После дождя. плес, левитан, 1889 - Тайны со всего мира

После дождя. плес, левитан, 1889

«После дождя» Левитана продают в интернете за 85 млн рублей. Официально картина хранится в Третьяковке

Картина знаменитого российского художника Исаака Левитана выставлена на продажу за 85 миллионов рублей. По заверению продавца, известный пейзаж «После дождя», написанный мастером в Плесе, подлинный и даже прошел экспертную оценку. Вот только объявление о продаже выставлено на сайте бесплатных интернет‐объявлений.

Картина Левитана за 85 миллионов рублей выставлена на продажу на сайте Avito, и кроме фотографии самого полотна в раме с разных сторон, лот содержит фото страниц некоего журнала, копию заключения достаточно известного экспертно-оценочного агенства и еще одну фотографию с каким-то рукописным текстом, содержание которого на экране монитора не разобрать.

Текст под объявлением гласит: картина подлинная, с экспертизой и документами, а для убедительности в конце предложения автор поставил три восклицательных знака. Название работы — «После дождя. Плес». Об этой картине Исаака Левитана, написанной в 1889 году, есть отдельная статья в «Википедии».

Источник фото: Википедия

Плес — город, где был написан пейзаж, изображающий берег Волги в пасмурный облачный день. В центре полотна изображены баржи и лодки, а на заднем плане — плывущий по Волге пароходик. В конце статьи указано, что эта картина была приобретена Павлом Третьяковым в 1890 году, а значит, она, скорее всего, до сих пор находится в коллекции Третьяковской галереи.

Проверить это нетрудно: на сайте Третьяковки есть данные обо всех экспонатах. Немало там и картин Исаака Левитана, и «После дождя. Плес» тоже есть в списке. То есть на Avito за более чем миллион долларов предлагают предмет искусства, официально хранящийся в Государственной художественной галерее.

Корреспонтент «360» решил попробовать сыграть роль заинтересованного коллекционера, дозвонился продавцу и договорился о встрече, чтобы посмотреть, какую же картину ему предложат за 85 миллионов рублей. Поддержать эксперимент согласился искусствовед Кирилл Алексеев, старший научный сотрудник отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи. Он профессионально занимается оценкой подлинности предметов искусства. Кто знает, быть может и правда кто-то вынес оригинал пейзажа Левитана из галереи, заменив его подделкой?

«Думаю нет, потому что большой размер работ Левитана всем известен, — отвечает искусствовед Кирилл Алексеев. — В Государственной Третьяковской галерее есть достаточно полный резоне-каталог всех работ Левитана. В случае с этой картиной обязательно должны быть эксперты из Третьяковской галереи, потому что это титульная институция экспертная по русскому искусству».

Продавцами оказались двое мужчин, они представились Александром и Юрием и объяснили, что размер картины всего-лишь 20 на 30 сантиметров, но она подлинная, это так называемый «вариант». Грубо говоря, эскиз, который пишет художник перед тем как создать окончательную версию. Вот только доказательств этому немного, да и цена, оказывается, взята с потолка.

Источник фото: телеканал «360»

По мнению эксперта-искусствоведа Кирилла Алексеева, даже если этот вариант картины и правда подлинный, то есть принадлежит перу Левитана, истинная стоимость — максимум несколько десятков тысяч долларов, но никак не миллион. «Сумма за работу фантастическая, работа маленькая, документов у продавца нет. Те документы, которые есть, к сожалению, неликвидны. Они не являются даже основанием, чтобы просить за картину больше 10 тысяч долларов», — уверен эксперт.

По мнению Кирилла Алексеева, таким дельцам вряд ли удастся убедить даже некомпетентного в искусстве богача отдать за их экспонат хоть четверть заявленной суммы, поэтому смысл их эпатажного объявления, скорее всего, лежит где-то на границе между глупостью и жадностью.

Описание картины «После дождя. Плес» Левитана: анализ, материалы для сочинения

«После дождя. Плес».
И. Левитан

Исаака Левитан — один из самых известных русских художников-пейзажистов.

В этой статье представлено описание картины «После дождя. Плес» Левитана: анализ произведения, материалы для сочинения.

Смотрите: Описание других картин

Описание картины «После дождя. Плес» Левитана: анализ, материалы для сочинения

Картина «После дождя. Плёс» была написана И. Левитаном в 1889 году. Картина размером 80 × 125 см выполнена маслом на холсте. Картина «После дождя. Плёс» находится в Государственной Третьяковской Галерее.

На картине изображен берег Волги в пасмурный день. После дождя небо еще затянуто облаками, река неспокойна и покрыта рябью. В центре картины у берега мы видим деревянные баржи и небольшие рыбацкие лодки. Слева на заднем плане изображен пароход, плывущий по Волге. Справа на заднем плане виднеются дома и церковь с синими куполами. Значительную часть картины занимает небо, выполненное в серо-голубых тонах.

Описание картины «После дождя. Плес» из книги «Русское изобразительное искусство»:

«Решающее значение для окончательного формирования художника имели четыре поездки на Волгу, последовательно предпринятые им в 1887—1890 годах после завершения обучения. Интимно-лирическое изображение природы влечет за собой опасность субъективизма. «Пейзаж настроения» приобретает право на серьезное значение для искусства лишь при условии, если мастер сумеет через сугубо личные переживания выразить настроения, характерные для большинства людей и для народа в целом.

Общение с величавым пейзажем реки, с которой так много было связано в национальных чувствах народа, помогло Левитану преодолеть эти опасности. Серия волжских картин— «Вечер на Волге» (1887—1888), «Вечер. Золотой Плес» (1889), «После дождя. Плес» (1889), «Тихая обитель» (1890) — принесла автору избрание в члены Товарищества передвижников и всероссийскую известность.»

(И. И. Пикулев, «Русское изобразительное искусство», 1977 г.)

«Глубокий психологизм — очень важная черта творчества художника. Настроение, которое он создавал в своих пейзажах, многогранно. В гамме чувств и эмоций Левитана ощущается перекличка с лиризмом Серова и, возможно, предвещает многое из того, что развилось в пейзажном творчестве «Союза русских художников».

Собственно говоря, лирическая доминанта как содержательно-пластическая идея возникла у Левитана еще в конце 1880-х годов в картинах «Вечер на Волге» (1888) и «После дождя. Плес» (1889). Она развивалась и обрела психологическую остроту в картинах «Тихая обитель», «Вечерний звон», «Вечер. Золотой Плес» и т. д. Время наполняло ее разными значениями, меняло ее психологический тонус.

Поэтому фазы творчества Левитана нельзя понимать как логическую смену одних образов другими. Эти образы постоянно пересекаются во времени, перемежаются, взаимообогащаются, взаимопроникают. И все же, хотя трудно очертить границы этапов, ясно, что время ставило на произведениях художника свою специфическую печать.»

(В. Манин, статья о Левитане из книги «Русский пейзаж», 2004 г.)

«Все лето Левитан был в светлом, приподнятом настроении. Работал много, делал наброски, этюды — живописные записи будущих картин. И не успевал кончить одну картину, как тотчас же начинал другую. Вот картина «После дождя. Плёс».

. Только что над маленьким волжским городком прошел дождь В воздухе еще чувствуется влажность. Расходятся тучи, начинает пробиваться солнце, и под первыми, несмелыми его лучами поблескивают крыши домов, чуть поникли омытые дождем прибрежные кусты, темнеют у берега баржи, рыбацкие лодки. Где-то очень далеко плывет пароход. Над рекой, над городом серебристо-серое небо с разорванными облаками. И невольно думается: какая даль! Как чудесно удалось Левитану преодолеть широту волжских просторов, как живописно, свободно написана картина!»

Читайте также  Пейзаж с полифемом, никола пуссен, 1649

«Над грозной вечностью». 5 знаменитых картин Исаака Левитана

Вторая половина XIX века была рассветом отечественной живописи. Ярким представителем выдающихся мастеров стал уроженец литовского местечка Кибартай Исаак Левитан. После себя мастер, водивший дружбу с Федором Шаляпиным и Антоном Чеховым, оставил неоценимое культурное наследие. Про него говорили: «Левитан – это Пушкин русского пейзажа».

SPB.AIF.RU вспомнил пять известных картин выдающегося художника.

«Березовая роща» (1889)

Государственная Третьяковская галерея

Летом 1885 года Левитан, которого неоднократно отсылали из первопрестольной из-за еврейского происхождения, находился в усадьбе Бабкино на Истре под Москвой и полотно, ставшее одним из главных пейзажей в русской живописи, задумал именно там. Работу же художник закончил через четыре года в Плесе – небольшом городе на берегу Волги, куда живописец приезжал с 1888-го по 1890 год. Здесь также были созданы несколько известных его картин.

Плесская березовая роща расположена на окраине города, недалеко от кладбищенской церкви Пустынка. Художник пришел туда с полотном, начатым в Подмосковье, и завершил его.

Левитан построил работу на игре света и тени на стволах деревьев, свежей зеленой траве и листьях. Художник использовал на полотне приемы импрессионистской живописи.

«После дождя. Плес» (1889)

Государственная Третьяковская галерея

На этом полотне Левитан попытался обобщить свои впечатления от своей поездки на Волгу. На картине Левитан показал повседневную жизнь реки.

Живописец сумел изобразить лужи, пропитанный влагой воздух и лучи солнца, пробивающиеся сквозь облака. Левитан размышляет о том, что духовная жизнь людей связана с рекой, с пристанью и пароходами. Три корабельные мачты в центре картины – как три купола церкви.

В этой работе художнику удалось показать русскую жизнь маленького волжского городка с барками и пароходами. Картина «После дождя. Плес» была приобретена Павлом Третьяковым для своей коллекции в 1890 году, вместе с другой известной картиной Левитана «Вечер. Золотой Плес».

«Вечерний звон» (1892)

Государственная Третьяковская галерея

В своем творчестве Левитан неоднократно обращался к теме гармонии православных ценностей и удивительной русской природы.

К «Вечернему звону» художник подходил обстоятельно. Воплощение идеи требовало тщательного выбора натуры. Левитан сделал несколько десятков набросков, пока не увидел Савино-Сторожевский монастырь под Звенигородом, который произвел на него сильное впечатление.

Два года спустя, когда художник жил в Плесе, в поисках новых мотивов для картин он поехал в Юрьевец, где увидел небольшую церковь. Тот монастырь назывался Кривозерским – в середине 1950-х он попал в зону затопления Горьковского водохранилища. Два этих здания и послужили основой к созданию шедевра русской культуры.

«Над вечным покоем» (1894)

Государственная Третьяковская галерея

Следующее полотно считается одним из самых философски наполненных у Левитана. Работу над ним мастер вел в Тверской губернии. Церковь же в эту картину перекочевала из ранее созданного этюда на Плесе. Существуют также свидетельства, что Левитан при создании этой картины просил свою подругу Софью Кувшинникову играть ему Бетховена.

Коллекционеру Третьякову Левитан писал, что счастлив передать «Над вечным покоем» именно ему. «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут еще… Какой ужас, какой страх!», – говорил художник.

Действительно, зрителя вода и небо на картине захватывают, как и мысли о быстротечности жизни. На полотне можно разглядеть церковь, стоящую рядом с кладбищем с покосившимися крестами и заброшенными могилами.

«Золотая осень» (1895)

Государственная Третьяковская галерея

Безусловно, особое место в творчестве Исаака Левитана занимает завораживающая красота русской природы. В 1895 году художник, обитавший в тот момент в усадьбе Горка в Тверской губернии, довольно часто посещал реку Съежа. Считается, что именно на ней он увидел удивительную красоту осени, которую и решил запечатлеть на полотне. Известно, что в ту пору Левитан был вдохновлен и бурным романом с Анной Николаевной Турчаниновой – супругой сенатора и помощника градоначальника Петербурга Ивана Николаевича Турчанинова. Она часто отдыхала в принадлежащей семье усадьбе Горка, где и познакомилась с художником.

Работа над полотном завораживала мастера. В 1895 году он писал Василию Паленову: «Совсем было собрался ехать к Вам, добрейший Василий Дмитриевич, как вдруг, именно вдруг, меня страстно потянуло работать; увлекся я, и вот уже неделя, как я изо дня в день не отрываюсь от холста… Вместе с тем, как я стал работать, и нервы стали покойнее, и мир стал не так ужасен».

На картине зеленый бугристый склон, который заканчивается широкой речкой. Вода в ней настолько прозрачная и чистая, что легко отражаются прибрежные растения и травы. Мастер постарался изобразить во всей своей красе русский осенний пейзаж в самый разгар золотого сезона.

Вместе с девятью другими произведениями Левитана, среди которых были «Март», «Свежий ветер. Волга», «Сумерки», «Папоротники в бору», «Ненюфары» и другие, картина «Золотая осень» экспонировалась на 24-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в феврале 1896 года в Санкт-Петербурге, а в марте переехавшей в Москву. Купленная Павлом Третьяковым, картина в том же 1896 году была передана им в дар Третьяковской галерее.

Спустя четыре года после этого Левитана не стало. В 1901 году в Петербурге и Москве прошли посмертные выставки художника, где было впервые показано и его неоконченное полотно «Озеро».

Надвечное созревание Исаака
Левитана. Плёс

Пейзажи Левитана – в них много за рамой – там его безымянный оппонент. Бывает, думаешь – ушло из людей внутреннее спокойствие – а было ли оно. Дивное место, Плёс, пропиарил оператор Парфенова в фильме «Русские евреи».

Сегодня посмеиваются над пейзажной живописью, называют всё – Шишкиным. Понять это можно, мы пережили XX век, и «главный по вареникам» торжественно сказал: «Важное должно быть видно». Когда Левитан получал образование в училище, которое сегодня носит имя Глазунова, ему приходилось слышать нечто подобное. Десятилетие, в которое Левитан стал художником, отмечено появлением такого альтернативного Академии художеств института, где есть и имя Шишкина, как «Передвижники».

Передвижники – это и возможность заработка, и самовыражение, и поиск национальной идеи – у истоков преподаватели Перов, Саврасов. И дело даже не в том, что им надоели «ордена, эполеты, андреевские ленты» – живописи нужен воздух, и Левитан любил тихий вечерний воздух. Биографы будут потом активно цитировать из весеннего письма 1887 года: «это божественное нечто, разлитое во всем». Учителя тянули его из мастерской на улицу, и Левитан раскрылся изнутри, стал свободен.

Передвижники – это раскрепощенность чувств без страха превысить лимит восприятия. Левитан оказывается втянут своими учителями в эмоциональный диалог с природой – у меня было другое сравнение – распахнул ставни души. Он мог надорваться, как Саврасов, но выдержал, Чехов даже обыгрывает имя, «по-левитановски», несмотря на «порочное» сердце. Биографы пишут о резкой смене настроения, свойственной его характеру, – в Плёсе (1888-1890) Левитан преодолевает себя.

Читайте также  Увенчание терновым венцом, тициан вечеллио

Если так можно говорить о художнике – становится философом. Пять меланхолических писем 87-ого, первая неудавшаяся поездка по Волге, душевный надлом, напряженная работа, малый успех крымских этюдов, ничем пока достойным не завершенное десятилетие, начавшееся с триумфа. «Осенний день. Сокольники» (1879) приобретает Петр Михайлович Третьяков для своей галереи.

Паустовский крепко распространяет слух, что у Левитана на полотнах нет людей – здесь тонкость:

Другой биограф, Евдокимов, приводит интересное наблюдение, с выставки, где продана картина. «Ненужную женщину влепил в пейзаж», – ругает Левитана подвыпивший Саврасов и ставит ему «отлично» с двумя минусами. Левитан любит своего учителя, прислушивается, ищет по кабакам, и пользуется, чтобы побыть рядом, возможностью поднести шляпу. Сказанное не могло не повлиять, тем более что «женщину влепил», если читателя это интересует, даже не сам Левитан…

В письме к Чехову (брат которого и «влепил») через год после Плёса Левитан пишет: «милая наша компания, состоявшая из Софьи Петровны, меня, Дружка и Весты-девственницы» (Затишье, 29 мая 1891, Чехову А.П.) – это уже сложившаяся компания. Название места в глубине Тверской губернии очень соответствует его теперешнему после-плёсному состоянию. Он научился работать в плохую погоду, но, что еще важнее, пришел к философии, что нет плохой или вредной погоды. «После дождя. Плёс» (1889).

Веста – это его собака, охотничья, а в мифологии – богиня очага, то есть это такая в имени собаки ирония над своим неустроенным бытом. И в ранние годы Левитан зачитывается книгой об охоте – необходимое тогда утешение, Левитан жил бедно и никогда больше о том времени не вспоминал. Дружок – Алексей Степанов, с которым вместе начинали, единственный, кто мог его понять, и это, вероятно, сближало. Софья Петровна – хозяйка литературного салона, в который они все входили.

Степанов – очень буквален, «Лоси едят сено зимой» (1889). Эта картина понравилась Третьякову. И академиком станет уже после смерти Левитана. Его пребывание в Плёсе отмечено тем, что он — как бы — сторонний наблюдатель жизни мастера. Левитан – иносказателен. Веста лаяла, сколько ее просили: раз, три, восемь. Софья Петровна – дикарка в мужских брюках, без головного убора, прекрасно играла на рояле, не могла не обаять и собой смущала плесовчан – это о достоинствах.

В России не так много мест, где бы ландшафт так полно сливался с личностью художника, как здесь, в Плёсе – каждый шаг ставишь вслед Левитану. Я в восхищении от маленьких дорожек. Вниз по склону идет деревянная лестница. Когда Левитан поднимался здесь, ее не было, ему приходилось вскарабкиваться по отлогому склону, в котором были ветхие ступени к старой церкви. Человек искал место, с которого он лучше увидит Россию, и нашел эту точку – в Плёсе.

Левитан отдал свое имя не училищу – печальному пейзажу, и если хочется сказать, но не умеешь выразить, достаточно произнести – «левитановский», и тебя поймут (это подмечает А.П. Чехов). Деревянная церковь, к ней ведет дорога, мощенная выпуклым булыжником, и старые фонари. Чтобы представить, как заинтересовала Левитана эта церковь, не обязательно листать биографии, достаточно вглядеться в два этюда, где внутреннее убранство церкви, и то, как они вошли туда…

Красное, цвета свечи, одеяние алтаря, сгустившийся под потолком мрак монастырской кельи, дальше нужно домыслить: пахнуло ладаном, услышали пение отца Якова, служившего обедню. Левитан списывает ветошь иконостаса и внешний вид церкви, но чуть менее удачно. Третьякова это интересует.

«Сообщаю Вам, – пишет Левитан, – те сведения, которые мне известны. Церковь построена в честь Петра и Павла, находится в городе Плёсе, Костромской губернии, на Волге».

«Внутри Петропавловской церкви в Плёсе, на Волге» (1888) – под таким названием картина входит в собрание Третьякова и передает одно из первых впечатлений Левитана от поездки в Плёс.

И не церковь — «часовенка», так по-домашнему называет ее Софья Петровна и лучше чувствует, ее этюд очень нравится коллекционеру, и в письме появляется приписка: «С.П. Кувшинниковой я сообщил о Вашем запросе и, вероятно, она вам сообщит» (23 декабря 1888). Ревность ли это. Удивление?

С Софьей Петровной Левитан в творческом душевном амуре, его муза «тиха», как он сам об этом пишет, и «бесприютна», а Софья Петровна – «Попрыгунья», как об этом пишет Антон Палыч, друг юности и до последних дней, самоуверенный, Левитан его называет – Антоний. Чехов молод и не приобрел еще того красивого отношения к людям, через монокль, за которое его будут хвалить школьные учителя. Один из самых колоритных, Лев Соболев, скажет: «Чехов не судит своих героев».

Ровно то же автор пытается объяснить своим прототипам. Ни в какую. Софья Петровна обижается. Левитан ходит мрачный, но это через пару лет после Плёса, пока же наши герои наслаждаются, а главный драматург конца девятнадцатого столетия собирает материал, как сегодня бы выразился коллега по аптекарскому цеху – пускает шепоток. Левитан быстро отходчив. Если бы в характере его народа было накапливать обиды, что ж – мы бы вымерли, не оставив по себе доброго слова.

«Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца» (1888). Сопоставляя два этюда, можно подумать, что написаны они Левитаном в один день, сразу по выходе из часовни с обедни. Название нечеткое, вероятно, и отношение к этюду поверхностное, он — именно этюд для будущих картин. На восходе и закате краски другие – чище, и воздух – чище. Художник же не сразу настраивается, как слух на чужую речь, и было очень холодно для июля, но этюд окажется хорош…

…когда через шесть лет Исаак Ильич Левитан создаст величайшее произведение русской живописи – «Над вечным покоем» (1894). Тогда уже начинают смеяться над пропотевшими теремами царя Алексея Михайловича, и сам он меркнет в тени Петра, но очень скоро выяснится, что забыли – при нем орел поднимает крылья. На полотнах Левитана передано настроение допетровской Руси. Это почувствует Васнецов, бережно опекая и представляя на выставках тихую левитановскую музу.

Плёс же подготавливает самого художника и к европейским поездкам, и к изгнанию 92-го, и к испытаниям чеховской «Попрыгуньей». Философия строгой выдержанности, но еще важнее, к испытанию возрастом.

Неожиданно ты медленно подкрадываешься к тридцатилетию. Софья Петровна, кажется, не знает возраста, и Левитан здесь, в Плёсе, перешагивает рубеж, смело ступая в последнее в своей жизни десятилетие. Стучат половицы, скрипят пароходные лопасти…

Особенности жизни маленького городка и глубокие переживания, от которых раньше затыкал уши ватой. Здесь, в Плёсе, Левитан не ищет тишины, слушает набережную и игру Софьи Петровны на фортепьяно. Веста залает, Левитан разговаривает с ней, советуется, волнуется, когда оставляет одну. «Уголок в Плёсе» (1888) – конец его мытарств. Интересно, у Степанова Плёс, как пишут биографы – белое пятно. Он фиксирует, как Левитан «гуляют» с Софьей Петровной – это тоже очень трогательно.

Читайте также  Самые большие, глубокие и длинные метро в мире

После Саврасова классика невозможна, и Левитан подводит всему итог импрессионистичным настроением своих пейзажей с той же решительностью, с какой Саврасов вымарывает на своей дверной табличке слово «академик» и пишет размашисто простое русское «Алешка», юродствуя. Хочется вспомнить, у Давида Самойлова: «Грачи прилетели – хорошая эта картина». Не думайте, что сейчас будет здесь приведено, как Левитан отзывался о ней – он просто описывает, что видит.

Это первое впечатление от картины учителя, что дело не в изображении, а в том, что сохраняется из оставшегося за рамой, с запахами снега и криками птиц, вызывает в памяти «Ветхий дворик» (1890). Им художник венчает три летних периода жизни. И в биографии заглавием, как у Пушкина «Болдино», – малоизвестный топоним «Плёс», а ожидалось, что едут так, проветриться.

После дождя. плес, левитан, 1889

Живопись И. Левитана и прогулка по Плёсу.

Таки удалось нам выбраться всем семейством на юбилейную выставку работ Исаака Левитана «К 150-летию со дня рождения» в Третьяковскую галерею на Крымском Валу. Это фантастика – столько Левитана в одном месте! Очень много картин, которые я вообще никогда и ни в каком виде не видела, и, наверное, теперь больше не увижу, например, из Израильскогого музея в Иерусалиме. Оказывается у Левитана есть потрясающие по реалистичности работы пастелью. Несмотря на то, что получилось у нас всё «бегом-бегом» впечатлений положительных осталось море, а задел вдохновения получен на год вперед.
Для меня Левитан – это, в первую очередь, работы, связанные с Плёсом, а Плёс – это, в первую очередь, Левитан. Ага! «Плёс прославил Левитана, Левитан прославил Плёс».

Плёс – маленький городок, раскинувшийся на берегу Волги на высоких холмах и глубоких оврагах. Сейчас здесь проживает всего лишь 2,5 тыс. человек. В городе нет никаких производственных предприятий, но постепенно ему возвращается слава волжского городка-курорта, которая была у него еще в в конце 19 века. Левитан приезжал в Плёс несколько лет подряд, первый раз — в 1888 году.
Я думаю не ошибусь, если скажу, что как и прежде, в настоящее время большинство туристов прибывают в этот город по реке, раньше на пароходах, а теперь на теплоходах. Что открывается взору речного путешественника – конечно, красивая набережная – главная улица речного городка.

И. Левитан. Свежий ветер. 1895 г.

На картине выше изображена Волга не совсем в районе Плёса, но частичка этого города в ней безусловно есть, именно в Плёсе у Левитана появились первые задумки этой работы. Вообще у Левитана немало работ, которые хотя и вгылядят абсолютно пленэрными, на самом деле ни что иное как мозаика абсолютно разных мест.

И. Левитан. После дождя. Плёс. 1889 г.

А вот здесь уже настоящий пейзаж Плёса. До сих пор по прежнему радует глаз архитектура Воскресенской церкви (1817г.), пожалуй, центральной доминанты всего Плёса.

Сегодня улица Советская, идущая вдоль набережной Волги самая ухоженная в городе. Все дома отреставрированы или отстроены заново. К 600-летию, которое город отмечал в прошлом году, Плёс приобрел свою образцовую парадную набережную, не успела правда принарядиться Воскресенская церковь.

По настоящему влюбляешься в Плёс, когда оказываешься на одной из его гор (холмов) и утопаешь в бескрайних волжских просторах и раскинувшихся по склонам островках из деревянных домиков.

У большинства гостей знакомство с городом начинается с Соборной горы. Заберемся туда и мы.

На Соборной горе находится Успенский собор (1699г.)

Его колокольню мы можем найти на двух известных работах Левитана, окончательный сюжет которых тоже набран из нескольких мест.

И. Левитан. Вечерний звон. (1892 г.)

И. Левитан. Тихая Обитель. 1890 г.

Спустимся с горы и пройдем по мостику через речку Шохонку, которую, конечно, тоже запросто найдем у Левитана.

И. Левитан. Осень. Мельница. Плёс. 1888 год.

Здесь у подножия горы Левитана (бывшая Петропавловская гора) стоит дом купца А.И. Солодовникова. В мезонине этого дома остановился Левитан, когда приехал в Плёс первый раз, а сейчас здесь дом-музей И.А. Левитана. Перед зданием ему установлен памятник.

Теперь поднимемся на гору Левитана к той самой церквушке, которая больше всего покорила Левитана в Плёсе. Карабкаемся вверх по улицам плёсского Заречья.

И. Левитан. Уголок в Плёсе. 1888 год.

И. Левитан. Ветхий дворик. Плёс. 1888-1890 года.

И вот она – церковь Воскресения Христова (1699г.) на горе Левитана. Именно отсюда Левитан вынес часть сюжета одной из самых своих известных работ – «Над вечным покоем». Правда церковь нынче не та, Левитан изображал церковь Святых Петра и Павла, сгоревшую в 1903 году.

И. Левитан. Деревянная церковь в Плесе при последних лучах солнца. 1888 г.

И. Левитан. Внутри Петропавловской церкви в Плёсе, на Волге. 1888 г.

А церковь Воскресения Христова, которую мы видим сейчас, была привезена сюда в 1982 г. из села Билюково, Ильинского района Ивановской области.

Сами же водные просторы «вечного покоя» находятся под Вышним Волочком на озере Удомля, а вот церковь там показалась Левитану неприглядной и он взял полюбившуюся плёсскую церквушку Петра и Павла.

И. Левитан. Над вечным покоем. 1894 г.

Вот какие просторы открываются на самом деле с горы Левитана.

Отсюда хорошо видно Варваринскую церковь (1821г.).

Она же запечатлена Левитаном в конце 19 века.

И. Левитан. «Вечер. Золотой Плёс». 1889 год.

И, напоследок, главная достопримечательность Плёса, конечно, Волга.

И. Левитан. «Вечер на Волге». 1888 г.

И. Левитан. «В пасмурный день на Волге». 1888 г.

На этом позвольте закончить нашу коротенькую прогулку по Плёсу, а в завершение хотелось бы показать еще несколько (малую часть) моих любимых картин и этюдов Левитана, к Плёсу уже не имеющих никакого отношения.

И. Левитан. «Осень. Дорога в деревне». 1870 г.

И. Левитан. «Деревня. Зима». 1877-1878 года.

И. Левитан. «Половодье». 1885 г.

И. Левитан. «Разлив». 1895 год. (одна из работ, выполненных пастелью, которая очень удивила и поразила меня — личное открытие на выставке)

И. Левитан. «Цепь гор. Монблан». 1897 год. (Еще одно открытие. если учесть, что это к тому же этюд. )

И. Левитан. «Ранняя весна». 1898 год.

Спешите успеть — выставка в Третьяковской галерее на Крымском Валу продлится до 20 марта. Чтобы избежать небольшой неприятности в виде большой очереди, советую приезжать часа за два до закрытия (в 16.00 — 17.00), тогда даже в выходной день не придется в ожидании мерзнуть на улице.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: