Пьяцетта, антонио каналетто - описание - JEKATERINBURG.RU

Пьяцетта, антонио каналетто — описание

Каналетто (Джованни Антонио Каналь) Canaletto (Giovanni Antonio Canal) (1697-1768)

Каждый день интеллигенция мира устремляется в Венецию. Город расположен на сотне островов, которые окружает море… Мир Венеции начинается с путешествия на гондоле, старом средстве передвижения по венецианским каналам. Этот мир навсегда остался на полотнах Каналетто (Джованни Антонио Каналь), творившего в эпоху классицизма.

КОММЕНТАРИИ: 8 Написать Ответы

Великий Каналетто

Каждый день интеллигенция мира устремляется в Венецию. Город расположен на сотне островов, которые окружает море…

Мир Венеции начинается с путешествия на гондоле, старом средстве передвижения по венецианским каналам. Этот мир навсегда остался на полотнах Каналетто (Джованни Антонио Каналь), творившего в эпоху классицизма.

Жизнь этого художника не описана биографами: до нас дошли незначительные сведения из прожитой жизни. Письма (их немного), дневники современников, которые восхищаются талантом Джованни, несколько расписок, сообщающих о том, что картину Каналетто написал в срок.

Но художник запоминается своими полотнами. Любой, даже самый непосвященный в вопросы живописи, человек, взглянув на картины Джованни Антонио, восклицал: «А все-таки он талантлив!» Это восклицание пронеслось через толщу веков.

Семья Канале

Известно, что великий итальянский живописец и офортист Джованни Антонио Канале по прозвищу Каналетто родился 7 октября 1697 года в Венеции. Талант ему достался от отца, посвятившего свою жизнь театру. Только Бернардо Канале не был актером, он был театральным художником.

Отец стал для Джованни первым учителем. Практику юноша отрабатывал в театре, помогая отцу декорировать сцену.

«А все-таки он талантлив!»

Имя молодого художника зазвучало среди скульпторов и живописцев Венеции в 1720. Этому предшествовала поездка в Римв 1719 году, где двадцатидвухлетний юноша знакомится с картинами Д. П. Паннини. Знакомство вдохновило молодого человека к занятиям живописью. Первая картина «Архитектурная каприччио» датирована 1923 годом. Появляются новые полотна, на которых красуются панорамы Венеции.

Его талант никто не оспаривал, работы выставлялись рядом с полотнами Карлевариса, мастера городского пейзажа – ведуты. Картины двух мастеров кисти были похожи изображаемыми миром. Современники путали полотна, не замечая того, что мир на картинах молодого художника пестрый и радостный, наполненный удивительным светом.

Отличительной чертой мастерства Каналетто была его манера писать ведуты сразу с натуры без эскизов и набросков. Позже стал писать картины в студии с помощью камеры-обскуры. Его первые работы отличаются высокой детализацией видов. По ним можно изучать зодчество 18 века.

Джозеф Смит в судьбе Джованни

Иногда судьба благосклонно относится к гениям, посылая им настоящих друзей. Такими для Джованни оказались купец Джозеф Смит и ирландец Оуэн Максуини. Они были знатоками живописи, высоко оценили шедевры Каналетто и помогали ему продавать их. Основными покупателями были англичане.

Смит заказал художнику 14 небольших полотен с изображением Большого канала, с которых Антонио Висентини – известный итальянский офортист, сделал гравюры. В 1735 году был издан первый альбом под названием «Вид Большого канала Венеции» с гравюрами Висентини по картинам Каналетто. Смит послал каталог в Англию. Успех был ошеломляющим. Заказов стало поступать так много, что Каналетто уже не справлялся с ними, пришлось брать помощников. Популярность Джованни стала приманкой для мошенников и завистников. Итальянский рынок наводнили подделки и копии.

К 1740 году положение дел резко ухудшилось, так как в связи с военными действиями англичане перестали посещать Венецию, а значит, и покупать картины мастера. Чтобы поправить материальное положение, Каналетто решает перебраться поближе к своим потенциальным покупателям.

Лондонский период

В 1745 году в возрасте 48 лет живописец меняет место жительства. В столице Британии он провел неполные десять лет. Лондон предстает перед Каналетто под дугами нового лондонского моста через Темзу. Продолжительное время он рисует столицу, ведуты с её окрестностями, улицами и домами, английские парки с их бесконечной перспективой. Изображает сборища толпы в праздничные дни, которые напомнили итальянцу венецианские регаты.

Талант художника продолжает развиваться, он совершенствуется в исполнении тональной живописи. Его картины наполнены естественными красками, отсутствует бутафорность и яркость, присущая ранним венецианским работам.

Лондонский период стал очень плодотворным, хотя в чопорной Англии он чувствует себя неуютно, да и продаж особых нет.

Возвращение на родину

В 1755 году следует возвращение в Венецию. Однако, это уже не тот восторженный молодой художник, покоривший мир радостным светом. Каналетто в основном воспроизводит старые мотивы, не создавая новых сюжетов. В работах зазвучали пессимистические мотивы.

В 1763 Каналетто избирается членом только открывшейся венецианской Академии Художеств. Это была большая честь. Художник при вступлении должен предоставить свою новую работу, но Джованни сделал это только через 2 года. Изначально он хотел представить «Площадь Сан-Марко: вид с юга и запада», датированную 1763 годом, но по совету друзей остановил свой выбор на полотне «Каприччо с колоннадой», воплотившее полет фантазии автора, в котором слились архитектурные памятники Рима, Падуи, Венеции и Англии. Жюри эта работа действительно очень понравилась, поскольку в Академии приветствовались работы с фантастической или искаженной перспективой.

Последняя работа

В возрасте 68 лет он сделал свой последний рисунок пером и тушью, изобразив певчих в соборе Сан-Марко. Датировал свою работу 1766 годом и сделал на ней памятную надпись: «…сделал этот рисунок…не прибегая к очкам».

В 1768 году великий художник ушел из жизни. Венеция почтила память Каналетто, устроив ему пышные похороны. Заупокойную мессу отслужили 12 священников. На его надгробии сделали надпись: «Антонио Каналь, венецианский ведутист, к которому по уму, по вкусу и по правдивости мало кто из старших и никто из современников не мог приблизиться».

Наследство

Несмотря на большую популярность и прижизненное признание после смерти Джованни Каналетто осталась только поношенная одежда, пара дешевых личных вещей и 28 картин.

При жизни художник не был женат, у него не было детей, распорядителем наследства стал Джозеф Смит, доверенное лицо мастера. Почти все картины он продал английскому королю Георгу III. В королевском собрании оказалось настоящее сокровище – большая часть лучших работ итальянского художника Каналетто.

Последователи манеры кисти Каналетто

Многие художники стали последователями его таланта, стремились понять технику его кисти. Тему городского пейзажа продолжил Алексеев Федор Яковлевич, который учился на его работах.

Говорят, чтобы познать Венецию, нужно прокатиться на гондоле или рассмотреть полотна великого Каналетто…

Джованни Антонио Каналетто
GIOVANNI ANTONIO CANALETTO

18/28 октября 1697 Венеция – 19/20 апреля 1768 Венеция.

Итальянский художник. Глава венецианской школы ведутистов, мастер городских пейзажей в стиле барокко. Автор пейзажей-панорам («ведут»).

Подробная его биография неизвестна. Кое-какая информация сохранилась в редких письмах и дневниках его современников, случайных деловых бумагах, одной или двух расписках в том, что порученная Каналетто работа выполнена и получена. Все остальное — его картины. Каналетто никогда не был женат. Детьми он не обзавелся. Богатство его творческого наследия свидетельствует о том, что всю свою жизнь он посвятил исключительно живописи.

Прозвище Каналетто (то есть «маленький Каналь») кроме Антонио Каналя носил и его племянник, Бернардо Белотто, также знаменитый пейзажист. Каналетто уже в детстве помогал отцу. Джованни Антонио учился живописи у своего отца Бернардо Каналя, театрального художника. В 1719 г. посетил Рим, где познакомился с творчество знаменитого ведутиста Джованни Паоло Паннини. После этого начал писать свои знаменитые виды Венеции. В списке членов городской гильдии скульпторов и живописцев его имя появляется в 1720 году. Несмотря на молодость, уже тогда его уникальный талант ни у кого не вызывал сомнений. Ведуты Каналетто ценились наравне с работами признанного мастера этого жанра Карлевариса. Более того, если верить документам, он составлял ему серьезную конкуренцию.

Читайте также  Кто самый богатый человек в россии: рейтинг олигархов

Каналетто волшебным образом наполнял свои работы пестрой живой жизнью и удивительным светом. Эти особенности живописи Каналетто сразу же привлекли к нему внимание. Среди интересующихся были два иностранца, сыгравшие немалую роль в судьбе художника.

Один из них — Оуэн Максуини. Этот жизнерадостный ирландец, обанкротившись, покинул Лондон. В Венеции он зарабатывал на жизнь, продавая картины английским аристократам, традиционно навещавшим Венецию. Именно по совету Максуини Каналетто начал писать миниатюрные виды Венеции для богатых англичан. Дружба с Максуини, к сожалению, не выдержала испытания временем. По чьей вине — не ясно. Во всяком случае, не слишком симпатичный человеческий образ Каналетто сформировался в литературе благодаря откровениям ирландца. «Этот капризный парень, — однажды заметил Максуини в письме к одному из своих клиентов, — ежедневно меняет цены на свои картины». «Этот ненасытный человек, — читаем в другом его письме, — пользуется тем, что обожатели готовы платить за его работы любую цену». Впрочем, эти фразы косвенно свидетельствуют и о том, насколько популярен уже в 1730-е годы был художник.

С торговцем Джозефом Смитом, с юных лет обосновавшимся в Венеции, отношения у Каналетто сложились более счастливые. Смит, который с 1744 г. возглавлял английское консульство в Венеции, прекрасно разбирался в искусстве. Когда речь заходила о продаже написанной на заказ картины Каналетто, он, заботясь о цельности творческого «багажа», часто просил художника сделать для себя ее копию. В делах Смит выступал замечательным профессионалом. Он заказал Каналетто двенадцать небольших видов Большого канала и два масштабных полотна с изображением венецианских праздников, а когда работы оказались у него в руках, попросил своего друга, Антонио Висентини, сделать с них гравюры. Составив из них альбом, он отослал его в Англию. В результате на Каналетто пролился дождь новых заказов. Второе (расширенное) издание сделало художника по-настоящему знаменитым. Заказов стало так много, что Каналетто пришлось обзавестись помощниками. У этого успеха была и оборотная сторона. Выпущенный альбом позволил освоить манеру популярного художника тем, кому не давали покоя его лавры. Рынок наводнили сотни подделок каналеттовских ведут.

К концу 1730-х годов спрос на картины Каналетто упал. В Европе бушевала война, и Венеция обезлюдела. Устал, по всей видимости, и сам мастер. Его работы явно потеряли свежесть, из них ушло живое дыхание жизни. Но верный Смит (зная наверняка, что не сможет продать новые полотна) упорно заставлял Каналетто работать.

В отличие от большинства художников того времени Каналетто на раннем этапе своего творчества писал свои виды (ветуты) сразу с натуры, не делая предварительных набросков и эскизов. Впоследствии стал писать в студии, пользуясь камерой обскурой.

В 1746 г. Каналетто едет в Лондон, где его преданно любили, чтобы быть ближе к каналам сбыта своих картин. Его приезд совпал с завершением строительства нового Вестминстерского моста. Сэр Хью Смитсон попросил Каналетто написать вид на Лондон через арку нового моста. За этим заказом последовали другие. Отметим среди них большую панораму «Вид на Темзу и Вестминстерский мост издали».

В Лондоне Каналетто провел девять лет (за вычетом краткой поездки в Венецию в 1750 году). В этот период в его творчестве появляется вторичность, техника перестает нравиться заказчикам. Домой он вернулся в 1755 году. Жизнь на родине не радовала. Денег хронически не хватало. Его работы сохранили блеск, но им не хватало былой уверенности. Чувствовалось, что художник перестал любить жизнь.

В 1763 году Каналетто избрали членом только что созданной венецианской Академии, хотя необходимую для показа при вступлении в нее новую работу он написал только спустя два года. Ею стало знаменитое «Каприччо с колоннадой», поражающее своей искусной перспективой. Есть сведения, что первоначально Каналетто хотел представить в Академию панораму «Площадь Сан-Марко: вид с юга и запада» (1763), единственную свою датированную позднюю картину, однако ему подсказали, что жюри вряд ли понравится городской вид, выполненный с низкого ракурса (а именно так писал Каналетто в старости). Полотна же с фантастической или искаженной перспективой в Академии неизменно приветствовались.

Последняя дошедшая до нас работа Каналетто — рисунок пером и тушью. Несмотря на годы, взгляд художника остается по-прежнему зорким, а рука — крепкой. В нижней части листа написано: «Я, Джо-ванни Антонио де Каналь, сделал этот рисунок, изображающий певчих в соборе Сан-Марко, в возрасте 68 лет, не прибегая к очкам. 1766 год». Спустя два года художник умер и был похоронен с большими почестями. Заупокойную мессу по нему служили 12 священников.

Если говорить об оставленном им наследстве, то оно оказалось весьма скромным: поношенная одежда, несколько личных вещей и 28 картин, которые так и не удалось продать.

Учеником Каналетто был его племянник Б. Беллотто, унаследовавший прозвище учителя.

Каналетто Большой канал и Санта Мария делла Салюте с фигурами в лодках

Каналетто Большой канал с мостом Риальто 1724-1725 гг.

Каналетто Большой канал 1725 г.

Каналетто Дворец Дожей 1725 г.

Каналетто La punta della Dogana 1726-1728 гг.

Каналетто: история художника

Каналетто (Canaletto) настоящее имя художника Джованни Антонио Каналь (Giovanni Antonio Canal) родился мастер 18.10.1697 в городе Венеция, Италия — умер 20 04.1768, так же в Венеции). Каналетто один из самых знаменитых итальянский художников городского пейзажа, все великолепие Венеции и Лондона отражалось в картинах художника и произвело неизгладимое впечатление на все последующие картины других художников Италии. На сайте art-holster.ru вы можете купить картины итальянских художников. Каналетто родился в семье аристократов, чей герб он иногда использовал как подпись.

Нет точных сведений о том, каким образом он стал известен как Каналетто. Однако можно предположить, что он использовал это имя, чтобы его не путали с отцом, Бернардо Каналем. Отец был сценическим художником, и Каналетто часто помогал ему в студии. Каналетто работал с отцом и братом над оформлением оперы “Алессандро Скарлатти” в Венеции с 1716 по 1719 год, в Риме — 1719—1720 годах. Именно в Риме Каналетто начал свою карьеру живописца-пейзажиста.

Очень скоро она сделала его всемирно известным, хотя в его стиле прослеживалось влияние сценической работы — выбор темы, использование линии театральной перспективы. Вернувшись в Венецию, он познакомился со своим иностранным покровителем, который будет поддерживать его на протяжении всей карьеры. Заказов было так много, что ему приходилось работать с рисунками и даже с гравюрами других художников.

Он разработал такой прибор, как камера опека, в котором линза расположена на размельченном стекле и создает образные картины. Их можно использовать как основу для рисунков и гравюр. Позже он изобрел механическую технологию, в которой использовались линейка и циркуль. Архитектура и фигуры наносились на картину в соответствии с определенной формулой. За свою жизнь Каналетто написал так много видов Венеции, что иногда думают, будто у него была большая студия, но доказательств этому не существует.

У Каналепо не было серьезных конкурентов. Художник Лука Карлеварис, вдохновивший его на написание пейзажей для иностранцев, оставил эту область искусства; Бернардо Беллопо, племянник Каналепо, еще не стал мастером, а Микеле Мариески был больше последователем, чем конкурентом. Именно из-за недостатка конкурентов вести дела с Каналепо было трудно.

Оуен Мак-Свинни, английский деятель и патрон Каналепо, писал в 1727 году: «Человек капризный и изменяет цены каждый день. Пишет свои картины с огромным желанием, но кажется не доволен ни одной из них. Его не устраивала ни цена, ни сама картина». После начала войны за Австрийское наследство в году число приезжих в Венецию резко сократилось и у Каналетто стало меньше заказов Стандартные виды Венеции перестали пользоваться спросом, и Джозеф Смит, издатель, купец, а позже британский консул в Венеции, подсказал Каналетто включить в свои картины римские монументы, пейзажи Падуи и реки Брента.

Читайте также  Эдип и сфинкс, гюстав моро, 1864

Теперь в своих картинах Каналетто изображал в основном пейзажи и архитектурные ансамбли. С 1740 по 1744 год Каналетто сделал серию из 30 гравюр, в которых особенно проявились мастерство и чувствительность, сочетались перспектива и яркость цвета. Всемирная известность помогла Каналетто в его дальнейшей карьере. В 1746 году он поехал в Англию и пробыл там до 1755 года. Его приглашали в Дрезден, но он отказался. Он работал над английскими видами в основном в Лондоне. Изучив работы художника этого периода, можно отметить, что пятидесятилетний художник с опытом изображения венецианских видов столкнулся с совершенно другим образом.

Однажды он поместил английский материал в венецианскую рамку и получился шедевр. По уровню профессионализма эта работа была ниже его собственных стандартов, а также безжизненной и технической. Вернувшись в Венецию, он не утратил свою известность и наконец-то получил официальное признание. В 1763 году был избран в Венецианскую академию и в этом же году был назначен настоятелем Питторианской коллегии.

О выставке «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» и Венеции

В ГМИИ им. Пушкина уже второе лето подряд царит гедонистическая атмосфера рафинированного итальянского искусства. После прошлогодней «Венеции Ренессанса» здесь снова расположились две гастрольные экспозиции с Апеннинского полуострова: видео-арт нашего знаменитого современника Фабрицио Плесси и открывшаяся вчера выставка «От Тьеполо до Каналетто и Гварди». Само название этого проекта захватывает дух и заставляет сердце биться чаще, ведь перед нами — свидетели последнего роскошного взлета классического искусства Венецианской республики, да и самой истории этого удивительного государства, которое уже в конце XVIII столетия исчезло с политической карты Европы.

Накануне своего заката культура и искусство древнего города пережили поистине яркий период. В XVIII веке здесь творили великие Антонио Вивальди и Карло Гольдони, гремела на всю Европу слава певца Фаринелли и авантюриста Казановы, а в художественном мире блистали Джованни Баттиста (Джамбаттиста) Тьеполо, Джованни Баттиста (Джамбаттиста) Питтони, Джованни Антонио Каналетто, Франческо Гварди и Пьетро Лонги.

Лука Карлеварис. Пейзаж с триумфальной аркой и конной статуей. 1710-1714. Городские музеи Виченцы.

Именно это время подарило миру жанр знаменитых венецианских ведут — видов города, запечатленных для иностранных гостей, которые посещали его в рамках гранд-тура по Европе. Свое начало этот жанр берет в пейзажах мало известного отечественным зрителям Луки Карлевариса (1663 – 1730). Его романтизированные полуфантастические виды руин и живописных ракурсов города выполнены в светлых, разбеленных тонах и наполнены голубоватым воздухом, окутывающим заросшие травой мосты, башни и статуи.

Франческо Авиани. Пейзаж с чудесным уловом. Около 1700. Городские музеи Виченцы.

Еще в работах его современника Франческо Авиани (1662 – 1715) пейзаж, считавшийся в то время менее достойным жанром, чем религиозная или мифологическая живопись, служит массивным обрамлением для сюжетной композиции. Сложносочиненные руины, заросшие деревцами и увитые плющом, — это своеобразные сценические декорации для небольшой, но динамичной сцены в центре или в углу полотна. И зачастую именно окружающий пейзаж с глубоким пространством тающих в голубой дымке далей привлекает основное внимание автора, а за ним и зрителя.

Себастиано и Марко Риччи. Перспектива с руинами и фигурами. Городские музеи Виченцы.

Прекрасный пример освобождения собственно жанра пейзажа, а еще и сотрудничества двух художников из семейства Риччи — Себастиано (1659 – 1734) и его племянника Марко (1676 – 1730) — величественная «Перспектива с руинам и фигурами». Построенная на чередовании нескольких пространственных планов, композиция этой масштабной картины великолепно и искусно скомпонована. Затененные кулисы по бокам направляют взгляд зрителя на эффектное сценическое пространство в центре пейзажа и дальше, в ярко освещенный прорыв дальнего плана. Приглушенный золотисто-коричневый колорит оживляется несколькими некрупными цветовыми акцентами, легкий, открытый мазок создает впечатление трепета прозрачной, светоносной воздушной материи.

Джованни Антонио Каналетто. Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей. 1727 – 1729. ГМИИ.

Одно из центральных полотен выставки — масштабная ведута Джованни Антонио Канале, прозванного Каналетто (1697 – 1768), хранящаяся в ГМИИ, — «Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей». По заказу французского посланника художник запечатлел эпизод из знаменитого венецианского ритуала Обручения дожа с Адриатическим морем. Каждый год на праздник Вознесения роскошная процессия из золоченых гондол сопровождала дожа до выхода из лагуны, где он символически благодарил море за победу над Далмацией (церемония была установлена в 1000 году и постепенно обросла ритуалами и торжественностью) и бросал в волны золотой перстень. Вслед за виртуозной кистью художника мы следуем по изобилующему подробностями живописному пространству. Здесь и богато украшенная гондола дожа, вернувшаяся к молу после церемонии с кольцом, и лодка французского посланника в центре композиции, и шумная праздничная толпа. Влажная голубоватая дымка окутывает блистательное зрелище, разворачивающееся у пристани, покрывая его как будто тонкой, едва заметной вуалью воспоминаний о славном прошлом Венеции, переживавшей в XVIII столетии уже не лучшие времена.

Джованни Антонио Каналетто. Вид на острова лагуны и церковь Санта Мария делле Верджини от Кампо Сан Пьетро ди Кастелло. Середина 1720-х. ГМИИ.

Рядом с этим монументальным полотном на выставке экспонируются два камерных пейзажа Каналетто, очаровывающие своей свежестью, интимным настроением и особенной теплой эмоциональностью живописных видов, напоенных влажным морским воздухом и солнечным светом. В силу вполне понятных обстоятельств виды Венеции заказывали исключительно иностранные путешественники или послы, живущие в этом городе временно и желающие увезти с собой виды La Serenissima. Поэтому в художественных собраниях Венеции и ближайших городов крайне мало полотен знаменитых венецианских пейзажистов. Тем интереснее концепция открывшейся выставки, в которой живописные работы из трех собраний дополняют общую картину художественной жизни этого яркого культурного центра.

Франческо Гварди. Вид Пьяцетты в Венеции. Около 1770. ГМИИ.

Особая меланхолическая поэзия и щемящая красота пронизывают небольшие по формату «каприччо» (архитектурные фантазии) певца венецианского пейзажа Франческо Гварди (1712 – 1793). Его ностальгический вид Пьяцетты светится нежными пастельными тонами, как будто пронизанный солеными морскими брызгами воздух этого уникального города несет в себе память о яркой феерической жизни-карнавале, память, которая вспыхивает и трепещет в каждом камне опустевшей площади, в каждом отблеске зелено-голубого моря. Быстрые росчерки и точки, оживляющие живописную фактуру полотна, создают иллюзию постоянного дыхания, вибрации, одушевленности пейзажа.

Джованни Баттиста Тьеполо. Время, открывающее Истину. Около 1745. Городские музеи Виченцы.

С камерными уютными ведутами в залах музея соседствуют монументальные полотна, созданные для декорации дворцов и храмов. Фигурный плафон кисти Джамбаттисты Тьеполо (1696 – 1770), последнего великого художника эпохи барокко, демонстрирует характерное взволнованное и динамичное искусство этого знаменитого мастера. Неожиданные ракурсы и развороты фигур, шумные, стремительные столкновения диагоналей в композициях, экспрессия порывистого движения сочетаются с яркой светлой палитрой и выразительной техникой динамичных текучих мазков жидкой краски.

Джованни Баттиста Пьяцетта. Экстаз святого Франциска. 1729. Городские музеи Виченцы.

В работе его современника и конкурента Джованни Баттиста (Джамбаттисты) Пьяцетты (1683 – 1754) динамика усиливается. Здесь бушует ветер, развеваются ткани, свет и тень создают драматическую интригу, а широкие мазки дополняют эффект вибрирующего эмоционального пространства, вырывающегося за границы полотна.

Читайте также  Самый лучший футболист в мире: топ игроков

Элизабетта Маркиони. Цветочная композиция с вазами и другими сосудами. Городские музеи Виченцы.

Подобный, хотя и гораздо менее масштабно воплощенный динамизм и драматургия отличают два великолепных натюрморта Элизабетты Маркиони (XVII – XVIII вв.). Изящные линии цветочных венков соединяются в прихотливые и подвижные композиции, подчеркнутые ярким светом, который выхватывает из темного фона эффектные детали: тающие в полутени лепестки и пышные соцветия с пульсирующим в сердцевине цветом.

Пьетро Лонги. Игра в горшок. 1755 – 1760. Коллекция Интеза Санпаоло.

Один из последних великих художников Венеции — мастер жанровых сцен из жизни города Пьетро Фалька, прозванный Лонги (1702 – 1785). В его камерных зарисовках сквозь занимательные бытописательские сюжеты просвечивает тот самый неуловимый и прихотливый дух конца великой истории. Театральный и маскарадный, притворный и загадочный город масок предстает здесь в своем последнем спектакле. Диковинный слон с задумчивым человеческим взглядом, светская забава, в разгар которой участники вдруг застыли с печальными глазами: как и в главном венецианском сюжете — карнавале — здесь все не то, чем кажется. Наряду с так любимыми в XVIII веке приемами — грациозными танцевальными движениями, нежным колоритом, напоминающим фарфоровые росписи, — художник умело использует неожиданные паузы, асимметрию и композиционное неравновесие, чтобы усилить контраст между видимым и подразумеваемым. Тайна и загадка выходят на первый план в этой последней вспышке венецианского гения.

В 1797 году город был завоеван Наполеоном, и тысячелетняя история независимой и влиятельной Венецианской республики завершилась. Картина заката великого города и великой культуры поражает своим масштабом. И как может быть иначе, когда перед нами такое художественное разнообразие и, можно сказать, избыточность. Здесь море, небо, одежды ангелов и лепестки цветов, камни мостовой и сочные фрукты, даже лохмотья нищих роскошны и драгоценны. Легкость, быстротечность бытия, эмоциональность, страсть и удивительная гармония в изобилии — те трудноуловимые и невероятно притягательные черты венецианского искусства, которые никого не оставляют равнодушным. И та едва заметная нотка грусти, которой окрашены произведения этого последнего периода, добавляет еще одну новую краску в палитру нашей любви к этому неповторимому городу.

В Пушкинском музее выставка продлится до 10 октября, после чего будет продемонстрирована в Виченце.

Выставка «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» (24 июля — 14 октября) — завершена

Адрес: г.Москва, ул. Волхонка, д. 12, ГМИИ им. Пушкина, Белый зал, колоннада, залы 17, 18 , м.Кропоткинская

Работы из этих собраний, давно завоевавших мировую известность, впервые будут показаны вместе в едином пространстве, что позволит зрителям получить более полное представление о многообразии венецианской живописи рококо. В экспозиции можно увидеть произведения таких важнейших итальянских художников, как Джованни Баттиста (Джамбаттиста) Тьеполо, Джованни Баттиста (Джамбаттиста) Питтони, Лука Карлеварис, Джованни Баттиста (Джамбаттиста) Пьяццетта, Джованни Антонио Каналетто, Франческо Гварди, Пьетро Лонги.

Из Городского музея Палаццо Кьерикати в Виченце, из Коллекции Интеза Санпаоло – Галереи Италии, Палаццо Леони Монтанари в Виченце, из ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве

Вход на выставку по билету в Главное здание.

ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» – работы выдающихся венецианских мастеров XVIII века из Городского музея Палаццо Кьерикати в Виченце; Коллекции Интеза Санпаоло – Галереи Италии, Палаццо Леони Монтанари в Виченце; ГМИИ им. А.С. Пушкина. В экспозиции будет представлено 57 работ, среди которых 23 произведения из Палаццо Кьерикати, 25 произведений из ГМИИ им. А.С. Пушкина, 9 произведений из Галерей Италии – Палаццо Леони Монтанари. Выставка проходит под патронатом Посольства Италии в Москве.

Венецианская школа живописи, в эпоху Возрождения подарившая миру Тициана, Тинторетто, Веронезе, в XVIII веке переживает новый период блестящего расцвета. Венеция становится важным центром художественной жизни Европы, что особенно заметно на примере живописи, отмеченной яркой красочностью, декоративностью и многообразием жанров.

Истинным выразителем духа Венеции по праву считается Джованни Баттиста Тьеполо (1696–1770) – крупнейший итальянский живописец XVIII века, во многом продолжавший традиции Паоло Веронезе, последний представитель барокко в европейском искусстве. Его полотна и монументальные росписи отличаются эмоциональной взволнованностью, динамизмом композиций и яркой красочностью.

В XVIII веке в Венеции сложился особый тип городского пейзажа, получивший название «ведуты». Он берет свое начало в работах мало известного нашим зрителям Луки Карлевариса (1663–1730), чьи композиции можно видеть на выставке. Свой подлинный расцвет этот жанр пережил в творчестве Антонио Каналетто (1697–1768), запечатлевшего неповторимый облик и атмосферу Венеции, ее будничной жизни и праздников. В отличие от Каналетто, Франческо Гварди (1712–1793) видел свой город иначе. Не стремясь к точности изображения, он создавал поэтические живописные фантазии, произвольно соединяя реальные мотивы и вымысел. Этот тип пейзажа получил название «каприччо».

Жизнь венецианцев XVIII века изобразил в своих произведениях мастер жанровой живописи Пьетро Лонги (1702–1785): зарисовки из жизни – тайные свидания, игры, забавные уличные сценки, изображение повседневных событий – стали основными темами работ художника.

Мастера, прославившие венецианскую школу, не всегда жили и работали в столице: свой талант художники часто реализовывали в небольших городах. Особого внимания заслуживает Виченца – «город Палладио», называемый так в честь знаменитого итальянского зодчего Андреа Палладио. Он родился в Падуе, но значительную часть архитектурного наследия оставил именно в Виченце. Один из шедевров Палладио – Палаццо Кьерикати, в котором сегодня располагается Городской музей Виченцы, предоставивший свои работы на выставку в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Зрители также смогут увидеть в экспозиции работы из Палаццо Леони Монтанари (Галереи Италии) в Виченце, которые знакомят с венецианской живописью XVIII столетия из коллекции Интеза Санпаоло.

На выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина произведения итальянских художников из разных собраний дополнят друг друга: знаменитое полотно Каналетто «Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей» и еще две работы этого мастера, принадлежащие ГМИИ, послужат украшением выставки в Виченце, где произведения этого выдающегося живописца отсутствуют (в самой Венеции можно найти лишь несколько работ). В Виченце нет и картин Бернардо Беллотто, племянника Каналетто, которыми богато собрание московского музея. В то же время в России не представлены произведения Джамбаттисты Пьяццетты, одна из лучших работ которого, «Экстаз святого Франциска», будет экспонироваться на выставке. Мало знакомо российскому зрителю и творчество Пьетро Лонги, художника, посвятившего себя жанровой живописи. Его небольшие забавные картины, исполненные тонкого юмора, открывают перед зрителем жизнь венецианского аристократического общества. Также будут показаны работы Джамбаттисты Тьеполо, одного из величайших мастеров европейской живописи XVIII столетия, которыми по праву гордятся музеи Москвы и Виченцы. Таким образом, на выставке его творчество предстанет в широком тематическом диапазоне и в многообразии жанров, от плафонной композиции на аллегорическую тему «Время, открывающее Истину» (Палаццо Кьерикати, Виченца) до написанных для церквей алтарных образов и небольших станковых картин для частных заказчиков, среди которых мастерством исполнения выделяется «Смерть Дидоны» (ГМИИ им. А.С. Пушкина). Хронологически завершает экспозицию группа пейзажей-каприччо Франческо Гварди, оставившего потомкам неповторимый исполненный поэзии образ Венеции – удивительного города на лагуне.

В концепциях:

Шедевры прошлого и современности. В чем разница? Может ли граффити быть искусством? Сегодня много вопросов для обсуждения и причина для прогулки по городу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: