Проводы покойника, василий григорьевич перов, 1865 - Тайны со всего мира

Проводы покойника, василий григорьевич перов, 1865

Проводы покойника

Дата создания: 1865 г.
Автор: Перов В.Г.
Материал, техника: холст, масло
Картина, являющаяся одной из вершин творчества художника, воспринимается как вольная импровизация на темы поэзии Н.А. Некрасова.

Картина Василия Григорьевича Перова «Проводы покойника» пользовалась большим успехом еще у современников художника. Высокую оценку дал ей В.В. Стасов. Перов получил за нее первую премию от Общества поощрения художеств — одной из центральных выставочных организаций страны. Картина побывала на многих выставках как в России, так и за рубежом.

И все же, являясь собственностью известного купца-коллекционера Солдатенкова, картина эта не была и не могла быть знакома широким народным массам. Лишь в советские годы, находясь в экспозиции Государственной Третьяковской галереи, она приобрела всеобщую известность, признание и любовь советского народа.

Период расцвета творчества Перова относится к середине шестидесятых-семидесятых годов. В эти годы им были созданы особенно значительные по глубине и остроте социальной характеристики, наиболее разнообразные по содержанию и художественно самые совершенные произведения — «Монастырская трапеза», «Утопленница», «Последний кабак у заставы», «Охотники на привале», а также ряд первоклассных портретов.

Можно с уверенностью сказать, что среди этих работ картина «Проводы покойника» занимает центральное место. Она была создана Перовым в 1865 году, вскоре после того, как художник, увлеченный страстным желанием служить своим искусством родине, раньше срока вернулся из пенсионерской поездки за границу.

Еще в Париже, бродя по окраинам и предместьям французской столицы, Перов пытливо всматривался в жизнь обитателей бедных кварталов, писал и зарисовывал парижские уличные сцены и типы, но его сознание непрестанно бередила одна и та же упорная мысль о далекой любимой родине, о воспетой Некрасовым «убогой и обильной, забитой и всесильной матушке-Руси».

Картина «Проводы покойника» — итог глубокого изучения Перовым крестьянской жизни, ставшей отныне главной темой его искусства.

Несомненно, сюжет картины был подсказан художнику самой действительностью.

«Холод, пустыри, засыпанная снегом глушь, забвение и навеки безвестность, словно какая-то из миллионов птичек замерзла на дороге и никто о ней не знает и не будет никогда знать, никому ни жизнь ее, ни смерть ее не были интересны . . .» Эти слова написал горячий поклонник Перова — В. В. Стасов. Критик-демократ очень хорошо понял сущность творения художника. Его воображение захватил не столько изображенный эпизод сам по себе (критик о нем, собственно, даже и не говорит), сколько замечательное умение Перова использовать этот эпизод для рассказа о тяжелой крестьянской доле. И в самом деле, «Проводы покойника» — это не только печальная повесть о судьбе несчастной семьи, оставшейся без кормильца, в ней слышится скорбный голос всей многомиллионной обездоленной крестьянской России.

Картина предельно законченна. Она очень глубока по содержанию и при этом чрезвычайно лаконична, проста по форме. В ней нет ничего лишнего, ничего случайного; и главное, и второстепенное подчинено в ней воплощению высокой идеи в конкретный художественный образ.

Не сразу Перов нашел эту удивительно ясную форму выражения. До нас дошли некоторые подготовительные материалы к картине, в частности карандашный эскиз. Спокойно бредущая деревенская лошадка везет на небольших санях гроб. На нем сидит старый крестьянин с повязанной щекой. За гробом бредет опирающаяся на палку старушка, очевидно мать умершего. В этом эскизе много наблюденного, правдивого, жизненного. Хорошо найден сюжетный мотив, удачно наметилась композиция. И все же здесь еще немало случайного, непродуманного. Внимание рассеивает внешняя занимательность рассказа, нарочитой, неоправданно курьезной в этом художественном контексте выглядит фигура взгромоздившегося на гроб крестьянина с повязанной щекой, снижающая трагическое звучание всей картины. Художник не был удовлетворен этим эскизом. Он перестроил всю композицию, оставив лишь удачно найденное диагональное построение центральной группы, бедный гроб да собаку слева. Фигуры старушки и крестьянина с повязанной щекой он заменил изображением женщины, еще молодой крестьянки, и фигурками двух детей в санях у гроба. По всему видно, что тяжесть утраты легла на хрупкие женские плечи. Картина стала поистине трагичной. Стасов писал: «Эти похороны еще безотрадней и печальней, чем у Некрасова в поэме «Мороз, Красный нос», там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, у Перова — никого».

Настроение в картине не было бы столь мрачным, если бы тяжелая свинцо-вая туча не давила с низкого неба на всю группу, если бы не был пустынен и безрадостен пейзаж, если бы не создавал он своими серыми тонами ощущения мертвящего холода. Пожалуй, одна только бегущая слева собачка не разделяет общего тягостного настроения. Она не случайно выделена художником из тусклой тональной гаммы интенсивным темным пятном, и поэтому сразу бросается в глаза. Перов ввел ее в холст для контраста, чтобы еще более подчеркнуть скорбное молчание людей.

Картина «Проводы покойника» свидетельствует о том, что Перов был новатором не только в бытовом жанре. Не будучи пейзажистом, он сумел сказать новое слово и в области пейзажного искусства. Никто до него не изображал русскую природу столь жизненно и вместе с тем столь поэтично. Заснеженные серенькие дали с типичными для средней полосы России холмами, покрытыми лесной порослью, далекие пустынные горизонты, бедные крестьянские избы с обязательной для села деревянной церквушкой, накатанная дровнями, уходящая вглубь проезжая дорога — все это слагается под кистью Перова в обобщенный образ русской природы.

Обычно принято сопоставлять «Проводы покойника» с поэмой Некрасова «Мороз, Красный нос». В некоторых изданиях сочинений Некрасова картина Перова используется даже как прямая иллюстрация к поэме. Такая родственность произведений живописи и литературы далеко не единичное явление в русском искусстве того времени. Вспомним хотя бы стихотворение Некрасова «Размышление у парадного подъезда», перекликающееся с картиной Репина «Бурлаки». Близость этих произведений объясняется демократическим мировоззрением передовых русских писателей и художников-реалистов.

«Целая жизнь – в их лохмотьях». 5 провокационных картин Василия Перова

Талантливому юноше не суждено было прославить фамилию отца – барона Георгия Криденера, губернского прокурора. К моменту рождения мальчика барон еще не сделал предложения его матери, и незаконнорожденный ребенок не мог претендовать на знаменитую фамилию немецкого происхождения. Но даже после того, как отношения его родителей были оформлены по закону, мальчик уже не мог рассчитывать на титул Криденера.

Фамилия «Перов» появилась от прозвища, которое дал ему дьячок, учитель грамоты. Он заметил, что его подопечный отлично владеет пером для письма и прозвал его Василием Перовым. Так и вошел он в историю русской живописи, став одним из ярких жанровых художников, без прикрас изображавших пороки и несовершенства общества.

«Сельский крестный ход на Пасхе», 1861

В 1861–м году художник создал целую серию картин антиклерикальной направленности.

Одна из них — «Проповедь в селе» — получила большую золотую медаль Академии художеств, которая дала ему право совершить поездку за границу в качестве пансионера. Другая же – «Сельский крестный ход на Пасхе» — вызвала бурю негодования.

На картине зрители увидели пьяную процессию, бредущую к обрыву. Каждая фигура рассказывала свою историю: хмельной священник, наступающий на пасхальное яйцо, нищий, несущий святыню вверх ногами, прихожанка, держащая икону с выцветшим ликом.

Такое «безнравственное» произведение не долго было представлено на суд общественности: вскоре его убрали с выставки Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге. Тем не менее, оно успело привлечь внимание мецената и коллекционера Павла Третьякова. Несмотря на шумиху вокруг работы, он приобрел ее. После художник Василий Худяков даже написал ему письмо, в котором предупреждал, что такое решение может иметь пренеприятнейшие последствия.

«Слухи носятся, что будто бы Вам от Св. Синода скоро сделают запрос; на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично? Картина была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя её и скоро убрали, но все-таки она подняла большой протест! И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки», — писал он.

Сейчас картина, как и «Проповедь в селе», экспонируется в Третьяковской галерее.

«Проводы покойника», 1865

Это полотно, по мнению искусствоведов, является одной из работ, показывающих переход художника от сатирического направления в живописи к драматическому.

Картина была создана для участия в конкурсе Московского общества любителей художеств и Императорского общества поощрения художеств, где она получила первый приз. По мнению критика Владимира Стасова, «Проводы покойника» стали одним из лучших творений Перова.

«Картина была маленькая по размерам, но великая по содержанию… Художество выступало тут во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно «объясняло» её, оно «произносило свой приговор» над её явлениями. …Эти похороны ещё безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме «Мороз-Красный нос». Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, — у Перова никого. Перов дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в её горе», — писал он.

Читайте также  Парад в царствование павла i, а. н. бенуа, 1907

«Тройка», 1866

«Выражения безысходных страданий, следы вечных побоев нарисованы на детскиъ усталых бледных личиках; целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах, в тяжелом повороте их голов, в измученных глазах», — писал об этой картине Стасов.

«Тройка» считается одной из самых пронзительных социальных картин Перова. Работая над ней, художник как-то встретил на улице крестьянку с сыном, чей образ идеально подходил для центральной фигуры. Он уговорил мать разрешить ему написать портрет мальчика. Спустя несколько лет он практически забыл эту встречу, но вот однажды к нему постучалась нищенка. Она рассказала, что давно барин писал портрет ее Васи. Теперь мальчик умер, и ей очень хотелось бы купить у Василия Григорьевича портрет ее сына. Растроганный историей Перов, ответ ее в галерею, где показал картину, выставленную на всеобщее обозрение. Увидев образ сына, мать упала на колени и стала молиться.

По воспоминаниям современников, это произвело сильное впечатление на Перова, и он решил бесплатно написать для крестьянки портрет ее умершего Васи.

«Охотники на привале», 1871

Тема охоты была очень близка Василию Перову: сам он имел репутацию хорошего стрелка. В 1871 году он написал картину, которая имела большой успех на Всемирной выставке в Вене.

Считается, что на картине он изобразил трех столичных врачей. Прототипом главного рассказчика стал большой любитель ружейной охоты, известный московский врач Дмитрий Кувшинников. Его приятель – врач Василий Бессонов — выступил в роле скептика, ну а роль самого юного участника досталась их коллеге 26-летнему Николаю Нагорнову.

Многим деятелям культуры эта работа сразу пришлась по вкусу. Федор Достоевский в своих дневниках писал: «Картина давно уже всем известна: «Охотники на привале»; один горячо и зазнамо врет, другой слушает и из всех сил верит, а третий ничему не верит, прилег тут же и смеется… Что за прелесть! Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства».

Оригинал сейчас представлен в одном из залов Третьяковской галереи в Москве. Копия, написанная в 1877-м, находится в Государственном Русском музеи.

«Никита Пустосвят. Спор о вере», 1881 год

Одна из важных картин в жизни художника была представлена на суд общественности только после его смерти.

На полотне Перов запечатлел эпизод времён московской смуты 1682 года, когда группа раскольников-старообрядцев во главе со священником Никитой Пустосвятом вступила в спор о вере с царевной Софьей Алексеевной и патриархом Московским Иоакимом.

Художник, страдавший от чахотки, продолжал работать над картиной даже тогда, когда болезнь ослабляла его настолько, что кисть падала у него из рук. Историки искусства выяснили, что живописец собирался внести изменения в картину, но смерть помешала его планам.

Василия Перова не стало 29 мая (10 июня) 1882 года. В том же году его последняя картина нашла покупателя: у наследников ее приобрел Павел Третьяков для своей коллекции.

Проводы покойника, василий григорьевич перов, 1865

Белый город — Москва, 2001

© Белый город, 2001

Автор текста Екатерина Алленова

Издательство «Белый город»

Директор К. Чеченев

Директор издательства А. Астахов

Коммерческий директор Ю. Сергей

Главный редактор Н. Астахова

Ответственный редактор Н. Надольская

Редактор Н. Борисовская Верстка: Е. Сыроквашина

Корректор А. Новгородова Подготовка: О. Маленкова

В издании использованы материалы, предоставленные М. Мезенцевым

Первая жанровая картина Перова Приезд станового на следствие появилась на выставке Академии художеств в 1858 году. И в том же году Некрасов написал знаменитое стихотворение Размышления у парадного подъезда:

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал.

Но если русская литература в конце 1850-х годов уже обрела своего «поэта скорби», то русской живописи это еще предстояло. После смерти в 1852 году Карла Брюллова живописцы словно потеряли почву под ногами. Брюлловские подражатели не шли ни в какое сравнение со своим кумиром, и их творения окончательно дискредитировали и без того уже порядком надоевшую академическую живопись.

Для нового поколения художников близким оказался бытовой жанр, существовавший в 1850-е годы в варианте «бытописания» или сентиментального рассказа, — «собрание типов, милых, правдивых и ничего вдаль и вглубь не смеющих затронуть», как пренебрежительно заметил знаменитый критик Владимир Стасов.

Картина Перова Приезд станового на следствие, при всей ее наивности, как раз затронула «вдаль и вглубь» актуальные современные проблемы и поэтому получила широкий общественный резонанс.

Приезд станового на следствие. 1857

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картина изображает суд над деревенским парнем,скорее всего, порубщиком леса. Его только что ввели в избу, а писарь с подвязанной щекой уже записывает показания, но приговор ясен и так — мужичок у двери готовит розги, рядом пригорюнилась крестьянская девушка. Становому подносят водку и закуску, а у его стула стоит корзинка с яйцами — очевидно, подарок грозному судье, что должно характеризовать его как взяточника. Фигура провинившегося крестьянина в белоснежной, хотя и рваной рубахе, была написана с Иллариона Прянишникова, товарища Перова по Московскому училищу живописи. Эта фигура менее всего устраивала критиков — в ней усматривали сентиментальную идеализацию, находящуюся в противоречии с прозаизмом изображаемого житейского случая. Умоляющий жест подсудимого тем более трогателен, что его руки связаны тоненькой веревочкой,которую ничего не стоит разорвать, а староста держит его за локоть некрепко и даже как будто нежно, так что кротость юноши, не имеющего воли даже просто сделать энергичное движение, действительно провоцирует на благородное негодование по поводу «забитости» крестьянства и размышления на тему «ты проснешься ль, исполненный сил?» (Некрасов).

Картина Приезд станового на следствие дала повод Стасову произнести знаменитую фразу о том, что Перов стал прямым наследником Павла Федотова и «поднимал выпавшую из рук Федотова кисть на том самом месте, где он ее уронил». В интерпретации Стасова Федотов предстает гневным обличителем, автором прежде всего двух картин «с тенденцией» — Свежий кавалер и Сватовство майора. Именно обличительную идею и увидел Стасов в картине Перова

Приезд станового. То, что это была ученическая работа, с точки зрения живописного мастерства совершено несопоставимая с произведениями выдающегося художника, каким был Федотов, Стасова ничуть не смутило, и он обнаружил здесь необычайно сильно схваченные типы и характеры. Столь преувеличенная характеристика достаточно скромной работы означает только одно: критик увидел здесь то, что ему желательно было увидеть, и, следовательно, достаточно было обозначить в станковой картине некую актуальную проблему, чтобы картина обрела достоинство и ценность. Перов удостоился похвалы за удачно найденный сюжет, получил Большую серебряную медаль от Академии художеств.

Автопортрет. 1879

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Словно решив удостовериться в том, что содержательная сторона картины более актуальна, нежели ее живописная ценность, Перов после Станового пишет картину Первый чин (сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы), парафразу федотовского Свежего кавалера, но без федотовского юмора, сухую и скучноватую, где постановочная режиссура (в академических традициях) сочетается с прозаичностью происходящего — сын дьячка репетирует перед зеркалом амбициозную начальственную поступь и позу, примеряя новый мундир, а домашние умиляются превращению родного существа в чиновника. И вновь — благосклонность критики («Сколько правды!», «Родство с русской почвой, знание сословных типов»), Малая золотая медаль Академии, и вновь недостатки живописи и композиции,неизобретательность постановочной режиссуры остались почти незамеченными.

Получалось, что Перов «на правильном пути». Критическая тенденция в живописи набирала силу, и вскоре появились Привал арестантов Якоби (1861), Неравный брак Пукирева (1863), Шутники Прянишникова (1866). В 1860-е годы, эпоху в истории искусства, которая получила название «критического реализма», Перову суждена была роль знаменосца.

Он принадлежал к поколению художников, о котором Достоевский позднее, в 1876 году, писал: «Но хуже всего, что чем дальше, тем больше воцаряется “прямолинейность”: стало, например, заметно теряться чутье к применению, к иносказанию, к аллегории. Народились мрачные тупицы, лбы нахмурились и заострились, — и все прямо и прямо, все к прямой линии и в одну точку».

Читайте также  Самые красивые российские актрисы: как их зовут, биография

Но прежде суда и следствия необходим сам факт, событие, образующее «состав преступления» и повод к «судебному разбирательству», иначе говоря то, что называется актуальный сюжет. И здесь следует отметить, что в выборе жизненных сюжетов Перов не знал себе равных, так же, как и в умении «откомментировать» эти сюжеты или же выдержать многозначительную паузу, оставив зрителя один на один с «правдой жизни».

То, что в свидетельских показаниях или, например, в литературном произведении возможно в виде последовательного изложения чередующихся эпизодов, в живописи сосредоточено в одном конкретном моменте. Отсюда специфическая концентрация изобразительных мотивов в картинах Перова, дабы вместить в один представленный в картине момент причину и следствие происходящего, стремление не только показать, но и объяснить то, что показывается. Это приводит, в частности, к обилию действующих лиц и нагромождению подробностей, комментирующих событие по принципу драматургических «авторских ремарок», что в то же время делает картины Перова занимательными и любопытными, интересными для рассматривания. Вместо «сухого указания на предмет» изобразительное повествование, которое, к тому же, зритель всегда может «досочинить» в соответствии со своими взглядами и жизненным опытом — так, как сочинял образы «бездушных душителей» Стасов, глядя на картины Перова.

Эту особенность перовских картин в качестве их основного достоинства и одновременно главного недостатка отмечал Александр Бенуа: «Его картины приковывают зрителя своей серьезностью, заставляют его прочесть себя от начала до конца, и зритель отходит от них, получив своеобразное наслаждение, похожее на то, которое получается по прочтении меткого и тонкого психологического анализа, — наслаждение, в сущности, нехудожественного порядка. Публика, наловчившаяся в те времена все понимать с полуслова, считывала самые замысловатые вещи с картин и оставалась за то несказанно благодарной художникам».

Перов, Картина Проводы Покойника (Нина Филипповна Каменцева)

Перов, картина «Проводы покойника»

Василий Перов, 1865 год, картина «Проводы покойника».
Страна, художник: Россия, В. Г. Перов. Год: 1865. Жанр:
реализм. Находится: Государственная Третьяковская галерея,
Москва. Материалы: холст, масло.

Василий Григорьевич Перов родился в городе Тобольске 10 июня в 1834 году, в семье барона Георгия (Григория) Криденера. Выдающийся русский живописец и один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. В юности недолго жил в Париже и, возвратившись из-за границы, создал картины, посвящённые непростой судьбе бедных людей, – такие как «Тройка», «Монастырская трапеза», «Утопленница», «Проводы покойника», «Последний кабак у заставы», «Охотники на привале».

Сегодня я хочу рассказать о картине «Проводы покойника» – одной из самых известных его работ. Но описать картину, не зная обычаев проводов покойника и темы скорби того времени, когда художник Перов писал картину (1865), не получится. И поэтому немного отвлечёмся.
Был такой обычай у пожилых людей: готовиться к смерти, – но даже в 1971 году моя бабушка Екатерина (хотя, если соблюдать точность, она была моя тётя, сестра отца), донская казачка, однажды незадолго до смерти показала мне, достав из сундука, узелок. Она сама его развязала, там была одежда, обувь и главное – аккуратно сложенная белая косыночка, чтобы её повязали на голову во время похорон. Итак, прошло более 100 лет, а обычай из поколения в поколение переходит!
Кроме этого она просила позвать знакомую женщину, чтобы обмыть её с мылом, позвать из церкви батюшку и отпеть дома. Хотя уже было бальзамирование, она попросила подставить под лавку с гробом таз, наполненный холодной водой со льдом, и насыпать туда немного марганцовки. Около ушей положить сырые яйца, во время захоронения бросить их в могильную яму. Так как покойник находится дома 2–3 дня, не оставлять одного ночью, обязательно рядом остаются мужчины.
Ранним утром пришли её подружки – женщины старшего возраста, повязанные белыми косыночками, обмыли её лицо освящённой водой и стали голосить «божественными песнями», усиливая и без того огромную боль потери. На кладбище устроили поминальную трапезу. Я выполнила всё, о чём она просила.

Посмотрим внимательно на картину Перова «Проводы покойника», которую я не один раз видела в детстве, но почему-то не воспринимала её раньше так близко к сердцу.
Заснеженный русский пейзаж. Острота сюжета поражает: мрачность зимнего дня, пунцовые тучи, довлеющие над персонажами, – и сразу же переносишь взгляд в центр картины, на сани, запряжённую в них гнедую клячу – лошадь, которая, угрюмо ковыляя, тянет старенькие сани с деревянным гробом по узкой наезженной снежной дороге.
Спиной к зрителю сидит, опустив голову, вдова – женщина, жена и мать, в горе и скорби потерявшая последнюю надежду – помощника-кормилица – мужа. Мы не видим её лица, но чувствуем горечь её утраты.
Коричневый потёртый тулуп её говорит, что они из бедных крестьян, голова повязана тёмной вязаной шалью, которую женщина сама, наверно, долгими зимними вечерами под лучиной вязала себе. В горе она положила руки себе на колени, крепко держа в руках вожжи, и как бы голосит про себя «стишками». С левой стороны от гроба на санях спит сын, опершись головой о мать, одет он в большой тулуп и шапку, которые ему велики – наверно, отцовские; с правой стороны сидит дочь, приобняв гроб и всё время натягивая на него коврик, чтобы покойник – отец – не замёрз. По её единственному открытому зрителям лицу и взгляду, направленному в никуда, можно понять страдания семьи, потерявшей кормильца и опору, любимого отца.
Сумрачные серые и коричневые краски разбавляет лишь снежное полотно и солнце, спрятавшееся за облаками, освещая лишь озеро, над которым с утра порхают птицы, высматривая добычу. И только бегущий рядом коричневый пёс, не понимая, в чём дело, вносит живость в картину. Нет рядом никого, кто бы хотел разделить их скорбь. Оттого так мрачен зимний день, так низки и тяжелы пунцовые тучи, так холодны и пустынны снежные дали, покрытые лесной порослью, впереди видны лишь заснеженные крыши крестьянских хат тех, кто живёт вблизи кладбища. Так одиноко и горько этой семье несчастных людей, и неоткуда им ждать никакого просвета.
В картине «Проводы покойника» Перов изобразил событие, какое, по словам критика В. В. Стасова, «…всякий день происходит на тысячу концов России, только никакой прежний живописец этого не видел и не останавливался на этом».

___________
* Хранители духовных стихов – женщины старшего возраста (от 60 лет). В быту их называют «чтеями», «читалками» или «духовными» («когда соберутся духовные, они не обсуждают, что там в мире творится, а всё про Бога поют»), а сами стихи – «божественными песнями», иногда – «стишками».”

Проводы покойника — Василий Перов

Картина «Проводы покойника» была создана первой после возвращения Перова из-за границы. Искусствоведы относят это полотно к «скорбным» сюжетам из всего многогранного творчества живописца Василия Перова.

Остросоциальная эмоциональная картина фактически лишена динамичного сюжета — это как будто момент, случайно выхваченный из жизни. Чувство псевдообыденности происходящего и рождает ту скорбную интонацию, которая передается зрителю.

Небольшая семья везет на кладбище усопшего. Нет широкой процессии, голосящих старух, взволнованного многолюдья, стенаний и слез, наоборот, нищая крестьянская семья провожает своего родного человека в последний путь, тихо, отрешенно и смиренно.

Для воплощения сюжета автор выбрал диагональную композицию — она позволяет рассмотреть всех участников и лишает полотно статичности. Кульминационным центром работы можно назвать погонщика со сгорбленной спиной, который вяло подгоняет лошадь. Худая лошадка из последних сил тянет сани в гору.

Взгляд перемещается на сани, где выхватывает часть простого деревянного гроба, который обнимает ребенок, чтобы его поддержать. Вдова покойного сидит рядом с закрытым гробом, и просто убита горем, вся ее фигура выражает бессилие и скорбь. Холодный, даже ледяной пейзаж с низкими темными тучами довершает ощущение глубокого одиночества и безысходности.

Картина получила огромное признание у современников. В свое время о ней положительно отзывался Стасов, а центральный выставочный зал впервые выдал денежную премию художнику. Также полотно получило признание за рубежом.

Похожие описания:

Последний кабак у заставы — Василий Перов Все творчество Василия Перова неизменно связано с его внутренней моралью. По воспоминаниям близких ему людей, живописца волновало социальное неравенство, его душа остро откликалась на несправедливость.

Гитарист — бобыль — Василий Перов Совсем небольшая картина. Написана превосходно, с суровой простотой, без всяких лишних подробностей. У деревянного стола, покрытого вместо скатерти какой-то блекло-розовой тряпицей, сидит человек. На столе.

Читайте также  Какая самая долгоживущая птица в мире?

Сцена на могиле — Василий Перов Русский фольклор был источником вдохновения для художников на протяжении многих веков. Перед нами живописная интерпретация русской народной песни о плаче по умершему. Три женщины на.

Проповедь в селе — Василий Перов Гениальность пера мастера Василия Перова заключалась не только в филигранном владении силой цвета, линии и других средств художественной выразительности, но и в поиске нетривиальных сюжетов.

Отпетый — Василий Перов Творчество Василия Перова периода 70-х годов XIX века прочно связано с темой Пугачевского бунта, потрясшего всю Россию своей смелостью, силой и беспощадностью. Картина «Отпетый», созданная.

Учитель рисования — Василий Перов В 1867 году Василий Григорьевич Перов принял участие во Всемирной парижской выставке, где П. А. Третьяков купил у него, теперь уже знаменитую, картину «Тройка». Также.

Тройка. Ученики мастеровые везут воду — Василий Перов Картина Василия Перова «Тройка» имеет тривиальный для своего времени сюжет и непростую историю написания. Художнику было сложно найти натурщиков для героев своей картины: детей, которые.

Никита Пустосвят. Спор о вере — Василий Перов Так событие конца 17 века получило огласку на весь мир. Сюжет, описанный живописцем, показывает неготовность общества менять свои устоявшиеся взгляды, и даже нет и намека.

Суд Пугачева — Василий Перов Картина Перова была написана, видимо, под влиянием исторических событий. Пугачев известен как организатор восстания. Он хотел, чтобы крестьяне не были зависимыми от своих хозяев. По.

Утопленница — Василий Перов В 1867 году Перов Василий Григорьевич написал картину «Утопленница». В данном произведении он хотел показать равнодушие и безразличие людей к происходящей беде. Глядя на картину.

Охотники на привале — Василий Перов Василий Перов был заядлым охотником, поэтому тема охоты в его работах встречается очень часто. Такие полотна с говорящими названиями, как «Рыболов», «Голубятник», «Птицелов», «Охотники на.

Чаепитие в Мытищах, близ Москвы — Василий Перов Несколько веков назад, современные Василию Перову Мытищи славились вкуснейшей кристально чистой водой своих родников. Утолять жажду здесь доводилось самой Екатерине II, которой местная вода настолько.

На железной дороге — Василий Перов Тысячи километров изрезавших страну рельс, рвущийся вперед с неистовой силой локомотив, готовый с невиданной ранее быстротой перевозить грузы и доставлять людей из одного города в.

Спящие дети — Василий Перов Мирная картина отдыхающих детей, навевает спокойствие. Даже тон полотна говорит о крепком, беспробудном сне. Кажется, что малышам удобно на этой простой постели. Соломенные матрас и.

Снятие с креста — Василий Перов Известный русский живописец Перов Василий Григорьевич считается основателем критического реализма. И хотя, большинство его картин относятся к бытовому жанру, последние годы своей жизни автор посвятил.

Сельский крестный ход на пасхе — Василий Перов Получив право участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль, Перов решился представить Академическому совету эскиз на тему «Сельский крестный ход на пасхе» , но эскиз.

Дилетант — Василий Перов Картина «Дилетант» написана в сатирическом стиле. Но сатира бывает тоже разная. Эта картина, я думаю, показывает добрую сторону этого жанра. Работа получилась немного даже насмешливая.

Рыболов — Василий Перов Эту картину художник нарисовал в 1871 году. Она отображает не событие, а действие. Произведение написано в ярких тонах, что придает ему реалистичность. Изобразив ремесло по.

Старики-родители на могиле сына — Василий Перов В традиционном для себя русском реализме Василий Григорьевич Перов во второй половине ХІХ века заканчивает работу над картиной «Старики-родители на могиле сына». По мнению, множества.

Шарманщик — Василий Перов Василий Перов — выдающийся живописец, его мастерство, вклад в развитие русского изобразительного искусства и отечественной культуры трудно переоценить. Он был наделен уникальным талантом, позволяющим писать.

Портрет Достоевского — Василий Перов Портрет Ф. М. Достоевского, написанный Перовым по заказу Третьяковской галереи, был окончен в 1872 году. Писал его художник с вдохновением, полностью посвящая себя поставленной задаче.

Христос в Гефсиманском саду — Василий Перов Человеку свойственно стремиться к духовному, искать в нем поддержку. Вот и В. Г. Перов, изобразив Христа, в тот момент, когда тот был и слаб, и.

Плач Ярославны — Василий Перов Одна из последних работ великого художника несет на себе печать угасающего таланта. Картина создавалась, когда мастер был болен. Однако, несмотря на несколько неточный, «сбитый» рисунок.

Птицелов — Василий Перов Картина «Птицелов» была создана Василием Григорьевичем Перовым в 1870 году. Для написания полотна был использован холст и масло. Изображенная на картине сцена была подмечена художником.

Приезд гувернантки в купеческий дом — Василий Перов В этой картине автор изображает тот момент, когда гувернантку принимает в богатом доме. Хоть эта ситуация была самой обычной, воспринималась она все таки необыкновенно. Состоятельные.

Трапеза — Василий Перов Василий Григорьевич Перов — выдающийся мастер 1860-1870-х, темой творчества которого стало обличение несовершенств современного общества. В его живописи нашли отражение волновавшие российскую интеллигенцию судьбы «униженных.

Савояр — Василий Перов Во время своей поездке по Европе, Перов работал трудно. Вдохновение словно покинуло его. Каждый мазок давался с трудом. Оказавшись в чужой для него среде, художник.

Сцена у железной дороги — Василий Перов После появления в России, железная дорога долгое время была чудом для народа. Вот и здесь автор предлагает нам обычную для того времени сцену: крестьяне приехали.

Ботаник — Василий Перов После остросоциальной тематики в своих работах Василий Григорьевича Перов пишет свое произведение «Ботаник». Наконец-то, после пережитых разочарований автор возвращается к прекрасной природе. Серию его картин.

Рыбная ловля — Василий Перов Картина производит несколько «этюдное» впечатление. Чувствуется некоторая незаконченность, незавершенность. Будучи заядлым и увлеченным рыболовом, автор показывает любимое занятие с любовью и пониманием. Яркая и веселая.

Странник — Василий Перов Странник на Руси — воплощение библейских «нищих духом», коим обещано «Царствие Небесное». К людям этой породы всегда относились с уважением, некоторым даже страхом. После реформы.

Голубятник — Василий Перов Ощущением счастья, молодости и свободы наполнена эта работа художника. Сюжет прост, легок и понятен, он лишен всяческих сложностей и глубинных смыслов. Перед нами молодой человек.

Портрет А. Н. Островского, писателя — Василий Перов Среди портретов, написанных Перовым, особенно выделяется портрет писателя А. Н. Островского. Перов любил пьесы Островского, часто смотрел их в Малом театре, бывал и у самого.

Первые христиане в Киеве — Василий Перов Перов Василий Григорьевич известный русский живописец. Считается основателем критического реализма. Большинство его картин относятся к бытовому жанру, но в последние годы жизни, переживши множество разочарований.

Дети-сироты на кладбище — Василий Перов Пронзительная, по-настоящему трагичная работа. В дальнейшем Перов разовьет ее в своем творчестве, создав несколько работ составляющих сокровище русской живописи. Перед зрителем двое детей у могилы.

Проводы новобранца — Илья Репин Нет такого человека, которому не было бы известно имя великого русского художника И. Репина. Его картины украшают собрания самых знаменитых музеев, а наиболее выдающиеся из.

Портрет писателя Владимира Ивановича Даля — Василий Перов Замечателен и портрет Владимира Ивановича Даля — писателя, этнографа, автора знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка», созданного им в последний год жизни. Сидящий в кресле.

Проводы ополчения — Юрий Ракша Во все времена были войны, и бойцов отправляя в бой, провожали всем городом или деревней. Так и на картине «Проводы ополчения» изображено прощание с любимыми.

Проводы начальника — Алексей Лукич Юшанов «Проводы начальника» — загадочнейшая картина, хотя бы потому, что она — единственное, что осталось в истории от художника Алексея Лукича Юшанова ). Он не заслужил.

Святое семейство — Марк Шагал Эта картина — разработка темы материнства и своеобразная вариация евангельского сюжета. В изображение евангельских канонов Шагал вносит элементы еврейской интерпретации. Дева Мария с младенцем Христом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: