Поклонение волхвов - гертген тот синт янс - JEKATERINBURG.RU

Поклонение волхвов — гертген тот синт янс

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Цитатник

Пробуждение сознания или электронно-цифровой концлагерь? Нет ничего сильнее идеи, время кот.

Купленный за 172 000 долларов портрет может стоить миллионы Открыта новая картина РембрантаПочему.

ЭРМИТАЖ.ГОЛЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII—XVIII ВЕКОВ.Малые голландцы(2) Шатровый зал .

Замки Бельгии:Стеркхоф В XVI веке жил в Антверпене могущественный род Стер.

Дом князя Оболенского на Новинском бульваре На Новинском бульваре стоит ореставрированный в совет.

Музыка

Метки

Рубрики

  • Живопись (1188)
  • нидерландская и фламандская живопись (854)
  • голландская, бельгийская живопись ХIХ-ХХI века (220)
  • сюжеты в живописи (104)
  • английская живопись (11)
  • российская живопись (10)
  • Династии России (512)
  • Трубецкие (66)
  • Строгановы (39)
  • Юсуповы (33)
  • Нарышкины (33)
  • Голицыны (28)
  • Шереметевы (27)
  • Демидовы (26)
  • Чернышевы (25)
  • Орловы (25)
  • Толстые (23)
  • Воронцовы (23)
  • Волконские (21)
  • Куракины (21)
  • Шуваловы (21)
  • Барятинские (18)
  • Оболенские (14)
  • Бенкендорфы (14)
  • Анненковы (13)
  • Румянцевы (10)
  • Мусины-Пушкины (9)
  • Бакунины (9)
  • Сухово-Кобылины (7)
  • Муравьевы (4)
  • Бестужевы (4)
  • Головкины (4)
  • Бобринские (3)
  • Бестужевы-Рюмины (2)
  • музыка (430)
  • города и страны (295)
  • о Голландии (169)
  • о Бельгии (100)
  • Муром (25)
  • история (274)
  • декабристы (143)
  • Голландия (44)
  • Голландия. Немного истории. (27)
  • Бельгия (25)
  • российско-голландские связи (18)
  • Приключения голландцев в России (7)
  • Испания (6)
  • Муром (5)
  • Россия (3)
  • ЖЗЛ (191)
  • Пушкин и вокруг (90)
  • Россия (34)
  • Голландия, Бельгия (18)
  • Блумсбери (14)
  • Англия (10)
  • Муром (8)
  • Франция (8)
  • Америка (6)
  • разное (71)
  • видео (26)
  • тесты, астрология (18)
  • для дневника (5)
  • культура, искусство (4)
  • для детей (4)
  • праздники (27)
  • праздники голландии (13)
  • праздники России (5)
  • Космонавтика, Байконур (25)
  • Мятлевский (14)
  • Скульптура (9)
  • голландия (6)

Ссылки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

Гертген тот Синт-Янс (Geertgen Tot Sint-Jans), ок.1460 — ок.1490. Нидерланды

Гертген тот Синт-Янс (Geertgen Tot Sint-Jans), ок.1460 — ок.1490. Нидерланды

1480_Мадонна с Младенцем (The Madonna and Child)_81 х 52_д.,м._Берлин, Картинная галерея старых мастеров

1480 (ок)_Воскрешение Лазаря (Resurrection of Lazarus)_127 х 97_д.,м._Париж, Лувр

1480 (ок)_Воскрешение Лазаря (Resurrection of Lazarus)_127 х 97_д.,м._Париж, Лувр_деталь

1480-1485_Поклонение волхвов (The Adoration of the Magi)_91.6 x 71.8_д.,м._Амстердам, Рейксмузеум

1480-1495_Святой Иоанн Креститель в пустыне (Saint John the Baptist in the Wilderness)_41.5 х 27.9_д.,м._Берлин, Картинная галерея старых мастеров_деталь

1484-1490_Алтарь Снятие с креста, правая створка (лицевая сторона). Оплакивание Христа (Lamentation over the Dead Christ)_175 х 139_д.,м._Вена, Музей истории искусств_деталь

1484-1490_История мощей святого Иоанна Крестителя (Legend of the Relics of St. John the Baptist)_172 х 139_Вена, Музей истории искусств

1484-1490_История мощей святого Иоанна Крестителя (Legend of the Relics of St. John the Baptist)_172 х 139_Вена, Музей истории искусств_деталь

1490-1495_Восхваление Богородицы (The Glorification of the Virgin)_24.5 х 20.5_д.,м._Роттердам, Музей Бойманса ван Бёнингена

Святой Бавон (St Bavo)_36.5 x 30_х.,м._Санкт-Петербург, Эрмитаж

Круг. Древо Иессея (The Tree of Jesse)_ок.1500_89.8 х 60.6_д.,м._Амстердам, Рейксмузеум

Поклонение волхвов — гертген тот синт янс

Гертген Тот Синт Янс (около 1465-около 1495) Поклонение волхвов. Около 1490. Дерево, масло. 91,6×71,8.

Художник жил, не будучи монахом, в харлемском монастыре братства Святого Иоанна (Синт Янс), отсюда и получил свое имя. Творчество этого мастера относится к раннему периоду живописи Северного Возрождения.

В данной алтарной работе представлено поклонение волхвов Младенцу Христу. Узнав о рождении Спасителя, они пришли к Нему из разных сторон света, поэтому Каспар, вставший на одно колено и протягивающий Младенцу кубок с золотыми монетами, представляет Европу, Мельхиор, золотой кубок которого поддерживает светловолосый мальчик, — Азию, а Балтазар с хрустальным сосудом в руке — Африку. Композиция картины и трактовка образов волхвов восходит к работе Гуго ван дер Гуса «Алтарь Монфорте» (1470, Государственные музеи Берлина). Но живопись Гертгена тот Синт Янса более сухая, линеарная. Изображенные на дальнем плане едущие верхом волхвы и пейзаж отсылают воображение к средневековым миниатюрам, а все живописное произведение своими яркими красками, прихотливыми линиями и утонченными формами напоминает искусство поздней готики.

Мастер любовно выписал детали: от богато украшенных одежд персонажей на первом плане до озерца с цаплей — на среднем и одеяний волхвов и их свиты вдали, но построил композицию так, что ее линии сходятся в одной точке — фигурке Христа, и тем самым передал глубину пространства. Кроме того, он стремился сделать образы полнокровными и отразить на лицах участников сцены их эмоции. Эти особенности свидетельствуют о наступавшем в североевропейской живописи Ренессансе.

Гертген Тот Синт Янс (около 1465-около 1495) Святая родня. Около 1485–1496. Дерево, масло. 137,2×105,8.

В искусстве позднего Средневековья и последовавшего за ним Северного Возрождения были распространены композиции, изображавшие святую родню. Согласно средневековым теологическим концепциям святая Анна родила от троих мужей дочерей, вместе с которыми, а также с их детьми она и представлена в данной алтарной картине Гертгена тот Синт Янса.

Сама Анна, облаченная в розовое платье со светло-зеленым покрывалом, ниспадающим у нее с головы на плечи, сидит слева. Ее старшая дочь Мария держит на коленях Младенца Иисуса. Позади Анны стоят ее супруг Иоаким, бывший отцом Марии, и муж Богоматери — Иосиф. Ближе к центру сидит, развернувшись к молящимся вполоборота, Мария Клеопова, справа в темном плаще и бело-синем тюрбане стоит Мария Зеведеева. Ее отец, Саломий, и мужья сестер, Алфей и Зеведей, видны вдали, их дети, пятеро из которых стали апостолами, играют или занимаются другими делами. Справа, на первом плане, изображена двоюродная сестра Богоматери, Елизавета, с маленьким Иоанном Крестителем, который тянется к Христу.

Об искуплении Спасителем человеческих грехов здесь напоминают и вино, которое в центре композиции наливают в чашу Его малолетние кузены (в таинстве Евхаристии в вино пресуществляется кровь Христова), и стоящая на алтаре скульптура: Авраам приносит в жертву своего сына Исаака. Мастер, как тогда было принято, перенес действие в современную обстановку, нарядив участников сцены в костюмы своего времени и поместив их в интерьер наполненного светом готического собора. Художник выписал мельчайшие детали, передал и тяжесть парчи, и тонкость батиста, и блеск металла. Чистые, сияющие краски создают праздничный колорит, который выражает красоту божественного мира.

Мастер из Алькмара (работал в начале XVI века) Семь дел милосердия 1504. Дерево, масло. Каждая панель — 101×54.

Полиптих, включающий в себя семь панелей, изначально находился в церкви Святого Лаврентия в Алькмаре. Мастер, чье имя точно не установлено, изобразил семь дел милосердия, совершая которые, согласно учению католической церкви, человек мог спастись. Христианин должен накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, похоронить умершего, приютить странника, позаботиться о больном и навестить заключенного. В таком порядке, слева направо, и расположены панели с представленными на них деяниями.

Мастер из Алькмара (работал в начале XVI века) Семь дел милосердия 1504. Дерево, масло. Каждая панель — 101×54.

Художник подробно рассказывает о каждом — на первой панели женщина выносит из дома корзину с хлебом, а мужчина раздает его нищим, сидящий на земле калека и мальчик тянутся за булкой. На второй добрый горожанин разливает воду в плошки, подставленные калеками, а благодетельная женщина подносит наполненные кувшины. Третья живописная доска являет оборванного человека, которого другой, хорошо одетый, облачает в новый халат, а рядом, вероятно, жена сострадающего раздает одежду нуждающимся. В центральной части представлено погребение умершего монахами и творящийся в небе Страшный суд: восседает на радуге, опершись ногами на земную твердь, Христос, по сторонам которого стоят обращающиеся к Нему в молитве Богоматерь и святой Иоанн Креститель. В пятой композиции паломников, которых можно отличить по прикрепленным к их шляпам раковинам, приглашают в дом милосердные горожане. На шестой картине монахиня в монастырском лазарете дает лекарство больному, а другие недужные ждут своей очереди, поодаль в кровати лежит мужчина, у которого врач считает пульс. Наконец седьмая «иллюстрация» содержит небольшой рассказ о том, как в тюрьму являются сочувствующие люди, дабы утешить узников. Справа, под сводами темницы, стоит благословляющий Спаситель с увенчанной крестом стеклянной сферой, символизирующей Его владычество над миром.

Мастер из Алькмара (работал в начале XVI века) Семь дел милосердия 1504. Дерево, масло. Каждая панель — 101×54.

Христос присутствует и в других композициях, Он виден позади голодных, жаждущих, оборванных, странников, больных, но почти сливается с группами этих людей. Тем самым художник подчеркнул, что, помогая страждущим, человек совершает богоугодные поступки. На задних планах большинства панелей помещены те же сцены, что и впереди, так закрепляется выраженная мысль, а заодно композиция развертывается в глубину. Действие происходит в городе, архитектура которого выстраивает пространство в каждом из семи случаев. Тщательно выписанные, красочные, проникнутые возвышенным настроением сцены воздействуют на смотрящего не назидательно, а непосредственно, самим своим духом.

Читайте также  Пьяцетта, антонио каналетто - описание

Мастер из Алькмара (работал в начале XVI века) Семь дел милосердия 1 504. Дерево, масло. Каждая панель — 101х54.

Ян ван Скорел (1495–1562) Святая Мария Магдалина. Около 1530. Дерево, масло. 66,3×76.

Мастер из Утрехта Ян ван Скорел был представителем такого течения в нидерландской живописи, как «романизм», сочетавшего традиции североевропейского искусства и итальянского Возрождения. Особенности этого направления хорошо видны на примере данной картины.

Святая Мария Магдалина одета в роскошный наряд, напоминающий о ее прошлом блудницы и женщины, предпочитавшей земные радости. Художник облачил героиню в современное ему платье с пышными, расшитыми жемчугом рукавами, в батистовую рубашку. Ее волосы — светло-золотистые, по моде, существовавшей тогда в Нидерландах. О Востоке, откуда была родом святая, свидетельствуют надпись еврейскими буквами, идущая вдоль выреза платья, и покрывало с соответствующим орнаментом. В руках Магдалины изображен ее атрибут — сосуд с миром, которым она умащивала ноги Христа в доме фарисея и которое после Распятия несла к месту Его погребения вместе с другими женами-мироносицами.

Позади сидящей святой простирается светлый пейзаж, вызывая в памяти благодаря голубым горам и пышной растительности виды юга: романисты были привержены итальянскому духу в живописи. Кроме того, Мария Магдалина, обратившись к праведной жизни, свои последние тридцать лет провела в строжайшей аскезе, поселившись в горном гроте в южной Галлии, на территории современного Прованса (Франция). На изображенной слева высокой горе видны почти бесплотные фигуры — это ангелы. Они, согласно сборнику житий «Золотая легенда» католического монаха Якова Ворагинского, каждую ночь возносили святую на небеса. В их окружении она молилась перед смертью, приподнявшись над землей, этот момент и воплощен художником. По дороге к горе идет святой Максимин, он вместе со своей соратницей после распятия Христа проповедовал в Галлии и теперь направился к Магдалине, чтобы побыть с ней в ее последние минуты. Напоминающий работы венецианских мастеров того времени облик героини, изображение человека на лоне природы, передающей его душевное состояние, но существующей в качестве фона, — все это особенности романизма.

Абрахам Блумарт (1564–1651) Пейзаж с проповедью святого Иоанна Крестителя. Около 1600. Холст, масло. 139×188.

Утрехтский художник Абрахам Блумарт был католиком, много работал по заказу католической церкви, оставив после себя немало полотен на религиозные сюжеты (протестантские церкви не украшались картинами или фресками).

В данном случае мастер изобразил проповедь Иоанна Крестителя, пророчествующего о пришествии Мессии, но представил ее необычно. Фигура пророка находится в тени большого дерева с причудливо переплетенными стволами, а на свету показана странная компания людей: нарядная женщина кормит грудью младенца, рядом спит паренек, сидит обнаженный юноша, стоит барабанщик в камзоле и шляпе с пером. Слева расположилась еще одна женщина с ребенком, позади нее лежит, вероятно, бродячий торговец в красной шляпе. Данный персонаж, а также ухватившийся за ветку юноша, пастухи справа от барабанщика и люди вокруг Иоанна внимают его проповеди. Остальные занимаются своими делами, и, видимо, эти сценки из повседневной жизни привлекали живописца более всего. Фигура спящего мальчика, отмеченная сложным ракурсом, выглядит реалистично, но в изображении большинства героев автор проявил себя приверженцем маньеризма, придав им иногда вычурные позы.

В картине Блумарта много фантазийного, вроде женщины в желтом одеянии на первом плане, напоминающей античную богиню, или барабанщика в театральном костюме. Традиция отображать в картинах на библейские сюжеты реалии современной художнику жизни или его фантазии существовала в европейском искусстве давно и активно развивалась в XVII столетии. Интересно, что на холсте присутствуют два уходящих вдаль пейзажных вида, оба являются картинами в картине, но при этом создают впечатление единства друг с другом и остальным изображением.

Питер Пауль Рубенс (1577–1640) Несение креста 1634–1637. Дерево, масло. 74×55.

Картины фламандца Рубенса, творчество которого является вершиной барокко, экспрессивны и динамичны. В данном случае это обусловлено сюжетом: художник изобразил шествие Христа на Голгофу.

Спаситель упал под тяжестью креста. Ему вытирает пот со лба святая Вероника, Богоматерь простирает к Сыну руки, Иоанн Евангелист поддерживает Ее, Симон Киринеянин несет крест, другой человек помогает ему. По сторонам идут женщины с детьми на руках, последовательницы Христа. Впереди скачут римские воины, на переднем плане ведут еще двоих осужденных на казнь. Люди поднимаются в гору, словно преодолевая невидимое препятствие, и это мощное усилие, как и сложные позы персонажей, создает в картине особое напряжение. Движение пульсирует, между первым планом и средним возникает пауза: Рубенс оставляет там пустое место. Далее разворачивается основная сцена, наполненная переживаниями ее участников.

Художник, живший в Италии и учившийся у ее мастеров, прибегнул к приему, который использовал Микеланджело Буонарроти в росписи ватиканской капеллы Паолина: срезал фигуры, помещенные у ближайшего края работы. Тем самым он приблизил их к зрителю, словно вовлекая его в евангельское событие.

Искусство времени соборов: Гертген тот Синт Янс, «Поклонение волхвов»


Гертген тот Синт Янс, «Поклонение волхвов», 1480-1485 гг, Рейксмюзеум, Амстердам

1. Эта картина датируется приблизительно 1480-1485 годами; если Гертген действительно родился около 1465 года, как принято считать, то он нарисовал ее в возрасте 15-20 лет!

3. На ней изображен приход Каспара, Мельхиора и Бальтазара в Вифлеем для поклонения младенцу Христу; они принесли Ему дары — золото, ладан и смирну. Каспар в красном плаще стоит на коленях перед младенцем и вручает ему чашу с золотом; Мельхиор держит золотой кубок; у чернокожего Бальтазара в руках хрустальный кубок. Как раз в позднее Средневековье трех волхвов стали изображать людьми разных рас — тем самым они представляли три известных в те времена континента, Европу (Каспар), Азию (Мельхиор) и Африку (Бальтазар).

3. Волхвы изображены дважды: на первом плане картины и на фоне, где они путешествуют в Вифлеем каждый со своей свитой. То, что они представляют три континента, дополнительно подчеркивается тем, что они приходят с разных сторон, и на заднем плане картины можно рассмотреть Африку, Азию и Европу. При этом интересно, что представляющий Европу и едущий из нее Каспар восседает на верблюде — животном скорее уж африканском. Правда, анализ картины в XX веке показал, что изначально Каспар ехал на лошади, а уже потом художник перерисовал ее в верблюда.

4. Гертген изображал поклонение волхвов четырежды, и это все разные картины. Но все они, как считается, основаны на картине его старшего современника Гуго ван дер Гуса, называемой алтарем Монфорте — по названию монастыря в Монфорте-де-Лемос, Испания, где она долгое время находилась. Это «Поклонение волхвов» — единственное, где Гертген развернул сцену слева направо.


Гуго ван дер Гус, «Поклонение волхвов», 1470 г., сейчас в Берлинской картинной галерее

5. Датировка картины основана в том числе на дендрохронологическом методе — анализе древесины доски, на которой она нарисована. Самое молодое древесное кольцо сформировалось в 1454 году, доска была бы готова для использования к 1465 году, но более вероятно, что использована она была в 1479 году или около.

6. Анализ образца краски с синего плаща Богоматери показал, что под синим лежит слой серого пигмента. А красные фрагменты картины состоят из нескольких слоев, нанесенных друг на друга для усиления эффекта тени.

7. Картина была частью коллекции художника Виллема Хеккинга-младшего и была выставлена на продажу 20 апреля 1904 года в Амстердаме в составе его коллекции как работа Гертгена тот Синт Янса. В июле того же года она была куплена Рейксмюзеумом. Уже через пять лет искусствоведы стали сомневаться в том, что она действительно была нарисована Гертгеном — мол, не такая искусная работа, как у картин, о которых точно известно, что он был их автором. Но в ходе тщательного изучения картины все-таки решили, что она была создана лично им или в его мастерской под его контролем — в пользу этого говорит, например, то, что низ плаща Каспара и белая туника Богоматери (см. выше) прорисован характерным для Гертгена зазубренными линиями.

Читайте также  Самый маленький хищник в мире: мелкие хищные животные

Поскольку о том, была ли у Гертгена мастерская или помощники, неизвестно ничего, Рейксмюзеум решил продолжать считать, что автор этой картины — действительно Гертген тот Синт Янс.

Гертген тот Синт Янс

Geertgen tot Sint Jans

Гертген тот Синт Янс, Геррит ван Харлем (Geertgen tot Sint Jans) (Лейден? 1460—1465 — Харлем? до 1495) — северо-нидерландский живописец.

Содержание

Биография

Этот рано умерший художник, работавший в Харлеме, является одной из самых значительных фигур северо-нидерландской живописи конца XV в. Возможно обучался в Харлеме в мастерской Алберта ван Ауватера. Был знаком с творчеством художников Гента и Брюгге. В Харлеме в качестве подмастерья живописца жил при ордене иоаннитов —отсюда и прозвище «из [монастыря] Святого Иоанна» (tot Sint Jans). Для живописной манеры Гертгена характерны тонкая эмоциональность в трактовке религиозных сюжетов, внимание к явлениям повседневной жизни и вдумчивая, поэтически-одухотворённая проработка деталей. Всё это получит развитие в реалистической голландской живописи последующих столетий.

«Поклонение младенцу»

Считается выдающимся мастером религиозной картины. Он обогатил трактовку пейзажа, первым написал ночную сцену, в которой источником света является младенец Христос. В известном произведении «Поклонение младенцу» символическое содержание художник выражает реалистическими средствами, наполняющими образ наивной поэзией: в глухой ночи появляется новый источник ослепительно яркого света — божественный младенец.

«Святая родня»

В протяжённом пространстве запечатлённого им готического интерьера чувствуется усвоение традиций великих мастеров раннего Северного Возрождения, утвердивших в начале XV в. принципы непрерывно-целостного изображения величественного и гармоничного мироздания.

Полиптих для ордена Святого Иоанна в Харлеме

В 1485 году Гертген выполнил своё самое масштабное произведение. Полиптих был разрознен, створки утрачены: сохранились лишь «Оплакивание Христа» и «История мощей Иоанна Крестителя» (Вена, Музей истории искусства).

Галерея

Литература

  • С. Дзуффи. Возрождение. XV век. Кватроченто. — М .: Омега-пресс, 2008. — С. 140, 282—283. — 384 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-465-01772-5

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Гертген тот Синт Янс

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Гости из будущего
  • Гетерогенизация во время гомогенизации

Смотреть что такое «Гертген тот Синт Янс» в других словарях:

Гертген Тот Синт-Янс — Гертген тот Синт Янс. Иоанн Креститель в пустыне . Картинная галерея. Берлин Далем. Гертген Тот Синт Янс (Geertgen tot Sint Jans) (p. между 1460 и 1465 — ум. до 1495), нидерландский живописец. Работал в Харлеме. Своеобразно претворял… … Художественная энциклопедия

ГЕРТГЕН ТОТ СИНТ-ЯНС — (Geertgen tot Sint Jans) (между 1460 и 1465 до 1495) нидерландский живописец. Развивал принципы нидерландской живописи Возрождения. Внося в религиозные композиции конкретные жанровые и пейзажные мотивы, наделял человека и природу лирическим… … Большой Энциклопедический словарь

Гертген Тот Синт-Янс — (Geertgen tot Sint Jans) (p. между 1460 и 1465 ум. до 1495), нидерландский живописец. Работал в Харлеме. Своеобразно претворял принципы живописи нидерландского Раннего Возрождения. Его простодушные, полные наивной поэзии станковые… … Художественная энциклопедия

Гертген Тот Синт-Янс — (Geertgen tot Sint Jans) (между 1460 и 1465 до 1495), нидерландский живописец эпохи Возрождения. Вносил в религиозные композиции конкретные жанровые и пейзажные мотивы, наивную поэзию, раскрывая интимные человеческие переживания («Иоанн… … Энциклопедический словарь

Гертген тот Синт-Янс — (Geertgen tot Sint Jans) [p. между 1460 65, Лейден (?), умер до 1495, Харлем (?)], нидерландский живописец. Работал в Харлеме. Оригинально и разнообразно развивал принципы нидерландской живописи Возрождения, наделяя религиозные композиции … Большая советская энциклопедия

Гертген тот Синт-Янс — ГÉРТГЕН ТОТ СИНТ ЯНС (Geertgen tot Sint Jans) (между 1460 и 1465 – до 1495), нидерл. живописец эпохи Возрождения. Вносил в религ. композиции конкретные жанровые и пейзажные мотивы, наивную поэзию, раскрывая интимные человеческие переживания… … Биографический словарь

ГЕРТГЕН ТОТ СИНТ-ЯНС — Иоанн Креститель в пустыне … Энциклопедия Кольера

Гертген тот Синт-Янс (Geertgen tot Sint Jans) — (между 1460 и 1465 — до 1495), нидерландский живописец эпохи Возрождения. Вносил в религиозные композиции конкретные жанровые и пейзажные мотивы, наивную поэзию, раскрывая интимные человеческие переживания («Иоанн Креститель в пустыне») … Большой Энциклопедический словарь

Гертген — тот Синт Янс (Geertgen tot Sint Jans) Между 1460 1465, Лейден (?) до 1496, Харлем (?). Нидерландский живописец. Учился у А. Оуватера в Харлеме. Работал в Брюгге и Харлеме, где был связан с монастырем Св. Иоанна, не будучи, однако, его монахом.… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

Ясли Христовы — Гертген тот Синт Янс. Поклонение Младенцу (ок. 1490 года). Младенец Иисус изображён в каменных яслях Ясли Христовы … Википедия

Значение «гертген тот синт-янс»

Что означает «гертген тот синт-янс»

Энциклопедический словарь

Гертген Тот Синт-Янс

(Geertgen tot Sint Jans) (между 1460 и 1465 — до 1495), нидерландский живописец. Развивал принципы нидерландской живописи Возрождения. Внося в религиозные композиции конкретные жанровые и пейзажные мотивы, наделял человека и природу лирическим чувством («Иоанн Креститель в пустыне»).

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

Гертген тот Синт-Янс

(Geertgen tot Sint Jans)

Между 1460—1465, Лейден (?) — до 1496, Харлем (?).

Нидерландский живописец. Учился у А. Оуватера в Харлеме. Работал в Брюгге и Харлеме, где был связан с монастырем Св. Иоанна, не будучи, однако, его монахом. Отсюда имя, под которым он вошел в историю искусств (в переводе — «Маленький Герард от св. Иоанна»). За свою короткую творческую жизнь Гертген проявил себя чрезвычайно своеобразным художником, претворившим традиции живописи XV в. на свой лад. Он работал в маленьком городке северной части страны, и, возможно, отсюда яркие черты жанрового демократизма в его произведениях. Многие его образы пленяют чистосердечием, поэзией искренних чувств; некоторая наивность трактовки отдельных персонажей придает сценам фольклорный оттенок, приближает их к зрителю, верящему простодушной правде благочестивых эмоций. Пестроватый колорит напоминает порой народные картинки; таков ранний образ Родня Христова в церкви (ок. 1480, Амстердам, Рейксмузеум); обилие бытовых деталей не перегружает композицию, а, напротив, вносит в нее особую задушевность. В Поклонении волхвов (1490—1495, Прага, Нац. галерея) художника интересуют не только фигуры первого плана — Мария и волхвы, каждый из которых весьма индивидуален; ему важно также детально показать растянувшуюся по улицам городка кавалькаду их свиты; дополнительные подробности усиливают трогательно-умиленное настроение сцены. Художник оказывается предтечей важных новаций в нидерландском искусстве. Так, на одной из сторон единственно сохранившейся двухсторонней створки большого алтаря (где изображено сожжение останков Иоанна Крестителя; 1484, Вена, Музей истории искусства) дан групповой портрет заказчиков — монахов ордена иоаннитов; тем самым заложены основы жанра корпоративного портрета, получившего большое распространение в XVI—XVII вв.; здесь же сделана чрезвычайно экспрессивная попытка разграничить земных носителей добра и зла: благородному облику иоаннитов противостоят уродливые, суетливые палачи со зверскими лицами. По-новому трактована Гертгеном и тема Рождества (1480— 1490, Лондон, Нац. галерея) — один из первых «ноктюрнов», ночных сцен, в изобразительном искусстве. Мрак ночи озаряется тут светом, исходящим от божественного младенца, Девы Марии и маленьких ангелочков, собравшихся у его изголовья. Поэтическим слиянием человека с природой подкупает картина Иоанн Креститель в пустыне (1485— 1490, Берлин, Гос. музеи). Меланхолии пригорюнившегося святого словно вторит тихий лирический пейзаж с золотящимися от закатного света деревьями, извивающейся речкой и порхающими птицами. В нескладной фигуре с некрасивым, но обаятельным лицом художник словно провидит «рембрандтовский» идеал будущего, подразумевающий первенство нравственного величия перед физической красотой. Вероятно, под воздействием предреформационных идей возник полный острого драматизма образ Христа Страждущего (Утрехт, музей архиепископа); натурализм израненного тела Спасителя причудливо и противоречиво сочетается тут с традиционно-средневековым золотым фоном.

Лит.: Vogelsang W. Geertgen tot Sint Jans. Amsterdam, 1942; Boon K. G. Geertgen tot Sint Jans. Amsterdam, 1967; Chatelet A. Gerard de Saint-Jean et la peinture dans le Pays-Bas du Nord au XV-eme siecle. Paris, 1979. Vol. 1, 2.

Смотрите также:

Морфологический разбор «гертген тот синт-янс»

Фонетический разбор «гертген тот синт-янс»

Значение «гертген тот синт-янс»

Карточка «гертген тот синт-янс»

Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Читайте также  Снятие с креста, рогир ван дер вейден

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон. Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз. Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+ Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: