Поклонение пастухов, якоб йорданс, 1618 - JEKATERINBURG.RU

Поклонение пастухов, якоб йорданс, 1618

Непревзойденный мастер изображения семейных торжеств и застолий: фламандский художник Якоб Йорданс

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Главный после Рубенса и Ван Дейка

Их было трое – великих фламандцев, на которых ориентировались все последующие поколения художников: Питер Пауль Рубенс, Антонис Ван Дейк и Якоб Йорданс. Последний, пережив своих коллег, стал на тот момент самым знаменитым и уважаемым мастером Северного Возрождения.

Якоб Йорданс родился 19 мая 1593 года в Антверпене, в семье богатого торговца. Он был старшим из одиннадцати детей – отец, продававший ткани и гобелены, мог себе позволить содержать большое семейство, к тому же, отправляя первенца учиться живописи к Адаму ван Ноорту, он рассчитывал, что впоследствии Якоб станет помощником в семейном деле.
Немного раньше ван Ноорт, довольно знаменитый живописец того времени, обучал Рубенса – который был старше Йорданса на 16 лет. Якоб получил, по-видимому, обычное для своего сословия образование – во всяком случае, он прекрасно разбирался в античной мифологии, обладал четким уверенным почерком и владел французским языком. Кстати, имя свое художник писал на французский манер – Jacques.

С 14 лет став частью семьи ван Ноорта, Якоб сблизился и с его домочадцами, а в 1616 году женился на дочери учителя Анне Катарине. В том же году молодой художник вступил в Гильдию Святого Луки – объединение представителей разных творческих профессий. Сделавшись частью этого закрытого клуба, Йорданс получил возможность открыть собственную мастерскую, набрать учеников, получать заказы на создание произведений – а также рассчитывать на помощь в случае потери трудоспособности. Статус домовладельца и семьянина давал преимущества в иерархии антверпенских мастеров, так что в 1618 году Якоб купил дом – в том самом районе города, где прошло его детство. Спустя двадцать лет художник расширил свои владения, приобретя и соседнее здание. Там, в просторном домовладении, где значительное пространство было отведено под мастерскую, и пройдет вся жизнь Якоба Йорданса, ставшего после смерти Рубенса и Ван Дейка главным и самым уважаемым из фламандских мастеров.

Что и как изображал Йорданс

Вопреки довольно распространенному тогдашнему обычаю, Йорданс не поехал в Италию изучать мастеров Ренессанса. Вместо этого он просматривал имеющиеся в его распоряжении гравюры, а также интересовался теми произведениями, что находились в Северной Европе. Творчество Йорданса испытывало серьезное влияние Рубенса, который часто привлекал своего более молодого коллегу к выполнению заказов, но речь не шла о простом копировании стиля, иначе не стать бы Якобу фигурой такого масштаба.

При сравнении полотен Рубенса и Йорданса – порой написанных на один и тот же сюжет – можно заметить, что работы последнего отличаются большим оптимизмом, жизнелюбием, выдержаны в теплых тонах, даже фигуры людей он старался изображать на холсте в натуральную величину, так грань между зрителем и происходящим на картине несколько стиралась, персонажи становились ближе, реальнее.

Другим мастером, оказавшим воздействие на формирование собственного стиля Йорданса, стал Караваджо, основатель реализма в живописи, один из самых влиятельных художников XVI-XVII веков. Молодой Йорданс вслед за итальянцем экспериментировал в технике кьяроскуро и тенеброссо, когда на картине особенно резко противопоставлялись свет и тень, отчего каждый предмет получал эффект объема. Несмотря на то, что Йорданс следовал за открытиями и внимательно присматривался к работам великих предшественников и современников, свою индивидуальность он не утрачивал – и был потому весьма востребован как художник на родине и за ее пределами.

Он много писал на библейские и мифологические темы, но не избегал и других направлений в живописи. Среди работ Йорданса значатся, например, натюрморты, причем над некоторыми картинами он работал с привлечением «узких» специалистов, как в случае с созданием «Мадонны с младенцем в венке из цветов», где цветочный орнамент создавал мастер натюрморта Андрис Даниэльс.
Йорданс активно использовал и труд своих учеников – которых только по официальным записям было пятнадцать. Среди вышедших из мастерской фламандца живописцев значился и его собственный сын, Якоб Йорданс младший, тоже оставивший после себя некоторое количество полотен.

Простые люди и «короли» на картинах Йорданса

Картины Йорданса может отличить от остальных полотен фламандцев даже не особенно сведущий человек – работы этого фламандца излучают оптимизм, прославляют красивую простоту человеческих отношений. Йорданс часто обращался к бытовому жанру, изображая сцены из жизни крестьян и бюргеров, часто – по мотивам пословиц, размещая на холсте много персонажей, наполняя картины грубоватым юмором. В нескольких произведениях на тему «бобового короля», например, отражается старинная игра, когда в пирог запекалось одно бобовое зерно, и тот, кому оно попадалось, становился «королем» вечера.

Даже мифологические, библейские сюжеты Йорданс воплощал с характерным реализмом и подчеркнутой чувственностью восприятия. Вдохновение художник черпал все там же – в толпе, в деревне, в работе ремесленников, в жизни простого народа. Порой библейские персонажи Йорданса кажутся списанными с обычных горожан – и это, судя по всему, так и было, художник частенько приглашал в качестве натурщиков своих антверпенских знакомых. Одновременно нельзя не заметить глубокий символизм его произведений. Например, на многих групповых портретах семей можно увидеть собаку, или попугая – как знак верности.

Йорданса ценили за то, что его произведения создавали настроение, атмосферу, причем некоторые из работ художника оказались причиной наложения штрафов – за еретические настроения и скандальное содержание картин.
И все же Якоб Йорданс был очень уважаемым и востребованным художником, среди его заказчиков значился даже король Англии Карл I, который поручил мастеру создание картин для резиденции в Гринвиче. В 1645 году Йорданс стал протестантом, но католическая церковь не перестала заказывать ему создание новых произведений.

Помимо живописных произведений, Йорданс оставил после себя несколько сотен рисунков, а также много занимался дизайном гобеленов, в то время самым прибыльным из всех видов искусства.
Прожив всю жизнь в Антверпене и практически не выезжая за его пределы, художник не получил международной известности, он и не искал ее. Якоб Йорданс скончался в 85 лет от болезни, называемой «английский пот», в один день с ним умерла и его дочь Елизавета, которая не раз позировала отцу и появилась на нескольких его полотнах. Жена Катарина к тому времени уже скончалась, и Йорданс был похоронен рядом с ней.

Картины Якоба Йорданса находятся в коллекциях всего мира, некоторое количество есть и в России. Одно из произведений, «Оплакивание Христа», было выкуплено императрицей Екатериной II и подарено ею Александро-Невской Лавре.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Знаменитый фламандец Якоб Йорданс

Знаменитый фламандец Якоб Йорданс

  • Добавить в закладки
  • Пригласить к обсуждению

Комментировать

Все комментарии (19)

комментирует материал 19.05.2015 #

Читайте также  Самые востребованные профессии будущего в россии и мире

Часть первая:) Продолжать ли экспозицию?

Продолжил в сообществе ТМВ

комментирует материал 19.05.2015 #

Оказывается, «праздник бобового короля» — его излюбленный сюжет. Я-то видел только эрмитажного, а их вон сколько.
А «Сусанна и старцы» — явно карикатура.

Кто его знает, что считал мастер:)))))))

Зачем же вы их убрали? Интересная картина. Веселит :)

Не люблю слишком длинные статьи. Делю на части. Продолжение экспозиции в ТМВ.

Спасибо, смотрел. И в «Забытых именах».

Когда-нибудь продлю удовольствие.

комментирует материал 19.05.2015 #


Красивые работы . Спасибо вам

Взаимно! Продолжение экспозиции в ТМВ.

Комментарий удален модератором Newsland

Творческая мастерская «Вдохновение»

Комментарий удален модератором Newsland

комментирует материал 17.03.2016 #

Велик и прекрасен!

комментирует материал 07.04.2016 #

комментирует материал 12.05.2016 #

комментирует материал 09.06.2016 #

События и мнения

  • Политика
  • Общество
  • Мир
  • Оружие
  • Религия
  • Наука
  • Происшествия
  • Спорт

Деловой мир

  • Экономика
  • Бизнес
  • Деньги
  • Недвижимость
  • Рынок труда
  • Потребительский рынок
  • Нефть и газ
  • Банки

Частные интересы

  • Культура
  • Путешествия
  • Технологии
  • Авто
  • Еда
  • Личная жизнь
  • Здоровье
  • Игры

  • Новости
  • Гайдпарк

Авторы Гайдпарка

Губернатор Нового Орлеана: Электричество вернется не ранее чем через месяц

Covid-free. У Шойгу опровергли информацию о заражениях на учениях «Запад-2021»

За кого вы будете голосовать на выборах в Госдуму?

Такие неглупые мужчины которых надо бы было называть «затоинтеллигенты»

Ради чего коммунисты идут на выборы?

Афган, ход конем?

Почему Путин единолично раздает звания Герой России и ордена?

Соглашения между Белоруссией и Россией — это первые шаги в фундаменте стратегического планирования.

Энергия создавать: Genesis запустил творческий марафон в соцсетях

Зарплата на украинском Донбассе втрое выше, чем на русском

Главное цивилизационное отличие

Мы в соцсетях
О Newsland
  • О портале
  • Правообладателям
  • Лицензионное соглашение
  • Редакция
  • Контакты
  • Мобильная версия
  • Технический партнер datahouse.ru
Пользователям
  • Пользовательское соглашение
  • Правила ведения блога
  • Правила размещения новостей
  • Правила комментирования
  • Как повысить рейтинг пользователя
  • Обратная связь
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
  • Рекламный отдел
  • Прайс-лист
  • TimeOut.ru
  • Film.ru
  • Zvezdi.ru
  • SportLiga.com

В соответствии с пользовательским соглашением редакция не несет ответственности за содержание материалов (новости, статьи, фото, видео, комментарии), которые размещают пользователи.
Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с редакцией и администрацией Newsland по вопросам контента и модерации.

  • Главные темы
  • Новости
  • Гайдпарк
  • Cообщества
  • Люди

Заказав эту услугу, Вас смогут все увидеть в блоке «Макспаркеры рекомендуют» — тем самым Вы быстро найдете новых друзей, единомышленников, читателей, партнеров.

Оплата данного размещения производится при помощи Ставок. Каждая купленная ставка позволяет на 1 час разместить рекламу в специальном блоке в правой колонке. В блок попадают три объявления с наибольшим количеством неизрасходованных ставок. По истечении периода в 1 час показа объявления, у него списывается 1 ставка.

Сейчас для мгновенного попадания в этот блок нужно купить 1 ставку.

Зарегистрированы в Newsland или Maxpark? Войти

ТУТ ЗАБАВНО

Авторизация на сайте

Свежие записи

  • Онлайн-казино PointLoto — прогрессивный джекпот
  • Как сделать омолаживающий макияж
  • Обладательница джекпота в 26 млн долларов постирала свой выигрышный билет в прачечной
  • Мир через микроскоп: интересные макрофотографии (15 фото)
  • Из-за чего и как Гоголь, Булгаков и другие русские поэты и писатели уничтожали свои рукописи

О сайте «Тут забавно»

Свежие комментарии

  • Смешные и нелепые ценники в магазинах — ZENNCLUB к записи Смешные и нелепые ценники в магазинах
  • Кристофер Вальц сыграет Михаила Горбачева в новом мини-сериале (10 фото) — ZENNCLUB к записи Кристофер Вальц сыграет Михаила Горбачева в новом мини-сериале (10 фото)
  • Деревенский юмор. Сельские приколы. Подборка №zabavatut-derevnya-14230311112020 — ZENNCLUB к записи Деревенский юмор. Сельские приколы. Подборка №zabavatut-derevnya-14230311112020
  • Заслужила — ZENNCLUB к записи Заслужила
  • Неловкие моменты из жизни. Подборка №zabavatut-moment-34130415122020 — ZENNCLUB к записи Неловкие моменты из жизни. Подборка №zabavatut-moment-34130415122020

Метки

Непревзойденный мастер изображения семейных торжеств и застолий: фламандский художник Якоб Йорданс

С картин фламандца Якоба Йорданса на зрителей смотрят, вопреки традициям Возрождения, не герои и небожители, а обычные люди. Вернее же сказать, не смотрят, потому что их внимание занято то игрой, то застольем, то интересной беседой. Этот художник изображал на холстах саму жизнь, и потому, наверное, его наследие не теряет актуальности на протяжении столетий.

Главный после Рубенса и Ван Дейка

Их было трое – великих фламандцев, на которых ориентировались все последующие поколения художников: Питер Пауль Рубенс, Антонис Ван Дейк и Якоб Йорданс. Последний, пережив своих коллег, стал на тот момент самым знаменитым и уважаемым мастером Северного Возрождения.

Автопортрет Йорданса в возрасте около 22 лет

Якоб Йорданс родился 19 мая 1593 года в Антверпене, в семье богатого торговца. Он был старшим из одиннадцати детей – отец, продававший ткани и гобелены, мог себе позволить содержать большое семейство, к тому же, отправляя первенца учиться живописи к Адаму ван Ноорту, он рассчитывал, что впоследствии Якоб станет помощником в семейном деле.
Немного раньше ван Ноорт, довольно знаменитый живописец того времени, обучал Рубенса – который был старше Йорданса на 16 лет. Якоб получил, по-видимому, обычное для своего сословия образование – во всяком случае, он прекрасно разбирался в античной мифологии, обладал четким уверенным почерком и владел французским языком. Кстати, имя свое художник писал на французский манер – Jacques.

Считается, что на портрете неизвестного художник изобразил своего учителя и тестя ван Ноорта

С 14 лет став частью семьи ван Ноорта, Якоб сблизился и с его домочадцами, а в 1616 году женился на дочери учителя Анне Катарине. В том же году молодой художник вступил в Гильдию Святого Луки – объединение представителей разных творческих профессий. Сделавшись частью этого закрытого клуба, Йорданс получил возможность открыть собственную мастерскую, набрать учеников, получать заказы на создание произведений – а также рассчитывать на помощь в случае потери трудоспособности. Статус домовладельца и семьянина давал преимущества в иерархии антверпенских мастеров, так что в 1618 году Якоб купил дом – в том самом районе города, где прошло его детство. Спустя двадцать лет художник расширил свои владения, приобретя и соседнее здание. Там, в просторном домовладении, где значительное пространство было отведено под мастерскую, и пройдет вся жизнь Якоба Йорданса, ставшего после смерти Рубенса и Ван Дейка главным и самым уважаемым из фламандских мастеров.

Я. Йорданс. Автопортрет с родителями, братьями и сестрами.

Что и как изображал Йорданс

Вопреки довольно распространенному тогдашнему обычаю, Йорданс не поехал в Италию изучать мастеров Ренессанса. Вместо этого он просматривал имеющиеся в его распоряжении гравюры, а также интересовался теми произведениями, что находились в Северной Европе. Творчество Йорданса испытывало серьезное влияние Рубенса, который часто привлекал своего более молодого коллегу к выполнению заказов, но речь не шла о простом копировании стиля, иначе не стать бы Якобу фигурой такого масштаба.

Я. Йорданс. Прометей прикованный

При сравнении полотен Рубенса и Йорданса – порой написанных на один и тот же сюжет – можно заметить, что работы последнего отличаются большим оптимизмом, жизнелюбием, выдержаны в теплых тонах, даже фигуры людей он старался изображать на холсте в натуральную величину, так грань между зрителем и происходящим на картине несколько стиралась, персонажи становились ближе, реальнее.

Читайте также  Купание красного коня, к. с. петров-водкин, 1912

Я. Йорданс. Сатир в гостях у крестьянина

Другим мастером, оказавшим воздействие на формирование собственного стиля Йорданса, стал Караваджо, основатель реализма в живописи, один из самых влиятельных художников XVI-XVII веков. Молодой Йорданс вслед за итальянцем экспериментировал в технике кьяроскуро и тенеброссо, когда на картине особенно резко противопоставлялись свет и тень, отчего каждый предмет получал эффект объема. Несмотря на то, что Йорданс следовал за открытиями и внимательно присматривался к работам великих предшественников и современников, свою индивидуальность он не утрачивал – и был потому весьма востребован как художник на родине и за ее пределами.

Я. Йорданс. Поклонение пастухов

Он много писал на библейские и мифологические темы, но не избегал и других направлений в живописи. Среди работ Йорданса значатся, например, натюрморты, причем над некоторыми картинами он работал с привлечением «узких» специалистов, как в случае с созданием «Мадонны с младенцем в венке из цветов», где цветочный орнамент создавал мастер натюрморта Андрис Даниэльс.
Йорданс активно использовал и труд своих учеников – которых только по официальным записям было пятнадцать. Среди вышедших из мастерской фламандца живописцев значился и его собственный сын, Якоб Йорданс младший, тоже оставивший после себя некоторое количество полотен.

Простые люди и «короли» на картинах Йорданса

Я. Йорданс. Одиссей в пещере Полифема

Картины Йорданса может отличить от остальных полотен фламандцев даже не особенно сведущий человек – работы этого фламандца излучают оптимизм, прославляют красивую простоту человеческих отношений. Йорданс часто обращался к бытовому жанру, изображая сцены из жизни крестьян и бюргеров, часто – по мотивам пословиц, размещая на холсте много персонажей, наполняя картины грубоватым юмором. В нескольких произведениях на тему «бобового короля», например, отражается старинная игра, когда в пирог запекалось одно бобовое зерно, и тот, кому оно попадалось, становился «королем» вечера.

Я. Йорданс. Бобовый король

Даже мифологические, библейские сюжеты Йорданс воплощал с характерным реализмом и подчеркнутой чувственностью восприятия. Вдохновение художник черпал все там же – в толпе, в деревне, в работе ремесленников, в жизни простого народа. Порой библейские персонажи Йорданса кажутся списанными с обычных горожан – и это, судя по всему, так и было, художник частенько приглашал в качестве натурщиков своих антверпенских знакомых. Одновременно нельзя не заметить глубокий символизм его произведений. Например, на многих групповых портретах семей можно увидеть собаку, или попугая – как знак верности.

Я. Йорданс. Бобовый король (другой вариант)

Йорданса ценили за то, что его произведения создавали настроение, атмосферу, причем некоторые из работ художника оказались причиной наложения штрафов – за еретические настроения и скандальное содержание картин.
И все же Якоб Йорданс был очень уважаемым и востребованным художником, среди его заказчиков значился даже король Англии Карл I, который поручил мастеру создание картин для резиденции в Гринвиче. В 1645 году Йорданс стал протестантом, но католическая церковь не перестала заказывать ему создание новых произведений.

Я. Йорданс. Четыре евангелиста

Помимо живописных произведений, Йорданс оставил после себя несколько сотен рисунков, а также много занимался дизайном гобеленов, в то время самым прибыльным из всех видов искусства.
Прожив всю жизнь в Антверпене и практически не выезжая за его пределы, художник не получил международной известности, он и не искал ее. Якоб Йорданс скончался в 85 лет от болезни, называемой «английский пот», в один день с ним умерла и его дочь Елизавета, которая не раз позировала отцу и появилась на нескольких его полотнах. Жена Катарина к тому времени уже скончалась, и Йорданс был похоронен рядом с ней.

Я. Йорданс. Автопортрет с женой и дочерью Елизаветой

Автопортрет Якоба Йорданса в возрасте около 56 лет

Картины Якоба Йорданса находятся в коллекциях всего мира, некоторое количество есть и в России. Одно из произведений, «Оплакивание Христа», было выкуплено императрицей Екатериной II и подарено ею Александро-Невской Лавре.

Поклонение пастухов (картина Йорданса)

Якоб Йорданс
Поклонение пастухов. около 1615
Холст, масло. 89 × 112 см
Коллекция Лихтенштейнов, Вена
(инв. GE 2478 )

«Поклонение пастухов» — картина фламандского художника Якоба Йорданса, написанная около 1615 года по сюжету, описанному в Евангелие от Луки (Лк. 2: 15-20). Одно из самых ранних произведений мастера. 2010 году полотно приобрёл князь Хансом-Адамом II для Княжеского собрания Лихтенштейнов.

Содержание

  • 1 Сюжет
  • 2 Описание
  • 3 Происхождение
  • 4 Выставки
  • 5 Примечания
  • 6 Литература

Сюжет [ править | править код ]

За основу сюжета взята сцена, описанная в Евангелие от Луки:

В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях

Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдём в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чём возвестил на Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сём. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своём

Описание [ править | править код ]

Картина написана около 1615 года на холсте, размером 98 х 112 см. Помимо Иисуса, Марии и Иосифа на холсте изображены трое пастухов, пришедшие поклониться Младенцу, а также пожилая пара и молодой человек пристально смотрящий на зрителя. Художник использовал несколько источников света: свечение, исходящее от пелёнок Младенца, от свечи в руках у одно из пастухов и естественный свет, пробивающийся через арку на заднем плане. Искусствовед Александра Ханцль отмечает «Разные источники света создают экспрессивные контрасты светотени, что указывает на сильное влияние караваджизма» [2] .

В 2015 году почтовой службой Лихтенштейна была выпущена марка с этой картиной, достоинством в 1 швейцарский франк [3] .

Происхождение [ править | править код ]

Имя заказчика картины неизвестно. В 2003 году «Поклонение пастухов» было выставлено на продажу аукционным домом «Nice-Encheres» в Ницце с атрибуцией «произведение неизвестного художника». Картину приобрёл французский антиквар Жак Леегенхук. Затем полотно находилось в частной коллекции в США, а в 2010 году его приобрёл князь Ханс-Адам II для Княжеского собрания Лихтенштейнов. После атрибуции в пользу Йорданса, картина является одним из самых ранних произведений художника [2] .

Якоб Йорданс

Jacob Jordaens

Якоб Йорданс

Jacob Jordaens

  • Дата рождения: 19 мая 1593 г. ; Antwerp, Belgium
  • Дата смерти: 18 сентября 1678 г. ; Antwerp, Belgium
  • Национальность:фламандец
  • Направление:Барокко
  • Школа/группа:Фламандская школа , Антверпенская школа
  • Сфера:живопись
  • Испытал влияние:Караваджо
  • Оказал влияние:Адам ван Ноорт
  • Учителя:Адам ван Ноорт , Питер Пауль Рубенс
  • Семья и родственники:Адам ван Ноорт
  • Википедия:ru.wikipedia.org/wiki/Йорданс,_Якоб

Заказать
репродукцию

Якоб Йорданс (нидерл. Jacob Jordaens) (19 мая 1593, Антверпен — 18 октября 1678, Антверпен) — фламандский художник, один из выдающихся представителей фламандского барокко.

Якоб Йорданс родился в 1593 первым из одиннадцати детей в семье богатого торговца тканями Якоба Йорданса старшего и его жены Барбары. С 1607 г. учился у Адама ван Ноорта, как и Рубенс, с которым он сотрудничал. В 1616 вступил в Гильдию Св. Луки и в том же году женился на дочери учителя Анне Катарине ван Ноорт. В 1618 году купил дом в районе Антверпена, где прошло его детство. В этом доме, расширенном в 1639, он устроил мастерскую и провёл практически всю жизнь.

На его творчество большое влияние оказал Рубенс, который привлекал Йорданса к своим работам, а также такие художники как Стен и Снейдерс.

Автор статьи в Большой советской энциклопедии Н. Смольская отмечает: «В искусстве Йорданса с большой силой выявлены народные основы и реалистические устремления фламандской школы, такие её черты, как ярко чувственное восприятие жизни, мощная лепка форм кистью, неиссякаемый оптимизм. Вместе с тем в творчестве Йорданса значительную роль играли связи со старой нидерландской традицией и с наследием Караваджо».

Помимо картин Йорданс писал картоны для гобеленов. Также сохранилось несколько сотен его рисунков.

Описывая творческий путь художника Н. Смольская пишет: «В ранних произведениях Йорданса („Семейный портрет“, около 1615, Эрмитаж; „Поклонение пастухов“, 1618, Национальный музей, Стокгольм) родственны караваджизму плебейская характерность фигур, тесно сгруппированных на переднем плане, подчёркнутая материальность предметов, контрастная светотень. В лучших картинах Йорданса, выполненных в 1620—1630-х гг. („Воспитание Юпитера“, 1620, Картинная галерея, Кассель; „Семейный портрет“, около 1622—24, Прадо, Мадрид; „Аллегория плодородия“, около 1625—28, Музей старинного искусства, Брюссель; „Бобовый король“, 1638, Эрмитаж), определились особенности его реализма — пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, крепким тяжеловесным фигурам и сочным деталям, предпочтение бытовому жанру и жанровой трактовке религиозных и мифологических тем, энергичная и сильная плотная живопись с преобладанием звучных тёплых тонов».

После смерти Рубенса в 1640 году Йорданс стал самым популярным художником Антверпена, по сути, единственным представителем «большого стиля» (Антонис Ван Дейк скончался в декабре 1641 года, а Снейдерс работал практически исключительно в жанре «роскошного натюрморта»).

О популярности художника свидетельствует тот факт, что даже после его обращения в 1645 г. к протестантизму католическая церковь продолжала заказывать ему работы.

Именно к Йордансу обратились представители английского короля Карла I с заказом на оформление резиденции в Гринвиче. Йордансу заказали 22 картины для кабинета королевы Генриэтты-Марии во дворце Квинс-хаус за 680 фунтов стерлингов (6800 флоринов), художник выполнил только 8 из них. Изначально заказ планировалось отдать Рубенсу. Написанные Йордансом картины не сохранились.

В 50-х годах XVII века Йорданс сотрудничает с Оранской династией, создавая, по мнению авторов статьи в БСЭ, «парадные, перегруженные фигурами композиции, в которых иногда чувствуются напыщенность и ложный пафос» (панно «Триумф принца Фридриха Генриха Оранского», 1652, дворец Хёйс-тен-Бос, Гаага», написанное по заказу вдовы принца Амалии Сольмс-Браунфельсской).

В 1650-х годах на смену ярким краскам в творчестве Йорданса приходит серо-голубая палитра, временами переходящая к коричневым тонам.

В 1661 году Йорданс получил заказ на картину для амстердамской ратуши.

У Йорданса было много учеников. С 1621 по 1667 годы в Гильдии св. Луки официально было зарегистрировано 15 учеников.

Йорданс умер от загадочной болезни «английский пот» (нидерл. zweetziekte или нидерл. polderkoorts) 18 октября 1678 года, в один день со своей дочерью Елизаветой. Их похоронили вместе под одним надгробием на протестантском кладбище в деревне Путте (провинция Антверпен, Бельгия), где уже была похоронена жена художника Катарина.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: