Поклонение пастухов, джорджоне - JEKATERINBURG.RU

Поклонение пастухов, джорджоне

Реставрация Себастьяно дель Пьомбо

Работники Института Гамильтона Керра (Hamilton Kerr Institute) – реставрационного подразделения кембриджского Музея Фицуильяма (Fitzwilliam Museum) – завершили продлившуюся десять лет реставрацию картины «Поклонение пастухов» итальянского художника эпохи Высокого Возрождения Себастьяно дель Пьомбо (около 1485 – 1547).

При рождении художника звали Себастьяно Лучиани. Он был уроженцем Венеции и поначалу начал карьеру музыканта. Даже добился успеха виртуозной игрой на лютне. Но потом Себастьяно решил учиться живописи и поступил в ученики к Джованни Беллини. Следующим учителем Себастьяно стал Джорджоне. Влияние Джорджоне на ученика проявилось столь сильно, что многие ранние работы Себастьяно дель Пьомбо считались принадлежащими Джорджоне. Начали их путать еще современники. Фигуры людей у Себастьяно выходили «настолько близкими к манере Джорджоне, что люди, мало понимающие в искусстве, часто принимали их за произведения самого Джорджоне», рассказывает Джорджо Вазари (здесь и далее «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» цитируются в переводе А. И. Венедиктова и А. Г. Габричевского). Но и потом в течение многих столетий квалифицированные искусствоведы затруднялись в определении авторства произведений Себастьяно дель Пьомбо.

Автопортрет Себастьяно дель Пьомбо

К молодому художнику пришла известность, и могущественный сиенский банкир Агостино Киджи пригласил его работать в Рим. Себастьяно делал росписи на стенах римского дворца Киджи, выполнял другие заказы. Он «заслужил себе в Риме величайшее признание, поскольку он у Джорджоне научился очень мягкому колориту», и стал считаться соперником работавшего в те же годы Рафаэля. Интересно, что Себастьяно близко сошелся с Микеланджело, который даже подготовил эскизы для нескольких выполненных им настенных росписей.

Фрагмент фрески Себастьяно дель Пьомбо в римской церкви Сан Пьетро ин Монторио (с 1517)

После смерти Рафаэля «первое место в искусстве живописи было единодушно и повсеместно присуждено Себастиано», но художник отличался от многих своих коллег тем, что работал очень медленно. Сохранились рассказы о заказчиках, которые, потеряв терпение, передавали подряд на роспись стен другим художникам, и о монахах, сломавших леса у стен церкви, которые мешали им совершать богослужения. Портреты Себастьяно писал быстрее, чем настенные росписи. Возможно, поэтому именно портреты больше всего прославили этого художника в истории. Сохранили выполненные им портреты Пьетро Аретино, папы Климента VII, Джулии Гонзага, Христофора Колумба и другие.

Портрет Андреа Дориа работы Себастьяно дель Пьомбо

В 1531 году Себастьяно получил доходную должность хранителя печати при папском дворе, откуда и пошло его прозвище дель Пьомбо (piombo «свинец, печать»). Работать после этого он стал еще медленнее и еще меньше. С одной стороны некоторое время у него отнимало выполнение служебных обязанностей, например, он сопровождал папу в поездках. С другой, он стал достаточно обеспечен и ему уже не нужно было рисовать, чтобы заработать на жизнь. Вазари рассказывает: «Видя, что он имеет возможность удовлетворить свои желания, ни разу не дотронувшись до кисти, он стал предаваться отдохновению и возмещать прежние свои разгульные ночи и трудовые дни, наслаждаясь покоем и достатком. Когда же ему приходилось выполнять какой-нибудь заказ, он брался за работу с таким же чувством, с каким отправляются на смерть. Себастиано из человека старательного и деятельного превратился в беспечнейшего неряху и что, работая без устали, пока длилось его соперничество с Рафаэлем и пока он жил в нужде, он стал поступать как раз наоборот, как только приобрел достаток».

Следует, однако, заметить, что Себастьяно дель Пьомбо отнюдь не все время проводил в безделье. Он, по словам Вазари, изобрел способ писать маслом по каменным стенам. А позднее начал применять такой метод для написания картин на каменных плитах, заключенных в каменные рамы. «Людям это очень понравилось, так как казалось, что таким способом картины будут вечными и что ни огонь, ни червоточина не смогут им повредить», правда написанные таким образом картины были настолько тяжелыми, что их было почти невозможно сдвинуть с места. Другие художники не могли найти рецепт масляных красок для живописи по камню, чтобы изображения со временем не тускнели. Также Себастьяно дель Пьомбо сумел применить созданные им рецепты для работы по серебру, меди и другим металлам.

С изобретением Себастьяно дель Пьомбо связан его конфликт с Микеланджело. Себастьяно убедил папу римского приказать, чтобы Микеланджело писал «Страшный суд» в Сикстинской капелле маслом, по изобретенному им рецепту. В результате, без ведома Микеланджело, стены капеллы подготовили для такой росписи. Но Микеланджело заявил, что «иначе как фреской делать этого не будет и что масляная живопись – искусство для женщин и для богачей и лентяев, подобных фра Себастиано». Он приказал сбить всю штукатурку и оштукатурить стены заново, уже для фрески.

Картина «Поклонение пастухов» из Музея Фицуильяма – одна из тех работ Себастьяно дель Пьомбо, которые долгое время считались произведениями Джорджоне. Она впервые упоминается в 1724 году в описании коллекции герцога Орлеанского. Во время Великой Французской революции коллекция была конфискована и в 1800 году картину продали на аукционе в Лондоне. Покупателем стал виконт Ричард Фицуильям, который спустя 16 лет основал музей при Кембриджском университете, куда попала и его коллекция живописи. Лишь в 1913 году искусствоведы пришли к выводу, что автором картины был дель Пьомбо, а не Джорджоне, так как в ней имеются черты как венецианской школы, так и римской.

Вид картины «Поклонение пастухов» до реставрации

Картина 70 лет находилась в хранилище музея, поскольку состояние живописи не позволяло ее выставлять. При исследовании в рентгеновских и инфракрасных лучах оказалось, что на изначальном изображении работы дель Пьомбо лежит толстый красочный слой от позднейших поправок и попыток реставрации. Причем первоначальная краска под этим слоем была значительно повреждена. Прошли долгие дискуссии о том, есть ли шанс реставрировать картину или же при снятии верхних слоев краски она будет окончательно погублена. В конце концов, реставраторы из Института Гамильтона Керра решили, что, с одной стороны, достаточное количество первоначальной живописи сохранилось, а с другой, что позднейшие исправления слишком сильно отличаются от работы дель Пьомбо по цвету и исполнению, чтобы можно было считать их допустимой заменой. В 2006 году работа над картиной была начата.

Когда с картины был удален пожелтевший лак и верхние слои краски, ученые обнаружили, что оригинальный красочный слой был поврежден не из-за случайных обстоятельств, а после неудачно проведенного перенесения живописи с деревянной панели на холст. Вероятно, это было сделано, когда картина находилась в коллекции герцога Орлеанского. В то время такой способ реставрации применялся, хотя и был весьма рискованным. Небольшие участки живописи просто срезались с дерева и переносились на холст, участки большей площади укреплялись спереди специально приклеенной тканью, затем удалялось дерево и снизу подводился холст, а верхняя ткань тщательно удалялась. В случае ошибки реставратора крупные фрагменты живописи могли быть утрачены.

Картина после снятия поздних слоев живописи

В таких случаях картины восстанавливали, смывая краску с поврежденного участка и заполняя лакуны заново. Неудачная реставрация «Поклонения пастухов» произошла, видимо, около 1750 года. Но до этого события с картины была написана копия, которая хранится в Лувре. Наличие этой копии сделало возможным более точное восстановление живописи дель Пьомбо в XXI веке.

Реставраторы взяли микропробу краски с платья Марии и изучили ее под микроскопом. Поперечный срез красочного слоя показал, как Себастьяно дель Пьомбо создавал сложную конструкцию из красок, накладывая сначала розовый, а затем синий пигмент. Установили состав используемых им красок. Все это позволило максимально точно воссоздать утраченные фрагменты.

Реставратор заполняет утраченные фрагменты картины

Картина после реставрации

Директор Института Гамильтона Керра Руперт Фетерстон говорит: «Мы реставрировали более 3000 картин за последние сорок лет, но Себастьяно стал одним из наших крупнейших проектов. Некоторые могли бы сказать, что картину следовало сохранить как археологическую реликвию, но я думаю, что мы приняли верное решение восстановить ее, чтобы она мог быть признана шедевром эстетически и исторически. Научное исследование, проведенное, чтобы помочь нашему пониманию техники художника, сыграло ключевую роль в возможности воссоздать картину».

Читайте также  Самые интересные музеи москвы: список известных, популярных и лучших

Восстановленное «Поклонение пастухов» Себастьяно дель Пьомбо стало в Музее Фицуильяма экспонатом июня. Теперь его можно увидеть в Цветочной галерее музея.

Джорджоне – картины художника эпохи возрождения

Джорджо да Кастельфранко, прозванный Джорджоне (Кастельфранко Венето, 1477/1478 — Венеция, 1510), за десять лет творчества радикально изменил способ «делать живопись» — «far pittura» — в том, что касается как содержания, так и внешнего выражения, заложив тем самым основы венецианской живописи XVI в. и став надолго ориентиром для художников последующих эпох.

Первые произведения — Поклонение пастухов (Национальная галерея искусства, Вашингтон), Алтарь Кастельфранко (1505), портрет Лаура (1506) — обнаруживают отход от пространственных норм кватроченто ради установления нового соотношения между фигурами и природой, реализуемого в живописи «тона»: таким образом, цвет становится конструктивным элементом композиции, прямо связывая «живые и природные вещи… без применения рисунка», как определяет это Вазари.

В 1508 г. Джорджоне написал фреску на фасаде венецианского Фондако деи Тедески, стоящего на Большом канале, от которой сохранился фрагмент с Молодой обнаженной (1508).

Периодом 1506—1510 гг. датируются такие кардинальные по своему значению работы, как Спящая Венера (1508—1510), Сельский концерт (ок. 1510), Гроза (ок. 1506) и Три философа (ок. 1508); сюжеты двух последних, ощутимо мистических по своему образному звучанию, остаются еще не разгаданными.

Из круга работ, приписываемых кисти Джорджоне или связанных с ним, — их почти два десятка — особенно заслуживают внимания Христос, несущий крест (Сан-Рокко, Венеция), Юноша со стрелой (Музей истории искусства, Вена), Заход солнца (Частное собрание, Лондон), Мужской портрет (ок. 1508, Художественная галерея, Сан-Диего, Калифорния).

Заход солнца ( 1506-1510, Частное собрание, Лондон)

Мужской портрет (ок. 1508, Художественная галерея, Сан-Диего, Калифорния)

Обнаженная молодая женщина (1508, Фондако деи Тедески)

Поклонение королей (1506)

Поклонение пастухов (Национальная галерея искусства, Вашингтон)

Портрет Лаура (1506)

Святое семейство (Мадонна Бенсон) (1500)

Сельский концерт (ок. 1510)

Спящая Венера (1508-1510)

Три возраста Человека (1500-1501)

Три философа (ок. 1508)

Христос, несущий крест (1506-1507,Сан-Рокко, Венеция)

Юноша со стрелой (1506,Музей истории искусства, Вена)

Ваш комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Поклонение пастухов — Джорджоне

В отличие от многих своих современников, венецианских мастеров, Джорджоне не писал больших многофигурных композиций. В своих произведениях он был немногословен, суть выражал внутренним ассоциативным осмыслением сюжета, часто давая зрителю возможность самому додумать и понять картину.

В «Поклонении пастухов» помимо обязательных фигур Святого семейства и коленопреклоненных пастухов значительное место занимает пейзаж — не просто фон, а активный участник действия. Его уходящая в глубину перспектива на горизонте замыкается голубыми горами, что создает естественное ощущение пространства и воздуха.

Особая роль у освещения, которое стало иным: ясная чистота раннего утра, характерная для работ кватроченто, сменилась неярким послеполуденным светом, что придает картине большую цельность и объемность. Темно-коричневый тон пещеры красиво и контрастно подчеркивает цвета одежд Иосифа, Марии и двух пастухов, чьи согнутые спины плавно и ритмично повторены в овальных линиях, очерчивающих вход в пещеру, возле которого расположены герои.

О деятельности художника сохранилось очень мало документов. Не обнаружено ни одной подписной картины Джорджоне, некоторые из его неоконченных произведений известны сегодня только по гравюрам и копиям. Атрибуция работ мастера представляет достаточно сложную проблему, вызывавшую споры среди историков искусства начиная с XVI столетия.

Сегодня большинство исследователей склонны считать, что автор «Поклонения волхвов» — именно Джорджоне, хотя в XX веке по этому поводу было много дискуссий.

Похожие описания:

Поклонение пастухов — Якопо Тинторетто Картина Якопо Тинторетто «Поклонение пастухов». Размер картины 542 x 455 см, холст, масло. В некоторых из работ цикла Сан Рокко особенно ясно выступает народная подоснова.

Поклонение пастухов — Антон Рафаэль Менгс Полотно «Поклонение пастухов» написано Менгесом в Риме специально для испанской коллекции. В этом значительном для понимания творчества художника произведении хорошо видно влияние на его работы.

Поклонение пастухов — Рембрандт Харменс Ван Рейн В ВИФЛЕЕМЕ ПАСТУХИ и другой простой люд обступили Иисуса, лежащего в яслях. Свет от фонаря, который держит один из пастухов, очень слаб по сравнению с.

Поклонение пастухов — Жан Оноре Фрагонар Брак Фрагонара был вполне счастливым. Это подтверждают многочисленные семейные сценки, написанные художником. Среди них много детских портретов — и законченных, как «Мальчик в костюме Пьеро».

Дева Мария с младенцем на фоне пейзажа — Джорджоне Картина «Дева Мария с младенцем на фоне пейзажа» написана венецианским художником Джорджоне в самом начале 16 века, ориентировочной датой создания считается 1503 год. Размер картины.

Поклонение пастухов — Якопо Бассано Работы Якопо Бассано, чья живопись относится к венецианской школе, — красочные, многофигурные и наполненные движением. В них присутствуют черты маньеризма и заметно веяние барокко, хотя.

Поклонение пастухов — Эль Греко Поклонение пастухов — один из эпизодов рождения Иисуса Христа, описание которого было представлено в Новом Завете. Пастухи были впервые упомянуты в священном писании, когда к.

Поклонение пастухов — Якоб Йорданс Около 1618 года молодой Якоб Йорданс пишет «Поклонение пастухов». Богоматерь в представлении Йорданса — здоровая, красивая молодая женщина; уверенным, привычным жестом она поддерживает завернутого в.

Поклонение пастухов (Алтарь Портинари) — Хуго ван дер Гус Мастер Северного Возрождения Хуго ван дер Гус умел отразить в своих произведениях окружающий мир со всеми его подробностями и в то же время взглянуть на.

Поклонение пастухов — Андреа Мантенья Творчество Мантеньи являет крупного, по сути, первого по-настоящему ренессансного мастера в Северной Италии. События христианской истории Мантенья воспринимает как что-то очень близкое, поэтому в его.

Церера — Джорджоне Картина «Церера» венецианского художника Джорджоне. Размер работы мастера 75 x 55 см, дерево, перенесена на холст, темпера. Картина написана предположительно в конце первого десятилетия 16.

Поклонение пастухов — Доменико Гирландайо На творчество Доменико Гирландайо — мастера Раннего Итальянского Возрождения серьезное влияние оказало изучение античного искусства, а также искусства нидерландских мастеров XV в. и прежде всего.

Поклонение пастухов — Мартин Шонгауэр Мартин Шонгауэр — один из величайших мастеров европейского искусства XV в. Наибольшую известность он приобрел как гравер. В живописи творчество художника ознаменовало переход от традиций.

Мадонна да Кастельфранко — Джорджоне Алтарная работа «Мадонна на троне со святым Франциском и святым Либералом из Тревизо» или «Мадонна да Кастельфранко» написана венецианским художником Джорджоне приблизительно в период с.

Автопортрет — Джорджоне Автопортрет Джорджоне, картина написана художником в достаточно зрелом возрасте. Размер портрета 52 x 43 см, холст, масло. Точная дата создания портрета неизвестна. Вероятно, автопортрет в.

Три возраста жизни — Джорджоне Картина «Три возраста жизни» итальянского художника Джорджоне. Размер работы мастера 62 x 77 см, дерево, темпера. Точная дата создания этой, по существу, групповой портретной работы.

Старуха — Джорджоне Картина «Старуха» или «Портрет пожилой женщины» венецианского художника Джорджоне. Размер портрета 68 x 59 см, холст, масло. Картина написана предположительно около 1509 года. Портреты составляют.

Портрет юноши — Джорджоне Картина «Портрет юноши» создана итальянским художником Джорджоне приблизительно в середине первого десятилетия. Размер картины 58 x 46 см, холст, масло. Для Джорджоне характерно, что его.

Закат — Джорджоне Пейзаж «Закат» создан итальянским художником Джорджоне после 1506 года. Размер картины 73 x 91,5 см, холст, масло. С 1505 года начинается период творческой зрелости мастера.

Читайте также  Самые лучшие романтические комедии (список популярных)

Лаура — Джорджоне Портрет «Лаура» или «Портрет молодой женщины» написан художником около 1506 года. Размер картины 41 x 34 см, холст, наклеенный на дерево, масло. Мягкость светотеневой лепки.

Воин со своим оруженосцем — Джорджоне Картина «Воин со своим оруженосцем» написана итальянским художником Джорджоне в период 1508-1510 годов. Размер картины мастера 90 x 73 см, холст, масло. Полотно живописца «Воин.

Мадонна с младенцем, святые Рок и Антоний Падуанский — Джорджоне Картина «Мадонна с младенцем, святые Рок и Антоний Падуанский» создана итальянским художником Джорджоне приблизительно в первые годы 16 столетия. Точная дата написания картины неизвестна. Размер.

Читающая мадонна — Джорджоне Картина «Читающая мадонна» итальянского художника Джорджоне. Размер работы мастера 76 x 60 см, дерево, масло. Точная дата создания этого образа Пресвятой Девы Марии неизвестна. Картину.

Знамение пастухов — Иоахим Эйтевал Точная дата создания картины «Знамение пастухов» не установлена, она написана голландским художником Иоахимом Эйтевалом приблизительно в конце последнего десятилетия 16 века и начале первого десятилетия.

Юдифь — Джорджоне Картина «Юдифь» написана венецианским художником Джорджоне, ориентировочной датой создания считается 1504 год. Размер картины 144 x 67 см, дерево, масло, перенесено на холст. Работа художника.

Портрет Антонио Броккардо — Джорджоне Портрет «Антонио Броккардо» создан художником Джорджоне предположительно после 1508 года. Размер картины 73 x 54 см, холст, масло. Портреты Джорджоне являются своеобразным синтезом идеального и.

Сельский концерт — Джорджоне Картина «Сельский концерт» или «Концерт под открытым небом» венецианского художника Джорджоне. Размер работы мастера 110 x 138 см, холст, масло. Художник в картине «Сельский концерт».

Мадонна с младенцем в пейзаже — Джорджоне-Барбарелли-да Кастельфранко В этой маленькой картине безусловные достоинства сочетаются с явными недостатками. Она не раз вызывала замешательство и споры среди специалистов. В последнее время большинство исследователей склонны.

Три философа — Джорджоне Картина «Три философа» итальянского художника Джорджоне. Размер работы мастера 124 x 145 см, дерево, масло. Как упоминалось, интерес к портретной заостренности не характерен для творчества.

Спящая Венера — Джорджоне Картина «Спящая Венера» венецианского художника Джорджоне. Размер работы мастера 108 x 175 см, холст, масло. Завершается творчество Джорджоне двумя произведениями — дрезденской «Спящей Венерой» и.

Буря — Джорджоне «Буря» — одна из известнейших картин венецианского художника Джорджоне. В настоящее время хранится в Галерее Академии в Венеции. Джорджоне не дал этой картине названия. Около.

Святое семейство — Джорджоне Картина «Святое семейство» или «Мадонна Бенсон» написана венецианским художником Джорджоне приблизительно в период с 1500 по 1505 год. Святое семейство — в христианских представлениях семья.

Антонио Броккардо — Джорджоне Портреты Джорджоне являются своеобразным синтезом идеального и живого конкретного человека. Один из наиболее характерных — его замечательный портрет Антонио Броккардо. В картине безусловно, точно и.

Поклонение волхвов — Эль Греко В восемнадцатом веке эту картину приписывали Джованни Ланфрансо, а позже семейству Баззано. С 1951 года было официально принято авторство Эль Греко, тем не менее, все.

Испытание Моисея огнем — Джорджоне Картина «Испытание Моисея огнем» создана венецианским художником Джорджоне приблизительно в 1502-1505 годах. Размер картины 89 x 72 см см, дерево, масло. Ранние работы художника в.

Эрминия у пастухов — Карл Брюллов В петербургской Академии художеств, где 12 лет учился Брюллов, классицизм был альфой и омегой; на него равнялись, его насаждали. Но правоверным классицистом Брюллов так и.

Поклонение волхвов — Питер Рубенс Очень известный сюжет из Евангелия от Матфея о поклонении волхвов новорожденному Иисусу Христу также очень популярен и в живописи. Этого сюжета так или иначе касались.

Поклонение волхвов — Мазаччо Изначально эта картина составляла часть Пизанского полиптиха, самого значительного заказа, который получил Мазаччо. «Поклонение волхвов» было центральной панелью пределлы — нижнего ряда картин, расположенных под.

Поклонение имени Христа — Эль Греко После успеха «Эсполио», найдя в Толедо семью, друзей и покровителей, Эль Греко мог и дальше спокойно работать в этом городе. Однако мечта получить заказ в.

Поклонение волхвов — Альбрехт Дюрер Алтарь «Поклонение волхвов» — один из самых прекрасных алтарей Северного Ренессанса. Сцену поклонения Младенцу и Мадонне Дюрер всегда стремился показать в яркий солнечный день. Тусклые.

Поклонение пастухов, джорджоне

(15) Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.

(16) И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.

Строго говоря, Лука ничего не сообщает о поклонении пастухов: они лишь «нашли» Младенца и затем разгласили о его рождении («Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем». Лк. 2:17).

Сюжет Поклонение пастухов был введен в художественный канон под влиянием пиетизма францисканцев. В глазах Франциска Ассизского, обручивше­гося с Госпожой Св. Бедностью, исповедовавшего культ бедности (« Sancta paupertas confundit cupiditaten et avaritiam et curas huius saeculi » [лат. — «Святая Бедность прогоняет алчность, и скупость, и мирские заботы»]), беднейшие из людей были самыми блаженными, поскольку именно им — то- есть бедным пастухам — впервые была возвещена благая весть и именно они первыми пришли поклониться Младенцу, рожденному в бедности. Таким образом, в Италии, на родине этого проповедника «святой бедности», сюжет Поклонение пастухов получил наибольшее распространение; его стали изображать с XIV века. Бедность пастухов в изображении художников порой доходила до крайности (Джорджоне).

Джорджоне. Поклонение пастухов (ок. 1503). Вашингтон. Национальная галерея ис­ кусств.

К северу от Италии этот сюжет стал составной частью сюжета Поклонение Младенцу. В таком контексте пастухи поначалу изображались лишь с любопыт­ством взирающими на происходящее в хлеву, но позднее они, вместе с Марией и Иосифом, также стали изображаться поклоняющимися Младенцу.

Пастухов может быть от двух (Джорджоне) до четырех (Фуке),

Жан Фуке. Рождение Христа (Часослов Этьена Шевалье) (1450—1460). Шантийи. Музей Конде.

но наиболее традиционно они предстают втроем (по аналогии с волхвами; см. ПОКЛОНЕ­НИЕ ВОЛХВОВ) (Гирландайо).

Доменико Гирландайо. Поклонение пастухов (1485). Флоренция. Церковь Санта Тринита.

Их дары, хотя и не перечислены Лукой, по традиции связаны с сельским бытом, в частности, это ягненок (порой со связанными ногами) — символ христианского жертвенного агнца. Иногда один из пастухов несет ягненка на плечах — по образу Доброго Пастыря ( Гирлан­дайо ). В искусстве XVII века символы сельского труда и его плодов расширяют­ся — пастухи несут домашнюю птицу, крынку молока, корзину яиц и так далее. Среди атрибутов пастухов часто изображается пастушеский посох — аллюзия на пасторский посох.

Часто среди атрибутов пастухов фигурирует флейта (Гуго ван дер Гус, Берлин-Далем).

Гуго ван дер Гус. Рождение Христа (Алтарь Портинари) (1476—1478). Флоренция. Галерея Уффици .

В XVI и особенно в XVII веке продольная флейта заменялась волынкой ( Бассано ).

Якопо Бассано. Поклонение пастухов. Лондон. Хэмптон-корт .


Идея ввести музыку в данную сцену может происходить не только из давнего обычая музицировать подобным образом в пасторальной обстановке, но и более специфическим способом — из традиции в разных областях Италии играть на дудочках в Рождество перед образами Девы Марии и Младенца.

Музыка в этой сцене нередко льется также от Ангелов, поющих «Ангельскую песнь» — гимн, о котором уже говорилось в связи с Рождением Иисуса Христа (см. РОЖДЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА, Ангелы). В картинах нидерландских худож­ников XV — XVI веков Ангелы часто поют по нотам, в которых нередко записаны реальные музыкальные произведения того времени.

Читайте также  Золотая осень. слободка, исаак ильич левитан, 1889

В картинах на этот сюжет подчас можно видеть изображение предшествующих эпизодов истории — Благовестие пастухам ( Мантенья ; Фуке; Гуго ван дер Гус , его «Алтарь Портинари»; здесь Поклонение пастухов включено в общий сюжет Рождение Христа, и, строго говоря, картина в целом должна называться «Поклонение Младенцу»; охапка соломы на переднем плане — деталь, заим­ствованная из «Откровения» Бригитты Шведской; подробнее см. РОЖДЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА, Поклонение Младенцу).

Мантенья. Поклонение пастухов. Нью-Йорк. Метрополитен-музей.

Яркий свет, излучаемый Младенцем, еще сильнее может подчеркивать то обстоятельство, что сцена эта ночная (Рембрандт; своим великим искусством художник сумел передать ту трансформирующую силу, которая вошла в сей мир с приходом в него Христа: лица, преображенные светом, излучаемым Младен­цем, выражают экстаз и веру. Приставная лестница, ведущая на полати хлева, не случайно, по-видимому, изображенная Рембрандтом, — один из инструмен­тов Страстей Господних — ср. СНЯТИЕ С КРЕСТА).

ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Гуго ван дер Гус. Поклонение пастухов (вторая половина XV века). Берлин-Далем. Картинная галерея.

Якоб Корнелис ван Остзанен. Поклонение пастухов (1512). Национальные музей и галереи Каподимонте.

Рембрандт. Поклонение пастухов (1646). Мюнхен. Старая пинакотека.

Джорджоне

Биография

Джорджо Барбарелли да Кастельфранко известен как Джорджоне — мастер эпохи Высокого Возрождения и одна из самых загадочных фигур мирового искусства. Художник не подписывал свои работы, и авторская принадлежность полотен и реконструкция каталога до сих пор вызывают горячие споры среди искусствоведов. Творческая активность Джорджоне продлилась чуть более 10 лет, но ознаменовала перелом в венецианской живописи. Немногочисленные картины мастера — жемчужины величайших музеев мира.

Детство и юность

Биография загадочного художника, отдаленная веками, содержит мало достоверных фактов, и зачастую они легко подменяются домыслами. Итальянские искусствоведы, говоря о Джорджоне, называли того скорее мифом, нежели человеком.

Автопортрет Джорджоне / Web Gallery of Art

Даже о фактах, связанных с рождением будущего мастера живописи, нельзя говорить однозначно. Первые попытки его жизнеописания восходят к 16-му веку, и согласно, им Джорджо родился неподалеку от Венеции, в городке Кастельфранко-Венето, в 1477 или 1478 годах.

Ни один источник не рассказывает о юных годах художниках и о времени, когда тот решился покинуть родной город. Известно, что в Венецию живописец приехал молодым и уже в 1493 году поступил на обучение к известному мастеру Джованни Беллини.

Здесь он обретает внимание к цвету и деталям, сосредоточившись на искусстве пейзажа. Историки полагают, что, закончив учиться, Джорджоне вернулся в Кастельфранко-Венето, где в сотрудничестве с местными художниками занимался оформлением фасадов и интерьеров, работая в технике фрески.

Искусствоведы 16–17 веков перечисляют много фресок Джорджоне, но к настоящему времени сохранилась только одна работа — фрагмент фасада Фондако деи Тедески, который хранится в галерее Франкетти в Венеции. Фреска выполнена совместно с Тицианом, который также был учеником Джованни Беллини. Творчество обоих художников крепко связано.

Живопись

Одной из первых самостоятельных работ, вышедших из-под кисти Джорджоне, считают картину “Христос, несущий крест”, датируемую 1497 годом. Следующий труд художника также связан с религиозными мотивами: в 1504-м он начал писать картину для алтаря собора Сан Либерале родного города. “Мадонна Кастельфранко” изображает Деву Марию с младенцем в окружении святых Георгия и Франциска.

Картина Джорджоне «Юдифь» / Web Gallery of Art

Жемчужиной наследия Джорджоне считается шедевр, хранящийся в Эрмитаже, — “Юдифь” (1504). Утонченная и гармоничная работа демонстрирует совершенство, которого достигли мастера Высокого Возрождения, недаром долгое время авторство произведения приписывали Рафаэлю. Образ Юдифи олицетворяет силу, которая таится в хрупкости женской красоты, и пронизан светом и умиротворенностью, которым вторит пейзажный фон. Молчаливая одухотворенность, богатство сокрытых жизненных сил характерны для образов, вышедших из-под кисти итальянца.

Картина “Три философа” первоначально была задумана как иллюстрация библейского сюжета, однако в процессе трансформировалась в жанровое полотно. Здесь изображены трое мудрецов, представляющих разные типажи. Они отличаются возрастом, культурой и мировоззрением. Однако лиричный, полный глубины и объема пейзаж объединяет героев в единое целое, оставляя надежду, что эти люди услышат и обогатят друг друга.

Картина Джорджоне «Гроза» / Gallerie dell’Accademia

Природа как действующее лицо еще ярче предстает на полотне “Гроза”, датируемом 1505-1508 годами. Настроенческий пейзаж стал особым жанром в творчестве Джорджоне, о чем говорит и “Сельский концерт” (1510), где образы музыкантов органично вписаны в пасторальный фон. Эти картины носят откровенно светский характер, что знаменует тенденцию, которую задавала венецианская живопись в тот период. Она сосредоточена на человеке и окружающем его пространстве, насыщена цветом и гармоничными тонами.

Однако Джорджоне не перестает осмыслять религиозные и мифологические сюжеты, благодаря чему появляется одна из последних картин — “Спящая Венера, хранящаяся в Дрезденской галерее. Она вновь говорит о гармоничном единстве человека и природы, достигаемом ясностью объема, выразительностью контуров и мягкостью светотени. В каждом мазке читается любование красотой человека и окружающего мира, при этом многодетальность не нарушает гармонии, сливаясь в целостное творение.

Картина Джорджоне «Спящая Венера» / Галерея старых мастеров

Портреты художника полны проницательности и точности. “Старуха” (1508), “Портрет юноши” (1508) посвящены простым, незнатным людям, чьи черты привлекли Джорджоне глубиной и характером. Автопортрет живописца также демонстрирует лицо незаурядное, привлекающее скорее харизмой, нежели правильностью линий. Но все же в первую очередь итальянец — певец красоты, о чем говорят изображения Лауры и Антонио Броккардо.

К концу 1510-х Джорджоне стал законодателем мод в венецианской школе живописи, на его новаторские работы ориентировались молодые художники, а картины итальянца пользовались спросом в частных коллекциях.

Личная жизнь

Глядя на полотна Джорджоне, легко представить его как человека, обладающего высокой чувственностью и романтическим очарованием. Известно, что мужчина был высок ростом и за это получил свое прозвище, которое можно перевести как Большой Джорджо.

Вместе с тем толкование имени неразрывно связывают с величием духа и мастерства художника. О личной жизни живописца ничего не известно: тот не оставил после себя писем или записок. Однако его картины полны мечтательного томления, грации и лирики, что косвенно свидетельствует о том, что молодой гений знал толк в любви.

Джорджоне входил в круг юных патрициев, стремящихся превратить мир в “сад веселья”. Он был всесторонне одарен, умел музицировать на лютне и имел дар импровизации.

Смерть

Творческий путь Джорджоне оборвался на взлете: в 1510 году мужчины не стало. Причиной смерти художника стала эпидемия чумы, которая свирепствовала в то время в Италии. Предание гласит, что тот заразился болезнью от возлюбленной, которую отказался оставить, несмотря на смертельную опасность.

Изначально считалось, что он умер в Венеции, но исследования 2011 года называют другое место — остров Лаззарето Нуово, куда зараженные люди отправлялись в карантин. Такую же функцию выполнял и остров Повелья в Венецианской лагуне — именно там, по другой версии, похоронен великий мастер Возрождения.

Несмотря на то, что Джорджоне прожил чуть больше 30 лет, он ознаменовал значительный прогресс в живописи, оказав влияние на последующих представителей венецианской школы — Тициана, Себастьяна дель Пьомбо, Лоренцо Лотто и других. Наличие множества подражателей и продолжателей породило проблему авторства работ Джорджоне, которое подчас доподлинно установить невозможно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: