Прощание гектора с андромахой - а. п. лосенко, 1773 - JEKATERINBURG.RU

Прощание гектора с андромахой — а. п. лосенко, 1773

Антон Павлович Лосенко.

Анто́н Па́влович Лосе́нко (1737-1773)

Портрет мужчины. Неизвестный художник. Этот портрет считается автопортретом Антона Лосенко Антон Павлович Лосенко – русский живописец украинского происхождения. Работал в стиле классицизма. Родился в городе Глухове (ныне Сумская область Украины) в 1737 г. Рано осиротел. Он выжил, благодаря голосу и прекрасному слуху: его отправили в Петербург, где в 1744-1753 гг. он учился певческому искусству, служил в придворной капелле. Но в 16 лет его голос стал ломаться, а затем пропал совсем. И здесь проявились его художественные способности. Он был определен в живописную мастерскую И.П. Аргунова. С 1758 г. занимался в Академии художеств. От Академии А. Лосенко для продолжения учёбы направили в Париж (1760-1765), где он посещал мастерские Ж. Рету и Ж.-М. Вьена, затем изучал искусство в Риме (1766-1769). Здесь он копирует Рафаэля, пишет натурщиков, изучает искусство итальянского Возрождения. Здесь он пишет свои лучшие в пластическом отношении картины «Каин» и «Авель».

А. Лосенко «Авель» (1768) Убийство Авеля Каином – библейский сюжет, упоминаемый в 4 главе Бытия: первый сын Адама и Евы (Каин) убил своего родного брата Авеля из-за того, что жертва, принесенная Авелем, оказалась угодной Богу, в отличие от жертвы Каина. В этот период художник написал картины «Чудесный улов рыбы» (1762) и «Зевс и Фетида» (1769), которые созданы на стыке барокко и классицизма.

А. Лосенко «Чудесный улов» (1762). Государственный Русский музей (Петербург) Картина написана на библейский сюжет: «Во время оно, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть». В 1770 г., уже вернувшись в Петербург, художник создал полотно «Владимир и Рогнеда», получив за него звание академика исторической живописи.

А. Лосенко «Владимир перед Рогнедой» (1770) Рогне́да – полоцкая княжна, дочь князя полоцкого Рогволода. События, связанные с Рогнедой, подробно изложены в «Лаврентьевской летописи». Рогнеда была объявлена невестой Ярополка Святославича, великого князя киевского. Брат Ярополка Владимир, в то время князь новгородский, был сильно унижен Рогнедой, так как тоже сватался к ней, но получил унизительный отказ: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы. Ответ Рогнеды свидетельствовал о политическом выборе её отца Рогволода в пользу Киева, что вело к войне с Новгородом. Оскорблённый отказом, Владимир с войском пришёл под стены Полоцка, когда Рогнеду уже собирались везти к Ярополку. Рогволод вышел против него, но потерпел поражение в битве и закрылся в городе. Весной 978 г. город был взят. В отместку за нанесенное оскорбление князь Владимир решил унизить и обесчестить род Рогнеды и по совету своего дяди и наставника Добрыни надругался над Рогнедой на глазах её родителей, а затем убил их. Рогнеду он принудительно взял в жёны (этот момент изображён на картине). В это же время, по преданию, она получила имя Горислава. Картина Лосенко достаточно психологична: в центре её изображено противостояние двух героев картины. Рогнеда в кресле одной рукой пытается оттолкнуть Владимира, а другой держится за случайную ткань. Владимир в данный момент насильник и язычник, но в его лице совсем другие чувства, даже нечто вроде ужаса и сострадания. Одной рукой он держит её отталкивающую руку, а вторую руку прижимает к груди, пытаясь уверить девушку в искренности своих чувств. Слева, за креслом Рогнеды, плачет старая кормилица со смиренным и скорбным лицом. За Владимиром – его дружина, у каждого из них эта сцена вызывает различные чувства. За эту картину Лосенко получил звание академика и должность адъютант-профессора, а вскоре и профессора. С 1772 г. А. Лосенко становится директором Академии художеств. В 1773 г. он начал работу над картиной «Прощание Гектора с Андромахой».

А. Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой» (1773). Государственная Третьяковская галерея (Москва) Сюжет этой картины взят из «Илиады» Гомера. Написана она в духе классицизма на тему гражданского долга. Но картина не окончена – смерть помешала художнику довести работу до конца. А.П. Лосенко скончался в 1773 г. и похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.

Портретная галерея А. Лосенко

Кисти художника принадлежит ряд выразительных классицистических портретов, среди которых наиболее известен портрет актера Ф.Г. Волкова.

А. Лосенко. Портрет актёра Ф. Волкова (1763). Государственный Русский музей (Петербург). Второй вариант картины находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве Фёдор Григо́рьевич Во́лков (1729-1763) – русский актёр и театральный деятель. Создал первый постоянный русский театр. Считается основателем русского театра. Основная отличительная черта портретов Лосенко – интерес к конкретному живому человеку, к его духовному миру. Мы видим на портрете молодого человека, полного радостных надежд, открытого людям и готового делиться со всеми щедростью своей души. А. Лосенко создал ряд портретов деятелей русской культуры: И.И. Шувалова, А.П. Сумарокова, Я. Шуйского и др.

А. Лосенко. Портрет президента Академии художеств И.И. Шувалова

А. Лосенко. Портрет Павла I в детстве А. Лосенко прожил недолгую жизнь (всего 35 лет), но уже при жизни был оценён как один из лучших европейских художников. Составил «Изъяснение краткой пропорции человека», по которому учились многие поколения русских художников.

ГЕКТОР В ТРОЕ. ПРОЩАНИЕ ГЕКТОРА С АНДРОМАХОЙ

Изложено по поэме Гомера «Илиада»

Между тем Гектор вошел через Скейские ворота в Трою. Тотчас окружили его

женщины и дети и стали спрашивать о своих мужьях и отцах. Но ничего не

сказал им Гектор, он велел им лишь молиться богам-олимпийцам. Гектор

поспешил ко дворцу Приама. Во дворце встретила Гектора его мать Гекаба, она

хотела принести вина Гектору, чтобы он подкрепил свои силы, но отказался

Гектор. Он просил мать созвать троянок, чтоб они отнесли скорее в дар

Афине-Палладе богатое покрывало, принесли богине великие жертвы и молили ее

укротить свирепого Диомеда. Тотчас исполнила Гекаба просьбу сына. Он же

быстро направился в чертоги Париса.

Гектор застал Париса в то время, когда он спокойно осматривал свое

вооружение; была здесь и похищенная им Елена, она распределяла работы между

служанками. Стал укорять Гектор Париса за то, что праздно сидит он дома в то

время, когда гибель грозит всем троянцам. Парис ответил Гектору, что он

готовится к битве, что выйти на поле брани понуждает его и прекрасная Елена.

Обратилась Елена с приветливыми словами к Гектору и просила его сесть и

отдохнуть от бранных подвигов, мужа же своего Париса укоряла она за его

беспечность, за то, что не чувствует он стыда. Сетовала Елена и на то, что

сколько бед ниспослано на Трою из-за нее, но не по ее вине, а по вине

Париса. Но отказался Гектор отдыхать в доме Париса; он спешил скорее

повидать жену свою и сына, прежде чем вернется снова в битву. Не знал

Гектор, удастся ли ему потом еще раз увидеть жену и сына, вернется ли живым

он из битвы, или боги сулят ему погибнуть от рук греков.

Пошел в свой дворец Гектор, но не застал там Андромахи с сыном. Служанки

сказали Гектору, что жена его, узнав, что греки теснят троянцев, побеждала с

сыном на городские стены и там стоит, проливая слезы.

Стремительно вышел из дворца своего Гектор и поспешил к Скейским воротам.

У самых ворот встретил он Андромаху, за ней прислужница несла маленького

сына Гектора, Астианакса; подобен первой утренней звезде был прекрасный

младенец. Взяла за руку Гектора Андромаха и, проливая слезы, сказала:

— О, муж мой! Погубит тебя твоя храбрость. Ты не жалеешь ни меня, ни

сына. Скоро уже буду я вдовой, убьют тебя греки. Лучше не жить мне, Гектор,

без тебя. Ведь у меня нет никого, кроме тебя. Ведь ты для меня все — и

отец, и мать, и муж. О, сжалься надо мной и сыном! Не выходи в бой, повели

воинам троянским стать у смоковницы, ведь лишь там могут быть разрушены

Но шлемоблещущий Гектор так ответил жене:

— Самого меня беспокоит все это. Но великий стыд был бы для меня

остаться за стенами Трои и не участвовать в битве. Нет, должен я биться

впереди всех во славу отца моего. Я знаю твердо, что настанет день, когда

погибнет священная Троя. Но не это печалит меня, меня печалит твоя судьба,

то, что уведет тебя в плен какой-нибудь грек, и там на чужбине будешь ты

невольницей ткать для чужеземки и носить ей воду. Увидят там тебя плачущую и

скажут: «Вот это жена Гектора, который превосходил силой и храбростью всех

троянских героев», и еще сильнее станет тогда твоя печаль. Нет, лучше пусть

убьют меня раньше, чем увижу я, как поведут тебя в плен, чем услышу твой

Сказав это, подошел к сыну Гектор и хотел его обнять, но с криком

прильнул к груди няньки маленький Астианакс, испугался он развевающейся на

шлеме Гектора конской гривы. Улыбнулись нежно младенцу Андромаха и Гектор.

Снял шлем Гектор, положил его на землю, взял Астианакса на руки и поцеловал.

Высоко поднял Гектор сына к небу и так молил громовержца Зевса и всех богов

— О, Зевс, и вы, бессмертные боги! Молю вас, пошлите, чтобы сын мой был

так же знаменит среди граждан, как и я. Да будет он могуч и пусть царствует

Читайте также  Вид порта, пауль бриль, около 1607

в Трое. Пусть когда-нибудь скажут о нем, когда он будет возвращаться с

битвы, что он превосходит мужеством отца. Пусть сокрушает он врагов и радует

Так молил богов Гектор. Затем отдал он Астианакса жене. Прижала к груди

Андромаха сына и сквозь слезы улыбалась ему. Умилился Гектор, ласково обнял

он Андромаху и сказал ей:

— Не печалься так, Андромаха. Не пошлет меня в царство мрачного Аида

против веления судьбы никто из героев. Никто не избегнет своей судьбы: ни

храбрый, ни трус. Иди же, возлюбленная, домой, займись тканьем, пряжей,

смотри за служанками. А мы, мужи, будем заботиться о военных делах, а больше

всех буду о них заботиться я.

Надел шлем Гектор и быстро пошел к Скейским воротам. Пошла домой и

Андромаха, но часто оборачивалась она и смотрела сквозь слезы, как удалялся

Гектор. Когда же вернулась она, плачущая, домой, заплакали с ней все

служанки: не надеялись они, что Гектор вернется из боя домой невредимым. В

Скейских воротах догнал Гектора Парис. Он спешил в бой, сверкая медными

— Брат мой, — сказал ему Гектор, — я знаю, что ни один справедливый

человек не может не ценить твоих подвигов, но часто неохотно идешь ты в бой.

Часто терзаюсь я, когда слышу, как бранят тебя троянцы. Но поспешим скорее к

Гаспаров М.Л. Занимательная Греция
Прощание Гектора с Андромахой.

ПРОЩАНИЕ ГЕКТОРА С АНДРОМАХОЙ

Вот один из самых знаменитых эпизодов «Илиады». Идет первый большой бой, описанный в поэме. Ахилл уже поссорился с Агамемноном и уже отстранился от битв, но греки еще сильны и теснят троянцев. Тогда троянский вождь Гектор покидает поле сражения и идет в Трою: пусть троянские женщины помолятся враждебной Афине — может быть, она смилостивится и пощадит троянцев. Отдав распоряжения, он хочет увидеть свою жену Андромаху и своего младенца-сына Астианакта («Градовластителя»): вдруг он погибнет в бою и больше их не увидит? И он встречает их у самых ворот, ведущих к полю боя. В общем ходе событий «Илиады» это пауза, передышка, обо всем этом можно было бы и совсем не рассказывать, но Гомер вмещает сюда и трагический контраст грозной военной и мирной семейной жизни, и — в словах Андромахи — эпизод из начальных лет Троянской войны, и — в предвиденье Гектора — грядущий исход войны, и долг тех, кто со щитом, и долю тех, кто за щитом.

Гектор, пройдя через город широкий, ворот достигает
Скейских — как раз через них и выход был на равнину, —
Вдруг домовитая тут ему повстречалась супруга,
Дочь Этиона великодушного, Андромаха.
Жил Этион отец у подножья лесистого Плака
В Фивах нижнеплакийских и киликийцами правил;
Дочь же его за меднодоспешного Гектора вышла.
Там она встретилась с мужем; за нею почтенная няня,
Нежно прижавши к груди младенца, несла малютку,
Сына Гектора милого, — был, как звезда, он прекрасен,
Гектор Скамандрием звал его, прочие ж в городе люди
Астианактом за то, что оплотом для Трои был Гектор.
Как поглядел на ребенка, невольно отец улыбнулся.
Рядом жена Андромаха стояла и плакала горько.
За руку мужа взяла она и так говорила:
— Ты, удивительный, сам себя губишь своею отвагой.
Видно, не жалко ни сына тебе, ни меня, горемычной,
Что вдовою скоро останусь: ведь скоро ахейцы,
— а мне так отрадней
Было бы в землю сойти, чем мужа лишиться. Какое
В жизни мне будет тепло, когда тебя гибель постигнет?
Скорби одни! Ведь нет у меня ни отца, ни родимой:
Ах, убил отца моего Ахилл боговидный,
Да и город родной киликийцев сровнял он с землею —
Фивы высоковоротные. Но Этионово тело,
Даже убитого, не обнажил, сохраняя почтенье.
Сжег его он по чину с доспехами бранными вместе
И могильник насыпал. Вокруг же вязы взрастили
Горные нимфы, Зевеса эгидоносного девы.
Гектор, ты мне отец, и мать для меня ты, Гектор,
Ты один мне брат, и ты мне супруг цветущий,
Сжалься теперь надо мной, останься с нами на башне,
Войско ж поставь у дикой смоковницы: там всего меньше
Город наш защищен и доступней для приступа стены.
Ей отвечает сверкающий шлемом Гектор великий:
— Все, что ты здесь говоришь, и меня беспокоит, но стыдно
Мне пред троянцами и троянками в длинных одеждах,
Если буду, как трус дрянной, уклоняться от битвы.
Сам я знаю отлично, поверь и сердцем и духом:
— и священная Троя погибнет,
С нею погибнет Приам и народ копьеносца Приама!
Но не о гибели стольких троянцев теперь сокрушаюсь,
Не о братьях отважных моих, которые скоро
В прах полягут, убиты рукою врагов разъяренных, —
Лишь о тебе я горюю! Ахеец в панцире медном
Всю в слезах тебя уведет далеко в неволю:
В Аргосе будешь ты ткать полотно чужеземной хозяйке,
Воду будешь носить с Мисеидских ключей и Гиперских,
Сердце скрепя, подчиняясь невольно безрадостной доле.
Кто-нибудь, видя, как слезы ты проливаешь, промолвит:
«Гектора это жена, был в сраженьях воителем первым
Он среди войска троянцев, когда Илион разрушали».
Скажет так кто-нибудь, и сильней защемит на сердце:
Нет человека, который тебя от неволи б избавил.
Пусть же я умру и сыпучим песком закроюсь
Раньше, чем плен твой увижу и жалобный плач твой услышу! —
Так говоря, наклонился к ребенку блистательный Гектор,
Но младенец на грудь своей няни в одежде прекрасной
С криком отпрянул назад, испугавшись отцовского вида:
Меди он забоялся, султана из конской гривы,

Милый отец и добрая мать рассмеялись на это.
Гектор блистательный шлем с головы своей быстро снимает,
Ставит на землю проворно сияньем блестящую каску,
Сам же сына целует и, на руки взявши, высоко
Вверх поднимает, Зевсу молясь и прочим бессмертным:
— Зевс и вечные боги! взгляните на сына-младенца!
Вырастет пусть он, как я, выдающимся между троянцев.
Силы пошлите ему, добродетель, — да царствует мощно,
Чтобы могли сказать про него: «Отца превзошел он!» —
Глядя, как с битвы идет, возвращаясь с кровавой добычей,
Снятой с убитых врагов, материнское радуя сердце. —
Сына с рук на руки передает он милой супруге.
Крепче она прижала дитя к груди благовонной
И улыбнулась сквозь слезы. Взглянул супруг, умилился,
Ласково обнял ее и так говорит напоследок:
— Бедная ты! не кручинь обо мне свою душу сверх меры.

А судьбы своей ни один не избегнет из смертных,
Ни дурной, ни хороший, с первой минуты рожденья.
Ты же домой отправляйся, займись своими делами,

— занятье мужское:
Мне из мужчин илионских оно особенно близко.
Так сказав, поднимает свой шлем блистательный
Гектор С конской гривой. Супруга ж домой пошла восвояси,
Но, не раз обернувшись, глазами его провожала…

Прощание Гектора с Андромахой (картина Лосенко)

Из Википедии, бесплатной энциклопедии

Антон Лосенко
Прощание Гектора с Андромахой. 1773
Холст, масло. 156,3 × 212,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
(инв. 5814 )
Медиафайлы на Викискладе

«Прощание Гектора с Андромахой» — картина русского художника Антона Лосенко (1737—1773), написанная в 1773 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее ( инв. 5814). Размер картины — 156,3 × 212,5 см [1] (по другим данным — 155,8 × 211,5 см ) [2] .

Сюжет картины связан с описанным в «Илиаде» эпизодом Троянской войны — прощанием главного военачальника троянцев Гектора с его женой Андромахой и сыном Астианаксом [3] . Тему прощания с семьёй отправляющегося на битву с греками троянского героя художник объединяет с темой патриотического подвига и гражданского долга [4] .

Лосенко работал над полотном по заказу императрицы Екатерины II [3] . Некоторые детали картины остались не вполне завершёнными из-за смерти художника, скончавшегося в возрасте 36 лет от водяной болезни [5] .

После смерти Лосенко особенности построения картины «Прощание Гектора с Андромахой» были взяты на вооружение его учениками и «развиты в неписанную систему композиционного мышления, оказавшую влияние на последующую историю русской исторической живописи» [6] . В течение пяти десятилетий полотно считалось в русской живописи «эталоном исторической классицистической картины» [7] .

Содержание

  • 1 Сюжет
  • 2 Описание
  • 3 История
  • 4 Этюды и эскизы
  • 5 Отзывы
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Сюжет [ править | править код ]

Сюжет картины основан на событиях Троянской войны, описанных в «Илиаде» — эпической поэме, приписываемой Гомеру. Главный военачальник троянцев Гектор собирается на битву с греками-ахейцами, осаждающими Трою. У Скейских ворот, через которые он собирается выйти из города, Гектор встречает свою жену Андромаху, которая держит на руках их малолетнего сына Астианакса [3] .

Предчувствуя беду, Андромаха уговаривает мужа не рисковать своей жизнью: «Сжалься же ты надо мною и с нами останься на башне, / Сына не сделай ты сирым, супруги не сделай вдовою». Но патриотические чувства Гектора берут верх — он считает, что обязан защищать троянцев и принять участие в битве. Гектор предчувствует поражение своего войска и гибель Трои, которые приведут к рабству и страданиям его близких, но на мольбы Андромахи отвечает отказом: «Всё и меня то, супруга, не меньше тревожит; но страшный / Стыд мне пред каждым троянцем и длинноодежной троянкой, / Если, как робкий, останусь я здесь, удаляясь от боя» [8] [9] . Затем Гектор попытался обнять сына, но тот отпрянул от отца, «Яркою медью испуган и гребнем косматовласатым, / Видя ужасно его закачавшимся сверху шелома». Сняв с головы испугавший ребёнка шлем, Гектор взял Астианакса и обратился с мольбой к богам [10] [9] :

Зевс и бессмертные боги! о, сотворите, да будет
Сей мой возлюбленный сын, как и я, знаменит среди граждан;
Так же и силою крепок, и в Трое да царствует мощно.
Пусть о нем некогда скажут, из боя идущего видя:
Он и отца превосходит! И пусть он с кровавой корыстью
Входит, врагов сокрушитель, и радует матери сердце!

Именно этот момент патетического обращения Гектора к богам и изобразил Лосенко на своей картине [11] . Тему прощания троянского героя с семьёй художник объединяет с темой патриотического подвига и гражданского долга, с клятвой Гектора в верности своему народу, выраженной в его стремлении «Чашу свободы поставить в обителях наших свободных, / После изгнанья из Трои ахеян меднодоспешных» [4] .

Читайте также  Оплакивание христа, джованни беллини

Описание [ править | править код ]

Композиция картины включает в себя несколько групп людей. Центральную группу, к которой принадлежат Гектор, Андромаха с Астианаксом, а также стоя́щая слева от них служанка, окружают две группы «хора», составленные в основном из троянских воинов. Кроме того, справа на заднем плане есть ещё одна группа, к которой относятся коневод и вооружённая свита [12] .

В композиционном центре картины находится Гектор, который показан народным героем, исполненным самоотверженности. Он стоит около Андромахи, держась правой рукой за маленькую ручку своего сына. Произнося слова клятвы, он протянул левую руку в сторону, показывая, что он обращается ко всем троянцам. Это подчёркивает избранную художником трактовку главного героя, согласно которой он является и любящим отцом, и верным гражданином Трои. Центральное положение Гектора в композиции картины подчёркивается его развевающимся на ветру красным плащом-гиматием. Выражение лица, устремлённый вверх взгляд и приоткрытый рот свидетельствуют об искренности как его клятвы, так и переполняющих его чувств [13] . При этом, по словам искусствоведа Авраама Кагановича, «лицо Гектора, его фигура не вызывают в памяти античный прообраз, они так же реальны, как и модель, которой несомненно пользовался художник». Одежда Гектора, включая его плащ, написана в живописных традициях XVIII века и более напоминает барокко, чем классический стиль, а в его внешности «гораздо больше реальной простоты, чем эпического величия». В целом здесь сказывается традиция русского классицизма, который, избегая чрезмерной абстрактности, вносил в изображения героев элементы конкретности, что делало их более понятными и близкими для зрителей [14] . Главное содержание образа Гектора у Лосенко в том, что он «полон силы, веры в победу высокого патриотического порыва». Поэтому этот образ героя-троянца вызывал у зрителя не простое сострадание, а чувство искреннего уважения [15] .

Образ Андромахи, также занимающий центральное место в композиции картины, является, по мнению Кагановича, менее удачным, чем образ Гектора, — в частности, потому что «он более других испытал на себе влияние абстрактной классики». С маленьким сыном на руках, она обращена к Гектору и внимательно вслушивается в его слова, но её внимание производит поверхностное впечатление, а по своему облику «она, пожалуй, самый чуждый персонаж в толпе лосенковских троянцев». Вероятно, это связано с тем, что её образ был не вполне закончен художником — в частности, лицо и глаза Андромахи «только подготовлены для живописи», а на её одежде можно заметить «обилие намеченных и ещё не выявленных складок» [16] .

Образ плачущей служанки также принадлежит к центральной группе. Она является характерным персонажем картины, и её образ присутствует в подготовительных эскизах Лосенко, начиная с самых ранних [16] . Она плачет, утирая слёзы концом своей косынки; её костюм мало отличается от обычной одежды XVIII века [17] . По-видимому, художника привлекал этот «образ чувствительной женщины, трогательной своей добротой и искренностью переживаний», который рассматривался как «вполне реальный образ простого человека из народа» [16] . Этот лирический и трогательный образ как бы предвосхищает изображения крестьянок, созданные в начале XIX века Алексеем Венециановым [18] . При этом служанка как бы является составной частью образа Андромахи, тесно и неразрывно связанной с ним, неотделимой от него [19] .

Правая группа состоит из пяти фигур. К ним относятся юноша, поддерживающий щит, мальчик [17] или девушка [19] со шлемом Гектора (тем самым, который испугал Астианакса), отвернувшийся от зрителя высокорослый воин в доспехах и с султаном на шлеме, ещё один воин с тёмной бородой, а также молодой троянец, выглядывающий из-за его спины и с восхищением смотрящий на Гектора [20] . Изображение чернобородого воина считается одним из наиболее удачных в картине, несмотря на то, что он «бесконечно далёк от античного идеала» и скорее воспринимается как продолжение работы Лосенко над крестьянскими образами, которые встречались в его более ранних произведениях [21] .

Искусствоведы также отмечают большое мастерство художника, проявленное им при создании образов воинов, изображённых сидящими и стоящими в левой части картины, которые тоже воспринимаются в качестве активных участников композиции. К ним можно отнести и всадника со знаменем, находящегося за спиной служанки [22] .

Значительную роль в композиции полотна играет архитектурный фон — Лосенко стремился как можно шире воспользоваться его возможностями и сделать его активным элементом и важным фактором образной выразительности картины [23] . Следует отметить, что в XVIII веке никто не имел представления о том, как выглядели здания, стены, ворота и оборонительные укрепления Трои — Лосенко писал свою картину за сотню лет до того, как в 1870-х годах археологическая экспедиция Генриха Шлимана начала раскопки на месте подлинной Трои. Таким образом, главным источником информации для художника была «Илиада», которая изобиловала поэтическими преувеличениями. На картине Лосенко архитектурный образ древнего города выглядит весьма грандиозно — «высокая стена с рядом дорических колонн, огромные, в античном духе ворота и крепостные башни на втором плане создают впечатление подлинного величия» [24] .

История [ править | править код ]

Антон Лосенко работал над полотном по заказу императрицы Екатерины II [3] . Художник использовал текст «Илиады» на французском языке из собственной библиотеки. Книга была проиллюстрирована гравюрами, на одной из которых была изображена сцена прощания Гектора и Андромахи [25] . Искусствоведы полагают, что Лосенко мог также пользоваться трудом итальянского историка XIII века Гвидо де Колумны под названием «История о разорении Трои, столичного града Фригийского царства, из разных древних писателей собранная» — ко времени написания картины появилось уже несколько изданий этого труда на русском языке [8] .

Прообразом картины послужило одноимённое полотно французского художника Жана Ресту-младшего [fr] , написанное в 1727 году [3] [26] [27] . Ресту был наставником Лосенко, когда тот работал в Париже во время пенсионерской поездки за границу в 1760—1762 годах [28] . Напоминанием о его картине для Лосенко могла служить гравюра, сделанная с полотна Ресту французским гравёром Жаном-Шарлем Левассёром [fr] в 1769 году [29] .

Некоторые детали полотна Лосенко остались не вполне завершёнными из-за смерти художника, который скончался 23 ноября (4 декабря) 1773 года от водяной болезни . Картина стояла на мольберте в мастерской Лосенко до самых последних дней его жизни [5] .

В течение полувека «Прощание Гектора с Андромахой» считалось в русской живописи «эталоном исторической классицистической картины» — до тех пор, пока в 1824 году Фёдор Бруни не написал своё полотно «Смерть Камиллы, сестры Горация» [7] .

Картина «Прощание Гектора с Андромахой» находилась в музее Академии художеств, после революции перешла в Государственный музейный фонд, а в 1924 году была передана в Третьяковскую галерею [3] .

Лосенко А.

Лосенко А.

Лосенко, Антон Павлович
Работы на Викискладе

Анто́н Па́влович Лосе́нко (30 июля (10 августа) 1737 — 23 ноября (4 декабря) 1773) — русский живописец и портретист XVIII века. Основоположник русской исторической живописи.

Биография

Родился в городе Глухове возле Чернигова. В семилетнем возрасте был привезён в Санкт-Петербург в придворный хор. С 1753 учился живописи у Ивана Петровича Аргунова, с 1759 в Петербургской академии художеств. Продолжил учёбу в Париже и Риме

Работы

  • «Чудесный улов» (1762)
  • «Жертвоприношение Авраама» (1765)
  • «Каин и Авель» (1768)
  • «Зевс и Фетида» (1769)
  • «Святой апостол Андрей Первозванный» (1769)
  • «Владимир перед Рогнедой» (1770)
  • «Прощание Гектора с Андромахой» (1773, картина не закончена)
  • портрет П. Шувалова (1760)
  • портрет писателя А.Сумарокова (1760)
  • портрет актёра Ф. Волкова (1763) и др.

Чудесный улов, 1762

Фёдор Волков, 1763

Ссылки

  • Лосенко Антон Павлович. Биография и творчество художника на Artonline.ru
  • Прощание Гектора с Андромахой — история создания

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Лосенко, Антон
  • Лосек

Смотреть что такое «Лосенко А.» в других словарях:

Лосенко — Лосенко, Антон Павлович Лосенко, Антон Павлович Владимир перед Рогнедой (1770) Дата рождения … Википедия

Лосенко А. П. — Лосенко, Антон Павлович Работы на Викискладе Владимир перед Рогнедой (1770) Антон Павлович Лосенко (30 июля (10 августа) 1737 23 ноября (4 декабря) … Википедия

Лосенко — Антон Павлович (1737, Глухов, Украина – 1773, Санкт Петербург), русский живописец, портретист, родоначальник русской исторической живописи, представитель классицизма. Родился в зажиточной крестьянской семье. Благодаря хорошим вокальным данным, в… … Художественная энциклопедия

Лосенко — Антон Павлович [30.7(10.8).1737, Глухов, ныне Сумской области УССР, 23.11(4.12).1773, Петербург], русский исторический живописец, портретист, рисовальщик. С 1744 жил в Петербурге; учился в мастерской И. П. Аргунова (См. Аргуновы) (1753… … Большая советская энциклопедия

Лосенко — Антон Павлович историч. живописец и портретист, сын разорившегося подрядчика, родился в гор. Глухове Черниговской губ. 30 июля 1737 г. В 1744 г. привезен в С. Петербург и определен в придворные певчие. Рано обнаружившаяся в нем способность к… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ЛОСЕНКО — Антон Павлович (30.07.1737 23.11.1773), русский живописец и рисовальщик. В картинах на темы русской и античной истории условно академическую трактовку сочетал со стремлением раскрыть сложный этический конфликт («Владимир перед Рогнедой», 1770;… … Русская история

Лосенко А. П. — ЛОСÉНКО Антон Павлович (1737–73), живописец и рисовальщик. В картинах на темы рус. и антич. истории условно академич. трактовку сочетал со стремлением раскрыть сложный этич. конфликт ( Владимир перед Рогнедой , 1770; Прощание Гектора с… … Биографический словарь

Лосенко Антон Павлович — (1737 1779), русский живописец. Мастер исторического жанра, портретист, рисовальщик. Учился в Петербурге в мастерской И. П. Аргунова (1753 58) и в АХ (1758 60; профессор с 1770, директор в 1772 73); пенсионер АХ в Париже (1760 65) и Риме… … Художественная энциклопедия

Лосенко Антон Павлович — Лосенко, Антон Павлович исторический живописец и портретист (1737 1773). Происходил из крестьян. В 1759 г. поступил в только что основанную Академию Художеств подмастерьем живописи и занимался ею под руководством Ле Лоррена и Де Вельи; затем… … Биографический словарь

Лосенко Антон Павлович — (1737—1773), живописец и рисовальщик; представитель русской академической школы, сыграл выдающуюся роль в становлении принципов классицизма в русском искусстве второй половины XVIII в. С 1744 жил в Петербурге. Обучался живописи в мастерской… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Читайте также  Какой самый холодный океан в мире?

to_priz

ИСКУССТВО и ВРЕМЯ

Творчество — свободное действие из небытия в бытие.

«Ломоносов русской живописи»: АНТОН ПАВЛОВИЧ ЛОСЕНКО — художник исторического жанра XVIII века.

Одним из крупнейших художников второй половины XVIII в. был А. П. Лосенко, видный деятель Академии художеств, много сделавший для развития исторического жанра.

«Ломоносов русской живописи» — так называли Антона Павловича Лосенко (1737-1773) его почитатели.

Антон Павлович Лосенко (1737 — 1773) происходил из крестьянской семьи.
Его детские годы прошли на Украине, затем в Петербурге, в придворном хоре певчих.
Он учился у И. П. Аргунова, потом в Академии художеств.
В двух заграничных командировках он хорошо ознакомился классическим и современным искусством, с памятниками античной культуры.

Уже в ранней работе «Жертвоприношение Авраамово» (1765) Лосенко создал полную движения композицию и вместе с тем проявил большой интерес к изучению натуры (прекрасно написаны обнаженная фигура Исаака, руки и ноги Авраама).

В произведениях конца 1760-х гг. — «Зевс и Фетида», «Каин» — отчетливо выражены ясность, спокойствие и строгость композиции — особенности, характеризующие стиль классицизма.

Современники высоко ценили эти работы Лосенко, подчеркивая их национальное значение: «Стыдитесь, бессмысленные подражатели иностранных, смотря на сего художника: никто вам не поверит, что в России не могут родиться великие люди».

В 1770 г. Лосенко написал картину «Владимир и Рогнеда».

В ней осуждено преступное злоупотребление властью: князь новгородский (затем — киевский) Владимир, отвергнутый полоцкой княжной Рогнедой, обрушился с дружиной на Полоцк, разгромил город и, убив отца и братьев Рогнеды, насильно взял ее в жены.

Картина должна была воспитывать зрителей в духе «разумности» и уважения к людям; она произвела чрезвычайно сильное впечатление на современников.

Образы картины отличаются большой жизненной конкретностью: драматические переживания Владимира и Рогнеды сопоставлены с тихим отчаянием прислужниц княжны и холодным любопытством воинов.

Картина «Владимир и Рогнеда» положила начало созданию в Академии ряда произведений живописи и скульптуры на сюжеты из национальной истории, — произведений, в которых затрагивались злободневные проблемы общественно-политической жизни.

Актуальность и гражданский пафос произведений Лосенко, выразительность образов, прекрасное знание натуры и уверенное мастерство сделали его основоположником прогрессивного направления в русском историческом жанре конца XVIII — начала XIX в. и дали право современникам называть его «Ломоносовым русской живописи».

Лосенко был незаурядным портретистом. В правдивых портретных работах он воплотил образы крупных деятелей русской культуры своей эпохи: основателя Академии художеств И. И. Шувалова, поэта и драматурга А. П. Сумарокова, актера Я. Д. Шумского.

Особенно значителен относящийся к 1763 г. портрет друга Лосенко, выдающегося общественного деятеля того времени, актера Федора Волкова, которого В. Г. Белинский назвал «отцом русского театра».

Личность Федора Григорьевича Волкова, основателя театра в Ярославле и замечательного актера-трагика, была интересной и значительной.

Портрет Волкова был написан Лосенко в 1763 году в Москве. Это единственное живописное изображение знаменитого актера. Волков представлен с театральными атрибутами: в плаще, с мечом и маской в руках. Лицо привлекает прямотой, интеллектом и активностью.

Его поза кажется минутной остановкой во время игры.

В этом Лосенко выступает как предшественник Рокотова с его углубленным интересом к конкретному живому человеку, его душевным движениям.

Лосенко Антон «Портрет А.П.Сумарокова» 1760г. Холст, масло 74х64,5 Государственный Русский музей.

Лосенко Антон «Портрет И.И.Шувалова» 1760 Холст, масло 85х70,5 Государственный Русский музей .

«Прощание Гектора с Андромахой».

Действие происходит у городских ворот. Герой Трои, cын троянского царя Приама, Гектор прощается, перед единоборством с Ахиллом, со своей верной женой Андромахой, держащей на руках грудного ребенка.

Предчувствуя свою гибель, он просит покровительства богoв и молит, чтобы сын его вырос мудрым, храбрым и славным.

Чувство гражданского долга в душе Гектора побеждает личные чувства привязанности к семье.

Образ Гектора наделен героическими чертами идеального героя — это мужественный и стойкий воин, благородный в своих помыслах. Предчувствие трагического исхода пронизывает патетическую сцену, представленную художником.

Однако подлинно патетичен лишь главный герой — Гектор, в образах остальных персонажей Лосенко соединяет сдержанно-величавое и естественно-суровое начало, гармонически организуя композицию и жаркий колорит картины

Картина строго скомпонована, соразмерна в своих частях.

Величественная архитектура усиливает её героическое звучание.

Несмотря на известную условность и театральность, свойственную исторической живописи стиля классицизма, произведение Лосенко полно драматического действия и проникнуто высоким гражданственным пафосом.

На сюжеты Библии.

«Товий с ангелом» .

Приключения Товии и его спутника и хранителя — архангела Рафаила — рассказаны в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет).

История начинается в Ниневии во времена изгнания евреев в Ассирию в VIII в. до н. э., где Товит, набожный иудей, жил со своей женой Анной и их сыном.

Он заботился о своих соплеменниках, находившихся в нужде, и пекся о подобающем погребении тех, кто встречал свою смерть от рук царя.

За это он жестоко преследовался, имущество его было конфисковано, он с семьёй собрался бежать.

Однажды, когда он прилег отдохнуть на дворе (то есть, вне дома, поскольку был, согласно иудейскому закону, «нечистым», так как в этот день он погребал одного умершего), воробьиный помет упал ему на глаза, от этого у него образовались бельма, и он ослеп.

Чувствуя, что смерть близка, Товит наказал своему сыну Товии отправиться в Мидию, чтобы раздобыть там немного денег (в свое время он положил 10 талантов серебра на хранение у израильтянина Гаваила, жившего в Гарах Мидийских).

Товия прежде всего стал искать спутника для своего путешествия и встретил архангела Рафаила, который согласился сопровождать его.

(Товия принял ангела за обычного смертного.

Отличительный признак ангела — крылья — были позднехристианской условностью, заимствованной у римского античного образа крылатой богини Победы). Получив благословение слепого Товита, эта пара отправилась в путь, оплакиваемая Анной, матерью Товии.

Собака юноши следовала за ними по пятам. Добравшись до реки Тигр, Товия спустился к воде, чтобы помыться, как вдруг из воды на него кинулась большая рыба, желавшая поглотить его.

По указанию Рафаила он схватил ее и выпотрошил, отделив сердце, печень и желчь. Архангел объяснил, что курение, сделанное из ее жареного сердца и печени, изгоняют демонов, а желчь этой рыбы излечивает бельма.

По прибытии к месту назначения Товия собрал деньги; затем, по совету ангела, они отправились к одному родственнику, дочь которого, Сарра, стала невестой Товии.

Но Сарра, к несчастью, была околдована демоном, что уже было причиной смерти семерых ее предыдущих мужей.

Тем не менее свадьба Товии и Сарры состоялась, хотя и не без опасений.

Демона успешно изгнали с помощью печени и сердца пойманной рыбы, которые положили в кадильницу и курили.

Тогда супружеская чета в спальне своей вознесла благодарственную молитву.

Когда они возвратились в Ниневию, Товия употребил желчь, чтобы вернуть зрение отцу.

Архангел, когда Товия предложил ему вознаграждение за все, что он для него сделал, обнаружил себя, и отец и сын пали перед ним на колени.

Хотя эта история в том виде, в каком она дошла до нас, датируется II в. до н. э., она включает в себя элементы далекого фольклора — ассирийского и персидского.

Среди народных сказок Европы также имеются такие, которые напоминают ее, например, «Дорожный товарищ» Андерсена. Художники иллюстрировали большинство эпизодов, особенно «Товия и ангел» — оба одеты как странники, их сопровождает собака.

«Большая рыба» считалась крокодилом, чья печень и сердце использовались в древней магии в качестве талисмана, предохраняющего от демонов.

Когда Товия показан вытаскивающим рыбу, она изображается размером не больше форели.

Излечение слепоты Товита обычно представлено как своего рода помазание, хотя Рембрандт и другие северные художники, писавшие после него, изображают хирургическую операцию по удалению катаракты.

Это объясняется использованием этого слова в голландской Библии для обозначения «белизны» в глазах Товита.

В сентябре 1760 года А. П. Лосенко вместе с архитектором В. К. Баженовым был направлен в пенсионерскую поездку в Париж.

Там он совершенствовал свое мастерство в мастерской Ж. Рету (1692—1768), одного из последних представителей французской высокой исторической живописи.

В первый год занятий Лосенко приступил к картине со сложной многофигурной композицией «Чудесный улов».

Работа молодого художника — видоизмененная копия одноименной картины Ж. Жувене (1705; Лувр, Париж).

Закончено полотно не позднее 20 ноября 1762 года, когда Лосенко отбыл из Парижа в Петербург. Полотно «Чудесный улов» было высоко оценено Советом Академии. Однако впоследствии отношение к этому произведению сложилось неоднозначное.

О чудесном улове рыбы рассказано в Евангелии от Луки (Лк., 5:1-11).

Христос вошел в рыбацкую лодку Симона Петра, чтобы из нее проповедовать собравшемуся народу, а затем сказал Петру и его спутникам, чтобы они закинули сети. И сети были настолько наполнены рыбой, что Иакову и Иоанну, находившимся в другой лодке, пришлось прийти к ним на помощь. Все они были поражены и испуганы.

Сцена на полотне Лосенко изображает берег моря Галилейского, на котором собрался народ, чтобы узреть чудо Господне.

Петр припал на одно колено перед Иисусом Христом. Андрей вместе с Иаковом и Иоанном, сыновьями Зеведеевыми, тащат сети.

Надо полагать, «Чудесный улов» произвел впечатление на Екатерину II, так как она распорядилась приобрести картину для Императорского Эрмитажа

Отчетная пенсионерская работа Лосенко, экспонировалась на публичной выставке Императорской Академии художеств в 1766 году.

Андрей Первозванный — один из двенадцати апостолов, брат Петра. Назван Первозванным, так как был первым, кого Иисус призвал к служению.
Поступила в 1923 году из Музея Академии художеств.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: