Пейзаж с потоком, монахами и прачками - марко риччи - Тайны со всего мира

Пейзаж с потоком, монахами и прачками — марко риччи

Галерея Академии Венеция (10 стр.)

Бернардо Строцци (1581–1644) Пир в доме Симона. Около 1630. Холст, масло, 272×740

Бернардо Строцци был известен современникам по прозвищу Каппуччино, а также — Прете Дженовезе («Священник из Генуи»). Он действительно был монахом ордена капуцинов в Генуе, но в 1610 покинул стены монастыря, чтобы ухаживать за больной матерью и более интенсивно заниматься любимой живописью. В 1630 после ее смерти Строцци не пожелал вернуться к затворнической жизни, за что был посажен в тюрьму. Выйдя на волю, он уехал жить в Венецию, и последний период его жизни является чрезвычайно плодотворным. Однако данное масштабное полотно исследователи склонны считать «генуэзским» произведением.

Евангелист Лука повествует, что, когда Христос был приглашен в дом Симона Фарисея (фарисеи — члены иудейской секты), некая женщина принесла алебастровый сосуд с миррой (он на картине — у ног Христа), стала омывать ноги Иисуса слезами «и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром» (Лука 7:36–38). Присутствующие возмутились поведением грешницы, но Спаситель сказал им: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит». И молвил, обратившись к женщине: «Вера твоя спасла тебя; иди с миром» (Лука 7:47–50).

На этот сюжет Паоло Веронезе создал один из своих шедевров, и Строцци явно им восхищен: архитектурный мотив картины он «рифмует» с веронезевским. И все же «абсолютный», нейтральный фон центральной части полотна обнаруживает уже вкус времени к караваджистской оптической среде, позволяющей светотеневому контрасту рельефно выделять человеческие фигуры, подчеркивать психологические реакции и делать осязаемыми натюрморты.

В Галерею полотно попало из капеллы дворца Горлери в Генуе, а писалось для приемной монастыря Санта-Мария ин Пассьоне незадолго до прибытия в Венецию.

Лука Джордано (1632–1705) Распятие святого Петра 1655–1660. Холст, масло. 196×258

Неаполитанец Лука Джордано был чрезвычайно плодотворен. Сегодня его работы (несколько тысяч произведений), «перебравшись» из дворцов и храмов, находятся во многих музеях мира. Долгое время считалось, что он не более чем мастеровитый художник, способный на создание неглубоких, бравурных, однообразных декоративных композиций, которые подготовили почву последующему рококо. Однако исследователи, учитывая особенность практики той эпохи, когда многие заказы, сделанные живописцу, в большинстве своем исполнялись учениками и подмастерьями, выделили из его творчества подлинные произведения и обнаружили незаурядного, глубокого виртуоза. Джордано был учеником испанца Хусепе Риберы, но был открыт и для других влияний, в частности Пьетро да Кортона, венецианцев Ренессанса и особенно Веронезе.

По бытовавшему в художественной среде обычаю Джордано предпринял путешествие в Рим и Венецию. Живописная манера сцены из жизни святого Петра возникла под влиянием этой поездки. Композиционные диагонали резко прочерчивают поверхность большого полотна, мощный рельеф напряженных человеческих тел утверждается на первом плане, излучая энергетические волны, заставляя зрителя содрогаться от жестокой трагедии.

Рыбак из Галилеи Симон стал одним из призванных учеников Христа: «Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит «камень»». (Кифа — по-арамейски, по-гречески — Петр.) При императоре Нероне в 64 н. э. уже немолодого Петра распяли на кресте, исполнив просьбу казнимого: считая себя недостойным умереть, как Учитель, он просил распять его вниз головой.

Фра Галгарио (1655–1743) Портрет графа Джованни Батиста Ваилетти. Около 1710. Холст, масло. 226×137

Настоящее имя художника, перенявшего ремесло отца, — Джузеппе Гисланди. Из родного Бергамо двадцатитрехлетний живописец прибыл в Венецию. Серьезные уроки мастерства ему преподал Себастьяно Бомбелли, официальный портретист городской знати. Именно благодаря ему Галгарио получил не только круг заказчиков, запечатлевая патрициев, а в период пребывания в Ломбардии и миланскую аристократию, но и перенял искусство изображения эффектного жеста, замечательный парадный колоризм, особенно в трактовке костюмов. В Венеции он принял постриг в монастыре Святого Франциска («фра» — «брат»), а вернувшись на родину в 1702 поступил в монастырь в Галгарио. Аскетизм его жизни стал причиной выбора в основном мужских моделей, в которых он всегда находил остроиндивидуальные черты, создав, таким образом, галерею представителей эпохи Просвещения.

Мастерство, с которым переданы горящая яркость красок роскошно вышитого одеяния вельможи, спокойное достоинство позы графа и сдержанная энергия его взгляда делают «Портрет графа Джованни Батиста Ваилетти» шедевром мировой живописи.

Себастьяно Риччи (1659–1734) Диана и Каллисто 1712–1716. Холст, масло. 64×76

Купанию Дианы, которая в III веке до н. э. была отождествлена с богиней Луны, сестрой солнечного Аполлона, посвящен цикл композиций. Полотно Тициана на этот сюжет пользовалось широкой популярностью.

Девственная охотница была окружена своими наперсницами, целомудренными нимфами. Одну из них, Каллисто (что значит «красивее всех»), соблазнил верховный олимпиец Зевс. Овидий в «Метаморфозах» описывает, как об этом узнала Диана:

«Лунные в небе рога возникали уж кругом девятым,
Как, от охоты устав, истомленная пламенем брата,
В свежую рощу придя, откуда струился с журчаньем
Светлый ручей и катил волною песок перетертый,
Местность одобрив, к воде стопою она прикоснулась
И, похваливши ручей, — «Далеко, — говорит, — соглядатай
Всякий; нагие тела струею бегущей омоем!»
Бросилась краска в лицо Паррасийки.
Все сняли одежды, Медлит она лишь одна.
Со смутившейся платье снимают.
Только лишь спало оно, наготою был грех обнаружен…»

Совершенно очевидно, что для Себастьяно Риччи, выдающегося венецианского художника, родоначальника рококо, эпизод с обнаружением беременности прекрасной нимфы стал поводом для восхищения чувственной прелестью красавиц. Их обнаженные тела, показанные в разных ракурсах, создают изысканный узор в центральной части полотна. Элегантностью позы выделяется великая богиня-охотница (продемонстрированы ее атрибуты — копье в руке, пес у ног).

Выбранную здесь утонченность женского телосложения исследователи склонны относить к влиянию английской живописи, оказанному на Риччи во время его пребывания в Лондоне. В период работы над полотном он вместе с племянником Марко расписывал Бёрлингтон-Хаус (сегодня — Королевская академия искусств).

В пейзаже (и это признак нового стиля) формы словно растворяются посредством невесомо легких, вибрирующих мазков. Именно так утверждалась декоративная составляющая рококо.

Марко Риччи (1676–1730) Пейзаж с потоком, монахами и прачками 1715–1720. Холст, масло. 136×197

Марко Риччи, племянник Себастьяно Риччи, — родоначальник венецианской пейзажной живописи XVIII века. В композициях дяди он часто выполнял пейзажные фоны. Предполагают, что морские виды в работах Аллессандро Маньяско также принадлежат его кисти.

В своих пасторальных ландшафтах Марко Риччи, используя венецианскую технику «pittura di macchia e tocco forte» («живопись пятна и динамичного мазка»), разнообразно передает атмосферные нюансы и всегда противопоставляет романтически взволнованную природу (обычно с крупными массами деревьев) мелким жанровым сценкам в окружении великолепного пейзажа. В этой связи всегда возникает вопрос: не писал ли стаффажные фигуры его знаменитый дядя? Интересно, что композиции вдохновлены натурными впечатлениями: из Венеции в поисках подходящих мотивов художник отправлялся в ее окрестности. На представленном холсте запечатлены места в долине Пьеве, родине живописца.

Марко Риччи был универсальным художником — живописцем, декоратором, карикатуристом, графиком. Сохранились 33 гравюрных пейзажа, в которых, как и в гуашах и пастелях, наблюдается его интерес к проблемам освещенности.

ИЗ(Л)УЧАЯ СОЛНЦЕ…

Автор:
pressa asg

Marco Ricci, Landscape with Mountain and Figures, Gallerie dell’Accademia, Venice

В 2021 году исполнилось 345 лет со дня рождения выдающегося итальянского пейзажиста XVII века Марко Риччи (1676-1730). Риччи был разносторонне одаренным художником, но особую известность ему принесли марины, пейзажи и гравюры. Учился у своего дяди – Себастьяно Риччи — одного из наиболее ярких представителей венецианского рококо, получивших от современников название «виртуозы» за быстроту работы и мастерство. Марко Риччи вошел в историю искусства своими глубокими исследованиями эффектов солнечного света. Обилие в его картинах «вибрирующего света» подтверждает и полотно, хранящееся в Большом собрании изящных искусств ASG.

История мирового искусства знает немало примеров, когда периоды глубокого политического упадка являлись временами высочайшего подъема художественной культуры. Подобную картину представляла собой Венеция XVII века. В результате войн с Турцией бывшая «владычица морей» теряла свои колонии на Балканах и в восточной части Средиземноморья, утрачивала контроль над кормившей ее средиземноморской торговлей и была близка к гибели. А венецианская живопись переживала свой последний и яркий расцвет.

Читайте также  Крестный ход в курской губернии, репин

Старые патрицианские роды, покровительствовавшие прежде художникам и обеспечивающие их заказами, нищали, их богатства уплывали в руки нуворишей. Но меценатство, благотворное для развития искусства, было распространено по-прежнему. Оно помогало новой знати укрепить свое положение в обществе.

В этот переломный период Марко Риччи стал в Венеции родоначальником новой пейзажной живописи. Уже в первых своих маринах Риччи проявил исключительный художественный вкус и свободу выражения. Первоначальные работы Риччи продолжали традиции XVII века, но уникальность его видения соединяла реальность природы с живой чувствительностью. Риччи отличает обостренное восприятие атмосферы, экспериментируя, он высветлял свою палитру эффектами солнечного света.

Родился Марко Риччи в городе Беллуно, дядей его был художник Себастьяно Риччи – «вождь венецианских декораторов», в мастерской которого в 1694-1696 годы он и получил первые художественные навыки.

Себастьяно Риччи учился в Венеции у Ф. Червелли, последователя Л. Джордано, а затем в Болонье – у Дж. Дж. дель Соле, подражавшего манере Веронезе. Он писал картины на религиозные, мифологические и исторические сюжеты, много работал в монументальной живописи. В поисках индивидуальной манеры обращался к живописи Веронезе, став провозвестником так называемого неоверонезовского стиля.

Среди его заказчиков были виднейшие особы Европы, французская Королевская Академия изящных искусств сделала его своим членом. Но и на вершине славы он не уставал учиться, перенимая у местных мастеров то, что казалось ему достойным подражания. В заальпийской Европе внимание художника привлекло творчество Рубенса, особенно его женские образы, полнокровные и вместе с тем легкие, чувственные, исполненные тепла и нежности. Во Франции Риччи нашел время, чтобы посетить мастерскую тогда еще мало известного Ватто.

В художественном наследии Риччи-старшего можно выделить две группы произведений. Одна — это картины с небольшим количеством фигур и неторопливо разворачивающимся действием. Они восходят к образцам классического искусства эпохи Возрождения и обладают несомненными достоинствами, однако кажутся эклектичными. Гораздо более интересными представляются работы другого рода, где многочисленные персонажи изображены в бурном движении.

Риччи С., круг
«Жертвоприношение Авраама»
Италия, XVIII в.
Холст, масло, 71,5×89,5 см
БСИИ ASG, инв. №04-2767

Работа из Большого собрания изящных искусств ASG композиционно решена в классической манере: в центре произведения три персонажа – Авраам, его любимый сын Исаак и ангел. Отличие картины Себастьяно Риччи от многочисленных живописных версий этого сюжета в глубоком психологизме трактовки главного героя. Авраам не стоически спокоен, как это мы видим у Караваджо, Леаля и Рембрандта, он пребывает в ужасе и смятении от предстоящего, но не может ослушаться воли Всевышнего. В произведениях вышеперечисленных художников сама природа, казалось бы, протестует против этой страшной для отца жертвы – низкие облака, гнущиеся деревья, мрачный колорит фона. А здесь мы видим безмятежный солнечный пейзаж, контраст величественного покоя природы и душевного потрясения героя сообщают картине еще больший драматизм.

О реставрации этого произведения в реставрационных мастерских Международного института антиквариата можно прочитать здесь

Нередко ландшафт в картинах Себастьяно писал его племянник, а в обмен дядя населял его безлюдные картины природы фигурами. Именно для совместной работы они и прибыли в 1696 году в Венецию.

Марко отличался очень беспорядочной жизнью и был постоянным посетителем таверн; однажды он убил в ссоре гондольера и, во избежание наказания, бежал в папский Рим, где работал как художник-пейзажист. Успехом пользовались также его вымышленные пейзажи с древнеримской архитектурой (каприччо). Марко Риччи часто сотрудничал с художниками более одарёнными, что затрудняет атрибуцию ряда его произведений раннего периода. Существуют упоминания современников, что Марко Риччи в картинах монашеского цикла Алессандро Маньяско писал пейзажные фоны с изображением морского пространства. По-видимому, под влиянием Маньяско Риччи изменил свою более гладкую манеру письма, начав работать более экспрессивным, словно эскизным, пастозным мазком, подражая мастерам Генуи.

Через четыре года благодаря хлопотам Себастьяно Марко дозволено было вернуться в Венецию, где он стал писать морские виды.

Риччи М. «Пейзаж в бурю»
Будапешт, Музей изобразительных искусств

В полотне «Пейзаж в бурю» сцена написана в бравурной технике «tocco forte» («сильного мазка»), плотными мазками переданы объемы кучевых облаков, вспененные барашки волн, созданные воображением художника архитектурные постройки. Риччи любил писать дикую природу, соединяя в своих видах реальные наблюдения и воображаемые эффектные детали, вводя фигуры солдат и отшельников, руины построек. Каждый год он покидал Венецию в поисках подобных живописных мест.

В 1710 году вместе с дядей Марко отправился в Париж, а затем в Англию, где он пробудет, с двухгодичным перерывом, шесть лет. Путь дяди и племянника Риччи шёл через Голландию, что славилась своими пейзажистами даже в Риме. В Лондоне Марко Риччи занимается театральными декорациями, что скажется потом на композиции многих его картин, в которых темной массе деревьев на первом плане противостоит интенсивная освещенность в глубине. Интерес к особенностям атмосферы приведет к тому, что в 1720-е годы Риччи начинает глубоко исследовать закономерности живописной передачи солнечного света.

Марко Риччи был также замечательным графиком; из его гравюр сохранилось 33 пейзажа, для которых характерны те же темы, что и для его живописи, те же искания в области освещения, всегда вибрирующего и солнечного.

В 1716 году вместе с дядей они вернулись в Венецию. Художник достиг зрелости и создаёт пейзажи, вымышленные пейзажи, жанровые сцены, театральные декорации, карикатуры. Последние тринадцать лет Марко проводит в доме у дяди, которому приходилось неустанно следить за тем, чтобы племянник, страдавший приступами черной меланхолии, не лишил себя жизни; к сожалению, это все же не удалось Себастьяно, и Марко отравился путем постепенного увеличения доз прописанных ему лекарств.

Поэтическое дарование М. Риччи и его колористические достижения ярко раскрылись в одном из лучших полотен художника — «Пейзаж с лошадьми».

Огромное пространство в этом пейзаже передано от небольшого, поросшего зеленью склона. От него открывается вид на широкую долину, где трудятся на полях крестьяне. Три исполинских старых дерева на первом плане своей густой кроной скрывают, подобно занавесу, перспективу долины, и она открывается взгляду лишь от склона. Отблески солнца играют в листве этих гигантских, напоминающих офорты Рембрандта, деревьев; мягкий свет озаряет поля и селение у горизонта. Живописный уголок ландшафта передан в угловой перспективе с тонким чувством декоративности. Средствами техники венецианского tocco forte передает Риччи характер освещения; насыщенные светом мазки мягко кроют поверхность холста и южная природа напоена жарким, но не иссушающим солнцем.

В пейзажах Риччи природа может выглядеть и ирреальной, что подтверждает его «Пейзаж с монахом и прачками».

Риччи М. «Пейзаж с монахом и прачками» Венеция, ок. 1720 Галереи Академии

Риччи всегда интересовала передача разнообразных состояний природы – идиллического покоя, бури, выпавшего снега, раннего утра или дня, клонящегося к закату. Для овладения приемами тонального колорита Риччи начал изучать произведения голландских и фламандских мастеров. Риччи был тонким, восприимчивым, ищущим художником, подлинным новатором в итальянской пейзажной живописи. От воображаемого каприччо он шел к тональному пейзажу, предвосхищая пленэрные поиски мастеров XIX столетия.

Риччи М.
«Пасторальная сцена»
Италия, XVIII в.
Холст, масло, 73×99,5 см
БСИИ ASG, инв. №04-1049

Пейзаж из Большого собрания изящных искусств ASG словно иллюстрирует оценку творчества Риччи Александром Бенуа: «какой это превосходный рисовальщик, уверенно справляющийся с «раскладкой» масс и планов! Какие чудесные партии трепещущих деревьев, какие великолепные небеса встречаются на лучших его холстах».

Сегодня произведения Риччи находятся во многих частных собраниях, а также в музеях Вены, Дрездена и Турина; декоративные картины мастера украшают некоторые дворцы Венеции и ее окрестностей. Венецианский коллекционер граф Антонио Дзанетти утверждал, что со времен Тициана и среди современников не найти пейзажиста, который равнялся бы Марко Риччи.

Читайте также  Моисей со скрижалями закона, гвидо рени

ИЗ(Л)УЧАЯ СОЛНЦЕ…

В 2021 году исполнилось 345 лет со дня рождения выдающегося итальянского пейзажиста XVII века Марко Риччи (1676-1730). Риччи был разносторонне одаренным художником, но особую известность ему принесли марины, пейзажи и гравюры. Учился у своего дяди – Себастьяно Риччи — одного из наиболее ярких представителей венецианского рококо, получивших от современников название «виртуозы» за быстроту работы и мастерство. Марко Риччи вошел в историю искусства своими глубокими исследованиями эффектов солнечного света. Обилие в его картинах «вибрирующего света» подтверждает и полотно, хранящееся в Большом собрании изящных искусств ASG.

История мирового искусства знает немало примеров, когда периоды глубокого политического упадка являлись временами высочайшего подъема художественной культуры. Подобную картину представляла собой Венеция XVII века. В результате войн с Турцией бывшая «владычица морей» теряла свои колонии на Балканах и в восточной части Средиземноморья, утрачивала контроль над кормившей ее средиземноморской торговлей и была близка к гибели. А венецианская живопись переживала свой последний и яркий расцвет.

Старые патрицианские роды, покровительствовавшие прежде художникам и обеспечивающие их заказами, нищали, их богатства уплывали в руки нуворишей. Но меценатство, благотворное для развития искусства, было распространено по-прежнему. Оно помогало новой знати укрепить свое положение в обществе.

В этот переломный период Марко Риччи стал в Венеции родоначальником новой пейзажной живописи. Уже в первых своих маринах Риччи проявил исключительный художественный вкус и свободу выражения. Первоначальные работы Риччи продолжали традиции XVII века, но уникальность его видения соединяла реальность природы с живой чувствительностью. Риччи отличает обостренное восприятие атмосферы, экспериментируя, он высветлял свою палитру эффектами солнечного света.

Родился Марко Риччи в городе Беллуно, дядей его был художник Себастьяно Риччи – «вождь венецианских декораторов», в мастерской которого в 1694-1696 годы он и получил первые художественные навыки.

Себастьяно Риччи учился в Венеции у Ф. Червелли, последователя Л. Джордано, а затем в Болонье – у Дж. Дж. дель Соле, подражавшего манере Веронезе. Он писал картины на религиозные, мифологические и исторические сюжеты, много работал в монументальной живописи. В поисках индивидуальной манеры обращался к живописи Веронезе, став провозвестником так называемого неоверонезовского стиля.

Среди его заказчиков были виднейшие особы Европы, французская Королевская Академия изящных искусств сделала его своим членом. Но и на вершине славы он не уставал учиться, перенимая у местных мастеров то, что казалось ему достойным подражания. В заальпийской Европе внимание художника привлекло творчество Рубенса, особенно его женские образы, полнокровные и вместе с тем легкие, чувственные, исполненные тепла и нежности. Во Франции Риччи нашел время, чтобы посетить мастерскую тогда еще мало известного Ватто.

В художественном наследии Риччи-старшего можно выделить две группы произведений. Одна — это картины с небольшим количеством фигур и неторопливо разворачивающимся действием. Они восходят к образцам классического искусства эпохи Возрождения и обладают несомненными достоинствами, однако кажутся эклектичными. Гораздо более интересными представляются работы другого рода, где многочисленные персонажи изображены в бурном движении.

Работа из Большого собрания изящных искусств ASG композиционно решена в классической манере: в центре произведения три персонажа – Авраам, его любимый сын Исаак и ангел. Отличие картины Себастьяно Риччи от многочисленных живописных версий этого сюжета в глубоком психологизме трактовки главного героя. Авраам не стоически спокоен, как это мы видим у Караваджо, Леаля и Рембрандта, он пребывает в ужасе и смятении от предстоящего, но не может ослушаться воли Всевышнего. В произведениях вышеперечисленных художников сама природа, казалось бы, протестует против этой страшной для отца жертвы – низкие облака, гнущиеся деревья, мрачный колорит фона. А здесь мы видим безмятежный солнечный пейзаж, контраст величественного покоя природы и душевного потрясения героя сообщают картине еще больший драматизм.

О реставрации этого произведения в реставрационных мастерских Международного института антиквариата можно прочитать здесь

Нередко ландшафт в картинах Себастьяно писал его племянник, а в обмен дядя населял его безлюдные картины природы фигурами. Именно для совместной работы они и прибыли в 1696 году в Венецию.

Марко отличался очень беспорядочной жизнью и был постоянным посетителем таверн; однажды он убил в ссоре гондольера и, во избежание наказания, бежал в папский Рим, где работал как художник-пейзажист. Успехом пользовались также его вымышленные пейзажи с древнеримской архитектурой (каприччо). Марко Риччи часто сотрудничал с художниками более одарёнными, что затрудняет атрибуцию ряда его произведений раннего периода. Существуют упоминания современников, что Марко Риччи в картинах монашеского цикла Алессандро Маньяско писал пейзажные фоны с изображением морского пространства. По-видимому, под влиянием Маньяско Риччи изменил свою более гладкую манеру письма, начав работать более экспрессивным, словно эскизным, пастозным мазком, подражая мастерам Генуи.

Через четыре года благодаря хлопотам Себастьяно Марко дозволено было вернуться в Венецию, где он стал писать морские виды.

В полотне «Пейзаж в бурю» сцена написана в бравурной технике «tocco forte» («сильного мазка»), плотными мазками переданы объемы кучевых облаков, вспененные барашки волн, созданные воображением художника архитектурные постройки. Риччи любил писать дикую природу, соединяя в своих видах реальные наблюдения и воображаемые эффектные детали, вводя фигуры солдат и отшельников, руины построек. Каждый год он покидал Венецию в поисках подобных живописных мест.

В 1710 году вместе с дядей Марко отправился в Париж, а затем в Англию, где он пробудет, с двухгодичным перерывом, шесть лет. Путь дяди и племянника Риччи шёл через Голландию, что славилась своими пейзажистами даже в Риме. В Лондоне Марко Риччи занимается театральными декорациями, что скажется потом на композиции многих его картин, в которых темной массе деревьев на первом плане противостоит интенсивная освещенность в глубине. Интерес к особенностям атмосферы приведет к тому, что в 1720-е годы Риччи начинает глубоко исследовать закономерности живописной передачи солнечного света.

Марко Риччи был также замечательным графиком; из его гравюр сохранилось 33 пейзажа, для которых характерны те же темы, что и для его живописи, те же искания в области освещения, всегда вибрирующего и солнечного.

В 1716 году вместе с дядей они вернулись в Венецию. Художник достиг зрелости и создаёт пейзажи, вымышленные пейзажи, жанровые сцены, театральные декорации, карикатуры. Последние тринадцать лет Марко проводит в доме у дяди, которому приходилось неустанно следить за тем, чтобы племянник, страдавший приступами черной меланхолии, не лишил себя жизни; к сожалению, это все же не удалось Себастьяно, и Марко отравился путем постепенного увеличения доз прописанных ему лекарств.

Поэтическое дарование М. Риччи и его колористические достижения ярко раскрылись в одном из лучших полотен художника — «Пейзаж с лошадьми».

Огромное пространство в этом пейзаже передано от небольшого, поросшего зеленью склона. От него открывается вид на широкую долину, где трудятся на полях крестьяне. Три исполинских старых дерева на первом плане своей густой кроной скрывают, подобно занавесу, перспективу долины, и она открывается взгляду лишь от склона. Отблески солнца играют в листве этих гигантских, напоминающих офорты Рембрандта, деревьев; мягкий свет озаряет поля и селение у горизонта. Живописный уголок ландшафта передан в угловой перспективе с тонким чувством декоративности. Средствами техники венецианского tocco forte передает Риччи характер освещения; насыщенные светом мазки мягко кроют поверхность холста и южная природа напоена жарким, но не иссушающим солнцем.

В пейзажах Риччи природа может выглядеть и ирреальной, что подтверждает его «Пейзаж с монахом и прачками».

Риччи всегда интересовала передача разнообразных состояний природы – идиллического покоя, бури, выпавшего снега, раннего утра или дня, клонящегося к закату. Для овладения приемами тонального колорита Риччи начал изучать произведения голландских и фламандских мастеров. Риччи был тонким, восприимчивым, ищущим художником, подлинным новатором в итальянской пейзажной живописи. От воображаемого каприччо он шел к тональному пейзажу, предвосхищая пленэрные поиски мастеров XIX столетия.

Пейзаж из Большого собрания изящных искусств ASG словно иллюстрирует оценку творчества Риччи Александром Бенуа: «какой это превосходный рисовальщик, уверенно справляющийся с «раскладкой» масс и планов! Какие чудесные партии трепещущих деревьев, какие великолепные небеса встречаются на лучших его холстах».

Читайте также  Национальная галерея искусств, вашингтон, сша

Сегодня произведения Риччи находятся во многих частных собраниях, а также в музеях Вены, Дрездена и Турина; декоративные картины мастера украшают некоторые дворцы Венеции и ее окрестностей. Венецианский коллекционер граф Антонио Дзанетти утверждал, что со времен Тициана и среди современников не найти пейзажиста, который равнялся бы Марко Риччи.

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика
Риччи, Марко

Риччи, Марко

Риччи, Марко (Ricci, Marco) 1676, Венеция — 1729, Венеция. Итальянский живописец. Один из крупнейших мастеров пейзажной живописи XVIII в. Риччи писал пейзажные фоны в композициях своего дяди, известного живописца Себастьяно Риччи, работал сценографом в театрах Италии, много путешествовал с С. Риччи, в 1708-1710 и 1712-1716 жил в Англии. В Риме его внимание привлекла живопись Дж. П. Паннини, в Неаполе — С. Розы, в Милане, как и С. Риччи, заинтересовало творчество А. Маньяско. Существуют упоминания современников, что Марко Риччи в картинах Маньяско монашеского цикла писал пейзажные фоны с изображением морского пространства. По-видимому, под влиянием Маньяско Риччи изменил свою гладкую манеру письма, начав работать более экспрессивным, словно эскизным, пастозным мазком, подражая мастерам Генуи, стал писать морские виды. В полотнах Пейзаж в бурю (Будапешт, Музей изобразительных искусств) и Буря на море (Болонья, Нац. пинакотека), как и в работах Маньяско, сцены написаны в бравурной технике «tocco forte» («сильного мазка»), плотными мазками переданы объемы парусных лодок, вспененные барашки волн, облака, созданные воображением художника архитектурные постройки. Возможно, Марко Риччи начал изображать руины античных памятников в пейзаже еще до Дж. П. Паннини, став первым мастером подобного каприччо. Как и С. Роза, Риччи любил писать дикую природу, соединяя в своих видах реальные наблюдения и воображаемые эффектные детали, вводя фигуры солдат и отшельников, руины построек. Каждый год он покидал Венецию в поисках подобных живописных мест. В его пейзажах природа выглядит то ирреальной, а весь вид декоративно продуманным в композиционном и живописном исполнении (Пейзаж с монахом и прачками, ок. 1720), то удивительно правдивой (Фантастическая ведута, оба — Венеция, галереи Академии). Риччи всегда интересовала передача разнообразных состояний природы — идиллического покоя, бури, выпавшего снега, раннего утра или дня, клонящегося к закату. Для овладения приемами тонального колорита Риччи начал изучать произведения голландских и фламандских мастеров. Поэтому его интерес к изображению зимних видов (Пейзаж со снегом, Венеция, частное собрание) возник у него не случайно. Чернеющие под снегом абрисы деревянного моста, тонких деревьев, лодки, фигуры всадника и лесоруба у реки выглядят необычно, напоминая виды северных мастеров, манере которых художник подражает и в колорите. Поэтическое дарование М. Риччи и его колористические достижения ярко раскрылись в одном из лучших полотен художника — Пейзаж с лошадьми, пьющими из фонтана (Венеция, галереи Академии). Огромное пространство в этом пейзаже передано от небольшого, поросшего зеленью склона. От него открывается вид на широкую долину, где трудятся на полях крестьяне. Три исполинских старых дерева на первом плане за своими густыми ветвями скрывают, подобно занавесу, перспективу долины. Отблески солнца играют в листве этих гигантских, словно скопированных с офорта Рембрандта, деревьев; мягкий свет озаряет поля и селение у горизонта. Живописный уголок ландшафта передан в угловой перспективе с тонким чувством декоративности. Средствами техники венецианской «pittura di macchia e tocco forte» (с помощью пятна и динамичного мазка) Риччи передает характер освещения; насыщенные светом мазки мягко кроют поверхность холста, и южная природа кажется напоенной солнцем в полуденные часы сиесты. Марко Риччи был разносторонне одаренным художником. Он обращался к пастели, гравюре, создавал карикатуры на своих современников. В Англии он заинтересовался, как и С. Риччи, работами английских мастеров, писавших т. н. сцены собеседования (conversation pieces), стал подражать им, изображая модели в интерьерах и в пейзаже (Репетиция оперы, частное собрание). Риччи был тонким, восприимчивым, ищущим художником, подлинным новатором в итальянской пейзажной живописи. От воображаемого каприччо он шел к тональному пейзажу, предвосхищая пленэрные поиски мастеров XIX столетия. Его живопись оказала влияние на М. Мариески, Дж. Дзаиса, Ф. Гварди. Издание серии офортов Каприччи Марко Риччи в 1743 Д. М. Фоссати (ранее — собрания А. М. Дзанети и английского консула в Венеции Дж. Смита, а ныне — Виндзор, Королевское собрание) имело большой общественный резонанс, стало источником вдохновения многих европейских мастеров.

Лит.: Федотова Е. Д. Венеция. Живопись века Просвещения. М., 2002; Donzelli C. I pittori veneti del Settecento. Firenze, 1957; Pallucchini R. La pittura veneziana del Settecento. Venezia; Roma, 1960; Nepi Scire G., Valcanover F. Gallerie dell’Accademia di Venezia. Milano, 1985.

Марко Риччи

Марко Риччи ( Беллуно , 5 июня 1676 г. — Венеция , 21 января 1730 г. ) Является ли писатель и художник итальянский из Vedute . Главный инициатор венецианский пейзаж XVIII — го века , работы Марко Риччи, долгое время оставался в тени своего дяди Себастьяно Риччи , был переоценен критиками.

Резюме

  • 1 Биография
  • 2 Его работы
  • 3 Примечания и ссылки
  • 4 приложения
    • 4.1 Библиография
    • 4.2 Связанная статья
    • 4.3 Внешние ссылки

биография

Марко Риччи родился в Беллуно на 5 июня 1676 г. , сын Джироламо и племянник Себастьяно Риччи. Он учился живописи со своим дядей и стал его соавтором. Он очень сблизился с молодым художником Джозефом Гупи, который останавливался в Италии между 1705 и 1710 годами, и стал его наставником.

В молодости он уже отличился своей жестокостью, участвуя в драке, закончившейся убийством. Он убивает гондольера в таверне, что вынуждает его укрыться в Сплите в Далмации на четыре года. Он работал там в студии художника- ведуте , вероятно, Антонио Франческо Перуццини .

Вернувшись в Италию, он, вероятно, остался в Неаполе, судя по его первым пейзажам, свидетельствующим о непосредственном знании Сальватора Розы .

В 1708 году он последовал за Чарльзом Монтегю , графом Манчестерским, в Лондон, куда он был приглашен с Джованни Антонио Пеллегрини для создания сценографии для итальянской оперы в Театре Королевы в Хеймаркете .

Он вернулся в Венецию в конце 1710 года , вероятно, из-за спора с Пеллегрини, но вернулся в Лондон с 1711 по 1714 год со своим дядей Себастьяно. Он вращается вокруг Георга Фридриха Генделя и всех интриг, которые разыгрываются в самом сердце лондонского оперного мира.

В Риме в 1720 году, он обнаружил руину Паннини там и написал свои первые работы в этом стиле ( Пейзаж с Ancient Ruins ), серия гуаши , которая была переведена на гравюры Goupy и Шательны в Лондоне.

В конце концов он поселился в Венеции, где был зарегистрирован во фракции художников в 1726 и 1727 годах и жил до своей смерти в доме своего дяди.

Его работа

В юности он проявил неаполитанские влияния и создал морские пейзажи и штормовые пейзажи под влиянием Магнаско .

В зрелом возрасте живопись Марко Риччи свидетельствует о чутком подходе к природе, в частности, путем передачи атмосферных изменений в зависимости от времени года и погоды. В его пейзажах развалин, он показывает уже заранее романтичную чувствительность, предпочтительно используя четкую палитру , отражающее воздействие солнечного света, проложив путь для капризов от Франческо Гварди .

В последние годы использование темперы и гуаши на пергаменте позволило ему еще больше осветлить свою палитру ( Cour Paysanne ).

С 1723 года Марко Риччи был также гравером [исх. необходимый], из которых осталось 33 офорта , темы которых идентичны темам его картин. Техника гравировки позволяет ему подчеркнуть световые контрасты.

Пейзаж с монахами и путешественниками — Ca ‘Rezzonico Venice

Пейзаж с мельницей и прачками — Ca ‘Rezzonico Venice

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: