Поклонение волхвов, джентиле да фабриано, 1423 - Тайны со всего мира

Поклонение волхвов, джентиле да фабриано, 1423

Поклонение волхвов — Джентиле да Фабриано

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения

«Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф.2:9-11). Этот евангельский сюжет художнику удается передать в развитии. Под левой аркой изображены три волхва в момент явления им Вифлеемской звезды. По центру в верхней части показана пышная процессия, входящая в городские ворота Иерусалима. На переднем плане передана сама сцена поклонения волхвов и поднесение ими даров Богомладенцу Христу. В левой части мастер разместил Деву Марию в темно-синем плаще, держащую на руках Сына. Рядом в молитвенной задумчивости стоит Иосиф, за которым, напоминая о смиренном рождестве, мастер разместил корову и осла. Фигуры животных отделяют Святое Семейство от шумной торжественной процессии справа и своей невозмутимостью вносят умиротворяющий покой, напоминая, что «на земле мир и в человеках благоволение». (Лк.2:14).
Три мудреца, одетых в парчовые изысканные костюмы, символизируют три возраста человека. Первый, старец, опустившись на колени, целует ножки Младенца. Второй мудрец, мужчина среднего возраста, преклонил колено и держит в руке один из даров. Третий, молодой юноша, ожидает своей очереди, склонив главу и возвысив в руке изящный сосуд. Лики Святого Семейства и волхвов окружены нимбами.
Картина содержит множество интересных подробностей, оживляющих произведение и эмоционально приближающих сюжет к зрителю. Младенец Христос гладит по голове пожилого мудреца. Младшему волхву его слуга подвязывает шпору. Среди пришедших молодые и пожилые, рыцари и охотники. Сам заказчик Палла Строцци присутствует среди роскошно одетой толпы — это мужчина с соколом, стоящий за спиной молодого волхва. На картине изображено множество животных: лев, гепард, обезьяны, сокол, символизирующих богатство и разнообразие сотворённого мира.
Нижняя пределла алтаря разделена на три картины: «Рождество Христово», «Бегство в Египет» и «Принесение во храм».

История создания

Кульминацией творчества Джентиле да Фабриано является алтарь «Поклонение волхвов», написанный по заказу гуманиста Палла Строцци для флорентийской церкви Санта Тринита, включающий главную картину и три украшающие цоколь пределлы. Рама была изготовлена по рисунку самого мастера, который включил в нее небольшие изображения и до мелочей продумал декор.

Историк искусства Виктор Лазарев писал: «В своем алтарном образе, самой красивой и праздничной картине раннего кватроченто, Джентиле изобразил уходивший с исторической сцены феодальный мир во всем его блеске, со всеми его внешне привлекательными чертами, в ореоле его «рыцарственной романтики»».

Отношение автора к вере

По некоторым данным Джентиле рос сиротой. В раннем возрасте он потерял мать. Отец, приняв монашеский постриг, тоже вскоре скончался. Но, очевидно, испытания, перенесённые в детстве, закалили характер мастера и укрепили его веру в промысел Божий. Его произведения отражают красочный, пестрый, праздничный мир. В свою лучшую картину «Поклонение волхвов», по мнению Вазари, мастер поместил и своё изображение. Словно, подводя итог своей художественной карьеры, Фабриано стоит в процессии подносящих дары. Общий настрой картины показывает, что духовный опыт Джентиле позволяет ему надеяться на благость и милосердие Божие. До конца жизни он оставался верен себе и своему вдохновению, избегая навязывания консервативных вкусов, искал новые способы передачи цвета и света, стараясь в полной мере реализовать талант, отпущенный ему Богом.

Биография

Итальянский живописец Джентиле да Фабриано родился около 1370 года в городе Фабриано, провинция Анкона, от которого и получил своё прозвище. Настоящее имя художника Джентиле ди Никколо ди Джованни ди Массо. Сведений о его жизни сохранилось мало. По некоторым данным рос сиротой. Учился в своем родном городе у незначительного художника Аллегретто Нуци. Искусствоведы предполагают, что в юности Фабриано мог сблизиться с кем-нибудь из сиенских мастеров, что послужило его творческому росту и дальнейшей известности.
Во Флоренции художник был записан в гильдию врачей и аптекарей (к которой относились и художники) в 1422 году. Фабриано работал также в Венеции (1409), Бреше (1419), Сиене (1421 и 1425), Орвието (1425) и Риме (1427). Современники считали Джентиле неутомимым путешественником и успешным экспериментатором, усвоившим и переосмыслившим множество различных живописных традиций.
Наиболее выдающимися из ранних его работ считаются «Мадонна со святыми Николаем, Маргаритой и донатором» (около 1395, Государственные музеи, Берлин) и полиптих из Валле Ромита (около 1400, галерея Брера, Милан). На протяжении следующего десятилетия мастер исполнил картины «Мадонна с младенцем и ангелами» (около 1415, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и «Мадонна с младенцем» (около 1420, Национальный музей Сан-Матео, Пиза).
Фрески, написанные Джентиле утрачены и о его таланте можно судить по немногим сохранившимся станковым картинам, из которых самые замечательные — «Поклонение волхвов» (1423, Галерея Уфици, Флоренция) и «Небесное увенчание Пресвятой Девы» (галерее Брера, Милан).

Творчество Джентиле да Фабриано — типичный образец стиля интернациональной готики, для которого характерны утонченная элегантность, нарастание светских тенденций и интерес художника к натуралистическим деталям.

С 1426 года художник находился в Риме, где до самой смерти своей занимался украшением Латеранского собора фресками, изображающими сцены из жизни Иоанна Крестителя. После его смерти его младший современник и друг Пизанелло, которому Джентиле завещал свои рабочие инструменты, завершил роспись базилики (фрески уничтожены в 17 веке при перестройке Борромини). Джентиле да Фабриано отошёл ко Господу в сентябре 1427 года и по одному из предположений, похоронен в римской церкви Санта-Мария-ин-Трастевере.
Джентиле оказал значительное влияние на современную ему живопись, особенно на венецианскую. Сильнее всего это влияние проявилось через его ученика Якопо Беллини.

Автор текста: Ольга Северинова

Джентиле да
Фабриано

Поклонение волхвов: 7 вопросов и ответов, которые сделают картины на эту тему понятнее и интереснее

Сюжет прост и хорошо известен. Три мудреца с Востока пошли за путеводной звездой — и она привела их к божественному Младенцу, который родился, чтоб принести искупительную жертву и спасти человечество. Мудрецы преклонились перед Младенцем и вручили ему свои дары.

1. Кто такие волхвы?

Русскоязычные христиане называют их волхвами, западные — магами, волшебниками. А изначально подразумевались, видимо, жрецы-астрологи, персидские или вавилонские.

Матфей сообщает о мудрецах с Востока. Но со временем молва наделила их именами — Каспар, Мельхиор и Бальтазар. И дополнительными смыслами. Они стали символизировать разные части света: Европу, Азию и Африку (вот почему один из волхвов часто изображён темнокожим). И разные возрасты: Каспар обычно — седой старец (и первым подносит свой дар Иисусу), Мельхиор — взрослый мужчина, а Бальтазар — юноша (иногда Мельхиор и Бальтазар меняются местами на шкале времени).

К эпохе Возрождения мудрецов станут называть царями, а изображать их с коронами на головах. Во-первых, это согласуется с пророчеством о том, как языческие цари принесут свои дары Царю Израиля. Во-вторых, коленопреклонённый царь, снявший корону перед Младенцем, — это очень доходчивый образ.

в Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна, VI век.

Преклоняясь с дарами перед Иисусом, волхвы признают в Младенце будущего Царя. Почему для акта признания понадобились пришлые люди? Вот как объяснял этот сюжетный ход богослов Иоанн Златоуст:

— Так как цель пришествия Христа была та, чтобы отменить древние правила жизни, призвать всю вселенную на поклонение Себе и принимать это поклонение на земле и на море, то Христос с самого начала отверзает дверь язычникам, желая через чужих научить своих. Так как иудеи, непрестанно слыша пророков, возвещавших о пришествии Христа, не обращали на то особенного внимания, — Господь внушил варварам прийти из отдалённой страны, расспрашивать о Царе, родившемся у иудеев.
Беседа на Евангелие от Матфея. 6:3

2. Почему волхвы так разодеты?

С помощью роскошных и вычурных одежд волхвов художники подчеркивают их статус (они богаты и уважаемы в своих краях), а также то, что они чужаки, люди из другой цивилизации.

Читайте также  Самый большой город в канаде, перечень крупных канадских городов

Правда, костюмы волхвов обычно имеют мало общего с реальными национальными костюмами жителей Азии или Африки. Как правило, это фантазийные наряды. А некоторые художники и вовсе одевали волхвов по моде своего времени, придавая значение лишь их богатству.

Помимо волхвов рядом с Мадонной и Младенцем изображается обычно ещё и святой Иосиф, супруг Марии. Его узнать легко: он, плотник по профессии, одет гораздо скромнее волхвов.

3. Если волхвов трое, почему некоторые картины выглядят так, будто перед Иисусом — митинг?

Первое объяснение многолюдности — бытовое: богатые волхвы не отправились бы в путь без свиты и слуг. На некоторых картинах мы видим даже охотничьих собак: волхвы в пути развлекались и добывали себе пищу.

Кроме того, длинная, «движущаяся нескончаемым потоком» процессия выглядит торжественнее трёх одиноких паломников. И сама толпа поклоняющихся, за которой ещё попробуй разглядеть младенца с богоматерью, даёт понять, какое грандиозное событие перед нами.

Нередко художнику приходилось разрабатывать сложную многофигурную композицию, чтобы уместить на полотне заказчика картины и всю его родню: ценители живописи считали вполне нормальным представать на картинах в образах библейских персонажей.

. Нет, Дюрер изобразил себя вовсе не слугой, притаившимся справа на ступеньках. С себя Дюрер списал самого красивого из волхвов — высокого, с вьющимися волосами. И поставил в центре полотна.

А иногда художники объединяли на одной картине сразу два сюжета- поклонение пастухов (они первыми принесли дары Младенцу, об этом рассказывает евангелист Лука) и поклонение волхвов. Так на картине становится не только больше людей, но и больше даров. Или изображали на заднем плане другие события из рождественского цикла: например, у Гирландайо показано избиение младенцев.

4. Как быстро волхвы пришли к новорожденному?

Понимаем, откуда вопрос. Волхвы будто бы пришли поклониться Младенцу, едва он только родился: обычно на картинах Мария и Иосиф принимают гостей прямо в хлеву, где Богородицу настигли роды. С другой стороны, на этих картинах младенец часто сидит (а это дети начинают делать не раньше шести месяцев), интересуется подарками, тянет к ним руки, хватает, делает благословляющие жесты, даже кладёт руку на голову волхва Каспара, а то и вовсе выглядит двухлетним крепышом, который вполне способен сам расспросить гостей, почему они так долго несли свои подарочки.

Богословские трактовки, апокрифы, народные предания и даже научные изыскания с привлечением астрономов дают несколько версий относительно того, как долго добирались волхвы, которых в Вифлеем вела путеводная звезда. Диапазон от «прибыли прямо к рождению» — до «пришли, когда младенцу уже было два года».

Здесь возникает новый вопрос. Каким образом волхвы с Востока могли добраться в Вифлеем в считанные дни? Доступный им транспорт часто представлен на картинах — это верблюды. Или лошади — некоторые благоразумные художники, которые никогда не видели верблюдов, не рисковали и писали вместо них знакомых лошадей. В любом случае, это не быстро.

Красивейшее объяснение даёт богослов Иоанн Златоуст: звезда явилась волхвам ещё до рождения Иисуса — они сразу двинулись в путь и прибыли к месту назначения аккурат к рождению Младенца.

Но как понимать картины, на которых Младенец всё ещё в хлеву, а на вид уже совсем не новорождённый? И здесь есть версии. Возможно, автор пошёл на художественное обобщение и объединил два сюжета (Рождество и поклонение волхвов) в одной картине. Возможно, он просто «не заморачивался» — ни над хронологией событий, ни над тем, сильно ли отличается на вид ребёнок, которому пара дней от роду, от двухлетнего.

А версию о том, что божественный младенец рос не по дням, а по часам, — и вскоре после рождения мог лично принимать подарки из рук волхвов, — следует отбросить. Художники как раз старались показать в Младенце человеческое и не наделяли его супергеройскими способностями. На божественную природу малыша указывают только нимб над его головой и всеобщее благоговение вокруг.

5. Что же они ему подарили?

Самих подарков на картинах часто и не рассмотреть: художники сосредоточены в основном на изображении упаковки. Золотые ларцы и кубки, украшенные драгоценными камнями, или чаша из тончайшего китайского фарфора, как на картине Мантеньи, конечно, и картине добавляют роскоши, и художникам позволяют продемонстрировать умение выписывать мельчайшие детали и изображать разные материалы.

Но в Евангелии от Матфея все подарки перечислены.

И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. (Мф. 2:1-12)

В VIII веке бенедиктинский монах и богослов Беда Достопочтеный (ударение в имени — на первом слоге) объяснил символическое значение каждого из даров, принесённых младенцу:

Золото — это дар царю, означающий, что волхвы признали в Младенце человека, рождённого для того, чтобы царствовать.
Ладан (ароматическая древесная смола, которую издавна воскуряют в храмах) — это дар священнику, признание в Младенце того, кто станет Учителем.
Смирна (она же мирра — тоже древесная смола, использующаяся в религиозных ритуалах) — намёк на будущие страдания Христа и его смерть во искупление человеческих грехов. В Древнем Израиле мирру использовали для бальзамирования тел умерших. Тело распятого Иисуса будут умащивать смесью из смирны и алоэ.

Кстати, Матфей не называет число волхвов. От него мы знаем только то, что подарков было три. Именно поэтому толкователи и решили, что и волхвов должно быть столько же — по одному на каждый подарок.

6. Это из-за истории с волхвами мы теперь дарим друг другу подарки на Рождество?

Да, но на то, как именно принято преподносить рождественские подарки (под покровом ночи подкладывать в чулок, под подушку или под ёлочку), повлияла другая легенда — о святом Николае, который подбросил ночью в окно трём бедным сёстрам золотые слитки — чтобы они и их отец могли не беспокоиться о приданом. Святой Николай — прообраз Санта-Клауса и Деда Мороза.

Есть ещё один нюанс. В некоторых странах — например, в Испании и испаноязычной Латинской Америке — подарки дарят и самые шумные зимние гуляния устраивают через 12 дней после Рождества — в день Богоявления, когда церковь вспоминает и волхвов, пришедших с дарами к Младенцу Иисусу. На улицах городов в этот День трёх королей устраивают карнавальные шествия, напоминающее о прибытии волхвов. Есть и ритуалы, связанные с застольем. Например, в праздничном пироге прячут фасолину — тот, кому она попадётся, объявляется бобовым королем вечеринки, пусть и в картонной короне.

7. Почему картины о поклонении волхвов стоит смотреть даже атеистам?

Во-первых, это красиво.

Сюжет о поклонении волхвов был очень популярен и у заказчиков, и у художников. Первым он давал возможность получить роскошную картину — с одетыми в парчу и золото, меха и перья, короны и тюрбаны волхвами, с дарами в причудливых сосудах, с экзотическими животными, вместе с которыми мудрецы прибыли на поклонение. А иногда заказчикам выпадала возможность быть запечатлённым в образе волхва — у ног Младенца, с чашей золотых монет для его царствования. Художники же получали возможность продемонстрировать свой талант, изображая всё это (и ещё свою часть монет, конечно же).

Картины на тему поклонения становились всё вычурнее, торжественная процессия всё наряднее, художники — всё виртуознее. Со временем они стали уделять внимание не только костюмам, но и фоновому пейзажу (часто изображая под видом Вифлеема свои родные города — немецкие, голландские, итальянские), психологическим характеристикам персонажей (интересно рассматривать даже лица случайных людей из толпы).

Читайте также  Какой самый ядовитый цветок в мире, где он растет

Некоторые художники находили возможным даже пошутить. Джентиле да Фабриано изображает за спиной Девы Марии служанок, которые заглядывают в ларец, поднесённый волхвом: достойный ли подарочек? А у Конрада фон Зоста Младенец манерно подставляет ручку и ножку для поцелуев.

das_gift

Живописный склад monpansie

Джентиле да Фабриано (Gentile da Fabriano) (ок. 1370-1427), итальянский живописец, работавший в стиле поздней готики, крупнейший представитель так называемой «интернациональной готики» в Италии. Его настоящее имя — Джентиле ди Никколо ди Джованни Масси (Gentile di Niccolo di Giovanni Massi); он родился между 1360 и 1370 в Фабриано в Умбрии.

Первое упоминание о Джентиле да Фабриано в архивных документах Рима относится к 1408 году, во Флоренции художник был записан в цех врачей и аптекарей (мастеров живописи причисляли к этому цеху) в 1422 году. Работал также в Венеции (1409), Бреше (1419), Сиене (1421 и 1425), Орвието (1425) и Риме (1427). Умер он в Риме в 1427, где с 1426 до самой смерти своей занимался украшением Латеранского собора фресками, изображающими сцены из жизни Иоанна Крестителя. После его смерти его младший современник и друг Пизанелло, которому Джентиле завещал свои рабочие инструменты, завершил роспись базилики (к сожалению, не сохранилась — фрески уничтожены в 17 веке при перестройке Борромини). По одному из предположений, похоронен в римской церкви Санта-Мария-ин-Трастевере.

Произведения Джентиле в других местах (например, в венецианском Палаццо Дожей) тоже погибли. О его даровании можно получить представление только по немногим дошедшим до нас станковым картинам его работы, из которых самые замечательные — «Поклонение волхвов» (один из лучших образцов «интернациональной готики»), «Коронование Марии» и «Бегство в Египет».

Свой путь к известности Джентиле начал родном городе Фабриано провинция Марке, и там же создал свои первые картины. В его картинах можно разглядеть некоторые черты ломбардской живописи, по которым можно предположить, что художник некоторое время пребывал в Ломбардии в конце XIV века.

Одна из первых его работ «Мадонна со святым Николаем и святой Екатериной» была задумана, как святое собеседование с тремя музицирующими ангелами среди деревьев сада. Она очень напоминает ломбардскую миниатюру — ведь именно в этой картине с ее скрупулезно точным воспроизведением деталей сказывается основательное знакомство Джентиле с произведениями ломбардской миниатюры. Здесь также дают о себе знать отголоски столь распространенного в станковой живописи «мягкого стиля», ставшего к этому времени интернациональным явлением.


Мадонна с младенцем и святыми Николаем и Катериной. 1405г. Джентиле да Фабриано. Государственные музеи, Берлин. Темпера.

В 1408 году Джентиле посетил Венецию, где создал алтарную композицию, а в 1409 он начинает работать над знаменитой фреской зала Большого Совета Дворца дожей, но ни одна работа не сохранилась до наших дней. Фреска Дворца дождей сыграла огромную роль в формировании творчества некоторых художников Венето, а особенно, таких как Пизанелло и Джованни Беллини.

Достоверными работами Джентиле да Фабриано считаются «Поклонение волхвов» (1423) по заказу Паллы Строцци для церкви Санта Тринита — теперь в Уффици, часть пределлы — в Лувре; полиптих Кваратези (1425) для церкви Сан Никколо, центральный образ Мадонны — теперь в лондонской Национальной галерее, створки со святыми — в Уффици, части пределлы — в Ватиканской пинакотеке и в Вашингтонской Национальной галерее; полиптих «Венчание Богоматери со святыми» — в Брере. Кроме того, Мадонны в Сеттиньяно (собрание Беренсона), Перудже (пинакотека), Пизе (пинакотека), Веллетри (собор), Нью-Хавене (собрание Джарвза), Нью-Иорке (Метрополитен-музей), Берлине (муэеи), «Мадонна во славе» (Маэста) — остатки фрески в соборе города Орвието (1425).


Поклонение волхвов. 1423г. Джентиле да Фабриано. Галерея Уффици, Флоренция. Темпера.

Коронование Марии. Полиптих Valle Romita. 1400г.Джентиле да Фабриано. Пинакотека ди Брера, Милан. Темпера.


Коронование Марии. Полиптих Valle Romita. Деталь. 1400г.Джентиле да Фабриано. Пинакотека ди Брера, Милан. Темпера.


Отдых на пути в Египет. 1423г. Джентиле да Фабриано. Галерея Уффици, Флоренция. Темпера по дереву.

Главные достоинства этих прекрасных работ — оживлённость композиции, тщательно разработанный, тонкий рисунок, благородство и экспрессивность фигур, свежесть красок. Деликатностью моделировки лиц, нежной бледностью их карнации и умением одушевлять их чувством благочестия Джентиле напоминает фра Беато Анджелико. Предполагается, что Франжелико мог быть учеником да Фабриано.

В искусстве художника сочетаются присущий североевропейской готике интерес к деталям, декоративность и мягкая сентиментальность, характерная для умбрийской школы. Живопись Джентиле да Фабриано, противоположная Ренессансу по своему духу, оказала решающее воздействие на искусство Северной Италии (в частности, на творчество Якопо Беллини, Пизанелло и Антонио Виварини) и многих мастеров Центральной Италии. Отзвуки стиля Джентиле да Фабриано можно обнаружить во фресках Беноццо Гоццоли в палаццо Медичи во Флоренции и в батальных композициях Паоло Уччелло.


Введение Христа в храм. 1423г.Джентиле да Фабриано. Лувр, Париж. Темпера по дереву.

В 1425 году, Джентиле приезжает во Флоренцию, где начинает работу над не менее значимым полиптихом для церкви Сан-Никколо Ольтрарно — подписной «Полиптих Кваратези». Его части разбросаны по многим мировым музеям. В центре полиптиха изображена Мадонна с ангелами. Она нарисована с редкостной для Джентиле монументальностью, почти равной новой манере.


Четверо святых. Полиптих Кваратези.1425г.Джентиле да Фабриано. Галерея Уффици, Флоренция. Темпера по дереву.


Мадонна с младенцем. 1425г.Джентиле да Фабриано. Собор в Орвьето. Фреска.


Мадонна с младенцем. Часть алтаря Кваратези. 1425. Джентиле да Фабриано.Национальная галерея, Лондон. Яичная темпера, тополь.


Благовещение. 1425г. Джентиле да Фабриано.Пинакотека, Ватикан. Темпера, золото на дереве.

Творчество Джентиле да Фабриано — типичный образец стиля интернациональной готики, для которого характерны утонченная элегантность, нарастание светских тенденций и интерес художника к натуралистическим деталям. В картинах Джентиле да Фабриано последняя черта проявляется в реалистической трактовке животных, птиц и растений, а так же тому, что можно назвать первыми «натюрмортами».

Творчество Джентиле да Фабриано можно по праву считать высшим достижением «интернациональной готики», которое по значению можно сравнить только с искусством братьев Лимбургов и ван Эйка, его отличительной чертой было поиск эффектов освещения. Джентиле считался неутомимым путешественником, страстным экспериментатором, который усвоил множество различных живописных традиций.
Джентиле был глашатаем высшего общества, был художником «осени средневековья». До конца жизни он оставался верен себе и своему вдохновению, избегая навязывания консервативных вкусов, искал новые способы передачи цвета и света. Но все-таки этот мир не оставил значительного следа в живописи Флоренции, где начали проявляться новые элементы живописи эпохи Возрождения. Но не стоит забывать того восхищения и восторга, с которым во всех флорентийских кругах воспринимались работы Джентиле. Спустя множество веков Вазари Микеланджело так говорит о Джентиле: «В живописи рука его была подобна его имени».

Джентиле да Фабриано: жизнь и творчество художника

Джентиле да Фабриано (итал. Gentile da Fabriano, собственно итал. Gentile di Niccolò di Giovanni Massi, ок. 1370, Фабриано, провинция Анкона — сентябрь 1427, Рим) — итальянский живописец, крупнейший представитель интернациональной готики в Италии.

СОДЕРЖАНИЕ

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Джентиле да Фабриано родился в 1370г.

Живописи он учился в своем родном городе Фабриано , у незначительного художника Аллегретто Нуци, возможно, в юности Джентиле да Фабриано сблизился с кем-нибудь из других сиенских мастеров живописи и быстро достиг большой известности.

Работал Джентиле да Фабриано главным образом в Брешии, Венеции, Флоренции, Сиене, Орвьетто и в Риме, где с 1426 г. до самой смерти своей занимался украшением Латеранского собора фресками, изображающими сцены из жизни Иоанна Крестителя. Эти фрески, равно как и того же рода произведения Джентиле да Фабриано в других местах, погибли, и о его даровании можно получить понятие только по немногим дошедшим до нас станковым картинам его работы, из которых самые замечательные — «Поклонение волхвов» (наход. во Флорентийск. акад. худ.) и «Небесное увенчание Пресвятой Девы» (в галерее Брера в Милане). Их характеристические достоинства — оживленность композиции, тщательно разработанный, тонкий рисунок, благородство и экспрессивность фигур, свежесть красок. Деликатностью моделировки лиц, нежною бледностью их карнации и умением одушевлять их чувством благочестия Джентиле напоминает Беато-Анджелико.

Читайте также  Самая южная точка африки: как называется и где находится

Он имел значительное влияние на современную ему живопись, особенно на венецианскую, через своего ученика Якопо Беллини.

Умер Джентиле да Фабриано в 1450г.

ТВОРЧЕСТВО

Фрески в Сан-Джованни ин Латерано, равно как того же рода произведения Джентиле в других местах (например, в венецианском Палаццо Дожей) погибли. О его даровании можно получить представление только по немногим дошедшим до нас станковым картинам его работы, из которых самые замечательные — «Поклонение волхвов» (один из лучших образцов интернациональной готики), «Коронование Марии» и «Бегство в Египет».

Их главные достоинства — оживлённость композиции, тщательно разработанный, тонкий рисунок, благородство и экспрессивность фигур, свежесть красок.

Деликатностью моделировки лиц, нежной бледностью их карнации и умением одушевлять их чувством благочестия Джентиле напоминает фра Беато Анджелико.

Творчество Джентиле да Фабриано — типичный образец стиля интернациональной готики, для которого характерны утонченная элегантность, нарастание светских тенденций и интерес художника к натуралистическим деталям. В картинах Джентиле да Фабриано последняя черта проявляется в реалистической трактовке животных, птиц и растений.

ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ

Алтарь «Поклонение волхвов» мастер создал для капеллы Строцци церкви Санта-Тринита во Флоренции. Многолюдная красочная процессия изображена движущейся по направлению к переднему плану картины. Евангельская история о царях, пришедших поклониться Младенцу Христу, трактована здесь в духе средневекового рыцарского романа: одному из волхвов слуга подвязывает шпору, что подчеркивает принадлежность его хозяина к рыцарству, в картину вкраплены сценки охоты, а манеру многих персонажей держаться можно определить словом «куртуазная» — достаточно взглянуть, например, на служанок слева. Это произведение интересно рассматривать, потому что оно полно дивных подробностей, например Младенец Христос гладит по голове пожилого волхва, целующего Ему ножку. Среди пришедших издалека кого только нет — молодые и пожилые, рыцари и охотники. В картине присутствуют не только люди, но и животные — лев, гепард, обезьяны, сокол. Создается впечатление, что художник использовал сюжет еще и ради того, чтобы изобразить богатство ведомого ему мира.

Этот алтарный образ выписан чистыми, сияющими, словно драгоценности, цветами, и его декоративность усиливается вкрапленным то тут, то там золотом. Рама была изготовлена по рисунку самого мастера, который включил в нее небольшие изображения и до мелочей продумал декор.

Пределла алтаря состоит из трех живописных частей, представляющих «Рождество Христово», «Бегство в Египет» и «Принесение во храм». Историк искусства Виктор Ла­зарев писал: «В своем алтарном образе, самой красивой и праздничной картине раннего кватроченто, Джентиле изобразил уходивший с исторической сцены феодальный мир во всем его блеске, со всеми его внешне привлекательными чертами, в ореоле его «рыцарственной романтики».

Джентиле да Фабриано

Джентиле да Фабриано (итал. Gentile da Fabriano , собственно итал. Gentile di Niccolò di Giovanni Massi , ок.1370, Фабриано, провинция Анкона — сентябрь 1427, Рим) — итальянский живописец, крупнейший представитель интернациональной готики в Италии.

Содержание

Биография

Рос сиротой (мать умерла, отец ушёл в монастырь и вскоре также умер). Учился в своём родном городе у художника Аллегретто Нуци, которого наряду с Франческуччо Гисси считают основателем местной художественной школы в Фабриано. Вероятно, сблизился в юности с кем-нибудь из сиенских мастеров и быстро достиг большой известности.

Работал в Центральной Италии — в Брешии, Венеции, Флоренции, Сиене, Орвьето и в Риме, где с 1426 до самой смерти своей занимался украшением Латеранского собора фресками, изображающими сцены из жизни Иоанна Крестителя. После его смерти его младший современник и друг Пизанелло, которому Джентиле завещал свои рабочие инструменты, завершил роспись базилики (не сохранилась).

По одному из предположений, похоронен в римской церкви Санта-Мария-ин-Трастевере.

Творчество

Фрески в Сан-Джованни ин Латерано, равно как того же рода произведения Джентиле в других местах (например, в венецианском Палаццо Дожей) погибли. О его даровании можно получить представление только по немногим дошедшим до нас станковым картинам его работы, из которых самые замечательные — «Поклонение волхвов» (один из лучших образцов интернациональной готики), «Коронование Марии» и «Бегство в Египет».

Их главные достоинства — оживлённость композиции, тщательно разработанный, тонкий рисунок, благородство и экспрессивность фигур, свежесть красок. Деликатностью моделировки лиц, нежной бледностью их карнации и умением одушевлять их чувством благочестия Джентиле напоминает фра Беато Анджелико.

Джентиле имел значительное влияние на современную ему живопись, особенно на венецианскую, через своего ученика Якопо Беллини.

Литература

  • L’opera completa di Gentile da Fabriano/Emma Micheletti, ed. Milano: Rizzoli, 1976
  • De Marchi A. e.a. Gentile da Fabriano: studi e ricerche. Milano: Electa, 2006.

Ссылки

Джентиле да Фабриано на Викискладе ?
  • Джентиле да Фабиано в Artcylopedia
  • Джентиле на WGA.HU

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Харьковский, Александр Самуилович
  • Социальный конструкт

Смотреть что такое «Джентиле да Фабриано» в других словарях:

Джентиле да Фабриано — (Gentile da Fabriano), наст. имя Джентиле ди Никколо Масси Ок. 1370, Фабриано 1427, Рим. Итальянский живописец. Уроженец североитальянской провинции Марке. Работал в городах Марке, Венеции (1408 1412), Брешии (1414 1418), Флоренции (1422 1425),… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

ДЖЕНТИЛЕ ДА ФАБРИАНО — (Gentile da Fabriano) (ок. 1370 1427), итальянский живописец, работавший в стиле поздней готики. Его настоящее имя Джентиле ди Никколо ди Джованни Масси (Gentile di Niccol di Giovanni Massi); он родился между 1360 и 1370 в Фабриано в Умбрии.… … Энциклопедия Кольера

Джентиле Фабриано — «Поклонение волхвов», 1423, Уффици Джентиле да Фабриано (итал. Gentile da Fabriano, собственно итал. Gentile di Niccolò di Giovanni Massi, ок.1370, Фабриано, провинция Анкона сентябрь 1427, Рим) итальянский живописец, крупнейший представитель… … Википедия

Фабриано, Джентиле да — «Поклонение волхвов», 1423, Уффици Джентиле да Фабриано (итал. Gentile da Fabriano, собственно итал. Gentile di Niccolò di Giovanni Massi, ок.1370, Фабриано, провинция Анкона сентябрь 1427, Рим) итальянский живописец, крупнейший представитель… … Википедия

Фабриано Джентиле да — «Поклонение волхвов», 1423, Уффици Джентиле да Фабриано (итал. Gentile da Fabriano, собственно итал. Gentile di Niccolò di Giovanni Massi, ок.1370, Фабриано, провинция Анкона сентябрь 1427, Рим) итальянский живописец, крупнейший представитель… … Википедия

Фабриано — (Джентиле da Fabriano, 1370 1450, собственно Дж. ди Никколо ди Джованни ди Массо) итальянский живописец, учился в своем родном городе, Фабриано (в Умбрии), у незначительного художника Аллегретто Нуци, вероятно, сблизился в юности с кем нибудь из… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Фабриано Джентиле — (da Fabriano, 1370 1450, собственно Дж. ди Никколо ди Джованни ди Массо) итал. живописец, учился в своем родном городе, Фабриано (в Умбрии), у незначительного художника Аллегретто Нуци, вероятно, сблизился в юности с кем нибудь из других сиенских … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Портрет итальянского Ренессанса — Сандро Боттичелли. «Портрет юноши с медалью Козимо Медичи». 1470 1477. Уффици, Флоренция Портрет итальянского … Википедия

Пизанелло — Имя при рождении: Антонио ди Пуччо Пизано Дата рождения: ок. 1395 года Место рождения: Пиза Дата смерти: ок. 1455 года … Википедия

БЕЛЛИНИ — [итал. Bellini], семейство итал. художников XV в., представителей венецианской школы живописи. Якопо Б. Мадонна с Младенцем. Худож. Я. Беллини. Ок. 1450 г. (Галерея Уффици. Флоренция) Мадонна с Младенцем. Худож. Я. Беллини. Ок. 1450 г. (Галерея… … Православная энциклопедия

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: