Причесывающаяся женщина (женщина за туалетом) - э. дега - Тайны со всего мира

Причесывающаяся женщина (женщина за туалетом) — э. дега

Причесывающаяся

ЭДГАР ДЕГА
ПРИЧЕСЫВАЮЩАЯСЯ
1884–1886. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

На восьмой, последней выставке импрессионистов Дега представил на суд публики восемь пастелей под общим названием «Серия обнаженных женщин — купающихся, моющихся, вытирающихся, причесывающих волосы или сидящих за туалетом, в то время как их причесывают».

Тема, не теряющая популярности на протяжении многих веков, тема, к которой хоть раз в жизни обращается любой художник… Кажется, ее уже невозможно раскрыть с какой-то новой стороны. Но образы женщин у Дега все же занимают совершенно особое место, принадлежа к числу самых выразительных и оригинальных во всей истории мирового искусства.

Как ему это удалось? Ответ на этот вопрос сформулировал сам художник: «До сих пор нагота изображалась в таких позах, которые предполагали присутствие свидетелей. Мои же женщины — честные человеческие существа, не имеющие никаких других интересов, кроме тех, что вытекают из их физического положения. Это все равно что подсматривать за ними в замочную скважину».

Статья опубликована при поддержке компании «Стройдом», которая производит и осуществляет монтаж металлопластиковых окон, различных видов кровли и ревизионных люков. Среди последних одним из самых востребованных является скрытый люк под плитку. Будучи облицованным точно такой же плиткой как и стены в сантехнических помещениях, он совершенно не выделяется и практически невидим. Все швы сварены аргонно-дуговой сваркой, поэтому они прочны, надежны и аккуратны. Полиэфирная краска, которой покрыты петли и люки ревизионного люка, защищает их от коррозии. Все сантехнические люки от «Стройдома» — высоконадежны и прочны, они не требуют регулировки после установки, а их дверцы не провиснут со временем. Убедитесь в этом сами, заказав ревизионные люки в компании «Стройдом». С подробной информацией об ассортименте производимой и реализуемой продукции и ценами на нее можно ознакомиться на сайте стройдом.com.ua.

Женщина, вытирающаяся после купания.
1895. Частная коллекция

Вместо того чтобы придумывать для своих натурщиц наиболее выигрышные позы, он просто установил в центре мастерской ванны и тазы и наблюдал за естественными действиями девушек, занимающихся своим туалетом. Между прочим, именно с легкой руки Дега в мировом искусстве появились изображения женщин в процессе подготовки к одеванию. Вообще его редко когда привлекал результат. Балерины на репетициях, жокеи перед скачками, дамы у модистки — все они готовятся к некоему событию, и вот в этих-то повседневных, в общем-то совершенно невыразительных вещах и заключена для художника своеобразная прелесть — прелесть обыденного.

Стремясь к жизненной правде, Дега не склонен приукрашивать своих героинь, он наблюдает за ними отстраненно, скорее взглядом ученого, нежели ценителя женской красоты. Он не любуется женскими телами, но изучает их. Рассказывали, что модели уходили из мастерской Дега смертельно уставшими от бесконечно долгого позирования и к тому же расписанными разноцветными полосками, которые полуслепой художник наносил как разметку для более точного определения пропорций. Он сам признавался, что при работе над этими образами его интересовали прежде всего цвет, движение и строение тела.

Таз. 1886. Музей Орсе, Париж

И все же Дега нельзя назвать просто бесстрастным наблюдателем, иначе вряд ли его произведения отличались бы такой теплотой и непосредственностью. Вот, например, «Женщина, расчесывающая волосы» из Эрмитажа. Трудно было придумать более простую композицию — женщина со скрещенными ногами сидит спиной к зрителю, одной рукой она придерживает, а второй расчесывает тяжелую копну каштановых волос. Ее фигура занимает почти полностью все пространство картины.

Туалет. 1886. Частная коллекция

Серия относится к последним годам жизни художника, когда он работал преимущественно в пастельной технике. Фон формируется резкими длинными штрихами пастели, которые становятся мелкими и почти незаметными, когда требуется передать нежность и бархатистость кожи модели. Плавные линии ее тела, спины, рук обладают невероятной мелодичностью. Удивительно, но героиню этого произведения, чьего лица мы даже не видим, смело можно считать одной из самых прекрасных женщин в истории искусства.

Женщина за туалетом — Эдгар Дега

Картина Женщина за туалетом В Эрмитаже хранится одна из лучших «пастельных» работ мастера — «Причесывающаяся женщина» или «Женщина за туалетом».

Юная девушка, сидящая спиной к зрителю в сложной позе. Тонкая прористовка женского тела, текучая линия силуэта и чистый светлый колорит картины поражают зрителя.

Художник использовал тончайшие нюансы однотонной, гладко растушеванной пастели, потом постепенно обогащал их другими оттенками и переходами, а под конец вводил яркие цветовые штрихи, подчеркивающие ту или иную форму.

Похожие описания:

Женщина, вытирающая себя полотенцем — Эдгар Дега Эдгар Дега Женщина, вытирающая себя полотенцем, описание картины Картина «Женщина, вытирающая себя полотенцем» принадлежит импрессионисту Эдгару Дега. Она выполнена в редкой технике письма — пастельными.

Женщина, сидящая у вазы с цветами — Эдгар Дега Очередной картиной, свидетельствующей о растущем мастерстве Дега, является работа «Женщина, сидящая у вазы с цветами», где художник шлифует свой талант, и вместе с тем, продолжает.

Женщина, вытирающая себя после ванны — Эдгар Дега Произведение относится к известной серии работ, изображающих обнаженных женщин во время купания, расчесывания и т. д. в которой, зачастую, героини находятся в неудобных позах. Реакция.

После Ванны — Эдгар Дега «После ванны» — небольшое полотно импрессиониста Эдгара Дега. Это пастельная живопись — конек автора. Рисунок выполнен на плотной бумаге, наклеенной на картон с помощью нескольких.

Молодая женщина за туалетом — Джованни Беллини Беллини Джованни — младший и самый знаменитый представитель живописной династии Беллини, творившей в эпоху раннего Венецианского Возрождения. Его заслугой считается популяризация техники масляной живописи, выработанной.

Расчесывание волос — Эдгар Дега «Расчесывание волос» — картина, написанная в поздний период творчества, и при ее создании, художник использовал несколько этюдов, а также одну из работ, выполненных пастелью ранее.

Автопортрет. Гравюра — Эдгар Дега Дега использовал разнообразную технику гравюры, включая офорт, — например в недатированном автопортрете, — а также сухую иглу, акватинту и литографию. Занимался он и монотипией, смешанной.

Две танцовщицы — Эдгар Дега Во второй половине 1890-х годов Дега много работал над изображением танцовщиц перед самым выходом на сцену. Обычно в этот момент они что-либо поправляют: бретельку, серьгу.

После купания — Эдгар Дега Работа Эдгара Дега «После купания» написана автором в том возрасте, когда мужчину уже нельзя искусить или чем-то удивить. Опытность художника объясняет точную передачу женского тела.

Дамский магазин — Эдгар Дега Миллинери являлась дизайнером и производителем головных уборов. На этой картине изображена женщина изучающая одну из шляп в магазине. Переход к заводскому производству превзошел ручную работу.

Прачки гладят — Эдгар Дега Эдгар Дега, как и Клод Моне считается одним из основателей импрессионизма. Жизнь его была непростой, но из всех сложных жизненных ситуаций он выходил с честью.

Сидящая танцовщица — Эдгар Дега В сходной позе эта модель изображена в «Отдыхающей танцовщице» и в «Уроке танца» , для которого эта пастель, по-видимому, служила этюдом. Лемуан датировал обе работы.

Автопортрет (За туалетом) — Зинаида Серебрякова Молодость, счастье, радость и душевная чистота — все это можно увидеть в прекрасной картине З. Серебряковой «Автопортрет. За туалетом». Картина была написана художницей зимой 1909.

Любительница абсента (Люди в кафе) — Эдгар Дега Одну из самых известных своих работ — «Абсент» Эдгар Дега написал в 1893 году, первоначально назвав ее «Люди в кафе». На картине художник изобразил двух.

Читайте также  Самые популярные профессии в россии и распространенные

У модистки — Эдгар Дега Посетительницы шляпных салонов — одна из тем, к которой художник обращался довольно часто. Картина «У модистки», созданная, приблизительно в 1882 году, считается одной из известнейших.

Репетиция — Эдгар Дега «Меня называют живописцем танцовщиц», — писал Дега. Он в самом деле часто обращался к этой теме, и его ранний шедевр «Репетиция» позволяет оценить всю уникальность.

Женщина за туалетом (Туалет) — Анри де Тулуз-Лотрек Перед обострением болезни, художник написал картину «Туалет», которая входит в число его последних работ. Многие считают, что здесь, как и во множестве полотен Тулуз-Лотрека заметно.

Интерьер с двумя фигурами — Эдгар Дега При внимательном рассмотрении картины высказанная Бернсом идея шляпной мастерской отпадает, не только потому, что нигде не видно ни шляп, ни коробок для них. Здесь скорее.

Упавший жокей — Эдгар Дега Приблизительно в 1873-м году, художник временно перестал обращаться к теме, связанной со скачками, а после 1876-го, только периодически изображал сюжеты на эту тему. Картина «Упавший.

Площадь Согласия — Эдгар Дега Эта картина является важной вехой в развитии не только французской, но и европейской живописи XIX века прежде всего потому, что до нее ничего подобного с.

Ария собаки или Певица с перчаткой — Эдгар Дега «Наиболее точное свидетельство о кафешантанах принадлежит кисти аристократа и завсегдатая элегантных салонов парка Монсо Эдгара Дега, опередившего Тулуз-Лотрека на целое десятилетие. На протяжении последней трети.

Джентльмены на скачках: перед стартом — Эдгар Дега Картина «Джентльмены на скачках: перед стартом» входит в серию работ, которые Дега посвятил теме, связанной с конным спортом. Считают, что художник не столько был увлечен.

Таз Ванна — Эдгар Дега Обнаженное тело стало чаще изображаться Дега с приходом 1880-х годов. Пастель «Таз» написана в 1886 году, и на ней изображена девушка, казалось бы, нисколько не.

Скульптура — Эдгар Дега Лепить маленькие восковые скульптуры Дега начал в конце 1860-х годов, и, по мере того как ухудшалось его зрение, художник все больше внимания уделял именно этому.

Танцовщица у фотографа — Эдгар Дега После 1870-го года, Дега практически перестал писать маслом, и картина «Танцовщица у фотографа», представляет редкое исключение из этого правила. Поза балерины «подловлена» в самый невыгодный.

Автопортрет в мягкой шляпе — Эдгар Дега «Автопортрет в мягкой шляпе» — картина, на которой Дега изображен не на глухом нейтральном фоне, что он практиковал ранее, подражая великим представителям испанской школы, а.

Певица с перчаткой — Эдгар Дега Популярной картиной из серии, связанной с кафешантанами, считается работа «Певица из кафешантана» . Дега притягивали кафешантаны, с их демократичным духом, и даже некоторой вульгарностью, тем.

Репетиция балета на сцене — Эдгар Дега К концу жизни Дега постоянно углублялся в любимую тему, изображая балерин на работе и репетициях. Он изобразил их в сотнях различных ракурсах и позах. Данная.

Семья Белелли — Эдгар Дега Вершиной мастерства раннего Дега, где он заявил о себе как мастер портретного жанра, считается «Семья Беллелли». Создавая картины, художник не утомлял своих моделей длительным позированием.

Танцовщицы на репетиции — Эдгар Дега Эдгар Дега, французский живописец и скульптор, родился в семье парижского банкира. Он получил блестящее образование в лицее Людовика Великого, затем некоторое время учился на юридическом.

Четыре танцовщицы — Эдгар Дега «Четыре танцовщицы» — одна из картин, которые Дега написал маслом, но уже с ощущением «привкуса» пастельной живописи. Плавные жесты, воздушные движения балерин — за всем.

Автопортрет — Эдгар Дега Портреты, как отдельная глава в творчестве Дега, в большинстве своем создавались на раннем этапе карьеры художника. Его отец, считавший, что портреты являются тем жанром, который.

Две гладильщицы — Эдгар Дега В творчестве Дега не существовало понятия превосходства каких либо социальных групп или слоев над другими, или проведения любой параллели, сравнивавшей людей грубого физического труда с.

Похищение — Эдгар Дега Так же известная «Интерьер» — наиболее театральная композиция художника, изображающая человека и частично обнаженную женщину. Сюжет сцены остается загадкой. Анализ учеными литературных произведений того времени.

В ожидании выхода на сцену — Эдгар Дега В своем наброске «В ожидании выхода на сцену», сделанном пастелью, Дега изобразил танцовщиц в момент, когда вот-вот откроется занавес. Композиционное построение рисунка весьма своеобразно: у.

Танцевальный класс (Урок танцев) — Эдгар Дега Дега часто писал танцовщиц, их будни и выступления. Используемая им техника импрессионизма как нельзя лучше передавала воздушные, лишенные статичности образы. На картинах художника хрупкие и.

Звезда — Эдгар Дега Дега известен работами, изображающими танцоров, в частности балерин. В то время как большинство из них сосредотачиваются на репетициях и подготовке к выступлению, эта работа показывает.

Спартанские девушки вызывают на состязание юношей — Эдгар Дега После возвращения в Париж в 1859 году, Дега обращается к исторической тематике, и одной из работ этой серии является картина «Молодые спартанки, вызывающие на состязание.

Портрет виконта Лепика с дочерьми — Эдгар Дега Полотно «Портрет виконта Лепика с дочерьми», известное также как «Площадь согласия», представляет собой и портрет, и городской пейзаж, и зарисовку, выполненную в жанре импрессионизма, с.

Портрет Беллелли — Эдгар Дега Одна из ранних работ мастера изображает его тетю Лору с мужем Дженнаро, их дочь Джулию и Джованну. Лаура беременна и одета в черное, так как.

Женщина за туалетом в живописи (Часть 1)

Во все века женщины вдохновляли живописцев на создание шедевров. Женщина за туалетом — целый священный ритуал, чья суть непостижима мужчине, и оттого вдохновляющий еще больше. В подборке встретите работы многих художников, есть среди них и работы нескольких художниц. Не удивляйтесь обилию работ Эдгара Дега, мастер любил эти моменты и старался показывать женщин, как он сам выражался, «похожими на зверьков, вылизывающих шкурку».

1. Зинаида Серебрякова. За туалетом. Автопортрет. 1909

2. Эдгар Дега. Причесывающаяся женщина. 1885

3. Эдгар Дега. Женщина, моющая спину. 1886

4. Рембрандт. Молодая женщина за туалетом. Ок. 1632-1634

5. Берта Моризо. Дама за туалетным столиком. 1875

6. Джон Морфи. Женщина за туалетом

7. Роберт Фредерик Блум. Гейша за туалетом

8. Тициан. Женщина перед зеркалом. Ок. 1515

9. Берта Моризо. Молодая девушка перед зеркалом

10. Эдгар Дега. Перед зеркалом

11. Кристофер Вильгельм. Женщина перед зеркалом

12. Острицкий Аркадий Гершевич. Перед зеркалом

13. Катала Льюис Алварез. Женщина перед зеркалом

14. Екимов В.Ю. Перед зеркалом

15. Ашот Асатрян. Перед зеркалом

16. Тициан. Венера перед зеркалом

17. Джеймс Уэллс Чампни. Кокетка

18. Филипп Будкин. Девушка перед зеркалом

19. Франс ван Мирис старший. Женщина перед зеркалом

20. Константин Маковский. Кокетка

21. Дельфин Анжольрас. За туалетом

22. Герард Доу. Дама за туалетом

23. Джованни Беллини. Молодая женщина с зеркалом

24. Абрам Хендрик ван Бистен. Дама за туалетом в интерьере

25. Эдуар Мане. Перед зеркалом

26. Эдгар Джулиан Биссел. Дама за туалетным столиком

27. Дэниел Пендер-Дэвидсон. Портрет дамы за туалетным столиком

28. Пьетро Лонги. Дама за туалетом

29. Иоганн Фридрих Фюсли. Дама у парикмахерского столика

30. Эдуар Мане. Нана

э

31. Неизвестный индийский художник. После купания

32. Камvерер. Дама в маскарадном костюме, смотрящая в зеркало

33. Герард Терборх. Дама, расчесывающая волосы. Ок. 1650

Читайте также  Какое самое умное животное на земле: топ самых умных в мире

34. Герард Терборх. Туалет дамы. Ок. 1660

35. Бернардо Строцци. Старая кокетка

36. Зинаида Серебрякова. В гримерной (портрет В.К. Ивановой в костюме испанки). 1924

37. Фешин Николай Иванович. Дама за маникюром

38. Фешин Николай Иванович. Вторая попытка

39. Уильям МакГрегор Пэкстон. Девушка, расчесывающая волосы. 1909

40. Эдгар Дега. Жермен Илер женщина в ванне

41. Эдгар Дега. После умывания. 1884

42. Лайан Абрё. Солнечная ванна

43. Альфред Стивенс. В ванной. 1867

Новое в блогах

Сообщество «Политика»

180 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЭДГАРА ДЕГА (1834 — 1917)

Суббота, 19 Июля 2014 г. 20:57 + в цитатник

Эдгар Дега родился в Париже 19 июля 1834 года. Он учился в Школе изящных искусств под руководством одного из учеников прославленного художника Энгра, поклонника искусства античности и в целом классической живописи. Учитель оказал на Дега большое влияние, которое так или иначе он пронес через весь свой творческий путь. Окончив Школу, Дега поехал в Италию учиться у старых мастеров: Беллини, Боттичелли, копируя их полотна.

. Если Мане олицетворял полусвет и парижский стиль, то Дега имел непосредственное отношение к высшему свету, к европейской аристократической и банковской верхушке. По линии отца, тетушек и сестры он состоял в родстве с высшей аристократией Неаполя, по линии матери принадлежал к древнейшему креольскому роду из Нового Орлеана. С раннего детства в доме отца Эдгар встречал крупнейших представителей искусства: Ла Каза, Марсия и Вальпенсона.

В 1859 Дега вернулся в Париж из Италии и с этого момента вплоть до 1865 года уделял много времени и внимания картинам на исторические сюжеты. Эти картины были написаны художником в высокой академической манере и создавались для того, чтобы выставить их в Салоне. Несмотря на затраченные усилия, историческая тема так и не стала близкой Дега.

«Спартанские девушки вызывают на состязание юношей». 1860-1862

Дега был всей душой привязан к Монмартру. С наступлением ночи он отправлялся гулять по нагретым за день улицам у подножия холма, особо ценил рубиновые и изумрудные огни фонарей, освещавших витрины аптек, обожал рыться в лавках старьевщиков — в районе улицы Мартир они встречались на каждом шагу, — он подолгу разыскивал какой-нибудь набросок Гаварни, или Домье, или же что-то из примитивистов, предпочитая полотна, написанные в каком-нибудь монастыре.

«Скаковые лошади в Лоншане». 1866

В начале 1860-х Эдгар Дега заинтересовался сценами из современной жизни, особенно скачками. В 1861, во время поездки в Нормандию, Дега посетил конный завод и был очарован племенными лошадьми. В следующем году он познакомился с Эдуардом Мане, который, желая углубить интерес друга к современной жизни, ввел Дега в круг мол одых художников, ставших впоследствии группой импрессионистов.

Необычайная популярность балетных сценок, запечатленных Дега, легко объяснима, поскольку художник показывает нам мир грации и красоты, не впадая при этом в излишнюю сентиментальность. Жизнь балета передана им так ярко, что легко можно представить, насколько свежими и оригинальными казались эти картины современникам Эдгара Дега. Художники, писавшие балет до него, либо выстраивали геометрически правильные композиции, либо изображали звезд балета, склонившихся в изящном поклоне. Такие портреты напоминали фотографии голливудских кинозвезд, сделанные для обложки глянцевого журнала. Дега был первым, кто показал на полотне труд артиста на репетициях и на сцене.

Полотно «Голубые танцовщицы» лучшая из серии картин обнаженных женщин. Картина написана любимой художником пастелью. На картине четыре балерины в голубых балетных пачках переданы в ракурсе «вид сверху». Благодаря этому мы словно бы захвачены их занятием: за кулисами в ожидании выхода балерины поправляют наряды. Искусно переданное движение танцовщиц создает ощущение танца, который как бы вовлекает зрителя в его поэтичную пластику. Здесь, как и в некоторых других его работах, сказалось увлечение Дега фотографией, что заметно по асимметричности композиции и спонтанности обреза краев изображения.

Дега не случайно взял тему, которая была у всех «на слуху». У Дега — это прежде всего непредсказуемая, нестандартная, даже, если хотите, «хулиганская» композиция. Кажется, что в ней нет ни центра, ни края, ни начала ни конца. Это один большой, подсмотренный и «вырванный» из увиденного фрагмент, казалось бы, на первый взгляд, случайного сюжета.
Сидящий справа мужчина (Марселен Дебутен – друг и коллега художника) никак не связан по сюжету с дамой справа (популярной в то время актрисой Эллен Андре). Перед дамой – наполненный бокал с абсентом, и, судя по всему, уже не первый. Дама пьяна и безразлична к происходящему, взгляд остановился, плечи опущены. Мужчина напротив, выглядит трезвым и напряжённым, красные, налитые кровью глаза говорят о «тяжёлой ночи». Перед ним кофейный напиток от похмелья — мазагран в стакане. Казалось бы, скучная, обыденная, серая сценка, а вот вокруг всё что-то не так… Может эти «парящие» в воздухе столики, написанные без ножек и скатертей или нетронутые сосуды с напитками, или эти грубые, резкие тени за спинами у дамы и господина с трубкой, как будто это не тени вовсе, а два незнакомца, сидящие за соседним столиком и одновременно находящиеся в «зазеркалье». Ведь Дега нарочно не прорисовал падающие от людей тени на кромке спинки лавки, чтобы отделить эти «призраки-тени» и противопоставить их реальности.
Перед нами картина-загадка, не вполне типичная для автора. Это как будто искажённая абсентом реальность. Не потому ли автор, после стольких лет размышлений, переименовал картину из «Эскиз французского кафе» в «Люди в кафе», а потом в известный нам «Абсент»?

В 50 лет Дега начинал чувствовать приближение старости и очень опасался того, что ему придется прекратить работу из-за прогрессирующей потери зрения. Постепенно художник переходит от масла к пастели. Фигуры, изображенные на его поздних полотнах, всегда укрупнены так, словно художник рассматривает их с очень близкого расстояния. Он все чаще и чаще обращается к скульптуре, поскольку здесь он может больше полагаться на осязание, чем на почти утраченное зрение.

Эдгар Дега — один из представителей французского импрессионизма в живописи и графике. В противоположность своим коллегам он мало интересовался пленэром. Любимыми темами художника, в которых он очень узнаваем, были бега, скачки, жизнь балерин во время репетиций и выступлений, женщины за умыванием, певицы из кафешантанов. Через этих героев Дега решал свои художественные задачи: быструю смену движения, сложный ракурс и поворот силуэта, а также по-новому использовал технику пастели.

Причесывающаяся женщина (Женщина за туалетом) 1885

Одна из лучших «пастельных» работ мастера — «Причесывающаяся женщина» или «Женщина за туалетом». Молодая девушка, сидящая в сложной позе, изображена со спины. Тонкая моделировка тела, плавная, текучая линия силуэта и чистый светлый колорит картины пленяют зрителя. Дега использовал тончайшие нюансы однотонной, гладко растушеванной пастели, потом постепенно обогащал их другими оттенками и переходами, а под конец вводил яркие цветовые штрихи.

Лепить маленькие восковые скульптуры Дега начал в конце 1860-х годов, и, по мере того как ухудшалось его зрение, художник все больше внимания уделял именно этому жанру. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин — танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Эти работы Дега лепил для себя, они заменяли ему этюды, и лишь немногие скульптуры он доводил до конца, а выставил за всю свою жизнь только одну — «Четырнадцатилетняя танцовщица» — единственная скульптура, которую выставлял Дега , остальные он считал неудачными

Читайте также  Кто самый быстрый барабанщик в мире (лучший и крутой)

Всего он создал около 70-ти скульптур, все из воска. К этому направлению Дега обратился после 60-х годов по мере ухудшения зрения и говорил, что скульптуры заменяют ему этюды, поэтому многие из них не завершены.
Слепленные из воска эти скульптуры были очень хрупкими и непрочными, однако после смерти Дега в его мастерской нашли около 70 сохранившихся работ, и наследники художника перевели их в бронзу, — сам Дега не работал с бронзой.
По мере того как старость брала свое, Дега становился все более и более страдающей фигурой. Болезни сделали его сварливым, в душе художника росла антипатия к современной, уже непонятной для него жизни.
Велосипед он называл «смешным», а телефон — «глупым» изобретением, и в то время как один за другим умирали его сверстники, Дега все чаще мучили мысли о предстоящей кончине. Его зрение ухудшалось, работать становилось все труднее, и после 1908 он уже почти ничего не писал. В 1912 Дега пережил сильный удар — дом, в котором он жил, должны были реконструировать, и он был вынужден переехать на новое место, что очень болезненно для человека, дожившего до 80 лет. С этого момента он уже окончательно прекратил работу.

Четыре последних года жизни Дега о нём заботилась любимая племянница. К этому времени художник уже почти полностью ослеп, но вплть до 1914 его сухопарую фигуру можно было заметить на парижских улицах, по которым он ходил, нащупывая себе путь тростью. Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. Согласно его последней воле похороны прошли скромно, хотя проводить Дега в последний путь собралось много старых друзей, среди которых были Клод Моне и художник Жан-Луи Форен. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».

Эдгар Дега

ДЕГА Эдгар Илер Жермен (1834-1917) — французский живописец, один из самых выдающихся представителей импрессионизма.

Родился в старинной банкирской семье. В 1855 г. поступает в Школу изящных искусств в Париже в класс французского художника Ламота, сумевшего воспитать в своем ученике глубокое уважение к творчеству великого французского живописца Ж.Д.Энгра. Но в 1856г. неожиданно для всех Э.Дега бросает учебу и уезжает на два года в Италию, где с большим интересом изучает работы великих мастеров XVI в. и Раннего Возрождения. В этот период кумирами для него становятся А.Мантенья и П.Веронезе, одухотворенная и красочная живопись которых буквально поразила молодого художника. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856-1857, Лувр, Париж; рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание).

Вернувшись в Париж, Э.Дега обращается к исторической теме, но в отличие от салонной живописи тех лет отказывается от идеализации античной жизни, изображая ее такой, какой она могла бы быть на самом деле («Спартанские девушки вызывают на состязание юношей», 1860, Институт Варбурга и Курто, Лондон). Движения человеческих фигур на полотне лишены изысканной грации, они резки и угловаты, действие разворачивается на фоне обычного повседневного пейзажа.

В 1860-е гг., копируя старых мастеров в Лувре, Э.Дега знакомится с Э.Мане, с которым его сближает общее неприятие академического салонного искусства. Э.Дега больше интересовался современной жизнью во всех ее проявлениях, нежели вымученными сюжетами выставленных в Салоне картин. Не принимал он также и стремление импрессионистов работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафе-шантана. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Э.Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин, используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон).

Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868-1869, Музей Орсэ, Париж; «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон; «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет, изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную («Кафе-шантан в «Амбассадёр», 1876-1877, Музей изящных искусств, Лион; «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Этот прием впоследствии использовал А.де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж.

Появление фотографии дало художнику опору в поисках новых композиционных решений своих картин, но в полной мере оценить это изобретение Э.Дега смог только в 1872 г. во время пребывания в Северной Америке. Итогом этого путешествия стал «Портрет в хлопковой конторе» (1873, Музей изящных искусств, По), композиция которого производит впечатление случайного репортажного снимка.

Вернувшись во Францию, Э.Дега вновь оказывается в компании своих близких друзей: Э.Мане, О.Ренуара и К.Писсарро, но, будучи человеком замкнутым, предпочитает проводить большую часть своего времени за работой, а не за бесконечными спорами о судьбах искусства. Тем более что вскоре один из его братьев попадает в затруднительное финансовое положение, и Э.Дега вынужден в уплату его долгов отдать большую часть своего состояния и продать несколько своих картин.

Э.Дега с головой уходит в работу, посещает танцевальные классы в Опере, где его беспристрастный и цепкий взгляд художника наблюдает за тяжелейшим трудом балерин.

Хрупкие и невесомые фигурки балерин предстают перед зрителем то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха. Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни («Танцевальный класс», 1873-1875; «Танцовщица на сцене», 1878 — обе в Музее Орсэ, Париж; «Танцовщицы на репетиции», 1879, ГМИИ, Москва; «Голубые танцовщицы», 1890, Музей Орсэ, Париж). Та же отстраненность наблюдается у Э.Дега и в изображении обнаженной натуры. При работе над женскими образами, по словам самого художника, его в первую очередь занимает цвет, движение и строение их тела. Поэтому ему достаточно изобразить мелькнувшую в дверном проеме молодую женщину, кокетливо надетую шляпку, утомленную позу гладильщицы или прачки («Чтение письма», 1884, Художественная галерея и музей, Глазго; «Гладильщицы», Музей Орсэ, Париж). Женщины на его полотнах лишены тепла, но от этого они не становятся менее привлекательными и волнующими.

В середине 1880-х гг. Э.Дега начинает использовать пастель. Причиной этому явился прогрессирующий конъюнктивит, которым художник заболел, находясь на военной службе в качестве добровольца при осаде Парижа. Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры. Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом («После ванны», 1885, частное собрание), Эти восхитительные работы были показаны на восьмой, последней выставке импрессионистов в 1886 г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: