Руджиеро, освобождающий анжелику, энгр - Тайны со всего мира

Руджиеро, освобождающий анжелику, энгр

Руджиеро, освобождающий анжелику, энгр

  • « первая
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17

Полотно «Руджиеро, освобождающий Анжелику» — поздняя уменьшенная версия картины, написанной художником для Людовика XVIII в 1818, ныне находящейся в Лувре.

Анжелика — дочь катайского царя в «Неистовом Роланде» — романтической эпической поэме итальянского поэта Ариосто (1474–1533) о войне христиан с сарацинами во времена Карла Великого. В героиню были влюблены несколько рыцарей — христиан и язычников. Среди них помимо героя поэмы Роланда был Руджиеро, один из языческих рыцарей-победителей. Далее сюжет очень похож на тему Персея и Андромеды. Анжелика прикована цепями к скале на морском берегу, на нее готово напасть морское чудовище. Рыцарь, приехав на гиппогрифе (мифологическое животное, наполовину — конь, наполовину — грифон), ослепил монстра волшебным мечом и надел на мизинец Анжелики магическое кольцо, которое будет ее защищать. Руджиеро освобождает девушку от оков, они садятся на крылатое животное и вместе уносятся вдаль.

Жан Огюст Доминик Энгр (1780–1867) Портрет Инесс Муатесье 1856. Холст, масло. 120×92,1

Жан Огюст Энгр прославился как портретист, хотя сам считал портрет низшим жанром в сравнении с исторической живописью. С 1806–1824 он жил в Италии и изучал античное искусство и творчество художников Возрождения.

Когда банкир Сигисберт Муатесье заказал Энгру портрет своей жены, Марии-Клотильды-Инесс, он отказался от работы, но позже, увидев молодую женщину, был покорен ею и взялся за картину. Можно предположить, что Муатесье представлялась ему олицетворением классической красоты. Однако произведение не было закончено сразу: мастер дописал портрет через семь лет.

Судя по всему, создавая этот холст, Энгр вдохновлялся образцами Ренессанса: поза модели очень близка положению богини на римской фреске в Геркулануме. По первоначальному замыслу автор хотел запечатлеть и дочь Инесс, Катерину, но к моменту завершения портрета она повзрослела, и Энгр отказался от неизбежного анахронизма.

Прежде чем был закончен этот, Энгр создал другой портрет Инесс (1861, Национальная галерея искусств, Вашингтон). На нем она изображена в рост и также представлена как идеал античной красоты (но модель пополневшая).

Гюстав Курбе (1819–1877) Девушки на берегу Сены До 1857. Холст, масло. 96,5×130

Жан Дезире Гюстав Курбе — французский живописец, график, скульптор, общественный деятель, один из последних мастеров романтизма, представитель и теоретик реализма.

Картину «Девушки на берегу Сены» большего размера Курбе выставил в 1857 в Салоне в Париже. Сейчас она хранится в собрании, экспонирующемся во французской столице в Малом дворце. Сохранилось довольно много этюдов к ней, и данное лондонское полотно считается одним из них.

Выставленная работа вызвала острую полемику, литератор Т. Готье писал о ней: «»Девушки на берегу Сены» (какое странное название, между прочим) возвращают нас к тому экстравагантному жанру, которому художник обязан своей известностью. Это звучный удар по там-таму общественного мнения, цель которого заставить обернуться невнимательную толпу. Две толстые девицы, для которых была бы слишком велика честь, если бы их назвали лоретками, растянулись на траве на берегу реки, одна животом вниз, другая — на боку, нелепо наряженные в безвкусные туалеты… Из-за дерева, листья которого кажутся вырезанными из зеленой бумаги, виднеется в глубине полотна вода, голубизна которой напоминает скорее Неаполитанский залив, чем Сену. Все это вместе образует довольно фантастический пейзаж, который можно увидеть в провинциальных трактирах. Что касается девицы, лежащей на животе, то, если бы она захотела встать, снять одежды на берегу и окунуть в воду кончик ноги, как античная нимфа, она не произвела бы того впечатления рельефности, как Венера на выставке в Мон-Плезир. Никакие формы не выступают под платьем. Г-н Курбе все израсходовал за один раз. И все же есть в этой нарочито гротесковой картине великолепные по цвету куски, настоящее чудо, как вышитая шаль. На вульгарном лице второй спящей чувствуется биение жизни и легкая испарина сна. Руки, шея, щека первой девицы очень верны по тону, они так тонко и крепко написаны, что редко можно встретить у других».

Эдуард Мане (1832–1883) Музыка в Тюильри 1862. Холст, масло. 76,2×118,1

Эдуард Мане — французский художник, один из родоначальников импрессионизма.

Сад Тюильри в самом центре Парижа — излюбленное место отдыха горожан в XIX веке. Десятки, сотни свидетельств этому содержатся в произведениях литературы, живописи и музыки. Как Садовое кольцо в Москве когда-то действительно являлось садовым, так и Тюильри был садом (сейчас это скорее сквер). Можно понять, почему это место было столь привлекательным, особенно для прогулок с детьми, которые у Мане изображены на переднем плане. Вспоминается пьеса М. Мусоргского «Тюильрийский сад» («Ссора детей после игры») из цикла «Картинки с выставки», возможно, лучший музыкальный образ Тюильри. Художник в названии картины прямо указывает на то, что в нем звучит музыка: видимое воодушевление толпы — ее следствие. Среди персонажей Мане изобразил себя и свое семейство, а также Ш. Бодлера, Т. Готье, Ж. Оффенбаха.

Это произведение — первая большая работа художника, отображающая современную городскую жизнь. Он купался в этой атмосфере, делал зарисовки, уже вынашивая план большого полотна, показывал их друзьям, встречая одобрение и восторги. Наконец оно было написано. И каков эффект? Салон его отверг. Даже друзья не поняли, что же хотел изобразить художник. На защиту встал молодой Эмиль Золя. Он заявил, что «когда-нибудь поймут, наконец, какое место Эдуард Мане занимает в той переходной эпохе, которую переживает сейчас французская школа живописи. Он останется в ней как характерное и наиболее индивидуальное явление». Позже Золя напишет роман «Творчество», прототипом героя которого станет Мане.

Пьер Огюст Ренуар (1841–1919) Зонтики 1881–1886. Холст, масло. 180,3×114,9

Пьер Огюст Ренуар — французский живописец, график и скульптор, один из представителей импрессионизма.

…Шумная многолюдная парижская улица. Дождь. Множество зонтиков. Оригинальная мысль: передать

Жан Огюст Доминик Энгр «Руджиеро, освобождающий Анжелику» .

Жан Огюст Доминик Энгр «Руджиеро, освобождающий Анжелику» (1819-1839).

Холст, масло. 47,6 х 39,4 см. Национальная галерея, Лондон.

Полотно «Руджиеро, освобождающий Анжелику» — поздняя уменьшенная версия картины, написанной художником для Людовика XVIII в 1818, ныне находящейся в Лувре.

Анжелика — дочь катайского царя в «Неистовом Роланде» — романтической эпической поэме итальянского поэта Ариосто (1474-1533), повествующая о войне христиан с сарацинами во времена правления Карла Великого. В героиню были влюблены несколько рыцарей — христиан и язычников. Среди них помимо героя поэмы Роланда был Руджиеро, один из языческих рыцарей-победителей. Далее сюжет очень похож на тему Персея и Андромеды. Анжелика находится в опасности, так как прикована цепями к скале на берегу моря, и ее хочет убить страшное морское чудовище. Рыцарь, приехав на гиппогрифе (мифологи­ское животное, наполовину — конь, наполовину — грифон), ослепил монстра волшебным мечом и надел на мизинец Анжелики магическое кольцо, которое будет ее защищать. Руджиеро освобождает девушку от оков, они садятся на крылатое животное и вместе уносятся вдаль.

Найдены возможные дубликаты

Лига искусствоведов

105 постов 1.2K подписчиков

С книгой

Источник телеграм канал «Визуальное Искусство 12» — https://t.me/VisualArt12/3275

Портрет

Источник телеграм канал «Визуальное Искусство 12» — https://t.me/VisualArt12/3268

Портрет

Justine S. Florentino

Источник телеграм канал «Визуальное Искусство 12» — https://t.me/VisualArt12/3259

Читайте также  Видение святого ромуальда, андреа сакки

Лимоны на солнце

Источник телеграм канал «Визуальное Искусство 12» — https://t.me/VisualArt12/3254

Мечта. 1997

Чикачев Андрей Васильевич.
Национальный художественный музей республики Саха.

Как Маковский и Рембрандт придумали отличный способ зарабатывать на портретах

Вы ходили в детстве на эти фотосъемки, когда фотограф дает необычный наряд и фоткает на пафосном фоне? Все эти фотографии князей и графинь, гусаров и пиратов, у меня дома целая коллекция из детского сада (фотографии мои, если что).

А что, если я скажу вам, что есть художник, который монетизировал такую схему?

Что-то вроде такого:

Константин Маковский с первых гонораров начал собирать коллекцию старинной русской одежды: кокошники, всевозможные сарафаны и боярские пышные одеяния, море украшений, в общем любой портрет мог выглядеть и под старину, да еще дорого-богато.

Константин Маковский — «Боярышня», 1880-е

Хипстеры тех лет как мотыльки на свет слетались заказывать картины, причем не только в России – работы пользовались популярностью и в Европе, и в США.

Маковский быстро стал успешным и богатым художников, а его склад нарядов значительно прирастал. Ну и как бедный потенциальный заказчик мог сопротивляться?

Константин Маковский — «Боярыня у окна», 1885

Представьте: вы богатая помещица. Ну или успешный купец с роскошными усами. Видите портрет Маковского в гостях и думаете – тысяча чертей (вы еще и немного Боярский, судя по всему), я тоже хочу. Приходите в лавку – и попадаете на 2-3 века назад. Да еще и Маковский уверенной рукой накидывает вам наряд, делает прическу, да и пару комплиментов скажет.

А сам художник уже прикидывает, насколько круглую сумму содрать с вас. Но вы уже не реагируете на сумму – кто откажется побыть владычицей морской хотя бы на несколько часов?

Константин Маковский — «Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме», 1900-е

Причем стоимость картин была действительно высокой, порой даже Павел Третьяков и русский император не могли купить картину, слишком дорого. В тот раз полотно в итоге купил американец Чарльз Шуман, что открыло Маковскому дорогу в США, усыпанную розами.

А вот что он там успел наделать– уже совсем другая история)

Константин Маковский — «Боярский свадебный пир», 1883

На самом деле до Маковского был еще один предприимчивый художник. Но только более ушлый (есть легенда, что он свои похороны имитировал). Конечно же, это Рембрандт.

Художник, сын обычного мельника, быстро смекнул – если хочешь богатых клиентов, то надо соответствовать. Прикупил себе престижный особняк, закупился антиквариатом и прочими дорогими игрушками, набрал всевозможных нарядов и принялся писать портреты всех желающих. Кто мог себе позволить такое удовольствие, конечно же.

Рембрандт — «Портрет мужчины в восточном костюме», 1635

Ну и последнее. Схему с богатым реквизитом художники использовали, конечно же, больше для вдохновения, чем для продвижения и заработка. Но когда огромный талант сталкивается со смекалкой и большим увлечением – успех очевиден)

Больше интересных историй из мира живописи можно посмотреть в моем телеграме: https://t.me/picturebymaslo

Картины Ганса Руди Гигера в фильмах Прометей и Чужой: Завет. Часть 1

Все знают вселенную Чужого. Этот фильм превзошел свое время, но сегодня мы будем говорить не об этом. В 2012 году, в свет вышел приквел Ридли Скотта к Чужому — «Прометей». Истинные фанаты знают, что Гигер был приглашен Ридли для создания концептов к Прометею, но к сожалению его наброски так и не были использованы. Но! Не смотря на это, его работы, все равно были в обоих фильмах и в Прометее и в Завете! Давайте разберем с вами, что именно было использовано и в каком моменте! Мы расскажем вам все о этих картинах!

Начнем с Прометея!

Здания, что нашли ученые с Прометея на LV-223.

За основу взяты картины Гигера, написанные в качестве концепт-артов к так и не вышедшему фильму Алехандро Ходоровского «Дюна» ( к слову, он считается одним из величайших не снятых фильмов). Интересный факт, что студии, в которые обращался Ходоровски, соглашались экранизировать его Дюну, но с одним условием — метраж ленты не должен превышать 1 часа 50 минут. Сам Алехандро настаивал, что фильм должен длиться не менее 15 часов. Но как не странно, фильм все же сняли, передав работу над ним совершенно другому руководящему составу, во главе с Дэвидом Линчем и когда Гигер прислал ему фотографии своих скетчей мебели и строений, Линч ответил, что из-за «Чужого» этот стиль стал слишком узнаваемым, а потому к участию в создании линчевской «Дюны» Ганса Руди просто не пригласили. Фильм так и не выстрелил.

1. DUNE II 1975 год. Концепт трансформирующегося дворца Харконнена.

Жан Огюст Доминик Энгр, картины и творчество художника

Художник Жан Огюст Доминик Энгр (Jean Auguste Dominique Ingres; Монтобан, 1780 — Париж, 1867) связан с классицистическим течением, которое отличалось крайней композиционной лаконичностью и колористическим пуризмом, но в то же время и далек от него, психологической, почти в духе романтизма, остротой образов в портретах и явно ощутимой чувственной окраской выразительных и формальных аспектов своей живописи. Ученик Давида, он выиграл в 1801 г. Римскую премию, после чего исполнил ряд официальных портретов, в том числе знаменитые Первый консул Наполеон и Наполеон на императорском троне.

Наполеон на императорском троне (1806, Музей Армии, Париж)

Первый консул Наполеон (1804)

Творчество в Риме

В 1806 г. он смог, наконец, уехать в Рим, где изучал произведения Микеланджело, и прежде всего Рафаэля (Рафаэль и Форнарина). В 1810-е гг. Энгр написал много портретов, оформил виллу Альдобрандини и потолок Квиринальского дворца (композиция Сон Оссиана, 1813-1815). Кроме того, он написал картины, которые по возвращении его в Париж были жестоко раскритикованы, но в итоге оказались в числе самых значительных его творений: Юпитер, умоляемый (1811); Большая одалиска (1814) и Руджеро освобождает Анжелику (1819).

Обед Людовика XIII (1824, собор, Монтобан)

Директор Французской академии в Риме, Энгр выполнял много официальных заказов, но работал и по собственным проектам: написание им картины Одалиска с рабыней (1839) и Антиох и Стратоника (1840) сделали его возвращение во Францию в 1841 г. триумфальным.

Одалиска с рабыней (1839, Музей Фогг, Кембридж, Массачусетс)

Портретист Энгр обладал непревзойденным даром портретиста, лучшие из его работ: Мадам Гоне, Баронесса Ротшильд. К композициям историко-экзотического характера относятся полотно Апофеоз Наполеона I, написанное для префектуры Парижа; Источник и Турецкая баня (1859-1863, Лувр, Париж).

Картины Доминика Энгра

Антиох и Стратоника (1840, Музей Конде, Шантийи)

Апофеоз Наполеона I (1859-1863, Лувр, Париж)

Баронесса Ротшильд (1848, частное собрание, Париж)

Большая Одалиска (1814, Лувр, Париж)

Источник (1859-1863, Лувр, Париж)

Купальщица Вальпинсона (1808)

Портрет мадемуазель Ривьер (1805)

Рафаэль и Форнарина (1814, Музей Фогг, Кембридж, Массачусетс)

Руджеро освобождает Анжелику (1819, Лувр, Париж)

Сон Оссиана (1813-1815, Музей Энгра, Монтобан)

Турецкая баня (1859-1863, Лувр, Париж)

Эдип и Сфинкс (1808)

Юпитер, умоляемый (1811, Музей Гране, Экс-ан-Прованс)

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

parashutov

parashutov

ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ (СПАСЕНИЕ ЮНЫХ КРАСАВИЦ. История вторая — Руджеро и Анжелика.)

Вторая пара спасителя и спасенной появляется в рыцарской поэме итальянского писателя Лудовико Ариосто (1474-1533) «Неистовый Роланд» (Orlando furioso) (1516-1532). В основе произведения — предания каролингского и артуровского циклов, перенесённые в Италию из Франции в XIV веке. Поэма Ариосто аллегорически повествует о войне христиан с сарацинами во времена правления Карла Великого. Сюжет произведения крайне запутан, он распадается на четырнадцать сюжетных линий и множество отдельных эпизодов. Главные линии поэмы — безответная любовь христианского рыцаря Роланда к катайской царевне Анжелике, приводящая его к безумию, и счастливая любовь сарацинского воина Руджеро и христианской воительницы Брадаманты. Как видите, имена наших героев относятся к разным влюбленным парам. Так в чем же там, у Ариосто, дело-то было?

Читайте также  Самые угарные, убойные и клёвые комедии за последние десятилетия

Руджеро и Анжелика

Attributed to Girolamo da Carpi (Italian, 1501-1556) Ruggiero saving Angelica. El Paso Museum of Art, Texas

Cornelis Cort (Dutch, 1533-1578) after paiting Tiziano Vecellio Angelica salvata da Ruggero. 1565 г.

Filippo Napoletano (Teodoro Filippo de Liagno) (Italian, 1587-1629) Ruggiero libera Angelica dall’orca. 1617-1621 гг. Istituto di Studi Etruschi, Firenze

Руджеро (Ruggiero) – сарацинский рыцарь, принявший христианство. Отец Руджеро погиб во время калабрийского похода своего тестя Аголанта, а мать его Галациелла в наказание за самовольный брак была погружена Аголантом беременной в ладью и оставлена на волю стихии. Вынесенная на берег Ливии, она родила двух близнецов и умерла в родах (повторение — мать учения, как гласит поговорка! История с гневным поступком отца взята ведь у древних греков!). Как гласит дальше поэма, Руджеро был воспитан магом Атлантом в отрогах Атласских гор.
Царь Африки Аграмант получает предсказание, что задуманный им поход на Францию не удастся, если в нем не примет участия его двоюродный брат, сын его тетки Галациеллы – Руджеро, укрываемый магом где-то в горах. Оракулы докладывают царю, что замок Атланта невидим, и проникнуть в него можно, только обладая волшебным перстнем Анжелики. Украденный карликом Брунелем перстень и другие ухищрения позволяют выманить Руджеро из замка мага, Аграмант посвящает его в рыцари и берет с собой на войну во Францию.

Jean-Honore Fragonard (French, 1732-1806) Ruggiero unchains Angelica. circa 1790-1800 гг.

Eugene Delacroix (French, 1798-1863) Roger délivrant Angélique. 1855-58 гг. Musée de Grenoble

Félix Edouard Vallotton (Swiss, 1865-1925) Ruggero befreit Angelica. 1907 г.

Далее запутанная история рассказывает, как смелый рыцарь принимает участие в битве при Монтальбане, встречается, влюбляется и разлучается с Брадамантой. Именно Брадаманта отняла у Брунеля кольцо, украденное у Анджелики, и с помощью этого кольца она освободила Руджеро из замка Атланта, после чего отдала кольцо возлюбленному в качестве памятного знака и для защиты от колдовских чар. Затем Руджеро переносится на гиппогрифе (мифологическое животное — полугрифон-полуконь) на остров феи Альцины, сражается с чудовищами и злой Эрифилой, влюбляется в Альцину и становится ее любовником. Потом Руджеро отправляется в царство Логистиллы, пролетая над Эбудой, он видит Анжелику, прикованную к скале, бьется с морским чудовищем, ослепляя монстра волшебным щитом. Затем освобождает Анжелику от оков и надевает на ее мизинец свое магическое кольцо, которое у нее было не так давно украдено, и которое отныне снова будет защищать девушку. Сев на крылатое животное, молодые люди вместе уносятся вдаль.

Arnold Böcklin (Swiss, 1827-1901) Angelika von einem Drachen bewacht (Angelica und Ruggiero) 1873 г. Alte Nationalgalerie

Arnold Böcklin (Swiss, 1827-1901) Angelica guarded by a dragon. 1873 г. Gemäldegalerie, Berlin

Что же делала на скале Анжелика?
Анжелика (Angelica) — катайская принцесса, дочь катайского царя Галафрона. Она представлена также девой-воительницей, которой её брат Аргалий подарил волшебное копье. В героиню были влюблены несколько рыцарей — христиан и язычников. В неё безуспешно влюблен главный герой поэмы Роланд, ее полюбил Руджеро, но безуспешно, а она сама безответно влюбляется в Ринальда, выпив воды из волшебного источника, затем ее возлюбленным становится мавр Медоро.

Salvador Dalí (Spanish, 1904-1989) Ruggiero freeing Angelica. 1974 г.

Giorgio de Chirico (Italian, 1888-1978) Angelica and Ruggero.

Giorgio de Chirico (Italian, 1888-1978) Ruggero salva Angelica. 1970-е гг.

История со скалой и морским чудовищем взята автором конкретно из легенды о Персее и Андромеде с небольшой привязкой к перенасыщенному сюжету поэмы. В поэме рассказывается о морском боге Протее, полюбившим дочь правителя острова Эбуда и овладевшим ею. Отец в гневе убивает дочь, а Протей в ответ посылает на остров морское чудовище. Те же оракулы советуют правителю «откупиться» красавицей, отдав ее в жертву морскому богу. Но царь, не желая убивать красавиц Эбуды, принимает решение – отправить морских пиратов на поиски красивых пленниц. Так на острове и появляется принцесса Анжелика, которой «выпала честь» стать первой жертвой Протея. Вот почему Анжелика повторила судьбу Андромеды и была прикована цепями к скале. Только в отличие от самого мифа, где герои поженились и жили счастливо, здесь Анжелика после счастливого спасения покидает остров вместе с Руджеро, но не отвечает на его чувства.

Как пишет Людовико Ариосто в «Неистовом Роланде» (перевод М. Гаспарова):
«Но как редко угрызения разума
Страстную обуздывают похоть,
Когда сласть впереди!
Так с чего бы и Руджьеру обуздываться,
Если ищет он наслаждения, а пред ним
Милая Анджелика, нагая
В благостном уединении дубравы!
И он уже не помнит о Брадаманте
А хоть бы и помнил,
Он не слеп, чтобы отвергнуть вот эту. «

В общем, в самый «ответственный момент», когда рыцарь признался ей в любви и хотел было заняться с ней этой самой любовью, принцесса, воспользовавшись своим перстнем-невидимкой, убегает от Руджеро. Кстати, на протяжении поэмы она постоянно убегает практически от всех молодых людей, с которыми её сталкивает фантазия автора.

Johann Peter Krafft (German, 1780-1856) Ruggiero and Angelica. 1842 г. Academy of Fine Arts Vienna, Austria

Eugène Delacroix (French, 1798-1863) Ruggiero vola via con Angelica. 1860 г. Collezione Dreyfus-Best, Svizzera

Francesco Podesti (Italian, 1800-1895) Angelica liberata da Ruggiero. 1860 г. Palazzo Bosdari, Pinacoteca Civica Podesti, Ancona

А погрустивший немного Руджеро окунается в пучину сюжетных перипетий – дерется с рыцарями, встречается с родной сестрой, борется за любовь Брадаманты, скачет, плывет, бежит по разным дорогам – от Парижа до Африки, где принимает крещение от святого отшельника. В результате Руджеро провозглашают королём булгарским, и он женится на Брадаманте. А вот дальнейшая судьба Анжелики неизвестна. В результате, история спасения рыцарем принцессы стала мимолетным эпизодом в сюжете, не завершившись даже любовной интрижкой…

Giovanni Lanfranco (Italian, 1582-1647) Ruggiero libera Angelica. 1616 г. Galleria Nazionale delle Marche, Urbino, Italy

Anonimo veneziano sec. XVII Ruggiero libera Angelica.

Alberto Savinio (Andrea Francesco Alberto de Chirico) (Italian, 1891-1952) Ruggiero e Angelica. 1931 г. Milano, collezione privata

Информация из Википедии и Мифологических энциклопедий

Картины равные творчеству Рафаэля

«Никаких угрызений совести, если вы копируете древних. Их произведения — это общее достояние, откуда каждый может брать то, что ему понравится. Они становятся нашей собственностью, когда мы умеем ими пользоваться, Рафаэль, неустанно подражая им, оставался самим собой.» — Жан Огюст Доминик Энгр.

В 1813 году Энгра ожидали значительные перемены в жизни. Пожалуй, самая главная и значимая перемена, открывшая новую страницу — знакомство с молодой модисткой Мадлен Шапель. Знакомство их было заочным, ни живописец, ни Мадлен, не видели друг друга, что не помешало им активно переписываться.

Спустя какое-то время Мадлен получила портрет Энгра, а вскоре за этим последовало и официальное предложение руки и сердца талантливого художника. Согласие было получено и пара сочеталась узами брака в декабре 1813 года. Через год у молодой семьи родился ребёнок, но к несчастью умер в тот же день. Трагедия не разъединила супругов, они вместе переживали горе. Спустя несколько месяцев Энгр получил ещё один удар — умер его отец.

Читайте также  Какой самый лучший шампунь для волос на 2019 год?

Жан Огюст Доминик Энгр: Автопортрет. Фрагмент. 1859 год.

Несмотря на трагические события, живописец продолжал писать. В 1814 году свет увидела прекрасная картина «Большая одалиска». Произведение Энгра воспевает красоту обнажённого женского тела и на холсте появляется прекрасный и недостижимый образ, созданный фантазией художника.

Плавные контуры невольно заставляют скользить взгляд зрителя по мягким и чувственным изгибам. Ради и во имя красоты художник пожертвовал принципом анатомической верности — у обольстительной красавицы присутствуют лишние позвонки. Сей факт был яростно подчёркнут критиками.

«Большая одалиска» писалась для сестры Наполеона Каролины Мюрат, которая в 1808 году стала королевой Неаполя. Однако полотно она так и не получила. Наполеон был низложен и его сестра так и не забрала картину.

Жан Огюст Доминик Энгр: Руджиеро, освобождающий Анжелику. 1819 год.

Политические изменения в Европе внесли изменения и в жизнь художника. В 1815 году Наполеоном было проиграно сражение при Ватерлоо — империя развалилась, а сам Наполеон вторично отрёкся от престола и под конвоем был сослан на Остров Святой Елены, где и провёл последние шесть лет жизни.

Вслед за этими событиями французские поданные массово стали покидать Вечный город. Отъезд заказчиков отразился и на финансовом благополучии художника. Материальное положение семьи резко ухудшилось, к тому же и на родине его искусство не находило понимания. В это же время в 1817 году умирает мать художника.

Жан Огюст Доминик Энгр: Портрет Бетти Ротшильд. 1842 год.

В 1819 году финансовое положение Энгров оставляло желать лучшего. Именно в этот момент они получили приглашение от итальянского скульптора Лоренцо Бартолини пожить в его флорентийском особняке. За те четыре года, что семья прожила в особняке скульптора, Энгр написал такие знаменитые портреты, как «Портрет скульптора Лоренцо Бартолини» 1820 год, «Портрет графа Н. Д. Гурьева» 1821 год, «Портрет мадам Леблан» 1823 год.

Закончился флорентийский период жизни художника созданием исторического произведения «Обет Людовика XIII» 1824 год. В работе рассказываются события далёкого 1638 года, когда французский король посвятил народ, государство и корону Святой Деве Марии.

Завистники и хулители продолжали критиковать Энгра, называя его творчество рабским подражанием художников XIII — XIV веков. Энгру постоянно прилетали обвинения в чрезмерном фанатизме по отношению к Рафаэлю. Однако Энгр оставался непреклонен в своём мнении. Он попрежнему считал и был в этом убеждён, что истинного расцвета европейское искусство достигло именно в эпоху Ренессанса. Художник признавал лишь школу мастеров Возрождения и главной своей задачей видел в продолжении их искусства в лучших традициях.

Жан Огюст Доминик Энгр: Обет Людовика XIII. 1824 год.

В 1824 году картину «Обет Людовика XIII» выставили в парижском Салоне и мастеру пришла долгожданная слава. Творчество живописца признали и удостоили высокой похвалы, сравнив его с Рафаэлем. Работу поместили в Кафедральном соборе Монтобана, а художник получил орден Почётного легиона.

В 1825 году живописец стал академиком парижской Академии художеств. Однако, пожалуй, самым ценным для мастера явилось то, что его стали считать спасителем французской живописи, которая попала под пагубное влияние романтизма Эжена Делакруа и его сторонников.

Долгожданная слава, доставшаяся тяжким трудом, неустанным и непоколебимым следованием своим принципам и идеалам, была как бальзам на душу. Жизнь благоговела художнику. В Париже он открыл свою школу живописи, где с большим успехом обучал молодых художников. В 1829 году начал преподавать в Академии, которую в дальнейшем и возглавил.

Жан Огюст Доминик Энгр: Портрет принцессы де Брольи. 1851 — 1853 год.

В 1835 году Жан Огюст Доминик Энгр вернулся в Рим, где руководил учебным заведением, созданным по указу Наполеона в 1803 году. Энгр был реформатором не только в своих произведениях, но и в учебном процессе. Молодые художники учились не только азам искусства живописи, но и посещали концерты и учили археологию. Вот как выглядел идеальный процесс обучения живописцев по мнению мастера:

Молодые люди должны сперва некоторое время рисовать головы из «Лоджий» Рафаэля, затем фигуры с античных барельефов; . затем перейти к рисованию живой модели; копировать живописью в Лувре картины и фрагменты избранных картин, наконец упражняться в живописи с живой модели . Пусть ученик распределяет свою работу между изучением природы и изучением мастеров. Отрывки из писем и записей // Мастера искусства об искусстве. Т. II. — М.: Изогиз, 1933. С. 260.

Энгр продолжал следовать своей дорогой в мире искусства несмотря на непрекращающиеся нападки завистников и невежественной толпы. Всегда оставался верен своим принципам и идеалам.

Жан Огюст Доминик Энгр: Смерть Леонардо да Винчи. 1818 год.

В 1841 году Энгр навсегда покинул Рим и вернулся во Францию. Вернулся Энгр победителем, всеми признанным и уважаемым главой французской классицистической школы живописи. Великий художник получил приглашение на обед от самого короля Луи-Филиппа, а композитор-романтик Гектор Берлиоз посвятил ему специально написанный концерт.

В 1849 году художника настигло горе. В результате гангрены, образовавшейся после раны ноги, умерла любимая жена Мадлен. Художник впал в депрессию, закрылся от всего мира. Три года потребовалось художнику, чтобы хоть как-то отойти от потери. Когда боль утихла, Энгр женился на Дельфине Рамель, которая была младше его на двадцать восемь лет. К слову, самому художнику на тот момент был семьдесят один год.

Творчество Жана Огюста Доминика Энгра отмечено не столько историческими и религиозными полотнами, сколько блестящими портретами современниц. Истинную славу художнику принесли именно они, хотя Энгр и считал себя прежде всего историческим живописцем.

Жан Огюст Доминик Энгр: Портрет графини д’Оссонвиль. 1845 год.

В 1862 году Энгр получил звание сенатора, а через три года стал членом Королевской академии художеств Антверпена. Отличное здоровье мастера позволяло ему работать не покладая рук. Однако одним январским вечером 1867 года Энгр провожал дам до экипажей и сильно простудился. Пневмония оказалась сильнее и 14 января великого мастера не стало.

Искусство великого художника повлияло на дальнейшее развитие мировой живописи. Ученики боготворили Энгра, но достигнуть высот мастера не удалось никому. Жан Огюст Доминик Энгр — преданный поклонник классического стиля в живописи, который предвосхитил романтические искания новой эпохи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: