Похищение тела святого марка, якопо тинторетто - JEKATERINBURG.RU

Похищение тела святого марка, якопо тинторетто

Тинторетто. В чем гениальность художника

Кто сегодня знает художника Якопо Робусти? А вот его звучный псевдоним знаком, наверное, каждому. Тинторетто.

Словно ритмичный аккорд, звонкий, танцевальный. А это всего лишь «маленький красильщик» в переводе. Такое прозвище никак не соответствовало масштабу этого художника позднего Возрождения (Венеция, 16 век).

Понимал ли сам Тинторетто свой гений? Ещё как! Он не очень-то отличался скромностью.

Тинторетто – маркетолог

Тинторетто (1518/1519-1594 гг.) родился в семье красильщика тканей. Отсюда и его прозвище. Ещё мальчиком он много рисовал. В ход шло всё, что попадалось под руку – кусок угля, краски для шёлка, стянутые у отца, камень.

Учился ли он у кого-нибудь, когда подрос? О, да! Целую неделю. У Тициана. Предположительно великий Тициан прогнал Якопо из своей мастерской, почувствовав в нём конкурента.

Действительно, пройдёт немного времени, и вся Венеция будет спорить, кто из художников лучше. А после кончины Тициана все клиенты дружно перейдут к Тинторетто.

А пока, 20-летнему юноши надо было с чего-то начинать. Тинторетто открывает свою мастерскую. Но заказчики не выстраиваются в очередь.

Тогда мастер придумывает гениальный рекламный ход – на двери в мастерскую он размещает табличку: «Рисунок – как у Микеланджело, цвет – как у Тициана».

И он не сильно преувеличивал. Сравните фрагмент его картины тех лет “Чудо святого Марка” и одну из сивилл Микеланджело.

Слева: Тинторетто. Фрагмент “Чуда святого Марка”. 1848 г. Галерея Академии, Венеция. Справа: Микеланджело. Ливийская сивилла. 1508-1512 гг. Часть росписи Сикстинской капеллы в Ватикане

Обе женщины написаны в сложных разворотах. А широкие спины и сильные плечи сразу выдают стиль Микеланджело, который Тинторетто заимствует.

А что же с колоритом? Мог ли на самом деле Тинторетто соперничать с великим Тицианом? Здесь все тоже было по-честному:

Слева: Тинторетто. Сусанна и старцы. 1555-1556 гг. Музей истории искусств, Вена. Справа: Тициан. Венера перед зеркалом. 1555 г. Лондонская национальная галерея

То есть он говорит потенциальным клиентам: я собрал всё лучшее, что есть в искусстве.

Заказчики пошли из праздного интереса. А убедившись, что молодой живописец не хорохорится, а действительно владеет мастерством, всё охотнее делают заказы.

Картины, принесшие славу

Прославился Тинторетто картинами на религиозные сюжеты. Потому что именно здесь во всей мощи раскрылись его новаторства.

Он был решительным и напористым в жизни. Такими же были его работы. Он не задумываясь, раз за разом отходил от принятых канонов. Легко соединяя земное и божественное. Бытовые сцены вплетая в священные сюжеты.

При этом его полотна могли быть огромны. Как, например, “Брак в Кане”. 4 на 5 метров. Десятки персонажей. А главные герои … на втором плане.

Тинторетто. Брак в Кане Галилейской. 1561 г. Церковь Санта-Мария делла Салюта

Тинторетто был мастером пространства. До него, да и после него художники размещали главных героев на переднем плане.

У него же это не всегда так. Но за счёт поз фигур и преломленного света мы невольно следуем вглубь картины и сразу находим самое главное.

В работе «Чудо Святого Марка» второй план не играет роли. Но динамика фигур такая же поразительная. Чего только стоит влетающий в пространство святой Марк. По библейскому сюжету он спасёт мученика. Сделав его тело нечувствительным к орудиям пыток.

Тинторетто. Чудо святого Марка. 1548 г. Галерея Академии, Венеция

Кажется, что можно услышать стенания молодого человека, который ещё не осознал своего спасения. А ещё удивленный вздох толпы, которая видит, как копья ломаются о тело христианина, но не пробивают плоть.

Картина произвела большой эффект. Так, что известный искусствовед-острослов Аретино предупредил Тинторетто – не слишком-то зазнавайтесь.

Но Тинторетто не зазнавался на пустом месте. Он на самом деле много и быстро работал. Он понимал, что так просто в истории живописи на века не остаться. Нужно создать как можно больше грандиозных работ. И он делал все для этого.

Тинторетто. Сотворение животных. 1551-1552 гг. Галерея Академии, Венеция

Тинторетто напористый

Вазари , биограф художников Эпохи Возрождения описывает один интересный случай.

Члены благотворительной организации Скуола Сан-Рокко объявили конкурс на оформление потолка в зале принадлежащего им здания. Претенденты должны были принести рисунки. По ним и должны были решить, кто победитель.

Но Тинторетто тайно проник в залу, снял мерки плафона потолка. Затем написал картину на холсте и прикрепил свою работу ещё до начала конкурса.

Тинторетто. Святой Рох во славе. 1565 г. Роспись потолка в Скуоле Сан-Рокко, Венеция

Сначала члены общества негодовали, ведь требовались лишь рисунки. На что Тинторетто парировал, что умеет рисовать только так. И если они не готовы заплатить за его работу, он дарит ее им.

Художник пошёл ва-банк и выиграл. Ему были заказаны все остальные росписи в здании.

Это был не единственный случай, когда Тинторетто брался за заказ бесплатно. Вот так многие его шедевры остались на века в многичесленных дворцах благотворительных организаций Венеции.

Тинторетто магический

У Тинторетто есть необыкновенная работа на один из сюжетов о ранних христианах-мучениках. Похищение тела святого Марка.

Молодой человек, как христианин, был схвачен и замучен до смерти язычниками. Его тело хотели сжечь на площади Александрии. Но тут произошло невероятное природное явление.

Почернело небо, грянул гром и вспыхнула такой силы молния, что собравшиеся на площади люди чуть не обезумели от страха, бросились врассыпную. В это время другие христиане смогли подобрать тело святого Марка, чтобы предать его земле.

Вот этот момент Тинторетто и изобразил. В секунду, когда молния осветила площадь.

Тинторетто. Похищение тела святого Марка. 1562-1566 гг. Галерея Академии, Венеция

Мы видим, как часть душ вылетели из тел язычников. Токи бегут по пространству в виде дымчатых волн. Площадь холодного белого цвета, освещённая вспышкой молнии.

Разряженный воздух, который сделал мир ирреальным. Чувствуется, как заложило уши от резкого перепада давления. Ещё мгновение, и все погрузится во тьму.

Ну кто ещё мог изобразить так это событие в истории живописи? Столько магии на одном полотне даже сюрреалистам не снилось, как выразился художник Григорий Брускин.

Тинторетто – импрессионист

Творчество Тинторетто не было равномерным. В молодости он с предельной внимательностью относился к рисунку, прорабатывал каждый штрих.

Вспомните его ранние работы, например, “Сусанну и старцев”. Насколько досконально выписаны аксессуары красавицы.

Тинторетто. Сусанна и старцы. Деталь. 1555-1556 гг. Музей истории искусств, Вена

В поздний период творчества Тинторетто был вынужден оправдываться: «У меня слишком много заказов, чтобы выписывать каждую мышцу лица».

Но среди этих поздних работ есть невероятные вещи. Которые, наоборот, выигрывают благодаря своей небрежности и быстроте мазка. Как в картине “Крещение Христа”.

Тинторетто. Крещение Христа. 1580 г. Церковь Сан-Сильвестро, Венеция

Трава, вода написаны единичными мазками. Тела героев очерчены небрежно и быстро. Но цвет такой всепроникающий, что можно долго простоять у работы, покрывшись мурашками.

Мастер сделал выбор. Не в пользу деталей, а в пользу света, цвета и пространства. Никакой красивости. Только эмоциональное воздействие на зрителя. Прямо как импрессионисты 300 лет спустя.

Последний шедевр

Нельзя не упомянуть последний шедевр мастера, написанный в последний год перед смертью. Тайная вечеря.

В ней весь Тинторетто. Полупрозрачные ангелы. А рядом кошка заглядывает в корзину, ищет, чем бы поживиться. Соседство удивительное.

А ещё невероятный свет. Такого мастерства Тинторетто добивался всю жизнь. В его мастерской было несколько коморок с маленькими отверстиями, в которые он направлял свет. Так он изучал свет, падающий на предметы под разным углом.

Вот откуда такая невероятная правдивость. Смотришь и понимаешь: да, именно так оно и было. Разве что ангелов было не разглядеть.

Тинторетто. Тайная вечеря. 1592-1594 гг. Церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция

Тинторетто в России

Несколько картин хранятся в Эрмитаже . Мне больше всего нравится “Святой Георгий убивает дракона”. Она наиболее характерная для Тинторетто. Самый драматичный момент. Эмоции. Каскад событий в одной работе.

Тинторетто. Святой Георгий, убивающий дракона. 1561 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Вообще примечательно, что именно картина со святым Георгием попала в Россию. Произошло это давно. Работа входила в коллекцию барона Пьера Кроза. В 1772 году она и была куплена Екатериной II.

Подведем итог

Тинторетто – великий мастер позднего Возрождения Венеции. По славе он не превзошёл, конечно, Тициана. Но последний не сильно его затмил.

Тинторетто был очень силён в изображении пространства, света и цвета. Его можно назвать предтечей импрессионизма и экспрессионизма.

Тинторетто оставил большое художественное наследие благодаря тому, что часто брался за бесплатные и дешевые заказы, а ещё работал феноменально быстро.

Многие его работы так и остались в церквях и дворцах Венеции. Лишь несколько из них когда-то попали в музеи других стран, в том числе в Россию.

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Главная иллюстрация: Тинторетто. Автопортрет. 1546-1548 гг. Художественный музей Филадельфии, США

Якопо Робусти (Тинторетто): великий художник 16 века и его картины

Якопо Робусти (Тинторетто) (1518 — 1594 гг) — знаменитый живописец венецианской школы.
Тинторетто жил в том же веке, что и известные венецианские художники, среди которых возвышались Тициан и Веронезе. От них он многое перенял. И творчество Тинторетто неразрывно связано с Венецией и с искусством Высокого Возрождения. Среди великих мастеров он особенно высоко ценил Микеланджело в рисунке и Тициана в колорите.

Молодые годы

Его прозвали в молодости Тинторетто, что в переводе означает “маленький красильщик” (от итальянского «тинторе»), потому что он был из бедной семьи красильщика и невысокого роста. Но его отличало от многих невероятная целеустремленность и большая работоспособность.

Читайте также  Мертвый христос, поддерживаемый ангелом, антонелло да мессина

Недолго поучившись в мастерской знаменитого Тициана, юный Робусти в 20-летнем возрасте открывает свою мастерскую. В начале заказов было немного. Но убедившись, что молодой художник действительно мастер, клиентов становится больше. Юный живописец заимствует стиль у Микеланджела, а колорит сравним с Тицианом.

Тем не менее у страстной и темпераментной натуры Тинторетто был особенный почерк. Его грандиозные, полные экспрессии композиции с их необычными воздушными и светотеневыми эффектами по своему стилю и характеру невольно противостояли классически безупречным художественным образам той эпохи. Конечно в его картинах господствовали религиозные и библейские сюжеты, также как и темы из античной мифологии. Но в них проявилось нечто новое, связанное с развитием передовых демократических взглядов венецианского общества.

Тинторетто. Автопортрет. 1547

Главная роль в полотнах художника отводилась не отдельной человеческой личности, а сообществу людей, объединенных одними чувствами и переживаниями. Эмоциональная приподнятость, душевная взволнованность, одухотворявшие в картинах Тинторетто и человека, и природу, были всегда присущи его творчеству. Это проявляется в построении живописного пространства, удлиненных пропорциях фигур с порывистыми движениями и жестами, а также в сложных ракурсах и позах действующих лиц. Они предстают то погруженными в глубокую светотеневую среду, где обретают особенную прозрачность и невесомость, то рельефно выделяются яркими цветовыми пятнами на фоне пейзажа или архитектуры.

“Чудо св.Марка” (1548 г.)

Одна из ранних работ Тинторетто — “Чудо св.Марка”. Сюжетом ее послужила легенда о греческом рабе, который, ослушавшись хозяина пошел молиться на могилу св. Марка, за что был подвергнут пыткам. В центре композиции обнаженное тело раба, упавшего навзничь. Вокруг него бушует море людских страстей. С небес, обрушиваясь на толпу, стремительно слетает св.Марк. При его появлении в руках палача ломается орудие пытки. Пораженные страхом и удивлением перед чудом, мужчины, женщины и дети охвачены неистовым движением. Они образуют запутанный клубок человеческих тел, одетых в пестрые одежды. Сочный венецианский колорит картины, сопоставление синих и красных тонов, динамизм, драматическая экспрессивность сцены и ее пластическая мощь доставили Тинторетто широкую славу среди художников его времени.

“Омовение ног” (1547 г.)

Тинторетто всегда был мастером контрастов. Таким он предстает перед зрителем в полотне “Омовение ног”, написанном в те же годы, что и “Чудо св.Марка”, но исполненном в иной художественной манере. По библейской легенде, Христос после долгого пути помогал мыть ноги своим старым и уставшим ученикам.

Тинторетто преобразил этот эпизод в эффектное, яркое, чисто венецианское зрелище. На огромной мраморной террасе изображены апостолы, снимающие запыленную одежду. Справа, перед святым Петром, опустившим ногу в кадку с водой, стоит на коленях Христос.

Однако не эти фигуры привлекают главное внимание, а необъятное и великолепное архитектурное пространство, пронизанное воздухом и залитое светом. Перспективно изображенные, бледно- розовые и голубоватые плиты мраморного пола уводят взгляд зрителя в глубину настолько. что создается иллюзия его “входа” в картину.

Этот эффект еще более возрастает, так как на заднем плане открываются новые, бесконечные дали — зеленоватая вода венецианской лагуны, где качается парусник и видны прозрачные, как мираж, белые здания, дворцы и сквозная легкая арка. Такого свободного, естественного и легкого пространственного дыхания не встречается даже в других полотнах мастера.

Расцвет творчества Тинторетто

Владение перспективой, особенно в изображении архитектурных мотивов, и создание глубинных “прорывов” в живописной плоскости картины — характерный прием художника Тинторетто. Это помогает ему передать фантастическую,иллюзорную среду, в которой людские толпы и отдельные фигуры выглядят вполне естественно.

“Похищение тела св.Марка” (1562-1566 гг.)

В легенде о похищении тела св.Марка рассказывается о том, что венецианцы, отняв замученного святого у язычников, хотели похоронить его в Венеции. Площади св.Марка, с ее воздушными галереями и аркадами, придан в картине ирреальный и декоративный вид. В отблесках молний, бросающих с багрово-черного неба рассеянный и магический свет, площадь напоминает театральную сцену. На переднем плане разыгрывается драматическое действие: несколько мужчин подхватывает мертвое тело, чтобы положить его на оседланного верблюда.

Росписи для Дворца дожей в Венеции (1588- 1590гг)

Кисти Тинторетто принадлежит также цикл декоративных полотен для Дворца дожей в Венеции, созданных в поздний период творчества. Мастер получил этот заказ после кончины своего друга Веронезе. Росписи поражают цветом, гибкими, как бы парящими в воздухе фигурами, красотой их пластической формы. Посвященные различным мифологическим сюжетам, связанным с прославлением морского могущества венецианской республики, они проникнуты поэзией и чувственной радостью жизни.

«Рай» (1588-1590 гг)

Эта знаменитая картина Тинторетто — монументальное полотно “Рай” (размером 22 м*9 м), стала самой большой в мире масляной живописи. Венецианцы приветствовали великолепное произведение мастера.

Росписи в Братстве св.Роха (1565-1588 гг.)

Тинторетто.Святой Рох во славе.1565

Страстная воля к воплощению новых идей и замыслов влекла художника к иным задачам, которые нашли выражение в цикле картин, заполнивших оба этажа “Братства св.Роха” — полурелигиозной — полублаготворительной общины, помогавшей неимущим и преследовавшей цели нравственного исправления людей. Между 1565 и 1588 годами Тинторетто выполнил ряд грандиозных по размеру живописных композиций, являющихся вехой не только в его творчестве, но и во всем итальянском искусстве 16-го столетия.

Все они написаны на темы христианских легенд, которым придан не столько религиозный, сколько глубоко человечный и жизненный смысл, раскрывающийся в характере и стиле живописного исполнения.

“Распятие” (1565 г)

В одном из залов всю стену занимает огромное “Распятие” (свыше 5 метров в высоту и свыше 12 в длину), изображенное на фоне сумрачного, зеленовато — серого неба. Эту картину можно читать как литературное произведение или рассматривать как драматическое, театральное зрелище. Так много в ней жизни, движения, эпизодов и действующих лиц, связанных воедино поступками и намерениями, но ведущих в то же время обособленное друг от друга существование.

Вокруг распятого Христа толпы людей, охваченных различными переживаниями и чувствами: от глубокой печали до холодного равнодушия, от любопытства до отчаяния. Как красивы, мощны и выразительны по форме и цвету две симметрично расположенные мужские фигуры: одна, вонзающая в землю лопату — олицетворение крестьянского труда, и другая- с напряжением всех сил натягивающая веревки для поднятия креста, к которому пригвожден разбойник. Рассчитанная на эффект естественного освещения, картина оживает, когда на нее падают дневные и закатные лучи солнца.

Другие картины Братства св.Роха

Во всех грандиозных творениях Тинторетто, написанных для этого “Братства”, главным героем выступает не отдельная личность, а народ. Иногда человеческая толпа теснится в тени высокого храма, в центре которого, подобно ярко- белой горящей свече, стоит перед судьей высокая и тонкая фигура Христа (”Христос перед Пилатом”), порой же людская масса заполняет передний план (”Моисей, иссекающий воду из скалы”) или присутствует, как на зрелище, в сцене “Крещения Христа”.

“Бегство в Египет” ( 1582-1584 гг.)

Подобно всем венецианским мастерам Тинторетто неизменно вводит в композиции изображения природы. Это не классические в своем трехплановом построении пейзажи, как в конце 15-го и середине 16-го веков. Сама природа в ее стихийности и движении занимает в картинах Тинторетто место, равное образу человека.

Как мрачно облачное небо, на фоне которого колышутся от ветра кроны деревьев и пальмы, смыкающиеся над узкой и быстрой горной рекой в “Бегстве в Египет”. Предгрозовым, вечерним настроением проникнута эта картина, оживленная лишь яркими и сочными красными одеждами Марии и Иосифа. Каким романтическим духом овеяна глубокая лесная чаща, где под сенью раздвоенного и как бы молящегося за нее дерева, сидит маленькая, освещенная каким-то внутренним светом, затерянная среди мощных древесных стволов фигура “Читающей Марии Магдалины”.

“Автопортрет” (1588 г)

Тинторетто уделял также много внимания портрету. Один из выдающихся образцов этого жанра его “Автопортрет”, где Тинторетто написал себя уже стариком. Исполненный в темных монохромных, почти черных тонах, он поражает внутренней силой и духовностью. Высокий лоб, седая борода, обрамляющая суровое, уставшее лицо с худыми впалыми щеками. Горящий, глубокий, проницательный взгляд говорит о мудром человеке, который прожил долгую интересную жизнь в трудах и заботах. Этот проникновенный психологический образ схож с портретами великого живописца Рембрандта.

Значение эпохи великого мастера

Тинторетто по праву признан одним из крупнейших мастеров Высокого и Позднего Ренессанса в Италии. Его полотна отличаются яркой эмоциональностью, световыми эффектами, театральными композициямии.

Он был известен не только как художник, но и как композитор и музыкант. В своем доме для друзей он проводил театрально — музыкальные вечера. Тинторетто ценили за острый ум, высокие моральные качества, бескорыстие, открытый характер. Многогранность и величие его таланта признавали и современники, и последующие поколения. Творчество мастера оставило яркий след в европейском искусстве.

Возрождение по-пацански. Тинторетто

Ахтунг! Присутствует мат. Много мата. Людям с тонкой душевной организацией читать не рекомендуется!

Якопо Робусти по прозвищу Тинторетто — второй по крутизне, после Тициана, художник Венециании Позднего Возрождения. Фамилия Робусти на самом деле нихуя не фамилия, а погоняло ветерана-отца (robusto — крепкий), которое тот заслуженно получил, отличившись в боях насмерть за Венецианскую республику.

Свою же персональную кликуху — Тинторетто, которая переводится как «маленький красильщик», художник получил по уже профессии отца, который был красильщиком шелка. Так же, иногда Тинторетто называли Il Furioso — «яростный» — за быструю и экспрессивную манеру рисования. Творческих псевдонимов больше, чем у современных рэперков, мда.

Когда Тинторетто был малой и помогал отцу на работе, старик увидел в сыне творческий потенциал и отдал на обучение в мастерскую к Тициану. Легенда гласит, что Тициан, в ту пору уже известный художник и мастер своего дела, очень быстро (за десять дней) прохавал, что у пацана невъебенный потенциал и из ревности выгнал его из своей мастерской, чтобы не растить себе конкурента.

Несмотря на изгнание Якопо все-равно искренне уважал экс-наставника и долгое время стремился достичь такого же глубокого чувства цвета и умения передавать силу в рисунке. Вообще, единственные два авторитетных фраера от искусства на которых равнялся Тинторетто — Микеланджело и Тициан. Позже у него даже появился яркий и очень маркетингово-удачный слоган-девиз, который украшал наружную стену его мастерской:

Читайте также  Самые милые котята: какой кот самый милый в мире

«Рисунок — Микеланджело, колорит — Тициана»

Тем не менее, Тинторетто не вошел бы в историю, если бы был тупым рисовакой способным лишь на подражание великим. Взяв лучшее от своих номинальных учителей, он создал собственный индивидуальный и узнаваемый стиль, отличительные черты которого, если в двух словах — смелость и драматичность. Тинторетто искренне любил своё ремесло, поэтому ебашил картины с бешеной скоростью, выполняя заказ за заказом. При этом зачастую он не придавал особого значения оплате, потому что ему был важен сам процесс творчества и возможность не останавливаться в работе. Но, несмотря на то, что он работал не ради бабла и славы, он все-таки имел и то и другое. Видимо, благодаря таланту бизнессмена и грамотной маркетинговой стратегии.

Некоторые из детей художника пошли по стопам отца и успешно продолжили семейное дело. Дочь, Мариетта Робусти, занималась портретами и выполняла заказы для ребят вроде Немецкого императора и короля Испании. А её брат, Доменико Робусти, усвоивший манеру и стиль бати, возглавил мастерскую после его смерти.

А теперь бизнес-урок:

Если в твоей голове прочно засел ошибочный и излишне романтизированный шаблон о «бедном художнике», который на последние гроши бухает винишко и ваяет свои шедевры на холодных мансардах какого-нибудь условного Парижа, то Тинторетто — чувак, который эти шаблоны порвёт и обоссыт.

Он был охуенным бизнессменом и реально шарил как вести деловые дела. Ему не составляло особого труда выигрывать государственные тендеры и масштабные заказы церквей и аристократов на высококонкурентном арт-рынке эпохи Позднего Возрождения.

Поясню: Венеция XVI века — время, когда искусство было полноценным серьезным социальным институтом с широким размахом и огромным значением. Сильные мира, типа знати, священников и всяких императоров постоянно заказывали росписи храмов, портреты и картины для украшения церквей и личных коллекций. Поэтому в ту эпоху существовало, мягко говоря, очень много суперпрофессиональных художников и урвать заказ было очень трудно. Профессионализм, связи и хорошая репутация были основой успеха и процветания любого художника. И у Тинторетто всё это было. Благодаря работающему мозгу внутри черепушки он легко урывал себе жирные заказы и умел обеспечить себя работой и деньгами на годы вперед. Как?

Ну, во-первых у него был алмазный, уже знакомый нам слоган, высеченный на вывеске мастерской: «Рисунок — Микеланджело, колорит — Тициана». Дерзко, просто и провакационно. Трудно остаться равнодушным и пройти мимо, когда есть варик получить в одной картине лучшее, что дала человечеству Итальянская живопись.

Во-вторых, Тинторетто очень часто выполнял стратегически-выгодные заказы даром или почти бесплатно, чтобы завести нужные связи и заодно пропиариться за счет популярности и статусного места.

Возможно в 2к18-м эти многоходовочки и маркетинговые гениальные стратегии не кажутся чем-то новым и убедительным, но в эпоху Позднего Ренессанса многие художники оставались с голым хуем от того, что не могли «грамотно продать себя».

Этот холст считается лучшей картиной Тинторетто на мифологическую тему. Насыщенная и динамичная композиция в совокупности с глубоким, проработанным колоритом, делают картину интересненькой и живой.

По легенде, проебавший все полимеры наглости Зевс хотел сделать своего внебрачного сына, Геракла, бессмертным. Громовержец решил, что лучший способ провернуть это — накормить младенца молоком своей жены, Богини Геры, пока та спит. Но Геракл уже во младенчестве был силачом и приложившись к сиське жены отца, слишком сильно сжал ей грудь. Гера проснулась и оттолкнула пиздюка, а молоко разлилось по небу и превратилось в скопление звёзд — Млечный путь. Так Геракл запорол бате всю малину и остался смертным полубожком, а Зевс получил пизды от жены и не поехал в выходные на рыбалку с Посейдоном.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Авиация (150)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (14)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2361)
  • Габсбурги (16)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (114)
  • Дальние страны (1258)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (536)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (268)
  • Земля (144)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (715)
  • Истории любви (186)
  • ИСТОРИЯ (2445)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1122)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (30)
  • КУЛЬТУРА (249)
  • КУЛЬТУРНЫЙ КОД (53)
  • Легенды и мифы (185)
  • ЛИТЕРАТУРА (301)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (570)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (30)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (54)
  • Москва (75)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (621)
  • Облака (15)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (197)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (764)
  • Праздники (53)
  • Притчи (34)
  • Проза (478)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (203)
  • Психология (81)
  • Птицы (214)
  • Растения (120)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (106)
  • Россия (1238)
  • Сады и парки (36)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (113)
  • Символы (165)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (77)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1616)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (213)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (195)
  • Фотографии (521)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (804)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
  • ЭПОХА СССР (452)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Якопо Тинторетто «Похищение тела святого Марка»

Якопо Тинторетто

Похищение тела святого Марка — Якопо Тинторетто. 1562-1566. Холст, масло. 397х315. Музей: Галерея Академии

Тинторетто был одним из многих, внесших весомую лепту в создание «марчианы». Святой Марк — самый популярный святой в Венеции, был не только ее духовно-религиозным, христианским небесным патроном, но и мифологическим «гением места». Поэтому живописные работы, посвященные ему, являлись реализацией своего рода государственной программы, неизменной на протяжении столетий.

Под вспышками молний вся архитектура площади становится фантастическим спиритуалистическим видением и превращается из ведуты с архитектурным обликом площади Сан-Марко в соучастника трагического события. В этом зрелом произведении Тинторетто ознаменовался новый важный этап венецианского искусства — живописное мастерство в совершенном умении строить перспективные планы, неожиданные ракурсы, создавать живую среду, показывать дыхание пространства в унисон человеческому соединилось с интенсивными поисками сущностных и символичных форм света. И здесь, при всей зрелищности тинтореттовских композиций, возникает антитеатральный, антидекорационный эффект, всегда предполагающий долю отстранения, — захватывающее ощущение присутствия грозных сил божественной стихии. Именно оно вносит в образный язык художника новое содержание, преобразующее «миф Венеции», наполняя его драматизмом, который отражает роковые перемены в судьбе города и государства. Обращает на себя внимание изображение верблюда: оно сделано иллюзионистки натурально, что резко отличает это животное от его собратьев на картинах старшего поколения венецианского Возрождения. Здесь верблюд вовсе не кажется перечислительным «атрибутом» для создания восточного антуража, ракурс поворота его головы передает общую взволнованность, пронизывающую беспокойными токами всю композицию.

В истории мученичества Марка, рассказанной в «Золотой легенде» Якова Воррагинского, повествуется о том, что евангелист был схвачен язычниками в день Пасхи во время праздничной мессы, затем волоком протащен на веревке, затянутой у шеи, через весь город и заточен в темницу, где ночью страдальцу явился Христос, который после приветствия его утешил. На следующее утро пытка продолжилась до последнего вздоха святого. Палачи намеревались сжечь растерзанное тело, но внезапно разразилась буря, град рассеял толпу, и христиане смогли унести погибшего за веру пастыря, чтобы похоронить его.

Тинторетто Якопо | XVIe | Tintoretto Jacopo (367 работ)

Тинторетто Якопо (Tintoretto Jacopo, настоящая фамилия Робусти, Robusti; 29 сентября 1518, Венеция — 31 мая 1594, там же), итальянский живописец; наряду с Джованни Беллини, Джорджоне, Тицианом и Веронезе является одним из крупнейших представителей венецианской школы.

Был сыном красильщика шелка, отсюда прозвище «Тинторетто» (маленький красильщик). Еще в детстве пристрастился к рисованию углем и пользовался красками отца для своих живописных опытов на стене дома. Первый биограф художника Ридольфи сообщает о детстве художника: «чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто бегал всюду, где что-нибудь окрашивали и расписывали, и часто принимал участие в работах маляров». Из источников известно об участии молодого Тинторетто Якопо в росписи ряда фасадов, он начинал также как декоратор свадебных кассоне. Биографы художника (Джорджо Вазари, Боргини, Ридольфи) рассказывают о скромном быте Тинторетто, столь не похожем на шумный и пышный образ жизни его старшего современника Тициана или его друга Веронезе. Вместе со своей обширной семьей Тинторетто занимал скромное жилище близ церкви Санта Мария дель Орто (Венеция), которую он сам расписал и где впоследствии был похоронен. Заказчиками мастера часто были религиозные и филантропические братства.
Известный своим бескорыстием, он неоднократно предлагал свои услуги государству и Церкви с единственным условием, чтобы ему были оплачены холст и краски: грандиозный цикл в Скуола ди Сан Рокко (Венеция) был выполнен им единолично за ничтожную плату — ежегодную ренту в 100 дукатов.
Современники ценили Тинторетто за острый ум, простой открытый нрав. К узкому кругу его друзей принадлежали выдающиеся венецианские гуманисты, ученые и музыканты — Даниэле Барбаро, братья Вениер, Лодовико Дольчи, Джузеппе Царлино и другие. Известно также, что Якопо Тинторетто отличался большим музыкальным дарованием, прекрасно играл на различных музыкальных инструментах и любил устраивать всякого рода музыкально-сценические инсценировки.

В 1545-1546 Тинторетто побывал в Риме и Мантуе, все остальные годы он безвыездно работал в Венеции. В 1550 Тинторетто женится на Фаустине деи Вескови, его дети от этого брака, рано умершая Мариэтта и старший сын Доменико, помогали отцу в мастерской и оставили самостоятельные работы, младшая дочь Оттавия вышла замуж за художника Франческо Кассер, продолжившего традиции мастерской после смерти учителя. Имена учителей Тинторетто не подтверждены документально. Своих идеальных вдохновителей и предшественников Тинторетто назвал сам, написав на дверях своей мастерской девиз:

Читайте также  Кто самый умный человек в мире из живущих в наши дни?

«Рисунок Микеланджело, колорит Тициана».

Пребывание Тинторетто в мастерской Тициана было, однако, кратковременным: через несколько дней после вступления Тинторетто в мастерскую, Тициан, увидев его рисунки, тотчас же предписал своему помощнику отпустить Тинторетто из мастерской. Что послужило причиной этого, как и последующей враждебности всего кружка Тициана, Пьетро Аретино и Якопо Сансовино, осталось неизвестным. Для самого же Тинторетто Тициан был воплощением «золотого века» венецианской живописи, вершиной ее славы и великолепия, в ранний период его творчества искусство великого венецианца оказало на него самое прямое и сильное воздействие.
Быстрый темп работы, смелые и свободные приемы письма, то, что Тинторетто в значительной степени был самоучкой, создали у многих его современников представление о якобы беглой, поверхностной и небрежной манере его живописи. Однако именно Тинторетто, в отличие от всей предшествующей практики венецианской живописи, чрезвычайно большое значение придавал рисунку. Тинторетто любил говорить, что «краски можно купить на Риальто, тогда как искусство рисования достигается лишь упорной работой». Известно также, что художник подробно изучал анатомию. С ранней юности до глубокой старости он упражнял свой глаз рисованием не только с натуры, но и со скульптуры и манекенов; при мастерской художника имелось богатое собрание слепков.

Первые самостоятельные произведения Тинторетто (начиная с 1539, две мифологические картины для плафона, выполненные по заказу Аретино в 1545, «Тайная вечеря» для Сан Маркуола, 1547) обнаруживают связь молодого мастера с классическими традициями венецианской живописи — отчасти с Тицианом, в большей мере с Парисом Бордоне и Бонифачио Веронезе. Однако манера широкого эскизного мазка, сложность ракурсов, выбор очень высокого горизонта, сочетание богатого узора линий и цвета со сдержанностью колорита говорят о развивающейся зрелой манере мастера. В его ранних произведениях впервые появляются легкие, почти прозрачные фигуры дальнего плана, чуть намеченные легкой сетью прозрачных мазков, — прием, придающий живописи Тинторетто особую одухотворенность.
В 1548 по заказу братства Скуола ди Сан Марко была написана картина «Чудо святого Марка» (в настоящее время в Венецианской Академии). На картине изображен момент, когда святой Марк спускается с неба, чтобы спасти от пыток раба, ослушавшегося своего хозяина и пришедшего молиться на могилу святого. «Чудо святого Марка» является как бы итогом исканий молодого мастера и своего рода синтезом тех воздействий, которые на него оказали живопись Тициана и других венецианцев, искусство Микеланджело, римско-флорентийский маньеризм. Картина построена на диагоналях и кривых взлетах композиции, смелых ракурсах и неожиданных позах; колорит — на чисто венецианских противопоставлениях густых сверкающих тонов переднего плана и нейтрального фона. Тяга к трагическим конфликтам, пластической мощи и страстной динамике форм и цвета роднит Тинторетто с Микеланджело. Картина «Чудо святого Марка» помогла Тинторетто обрести широкую популярность в Венеции: он получает несколько официальных заказов, начинает работать в Прокурациях, во Дворце Дожей, в ряде венецианских церквей и для различных религиозных братств, пишет большое количество портретов, которые ему заказывают монархи, дожи, высшая знать Италии.

В портретах Тинторетто привлекает, как и в природе и в жизни, не столько телесное, внешнее, сколько внутреннее, эмоциональное. Они совершенно бездейственны, а в поздние годы — как бы бестелесны. Всем портретам Тинторетто присуще благородство, серьезность, аристократизм («Мужской портрет с золотой цепью», Прадо, Мадрид), они далеки от всего обыденного; в них нет ничего случайного и мимолетного, но наряду с полной физической пассивностью, особенно в поздних портретах, им присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения («Альвизе Корнаро», Галерея Питти, Флоренция; «Себастьяно Вениер», Музей истории искусства, Вена). Глаза самых поздних портретов (например, «Автопортрет Якопо Тинторетто», Лувр) у художника почти всегда смотрят на зрителя, но его не видят, потому что обращены в себя, в свой внутренний мир, причем эта замкнутость, уход в себя всегда окрашивается оттенком меланхолии или недоуменного вопроса.
Серия религиозных картин Тинторетто открывается одним из его шедевров — «Введением во храм» — на дверях органа в церкви Санта Мария дель Орто. Отныне самыми излюбленными приемами Тинторетто становятся выбор точки зрения с очень низким горизонтом, построение картины в крутых диагоналях, стройные, удлиненные пропорции фигур с маленькой головой, светящиеся, сдержанные в гамме цвета.
Впечатляющая, захватывающая дух мощь пространства, головокружительные расстояния вверх и вдаль, необозримость человеческих масс характерны и для гигантских картин Тинторетто самого конца 1550-х годов для алтаря Санта Мария дель Орто — «Поклонение золотому тельцу» и «Страшный суд». Движения и жесты то внезапно обрываются, то переплетаются или продолжаются в другой фигуре, жесты и позы — недосказанные, движения — затрудненные и порывистые.

В 1562 Тинторетто начинает свой знаменитый цикл, посвященный легенде о святом Марке («Похищение тела святого Марка», «Спасение сарацина», Венецианская Академия; «Опознание тела святого Марка», Галерея Брера, Милан). Заканчивается эта серия монументальных композиций «Тайной вечерей» в церкви Сан Тровазо (1566). В 1566 Тинторетто вместе с Тицианом, Андреа Палладио, Сансовино и Франческо Сальвиати был избран членом Флорентийской Академии рисунка. В последующие годы он выполняет множество официальных заказов: во Дворце Дожей — большие композиции «Страшного суда» и «Битвы при Лепанто» (погибли при пожаре в 1577), участвует в украшении библиотеки святого Марка, выполняет ряд картонов для мозаик, пишет серию официальных портретов (например, ныне утраченный портрет французского короля Генриха III).

В 1560-е годы происходит сближение художника с Веронезе — отныне их будет связывать крепкая дружба. В эти же годы Тинторетто пишет «поэзии» — картины на мифологические сюжеты («Млечный путь», Лондон). Некоторые из них были призваны аллегорически прославлять Венецию: как царицу морей («Обручение Вакха с Ариадной»), ее военную мощь («Кузница Вулкана»), мудрость ее дипломатии («Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия»), ее богатство и красоту («Меркурий и три Грации»).

Главной ареной деятельности Тинторетто в последние тридцать лет его жизни стали работы для братства Сан Рокко — 56 картин. Братство святого Роха (Скуола ди Сан Рокко) было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощь бедным и больным. В 1564 братство решает приступить к украшению своего дворца и плафона большого зала и организует конкурс на лучший проект среди наиболее прославленных живописцев, в котором должны были принять участие Веронезе, Сальвиати и Таддео Цуккаро. Конкурс не состоялся, так как Тинторетто предложил совету братства свою конкурсную картину «Святой Рох во славе» безвозмездно. С этого момента начинается все более тесное сближение мастера с братством, членом которого он становится в 1564, а в 1565 пишет первую картину для братства — «Распятие», одно из самых больших в мире живописных полотен.

В 1576 Тинторетто возвращается к работам в Скуола ди Сан Рокко и обязуется к празднику святого закончить и принести в дар братству центральную и самую крупную композицию плафона — «Медный змий». В 1577 он заканчивает еще две картины, довольствуясь оплатой стоимости холста и красок, и в том же году обращается к братству с новым предложением — обязуется закончить украшение плафона и написать ряд картин для церкви братства, 10 картин для украшения стен верхнего этажа, выполняя не менее 3 картин в год. В качестве компенсации за эту огромную работу он просит ничтожную годовую пенсию в 100 дукатов. В 1578-1581 годах живописец выполняет 10 композиций в верхнем зале, в 1582-1584 работает над стенными композициями нижнего зала («История Марии»). Заканчивается цикл картиной «Встреча Марии с Елизаветой» (1588) на главной лестнице. На потолке верхнего зала сосредоточены события Ветхого Завета, стены отведены эпизодам Нового Завета, причем художник распределяет отдельные события не в исторической последовательности, а по тематическим центрам, подчеркнутым тремя большими композициями на плафоне: живая вода — «Моисей, источающий воду из скалы», хлеб насущный — «Сбор манны», сила духа, преодолевающая болезни и смерть, — «Медный змий». Драматическое напряжение нарастает от краев к середине зала, где центр плафона занимает огромная композиция «Медный змий», обрамленная двумя пророческими видениями — «Лестницей Иакова» и «Видением Иезекииля», а на противоположных стенах друг другу соответствуют наиболее насыщенные светом образы «Воскресения» и «Вознесения». В десятилетний период работы над верхним и нижними залами Скуола ди Сан Рокко Тинторетто выполняет ряд исторических картин: так называемый «цикл Гонзага» (1580, Мюнхен), 4 батальные композиции в зале Большого Совета во Дворце Дожей (1581-1584), «Битву при Заре» (1584-1587). Тогда же, в 1588-1590 годах, мастер создает свой шедевр «Битву архангела Михаила с сатаной».

К последним годам жизни художника относится работа над картинами для церкви Санта Мария Маджоре. Среди них главное место занимает «Тайная вечеря», написанная в год смерти художника (1594). Ни один художник не возвращался так часто к теме Тайной вечери (картины для Сан Маркуоло, 1547; Сан Симионе, около 1560; Сан Тровазо, около 1565; Сан Поло, 1578 и др.). Впервые в искусстве итальянского Возрождения Тинторетто изображает не традиционный, драматический момент предсказания предательства («Один из вас предаст меня»), а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»). Последняя картина «Тайная вечеря» Тинторетто стала высшим воплощением духовного кредо художника, его завещанием.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: