Пожар в квартале сан-маркуола, франческо гварди, 1789 - Тайны со всего мира

Пожар в квартале сан-маркуола, франческо гварди, 1789

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Авиация (150)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (14)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2361)
  • Габсбурги (16)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (114)
  • Дальние страны (1258)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (536)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (268)
  • Земля (144)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (715)
  • Истории любви (186)
  • ИСТОРИЯ (2445)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1122)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (30)
  • КУЛЬТУРА (249)
  • КУЛЬТУРНЫЙ КОД (53)
  • Легенды и мифы (185)
  • ЛИТЕРАТУРА (301)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (570)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (30)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (54)
  • Москва (75)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (621)
  • Облака (15)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (197)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (764)
  • Праздники (53)
  • Притчи (34)
  • Проза (478)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (203)
  • Психология (81)
  • Птицы (214)
  • Растения (120)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (106)
  • Россия (1238)
  • Сады и парки (36)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (113)
  • Символы (165)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (77)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1616)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (213)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (195)
  • Фотографии (521)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (804)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
  • ЭПОХА СССР (452)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Франческо Гварди «Пожар в квартале Сан-Маркуола»

Франческо Гварди

Пожар в квартале Сан-Маркуола — Франческо Гварди. 1789. Холст, масло. 32х51. Музей: Галерея Академии

Пожар масляных складов 28 ноября 1789 в венецианском Гетто — еще один тревожный знак, предвестивший закат великого города. Семидесятивосьмилетний художник, несмотря на недомогание, все же сделал натурные зарисовки. Одна из них, находящаяся сегодня в ньюйоркском музее Метрополитен, послужила основой картины «Пожар в квартале Сан-Маркуола» (второй рисунок — в музее Коррер в Венеции).

Пламя, перекинувшееся на соседние со складами дома, высветило стены и крыши, на которых пожарные героически стараются противостоять ему. Передний план почти по всей горизонтали обозначен спинами зевак и сочувствующих. В сумеречный колорит врывается горячая палитра оттенков красноватого и золотистого цветов, так ощутимо передающих жар чудовищного огня. Динамичная кисть Гварди с живым мазком, перенося на полотно беспорядочные порывы стены пламени, становится поистине свободной, стремительной. Художник не пытается нарисовать огонь, он передает его разрушительную, всепоглощающую суть. Такое воплощение огненного неистовства, эксперименты в области цвета встретятся лишь спустя несколько десятилетий в творчестве англичанина-романтика Уильяма Тернера. Уроки венецианцев во многом станут основой для художников, которым в системе живописных исканий был приоритетен цвет.

Галерея Академии Венеция (13 стр.)

Джованни Антонио Гварди (1699–1760) Эрминия и Вафрин находят раненого Танкреда 1750–1755. Холст, масло. 260×261

Поэма Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим» о Первом крестовом походе и его героических участниках стала источником сюжетов и тем многочисленных полотен европейской живописи. Так, например, в XVII веке этот же сюжет из 19-й песни использовал Никола Пуссен. В издании 1745 ее проиллюстрировал гравюрами Пьяццетта.

Джованни Гварди писал свой цикл именно по этим графическим композициям. Изначально его работы украшали виллу д’Эсте, а впоследствии разошлись по разным музеям и частным коллекциям. На полотне изображен момент, когда принцесса Антиохии Эрминия находит горячо любимого героя Танкреда, пленницей которого она была, раненым после его смертельной битвы с воином султана Аргантом, труп которого помещен на первый план. Преданный оруженосец возлюбленного, Вафин, мусульманской одеждой напоминает зрителю о своей опасной разведывательной вылазке в стан врага.

Драматизм ситуации, подчеркнутый взволнованностью небесной сферы, бегом облаков, развевающимся плащом, пересекающимися диагоналями в построении композиции несколько стушевывается явной театральностью происходящего, балетной позой горюющей царевны.

Алессандро Лонги (1732–1813) Семейство прокуратора Луиджи Пизани. Около 1758. Холст, масло. 255×340

Портреты кисти Алессандро, сына Пьетро Лонги, принадлежат разным жанрам. Среди них можно встретить совершенно объективистские, камерные погрудные изображения живописцев, которые он делал для своей книги, посвященной венецианским мастерам (серия была названа «Собрание портретов знаменитых венецианских художников»). Более подробную композиционную программу с пояснительными атрибутами он использует в строгих портретах, представляющих вместе с первой группой человека времени Просвещения (например, драматурга Карло Гольдони, медика Пьетро Пеллегрини). Все они обнаруживают способность Лонги к точной и проникновенной психологической характеристике. Большие парадные портреты также удавались талантливому и разносторонне одаренному художнику.

Репрезентативный портрет семьи прокуратора Луиджи Пизани объединяет в себе идеи семейной добродетели и официозной представительности. Дож Алвизе Пизани явно горд своим потомством — сыном-прокуратором, занимавшим одну из самых почетных должностей в чиновничьей иерархии республики, плодовитой достойной невесткой Паолиной Гамбарой, их четырьмя прелестными отпрысками. Справа — двое вельмож, лица которых отмечены чертами фамильного сходства. Это сыновья Альвизе, братья Луиджи, Эрмолао IV Джованни Франческо и Эрмолао II Франческо. Из праздничного семейного круга своим строгим черным одеянием выделяется аббат Джованни Грегоретти, протягивающий ребенку крендель, словно гостию — церковный хлебец в таинстве причащения. И без того многофигурный портрет кажется переполненным за счет включения аллегорических фигур, символизирующих плодовитость, разумную деятельность и супружескую верность.

Антонио Каналь (Каналетто) (1697–1768) Каприччо с руинами и воротами Портелло в Падуе 1750–1760. Холст, масло. 61×76

Свой творческий путь венецианец Антонио Каналетто начинал театральным декоратором, следуя по проторенной отцом, тоже театральным художником, Бернардо Каналем, дороге. Известно, что живописец пользовался «камерой-обскурой» — оптическим прибором, позволявшим очень точно запечатлевать различные панорамные виды. Однако очевидно, что первоначальная театральная практика выработала в нем тонкое чувство аранжировки пространства, замечательное умение использовать перспективу.

Работы Каналетто производили фурор, а богатые путешественники, желавшие сохранить память о Серениссиме, получить «экспортный вариант венецианского мифа», своими бесчисленными заказами сделали его богатым человеком. Однако соседние города в области, принадлежащей Венецианской республике, также были предметом внимания художника. С 1746 по 1756 мастер жил и работал в Англии.

Термин «каприччо» стал популярным в Италии с конца XVI века. Противопоставляя себя уже утвердившемуся натурализму караваджизма, некоторые художники ратовали за свободу фантазии. Таким образом, в упомянутом жанре стали возможны соединение реального и выдуманного мотива, причудливые руины, игра света и тени, иногда фантастические образы.

Когда-то ворота Портелло служили въездом в город Падуя. Каналетто сочетает античные и готические руины, покрывая старые постройки проросшим на них кустарником. Так он иллюзорно связывает воедино природные мотивы и искусственные объемы строений. В его искусстве появляется излюбленный образ: изображение величественного небесного пространства с бегущими облаками, которые отражаются в текучих водах.

Читайте также  Три музыканта, пабло пикассо, 1921

Оба пейзажа, данный и считающийся парным к нему «Каприччо с античными руинами и строениями», также из собрания Галереи, были столь популярными, что их часто копировали.

Антонио Каналь (Каналетто) (1697–1768) Перспектива с портиком 1765. Холст, масло. 131×93

Во время пребывания в Риме в 1719-1720-х Каналетто создал декорации для опер Доменико Скарлатти. Известно также, что именно здесь он пленился искусством голландских ведутистов (живописцев, которые специализировались на видах городов) и бамбочанти (так называли мастеров из разных стран, работавших в Риме и писавших городские уличные сценки). Бамбочанти в отличие от голландских жанристов никогда не допускали в своих композициях насмешку и сарказм. Из их искусства Каналетто извлек уроки работы в свободной, эскизной манере, а также точной передачи перспективы.

Данное позднее произведение художника с венецианским портиком, выходящим в очаровательный дворик, с точно прописанными деталями и магическим освещением, служило наглядным примером, учебным пособием в области перспективы, но первоначально было выполнено как квалификационная работа самого Каналетто и предназначалось для занятия должности профессора Академии живописи и скульптуры.

Широко известна ее копия кисти русского живописца Ф. Алексеева — «Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции» (1776), которого назвали русским Каналетто.

Франческо Гварди (1712–1792) Вид на остров Сан-Джорджо и Джудекку. Около 1774. Холст, масло. 200×281

Франческо Гварди возглавил семейную художественную мастерскую после смерти брата. Он начал свой творческий путь с портретов, писал религиозные композиции и сценки в интерьерах, но всю жизнь оставался певцом родного города. Справедливо мнение, что именно творчество Гварди, являясь вершиной европейского жанра ведуты, обозначило его завершение. Живописец отходит от четкого, структурно размеченного объективистского видения. Венеция на его полотнах предстает сказочной фантазией, окутанной поэтической дымкой вибрирующего прозрачного света.

Данный пейзаж имеет и другое название — «Бачино (бассейн) Сан-Марко с видом на церковь Сан-Джорджо Маджоре и канал Джудекку». Рядом с величественным храмом Сан-Джорджо Маджоре, творением Палладио (который мастер писал много раз), на левом фланге полотна высится взметнувшаяся стрелой колокольня, которая обрушилась в 1774. Можно благодарить художника за точность, сохранившую «исторические подробности», однако гораздо более ценным оказывается впечатление романтической взволнованности, грусти и даже тревоги, которое передается в его поздних работах зыбкой трепетностью мазка, богатой, но все же чуть погасшей цветовой гаммой с флуоресцирующими вспышками света, размытостью очертаний форм.

Франческо Гварди (1712–1793) Пожар в квартале Сан-Маркуола 1789. Холст, масло. 32×51

Пожар масляных складов 28 ноября 1789 в венецианском Гетто — еще один тревожный знак, предвестивший закат великого города. Семидесятивосьмилетний художник, несмотря на недомогание, все же сделал натурные зарисовки. Одна из них, находящаяся сегодня в нью-йоркском музее Метрополитен, послужила основой картины «Пожар в квартале Сан-Маркуола» (второй рисунок — в музее Коррер в Венеции).

Пламя, перекинувшееся на соседние со складами дома, высветило стены и крыши, на которых пожарные героически стараются противостоять ему. Передний план почти по всей горизонтали обозначен спинами зевак и сочувствующих. В сумеречный колорит врывается горячая палитра оттенков красноватого и золотистого цветов, так ощутимо передающих жар чудовищного огня. Динамичная кисть Гварди с живым мазком, перенося на полотно беспорядочные порывы стены пламени, становится поистине свободной, стремительной. Художник не пытается нарисовать огонь, он передает его разрушительную, всепоглощающую суть.

Такое воплощение огненного неистовства, эксперименты в области цвета встретятся лишь спустя несколько десятилетий в творчестве англичанина-романтика Уильяма Тернера. Уроки венецианцев во многом станут основой для художников, которым в системе живописных исканий был приоритетен цвет.

«Чудо реликвии Святого Креста на мосту Сан-Лоренцо». Фрагмент

Британский музей — крупнейший музей мировой культуры наряду с Лувром, Эрмитажем и музеем Метрополитен. Он не имеет картинной галереи, но зато располагает прекрасной коллекцией этнографических памятников и обширным собранием произведений искусства древности. Уникальна и замечательна также его прославленная библиотека. Британский музей — это весь мир в центре Лондона, а знакомство с его коллекцией подобно кругосветному путешествию.

ГВАРДИ ФРАНЧЕСКО ЛАЦЦАРО

ГВАРДИ ФРАНЧЕСКО ЛАЦЦАРО — итальянский живописец, рисовальщик.

Пред­ста­ви­тель ве­не­ци­ан­ской шко­лы. Сын жи­во­пис­ца До­ме­ни­ко Гвар­ди (1678-1716 годы), ра­бо­тав­ше­го при императорском дво­ре в Вене в конце XVII — начале XVIII веков. Учил­ся у бра­та, Джо­ван­ни Ан­то­нио Гвар­ди (1699-1760 годы), и до 1760 года ра­бо­тал в его мас­тер­ской в Ве­не­ции вме­сте с бра­том Ник­ко­ло (1715-1786 годы). Мас­тер­ская вы­пол­ня­ла за­ка­зы на ал­тар­ные об­ра­зы для церк­вей в тра­ди­ци­ях позд­не­го ба­рок­ко, по­лот­на на ис­то­рические и ми­фо­ло­гические сю­же­ты, на­тюр­мор­ты, сти­ли­сти­че­ски близ­кие ев­ропейскому ро­ко­ко, так­же ко­пии с кар­тин. Под­пис­ных ра­бот Гварди со­хра­ни­лось ма­ло, что за­труд­ня­ет да­ти­ров­ку его про­из­ве­де­ний и раз­де­ле­ние его с твор­че­ст­вом стар­ше­го бра­та; к ран­ним кар­ти­нам от­но­сят ал­ле­го­рии «Ве­ра» и «На­де­ж­да» (1747 год, Му­зей Ринг­линг, Са­ра­со­та, штат Фло­ри­да), в ко­то­рых за­мет­ная роль от­ве­де­на по­этич­но­му морскому пей­за­жу. Цикл пан­но на биб­лей­ский сю­жет из жиз­ни То­вии для па­ра­пе­та ор­га­на в церкви Ар­хан­ге­ла Ра­фаи­ла в Ве­не­ции, соз­дан­ный, ве­ро­ят­но, братом Гвар­ди («Ис­це­ле­ние То­вии», «Лов ры­бы» и др.; 1749-1752 годы), на­пи­сан бы­ст­ры­ми, рез­ки­ми маз­ка­ми, с боль­шим де­ко­ра­тив­ным мас­тер­ст­вом; уме­лое со­гла­со­ва­ние фи­гур и све­то­воз­душ­ной сре­ды при­да­ёт сце­нам ха­рак­тер вол­шеб­ной прит­чи.

С 1760 года ру­ко­во­дство мас­тер­ской пе­ре­хо­дит к Фран­че­ско. С это­го вре­ме­ни он об­ра­ща­ет­ся к ар­хитектурному пей­за­жу, раз­ви­вая тра­ди­ции ве­не­ци­ан­ской ве­ду­ты. В ра­бо­тах 1760-х годов про­яви­лось влия­ние А. Ка­на­лет­то («Вид Ве­не­ции. Дво­рец до­жей», Национальная га­ле­рея, Лон­дон) и фан­та­стических пей­за­жей-ка­прич­чио М. Рич­чи («Пей­заж с руи­на­ми», Га­ле­рея Хай­льс­хоф, Вормс, и др.). Во 2-й половине 1760-х годов Гварди соз­да­ёт се­рию из 12 боль­ших па­но­рам­ных по­ло­тен с изо­бра­же­ни­ем тор­жеств в Ве­не­ции в честь из­бра­ния до­жа Аль­ви­зе Мо­че­ни­го в 1763 году (при­ём по­слов во Двор­це до­жей, от­плы­тие до­жа на остров Ли­до и его воз­вра­ще­ние, ко­ро­на­ция до­жа и т. п. — Лувр, Па­риж; Га­ле­рея Ака­де­мии, Ве­на). С жи­во­пис­ной тон­ко­стью он стро­ит про­стран­ст­во, плав­но че­ре­дуя пла­ны, при­во­дя к то­наль­но­му со­гла­сию яр­кие и звуч­ные крас­ки. Ощу­ще­ние как бы пуль­си­рую­щей све­то­воз­душ­ной ат­мо­сфе­ры уси­ли­ва­ет ди­на­мич­ный ма­зок. На­ря­ду с ви­да­ми празд­нич­ной Ве­не­ции Гварди пи­сал и бо­лее ка­мер­ные пей­за­жи с из­люб­лен­ны­ми ар­хитектурными мо­ти­ва­ми (церк­ви Сан­та-Ма­рия-дел­ла-Са­лу­те и Сан-Джорд­жо-Мад­жо­ре), ко­то­рые он лю­бил по­вто­рять, из­ме­няя ра­курс или варь­и­руя осо­бен­но­сти ос­ве­ще­ния (кар­ти­ны в Га­ле­рее Дж. Фран­кет­ти, Ве­не­ция; Эр­ми­та­же, Санкт-Пе­тер­бург; Ху­дожественной га­ле­рее, Глаз­го, и др.). Осо­бую по­этическую пре­лесть буд­нич­ной Ве­не­ции пе­ре­да­ют пей­за­жи Гварди 1780-1790-х годов с изо­бра­же­ни­ем дво­ри­ков, уло­чек, ма­лень­ких пло­ща­дей («Ве­не­циан­ский дво­рик», ГМИИ; «Ка­прич­чио с ка­на­лом», Га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­ренция, и др.). В 1782 году Гварди бы­ла за­ка­за­на серия кар­тин, по­свя­щён­ных при­ез­ду в Ве­не­цию на­след­ни­ка русского пре­сто­ла Пав­ла Пет­ро­ви­ча с суп­ру­гой («Кон­церт в честь «гра­фов Се­вер­ных»», около 1782 года, Ста­рая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен, и др.). В 1784 году Гварди был из­бран чле­ном ве­не­ци­ан­ской АХ. Позд­ние про­из­ве­де­ния («Се­рая Ла­гу­на», Му­зей Поль­ди-Пец­цо­ли, Ми­лан; «По­жар в квар­та­ле Сан-Мар­куо­ла», Га­ле­рея Ака­де­мии, Ве­не­ция; «Рио деи-Мен­ди­кан­ти», Ака­де­мия Кар­ра­ра, Бер­га­мо, и др.), ис­пол­нен­ные с боль­шой эмо­циональ­ной си­лой и уди­ви­тель­ной жи­во­пис­ной сво­бо­дой, по­зво­ля­ют счи­тать Гварди пред­воз­ве­ст­ни­ком «пей­за­жа на­строе­ния» XIX века и од­ним из ев­ропейских ху­дож­ни­ков XVIII века, наи­бо­лее близ­ко по­до­шед­ших к про­бле­ме пле­нэ­ра. Эти же от­кры­тия при­су­щи и гра­фическим про­из­ве­де­ни­ям Гварди. Отец жи­во­пис­ца Джа­ко­мо Гвар­ди (1764-1835 годы).

Читайте также  Возрасты человека и смерть, ханс бальдунг (грин)

Иллюстрация:

Фран­че­ско Лац­ца­ро Гвар­ди. «Кон­церт в честь «гра­фов Се­вер­ных»». Около 1782 года.Ста­рая пи­на­ко­те­ка (Мюн­хен). Архив БРЭ.:

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика
Гварди, Франческо

Гварди, Франческо

Лаццаро (Guardi, Francesco Lazzaro) 1712, Венеция — 1793, Венеция. Итальянский живописец, рисовальщик. Венецианская школа. Учился у своего старшего брата Джованни Антонио и до 1760 работал в Венеции с младшим братом Никколо (1715-1786) в руководимой Джованни Антонио мастерской. Выезжал (1782-1783) в Мастеллина и Валь ди Соле (около Тренто). Писал пейзажи, виды Венеции, картины на религиозные, мифологические и исторические сюжеты. В 1780-1790-е работал как декоратор над украшением интерьеров венецианских театров Манин и Фениче. В 1784 избран членом венецианской Академии художеств. Гварди был мало известен при жизни и в последующее время. Изучение творчества художника началось лишь в 1940-1950-е. Подписанных работ Франческо и Джованни Антонио сохранилось мало, что затрудняет датировку самостоятельных произведений художника, выполненных в годы работы в мастерской брата. Считающиеся ранними самостоятельные произведения Гварди Святой в экстазе (1739, Тренто, Гор. музей), аллегории Вера и Надежда (Сарасота, Музей Ринглинг) исполнены в традициях алтарной живописи позднего барокко. В написанных быстрыми, резкими мазками в венецианской манере «al tocco» панно на библейский сюжет из жизни Товия для церкви Архангела Рафаила в Венеции (Прощание Товия с родителями, Лов рыбы, Свадьба Товия, Исцеление Товита, Архангел Рафаил, покидающий Товия) художник проявляет декоративное мастерство, умело согласует фигуры и световоздушную среду, придавая сценам характер волшебных притч. В 1760-х, после смерти брата, руководство мастерской переходит к Франческо. С этого времени он обращается к архитектурному пейзажу, развивая традиции венецианской ведуты. В работах 1760-х проявилось влияние Каналетто (Площадь Св. Марка; Вид Венеции. Дворец дожей, обе — Лондон, Нац. галерея) и фантастических пейзажей-каприччи М. Риччи (Пейзаж с руинами, Вормс, Музей Хейльсхоф; Каприччо, Бергамо, галерея Академии Каррара). Продолжая традиции Каналетто в изображении торжественных событий из жизни Венеции, Гварди в середине 1760-х создает серию из 12 больших панорамных ведут (Прием дожем послов в зале Коллегий во Дворце дожей, Дож возвращается на «Бучинторо» из Сан Никколо на Лидо, обе — Париж, Лувр; Площадь Св. Марка в день ярмарки, Вена, галерея Академии). В его полотнах присутствуют та же особая широта, повествовательность и театральность, насыщенность деталями, красочность и непритязательная конкретность в рассказе о современном событии. Однако Гварди в большей степени, чем Каналетто, удается придать ведуте характер подлинного пейзажа. С живописной тонкостью строит художник пространство, плавно чередуя планы, приводя к непринужденному тональному согласию яркие и звучные краски. Ощущение как бы пульсирующей световоздушной атмосферы, в которой разворачивается это праздничное пиршество цвета, усиливает динамичный мазок Гварди. Наряду с видами Венеции в дни праздников и торжественных церемоний Гварди писал и более камерные пейзажи. Как и у Каналетто, у него были свои излюбленные мотивы — церковь Санта Мария делла Салюте в устье Большого канала (Санта Мария делла Салюте, Вадуц, собрание Лихтенштейн; Мол и церковь Санта Мария делла Салюте, Венеция, галерея Дж. Франкетти, Ка д’Оро), архитектурный шедевр Палладио — церковь Сан Джорджо Маджоре на одноименном острове (Вид на остров Сан Джорджо Маджоре, 1750-1770, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), которые он любил повторять, изменяя ракурс или варьируя особенности освещения. Архитектурные постройки возникают в этих пейзажах как легкие, еле различимые фантастические видения на горизонте в обрамлении серебрящейся от световых бликов воды Лагуны и прозрачного, с легкими облаками высокого неба. Колорит будничной Венеции, особую поэтическую прелесть обыденного передают пейзажи Гварди 1780-1790-х с изображением двориков, улочек, маленьких площадей города. В них художник возвращается к теме «каприччо», придавая этому виду архитектурного пейзажа жизненную конкретность и лирическую интонацию (Венецианский дворик, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Каприччо с пульчинеллами, Бергамо, галерея Академии Каррара; Каприччо с каналом, Флоренция, галерея Уффици). Высшими живописными достижениями Гварди, ознаменовавшими отход художника от ведуты, стали такие произведения 1780-1790-х, как Вид Лагуны (Серая Лагуна; Милан, галерея Польди-Пеццоли), Пожар в квартале Сан Маркуола (Венеция, галереи Академии, реплика — Музей Коррер), Рио деи Мендиканти (Бергамо, галерея Академии Каррара), Пейзаж. Закат (Милан, галерея Амброзиана). Как и поздние каприччо, они полны дыхания будничной жизни. С большой эмоциональной силой в этих пейзажах передано видение художником определенного состояния натуры, ее постоянно изменяющегося облика. Его в равной степени привлекают нюансы естественного природного освещения и эффектные отзвуки пожара, охватившего масляные склады Венеции. Эти работы Гварди, последнего крупного итальянского мастера ведуты, позволяют считать его одним из предвозвестников «пейзажа настроения» в искусстве XIX столетия и одним из европейских художников XVIII в., наиболее близко подошедших к проблеме пленэра. Эти же открытия присущи и графическим произведениям Гварди, хранящимся в различных собраниях.

Лит.: Никитюк О. Д. Франческо Гварди. М., 1968; Федотова Е. Д. Венеция. Живопись века Просвещения. М., 2002; Fiocco G. Francesco Guardi. Firenze, 1933; Moschini V. Francesco Guardi. Milano, 1952; Mostra dei Guardi. Catalogo della Mostra. Venezia, 1965; Pignatti T. Francesco Guardi. Brescia, 1965.

Франческо Гварди

(1712–1793)

Франческо Гварди известен в основном как создатель многочисленных ведут. Однако, кроме них, художник писал пейзажи, марины и работы на религиозные сюжеты. Помимо этого, мастер разрабатывал декорации для пьес в театрах «Манин» и «Фениче».

Талантливый итальянский живописец и рисовальщик Франческо Лаццаро Гварди родился в Венеции в семье художников. Он учился живописи, а затем и работал в мастерской своего старшего брата, Джованни Антонио (1699–1760). Через несколько лет в мастерскую пришел младший брат, Никколо (1715–1786), вместе с которым Франческо долгое время выполнял заказы.

В ранних работах Гварди ощущается влияние А. Маньяско и Дж. Б. Тьеполо. Он писал виды Венеции, а также полотна на исторические, мифологические и религиозные сюжеты. К сожалению, Гварди редко подписывал свои работы. Особенно это касается картин, которые художник создал под руководством своего старшего брата. Поэтому при изучении творчества Франческо Гварди возникали сложности. Самыми ранними его работами считаются «Святой в экстазе» (1739, Городской музей, Тренто), а также аллегории «Веры» и «Надежды» (Музей, Ринглинг, Сарасота). Эти произведения художник исполнил в стиле распространенного в то время алтарного барокко.

Следующей работой Гварди стал цикл произведений на религиозные сюжеты для украшения церкви архангела Рафаила в Венеции: «Прощание Товия с родителями», «Лов рыбы», «Свадьба Товия», «Исцеление Товия», «Архангел Рафаил, покидающий Товия». Сцены из Священного Писания художник изображал на фоне реального пейзажа.

После смерти Джованни Антонио управление художественной мастерской перешло в руки Франческо. Начиная с этого времени художник стал развивать традиции венецианской ведуты, т. е. городского, топографически точного пейзажа. В ранних работах данного направления Гварди подражал Каналетто, но вскоре сформировалась его собственная оригинальная художественная манера. Одна из первых его ведут – «Венеция. Площадь Св. Марка» (ок. 1760‑х, Метрополитен‑музей, Нью‑Йорк). Мастер изобразил центральный район города: площадь Св. Марка, в конце которой виднеется собор Св. Марка. Обрамляют площадь дворец и квадратная остроконечная башня. Пейзаж дополнен фигурами людей: большинство венецианцев стоят у дворца, другие пересекают площадь. К этому же периоду относится картина «Вид Венеции. Дворец дожей» (Национальная галерея, Лондон) и многие другие произведения.

Читайте также  Самые популярные хеш-теги в instagram

Ф. Гварди. «Венеция. Площадь Св. Марка», ок. 1760‑х, Метрополитен‑музей, Нью‑Йорк

Некоторые из ранних картин художника напоминают фантастические полотна М. Риччи. Таковы, например, «Пейзаж с руинами» (Музей, Хейльсхоф, Вормс), «Каприччо» (Галерея Академии Каррара, Бергамо) и др.

В середине 1760‑х годов Гварди исполнил цикл, включающий двенадцать панорамных городских пейзажей. Наиболее известными из них являются ведуты «Прием дожем послов в зале Коллегии во Дворце дожей» (Лувр, Париж), «Площадь Св. Марка в день ярмарки» (Галерея Академии художеств, Вена). Сюжетами для этих и других полотен цикла послужили праздничные и торжественные события из жизни города, на которых художник присутствовал лично. Это дало ему возможность изобразить их с большой исторической достоверностью. Произведения изобилуют красочными и театральными деталями, что еще более усиливает впечатление. Построение композиций и выразительные цветовые сочетания свидетельствуют о высоком мастерстве художника.

У Гварди были любимые места, которые он писал неоднократно и в разных ракурсах. Это площадь Сан‑Марко, церковь Санта‑Мария делла Салюте в устье Большого канала, а также церковь Сан‑Джорджо Маджоре на одноименном острове. Сегодня пейзажи с изображением этих видов выставлены во многих музеях Европы («Санта‑Мария делла Салюте», собрание Лихтенштейн, Вадуц; «Мол и церковь Санта‑Мария делла Салюте», Галерея Дж. Франкетти, Ка д’Оро, Венеция; «Вид острова Сан‑Джорджо Маджоре, 1750–1770, Эрмитаж, Санкт‑Петербург).

Гварди писал не только городские пейзажи. В Эрмитаже выставлена картина под названием «Пейзаж», написанная мастером около 1790 года. На ней изображена природа: деревья, залив, горы, виднеющиеся вдалеке. Композиция дополнена фигурками людей и плывущими по заливу парусниками.

В конце 1780‑х и в 1790‑х годах Гварди уже не писал ведуты. Работы этого периода считаются лучшими произведениями мастера. Среди многочисленных пейзажей можно выделить «Серую лагуну» (Галерея Польди‑Пеццоли, Милан), «Пожар в квартале Сан‑Маркуола» (Галерея Академии художеств, Венеция), «Рио деи Мендиканти» (Галерея Академии Каррара, Бергамо), «Пейзаж. Закат» (Галерея Амброзиана, Милан).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: