранными языками, интересовался историей и отличался от своих сверстников феноменальными способностями по запоминанию важных исторических дат и событий.

Союз Земли и Воды

В 13 лет мальчик стал пажом графини де Лален, проживающей в Ауденарде. За счет покровителей ему удалось продолжить образование.

Через год Рубенс стал обучаться живописи. Первые навыки он получил у голландского пейзажиста Тобиаса Верхахта. Затем продолжил свое обучение с фламандским живописцем Адамом Ван Ноорта. После этого начинающий художник получил приглашение посещать мастерскую Отто ван Веена, который преклонялся перед искусством Возрождения. Благодаря владельцу мастерской Питер Рубенс стал увлекаться античным направлением.

Творческий путь

Принято выделять три основных этапа развития творчества живописца. Если кратко, то это:

  1. Ранний этап — до 1620 г.
  2. Зрелое творчество (1620-1630 г).
  3. Поздний этап.

С 1600-1608 гг Рубенс провел в солнечной Италии. Там он выполнил на заказ большое количество портретов.

Ранний этап

Большую популярность мастер приобрел в самом начале своего творческого пути. Из Италии он вернулся в связи с полученным печальным известием: в Антверпене умерла его мать. Рубенс сильно переживал утрату, у него появились мысли стать монахом.

Но перестать рисовать картины он не смог. Живописец регулярно получал заказы от состоятельных горожан. Ему было предложено начать работу при дворе известного в городе эрцгерцога Альберта.

Битва амазонок

Со временем Питер Рубенс стал одним из самых востребованных художников в родном городе. Он не только выполнял заказы своего покровителя, но и расписывал соборные стены, и писал портреты других горожан. Известная картина «Союз Земли и Воды» появилась на свет в 1618 г. По мнению искусствоведов, в ней явно заметно влияние живописцев из Италии на стиль Рубенса. Основным замыслом шедевра стало единство города с природой: Антверпена и реки, на которой стоит этот город, Шельды.

Охота на львов

К раннему этапу, помимо полотна «Союз Земли и Воды» (1612-1615), относят: «Битву амазонок», «Охоту на львов» (обе работы были выполнены в период с 1615 по 1618), «Охоту на кабана» (1615). Питер увлекался изображением сюжетов на мифологическую тематику. Одной из таких картин стала «Похищение дочерей Левкиппа».

Изображенные люди и животные экспрессивны, каждый из них будто бы находится в динамике. Эту работу сравнивают с трудами Микеланджело, которыми художник увлекался во время стажировки в Италии.

Зрелое творчество

Начиная с 1620 г, Рубенс стал выполнять заказы, поступившие от французской королевы Марии Медичи. Это были полотна исторического жанра. Художнику был заказан цикл работ, предназначавшихся для декорации помещений нового королевского замка. Овдовевшая королева хотела украсить его эпизодами из своей жизни с умершим королем.

Охота на кабана

Работа над первой серией картин была окончена в 1625 г. Завершить вторую серию, посвященную правлению умершего короля, автор не успел. Для придания картинам выразительности мастер использовал аллегорические и мифологические образы.

Похищение дочерей Левкиппа

Известной на весь мир картиной из этого цикла стала работа, посвященная прибытию французской королевы в Марсель. Мария Медичи на полотне изображена во весь рост. Одетая в нарядное платье она сходит с галеры на берег, приветствуют госпожу божества стихии морских глубин. Над ней витает в далеких облаках Слава, дающая всем знать о прибытии королевы в порт. Канаты, сброшенные с корабля, привязывают наяды, сопровождающие свою повелительницу.

Поздний этап

На закате творческого пути в результате долгих лет непрерывной работы живописец заболевает подагрой. Заболевание не поддается лечению и начинает быстро прогрессировать. Но оптимистический настрой не покидает мастера.

Свои работы он писал до последних дней жизни. Центральной темой этого этапа стала сельская жизнь и природа. Знаменитые картины того времени: «Крестьянский танец» и пейзаж «Крестьяне, возвращающиеся с полей».

Техника и стиль

В рисунках Рубенс проявил уникальный дар, внося через них в повседневную жизнь яркие краски, самобытность и колорит. Рисуя свои первые картины, художник сумел подчеркнуть свойственную ему манеру: он тщательно прорисовывал детали пейзажа и фона, которые находились на заднем плане портрета человека. Технику работы итальянских мастеров живописи художник перенес на свои картины.

Этюд головы девочки
Клара Серена Рубенс — дочь Рубенса от первой жены Изабеллы Брант

В течение всего творческого пути живописец постоянно находился в поиске: собственного художественного стиля, новых решений передачи цвета, способов подачи объема и формы. К каждому заказу он относился с особым трепетом и всегда находил уникальный подход к написанию будущих шедевров.

Влияние на мир искусства

Рубенс был истинным художником стиля барокко. Учтивый, образованный человек, талантливый художник и дипломат он стал самым известным фламандским живописцем своего времени.

Написанные им картины пользовались большой популярностью по всей Европе. Творчество гениального художника внесло огромный вклад в развитие живописи на территории европейских стран. Он стал одним из основателей фламандского метода.

Воздвижение Креста

Школа Питера Пауля Рубенса оказала огромное влияние на становление фламандской живописи. Одним из его последователей стал Ван Дейк.

В 2017 г в Лондонской Национальной галерее состоялось открытие новой секции, посвященной наследию двух гигантов в мире искусства: Рубенса и Рембрандта. Этих мастеров объединяет одно: их влияние на становления искусства своего времени и на последующие за ними поколения художников.

Личная жизнь

Первой женой талантливого живописца стала Изабелла Брант. Избранница была дочерью статс-секретаря. Женился мастер по большой взаимной любви. После бракосочетания живописец изобразил себя с любимой женщиной.

Картина была названа «Автопортрет с Изабеллой Брант». Они жили в счастье и гармонии, на свет появились трое детей. Но брак продлился недолго: в 1626 году Изабелла умерла. Автор тяжело переживал утрату. После смерти супруги он отправился с дипломатической миссией по европейским странам.

Автопортрет с Изабеллой Брант

Через 4 года мастер женился во второй раз на молодой племяннице Изабеллы. Ее звали Елена Фоурмен. Вскоре после женитьбы он стал владельцем поместья Стен, на территории которого был построен красивый замок.

В этот период художник полностью посвятил себя любимому занятию: он перестал заниматься деятельностью дипломата. В браке появились на свет пятеро детей. Семья счастливо жила вдали от города, живописец писал сельские виды, полные гармонии и красоты.

Смерть

Начиная 1635 г, приступы подагры стали тяжелыми и изматывающими. В 1638 г была полностью поражена правая рука, из-за чего Рубенс лишился возможности писать. Болезнь все время прогрессировала, мешая полноценно наслаждаться жизнью. Умер художник от сильного приступа подагры 30 мая 1640 г. В последние минуты жизни рядом с ним была любимая жена и их дети.

Интересные факты

Когда великого фламандского живописца не стало, его жена Елена решила уничтожить полотна, на которых муж изобразил ее в обнаженном виде. Картины были сохранены для потомков благодаря вмешательству короля Нидерландов. Через священника он уговорил вдову сохранить шедевры.

Портрет женщины с четками

Творческий путь гениального творца Питера Рубенса стал мировым достоянием. Его картины размещены в лучших музеях мира. Регулярно проводятся выставки, посвященные творчеству фламандского мастера. Полюбоваться на великие полотна живописца приезжают люди из разных уголков земли.

Рубенс, Питер Пауль: биография

Мастерская Рубенса

В октябре 1609 года Рубенс сочетался браком с Изабеллой Брант, дочерью известного гуманиста Яна Бранта. В последующее десятилетие Рубенс достиг в Европе славы, с которой из художников предыдущих эпох мог сравниться только Тициан. Зиждилась она как на религиозных полотнах, для которых он выбирал самые драматичные эпизоды библейской истории («Страшный суд» из Старой пинакотеки и «Распятие» из Брюссельского музея изящных искусств), так и на брызжущих безудержной энергией, сочных по палитре, бесстыдных по эротизму сценах из античной мифологии (в Старой пинакотеке — «Битва греков с амазонками» и «Похищение дочерей Левкиппа»).

Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых — такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. В 1620-е годы произведения мастерской Рубенса наводнили не только Испанские Нидерланды, но и всю Европу. Можно предположить, что для холстов большого размера сам мастер выполнял только первоначальный эскиз композиции и наносил краски на те участки, которые требовали особой проработки. Зачастую он представлял клиентам миниатюрный гризайльный эскиз будущего холста и, получив их одобрение, доверял его исполнение подмастерьям.

Рубенс как дипломат

В 1621 г. фламандская регентша Изабелла Испанская сделала Рубенса своим советником по вопросу продления перемирия с Голландской республикой. С этого времени фламандский живописец, который отличался обходительностью, был начитан, знал шесть языков и состоял в переписке со многими коронованными особами (его называли «королём художников и художником королей»), становится ценным приобретением для дипломатии испанских Габсбургов. Помимо коронованных особ Рубенс встречался и переписывался с известными учёными и интеллектуалами Европы, которые отмечали его острый ум и широкую образованность. Это были Никола Пейреск, Каспар Шиопиус, Пьер Дюпюи, а также некоторые другие.

В 1622 г. Рубенса вызвала в Париж наслышанная о его славе вдовствующая королева Мария Медичи; ему было поручено заполнить картинами из её жизни два длинных перехода в новопостроенном Люксембургском дворце. Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года. В 1625 г. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр — см. галерея Медичи в Лувре). Он получил заказ на такую же серию из жизни её супруга Генриха IV, но этот проект так и остался неосуществлённым.

В 1628 г. король Филипп IV пригласил Рубенса в Мадрид, где тот получил возможность лицезреть богатейшее собрание произведений своего кумира, Тициана, а также копировать их. В 1629 г. ему было поручено отправиться в Лондон для проведения мирных переговоров с Карлом I, что и было исполнено с блеском. Во время пребывания в английской столице Рубенс покрыл потолок выстроенного Иниго Джонсом зала банкетов Уайтхолльского дворца аллегориями из жизни отца монарха, Якова I. За эти заслуги король возвёл художника в рыцари, а Кембриджский университет произвёл его в почётные доктора.

Закат жизни

Во время своих странствий Рубенс овдовел. По возвращении в родной Антверпен в 1630 г. он взял в жёны 16-летнюю дочь друга, Елену Фурман. В последнее десятилетие жизни она становится излюбленным предметом его портретов, среди которых выделяется своей игривостью «Шубка» (1638, Музей истории искусств). Мы узнаём её черты в «Саду любви» (1634), в «Трёх грациях» (1638) и в «Суде Париса» (1639).

    Портреты семьи Рубенса

Автопортрет с Изабеллой Брант, 1609

Дочь Клара, 1618

Елена Фурман («Шубка», ок. 1638)

Свояченица Сусанна («Соломенная шляпка»)

Елена Фурман с детьми

Гораздо чаще, чем раньше, позднего Рубенса влекут пейзажи. Такие брейгелевские пейзажи, как «Пейзаж с радугой» (1636) и «Замок Стен» (1637), обязаны своим появлением приобретению Рубенсом в 1635 г. брабантского поместья Элевейт неподалёку от Мехелена. Средства на покупку доставил полученный от испанского короля заказ на 120 иллюстраций к текстам классических авторов, преимущественно Овидия.

Жизнь в сельской местности приблизила Рубенса не только к природе, но и крестьянам. В таких вещах, как «Кермеса» (1638), он пытается превзойти Брейгеля в изображении разудалой стихии народного праздника.

Работать ему с каждым годом становилось всё труднее из-за прогрессирующей подагры. В 1640 г. Рубенса не стало. В его антверпенском доме после реставрации был открыт (в 1947 г.) музей.

Творческая манера

Рубенс никогда не стеснялся подражать тем из предшественников, которые восхищали его, и особенно Тициану с Брейгелем. Первое десятилетие его творчества представляет картину трудолюбивого и методичного освоения достижений художников XVI века. Благодаря такому подходу он освоил все жанры ренессансной живописи и стал самым универсальным художником своего времени.

Композиционные решения Рубенса отличаются исключительным разнообразием (диагональ, эллипс, спираль), богатство его красок и жестов никогда не перестаёт удивлять. Вполне соответствуют этой жизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью.

В 1610-е гг. Рубенс разрабатывает новые для фламандской живописи формы, в частности, жанр охотничьих сцен, которые проникнуты страстной динамикой зрелого барокко («Охота на крокодила и гиппопотама»). В этих работах вихрь композиционного движения сносит ограничения, традиционно налагаемые на художников линией и формой.

«Охота на гиппопотама», 1618

«Самсон и Далила», 1609

Шествие Силена. Национальная картинная галерея Армении

Рубенсовские мазки поражают смелостью и свободой, хотя при всей широте их он никогда не впадает в пастозность. Его непревзойдённое искусство владения кистью очевидно и в многометровых композициях 1620-х годов, и в точных, лёгких, подвижных мазках небольших работ последнего периода.

Шпоры по истории искусств / 21.Рубенс и фламандская

21.Рубенс и фламандская

живопись XVII в. в коллекции Эрмитажа.

Рубенс (Петер-Пауль Rubens) — знаменитый фламандский живописец, происходил из старинной семьи антверпенских граждан; его отец Ян Pубенс, бывший в эпоху правления герцога Альбы старшиною города Антверпена, за свою приверженность к реформации попал в проскрипционные списки и был вынужден бежать за границу.

Занятиям живописью Рубенс стал предаваться очень рано. Его учителями по ее части были Тобиас Вергагт, Адам ван Ноорт и Отто ван Вэн, работавшие под влиянием итальянского Возрождения и сумевшие, особенно последний, вселить в молодом художнике любовь к всему античному. В 1598 г. Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию св. Луки, а в 1600 г., по установившемуся издавна обычаю нидерландских живописцев, отправился оканчивать свое художественное образование в Италию.

В 1601 г. он состоял при дворе мантуанского герцога Винченцо Гонзаги, у которого и оставался на службе в течение всего своего пребывания в Италии. По поручению герцога, он посетил Рим и изучал там итальянских мастеров, после чего, прожив некоторое время в Мантуе, был послан с дипломатическим поручением в Испанию.

Судя по копиям, сделанным Рубенсом с картин Тициана, Тинторетто, Корреджо, Леонардо да Винчи и др., можно предполагать, что в эту пору он побывал во всех наиболее важных художественных центрах Италии, с целью изучения произведений итальянской живописи эпохи Возрождения.

Картины Рубенса: Праздник Венеры, Венера и Адонис, Суд Париса, Туалет Венеры, Падение Титанов, Возвращение крестьян с поля,Похищение дочерей Левкиппа, Персей и Андромеда, Мария Медичи становится регентшей, Сад Любви

В итальянский период своей деятельности, Pубенс, по-видимому, не стремился к самостоятельному творчеству, а лишь проходил серьезную подготовительную школу, копируя те из картин, которые нравились ему наиболее. В это время было им исполнено лишь небольшое число самостоятельных работ, из коих следует назвать: «Воздвижение Креста», «Терновый венец» и «Распятие» (1602; в госпитале в Грассе), «Двенадцать апостолов», «Гераклита». «Демокрита» (1603, в мадридском муз. дель Прадо), «Преображение» (1604; в муз. Нанси), «Св. Троицу» (1604, в мантуанской библиотеке), «Крещение» (в Антверпене), «Св. Григория» (1606, в гренобльском музее) и три картины, изображающие Богоматерь, с предстоящими ей святыми (1608, в Кьеза-Нуова, в Риме).

В 1608 г. Рубенс был назначен живописцем при дворе эрцгерцога Альберта, и вскоре (1609) женился на Изабелле Брант, дочери секретаря гор. Антверпена.

Чрез небольшой промежуток времени он достиг славы величайшего живописца своей эпохи; уже в 1610 и 1611 г. им были исполнены две мастерские работы: «Воздвижение Креста» и «Снятие со Креста» (обе в антверпенском соборе).

Еще ранее, в 1609 г., он устроил у себя обширную мастерскую, в которую молодые художники стекались толпою отовсюду. В эту пору им были написаны: «Обращение св. Бавона» (для церк. св. Бавона, в Генте), «Поклонение волхвов» (для церк. св. Иоанна в Мехельне) и колоссальное изображение «Страшного суда» (в мюнхенской пинакот.).

Вторая половина жизни Рубенса прошла по большей части в путешествиях, которые он совершал в качестве посла своего государя. Так он трижды ездил в Париж, посетил Гаагу (1626), побывал в Мадриде (1628) и Лондоне (1629). Во время своего пребывания в этих городах, он не переставал работать: в Мадриде им написан ряд портретов членов королевского семейства, исполнены для пиршественной залы уатгальского дворца, в Лондоне, девять больших плафонов на сюжеты из истории кор. Иакова II.

Кроме того, трудясь в Антверпене и Брюсселе, он создал большое количество картин религиозного, мифологического и жанрового содержания, между прочим:

«Поклонение волхвов» (в антверпенском муз.), «Бегство Лота» (в луврск. муз. в Париже), «Христа и Грешницу» (в мюнхенск. пинакотеке), «Воскрешение Лазаря» (в берлинском муз.), «Вакханалию» (в имп. Эрм., № 551), «Вакха» (там же, № 550), «Сад любви» (в мадридском муз., в дрезденской гал. и др. местах), «Игру кавалеров и дам в парке» (в венской гал.), «Возчиков камней» (в Имп. Эрм., № 594) и пр.

В эти годы он произвел одно из лучших своих созданий знаменитый триптих «Богоматерь вручает священное облачение св. Ильдефронсу» (в венской гал.; эскиз для него — в Имп. Эрмитаже, № 557), продолжал работать в уатгальск. дворце, исполнил по заказу брюссельских ковровых фабрикантов целую серию картонов, изображающих «Жизнь Апеллеса» (в 9 сценах), «Историю Константина» (12 сцен, в Garde meuble, в Париже), «Триумф церкви» (в 9 сцен, в мадридск. музее и в гровенорской гал., в Лондоне).

Кроме этих значительных работ, Рубенс исполнил немало и других, каковы напр. серии охотничьих сцен для королевского дворца дель-Прадо, в Мадриде, картины «Суд Париса» (в лонд. национ. гал. и в мадридск. муз.) и «Диана на охоте» (в берлинск. муз.), а также целый ряд пейзажей, в том числе «Прибытие Одиссея к феакийцам» (в гал. Питти, во Флоренции) и «Радугу» (в Имп. Эрмитаже, № 595).

Несмотря на столь кипучую свою деятельность, Рубенс находил время заниматься и другими делами; так, напр., он вел переписку с инфантой Изабеллой, Амвросием Спинолою и сэром Дудлеем-Карльтоном, увлекался коллекционированием резных камней, при чем для сочинения Пейреска о камеях рисовал иллюстрации, присутствовал при первых опытах с микроскопом, производившихся в Париже, интересовался книгопечатанием и изготовил для типографии Плантена ряд заглавных листов, обрамлений, девизов, заставок и виньеток.

Удивительная плодовитость Рубенса (одних его картин насчитывается свыше 2000) показалась бы прямо невероятною, если бы не было известно, что ему помогали в работе его многочисленные ученики; в большинстве случаев, Рубенс изготовлял лишь эскизы, по которым другие исполняли самые картины, которые он проходил своею кистью лишь напоследок, перед сдачею их заказчикам.

Учениками-сотрудниками Рубенса были: знаменитый А. ван-Дейк, Квеллинус, Схуп, ванГук, Дипенбек, ван-Тюльден, Воутерс, д’Эгмонт, Вольфут, Герард, Дуффе, Франкойс, ван-Моль и др

Имп. Эрмитаж весьма богат произведениями Рубенса (53 номера); кроме упомянутых выше, в этом музее хранятся следующие картины этого художника: «Изгнание Агари» (нап. около 1625 г., № 535), «Поклонение волхвов» (№ 536), «Богоматерь с младенцем Христом» (ок. 1615 г., № 538), тот же сюжет (ок. 1615 — 18 гг., № 1784), «Богоматерь, вручающая четки св. Доминику и другим святым» (ок. 1630 — 32 г.,№ 540), «Спаситель в гостях у Симона-Фарисея» (между 1615 — 20 гг., № 543), «Тайная вечеря» (эскиз 1632 г., № 544), «Христос перед Пилатом» (эскиз. № 545), «Снятие со креста» (1613 — 14 г., № 546), «Небесное венчание Пресв. Девы» (№ 547), «Венера и Адонис» (ок. 1615 г., № 549), «Персей и Андромеда» (нап. ок. 1612 — 15 г., № 552), «Борьба кентавров с лапифами» (эскиз, № 553), «Союз земли с водою» (№ 554), «Возвращение римского полководца из похода» (№ 556), портреты кор. Филиппа IV и его супруги Елизаветы Французской (1628 — 29 г., №№ 559 — 560), «Слава и апофеоз Иакова I (2 эскиза для уатгальских плафонов, №№ 572 и 573), портрет Карла де-Лонгваля (№ 574), Изабеллы Брант (№ 575), Сусанны Фоурман и ее дочери, Катарины (№ 635), несколько портретов неизв. лиц (№№ 578, 579, 582, 583, 586, 588), два изображения францисканских монахов (№ 590), «Пастушеская сцена» (ок. 1635 — 37 г., № 591), «Статуя Цереры» (№ 593) и «Отцелюбие римлянки» (№ 1785).

В истории искусства Рубенс является величайшим из представителей не только фламандской, но и вообще европейской живописи XVII стол., соединявшим в своем творчестве гениальную самобытность со всем лучшим, что могло быть унаследовано им от его предшественников.

Изучая в первую половину своей жизни образцовые произведения первоклассных итальянских мастеров эпохи Возрождения, он брал от каждого из них и навсегда усвоил себе приемы и качества, достойные подражания: от Тициана и П. Веронезе заимствовал блеск и жизненность колорита, разыгрывая в своих картинах как бы целые симфонии красок; от Микеланджело — мощность фигур и энергичность движения, по преимуществу драматического; от Л. да Винчи и Рафаэля — совершенство рисунка и ясность композиции; от Корреджо — пластичность форм и искусство светотени; от всех вместе — постоянное стремление к изучению натуры, каков ни был бы сюжет.

Это стремление, вместе с собственной любовью художника к действительности, было залогом его быстрых успехов: от ученического копирования итальянских мастеров и от подражания им в указанных отношениях он скоро перешел к самостоятельному творчеству и, следуя принципам художников эпохи Возрождения, приковался к натуре, как к неиссякаемому источнику вдохновения, стал или воспроизводить ее с возможною близостью к ней (в портретах, охотничьих сценах, пейзажах) или идеализировать ее на почве красоты, религиозного чувства и поэтического вымысла (в религиозных, мифологических и аллегорических картинах).

Отсюда — субъективность и жизненность типов в самостоятельных произведениях Pубенса, типов, носящих на себе яркую печать фламандской национальности, нисколько не похожих на выводимые на сцену итальянскими мастерами. Отсюда также — внутренняя сила и внешняя правда компоновки сюжетов.

Отсюда, наконец, поразительное богатство и разнообразие содержания и оригинальность его трактовки, какими отличается большинство картин Рубенса. Вообще это был реалист, но в самом высоком значении слова, отбрасывавший случайный мелочи природы и воспроизводивший только типичные и прекраснейшие ее черты, — художник, остававшийся всегда близким к действительности, даже в случаях ее возвышенной идеализации в картинах на религиозные и мифологические темы.

Почти все произведения Рубенса были гравированы, и притом неоднократно; многие из снимков с них исполнены под непосредственным его наблюдением, при чем он сам нередко исправлял рисунок граверов, к числу которых принадлежат: К. Галле, Сваненберг, Матам, И. Мюллер, П. Соутман, Ворстерман, Понциус, В. и С. Бодьсверты, Вильдук, Иегер и др.

Фламандская живопись XVII-XVIII вв.

Коллекция фламандской живописи XVII-XVIII вв. в Государственном Эрмитаже позволяет составить представление о творчестве почти всех значительных мастеров этого времени. Она насчитывает свыше 500 картин, выполненных более, чем 140 художниками. Полотна ведущих живописцев Фландрии — Питера Пауля Рубенса, Антониса Ван Дейка, Якоба Йорданса, Франса Снейдерса экспонируются в пяти залах второго этажа Нового Эрмитажа.

Собрание работ Рубенса, главы фламандской художественной школы XVII столетия, включает 22 картины и 19 эскизов, имеющих мировое значение. Среди наиболее известных полотен мастера — «Союз Земли и Воды» (1618), «Персей и Андромеда» (начало 1620-х), «Возчики камней» (около 1620), «Вакх» (между 1638-1640). О крупных монументально-декоративных циклах Рубенса дают представление эскизы к серии «Жизнь французской королевы Марии Медичи» (1620-е) и к праздничному убранству Антверпена по случаю въезда инфанта Фердинанда, нового правителя Фландрии (1630-е).

Ученик Рубенса Ван Дейк представлен 24 произведениями. Главным образом, это работы портретного жанра, принесшего мастеру славу. Эрмитажное собрание демонстрирует все основные типы портрета, получившие развитие в творчестве Ван Дейка — от камерно-интимного до парадно-заказного. Среди работ выделяются «Автопортрет» (1622 или 1623) и «Портрет Томаса Чалонера» (конец 1630-х).

Десять работ Йорданса периода расцвета его художественной деятельности включают «Автопортрет с родителями, братьями и сестрами» (около 1615) и «Праздник бобового короля» (около 1638). Среди 14 картин Снейдерса особого внимания заслуживает серия из четырех монументальных «Лавок» (конец 1610-х) — одна из немногих, дошедших до нашего времени полностью, которая была выполнена для особняка влиятельного представителя администрации испанских наместников в Южных Нидерландах Жака ван Оффема в Брюсселе.

Фламандскую бытовую живопись XVII в. характеризуют, в первую очередь, работы двух крупнейших представителей этого жанра — Адриана Брауэра и Давида Тенирса Младшего. В Эрмитаже хранятся две картины Брауэра — «Деревенский шарлатан» (около 1625) и «Сцена в кабачке» (около 1632). Собрание произведений Тенирса Младшего составляют свыше 40 картин, основная часть которых принадлежит к 1640-1650 гг. — периоду расцвета творчества художника. «Групповой портрет членов стрелковой гильдии «Oude Voetboog» в Антверпене» (1643) представляет особую редкость не только для творчества мастера, но и для фламандского искусства в целом, поскольку широкое распространение подобные портреты получили только в голландской живописи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: