Резня на хиосе, эжен делакруа, 1824 - Тайны со всего мира

Резня на хиосе, эжен делакруа, 1824

7 самых известных картин Эжена Делакруа

12 августа 2013 16:16

Даже если вам незнакомо имя этого художника, вы наверняка видели репродукцию его знаменитой картины «Свобода на баррикадах» в учебниках истории. Эжен Делакруа родился в пригороде Парижа в 1798 году. Официально его отцом считался Шарль Делакруа, но ходили упорные слухи, что на самом деле Эжен – незаконнорожденный сын всесильного короля интриги, министра иностранных дел Франции Шарля Талейрана или даже самого Наполеона. От природы будущий художник был наделен взрывным темпераментом. Александр Дюма, который был другом детства художника, вспоминал: «К трем годам Эжен уже вешался, горел, тонул и травился». Стоит пояснить: будущий гений живописи едва не «повесился», нечаянно обмотав вокруг шеи мешок, из которого кормили лошадей овсом; «горел», когда над его детской кроваткой вспыхнула противомоскитная сетка; «тонул» во время купания в Бордо; «травился» наглотавшись краски-медянки…

Эжен рано остался сиротой, ему самому пришлось выбирать свою стезю. Делакруа выбрал живопись. Азы рисунка будущий художник получил в Парижской школе изящных искусств. Но настоящей школой своего творчества Эжен Делакруа всегда считал Лувр, где он учился, копируя картины художников эпохи Возрождения, и дружбу с молодым художником-романтиком Теодором Жерико.

Первой картиной, представленной 24-летним Эженом Делакруа на суд публики, стала «Ладья Данте». Сюжет полотна заимствован из песни XVIII «Божественной комедии» Данте. Полотно наполнено художественными символами: лодка, плывущая по волнам времени в потусторонний мир. Нарочито натуралистично выписаны фигуры грешников, отчаянно цепляющихся за края утлого суденышка, особенно бросаются в глаза зрителю…

Настоящий успех пришел к Делакруа позже, в 1824 году, когда он выставил на обозрение в парижском художественном салоне свою картину «Резня на Хиосе». Полотно живо описывало ужасы недавней войны Греции за независимость. Французский поэт Бодлер назвал картину «жутким гимном року и страданию». Критики поспешили обвинить молодого художника в чрезмерном натурализме.

Несмотря на нападки критиков, Эжен Делакруа продолжает как будто любоваться в своих работах нарочитой жестокостью и эротизмом. Следующая работа, представленная публике, называлась «Смерть Сарданапала». Делакруа создавал образ Сарданапала, чтобы предупредить: кто не стремится в своей жизни к добродетели, того ждет бесславный конец. Легенда о Сардонапале гласит, что беспутный царь, чтобы не быть жертвой мятежников, решает покончить жизнь самоубийством. На картине изображен момент, когда он приказывает убить своего любимого коня, собак и женщин, уничтожить все свои сокровища. Огромное красное покрывало, на фоне которого все происходит, символизирует льющиеся реки крови…

В 1830 году Париж восстал против монархии Бурбонов. Делакруа симпатизировал восставшим и считал своим долгом посвятить следующее полотно подвигу современников: «Если я не сражался за Родину, то я хотя бы буду для нее писать».

Так в 1831 году парижане смогли увидеть «Свободу, ведущую народ» (больше знакомая нам по школьным учебникам, как «Свобода на баррикадах»). Делакруа потребовалось всего три месяца, чтобы написать картину. Творение было восторженно принято и тотчас куплено правительством. Но из-за революционного сюжета полотно на протяжении последующей четверти века не выставлялось на всеобщее обозрение. Молодая женщина с обнаженной грудью в центре символизирующая свободу и отвагу революционеров. Мужчина в цилиндре с ружьем слева от Свободы — сам Делакруа.

Эжен Делакруа был человеком светским, блистал острым умом, отличался исключительными манерами и элегантностью. Художник всегда был желанным гостем в лучших домах Парижа, был знаком и дружил со многими знаменитостями своего времени. Делакруа оставил несколько портретов своих знаменитых современников.

К концу жизни Делакруа становится признанным, всеми уважаемым живописцем-классиком: его избирают в городской совет Парижа, награждают орденом Почетного легиона, персональная выставка полотен Делакруа украшает Всемирную парижскую выставку. Но художник сокрушается, что его помнят и любят по его старым картинам. Новые полотна не вызывают интереса публики. Последняя картина, которую художник представил на суд публике в 1859 году, не была замечена любителями искусства и критиками. Полотно «Овидий среди скифов» мало напоминает творения молодого Делакруа. Никакого бунтарства -картина излучает покой, тихий, теплый свет. Спустя 4 года, 13 августа 1863 года, Эжен Делакруа умер от заболевания горла, которым страдал много лет.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Знаменитые картины Фердинанда Виктора Эжена Делакруа: «Свобода, ведущая народ», «Смерть Сарданапала», «Резня на Хиосе», «Ладья Данте». Биография художника.

Эжен Делакруа (1798-1863)

Фердинанд Виктор Эжен Делакруа родился 26 апреля 1798 года в Шарантон Сент-Морис – живописном селении между Марной и Венсенским лесом, что в двух верстах от Парижа.

«Я прекрасно помню, что в детстве был самым настоящим чудовищем»: мальчик рос нервным и восприимчивым. В 1805 году, когда Эжену было семь, умирает его отец. Похоронив мужа и отца, семейство принимает решение перебраться в Париж, где Эжен поступает в лицей Людвига Великого. Во время учебы мальчик проявил большие способности в словесности и живописи.

Бытует мнение, что Эжен унаследовал талант к рисованию от матери (которая происходила из семьи краснодеревщиков). Однако, исключительная страсть к живописи у мальчика проснулась во время сопровождения своего дяди в Нормандии, куда тот отправлялся, чтобы рисовать с натуры.

В 1814 вслед за отцом мальчик потерял мать и был вынужден переехать к сестре и ее мужу. Через год Делакруа под влиянием родственника, портретиста Анри Ризенера (ученика самого Давида), решает посвятить себя живописи и поступает на учебу в мастерскую Пьера Нарсиса Герена. Именно там он знакомится с Теодором Жерико и Ричардом Бонингтоном.

Не меньше, чем учеба в школе изящных искусств, где Эжен Делакруа в совершенстве освоил технику рисунка, ему дало посещение Лувра. Благодаря тому, что экспозиция музея постоянно пополнялась после многочисленных наполеоновских походов, художник смог познакомится с творчеством художников разных стран и разных школ, среди которых для себя он выделял колористов Рубенса, Веронезе, Тициана.

Самостоятельная профессиональная деятельность Делакруа начинается в двадцатые годы с картины «Ладья Данте», которая произвела впечатление «Метеорита, упавшего в застойное болото», захватывая страстной патетикой образов.

«Ладья Данте» или «Данте и Вергилий в аду» — первая крупная картина французского художника Эжена Делакруа. Полотно было завершено к открытию Салона 1822 года, в настоящий момент входит в собрание Лувра. «Ладья Данте» вызвала неоднозначную реакцию у общественности, со стороны же критиков Делакруа за эту работу получил лишь несколько сдержанных замечаний.

«Божественная комедия», написанная Данте Алигьери в 14 веке, в 20-е годы XVIII века была одной из самых читаемых книг. Картина в общих чертах основана на событиях, описанных в восьмой главы – «Ад».

Выбранный формат холста был не типичен для сюжетов, взятых из литературы. Чаще к таким большим холстам обращались, когда темой была либо религия, либо мифология. Хотя композиция традиционна, картина в некоторых важных отношениях безошибочно порвала с французской неоклассической традицией.

Читайте также  Самая дорогая водка в россии и в мире

У Делакруа Данте – не герой, а свидетель. Полный ужаса, он сохраняет свое достоинство. Гнев и отчаяние не в силах овладеть им, в отличии от пленников Ада – грешников, находящихся в водах реки Стикс. Работая над изображением человеческих фигур, Делакруа использует свои наброски с античных скульптур, сделанных заранее в Лувре.

Насыщенности цвета в раннем творчестве Энгра уделено больше внимания, чем точности рисунка. Именно цвет структурирует всю композицию, придает объем телам. Красный цвет капюшона Данте тревожно резонирует с огненной массой позади него и ярко контрастирует с вздымающейся синей тканью, окутывающего Флегия, стража пятого круга Ада. Французский художественный критик Шарль Блан описал одежды Вергилия как «великое пробуждение посреди темноты, вспышку во время бури». В мире картины, полном ярости, безумия и отчаяния, нет ни утешения, ни убежища.

Летом 1822 года французское государство приобрело картину за 2000 франков и перевезло ее в Люксембургский музей. Делакруа пришел в восторг, услышав эту новость. Картина была перенесена в 1874 году—через одиннадцать лет после смерти художника—на свое нынешнее место, в Лувр.

Тема человеческого бедствия, человеческого страдания – один из основных лейтмотив раннего творчества Делакруа. Создавая «Резню на Хиосе», вторую крупноформатную работу, Делакруа ощущал, что его чувства, его возмущение разделяется тысячами современников из всех слоев населения. Это помогло художнику создать произведение большого общественного значения.

Для «Резни на Хиосе», как и для «Ладьи Данте» художник создал большое количество подготовительных этюдов в натуральную величину. Картина отличается правдивостью этнографических моментов: художнику удалось создать яркий и жизненных типах лиц.

Причиной появления полотна послужили события, всколыхнувшие всю Европу. В апреле 1822 года на острове Хиос войска Османской империи с ужасающей жестокостью уничтожили греческие поселения.

Сам того не подозревая, Делакруа совершил переворот в живописи. Главным для него становится цвет. Отказавшись от приглушенных оттенков, главенствующих в его первых полотнах, при работе над «Резней на Хиосе» он выбирает цвета открытые, контрастные (ярко-красный, кобальтовый синий, изумрудный).

Энергичная поза, с которой изображен агрессор, контрастирует со спокойными, покорными позами побежденных. В «Резне на Хиосе» нет героя, способного предложить спасение.

Разруха и отчаяние показаны без капли крови, без криков или ложнопатетических движений. Композиционно передний план картины представляет собой две группы людей, формирующих собой пирамиды. Плотное скопление персонажей на первом плане резко контрастирует с открытым и рассеянным пространством позади их. Позы и жесты портретируемых смелы и обобщены, а их взгляды направлены в разные стороны.

Небо занимает треть картины – дань уважения Джону Констеблю. А фоном служат разграбленные, горящие поселения на выжженной земле. Человеческие фигуры на первом плане представляют собой некий фриз, существующий отдельно от заднего плана.

В начале 1825 года Делакруа уехал в Лондон, где изучал произведения Гейнсборо и Тернера. В театре его потряс Шекспир, и в течение всей жизни он обращается к произведениям великого драматурга: «Гамлет» (1839), «Смерть Офелии» (1844), «Дездемона, проклинаемая отцом» (1825).

После возвращения из Лондона палитра Делакруа стала заметно светлее, возможно, под влиянием живописи Констебля. Салон 1827 года стал особенно важным для художника: он выставил там 12 картин, среди которых важное место занимала «Смерть Сарданапала».

«Смерть Сарданапала» -картина Эжена Делакруа, датированная 1827 годом. В настоящее время оригинал можно найти в Лувре (Париж). Уменьшенная копия, написанная в 1844 году, сейчас находится в Музее искусств Филадельфии.

Сюжет картины взят из поэтической драмы Байрона «Сарданапал» (1821). Согласно легенде, последний ассирийский царь, отличавшийся страшным распутством, довел страну до мятежа. После безуспешной попытки подавить бунт, он решил покончить с собой. На картине Делакруа изобразил момент, когда по приказу царя на его глазах убивают любимого коня и наложниц, а также уничтожают его сокровища, чтобы ничто не досталось врагу.

Привыкший тщательно готовиться к написанию своих картин художник не ограничился литературной трактовкой этой темы. Проводя много времени в Национальной библиотеке, он искал исторические сведения об интересующем его периоде, в частности, изучал труды греческого историографа Диодора Сицилийского.

Горящая на заднем плане башня символизирует равнодушие Сарданапала к своему погибающему царству, а слон со сломанными бивнями — потерянную власть.

15 фигур, включая самого Сарданапала, лежащего в расслабленной позе – участники насильственной и хаотичной сцены. Оптический центр композиции находится на пустом краю царского ложа. Эта пустота, окруженная ужасающими сценами насилия, создает ощущение безумного вихря, который, кажется, вот-вот вырвется за пределы картины. В работе присутствует асимметрия, но композиция остается сбалансированной.

Главным фокусом смерти Сарданапала является большая кровать, задрапированная богатой красной тканью. На ней лежит человек с незаинтересованным взглядом, наблюдающий за сценой хаоса.

В 1825 году Делакруа выезжает к родственникам в Англию. Там он берет уроки верховой езды, расширяет свои представления о чистокровных лошадях, изучает их фигуры и движения, делаю небольшие эскизы.

Современная действительность не особо интересовала Делакруа. Но художник не мог остаться в стороне от действий, происходивших буквально у него под носом. Июльская революция 1830 года вдохновила художника на создания «Свободы, ведущей народ». Борьбе за свободу и независимость Франции посвящено, наверное, самое известное произведение Эжена Делакруа.

«Свобода, ведущая народ»

Небольшому эпизоду уличных боев Делакруа придал вневременное, эпическое звучание. Художник обращается к реальному событию, сюжетом выбирает сцену, происходившую на глазах его современников, но вместе с тем претворяет ее в отвлеченном плане, придавая ей черты аллегории. В облике свободы, несущей перемены, угадываются черты образцов античного искусства: она босая, не носит корсет (как современницы художника).

Свободные одежды, развевающиеся на ветру, сообщают образу женщины характерную для романтизма динамику, дополняются головным убором – колпаком якобинцев, ружьем, штыком и знаменем. Курган из трупов выступает как своего рода пьедестал, с которого свобода шагает, босая и с обнаженной грудью, из холста в пространство зрителя.

Художника увлекают яркие человеческие характеры, но он дает им символические роли. Пятеро персонажей на переднем плане, среди которых – рабочий, буржуа, подросток (представители различных социальных слов), отделены от остальных облаками дыма.

Эжен Делакруа пребывал под влиянием живописи Жерико, в частности, на него произвел неизгладимое впечатление «Плот Медузы» — идея с изображением трупов под ногами свободы взята из композиции Теодора Жерико.

На заднем плане виден собор Парижской богоматери, ставший символом стихийного народного протеста. Его венчает трехцветное знамя, вторящее флагу в руке несущейся на зрителя женщины.

Работа была закончена за несколько месяцев. Художник пользовался широкой кистью, используя четкие и быстрые мазки, чаще всего изогнутые (такая техника усилила движение фигур).

Сила этой работы заключается в ее способности одновременно запечатлеть патриотический дух события и его хаотическую, насильственную реальность.

Французское правительство купило картину в 1831 году за 3000 франков с намерением выставить ее в тронном зале Люксембургского дворца как напоминание Луи-Филиппу о Июльской революции, благодаря которой он пришел к власти. Однако через какое-то время полотно было убрано из-за подстрекательского политического послания. В 1874 году картина вошла в коллекцию Лувра и была вновь показана публике.

Читайте также  Возвращение дианы с охоты, рубенс

Когда граф Шарль де Морне выезжает с дипломатической миссией в Марокко и предлагает художнику составить ему компанию, Делакруа соглашается, не раздумывая. Так, в 1832 году художник отправляется исследовать Африку. Художник был потрясен красотой и очарованием новой страны. Делакруа провел шесть месяцев, путешествуя по стране с дипломатической делегацией, ему было поручено документировать путешествие в художественных произведениях.

После возвращения во Францию Делакруа полностью отходит от салонной жизни. Он отдает предпочтение одиночеству, единственному возможному средству сохранения независимости. У него все так же много работы: заказы поступают от известно политика Адольфа Тирса. В 1833-1861 годах художник работает над внутренним оформлением библиотеки во Дворце Бурбонов, галереи Аполлона в Лувре, Зала Мира в парижской ратуше.

Для росписи стен парижских соборов художник нанимает ассистентов, которые получив рекомендации от учителя, помогают ему в росписях Сен-Дени дю Сен-Сакрамен и Сен-Сюльпис.

Преследуя цель войти в число членов Академии изящных искусств, несколько десятилетий Эжен Делакруа предлагает свою кандидатуру на конкурс и лишь в 1857 году добился желаемого.

Долгие годы художник страдал от туберкулеза, болезнь начала прогрессировать весной 1863 года. Эжена Делакруа не стало 13 августа, похороны прошли на кладбище у церкви Сен-Жермен-де-Пре.

Искусство XIX века, Делакруа, Французская живопись.

Резня на Хиосе — Chios massacre

Египетская интервенция (1825-1826)

  • Андрос
  • Сфактерии
  • Maniaki
  • Суда
  • Мельницы Лерны
  • Александрия
  • 3-й Мессолонги
  • Мани
  • 2-й Акрополь
  • Арахова
  • Distomo
  • Каматеро
  • Фалерон

Интервенция великих держав (1827-1829)

В Резня на Хиосе (в Греческий: Η σφαγή της Χίου , Греческое произношение: [i sfaˈʝi tis ˈçi.u] ) было убито десятки тысяч Греки на острове Хиос к Османский войска во время Греческая война за независимость в 1822 г. [2] Греки с соседних островов прибыли на Хиос и призвали хианцев присоединиться к их восстанию. В ответ османские войска высадились на острове и убили тысячи людей. Резня Христиане вызвало международное возмущение и привело к усилению поддержки дела Греции во всем мире.

Содержание

  • 1 Фон
  • 2 Резня
  • 3 Смотрите также
  • 4 Рекомендации
  • 5 дальнейшее чтение

На протяжении более 2000 лет купцы и судовладельцы Хиоса играли важную роль в торговле и дипломатии на всей территории Черное море, то Эгейское море, а Средиземноморье. В Османская империя позволил Хиосу практически полностью контролировать свои собственные дела, поскольку торговля с Китаем и очень высоко ценимая мастика, собираемые только на Хиосе, имели для него большое значение. Хианцы-космополиты также играли важную роль в Константинополь. После резняоднако остров так и не восстановил свою коммерческую известность.

Правящие классы острова не хотели присоединяться к Греческое восстание, опасаясь потери своей безопасности и процветания. [3] Более того, они знали, что расположены слишком близко к сердцевине Турции в Анатолия чтобы быть в безопасности. [3] В некоторых местах Хиос находится всего в 6,7 км (4,2 мили) от материковой части Анатолии.

Резня

В марте 1822 года, когда греческое восстание набирало силу на материке, несколько сотен вооруженных греков с соседнего острова Самос приземлился на Хиосе. Они напали на турок, которые отступили в цитадель. Многие островитяне тоже решили присоединиться к революции. [3] Однако подавляющее большинство населения, судя по всему, не сделало ничего, чтобы спровоцировать репрессии, и не присоединилось к другим грекам в их восстании против Османской империи. [4]

Подкрепления в виде турецкого флота под Капудан Паша Насухзаде Али-паша прибыл на остров 22 марта. [ какой календарь? ] Они быстро разграбили и разграбили город. 12 апреля [ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ. 31 марта] был отдан приказ сжечь город, и в течение следующих четырех месяцев прибыло около 40 000 турецких солдат. В дополнение к поджогам войскам было приказано убить всех младенцев до трех лет, всех мужчин от 12 лет и старше и всех женщин от 40 лет и старше, за исключением тех, кто хотел обратиться в ислам. [5] [ ненадежный источник? ]

Приблизительно три четверти населения в 120 000 человек были убиты, порабощены или умерли от болезней. [6] [7] По оценкам, на острове осталось 2 000 человек после того, как 21 000 удалось бежать, 52 000 были порабощены и 52 000 убиты. [8] Десятки тысяч оставшихся в живых рассеялись по Европе и стали частью Чианская диаспора. Другой источник сообщает, что примерно 20 000 [9] [10] [11] Хианцы были убиты или умерли от голода. Некоторые молодые греки, порабощенные во время резни, были усыновленный богатыми османами и обратились в ислам. Некоторые из них достигли известности в Османской империи, например, Георгиос Стравелакис (позже переименованный в Мустафа Хазнадар) и Ибрагим Эдхем Паша. [12]

Когда о событиях сообщили в Европе, было возмущение. [13] и французский художник Эжен Делакруа создал картину, изображающую произошедшие события; его картина была названа Сцены из резни на Хиосе.

Черновик этой картины, созданный под руководством Делакруа в его лаборатории одним из его учеников, выставлен на выставке. Афинский военный музей. В 2009 году копия картины была выставлена ​​в местном византийском музее на Хиосе. Он был выведен из музея в ноябре 2009 года в рамках «добросовестной инициативы» по улучшению Греко-турецкие отношения. Однако греческая пресса опротестовала его удаление. [14] [15] Копия снова выставлена ​​в музее.

Георгиос Стравелакис, оставшийся в живых в пятилетнем возрасте после резни, был продан в рабство. [16] В конце концов он стал премьер-министр из Тунис, с 1837 по 1873 гг. [17]

Человеческие скелетные останки резни в Неа Мони из Хиоса

Эжен Делакруа, картины наполненные романтизмом

Ладья Данте (1822, Лувр, Париж)

Эжен Делакруа (Шарантон-Сент-Морис, 1798 — Париж, 1863) был главой французской романтической школы; его картины написаны с фантастической свободой и наполнены мощной экспрессией, характеризующейся насыщенным и открытым цветом, что окажет потом существенное влияние на становление техники у импрессионистов.

В 1822 г. он представил на Салоне картину Ладья Данте, имевшую огромный успех, произведения. Затем последовали Резня на Хиосе (1822) и Смерть Сарда (1827), тоже вызвавшие интерес публики, однако возмутившие сторонников классицизма.

Июльская революция 1830 г., в результате которой на троне оказался Луи Филипп Орлеанский, покровительствовавший Делакруа, открыла самый успешный период его карьеры: Свобода, ведущая народ (другое название Свобода на баррикадах, 1830, Лувр, Париж), выставленная на Салоне 1831 г., была приобретена государством.

Свобода, ведущая народ (другое название Свобода на баррикадах, 1830, Лувр, Париж)

Путешествие, совершенное Делакруа в 1832 г. в Марокко (его целью были дипломатические переговоры), а также в Алжир и по южной Испании, дало художнику массу ярких впечатлений и новое видение цвета (Алжирские женщины, 1834; Марокканец, седлающий коня, 1837). С 1833 г. он приступил к крупным проектам оформления интерьеров: Королевская гостиная и библиотека Бурбонского декоративной дворца (1833—1847), библиотека Люксембургского дворца (1840—1847), плафон галереи Аполлона в Лувре (1850-1851), плафон в Гостиной мира (Salon de la Paix) парижской ратуши (1852-1854, разрушен в 1871).

Велико графическое наследие Делакруа: рисунки, акварели, литографии. Его живопись, интеллектуально насыщенная, богатая особым чувством истории и большой культурой, глубоко связанная с политикой, литературой, музыкой, философией и научной мыслью того времени, стала выражением образа видения, чувствования и мышления всего романтизма.

Читайте также  Какие самые полезные продукты питания для здоровья?

Именно в его полотнах с наибольшей силой проявилась бунтарская сущность французского романтизма. Эжен Делакруа оказал огромное влияние на развитие не только французской, но и мировой живописи.

Картины Эжена Делакруа

Алжирские женщины (1834, Лувр, Париж )

Вступление крестоносцев в Константинополь (1840, Лувр, Париж)

Греция на руинах Миссолонги (1826, Художественный музей Бордо)

Лошадь, испуганная молнией (1824, Музей изобразительных искусств, Будапешт)

Эжен Делакруа — Марокканец, седлающий коня (1837, Нант)

Резня на Хиосе (1822, Лувр, Париж)

Сирота на кладбище (1823 — 1824, Лувр, Париж)

Резня на Хиосе (картина)

Эжен Делакруа
Резня на Хиосе. 1824
фр. Scene des massacres de Scio
Холст, масло. 419 × 354 см
Лувр, Париж, Франция
(инв. INV 3823 )
Медиафайлы на Викискладе

«Резня на Хиосе» — картина Эжена Делакруа, вторая крупная работа художника. На полотне, высотой более 4 метров, изображены трагические события, произошедшие на Хиосе во время греческой войны за независимость от Османской империи 1821—1830 годов. Нападение на остров вооружённых сил Османской империи 11 апреля 1822 года и последующая оккупация привели к гибели более 20000 мирных жителей, а большую часть выживших обратили в рабство и депортировали.

На переднем плане картины опустошения острова изображена фризообразная композиция страданий людей в нарядной колоритной одежде от военного террора, истребления и смерти. В отличие от других картин на эту тему, в «Резне на Хиосе» нет выраженного главного героя, противопоставляемого всеобщему горю и несущего луч надежды. Жизненная энергия агрессора контрастирует с отчаянием и безысходностью жертв, что позволило первым критикам попытаться уличить Делакруа в некоторой симпатии к жестокому оккупанту [1] . Картина была закончена и представлена на Парижском салоне в 1824 году. В настоящее время находится в Лувре [2] .

Содержание

  • 1 Описание
  • 2 История создания
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки

Описание [ | ]

Делакруа находился под сильным впечатлением от картины своего коллеги Теодора Жерико «Плот „Медузы“», для которой сам позировал, изображая юношу с вытянутой рукой. Пирамидальная композиция картины Жерико была позаимствована Делакруа для размещения персонажей на переднем плане «Резни на Хиосе» [3] . Неправдоподобие такого размещения Делакруа пояснял следующим образом: «Чем меньше естественности, тем больше красоты и полноты образа; все должны быть собраны вместе» [4] . Плотное скопление персонажей на переднем плане резко контрастирует с открытым бескрайним пространством, где море и суша, свет и тень плавно перетекают друг в друга. Делакруа словно отказывается от законов перспективы, как и от прорисовки облаков. Общий план создаёт эффект растворяющегося в дали пространства, без центра и границ. Теоретик искусства Генрих Вёльфлин классифицировал такую технику, как «тектоническая форма» [5] .

По замечанию искусствоведа Элизабет Фрейзер: «Задний план словно разрезает центр композиции и проникает внутрь скопления людей». Такое построение сцены усиливает её драматизм, разбивая картину на фрагменты, поочерёдно привлекающие внимание зрителя [6] . На среднем плане разворачивается жестокая схватка на фоне горящих поселений и выжженной земли. Морской горизонт, окрашенный унылыми земляными красками, перемежается лишь дымом, головой солдата и лошадиной гривой.

Тринадцать персонажей — мужчины, женщины и дети — согнаны для казни или порабощения. Израненные и поверженные, они представлены зрителю с суровой беспощадностью на почти ровной площадке. Их размещение образует две человеческие пирамиды. На вершине левой — человек в красной феске, правой — солдат на вздыбленной лошади. Между двух пирамид видны два солдата в тени и ещё две жертвы — обнявшаяся пара молодых людей. Один из мужчин в левой пирамиде на грани смерти, второй отрешённо глядит в сторону страдающих детей, но взгляд его проходит сквозь них — он понимает, что не в состоянии защищаться. Вся левая пирамида создаёт атмосферу безнадёжной обречённости.

В отличие от левой пирамиды, правая устремлена вверх. Лошадиная грива; извивающаяся девушка, привязанная к лошади; юноша, вцепившийся в солдата; сам солдат, уверенно держащийся в седле и повелевающий своими жертвами — всё это придаёт группе динамику подъёма. У основания пирамиды сидит старуха, устремившая взгляд в небеса, справа от неё ребёнок цепляется за труп матери, чей кулак судорожно сжат. Сверху над младенцем в бесформенной кровавой массе мрачно нависает рука убитого человека.

История создания [ | ]

15 сентября 1821 года написал своему приятелю Реймону Сулье, что хотел бы получить известность картиной на тему греко-турецкой войны за независимость, выставив её в Парижском салоне. В то время Делакруа ещё не был известен, и его работы не выставлялись на обозрение публики. В итоге, он всё же начал писать «Ладью Данте», но даже к апрелю 1822 года, когда она была представлена публике, зверства на Хиосе ещё не разгорелись в полную силу. К работе над картиной о событиях на Хиосе Делакруа приступил в мае 1823 года.

Из многочисленных записей в дневнике Делакруа видно его желание избежать излишне мускулистых тел и академического звучания, свойственных его предыдущей работе «Ладья Данте» [7] . Два этюда, над которыми Делакруа работал в это же время — «Женская голова» и «Сирота на кладбище» — демонстрируют сочетание искусной моделировки и акцентирования контуров, которые художник постарался перенести в основную работу. Однако, окончательное исполнение персонажей в «Резне на Хиосе» оказалось менее последовательным, чем в этюдах. Например, цветовое решение умирающего человека на переднем плане сильно контрастирует с более тональной моделировкой обнажённой женщины справа и схематичной моделировкой ребёнка в стиле Веронезе [8] .

Парижский салон 1824 года открылся в необычную для этой выставки дату — 25 августа, и картина Делакруа была представлена на нём под номером 450 с названием «Scenes des massacres de Scio; familles grecques attendent la mort ou l’esclavage, etc.» (Сцены резни на Хиосе; греческие семьи ожидают смерти или рабства, и так далее). Картина висела в одном зале с «Обетом Людовика XIII» Энгра. Демонстрация рядом двух работ с настолько различающимися подходами к выражению формы положила начало публичному соперничеству художников. Делакруа считал, что именно с этого момента он стал «объектом антипатии» Академии [9] .

Александр Дюма писал: «Нет такой картины с группой людей. из-за которой у художников не разгорелся бы жаркий спор». И Дюма, и Стендаль считали картину изображением чумы, что отчасти было правдой. Гро, написавший «Наполеона возле больных чумой в Яффе», влияние которой заметно и в «Резне на Хиосе», называл последнюю «резнёй живописи» [10] . Энгр назвал картину образцом «лихорадки и эпилепсии» современного искусства [11] . Анн-Луи Жироде-Триозон и Адольф Тьер отозвались о картине более лестно, и в том же году Люксембургский музей оценил картину достаточно высоко, чтобы приобрести её за 6000 франков. В ноябре 1874 года картину переместили в Лувр.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: